Приказ 186 мвд рф регламент гибдд на 2020г полностью

Dpryug.ru

Законы, судебная практика, советы юриста

Приказ 23 мвд 2020

Верховный суд начал изучать иск, оспаривающий запрет на выезд за границу полицейским

В Верховном суде РФ состоялось предварительное слушание по административному иску, который оспаривает приказ МВД, ограничивающий право полицейских на выезд за границу. Основное заседание по этому делу назначено на 4 июня. Об этом в своем телеграм-канале сообщил глава правозащитной группы «Агора» Павел Чиков.

Иск подал Максим Лужных. Это бывший командир взвода ДПС УВД Южного административного округа Москвы. В качестве ответчика выступает МВД. Поводом для обращения в ВС послужило увольнение Лужных из органов внутренних дел после того, как в 2016 году он съездил в отпуск в Доминикану и Болгарию.

Лужных пытался оспорить это решение в районных судах, но безрезультатно. Поэтому он решил оспорить в Верховном суде приказ МВД от 12 сентября 2020 года № 705-дсп «Об отдельных вопросах выездов сотрудников ОВД, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России по частным делам за пределы территории РФ». На основании этого документа суды ранее выносили решения в пользу МВД.

По мнению истца, отдельные пункты приказа МВД «очевидно противоречат Конституции РФ и международному праву». Дело в том, что действующего закона, запрещающего сотрудникам полиции выезжать за рубеж, нет. В ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» ограничения прописаны только для сотрудников ФСБ. Поправки в законодательство, которые бы касались запрета на выезд за рубеж полицейским, не могут внести уже несколько лет. РИА «Новости» ранее сообщало, что соответствующий законопроект вызвал ожесточенные споры в Госдуме.

Как пишет Чиков, текста спорных положений приказа МВД в открытом доступе нет, потому что приказ — для служебного пользования. «Но, по словам представителя Лужных Владимира Воронцова, он звучит так: „Решение о возможности выезда за границу по частным делам принимается на основании мотивированного рапорта сотрудника“. Лужных настаивает, что приказ нарушает право на свободный выезд за пределы РФ (часть 2 статьи 27 Конституции), а ограничения можно установить федеральным законом, но никак не ведомственным актом», — указал глава «Агоры».

На сегодняшнем заседании ВС еще один представитель Лужных Рамиль Ахметгалиев уточнил требования — они относятся к тем сотрудникам МВД, которые не имеют доступа к гостайне. Лужных в их числе. Как пояснил адвокат, МВД считает, что на «простых» работников ограничения тоже распространяются, хотя спорный пункт приказа был издан для защиты охраняемой законом тайны.

В конце марта Ассоциация туроператоров России сообщила, что в 2020 году сотрудникам МВД и Росгвардии будет разрешено выехать на отдых более чем в десяток стран. В АТОР указали, что, согласно распоряжению министра внутренних дел от 26.12.2017 г., сотрудники МВД смогут поехать в 13 стран: Армению, Азербайджан, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Абхазию, Южную Осетию, Вьетнам, Китай и на Кубу. Для представителей Росгвардии список полностью совпадает. Но при этом в перечень разрешенных для отдыха стран добавлена Мальдивская Республика.

Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 апреля 2020 г. N 267 г. Москва «Об утверждении форм документов, идентифицирующих транспортное средство, и требований к ним»

Комментарии Российской Газеты

Зарегистрирован в Минюсте РФ 17 июня 2020 г.

Регистрационный N 54939

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 3 августа 2020 г. N 283-Ф3 «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 1 — приказываю:

1.1. Форму паспорта транспортного средства (приложение N 1).

1.2. Форму свидетельства о регистрации транспортного средства (приложение N 2).

1.3. Требования к паспорту транспортного средства (приложение N 3).

1.4. Требования к свидетельству о регистрации транспортного средства (приложение N 4).

2. Руководителям (начальникам) территориальных органов МВД России, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, организовать изучение настоящего приказа сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, государственными гражданскими служащими и работниками системы МВД России и обеспечить реализацию его положений.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 ноября 2020 года.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковника полиции А.В. Горового.

Министр генерал полиции Российской Федерации В. Колокольцев

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 32, ст. 5076.

Требования к паспорту транспортного средства

1. Паспорт транспортного средства 1 изготавливается на бумажной основе и представляет собой один лист размером 297 х 210 мм, имеющий лицевую и оборотную стороны, относится к печатной специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении, имеет учетный номер, а также полиграфические защитные элементы с установленным уровнем защиты от подделки 2 .

2. Оформление паспорта производится подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которые возложены обязанности по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним 3 , взамен утраченных, пришедших в негодность, а также при невозможности их дальнейшего использования вследствие заполнения всех реквизитов об изменении собственников транспортного средства по заявлению собственника транспортного средства при совершении регистрационных действий в отношении транспортного средства.

Оформление паспорта осуществляется путем заполнения его соответствующих строк и разделов с использованием принтера электронно-вычислительной машины (за исключением лазерного) или иного печатающего устройства.

Все записи в паспорте, за исключением марки и (или) модели (коммерческого наименования) транспортного средства, идентификационного номера транспортного средства либо идентификационного номера основного компонента транспортного средства, номеров шасси, кузова (кабины, прицепа), а также модели (типа) двигателя, выполняются на русском языке.

3. Текст, вносимый в паспорт, должен быть воспроизведен разборчиво. Фамилии, имена и отчества (при наличии) физических лиц не должны содержать сокращений. При недостатке поля, выделенного для внесения сведений о наименовании юридического лица, адресах места нахождения юридического лица, места жительства индивидуального предпринимателя, а также места жительства (пребывания) физического лица должны использоваться общепринятые сокращения. Допускается указывать сокращенное наименование юридического лица в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц.

4. При написании названий субъектов Российской Федерации применяются следующие сокращения: республика — респ., край — кр., область — обл., автономная область — авт. обл., автономный округ — авт. окр., г. Санкт-Петербург — г. С.-Петербург.

5. Числовые значения всех реквизитов указываются арабскими цифрами.

6. Сведения о датах в соответствующих разделах указываются в следующем формате: число, месяц, год (чч.мм.гггг).

7. Заполнение соответствующих строк и разделов бланка паспорта осуществляется на основании сведений, содержащихся в паспортах, взамен которых они оформляются, а также в используемом органами внутренних дел специальном программном обеспечении федеральной информационной системы Госавтоинспекции 4 .

При отсутствии значений каких-либо реквизитов или при невозможности их установить в соответствующих полях делается запись «отсутствует». Внесение иных записей, знаков или символов либо оставление значений реквизитов незаполненными не допускается.

Не допускаются подчистки, приписки, зачеркнутые слова и цифры, а также проставление в строках бланка паспорта прочерков. Производимые записи и подписи заверяются оттисками печатей (при их наличии) с четко различимыми реквизитами.

При ошибочном заполнении реквизитов паспорта организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговлю транспортными средствами, а также подразделениями Госавтоинспекции, производящими внесение изменений в паспорта при совершении регистрационных действий в отношении транспортного средства, необходимые изменения и дополнения вносятся в раздел «Особые отметки» соответствующими должностными лицами.

