Пособие основы научных исследований

Теоретические основы научных исследований

В книге рассмотрены две группы вопросов. Первая группа связана с изучением теоретических основ научных исследований и применением их при организации НИРС в вузе. Здесь рассмотрены методологические основы научного познания и творчества, а также роль науки в современном обществе, различные методы научных исследований. Особое внимание уделено вопросам подготовки и оформления научных и учебных материалов. Эта часть книги подготовлена в полном соответствии с программой учебной дисциплины «Основы научных исследований» и допущена УМО в области информационной безопасности к использованию в качестве учебного пособия по специальности «Информационная безопасность автоматизированных систем».
Вторая группа предназначена в первую очередь для аспирантов (адъюнктов) и содержит вопросы, связанные с организацией и методами проведения диссертационных исследований. Во второй части особое внимание обращено на вопросы обоснования научной новизны, научной и практической значимости, структуры и содержания основных разделов диссертации, а также порядок подготовки и защиты диссертации. В книге учтены последние изменения нормативной базы этого направления.
Для студентов, аспирантов и соискателей ученых степеней, будет полезна специалистам, занятым в системе подготовки и аттестации научных кадров.

ЧАСТЬ 1. ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Глава 1. Наука и ее роль в современном обществе
1.1. Этапы развития науки
1.2. Феномен науки
1.3. Определения термина «наука»
1.4. Классификация наук
1.5. Общая система наук
1.6. Структура науки
Вопросы для самоконтроля

Глава 2. Сущность знания и познания
2.1. Абсолютное и относительное знание
2.2. Познание и его виды
Вопросы для самоконтроля

Глава 3. Процесс научного исследования
3.1. Идея, теория, принцип, гипотеза, закон
3.2. Парадоксы, софизмы, паралогизмы
3.2.1. Паралогизмы и софизмы
3.2.2. Парадоксы в математике
3.2.3. Парадоксы в физике
Вопросы для самоконтроля

Глава 4. Основные методы исследований
4.1. Общенаучные методы
4.2. Уровни научных исследований
4.3. Элементы системного анализа
Вопросы для самоконтроля

Глава 5. Теоретические исследования
5.1. Цели и задачи теоретического исследования
5.2. Элементы теории и методологии научно-технического творчества
5.3. Методы творческого мышления
5.4. Математические методы в исследованиях
Вопросы для самоконтроля
Глава 6. Экспериментальные исследования
6.1. Классификация, типы и задачи эксперимента
6.2. Методика проведения эксперимента
6.3. Обработка результатов эксперимента
Вопросы для самоконтроля

Глава 7. Научные исследования
7.1. Классификация научных исследований
7.2. Научная проблема и тема исследования
7.3. Темы НИР
7.4. Этапы научных исследований
Вопросы для самоконтроля

Глава 8. Обработка научной информации
8.1. Источники информации
8.2. Библиотеки
8.2.1. Роль библиотек в научном исследовании
8.2.2. Межбиблиотечный абонемент (МБА)
8.2.3. Системы классификации информации в библиотеках
8.2.4. Информационные системы
8.2.5. Поиск научной литературы
8.3. Порядок работы с литературой
Вопросы для самоконтроля

Глава 9. Оформление результатов научной работы
9.1. Композиция научной работы
9.2. Отчет о результатах НИР, дипломная работа
9.3. Статья, доклад
9.4. Курсовая работа
9.5. Приемы изложения научных материалов
9.6. Язык и стиль научной работы

Вопросы для самоконтроля

Приложения к части 1
Приложение 1.1. Классификация парадоксов
Приложение 1.2. Краткий перечень афоризмов о науке
Приложение 1.3. Краткий перечень афоризмов об образовании
Приложение 1.4. Примеры софизмов в математике
Приложение 1.5. Примеры софизмов в физике

Литература к части 1

ЧАСТЬ 2. ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Глава 10. Особенности диссертационных исследований
10.1. Наука как социальный институт
10.2. Черты научного исследования
10.3. Наука и диссертационные исследования
10.4. Выбор учебного заведения, области исследований, научного руководителя
10.5. Особенности обучения в аспирантуре (адъюнктуре)

Глава 11. Начальный этап работы
11.1. Методические формы диссертаций
11.2. Постановка задачи исследований
11.3. Выбор темы диссертации
11.4. Выбор наименования диссертации
11.5. Характеристика кандидатской диссертации
11.6. Характеристика докторской диссертационной работы
11.7. Планирование работы
11.8. Библиографический поиск литературных источников
11.9. Работа с научной литературой

Глава 12. Основные требования к диссертациям. Понятие диссертабельности
12.1. Актуальность и проблема диссертации
12.2. Научная новизна диссертационного исследования
12.3. Полезность результатов диссертации
12.4. Достоверность результатов исследований
Глава 13. Основные этапы диссертационных исследований
13.1. Общие требования к диссертационной работе
13.2. Возможная структура кандидатской диссертации и содержание ее разделов
13.3. Построение теоретических положений диссертации
13.4. Формулирование научных выводов
13.5. Подготовка и проведение предварительной экспертизы диссертационной работы
13.6. Требования к автореферату. Структура автореферата
13.7. Пример выполнения в автореферате общей характеристики работы
13.8. Доклад результатов диссертационной работы
13.9. Публикация основных результатов исследований

Приложения к части 2
Приложение 2.1. Рекомендуемые выражения для постановки задач и формулировки результатов диссертационного исследования
Приложение 2.2. Выписка из протокола заседания, посвященного предварительной экспертизе диссертационной работы в организации, где выполнялась диссертация (Заключение по диссертационной работе)
Приложение 2.3. Положение о присуждении ученых степеней (выписка) (Постановление Правительства РФ от 24 сентября 2013 г. № 842 с изменениями и дополнениями от 30 июля 2014 г.)
Приложение 2.4. Положение о присвоении ученых званий (выписки) (Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2013 года № 1139)

Основы научных исследований

Издательство: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте
Год: 2007
Страниц: 271
ISBN: 978-5-89035-418-1

Космин В.В. Основы научных исследований: Учебное пособие. — М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2007. — 271 с. — Режим доступа: http://umczdt.ru/books/28/227177/ — — Загл. с экрана.

