Пособие по народному пению

Пособие по народному пению

Автор: В. Иванников
Год: 2005
Издательство: М.: —
Страниц: 16
Формат: PDF
Размер: 0,6 МВ
Язык: русский

Материал предлагаемой брошюры является очередной попыткой открыть глаза певцам на правильное представление процесса пения. По мнению автора, предлагаемая ниже методика, названная им «Методикой поточного пения», может помочь начинающим певцам на их долгом и тяжком пути исканий, избавляя их от отчаяния и разочарований, а также, возможно, помочь опытным вокалистам исправить имеющиеся недостатки и шероховатости голоса и приобрести более полноценное его звучание. Не каждый человек сможет найти в себе достаточно сил, моральных и физических, чтобы преодолеть старые рефлексы и привычки, но этого нужно очень сильно захотеть (что, кстати, случилось с самим автором), и тогда предлагаемая методика может стать достаточным средством для такого преодоления. Методика настолько необычна, что она может вызвать значительный интерес в первую очередь педагогов-вокалистов, и особенно тех, у кого есть проблемы с применением конкретно используемых ими методик постановки голоса. Автор берет на себя смелость утверждать, что он обладает секретом старой итальянской школы пения, считающимся в настоящее время утерянным, и именно этот факт побудил его заняться педагогической деятельностью. В брошюре изложены основные принципы методики постановки голоса, разработанной автором, и приводятся различные практические приемы и упражнения, позволяющие реализовать эти принципы. (Используемый в названии методики термин «поточное пение» ориентирован на «поток воздуха», являющийся одним из главных элементов «правильного» пения.) Одновременно брошюра может оказаться полезным пособием для самостоятельных занятий постановкой голоса. В процессе изложения автор часто пользуется нетрадиционными терминами, сравнениями и аллегориями, что вначале может вызвать определенный скепсис. Однако по мере освоения и «пропускания через себя» тех или иных ощущений, эти термины не будут казаться такими уж странными, а наоборот, будут помогать в работе. Дело в том, что пение, являясь тонким и сложным психофизическим процессом, требует от исполнителя богатого творческого воображения, безграничной фантазии, и здесь чаще, чем где бы то ни было, выполняется принцип – «что Вы подумаете, то с Вами и приключится».

Автор: В. Живов
Год: 1987
Издательство: Музыка
Страниц: 96
Формат: PDF
Размер: 5,2 МВ
Язык: русский

В пособии по исполнительскому анализу для дирижерско-хоровых факультетов впервые выделен исполнительский анализ хорового произведения как самостоятельный раздел хороведения. В нем рассматриваются вопросы методики исполнительского анализа хоровой партитуры, анализа средств музыкальной выразительности и дирижерских средств их воплощения, стилистического анализа.
Предназначается для студентов дирижерско-хоровых факультетов музыкальных вузов, педагогов-хоровиков и хормейстеров.

Автор: А. Михайлина
Год: 2012
Издательство: Ростов-на-Дону: Дом народного творчества
Страниц: 48
Формат: PDF
Размер: 6,9 МВ
Язык: русский

В данном методическом пособии приводится вокальный учебно-тренировочный материал для коллективов народного пения, который включает вокальные распевки, упражнения и рекомендации по их использованию.

Автор: Н. Добровольская
Год: 1969
Издательство: Музыка
Страниц: 80
Формат: PDF
Размер: 3,4 МВ
Язык: русский

Хоровое пение — основной и самый массовый вид музыкального воспитания учащихся в общеобразовательных школах. В процессе хоровых занятий развивается и воспитывается певческий голос, вырабатываются певческие умения и навыки. Вокально-хоровые навыки являются средством передачи образа, содержания произведения. Чем лучше учащиеся владеют этими навыками, тем выразительнее может быть исполнение.
Хоровое пение представляет собой сложное искусство, которое требует известной автоматизации певческих приемов. Чем совершеннее певец, тем больше творчества он внесет в свое исполнение, тем больше может он сосредоточиться на художественном замысле композитора. Поэтому выработка певческих навыков является одной из актуальных проблем в вокальной педагогике.

Автор: Д. Чернов, Л. Чернова
Год: 2014
Издательство: Екатеринбург: УГПУ
Страниц: 182
Формат: PDF
Размер: 1,3 МВ
Язык: русский

В монографии теоретически обосновываются и раскрываются содержание и методы работы с мальчиками певцами в мутационный период. Рассматриваются особенности психомоторного развития мальчиков-подростков в период мутации голоса в процессе профессионального певческого обучения. Обосновывается необходимость реализации здоровьесберегающей технологии психомоторного развития в единстве трех видов музыкально-исполнительской деятельности (пение, игра на музыкальном инструменте, дирижирование).
Монография адресована хормейстерам детско-юношеских хоровых коллективов, учителям общеобразовательных и музыкальных школ, студентам, аспирантам, преподавателям высших и средних музыкальных учебных заведений, слушателям курсов переподготовки работников музыкального образования. Она может представлять интерес для студентов дефектологических факультетов, врачей-оториноларингологов, фонопедов и фониатров.

Автор: А. Поляков
Год: 2015
Издательство: Согласие
Страниц: 248
Формат: PDF
Размер: 3,4 МВ
Язык: русский

Книга написана как краткий обзор курса лекций, читаемых автором в учебных заведениях по предмету «Методика преподавания эстрадно-джазового пения». Цель работы — в простой, доступной форме, изложить основные теоретические знания и практические задачи по постановке эстрадного голоса.
Пособие адресовано студентам, изучающим этот предмет в программах профильных вузов и колледжей, а также начинающим педагогам.

Автор: Л. Шамина
Год: 2010
Издательство: РАМ им. Гнесиных
Страниц: 200
Формат: PDF
Размер: 67,1 МВ
Язык: русский

Данное учебное пособие призвано обеспечить руководителя народно-певческого коллектива специальными знаниями, навыками и умениями, необходимыми для получения квалификации «преподавателя», предусмотренной государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования по специализации «Дирижирование народным хором».
Учебное пособие охватывает весь комплекс возможных вопросов теоретического и практического характера, направленных на воспитание личности хормейстера, компетентной в теоретико-методических проблемах народно-певческого исполнительства и педагогики. Является логическим продолжением ранее опубликованной автором «Школы русского народного пения».

Автор: Л. Шамина
Год: 1997
Издательство: Русская песня
Страниц: 86
Формат: PDF
Размер: 10,9 МВ
Язык: русский

Данная «Школа русского народного пения» является по существу обобщением тридцатилетней коллективной и личной (автора) педагогической деятельности в области народного певческого искусства, осуществляемой в гнесинском вузе под руководством народной артистки СССР, профессора Н.К. Мешко.
Автор попытался систематизировать и теоретически обосновать этот уникальный опыт на основе собственной творческо-педагогической практики и современных научных знаний.
Поскольку формирование школы народного пения потребовало достаточно продолжительных экспериментально-педагогических поисков и выработки теоретико-методических основ, все это время само понятие «школы» естественно оставалось в тени научно-методического обихода.
Под обучением народному пению обычно подразумевалась передача народной характерности в пении. Педагогический и исполнительский опыт развивался в двух направлениях: одни учили местным стилям исполнения песенного фольклора, другие (гнесинский вуз) обучали наддиалектной школе народного пения, дающей выход в исполнение произведений как устной, так и письменной традиций.
Введение понятия «школа» позволяет разграничить процесс обучения народному пению на две взаимосвязанные линии: а) обучение школе, которая предусматривает развитие и постановку собственно голоса в народной манере; б) обучение передаче музыкальных диалектов поставленным певческим голосом. Каждая из указанных линий имеет свои творческо-педагогические задачи и методы. Педагог обязан понимать, какие эстетико-технические нормы народного пения относятся к школе, а какие — к стилю исполнения. В анализе народного пения не следует смешивать школу со стилем исполнения, это разные вещи. Понятие школы как целостной педагогической системы вокального воспитания, как суммы певческих знаний, навыков и умений и, наконец, как своеобразного вокального метода не может подменяться определением стиля исполнения (сопряженным с понятием традиции).
Народно-певческое образование в настоящее время сформировалось в достаточно развитую систему средних и высших учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров для народно-певческого искусства, и теперь со всей остротой встает вопрос совершенствования этой системы обучения сольному, ансамблевому и хоровому народному пению. Автор надеется, что данное учебное пособие в определенной мере поможет решению этой насущной задачи.
Ограниченный объем издания не позволяет выйти за рамки рассмотрения общих принципов, технологии фонационного процесса народного пения и методики обучения ему. Вместе с тем, по глубокому убеждению автора, этот процесс и методика могут «работать» только при условии духовного развития самобытной личности народного певца, воспитания его национального самосознания и мифологического мышления, что, собственно, и составляет конечную цель образования.
«Школу. » дополняет приложение в виде разнообразных упражнений для развития отдельных певческих навыков (вокальных, артикуляционных, дыхательных), а также список литературы, отражающей минимум необходимых для обучающихся народному пению знаний. Все цитируемые в тексте работы обозначены согласно нумерации списка.

