Воинская часть и договор

Оглавление:

Юридическая личность военных организаций (или имеет ли право командир воинской части заключать договоры?)

(Бараненков В. В.) («Закон и армия», 2005, N 11)

ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ ВОЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ИЛИ ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО КОМАНДИР ВОИНСКОЙ ЧАСТИ ЗАКЛЮЧАТЬ ДОГОВОРЫ?)

Бараненков В. В., полковник юстиции, к. ю.н., доцент, докторант МПИ ФСБ России.

Вот уже более 10 лет ученые и специалисты-практики дискутируют на тему, является ли воинская часть юридическим лицом. Все эти годы суды пытаются разобраться, кто же все-таки является юридическим лицом «у этих военных». А тем временем командиры частей, так и не дождавшись от военной юриспруденции решения проблемы, продолжают активно заключать гражданско-правовые договоры. Формулировки преамбулы таких договоров (в части, касающейся полномочий лица, подписывающего договор) при этом весьма разнообразны и причудливы. Конечно, очень приятно, что уровень доверия у граждан к контрагентам в военной форме очень высок и редко кто сомневается в правомерности формулировки в преамбуле договора о лицах, его заключающих, — «командир в/ч 00000, действующий на основании Устава…». Имеет ли какое-то значение, какой именно устав имел в виду командир (строевой, а может быть, устав гарнизонной и караульной службы)? Да и действительно, если перед этим в этой же преамбуле написано: «Директор ООО «Н», действующий на основании Устава», то уж кому как не командиру жить по Уставу? Правда, в Уставе ООО «Н» правомочия директора указаны, но ни в одном из общевоинских уставов не указаны правомочия командира части заключать договоры, но кто там из гражданских контрагентов об этом задумывается. Ну а даже если и задумается — можно изменить формулировку: «командир в/ч 00000, действующий на основании Положения о в/ч 00000… (или «прав по должности»)», ну а то, что именно в этом, как правило секретном, Положении написано о правомочии командира, — военная тайна. Так что практически как в церкви — дальнейшие отношения основываются на вере. Какое дело командиру, например, полка до всех этих юридических тонкостей? Контрагенты верят, договоры заключаются, часто даже выполняются. Ну а на крайний случай, например, когда у воинской части не оказывается денег на оплату своих обязательств, в судебном заседании «вдруг» выясняется, что эта самая воинская часть и не юридическое лицо вовсе, а кто на самом деле юридическое лицо — и не знает никто. Ну конечно же многие думают, что юридическое лицо — Минобороны России, которому эта самая воинская часть подчинена (о чем даже есть надпись — например на бланках документов, на табличке у ворот этой самой части). На самом же деле в суде представители Минобороны России весьма обоснованно доказывают, что Минобороны — это только федеральный орган исполнительной власти (условно примерно то, что размещено в «здании на Арбате») и, естественно, никакие танковые или мотострелковые полки в штат самого министерства не входят. А из этого следует, что и отвечать Минобороны, как юридическое лицо, спорный договор не заключающее, по нему не обязано. Да и о субсидиарной ответственности (согласно статье 120 Гражданского и пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса) речи идти не может, если нет основного ответчика — юридического лица. Вот и вынуждены суды справедливости ради признавать воинские части, разнообразные иные военные организации, поназаключавшие договоров, юридическими лицами. Хотя на самом деле развитие событий может проходить и не по такому (весьма благоприятному для командира воинской части) сценарию. Так, согласно пункту 1 статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК), «при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку». В «переводе на русский язык» это означает, что командир части, заключив договор от имени воинской части, в случае отсутствия у него на это специальных предусмотренных законом полномочий (а также в случае отсутствия у части статуса юридического лица), на самом деле заключает эту сделку от своего собственного имени (как физического лица) и стороной по сделке становится лично он сам. И лишь в случае, если какая-либо организация, являющаяся юридическим лицом, впоследствии одобрит сделку, совершив какие-либо юридически значимые действия, ее подтверждающие , то такое юридическое лицо становится стороной по данной сделке с момента ее совершения (пункт 2 статьи 183 ГК). ——————————— Под прямым последующим одобрением сделки представляемым, в частности, могут пониматься письменное или устное одобрение, независимо от того, адресовано ли оно непосредственно контрагенту по сделке; признание представляемым претензии контрагента; конкретные действия представляемого, если они свидетельствуют об
одобрении сделки (например, полная или частичная оплата товаров, работ, услуг, их приемка для использования, полная или частичная уплата процентов по основному долгу, равно как и уплата неустойки и других сумм в связи с нарушением обязательства; реализация других прав и обязанностей по сделке); заключение другой сделки, которая обеспечивает первую или заключена во исполнение либо во изменение первой; просьба об отсрочке или рассрочке исполнения; акцепт инкассового поручения. Независимо от формы одобрения оно должно исходить от органа или лица, уполномоченных в силу закона, учредительных документов или договора заключать такие сделки или совершать действия, которые могут рассматриваться как одобрение. Действия работников представляемого по исполнению обязательства, исходя из конкретных обстоятельств дела, могут свидетельствовать об одобрении при условии, что эти действия входили в круг их служебных (трудовых) обязанностей, или основывались на доверенности, или полномочие работников на совершение таких действий явствовало из обстановки, в которой они действовали (абз. второй п. 1 ст. 182 ГК РФ). (См. информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 октября 2000 г. N 57 «О некоторых вопросах практики применения статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2000. N 12.)