Портал «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте» — это портал для студентов, аспирантов, преподавателей и ученых, университетов, техникумов и их филиалов, а так же иных специалистов работающих на железнодорожном транспорте и в сфере ВО и СПО. Вы можете не только приобрести учебную и научную литературу, подключиться к электронной библиотеке или получить дополнительное образование (повышение квалификации) по железнодорожной тематике, но и стать авторами учебников, монографий, альбомов, компьютерных обучающих программ, учебных программ, вебинаров, видео уроков или фильмов.

© 2013-2020 ФГБУ ДПО «УМЦ ЖДТ» 105082, г. Москва, ул. Бакунинская, д. 71

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.

Основы научных исследований Текст

Серия «Учебные издания для бакалавров»

Н. Л. Бондаренко – доктор юридических наук.

Введение

Сегодня в новых социально-экономических условиях наблюдается повышение интереса к научному исследованию. Между тем стремление к научной работе все чаще наталкивается на недостаточное овладение исследователями системой методологических и методических знаний. Этот факт существенно снижает качество выполнения научных работ, не позволяя их авторам в полной мере реализовывать свои возможности.

В связи с этим в пособии особое внимание уделено: анализу методологических и теоретических аспектов научного исследования; рассмотрению проблем сущности, особенностей и логики процесса научного исследования; раскрытию методического замысла исследования и его основных этапов.

Приобщение к научным знаниям, готовность и способность обучаемых к проведению самостоятельных изысканий – есть, ни много ни мало, объективная предпосылка успешного решения учебных и научных задач.

В свою очередь, важным направлением совершенствования теоретической и практической подготовки исследователей является выполнение ими в процессе учебно-научной деятельности различных научных работ, которые:

– способствуют углублению и закреплению имеющихся теоретических знаний изучаемых предметов, дисциплин, отраслей науки;

– развивают практические умения в проведении исследований, анализе полученных результатов и выработке рекомендаций по совершенствованию того или иного вида деятельности;

– совершенствуют методические навыки в самостоятельной работе с источниками информации и соответствующими программно-техническими средствами;

– открывают широкие возможности для освоения дополнительного теоретического материала и накопленного практического опыта по интересующему их направлению деятельности;

– способствуют профессиональной подготовке к выполнению в дальнейшем своих обязанностей;

– помогают овладеть методологией исследований.

На протяжении всего периода обучения студенты выполняют множество письменных учебно-научных и творческих работ. Ряд из них, такие как курсовая работа и выпускная квалификационная работа, предусматриваются учебными планами.

Другие, например реферат, научная (проблемная) статья, эссе, доклады и сообщения на научно-практических студенческих конференциях, отчеты о проведенных научных исследованиях (отчеты о НИР), являются самостоятельной творческой работой студентов и носят инициативный характер. При этом навыки, приобретаемые в процессе подготовки творческих работ, помогают студентам выполнять плановые учебно-научные работы на более высоком качественном уровне.

Выпускная квалификационная работа – завершенная научно-практическая работа академического абитуриента по определенной проблеме, систематизирующая, закрепляющая и расширяющая теоретические знания и практические навыки академического абитуриента при решении конкретной задачи, демонстрирующая умение самостоятельно решать профессиональные задачи и характеризующая итоговый уровень его квалификации, подтверждающая его готовность к профессиональной деятельности.

Методический подход для решения конкретных задач при подготовке тех или иных учебно-научных и творческих работ различен, но методологические основы, такие как систематичность, логика, анализ, обобщение, структурирование, являются общими для всех работ научной направленности, равно как и правила оформления работ.

В пособии обобщена и систематизирована вся необходимая информация, связанная с выполнением любых научных работ.

Изложены проблемы, возникающие при написании, – от выбора темы работы до ее защиты, приведены наиболее рациональные способы их преодоления с учетом конкретной ситуации.

Особенностями данного издания являются:

Во-первых, приведенные здесь сведения не являются теоретическими и абстрактными. В этой книге описаны проблемы, с которыми вы столкнетесь, и даны пути их реального решения. Общих рассуждений не будет: будут лишь советы, что и как надо делать.

Во-вторых, в этом пособии собрана и систематизирована вся необходимая информация, связанная с написанием научных работ. Вы можете последовательно, шаг за шагом следуя рекомендациям, содержащимся в книге, написать свою работу от начала до конца, потратив на это минимум времени и сил.

В данном пособии сделана попытка систематизировать те из норм, правил, требований по оформлению текстовых научных работ, которые являются общими, универсальными независимо от профиля проводимого исследования. Речь идет об оформлении структурных частей научных работ (титульный лист, оглавление, приложения и т. п.), элементов текста (рубрикация, написание формул, оформление таблиц, написание чисел и физических величин, оформление иллюстраций и т. д.), расположении в тексте различных знаков. Приводятся общие требования к выпускным квалификационным работам, изложению и стилю текста и т. д.

В концентрированной, удобной для восприятия форме приводятся наиболее важные сведения о порядке и правилах подготовки и защиты выпускных квалификационных работ. Содержатся практические рекомендации по компиляции и окончательной обработке текста, а также по оформлению содержания научных работ в целом.