Автор: Л. Вовчук
Год: 2012
Издательство: Минск: Изд-во Белорусского Экзархата РПЦ
Страниц: 35
Формат: PDF
Размер: 0,9 МВ
Язык: русский

Предлагаемая Вашему вниманию небольшая брошюра может стать незаменимым помощником певчим и вокалистам. В ней рассматриваются основные заболевания голосового аппарата, даются рекомендации по их профилактике и предупреждению, а также наиболее эффективные, проверенные временем и опытом способы лечения.

Автор: В. Самарин
Год: 2002
Издательство: Academia
Страниц: 352
Формат: PDF
Размер: 15,2 МВ
Язык: русский

В пособии раскрываются вопросы теории вокально-хорового искусства, а также организации хорового репетиционно-исполнительского процесса, технологии, способы управления хором, стили художественного общения и т.д. Отдельно рассматриваются принципы и методы хоровой аранжировки, конкретные приемы хоровых переложений, их преломление в связи с жанрово-стилистическими, фактурными особенностями произведения. Может быть интересно также учителям музыки, хормейстерам.

Автор: Л. Семина, Д. Семина
Год: 2015
Издательство: Владимир: ВлГУ
Страниц: 92
Формат: PDF
Размер: 0,6 МВ
Язык: русский

В современном отечественном музыкальном образовании назрела острая необходимость в учебно-методической обеспеченности педагогов эстрадно-джазового вокала и руководителей студий и детских коллективов. Настоящее пособие создано по авторской методике, основанной на многолетнем опыте преподавателей кафедры музыкального искусства эстрады Института искусств и художественного образования ВлГУ Л. Р. и Д. Д. Сёминых. Каждая из четырех глав раскрывает особенности методики и соответствует определенному курсу обучения студента в вузе.
В основе авторской методики обучения и воспитания современного эстрадного вокалиста лежит кросстилевой интегрированный подход. Отметим, что при выстраивании логики учебного процесса по вокальному классу рассчитывать только на динамику индивидуальных занятий нецелесообразно. Соподчиненность и междисциплинарные связи всех предметов – вот та плодородная почва, которая создает условия развития творческой индивидуальности на уроках специальности.
В начале образовательного пути Артист должен осознать себя как инструмент (предмет «Фониатрия и гигиена голоса»), понять и исправить артикуляцию («Сценическая речь»), проанализировать свой сценический образ («Сценический имидж»). При этом он должен заставить работать свой внутренний слух и вокальную интонацию (предметы «Вокальное сольфеджио» и «Вокальный ансамбль»), осознать себя как музыканта («Фортепиано») и раскрепоститься физически («Танец, сценическое движение»). Все вышеперечисленные предметы включены авторами в учебный план 1-го курса.
Логика 2 – 3-го курсов подчинена погружению в историю и теорию музыкального искусства эстрады. Параллельно на занятиях «Вокальный ансамбль», «Импровизация», «Джазовая гармония» и «Аранжировка» оттачиваются гармонический слух, чувство стиля и многие другие навыки и компетенции специалиста.
Завершающая стадия образовательного процесса – создание междисциплинарного творческого проекта (концерт-экзамен), в котором раскрываются не только основные профессиональные компетенции, но и творческая индивидуальность каждого выпускника.

Автор: Л. Семина
Год: 2014
Издательство: Владимир: ВлГУ
Страниц: 72
Формат: PDF
Размер: 0,6 МВ
Язык: русский

Рассмотрена специфика теоретической, методической и исторической подготовки эстрадного певца во всей многогранности этой профессии. Подробно раскрываются принципы взаимодействия вокальной техники, актёрской интонации и сценического движения поющего артиста. Представлено многообразие европейских и американских вокальных стилей, акцентировано внимание на русской школе ХХ века, а также на особенностях продвижения артиста в современном мире.

Автор: В. Семенова
Год: 2010
Издательство: Кировск: ЦДТ «Хибины»
Страниц: 30
Формат: PDF
Размер: 0,9 МВ
Язык: русский

Данное пособие составлено для детей и подростков, занимающихся вокалом. В пособии представлены теоретические и практические советы, рекомендации, памятки по актуальным вопросам, которые встречаются на пути начинающего вокалиста. Материал может заинтересовать учителей музыки общеобразовательных школ, преподавателей музыкальных школ, вокальных студий, а также родителей. Составитель надеется, что пособие принесет определенную пользу в деле вокального воспитания детей.

Автор: А. Забелин
Год: 2015
Издательство: —
Страниц: 16
Формат: PDF
Размер: 0,4 МВ
Язык: русский

В процессе работы педагогу понадобится данное методическое пособие для того что бы знать, как правильно научить петь ученика или студента, не навредив его голосовому аппарату в период мутации голосовых связок, в процессе постановки голоса. Ведь правильно поставленный голос отличается звучностью, красотой звучания, богатством тембровой окраски, широтой диапазона, дыхания; четкостью произношения слов, чистотой интонации, малой утомляемостью. Способность певца управлять голосом равносильна умению художника пользоваться своей палитрой. Целью данного методического пособия является предоставление основной информации об особенностях, видах, и классификации мужских голосов, для того, чтобы педагог вокала или хора мог подобрать правильный репертуар для ученика или студента. Подобрать правильные упражнения, которые будут не только развивать его певческие способности, но и помогут ему в дальнейшем заниматься пением в домашних условиях не навредив своему голосовому аппарату. Основная классификация голосов сложилась к 19 веку, в процессе развития многоголосного пения. Основных типов мужских голосов три – бас, баритон и тенор. Во время уроков вокала голос постепенно приобретает свой естественный, индивидуальный тембр звучания, становится ярче, смягчается. Изменение тембра голоса у мальчиков связано с возрастными изменениями голосовых связок. Для каждого учителя «пения» важно знать особенности работы с мужскими голосами начиная от раннего мальчикового голоса заканчивая полноценным сформировавшимся мужским голосом.

Автор: В. Яковлева
Год: 2012
Издательство: МБДОУ №205
Страниц: 10
Формат: PDF
Размер: 0,8 МВ
Язык: русский

«Все начинается с детства». Нам всем хорошо известны эти слова В. Сухомлинского. Важно с детского сада развивать ребенка эмоционально. Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является музыка. В младшем возрасте серьезные музыкальные произведения для понимания ребенка часто недоступны, а хоровое пение всегда вызывает у детей положительные реакции: радость от коллективного исполнения, наполнение особой энергией всего существа ребенка.
«Запоют дети – запоет народ», — писал К.Д. Ушинский. А будут любить пение наши воспитанники или нет, зависит от нас, педагогов. Для того чтобы сделать пение одним из любимых занятий детей, автор предлагает познакомиться с методическими приемами, которые использует в своей работе, прививая детям вокально-хоровые навыки. В основе этих разработок традиционные и современные методики. Представленные упражнения имеют исключительно учебную направленность и способствуют решению конкретных задач.

Автор: А. Варламов
Год: 2012
Издательство: Лань
Страниц: 120
Формат: PDF
Размер: 4,0 МВ
Язык: русский

Варламов Александр Егорович композитор-песенник, певец, дирижер и вокальный педагог. Варламову принадлежит свыше 200 романсов, среди них: «Что мне жить и не тужить», «На заре ты ее не буди», «Горные вершины», «Белеет парус одинокий», «Разочарование». Варламов заявил о себе, как о педагоге, в своей книге «Полной школе пения», в трех частях, изданной в Москве в 1840 г. Эта школа является первым и для своего времени замечательным вокальным руководством. Книга стала библиографической редкостью.

«Полная школа пения» имеет не только историческое значение, но и служит пособием для обучения пению, так как вокализы и упражнения не утратили своего методического значения и в наше время.

Автор: А. Иванов
Год: 1963
Издательство: Профиздат
Страниц: 104
Формат: PDF
Размер: 4,6 МВ
Язык: русский

Известный певец народный артист СССР А.П. Иванов делится с участниками самодеятельных коллективов богатым опытом долголетней работы в театре, рассказывает об основах вокального искусства. Автор дает практические советы по методологии пения, постановке голоса и дикции, а также ряд упражнений, способствующих развитию музыкального слуха и вокальных данных певца.
Книга явится ценным пособием для участников и руководителей самодеятельных коллективов, а также для артистов оперных народных театров.
Она будет интересна и широкому кругу читателей.

