Требования государственных стандартов при обязательной сертификации

Оглавление:

Порядок проведения Госстандартом России государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией (работами и услугами).

Приказ Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. № 239

«Об утверждении «Порядка проведения Госстандартом России государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией (работами, услугами)»

В целях повышения эффективности работ по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил сертификации и за сертифицированной продукцией приказываю:

1. Утвердить прилагаемый «Порядок проведения Госстандартом России государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией (работами, услугами)».

2. Установить, что главными государственными инспекторами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений являются руководители соответствующих центров стандартизации и метрологии, а также руководители Ростест-Москва и Тест Санкт-Петербург.

3. Должностным лицам центров стандартизации и метрологии, Ростест-Москва, Тест. Санкт — Петербург, осуществляющим государственный контроль и надзор, руководствоваться в своей деятельности действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Порядком.

4. Главному управлению региональной политики и Госнадзора (Е.М. Игнатьеву), Ростест-Москва (Б.С. Мигачеву) зарегистрировать Порядок в Минюсте России.

5. Контроль, за исполнением настоящего приказа, возложить на заместителя председателя Госстандарта России Н.С. Круглова.

Председатель Госстандарта России С.Ф. Безверхий

Зарегистрировано Минюстом РФ 21 января 1994 г.

1. Общие положения .. 2

2. Общие правила подготовки и проведения государственного надзора .. 2

3. Правила проведения государственного надзора за соблюдением государственных стандартов .. 3

4. Правила проведения государственного надзора за соблюдением правил обязательной сертификации .. 4

5. Оформление результатов проверок .. 4

6. Реализация результатов государственного надзора .. 5

Приложение 1 .. 5

Приложение 2 .. 6

Приложение 3 .. 6

Приложение 4 .. 7

Приложение 5 .. 8

проведения Госстандартом России государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией (работами, услугами)

(Утв. приказом Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. № 239)

Настоящий Порядок разработан на основании законов Российской Федерации » О стандартизации», » Об обеспечении единства измерений», » О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей» и в соответствии с Положением о Комитете Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1992 г. № 1020

Порядок устанавливает общие правила проведения Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандартом России) государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, в том числе требований по безопасности, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией (работами, услугами) *1

Порядок является обязательным для должностных лиц Госстандарта России, осуществляющих государственный надзор в пределах своей компетенции, а также для проверяемых субъектов хозяйственной деятельности независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.

1. Общие положения

1.1. Целью государственного надзора является государственная защита прав потребителей и интересов государства.

1.2. Основными задачами государственного надзора являются:

предотвращение и пресечение нарушений государственных стандартов, устанавливающих обязательные требования к продукции (работам, услугам) *2, всеми субъектами хозяйственной деятельности;

контроль за соблюдением правил обязательной сертификации продукции (работ, услуг);

предоставление органам исполнительной власти и общественным организациям достоверной информации о фактическом состоянии соблюдения субъектами хозяйственной деятельности установленных требований к продукции, обеспечивающих безопасность жизни, здоровья людей, охрану окружающей среды, и правил обязательной сертификации.

1.3. Объектами государственного надзора являются:

продукция, в том числе подлежащая обязательной сертификации, импортная продукция;

услуги населению, работы, в том числе подлежащие обязательной сертификации;

техническая документация на продукцию;

работы по обязательной сертификации изготовителей (продавцов, исполнителей), испытательных лабораторий (центров), органов по сертификации.

1.4. Государственный надзор осуществляется должностными лицами Госстандарта России и подведомственных ему центров стандартизации и метрологии, Российского центра испытаний и сертификации — Москва (Ростест-Москва), Центра испытаний и сертификации — Санкт-Петербург (Тест Санкт-Петербург) *3 — государственными инспекторами.

Главным государственным инспектором Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений является председатель Госстандарта России.

Главными государственными инспекторами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений являются руководители центров стандартизации и метрологии.

Государственные инспекторы утверждаются в порядке, установленном Госстандартом России, и имеют удостоверения установленного образца.

1.5. Государственный надзор осуществляется на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг.

1.6. При проведении государственного надзора применяются испытания, измерительный контроль, технический осмотр, идентификация *4 продукции и другие методы, обеспечивающие достоверность и объективность результатов надзора.

1.7. Руководители субъектов хозяйственной деятельности обязаны обеспечивать государственным инспекторам:

свободный доступ в служебные и производственные помещения при предъявлении удостоверения государственного инспектора;

использование технических средств и специалистов, предоставление документов и сведений, необходимых для проведения государственного надзора;

отбор проб и образцов продукции для контроля их соответствия обязательным требованиям государственных стандартов с отнесением стоимости израсходованных образцов и затрат на проведение испытаний (анализов, измерений) на издержки производства проверяемого субъекта хозяйственной деятельности.

2. Общие правила подготовки и проведения государственного надзора

2.1. Государственный надзор осуществляется посредством выборочных проверок с учетом:

приоритетных направлений государственного надзора, устанавливаемых Госстандартом России;

целевых заданий Госстандарта России;

информации потребителей и других обстоятельств, требующих проверки конкретного субъекта хозяйственной деятельности;

информации Госреестра России о продукции, прошедшей сертификацию, аккредитованных испытательных лабораториях (центрах) и органах по сертификации.

2.2. Государственный надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной продукцией проводится одним государственным инспектором либо комиссией, возглавляемой государственным инспектором, ответственным за проведение проверки (руководителем проверки).

2.3. Государственный надзор за соблюдением испытательными лабораториями (центрами) и органами по сертификации правил обязательной сертификации в пределах компетенции Госстандарта России проводится комиссией, состав, руководитель и порядок работы которой определяется главным государственным инспектором Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений. В состав комиссии включается государственный инспектор центра стандартизации и метрологии, в зоне деятельности которого находится проверяемый объект. Решение по результатам работы комиссии принимает главный государственный инспектор Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений.

2.4. При подготовке к проверке:

анализируются результаты предыдущих проверок, в том числе проведенных другими контрольными органами;

анализируется техническая документация, относящаяся к предмету проверки;

изучаются сведения о субъекте хозяйственной деятельности и его продукции;

изучаются результаты работы, проводимой субъектом хозяйственной деятельности за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;

разрабатывается, при необходимости, программа проверки.

2.5. По прибытии к проверяемому субъекту хозяйственной деятельности:

предъявляется руководителю субъекта хозяйственной деятельности уведомление на проведение проверки (по форме обязательного приложения 1 или 2) и знакомят его с задачей проверки;

распределяется работа между участниками проверки — государственными инспекторами и привлеченными специалистами;

определяется перечень необходимых материалов и документов, представляемых субъектом хозяйственной деятельности, для проведения проверки.

3. Правила проведения государственного надзора за соблюдением государственных стандартов

3.1. В целях обеспечения достоверности измерительного контроля параметров, установленных обязательными требованиями государственных стандартов на продукцию, проверяется состояние и правильность применения средств измерений, методик выполнения и обработки результатов измерений.

3.2. Для оценки соблюдения обязательных требований государственных стандартов отбираются образцы (пробы) *5 продукции.

Методика отбора и количество отбираемых образцов (объем выборки) должны соответствовать требованиям стандартов на конкретную продукцию. Если стандарт на продукцию предусматривает сплошной контроль, то объем выборки определяется государственным инспектором.