Пособие выгодно отличается от прочих подобных изданий ярко выраженной практической направленностью в сочетании с широтой рассматриваемого теоретического материала.

1. Методология, методы, логика научного исследования

1.1. Методология научного познания

Научное исследование: его сущность и особенности

Для начинающих исследователей весьма важно не только хорошо знать основные положения, характеризующие научную работу, но и иметь хотя бы самое общее представление о методологии и методике научного творчества, ибо, как показывает современная учебная практика высших учебных заведений, у таких исследователей на первых шагах к овладению навыками научной работы больше всего возникает вопросов именно этого характера.

Всякое научное исследование – от творческого замысла до окончательного оформления научного труда осуществляется весьма индивидуально. Но все же можно определить общие методологические подходы к его проведению.

Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения этого объекта в возникновении и развитии, т. е. применения исторического подхода.

Изучать в научном смысле – это значит вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее. Воображение, фантазия, мечта, опирающиеся на реальные достижения науки и техники, – вот важнейшие факторы научного исследования.

Читайте так же:  Адвокат или истец в суде

Изучать в научном смысле – это значит быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение. Дело в том, что сущность нового в науке не всегда видна самому исследователю. Новые научные факты и даже открытия из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.

Развитие идеи до стадии решения задачи обычно совершается как плановый процесс научного исследования. Науке известны и случайные открытия, но только плановое, хорошо оснащенное современными средствами научное исследование надежно позволяет вскрыть и глубоко познать объективные закономерности в природе. В дальнейшем процесс целевой и общеидейной обработки первоначального замысла продолжается, вносятся уточнения, изменения, дополнения, развивается намеченная схема исследования.

Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.

Характеризуя научное исследование, обычно указывают на следующие его отличительные признаки:

¦ это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;

¦ это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов;

¦ оно характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты;

¦ ему присуща строгая доказательность, последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.

Объектом научно-теоретического исследования выступает не просто отдельное явление, конкретная ситуация, а целый класс сходных явлений и ситуаций, их совокупность.

Цель, непосредственные задачи научно-теоретического исследования состоят в том, чтобы найти общее у ряда единичных явлений, вскрыть законы, по которым возникают, функционируют, развиваются такого рода явления, т. е. проникнуть в их глубинную сущность.

Основные средства научно-теоретического исследования:

¦ совокупность научных методов, всесторонне обоснованных и сведенных в единую систему;

¦ совокупность понятий, строго определенных терминов, связанных между собою и образующих характерный язык науки.

Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьях, монографиях, учебниках, диссертациях и т. д.) и лишь затем после их всесторонней оценки используются в практике, учитываются в процессе практического познания и в снятом, обобщенном виде включаются в руководящие документы.

Метод и методология

Деятельность людей в любой ее форме (научная, практическая и т. д.) определяется целым рядом факторов, Конечный ее результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Это и есть проблемы метода.

Метод (греч. – способ познания) – в самом широком смысле слова – “путь к чему-либо”, способ деятельности субъекта в любой ее форме.

Понятие “методология” имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т. п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

История и современное состояние познания и практики убедительно показывают, что далеко не всякий метод, не любая система принципов и других средств деятельности обеспечивают успешное решение теоретических и практических проблем. Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должен быть истинным.

Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия.

Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности.

Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Истинный метод служит своеобразным компасом, по которому субъект познания и действия прокладывает свой путь, позволяет избегать ошибок.

Ф. Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, и полагал, что нельзя рассчитывать на успех в изучении какого-либо вопроса, идя ложным путем. Философ стремился создать такой метод, который мог бы быть “органоном” (орудием) познания, обеспечить человеку господство над природой.

Таким методом он считал индукцию, которая требует от науки исходить из эмпирического анализа, наблюдения и эксперимента с тем, чтобы на этой основе познать причины и законы.

Р. Декарт методом называл “точные и простые правила”, соблюдение которых способствует приращению знания, позволяет отличить ложное от истинного. Он говорил, что уж лучше не помышлять об отыскивании каких бы то ни было истин, чем делать это без всякого метода, особенно без дедуктивно-рационалистического.

Проблемы метода и методологии занимают важное место в современной западной философии – особенно в таких ее направлениях и течениях, как философия науки, позитивизм и постпозитивизм, стуктурализм и постструктурализм, аналитическая философия, герменевтика, феноменология и в других.

Каждый метод – безусловно важная и нужная вещь.

Однако недопустимо впадать в крайности:

а) недооценивать метод и методологические проблемы, считая все это незначительным делом, “отвлекающим” от настоящей работы, подлинной науки и т. п. (“методологический негативизм”);

б) преувеличивать значение метода, считая его более важным, чем тот предмет, к которому его хотят применить, превращать метод в некую “универсальную отмычку” ко всему и вся, в простой и доступный “инструмент” научного открытия (“методологическая эйфория”). Дело в том, что “… ни один методологический принцип не может исключить, например, риска зайти в тупик в ходе научного исследования”.

Каждый метод окажется неэффективным и даже бесполезным, если им пользоваться не как “руководящей нитью” в научной или иной форме деятельности, а как готовым шаблоном для перекраивания фактов.

Главное предназначение любого метода – на основе соответствующих принципов (требований, предписаний и т. п.) обеспечить успешное решение определенных познавательных и практических проблем, приращение знания, оптимальное функционирование и развитие тех или иных объектов.

Следует иметь в виду, что вопросы метода и методологии не могут быть ограничены лишь философскими или внутрина-учными рамками, а должны ставиться в широком социо культурном контексте.

Это значит, что необходимо учитывать связь науки с производством на данном этапе социального развития, взаимодействие науки с другими формами общественного сознания, соотношение методологического и ценностного аспектов, “личностные особенности” субъекта деятельности и многие другие социальные факторы.