Читайте так же:  Страховка для заграничной поездки

Автор: К. Корэлли
Год: 2016
Издательство: —
Страниц: 31
Формат: PDF
Размер: 0,3 МВ
Язык: русский

Гигиена голоса — это область науки, которая помимо чисто медицинских лечебных функций голосового аппарата занимается:
1. изучением причин, вызывающих неполадки в голосовом аппарате, особенно при его профессиональном использовании;
2. выявлением возможностей избежать голосовых расстройств и заболеваний;
3. изучением физических возможностей человеческого организма;
4. составлением и формулированием законов, правил, норм профессионального голосового поведения и режима, соблюдение которых обеспечивает человеку здоровый аппарат.

Правила и законы формулируются на основании наблюдений, сопоставлений, выявления ситуаций и их анализа. В книге представлены:
1. Гигиенические правила и рекомендации для жизни и профессиональной голосовой деятельности.
2. Рекомендации для закаливания организма, укрепления голосового аппарата.
3. Элементарные доврачебные рекомендации при самых распространенных заболеваниях, имеющих отношение непосредственно к голосовому аппарату.

Автор: А. Егоров
Год: 1970
Издательство: Медгиз
Страниц: 172
Формат: PDF
Размер: 8,8 МВ
Язык: русский

В данном труде делается попытка дать краткие сведения о строении и функции голосообразующих органов и сущности процесса пения с позиций учения И. П. Павлова.
В анатомо-физиологическом описании отдельных органов специально даются сведения об иннервации их, что имеет большое значение для понимания не только роли каждой части голосового аппарата, но и общей координации процесса пения.

Автор: В. Буланов
Год: 2000
Издательство: Екатеринбург: ЭДХМШ «Аврора»
Страниц: 30
Формат: PDF
Размер: 0,9 МВ
Язык: русский

Выдвинутые в книге предложения по реформированию работы детского хора адресованы не самодостаточным мастерам, а новичкам, если их мучит бессилие перед проблемой повального гудошннчества школьников, начинающим хормейстерам, не обремененным собственным практическим опытом и желающим его приобрести не на подопытных детях, а в режиме предварительного обучения, обретения профессиональной хормейстерской школы. Это дополнение к вузовскому (преимущественно мануальному) образованию. Хормейстер может «начинать понимать кое-что в своей профессии» не через 15 лет стояния у хора (выражение П.Г. Чеснокова), а значительно раньше. Для этого достаточно быть любопытным, расчетливым, заряженным здоровым честолюбием и доверять чужому опыту. Не обязательно начинать с нуля, познавать давно известные истины ценой ошибок, падений в набитых шишек. Не жалеете себя — пожалейте детей. Многие «велосипеды» еще до нашего рождения были изобретены, многие «америки» открыты. Никакой многообещающий метод нельзя внедрить директивно, для этого надо, чтобы человек, которому этот метод адресован, хотел большего, чем может, мечтал о крыльях. Плодотворны не идеи, а головы, в которые они попадают. В основе изложенного в данном издании метода лежит идея «вокального всеобуча», выдвинутая почти полвека назад Д.Е. Огородновым.

Тембровый подход к обучению народному пению: на примере работы со студентами музыкального колледжа МГИМ им. А.Г. Шнитке тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Кривенко, Женни Дмитриевна

  • Специальность ВАК РФ 13.00.02
  • Количество страниц 237
    • Скачать автореферат
    • Читать автореферат

    Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кривенко, Женни Дмитриевна

    Глава I. Тембр голоса как смыслонесущий фактор в народно-певческом искусстве.

    1.1. Феномен тембра в вокальном искусстве.

    1 I 1 , I по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

    Теоретико-методические аспекты использования ТСО в процессе обучения пению подростков 2003 год, кандидат педагогических наук Полякова, Ольга Ивановна

    Формирование интонационного слуха у студентов народно-певческих отделений в вузах культуры и искусств 2009 год, кандидат педагогических наук Патошина, Анастасия Юрьевна

    Подготовка руководителей хоровых коллективов к работе над тембром голоса 2002 год, кандидат педагогических наук Сапрыкина, Елена Евгеньевна

    Непроизвольные изменения силы и тембра голоса в хоре (к проблеме влияния хоровой звучности на качество певческого голосообразования) 1984 год, кандидат искусствоведения Лукишко, Анатолий Иосифович

    Исследование вокальной речи как нестационарного случайного процесса и разработка критериев объективной оценки певческого голоса 2009 год, кандидат технических наук Бакаев, Александр Васильевич

    Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Тембровый подход к обучению народному пению: на примере работы со студентами музыкального колледжа МГИМ им. А.Г. Шнитке»

    Народно-певческое искусство основано на синтезе противоположных начал: профессионального и аутентичного, традиционного и новаторского, этнического и общезначимого.

    Возросший интерес к народной песне, к народно-певческому искусству, к его философской, психологической и антропологической интерпретации, а также поиск перспектив его дальнейшего развития требуют более глубоких и комплексных исследовательско-педагогических усилий, сочетающих как гуманитарные, так и современные технические методы, дифференцированные подходы, новый уровень постижения природы народной песенности, практико-педагогическую преемственность с целью сохранения национально-культурных традиций.

    Одна из фундаментальных проблем в процессе обучения исполнителей народных песен связана с феноменом специфики тембрового звучания их певческих голосов в зависимости от жанровой направленности репертуара.

    В исполнительской практике хорошо известно, что каждый жанр в народно-певческом искусстве требует определенного тембрового оформления. Один и тот же певец обычно использует различные тембровые краски своего голоса при пении, например, частушек или задушевных лирических песен.

    Усвоение студентами аутентичных традиций тембрового звучания голоса при исполнении народных песен различных жанров, как показывает педагогическая практика, происходит преимущественно на слух, в то время как современные компьютерные технологии спектрографии позволяют активно включать и визуальный канал восприятия тембра голоса певца, что способствует оптимизации процесса обучения народному пению.

    Различным проблемам обучения народному пению посвящено немало теоретических и методических работ таких авторов, как Н.К. Мешко, JI.B.

    Шамина, М.В. Медведева, А.В. Руднева, Н.В. Калугина, Н.В. Кутузов, Л.Л. Куприянова, Т.Д. Кроншлина.

    Однако вопросы подготовки исполнителей народных песен на основе тембрового подхода при условии сочетания слухового и зрительного восприятия звучания голоса остаются пока недостаточно разработанными как в теории, так и на практике.

    Визуализация звукового образа в процессе акустических исследований тембра речевого и певческого голоса является предметом трудов С. Ржевкина, В. Казанского, Е. Рудакова, В. Морозова, Г. Стуловой и др. Среди зарубежных исследователей отметим таких, как Van den Berg, R. Delattre, F. Donald, F. Andersen, R. Husson, A. Kelman, Ph. Lieberman, G. Sundberg, B.Vallancien, G. Fant и др.

    На начальном этапе использование спектроанализаторов в широкой практике представляло трудность в связи с их громоздкостью. По мере усовершенствования электронного оборудования появилась возможность использования компьютерного метода спектрального анализа голоса певца, что стало вполне доступным объективным способом оценки качества звучания певческого голоса. Спектроанализатор одновременно может служить техническим средством обучения.

    Тем не менее возможности технического прогресса недостаточно используются при подготовке народных певцов, так как не разработаны теоретические основы и методы их практической реализации в учебной практике.

    Данное противоречие между потребностями практики и нереализованностью технических возможностей в учебном процессе и определило актуальность нашего исследования.

    ЦЕЛЬ исследования — теоретически обосновать и разработать методику обучения исполнителей народных песен на основе аудиовизуального восприятия их тембрового воплощения с помощью компьютерных технологий.

    ОБЪЕКТ исследования — процесс обучения народному пению в классе вокала.

    ПРЕДМЕТ исследования — развитие способности народного певца к управлению тембровым звучанием своего голоса в зависимости от жанра, стиля и художественного образа исполняемых произведений. ЗАДАЧИ исследования:

    — на основе изучения’ литературы по философии; психологии дать определение категориально-понятийного аппарата исследования;

    — выявить закономерности тембра голоса как образующего фактора в народном пении, включая специфику аутентичного народного мышления;

    — изучить акустические особенности тембровых качеств народных песен в, зависимости от жанров и региональных стилей;

    — разработать методику обучения народному пению на тембровой основе и экспериментально проверить ее эффективность.