Отбор образцов оформляется актом по форме обязательного приложения 3.

3.3. Оценка соответствия продукции обязательным требованиям государственных стандартов проводится на основе результатов контроля и испытаний (анализов, измерений)* 6, предусмотренных стандартами. Идентификация, технический осмотр продукции проводится государственным инспектором с привлечением специалистов субъекта хозяйственной деятельности. Испытания образцов проводятся специалистами субъекта хозяйственной деятельности в присутствии государственного инспектора.

3.4. Результаты испытаний образцов распространяются на партию продукции, от которой они были отобраны.

3.5. При невозможности проведения испытаний (в случае отсутствия испытательной базы либо неготовности последней к проведению испытаний с нормируемой точностью) испытания проводятся в аккредитованных испытательных лабораториях или других компетентных организациях.

3.6. При контроле продукции устанавливается также наличие на нее

каталожного листа, прошедшего учетную регистрацию.

3.7. В процессе контроля продукции, подлежащей обязательной сертификации, также проверяется:

наличие сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом, его подлинность, правильность оформления, регистрации и срок действия;

наличие документов, подтверждающих проведение и результаты инспекционного контроля;

правильность применения знака соответствия;

правильность доведения до потребителя информации о сертификации продукции;

своевременность извещения органа по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию или технологический процесс производства сертифицированной продукции.

4. Правила проведения государственного надзора за соблюдением правил обязательной сертификации

4.1. В процессе проверок соблюдения правил, обязательной сертификации аккредитованными испытательными лабораториями (центрами) устанавливается:

наличие аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра) или подтверждения срока его действия на право проведения сертификационных испытаний, а также лицензии на право проведения определенных видов работ;

соответствие видов продукции, подвергающихся сертификационным испытаниям, области аккредитации лаборатории;

наличие необходимого фонда нормативной документации по стандартизации на испытываемую продукцию;

состояние средств и методик измерений испытательного оборудования и методик испытаний, применяемых при сертификационных испытаниях;

наличие протоколов (актов отбора) и системы обозначения (маркировки) образцов испытываемой продукции;

полнота проведения испытаний образцов продукции, взятых у изготовителя (исполнителя, продавца) на соответствие требованиям государственных стандартов;

соблюдение программ и методик проведения испытаний;

правильность оформления и достоверность протоколов сертификационных испытаний.

4.2. В процессе проверок соблюдения правил, обязательной сертификации продукции органами по сертификации устанавливается:

наличие аттестата аккредитации органа по сертификации продукции, а также лицензии на право проведения определенных видов работ;

наличие необходимого фонда нормативной документации по стандартизации на сертифицируемую продукцию;

наличие документов, определяющих правила и порядок сертификации закрепленной за органом продукции;

правильность оформления и обоснованность выдачи сертификатов на продукцию в соответствии с областью аккредитации;

правильность регистрации выданных сертификатов;

случаи отказа в выдаче сертификата на продукцию, подвергавшуюся сертификационным испытаниям, из-за несоответствия ее обязательным требованиям, государственных стандартов;

правильность проведения инспекционного контроля сертифицированной продукции.

5. Оформление результатов проверок

5.1. По результатам испытаний, измерительного контроля, технического осмотра и идентификации продукции составляется протокол по форме рекомендуемого приложения 4. При положительных результатах испытаний соответствующая запись делается в акте отбора образцов и протоколе испытаний.

По результатам проведенных проверок, установивших нарушения обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, оформляется акт по форме обязательного приложения 5.

Акт проверки — документ, являющийся основанием для выдачи предписаний и постановлений о применении мер воздействия в соответствии о действующим законодательством.

Основные требования к акту проверки:

достоверность и обоснованность установленных фактов нарушений обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и причин, их вызвавших;

краткость изложения при максимуме необходимой информации;

полнота результатов проверки;

объективность результатов проверки.

5.2. В акте проверки дается краткая характеристика проверенного субъекта хозяйственной деятельности, и указываются выявленные нарушения, их причины, возможные последствия, а также другие сведения, позволяющие обосновать принятые меры.

Акт подписывается всеми участниками проверки. Ответственность за полноту, достоверность и объективность изложенных в акте данных несет руководитель проверки.

Содержание акта доводится до сведения руководителя проверенного субъекта хозяйственной деятельности, который его подписывает. В случае отказа руководителя подписать его в акте делается соответствующая отметка.

Должностные лица субъекта хозяйственной деятельности имеют право изложить в письменной форме свое особое мнение по результатам проверки, которое прилагается к акту.

6. Реализация результатов государственного надзора

6.1. Акт проверки, установивший нарушения обязательных требований государственных стандартов, по которым приняты или должны быть приняты меры воздействия, с приложениями и предписаниями направляется субъекту хозяйственной деятельности и в Ростест-Москва для подготовки обобщенной информации о результатах государственного надзора, а при необходимости применения мер воздействия главным государственным инспектором Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений — в Госстандарт России.

В случае установления нарушений по продукции (работам, услугам), прошедшим обязательную сертификацию, акт проверки также направляется в орган по сертификации, выдавший сертификат.

При необходимости материалы проверки направляются соответствующим органам исполнительной власти или общественным организациям.

6.2. В случае, установления нарушений правил обязательной сертификации испытательной лабораторией (центром), или органом по сертификации акт проверки направляется для рассмотрения в Госстандарт России.

6.3. При выявлении фактов нарушений обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации применяются меры воздействия, предусмотренные действующим законодательством.

Приложение 1

Комитет Российской Федерации

по стандартизации, метрологии и сертификации

(наименование центра стандартизации и метрологии)

Статья 19.19. Нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений

Статья 19.19. Нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений

1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных в ст. 19.19, является установленный порядок управления.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного в ч. 1 ст. 19.19, состоит в том, что виновный нарушает обязательные требования (т.е. игнорирует их, действует вопреки им либо соблюдает частично) государственных стандартов (утвержденных в соответствии в Законом о ТР и иными нормативными правовыми актами, принятыми Правительством РФ, другими федеральными органами государственной власти в развитие положений этого Закона) в ходе реализации (т.е. поставки, мены, контрактации, купли-продажи и т.п.), использования (эксплуатации), хранения (в т.ч. и на товарных складах, в собственных складских помещениях), транспортировки (автотранспортом, железнодорожным транспортом, речным судном и т.п.) либо утилизации (например, путем размельчения, переработки, раздробления). С другой стороны, объективная сторона данного административного правонарушения не охватывает такие действия (бездействие), как:

Читайте так же:  Лицензия на экспертизу товаров

1) производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов (см. коммент. к ст. 6.14);

2) эксплуатация транспортного средства с нормативами, превышающими государственные стандарты (см. коммент. к ст. 8.23);

3) нарушение требований ГОСТов в области строительства (см. коммент. к ст. 9.4);

4) управление транспортным средством с нестандартными или установленными с нарушением требований ГОСТов регистрационными знаками (см. коммент. к ст. 12.2);

5) нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, правил радиообмена при несоблюдении государственных стандартов (см. коммент. к ст. 13.4);

6) изготовление, реализация или эксплуатация технических средств, не соответствующих стандартам (см. коммент. к ст. 13.8);

7) продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг населению, не соответствующих требованиям ГОСТов (см. коммент. к ст. 14.4);

8) нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами (см. коммент. к ст. 20.4).

