Требования к легковым шинам

С 1 января 2015 года изменен пункт 5.1 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.

Этот пункт устанавливает требования к протектору шин.

  • для транспортных средств категорий L — 0,8 мм;
  • для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 — 1 мм;
  • для транспортных средств категорий M1, N1, O1, O2 — 1,6 мм;
  • для транспортных средств категорий M2, M3 — 2 мм.
  • Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее , а также маркированных знаками «M+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм.
    Примечание. Обозначение категории транспортного средства в этом пункте установлено в соответствии с приложением N 1 к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720.

    Сплошной текст трудно воспринимать, поэтому смотрите таблицу сравнений:

    ГЛУБИНА РИСУНКА ПРОТЕКТОРА ШИН ДОЛЖНА БЫТЬ СЛЕДУЮЩЕЙ:

    До 1 января 2015 Глубина протектора С 1 января 2015 Глубина протектора
    Для мотоциклов и мопедов не менее 0,8 мм Для транспортных средств категорий L (мопеды, мотоциклы, трициклы, квадрициклы и т.п.) более 0,8 мм
    Для грузовых автомобилей не менее 1 мм Для транспортных средств категорий N2, N3 (грузовики с допустимой максимальной массой более 3,5 тонн), O3, O4 (прицепы с допустимой максимальной массой более 3,5 тонн) более 1 мм
    Для легковых автомобилей не менее 1,6 мм Для транспортных средств категорий M1 (легковые авто), N1 (грузовики с допустимой максимальной массой не более 3,5 тонн), O1, O2 (прицепы с допустимой максимальной массой не более 3,5 тонн) более 1,6 мм
    Для автобусов не менее 2 мм Для транспортных средств категорий M2, M3 (автобусы, троллейбусы) более 2 мм

    Вывод:

    Ранее значения «0,8 мм», «1 мм», «1,6 мм» и «2 мм» были допустимыми. Теперь глубина рисунка протектора должна быть более этих значений. Например, если протектор шин легкового авто = 1,6 мм, то эксплуатация этой машины запрещена.

    Изменения также затронули грузовые авто с допустимой максимальной массой не более 3,5 тонн. Для них остаточная глубина рисунка протектора ранее допускалась — не менее 1 мм, а теперь должна быть — более 1,6 мм.

    Отдельно оговорена остаточная глубина рисунка протектора зимних шин. Не зависимо от категории транспортного средства, протектор у них должен быть более 4 мм (НО во время эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии).

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: если на шинах есть индикаторы износа, то требования по остаточной глубине рисунка протектора не применяются.

    Требования к легковым шинам

    Технические требования к шине определяются ГОСТ 4754—80 «Шины пневматические для легковых автомобилей».

    Указанный стандарт не допускает следующих видимых дефектов:
    — в покрышках — расслоение в каркасе и борте;
    — отслоения протектора и боковины;
    — гребень по протектору с выпрессовкой ткани;
    — запрессовка твердых включений на внутренней и наружной поверхности каркаса с повреждением слоев каркаса;
    — механические повреждения;
    — пузыри и отставание нитей корда по первому слою каркаса;
    — складки по основанию и носку борта от запрессовки бортовой ленты;
    — обнажение бортовой ленты;
    — отрыв и отслоение герметизирующего слоя на внутренней поверхности каркаса и на бортах;
    в камерах:
    — пролежни в местах сгиба камеры;
    — расхождение стыка камеры;
    — механические повреждения и посторонние включения;
    — пористость стенок камеры.

    Рекламные предложения на основе ваших интересов:

    При вкладывании камеры в покрышку легкое место покрышки должно быть совмещено с тяжелым местом камеры, а положение вентиля относительно покрышки при этом должно быть отмечено на покрышке меткой в виде круга диаметром 5—10 мм, нанесенной несмываемой краской так, чтобы она не закрывалась ободом колеса.

    Колебания радиальной и боковой сил за счет неоднородности радиальной шины с металлокордным брекером, поставляемых на комплектацию, не должны превышать 2,5 % от максимально допускаемой нагрузки на шину.

    Обязательными для шин являются индикаторы износа, расположенные по дну канавок рисунка протектора в его центральной части не менее чем в шести зонах. Высота индикатора износа должна составлять 1,6±8;25 мм.

    Обозначения камер и соответствующих шин приведены в табл. 2.5, а размеры камер — в табл. 2.6.

    Камеры УК-13-01, УК-13-02 и УК-14-02 изготовляются только на основе бутилкаучука. Они должны иметь дополнительную маркировку в виде букв БК и маркировочную полосу желтого цвета шириной не менее 6 мм по бандажной части камеры, нанесенную специальным маркировочным клеем на камерную заготовку.

    Сортность покрышек и камер. Номенклатура и нормы допускаемых отклонений по внешнему виду, не влияющих на эксплуатационное качество шин и не снижающих гарантийной наработки, определяются

    OCT 38.04417—86 «Шины пневматические для легковых автомобилей. Показатели внешнего вида».