Как же на самом деле должны заключаться договоры от имени воинских частей и иных военных организаций? Что обязан знать и учитывать в своей деятельности командир (начальник), чтобы избежать совершения противоправных действий? Прежде всего важно помнить, что вступать в гражданские правоотношения (в том числе заключать любые договоры) имеет право только такая организация, которая является юридическим лицом. Это означает, что только такая военная организация, которая является юридическим лицом, имеет право заключать договоры, приобретать по ним имущество и получать услуги, пользоваться имуществом на праве оперативного управления (или ином вещном праве), арендовать (а тем более сдавать в аренду в случаях, когда это специально разрешено), быть работодателем в отношении гражданского персонала, подавать иски и защищать свои интересы в суде и т. п. Как же определить, является ли конкретная военная организация юридическим лицом? Прежде всего, внешним признаком этого является государственная регистрация организации в качестве юридического лица и наличие соответствующего Свидетельства и записи в Едином государственном реестре юридических лиц. Но на самом деле, особенно в отношении военных и иных бюджетных организаций, это еще не полная гарантия правомерности наделения организации статусом юридического лица. Так, например, Арбитражным судом Новосибирской области (а затем Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа) было отказано в удовлетворении иска (о взыскании налоговых санкций) Инспекции МНС России по Калининскому району г. Новосибирска к в/ч 63781 (г. Новосибирск) со ссылкой на то, что «выводы истца о признаках юридического лица и о наличии свидетельства о государственной регистрации и данных о постановке на налоговый учет необоснованные, так как данные обстоятельства не подтверждают правоспособность Войсковой части 63781 как юридического лица, поскольку Войсковая часть 63781 подотчетна и подконтрольна вышестоящему воинскому формированию и не вправе распоряжаться имуществом Министерства обороны Российской Федерации» . ——————————— Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 апреля 2001 года N Ф04/1037-307/А45-2001.

Помимо этого, огромное количество нарушений при регистрации военных организаций (обусловленное в том числе значительной противоречивостью норм гражданского, бюджетного, военного законодательства) позволяет усомниться в статусе многих «военных юридических лиц». Наиболее характерными нарушениями являются ненадлежащие учредительные документы. Согласно статье 52 ГК «юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора». Учредительными документами учреждения является устав и решение собственника о его создании (пункт 1 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Может ли военная организация действовать на основании Положения? Казалось бы, наивный вопрос — действуют же. На самом деле, согласно этой же статье 52 ГК юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида только в случаях, предусмотренных законом. Так, например, согласно статье 2 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» органы управления внутренними войсками, соединения, воинские части, военные образовательные учреждения высшего профессионального образования и учреждения внутренних войск «могут быть юридическими лицами, регистрация которых осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Соединения и воинские части действуют на основании общего положения, утверждаемого министром внутренних дел Российской Федерации». Такую формулировку, вероятно, можно трактовать как указанное в ГК разрешение для таких организаций действовать в гражданском обороте на основании такого положения об организациях данного вида. Что же касается любых иных юридических лиц (в том числе военных организаций), в отношении которых нет даже такого указания в законе, то они обязаны иметь устав, определяющий особенности гражданско-правового положения этой организации именно как юридического лица. Хотя на практике ожидать быстрого наведения порядка в этом отношении вряд ли приходится, так как даже сами федеральные органы исполнительной власти, «гордо именуемые» в положениях о них юридическими лицами , не имеют уставов, нарушая тем самым требования ГК. Следует отметить, что устав должен быть утвержден (а решение о создании принято) надлежащим лицом. ——————————— Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями от 20 июня, 7 ноября 2000 г., 7 мая 2002 г., 10 января, 30 июня, 11 ноября 2003 г., 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 6. Ст. 711. См., например, пункт 13 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации 2004. N 34. Ст. 3538.

На практике же можно встретить самые неожиданные подходы. ОАО «Мосэнерго» обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском о взыскании с 30-го Центрального научно-исследовательского института Минобороны России задолженности по оплате отпущенной электроэнергии за 2,5 года. Суд вначале в качестве третьих лиц к участию в деле привлек КЭЧ Ногинского района и Минобороны России, освободив ЦНИИМО от участия в деле в качестве ответчика, а затем взыскал долг с Минобороны России, сославшись на то, что в/ч 19161 не имеет статуса юридического лица. По жалобе Минобороны России дело было рассмотрено судом апелляционной инстанции (в качестве ответчиков к участию в деле были привлечены институт, в/ч 19161 и Ногинская КЭЧ), постановлением которой решение суда отменено. На этот раз требования о взыскании основной задолженности были удовлетворены уже за счет института. В кассационной жалобе институт просил отменить постановление как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на отсутствие у него договорных отношений с энергоснабжающей организацией, так как, по его мнению, фактическим потребителем электроэнергии являлась в/ч 19161, «на базе которой с 01.01.98 было создано самостоятельное юридическое лицо — Научно-исследовательский центр систем управления ВВС (НИИ СУ ВВС), на баланс которого было передано энергопринимающее устройство, присоединенное к сетям ОАО «Мосэнерго». Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил решение и Постановление Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К1-2953/01 отменить, дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции, сославшись на то, что суд не выяснил, на чьем балансе находилось в период с мая 1998 года по январь 2001 года энергопринимающее устройство и кто являлся в указанный период времени фактическим потребителем электроэнергии, а также на то, что «утверждение суда относительно того, что в/ч 19161 не является юридическим лицом, нельзя признать достаточно обоснованным, поскольку оценка правового положения в/ч 19161 сделана без анализа норм, содержащихся в Положении о научно-исследовательском центре (систем управления ВВС), утвержденного Главнокомандующим ВВС от 29.03.97, и ст. ст. 48, 52 ГК РФ» . Удивительно, что суд готов всерьез рассматривать в качестве учредительного документа «Положение, утвержденное Главнокомандующим ВВС», а руководство ЦНИИМО всерьез полагает, что таким образом филиал может стать юридическим лицом. ——————————— Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 3 апреля 2002 г. N КГ-А41/1804-02.

Читайте так же:  Зачем нужна лицензия 1с

Таким образом, только если юридическое лицо создано надлежащим образом (в строгом соответствии с порядком, предусмотренным гражданским законодательством), надлежащим лицом (Правительством России ), действует на основании надлежащих учредительных документов — решения собственника о создании и устава (и только в случаях, предусмотренных законом, — положение об организациях данного вида), зарегистрирована в качестве юридического лица, оно становится надлежащим участником гражданских правоотношений и имеет право в том числе заключать гражданско-правовые договоры. ——————————— Постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2004 г. N 71 «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 7. Ст. 537. (Ранее (до февраля 2004 года), помимо Правительства Российской Федерации, учреждения могли создаваться и решением Министра обороны (подпункт 9 пункта 11 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 1998 г. N 1357 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации» (с изменениями от 25 марта, 1 декабря 2000 г., 6 июля, 5 августа 2002 г., 21 июля, 10 сентября, 19 ноября 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 ноября 1998 г. N 46. Ст. 5652)).