Каждое изменение (исправление) и дополнение должно быть заверено подписью должностного лица и оттиском печати (при наличии) соответствующей организации (индивидуального предпринимателя, подразделения Госавтоинспекции).

При ошибочном заполнении реквизитов паспорта физическими лицами на основании заключенных договоров (соглашений) о переходе (изменении) права собственности необходимые изменения и дополнения вносятся в раздел «Особые отметки» собственниками транспортных средств.

Изменения (исправления), вносимые собственниками транспортных средств из числа физических лиц, заверяются их подписями (прежнего и настоящего собственника транспортного средства).

8. В строке «1. Идентификационный номер (VIN)» указывается комбинация цифровых и (или) буквенных обозначений, присваиваемая изготовителем транспортному средству или его основным компонентам в целях идентификации транспортного средства или его основных компонентов, в качестве которых могут быть использованы арабские цифры и буквы латинского алфавита.

9. В строке «2. Марка, модель ТС» указывается обозначение марки и (или) модели (коммерческого наименования) транспортного средства, присвоенных изготовителем и приведенных в одобрении типа транспортного средства или свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства 5 .

10. В строке «3. Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструктивными особенностями и назначением 6 .

11. В строке «4. Категория ТС» указывается категория или подкатегория транспортного средства в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» 7 , а также приложением N 1 к техническому регламенту Таможенного союза 8 .

Заполнение данной строки осуществляется в соответствии с категориями транспортных средств, установленными техническим регламентом Таможенного союза и Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (приложение к настоящим Требованиям).

12. В строке «5. Год выпуска ТС» указывается год изготовления транспортного средства.

При отсутствии документального подтверждения даты изготовления транспортного средства год выпуска определяется по коду изготовления, приведенному в идентификационном номере транспортного средства, а при его отсутствии указывается год первой регистрации транспортного средства.

13. В строке «6. Модель, N двигателя» указываются модель и присвоенный организацией или индивидуальным предпринимателем идентификационный номер двигателя, нанесенные на его блоке цилиндров.

14. В строках «7. Шасси (рама) N» и «8. Кузов (кабина, прицеп) N » указываются соответствующие идентификационные номера шасси (рамы) или кузова (прицепа), присвоенные и нанесенные на них организацией или индивидуальным предпринимателем, являющимися их изготовителем.

15. В строке «9. Цвет кузова (кабины, прицепа)» указывается один из следующих основных цветов, нанесенных на наружные поверхности кузова (кабины) транспортного средства: белый, желтый, коричневый, красный, оранжевый, фиолетовый, синий, зеленый, черный или наименование иного цвета.

В случае нанесения на наружные поверхности кузова (кабины) нескольких цветов цвет указывается как комбинированный или многоцветный с указанием основных цветов 9 .

16. В строке «10. Мощность двигателя, л.с. (кВт)» указывается мощность двигателя в лошадиных силах (киловаттах).

17. В строке «11. Рабочий объем двигателя, куб. см» указывается рабочий объем цилиндров двигателя.

18. В строке «12. Тип двигателя» указывается тип двигателя в зависимости от источника питания (топлива или электроэнергии).

19. В строке «13. Экологический класс» прописью и числовым значением указывается один из экологических классов, которому соответствует транспортное средство 12 .

20. В строке «14. Технически допустимая максимальная масса, кг» указывается цифровое значение установленной изготовителем разрешенной максимальной массы, сведения о которой содержатся в паспортах, подлежащих замене в соответствии с пунктом 2 настоящих Требований.

21. В строке «15. Масса в снаряженном состоянии, кг» указывается цифровое значение массы транспортного средства без нагрузки, сведения о которой содержатся в паспортах, подлежащих замене в соответствии с пунктом 2 настоящих Требований.

22. В строке «16. Изготовитель ТС (страна)» указываются полное или сокращенное наименование организации или индивидуального предпринимателя, изготовившего транспортное средство, в том числе и как единичное транспортное средство, или фамилия, имя и отчество (при наличии) физического лица, изготовившего в Российской Федерации единичное транспортное средство в порядке индивидуального технического творчества 13 , а в скобках указывается страна изготовления.

23. В строке «17. Одобрение типа ТС N » указываются номер одобрения типа транспортного средства или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства, а также наименование органа по сертификации или испытательной лаборатории, оформивших указанные документы.

24. В строке «18. Страна вывоза ТС» указывается страна, из которой транспортное средство было вывезено на территорию Российской Федерации.

25. В строке «19. Серия, N ТД, ТПО» указываются наименование таможенной декларации или таможенного приходного ордера 14 и справочный номер из графы 7 ТД или справочный номер из графы 3 ТПО, по которым производилось таможенное оформление транспортных средств.

26. В строке «20. Таможенные ограничения» указываются установленные таможенными органами ограничения по пользованию и (или) распоряжению транспортными средствами (шасси) в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, помещению под таможенные процедуры.

27. В строке «21. Наименование (ф.и.о.) собственника ТС» указывается собственник транспортного средства, а в следующей строке «22. Адрес» — адреса места нахождения юридического лица или места жительства индивидуального предпринимателя либо адрес места жительства (пребывания) физического лица, являющихся собственниками транспортного средства.

28. В строке «23. Наименование организации, выдавшей паспорт» указывается выдавшее паспорт подразделение Госавтоинспекции, а в следующей строке «24. Адрес» — его местонахождение.

29. В строке «25. Дата выдачи паспорта» указываются число, месяц и год выдачи паспорта.

30. В разделе «Подпись» проставляется подпись должностного лица подразделения Госавтоинспекции.

31. В разделе «М.П.» проставляется оттиск печати выдавшего паспорт подразделения Госавтоинспекции.

32. Разделы, расположенные на левой лицевой и оборотной сторонах паспортов и содержащие сведения о собственниках транспортных средств и совершенных сделках, направленных на отчуждение и приобретение права собственности на транспортные средства («Наименование (ф.и.о.) собственника», «Адрес», «Дата продажи (передачи)», «Документ на право собственности», «Подпись прежнего собственника», «Подпись настоящего собственника»), заполняются в следующем порядке:

32.1. При заполнении паспортов в рамках совершения регистрационных действий с транспортными средствами, не связанных с изменением сведений об их собственниках (владельцах):

в строках «Наименование (ф.и.о.) собственника», «Адрес» указываются данные собственников согласно строкам 21 и 22 паспорта;

в строках «Дата продажи (передачи)», «Документ на право собственности» производятся записи «отсутствует»;

в строке «Подпись настоящего собственника» проставляется подпись собственника либо владельца транспортного средства.

32.2. При совершении в установленном порядке сделок, направленных на отчуждение и приобретение права собственности на транспортные средства:

в строках «Наименование (ф.и.о.) собственника», «Адрес» указываются данные нового собственника, который приобрел право собственности на транспортное средство;

в строке «Дата продажи (передачи)» указывается число, месяц и год совершения сделки, направленной на отчуждение и приобретение права собственности на транспортное средство;

в строке «Документ на право собственности» указывается наименование документа, подтверждающего право собственности на транспортное средство, его номер (если имеется) и дата составления;

Читайте так же:  Список документов для страховой компании при дтп осаго

в строке «Подпись прежнего собственника» проставляется подпись прежнего собственника транспортного средства, а в строке «Подпись настоящего собственника» — подпись нового собственника.