    По показателям внешнего вида шины (покрышки, камеры и бескамерные шины) рассортировываются на I, II сорта и «годные» (для экспорта). АвтоВАЗу для комплектации автомобилей с 1.07.87 г. шины поставляются в едином исполнении. К I сорту относятся шины, не имеющие отклонений по внешнему виду или имеющие одновременно не более трех отклонений по номенклатуре, приведенной в табл. 2.7. Ко II сорту относятся шины, имеющие одновременно не более пяти отклонений.

    Шины для поставки на экспорт и высшей категории качества выпускаются только первого сорта, при этом поставляемые на экспорт маркируют дополнительно штампом «Годен»; на шинах высшей категории качества маркировка «I сорт» не применяется.

    Допускается исправление отклонений от требований к внешнему виду покрышек методом шероховки, камер — методом подшлифовки, а также покрышек и камер методом повторной вулканизации с последующей рассортировкой их по упомянутому выше ОСТ у.

    Покрышки и камеры, отремонтированные методом повторной вулканизации, поставляются только на внутренний рынок; Знак качества с покрышек снимается.

    Перечень показателей, по которым предусмотрено разделение покрышек и камер по сортности, содержит более 50 наименований. Поэтому с целью сокращения объема справочного материала в табл. 2.7 приведены только наиболее характерные дефекты.

    Гарантии изготовителя. Гарантийный срок хранения шин — 5 лет со дня изготовления (при соблюдении условий хранения, оговоренных правилами эксплуатации автомобильных шин). Для шин 5,00—16 гарантийный срок хранения 3 года со дня изготовления.

    Завод-изготовитель гарантирует соответствие всех выпускаемых шин требованиям технической документации на период гарантийной наработки при соблюдении условий хранения и эксплуатации, оговоренных в ней.

    Если шина вышла из строя до достижения гарантийной наработки, необходимо выслать ее почтой (для этого предусмотрен специальный вид услуг) или представить лично в отдел технического контроля завода-изготовителя, сообщив при этом свою фамилию, имя, отчество, домашний адрес, а также обязательно указать, на каком автомобиле или прицепе эксплуатировалась шина, ее серийный номер, ориентировочный пробег в тыс. км.

    Специальная комиссия завода по рассмотрению рекламаций выявит причину появления дефекта в шине и в случае обнаружения производственных причин преждевременного выхода шины из эксплуатации владельцу будет возмещена ее полная стоимость независимо от пробега в границах гарантийной наработки или же будет предоставлена новая шина той же модели.

    О любом решении комиссии владелец будет официально оповещен через почту (копия заключения). В случае выявления факта неправильной эксплуатации будет возвращена и переданная на завод шина.

    Вентиль ездовой камеры или бескамерной шины — обратный воздушный клапан — предназначен для наполнения, удержания, выпуска воздуха и обеспечения контроля внутреннего давления в шине. Вентили для камерных и бескамерных шин постоянного давления должны соответствовать ГОСТ 8107—75.

    Для камерных шин легковых автомобилей применяются вентили типа ЛК с обрезиненным корпусом. Для бескамерных шин применяется либо вентиль типа УБ — универсальный с металлическим основанием, либо типа ЛБ — с обрезиненным корпусом.

    Пример условного обозначения вентиля типа Л К с корпусом длиной 35 мм и d= 11,7 мм для камерных шин легковых автомобилей: Вентиль ЛК-35—11,7 ГОСТ 8107—75.

    Для всех типов вентилей (ЛК, УБ, ЛБ) применимы золотники двух типов: V5—20 и VB5—33. Условное обозначение золотников состоит из обозначения резьбы (по стандартизованной таблице), через тире — длины золотника и номера стандарта.

    Пример условного обозначения золотника с резьбой VB5 длиной 33 мм: Золотник VB5—33 ГОСТ 8107—75.

    На боковой поверхности направляющей чашечки золотника VB8—38 должен быть нанесен товарный знак предприятия-изготовителя и год изготовления (две последние цифры).

    Пример условного обозначения: Колпачок-ключик VB8 ГОСТ 8107—75.

    Конструкция золотников должна обеспечивать герметичность вентилей в интервале температур от —60 до 150 °С при внутреннем давлении воздуха от 50 до 150 кПа.

    Клапан золотника, установленного в золотниковую камеру, должен открываться при давлении нагнетания не менее 2500 кПа (для золотников VB5—20 и VB5—33), а осевое перемещение стержня золотника должно быть не менее 2 мм.

    На корпусах вентилей не допускаются: прогиб более 0,4 мм; изгиб основания; вмятины глубиной более 0,3 мм и диаметром более 1,5 мм; местная рябоватость глубиной более 0,2 мм; выкрашивание заходной нити в резьбе под колпачок; исправление пороков металла — трещин, свищей, раковин и других дефектов; наличие более трех продольных рисок глубиной до 0,2 мм; наличие заусенцев и забоин на торцовых поверхностях.

