Указание генерального прокурора от 08.06.2020

Прокуратура Саратовской области

Статья старшего прокурора отдела А.Ю.Францифорова в правовом научно-практическом журнале «Законность» № 5 за 2017 год

Компетенция органов контроля и надзора в сфере защиты прав работников, с которыми заключены гражданско-правовые договоры

Органы прокуратуры, государственные инспекции труда при осуществлении надзорной и контрольной деятельности в сфере соблюдения трудового законодательства регулярно выявляют различные виды нарушений трудовых прав граждан.

Среди указанных фактов достаточно распространены случаи ненадлежащего оформления либо неоформления трудовых отношений.

В подобных ситуациях работник находится в ущемленном положении. Это связано с невозможностью воспользоваться предусмотренными законом правами и гарантиями в части: создания профсоюза либо вступления в него, участия в социальном страховании, указанные отношения могут быть расторгнуты работодателем в любое время[1], сложностью в доказывании факта трудовых отношений при нарушении прав работника и т.п. В подобных ситуациях устанавливается «хозяйская власть» работодателей и существенно ограничивается социальная защищенность работников.[2]

Приведенные признаки характерны для трудовых отношений, получивших в теории наименование «неустойчивая (ненадежная)» занятость[3], а процесс замещения традиционных трудовых отношений указанными формами – «прекаризация»[4].

Подобная неполноценная гарантия характерна, в том числе, и для трудовых отношений, завуалированных под гражданско-правовые. Так, зачастую юридические лица и индивидуальные предприниматели оформляют со своими работниками, вместо трудовых, договоры, предусмотренные ГК РФ.

В отечественной теории понятие договор используется в нескольких значениях: а) сделка – основание возникновения соответствующих отношений между сторонами; б) непосредственно данные отношения в совокупности взаимных прав и обязанностей их сторон; в) документ, в котором зафиксированы факт заключения указанной сделки, а также модель надлежащего поведения сторон при исполнении взятых на себя обязательств.[5]

В настоящее время в федеральном законодательстве трудовые отношения противопоставляются гражданско-правовым.

Так, согласно ст.11 Трудового кодекса РФ, если отношения возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми, к ним применяются положения трудового законодательства. То есть, в данном случае трудовые и гражданско-правовые отношения не признаются в качестве части и целого.

Аналогичное противопоставление трудовых отношений гражданско-правовым закреплено в ст.ст.15,16,19.1 Трудового Кодекса РФ.

Кроме того, согласно ч.4 ст.5.27 КоАП РФ, помимо прочего, предусмотрена ответственность за заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. То есть, в данном случае гражданско-правовые отношения также противопоставляются трудовым.

Контрольно-надзорные органы регулярно выявляют случаи урегулирования физическими и юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) посредством гражданско-правовых договоров отношений, имеющих признаки трудовых. В данном случае речь идет о документе, который, озаглавлен в качестве одной из разновидностей гражданско-правового договора.

При этом указанное физическое лицо может считать и настаивать на том, что фактически между ним и другой стороной (юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем) существуют трудовые отношения. Обычно контрольно-надзорные органы сталкиваются с подобной ситуацией при рассмотрении обращений данных лиц о нарушении их трудовых прав.

Кроме того, возможны ситуации, когда у сотрудников данных органов, еще до получения сведений о мнении указанных физических лиц возникают обоснованные подозрения в том, что с помощью оформления гражданско-правового договора завуалированы трудовые отношения. Указанные факты могут выявляться при проведении плановых проверок организаций либо при внеплановых проверках по другим вопросам, в ходе которых становится известно о подобных «сомнительных» гражданско-правовых договорах.

Как указано выше, федеральным законодателем для защиты интересов работников запрещено заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между ними и работодателями.

Между тем, для реальной защиты прав работников, помимо самого указанного запрета необходим работающий механизм его исполнения, поскольку реализация любого права «должна быть обеспечена определенными правовыми средствами, в противном случае данное право не может быть признано правом действующим»[6].

Это особенно актуально в связи с тем, что, встречая подобные ситуации, сотрудники контрольно-надзорных органов сталкиваются с необходимостью решения ряда задач для обеспечения интересов прав указанных физических лиц.

Среди указанных задач – первая – определение компетенции.