Заполнение строк паспорта, предусмотренных данным подпунктом, осуществляется юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами, являющимися продавцами и (или) покупателями транспортных средств. В случаях, когда сделки, направленные на отчуждение и приобретение права собственности на транспортные средства, совершались с участием юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, являющихся продавцами и (или) покупателями транспортных средств, заполненные строки заверяются оттисками их печатей (при их наличии).

33. Реквизиты, расположенные на левой лицевой и оборотной сторонах паспортов и содержащие сведения о совершении регистрационных действий с транспортными средствами («Свидетельство о регистрации ТС, серия, N «, «Государственный регистрационный номер», «Дата регистрации», «Выдано ГИБДД», «Отметка о снятии с учета»), заполняются должностными лицами подразделений Госавтоинспекции. Произведенные записи заверяются подписями указанных должностных лиц и оттисками печатей подразделений Госавтоинспекции.

34. В разделе «Особые отметки» производится запись «Выдан взамен ПТС» и указываются серия, номер и дата выдачи оригинала паспорта и последующих выданных взамен него паспортов, если ранее производилась такая замена. При замене паспорта, в котором таможенными или налоговыми органами, организациями и (или) индивидуальными предпринимателями проставлены отметки об уплате утилизационного сбора или о ранее принятых ими обязательствах обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты произведенными ими транспортными средствами своих потребительских свойств, в дубликат паспорта вносится аналогичная отметка (запись).

В данный раздел вносятся иные сведения, содержащиеся в аналогичном разделе ранее выданных паспортов, взамен которых они оформляются, в том числе об идентификационном номере устройства вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС), а также об установленных таможенных ограничениях.

1 Далее — «паспорт».

4 Приказ МВД России от 5 февраля 2016 г. N 60 «О порядке эксплуатации специального программного обеспечения федеральной информационной системы Госавтоинспекции» (признан не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Минюста России от 2 марта 2016 г. N 01/23501-ЮЛ) с изменениями, внесенными приказом МВД России от 31 мая 2020 г. N 344 «О внесении изменений в приказ МВД России от 5 февраля 2016 г. N 60 «О порядке эксплуатации специального программного обеспечения федеральной информационной системы Госавтоинспекции» (признан не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Минюста России от 21 июня 2020 г. N 01 /82150-ЮЛ).

5 Пункт 8 технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (TP ТС 018/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877 (опубликован на официальном сайте Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru 15 декабря 2011 года). Далее — технический регламент Таможенного союза.

8 Например: «В / М1», «С1 / N2», «прицеп / О2».

9 Например: «Многоцветный: синий, красный».

11 Пункт 3 требований к транспортным средствам, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан, и специальным оперативно-служебным транспортным средствам уголовно-исполнительной системы для перевозки лиц, находящихся под стражей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2007 г. N 548 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 36, ст. 4387; 2011, N 42, ст. 5922; N 51, ст. 7526; 2012, N 53, ст. 7931; 2016, N 5, ст. 692; N 49, ст. 6914; 2020, N 10, ст. 1489; N 29, ст. 4435; N 52, ст. 8303; 2020, N 15, ст. 1774).

12 Например: «четвертый / 4».

13 Пункт 6 технического регламента Таможенного союза.

14 Далее соответственно — «ТД и ТПО».

Приложение №4 к приказу

Требования к свидетельству о регистрации транспортного средства

1. Свидетельство о регистрации транспортного средства 1 изготавливается на бумажной основе и представляет собой один лист размером 74 х 105 мм, имеющий лицевую и оборотную стороны, относится к специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении, имеет учетный номер, а также полиграфические защитные элементы с установленным уровнем защиты от подделки 2 .

2. Оформление свидетельства производится подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которые возложены обязанности по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним 3 , при совершении регистрационных действий в отношении транспортных средств путем заполнения его соответствующих строк и разделов с использованием принтера электронно-вычислительной машины или иного печатающего устройства черным цветом.

Оформленное свидетельство фальцуется по линии сгиба, помещается в ламинационный пакет, а затем ламинируется в установленном формате.

3. Все записи в свидетельстве, за исключением марки и (или) модели (коммерческого наименования) транспортного средства, идентификационного номера транспортного средства либо идентификационного номера основного компонента транспортного средства, номеров шасси, кузова (кабины, прицепа), выполняются на русском языке.

4. Фамилии, имена и отчества (при наличии) физических лиц, не должны содержать сокращений. При недостатке поля, выделенного для внесения сведений о наименовании юридического лица, адресах места нахождения юридического лица, места жительства индивидуального предпринимателя, а также места жительства (пребывания) физического лица должны использоваться общепринятые сокращения. Допускается указывать сокращенное наименование юридического лица в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц.

5. При написании названий субъектов Российской Федерации применяются следующие сокращения: республика — респ., край — кр., область — обл., автономная область — авт. обл., автономный округ — авт. окр., г. Санкт-Петербург — г. С.-Петербург.

6. Числовые значения всех реквизитов свидетельства указываются арабскими цифрами.

7. Сведения о датах в соответствующих разделах указываются в следующем формате: число, месяц, год (чч.мм.гггг).

8. Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства (наименование юридического лица, индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица), а также субъекта Российской Федерации, в подразделении Госавтоинспекции которого состоит на учете транспортное средство, дублируются способом транслитерации в соответствии с рекомендованным образцом (приложение к настоящим Требованиям).

По желанию владельца транспортного средства записи в свидетельстве могут транслитерироваться в соответствии с данными, указанными в его паспорте гражданина Российской Федерации, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

9. Заполнение соответствующих строк и разделов бланка свидетельства осуществляется на основании сведений, содержащихся в паспортах транспортных средств (электронных паспортах транспортных средств) и используемом органами внутренних дел специальном программном обеспечении федеральной информационной системы Госавтоинспекции 4 .

10. При отсутствии значений каких-либо реквизитов или при невозможности их установить соответствующие поля в свидетельстве о регистрации не заполняются, за исключением строки «Экологический класс».

11. Не допускаются подчистки, приписки, зачеркнутые слова и цифры, а также проставление в строках бланка свидетельства прочерков.

При оформлении подразделениями Госавтоинспекции свидетельств внесение в них исправлений не допускается. При их ошибочном заполнении они подлежат замене.

12. В строке «Государственный регистрационный номер» указывается присвоенный при совершении регистрационных действий государственный регистрационный номер.

13. В строке «Идентификационный номер (VIN)» указывается комбинация цифровых и (или) буквенных обозначений, присваиваемая изготовителем транспортному средству или его основным компонентам в целях идентификации транспортного средства или его основных компонентов, в качестве которых могут быть использованы арабские цифры и буквы латинского алфавита.