    Ресурс вентиля должен быть не меньше ресурса камеры шины. Гарантийный срок — 5 лет с момента ввода в эксплуатацию деталей вентилей и золотников.

    Устройство ходовой части

    Требования к колесам и шинам

    Колесо — устройство, осуществляющее непосредственную связь автомобиля с дорогой и обеспечивающее движение автомобиля, его подрессоривание, изменение направления движения и передачу вертикальных нагрузок на дорогу. В зависимости от выполняемых функций колеса делятся на ведущие, управляемые, комбинированные (ведущие и управляемые) и поддерживающие.
    В ведущих колесах крутящий момент, подводимый от двигателя через трансмиссию, преобразуется в силу тяги. Вращение колеса преобразуется в поступательное движение автомобиля. В ведомых колесах, воспринимающих толкающее усилие от рамы, поступательное движение автомобиля преобразуется в качение.
    Автомобильное колесо состоит из пневматической шины, обода, диска и ступицы.
    Пневматическая шина (рис. 120) является наиболее важным элементом колеса. При качении жесткого колеса по твердой дороге его ось «копирует» профиль дороги. Удары колеса о неровности дороги полностью передаются колесом подвеске. Иной характер имеет качение колеса по жесткой дороге на пневматической шине. В нижней части и особенно в месте контакта эластичная шина деформируется. При этом небольшие неровности увеличивают деформацию шины и не влияют на положение колеса. Значительные неровности и сильные толчки вызывают не только увеличенную деформацию шины, но и плавное перемещение оси колеса. Такая способность пневматической шины плавно изменять характер воздействия дороги на ось колеса называется ее сглаживающей, или нивелирующей, способностью. Сглаживающая способность обеспечивается упругими свойствами сжатого воздуха, находящегося в шине.
    В процессе качения шина деформируется. При этом деформируется материал, из которого она изготовлена, происходит взаимное смещение отдельных ее составных частей (нитей, слоев каркаса, камеры и т. д.). Возникающая при этом работа сил внутреннего и внешнего трения приводит к выделению теплоты, нагревающей шину. При длительном движении с высокими скоростями нагрев шины может быть значительным, давление воздуха в ней повышается. Нагрев отрицательно сказывается на основных ее свойствах.
    Таким образом, давление воздуха в шине влияет на ее упругие, сглаживающие, поглощающие и другие свойства. Обычно номинальное давление в шинах легковых и грузовых автомобилей малой грузоподъемности составляет 0,18—0,27 МПа, а грузовых автомобилей, автобусов и их прицепов — 0,5—0,7 МПа. На автомобилях повышенной и высокой проходимости устанавливаются пневмосистемы, с помощью которых можно в зависимости от дорожных условий дистанционно регулировать давление в шинах от 0,5 до 0,35 МПа.

    Основные элементы покрышки автомобильной шины: а — камерная шина в сборе; б — конструкция покрышки; в — вентиль камеры; г — основные размеры покрышки; 1-ободная лента; 2 — камера; 3 — сердечник; 4 — боковина; 5 — подушечный слой (брекер); 6-протектор; 7 — каркас; 8 — беговая дорожка; 9 — боковая стенка; 10 — борт шины; 11— колпачок-ключ; 12 — золотник; 13 — втулка; 14 — клапан; 15 — стержень; 16 — пружина; 17-корпус; 18 — гайка; 19 — шайбы; 20 — фланец; В — ширина шины; d — посадочный диаметр.

    Нормативные требования к комплектованию транспортных средств шинами и техническому состоянию шин

    Основные нормативные требования к шинам транспортных средств установлены Правилами эксплуатации автомобильных шин, на которые имеется соответствующая ссылка в СТБ 1641-2006. В соответствии с этими требованиями выбор шин по размерам, моделям, грузоподъемности, типу рисунка протектора для каждой модели транспортного средства должен производиться согласно рекомендациям их производителей. При этом в инструкции по эксплуатации транспортного средства должны быть указаны размеры применяемых шин и рекомендуемые режимы их работы.

    Шины, восстановленные по первому классу, применяются без ограничений на всех осях транспортных средств, за исключением междугородных автобусов. Шины, восстановленные по второму классу, применяются на колесах всех осей грузовых автомобилей и прицепов (полуприцепов), а также автобусов, кроме междугородных, и задних осях легковых автомобилей. В целях обеспечения безопасности движения запрещается устанавливать шины с отремонтированными местными повреждениями на передних осях механических транспортных средств.

    Для улучшения сцепных качеств шин и повышения безопасности движения на заснеженных и обледенелых дорогах могут применяться шины с шипами противоскольжения. Данные шины должны быть установлены на всех колесах (в том числе запасном) транспортного средства.

    Согласно Правилам дорожного движения и СТБ 1641-2006 не допускается установка на одну ось автобуса, легкового автомобиля или прицепа к нему, грузового автомобиля или прицепа к нему диагональных шин совместно с радиальными или шин различным типом рисунка протектора.