Согласно пункту 1 статьи 53 ГК «юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами». Таким образом, от имени юридического лица заключать договоры имеют право его руководитель, иные лица (если это прямо предусмотрено учредительными документами), а все иные лица — только на основании доверенности за подписью руководителя юридического лица или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации (пункт 5 статьи 185 ГК) . ——————————— Доверенность на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером юридического лица.

Если же статус воинской части, иной военной организации не определен, наиболее предпочтительным является оформление ее в качестве филиала вышестоящей организации — юридического лица. В этом случае командир части (командир (начальник) иной военной организации) должен действовать на основании доверенности от имени этого юридического лица (пункт 3 статьи 55 ГК).

Воинская часть как субъект договора аренды

Воинская часть как субъект договора аренды

капитан , слушатель военно-юридического факультета Военного университета

За последние годы воинские части получили доста­точно свободы в заключение различных хозяйственных договоров. Это связано с изменением общественно-политической и экономической обстановки в стране, а также появлением новейшего гражданского законода­тельства.

Многие командиры воинских частей вместо центра­лизованных поставок материально-технического обес­печения и продовольствия столкнулись с необходимос­тью самостоятельно заключать подобные договоры, используя полученные по смете денежные средства. Почувствовав себя полноценными хозяйственниками, командиры воинских частей стали легко заключать и другие договоры, такие как договоры аренды объектов недвижимости, находящейся на балансе воинской час­ти. Часто эти договоры нигде не регистрировались, что приводило к неконтролируемому получению денег, а иногда к обветшанию или даже утрате (!) объектов не­жилого фонда (см., например, «Аргументы и факты» №№21,24,44 за 1996 год).

Чтобы избежать подобных недоразумений, необхо­димо знать следующее: имущество, находящееся на ба­лансе воинской части является собственностью не во­инской части, а государства. Вещное право, которым обладает воинская часть на данное имущество — это право оперативного управления1. Поэтому распоря­жаться (продавать, оставлять в залог, сдавать в аренду) этим имуществом командир воинской части не имеет права без разрешения собственника имущества, либо лица (органа), уполномоченного собственником2. Го­сударство как собственник делегировало свои полно­мочия специализированному органу — Госкомимуще­ству России (постановление Верховного Совета Россий­ской Федерации от 01.01.01 года № 000-1, и Указ Президента Российской Федерации от 01.01.01 года№ 000).

Для упорядочения процесса заключения договора аренды недвижимости Госкомимуществом России (ныне — Мингосимущество) было подготовлено распоряжение от 01.01.01года «О введении в действие порядка сдачи и переоформления договоров на аренду зданий, сооружений и нежилых помещений в жилых домах, находящихся на балансе предприятий, организаций, учреждений, воинских частей Министер­ства обороны Российской Федерации». На основании данного распоряжения заместитель Министра оборо­ны издал в 1993 году директиву № Д-23, которая доводит до сведения командиров воинских частей и других во­еннослужащих порядок заключения договоров аренды.

С принятием части 2 Гражданского кодекса Россий­ской Федерации (далее по тексту — ГК РФ), возникла необходимость разработки нового документа, учиты­вающего изменения в гражданском законодательстве. Проект нового распоряжения Госкомимущества, регу­лирующего арендные правоотношения с участием фе­деральных министерств и ведомств, разработан в ок­тябре — декабре 1996 года, но по организационным при­чинам еще не принят. Поэтому в настоящей статье бу­дут анализироваться как действующие нормативные акты, так и проект нового распоряжения Госкомиму­щества России.

Принятые документы поставили определенный зас­лон на пути неправомерного использования объектов нежилого фонда. В первую очередь это достигалось высокой степенью контроля за подготовкой проекта до­говора аренды к его утверждению, а также периодичес­ким контролем Управления военным имуществом, глав­ных и центральных управлений, финансовыми органа­ми Министерства обороны Российской Федерации, органами федеральной налоговой службы исполнения договора аренды с целью перечисления арендных пла­тежей в бюджет.

Порядок «прохождения» договора аренды до его ут­верждения по различным инстанциям не совсем прост, но он позволяет учесть интересы государства и воинс­кой части. Воинская часть, имеющая на своем балансе объекты нежилого фонда, которые нужно сдать в арен­ду (балансодержатель), обращается в КЭЧ (коммунально-эксплуатационную часть) гарнизона с ходатайством о разрешении сдать имущество в аренду, а если есть конкретный претендент на заключение договора, то и проект договора с данным юридическим лицом. Далее КЭЧ гарнизона собирает ходатайства от других воинских частей гарнизона и составляет обобщенное хода­тайство, которое направляет в КЭС (кваритрно-эксплуатационную службу) округа. После рассмотрения в КЭС ходатайства и проекты договоров передаются на утвер­ждение командующему войсками округа, который пред­ставляет эти документы заместителю Министра оборо­ны Российской Федерации — начальнику управления по строительству и расквартированию войск. После согла­сования с Генеральным штабом ВС РФ, Главными штабами видов ВС, начальниками главных и центральных управлений, документы передаются на утверждение в Госкомимущество России (или его территориальные агентства). Договор аренды вступает в силу на следую­щий день после подписания его в Госкомимуществе России.

Проект нового распоряжения Госкомимущества России не изменяет действующего порядка утвержде­ния договора, но предъявляет жесткие требования к сро­кам прохождения документов по инстанциям в Мини­стерстве обороны и Госкомимуществе (до десяти дней на каждую ступень утверждения проекта договора). Новеллой является подробная регламентация проведе­ния торгов (аукционов и конкурсов) на право заключе­ния договора аренды. Утверждается, что заключение договоров аренды через проведение торгов является преимущественным способом, но в случаях, прямо перечисленных в распоряжении, заключение договоров аренды будет производиться прямым решением Госко­мимущества. Разница между этими способами заклю­чения договора аренды следующая:

— по результатам торгов заключается договор арен­ды для наиболее ценных объектов нежилого фонда;

— при проведении торгов существует несколько по­тенциальных претендентов на заключение договора аренды.