Применение методов может быть стихийным и сознательным. Ясно, что только осознанное применение методов, основанное на понимании их возможностей и границ, делает деятельность людей, при прочих равных условиях, более рациональной и эффективной.

Методология как общая теория метода формировалась в связи с необходимостью обобщения и разработки тех методов, средств и приемов, которые были открыты в философии, науке и других формах деятельности людей. Исторически первоначально проблемы методологии разрабатывались в рамках философии: диалектический метод Сократа и Платона, индуктивный метод Ф. Бэкона, рационалистический метод Р. Декарта, антитетический метод Фихте, диалектический метод Г. Гегеля и К. Маркса, феноменологический метод Э. Гуссерля и т. д. Поэтому методология (и по сей день) тесно связана с философией – особенно с такими ее разделами (философскими дисциплинами), как гносеология (теория познания) и диалектика.

Методология в определенном смысле “шире” диалектики, так как она изучает не только всеобщий (как последняя), но и другие уровни методологического знания, а также их взаимосвязь, модификации и т. п.

Тесная связь методологии с диалектикой не означает тождественности этих понятий и того, что материалистическая диалектика выступает как философская методология науки. Материалистическая диалектика – одна из форм диалектики, а последняя – один из элементов (уровней) философской методологии наряду с метафизикой, феноменологией, герменевтикой и др.

Методология в определенном смысле “уже” теории познания, так как последняя не ограничивается исследованием форм и методов познания, а изучает проблемы природы познания, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, возможности и границы познания, критерии его истинности и т. д. С другой стороны, методология “шире” гносеологии, так как ее интересуют не только методы познания, но и всех других форм человеческой деятельности.

Из нефилософских дисциплин методология наиболее тесно смыкается с логикой (формальной), которая главное внимание направляет на прояснение структуры готового, “ставшего” знания, на описание его формальных связей и элементов на языке символов и формул при отвлечении от конкретного содержания высказываний и умозаключений.

Таким образом, логическое исследование науки – это средства современной формальной (математической или символической) логики, которые используются для анализа научного языка, выявления логической структуры научных теорий и их компонентов (определений, классификаций, понятий, законов и т. п.), изучения возможностей и полноты формализации научного знания и т. д.

Традиционно-логические средства применялись в основном к анализу структуры научного знания, затем центр методологических интересов сместился на проблематику роста, изменения и развития знания.

Это изменение методологических интересов можно рассмотреть в следующих двух ракурсах.

Во-первых, “как только логическая теория вышла за рамки статического мира к миру действия и изменения, тут же понятие времени вызвало новый, и усиленный, интерес у логиков”, – возникли логика времени (временная логика) и логика изменения, тесно связанные между собой.

Задачей логики времени является построение искусственных (формализованных) языков, способных сделать более ясными и точными, а следовательно, более плодотворными рассуждения о предметах и явлениях, существующих во времени.

Задача логики изменения – построение искусственных (формализованных) языков, способных сделать более ясными и точными рассуждения об изменении объекта – переходе его от одного состояния к другому, о становлении объекта, его формировании.

Во-вторых, возрос интерес к диалектике как логике, которая рассматривает не столько формальные, сколько содержательные аспекты познания и иных форм освоения мира человеком. Причем не только в их готовом виде, но и генетически, конкретно-исторически, в развитии.

Вместе с тем следует сказать, что действительно большие достижения формальной логики породили иллюзию, будто только ее методами можно решить все без исключения методологические проблемы науки. Особенно долго эту иллюзию поддерживал логический позитивизм, крах которого показал ограниченность, односторонность подобного подхода – при всей его важности “в пределах своей компетенции”.

Предмет, теория, метод. Метод как единство объективного и субъективного

Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой.

Эффективность, сила того или иного метода обусловлена содержательностью, глубиной, фундаментальностью теории, которая “сжимается в метод”.

В свою очередь “метод расширяется в систему”, т. е. используется для дальнейшего развития науки, углубления и развертывания теоретического знания как системы, его материализации, объективизации в практике.

Тем самым теория и метод одновременно тождественны и различны. Их сходство состоит в том, что они взаимосвязаны и в своем единстве отражают реальную действительность.

Будучи едиными в своем взаимодействии, теория и метод не отделены жестко друг от друга и в то же время не есть непосредственно одно и то же.

Они взаимопереходят, взаимопревращаются: теория, отражая действительность, преобразуется, трансформируется в метод посредством разработки, формулирования вытекающих из нее принципов, правил, приемов и т. п., которые возвращаются в теорию (а через нее – в практику), ибо субъект применяет их в качестве регулятивов, предписаний, в ходе познания и изменения окружающего мира по его собственным законам.

Поэтому утверждение, что метод – это теория, обращенная к практике научного исследования, не является точным, ибо метод обращен также и к самой практике как чувственно-предметной, социально-преобразующей деятельности.

Читайте так же:  Судебная практика ст 256

Строго говоря, метод – та же теория, приведенная в действие и “повернутая своим острием” не только на дальнейшее, более глубокое познание действительности, но и на ее изменение в ходе практики.

Развитие теории и совершенствование методов исследования и преобразования действительности, по существу, один и тот же процесс с этими двумя неразрывно связанными сторонами. Не только теория резюмируется в методах, но и методы развертываются в теорию, оказывают существенное воздействие на ее формирование и на ход практики.

Однако нельзя полностью отождествлять научную теорию и методы познания и утверждать, что всякая теория и есть вместе с тем метод познания и действия. Метод не тождествен прямо и непосредственно теории, а теория не является непосредственно методом, ибо не она есть метод познания, а необходимо вытекающие из нее методологические установки, требования, регулятивы.