14. В строках «Марка» и «Модель» указывается обозначение марки и (или) модели (коммерческого наименования) транспортного средства, присвоенных изготовителем и приведенных в одобрении типа транспортного средства или свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства 5 .

15. В строке «Тип ТС» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструктивными особенностями и назначением 6 .

16. В строке «Категория ТС» указывается категория или подкатегория транспортного средства в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» 7 , а также приложением N 1 к техническому регламенту Таможенного союза 8 .

Заполнение данной строки осуществляется в соответствии с категориями транспортных средств, установленными техническим регламентом Таможенного союза и Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (приложение к Требованиям к паспорту транспортного средства (приложение N 3 к настоящему приказу).

17. В строке «Год выпуска ТС» указывается год изготовления транспортного средства.

17.1. При отсутствии документального подтверждения даты изготовления транспортного средства год выпуска определяется по коду изготовления, приведенному в идентификационном номере транспортного средства, а при его отсутствии указывается год первой регистрации транспортного средства.

18. В строках «Шасси (рама) N» и «Кузов (кабина, прицеп) N» соответственно указываются идентификационные номера кузова (кабины, прицепа), шасси (рамы), присвоенные и нанесенные изготовителем транспортного средства.

19. В строке «Цвет» указывается один из следующих основных цветов, нанесенных на наружные поверхности кузова (кабины) транспортного средства: белый, желтый, коричневый, красный, оранжевый, фиолетовый, синий, зеленый, черный или наименование иного цвета.

При наличии на наружных поверхностях транспортных средств, предусмотренных для оперативных и специальных служб специальных цветографических схем окраски, а также установленных специальных световых и звуковых сигналов 10 , указываются сведения о номерах такой схемы и соответствующих положениях национального стандарта 11 .

20. В строке «Одобрение типа ТС N» указываются номер одобрения типа транспортного средства или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства.

21. В строке «Экологический класс» прописью и числовым значением указывается один из экологических классов, которому соответствует транспортное средство 12 .

При отсутствии сведений об экологическом классе транспортного средства вносится запись: «отсутствует».

22. В строке «Паспорт ТС N» указывается номер паспорта транспортного средства (электронного паспорта транспортного средства).

23. В строке «Технически допустимая макс. масса, кг» указывается установленная изготовителем технически допустимая максимальная масса транспортного средства.

24. В строке «Масса в снаряженном состоянии, кг» указывается определенная изготовителем масса транспортного средства в снаряженном состоянии.

25. В строке «Действительно до» указывается дата окончания регистрации, в случае регистрации на ограниченный срок, в том числе при прекращении регистрации в связи с вывозом за пределы Российской Федерации.

26. В строке «Собственник (владелец)» указывается полное или сокращенное наименование юридического лица, фамилия, имя и (при наличии) отчество индивидуального предпринимателя или физического лица. Наименование юридического лица допускается указывать в соответствии с наименованием, содержащемся в Едином государственном реестре юридических лиц.

27. В строках, содержащих сведения о месте жительства (пребывания) физического лица или месте (нахождения) юридического лица, указывается соответствующий адрес места жительства (пребывания) физического лица, места жительства индивидуального предпринимателя, места нахождения юридического лица, являющихся собственниками (владельцами) транспортного средства (субъект Российской Федерации, населенный пункт, улица, дом, корпус (строение), квартира).

28. В строке «Особые отметки» в обязательном порядке вносятся следующие сведения:

для транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, — «Собственник» или «Владелец»;

для транспортных средств, принадлежащих индивидуальным предпринимателям, — «Собственник ИП», «Владелец ИП» или «Лизингополучатель ИП»;

для транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, — «Собственник ЮЛ», «Лизингополучатель ЮЛ», «Филиал», «Представительство» или «Обособ. подразделение»;

для транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (категория М2 или МЗ), — количество мест для сидения, не включая место водителя;

для транспортных средств, в конструкцию которых были внесены изменения, — номер свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности, внесенные изменения в конструкцию, а также все особые отметки об ограничении применения транспортного средства, содержащиеся в свидетельстве о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности;

для транспортных средств, имеющих измененную маркировку транспортного средства и номерных агрегатов в результате коррозии, ремонта, а также преступных посягательств третьих лиц и возвращенных собственникам (владельцам) транспортных средств после хищения, — производится запись «Нанесена дополнительная маркировка» с указанием ее структуры;

для транспортных средств, оборудованных специальными световыми и звуковыми сигналами, а также опознавательным знаком «Федеральная служба охраны Российской Федерации», при отсутствии на их поверхностях специальных цветографических схем окраски, — разрешение на использование таких световых и звуковых сигналов, а также опознавательного знака;

для транспортных средств, вывозимых за пределы Российской Федерации, — производится запись: «Регистрация прекращена_._._г., подлежит обязательному вывозу за пределы Российской Федерации».

29. В строке «Код подразделения ГИБДД» указывается семизначный код выдавшего свидетельство подразделения Госавтоинспекции, в формате: «0000111», где:

«0000» — цифровой код субъекта Российской Федерации;

«111» — цифровой код регистрационного подразделения 13 .

30. В строке, предусмотренной для заполнения даты выдачи свидетельства, она указывается в формате, предусмотренном пунктами 6 и 7 настоящих Требований.

1 Далее — «свидетельство»

2 Приказ МВД России от 27 апреля 2002 г. N 390 «О разработке и утверждении образцов специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении» (зарегистрирован в Минюсте России 18 мая 2002 года, регистрационный N 3451) с изменениями, внесенными приказами МВД России от 8 августа 2005 г. N 655 (зарегистрирован в Минюсте России 2 сентября 2005 года, регистрационный N 6978), от 2 сентября 2009 г. N 685 (зарегистрирован в Минюсте России 13 октября 2009 года, регистрационный N 15015), от 15 августа 2012 г. N 792 (зарегистрирован в Минюсте России 27 сентября 2012 года, регистрационный N 25550).

3 Далее — «подразделение Госавтоинспекции».

4 Приказ МВД России от 5 февраля 2016 г. N 60 «О порядке эксплуатации специального программного обеспечения федеральной информационной системы Госавтоинспекции» (признан не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Минюста России от 2 марта 2016 г. N 01/23501-ЮЛ) с изменениями, внесенными приказом МВД России от 31 мая 2020 г. N 344 «О внесении изменений в приказ МВД России от 5 февраля 2016 г. N 60 «О порядке эксплуатации специального программного обеспечения федеральной информационной системы Госавтоинспекции» (признан не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Минюста России от 21 июня 2020 г. N 01/82150-ЮЛ).

5 Пункт 8 технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (TP ТС 018/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877 (опубликован на официальном сайте Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru 15 декабря 2011 года).

6 Например: «Легковой, седан» или «грузовой, фургон».

7 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 1999, N 10, ст. 1158; 2020, N 19, ст. 2319; N 27, ст. 3477; N 52, ст. 7002; 2020, N 42, ст. 5615; 2017, N 31, ст. 4753; 2020, N 53, ст. 8434.

8 Например: «В / М1», «С1 / N2», «прицеп / 02».