    ГИПОТЕЗА исследования: процесс подготовки народных певцов будет эффективен при условиях:

    — разработки методики обучения на основе синтеза слухового и зрительного восприятия тембрового звучания голоса;

    — создания методом спектрографии эталонов визуального изображения тембрового звучания певческих голосов, характерных для различных жанровых направлений в фольклорном певческом искусстве;

    — активизации аудиовизуального восприятия у студентов, что будет способствовать: а) установлению ассоциативных связей между слуховыми и зрительными образами тембрового звучания голоса; б) пониманию специфики исполнения народных песен различных жанровых направлений; в) формированию способности к их тембровому воплощению в собственном исполнении, адекватному стилевым традициям их бытования.

    МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования послужили:

    — теория эйдосов Платона, философские модели Плотина, Г.В.Ф. Гегеля, идеи Н.А. Бердяева («Смысл творчества»); дидактический принцип наглядности в процессе обучения (Я.А. Каменский, И. Песталоцци, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, М.Я. Скаткин, С.И. Архангельский, И.Г. Дьяченко, Л.В. Занков, Р.В. Панкевич, и др.);

    — концепция экстериоризации музыкального мышления в творческой деятельности музыканта (Б.М. Теплов, Е.В. Назайкинский, М.Г. Арановский, Г.М. Цыпин, Ю.Б. Алиев, Э.Б. Абдуллин и др.);

    — интонационное понимание природы народной песенности (Б.А. Асафьев, Е.В. Гиппиус) и педагогические принципы-психологического вхождения в народную песню (Н.Н. Гилярова);

    — акустико-физиологические исследования тембра (Г. Гельмгольц, Т. Эдисон, Н.Т. Бартоломью, Р. Юссон, Г. Фант, Л.Л. Работнов, С.М. Ржевкин, B.C. Казанский, Е.А. Рудаков; Л.Д. Дмитриев, В.П. Морозов);

    — теория регистров певческого голоса Г.П. Стуловой;

    — исследования отечественных фольклористов, накопивших богатый материал, свидетельствующий о тембровой природе народного певческого мышления (В.М. Щуров, И.И. Земцовский, С.Л. Браз, Н.Н: Гилярова и др.)

    — народно-певческий педагогический опыт Н.К. Мешко и Л.В. Шаминой. МЕТОДЫ исследования: обобщение опыта выдающихся специалистов в области обучения народному пению, а также собственного педагогического опыта;

    — анкетирование и интервьюирование студентов;

    — лабораторные методы: компьютерный спектральный анализ тембрового звучания голосов;

    — аудиовизуальные наблюдения и аудиторский анализ;

    — методы статистической обработки результатов экспериментального обучения.

    Экспериментальной базой исследования является музыкальный колледж Московского государственного института музыки им. А.Г. Шнитке.

    НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования:

    1. Разработан тембровый подход применительно к процессу обучения будущих профессиональных исполнителей народных песен.

    2. Выявлена коммуникативная роль вокального тембра и особенности формирования тембра в аутентичной народной среде и у обучающегося народному пению.

    3. Обосновано понимание ведущей роли тембра в аутентичном вокальном мышлении при необходимости исполнения песен различных жанров различным тембром с использованием адекватных вокальных приёмов.

    4. Разработаны аудиовизуальные компьютерные методы обучения адекватному тембровому воплощению народных песен различных жанров.

    ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит в том, что:

    — дано определение категорий «тембр», «вокальное тембротворчество», «темброцентризм», «темброгенезис», «тембровая функциональность» и «тембровый подход к обучению пению»;

    — теоретически обоснована методика, базирующаяся на синтезе слухового и визуального восприятия студентов в процессе обучения народному пению;

    — выведены акустические эталоны тембрового звучания голоса в зависимости от жанрового направления исполняемых учащимися песенных образцов.

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в том, что:

    — разработанная автором методика обучения народных певцов на тембровой основе используется в педагогической практике профессиональной подготовки студентов отделений сольного народного пения;

    — представлены методические рекомендации к использованию современных технических средств обучения пению;

    — основные теоретические и практические рекомендации включены в лекционные курсы: «Методика обучения народному пению», «История народно-певческого исполнительства».

    ДОСТОВЕРНОСТЬ исследования обеспечена: а) применением научной методологии, адекватной объекту и предмету исследования; б) обращением к широкому кругу научной литературы ко всем рассматриваемым вопросам; в) опорой на непосредственный педагогический опыт, научный эксперимент и результаты фолыслорно-экспедиционной работы.

    НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

    1. Необходимость воспитания студента на основе тембрового подхода в сфере обучения народно-певческому искусству обусловлено тем, что а) достижение определенного качества тембра голоса является основополагающей задачей в обучении пению; б) само русское народное музыкально-певческое сознание является тембровым по своей природе. При этом тембр, являющийся фактически целью обучения, одновременно становится и средством для достижения различных вокальных (певческих) и художественно-образных результатов.

    2. Постановка народного голоса на основе тембрового подхода требует развития определенного музыкально-образного мышления, «очищения» слуха от подавляющих влияний звуков города, приобщения к вокально-фольклорному материалу, «вживания» в мир фольклорных звуков и развития активно функционирующего этнослуха, что осуществляется на основе: а) изучения аудио- и видеозаписей; б) расшифровки (самостоятельной нотной записи) прослушиваемого материала; в) практического участия студентов в фольклорных экспедициях; г) иллюстрации педагогом необходимого характера звучания народного голоса; д) использования современных технических средств обучения;

    3. В процессе обучения будущего профессионального народного певца необходимо постоянное ориентирование тембра голоса студента на жанровую песенную природу, поиск адекватного эмоционально-психологического состояния, создание жанрового образа песни и овладение определенными приемами достижения тембрового звучания, соответствующего данному жанровому образу.

    4. Существенную роль в процессе обучения народному пению играет использование преподавателем (а затем и обучаемым) аутентичной вокальной терминологии, что значительно сокращает путь к овладению’ народно-певческой эстетикой и соответствующей народной манерой пения.

    5. Сочетание зрительного и слухового восприятия с использованием современных компьютерных расшифровок тембра голоса в зависимости от жанровых различий и региональных стилей позволяет студентам выявлять основные принципы народного пения, развивать свои вокальные способности, повышать ответственность, самостоятельность и творческую активность, включая мотивационный и содержательный компоненты учебного процесса, направляя внимание на эмоционально-интеллектуальный и волевой психические компоненты. Результаты такой внутренней работы отражаются на характере тембрового звучания и тембровой переключаемости голосов обучаемых, позволяя им добиваться адекватного воплощения произведений различных жанров и стилей, создания ярких самобытных художественных образов, прочно укорененных в природе народно-певческой традиции России. АПРОБАЦИЯ работы. Диссертация обсуждалась на кафедре народного пения МГИМ им. А.Г. Шнитке. По теме диссертации были сделаны доклады на следующих Всероссийских научно-практических конференциях:

    Музыкальное образование в контексте культуры: народно-певческое образование на пороге XXI века» (Москва, РАМ им. Гнесиных, 1999), «Культура народного пения: традиции и искусство» (Москва, МГИМ им. А.Г. Шнитке, 2000), «Наука и педагогика в учебном процессе» (Москва, МГИМ им. А.Г. Шнитке, 2003), «Проблемы исполнения народно-песенного материала: история и современность» (Москва, МГИМ им. А.Г. Шнитке, 2004), «Проблемы развития народно-певческого образования» (Москва, МГИМ им. А.Г. Шнитке, 2005); «Проблемы фольклорной педагогики» (Москва, Комитет по культуре, 2006); «Проблемы преподавания музыкальных дисциплин на современном этапе» (Москва, МГИМ им. А.Г. Шнитке, 2007). СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ.

    Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы, приложения (словарь аутентичных терминов, нотные примеры, анализ песенного материала, графические схемы).

    Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

    Формирование готовности студентов к освоению современного репертуара в классе сольного народного пения 2009 год, кандидат педагогических наук Мякишева, Минниямал Мухарамовна

    Начальное интенсивное хоровое пение 2001 год, доктор искусствоведения Венгрус, Любовь Анатольевна

    Исполнительский стиль Л.А. Руслановой в контексте художественной интерпретации народных песен 2009 год, кандидат искусствоведения Егорова, Ирина Львовна

    Обучение эстрадному пению на музыкальных факультетах педагогических вузов 2003 год, кандидат педагогических наук Клипп, Олег Яковлевич

    Закономерности фонизма в осетинских героических песнях 2008 год, кандидат искусствоведения Джагарова, Елена Алексеевна

    Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Кривенко, Женни Дмитриевна

    1. В диссертации разработан метод обучения будущих народных певцов на тембровой основе, который базируется на длительном педагогическом опыте и научных исследованиях и даёт положительные педагогические результаты. Народному певческому сознанию присущ темброцентризм, связанный со многими сторонами общественно-ритуального, природного и этнопсихологического бытия. На этой основе необходимо строить процесс обучения народному пению. Тембровое мышление аутентичной певческой среды и современное музыкальное мышление синтезируется в профессиональном обучении народному пению.

