Требования к кабинету информатики в рб

Требования к кабинету информатики

Выписки из постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями)

4.11. Площадь кабинетов информатики и других кабинетов, где используются персональные компьютеры, должна соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

5.9. Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

7.1.7. Окна учебных помещений должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни. Ориентация кабинетов информатики — на север, северо-восток.

7.1.9. Допускается отсутствие инсоляции в учебных кабинетах информатики.

7.2.4. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах — 300 — 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования — 500 лк, в кабинетах информатики на столах — 300 — 500 лк, на классной доске 300 — 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) — 200 лк, в рекреациях (на полу) — 150 лк.

При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради освещённость на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.

10.8. При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся начального общего образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся основного общего и среднего общего образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

Выписки из постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. N 118 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» (с изменениями и дополнениями)

XI. Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ для обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и высшего профессионального образования

11.1. Помещения для занятий оборудуются одноместными столами, предназначенными для работы с ПЭВМ.

11.2 Конструкция одноместного стола для работы с ПЭВМ должна предусматривать:

— две раздельные поверхности: одна горизонтальная для размещения ПЭВМ с плавной регулировкой по высоте в пределах 520 — 760 мм и вторая — для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона от 0 до 15 градусов с надёжной фиксацией в оптимальном рабочем положении (12 — 15 градусов);

— ширину поверхностей для ВДТ и клавиатуры не менее 750 мм (ширина обеих поверхностей должна быть одинаковой) и глубину не менее 550 мм;

— опору поверхностей для ПЭВМ или ВДТ и для клавиатуры на стояк, в котором должны находится провода электропитания и кабель локальной сети. Основание стояка следует совмещать с подставкой для ног;

— увеличение ширины поверхностей до 1200 мм при оснащении рабочего места принтером.

11.3. Высота края стола, обращённого к работающему с ПЭВМ, и высота пространства для ног должны соответствовать росту обучающихся в обуви.

11.4. При наличии высокого стола и стула, несоответствующего росту обучающихся, следует использовать регулируемую по высоте подставку для ног.

11.5. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана и оптимальное ее отклонение от перпендикуляра, проходящего через центр экрана в вертикальной плоскости, не должно превышать +-5 градусов, допустимое +-10 градусов.

11.6. Рабочее место с ПЭВМ оборудуют стулом, основные размеры которого должны соответствовать росту обучающихся в обуви.

Кабинет информатики

Кабинет — помещение, предназначенное для специальных занятий с необходимым для этого оборудованием.

Учебный кабинет — учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится методическая, учебная, факультативная и внеклассная работа с учащимися.

Кабинет информатики школы — это учебно-воспитательное подразделение, являющееся средством осуществления Государственной программы информатизации системы среднего образования, обеспечивающее подготовку учащихся к жизни в условиях мирового информационного общества.

Это кабинет, в котором получают знания, как по информатике и информационным технологиям, так и по другим школьным учебным предметам. Кабинет информатики является центром внеклассной и внешкольной работы по формированию информационной культуры учащихся, учителей и родителей. От современного человека требуется умение творчески мыслить, принимать решения и учиться на протяжении всей жизни, правильно ориентироваться в новом информационном пространстве. Всему этому способствует работа кабинета информатики для учащихся и учителей.

Цель паспортизации учебного кабинета : проанализировать состояние кабинета, его готовность к обеспечению требований стандартов образования, определить основные направления работы по приведению учебного кабинета в соответствие требованиям учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Паспорт кабинета информатики.

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Инструкция по охране труда при работе в кабинете информатики.

План компьютерного кабинета.

Реализация Государственной программы информатизации системы среднего образования предполагает изменение роли кабинетов информатики в школе. В современных условиях кабинет информатики должен стать центром формирования информационной культуры, глубокого овладения новыми информационными технологиями для сознательного их использования в учебной и профессиональной деятельности учащихся. Данный материал регламентирует требования к учебно-методическому обеспечению кабинета информатики необходимой документацией.

Оснащение кабинета информатики включает в себя:

  • класс вычислительной техники;
  • учебно-наглядные пособия;
  • учебное оборудование;
  • оргтехнику;
  • мебель с приспособлениями для проведения теоретических и практических классных, внеклассных и факультативных занятий по курсу «Информатика и ИКТ» и другим общеобразовательным дисциплинам с использованием ПК.
  • Занятия в кабинете информатики должны служить:

  • формированию у учащихся современной информационной картины мира;
  • формированию навыков использования информационных технологий, как основной составляющей профессиональной деятельности в современном информационном обществе;
  • формированию знаний об устройстве и функционировании современной вычислительной техники;
  • формированию творческой личности, развитию у учащихся теоретического мышления, памяти, воображения;
  • воспитанию подрастающего поколения, направленному на формирование у обучаемых гражданственности, нравственности и высокой морали.
  • В кабинете информатики проводятся:

  • занятия по информатике (базовый и профильные курсы);
  • занятия по базовым общеобразовательным учебным предметам с использованием вычислительной техники;
  • экспериментальные уроки и практические занятия;
  • внеклассные и факультативные занятия;
  • самостоятельная работа учащихся по написанию программ (презентации, тексты, рефераты), а также по заданию учителя с целью создания новых программных продуктов, документов для нужд школы.
  • Помещение кабинета информатики и информационных технологий должно удовлетворять требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 .
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30 мая 2003 г.)
  • Требования к помещениям кабинета ИВТ:

  • Учебное помещение с ПЭВМ или ВДТ не должно располагаться в подвале и цокольных этажах, но может находиться на любом этаже учебного здания. Кабинет информатики не должен граничить с помещениями, в которых уровень шума и вибрации превышает допустимый (муз. класс, столовая, … )
  • Площадь на одно рабочее место в помещении с ПЭВМ или ВДТ должна быть не менее 6 м 2 , объем — 24 м 3 при высоте не менее 4 м. При меньшей высоте учебного помещения рекомендуется увеличить площадь на одно рабочее место.
  • Поверхность пола должна быть ровной, без выбоин, нескользкой, удобной для очистки и влажной уборки, обладать антисептическими свойствами.
  • При кабинете информатики должна быть лаборантская площадью не менее 18 м 2 с двумя входами: в учебное помещение и на лестничную площадку или в рекреацию.
  • Лаборантская должна быть оборудована рабочим столом (130 х 75), радиомонтажным столом с местным отсосом, тумбочкой для инструментов, шкафами (пристенными), стеллажом, сейфом. Лаборантская должна иметь естественное освещение, шторы на окнах или жалюзи.
  • Учебные помещения с ПЭВМ или ВДТ должны иметь естественное и искусственное освещение.
  • Для окраски стен следует применять краски холодных тонов: светло-зеленый, светло-голубой, светло-серый. Допускается окраска стен светло-бежевым, светло-желтым цветом или цветом слоновой кости. При этом поверхности стен должны быть матовыми.
  • Число рабочих мест для обучающихся может быть 9, 12, 15 в зависимости от наполняемости классов.
  • Подводка электрического напряжения к столам обучающихся и учителя должна быть стационарной и скрытой. Расположение электрощита и Устройства защитного отключения должно давать учителю возможность мгновенного отключения системы электроснабжения. Рекомендуемое размещение — слева или справа от классной доски.
  • Подключать ПК и другую технику к электросети необходимо только через заземленную розетку, расположенную в доступном месте.
  • Техника безопасности

    Правила техники безопасности , утвержденные директором школы, расположены в кабинете на видном месте. Каждый год на первом уроке в сентябре и в январе на первом уроке знакомлю с правилами обучающихся, а затем они расписываются в специальном журнале.

    Документация кабинета

    1. Нормы и требования к учебному кабинету информатики и вычислительной техники, материал взят с сайта posobie.ru
    2. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента Информационные технологии
    3. Инструкция по технике безопасности при работе на компьютере
    4. Организация рабочего времени детей
    5. Организация рабочего места
    6. Паспорт кабинета информатики
    7. Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование
    8. Правила техники безопасности, работы в учебном кабинете и журнал инструктажа учащихся по технике безопасности.
    9. Правила пользования кабинетом информатики учащимися
    10. График занятости кабинета информатики.
    11. Состояние учебно-методического обеспечения кабинета информатики
    12. План работы кабинета информатики на учебный год и перспективу
    13. Правила техники безопасности в кабинете информатики
    14. Должностные инструкции учителя информатики
    15. Эргономические нормы.

    Режим работы кабинета № 11 МОУ Октябрьской СОШ

    Требования к кабинету информатики в рб

    Требования к кабинету информатики

    • Письмо Министерства образования от 18.06.2015 № 05-21/219 о рекомендациях по конфигурации компьютерного класса, программно-аппаратного комплекса для учреждений общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования на 2015 год . (посмотреть)
    • Образовательный стандарт учебного предмета «Информатика» и «Математика» ( посмотреть )

      Оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Информатика» ( посмотреть )

      Рекомендации по организации образовательного процесса по учебному предмету « Информатика» в соответствии с обновленными учебными программами ( посмотреть )

      Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебному предмету «ИНФОРМАТИКА» ( посмотреть )

      Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2020-2025 годы ( посмотреть )

      Охрана труда в кабинете информатики

      Инструкция по охране труда учащихся в кабинете информатики и информационных технологий ( посмотреть )

      Должностные обязанности по охране труда учителя (заведующего кабинетом) информатики и вычислительной техники ( посмотреть )

      ПЕРЕЧЕНЬ и ИНСТРУКЦИЯ по использованию вложений, входящих в аптечку первой помощи для оснащения учебного кабинета информатики
      ( посмотреть )

      • Санитарные нормы и правила «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами»(посмотреть)
      • Специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования
        (посмотреть)
      • Требования к кабинету информатики и ИКТ

        Идёт приём заявок

        Подать заявку

        Для учеников 1-11 классов и дошкольников

        Требования к кабинету информатики и вычислительной техники

        (выдержка из документа, разработанного Институтом информатизации РАО)

        2.10. Кабинет информатики и вычислительной техники (ИВТ).

        2.10.1. Санитарно-гигиенические требования

        2.10.1.2. Основной поток естественного света должен быть слева. Ориентация оконных проемов должна быть на север или на северо-восток. Не допускается направление основного светового потока естественного света сзади и спереди работающего на ПЭВМ. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2м от пола.

        2.10.1.6.Для учебных помещений с ПЭВМ и ВДТ следует применять светильники серии ЛП036 с высокочастотными пускорегулируемыми аппаратами (ВЧПРА). Можно допустить применение светильников без ВЧПРА в модификации «кососвет».