10 Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2012 г. N 635 «Об упорядочении использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 21, ст. 2632; N 22, ст. 2760; 2020, N 24, ст. 2989; N 40, ст. 5051; 2020, N 20, ст. 2502; N 23, ст. 2966; N 30, ст. 4282; 2015, N 32, ст. 4752; 2016, N 12, ст. 1641; N 37, ст. 5479; N 44, ст. 6119; N 50, ст. 7077; 2017, N 48, ст. 7197; 2020, N 1, ст. 319; N 42, ст. 6448; 2020, N 4, ст. 321).

Читайте так же:  Обязательно ли заполнять договор купли продажи автомобиля от руки

11 Пункт 3 требований к транспортным средствам, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан, и специальным оперативно-служебным транспортным средствам уголовно-исполнительной системы для перевозки лиц, находящихся под стражей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2007 г. N 548 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 36, ст. 4387; 2011, N 42, ст. 5922; N 51, ст. 7526; 2012, N 53, ст. 7931; 2016, N 5 ст. 692; N 49, ст. 6914; 2020, N 10, ст. 1489; N 29, ст. 4435; N 52, ст. 8303; 2020, N 15, ст. 1774).

Документы Министерства внутренних дел Российской Федерации

(Введите номер и/или часть названия или дату документа.

ВАЖНО: дата документа вводится в формате «дд.мм.гггг»)

«Об утверждении Плана информатизации МВД России на 2020 и плановый период 2020 и 2021 годов (открытая часть)»

«О внесении изменений в распоряжение МВД России от 18 мая 2020 г. N 1/5231 «Об утверждении Плана информатизации МВД России на 2020 год и плановый период 2020 и 2021 годов (открытая часть)»

«О внесении изменений в приказ МВД России от 21 мая 2020 г. N 314 «О размерах надбавки к должностному окладу сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, и утверждении Перечня должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых устанавливается надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском

«Вопросы оплаты труда гражданского персонала органов, организаций и подразделений системы МВД России» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2020 N 55514)

«О признании не подлежащими применению некоторых нормативных правовых актов Федеральной миграционной службы и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по вопросам порядка прохождения службы, медицинского (санаторно-курортного) обеспечения и оздоровительного отдыха, жилищного и хозяйственного обеспечения» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.08.2020 N 55567)

«О внесении изменений в Правила ведения книги учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение N 3 к Наставлению о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утвержденному приказом МВД России от 30 апреля 2012 г. N 389)» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2020 N 55483)

«О признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных предписаний нормативных правовых актов МВД России по вопросам выдачи юридическому лицу разрешения на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации гражданского, служебного оружия и патронов к нему» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2020 N 55690)

«О внесении изменения в Перечень оперативных подразделений системы МВД России, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, утвержденный приказом МВД России от 19 июня 2012 г. N 608» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.07.2020 N 55415)

«О внесении изменений в пункт 3 Перечня должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных выносить постановление о помещении несовершеннолетних на срок до 48 часов в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, утвержденного приказом МВД России от 9 апреля 2020 г. N 198» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.07.2020 N 55350)

«О внесении изменений в Порядок выплаты денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и возмещения увольняемыми сотрудниками стоимости выданных им предметов вещевого имущества личного пользования, утвержденный приказом МВД России от 10 января 2020 г. N 8» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.07.2020 N 55348)

«Об утверждении квалификационных требований к уполномоченным на проведение осмотра транспортных средств лицам специализированных организаций, участвующих в государственной регистрации транспортных средств» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.07.2020 N 55309)

«Об утверждении Требований к специальным техническим и программно-техническим средствам, позволяющим нотариусу удостовериться в подлинности документов, удостоверяющих личность гражданина, его представителя или представителя юридического лица, обратившихся за совершением нотариального действия» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.07.2020 N 55457)

«Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2020 N 55423)

«О признании не подлежащим применению приказа ФМС России от 13 марта 2015 г. N 151»

«О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» (вместе с «Инструкцией по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке», «Наставлением по организации службы участковых уполномоченных полиции») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2020 N 55115)

«Об утверждении Порядка принятия Министерством внутренних дел Российской Федерации решения, предусмотренного подпунктом «б», «в» или «д» пункта 7(1) Правил осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 г. N 233? (Зарегистрировано в Минюсте России 22.05.2020 N 54695)

«О рассмотрении обращения»

«Об утверждении Положения о Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»

«О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России»

«О внесении изменений в приказ МВД России от 2 августа 2017 г. N 593 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений Министерства внутренних дел Российской Федерации на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.06.2020 N 54929)

«О признании утратившим силу приказа МВД России от 9 июня 2020 г. N 483» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.04.2020 N 54463)

«Об утверждении Положения о Главном управлении по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Российской Федерации»

«О внесении изменений в Положение о Главном управлении по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное приказом МВД России от 23 апреля 2016 г. N 209»

«О признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных предписаний нормативных правовых актов МВД России по вопросам выдачи гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.04.2020 N 54456)

Оптимизация документооборота в системе МВД России

Налаженное делопроизводство во многом позволяет экономить время и силы на подготовку, исполнение и поиск документов. В то же время нерациональное документационное обеспечение сопровождается большими организационными и временными издержками. Каждое лишнее управленческое звено снижает скорость исполнения документов, одновременно увеличивая их объем. Каждый необоснованный документ тяжким бременем ложится на плечи исполнителей, рядовых сотрудников, особенно в территориальных органах МВД России на районном уровне, отвлекая от исполнения прямых обязанностей.

Проблема заорганизованности, переизбытка документов в ОВД (из-за чего нашу систему нередко именуют «бюрократической») была всегда. Осуществление правоохранительных функций и оказание государственных услуг сопровождается получением, изучением, составлением, оформлением, направлением массы самых различных документов [3]. Обязательного документирования [4] требует осуществление правовой и кадровой работы, финансово-хозяйственной деятельности. В виде документов оформляется большинство управленческих решений.

Однако после реформы МВД России, сокращения численности личного состава и подразделений, особенно на районном уровне, вопрос снижения документационной нагрузки на сотрудников территориальных органов приобрел особую остроту.

К сожалению, в последние годы сохраняется устойчивая тенденция увеличения документооборота. За 2020–2017 годы количество официальных документов, зарегистрированных в системе МВД России, увеличилось на 18,3% (в среднем на 3,7% в год) и превысило 130 миллионов (131 874 626). Особенно заметен рост объемов переписки в центральном аппарате МВД России (+55,7%), в территориальных органах этот показатель втрое меньше (+17,9%). В основном прирост документооборота образуется за счет входящих документопотоков (+18,8%, в среднем на 3,8% в год), в том числе в центральном аппарате Министерства – на 78,4% (+15,7% в год), в территориальных органах – на 17,7% (+3,5% в год). В то же время число подготовленных документов оставалось относительно стабильным, как в целом (+1,1%), так и в территориальных органах МВД России (+0,9%), заметно увеличившись только на федеральном уровне (+17,6%, +3,5% в год). Рост документооборота в территориальных органах МВД России в основном обусловлен увеличением переписки с подчиненными ОВД, с органами, организациями, не входящими в систему МВД России, удельный вес которой составляет приблизительно треть от общего объема.