    Читайте так же:  Заявление вступления в профсоюз в рб

    2. Традиционные методы* формирования», народно-певческого^ сознания и этнослуха, такие как экспедиционная практика, прослушивание и расшифровка аудиозаписей и — просмотр видеофильмов, вокальный показ педагога и его устное инструктирование, можно дополнить использованием современных компьютерных средств обучения.

    3. Ориентация студента на жанровую и стилевую природу песен, знание тембровой специфики каждого жанра, овладение соответствующими тембровыми приемами — это важнейшие средства, позволяющие эффективнее добиваться исполнения каждой песни адекватной тембровой палитрой и расширения «тембрового диапазона», столь необходимого для дальнейшей творческой деятельности будущего народного певца.

    4. В народе существует неразрывная триада «сознание-язык-пение», воплощенная не только в рече-певческом интонировании, но и в самостоятельном пласте языка, именуемом народной вокальной терминологией. Эта терминология, будучи преимущественно тембровой, может использоваться на занятиях по народному пению, ансамблю и хору в целях плодотворного решения вокально-технических и художественных задач.

    5. Сочетание зрительного и слухового восприятия не только способствует наиболее эффективному освоению студентами жанровой природы песенного фольклора, но и формирует в них такие важнейшие профессиональные качества, как саморегуляция, ответственность, самостоятельность и творческий подход к освоению репертуара.

    6. Эффективность профессиональной подготовки будущих исполнителей народных песен может быть повышена за счет применения аудиовизуальных компьютерных технологий, где выделяются две основные группы методов: структурно-имитирующие и типолого-творческие.

    7. Разработанные нами в целях реализации принципа наглядности акустические эталоны тембрового звучания голосов, исполняющих песни различных стилей и жанров, могут использоваться как первоначальный конкретный ориентир- в процессе разучивания- песни; что в дальнейшем ведет к активному творческому поиску в определенных жанровых сферах.

    8. Проведенный педагогический эксперимент подтвердил эффективность применения современных аудиовизуальных компьютерных методов в обучении народному пению. Это выразилось в опережающем развитии экспериментальной группы, занимавшейся с применением новых методов, в сравнении с контрольной группой. Было отмечено, что психофизиологический процесс установления ассоциативных связей создает в сознании обучаемого устойчивые и, одновременно, свободно варьируемые синэстетические образы звучания голосов, темброжанровых направлений русского песенного фольклора и выразительных смысло-интонаций. Синтез зрительного и слухового восприятия тембра повышает роль сознательности в процессе обучения, позволяя понять жанрово-стилевую природу тембра народной песни; при этом студентами могут быть использованы следующие категории: а) темброжанровая типология народных песен на основе построения графиков интегральных спектров отдельных песен и целых жанрово-стилевых групп, б) трехмерное представление тембровой интонации, в) такие факторы интегральной спектральности, как «интровертность-экстравертность» и «индивидуализированность-обобщенность». В то же время активизация эмоционального, интеллектуального и волевого психических модусов обучаемых, осуществляемая в процессе работы по освоению разножанрового песенного репертуара на основе аудиовизуальной методики, приводит к ускоренному профессиональному и личностному росту студентов и положительно сказывается на темпе освоения и художественном качестве исполнения песен любой сложности. Все это говорит о перспективности рассмотренной педагогической концепции тембрового обучения на основе использования аудиовизуальных методов, которая, безусловно, требует дальнейшего развития.

    9. Разработанные методы аудиовизуального развития тембра голоса возможно активно использовать в процессе обучения не только в колледже, но и в ВУЗе и ДМШ, в других вокальных направлениях (академического, эстрадного пения, вокала у драматических актеров). Также необходим поиск дальнейших конкретных методических решений по использованию новых поколений программного обеспечения.

    Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Кривенко, Женни Дмитриевна, 2008 год

    1. Абдуллин Э.Б. Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования: Дис. докт. пед.наук. М., 1996. — 152 с.

    2. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1983. — 112 с.

    3. Абдулов. Н.А. Руководство по постановке певческого и разговорного голоса: Для дикторов, актеров, педагогов, вокалистов и др. Липецк, 1996.-376 с.

    4. Аксюк С.В. Аграфена Оленичева. -М.: «Сов. комп.», 1968. 31 с.

    5. Алексеев Э.Е. Нотная запись фольклорной музыки. М.: «Сов. комп.», 1990.-165с.

    6. Алексеев Э.Е. Ранне-фольклорное интонирование: звуковысотный аспект. М.: «Сов. комп.», 1986. — 240 с.

    7. Алексеев. Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры: Рассуждения о судьбах народной песни. — М.: «Сов. комп.», 1988. — 236 с.

    8. Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении // Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. М.,1971. — С. 71-115.

    9. Андреев А. Мир тропы: Очерки русской этнопсихологии. — С.-П.: «Тропа Троянова», 1998. 249 с.

    10. Ю.Анохин П.К. Методологический анализ узловых проблем условного рефлекса. М., 1962. — 78 с.

    11. П.Архангельский С.И. Некоторые положения теории наглядности применительно к учебному кино //Ученые записки МГПИ им. В.П.Потемкина. Т.44, вып. 2.-М., 1955.-С. 103-216.

    12. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Книга вторая: Интонация. 2-е изд. Л.: Музыка, 1971. — 376 с.

    13. Асафьев Б.В. О народной музыке /сост. И. Земцовский., А. Кунанбаева. Л. Музыка, 1987. -248 с.

    14. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве: Сб. Статей /Сост., коммент. А. Павлова-Арбенина. Л.: Музыка, 1980. — 216 с.

    15. Асафьев Б.В. Речевая интонация. — М.-Л.: Музыка, 1965. — 135 с.

    16. Аспелунд Л.Д. Развитие певца и его голоса. М.-Л.: Музгиз, 1952.-192 с.

    17. Атутов П.Р. Некоторые положения теории наглядности в обучении. -Советская педагогика, 1967, № 5. — С. 79-84.

    18. Бабкина Н.Г. Русские народные певцы. М., 1996. — 89 с.

    19. Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. Русская свадьба. М.: «Современник», 1985.- 340 с.

    20. Банин А.А. О функциональных и генетических связях песен «Ой, дубинушка, ухнем» и «Вниз по матушке по Волге» // Музыкальная фольклористика. Вып. 2. М.: «Сов. комп.», 1978. — С. 30-90.

    21. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. М.: Издательство МГПИ им. В.И.Ленина, 1981. — С. 94-105.

    22. Баранов С.П. Соотношение образа и понятия в процессе начального обучения (на материале русского языка и арифметики): Дис. канд. пед. наук. М., 1959.-237 с.

    23. Барсов Ю.А. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М.И. Глинки. JL: Музыка. 1968. — 66 с.

    24. Белинский В.Г. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым и вторично изданные. М.: Товарищество «Общественная польза», 1818. — С. 439 — 484.

    25. Белкин E.JI. Возможности реализации дидактических принципов с помощью технических средств //Методика применения технических средств в преподавании общественных наук. — М., 1976. — С. 15-20.

    26. Белкин E.JI. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в целях применения технических средств обучения. — Ярославль: Верхне-Волжское кн. издательство, 1982. — 107 с.

    27. Бергер Л.Г. Звук и музыка в контексте древних космических представлений: Пространственный образ как модель художественного стиля. Тб., 1989. — 216 с.

    28. Бердяев Н.А. Смысл творчества //Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. Т.1. М., 1994. — С. 37-341.

    29. Браз С.Л. Некоторые стилевые особенности лузских песен // Музыкальная фольклористика. Вып. 2. М.:Сов.комп., 1978. — С. 180 -213.

    30. Браз С.Л. Опыт изучения песенного фольклора Кировской области // Музыкальный фольклор. Вып.15. 1974. — С.ЗО — 65.

    31. Бурлаков В.А. Особенности вокальной работы с народными певцами // Музыкальное образование в контексте культуры: Народно-певческое образование на пороге XXI века: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 1999. — С.26-32.

    32. Бурлаков В.А. Воспитание народного певца в процессе освоения севернорусской эпической традиции: Дис. канд. пед. наук. М., 1999. — 200 с.

    33. Вардугин В.И. Легенда и жизнь Лидии Руслановой. — Саратов, 1999. -240 с.