Основные различия теории и метода состоят в следующем:

а) теория – результат предыдущей деятельности, метод – исходный пункт и предпосылка последующей деятельности;

б) главные функции теории – объяснение и предсказание (с целью отыскания истины, законов, причины и т. п.), метода – регуляция и ориентация деятельности;

в) теория – система идеальных образов, отражающих сущность, закономерности объекта, метод – система регулятивов, правил, предписаний, выступающих в качестве орудия дальнейшего познания и изменения действительности;

г) теория нацелена на решение проблемы – что собой представляет данный предмет, метод – на выявление способов и механизмов его исследования и преобразования.

Таким образом, теории, законы, категории и другие абстракции еще не составляют метода. Чтобы выполнять методологическую функцию, они должны быть соответствующим образом трансформированы, преобразованы из объяснительных положений теории в ориентацинно-деятельные, регулятивные принципы (требования, предписания, установки) метода.

Любой метод детерминирован не только предшествующими и сосуществующими одновременно с ним другими методами и не только той теорией, на которой он основан.

Каждый метод обусловлен прежде всего своим предметом, т. е. тем, что именно исследуется (отдельные объекты или их классы).

Метод как способ исследования и иной деятельности не может оставаться неизменным, всегда равным самому себе во всех отношениях, а должен изменяться в своем содержании вместе с предметом, на который он направлен. Это значит, что истинным должен быть не только конечный результат познания, но и ведущий к нему путь, т. е. метод, постигающий и удерживающий именно специфику данного предмета.

Метод любого уровня общности имеет не только чисто теоретический, но и практический характер: он возникает из реального жизненного процесса и снова уходит в него.

Метод не может быть дан весь, целиком до начала всякого исследования, но в значительной мере должен формироваться всякий раз заново в соответствии со спецификой предмета.

Следует иметь в виду, что в современной науке понятие “предмет познания” употребляется в двух основных значениях.

Во-первых, как предметная область – стороны, свойства, отношения действительности, обладающие относительной завершенностью, целостностью и противостоящие субъекту в его деятельности (объект познания). Например, предметная область в зоологии – это множество животных. Различные науки об одном и том же объекте имеют различные предметы познания (например, анатомия изучает строение организмов, физиология – функции его органов и т. п.).

Предметы познания могут быть как материальными, так и идеальными (сам процесс познания, его формы, уровни и т. д., различного рода абстракции, духовная культура или такие состояния как “дух народа”, “дух времени” и т. д.).

Во-вторых, как система законов, которым подчиняется данный объект. Нельзя “разводить” предмет и метод, видеть в последнем только внешнее средство по отношению к предмету, никак не зависимое от него и лишь “налагаемое” на предмет чисто внешним образом.

Метод не навязывается предмету познания или действия, а изменяется в соответствии с их спецификой. Исследование предполагает тщательное знание фактов и других данных, относящихся к его предмету. Оно осуществляется как движение в определенном материале, изучение его особенностей, связей, отношений и т. п.

Способ движения (метод) и состоит в том, что исследование должно детально освоиться с конкретным материалом (фактическим и концептуальным), проанализировать различные формы его развития, проследить их внутреннюю связь.

Тем самым метод проявляется не как “внешняя рефлексия”, а берет определения из самого предмета, есть его “имманентный принцип”. В своей деятельности мы не можем выйти за пределы природы вещей, а потому метод познания объективной истины и выражающие его в своей совокупности категории мышления – не “пособие человека”, а выражение закономерности и природы и человека.

Таким образом, истинность метода всегда детерминирована содержанием предмета. Поэтому метод всегда был и есть “сознание о форме внутреннего самодвижения ее содержания”, “сам себя конструирующий путь науки”. Такое понимание всегда было и остается очень важным и актуальным, в том числе и для развития современной науки, где “мы подходим к проблемам, в которых методология неотделима от вопроса о природе исследуемого объекта”.

Итак, недопустимо рассматривать метод как некий механический набор предписаний, “список правил”, на основе которых можно будто бы решить любые вопросы, возникающие в жизни.

Кроме того, он не есть жесткий алгоритм, по которому строго регламентировано осуществляются познание или иные формы деятельности. Применение же того или иного метода в разных сферах не есть формальное внешнее наложение системы его принципов на объект познания или действия, а необходимость использования этих принципов не привносится извне.

В этом смысле “не существует метода, который можно было бы выучить и систематически применять для достижения цели. Исследователь должен выведать у природы четко формулируемые общие принципы, отражающие определенные общие черты совокупности множества экспериментально установленных фактов”.

Будучи детерминирован своим предметом (объектом), метод, однако, не есть чисто объективный феномен, как, впрочем, не является он и чисто субъективным образованием. Особенно наглядно это видно на примере научного метода.

Дело в том, что последний – “это внутренняя закономерность человеческого мышления, взятого как субъективное отражение объективного мира, или, что одно и то же, как “пересаженная” и “переведенная” в человеческое сознание объективная закономерность, используемая сознательно и планомерно как орудие объяснения и изменения мира”.

Следовательно, метод не есть совокупность умозрительных, субъективистских приемов, правил, процедур, вырабатываемых априори, независимо от материальной действительности, практики, вне и помимо объективных законов ее развития.

Он не является способом, однозначно определяющим пути и формы деятельности, позволяющим априори решать любые познавательные и практические проблемы. Поэтому необходимо искать происхождение метода не в головах людей, не в сознании, а в материальной действительности.

Но в последней – как бы тщательно ни искали – мы не найдем никаких методов, а отыщем лишь объективные законы природы и общества.

Таким образом, метод существует, развивается только в сложной диалектике субъективного и объективного при определяющей роли последнего.