При этом на количественную характеристику документооборота сложно повлиять, так как изменение объемов переписки в большинстве случаев обусловлено объективными причинами. В их числе стоит отметить требования законодательства, интенсификацию переписки с органами государственной власти, местного самоуправления, сторонними организациями и гражданами, активизацию деятельности межведомственных органов.

Так, почти не поддается воздействию объем документов специального делопроизводства, которые оформляются в соответствии с законными актами, независимо от воли руководителей (уголовно-процессуальные, уголовные, административные, кадровые, финансовые, хозяйственные).

Неизбежно увеличение переписки в ходе изменений организационно-штатного построения. Так, в 2016 году, в ходе интеграции в состав МВД России подразделений по вопросам миграции, в ОВД по Тверской области удельный вес докумен­тов этой направленности составил четвертую часть годового документооборота (337 698 из 1 227 560, или 27,5%).

Зачастую рост корреспонденции обусловлен реализацией новых решений. Так, практически удвоился документооборот во время опытной эксплуатации государственной автоматизированной системы правовой статистики (ГАС ПС [5]). Резкое изменение количественных характеристик переписки наблюдалось в 2020 и 2016 годах при введении в действие новых правил подготовки сведений по вопросам делопроизводства [6]. Дублированием бумажных и электронных форм документов сопровождалось внедрение электронного документооборота [7].

Объяснимо увеличение объема документационных потоков [8], связанное и с проведением массовых мероприятий, например, выборной кампании, саммитов, Олимпийских игр, Кубка конфедерации и чемпионата мира по футболу.

Практически невозможно изменить число поступающих обращений (жалоб), и вряд ли нужно это делать, поскольку в данном случае речь идет о реализации законного права граждан обращаться в федеральный орган исполнительной власти. В 2017 году в системе МВД России рассмотрено 3 808 535 (+7,9%) обращений, при этом в некоторых ОВД средняя нагрузка на одного участкового по рассмотрению обращений граждан превышала пять материалов в день. И не всегда рост количества обращений зависит от деятельности ОВД. Спровоцировать всплеск активности населения может любая ситуация, вызвавшая общественный резонанс. Этому также способствует развитие и доступность технических способов отправки корреспонденции, например, сети Интернет. И это хорошо, это говорит о растущем доверии граждан, об изменении в лучшую сторону общественного мнения и, как это ни парадоксально, о положительной оценке нашей работы.

Единственным существенным ресурсом сокращения объемов переписки остается общее делопроизводство, то есть число организационно-распорядительных документов, возникающих в ходе документационного обеспечения отдельных элементов управленческого цикла (планирования, организации, анализа, контроля, оценки, работы коллегиальных органов). По разным причинам не все документы в данной сфере подготовлены исходя из объективной необходимости и обладают должным управленческим эффектом.

За годы относительно стабильного функционирования в центральном аппарате Министерства внутренних дел и его территориальных органах сложилась практика издания управленческих решений (указаний, планов, протоколов), которые, наряду с мероприятиями общего характера («усилить», «продолжить», «активизировать»), как правило, содержали поручения о периодическом (ежемесячном, ежеквартальном) докладе о принятых мерах.

Кроме того, подразделениями МВД России формировались многочисленные необоснованные запросы и указания по линиям служб о предоставлении в вышестоящие органы самой разнообразной информации. Причем эти указания «на всякий случай» оставались действующими даже при утрате актуальности запрашиваемых данных. Так, в ходе изучения документационного обеспечения управления в 2012 году в УМВД России по Калужской области обнаружено, по неполным данным, не менее 250 приказов, указаний, писем, требований, протоколов совещаний, планов и обзоров Министерства, требующих периодического направления справочных данных, отчетов и статистических сведений.

Имеющиеся недостатки в регионах, как правило, усиливались, способствуя дальнейшему росту документооборота. В 2015 году в ОВД одного из субъектов Российской Федерации выявлены 133 действующих плана, включающие в общей сложности 3 782 мероприятия. Несмотря на то, что планы не были предусмотрены указаниями МВД России, а большинство мероприятий дублировали нормативные акты и функциональные обязанности сотрудников, все органы и подразделения исправно сдавали справки об исполнении. В итоге на момент проверки объем справочной информации превышал 6,5 тысячи листов (27 томов).

При этом, как показала практика, отдельные управленческие решения и запреты в этой области малоэффективны. Так, в течение многих лет подразделениями МВД России игнорировались требования нормативных правовых актов, запрещающие без письменного разрешения руководителей МВД России запрашивать и представлять статистические сведения, не предусмотренные государственной или ведомственной отчет­ностью [9].

Поэтому был взят курс на постоянный мониторинг состояния документационного обеспечения управления в ОВД, целенаправленную выработку и последовательную реализацию системы мер, направленных на его совершенствование. Оптимизация документооборота находится на постоянном контроле руководства Министерства.

За последние семь лет делопроизводство дважды в целевом порядке изучалось на базе конкретных подразделений [10]. Заметной вехой на этом пути можно считать всестороннее изучение делопроизводства в 2012 году на базе УМВД России по Калужской области.

Его результаты показали реальный масштаб проблемы и позволили комплексно подойти к ее решению.

Данная тема неоднократно обсуждалась на заседаниях коллегиальных органов, в том числе и в прямой постановке [11]. Вопрос оптимизации документооборота в обязательном порядке изучается в ходе проверок органов и подразделений. Подготовлено и утверждено не менее семи управленческих решений, содержащих конкретные поручения в области документирования, документооборота и обеспечения делопроизводства.

Так, в целях сокращения числа подготавливаемых документов изменена система планирования деятельности ОВД, несколько планов упразднено, сокращены объемы переписки в рамках ведомственного контроля и контроля исполнительской дисциплины; изменен порядок организации и проведения оперативно-профилактических операций (мероприятий), проведено несколько кампаний по оптимизации ведомственной статистической отчетности, изменен порядок работы некоторых совещательных органов МВД России.

Отменены утратившие актуальность отдельные распорядительные акты и указания подразделений МВД России о периодическом представлении информации, а с первого января 2020 года считаются утратившими действие все документы, подписанные руководителями (должностными лицами) подразделений центрального аппарата МВД России и содержащие поручения (указания) такого характера. Более того, Министром принято решение в случае направления в территориальные органы МВД России необоснованных указаний (поручений) о предоставлении сведений командировать инициаторов запроса в регионы для его самостоятельного выполнения.

Читайте так же:  Адвокат гориславская

Предпринимались попытки обратиться в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с предложениями об упорядочении информационного обмена, связанного с работой координационных совещаний руководителей правоохранительных органов различного уровня.

Оптимизации приема, регистрации, рассмотрения, исполнения, отправки, хранения документов, то есть документооборота в узком смысле слова, во многом способствовали введение в действие СЭД, дополнение его специальными функциями учета и поиска документов, статистической отчетности, а также автоматизация контроля за исполнением документов, обеспечивающая его оперативность и полноту.