    34. Варшавский Л.А., Литвак И.М. Исследование формантного состава и некоторых других физических характеристик русской речи // Проблемы физиологической акустики. Т.З. М.-Л. 1955. — С. 5-17.

    35. Васенина К.В. Проблема слова в пении // Вопросы вокальной педагогики. Вып.4.

    М.: Музыка, 1969. С.145-162.

    36. Вилинская И.Н. Значение репертуара в воспитании певца //Вопросы вокальной педагогики. Вып. 3. М.: «Музыка», 1967. — С.45-91.

    37. Владыкина-Бачинская’ Н.МГ Музыкальный стиль русских хороводных песен. М., 1976. — 161 с.

    38. Вольшин Г.Я. Методы описания и распознавания речевых сигналов // . Распознавание слуховых образов. Новосибирск, 1970. — С. 205 — 270.

    39. Вопросы физиологии пения и вокальной методики. Вып. 25. -М., 1975.- 167 с.

    40. Гарбузов Н.А. Зонная природа звуковысотного слуха. M.-JL, 1948. -84 с.

    41. Гарбузов Н.А. Зонная природа тембрового слуха. М., 1956. — 71с.

    42. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1-3. — М.: «Мысль», 1973.

    43. Гилярова Н.Н. Новогодние поздравительные песни Рязанской области.- М.: «Сов.комп.», 1985. 42 с.

    44. Гиппиус Е.В. Общетеоретический взгляд на проблему каталогизации народных мелодий // Актуальные проблемы современной фольклористики. Сб. статей и материалов. Л.: «Музыка», 1980. — С. 23 -36.

    45. Гончаров Н.К. Наглядность как дидактический принцип. — Советская педагогика, 1937, № 5-6. С. 53-64.

    46. Грановский Б.Б. Песни певцов-самородков Ивана Фомина и Ивана Молчанова в собрании В.Ф. Одоевского. М. 1998. — 58 с.

    47. Гришин А. Репертуар в исполнительской практике учебных народно-певческих коллективов // Сохранение и развитие русских народно-певческих традиций. М., 1986. — С. 90 — 97.

    48. Датский А.А. Развитие вокального слуха в процессе формирования музыкально-слуховых и вокально-двигательных представлений // Формирование музыкально-слуховых представлений. Вып. 2. -Саратов, 1973. С. 44 — 51.

    49. Дигун Т.В. О многоголосном строении песен Северского Донца // Традиционное народное искусство и современность. Вопросы типологии. М., 1982. — С. 93 — 103.

    50. Дмитриев Л.Б. Гласные в пении // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 1.-М.: «Музыка», 1962. С.77-130.

    51. Дмитриев Л.Б. Голосообразование у певцов. М., 1962. — 56 с.

    52. Дмитриев Л.Б. Интуиция и сознание в творчестве и вокальной педагогике // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 7 М., 1984. — С. 135- 155.

    53. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. 2-е изд.,- М.: «Музыка», 1996.-367 с.

    54. Емельянов В.В. Развитие голоса: Координация и тренинг. С.-Пб., 2000. — 190 с.

    55. Емельянов В.В. Фонопедические упражнения для стимуляции голосового аппарата, профилактики и устранения расстройств певческого голосообразования. в процессе формирования певческих навыков. М.: ЦНМК, 1988. — 33 с.

    56. Ермолаев В.Г., Морозов В.П., Парашина В.И. Применение спектрального’ анализа к исследованию роли носовой- полости в певческом голосообразовании // Вестник оториноларингологии. №2, 1964. С. 43 -49.

    57. Ефименкова Б.Б. Ритмика русских традиционных песен. М., 1993. -152 с.

    58. Истомин И.А. Трудовые припевки плотогонов. М.: «Сов. комп.», 1979.- 183 с.

    59. Казанский B.C., Ржевкин С.Н. Исследование тембра звука голоса и смычковых инструментов // Журнал прикладной физики. Т.1., 1928. -С. 87- 103.

    60. Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. 2-е изд. -М.: Музыка, 1977. -255 с.

    61. Кандинский В. О духовном в искусстве: Живопись. Л., 1990. — 67с.

    62. Карпова Е.Ф: О значении тембровых представлений в развитии музыкально-слухового самоконтроля // Формирование музыкально-слуховых представлений. Вып. 1. Саратов, 1972. — С. 60-66.

    63. Кирюшина Т.В. Календарные песни реки Унжи // Традиционное музыкальное искусство и современность: Вопросы типологии. М., 1982. — С. 48 — 64.

    64. Киселев А.Н. Исследование новых методов формирования тембра голоса певцов на основе изменения условий слухового самоконтроля. Автореф. канд. дисс. — Л.: ЛТК, 1977. — 22с.

    65. Клипп О.Я. Обучение эстрадному пению на музыкальных факультетах педагогических вузов: Дис. канд. пед.наук. М., 2003. — 115 с.

    66. Князьков А.А. Методика формирования профессионального голоса в ВУЗе (в курсе «Культура речи учителя»): Дис.канд.пед.наук.: 13.00.02. -М., 1991-212 с.

    67. Коваленко В.Р. Рациональная методика постановки голоса и система действия по ее усвоению // Научно-методические материалы. — Таганрог, 1979. С. 75 — 93.

    68. Колотигина И. Песни Ставропольского края: Исторический очерк // Музыкальный фольклор. Вып. 15. -М., 1974. — С. 65 80.

    69. Кравченко A.M. Секреты бельканто. М.: АО Софт Эрго, 1993. — 160 с.

    70. Красотина Е.А. Формирование музыкально-слуховых представлений в работе над хоровой партитурой // Формирование музыкально-слуховых представлений. Вып. 1. Саратов, 1972. — С.51 — 59.

    71. Кривенко Ж. Д. Интерпретация аутентичной народно-певческой терминологии // Труды МГИМ им.А.Г.Шнитке. Вып. 10: Вопросы педагогики, исполнительства и применения информационных технологий в музыкальном образовании. М., 2005 — С.44-53.

    72. Кривенко Ж.Д. О природе темброцентризма в народно-певческом мышлении //Труды МГИМ йм.А.Г.Шнитке. Вып.8: Современные проблемы музыкального образования. М., 2004. — С. 159-168.

    73. Кривенко Ж.Д. О роли тембра в народно-певческом искусстве // Музыкальное образование в контексте культуры: Народно-певческое образование на пороге XXI века: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 1999. — С. 40 — 47.

    74. Кривенко Ж.Д. Тембр как одно из важных средств передачи жанровой специфики народных песен: На примере протяжных песен // Культура народного пения: Традиции и искусство. М., 2001. — С. 14 — 18.

    75. Кривенко Ж.Д. Тембровая типология народно-певческих жанров //Наука и педагогика в учебном процессе: Тезисы научно-практической конференции МГИМ им.А.Г.Шнитке. М., МГИМ им. А.Г.Шнитке., 2003.-С. 55-56.

    76. Кривенко Ж.Д. Темброгенезис в среде аутентичных и профессиональных певцов // Труды МГИМ им.А.Г.Шнитке. Вып. 8: Современные проблемы музыкального образования. — М., 2004 — С.168-177.

    77. Кривенко Ж.Д. Функциональные особенности народно-певческого тембра. Культура народного пения: традиции и искусство. М., 2001. -С. 18-22.

    78. Корсунский С.Г. Акустическое исследование вибрато в человеческом голосе // Проблемы физиологической акустики. JL, 1949. — С. 159 -165.

    79. Корсунский С.Г. Звук и слух // Труды ВНИИ телевидения и радиовещания. Вып. 72., 1972. — С. 3 17.

    80. Крошилина Т.Д. Развитие женского народно-певческого голоса периода взросления. Сочи, 2002. — 148 с.

    81. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. — М., 1982. — 272 с.

    82. Кузнецов Ю.М. Эмоции в хоровом исполнительстве // Художественный тип человека: Комплексные исследования. М., 1994. -С. 146- 154.

    83. Кульбиков В.П. Звуковая интеграция как процесс эволюционного развития функциональной системы психической деятельности человека. Хабаровск, 1999. — 110с.

    84. Кульбиков В.П. Формирование певческих навыков в голосообразующей системе народного певца: Методическое пособие. -Хабаровск, 1997. 47 с.

    85. Куприянова JI.JI. Активизация творческой деятельности младших школьников при освоении музыкального фольклора: Дис. канд. пед. наук. М.,1990. — 149 с.

    86. Куприянова Л.Л. Русский фольклор: Программа и методические материалы для уроков музыки в начальной школе. — М.: «Мнемозина», 1996.-64с.

    87. Левидов И.И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии. -М.-Л., 1939.-251 с.