    Шины не должны иметь местных повреждении (пробоев и порезов, сквозных и несквозных), которые обнажают корд, а также местных отслоений протектора. Не допускается наличие инородных предметов между сдвоенными колесами.

    Рис. Зона измерения износа протектора шины (R — наружный радиус шины; I — длина зоны измерения; b1 — ширина беговой дорожки шины; b2 — ширина зоны измерения)

    Давление воздуха в шинах должно соответствовать значениям, установленным Правилами эксплуатации автомобильных шин или руководством по эксплуатации транспортного средства.

    Не допускается замена золотников заглушками, пробками и другими приспособлениями.

    Высота рисунка протектора должна быть не менее:

  • для легковых автомобилей — 1,6 мм
  • для грузовых — 1,0; для автобусов — 2,0 мм
  • для прицепов и полуприцепов — тех же значений, что и для тягачей
Читайте так же:  Нотариус павелецкая на карте

Шина считается непригодной к эксплуатации, если на ней имеется участок беговой дорожки с размерами, высота рисунка протектора на котором меньше нормативных значений.

Шина считается непригодной к эксплуатации, если проявился один индикатор при равномерном износе или два индикатора в каждом из двух сечений при неравномерном износе беговой дорожки.

Наличие трещин, следов их устранения сваркой, а также отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления дисков и ободьев колес либо ослабление момента их затяжки не допускается.

Новые требования к автомобильным шинам на 2020 год — штраф за остаточную глубину протектора, разные шины и т.п.

Рассмотрим требования к автомобильным шинам и колесам на 2020 год. Они регламентируются приложением № 1 к ПДД «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств», пункт 5.

Для начала напомним требования к остаточной высоте протектора согласно ПДД на 2020 год:

5.1. Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:

для транспортных средств категорий L — 0,8 мм;

для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 — 1 мм;

для транспортных средств категорий M1, N1, O1, O2 — 1,6 мм;

для транспортных средств категорий M2, M3 — 2 мм.

Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «M+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм.

Примечание. Обозначение категории транспортного средства в этом пункте установлено в соответствии с приложением N 1 к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720.

Итак, для разных категорий транспортных средств имеются различные требования к глубине протектора.

Представим вышеуказанные условия в виде простой таблицы.

Категория транспортного средства по техническому регламенту

Минимально допустимая остаточная глубина протектора шины

Грузовые авто и прицепы с max массой свыше 3,5 тонн

Легковые автомобили, грузовые автомобили и прицепы с max массой до 3,5 тонн,

Автобусы (имеющие более 8 мест для пассажиров)

Помимо остаточной высоты рисунка протектора, имеются и другие ограничения на допустимые к эксплуатации шины:

5.2. Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.

5.3. Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.

5.4. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.

5.5. На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.

Рассматривая вышеуказанные требования, можно ответить на часто встречающиеся вопросы о шинах:

Можно ли использовать шины и покрышки с отремонтированными боковыми порезами и шишками?

Да, если указанные повреждения не обнажают корд и и не вызвали отслоение протектора и боковины.

Можно ли ездить на автомобиле, если нет гайки или болта крепления колеса?

С отсутствующими элементами крепления колеса ездить нельзя.

Можно ли устанавливать нестандартные размеры шин для данной модели автомобиля?

Установка непредусмотренных заводом-изготовителем размерностей шин не допускается.

Можно ли устанавливать на одну ось шины с разным протектором или разной размерности?

Нельзя согласно п. 5.5 Приложения 1 к ПДД РФ.

Можно ли устанавливать одновременно шипованные и нешипованные шины на разных осях?

Можно, п. 5.5 этого не запрещает.

Можно ли устанавливать одновременно зимние и летние шины на разных осях автомобиля по ПДД?

Нельзя одновременно использовать ошипованные и неошипованные шины, это противоречит п. 5.5 Перечня неисправностей, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств. На разных осях разрешается использовать неошипованные зимние и летние шины, к примеру, на передней оси — зимние липучки, на задней — летние покрышки.

Штраф за шины с нарушением глубины протектора, штраф за разные шины, порезы и «шишки»

Штраф за нарушение вышеуказанных требований к автомобильным шинам накладывается по ст. 12.5 КоАП РФ.

Статья 12.5. КоАП РФ: Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак «Инвалид»

1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 — 7 настоящей статьи, —

Читайте так же:  Первая группа инвалидности пенсия льготы

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

ГОСТ Р 50511-93 Колеса из легких сплавов для пневматических шин. Общие технические условия

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОЛЕСА ИЗ ЛЕГКИХ СПЛАВОВ ДЛЯ ПНЕВМАТИЧЕСКИХ ШИН

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Light alloy wheels for pneumatic tyres. Specifications.