Если представитель проверяемой организации опровергает мнение физического лица, с которым заключен гражданско-правовой договор, о фактическом наличии трудовых отношений, то в данном случае имеет место индивидуальный трудовой спор, понятие которого дано в ст.381 ТК РФ. Согласно ст.391 ТК РФ органами, уполномоченными на разрешение индивидуальных трудовых споров, являются комиссии по трудовым спорам и суды, которые вправе устанавливать наличие трудовых отношений. Таким образом, в подобных ситуациях у сотрудников органов надзора и контроля могут возникнуть сомнения относительного того, могут ли они проводить дальнейшую проверку данных фактов и рассматривать вопрос о принятии мер реагирования.

В декабре 2013 г. необходимую ясность по указанному вопросу внесло дополнение Трудового кодекса РФ статьей 19.1, согласно которой признание отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми (против воли работодателя) может осуществить лишь суд.

Вместе с тем, согласно той же ст.19.1 ТК РФ соответствующее гражданское дело может быть возбуждено не только на основании искового заявления работника, но также и на основании материалов (документов) государственной инспекции труда, иных органов и лиц, обладающих необходимыми для этого полномочиями в соответствии с федеральными законами.

Согласно ст.45 ГПК РФ указанными полномочиями также наделены прокуроры, которые вправе направить в суд заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, если последний по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Кроме того, прокурор имеет право на основании обращения к нему гражданина о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, в том числе, в сфере трудовых (служебных) и иных непосредственно связанных с ними отношений, направить в суд заявление в его интересах.

Таким образом, прокуроры и государственные инспекторы труда могут проводить контрольно-надзорные мероприятия по проверке факта наличия трудовых отношений с целью рассмотрения вопроса о последующем обращении в суд в интересах работников.

При этом важно определить, в каких случаях указанные должностные лица обязаны использовать данное полномочие.

Во-первых, следует учесть, что обращению в суд предшествует стадия проверочных мероприятий по установлению факта трудовых отношений и сбора необходимой доказательственной базы.

Для гражданина, который по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, сбор доказательств является неосуществимой задачей. По этой причине прокурору гражданским процессуальным законодательством предоставлено безусловное право на защиту в суде интересов данной категории лиц.

Таким образом, в каждом случае, когда прокурор получает информацию о том, что с подобным гражданином заключен гражданско-правовой договор, но фактически могут иметь место трудовые отношения, и, если это необходимо для защиты интересов данного гражданина, следует провести проверку для решения вопроса о возможности обращения в суд. Аналогичным образом необходимо поступать и должностным лицам государственной инспекции труда, учитывая при этом ограничения, установленные законодательством о порядке контрольно-надзорных мероприятий.

В случае, когда работник имеет возможность самостоятельно обратиться в суд, необходимо учитывать следующее.

Одним из основных трудовых прав является право на оплату труда, что закреплено в основном законе страны – Конституции РФ (ст.37). Кроме того, на исключительность данного права указано в ведомственных нормативно-правовых актах.

Так, действовавшим до 08.06.2015 Указанием Генерального прокурора Российской Федерации от 14.11.2008 №229/7р «Об организации прокурорского надзора в связи с принимаемыми Правительством Российской Федерации мерами по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики» предписывалось: усилить надзор за соблюдением конституционных прав граждан на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы; по каждому факту невыплаты заработной платы виновных лиц привлекать к административной ответственности; в отношении руководителей и должностных лиц, которые не выплачивают вознаграждение за труд свыше двух месяцев инициировать применение мер уголовно-правового воздействия; анализировать выполнение работодателями обязанностей по выплате выходного пособия, обеспечению гарантий и компенсаций, связанных с расторжением трудового договора. В настоящее время вместо данного правового акта действует Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 08.06.2015 №287/7 «Об усилении прокурорского надзора в условиях неблагоприятных внешнеэкономических и внешнеполитических факторов», в соответствии с которым прокуроры обязаны при проведении проверок соблюдения трудового законодательства, помимо прочего, акцентировать внимание на вопросах полноты и своевременности выплаты заработной платы, выполнения работодателями обязанностей по выплате выходного пособия, обеспечению гарантий и компенсаций, связанных с расторжением трудового договора.