        2.10.1.8. При отсутствии приточно-вытяжной вентиляции можно организовать кондиционирование воздуха с помощью бытовых кондиционеров. Расчет кондиционеров должен быть проведен инженером по вентиляции в зависимости от их производительности, количества теплоизбытков от машин, людей, солнечной радиации и источников искусственного освещения.

        2.10.1.9. Кабинет ИВТ должен быть оборудован умывальником с подводкой горячей и холодной воды.

        2.10.1.10. Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 28139-89 и ПУЭ. 2.10.1.11. Подводка электрического напряжения к столам обучающихся и учителя должна быть стационарной и скрытой.

        2.10.1.13. Для обеспечения пожарной безопасности кабинет МВТ должен быть укомплектован 2-мя углекислотными огнетушителями (типа ОУ-2).

        2.10.1.14. Для окраски стен и панелей должны быть использованы светлые тона красок (р=0,5-0,6). Состав красок должен исключать возникновение известковой пыли.

        2.10.1.17. Содержание вредных химических веществ в воздухе помещений с использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ) и персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) не должно превышать среднесуточных концентраций для атмосферного воздуха.

        2.10.1.19. Уровень шума на рабочем месте во всех учебных помещениях с ВДТ и ПЭВМ не должен превышать 50 дБА. (Санитарные нормы допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки N 3077-84, п.7.2).

        2.10.2. Требования к помещениям кабинета ИВТ

        2.10.2.4. Минимальная площадь, приходящаяся на одну ПЭВМ, должна быть не менее 6 кв.м., а объем — не менее 24,0 куб.м. при высоте не менее 4 м. При меньшей высоте учебного помещения рекомендуется увеличить площадь на одно рабочее место.

        2.10. 2. 5. При кабинете ИВТ должна быть организована лаборантская площадью не менее 18 кв.м. Лаборантское помещение должно иметь два выхода: в учебное помещение и на лестничную площадку или в рекреацию.

        2.10.2.8. При входе в кабинет ИВТ должны быть предусмотрены встроенные или пристенные шкафы (полки) для портфелей.

        2.10.2.9. Слева от доски, в рабочей зоне учителя, на стене должен быть закреплен электрораспределительный щит с пультом управления электроснабжением рабочих мест учителя и учащихся.

        2.10.2.10. Под доской или отдельно под стендами устанавливают ящики для таблиц. На верхней кромке доски крепятся держатели (или планка с держателями) для подвешивания таблиц.

        2.10.2.11. На стене, противоположной окнам, размещаются экспозиционные щиты с постоянной и временной информацией.

        2.10.2.12. Вдоль задней стены возможно установка секционного шкафа для хранения учебного оборудования и носителей информации в зависимости от площади кабинета.

        2.10.3. Требования к комплекту мебели в учебном кабинете

        2.10.3.1. Кабинет и лаборантское помещение должны быть оснащены определенным комплектом специализированной мебели, отвечающей требованиям ГОСТ 22046-89, имеющей сертификат соответствия технической документации и гигиенический сертификат. Кабинет должен иметь мебель для: — организации рабочего места учителя; — организации рабочих мест обучающихся; — для рационального размещения и хранения средств обучения; — для организации использования аппаратуры.

        2.10.3.3. Мебель для организации рабочего места учителя должна включать стол с местом для аппаратуры (графопроектора) и компьютера, тумбу для принтера, стул, классную доску.

        2.10.3.4. Мебель для организации рабочих мест обучающихся включает одноместные ученические столы для компьютера (ГОСТ 11015-93) со стульями разных ростовых групп № 4,5,6) с цветовой маркировкой с подъемно-поворотными стульями.

        2.10.3.5. Мебель для рационального размещения и хранения учебного оборудования должна состоять из комбинированного шкафа по ГОСТ 18666-95.

        2.10.4. Требования к организации, рабочих мест учителя и обучающихся

        2.10.4.1. Рабочее место учителя располагается на подиуме и оборудуется столом, оснащенным аппаратурой в соответствии с «Перечнями», двумя тумбами (для принтера и графопроектора), классной доской, экраном и электрораспределительным щитом с пультом управления. К учительскому столу должно быть подведено электропитание для подключения ПЭВМ, принтера, графопроектора.

        2.10.4.2. Размеры стола учителя: длина крышки — не менее 1300мм, мм, ширина — не менее 700 мм. 2.10.4.3. В тумбах должно быть предусмотрено 1-2 ящика размерами 350x500x100 мм для принадлежностей, магнитных носителей и транспарантов из расчета на текущий день занятий. 2.10.4.4. Для кабинета МВТ рекомендуется использовать классную доску, предназначенную для написания фломастером.

        2.10.4.5. Рабочие места обучающихся, оснащенные персональными ЭВМ (ПЭВМ), должны состоять из одноместного стола и подъемно-поворотного стула. Дополнительно кабинет информатики оборудуется двухместными ученическими столами (ГОСТ 11015-93) в соответствии с количеством рабочих мест обучающихся при работе на ПЭВМ или ВДТ. Ученические столы располагаются в центре и предназначены для проведения теоретических занятий. Столы и стулья должны быть разных ростовых групп с цветовой индикацией.

