Правовые требования по обеспечению экологической безопасности

Правовое обеспечение экологической безопасности

Вернуться назад на Экологическое обеспечение

Обеспечение экологической безопасности — одна из составляющих экологической функции Российского государства и, соответственно, задача практически всех государственных органов.

Экологическая безопасность — это состояние защищенности общества и государства; человека и биосферы в целом от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных (стихийных) воздействий на окружающую среду. Кроме того, это достижение условий и уровня сбалансированного сосуществования окружающей природной среды и хозяйственной деятельности человека, когда уровень нагрузки на среду не превышает способности ее к восстановлению. Это создание комфортных условий хозяйственной деятельности человека в комфортной среде обитания. Наконец, это система регулирования, комплекс упреждающих мероприятий, направленных на недопущение развития чрезвычайных ситуаций не только в рамках хозяйственной деятельности человека, но и в условиях предсказуемости развития экстремальных ситуаций в самой природной среде (своевременно реагировать на возможные стихийные бедствия).

Экологическая безопасность регулируется нормами экологического права — составной части правовой системы государства на современном этапе развития. При этом экологическое право представляет собой взятые во взаимосвязи и взаимозависимости природоресурсное и прироохранное право.

Экологическое право, как и другие отрасли права, является регулятором и способом решения возникших в обществе сложных проблем, нуждающихся в упорядочении, порой с помощью силового, принудительного (нередко поощрительного) механизма. Экологическое право является важным инструментом, используемым государством в интересах сохранения и рационального использования окружающей среды. В связи с резким обострением экологических проблем на современном этапе развития общества роль экологического права и в целом административно-правого направления постоянно растет.

Общие правила поведения, предусмотренные экологическим правом, не персонифицированы, не исчерпываются исполнением, т. е. рассчитаны на неопределенное количество случаев, носят обязательный характер. Все это доказывает принадлежность этих правил поведения людей в окружающей среде и отношений с окружающей средой к системе права.

Сердцевиной регулируемых общественных отношений являются человеческие, общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды. Они, безусловно, обладают спецификой — возникают, изменяются и прекращаются по поводу охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Такого рода отношения не регулируются ни одной другой отраслью права.

Как и другие, регулируемые правом общественные отношения, экологические отношения носят производственный, социальный характер, так как наибольшим загрязнителем окружающей среды является производственная сфера деятельности человека, когда в процессе труда человек является главным участником антропогенного загрязнения среды.

Право граждан Российской Федерации на благоприятную среду основано на Конституции РФ и детализируется Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Экологические аспекты природопользования в рамках природоресурсных отношений рассматриваются в законах, регламентирующих характер природопользования в системе земле-, водо-, лесо-, недропользования и др.

В условиях России основным источником экологического права являются подзаконные нормативные акты. В них входят указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты, нормативные акты субъектов Российской Федерации, организаций и иные акты.

Главными подзаконными актами являются указы Президента России: подзаконными они считаются потому, что, согласно ст. 90 Конституции РФ, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам; кроме того, согласно ст. 80 Конституции РФ, Президент России определяет основные направления внутренней и внешней политики и государства в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

К подзаконным актам относятся постановления Правительства РФ. Среди предусмотренных в ст. 114 Конституции РФ полномочий Правительства РФ имеются такие, которые относятся к регулированию и реализации экологических отношений, а именно: разработка и представление федерального бюджета, и обеспечение его исполнения; обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии; осуществление управления федеральной собственностью; осуществление мер по обеспечению законности прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка. Следующими в иерархии подзаконных актов следуют ведомственные акты — приказы, инструкции, правила, наставления. Принимаемые центральными органами исполнительной власти, к которым, согласно Закону РФ о Правительстве РФ, относятся министерства, государственные комитеты и ведомства. К источникам экологического права относятся нормативные акты, т. е. акты принимаются в организациях, учреждениях. Нормативные акты организации, хотя и находятся в иерархии нормативных актов на самой низшей ступени, т. к. обязаны соответствовать всем вышестоящим нормативным актам, тем не менее, являются важными источниками экологического права.

В настоящее время законодательство РФ предусматривает имущественную дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за загрязнение окружающей среды. Споры в данной области разрешаются в судебном порядке. На граждан и должностных лиц, допустивших правонарушения, повлекшие за собой загрязнение окружающей среды, распространяются все указанные виды ответственности. Предприятия, учреждения и организации несут административную и гражданско-правовую ответственность.

Анализ практики применения экологического законодательства показывает, что наиболее часто применяемой мерой является административное взыскание. Оно подразумевает наложение штрафа и возмещение причиненного вреда. Наиболее жесткой мерой административного воздействия в отношении предприятий является приостановка или полное прекращение производственной деятельности.

Административная ответственность за экологические правонарушения предусматривается многими законами и подзаконными актами, изданными органами государственной власти и управления. Привлечение лиц к административной ответственности не освобождает их от гражданской ответственности, предусматривающей, в частности, возмещение причиненного вреда (ущерба). Так, в ст. 77 Закона РФ «Об охране окружающей среды» указывается: «Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством».

Вред, причиненный окружающей среде, определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками. При их отсутствии подлежащую возмещению сумму определяют исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды и понесенных убытков, включая упущенную выгоду.

Согласно ст. 78 указанного Закона, компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно, по решению суда или арбитражного суда.

Там же, в ст. 79 отмечается, что вред, причиненный здоровью гражданина или его имуществу негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

На современном этапе развития общества необходимо уделять большее внимание правовым методам борьбы с загрязнением рек, озер и других водоемов. Сброс неочищенных хозяйственно-бытовых и промышленных стоков, многочисленные аварии на производстве наносят значительный ущерб водным объектам и водопользователям. Между тем, как показывают данные прокурорских проверок, нередки случаи, когда материалы, вполне достаточные для возбуждения уголовного дела, не передавались следственным органам. Штрафы за загрязнение окружающей среды по-прежнему весьма незначительны, отношение к виновным снисходительное, уровень экологической культуры, как нарушителей, так и представителей правоохранительных органов невысок.

Величина ущерба от аварийного загрязнения окружающей природной среды устанавливается, как правило, по задокументированным негативным последствиям, что приводит к значительному его занижению. Одна из причин такого положения — отсутствие качественного мониторинга, позволяющего оперативно отслеживать степень загрязнения природных ресурсов.

Для обеспечения наивысшего порога экологической безопасности меняются приоритеты развития экономического механизма охраны окружающей среды. Платежи за загрязнение окружающей среды и экологические налоги утрачивают свое приоритетное значение, поскольку производства, допускающие сверхнормативные негативные воздействия на окружающую природную среду, должны или приостанавливаться, или закрываться. Первоочередной задачей экономического механизма природопользования при таком подходе к решению экологической проблемы станет стимулирование внедрения безотходных производств, утилизации бытовых отходов и т. п.

Систему контроля и надзора за исполнением природоохранных требований следует отнести к числу основных условий обеспечения экологической безопасности. Необходимы сильные контролирующие органы. В то же время в результате неоднократной реорганизации природоохранных органов на федеральном и региональном уровнях значительно снизилась эффективность деятельности специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды по экологическому контролю, в первую очередь в субъектах Российской Федерации.