Кроме того, аналогичные нормы содержатся в Приказе Федеральной службы по труду и занятости от 03.12.2008 №258, которым руководителям государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации предписано принять дополнительные меры по усилению надзора и контроля за соблюдением работодателями прав работников на своевременную и в полном объеме оплату труда, а также оперативное проведение контрольно-надзорных мероприятий при массовых высвобождениях работников или иных процедурах, связанных с оптимизацией производства, затрагивающих трудовые права и интересы большого количества работников.

Безусловно, что указанные меры не могут быть приняты без признания трудовыми отношений, возникших на основании гражданско-правового договора. По этой причине при установлении факта неполучения оплаты физическим лицом, по гражданско-правовому договору, и, когда есть основания считать подобные отношения трудовыми, органы надзора и контроля обязаны реализовывать свои полномочия по обращению в суд.

Читайте так же:  Детское пособие на ребенка 2020 год

Так, в ходе организованной прокуратурой Саратовской области проверки выявлен факт заключения гражданско-правового договора возмездного оказания услуг отношения между ОАО «Балаковский порт» и физическим лицом Терещенко С.Н.

При этом ранее Терещенко С.Н. работал в данной организации в должности охранника. Впоследствии трудовой договор был расторгнут и вместо него заключен договор на оказание услуг. При этом согласно гражданско-правовому договору на Терещенко С.Н. возложены обязанности, аналогичные ранее определенным в трудовом договоре. Так, указанный гражданин обязан исполнять обязанности, определенные инструкцией по должности «Охранник», соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и трудовой дисциплины предприятия.

С целью защиты трудовых прав Терещенко С.Н. прокуратурой города Балаково в суд направлено исковое заявление. По результатам его рассмотрения Балаковский районный суд Саратовской области признал возникшие на основании гражданско-правового договора возмездного оказания услуг отношения между ОАО «Балаковский порт» и Терещенко С.Н. трудовыми, и взыскал с данной организации задолженность по заработной плате.[7]

Кроме того, по факту заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения, в отношении руководителя ОАО «Балаковский порт» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27 КоАП РФ (в ранее действовавшей редакции указанной статьи). По результатам его рассмотрения указанное должностное лицо привлечено к ответственности с назначением наказания в виде штрафа.

Также прокуратурой города Балаково в суд направлены исковые заявления в интересах других работников о признании трудовыми отношений, возникших на основании гражданско-правовых договоров. Работникам, пожелавшим самостоятельно защищать свои интересы, оказана методическая помощь в подготовке исковых заявлений в суд.

Данный положительный опыт распространен в методических рекомендациях, направленных прокуратурой области в адрес межгоррайпрокуроров.

Также прокуратурой Саратовской области проверена деятельность Государственной инспекции труда в Саратовской области в данной сфере. Установлено, что по фактам неправомерного оформления гражданско-правовых договоров с работниками меры реагирования к работодателям принимаются лишь в случаях их добровольного признания факта трудовых отношений. Отсутствует практика обращения в суд с заявлениями о признании трудовыми отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, при наличии спора с работодателем. Данный недостаток отражен в представлении, внесенном прокуратурой области в адрес руководителя инспекции. По результатам его рассмотрения руководством инспекции принято решение о разработке необходимого алгоритма надзорных мероприятий в подобных ситуациях.

Работа межгоррайпрокуроров и инспекторов труда в данной сфере прокуратурой области поставлена на контроль.

Кроме того, право на обращение в суд следует использовать в случаях возможного массового нарушения прав работников. Например, когда в организации со всеми работниками заключены гражданско-правовые договоры. В подобной ситуации нарушаются права указанных граждан на предоставление ряда социальных гарантий (пособий в случаях нетрудоспобности, беременности и родов и т.д.). В таких случаях для защиты общественных интересов органы контроля и надзора также должны проводить проверки, по результатам которых рассматривать вопрос об обращении в суд.

При этом прокурор и (или) государственный инспектор труда обязаны выяснить мнение работников относительно возможности направления в суд заявлений в их интересах. Это необходимо, во-первых, в связи с предусмотренными ст.ст.45,46 ГПК РФ ограничениями на обращение в суд в интересах физических лиц. Кроме того, мнение гражданина в совокупности других фактов свидетельствует о фактическом наличии либо отсутствии трудовых отношений.

Таким образом, задача по определению компетенции органами контроля и надзора должна решаться следующим образом. Указанные органы имеют безусловное право проведения проверок в отношении фактов возможного завуалирования трудовых отношений под видом гражданско-правовых с последующим принятием соответствующих мер реагирования.