        2.10.4.6. Модульными размерами рабочей поверхности стола для ВДТ и ПЭВМ, на основании которых должны рассчитываться конструктивные размеры, следует считать: ширину — 800, 1000, 1200, 1400 мм, глубину — 800 и 1000 мм при нерегулируемой его высоте, равной 725 мм.

        2.10.4.7. К столу обучающегося должно быть подведено электропитание и кабель локальной сети. Стол должен крепиться к полу.

        2.10.4.10. При периметральной расстановке рабочих мест необходимо соблюдать следующие расстояния: а) по ширине кабинета: — расстояние между стенкой с оконными проемами и столами должно быть не менее 0,8 м; — расстояние между стенкой, противоположной оконным проемам, и столами с ПЭВМ должно быть порядка 0,1 м, а в ряде случаев, в зависимости от используемых видеомониторов, столы могут быть установлены непосредственно у стены; б) по длине КИВТ столы с ПЭВМ могут быть расставлены без разрыва и с расстоянием между ними.

        2.10.5. Требования к оснащению кабинета аппаратурой и приспособлениями

        2.10.5.1. Количество ученических ПЭВМ, необходимых для оснащения кабинета ИВТ должно быть из расчета одной машины на одного обучающегося с учетом деления класса на две группы.

        2.10.5.2. В состав кабинета ИВТ должна быть включена одна машина для учителя с соответствующим периферийным оборудованием.

        2.10.5.3. Кабинет ИВТ должен быть оснащен графопроектором, видеомагнитофоном, телевизором (диагональ не менее 61 см), диапроектором и экраном.

        2.10.5.4. Демонстрационный телевизор устанавливается на высоту 1,5 м от пола на кронштейне слева от классной доски.

        2.10.5.6. При демонстрации диафильмов и диапозитивов (при ширине экрана 1,2-1,4 м)расстояние от экрана до первых столов обучающихся (для теоретических занятий) должно быть не менее 2,7 м, а до последних столов не более 8,6 м. Высота нижнего края экрана над подиумом не менее 0,8 м. Оптимальная зона просмотра телепередач и видеофильмов расположена на расстоянии не менее 2,7 м от экрана телевизора до первых двухместных столов обучающихся (при теоретических занятиях).

        2.10.6. Требования к оснащению кабинета учебным оборудованием и необходимой документацией

        2.10.6.2. Кабинет ИВТ должен быть оснащен: — программными средствами учебного назначения по курсу «Основы информатики и вычислительной техники» как базового, так и профильных; — заданиями для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельных работ и упражнений обучающихся на компьютерах; — комплектом научно-популярной, справочной и методической литературы; — журналом вводного и периодического инструктажей обучающихся по технике безопасности (рекомендуется); — журналом использования комплекта учебной вычислительной техники на каждом рабочем месте; — журналом отказа машин и их ремонта; — держателями для демонстрации таблиц и стендами для экспонирования работ учащихся; — инвентарной книгой для учета имеющегося в кабинете учебного оборудования, годовыми планами дооборудования КИВТ, утвержденными директором школы; — аптечной первой помощи; — средствами пожаротушения.

        2.10.7. Требования к размещению и хранению оборудования

        2.10.7.1. Учебное оборудование и пособия должны размещаться и храниться в секционном шкафу, размещаемому в лаборантской и имеющем переставные полки и полуполки, по разделам программы. 2.10.7.2. Демонстрационные пособия и оборудование для самостоятельных работ должны храниться раздельно.

        2.10.7.6. Справочная, учебно-методическая и научно-популярная литература должна храниться на полках шкафа.

        2.10.8. Требования к оформлению интерьера кабинета информатики и вычислительной техники

        2.10.8.1. Пособия необходимые для изучения отдельных тем, разделов курса, должны быть экспонированы на стене кабинета, противоположной классной доске.

        2.10.8.2. Для экспозиции книг и материалов кабинет должен оснащаться съемными стендами. 2.10.8.3. На стене, противоположной окнам, размещаются щиты с постоянно находящимися в кабинете справочными таблицами, знакомящими обучающихся с правилами техники безопасности, основными узлами ЭВМ и их функциями.

        2.10.8.4. На одной из стен наряду со стендами должна быть размещена таблица «Правила работы учащихся на ПЭВМ и ВДТ».

        Требования к кабинету информатики и вычислительной техники

        Требования к кабинету информатики и вычислительной техники.

        2.10. Кабинет информатики и вычислительной техники (ИВТ)
        2.10.1. Санитарно-гигиенические требования

        2.10.1.1. Помещения кабинета ИВТ должны иметь естественное и искусственное освещение в соответствии с СанПиН 2.2.2.542-96.

        2.10.1.3. В осветительных установках кабинета ИВТ должна быть использована система общего освещения, выполненная потолочными или подвесными люминесцентными светильниками, равномерно размещенными по потолку рядами в виде сплошных линий с двух сторон о рабочего стола с ПЭВМ или ВДТ. Светильники, а также оконные светопроемы не должны отражаться на экранах ПЭВМ или ВДТ.

        2.10.1.4. Освещенность поверхности ученических столов при искусственном освещении должна быть в пределах 300-500 лк. Светильники должны иметь светорассеивающую арматуру.