(ИСО 3006-76,
ИСО 3894-77,
ИСО 7141-81)

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ И КОНТРОЛЯ

4. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И ИСПЫТАНИЙ

5. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

6. Гарантии изготовителя

Приложение 1 Рекомендуемое Испытания для определения сопротивления колеса легкового автомобиля удару под углом 13°

Приложение 2 Рекомендуемое

Настоящий стандарт распространяется на дисковые колеса из легких сплавов, предназначенные для эксплуатации на легковых и грузовых автомобилях, автобусах, автомобильных прицепах и полуприцепах во всех климатических. зонах при температурах окружающего воздуха от минус 60 до плюс 55°С при категории размещения 1 по ГОСТ 15150 и устанавливает общие технические условия.

Требования настоящего стандарта являются обязательными. Обязательные требования к колесам из легких сплавов, направленные на обеспечение безопасности для жизни и здоровья населения и сохранности имущества, изложены в пунктах 2.2, 2.4, 2.7, 4.3- 4.8.

1. Размеры

Размеры колес — по нормативной документации, утвержденной в установленном порядке.

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Колеса должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.

2.2. Колеса должны быть коррозионностойкими.

2.3. Механические свойства материалов колес должны соответствовать требованиям табл. 1.

Предел прочности ?В, МПа. не менее

Предел текучести ?0,2, МПа, не менее

Относительное удлинение ?, % не менее

Твердость по Бринеллю НВ

2.4. Ободья колес для бескамерных шин должны быть герметичными.

2.5. Макроструктура заготовок должна быть плотной, без трещин, посторонних включений и механических повреждений.

Внутри заготовок не допускаются раковины и другие дефекты, превышающие допускаемые значения, установленные в конструкторской документации.

2.6. На заготовках колес, подлежащих последующей механической обработке, не допускаются поверхностные раковины площадью более 2,5 мм 2 и глубиной более 0,7 мм.

На поверхностях обода, прилегающих к шине, не допускается пористость на площади более 1 см 2 . По согласованию с потребителем допускается устранение этого дефекта поверхностной упрочняющей обработкой.

2.7. Биения обода на участках, прилегающих к шине, не должны превышать значений, указанных в табл. 2 .

Тип автотранспортного средства

Биение, мм, не более

Грузовые, грузопассажирские автомобили, автобусы, прицепы

2.8. Ресурс колес должен быть не менее ресурса автотранспортного средства, для которого они предназначены.

3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ И КОНТРОЛЯ

3.1. Колеса должны быть приняты отделом технического контроля (ОТК) предприятия-изготовителя и должны иметь клейма.

При приемочном контроле проводят:

внешний осмотр на соответствие требованиям п. 2.6 в объеме 100 %;

рентгеноскопический контроль литых заготовок по п. 2.5 в объеме 100 %;

проверку герметичности литых колес для бескамерных шин на соответствие требованиям п. 2.4 по п. 4.7 в объеме 100 %; проверку радиальных и осевых биений ободьев по п. 2.7 в объеме 0,5 % от партии.

Партией считают количество колес, предъявляемых по одному документу.

3.2. Колеса подвергают периодическим и инспекционным испытаниям.

3.3. Периодические испытания проводит предприятие — изготовитель колес из числа колес принятых ОТК

3.4. При периодических испытаниях проверяют:

механические свойства материалов колес по п. 4.1 на соответствие требованиям п. 2.3 и герметичность ободьев по п. 4.7 на соответствие требованиям п. 2.4 ежеквартально в объеме не менее трех образцов каждого типоразмера;

сопротивление усталости колес при изгибе с вращением по п. 4.3. жесткость бортовых закраин обода по п. 4.5 и сопротивление колеса удару под углом 30° по п. 4.6 два раза в год в объеме не менее двух колес каждого типоразмера.

3.5. При инспекционных испытаниях проверяют колеса по пп. 4.3- 4.8.

Периодичность проверок — раз в два года.

3.6. Ресурсные испытания колес проводят при ресурсных испытаниях АТС по их методикам.

4. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И ИСПЫТАНИЙ

4.1. Определение механических свойств

Механические свойства колес контролируют на образцах, вырезанных из наиболее нагруженных частей колеса: центральной части, переходной зоны от диска к ободу, обода, обеих бортовых закраин и других, указанных в конструкторской документации. Количество образцов — не менее трех от каждой части колеса.

Показатели механических свойств материалов после нанесения защитно-декоративного покрытия должны соответствовать, указанным в п. 2.3.

Испытания для контроля механических свойств колес проводят в соответствии с ГОСТ 1497 и ГОСТ 11701.

4.2. Контроль размеров ободьев

Размеры профилей ободьев и длины их окружностей определяют по нормативной документации, утвержденной в установленном порядке.

4.3. Определение сопротивления усталости колес при изгибе с вращением

При испытаниях колес на стенде при нагружении изгибом с вращением моделируют эффект боковых сил, действующих на·диск колеса при движении на повороте.

4.3.1. Испытательный стенд состоит из приводного поворотного устройства, обеспечивающего либо вращение колеса под воздействием постоянного изгибающего момента в соответствии с черт. 1, либо воздействие вращающегося момента на неподвижное колесо, в соответствии с черт. 2.