Заметные усилия направлены на совершенствование организационного, нормативного, технического и иного обеспечения делопроизводства. За пять лет изданы три распоряжения МВД России, направленные на оптимизацию документооборота и ограничение полномочий руководителей структурных подразделений МВД России в указанной сфере [12]. В ведомственную инструкцию по делопроизводству внесены изменения, преду­сматривающие элементы классификации управленческих документов [13], а также норма, согласно которой информационные документы не должны содержать указания (поручения), в том числе о предоставлении справочных и статистических сведений [14].

Большинство ведомственных актов в той или иной степени касаются вопросов делопроизводства [15], поэтому при их подготовке в обязательном порядке учитывается требование оптимизации документооборота. Так, Регламентом внутренней организации Министерства, утвержденным приказом от 17.10.2020 № 850, сокращен перечень справочных материалов (информаций) и получающих их подразделений центрального аппарата МВД России. Изменены нормы информационного обмена в рамках зонального контроля [16].

При введении в действие нового Наставления об основах организации и тактики оперативно-разыскной деятельности ОВД [17] приняты меры к сокращению числа документов, подготавливаемых для проведения оперативно-разыскных мероприятий. Из проектов распорядительных актов исключаются необоснованные указания о рассмотрении вопросов на коллегиях, оперативных совещаниях.

Организационные меры касаются, в первую очередь, совершенствования функционирования отделов делопроизводства и режима (канцелярий) органов внутренних дел, обеспечения соответствия их структуры и штатной численности уровню органа, объему его документооборота. В территориальных органах МВД России на региональном уровне этой цели должно послужить планируемое упорядочение (укрупнение) их канцелярий, то есть исключение лишних звеньев прохождения документации, а также отмена отдельных бланков структурных подразделений аппаратов ОВД.

В 2016–2017 годах разработаны и введены в действие оценочные критерии документационного обеспечения управления на уровне отраслевых методик, а недавно впервые увидела свет методика оценки организации и эффективности делопроизводства и соблюдения установленного порядка работы с документами территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях [18].

Принимаются меры по упорядочению учета и анализа документационных потоков. В частности, начиная с 2016 года ежегодные отчеты по вопросам делопроизводства составляются с учетом данных о шифртелеграммах, объемах внутренней служебной переписки и электронного документооборота. Прорабатывается возможность введения единого регистрационного номера входящего или подготовленного документа, что позволит разграничить объем переписки и реальное количество документов, обращающихся в системе. Принято решение об обязательном ежегодном анализе состояния документооборота в системе МВД России в рамках ведомственного контроля.

Всё более активно в решение проблем документооборота вовлекается ведомственный научный потенциал. Так, Академией управления МВД России проводится исследование на тему «Формирование научно обоснованных предложений по оптимизации документооборота при подготовке, принятии и реализации управленческих решений в системе МВД России».

По ряду направлений удалось добиться положительных результатов. В некоторых подразделениях Министерства существенно сократилась переписка с территориальными органами. Так, в 2017 году заметно меньше направлено документов в регионы из ГУВМ (-90%), ГЦСиЗИ (-73%), ДГСК (-57%), КРУ (-48%) МВД России; снижение числа входящих из ОВД документов отмечено в ОШУ (-61%), ГУТ (-29%), УОС (-13%), ДГСК (-13%) МВД России. Удельный вес переписки с МВД России в регионах снизился и составил: по входящим документопотокам – 5,4% (2016 – 5,8%), по исходящим – 5,6% (2016 – 6,1%).

Практически достигнуты производственные мощности СЭД, созданы программные решения по автоматизации большинства делопроизводственных процессов и работы исполнителей с обращениями, вследствие чего отмечается существенное сокращение документов на бумажных носителях, уменьшение количества и объема номенклатурных дел. В 2017 году в СЭД зарегистрировано почти 83 миллиона документов (82 719 371), что в два раза больше, чем в 2016 году (43 730 317) и в 26 раз превышает показатель 2015 года (3 190 340). С 2015 года по настоящее время число подключенных к сервису провайдеров возросло с 4 681 до 7 884 (+68,4%), а число активных пользователей увеличилось более чем вдвое, превысив 120 тысяч (122 491).

С 1 декабря 2015 года работа с обращениями граждан осуществляется исключительно с использованием СЭД, без применения иных учетных форм.

К сожалению, не все мероприятия реализуются в полном объеме и с должной эффективностью. Так, три попытки оптимизации ведомственной статистической отчетности, предпринятые в 2011–2020 годах [19], вопреки намеченному, заканчивались увеличением числа показателей в каждой из «актуализированных» форм отчетности в среднем на 10%, а иногда и в несколько раз, например, в формах 1-АП [20] (рост на треть), «Профилактика» [21] (в 2,4 раза), «Антитеррор» [22] (в 7 раз).

Не принесли ожидаемых результатов мероприятия по оптимизации документооборота, предусмотренные протоколом от 29.10.2020 № 8см.

По-прежнему общие показатели переписки подразделений центрального аппарата МВД России с территориальными органами характеризуются положительной динамикой [23]: за 2017 год объем корреспонденции достиг 679 568 (+18,1%) единиц; направлено в регионы 206 068 (+15,9%) документов, или каждый третий подготовленный в центральном аппарате (34,2%), наибольшее увеличение отмечено в ГИАЦ (+76%), УБКМ (+45%), УОГЗ (+42%), ОПБ (+41%) МВД России; получено из территориальных органов 473 500 (+19,1%) документов, их удельный вес составил 41,5% от всех входящих, в четыре раза увеличился этот показатель в ГЦАХиТО (+310%) и в ГУВМ (+265%) МВД России, почти вдвое – в УБКМ (+80%) и ГУОООП (+76%) МВД России.

До настоящего времени выявляются факты необоснованного истребования информации. При проверке УМВД России по Тверской области выявлено, как минимум, 100 документов МВД России, предусматривающих регулярное представление информации, из них 68 – за подписью должностных лиц заинтересованных подразделений. По примерным подсчетам, во исполнение этих указаний каждому территориальному органу МВД России на региональном уровне необходимо ежегодно представлять в подразделения Министерства не менее 1400 отчетов.

В регионах остаются актуальными проблемы, связанные с невыполнением требований МВД России по сокращению аналитических и планирующих документов, заорганизованностью совещательных органов, необоснованным истребованием данных из ОВД районного уровня.

В этой связи необходимо добиться неукоснительной и эффективной реализации принятых решений не только в центральном аппарате, но и в регионах, активизировать работу по выявлению и пресечению «несанкционированных» требований, запросов, форм отчетности. С другой стороны, после того, как Министр дал право руководителям территориальных органов напрямую обращаться к нему с примерами необоснованного истребования данных, мы ждем большей активности с мест.

Значительные резервы просматриваются в оптимизации внутренней переписки, исключении декларативных, дублирующих управленческих решений, использовании бездокументационных форм. Например, контроль за исполнением ранее данных поручений, осуществляемый руководителем в устной форме, позволяет избежать направления лишних справок и отчетов.