По мнению Кавешникова Н. Т., Карева В.Б, Кавешникова А. Н., для борьбы с загрязнением окружающей природной среды необходимо разработать высокоэффективную систему мероприятий по контролю за ее состоянием, выявлению и адекватному наказанию виновных. Эта система должна функционировать, как по вертикали (федеральный уровень — межрегиональный — территориальный — муниципальный — уровень предприятия), так и по горизонтали (предприятие — экологическая полиция — налоговые органы — общественные организации).

Экологический кризис
Экологический мониторинг
Экологический надзор
Экологический фактор
Экологическое образование

Российское законодательство в области экологической безопасности и охраны окружающей среды

В систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий:

1) правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов;

2) организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий;

3) государственный и

общественный контроль за выполнением требований охраны природы;

4) юридическая ответственность правонарушителей.

В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда — объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.

Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации. Наконец, в числе источников экологического права большое место занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права.

В результате последней кодификации сложилась система экологического законодательства, в основе которой находятся три основополагающих нормативных акта: Декларация Первого съезда народных депутатов РСФСР о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (1990 г.), Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.) и Конституция Российской Федерации, принятая в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 г.

Система экологического законодательства, руководствующаяся идеями основополагающих конституционных актов, включает две подсистемы:

  • природоохранное
  • природоресурсное законодательство.
  • В природоохранное законодательство входят Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.

    В подсистему природоресурсного законодательства входят: Земельный кодекс РФ(ФЗ № 136 от 25.10.2001 г.), Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах», Лесной кодекс РФ (ФЗ № 200 от 04.12.2006 г.), Водный кодекс РФ( ФЗ № 74 от 03.06.2006 г.), Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», а также другие законодательные и нормативные акты.

    В Конституции РФ отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. Конституция РФ вводит в научный оборот определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.

    Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ч. 1 ст. 9, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

    В Конституции РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а другая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ч. 2 ст. 9). Первая касается биологических начал человека, вторая — его материальных основ существования.

    Конституция РФ также оформляет организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Согласно ст. 72 пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.

    По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам. Положение Конституции РФ конкретизируется в источниках экологического права.

    Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

    В 16 главах Закона закрепляются следующие правовые положения:

  • основы управления в области охраны окружающей среды;
  • права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;
  • экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;
  • нормирование в области охраны окружающей среды;
  • оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;
  • требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности;
  • зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;
  • государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);
  • контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);
  • научные исследования в области охраны окружающей среды;
  • основы формирования экологической культуры;
  • международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
  • Охрана здоровья и обеспечение благополучия человека — конечная цель охраны окружающей природной среды. Поэтому в законодательных актах, направленных на охрану здоровья граждан, экологические требования занимают ведущее место. В этом смысле источником экологического права служит Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Он регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды — производственной, бытовой, природной. Экологические требования, выраженные в статьях Закона, одновременно являются и источниками экологического права. Например, на охрану здоровья и окружающей природной среды направлены нормы ст. 18 Закона о захоронении, переработке, обезвреживании и утилизации производственных и бытовых отходов и т. д.

    Другим источником экологического права служат Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ. В нем есть норма, обеспечивающая экологические права граждан. Так, ст. 18 говориться, что: « Каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды…»

    Правовые нормы по охране природы и рациональному природопользованию содержатся и в других актах природоресурсного законодательства России. К ним относятся Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон «О животном мире» и др.

    Круг экологических вопросов, по которым могут издаваться указы и распоряжения Президента РФ, практически не ограничен. В их числе следует назвать Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 238 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».

    На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, отвечая также за их исполнение. Постановление Правительства РФ также является нормативно-правовым актом. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

    Постановления Правительства РФ по вопросам экологии можно разбить на три группы.

    • К первой группе относятся те, которые принимаются во исполнение закона для конкретизации отдельных положений.
    • Вторая группа постановлений предназначена для определения компетенции органов управления и контроля.
    • Третья группа постановлений включает нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирования экологических отношений.

    Природоохранительные министерства и ведомства наделяются правом издавать нормативные акты в рамках своей компетенции. Они предназначены для обязательного исполнения другими министерствами и ведомствами, физическими и юридическими лицами.

    Немаловажную роль играют нормативные правила — санитарные, строительные, технико-экономические, технологические и т. д. К ним относятся нормативы качества окружающей среды: нормы допустимой радиации, уровня шума, вибрации и т. д. Эти нормативы представляют собой технические правила, и в этом виде они не рассматриваются как источники права. Ведомственные нормативные акты могут быть отменены Правительством РФ, если они противоречат закону. Акты вступают в силу только после регистрации в Министерстве юстиции и публикации в газете «Российские вести». Согласно Конституции РФ субъекты Федерации также вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. Нормотворческой деятельностью вправе заниматься представительные и исполнительные органы власти республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Севастополя.

    Сфера компетенции субъектов Федерации определяется отраслевыми законодательными актами: по землепользованию — Земельным кодексом РФ, по недрам — Законом РФ «О недрах», водопользованию — Водным кодексом РФ, по использованию животного мира — Федеральным законом «О животном мире», по окружающей природной среде — Федеральным законом «Об охране окружающей среды». В основе такого разделения правового регулирования лежит отношение к природным ресурсам. Порядок отнесения природных ресурсов к федеральным или иным регулируется Указом Президента РФ о федеральных ресурсах. Конституция РФ (ст. 76) устанавливает законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В случае наличия противоречия между нормативными актами субъектов Федерации и статьями федеральных законов первые подлежат отмене указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ. Помимо специальных нормативно-правовых актов экологического содержания в последние годы широко используется экологизация нормативных актов, регулирующих экономическую, хозяйственную и административную деятельность предприятий. Под экологизацией понимают внедрение экологических требований в нормативно-правовые акты неэкологического содержания. Необходимость такого процесса объясняется тем, что экологические законы не всегда могут напрямую касаться хозяйствующих субъектов, занятых в различной сфере производства.

    Так, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ст. 7) дает право потребителю требовать, чтобы товары были безопасны для его жизни. Он также дает право органам управления на приостановление реализации товаров, если создается угроза здоровью граждан либо состоянию окружающей среды. В законах о местном самоуправлении, налогообложении юридических лиц отражены различные льготы за снижение выбросов, использование чистых технологий и т. д.

    Об экологической безопасности

    Предприятия нефтегазового комплекса оказывают воздействие на окружающую среду на всех этапах своей деятельности, таких как разработка и поиск новых месторождений, добыча, подготовка, переработка и транспортировка нефти и газа. При осуществлении этих мероприятий происходит выброс негативных веществ в воду и воздух, захоронение в землю вредных отходов, а также потребление огромного количества энергетики и воды. Несмотря на то что обеспечивается беспрерывный контроль за функционированием газотранспортной системы, внедряются новые прогрессивные методы диагностики, проводятся планово-предупредительные работы и своевременный капитальный ремонт, на газопроводах происходят технические отказы. Все это обуславливает необходимость беспрерывного совершенствования системы охраны окружающей среды, в том числе в сфере законодательства, как со стороны нефтегазовых компаний, так и со стороны государственных органов.

    Нормативно-правовое регулирование

    Отношения, возникающие в сфере охраны окружающей среды при пользовании недрами, регулируются базовыми основополагающими нормами, закрепленными в Конституции РФ (ст. 9, 36, 42, 58, 71 и 72) 1 .