И хотя в проекте нового документа проведение тор­гов на право заключения договора аренды описано до­статочно подробно, ряд специалистов считает, что ос­новным способом заключения договоров останется прямое решение Госкомимущества (или его террито­риального агентства), и вот почему:

1. Госкомимущество утверждает проект договора с потенциальным арендатором;

2. Прохождение проекта договора аренды по инстан­циям происходит относительно быстрее, чем утверж­дение ходатайства;

3. На большинство объектов нежилого фонда, сда­ваемых в аренду, существует всего один потенциаль­ный арендатор.

В вышеуказанном распоряжении Госкомимущества России от 01.01.01 года и директиве Ми­нистра обороны Дгода предусмотрена форма типового договора аренды. Типовая форма договора должна служить для того, чтобы облегчить сторонам заключение договора; останется только внимательно прочитать форму договора, внести соответствующие реквизиты сторон и, если необходимо, дописать дополнительные условия договора, учитывающего особен­ности в каждом конкретном случае (например: особен­ности пропускного режима и др.). Но в этом плане ста­рая (1993 год) форма договора далека от совершенства: многочисленные несоответствия новому гражданско­му законодательству, а порой и просто непонятные вы­ражения затрудняют ее использование. В форме дого­вора, утвержденной Госкомимуществом 16 мая 1996 года, сделана неудачная попытка исправить эти недо­статки, но одновременно внесена новая «порция» казу­истики.

Полностью эти недостатки устранены в проекте рас­поряжения Госкомимущества. Но пока он не принят, при использовании старой формы договора, необходи­мо особое внимание уделять следующим условиям до­говора: сроку, определению размера арендной платы, обязанностям сторон и условиям расторжения догово­ра, так как они в данной форме договора не соответ­ствуют действующему законодательству.

В договоре аренды воинская часть выступает в каче­стве балансодержателя имущества, сдаваемого в арен­ду. Арендодателем выступает Госкомимущество Рос­сии, но фактически бремя арендодателя несет на себе воинская часть. Ее обязанности в договоре соответству­ют обязанностям арендодателя, указанным в главе 34 ПС Российской Федерации, таким как предварительное заключение договора, передача имущества через офор­мление акта приема-передачи, контроль за исполнени­ем арендатором своих обязанностей по договору, от­ветственность за несвоевременное предоставление арендованного имущества арендатору. Вполне понят­но, что договор этот не трехсторонний, а двухсторон­ний — воинская часть и Госкомимущество выступают на одной стороне. В старой форме договора это поло­жение не указано, поэтому заключая договор аренды, командирам воинских частей и юрисконсультам необ­ходимо указывать:

«. Арендодатель , Ба-лансо-держатель , с одной стороны. »

Но самые серьезные изменения по исполнению до­говора аренды содержатся не в проекте нового доку­мента, а в распоряжении Госкомимущества России от 01.01.01 года. Хотя данный норматив­ный акт небольшой, он внес большую панику в ряды балансодержателей арендуемых объектов нежилого фонда: он отменил распоряжения Госкомимущества от 01.01.01 года и от 6 октября 1994 года № 000 — р, согласно которым 100% арендной платы ос­тавалось у балансодержателей. Таким образом, Мини­стерство обороны стало последним министерством, лишившимся подобной льготы (другие министерства и ведомства — балансодержатели объектов недвижимос­ти федеральной собственности давно уплачивают в бюджет 100% арендной штаты за объекты, сдаваемые в аренду).

Понятно, что ситуация с заключением и исполнени­ем договоров аренды в 1997 году серьезно изменилась. Если раньше, образно выражаясь, было следующее: воинская часть нашла себе арендатора, составила с ним проект договора, утвердила его в Госкомимуществе России (или его территориальном агентстве) и получала по этому договору деньги (которые должны были расходоваться на социальную сферу, в том чис­ле на строительство жилья), то теперь актуально дру­гое: воинская часть отправляет ходатайство о зак­лючении договора аренды в Госкомимущество Рос­сии, Госкомимущество подыскивает арендатора, утверждает договор, а арендная плата перечисляет­ся в бюджет.

С одной стороны, решение Госкомимущества Рос­сии верно: за арендную плату по одному договору арен­ды воинская часть глобальных социальных проблем во­еннослужащих не может решить, да и деньги могут «ра­створиться». А централизованный учет поступающих в бюджет средств от сдачи в аренду объектов недвижимо­сти поможет собрать небольшие денежные ручейки от отдельных договоров аренды в мощный поток и напра­вить его на решение какого-либо крупного вопроса, касающегося армии. Но с другой стороны, арендная плата — это реальные деньги. И эти реальные деньги уходят в бюджет, а из бюджета должного финансирова­ния Вооруженных Сил Российской Федерации не про­исходит.

Естественно, такой порядок долго существовать не мог. Президент Российской Федерации нынешним ле­том уделил особое внимание проблемам армии и под­писал ряд указов о реформировании Вооруженных Сил Российской Федерации, и в том числе о финансовом обеспечении реформы. В частности, 16 июля 1997 года Президент Российской Федерации подписал Указ№ 000с «О первоочередных мерах по реформированию Воо­руженных Сил Российской Федерации и совершенство­ванию их структуры», в пункте 8 которого определил «установить, что средства, получаемые от приватизации организаций. .и недвижимого имущества Воору­женных Сил Российской Федерации, а также от исполь­зования имущества Вооруженных Сил Российской Фе­дерации и оказания ими услуг на договорной основе, переводятся на специальный счет Министерства обо­роны Российской Федерации и используются этим Министерством для финансирования мероприятий, направленных на обеспечение социальной защиты увольняемых с военной службы военнослужащих.. .и других мероприятий, связанных с реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации».