Проведение указанных проверок следует считать обязательным в случаях, когда работник не может самостоятельно защитить свои права в связи с состоянием здоровья, возрастом, недееспособностью и другим уважительным причинам. Кроме того, обязательным будет проведение проверок, когда имеют место факты нарушения сроков оплаты труда и (или) гражданско-правовые договоры заключены в организации со значительным количеством работников.

Пристатейный библиографический список:

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. М., 1997.

2.Закалюжная Н.В. К вопросу о защите прав работников в условиях нестандартной занятости // Трудовое право в России и за рубежом. 2015. №2.

3.Костян И.А. Отдельные вопросы реализации права на судебную защиту // Трудовое право в России и за рубежом. 2015. №2.

4.Прекаризация. : ://..//%0%9%1%80% 0%5%0%%0%0%1%80%0%8%0%7%0%0%1%86%0%8%1%8 (дата обращения 28.02.2016).

5.Решение по гражданскому делу №2-3448/2015. : =27866428&_=1540005&=0&_=1&_=27780493 (дата обращения 28.02.2016).

6.Хныкин Г.В. Потери и приобретения российского трудового права // Трудовое право в России и за рубежом. 2015. №2.

7.Что такое прекариат. : http://neuezeiten.rusverlag.de/ 2009/07/24/ chto-takoe-prekariat/ (дата обращения 28.02.2016);

Guy Standing. The Precariat. The New Dangerous Class. London, New York. 2011. С.20, размещено – URL: http://www.hse.ru/data/2013/01/28/1304836059/Standing.%20The_Precariat__. (2011).pdf (дата обращения 28.02.2016).

[1] Закалюжная Н.В. К вопросу о защите прав работников в условиях нестандартной занятости // Трудовое право в России и за рубежом. 2015. №2. С.30; Что такое прекариат. URL: http://neuezeiten.rusverlag.de/2009/ 07/24/ chto-takoe-prekariat/ (дата обращения 28.02.2016); Guy Standing. The Precariat. The New Dangerous Class. London, New York. 2011. С.20, размещено – URL:http://www.hse.ru/data/2013/01/28/ 1304836059/ Standing. %20The_Precariat__The_New_Dangerous_Class__-Bloomsbury_USA(2011).pdf (дата обращения 28.02.2016).

[2] Хныкин Г.В. Потери и приобретения российского трудового права // Трудовое право в России и за рубежом. 2015. №2. С.16.

[3] Закалюжная Н.В. Там же. С.29.

[5] Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. М., 1997. C.12.

[6] Костян И.А. Отдельные вопросы реализации права на судебную защиту // Трудовое право в России и за рубежом. 2015. №2. С.10.

[7] Решение по гражданскому делу №2-3448/2015. URL: http://balakovsky.sar.sudrf.ru/modules.php?name= sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=27866428&delo_ >

Опубликовано в ежемесячном правовом научно-практическом журнале «Законность» № 5 за 2017 год

Указание генерального прокурора от 08.06.2020

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 8 июня 2015 года N 287/7

Об усилении прокурорского надзора в условиях неблагоприятных внешнеэкономических и внешнеполитических факторов

(с изменениями на 15 марта 2020 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
указанием Генпрокуратуры России от 16 мая 2016 года N 287/7;
приказом Генпрокуратуры России от 15 марта 2020 года N 196.
____________________________________________________________________

Мониторинг ситуации свидетельствует о том, что при наличии неблагоприятных внешних факторов особую актуальность приобретает надзор за исполнением законодательства в экономической и социальной сферах, гарантирующего обеспечение нормального функционирования основных секторов экономики и охрану прав и свобод человека и гражданина.

Для стабилизации работы организаций в ключевых отраслях, достижения сбалансированности рынка труда, снижения инфляции и смягчения последствий роста цен распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.01.2015 N 98-р утвержден план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, реализация которого должна быть обеспечена необходимым надзорным сопровождением в части, требующей вмешательства органов прокуратуры.

В этой связи и в целях обеспечения законности, защиты прав граждан в социальной и экономической сферах, руководствуясь статьей 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

1. Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, городов и районов, других территориальных, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур:

1.1. Активизировать надзор за исполнением законов в сферах трудовых отношений, ценообразования на продукты питания, лекарственные средства и иную социально значимую продукцию, оборота государственной, муниципальной собственности, использования бюджетных средств, импортозамещения, поддержки деятельности предприятий оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов, градообразующих организаций.