    Правовую основу в сфере охраны окружающей среды и обеспечении экологической безопасности при пользовании недрами составляет экологическое законодательство Российской Федерации. В отдельных случаях наблюдается регулирование отрасли смежными нормативно-правовыми актами. Например, к таким актам можно отнести градостроительное и санитарно-эпидемиологическое законодательство. Кроме того, вопросы пользования недрами отражены в отдельных экологизированных нормах, содержащихся в уголовном, административном, гражданском, информационном и других отраслях российского законодательства. Из большого количества нормативных правовых актов, содержащих требования в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами, основным блоком является экологическое и смежное с ним законодательство 2 .

    С каждым годом с учетом тесных взаимоотношений с нефтегазовым мировым сообществом требования в области экологической и промышленной безопасности дополняются и пересматриваются Правительством РФ. Данная необходимость обусловлена резким сокращением добычи объемов газа и нефти в найденных и разработанных месторождениях и поиском новых месторождений. Работа по совершенствованию и разработке законодательства в области экологической и промышленной безопасности активизировалась начиная с 2008 года после выхода специального Указа Президента Российской Федерации. В связи с этим впервые в наименовании закона и названии ведомства появилось слово «экология» 3 .

    Благодаря введению государственной программы «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 годы (общим объемом финансирования 335 млрд руб.), уже к концу ее реализации планируется достичь показателя по сокращению выбросов, загрязняющих окружающую среду, на 2,2% от ВВП от стационарных источников и 1,6% от всех опасных объектов 4 . Однако следует отметить, что на решение проблем экологической и промышленной безопасности направлена только первая часть государственной программы: «Организация процесса регулирования качества окружающей среды».

    В настоящий момент программа требует существенной доработки по включению вопросов экологической безопасности и охраны труда работников в сферах, загрязняющих окружающую среду, в частности в газовом комплексе. Также надо отметить, что ряд экспертов считают, что большинство направлений в указанной программе не способствуют охране окружающей среды 5 .

    При этом внесение изменений в программу следует делать, устранив существующие пробелы в законодательстве по охране окружающей среды при пользовании недр. Например, необходимо внесение изменения сущности понятий «ущерб» и «вред». На сегодняшний день данные термины подразумевают экономическое, стоимостное содержание и основываются на положении ст. 15 и ст. 50 ГК РФ. В то время как в международном законодательстве ущерб, нанесенный в результате экологических катастроф и аварий, относится не к гражданско-правовому пониманию причинения вреда, а к экологически-правовым и является административно-правовой процедурой.

    То есть в случае причинения экологического вреда природопользователь обязан:

    –устранить ущерб самостоятельно;

    –минимизировать возникновение распространения очага заражения окружающей среды.

    Если природопользователь отказывается совершить меры по устранению последствий причиненного ущерба, то компетентный орган имеет право обязать его выполнить данные действия 6 . Подобные меры могут стать одним из путей улучшения экологической безопасности в стране.

    Содержащиеся в Земельном кодексе Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ требования к пользователям недр не корреспондируются с законодательством о недрах и фактически не учитывают специфику недропользования при регулировании вопросов экологической безопасности и охраны окружающей среды. Например, в установленных специальных требованиях к пользователям недр (п. 4 ст. 13 и п. 4 ст. 88 ЗК РФ) присутствует понятие «организации горнодобывающей и нефтегазовой промышленности», в то время как в российском законодательстве отсутствует нормативное определение таких организаций. Следует также отметить, что в Законе РФ «О недрах» используется другой термин – «пользователи недр».

    В настоящее время есть необходимость в разработке производственного экологического контроля и мониторинга на нефтегазодобывающих предприятиях, во внедрении новых ресурсосберегающих технологий, в развитии стратегии промышленной и экологической безопасности, а также в охране окружающей среды. Сейчас существует комплекс подходов к анализу различных экологических факторов воздействия на деятельность предприятий, оказывающих влияние на окружающую среду. Однако большинство этих подходов и мер нельзя перенести на предприятия нефтегазового комплекса.

    Анализ российского законодательства в области охраны окружающей среды, экологической и промышленной безопасности как на федеральном, так и региональном и отраслевом уровне показал, что на сегодняшний день принято огромное количество нормативно-правовых актов. Но ряд нормативно-правовых актов требует внесения существенных корректировок в соответствии с проблемами, возникающими на опасных объектах в газовой отрасли (например, несоблюдением правил технической документации, несоответствием осуществляемого проекта представленному на государственную экспертизу и пр.).

    При этом общее законодательство в данной области направлено на существенное снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду к 2020 году, на увеличение привлечения частного сектора в газовый комплекс, а также количества внебюджетных средств на отдельные проекты.

    В рамках нефтегазодобывающих предприятий

    В настоящее время экологическая безопасность и охрана окружающей среды требуют организации эффективной и рациональной деятельности нефтегазодобывающих организаций. Для исполнения этих требований ряд крупных российских нефтегазодобывающих предприятий при организации и апробации экологической политики должны придерживаться следующих принципов:

    Организовывать экологическую безопасность и охрану окружающей среды в соответствии с российским законодательством и международными стандартами и соглашениями.

    Придерживаться в своей деятельности Концепции устойчивого развития.

    Работать в соответствии с экологической целесообразностью.

    Производить оценку охраны окружающей среды на каждом этапе газодобывающей деятельности, в том числе на стадии планирования.

    Снижать воздействие на окружающую среду за счет сокращения выбросов вредных веществ и отходов в атмосферу.

    Целесообразно, чтобы все нефтегазодобывающие организации придерживались данных принципов для сокращения негативного воздействия на окружающую среду. Следует отметить, что на сегодняшний день исполнение вышеперечисленных принципов является добровольным, в то время как в большинстве зарубежных стран существуют обязательные законодательно установленные требования по вопросам охраны окружающей среды. Таким образом, есть необходимость разработки обязательного стандарта по соблюдению правил экологической безопасности.

    Для совершенствования экологической политики на нефтегазодобывающем предприятии в области добычи, переработки, хранения и транспортировки газа необходимы:

    –непрерывный контроль и оценка воздействия деятельности предприятия на окружающую среду, выявление негативных аспектов влияния;

    –разработка и апробация планов и программ по вопросам экологической безопасности и охране окружающей среды;

    –определение целевых экологических показателей, которых должно достичь предприятие за определенный период времени;

    –реализация мер по охране окружающей среды, экологической и промышленной безопасности согласно утвержденному газодобывающим предприятием плану;

    –рациональное использование природных ресурсов и электроэнергии, а также оптимизация технологических режимов, используемых предприятием в целях охраны окружающей среды и соблюдения мер экологической безопасности;

    – проведение промежуточного анализа по оценке воздействия предприятия на окружающую среду;

    – создание и внедрение системы природоохранной деятельности в соответствии с требованиями серии нормативов ИСО 14000 (следует отметить, что в соответствии с требованием данного международного стандарта все организации газовой отрасли в рамках планирования своей деятельности должны разрабатывать программу по охране окружающей среды);

    – стимулирование сотрудников к безопасному и рациональному использованию природных ресурсов;

    – образование курсов повышения квалификации сотрудников руководителями газодобывающих предприятий;

    –проведение научных исследований по вопросам охраны окружающей среды;

    –ежегодное представление отчетов по охране окружающей среды, экологической и промышленной безопасности на обсуждение общественности;

    –выявление и ликвидация утечек загрязняющих веществ и отходов.