1 — вращающееся основание стенда (планшайба); 2 — зажим обода; 3 — колесо; 4 — нагрузочный вал; 5 — опора вращения; 6 — детали крепления колеса; L — плечо момента; d — вылет обода.

а — колесо с профилем посадочной полки обода 5°

б — колесо с профилем посадочной полки обода 15°

1 — детали крепления колеса; 2 — колесо; 3 — зажим обода; 4 — опорная поверхность; 5 — нагрузочный вал; 6 — опора вращения; L — плечо момента; d — вылет обода

Бортовая закраина ободьев колес должна быть неподвижно закреплена на фланце испытательного стенда.

Поверхность фланца нагрузочного вала испытательного стенда должна иметь места крепления, соответствующие присоединительным размерам на ступице автомобиля.

Колеса для испытаний должны быть без защитно-декоративного покрытия.

4.3.2. Нагрузочное устройство в сборе с валом должно быть закреплено на привалочной поверхности диска колеса гайками или болтами (без смазки) с основными присоединительными размерами деталей крепления колеса, применяемыми на автомобиле.

Момент затяжки деталей крепления должен соответствовать заданному изготовителем транспортного средства.

После выполнения минимального количества (104) циклов момент затяжки должен быть не менее 50 % первоначального значения.

Допускается проводить в процессе испытаний подтягивание гаек или болтов крепления колес.

4.3.3. Для создания изгибающего момента на диске колеса к нагрузочному валу необходимо прикладывать силу перпендикулярно оси вращения колеса на расстоянии от 0,5 до 1м от привалочной поверхности диска.

Радиальное и осевое биения колеса, установленного на стенде, должны соответствовать требованиям п. 2.7.

Погрешность измерения нагрузочной системы не должна превышать ± 2,5 % для колес легковых автомобилей и ± 5 % — для колес грузовых автомобилей.

4.3.4. Исходный изгибающий момент , Н•м, рассчитывают по формуле:

где Fв — максимальная вертикальная статическая нагрузка на колесо, Н;

К — коэффициент перегрузки (для колес·легковых автомобилей его принимают равным 2, для грузовых — 2,73);

? — коэффициент сцепления между шиной и дорогой (для шин легковых автомобилей принимают равным 0,9; для грузовых — 0,7);

R — статический радиус шины наибольшего размера, рекомендуемой к установке на данное колесо изготовителем транспортного средства, м;

d — вылет обода, м.

4.3.5. Испытания следует проводить по двум ступеням изгибающего момента, указанным в табл. 3. На каждой ступени должны быть испытаны два колеса.

Изгибающий момент при вращении

Минимальное число циклов нагружения

колес легковых автомобилей

колес грузовых автомобилей

Частота циклического нагружения должна быть не более 2400 циклов в минуту.

4.3.6. Критерием оценки предельного состояния колеса при заданном числе циклов нагружения является появление трещин и разрывов, обнаруживаемых визуальным осмотром.

4.4. Определение сопротивления усталости при динамической радиальной нагрузке

Испытания колес при динамической радиальной нагрузке следует проводить на стенде с беговым барабаном для сравнительной оценки усталостной прочности всех элементов колеса в сборе с шиной и определения наименее прочных элементов колеса. При испытаниях имитируют движение колеса по прямой. Испытаниям подвергают два колеса.

4.4.1. Схема нагружения колеса при испытаниях должна соответствовать указанной на чертеже 3.

1 — барабан приводной; 2 — шина; 3 — колесо; 4 — детали крепления колеса

4.4.2. Испытательный стенд должен быть оборудован устройством, обеспечивающим приложение постоянной радиальной нагрузки при вращении колеса.

Стенд должен содержать приводной вращающийся барабан с гладкой поверхностью, ширина которой больше ширины профиля шины под нагрузкой. Диаметр барабана при наружном обегании должен быть не менее 1590 мм, а при внутреннем — не менее 1400 мм.

4.4.3. Детали крепления колес должны быть затянуты с моментом, значение которого указано изготовителем транспортного средства, с периодическим контролем усилия затяжки во время проведения испытаний и восстановлением требуемого значения затяжки.

4.4.4. Для проведения испытаний на колесо должна быть установлена шина максимального типоразмера, указанного изготовителем транспортного средства для данного размера колеса.

Значения внутреннего давления воздуха в холодных шинах для легковых и грузовых автомобилей перед началом испытаний должны выбираться из табл. 4 в зависимости от давления, рекомендуемого для эксплуатации.

В процессе испытаний снижение давления воздуха в шине не допускается.

Давление при эксплуатации, кПа

Давление перед началом испытаний, кПа

Для шин легковых автомобилей

Для шин грузовых автомобилей

4.4.5. Пройденный путь при испытаниях колес легковых автомобилей должен быть не менее. 2000 км при скорости от 70 до 100 км/ч с радиальной нагрузкой 2,5 FВ, где 2,5 — коэффициент перегрузки;

FВ — максимальная вертикальная статическая нагрузка на колесо транспортного средства, Н.