При проведении проверок акцентировать внимание на использовании прокурорских полномочий для защиты общезначимых и государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, а также граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите, сосредоточив усилия на превентивной работе.

____________________________________________________________________
Положения пункта 1.1 настощего указания, касающиеся организации надзора в сфере соблюдения трудовых прав граждан, утратили силу — см. пункт 14 приказа Генпрокуратуры России от 15 марта 2020 года N 196.
____________________________________________________________________

1.2. Продолжить конструктивное взаимодействие с уполномоченными органами, включая органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, территориальные подразделения МВД России, ФСБ России, ФНС России, ФАС России, Росфинмониторинга, ФТС России, Росздравнадзора и других органов, в том числе в рамках действующих межведомственных групп по противодействию преступлениям и иным правонарушениям в сфере экономики.

Обеспечить постоянный мониторинг ситуации, систематический обмен информацией, организацию проверочных мероприятий с принятием при наличии оснований всего комплекса мер реагирования.

В рамках проводимой работы не оставлять без внимания вопросы правовой оценки реализации органами контроля предоставленных полномочий в соответствующих сферах.

1.3. Усилить надзор за исполнением требований законодательства о труде, соблюдением предусмотренных Конституцией Российской Федерации и Трудовым кодексом Российской Федерации прав граждан в этой сфере. В ходе проверок акцентировать внимание на следующих вопросах:

полнота и своевременность выплаты работникам заработной платы, индексация размера заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги;

соблюдение прав граждан и требований законодательства при увольнении работников на предприятиях и в организациях в связи с их ликвидацией, в том числе в случае признания предприятия несостоятельным (банкротом), сокращением численности или штата работников;

выполнение работодателями обязанностей по выплате выходного пособия, обеспечению гарантий и компенсаций, связанных с расторжением трудового договора;

Читайте так же:  Трудовой кодекс рф 2020 статья 124

осуществление мероприятий в сфере реализации прав граждан на полную и свободно избранную занятость;

проведение мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, лица предпенсионного возраста, беженцы, вынужденные переселенцы и другие);

социальная защита от безработицы, обеспечение выплаты пособия по безработице всем гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

оказание центрами занятости услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы;

законность расходования и целевое использование денежных средств, выделенных из федерального бюджета на реализацию мер государственной поддержки в сфере занятости, в том числе на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда.

Систематически анализировать состояние законности в указанной сфере, в целях принятия своевременных мер по обеспечению стабильности и законности на рынке труда об итогах работы информировать высшие государственные органы власти субъектов Российской Федерации.

____________________________________________________________________
Положения пункта 1.3 настощего указания, касающиеся организации надзора в сфере соблюдения трудовых прав граждан, утратили силу — см. пункт 14 приказа Генпрокуратуры России от 15 марта 2020 года N 196.
____________________________________________________________________

1.4. Обратить особое внимание на вопросы своевременности и полноты выплаты гражданам пенсий и пособий.

В этой связи на постоянной основе, не подменяя органы государственного и муниципального контроля, проводить проверочные мероприятия, связанные с соблюдением страхователями обязанностей по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

1.5. В рамках имеющихся полномочий способствовать правильному и своевременному рассмотрению судами заявлений прокуроров о выдаче судебных приказов о взыскании задолженности по заработной плате, исков граждан, увольнение которых произведено в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией предприятий, о восстановлении на работе, а также о выселении граждан из занимаемых ими жилых помещений в связи с невыполнением обязательств по договорам об ипотеке.