    Выполнение данных мер в рамках экологической политики, разработанной и принятой на предприятии, позволит избежать возникновения чрезвычайных ситуаций и способствовать охране окружающей среды.

    Для охраны окружающей среды в соответствии с существующими финансовыми возможностями нефтегазодобывающих организаций целесообразно применять целевые показатели. В качестве целевых показателей могут быть использованы следующие:

    –количество осуществленных выбросов в год;

    –количество сбросов воды в год;

    –количество произведенных отходов в год;

    –объем использованных природных ресурсов и электричества предприятием за год.

    После определения целевых показателей устанавливаются плановые экологические показатели – цифровые значения, которые отражают целевые показатели. При установлении целевых и плановых экологических показателей необходимо учитывать:

    –степень воздействия на окружающую среду деятельности нефтегазодобывающих предприятий;

    –состояние окружающей среды до проведения разведывательных работ по месторождению газа и нефти;

    –программу по ремонту и покупке технических средств, направленных на защиту окружающей среды, и соблюдению правил экологической безопасности;

    –мнение общественности и заинтересованных лиц.

    После установления целевых и экологических плановых мероприятий организации нефтегазового комплекса должна быть утверждена программа мероприятий по соблюдению правил охраны окружающей среды. Основой для разработки данной программы должно стать российское законодательство в области экологической безопасности и охраны окружающей среды, а также передовой международный опыт.

    2 Агафонов В.Б. Правовое регулирование охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами: теория и практика// Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук, 2014.

    3 Трутнев Ю. Баланс экономики и экологии// Экологическая безопасность, 2009. Электронный ресурс: http://www.oilru.com/files/bezopasnost_2009.pdf.

    4 «Дорожная карта» экологического развития России// Государственное управление ресурсами (4 всероссийский съезд по охране окружающей среды) № 7–8 (97–98), 2013. Электронный ресурс: http://www.mnr.gov.ru/upload/iblock/2b9/gur_7_8.pdf.

    5 Правительство удовлетворено программой окружающей среды до 2020 года. Ее качество сильно не улучшится// Газета «Коммерсантъ», ? 197 (4982), 19.10.2012. Электронный ресурс: http://kommersant.ru/doc/2047586.

    6 Общественное участие в принятии решений, влияющих на окружающую среду: сборник материалов всероссийской конференции 18–19 апреля 2013 года.

    Обеспечение экологической безопасности строительства

    Рубрика: Технические науки

    Дата публикации: 05.02.2020 2020-02-05

    Статья просмотрена: 3502 раза

    Библиографическое описание:

    Емельяненко К. М. Обеспечение экологической безопасности строительства // Молодой ученый. ? 2020. ? №5. ? С. 20-22. ? URL https://moluch.ru/archive/191/48178/ (дата обращения: 13.11.2020).

    В статье кратко описаны основные факторы, негативно влияющие на окружающую среду при осуществлении строительства. Рассмотрены основные требования обеспечения экологической безопасности строительства. Описан принцип нормирования качества окружающей среды. Рассмотрены основные меры защиты окружающей среды при осуществлении строительного производства.

    Ключевые слова: экологическая безопасность, строительство, проектирование, качество окружающей среды,экологические нормативы качества.

    Значимость экологической безопасности с каждым годом растёт. Это связано с постоянным увеличением населения городов, ростом масштабов коммерческой и производственной деятельности. На территории городов концентрируется потребление энергии и ресурсов, образуется громадное количество отходов, искусственные и естественные системы оказываются перегруженными, а управление этими системами и регулирование их функций становится все более затруднительным. Общая неблагоприятная ситуация усугубляется новым строительством, быстрым ростом численности городского населения. В результате ущерб, причиняемый окружающей среде, и затраты на ее охрану становятся настолько крупными, что это создает угрозу для здоровья людей и ухудшает условия их жизни. «Города стали основными «горячими экологическими точками». Они срочно нуждаются в том, чтобы их состоянию уделялось особое внимание при оценке качества среды на уровне генплана, экологической оценке застройки и конкретных проектов, а также при планировании охраны и рационального использования окружающей среды в масштабе территории города с пригородами». [1]

    Экологическая безопасность — допустимый уровень негативного воздействия природных и антропогенных факторов экологической опасности на окружающую среду и человека.

    Строительство является одним из наиболее серьезных факторов негативного воздействия на окружающую среду. Антропогенное влияние строительства проявляется на всех этапах производства — начиная с добычи строительных материалов заканчивая эксплуатацией построенных объектов.

    На этапе строительства наиболее существенными негативными влияниями на окружающую среду являются:

    ? загрязнения атмосферного воздуха газопылевыми выбросами (строительная техника и автотранспорт, сварочные и лакокрасочные работы и т. д.);

    ? загрязнения подземных и сточных вод (заправка техники и автотранспорта, проливы бетонной смеси и различных растворов и т. д.);

    ? негативных воздействий на акустическую среду (Строительная техника, свайные работы и т. д.);

    ? загрязнения окружающей среды строительными отходами;

    ? нарушение естественного ландшафта местности.

    Основные требования обеспечения экологической безопасности в строительстве регулируются нормативными актами, принимаемыми компетентными государственными органами. Наиболее важные положения по вопросам использования и охраны окружающей природной среды предусмотрены в нормах Конституции РФ.

    Особое место в системе экологического законодательства занимают федеральные законы, регулирующие как общие вопросы природопользования и охраны окружающей среды, так и правовой режим отдельных видов природных ресурсов.

    К числу основных законов можно отнести Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об охране окружающей среды». В нем описаны следующие требования по обеспечению экологической безопасности на этапах строительства:

  • На всех этапах строительства должны быть соблюдены технологии и требования в области охраны окружающей среды по восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов;
  • При размещении объекта должны учитываться возможные экологические, экономические, демографические и другие последствия эксплуатации объектов строительства с сохранением окружающей среды и биологического разнообразия;
  • При проектировании объекта строительства должна учитываться норма допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду и меры ее снижения;
  • Запрещается изменение стоимости проектных работ и утвержденных проектов за счет исключения мероприятий по охране окружающей среды;
  • Строительные работы должны производиться по утвержденной проектной документации с соблюдением всех технических регламентов в области окружающей среды;
  • Ввод объекта в эксплуатацию допускается при соблюдении предусмотренных проектом мер по охране и благоустройству окружающей среды и при наличии на объекте технических средств и технологий по снижению или устранению вредных выбросов;
  • При эксплуатации объекта должны соблюдаться нормативы качества окружающей среды за счет обезвреживания и безопасного размещения отходов производства, снижению вредных выбросов в окружающую среду;
  • При выводе объекта из эксплуатации должны быть разработаны и реализованы меры по восстановлению окружающей среды. [2]
  • Также наряду с Федеральным законом «Об охране окружающей среды», обеспечение экологической безопасности при производстве строительства регламентируют такие законодательные акты, как: Федеральный закон от 04 мая 1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ «Земельный кодекс Российской Федерации», Федеральный закон от 03 июня 2006 г. № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации».

    Закон обеспечивает право граждан на благоприятную природную среду, определяет полномочия граждан и общественных экологических организаций требовать соблюдения всех правил и норм, прописанных в законодательстве.