Указ Президента Российской Федерации обладает, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, большей юридической силой, чем другие подзаконные нормативно-правовые акты, поэтому порядок перечис­ления арендной платы в бюджет, установленный Госко­мимуществом России применяться не должен. Но реа­лизации порядка перевода денег на специальный счет Министерства обороны Российской Федерации еще нет.

19 июля 1997 года Президент Российской Федерации подписал Указ № 000, которым утвердил Положение о комиссии по финансовому и экономическому обеспе­чению военной реформы при Совете обороны Россий­ской Федерации. Одними из функций данной комиссии являются:

реализация стоимостного учета военного иму­щества и оказываемых услуг3;

— реализации и приватизации военного имущества, являющегося федеральной собственностью;

совершенствованию системы исполнения феде­рального бюджета в части расходов на оборону, правоохранительную деятельность, на обеспечение безопас­ности государства, проведение военной реформы, а так­же по привлечению дополнительных источников фи­нансирования на эти цели.

Читайте так же:  Не регистрировать договор аренды квартиры

Так как, в части 2 пункта 10 вышеуказанного Указа определено, что «по отдельным решениям комиссии могут издаваться указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряже­ния Правительства Российской Федерации», можно ожидать появления соответствующих нормативных ак­тов, которые установят порядок перечисления аренд­ных платежей в бюджет и процент арендной платы, ко­торый будет оставаться у балансодержателя. А пока не определен этот порядок, перечислим выгоды, которые уже может получить балансодержатель при сдаче объектов нежилого фонда в аренду:

1. Текущий ремонт (а если в договоре указать, то и капитальный ремонт) — обязанность арендатора;

2. Арендная плата перечисляется в бюджет за выче­том амортизационных отчислений, которые остаются у балансодержателя (в случае производства арендатором капитального ремонта сумма амортизационный отчис­лений, остающихся у арендатора, существенно умень­шается)4;

3. По условию договора арендатор обязан застрахо­вать арендуемое имущество5.

Несмотря на изменения, которым подвержены нор­мативные акты, регулирующие арендные правоотно­шения в Вооруженных Силах, использование объектов нежилого фонда, в частности, при договоре аренды ос­тается одним из важных инструментов в руках у умелых специалистов-юрисконсультов и командиров частей. В данной ситуации нужно разобраться, что будет выгод­нее и необходимее:

1) расходовать деньги на эксплуатацию объекта не­жилого фонда из средств воинской части;

2) положить эту ношу на плечи арендатора;

3) если объекты подпадают под категорию высво­бождаемого военного имущества, представить на реа­лизацию данные объекты нежилого фонда в соответ­ствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.01.01 года № 000 и получить после продажи 20% от стоимости данных объектов.

1 Хотя организационно-правовая форма такого юри­дического лица, как воинская часть законодательно еще не определена, специалисты считают, что воинская часть — это учреждение, так как она наделена правом опера­тивного управления на закрепленное за ней имущество (см. статью 120 ГК РФ).

2 Статьи 296,298,299 ГК РФ.

3 Курсив автора — А. К.

4 Положение «О порядке начисления амортизацион­ных отчислений по основным фондам в народном хо­зяйстве» утверждено Госпланом СССР, Минфином СССР, . от29декабря 1990года№ ВГ-21-Д/144/17-24/ 4-77; письмо Министерства финансов Российской Фе­дерации от 4 октября 1995 года 1 -5.

5 Директива заместителя Министра обороны от 01.01.01года№ ДЗ-15.

ВОЗМОЖНОСТЬ ПОДПИСАНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА КОМАНДИРОМ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ

Имеет ли право командир воинской части подписывать трудовые договоры как работодатель, при условии, что воинская часть не является юридическим лицом, но имеет ИНН (идентификационный номер налогоплательщика)?

Чтобы организация могла быть работодателем, т.е. состоять в трудовых отношениях с работником, согласно ст. 20 ТК РФ она должна отвечать признакам юридического лица, в соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Поэтому, как правило, все воинские части МО РФ являются юридическими лицами, а командиры этих воинских частей (как руководители организаций) являются военными работодателями для гражданского персонала воинских частей, имеют право и обязаны подписывать трудовые договоры с вольнонаемными работниками.

В том случае, когда воинская часть не является юридическим лицом, но есть обособленное структурное подразделение вышестоящей по подчиненности воинской части, которая является юридическим лицом, командир первой воинской части имеет право подписывать трудовые договоры, только если ему такие полномочия предоставлены на основании приказа вышестоящего воинского начальника или по доверенности.
Особенности заключения трудовых договоров с гражданским персоналом Вооруженных Сил РФ установлены в приказе Минобороны России от 11.12.1993 N 557.

Служба по контракту

Служба

Условия приема на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации (вариант для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву)

Под условиями приема понимаются правила, установленные для проведения процедуры отбора кандидата для прохождения военной службы по контракту и его приема в воинских частях.

Порядок отбора кандидатов из числа военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, на военную службу по контракту установлен статьей 6 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237.

Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву и изъявивший желание поступить на военную службу по контракту, подает рапорт по команде.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее 3-х месяцев, вправе заключать контракт о прохождении военной службы.

Кроме того, военнослужащие по призыву, получившие до призыва на военную службу высшее или среднее профессиональное образование имеют право на заключение данного контракта без учета срока прохождения ими военной службы по призыву.

Вместе с рапортом военнослужащий представляет:

  • заполненную по установленной форме и подписанную анкету поступающего на военную службу по контракту;
  • автобиографию, написанную от руки в произвольной форме (в 2-х экземплярах);
  • заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих уровень образования;
  • заверенные в установленном порядке копии свидетельств о браке
  • и свидетельств о рождении детей (при наличии);
  • копию свидетельства о рождении;
  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • служебную характеристику с последнего места работы (учебы, службы).
  • заверенную в установленном порядке копию трудовой книжки (при наличии);
  • выписку из домовой книги (при наличии);
  • фотографии размером 9 х 12 см (анфас).
  • Рапорт военнослужащего, проходящего военную службу по призыву и изъявившего желание поступить на военную службу по контракту, регистрируется и принимается командиром воинской части к рассмотрению.