1.6. В сфере экономики сосредоточить усилия на противодействии правонарушениям в следующих областях, обратив внимание на выявление случаев аффилированности должностных лиц с хозяйствующими субъектами:

бюджетной — хищениям и неправомерному использованию бюджетных средств, включая ресурсы, выделенные в рамках предусмотренных Правительством Российской Федерации мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, для реализации государственных целевых программ, а также для закупок для государственных и муниципальных нужд;

оборонно-промышленном комплексе — злоупотреблениям при реализации государственного оборонного заказа и проектов импортозамещения, а также в деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса;

кредитно-банковской — совершению кредитными организациями и их клиентами сомнительных финансовых операций, в том числе связанных с незаконным выводом денежных средств за границу, включая оффшорные юрисдикции, и использованием фирм-однодневок;

оборота государственной и муниципальной собственности — незаконному отчуждению и использованию имущественных объектов, необеспечению их сохранности (активно использовать при этом предоставленные прокурору полномочия по обращению в арбитражный суд с исками об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения);

ценообразования — необоснованному росту цен на жизненно необходимую продукцию, спекулятивным действиям, завышению регулируемых торговых надбавок, нарушениям прав потребителей, неисполнению требований антимонопольного и иного законодательства (с учетом указания Генерального прокурора Российской Федерации от 27.10.2014 N 580/7 «Об организации надзорных мероприятий, направленных на выявление и пресечение нарушений законодательства, способствующих росту цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию»);

жилищно-коммунального хозяйства — неправомерному использованию финансовых ресурсов и имущественных активов, нарушениям закона и прав граждан при строительстве, реконструкции и функционировании объектов жилищного фонда, энергетической и иной жизненно важной инфраструктуры, регулировании цен на коммунальные ресурсы, переселении граждан из аварийного жилья;

транспорта и таможенного контроля — нарушениям, связанным с субсидированием организаций транспорта, осуществляющих региональные воздушные перевозки пассажиров, оказанием мер государственной поддержки осуществления пригородного железнодорожного сообщения, применением норм таможенного законодательства.

1.7. Организовать эффективный и действенный надзор за исполнением правоохранительными органами требований законодательства в части предупреждения, выявления и расследования преступлений, совершенных в сферах, перечисленных в пунктах 1.3, 1.4 и 1.6 настоящего указания.

1.8. Особое внимание обращать на полноту осуществляемых мероприятий, направленных на выявление и раскрытие обозначенных преступных деяний, а также на установление лиц, их совершивших; своевременность и обоснованность заведения и прекращения соответствующих дел оперативного учета; соблюдение порядка предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД) следователю и дознавателю. Давать оценку эффективности ОРД. Принимать исчерпывающие меры к устранению вскрытых нарушений.

1.9. Тщательно и всесторонне проверять исполнение законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступных посягательствах анализируемого вида, законность и обоснованность принимаемых по ним решений.

В ходе надзора за законностью принятых решений об отказе в возбуждении уголовного дела акцентировать внимание на объективности, своевременности и полноте проведенной проверки, а также на мотивированности и обоснованности доводов, изложенных в соответствующем постановлении.

Проверяя законность решений о возбуждении уголовного дела, оценивать правильность квалификации содеянного, в том числе с целью исключения возможности ее необоснованного занижения либо возбуждения уголовных дел в отношении неустановленных лиц при наличии достаточных сведений о лицах, причастных к преступлению.

1.10. Своевременно отменять незаконные и необоснованные процессуальные решения о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) и о приостановлении предварительного расследования, ссылаясь на конкретные обстоятельства, подлежащие дополнительному расследованию.

1.11. В ходе изучения материалов проверок сообщений о преступлениях и уголовных дел обращать внимание на исполнение требований статьи 6.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. При установлении нарушений, влекущих несоблюдение разумного срока уголовного судопроизводства, незамедлительно вносить акты прокурорского реагирования.

1.12. В каждом случае давать оценку полноте принятых органами предварительного расследования мер для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества.

Ориентировать органы предварительного расследования на своевременное принятие в указанных целях мер по наложению ареста на имущество подозреваемых, обвиняемых или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия.

1.13. На постоянной основе анализировать причины имеющихся недостатков и упущений в надзорной деятельности. Принимать исчерпывающие меры к их устранению.

1.14. Максимально использовать в проводимой работе потенциал средств массовой информации для оперативного получения сведений о нарушениях закона и обеспечения гласности в деятельности прокуратуры на данном направлении.