    Любой проект строительства обязательно должен содержать раздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» (ПМ ООС). В нём должны содержаться меры защиты, рационального использования, восстановления ресурсов. В случае необходимости, в разделе ПМ ООС приводятся меры восстановления природной среды для ликвидации экологических последствий.

    Раздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» разрабатывают в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

    В раздел охраны окружающей среды должны содержаться следующие подразделы:

    ? охрана атмосферного воздуха;

    ? охрана и рациональное использование водных ресурсов;

    ? охрана земельных ресурсов;

    ? охрана растительного и животного мира;

    ? защита от шума и других физических факторов воздействия.

    В соответствии с СП 48.13330.2011 «Организация строительства» на этапе проектирования в составе проекта организации строительства (ПОС), а также на стадии строительства в составе проекта производства работ (ППР), учитываются технологии выполнения природоохранных мер: рекультивация земель, предотвращение потерь природных ресурсов, предотвращение вредных выбросов в почву и атмосферу.

    В основе всех природоохранных мер лежит принцип нормирования качества окружающей среды. Качество окружающей среды — это степень соответствия потребностям людей и технологическим требованиям ее характеристик. Этот термин означает установление нормативов предельно допустимых воздействий человека на окружающую среду.

    Чем меньше предельное значение экологических нормативов, тем выше качество окружающей среды. Соответственно, высокое качество требует больших затрат, особо чувствительных средств контроля и эффективных технологических решений. Вследствие непрерывного развития общества нормативы качества окружающей среды буду все больше ужесточаться.

    Основные экологические нормативы качества и воздействия на окружающую среду:

    ? предельно допустимая концентрация вредных веществ (ПДК);

    ? предельно допустимый уровень (ПДУ) физических воздействий (шума, вибрации, ионизирующих излучений и др.).

    ? предельно допустимый выброс (ПДВ) вредных веществ;

    ? предельно допустимый сброс (ПДС) вредных веществ;

    ? допустимое изъятие компонентов природной среды;

    ? норматив образования отходов производства и потребления.

    3) комплексные показатели:

    ? допустимая антропогенная нагрузка на окружающую природную среду;

    ? экологическая емкость территории. [3]

    Даже при соблюдении всех правил и норм строительства новых объектов и их эксплуатации, негативное воздействие на экологию сохраняется. Что связано с постоянным увеличением потребностей, развитием общества, появлением новых строительных технологий. Для минимизации негативных воздействий на окружающую среду, при осуществлении строительного производства, должны постоянно разрабатываться меры ее защиты (Табл. 1).

    Меры защиты окружающей среды при осуществлении строительного производства

    Меры защиты

    Результат

    Использование мобильных фильтровентиляционный агрегатов, использование строительной техники на электроприводе.

    Снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха газопылевыми выбросами.

    Устройство временных сетей канализации, обеспечение повторного применения воды устройством резервуаров-отстойников.

    Снижение загрязнения подземных вод, снижение уровня потребления водных ресурсов.

    Защита животного мира

    Использование строительной техники на электроприводе, устройство виброзащитных и шумозащитных экранов.

    Снижение негативных воздействий на акустическую среду

    Оборудование выездов со строительной площадки пунктами мойки (очистки) колес, оборудование контейнеров для хранения мусора плотно закрывающейся крышкой.

    Снижение уровня загрязнения окружающей среды строительными отходами.

    В заключение можно сказать, что требования в области охраны окружающей среды, предъявляемые к проектированию и строительству зданий и сооружений, являются основным регулирующим фактором обеспечения экологической безопасности. Поэтому необходимо постоянно совершенствовать нормативы, разрабатывать новые требования и организационно-технологические решения, учитывающие состояние экологической обстановки и степень загруженности территории.

    С развитием общества негативное влияние человека на окружающую среду растет с каждым годом, в связи с чем на земле стремительно развивается экологический кризис. И если не будут приниматься кардинальные природоохранные меры, окружающей среде будет нанесен непоправимый ущерб.

    1. Рязанцев А. Н., Лысенко А. Л., Рыбальский Н. Г., Алексашина В. В., Тетиор А. Н., Самотесов Е. Д., Горбатовский В. В., Игнатович И. В. Экологическая безопасность в строительном комплексе. Учебное пособие — М.: НИА–Природа, 1999.
    2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://proektportal.ru/6450071621/blog/127
    3. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об охране окружающей среды»
    4. Н. В. Гусакова, А. И. Забалуева, В. В. Румянцева. Экология. Конспект лекций. Под ред. А. Н. Королева — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.

    Похожие статьи

    Разработка тома экологической и техносферной безопасности.

    окружающая среда, технологический процесс, природная среда, проектная документация, строительное производство, безопасность, негативное воздействие, охраняемая природная территория.

    Охрана труда и защита окружающей среды — метод.

    11. Охрана окружающей среды. Региональная организация производства работ и эксплуатация строительной техники, а также наличие у всех технических средств

    Мероприятия по охране и рациональному использованию земель включают в себя

    Система управления экологической безопасностью (на примере.

    экологическая безопасность, окружающая среда, плановая проверка, вещество, экологический аудит, производственный Экологический контроль, металлообрабатывающая отрасль, атмосферный воздух, Российская Федерация.

    Анализ загрязнения окружающей среды от заводов по.

    В данной статье будет рассмотрена деятельность завода по изготовлению железобетонных изделий и конструкций, а именно их воздействие на окружающую среду.

    Ключевые слова: ЖБИ, производство железобетонных изделий, экология, загрязнение атмосферы.

    Защита окружающей среды | «Молодой

    Окружающая среда — это все живое и неживое вокруг нас. Защита окружающей среды — комплекс мер, предназначенных для

    Такими мерами могут являться: Ограничение выбросов в атмосферу и гидросферу с целью улучшения общей экологической обстановки.

    Современные способы внедрения предприятиями экологически.

    Согласно Постановлению Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается с предприятия за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы в поверхностные и подземные водные объекты.

    Нормативно-правовая база охраны окружающей среды.

    Ключевые слова: экологическая политика, экологическая безопасность, охрана окружающей природной среды, рациональное использование природных ресурсов экологический кризис.

    Современные проблемы охраны природы | Статья в журнале.

    охрана природы, окружающая среда, атмосфера, Российская Федерация, радиоактивное загрязнение, оптимальная окружающая среда, здоровье людей, жизнь человека, атмосферный воздух, солнечная радиация.

    Охрана атмосферного воздуха | Статья в журнале.

    атмосферный воздух, Башкортостан, окружающая среда, III, окружающая природная среда, альтернативное средство передвижения, радиационный риск, родная земля, Российская Федерация.