Объективная сторона анализируемого административного правонарушения налицо и тогда, когда виновный уклоняется (т.е. переносит сроки, нарушает их и вновь обещает представить) от представления продукции, документов и сведений, необходимых для государственного контроля и надзора (за соответствием продукции ГОСТам).

Оконченным данное деяние считается с момента совершения. Оно совершается как в форме действий, так и бездействия (например, при уклонении от предоставления продукции для контроля). См. также письмо Роспотребнадзора от 03.12.08 N 01/14303-8-32 «О применении технических регламентов».

3. Объективная сторона предусмотренного в ч. 2 ст. 19.19 административного правонарушения состоит в том, что виновный нарушает правила обязательной сертификации путем:

1) реализации (например, поставки, мены) сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов (изданных в соответствии с Законом о ТР, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми в его развитие), на соответствие которым продукция прошла процедуру сертификации;

2) реализации сертифицированной продукции без сертификата соответствия (он должен быть выдан на бланке установленного образца, содержать все необходимые реквизиты, подписи, печати и т.п.), без знака соответствия (наносимого на сам товар, продукцию, тару и упаковку), без указания в сопроводительных документах на продукцию (в паспорте, техническом паспорте, инструкции, в договоре поставки и т.п.) сведений о сертификации (т.е. о том, что продукция была в установленном порядке сертифицирована) продукции или сведений о нормативных документах (утвержденных уполномоченными госорганами), которым должна соответствовать реализуемая продукция;

3) недоведения (например, путем раздачи специальных буклетов, текстов, дополнительных документов к технической документации, всякого рода деклараций, заключений, сводных актов и т.п.) сведений о сертификации до потребителя (покупателя, заказчика) продукции;

4) представления недостоверных (т.е. искаженных, неполных, ложных и т.п.) результатов испытаний продукции (в т.ч. сведений о якобы проведенных испытаниях);

5) выдачи сертификата соответствия на продукцию, которая не прошла сертификацию (в т.ч. если она не была представлена на сертификацию). Например, виновный выдает декларацию о соответствии, хотя продукция даже не представлялась на сертификацию.

С другой стороны, объективная сторона данного административного правонарушения не охватывает действия (бездействие) виновного, состоящие в том, что последний:

а) использовал несертифицированные средства связи либо предоставлял несертифицированные услуги связи (см. коммент. к ст. 13.6);

б) использовал несертифицированные информационные системы, базы и банки данных, а также несертифицированные средства защиты информации (см. коммент. к ст. 13.12);

в) продавал товары, выполнял работы, оказывал услуги населению без декларации о соответствии (см. коммент. к ст. 14.4);

г) продавал алкогольную и спиртосодержащую продукцию без сертификата соответствия (см. коммент. к ст. 14.16);

д) нарушал требования пожарной безопасности (см. коммент. к ст. 20.4);

е) нарушал правила сертификации оружия и патронов к нему (см. коммент. к ст. 20.14).

Если виновный совершил упомянутые выше действия (бездействие), то дополнительной квалификации по ст. 19.19 совершенное им административное правонарушение не требует (т.е. административное правонарушение, предусмотренное в ч. 2 ст. 19.19, носит общий характер относительно к перечисленным выше административным правонарушениям). См. также приказ Минпромэнерго от 22.03.06 N 53 (в ред. от 21.04.09) «Об утверждении формы сертификата соответствия продукции требованиям технических регламентов».

Оконченным данное деяние считается с момента совершения: оно может быть совершено как в форме действий, так и бездействия (например, непредставление сертификата соответствия, декларации о соответствии).

4. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 3 ст. 19.19, состоит в том, что виновный нарушает правила:

1) проверки средств измерений (весов, приборов, определяющих плотность, состав, рецептуру и т.п. продукции);

2) требований аттестованных (в уполномоченных органах, учреждениях, организациях) методик выполнения измерений. Они обычно доводятся до заинтересованных лиц органами стандартизации и метрологии;

3) требований к состоянию (техническому, актуализированному и т.п.) эталонов, относящихся к продукции;

4) требований установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле. Эти единицы и правила утверждаются органами стандартизации и метрологии в соответствии с Законом о ТР сертификации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Объективной стороной данного правонарушения охватываются и выпуск (т.е. изготовление, производство), и продажа (в т.ч. поставка, мена), и прокат продукции, и применение средств измерений, типы которых не утверждены, либо применение непроверенных средств измерений (в т.ч. изготовленных виновным кустарным образом, позаимствованных у другого лица).

Оконченным данное деяние считается с момента, когда совершено любое из упомянутых действий.

3. Субъектами административных правонарушений являются:

1) должностные лица (например, директор магазина, торгово-оптовой базы), в т.ч. индивидуальные предприниматели (см. коммент. к ст. 2.4, 2.5);

2) юридические лица (см. коммент. к ст. 2.1, 2.10).

ВС разъяснил, что исходя из субъектного состава и существа административных правонарушений, регламентированных ст. 19.19, данные нормы должны применяться к правоотношениям, возникающим при производстве продукции, ее составе и сертификации, распространяться на изготовителей продукции. Понятие продукции рассматривается как результат производственной деятельности. Если на момент продажи товара в месте его реализации отсутствует сертификат соответствия (декларация о соответствии) виновное лицо может быть привлечено к ответственности на основании ч. 2 ст. 14.4 (п. 13 Обзора от 01.08.07).

4. Субъективная сторона административных правонарушений характеризуется либо умыслом, либо неосторожностью (см. коммент. к ст. 2.2).

5. Анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 19.19, показывает, что:

1) по ч. 1, 2 назначаются одновременно и основной вид наказания — административный штраф (см. коммент. к ст. 3.5), и дополнительный — конфискация предметов административного правонарушения (см. коммент. к ст. 3.7);

2) по ч. 3 назначается только административный штраф;

3) административный штраф и конфискация назначаются судьей (см. коммент. к ст. 23.1), а административный штраф, предусмотренный в ч. 3, — органами стандартизации, метрологии и сертификации (см. коммент. к ст. 23.52), а также некоторыми другими органами (см., например, ст. 23.36).

Сертификация товаров

Стандартизация как нормативно-методическая база сертификации и товарной экспертизы

При оценке качества товаров, проведении сертификации и товароведной экспертизы устанавливают соответствие (несоответствие) качества товара или отдельных его характеристик определенным нормам и требованиям. Разработкой норм, требований и правил занимается стандартизация.

«Стандартизация — это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:

  • безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества потребителей;
  • технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
  • качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;
  • единства измерений;
  • экономии всех видов ресурсов;
  • безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
  • обороноспособности и мобилизационной готовности страны» (закон Российской Федерации «О стандартизации» от 10.06.93 г. №5154-1, в ред. от 27.12.95 г. №211-ФЗ).
  • Стандартизация в Российской Федерации организуется и проводится в соответствии с общегосударственными законами «О стандартизации» (10.06.93 г.), «О защите прав потребителей» (1996 г. с доп. 17.12.98 г.), «О сертификации» (10.06.93 г.) и другими законодательными актами.

    В процессе стандартизации вырабатываются нормы, правила, требования, характеристики, касающиеся объекта стандартизации, которые оформляются в виде нормативного документа.