    Командир воинской части рассматривает рапорт военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и принимает по нему решение в сроки, определенные Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации для рассмотрения предложений военнослужащих (статья 116 ДУ ВС – до 30 суток со дня регистрации, в исключительных случаях срок может быть продлен, но не более чем на 30 суток, с уведомлением об этом военнослужащего, подавшего обращение).

    Военнослужащий, рапорт которого принят к рассмотрению, является кандидатом.

    Рапорт военнослужащему может быть возвращен по основаниям, установленным пунктом 5 статьи 5 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237:

    • при вынесении в отношении его обвинительного приговора и назначении наказания, ведении в отношении его дознания, предварительного следствия или передаче уголовного дела в суд;
    • при наличии у него неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления;
    • если это лицо отбывало наказание в виде лишения свободы;
    • если это лицо подвергнуто административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (до окончания срока,
    • в течение которого это лицо считается подвергнутым административному наказанию).
    • Соответствие кандидата требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, определяется аттестационной комиссией воинской части.

      Решение о несоответствии кандидата требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, принимается аттестационной комиссией воинской части при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами «б» — «е» пункта 5 и пунктом 15 статьи 5 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237:

    • при признании его по результатам медицинского освидетельствования ограниченно годным к военной службе, временно негодным к военной службе или негодным к военной службе;
    • при отнесении его по результатам профессионального психологического отбора к четвертой категории профессиональной пригодности;
    • при признании его не соответствующим требованиям для поступающих на военную службу по контракту по уровню образования, квалификации или физической подготовки.
    • По рассмотрении рапорта командир воинской части дает указания:

    • о проведениии медицинского освидетельствования;
    • о проведении с ним мероприятий по профессиональному психологическому отбору ;
    • о проверке соответствия уровня его образования (наименование мероприятия должно иметь формат ссылки, при нажатии на которую происходит переход в соответствующий раздел на данной странице), квалификации и физической подготовки;
    • о рассмотрении его кандидатуры аттестационной комиссией воинской части.
    • Медицинское освидетельствование кандидата проводится в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565.

      При отказе гражданина от обследования военно-врачебная комиссия выносит заключение: «Не годен к поступлению на военную службу по контракту».

      По результатам медицинского освидетельствования дается заключение о годности кандидата к военной службе по следующим категориям:

      А — годен к военной службе;

      Б — годен к военной службе с незначительными ограничениями;

      В — ограниченно годен к военной службе;

      Г — временно негоден к военной службе;

      Д — негоден к военной службе.

      В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на военную службу по контракту может быть принят гражданин, признанный годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями.

      В отношении граждан, изъявивших желание проходить военную службу по контракту, выносится заключение о годности их к военной службе на воинских должностях по конкретным ВУС, а при необходимости, к прохождению военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и местностях с неблагоприятными климатическими условиями.

      С кандидатами, признанными по состоянию здоровья годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, профессиональная подготовленность которых соответствует квалификационным требованиям по избираемым ими воинским должностям (ВУС), проводятся мероприятия по профессиональному психологическому отбору.

      Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся специалистами по профессиональному психологическому отбору в соответствии с Руководством по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 января 2000 г. № 50.

      При проведении профессионального психологического отбора оцениваются уровень интеллектуального развития, психологическая готовность к прохождению военной службы, быстрота мышления, коммуникабельность и другие профессионально важные для военной службы качества обследуемых граждан.

      Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводится с использованием методов социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования.

      Справочно: В соответствии со статьей 8 Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации социально-психологическое изучение предусматривает оценку условий воспитания и развития личности, ее военно-профессиональной направленности, организаторских способностей, особенностей общения и поведения в коллективе, образовательной и профессиональной подготовленности.

      Психологическое и психофизиологическое обследование позволяет оценивать познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление), внимание, психологические особенности личности (способности, характер, темперамент), свойства нервной системы (силу, подвижность, лабильность, уравновешенность, динамичность), психомоторики и нервно-психическую устойчивость.

      Социально-психологическое изучение проводится с использованием следующих основных методов: изучение документов, наблюдение, опрос (беседа, анкетирование).
      Основным методом психологического и психофизиологического обследования является профессионально-психологическое испытание (тестирование), в том числе с использованием технических средств профотбора.

      Профессиональная пригодность определяется относительно конкретной воинской должности, на замещение которой планируется военнослужащий.
      По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности кандидата к военной службе по контракту на конкретных воинских должностях:

      а) рекомендуется в первую очередь — первая категория;

      б) рекомендуется — вторая категория;

      в) рекомендуется условно — третья категория;

      г) не рекомендуется — четвертая категория.

      В соответствии с пунктом 3 статьи 33 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на военную службу по контракту не может быть принят гражданин, отнесенный по результатам профессионального психологического отбора к четвертой категории профессиональной пригодности.

      Проверка соответствия уровня образования кандидата установленным требованиям осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 октября 2016 г. № 633 «Об установлении требований по уровню образования к гражданину (иностранному гражданину), поступающему на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками и мичманами».

      Справочно: Под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

      Статьей 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). При этом общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

      Уровни общего образования:

      1) дошкольное образование;

      2) начальное общее образование;

      3) основное общее образование;

      4) среднее общее образование.

      Уровни профессионального образования:

      1) среднее профессиональное образование;

      2) высшее образование — бакалавриат;

      3) высшее образование — специалитет, магистратура;

      4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

      В приказе Министра обороны Российской Федерации от 3 октября 2016 г. № 633 «Об установлении требований по уровню образования к гражданину (иностранному гражданину), поступающему на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками и мичманами» содержится информация об уровне образования, необходимом при назначении на соответствующие воинские должности.

      В соответствии со статьями 9 и 260 Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. № 200, физическая подготовленность граждан, поступающих на военную службу по контракту, оценивается по результатам и условиям выполнения трех упражнений, которые выполняются, как правило, в спортивной форме одежды в течение одного дня согласно приложению № 20 к указанному Наставлению.