    Правовое и организационное обеспечение экологическои? безопасности и охраны окружающеи? среды в процессе хозяи?ственнои? и природоохраннои? деятельности в РФ

    В.В. Круглов, д.ю.н., профессор, заведующии? кафедрои? земельного и экологического права, заслуженныи? юрист РФ

    Дальнеи?шее социально-экономическое, экологическое и демографическое развитие регионов страны предполагает надлежащее состояние окружающеи? среды и экологическои? безопасности, а также необходимые условия для жизни и деятельности проживающего в регионах населения. В настоящее время в центре происходящеи? под влиянием хозяи?ственнои? деятельности предприятии? процессов глобальнои? деградации окружающеи? среды находится сам человек с его потребительским отношением к природе и его ущербнои? и опаснои? психологиеи? покорителя и властелина Вселеннои? 1 , которая должна преодолеваться в процессе как дальнеи?шего совершенствования общественного производства, так и развития человеческого общества в целом. При этом в РФ краи?не медленно идет процесс формирования экологическои? культуры и экологического правосознания населения, проживающего в регионах страны. Как отмечал Л. Н. Гумилев, человек приспосабливается к природным условиям иначе, чем другие виды: заселяя новыи? регион, он изменяет не анатомию и физиологию, а стереотип поведения 2 .

    Развитие в рыночных условиях в современныи? период общественного производства, его модернизация, информатизация и компьютеризация, создание новых высоких технологии?, развитие микроэлектроники и информатики, системы коммуникации? автоматически не обеспечивает его экологичности. Более того, происходит возрастание давления общественного производства на биосферу Земли, что одновременно сопровождается ограниченностью ее восстановительных возможностеи?, деградациеи? основных компонентов биосферы, изменениями климата и истощением озонового слоя.

    При этом рост потребления природных ресурсов юридическими лицами и гражданами в отдельных регионах при одновременном сокращении их запасов могут привести к нарушению процессов самоочищения, естественных циклов воспроизводства, снижению способности к саморегуляции, устои?чивости экосистем, сокращению биологического разнообразия. Это, в свою очередь, может привести к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качество окружающеи? человека среды, что влияет не только на развитие общественного производства, но и на продолжительность жизни и здоровье людеи?, уровень их благосостояния, что является нарушением конституционных экологических прав и интересов граждан. В последнее время темпы загрязнения окружающеи? среды стали опережать темпы экономического роста, что приводит к увеличению негативного влияния на природную среду и здоровье населения. Так, в ряде регионов имеет место значительное загрязнение атмосферного воздуха, вод и почвы, недр, подземных и поверхностных водных объектов, нарушение их гидрологического режима, нарушение и загрязнение земель, рост отходов производства и потребления. При этом уничтожается растительность, меняется рельеф местности, значительные территории выбывают из хозяи?ственнои? и рекреационнои? деятельности.

    По мнению ряда ученых и специалистов, в настоящее время происходит переход человеческого общества к экологическои? эпохе, где рост общественного производства должен быть согласован с его природными основами и возможностями биосферы, а также с целями социально-экономического и экологического развития 3 . Это имеет важное значение для сохранения надлежащего качества окружающеи? среды и состояния экологическои? безопасности в промышленных регионах.

    При этом экологическая безопасность и охрана окружающеи? среды являются важнеи?шеи? задачеи? и функциеи? россии?ского государства и права. Следует согласиться с мнением М. М. Бринчука, что создание эффективного экологического законодательства и государственного управления в экологическои? сфере – двуединая задача россии?ского государства как правового и социального 4 . От того, как экологическое законодательство и управленческая деятельность учитывают экологические взаимосвязи, которые легко нарушить и очень трудно, а в ряде случаев невозможно восстановить, зависит состояние охраны окружающеи? среды и экологическои?

    безопасности в регионе. В настоящее время, в условиях рыночнои? экономики Федеральным законом «Об охране окружающеи? среды» усилены организационные и правовые меры, которые ранее регламентировались в основном подзаконными и ведомственными нормативными актами. Тем более, что развитие рыночнои? экономики, а также происходящие процессы интеграции и глобализации в мировои? экономике не способствуют качественному улучшению состояния экологическои? ситуации в России и ее промышленных регионах.

    По справедливому мнению В. Д. Перевалова, россии?ское государство должно гарантировать безопасность в политическои?, экономическои?, социальнои?, экологическои?, обороннои? и других областях, без чего невозможен переход страны к устои?чивому развитию 5 . Стабильность государственного управления служит гарантиеи? соблюдения конституционных и иных экологических прав и свобод граждан. Как справедливо отмечает В. Ф. Яковлев, государство может выстраивать политику и осуществлять, реализовать ее только посредством права 6 . Основными тенденциями развития правового и организационного обеспечения экологическои? безопасности и охраны окружающеи? среды в промышленных регионах страны являются следующие:

    Во-первых, дальнеи?шее усиление роли государственного воздеи?ствия в экологическои? сфере в теснои? взаимосвязи с применением всего комплекса рыночных механизмов.

    Во-вторых, повышение научного уровня правового регулирования экологических отношении?, а также научного уровня управленческои? деятельности в области охраны окружающеи? среды и экологическои? безопасности в промышленных регионах.

    В-третьих, обеспечение комплексности и системности правового регулирования общественных экологических отношении? в рассматриваемои? нами сфере в условиях развивающеи?ся рыночнои? экономики, а также приоритетность и поэтапность решения существующих и вновь возникающих экологических проблем.

    В-четвертых, динамизм и преемственность правового и организационного обеспечения в решении проблем экологическои? безопасности, а также в организации и осуществлении природоохранительнои? деятельности государственных и муниципальных органов в промышленном регионе.

    В-пятых, экологическая направленность правового регулирования в области природопользования, учет естественных взаимосвязеи? в экологическои? сфере между отдельными природными объектами, а также между ними и в целом окружающеи? средои?. От того, как федеральное и региональное экологическое законодательство и, соответственно, управленческая деятельность государственных органов и органов местного самоуправления учитывают существующие экологические взаимосвязи, зависит состояние охраны окружающеи? среды и экологическои? безопасности в регионах страны.

    В-шестых, в экологическом законодательстве следует определить главные экологические задачи и функции общественного производства, обеспечивать необходимость тесного сочетания экологических и экономических интересов в процессе осуществления природопользования, предпринимательскои? и инои? деятельности юридических лиц и граждан. При этом охрану окружающеи? среды и рациональное использование природных ресурсов следует рассматривать в качестве

    одного из основных принципов хозяи?ственнои? деятельности, связаннои? с негативным влиянием на состояние окружающеи? среды.

    В-седьмых, усиление влияния норм международного и европеи?ского права, с учетом накопленного положительного опыта, на правовое и организационное обеспечение экологическои? безопасности и охраны окружающеи? среды в промышленных регионах страны.

    Все это весьма важно и для решения как перспективных, так и неотложных экологических проблем в регионах страны, а также защиты конституционных и иных экологических прав и законных интересов граждан РФ.

    Применяемые в условиях рыночнои? экономики правовые и организационные меры в области экологическои? безопасности и охраны окружающеи? среды являются весьма многочисленными и взаимосвязаны между собои?. В то же время меры правового и организационного характера в экологическои? сфере различаются по своему содержанию, целям, а также органам, их осуществляющих. Поэтому их можно разделить на ряд групп.

    К первои? группе относятся меры по осуществлению государственного экологического мониторинга, направленного на оценку состояния экологическои? безопасности и охраны окружающеи? среды для своевременного выявления, оценки, предупреждения и устранения последствии? негативных процессов и явлении? в промышленности, сохранения биологического разнообразия, устои?чивого состояния природных объектов и научно обоснованного их использования. Сюда относятся также меры государственного учета, прогнозирование, оценки, ведение кадастровои? деятельности, а также проведение государственнои? экологическои? экспертизы, которая

    предшествует принятию хозяи?ственных решении?, способных оказать негативное влияние производственных предприятии? на состояние экологическои? безопасности и качество природнои? среды.