        2.10.1.5. В качестве источников света рекомендуется использовать люминесцентные лампы мощностью 40Вт, 58Вт или энергоэкономичные мощностью 36Вт типа ЛБ, ЛХБ как наиболее эффективные и приемлемые с точки зрения спектрального состава.

        2.10.1.6.Для учебных помещений с ПЭВМ и ВДТ следует применять светильники серии ЛП036 с высокочастотными пускорегулируемыми аппаратами (ВЧПРА). Можно допустить применение светильников без ВЧПРА в модификации » кососвет «.

        2.10.1.7. В помещениях с ПЭВМ по причине загрязнения воздуха антропогенными веществами органической природы и диоксидом углерода рекомендуется иметь приточно-вытяжную вентиляцию, обеспечивающую оптимальный температурно-влажностный режим для всех климатических зон.

        2.10.1.8. При отсутствии приточно-вытяжной вентиляции можно организовать кондиционирование воздуха с помощью бытовых кондиционеров.

        Расчет кондиционеров должен быть проведен инженером по вентиляции в зависимости от их производительности, количества теплоизбытков от машин, людей, солнечной радиации и источников искусственного освещения.

        2.10.1.10. Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ и ПУЭ.

        2.10.1.11. Подводка электрического напряжения к столам обучающихся и учителя должна быть стационарной и скрытой.

        2.10.1.12. Расположение электрощита и Устройства защитного отключения должно давать учителю возможность мгновенного отключения системы электроснабжения. Рекомендуемое размещение — слева или справа от классной доски.

        2.10.1.14. Для окраски стен и панелей должны быть использованы светлые тона красок ( р =0,5-0,6). Состав красок должен исключать возникновение известковой пыли.

        2.10.1.15. Поверхности ограждающих конструкций кабинета, классной доски, рабочих столов должны быть матовыми.

        2.10.1.16. Поверхность пола должна быть ровной, без выбоин, нескользкой, удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическими свойствами.

        2.10.1.18. Для внутренней отделки интерьера помещений с ПЭВМ и ВДТ не разрешается применять синтетические материалы, выделяющие в воздух вредные химические вещества и соединения. К ним можно отнести древесно-стружечные плиты, слоистый бумажный пластик, моющиеся обои, рулонные синтетические покрытия и др.

        2.10.1.19. Уровень шума на рабочем месте во всех учебных помещениях с ВДТ и ПЭВМ не должен превышать 50 дБА . (Санитарные нормы допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки N 3077-84, п.7.2).

        2.10.2. Требования к помещениям кабинета ИВТ

        2.10.2.1. Кабинет информатики и вычислительной техники (МВТ) организуется как учебно-воспитательное подразделение средней общеобразовательной и профессиональной школы, учебно-производственного комбината, оснащенное комплектом учебной вычислительной техники (КУВТ), учебно-наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями для проведения теоретических и практических, классных, внеклассных занятий по курсу «Основы информатики и вычислительной техники» (ОИВТ) как базовому, так и профильным. Кроме того, КИВТ может использоваться в преподавании различных учебных предметов, трудовой подготовки.

        2.10.2.2. Площадь помещений кабинета ИВТ определяется в соответствии с требованиями нормативного документа «Учебно-материальная база образовательного учреждения общего среднего образование» ч. I. «Нормы и требования к учебным зданиям и пришкольным участкам», а также СанПиН 2.2.2.542-96.

        2.10.2.3. Размещение КИВТ во всех учебных заведениях в цокольных и подвальных помещениях не допускается.

        2.10.2.4. Минимальная площадь, приходящаяся на одну ПЭВМ, должна быть не менее 6 кв. м., а объем — не менее 24,0 куб. м. при высоте не менее 4 м. При меньшей высоте учебного помещения рекомендуется увеличить площадь на одно рабочее место.

        2.При кабинете ИВТ должна быть организована лаборантская площадью не менее 18 кв. м. Лаборантское помещение должно иметь два выхода: в учебное помещение и на лестничную площадку или в рекреацию.

        2.10.2.6. Площадь кабинета должна позволять расставить в нем мебель с соблюдением санитарно-гигиенических норм.

        2.10.2.7. Передняя стена КИВТ оборудуется классной доской для фломастеров, экраном, шкафом для хранения учебно-наглядных пособий и носителей информации.

        2.10.2.13. Верхняя часть задней стены кабинета должна быть предназначена для экспонирования пособий, необходимых для изучения отдельных тем программы.

        2.10.3. Требования к комплекту мебели в учебном кабинете

        2.10.3.1. Кабинет и лаборантское помещение должны быть оснащены определенным комплектом специализированной мебели, отвечающей требованиям ГОСТ , имеющей сертификат соответствия технической документации и гигиенический сертификат.

        Кабинет должен иметь мебель для :

        — организации рабочего места учителя;

        — организации рабочих мест обучающихся;

        — для рационального размещения и хранения средств обучения;

        — для организации использования аппаратуры.

        2.10.3.2. Лаборантское помещение должно иметь следующую мебель: радиомонтажный стол, канцелярский стол; стеллажи для хранения инструментария и сейф.

        2.10.3.3. Мебель для организации рабочего места учителя должна включать стол с местом для аппаратуры ( графопроектора ) и компьютера, тумбу для принтера, стул, классную доску.