    К нормативным документам относят:

  • стандарты (государственные, международные, региональные, стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений);
  • регламенты (технические регламенты);
  • правила, нормы и рекомендации по стандартизации;
  • общероссийские классификаторы технико-экономичес-кой информации.
  • Стандарт — это нормативный документ по стандартизации, разработанный на основе согласия заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом. В стандартах устанавливаются для всеобщего и многократного применения общие принципы, правила, характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Стандарты содержат как обязательные для выполнения требования к объекту стандартизации, так и рекомендательные.

    Обязательными требованиями государственных стандартов являются:

  • требования безопасности продукции, процессов и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества потребителей;
  • требования технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции;
  • единство методов контроля;
  • единство маркировки.
  • В зависимости от специфики объектов стандартизации различают виды стандартов: основополагающие стандарты (организационно-технические и общетехнические), стандарты на продукцию (услуги), стандарты на работы (процессы), стандарты на методы контроля (испытаний, измерений). Основополагающие стандарты содержат общие и руководящие положения для определенной области. Примером основополагающих стандартов могут быть стандарты Государственной системы стандартизации (ГСС) в России (ГОСТ Р 1.0-92, ГОСТ Р 1.2-92, ГОСТ Р 1.4-93 и др.).

    В зависимости от уровня управления хозяйственной деятельностью различают категории стандартов: государственные стандарты (ГОСТ), стандарты отраслей (ОСТ), стандарты предприятий (СТП), стандарты научно-технических, инженерных и других общественных организаций (СТО). Государственные стандарты России (ГОСТ Р) принимает федеральный орган исполнительной власти в области стандартизации — Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России); отраслевые стандарты — государственные органы управления (например, министерства, комитеты и др.); стандарты предприятий и общественных объединений — соответствующие службы по стандартизации предприятий и объединений.

    Регламент — это нормативный документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органами власти. Разновидностью регламентов являются технические регламенты, содержащие технические требования к объектам стандартизации.

    Они могут касаться терминологии, упаковки, маркировки и других объектов стандартизации. В соответствии с ГОСТом Р 1.0-96 к техническим регламентам следует относить законодательные акты и постановления правительства Российской Федерации, содержащие требования, нормы и правила технического характера; государственные стандарты Российской Федерации в части устанавливаемых в них обязательных требований; нормы и правила федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых в соответствии с законодательством Российской Федерации входит установление обязательных требований. Соблюдение регламента (технического регламента) обязательно.

    Правила, нормы и рекомендации по стандартизации по своему характеру являются документами методического содержания по различным вопросам стандартизации. Общероссийские классификаторы технико-экономической информации предназначены для межведомственного согласования потоков информации о товарах (ОКП), услугах населению (ОКУН), предприятиях и организациях (ОКПО), стандартах (ОКС) и др. объектах стандартизации. На сегодняшний день действует около 20 общероссийских классификаторов, но число их будет расширяться по мере интеграции России в мировую экономику.

    Сертификация товаров

    В соответствии с Законом о защите прав потребителей (ст. 7, п. 4): «Товары, на которые законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя, подлежат обязательной сертификации в установленном порядке». Ввозимая на территорию России продукция, подлежащая обязательной сертификации, должна соответствовать требованиям российской системы сертификации (система ГОСТ Р). При оформлении договоров (контрактов) на такую продукцию в них должно быть предусмотрено требование о наличии сертификата и знака соответствия, выданных на основании действующего порядка.

    Основные понятия в области сертификации

    Сертификация продукции является одним из способов подтверждения соответствия продукции заданным требованиям. В мировой и отечественной практике применяются различные методы подтверждения соответствия объектов заданным требованиям, которые выполняются разными сторонами.

    Определения понятия «сертификация» даются как в международных, так и в российских нормативных документах.

    В соответствии с этими документами сертификация продукции (далее — сертификация) — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. Установленные требования выражаются определенными показателями качества.

    Сертификат соответствия (далее — сертификат) — документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

    Система сертификации — совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе.

    Декларация о соответствии — документ, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) продукция соответствует установленным требованиям.

    Таким образом, подтверждение соответствия проводится посредством не только сертификата, но и декларации о соответствии. Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, утверждается Правительством РФ. Декларация о соответствии имеет юридическую силу наравне с сертификатом.

    Знак соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам данной системы сертификации подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

    Цели и принципы сертификации. Структура Системы сертификации ГОСТ Р

    В соответствии с законом РФ «О сертификации продукции и услуг» (10.06.93 г.) целями сертификации являются:

    • содействие потребителям в компетентном выборе продукции;
    • защита потребителей от недобросовестности изготовителя (продавца, изготовителя);
    • контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества потребителя;
    • подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем;
    • создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке РФ, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
    • содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции.
    • Принципы сертификации

      Структура Системы сертификации ГОСТ Р. Организационную структуру Системы ГОСТ Р образуют: Госстандарт России; Центральные органы систем сертификации однородной продукции; органы по сертификации; испытательные лаборатории (центры).

      Госстандарт РФ — национальный орган по сертификации и выполняет руководящие, координирующие и контролирующие функции.

      Главной функцией Центрального органа системы сертификации является организация работы по формированию системы сертификации однородной продукции и осуществление руководства ею, а также координация деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий, входящих в систему.

      Орган по сертификации продукции проводит идентификацию и сертификацию продукции; выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия; осуществляет в установленном порядке инспекционный контроль за сертифицированной продукцией; приостанавливает или отменяет действие выданных им сертификатов;

      Орган по сертификации должен быть аккредитован Госстандартом РФ на право выполнения работ по сертификации одной или нескольких групп однородной продукции.

      Аккредитованная испытательная лаборатория осуществляет испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдает протоколы испытаний для целей сертификации.

      Обязательная и добровольная сертификация

      В соответствии с законодательством сертификация может носить обязательный и добровольный характер.

      Обязательная сертификация обеспечивает доказательство соответствия продукции требованиям, установленным в нормативных документах.

      Цель обязательной сертификации — защита потребителей от приобретения и использования некачественной продукции, способной нанести вред их жизни, здоровью и имуществу, окружающей среде, а также содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции.

      Обязательная сертификация представляет собой форму государственного контроля за безопасностью продукции. Для ее осуществления создаются системы. Российская система обязательной сертификации (Система ГОСТ Р) была утверждена Госстандартом РФ — национальным органом по сертификации — в мае 1992 г. Система включает в себя в качестве подсистем системы сертификации однородной продукции.

      Система обязательной сертификации и ее знак соответствия регистрируются Госстандартом РФ. Знаком соответствия маркируется продукция, прошедшая сертификацию, а также тара, упаковка, сопроводительная и эксплуатационная документация (ГОСТ Р 50460-92).

      Номенклатура продукции, подлежащая обязательной сертификации, с указанием перечня конкретных нормативных документов, на соответствие которых проводится обязательная сертификация, введена в действие с 1 октября 1998 г.

      Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических и/или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации в системе добровольной сертификации.

      Объектами добровольной сертификации выступают системы качества производства, а также продукция, работы, услуги, не подлежащие обязательной сертификации, а также продукция по тем требованиям, по которым не предусмотрена обязательная сертификация.

      Цель добровольной сертификации — подтверждение соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем. Заявителем может быть изготовитель, поставщик, продавец, потребитель продукции.

      Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.

      Добровольная сертификация осуществляется органами по добровольной сертификации, входящими в систему добровольной сертификации, образованную любым юридическим лицом, зарегистрировавшим данную систему и знак соответствия в Госстандарте РФ.