    К этои? группе следует отнести оценку воздеи?ствия предполагаемои? хозяи?ственнои? деятельности представляет собои? не только важнеи?шую государственную задачу, но и дело всего народа.

    Важно обеспечить при этом уче?т законных интересов всех сторон в процедуре ОВОС, включая стратегическую, экологическую оценку в процессе разработки и утверждения хозяи?ственных проектов и программ, реализация которых может оказать вредное воздеи?ствие на состояние природнои? среды.

    Третья группа содержит меры по разработке целевых и комплексных федеральных и региональных экологических программ, по проведению экологического аудита, лицензирования и нормирования. Законодательство также предусматривает создание правовои? базы стратегическои? экологическои? оценки, нормирования в этои? области на основе технологических нормативов при условии обеспечения приемлемого риска для природнои? среды и здоровья проживающего в регионе населения, поэтапное исключение установления временных сверхнормативных сбросов и снижение их удельных показателеи? до уровня экономически развитых промышленных стран.

    Необходимо также осуществлять поэтапное внедрение системы декларирования соблюдения правовых экологических требовании? и проведения экологического аудита на промышленных предприятиях, а также обеспечение открытости и доступности информации о состоянии экологическои? безопасности и охраны окружающеи? среды, о деятельности органов власти и принимаемых ими решениях, публичности информации, содержащеи?ся в декларациях и разрешениях на воздеи?ствие на окружающую среду, ее отдельные объекты и комплексы, за исключением сведении?, составляющих охраняемую законом таи?ну.

    Важно также обеспечить повышение экологическои? и социальнои? ответственности бизнеса, информационнои? открытости промышленных предприятии?, их негативного воздеи?ствия на окружающую среду, принимаемых мер по их снижению, развитие добровольных механизмов экологическои? ответственности организации? с участием государства и переход государственных корпорации? к обязательнои? нефинансовои? отче?тности в соответствии с международными стандартами.

    Четвертая группа содержит меры государственного надзора и экологического контроля, осуществляемого государственными органами и органами местного самоуправления. Правовые основы функционирования государственного надзора и экологического контроля содержатся в Федеральном законе «Об охране окружающеи? среды», законах субъектов РФ, а также в федеральных и региональных головных законах об охране и использовании природных объектов, положениях об осуществлении государственного надзора и иных органах, выполняющих эти полномочия. Основными видами системы государственного надзора и экологического контроля являются: государственныи? экологическии? надзор, муниципальныи?, производственныи? и общественныи? экологическии? контроль, которыи? осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с экологическим законодательством. Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственнои? власти РФ, ее субъектов, органы местного самоуправления, подлежат их обязательному рассмотрению. Кроме того, в зависимости от сферы надзорноконтрольнои? деятельности В.В. Петров справедливо выделяет: интегрированныи?, распространяемыи? на охрану окружающеи? среды; комплексныи?, относящии?ся к группе взаимосвязанных объектов и дифференцированныи?, касающии?ся отдельных природных объектов.

    Тем самым в федеральном экологическом законодательстве закреплены необходимые юридические гарантии по осуществлению общественного контроля, повышению эффективности управленческои? деятельности в экологическои? сфере в промышленных регионах страны. Ведущая роль в надзорно-контрольнои? сфере принадлежит государственному экологическому надзору, так как он связан с обеспечением государственнои? дисциплины и законности в сфере экологическои? безопасности и охраны окружающеи? среды в промышленных регионах. Его главнои? задачеи? является соблюдение требовании? экологического законодательства, а также норм и нормативов качества окружающеи? среды в условиях рыночнои? экономики в целях реализации конституционных и иных экологических прав граждан.

    Высказывается ошибочное мнение, что в связи с изменениями экономического и политического характера в стране предприятия находятся в частнои? собственности и они не обязаны разрабатывать свои экологические планы и мероприятия и согласовывать их с органами государственнои? власти, выполняющими надзорные и контрольные функции в этои? сфере. В свою, очередь государственные органы и муниципальные органы не вправе вмешиваться в деятельность предприятии?, находящихся в частнои? собственности и контролировать выполнение их экологических планов и мероприятии?. На наш взгляд, это серьезное заблуждение.

    Разработка предприятиями, относящимися к различным формам собственности, планов и мероприятии? по охране окружающеи? среды является не только их правом, но и важнеи?шеи? обязанностью, а также одним из основных требовании?, которые пока еще никто не отменял. В ряде регионов предприятия, независимо от их формы собственности, совместно с государственными органами разрабатывают и согласовывают проекты своих планов и мероприятии? по охране окружающеи? среды. Эти планы взаимосвязаны с мерами, содержащимися в региональных и локальных программах отдельных природных территории?. По нашему мнению, проверка надлежащего и своевременного выполнения планов и мероприятии? по охране окружающеи? среды предприятиями остается задачеи? органов государственного надзора и имеет важное значение для обеспечения эффективнои? природоохраннои? деятельности. Следует отметить, что в ранее деи?ствовавшем законодательстве такая задача государственных органов была закреплена, что было вполне правомерным, и ее исключение представляется не вполне обоснованным.

    Важное значение для организации природоохраннои? деятельности в регионе является заключение соглашении? органов исполнительнои? власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления, с крупными предприятиями – основными загрязнителями в промышленном регионе и основными природопользователями. В них могли бы участвовать территориальные подразделения Министерства природных ресурсов и экологии РФ, других федеральных и региональных государственных природоохранных органов.

    В этих соглашениях определялись бы уровни загрязнения природнои? среды и использования ее ресурсов, обязательства производственных предприятии? и соответ ствующих государственных органов по решению отраслевых и территориальных экологических проблем. Подобныи? опыт зарекомендовал себя в зарубежных странах и в отдельных субъектах РФ, в частности, в Свердловскои? области.

    В целях совершенствования природоохраннои? деятельности органов государственнои? власти субъектов РФ следует принять меры по повышению их эффективности и расширению их форм и видов контрольнои? деятельности. При этом следует устранить несогласованность между Федеральным законом «Об охране окружающеи? среды», головными актами природоресурсного законодательства и нормативными актами, определяющими правовои? статус и компетенцию органов исполнительнои? власти, что негативно влияет на надзорную и контрольную деятельность в экологическои? сфере.

    В экологическои? сфере, по мнению Президента РФ В. В. Путина, необходимо создать такую систему государственнои? власти, которая была бы восприимчива к региональным проблемам и кровно связана c общенациональными интересами. 7 Это тесно связано с совершенствованием правового регулирования экологическои? безопасности проживающего в регионах населения и охраны окружающеи? среды. Неслучаи?но 30 апреля 2012 г. Президентом РФ были утверждены «Основы государственнои? политики в области экологического развития России на период до 2030 года» 8 , закрепившие цели, задачи, принципы и механизмы ее реализации.