    88. Лемешев С.Я. Путь к искусству. — М.: «Иск-во», 1968. 311 с.

    89. Линева Е.Э. Великорусские песни в народной гармонизации. Вып. 1. СПб.: Академия наук, 1904. — 90 с.

    90. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. // Собр. пед. соч.: В 5-ти т. Т.1, ч. 1. М:, 1951 — 441 с.

    91. Литвиненко А.П. Особенности артикуляции в народном пении // Музыкальное образование в контексте культуры: Народно-певческое образование на пороге XXI века: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, М., 1999. — С. 47 — 52.

    Читайте так же:  Нотариус оформить генеральную доверенность

    92. Лобанова О.Ю. Семантика тембра в музыке // Музыка и педагогика. Вып. 3. — Казань, 2005. С. 322-327.

    93. Мазепус В.В. Артикуляционная классификация и принципы нотации тембров музыкального фольклора II Фольклор: Комплексная текстология: Наследие. М., 1998. — С. 24 — 51.

    94. Мазо М.Л. Никольские причитания и их связи с другими жанрами местной песенной традиции // Музыкальная фольклористика. Вып. 2. М.: «Сов. комп.», 1978. — С. 213 — 236.

    95. Малышева Н.М. Значение принципов К.С.Станиславского для вокальной педагогики // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 4. М.: «Музыка», 1969. — С. 180 — 207.

    96. Малышева Н.М. О пении: Из опыта работы с певцами. М.: «Композитор», 1992. — 135 с.

    97. Малышева Н.М. О работе певца над голосом // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 1. М.: «Музыка», 1962. — С. 77 — 130.

    98. Маркова Л.В., Шамина Л.В. Режиссура народной песни:

    99. Методическое пособие. М., 1999. — 42 с.

    100. Медведева М.В. Духовные стихи русского народа. М., 1998. — 56 с.

    101. Медведева М.З. Распев песен «на голоса» как метод развития творческих навыков исполнителей // Специфика учебно-воспитательной работы в фольклорных певческих коллективах: Методическое пособие. М., 1984. — С. 42 — 61.

    102. Мельгик Е.П. Варженские певицы и их песни. -М.: «Сов. комп.», 1986.-54 с.

    103. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. М.: Просвещение, 1987. — 94 с.

    104. Мешко Н.К. Вокальная работа с исполнителями русских народных песен // Клубные вечера. Вып. 11.- М., 1976. С. 95 — 103.

    105. Мешко Н.К. Выступление на Совещании-семинаре руководителей детских народных хоров и фольклорных ансамблей // Материалы совещания-семинара руководителей детских народных хоров и фольклорных ансамблей. — М., 1985. — С. 5 — 13.

    106. Мешко Н.К. Искусство народного пения: Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения. ЧЛ. -М.: НОУ «Луч», 1996. 43 с.

    107. Мешко Н.К. Искусство народного пения: Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения: 4.2. -М., 2000.-80 с.

    108. Мигай С.И. Дыхание в пении // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 4.- М.: Музыка, 1969. С. 163 — 179.

    109. Миролюбов Ю.П. Сакральное Руси. М.: «Золотой век», 1997. -582 с.

    110. Морозов В.П., Барсов Ю.А. Акустико-физиологические и вокально-педагогические аспекты полетности певческого голоса’ И Вторая научная конференция по вопросам развития музыкального слуха и певческого голоса у детей. М., 1965. — С. 33 — 35.

    111. Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. Л.: «Наука», 1977. — 230 с.

    112. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М.-Л.: «Луч», 1965. — 84 с.

    113. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. — М., 2002. — 494 с.

    114. Морозов В.П. Об экспериментально-теоретических исследованиях голоса певца и их значении для вокальной педагогики // Вопросы вокальной педагогики. Выл. 6. Л.: «Музыка», 1982. — С., 141 — 180.

    115. Морозов В.П. Особенности спектра вокальных гласных // Механизмы речеобразования и восприятия сложных звуков. M.-JL, 1966,-С. 73-86.

    116. Морозов В.П. О физиологических основах применения вспомогательных научно-технических средств наглядного обучения в вокальной педагогике // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 5. М., 1976.-С.156-175.

    117. Морозов В.П. Профотбор вокалистов: Экспериментально-теоретические основы объективных критериев // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 7. М.: «Музыка», 1984. — С. 173 — 198.

    118. Морозов В.П. Резонансная теория пения: Комментарии для вокалистов // Музыкальное образование в контексте культуры. М., 1996. — С.22- 29.

    119. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. Л., 1967. — 204 с.

    120. Морозов В.П., Кузнецов В.И. Феномен квазигармоничности обертонов и тембр певческого голоса // Художественный тип человека: Комплексные исследования. М., 1994. — С. 154- 163.

    121. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М.-Музыка, 1972. 383 с.

    122. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия музыки //Восприятие музыки. -М., 1980. С. 195-228.

    123. Назаренко И.К. Искусство пения: Очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения. 3-е изд. М.: Музыка, 1968. — 623 с.

    124. Народный театр / сост. А.Ф. Некрылова, Н.И. Савушкина и др. — М., 1991.

    125. Науменко Г.М. Детский музыкальный фольклор. — М.: «Сов. комп.», 1999.- 549 с.

    126. Некрасова А.К. Из опыта вокального педагога // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 1. — М.: «Музыка», 1962. С. 30 — 49.

    127. Нестеренко Е.Е. Некоторые вопросы произношения в пении // Вопросы вокальной педагогики. Вып.7. М., 1984. — С. 87 — 99.

    128. Никитенко О.Г. Диалектное пение как процесс: К проблеме освоения песенной традиции казаков Волгоградской области // Культура народного пения: Традиции и искусство. М., 2001. — G. 22 -24.

    129. Никитенко О.Г. К проблеме обучения местному диалекту // Музыкальное образование в контексте культуры: Народно-певческое образование на пороге XXI века: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 1999. — С. 52 -54.

    130. Никитенко О.Г. О песенной культуре Донской казачьей традиции: На примере Волгоградской области // Культура народного пения: Традиции и искусство. М., 2001. — С. 24 — 30.

    131. Новикова А.М., Пушкина С.И. Русские народные песни Московской области. Вып. 1. М.: «Сов. комп.», 1986 — 208 с.

    132. Норвайш A.M. Человеческий голос как музыкальный . инструмент. Рига, 1981. — 40 с.153; Обрядовая поэзия Пинежья: Материалы фольклорных экспедиций МНУ в Пинежский район Архангельской области (1970 — 1972 гг.). М., 1980. — 279 с.

    133. Органов П.А. Певческий голос и методика его постановки. М.: «Музгиз», 1951.- 135 с.

    134. Орлов Г.А. Древо музыки. — Вашингтон — С:.-Пб., 1992. —408 с.

    135. Панкевич Р.В. Реализация дидактического принципа наглядности в обучении дирижированию учителя музыки. — Дис.канд.пед.наук. 13.00.02. М.,1984 — 204 с.

    136. Пархоменко Н.К. Выявление локальных черт в процессе анализа многоголосия русских народных песен // Научно-методические; материалы. Таганрог, 1979. — С. 46 — 59.

    137. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей. // Избр. пед. соч.: В 2-х т. Т. 1. М., 1981.-С. 52-60.

    138. Платон. Федон // Платон. Федон. Пир. Федр. Парменид. — М.: «Мысль», 1999.-С. 7-191.

    139. Пропп В .Я. Фольклор: Избранные статьи. М.: Наука, 1976. — 324 с.

    140. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Под. ред. Г.М. Цыпина. М., 2003. — 368 с.

    141. Путилов Б.Н. О процессе жанрообразования в фольклоре //Актуальные проблемы современной фольклористики: Сб. статей и материалов. JL: «Музыка», 1980. — С. 197 — 199.

    142. Рабинович А.В. Физические характеристики певческого голоса // Успехи физических наук. Т.15. Вып. 7, 1935. С. 924 — 930.

    143. Работнов Л.Д. Основы физиологии и патологии голоса певцов. -М., 1953. 159 с.

    144. Работнов Л.Д. О фонографической записи голоса певцов: Микроскопические исследования. ОГИЗ Гос. муз. изд., 1935.- 67 с.

    145. Pare Ю.Н. Вибрато и восприятие высоты // Применение акустических методов исследования в музыкознании. М. 1964. — С. 38 -60.

    146. Ракша И.Е. Надежда Плевицкая. М. 1993. — 224 с.

    147. Раппорт С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1972. — 157 с.

    148. Ржевкин С.Н. Некоторые результаты анализа певческого голоса. //Акустический журнал. Т.2. Вып. 2. 1956. — С.74-88.