1.15. Организовать мониторинг исполнения органами государственной власти и местного самоуправления Указа Президента Российской Федерации от 28.11.2015 N 583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики.
(Подпункт дополнительно включен указанием Генпрокуратуры России от 16 мая 2016 года N 287/7)

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур о результатах работы по исполнению настоящего указания информировать по итогам каждого полугодия (не позднее 1 августа и 1 февраля) обозначенные подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации в соответствующей части с использованием средств факсимильной и электронной связи:

Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства (электронная почта: [email protected]), в сфере ценообразования — в порядке и сроки, которые установлены указанием Генерального прокурора Российской Федерации от 27.10.2014 N 580/7;

управление методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью с заполнением прилагаемых таблиц (факс: (495) 694-61-92, электронная почта: [email protected]), в части ОРД — с соблюдением правил секретного делопроизводства;

управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе с указанием общего количества и результатов рассмотрения дел раздельно по категориям (факс: (495) 629-80-45);

управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере (факс: (495) 692-96-08);

Главную военную прокуратуру (факс: (495) 693-60-02).

4. Контроль за исполнением указания возложить на первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации.

Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Приложение

к указанию Генерального прокурора

«Об усилении прокурорского надзора

в условиях неблагоприятных

Таблица 1. Основные показатели работы правоохранительных органов (заполняется отдельно по каждой категории преступлений)

Наименование основных показателей

Анализируемый период (полугодие либо год)

дознание МВД России

следствие МВД России

Количество поступивших сообщений о преступлениях анализируемой категории

Возбуждено уголовных дел (далее — УД) (без повторных)

постановлений о возбуждении УД (без повторных)

руководителем следственного органа

Принято решений об отказе в возбуждении УД (с повторными)

постановлений об отказе в возбуждении УД (с повторными)

Количество УД, находившихся в производстве (с учетом соединенных и перешедших с предыдущего периода)

Направлено УД прокурору с обвинительным заключением (актом, постановлением) (с повторными)

Приказы Генерального прокурора Российской Федерации

Приказ №181 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе» скачать

Приказ №445 «Об организации исполнения Указа Президента Российской Федерации от 11.12.2010 № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка» скачать

Указание №355/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере размещения заказов» скачать

Читайте так же:  Договор портал поставщиков

Приказ №313 «О порядке формирования органами прокуратуры ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» скачать

Приказ №400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» скачать

Приказ №362 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности» скачать

Приказ №341 «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации» скачать

Приказ №182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению» скачать

Приказ №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» скачать

Приказ №189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» скачать

Приказ №185 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» скачать

Приказ №137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» скачать

Приказ N 277 от 5 сентября 2011 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» скачать

Приказ №162 от 2 июня 2011 г.»Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» скачать

Приказ № 285 от 27 мая 2014 г. «Об организации исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2014 — 2015 годы» скачать

Приказ №454 от 29 августа 2014 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» скачать

Приказ № 611 от 11 ноября 2014 г. «О комиссиях органов и организаций прокуратуры Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» скачать

Обращение граждан

Прием граждан в прокуратуре округа осуществляется:
с 9:00 до 18:30
обед с 13:00 до 14:30.

Прокурор округа ведет прием граждан:
Четверг с 15:00 до 18:30

Заместитель прокурора округа:
Понедельник с 9:00 до 12:30

© Прокуратура Чукотского автономного округа, 2020 Все права защищены

Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 г. N 45

В целях установления в органах прокуратуры Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений и организации приема граждан, руководствуясь ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