В этом смысле любой метод прежде всего объективен, содержателен, “фактичен”. Вместе с тем он одновременно субъективен, но не как чистый произвол, “безбрежная субъективность”, а как продолжение и завершение объективности, из которой он “вырастает”.

Субъективная сторона метода выражается не только в том, что на основе объективной стороны (познанные закономерности реальной действительности) формулируются определенные принципы, правила, регулятивы.

Каждый метод субъективен и в том смысле, что его “носителем” является конкретный индивид, субъект, для которого, собственно говоря, данный метод и предназначен.

Метод не является застывшим списком “разреженных абстракций” или закостенелых общих формул-предписаний. Он не существует вне его конкретного реального носителя – личности ученого, философа, научного сообщества, коллективного субъекта и т. п. Их роль в реализации методологических принципов исключительно велика. Каждый метод – не сам себя доказывающий автомат, он всегда “замыкается” на конкретного субъекта.

Любой метод (даже самый важный) – лишь один из многих факторов творческой деятельности человека. Последняя не ограничивается только сферой познания и не сводится лишь к логике и методу. Она включает в себя и другие факторы – силу и гибкость ума исследователя, его критичность, глубину воображения, развитость фантазии, способность к интуиции и т. д.

Таким образом, любой метод не есть нечто “бессубъектное, внечеловеческое”, он “замыкается” на реальном человеке, включает его в себя как свое субстанциальное основание.

Тем самым движение метода с необходимостью осуществляется в процессе жизнедеятельности реального человека – субъекта, творящего прежде всего свое общественное бытие и на этой основе – другие формообразования, включая сознание, познание, мышление, принципы и методы своей деятельности.

socioline.ru

Оглавление

Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А.Основы научных исследований: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Лудченко. — 2-е изд., стер. — К.: О-во «Знания», КОО, 2001. — 113 с.
ISВN 966-620-099-6
Учебное пособие ознакомит читателя с методикой выполнения научных исследований в условиях рыночных отношений на принципах самофинансирования и самообеспечения. Рассмотрены методические разработки по формулированию темы, цели и задач научного исследования; методология теоретического и экспериментального исследований; анализ теоретико-экспериментальных исследований и формулирование выводов и предложений. Значительное внимание уделено внедрению и эффективности научных исследований, а также правилам оформления научно-исследовательских и магистерских работ, диссертаций на соискание ученых степеней.
УДК 001.891(075.8) ББК 72я73

Комментарии

Спасибо, очень удобный вариант

  • Войдите на сайт для отправки комментариев
  • Волков Ю. Г. Диссертация:подготовка,защита,оформление: практическое пособие / Ю.Г. Волков. — 4-е изд., перераб. — М. : Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 160 с.

    Герасимов, Б. И. Основы научных исследований: учеб. пособие / Герасимов Б. И., Дробышева В. В., Злобина Н. В., Нижегородов Е. В., Терехова Г. И. — М. : Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 272 с.

    Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/F0FA3980-716C-49E0-81F8-9E97FEFC1F96/metodologiya-nauchnyh-issledovaniy

    Евсеев, В. О. Методы исследовательской работы в молодежной среде: учеб. пособие / В.О. Евсеев; Под общ. ред. Н.А. Волгина. — М. : Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 237 с.

    Космин, В.В. Основы научных исследований (Общий курс) : учеб. пособие / В.В. Космин. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 227 с.

    Кукушкина, В. В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров) : учеб. пособие / В.В. Кукушкина. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 264 с.

    Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/AF6C5207-BBAE-482B-B11B-F4325332A5EF/metodologiya-nauchnogo-poznaniya

    Мандель, Б. Р. Самостоятельная работа студентов: долгий путь к научному исследованию? [Электронный ресурс] / Б. Р. Мандель. — М. : Вузовский Учебник, 2015. — 25 с.

    Овчаров, А. О. Методология научного исследования: учебник / А.О. Овчаров, Т.Н. Овчарова. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 304 с.

    Резник, С. Д. Аспиранты России: отбор, подготовка к самостоятельной научной и педагогической деятельности : монография / Под общ. ред. С.Д. Резника. — 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2017. — 236 с.

    Романов, П. Ю. Организация исследовательской деятельности в процессе обучения естественнонаучным дисциплинам в школе и вузе: монография / П.Ю. Романов, Т.П. Злыднева, Т.Е. Романова [и др.]. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 260 с.

    Сафронова, Т. Н. Основы научных исследований: лаб. практикум для студентов направления подготовки 101100.62 «Гостиничное дело» профиля «Ресторанная деятельность» всех форм обучения/СафроноваТ.Н., ТимофееваА.М. — Краснояр. : СФУ, 2015. — 131 с.

    Синченко, Г. Ч. Логика диссертации: учеб. пособие / Синченко Г. Ч. — 4 изд. — М. : Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 312 с.

    Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=942740

    Дорогие друзья!

    Наш сайт работает на чистом энтузиазме. Мы не требуем регистрации, денег за скачивание книг. Так было и так будет всегда. Но для размещения сайта в интернете требуются средства — хостинг, доменное имя и т.д.

    Пожалуйста, не оставайтесь равнодушными — помогите нам поддерживать существование сайта. Любая помощь будет очень ценна. Спасибо!

    Гореликова. Основы научных исследований. Учебное пособие

    Учебное пособие составлено в соответствии с программой дисциплины «Основы научных исследований» . В нем даны основные термины и понятия в области научных исследований. Более подробно рассмотрены вопросы научных исследований в области товароведения и экспертизы продовольственных товаров.