    149. Ржевкин С.Н. Слух и речь в свете современных физических исследований. М.-Л., 1936. — 311 с.

    150. Ройзен Г.М. О голосообразовании в пении и речи // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 4. М., 1969. — G. 88 — 99.173; Рудаков Б.А. Рауль Юссон и его исследования // Певческий голос. М., 1974. — С. 29-32.

    151. Рудаков Е.А. О природе верхней певческой форманты и механизм ее образования // Развитие детского голоса. М., 1963. — С. 158-175.

    152. Руднева А.В. Анастасия Лебедева. М.: «Сов. комп.», 1972. — С.53176: Руднева А.В. Русский народный хор и работа с ним. М., 1974. -88 с.

    153. Руднева А.В. Русское народное хоровое исполнительство // О музыкальном исполнительстве. — М.: «Музгиз», 1954. С. 186- 225.

    154. Русские народные песни и частушки, записанные от М.Н: Мордасовой / Сост. Н.М. Мордасова, вст. ст. Л. Кравец. М.: «Сов. комп.», 1983. -160 с.

    155. Русские песенницы наших дней. М.: «Сов. комп.», 1988: — 240 с.

    156. Русские северные традиции: Усть-цилемская горка и вологодские частушки. М.: ООО «Родник», 2000. — 74 с.

    157. Русская народная песня: Антология /Сост. С.Л. Браз. М.: «Композитор», 1993. — 123 с.

    158. Руффо Т. Парабола моей жизни. М. Л.: «Музыка», 1966. — 302 с.183: Рыдник Я.И. О современной акустике. М.: Просвещение, 1979. 80 с.

    159. Савельева В.И., Крутов А.Н. Точные методы исследования свойств народного голоса // Сохранение и развитие русских народно-певческих традиций. -М., 1986. С. 121 — 131.

    160. Саркисян А.В. О некоторых вопросах вокального искусства // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 1. М.: «Музыка», 1962. — С. 929.

    161. Сеченов И.М. Избранные произведения. Т. 1. М., изд. АН СССР, 1952.-772 с.

    162. Сидельников В.М. Аленкины песни // Писатель и народная поэзия. М., 1974. — С. 156 — 172.

    163. Соколов А.С. Музыкальная композиция XX века: Диалектика творчества. М.: «Музыка», 1992. — 230 с.

    164. Стулова Г.П. Акустико-физиологические основы вокальной работы с детским хором. — М., 2005. — 150 с.

    165. Стулова Г.П. Современные методы исследования речи и пения // Вопросы физиологии пения и вокальной методики. М. 1975. — С. 39 -54.

    166. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., 1992. — 269 с.

    167. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором.- М., 2002.

    168. Тегоюв Б.М. Избранные труды: В 2 т. Т.1. М.: «Педагогика», 1985. — 328 с. :

    169. Традиционное народное музыкальное искусство и современность: Вопросы типологии. Сб. трудов. Вып. 60 / Отв. ред. М.А. Енговатова. М., 1982.-160 с.

    170. Традиционный фольклор в современной художественной жизни // Фольклор и фольклоризм: Сб. науч. трудов / Сост. и отв. ред. И.И. Земцовский. JL, 1984. — 141 с.196: Ушинский К.Д. Избр. соч.: В 2-х т. -М., 1974.

    171. Фант F. Акустическая теория речеобразования. М.: «Наука», 1964.-284 с.

    172. Фланаган Д. Анализ, синтез и восприятие речи. М.: «Наука», 1964.-396 с.199: Фучито С., Бейер Б. Искусство пения; и вокальная методика Э. Карузо. Л.: «Музыка», 1935. — 38 с. .

    173. Хазрат Инайат Хан. Мистицизм звука. М.: «Сфера», 1997. — 336 с. ¦¦

    174. Хараева Ф.Ф. Мистицизм тембра: К вопросу о мифологии музыкальных инструментов // Этюды по истории и культуре адыгов / АРИГИ: Сб. науч. ст. Майкоп, 1999. — С. 144-154.

    175. Христиансен Л. Л. Встречи с народными певцами: Воспоминания: М.: Сов. комп., 1984. — 168 с.

    176. Христиансен Л.Л. Работа с народными певцами // Вопросы вокальной педагогики; Вып. 5. М.: «Музыка», 1976. — С. 9 — 38.

    177. Холопова В.Н. Типология эмоций в музыке //Художественный тип человека: Комплексные исследования. М., 1994. — С. 66 — 86.

    178. Цаплин В. Л. Возможности использования электроглотографического метода при формировании певческого голоса // Технические средства в музыкальном образовании. Вып. 39. — М., 1978.-С. 227-248.

    179. Цвикер Э., Фельдкемер Р. Ухо как приемник информации. М.: «Связь», 1971.-256 с.

    180. Цыпин F.M. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. Кн. 1. — М.: «Сов.комп.», 1988. — 382 с.

    181. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждении, мнения: Пособие для учащихся^ М.: «Интерпракс», 1994. -384 с.

    182. Чаплыгина М.А. Музыкально-теоретическая система К. Штокхаузена: Лекция по курсам: «Музыкально-теоретические системы», «Современная гармония». М., 1989. — 96 с.

    183. Чистович Л. А., Кожевников В. А. Речь, артикуляция и восприятие. М.-Л.: «Наука», 1965. — 241 с.

    184. Шаляпин Ф.И. Маска и душа. М., 1989. — 320 с.

    185. Шаляпин Ф.И. Страницы из моей жизни / Вступит, ст., комм. Ю.И. Котлярова. Л.: «Музыка», 1990. — 368 с.

    186. Шамина JI.B. Некоторые вопросы народно-певческого образования // Музыкальное образование в контексте культуры: Народно-певческое образование на пороге XXI века: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 1999. — С. 5 -11.

    187. Шамина JI.B. О мировоззрении педагога вокала // Мировоззрение учителя музыки: Взгляд в настоящее и будущее: Материалы 4-й Международной научно-практической конференции. М.,1998. — С. 97 -99.

    188. Шамина JI.B. Работа над дикцией в процессе усвоения народной песенной речи // Специфика учебно-воспитательной работы в фольклорных певческих коллективах: Методическое пособие. М., 1984. — С.61 — 86.

    189. Шамина JI.B. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. 2-е изд. М.: Музыка. 1983. — 176 с.

    190. Шамина JI.B: Теоретико-методические основы, обучения^ русскому народно-певческому искусству: Дисс. док. пед. наук. — М., 1996: — 492 с.

    191. Шамина JI.B. Школа русского народного пения. М., 1997. — 87 с.

    192. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М.: АОЗТ «Антидор», 1998. — 358 с.

    193. Щуров В.М. О региональных традициях в русском народном музыкальном творчестве // Музыкальная фольклористика. Вып 3. М.: «Сов. комп.», 1986 — С.11 — 48.

    194. Щуров В.М. Песельники из села Фощеватова. М.: «Сов. комп.», 1989.-62 с.

    195. Щуров В.М. Сравнительный анализ четырех протяжных песен Белгородской области // Музыкальная фольклористика. Вып.2. М.: «Сов. комп.», 1978. — С. 236 — 266.

    196. Щуров В.М. Стилевые основы русской народной музыки. М., 1998. — 464 с.

    197. Щуров В.М. Южнорусская песенная традиция: Исследование. -М.: «Сов. комп.», 1987. 320 с.

    198. Юдин С.П. Формирование голоса певца. М.: «Музгиз», 1962 -166 с.

    199. Юссон Р. Певческий голос. М.: «Музыка», 1974. — 262 с.

    200. Яковлев А.В.1 Физиологические закономерности певческой атаки. -Л.: «Музыка», 1977. 64 с.

    201. Яковлева А.С. Вокальная школа Московской консерватории: Первое пятидесятилетие: 1866-1916. -М., 1999. — 108 с.

    202. Яковлева А.С. О педагогической деятельности профессора Московской консерватории Е.А.Лавровской //Вопросы вокальной педагогики. Вып. 6. Л.,1982. — С. 89-118.

    203. Яковлева A.C. Педагоги вокального факультета Московской консерватории о технике пения //Исполнительские и педагогические традиции Московской консерватории. М., 1994 — 134 с.

    204. Ярославцева JI.K. Особенности дыхания у певцов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1974. — 16 с.

    205. Ярцева Н.Н. Специфика влияния речевой и музыкальной и нтонационности на развитие личности // I Международный конгресс «Музыкотерапия и восстановительная медицина в XXI веке»: Тезисы и доклады. С. 116-117.

    Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

    Научная электронная библиотека disserCat — современная наука РФ, статьи, диссертационные исследования, научная литература, тексты авторефератов диссертаций.