  1. Утвердить и ввести в действие прилагаемую Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (далее — Инструкция).
  2. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур организовать изучение Инструкции прокурорскими работниками и государственными гражданскими служащими органов прокуратуры Российской Федерации.
  3. Обеспечить рассмотрение обращений и организацию приема заявителей в строгом соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкции.
  4. Учитывать, что Инструкция устанавливает общие принципы и способы организации работы по рассмотрению обращений и приему граждан в органах прокуратуры Российской Федерации. Особенности порядка и сроков рассмотрения обращений, связанных с реализацией заявителями процессуальных прав и законных интересов в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве, обращений, вытекающих из международных отношений и обязательств, обращений (запросов) депутатов, органов законодательной и исполнительной власти, военнослужащих и иных обращений, а также приема граждан регулируются Регламентом Генеральной прокуратуры Российской Федерации и организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в органах военной прокуратуры — приказами и иными организационно-распорядительными документами заместителя Генерального прокурора Российской Федерации — Главного военного прокурора.
  5. Работу по рассмотрению и разрешению обращений подчинить решению задач обеспечения защиты и охраны прав и свобод человека и гражданина, укрепления законности и правопорядка. Каждое обращение должно получить объективное и окончательное разрешение в том органе прокуратуры, к компетенции которого относится решение вопроса.
  6. Начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуры, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур не реже одного раза в полугодие проводить комплексный анализ поступивших обращений и практики их разрешения в органах прокуратуры. Аналитические справки о практике рассмотрения обращений и приема граждан за первое полугодие и год нарастающим итогом с начала отчетного периода представлять к 1 февраля и 1 августа в управление по рассмотрению обращений и приему граждан Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Управлению по рассмотрению обращений и приему граждан Генеральной прокуратуры Российской Федерации с учетом информации Главной военной прокуратуры обобщать состояние этой работы и докладывать до 20 февраля и 20 августа Генеральному прокурору Российской Федерации. Итоги анализа использовать для прогнозирования и планирования надзорной деятельности.
  7. Начальникам подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации аналитические справки о практике рассмотрения поручений и указаний Президента Российской Федерации, обращений его помощников, Председателя Правительства Российской Федерации и его заместителей, парламентских запросов, запросов и обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также иных обращений, взятых на особый контроль, за первое полугодие и год нарастающим итогом с начала отчетного периода представлять к 1 февраля и 1 августа в организационное управление Главного организационно-аналитического управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которому с учетом информации Главной военной прокуратуры обобщать состояние этой работы и докладывать до 20 февраля и 20 августа Генеральному прокурору Российской Федерации.
  8. Заместителю Генерального прокурора Российской Федерации — Главному военному прокурору в своем приказе определить сроки представления в соответствующее структурное подразделение военными прокурорами, приравненными к прокурорам субъектов Российской Федерации, аналитических справок о практике рассмотрения обращений военнослужащих, граждан, должностных и иных лиц для последующего обобщения и направления в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
  9. Ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации своим приказом определить порядок рассмотрения обращений и приема граждан с учетом положений Инструкции и специфики учреждений прокуратуры Российской Федерации.
  10. Установить, что работа прокуратур субъектов Российской Федерации, городов и районов, других территориальных, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур с обращениями граждан, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также депутатов органов законодательной (представительной) власти и органов местного самоуправления подлежит обязательному изучению при комплексных проверках организации прокурорского надзора. Начальнику управления по рассмотрению обращений и приему граждан Генеральной прокуратуры Российской Федерации при участии организационного управления Главного организационно-аналитического управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации периодически осуществлять проверки исполнения настоящего приказа и Инструкции в подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
  11. Считать утратившими силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 17.12.2007 N 200 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации» (с изменениями, внесенными приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 05.09.2008 N 178, от 17.03.2010 N 113, от 31.05.2011 N 154) и указание первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 29.12.2007 N 216/45 «Об исполнении требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 17.12.2007 N 200 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации».
  12. Настоящий приказ и Инструкцию опубликовать в журнале «Законность» и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет.
  13. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности. Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.ЧАЙКА

Вопрос-Ответ

Недавно я узнал, что с 1 ноября вводится ответственность организаций за нарушения режима труда и отдыха водителей. Так ли это?

Я намереваюсь взять кредит в банке, но для начала хотел узнать свою кредитную историю. Как это сделать?

У меня есть квадрокоптер, которым я иногда пользуюсь. Недавно я узнал, что подобные летательные аппараты должны быть зарегистрированы в Росавиации, иначе я могу быть привлечен к административной ответственности. Так ли это?

Мой сын зарегистрирован в квартире, в которой проживаем мы с женой. При этом сын работает в Москве и имеет там временную прописку. Кроме того, у сына есть квартира. Подскажите.

. по какому адресу он должен оплачивать услугу по вывозу ТКО? Куда и с какими документами нужно обратиться, чтобы по другим адресам его от платы за вывоз мусора освободили?

Потеряла водительское удостоверение. Через несколько дней мне в соцсети написал некий молодой человек, который скинул фото моих документов. Я предложила подъехать, спросила адрес, он ответил, что готов отдать его за тысячу рублей.

. Я сказала, что это слишком дорого, тогда он заявил, что ничего мне не отдаст. Могу ли я заявить на него в полицию? Обязан ли человек, обнаруживший потерянный документ, вернуть его владельцу бесплатно?

Контакты

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ

Copyright © 2004—2020 «Прокуратура Рязанской Области»