Следует продолжать работу по устранению проблем, связанных с перекосами в нормативном правовом обеспечении делопроизводства, децентрализацией канцелярий на всех уровнях управления, и завышенными правомочиями структурных подразделений аппаратов в указанной сфере. Кроме того, после введения в действие нового Государственного стандарта ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» [24] и издания новой редакции методических рекомендаций Росархива по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти [25], требуется разработка новых редакций ведомственных инструкций по делопроизводству и организации рассмотрения обращений граждан [26], детализирующих вопросы автоматизации в соответствующих сферах дело­производства.

Всё большее значение приобретает кадровое обеспечение, обучение личного состава. По некоторым данным, до 80% времени сотрудников ОВД уходит на работу с документами. Как следствие, умение подготавливать (составлять) документы, знание основ делопроизводства и владение современными техническими средствами становятся важнейшими профессиональными навыками и непременными условиями сокращения затрат времени и сил на работу с документами. В этой связи выглядит перспективным включение лекций по документационному обеспечению управления в учебные программы повышения квалификации, высших академических курсов, а также проведения совещаний-семинаров. Следует учить сотрудников не только общей теории управления, но и штабной культуре, деловому стилю написания документов, умению подготавливать проекты управленческих решений.

С учетом дальнейшего развития информатизации следует обеспечить своевременную модернизацию функциональных возможностей СЭД, максимальный переход на электронные формы документов, сокращение объемов корреспонденции, обрабатываемой в СЭД, путем использования иных сервисов, например, для передачи и обобщения периодической отчетности, не относящейся к государственной или ведомственной. В числе первоочередных мероприятий также предусмотрены: автоматизация обмена документами при рассмотрении обращений между Управлением Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций и МВД России; совершенствование порядка заполнения сведений на портале ССТУ.РФ об обращениях граждан и организаций, поступивших в территориальные органы МВД России; установка в Приемной МВД России терминала электронной очереди, интегрированного с СЭД, включающего функцию проверки по базе данных учета лиц, объявленных в федеральный розыск.

Окончательного решения ждет проблема документационной нагрузки, связанной с формированием ведомственной статистической отчетности. По-прежнему более половины статотчетов готовятся в «ручном контуре» на основе различных информационных носителей, не отвечая требованиям достоверности, с максимальными трудозатратами. При этом эффективность использования (прикладное значение) многих форм вызывает обоснованные сомнения.

Нельзя останавливаться в попытках решения «внешних» вопросов, например, оптимизации информационного обмена с аппаратами полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, деятельности межведомственных совещательных органов.

Думаю, в ближайшие годы задача оптимизации документооборота останется в числе приоритетных. При этом необходимо добиться, чтобы каждый руководитель под этой формулировкой подразумевал резерв и возможность снижения нагрузки на подчиненных.

Следует, наконец, понять, что количество подготовленных планов, протоколов, справок, отчетов никоим образом не свидетельствует об эффективности управления, не заменит непосредственной живой, организаторской работы в подчиненных органах и подразделениях и не может служить объективным критерием ее оценки.

[1] Документационное обеспечение управления или делопроизводство – отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами (ГОСТ Р 51141-98. Государственный стандарт Российской Федерации. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.). Здесь и далее – прим. редакции.

[2] Документооборот – элемент дело­производства, включающий движение документов внутри органа или подразделения с момента их получения или создания до завершения исполнения, отправки или сдачи в дело, то есть получение, регистрацию, рассмотрение, исполнение, контроль, отправку, хранение документов.

[3] Документ, документированная информация – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (ГОСТ Р 51141-98. Государственный стандарт Российской Федерации. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения).

[4] Документирование – элемент делопроизводства, включающий подготовку и оформление документов.

[5] В соответствии с Концепцией создания государственной автоматизированной системы правовой статистики, разработанной Генеральной прокуратурой Российской Федерации, одобренной 15 декабря 2011 г. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации.

[6] Введение в действие приказов от 11.06.2020 № 450 «О порядке организации работы по представлению сведений по вопросам делопроизводства, рассмотрения обращений граждан и организаций, состояния защиты государственной тайны» и от 30.06.2016 № 360 «О порядке организации работы по представлению органами, подразделениями и организациями системы МВД России сведений по вопросам делопроизводства, рассмотрения обращений граждан и организаций, состояния защиты государственной тайны».

[7] Введен в действие приказом МВД России от 10.04.2015 № 016 «Вопросы организации эксплуатации единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России». Далее также – СЭД.

[8] В зависимости от места создания и направления движения документы подразделяются на исходящие (созданные в органе и отправляемые в адрес других органов, организаций или граждан), входящие (поступающие в ОВД из других органов (организаций) или от граждан) и внутренние (созданные в органе и не подлежащие отправке).

[9] Приказы МВД России от 18.10.2005 № 840, от 26.09.2012 № 890.

[10] УМВД России по Калужской (2012 год) и Тверской (2017 год) областям.

[11] Протокол совещания у Министра внутренних дел Российской Федерации от 29.10.2020 № 8см, вопрос 3.

[12] Распоряжения МВД России от 27.05.2020 № 1/4870 «О мерах по совершенствованию документо­оборота», от 20.11.2020 № 1/10888 «Об оптимизации документооборота в системе органов внутренних дел», от 26.04.2020 № 1/4646 «Об оптимизации документационного обеспечения управленческой деятельности в системе МВД России».

[13] Общепринятой классификации управленческих документов не существует. Условно к ним можно отнести распорядительные, отчетные (информационные) и документы общего характера (например, акт).

[14] Приказ МВД России от 25.08.2020 № 555 «О внесении изменений в Инструкцию по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденную приказом МВД России от 20.06.2012 № 615».

[15] Например, все статусные документы (положения, уставы) касаются вопросов организации делопроизводства и полномочий руководителей в этой сфере. Большинство инструкций и наставлений содержат требования о представлении информации и (или) порядке оформления и содержании управленческих решений.

[16] Приказ МВД России от 29.06.2020 № 414 «О внесении изменений в приказ МВД России от 3 февраля 2012 г. № 77 «Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации».

[17] Приказ МВД России от 04.04.2020 № 001.

[18] Распоряжение МВД России от 28.09.2020 № 1/11134.

[19] Приказ МВД России от 11.04.2011 № 186, распоряжение МВД России от 17.02.2012 № 1188, протокол совещания у Министра от 29.10.2020 № 8см.

[20] Сведения об административной практике органов внутренних дел Российской Федерации.

[21] Отчет о профилактической работе органов внутренних дел.

[22] Отчет о преступлениях террористического характера, экстремистской направленности и связанных с террористической деятельностью.

[23] По сведениям подразделений центрального аппарата МВД России, без учета шифртелеграмм.

[24] Утвержден приказом Росстандарта от 8 декабря 2016 г. № 2004-ст. Вступил в силу с 1 июля 2020 года.

[25] Взамен Методических рекомендаций, утвержденных приказом Росархива от 23 декабря 2009 г. № 76.

[26] Приказы МВД России от 20.06.2012 № 615 и от 12.09.2020 № 707.