      Граждане вправе выбрать для выполнения по одному из упражнений на каждое физическое качество (выносливость, сила и быстрота).

      В случае невыполнения минимального норматива в одном из упражнений, требования к поступающим на военную службу по контракту считаются не выполненными.

      Требования
      к физической подготовленности граждан, поступающих
      на военную службу по контракту

      Физические упражнения

      Минимальные требования для категорий военнослужащих (мужчины до 30 лет)

      Заключение договора от имени в/ч

      #1 -Гость-aleks-

      #2 -Max-

      #3 ZOOM ZOOM —>

      #4 ZOOM ZOOM —>

      Общая форма преамбулы (на примере договора подряда):

      Настоящий договор подряда заключен между сторонами-участниками, указанными ниже, подписан в ______ (город, поселок и т.д.) ____ дата в ______ (кол-во) экземплярах: по ________ (сколько) для каждой из сторон договора, причем все экземпляры имеют равную правовую силу.

      __________(наименование организации), именуемый в дальнейшем «Заказчик», в лице _____ (должность, Ф.И.О.), действующего на основании ________ (устава и т.п.), с одной стороны, и _____ (наименование организации), именуемый в дальнейшем «Подрядчик», в лице ______ (должность, Ф.И.О.), дкйствующего на основании ________ (устава, доверенности и т.п.), с другой стороны, полномочия которых на заключение договора прилагаются к экземплярам для сторон, заключили настоящий договор о нижеследующем:

      #5 mvv mvv —>

      #6 Vitalik Vitalik —>

    • Partner
    • 9 203 сообщений
    • #7 ZOOM ZOOM —>

      mvv А ты что заканчивал?

      Добавлено:

      #8 mvv mvv —>

      #9 -Дохтур-

      #10 -AVS-

      В госпиталях есть начальник госпиталя(отв. за адм. вопросы) и главный врач(ответственный за лечение и т.п.)

      Командир воинской части решает прежде всего воинские вопросы, а по поводу хозяйственных вопросов — это в управление мат-технического снабжения округа. Только они имеют полномочия.

      В Вестнике ВАС был ряд статей по кассации. когда кассационная инстранция была на такой позиции.

      #11 mvv mvv —>

      Командир воинской части решает прежде всего воинские вопросы

      Устав
      внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации
      (утв. Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г. N 2140)
      Командир полка (корабля 1 ранга)

      — принимать меры по поддержанию установленных запасов, сохранению, содержанию в исправном состоянии и правильному использованию вооружения, военной техники и других материальных средств, периодически проверять их наличие, состояние и боевую готовность; проводить не реже двух раз в год смотр вооружения и военной техники, результаты смотра объявлять в приказе по полку (командиру корабля не реже одного раза в два месяца проводить смотр корабля, не реже одного раза в месяц — осмотр его вооружения, боеприпасов и технических средств, ежедневно производить обход корабля);
      — руководить финансовой и хозяйственной деятельностью полка (корабля), обеспечивая законное и экономное расходование материальных и денежных средств;
      — следить за содержанием и правильной эксплуатацией казарменно-жилищного фонда, других зданий и сооружений, территории полка (на корабле — осматривать жилые и служебные помещения, постоянно следить за исправным состоянием корпуса корабля), а также за состоянием противопожарной защиты в полку (на корабле);
      — принимать меры по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов в районе расположения полка, при проведении учений, других мероприятий боевой подготовки и повседневной деятельности;

      это в управление мат-технического снабжения округа. Только они имеют полномочия.

      #12 munky munky —>

    • Старожил
    • 1 608 сообщений
    • ОбратитьсяПубликации

      #13 -AVS-

      Вспомните признаки ЮЛ: надо, чтобы ещё и отвечал своим имуществом, а этого полномочия у него нет.

      #14 mnatsa mnatsa —>

      #15 Olegus Olegus —>

      Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 марта 2003 г. N КГ-А40/1121-03 Разрешая вопрос о подведомственности спора о взыскании ущерба, причиненного в результате ДТП, арбитражному суду необходимо выяснить, обладает ли ответчик (воинская часть) статусом юридического лица

      Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 апреля 2002 г. N КА-А40/2539-02 При новом рассмотрении дела о взыскании задолженности за электроэнергию суду необходимо выяснить, является ли воинская часть юридическим лицом и имеются ли в ее распоряжении денежные средства для погашения долга

      Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 января 2002 г. N КГ-А41/8163-01 Учитывая, что воинская часть имеет статус юридического лица и сумма иска ею оплачена, суд, вместе с тем, не отменил решение о взыскании долга с Минобороны Российской Федерации

      Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 июля 2001 г. N КГ-А40/3772-01 Поскольку воинская часть, должник по договору водоснабжения, является юридическим лицом, основания для взыскания долга за оказанные услуги с вышестоящих органов отсутствуют

      Постановление кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 июля 2001 г. N А57-2681/01-25 Дело о взыскании арендной платы и компенсации убытков передано на новое рассмотрение в первую инстанцию, поскольку суд не выяснил является ли воинская часть юридическим лицом, которое осуществляет самостоятельную хозяйственную деятельность, в материалах дела отсутствует положение о войсковой части N 25999, также необходимо определить, кто является распорядителем средств федерального бюджета и финансируется ли воинская часть из бюджета, в чью структуру входит указанная воинская часть

      Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 декабря 2000 г. N КГ-А40/5849-00 При рассмотрении иска к Минобороны РФ об оплате стоимости тепловой энергии необходимо учесть, что стороной в спорном договоре выступала воинская часть, и установить, обладает ли воинская часть правами и обязанностями юридического лица и возможно ли привлечение ее к участию в деле

      Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 апреля 2000 г. N 8136/99 «Суд удовлетворил исковые требования к войсковой части о взыскании задолженности по оплате за потребленные теплоэнергию, электроэнергию за счет МВД России, которое не является ни собственником, ни распорядителем средств федерального бюджета для внутренних войск»

      Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 апреля 2003 г. N А66-7225-02 Заявление войсковой части о признании незаконным отказа в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком удовлетворено, так как заявитель обладает признаками юридического лица, а отсутствие предусмотренных Гражданским Кодексом РФ учредительных документов, а также государственной регистрации его как юридического лица не может являться основанием для отказа в государственной регистрации, поскольку в настоящее время не принят закон, регламентирующий порядок регистрации войсковых частей

      Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 1 апреля 2002 г. N КГ-А40/1729-02 Удовлетворяя иск о взыскании задолженности суд, указал, что воинская часть является надлежащим ответчиком по делу, сделка по передаче продукции является возмездной, ответчик не исполнил свои обязательства по оплате товара

      Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 5 октября 2001 г. N КГ-А40/5519-01 При новом рассмотрении дела о взыскании задолженности по оплате электроэнергии суду необходимо исследовать доказательства, представленные сторонами, и установить, являлось ли Минобороны РФ стороной и должником в спорном обязательстве, а также учесть правовую позицию, выраженную по вопросу о статусе квартирно-экплуатационных служб

      Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 сентября 2001 г. N Ф09-1362/01ГК Дело передано на новое рассмотрение, поскольку воинская часть не является юридическим лицом, ответственность по обязательствам, вытекающим из договоров должно нести то юридическое лицо, в чью структуру она входит

      Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 9 августа 2001 г. N КГ-А40/4142-01 Рассматривая предъявленный к Минобороны РФ иск о взыскании задолженности за потребленную воинской частью электоэнергию, необходимо выяснить, являлось ли Минобороны РФ стороной и должником в спорном обязательстве

      Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 мая 2001 г. N КГ-А40/2421-01 Удовлетворяя иск об оплате услуг водоснабжения, потребленных воинской частью, за счет Минобороны РФ, суд не исследовал вопрос о правовом статусе воинской части, поэтому его решение подлежит отмене как недостаточно обоснованное

      Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 апреля 2001 года N Ф04/1037-307/А45-2001 Выводы истца о наличии признаков юридического лица у ответчика и ответчик является юридическим лицом, не могут быть приняты во внимание, так как основаны без учета приведенных обстоятельств и закона. Поэтому оснований для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы не имеется

      Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 февраля 2001 г. N Ф04/506-96/А45-2001 Учитывая, что истец не имеет статуса юридического лица и ему не предоставлено законом право участвовать в арбитражном процессе, данный спор не может быть рассмотрен арбитражным судом; апелляционная инстанция прекратила производство по делу

      Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 5 января 2001 г. N КГ-А40/6041-00 Поскольку МВД России не является ни собственником, ни распорядителем средств федерального бюджета для внутренних войск, возложение на него ответственности по обязательствам воинской части, возникшим из договора на отпуск питьевой воды, не правомерно. Суду надлежит выяснить правовой статус воинской части и определить лицо, несущее ответственность по спорному договору

      Вот делал не так давно подборку для препода по ГП, может, пригодится.

      Статья 56. Понятие трудового договора. Стороны трудового договора. Трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

      Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.
      Комментарий к ст. 56
      1. Трудовые отношения возникают в результате заключения трудового договора. Одной из сторон трудового договора является гражданин, поступающий на работу в качестве работника в воинскую часть (военную организацию). Согласно ст. 12 Федерального закона «Об обороне» от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ работники, принятые на работу в воинские части, именуются гражданским персоналом. Лимитная численность гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 февраля 2000 г. N 02.
      По общему правилу в соответствии со ст. 63 ТК РФ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.
      2. Второй стороной трудового договора выступает работодатель — воинская часть (военная организация). Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях с работником осуществляет командир воинской части, который действует в соответствии с теми полномочиями, которые предоставлены ему ТК РФ, должностными инструкциями, правилами внутреннего трудового распорядка и некоторыми другими актами.
      3. По данным Федеральной инспекции труда Российской Федерации, нарушения законодательства о трудовом договоре носят массовый характер. Широкое распространение получила практика принудительных переводов постоянных работников на срочные трудовые договоры, подмены трудовых отношений гражданско-правовыми, лишающими работников гарантий, установленных трудовым законодательством. В воинских частях (военных организациях), как отмечено в Приказе Министра обороны Российской Федерации от 23 февраля 1996 г. N 85, имеют место случаи не заключения трудовых договоров в письменной форме, нарушение прав совместителей, продолжение незаконной практики принятия гражданским персоналом торжественного и клятвенного обязательства и другие нарушения трудового законодательства.
      4. Права и обязанности командира части, вытекающие из трудовых отношений с работником, установлены Приказом Министра обороны СССР 1984 г. N 210, которым введены в действие Правила внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны (с последующими изменениями), а также ст. 22 ТК РФ и некоторыми другими нормативными правовыми актами.
      5. В ряде случаев на практике возникают споры, связанные с установлением вида заключенного договора и возникших при этом отношений, так как от правильного определения этого зависит выплата работнику выходного пособия, предоставление установленных законодательством льгот и компенсаций и т.п. Трудовому договору присущи следующие признаки, которые отличают его от гражданско-правового договора (подряда, оказания возмездных услуг и т.п.):
      — во-первых, работник включается в штат воинской части, с ним заключается трудовой договор и издается приказ о приеме его на работу;
      — во-вторых, на него возлагается обязанность выполнения работ по определенной специальности, должности, квалификации;
      — в-третьих, работник подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, т.е. соблюдает трудовую дисциплину;
      — в-четвертых, ему предоставляются предусмотренные трудовым законодательством различные льготы, гарантии, компенсации (п. 5 ст. 37 Конституции Российской Федерации);
      — в-пятых, он несет материальную ответственность за ущерб, причиненный организации, на основании ТК РФ (по общему правилу в размере среднего заработка), а не ГК РФ;
      — в-шестых, работодатель уплачивает за работника страховые платежи во внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования), с 1 января 2001 г. — единый социальный налог;
      — в-седьмых, работнику выплачивается не реже чем 2 раза в месяц заработная плата, а не вознаграждение в отличие от гражданско-правового договора. При анализе заключенных договоров следует исходить не только из их содержания, но и из фактически сложившихся отношений между работником и работодателем.

      Читайте так же:  Заявление о постановке на учёт ип в налоговой