      Правила и процедуры системы добровольной сертификации определяются органом по добровольной сертификации.

      Добровольная сертификация может проводиться также в системе обязательной сертификации, если это предусмотрено правилами системы обязательной сертификации и при наличии в данной системе зарегистрированного в установленном порядке знака соответствия добровольной сертификации.

      Решение о добровольной сертификации обычно связано с проблемами конкурентоспособности товаров, продвижением товаров на рынок (особенно зарубежный); предпочтениями покупателей, все больше ориентирующихся в своем выборе на сертифицированные изделия.

      Порядок проведения сертификации

      Сертификация включает следующие основные этапы:

      1. Представление заявки в орган по сертификации. Заявителем может быть отечественная или зарубежная организация, индивидуальный предприниматель и т. п.

      2. Рассмотрение представленных заявителем документов и проведение первичной идентификации изделий.

      3. Принятие решения по заявке, в том числе заключение договора на проведение работ и выбор схемы сертификации.

      Схема сертификации — это состав и последовательность действий третьей стороны при оценке соответствия продукции (работ, услуг). При выборе схемы учитываются особенности производства, испытаний, поставки и условий эксплуатации конкретного вида товара, требуемый уровень доказательности, возможные затраты заявителя. Основным критерием выбора схемы является обеспечение доказательности сертификации при минимизации затрат на ее проведение. В системе ГОСТ Р предусмотрено 16 возможных схем сертификации. Схему сертификации предлагает заявитель, но окончательное решение принимает Орган по сертификации.

      4. Формирование групп однородной продукции для выбора типового представителя. Группы однородной продукции формируются в соответствии с правилами систематизации Общероссийского классификатора продукции, Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и Перечня групп однородной продукции.

      5. Выбор аккредитованной испытательной лаборатории. Орган по сертификации, учитывая предложения заявителя, определяет испытательную лабораторию, которая аккредитована на право проверки данной однородной группы продукции.

      6. Отбор образцов от однородных групп и их идентификация. Перед отбором проб орган по сертификации проводит идентификацию продукции.

      Идентификация — это установление соответствия конкретной продукции образцу и (или) ее описанию для подтверждения, что образцы будут аналогичны всем остальным изделиям в партии. Идентификацию проводят на соответствие:

    • заявленному наименованию;
    • документам, подтверждающим происхождение поставляемой продукции и содержащим сведения об ее ассортименте, качестве и количестве;
    • принадлежности к данному изготовителю;
    • требованиям (показателям качества), обеспечивающим функциональное использование продукции;
    • кодам Общероссийского классификатора продукции до уровня не менее пятого знака ОКП;
    • кодам Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (для ввозимой продукции).
    • По результатам идентификации эксперт Органа по сертификации составляет заключение. Затем производится отбор образцов. Отбор образцов оформляют актом, который подписывают представители Органа по сертификации и представитель заявителя.

      7. Проведение испытаний. Испытательная лаборатория проводит сертификационные испытания образцов методами, установленными в нормативных документах. Образцы считают не выдержавшими испытания, если хотя бы один показатель не соответствует требованиям нормативных документов. Результаты испытаний оформляют протоколом, который направляется в Орган по сертификации.

      8. Орган по сертификации проводит анализ результатов испытаний и проверок сертифицируемой продукции и принимает решение о возможности выдачи или отказе в выдаче сертификата. В случае положительного решения выдается сертификат соответствия, в случае отрицательного решения заявителю направляют аргументированное решение об отказе.

      9. Оформление и выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия и внесение сертифицированных изделий в государственный реестр.

      Орган по сертификации оформляет сертификат по форме и правилам, установленным Госстандартом России. Срок действия сертификата устанавливает Орган по сертификации с учетом состояния производства, результатов испытаний, но не более трех лет или срока действия санитарно-эпидемиологического заключения.

      Действие сертификата на партию продукции распространяется на срок реализации этой партии (но не более чем на один год или на срок действия гигиенического заключения).

      Сертификат регистрируют в государственном реестре и выдают заявителю.

      При проведении обязательной сертификации Орган по сертификации одновременно с сертификатом выдает заявителю лицензию на право применения знака соответствия. В лицензии указывается место проставления знака соответствия. В дальнейшем маркирование каждой единицы продукции (либо единицы упаковки) знаком соответствия осуществляет заявитель.

      10. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией проводит Орган по сертификации совместно с испытательной лабораторией и, при необходимости, с территориальными органами Госстандарта России.

      Инспекционный контроль осуществляется в форме периодических и внеплановых проверок в течение всего срока действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия.

      11. Разработка и контроль выполнения мероприятий при выявлении несоответствий продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия.

      По ст. 43 закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» за федеральным органом по стандартизации, метрологии и сертификации в пределах его компетентности закреплено право налагать штраф:

      • за продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг), в том числе импортных, без сертификатов, подтверждающих соответствие товаров (работ, услуг) обязательным требованиям стандартов, — в размере стоимости проданных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
      • за нарушение правил обязательной сертификации товаров (работ, услуг) органами по сертификации, а также за предоставление недостоверных результатов испытаний товаров (работ, услуг) испытательными лабораториями (центрами) при обязательной сертификации — в размере двукратной стоимости соответствующих товаров (работ, услуг).
      • ГОСТ Р 1.9-95. Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам

        ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия

        State system for standardization of Russian Federation.

        Procedure of prodaction and service marking by accordance

        mark to state standards

        Дата введения 1996-07-01

        1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России

        ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Госстандарта России

        2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 8 августа 1995 г. № 429

        3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

        4 Настоящий стандарт разработан на основании Закона Российской Федерации «О стандартизации» (ст. 7, п.З)

        Настоящий стандарт устанавливает общие требования к порядку маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам Российской Федерации (ГОСТ Р) и (или) межгосударственным стандартам (ГОСТ), применяемым на территории Российской Федерации (далее — государственным стандартам), а также порядок выдачи субъектам хозяйственной деятельности лицензий на маркирование ими продукции и услуг (далее — продукции) этим знаком.

        Действие стандарта распространяется на: субъекты хозяйственной деятельности, производящие продукцию (оказывающие услуги) и в инициативном порядке заявившие о своем намерении маркировать продукцию знаком соответствия государственным стандартам; субъекты хозяйственной деятельности и организации, заключившие договоры (контракты) на поставку продукции, маркированной знаком соответствия государственным стандартам, а также организации, осуществляющие выдачу лицензий на применение знака соответствия государственным стандартам, ведение Государственного реестра продукции и услуг, маркированных знаком соответствия государственным стандартам, и инспекционный контроль в этой сфере деятельности.

        2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

        В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

        ГОСТ 40.9001-88 Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании

        ГОСТ 40.9002-88 Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже

        ГОСТ 40.9003-88 Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях

        ГОСТ Р ИСО 10011-1-93 Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 1. Проверка

        ГОСТ Р ИСО 10011-2-93 Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 2. Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов

        ГОСТ Р ИСО 10011-3-93 Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 3. Руководство программой проверок

        ГОСТ Р 40.001-95 Правила по проведению сертификации систем качества в Российской Федерации

        ГОСТ Р 50460-92 Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования

        В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

        3.1 Соответствие государственному стандарту (государственным стандартам) — соблюдение изготовителем всех установленных в государственном стандарте (государственных стандартах) требований к продукции.