        2.10.3.4. Мебель для организации рабочих мест обучающихся включает одноместные ученические столы для компьютера (ГОСТ ) со стульями разных ростовых групп № 4,5,6) с цветовой маркировкой с подъемно-поворотными стульями.

        2.10.3.5. Мебель для рационального размещения и хранения учебного оборудования должна состоять из комбинированного шкафа по ГОСТ .

        2.10.4. Требования к организации, рабочих мест учителя и обучающихся

        2.10.4.1. Рабочее место учителя располагается на подиуме и оборудуется столом, оснащенным аппаратурой в соответствии с «Перечнями», двумя тумбами (для принтера и графопроектора ), классной доской, экраном и электрораспределительным щитом с пультом управления. К учительскому столу должно быть подведено электропитание для подключения ПЭВМ, принтера, графопроектора .

        2.10.4.2. Размеры стола учителя: длина крышки — не менее 1300мм, мм, ширина — не менее 700 мм.

        2.10.4.3. В тумбах должно быть предусмотрено 1-2 ящика размерами 350x500x100 мм для принадлежностей, магнитных носителей и транспарантов из расчета на текущий день занятий.

        2.10.4.4. Для кабинета МВТ рекомендуется использовать классную доску, предназначенную для написания фломастером.

        2.10.4.5. Рабочие места обучающихся, оснащенные персональными ЭВМ (ПЭВМ), должны состоять из одноместного стола и подъемно-поворотного стула.

        Дополнительно кабинет информатики оборудуется двухместными ученическими столами (ГОСТ ) в соответствии с количеством рабочих мест обучающихся при работе на ПЭВМ или ВДТ. Ученические столы располагаются в центре и предназначены для проведения теоретических занятий. Столы и стулья должны быть разных ростовых гру пп с цв етовой индикацией.

        Высота переднего края сиденья стула, мм

        Группа роста, мм

        Высота стола, мм

        2.10.4.8. Расстановка рабочих мест обучающихся в КИВТ должна обеспечить свободный доступ обучающихся и учителя во время урока к рабочему месту.

        2.10.4.9. Для обеспечения безопасности труда учащихся и учителя, электробезопасности и создания постоянных уровней в освещенности при работе рекомендуется периметральная расстановка рабочих столов с ПЭВМ (рядная расстановка ученических столов с ПЭВМ или ВДТ не рекомендуется.

        2.10.4.10. При периметральной расстановке рабочих мест необходимо соблюдать следующие расстояния:

        а) по ширине кабинета:

        — расстояние между стенкой с оконными проемами и столами должно быть не менее 0,8 м;

        — расстояние между стенкой, противоположной оконным проемам, и столами с ПЭВМ должно быть порядка 0,1 м, а в ряде случаев, в зависимости от используемых видеомониторов, столы могут быть установлены непосредственно у стены;

        б) по длине КИВТ столы с ПЭВМ могут быть расставлены без разрыва и с расстоянием между ними.

        2.10.4.11. При расположении столов с ПЭВМ рядами каждый стол должен иметь защитный экран со стороны тыльной части видеомонитора. Экран крепится к столу на расстоянии 3-5 см, площадь его должна быть достаточна для защиты проводов электропитания.

        2.10.4.12. Число рабочих мест для обучающихся может быть 9, 12, 15 в зависимости от наполняемости классов.

        2.10.5. Требования к оснащению кабинета аппаратурой и
        приспособлениями.

        2.10.5.3. Кабинет ИВТ должен быть оснащен графопроектором , видеомагнитофоном, телевизором (диагональ не менее 61 см), диапроектором и экраном.

        2.10.5.5. Графопроектор должен располагаться на тумбе рядом со столом учителя.

        2.10.5.6. При демонстрации диафильмов и диапозитивов (при ширине экрана 1,2-1,4 м )р асстояние от экрана до первых столов обучающихся (для теоретических занятий) должно быть не менее 2,7 м, а до последних столов не более 8,6 м.

        Высота нижнего края экрана над подиумом не менее 0,8 м.

        Оптимальная зона просмотра телепередач и видеофильмов расположена на расстоянии не менее 2,7 м от экрана телевизора до первых двухместных столов обучающихся (при теоретических занятиях).

        2.10.6. Требования к оснащению кабинета учебным оборудованием и необходимой документацией.

        2.10.6.1. Состав учебного оборудования в кабинете МВТ определяется «Перечнями средств вычислительной техники, учебного оборудования, базового и прикладного программного обеспечения кабинетов информатики, классов с ВДТ и ПЭВМ в учебных заведениях системы общего среднего образования».

        2.10.6.2. Кабинет ИВТ должен быть оснащен:

        — программными средствами учебного назначения по курсу «Основы информатики и вычислительной техники» как базового, так и профильных ;

        — заданиями для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельных работ и упражнений обучающихся на компьютерах;

        — комплектом научно-популярной, справочной и методической литературы;

        — журналом вводного и периодического инструктажей обучающихся по технике безопасности (рекомендуется);

        — журналом использования комплекта учебной вычислительной техники на каждом рабочем месте;

        — журналом отказа машин и их ремонта;

        — держателями для демонстрации таблиц и стендами для экспонирования работ учащихся;

        — инвентарной книгой для учета имеющегося в кабинете учебного оборудования, годовыми планами дооборудования КИВТ, утвержденными директором школы;

        — аптечной первой помощи;

        2.10.6.3. В кабинете ИВТ должна быть картотека учебного оборудования с указанием мест хранения.