    Однои? из важнеи?ших государственных задач в условиях рыночнои? экономики является обеспечение сохранения и улучшения окружающеи? среды на глобальном и региональном уровнях как необходимои? основы и гарантии дальнеи?шего развития человеческого общества и его природного окружения. Важно также обеспечить тесную взаимосвязь организационных и правовых мер с экономико-правовыми мерами и мерами юридическои? ответственности в интересах социально-экономического, экологического, культурного развития, повышения уровня и качества жизни населения промышленных регионов. Поскольку на современном этапе государственное управление в целом должно развиваться с учетом особенностеи? рыночнои? экономики и происходящих в мире глобализационных процессов 9 , а также их влияния на экономику и природную сферу, ее отдельные процессы и природные комплексы.

    При этом должна быть усилена роль и значение административных методов в экологическои? сфере, чтобы не допускать преувеличения роли и значения рыночных механизмов 10 . Речь идет об обеспечении оптимального сочетания административных методов управления с экономическими возможностями страны решать первоочередные, а также перспективные, существующие и вновь возникающие экологические и связанные c ними проблемы в промышленных регионах.

    Согласно Основ государственнои? политики в области экологического развития РФ на период до 2030 г., предусматривается:

    а) установление платы за негативное воздеи?ствие на окружающую среду с учетом затрат на осуществление природоохранных мер, замена взимания платы за сверхлимитное загрязнение на возмещение вреда, причиненного природнои? среде;

    б) стимулирование экологическои? и социальнои? ответственности бизнеса, осуществляющего программы экологическои? модернизации производства и экологическои? реабилитации природных территории?, обеспечение широкого применения государственно-частного партнерства при государственном финансировании мер по оздоровлению экологически неблагополучных территории? и ликвидации экологического ущерба, связанного с прошлои? хозяи?ственнои? деятельностью в регионах;

    в) установление налоговых и иных льгот, предоставляемых юридическим лицам и гражданам, обеспечивающим охрану и улучшение состояния природнои? среды, а также предоставление юридическим лицам льготных кредитов на выполнение работ по охране окружающеи? среды.

    Деи?ствие системы экономического стимулирования обеспечивается специальным законодательством России?скои? Федерации. К сожалению, такого законодательства пока не существует. Поэтому в Федеральном законе «Об охране окружающеи? среды» следует восстановить положение об обязательности планирования природоохраннои? деятельности промышленными предприятиями независимо от их формы собственности, а также правовые нормы, закрепляющие систему мер экономического стимулирования природоохраннои? деятельности предприятии?, что было необоснованно отменено. Необходимо также усилить деятельность государственных органов и органов местного самоуправления:

    а) по развитию договорных отношении? в даннои? сфере, экологическому страхованию, организации экологического аудита и сертификации;

    б) по предоставлению налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологии?, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов;

    в) по установлению лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления;

    г) по поддержке предпринимательскои?, инновационнои? и инои? деятельности, направленнои? на охрану окружающеи? среды.

    Таким образом, в условиях развивающеи?ся рыночнои? экономики необходимо дальнеи?шее расширение мер экономического механизма во взаимодеи?ствии с организационно-правовыми мерами.

    Совершенствование организационно-правового обеспечения охраны природнои? среды тесно связано с мерами юридическои? ответственности. Ослабление их связи в прошлом сказалось негативным образом на неотвратимости юридическои? ответственности за экологические правонарушения. Это определяется ролью и местом юридическои? ответственности как элемента правовои? охраны окружающеи? среды и важнеи?шеи? гарантии выполнения экологоправовых требовании?, а также обеспечивает необходимую стабильность и упорядоченность в этои? сфере.

    Цель юридическои? ответственности – обеспечение законности в экологических отношениях и экологического правопорядка, то есть такого их состояния, при котором соблюдаются нормы законодательства об охране окружающеи? среды. Осуществление задач и обязанностеи? государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями и гражданами необходимо при формировании новои? модели рыночнои? экономики и создании правового государства и гражданского общества, снижения в этои? сфере числа правонарушении?, которые становятся угрозои? национальнои? безопасности.

    К числу важных проблем в даннои? сфере относятся следующие:

    а) ответственность промышленных предприятии?, как источников повышеннои? опасности для окружающеи? среды, за причиненныи? материальныи? вред, Федеральныи? закон «Об охране окружающеи? среды» исключил эту статью. Поэтому следует ее восстановить и определить виды и признаки предприятии?, относящихся к этим источникам;

    б) в законодательстве и правоприменительнои? деятельности не учитывается в полнои? мере социально-экологическая сущность природных объектов, многоаспектность причиняемого вреда окружающеи? среде. В Федеральном законе «Об охране окружающеи? среды» отсутствуют нормы, предусматривающие виды экологических правонарушении?, что сказывается негативным образом на повышении эффективности уголовного и административного законодательства, так как возникают проблемы при определении составов административных и уголовных правонарушении? и применении мер наказания за правонарушения.

    На наш взгляд, необходимо включить в Федеральныи? закон «Об охране окружающеи? среды» статью, определяющую виды экологических правонарушении?, а в соответствии с ними в природоресурсном законодательстве определить круг правонарушении?, применительно к особенностям природных объектов, исключив правонарушения, которые утратили свою значимость. Субъекты РФ могут также дополнить либо сократить этот перечень. Кроме того, в соответствии с этим перечнем в уголовном и административном законодательстве при определении составов правонарушении? могут быть внесены необходимые изменения. Тем самым будет обеспечено соответствие между современным экологическим, уголовным и административным законодательством, что повысит эффективность норм указанных отраслеи?.

    1 См.: Данилов-ДанильянВ.И., ЛосевК.С., Реи?фИ.Е.. Перед главным вызо- вом цивилизации. Взгляд из России// Зеленыи? мир. 2006. No19–20. С.12, 22–29.

    2 Цит. по работе: Данилов-ДанильянВ.И., ЛосевК.С., Реи?фИ.Е.Указ. соч. С.29.

    3 См.: Гирусов Э.В. Экзамен на разумность// Зеленыи? мир. 1998. No 8. С. 10–11; ЛосевК.С. Теория биотическои? регуляции окружающеи? среды как научная основа декларации Земли// Зеленыи? мир. 1998. No 12. С. 21.

    4 См.: Бринчук М.М. Конституция России?скои? Федерации –основа про- грессивного развития экологического права.// Конституция России?скои? Федерации и развитие экологического права. Отв. ред. М.М.Бринчук, 586.

    О.Л. Дубовик. М.2005. С. 9.

    5 См.: ПереваловВ.Д. Теория государства и права. М., 2005. С.71–72.

    6 См.: ЯковлевВ.Ф. Правовое государство. М. 2012. С.9–11.

    7 Государство и эволюция. Какая система нам нужна. На этот и другие вопросы Владимир Путин ответил в интервью трем россии?ским газетам // России?ская газета. 2004. 19 ноября.

    8 Утв. Указом Президента РФ от 30 апреля 2012 г. // URI. http news kremlin ru/ acts / 15177

    9 См.: БринчукМ.М. Концепция развития экологического законодательства России?скои? Федерации. С.59–64; БринчукМ.М., ДубовикО.Л. Концепту- альные основы формирования россии?ского экологического законодатель- ства в глобализирующемся мире // В кн.: Россия в глобализирующемся мире: мировоззренческие и социокультурные аспекты. М.. 2007. С. 567–

    10 Круглов В.В. Проблема совершенствования водоохранои? и водохозяи?- ственнои? деятельности // Водное хозяи?ство России. 2006. Том 7. No6. С. 617.

    Читайте так же:  Налоговые льготы инвалида 3 группы