        3.2 Декларация о соответствии — заявление изготовителя под полную его ответственность о том, что данная продукция соответствует конкретному государственному стандарту (государственным стандартам).

        3.3 Знак соответствия государственным стандартам — защищенный и зарегистрированный в установленном в Российской Федерации порядке знак, выданный и применяемый в соответствии с настоящим стандартом, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция соответствует всем требованиям конкретного государственного стандарта (государственным стандартам) на продукцию.

        4 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

        4.1 Соответствие продукции государственным стандартам подтверждают путем маркирования продукции знаком соответствия государственным стандартам.

        4.2. Деятельность по маркированию продукции знаком соответствия государственным стандартам осуществляется на основе Законов Российской Федерации «О стандартизации» [1], «О защите прав потребителей» [2], «О сертификации продукции и услуг» [3].

        4.3 Маркирование продукции знаком соответствия государственным стандартам направлено на достижение следующих целей:

        — содействие повышению доверия к изготовителю, а также реализации выпускаемой им продукции на внутреннем рынке Российской Федерации и внешнем рынке;

        — содействие потребителям в получении необходимой уверенности о соответствии предлагаемой им продукции всем требованиям, установленным государственными стандартами на эту продукцию.

        4.4 Организацию работ по маркированию продукции знаком соответствия государственным стандартам осуществляет Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России).

        4.5 Знак соответствия продукции государственным стандартам применяется в случае документально подтвержденного соответствия конкретной продукции всем требованиям государственных стандартов на эту продукцию.

        4.6 Маркирование продукции знаком соответствия государственным стандартам осуществляется на добровольной основе по инициативе субъектов хозяйственной деятельности — изготовителей продукции и в случае, если необходимость маркирования продукции знаком соответствия государственным стандартам установлена в договоре (контракте) на поставку продукции. Маркирование осуществляется на основании лицензий, выдаваемых Госстандартом России.

        Маркирование продукции знаком соответствия государственным стандартам не исключает необходимости проведения обязательной сертификации этой продукции (если продукция подлежит обязательной сертификации), а также возможности ее добровольной сертификации и маркирования соответствующим знаком соответствия при сертификации, проводимой по установленным правилам [4], [5), [6].

        4.7 Знаком соответствия государственным стандартам может маркироваться продукция, на которую имеются:

        — государственные стандарты вида общих технических условий (технических условий) или

        — государственные стандарты, устанавливающие общие технические требования (технические требования) и методы их контроля (испытаний, измерения, анализа).

        4.8 Оценку достаточности и объективности доказательств изготовителя (заявителя) о соответствии конкретной продукции государственным стандартам на эту продукцию и выдачу лицензии на применение знака соответствия государственным стандартам осуществляют территориальные органы Госстандарта России, в зоне деятельности которых находится изготовитель (далее — уполномоченные органы), по заявлению изготовителя с учетом:

        — декларации изготовителя (заявителя) о соответствии продукции всем требованиям государственного стандарта (государственных стандартов) на эту продукцию;

        — результатов обязательной и (или) добровольной сертификации продукции, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — обязательной и (или) добровольной сертификации) на соответствие требованиям государственных стандартов;

        — результатов сертификации систем качества (по ГОСТ 40.9001-ГОСТ 40.9003) или производства, или результатов анализа производства;

        — результатов испытаний, проведенных при разработке и производстве продукции, и результатов государственного контроля и надзора (не более чем полугодовой давности).

        5 ПОРЯДОК ВЫДАЧИ ЛИЦЕНЗИИ НА ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАКА

        СООТВЕТСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ СТАНДАРТАМ

        5.1 Изготовитель продукции при соответствии продукции государственным стандартам и готовности маркировать ее знаком соответствия государственным стандартам подает в уполномоченный орган заявление о выдаче лицензии на применение знака соответствия государственным стандартам (далее — лицензия).

        Форма заявления приведена в приложении А.

        5.2 Рассмотрение заявления о выдаче лицензии и выдача лицензии осуществляются на платной основе.

        Порядок определения размера платы за рассмотрение заявления о выдаче лицензии, за выдачу лицензии на применение знака соответствия государственным стандартам устанавливает Госстандарт России по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

        5.3 К заявлению должны быть приложены следующие документы:

        — декларация изготовителя о соответствии продукции всем требованиям государственных стандартов на эту продукцию, действующих на момент подачи заявления (форма декларации приведена в приложении Б);

        — заверенная в установленном порядке копия сертификата соответствия, выданного по результатам обязательной сертификации (для продукции, подлежащей обязательной сертификации);

        — заверенная в установленном порядке копия сертификата соответствия, выданного по результатам добровольной сертификации (если она проводилась);

        — заверенная в установленном порядке копия сертификата системы качества (по ГОСТ 40.9001-ГОСТ 40.9003) или производства, или заключения по результатам анализа производства;

        — заверенные копии протоколов испытаний продукции, проведенных изготовителем (испытательными лабораториями или специальными комиссиями) при разработке и производстве продукции и, при необходимости, других технических документов, подтверждающих соответствие изготовленной продукции тем требованиям государственных стандартов, соответствие которым не было подтверждено при обязательной и (или) добровольной сертификации;

        — документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления.

        Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений.

        Заявление о выдаче лицензии принимается к рассмотрению только при наличии всех предусмотренных документов.

        Все документы, представленные заявителем для получения лицензии, регистрируются уполномоченным органом.

        5.4. Уполномоченный орган по результатам контроля и анализа документов, представленных изготовителем (заявителем) в соответствии с 5.3, проводит оценку достаточности и объективности представленных доказательств соответствия конкретной продукции требованиям государственных стандартов на нее и принимает решение о выдаче лицензии (при положительных результатах контроля и анализа). В обоснованных случаях он может принять решение об отказе в выдаче лицензии или о необходимости проведения дополнительных испытаний продукции (на соответствие тем требованиям государственных стандартов, соответствие которым не было подтверждено при обязательной и (или) добровольной сертификации) и (или) дополнительной оценке производства.

        5.5 Письменное уведомление об отказе в выдаче лицензии или о необходимости проведения дополнительных испытаний продукции и (или) дополнительной оценки производства с указанием причин отказа (дополнительных испытаний, оценки) направляется уполномоченным органом заявителю в 3-дневный срок со дня принятия соответствующего решения.

        Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

        — наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;

        — отсутствие сертификата соответствия (для продукции, подлежащей обязательной сертификации);

        — отсутствие сертификатов системы качества или производства, или заключения по результатам анализа производства.

        5.6 При необходимости проведения дополнительных испытаний отбор образцов продукции для их проведения осуществляет изготовитель совместно с представителем уполномоченного органа.

        Порядок отбора образцов и определение их количества осуществляют в соответствии с нормативной и (или) технической документацией на продукцию.

        Дополнительные испытания проводят, как правило, на испытательной базе изготовителя под контролем представителя уполномоченного органа.

        5.7 Необходимость и порядок оценки производства уполномоченный орган определяет с учетом требований ГОСТ 40.9001-ГОСТ 40.9003, ГОСТ Р ИСО 10011-1, ГОСТ Р ИСО 10011-2, ГОСТ Р ИСО 10011-3, ГОСТ Р 40.001.