        2.10.7. Требования к размещению и хранению оборудования

        2.10.7.1. Учебное оборудование и пособия должны размещаться и храниться в секционном шкафу, размещаемому в лаборантской и имеющем переставные полки и полуполки , по разделам программы.

        2.10.7.2. Демонстрационные пособия и оборудование для самостоятельных работ должны храниться раздельно.

        2.10.7.3. Диски с программными средствами должны храниться в специальных небольших ящиках, защищенных от пыли и света, по классам и разделам программы; ящички размещаются в шкафу, а места для хранения в нем дисков отмечаются надписями.

        2.10.7.4. Таблицы должны храниться в ящиках под доской или в специальных отделениях по разделам программы и классам с учетом габаритов.

        2.10.7.5. Аудиовизуальные пособия должны храниться на полках шкафа, диафильмы и диапозитивы — в укладках с выемками для коробок. Ячейки и коробки должны быть промаркированы.

        2.10.8. Требования к оформлению интерьера кабинета информатики и вычислительной техники

        2.10.8.2. Для экспозиции книг и материалов кабинет должен оснащаться съемными стендами.

        2.10.8.3. На стене, противоположной окнам, размещаются щиты с постоянно находящимися в кабинете справочными таблицами, знакомящими обучающихся с правилами техники безопасности, основными узлами ЭВМ и их функциями.

        2.10.8.5. В оформлении стендов могут использоваться разные шрифты: печатный и рукописный, арабский и готический. Заголовки и подзаголовки должны быть выполнены в одном стиле.

        ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ И КОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

        1. Общие положения.

        1.1. Заместитель директора по информационным и коммуникационным технологиям назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности заместителя директора по информационным и коммуникационным технологиям его обязанности могут быть возложены на других заместителей директора или на учителя информатики. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

        1.2. Заместитель директора по информационным и коммуникационным технологиям должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы не менее 3-х лет на педагогических, научных или руководящих должностях.

        1.3. Заместитель директора по информационным и коммуникационным технологиям подчиняется непосредственно директору школы.

        1.4. Заместителю директора по информационным и коммуникационным технологиям непосредственно подчиняются сотрудники школы по вопросам использования информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

        1.5. В своей деятельности заместитель директора по информационным и коммуникационным технологиям руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, постановлением правительства Москвы «Об оснащении образовательных учреждений г. Москвы учебным оборудованием, техническими средствами и компьютерной техникой», программой правительства Москвы «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001—2005 годы», решениями правительства Москвы и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Заместитель директора школы по информационным и коммуникационным технологиям соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

        Основными направлениями деятельности заместителя директора по информационным и коммуникационным технологиям являются:

        2.1. Организация целенаправленного процесса развития информатизации школы, руководство и контроль этого процесса.

        2.2. Установление контактов с внешними организациями по вопросам использования информационных и коммуникационных технологий в образовательной и управленческой деятельности.

        3. Должностные обязанности.

        Заместитель директора по информационным и коммуникационным технологиям выполняет следующие должностные обязанности:

        • проблемы информатизации школы, актуальные и перспективные потребности в развитии информационно-коммуникационного обеспечения школы;

        • перспективные возможности школы в области информационного и коммуникационного обеспечения;

        • ход, развитие и результаты процессов информатизации школы.

        • последствия запланированных процессов информатизации школы;

        • тенденции изменения процессов информатизации в обществе и в образовании для корректировки стратегии развития школы.

        3.3. Планирует и организует:

        • процесс разработки и реализации программы информатизации школы, разработку и выполнение основных направлений развития процесса информатизации;

        • разработку общих требований к процессам и результатам деятельности по информатизации школы и критериев их оценки;

        • текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива в области использования информационных и коммуникационных технологий с целью реализации программы информатизации;

        • совместно с руководителем обучение педагогических и управленческих кадров по вопросам использования информационных технологий в образовательной и управленческой деятельности;

        • изучение, обобщение и распространение опыта осуществления деятельности по вопросам информатизации школы;

        • сбор и накопление информации о значимых для школы инновациях в области применения информационных и коммуникационных технологий в образовательной и управленческой деятельности;

        • заказ на поставку учебного оборудования, его обслуживание и ремонт;

        • проведение семинаров, конференций и других мероприятий по использованию и распространению опыта использования информационных и коммуникационных технологий;

        • систему исследовательской, опытно-экспериментальной и инновационной работы школы в области информационных и коммуникационных технологий;

        • систему внешних связей, необходимых для успешного осуществления деятельности школы по вопросам информатизации;

        • систему контроля за ходом инновационной, экспериментальной и научно-исследовательской деятельности по использованию информационных и коммуникационных технологий в образовательной и управленческой деятельности.

        • совместную деятельность педагогических и руководящих работников по разработке и выполнению учебных планов и программ в области использования информационных и коммуникационных технологий, а также разработку необходимой учебно-методической документации;

        • взаимодействие работников школы и привлекаемых представителей сторонних организаций по вопросам информатизации школы;

        • взаимодействие представителей администрации школы, служб и подразделений, обеспечивающих информатизацию школы.

        • процессом информатизации школы;

        • работой общешкольных коллегиальных органов, курирующих проблемы информатизации школы (научно-методического совета, экспертного совета и т. п.);

        • осуществлением системы стимулирования участников процесса информатизации школы.