    Введение.
    Содержание теоретического курса.
    по основам научных исследований.
    Цели и задачи дисциплины.
    Основные термины и определения.
    Научные документы и издания.
    Организация работы с научной литературой.
    Организация сбора научной.
    информации в торговых предприятиях.
    Этапы научно-исследовательской работы.
    Требования к выполнению контрольных заданий.
    по дисциплине «Основы научных исследований.
    Варианты контрольных заданий для студентов.
    по дисциплине «Основы научных исследований».
    Вопросы к зачету по «Основам научных.
    исследований».

    Смотрите также

    Основы научных исследований: учеб. пособие. Аудиофайл

    Учебное пособие — Организация научных исследований

    Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А. Основы научных исследований: Учеб. пособие

    Под ред. А. А. Лудченко. — 2-е изд., стер. — К.: О-во «Знания», КОО, 2001. — 113 с.

    Учебное пособие ознакомит читателя с методикой выполнения научных исследований в условиях рыночных отношений на принципах самофинансирования и самообеспечения. Рассмотрены методические разработки по формулированию темы, цели и задач науч.

    Огурцов А.Н., Близнюк О.Н. Научные исследования и научная информация

    Кринецкий И.И. Основы научных исследований

    Учебное пособие для вузов. — Киев — Одесса: Вища школа, 1981. — 208 с.

    Рассмотрены основные процессы научных исследований выбор темы, информационный и научный поиск, внедрение. Изложены методы гармонической линеаризации, моделирования, планирования эксперимента и симплексный. Освещены вопросы исследования автоматически.

    Бакеев Д.А., Ильина И.В., Ильин И.А. Основы научных исследований. Экспериментальное исследование технических устройств

    Анкудинов И.Г., Митрофанов A.M. и др. Основы научных исследований

    Огурцов А.Н. Основы научных исследований

    Учебно-методическое пособие. — Харьков: НТУ «ХПИ», 2008. — 178 с.

    Учебно-методическое пособие содержит основные сведения об организации научно-исследовательской работы и ее этапах, о методологии научных исследований и оформлении научных результатов, об основах научной этики, а также рекомендации по подготовке, написани.

    Учебно-метод. пособие. – Харьков: НТУ «ХПИ», 2008. – 178 с.

    Пособие содержит основные сведения об организации научно-исследовательской работы и ее этапах, о методологии научных исследований и оформлении научных результатов, об основах научной этики, а также рекомендации по подготовке, написанию и оформлению научно-иссле.

    Сабитов Р.А. Основы научных исследований

    Учебное пособие. — Челябинск: ЧГУ, 2002. — 138 с.

    Пособие содержит основные сведения об организации научно-исследовательской работы в России, ее этапах, о методологии научных исследований в области юриспруденции, а также рекомендации по подготовке и написанию научных докладов, курсовых и дипломных работ.
    Адресовано .

    Пособие основы научных исследований

    Практикум по дисциплине «Основы научных исследований» составлен в соответствии с рабочими программами и предназначен для бакалавров заочной формы обучения, обучающихся по ОПП «Электрооборудование и электротехнологии». Целью практикума является ознакомление студентов с основными понятиями в области научных исследований и организацией НИРС [1, 2, 3]. Учебное пособие содержит методический материал по научно-исследовательской практике и основные положения по выполнению выпускной квалификационной работы. Структура практикума позволяет концентрировать внимание обучающихся на проблемных и перспективных вопросах потребительских энергосистем АПК. Особое внимание уделено обучению бакалавров формулировкам цели и задач научного исследования, определению объекта и предмета изучения, составлению выводов по проделанной работе. Изложена методика выбора темы исследования, которая должна отвечать следующим требованиям: быть актуальной; иметь научную новизну; иметь практическую значимость; быть экономически эффективной. Обосновано, что выбор темы должен базироваться на специальном технико-экономическом расчете или на значимости темы исследования для престижа отечественной науки. Представлена методика оценки экономической эффективности выполняемой бакалаврами научно-исследовательской работы. Отмечено, что важной характеристикой темы является возможность быстрого внедрения ее результатов в производство. При этом обосновано, что особое значение имеет обеспечение широкого внедрения результатов НИРС не только на предприятии заказчика, но, например, и в масштабах отрасли. Приведены примеры внедрения результатов исследований по научной школе «Эффективное использование энергии». Отдельная глава посвящена методикам обработки и анализу собранных материалов. Представлены примеры систематизации полученных результатов, рассмотрены методики статистической обработки экспериментальных данных и представлению их в удобно читаемой форме с использованием компьютерных технологий Microsoft Word, Microsoft Excel, Corel Draw и т.д. Практикум представляет интерес также для специалистов и научных работников, занимающихся проблемами повышения энергоэффективности предприятий АПК.

    Электронные издания

    № п/п Библиографическое описание Оглавление
    1. Авдонина, Л. Н. Письменные работы научного стиля : учеб. пособие /Л. Н. Авдонина, Т. В. Гусева. — М.: Форум: НИЦ Инфра-М, 2017. — 72 с.

    2. Аникин, В. М. Диссертация в зеркале автореферата [Электронный ресурс] : метод. пособие для аспирантов и соискателей ученой степени естественно-научных специальностей / В. М. Аникин, Д. А. Усанов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 128 с.

    Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=405567

    3. Аристер, Н. И. Диссертационный менеджмент в вопросах и ответах [Электронный ресурс] / Н. И. Аристер, С. Д. Резник, О. А. Сазыкина ; под общ. ред. Ф. И. Шамхалова. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 256 с.

    Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=215444

    4. Аристер, Н. И. Управление диссертационным советом [Электронный ресурс] : практ. пособие / Н. И. Аристер, С. Д. Резник ; под общ. ред. Ф. И. Шамхалова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 319 с.

    Режим доступа: http//znanium.com/bookread.php?book=256796

    5. Афанасьев, В. В. Методология и методы научного исследования : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. В. Афанасьев, О. В. Грибкова, Л. И. Уколова. – М. : Издательство Юрайт, 2020. – 154 с.

    Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/13FEAFC5-B8AA-41D2-B3F8-27A2BD87491B/metodologiya-i-metody-nauchnogo-issledovaniya

    6. Байбородова, Л. В. Методология и методы научного исследования : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Л. В. Байбородова, А. П. Чернявская. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2020. – 221 с.

    Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/847A320D-90A3-452E-A805-3B0B809C9863/metodologiya-i-metody-nauchnogo-issledovaniya

    7. Влади, С. Докторская диссертация: успешно, эффективно и с удовольствием / С. Влади. – М. : Магистр : Инфра-М, 2017. –128 с.

    Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=907470

    8.
    11. Графф, Дж. Как писать убедительно: Искусство аргументации в научных и научно-популярных работах / Джеральд Графф, Кэти Биркенштайн : пер. с англ. — М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. — 258 с.

    Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=519305

    12. Гутгарц, Р. Д. Подготовка кандидатской диссертации по экономике / Гутгарц Р. Д. – М.: Дашков и К, 2017. – 160 с.

    Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=450837

    13. Дрещинский, В. А. Методология научных исследований : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. А. Дрещинский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2020. – 274 с.

    Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/81D0AA80-6C26-4EC1-8AC5-5CE20B074D26/metodologiya-nauchnyh-issledovaniy

    14. 15. Клеандров, М. И. Кандидатская диссертация юриста [Электронный ресурс]/ М. И. Клеандров. — М.: Ин-т гос-ва и права РАН, 2007. — 241 с.

    Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=445645

    16. Кожухар, В. М. Основы научных исследований [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. М. Кожухар. — М.: Дашков и К, 2013. — 216 с.

    Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=415587

    17. Кондауров, В. И . Процесс формирования научного знания (онтологический, гносеологический и логический аспекты) : монография / В. И. Кондауров. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 128 с.

    Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=701687

    18. 19. Кузнецов, В. В. Основы научных исследований (Общий курс) [Электронный ресурс] : учеб. пособие для бакалавров / И. Н. кузнецов. — М.: Дашков и К, 2013, — 284 с.

    Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=415064

    20. Кузьменко, Г. Н. Философия и методология науки : учебник для магистратуры / Г. Н. Кузьменко, Г. П. Отюцкий. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 450 с.

    Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/6CE98AC1-1C69-4763-8E9D-B96CE916710E/filosofiya-i-metodologiya-nauki

    21.
    23.
    24. Мокий, В. С. Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. С. Мокий, Т. А. Лукьянова. – М. : Издательство Юрайт, 2020. – 160 с.

    Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/52148653-1BC1-4CA0-A7A4-E5AFEBF5E662/metodologiya-nauchnyh-issledovaniy-transdisciplinarnye-podhody-i-metody

    25. Мокий, М. С. Методология научных исследований : учебник для магистратуры / М. С. Мокий, А. Л. Никифоров, В. С. Мокий ; под ред. М. С. Мокия. – М. : Издательство Юрайт, 2020. – 255 с.

    Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/5EB3B996-0248-44E1-9869-E8310F70F6A5/metodologiya-nauchnyh-issledovaniy

    26. Нижегородцев, Р. М. Управление высшим образованием и наукой: опыт, проблемы, перспективы [Электронный ресурс] : монография / Р. М. Нижегородцев ; под общ. ред. Р. Нижегородцева, С. Д. Резника. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 400 с.

    Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=461877

    27. 28. Основы научных исследований [Электрооный ресурс] / Б. И. Герасимов, В. В. Дробышева, Н. В. Злобина и др. — М.: Форум, 2013. — 272 с.

    Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=390595

    29. Рабочая книга научного руководителя аспирантов [Электронный ресурс] разраб. С. Д. Резник, О. А. Сазыкина. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 144 с.

    Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=237699

    30. Райзберг, Б. А. Диссертация и ученая степень. Новые положения о защите и диссертационных советах с авторскими комментариями (пособие для соискателей) : научно-практич. пособие / Б. А. Райзберг. – 11-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2020. – 253 с.

    Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=938946

    31. Резник, С. Д. Аспирант вуза: технологии научного творчества и педагогической деятельности [Электронный ресурс] : учеб. пособие / С. Д. Резник. — 5-е изд., перераб. — М.: ИНФРА-М,2016. -451 с.

    Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=542563

    32.
    34. Резник, С. Д . Как защитить свою диссертацию : практич. пособие / С. Д. Резник. –5-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2020. – 318 с.

    Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=927452

    35. Резник, С. Д. Менеджмент. В 3 кн. Кн. 2. Управление высшей школой и научной деятельностью [Электронный ресурс] : избр. ст. / С. Д. резник. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 359 с.

    Режим доступа: http://znanium.com/bokread.php?book=368410

    36. Резник, С. Д. Научное руководство аспирантами : практ. пособие [Электронный ресурс] / С. Д. Резник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2012. — 477 с.

    Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=304108

    37. Резник, С. Д. Основы диссертационного менеджмента [Электронный ресурс] : учебник / С. Д. Резник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 289 с.

    Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=425306

    38. Резник, С. Д. Эффективное научное руководство аспирантами [Электронный ресурс] : монография / С. Д. Резник, С. Н. Макарова ; под общ. ред. С. Д. Резника. — 2-е изд., перераб. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 152 с.

    Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=443292

    39.

    Постоянный режим работы :
    понедельник — четверг с 9:00 до 18:00,
    пятница – с 9:00 до 17:00.

    Режим работы в летний период
    (с 14 июня прием документов от поступающих):
    понедельник — пятница с 9:00 до 18:00,
    суббота с 10:00 до 15:00.

    Читайте так же:  Статья 242 ук рф часть 1