4.4.6. Пройденный путь при испытаниях колес грузовых автомобилей при движении без развала и бокового увода с нагрузкой на колесо 2 FВ должен составлять 13000 км при скорости не менее — 25 км/ч.

Читайте так же:  Приказ об организации входного контроля псд

Пройденный путь при испытаниях таких же колес при движении с боковым уводом 2° и без развала с нагрузкой на колесо 1,5 FВ должен составлять 7000 км при скорости не менее 25 км/ч.

4.4.7. Отклонения давления в шине и нагрузки не должны превышать ± 2,5 % для шин легковых автомобилей и ± 5 % — для грузовых.

4.4.8. Критерием предельного состояния колес является появление усталостных трещин в элементах колес, определяемых рентгеновским контролем или проникающей краской.

4.5. Определение жесткости бортовых закраин обода

4.5.1. Испытания проводят на стенде в критических точках окружности бортовых закраин обода (в зоне вентильного отверстия, напротив спиц и между спицами).

4.5.2. При испытаниях к соответствующей бортовой закраине обода колеса, закрепленного на плоском основании стенда, прикладывают в критической точке осевую нагрузку с помощью стержня, имеющего сферический наконечник с максимальным радиусом сферы 25 мм. При этом скорость деформации должна быть в пре делах 0,2-2 мм/с для колес легковых автомобилей и 0,2-5 мм/с — для колес грузовых автомобилей.

4.5.3. Энергию деформации, которую воспринимает бортовая закраина обода колеса легкового автомобиля, определяют на основе диаграммы «сила — путь» и оценивают до момента, при котором сила сжатия после достижения своего максимального значения снижается до 60 % указанного значения.

Результаты испытаний считаются положительными, если в каждой критической точке окружности бортовой закраины обода достигаются следующие минимальные значения для энергии деформации, указанные в табл. 5.

Нагрузка на колесо, Н

Энергия деформации. Н•М

внешней бортовой закраины обода

внутренней бортовой закраины обода

4.5.4. Внутренняя бортовая закраина обода колеса грузового автомобиля должна выдерживать 1,5-кратную допускаемую статическую нагрузку на колесо, а внешняя бортовая закраина — 2-кратную нагрузку.

Для испытания каждой критической точки окружности бортовой закраины обода используют новое колесо.

4.5.5. Результаты испытаний считают положительными, если при приложении указанных нагрузок отсутствуют трещины. Допускается пластическая деформация.

4.6. Определение сопротивления колеса удару под углом 30°*

* Допускается проводить испытания колес легковых автомобилей под углом 13° в соответствии с приложением 1.

Испытания проводят с целью оценки прочностных характеристик колес при ударе свободно падающим грузом.

4.6.1. Испытательный стенд (черт. 4) должен обеспечивать воздействие ударной нагрузки комплекта грузов на бортовую закраину обода колеса в сборе с шиной наименьшего размера из ряда рекомендуемых изготовителем транспортного средства для данного размера обода.

Груз, должен состоять из двух масс: основной и дополнительной, взаимодействующих между собой через винтовые пружины.

1 — колесо в сборе с шиной; 2 — груз дополнительной массы; 3 — рама: 4 — направляющая; 5 — груз основной массы; 6 — механизм быстрой разгрузки; 7 — винтовая пружина; 8 — деталь крепления колеса; 9 — опора стенда; 10 — внешняя бортовая закраина обода

Чертеж 4

Минимальные размеры контактной плоскости ударного элемента дополнительно массы должны быть равны 152?380 мм, а максимальные — 300?380 мм.

Техническая характеристика комплекта масс груза и винтовых пружин указана в табл. 6.

Установка разных шин на автомобиль

Установка разных шин на автомобиле.

Возможно ли устанавливать разные шины на автомобиле?
Попробуем разобраться в этом вопросе.

Начнем с законодательных ограничений.
Пункт 3 Основных положений по допуску транспортных к эксплуатации (Правила дорожного движения Российской Федерации, далее ПДД) доводит до сведения автомобилистов, что «Техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации».

В Приложении к «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» содержится «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств».
В частности, в пункте 5.4 раздела « Колеса и шины» указано, что не допускаются к эксплуатации транспортные средства, у которых «Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства».
В пункте 5.5 того же раздела указано, что запрещается эксплуатация транспортного средства, если «На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины».

В Техническом Регламенте Таможенного Союза (ТРТС) «О безопасности колесных транспортных средств» в Приложении N 8 («Требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации» указывается, что транспортные средства должны быть укомплектованы шинами согласно эксплуатационной документации изготовителей транспортных средств (пункт 5.1). При этом, каждая установленная на транспортном средстве шина должна по размерности соответствовать рекомендациям эксплуатационной документации транспортного средства и размерности колеса, на котором она смонтирована (пункты 5.2 и 5.2.1). Аналогично ПДД , ТРТС не допускает установку на одну ось транспортного средства шин разной размерности, конструкции (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), разных моделей, с разными категориями скорости, индексами несущей способности, рисунками протектора, зимних и незимних, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора (пункты 5.7 и 5.7.4). Исключение в ТРТС сделано только для случая временной установки на транспортное средство запасной шины (примечание к пункту 5.7.4).
Проще говоря,

— на одной оси всегда (исключение — временно установленное запасное колесо) должны стоять идентичные шины и идентичные колеса;
— законом не запрещена различная комплектация различных осей;
— комплектация колесами и шинами на каждой из осей должна соответствовать рекомендациям эксплуатационной документации транспортного средства.