        • реализацию процесса информатизации школы;

        • использование средств информационных и коммуникационных технологий в образовательной и управленческой деятельности;

        • соответствие хода процесса информатизации и его результатов;

        • ресурсное обеспечение процесса информатизации школы;

        • выполнение принятых решений по вопросам информатизации школы.

        • ход реализации основных направлений программы информатизации школы.

        • методические документы, обеспечивающие деятельность школы в целом и отдельных ее подразделений по вопросам использования информационных и коммуникационных технологий;

        • нормативные документы для структур, участвующих в программе информатизации школы;

        • методики внедрения информационных и коммуникационных технологий в образовательную и управленческую деятельность;

        • программу информатизации школы, другие стратегические документы.

        • участников программы информатизации школы по принципиальным вопросам ее осуществления;

        • лиц, привлекаемых к сотрудничеству со школой по вопросам специфики школы, ее задач, программ обновления и т. д.

        3.10. Оценивает, экспертирует:

        • стратегические документы школы (учебный план, образовательную программу, концепцию и программу развития школы);

        • предложения по разработке и внедрению информационных и коммуникационных технологий и установлению связей с внешними партнерами.

        • подготавливаемые к изданию материалы по информатизации школы.

        • ежегодно скорректированную программу информатизации школы в окружной информационно-ресурсный центр.

        • в организации и ведении электронного документооборота школы;

        • в развитии информационной среды округа, города, страны.

        Заместитель директора по информационным и коммуникационным технологиям имеет право в пределах своей компетенции:

        4.1. Принимать участие:

        • в разработке политики и стратегии информатизации школы, в создании соответствующих стратегических документов;

        • в разработке любых управленческих решений, касающихся вопросов информатизации школы;

        • в разработке положений о подразделениях, занимающихся работой по информатизации школы, их компетенции, обязанностях, полномочиях, ответственности;

        • в ведении переговоров с партнерами школы по вопросам использования информационных и коммуникационных технологий в образовательной и управленческой деятельности.

        4.2. Вносить предложения:

        • о создании и ликвидации временных творческих коллективов, других групп и объединений, занимающихся деятельностью по использованию, разработке и внедрению информационных и коммуникационных технологий;

        • о начале, прекращении или приостановлении конкретных действий, проектов, экспериментов по использованию, разработке и внедрению информационных и коммуникационных технологий;

        • о поощрении, моральном и материальном стимулировании участников программы информатизации школы (в том числе при проведении аттестации).

        • от имени школы деловые контакты с лицами и организациями, могущими способствовать процессу информатизации школы.

        • приемку работ в рамках программы информатизации школы, выполненных по заказу школы различными исполнителями (как из числа школьных работников, так и из сторонних организаций).

        • для контроля и внесения коррективов рабочую документацию различных подразделений, служб и отдельных участников программы информатизации школы (положения, планы, программы экспериментов, материалы наблюдений, контрольные работы и т. д.).

        4.6. Контролировать и оценивать

        • ход и результаты групповой и индивидуальной деятельности по реализации программы информатизации школы, налагать вето на деятельность по использованию информационных и коммуникационных технологий, чреватую перегрузкой учащихся и педагогов, ухудшением их здоровья, нарушением техники безопасности, не предусматривающую профилактику, компенсацию и преодоление возможных негативных последствий.

        • на учебных занятиях и мероприятиях в экспериментальных классах (группах, потоках) — по договоренности с экспериментаторами (без права входить в класс после начала занятий без экстренной необходимости и делать замечания педагогу в течение занятия).

        • от участников программы информатизации школы соблюдения норм и требований профессиональной этики, выполнения принятых школьным сообществом планов и программ (носящих обязательный характер).

        • обязательные распоряжения учителям, воспитателям ГПД, лаборантам, психологу, работникам школьной библиотеки, младшему обслуживающему персоналу по вопросам информатизации школы.

        • к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном правилами о поощрениях и взысканиях.

        5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей инструкцией, а также принятие управленческих решений, повлекших дезорганизацию образовательного процесса, заместитель директора по информационным и коммуникационным технологиям несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

        5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и(или) психическим насилием над личностью обучающегося, заместитель директора по информационным и коммуникационным технологиям может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

        5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации работы по информатизации школы заместитель директора по информационным и коммуникационным технологиям привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

        5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также неиспользование прав, предоставленных настоящей инструкцией, заместитель директора по информационным и коммуникационным технологиям несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и(или) гражданским законодательством.

        6. Взаимоотношения. Связи по должности.

        Заместитель директора по информационным и коммуникационным технологиям:

        6.1. Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы.

        6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода.

        6.3. Представляет директору письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждой учебной четверти.

        6.4. Получает от директора школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

        6.5. Визирует приказы директора школы по вопросам использования, разработки и внедрения информационных и коммуникационных технологий.

        6.6. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора школы.

        6.7. Исполняет обязанности директора школы и его заместителей в период их временного отсутствия (отпуск, болезнь и т. п.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и уставом школы на основании приказа директора.

        6.8. Информирует администрацию о возникших трудностях на пути осуществления программы информатизации школы.

        6.9. Передает директору информацию, полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно после ее получения.

        Читайте так же:  Полис осаго чита