        5.8 Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии должно быть принято в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

        При необходимости проведения дополнительных испытаний продукции и (или) оценки производства решение принимают в 15-дневный срок со дня получения результатов дополнительных испытаний продукции и (или) оценки производства.

        В отдельных случаях в зависимости от сложности дополнительных испытаний продукции и (или) оценки производства срок решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии может быть дополнительно продлен до 30 дней.

        5.9 В случае проведения дополнительных испытаний продукции и (или) оценки производства все расходы, связанные с этими испытаниями и оценкой, а также другие расходы, непосредственно связанные с выдачей лицензии, не включаются в фиксированную лицензионную плату и оплачиваются заявителем отдельно при выдаче лицензии.

        5.10 Лицензию оформляют на бланке по форме приложения В.

        Бланки лицензии являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер и изготавливаются типографским способом.

        Приобретение, учет и хранение бланков лицензий осуществляют уполномоченные органы.

        5.11 Лицензия должна быть подписана руководителем (в случае его отсутствия — заместителем руководителя) уполномоченного органа и заверена печатью этого органа.

        5.12 Срок действия лицензии устанавливает уполномоченный орган с учетом действия нормативных и (или) технических документов на продукцию и сертификатов соответствия, выданных по результатам обязательной и (или) добровольной сертификации, а также сроков производства продукции, но не более трех лет.

        Продление срока действия лицензии проводят в порядке, установленном для ее получения.

        5.13 Лицензию выдают после представления документа, подтверждающего ее оплату.

        5.14 Выданная лицензия действительна на всей территории Российской Федерации.

        Передача лицензии другому юридическому лицу запрещается.

        5.15 При ликвидации юридического лица выданная ему лицензия теряет юридическую силу.

        5.16 В случае реорганизации, изменения наименования юридического лица, утраты лицензии владелец лицензии обязан в 15-дневный срок со дня такой реорганизации (изменения, утраты) подать заявление о переоформлении лицензии.

        Переоформление лицензии проводят в порядке, установленном для ее получения.

        До переоформления лицензии владелец лицензии осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии.

        При утрате лицензии выдается ее дубликат. При этом на бланке лицензии делается отметка «Дубликат».

        За продление, переоформление, выдачу дубликата лицензии лицензионный сбор взимается как за выдачу лицензии.

        5.17 При внесении изменений в конструкцию (состав) продукции или технологию ее изготовления, которые могут повлиять на соответствие продукции требованиям государственных стандартов, заявитель извещает об этом орган, выдавший лицензию, который может принимать решение о необходимости проведения дополнительных испытаний или дополнительной оценке производства соответствующей продукции.

        5.18 Действие лицензии может быть приостановлено, или лицензия может быть аннулирована выдавшим ее органом в случаях:

        — представления владельцем лицензии соответствующего заявления;

        — обнаружения выпуска продукции, не соответствующей государственным стандартам;

        — обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения (переоформления) лицензии;

        — приостановления (аннулирования) сертификатов соответствия по результатам обязательной и (или) добровольной сертификации (если продукция проходила сертификацию);

        — нарушения владельцем лицензии условий выполнения работ, указанных в лицензии;

        — невыполнения владельцем лицензии предписаний или распоряжений федеральных органов исполнительной власти или приостановления ими деятельности изготовителя;

        — ликвидации юридического лица.

        5.19 Действие лицензии приостанавливают, если выявленные нарушения и их причины владелец лицензии может устранить путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом, выдавшим лицензию, и подтвердить их без повторной проверки.

        В противном случае лицензия аннулируется.

        5.20 Орган, выдавший лицензию в 3-дневный срок со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании, в письменной форме информирует об этом решении владельца лицензии и Госстандарт России.

        5.21 Приостановление действия или аннулирование лицензии влечет за собой соответственно приостановление или прекращение маркирования продукции знаком соответствия государственным стандартам.

        5.22 В случае изменения обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии, действие лицензии может быть возобновлено.

        Лицензия считается возобновленной после принятия соответствующего решения выдавшим ее органом, о котором не позднее чем в 3-дневный срок со дня принятия этого решения он оповещает владельца лицензии и Госстандарт России.

        5.23 Лицензия по окончании срока ее действия или при аннулировании подлежит возврату в орган, выдавший лицензию, в 10-дневный срок со дня окончания срока действия или получения владельцем лицензии уведомления об ее аннулировании.

        5.24 Уполномоченные органы ведут регистрацию заявлений о выдаче (продлении, переоформлении) лицензии и представленных с ними документов, реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий, обеспечивают хранение копий выданных лицензий и представленных заявителем документов, подтверждающих соответствие продукции государственным стандартам, в течение не менее срока действия лицензии в порядке, установленном Госстандартом России.

        5.25 Госстандарт России ведет Государственный реестр продукции и услуг, маркированных знаком соответствия государственным стандартам, в который вносит субъекты хозяйственной деятельности, получившие лицензии на применение знака соответствия государственным стандартам, а также продукцию, маркированную этим знаком.

        5.26 Контроль за соблюдением условий проведения маркирования продукции знаком соответствия государственным стандартам осуществляют в порядке проведения инспекционного контроля, а также государственного контроля и надзора за соблюдением изготовителями (продавцами, исполнителями) продукции требований государственных стандартов.

        6 ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАКА СООТВЕТСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ

        6.1 Продукция, на которую выдана лицензия, маркируется знаком соответствия государственным стандартам. Знак соответствия наносят на продукцию, тару, упаковку, техническую документацию, прилагаемую к продукции. Форма и размеры знака соответствия государственным стандартам приведены в приложении Г.

        6.2 Маркирование продукции знаком соответствия государственным стандартам осуществляет ее изготовитель в случае получения им лицензии на право маркирования.

        При приостановке или прекращении действия лицензии маркирование знаком соответствия государственным стандартам не допускается.

        6.3 Применением знака соответствия государственным стандартам является также использование знака в рекламе, проспектах, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках в связи со ссылкой на право маркирования соответствующей продукции этим знаком.

        6.4 Исполнение знака соответствия государственным стандартам должно быть одноцветным и контрастным на фоне поверхности, на которую он нанесен.

        Маркирование продукции знаком соответствия государственным стандартам следует осуществлять любыми технологическими способами, обеспечивающими четкое изображение этого знака, его стойкость к внешним воздействующим факторам, а также сохраняемость изображения знака в течение всего установленного срока службы (годности) продукции.

        Изображение знака соответствия государственным стандартам может быть выполнено гравированием, травлением, литьем, печатанием или другим способом, обеспечивающим соблюдение требований, установленных настоящим стандартом.

        6.5 Знак соответствия государственным стандартам наносят на несъемную часть каждой единицы продукции; при нанесении на упаковку — на каждую упакованную единицу продукции рядом с маркировкой товарным знаком изготовителя и знаком соответствия при обязательной (ГОСТ Р 50460) и (или) добровольной сертификации.

        Место нанесения знака на продукцию, тару (упаковку) и документацию устанавливает изготовитель, получивший право его применения.

        При невозможности нанесения знака соответствия государственным стандартам непосредственно на продукцию (например, для газообразных, жидких и сыпучих материалов и веществ, мелких изделий) его наносят на тару или упаковку. При необходимости используют специальные технические средства, такие как ярлыки, ленты, выполненные как встроенная часть продукции (для канатов, кабелей и т.д.).