В частности, если речь, например, идет о ширине профиля шины, нормативные документы не запрещают устанавливать разноширокие шины (шины с различной шириной профиля) на разных осях автомобиля. Лишь бы на одной оси оказались идентичные шины, разрешенные по всем показателям к установке на этот автомобиль.

Проиллюстрируем сказанное на примере автомобиля Porsche Cayenne (Тип 9YA) 2020 года. Шины и колеса на передней и задней осях этого автомобиля имеют разный размер.

Скажем, для установки 20-дюймовых летних шин на Cayenne (9YA) 2020 модельного года одобрены (по состоянию на 05/2020):

— для передней оси: шины 275/45 ZR 20 (110 Y) XL и колеса 9.0 J x 20 H2 с вылетом 50 мм;
— для задней оси: шины 305/40 ZR 20 (112 Y) XL и колеса 10.5 J x 20 H2 с вылетом 64 мм.

А для применнеия 21-дюймовых летних шин уже надо устанавливать:

— на передней оси: шины 285/40 ZR21 (109Y) XL и колеса 9,5 J x 21 H2 с вылетом 46 мм;
— на задней оси: шины 315/35 ZR21 (111Y) XL и колеса 11,0 J x 21 с вылетом 58 мм.

При этом производитель автомобиля ещё и указывает, при каких конструктивных особенностях возможно или невозможно применение 20 и 21-дюймовых колес, например, это может касаться вариантов исполнения тормозных механизмов автомобиля.
Одной из моделей шин, одобренных в 20-дюймовом размере к применению на Cayenne (9YA) 2020 модельного года (по состоянию на 05/2020), является шина Continental ContiSportContact 5P, имеющая спецификацию N0. Производитель этих шин, компания Continental, позиционирует их, как шины для спортивных автомобилей и автомобилей класса SUV. Это — специальные шины для передней и задней оси, которые предлагают максимум безопасности и удовольствия от вождения. Шины Continental ContiSportContact 5P оптимизированы под различные требования при эксплуатации на передней или задней оси автомобиля, отличаются улучшенным сцеплением с дорогой и стабильностью в поворотах, улучшенным спортивным рулением, коротким тормозным путь, в том числе и на мокрой поверхности.

В рассмотренном выше примере мы видим, что изготовитель автомобиля

— требует установку разноразмерных колес на разные оси автомобиля;
— требует установку разноразмерных шин на разные оси автомобиля;

Мало того, в этом примере мы также видим, что и изготовитель шин с учетом требований автопроизводителя предоставил модель шины специально адаптированную к различным условиям эксплуатации шины на разных осях автомобиля.
Таким образом, для рассматриваемого автомобиля комплект шин/колес — это две пары взаимонезаменяемых шин/колес: пара шин/колес одного размера для передней оси и пара шин/колес другого размера для задней оси. К слову сказать, на просторах интернета автолюбители такую комплектацию разноразмерных шин или разноразмерных колес на автомобиле часто называют «спаркой». Хотя спаркой также называют и сдвоенные колеса для коммерческих автомобилей или сельскохозяйственной техники, а, скажем, на железнодорожном транспорте спарка — это одно из обозначений двух (или более) локомотивов, объединённых в систему для увеличения мощности тяги.

Для сравнения: для Cayenne (Тип 9PA) модельного года 2003 – 2006 допускалась:

— установка колес 9J x 20H2 с вылетом 60 мм и шин 275/40 R 20 106Y или 106Y XL одновременно на переднюю и заднюю оси;
— установка колес 9J x 20H2 с вылетом 60 мм и шин 275/40 R 20 106Y или 106Y XL на переднюю ось и установка колес 10J x 20H2 с вылетом 55 мм и тех же самых шин 275/40 R 20 106Y или 106Y XL на заднюю ось.

В каждом из остальных разрешенных к применению диаметрах (17″ — 19″) размер шин/колес на обеих осях не должны были отличаться.

Конечно, компания Porsche далеко не единственная, автомобили которой имеют различную комплектацию шинами и колесами передней и задней оси. Список таких компаний достаточно широк. Это и Audi, BMW , Mercedes-Benz и многие другие производители автомобилей.

Таким образом, отвечая на поставленный в начале статьи вопрос, можно сказать: да, возможно, но НЕ ВСЕГДА и НЕ ДЛЯ ЛЮБОЙ МОДЕЛИ АВТОМОБИЛЯ!