        6.6 В технической документации, прилагаемой к продукции, маркированной знаком соответствия государственным стандартам (формуляр, паспорт, инструкция по эксплуатации, этикета и др.), указывают номер и дату выдачи лицензии.

        7 ИНФОРМАЦИЯ О РЕЗУЛЬТАТАХ РАБОТ ПО МАРКИРОВАНИЮ

        ПРОДУКЦИИ ЗНАКОМ СООТВЕТСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ

        7.1 Уполномоченные органы ведут учет выданных, переоформленных, приостановленных и аннулированных ими лицензий, направляют информацию о них в Госстандарт России в порядке, установленном Госстандартом России.

        7.2 Госстандарт России официально публикует сведения, внесенные в Государственный реестр продукции и услуг, маркированных знаком соответствия государственным стандартам.

        8 ИНСПЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ПРОДУКЦИЕЙ,

        МАРКИРОВАННОЙ ЗНАКОМ СООТВЕТСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ

        8.1 Инспекционный контроль за продукцией, маркированной знаком соответствия государственным стандартам, осуществляют в процессе ее производства и (или) реализации уполномоченные органы, выдавшие лицензии на применение этого знака, с учетом результатов инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (если продукция проходила обязательную и (или) добровольную сертификацию).

        Форма заявления на выдачу лицензии на применение знака соответствия

        Регистрационный номер _________________ ___________________________

        наименование и адрес

        Дата регистрации ______________________ ___________________________

        на выдачу лицензии на применение

        наименование предприятия-изготовителя (заявителя)

        полное и сокращенное, юридический адрес, код ОКП-О

        Телефон ______________ Факс ________________ Телекс _________________

        в лице _________________________________________________заявляет, что

        наименование вида продукции, код ОКП

        выпускается серийно или партия (каждое изделие при

        ________________________, изготовливаемая по ________________________

        единичном производстве) наименование и реквизиты

        технической документации изготовителя,

        соответствует всем требованиям государственных стандартов ___________

        ГОСТ Р и (или) ГОСТ

        и просит выдать лицензию на применение знака соответствия государственным

        стандартам в отношении продукции, указанной в заявлении, на срок __________

        2 Заявитель обязуется:

        — выполнять требования ГОСТ Р 1.9-95;

        — выполнять условия рассмотрения и выдачи лицензии;

        — обеспечить стабильность характеристик продукции, маркированной знаком

        соответствия государственным стандартам;

        — оплатить все расходы, непосредственно связанные с выдачей лицензии на

        применение знака соответствия государственным стандартам, инспекционным

        контролем за продукцией, маркированной этим знаком

        3 Дополнительные сведения ________________________________________________

        1) Декларация о соответствии _____________________________________________

        всем требованиям государственных стандартов ______________________________

        обозначение и наименование

        2) Копия сертификата соответствия №, выданного по результатам обязательной

        3) Копия сертификата соответствия №, выданного по результатам добровольной

        сертификации (при ее проведении);

        4) Копия сертификата системы качества или производства, или заключения по

        результатам анализа производства

        5) Копии протоколов испытаний ___________________________________________

        наименование продукции, код ОКП

        и наименование других документов, подтверждающих соответствие этой продукции

        пункты ГОСТ Р и (или) ГОСТ

        соответствие которым не проверялось при обязательной и добровольной

        сертификации, на _________ листах.

        Руководитель Личная подпись Расшифровка подписи

        Главный бухгалтер Личная подпись Расшифровка подписи

        Форма декларации о соответствии продукции всем требованиям

        о соответствии продукции всем требованиям государственных стандартов

        наименование предприятия-изготовителя, адрес, код ОКП-О

        В лице ________________________________________________________________

        руководитель, должность, фамилия, имя, отчество

        заявляет под свою исключительную ответственность, что _________________

        продукции, код ОКП, номер типа или модели, номер партии

        ____________________, выпускаемая по __________________________________

        или серии наименование и реквизиты

        ____________________________________________________________ , на которую

        технической документации изготовителя

        распространяется настоящая декларация, соответствует всем требованиям

        государственного(ых) стандарта(ов), установленным для данной продукции в

        действующем (их) на момент заявлении

        обозначение и наименование ГОСТ Р и (или) ГОСТ

        и что предприятием получен (о) сертификат качества (сертификат производства,

        положительное заключение по результатам анализа производства).

        Форма лицензии на право применения знака соответствия

        Лицевая сторона лицензии

        Государственный герб Российской Федерации

        учетная серия и номер лицензии

        Регистрационный номер ______________ от «________» 199 г.

        наименование органа, выдавшего лицензию

        разрешает применение знака соответствия государственным стандартам для

        маркирования продукции ___________________________________________________

        наименование, код К-ОКП, код ТН ВЭД

        _________________________, выпускаемой ___________________________________

        тип, вид, марка серийно, партия

        наименование и реквизиты технической документации изготовителя

        и соответствующей государственным стандартам _____________________________

        и наименование ГОСТ Р и (или) ГОСТ

        и использование его в рекламе, проспектах, при демонстрации экспонатов на

        выставках и ярмарках в связи со ссылкой на право маркирования этой продукции

        знаком соответствия государственным стандартам.

        Лицензия выдана ____________________________________________________________

        полное и сокращенное наименование

        Юридический адрес __________________________________________________________

        Телефон ______________ Факс _________________ Телекс ______________________

        Срок действия лицензии до __________________________ 199 г.

        Руководитель (зам. руководителя)

        органа, выдавшего лицензию

        Лицензия продлена до » ___ » _____________ 199 г.

        Личная подпись Расшифровка подписи

        * Оригинал должен иметь сетку голубого цвета.

        Оборотная сторона лицензии

        Лицензия выдана на основании

        Номер сертификата, протокола испытаний, дата регистрации (утверждения)

        Наименование органа, проводившего сертификацию, испытания

        Регистрационный номер органа по сертификации, испытательной лаборатории

        1 Применять знак соответствия государственным стандартам в соответствии с ГОСТ Р 1.9-95.

        2 Обеспечить соответствие реализуемой продукции всем требованиям государственных стандартов на эту продукцию.

        3 Маркировать продукцию [изделие и (или) тару, упаковку, сопроводительную документацию] знаком соответствия государственным стандартам только при фактическом соответствии всем требованиям государственных стандартов.

        Немедленно прекратить маркирование этим знаком в случае приостановления действия или аннулирования лицензии, приостановления или аннулирования сертификатов соответствия по результатам обязательной и(или) добровольной сертификации (если она проводилась).

        4 Обеспечить беспрепятственный доступ к объектам контроля лиц, уполномоченных на проведение инспекционного контроля за продукцией, маркированной знаком соответствия государственным стандартам, создать необходимые условия для инспекционного контроля и обеспечить его оплату в соответствии с установленным порядком.

        5 Незамедлительно извещать орган, выдавший лицензию, о конструктивных и технологических изменениях продукции в процессе ее производства, а также изменениях юридического адреса и платежных реквизитов.

        В случае ненадлежащего исполнения лицензиатом указанных в настоящей лицензии обязанностей, а также в случае приостановления действия или аннулирования сертификатов соответствия по результатам обязательной и (или) добровольной сертификации (для продукции, прошедшей сертификацию) действие лицензии приостанавливается или лицензия аннулируется в установленном порядке органом, выдавшим лицензию, или Госстандартом России.

        Читайте так же:  Претензия к жителю дома