Полномочия инспекторов счетной палаты при проведении проверок и ревизий

Статья 22. Полномочия аудиторов, инспекторов Контрольно — счетной палаты при проведении проверок и ревизий

Статья 22. Полномочия аудиторов, инспекторов Контрольно — счетной палаты при проведении проверок и ревизий

Аудиторы, инспекторы Контрольно-счетной палаты при выполнении своих служебных обязанностей по проведению бюджетно-финансового контроля в пределах своей компетенции имеют право:

беспрепятственно посещать органы государственной власти области, органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации и входить в принадлежащие им производственные, складские, торговые канцелярские и другие помещения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

привлекать должностных лиц органов, имеющих право в соответствии с административным законодательством опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений и злоупотреблений — изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия и копии или опись изъятых документов.

Руководители проверяемых объектов обязаны создавать нормальные условия для работы аудиторов, инспекторов Контрольно-счетной палаты, проводящих проверку или ревизию, предоставлять им необходимые помещения, средства.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство

Действия

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 11.01.95 N 4-ФЗ «О СЧЕТНОЙ ПАЛАТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  • Наименование документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 11.01.95 N 4-ФЗ «О СЧЕТНОЙ ПАЛАТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
    Вид документа закон
    Принявший орган президент рф, гд рф, сф рф
    Номер документа 4-ФЗ
    Дата принятия 01.01.1970
    Дата редакции 01.01.1970
    Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
    Статус не действует
    Публикация
    • «Российская газета», N 9 — 10, 14.01.95;
    • «Собрание законодательства РФ», 16.01.95, N 3, ст. 167
    Навигатор Примечания

    Статья 26. Полномочия инспекторов Счетной палаты при проведении проверок и ревизий

    Инспекторы Счетной палаты при выполнении своих служебных обязанностей по проведению бюджетно-финансового контроля имеют право:

    беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения и организации, банки и иные кредитно-финансовые учреждения независимо от форм собственности, воинские части и подразделения, входить в любые производственные, складские, торговые и канцелярские помещения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

    опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений и злоупотреблений — изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия и копии или опись изъятых документов.

    Руководители проверяемых объектов обязаны создавать нормальные условия для работы инспекторов Счетной палаты, проводящих проверку или ревизию, предоставлять им необходимые помещения, средства транспорта и связи, обеспечивать техническое обслуживание инспекторов и выполнение работ по делопроизводству.

    Счетная палата и финансовый контроль

  • Финансовое право
  • Принципы финансового права
  • Система финансового права
  • Источники финансового права
  • Финансовые правоотношения
  • Субъекты финансового права
  • Финансовая деятельность государства
  • Контроль представительных (законодательных) органов государственной власти

    Принцип разделения властей придаст контролю над финансовой деятельностью органов исполнительной власти со стороны органов представительной власти исключительно важную роль, определяет его новое содержание. Основы этого контроля закреплены конституционно: в Конституции РФ. в конституциях республик в составе России, а также в уставах краев, областей, других субъектов РФ. Формы (методы) финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами всех уровней, и права последних в этом процессе закреплены в БК РФ (гл. 26) и соответствующих региональных и муниципальных правовых актах.

    Важные функции в сфере финансового контроля выполняют каждая из палат Федерального Собрания РФ. Так, в компетенцию Государственной Думы входит рассмотрение и утверждение федерального бюджета, бюджетов внебюджетных государственных социальных фондов, а также отчетов об их исполнении (ст. 114 Конституции РФ). Контрольные функции в области финансов выполняют также комитеты и комиссии, образуемые Советом Федерации и Государственной Думой в рамках своих предметов ведения (ст. 101 Конституции РФ). Особая роль среди них принадлежит Комитету по бюджету и налогам Государственной Думы, Комитету по бюджету Совета Федерации, Комитету Государственной Думы и Совета Федерации по рынкам и денежному обращению.

    Финансовый контроль Совета Федерации и Государственной Думы проводится и в процессе слушаний вопросов о финансах страны на их заседаниях. Утверждение Федеральным Собранием бюджета осуществляется в форме закона, что повышает уровень требовательности к его исполнению. Такая же форма применяется и к отчету об исполнении бюджета.

    Согласно ч. 5 ст. 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату РФ, которая выделяется своим значением и правовым статусом среди специальных контрольных органов. Ее состав, полномочия и порядок деятельности определяются Федеральным законом от 11 января 1995 г. N4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (с изм. на 29 декабря 2010 г., N437-ФЭ). К ведению Государственной Думы относятся назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов (на шесть лет). Совет Федерации назначает и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ, а также половину состава ее аудиторов (ст. 102 и 103 Конституции РФ).

    Счетная палата РФ — это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ.

    В рамках задач, определенных законодательством, она обладает организационной и функциональной независимостью (ст. 1 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации»).

    Деятельность Счетной палаты РФ направлена на проведение контрольно-аналитических мероприятий в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных расходов. К ее задачам относятся:

  • организация и осуществление контроля своевременности исполнения доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
  • оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
  • контроль законности и своевременности движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
  • регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
  • Таким образом, объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов, федеральная собственность.

    Особо выделены ее полномочия по контролю за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и использованием кредитных ресурсов, а именно: управлением и обслуживанием государственного долга; законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и финансовых организаций; эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе; предоставлением государственных кредитов, а также средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

    В области функционирования банковской системы Счетная палата РФ осуществляет контроль за деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета; деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга Российской Федерации (ст. 16 и 19 названного Закона).

    В отношении государственной собственности Счетная палата РФ контролирует поступление в федеральный бюджет средств, полученных от распоряжения государственным имуществом (в том числе его приватизации, продажи; от управления объектами федеральной собственности).

    Закон определяет круг субъектов, на которых распространяются контрольные полномочия Счетной палаты РФ. В него входят:

    • все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения, органы управления федеральными внебюджетными фондами;
    • органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и прочие льготы и преимущества;
    • общественные объединения, негосударственные фонды и другие негосударственные некоммерческие организации, на деятельность которых контрольные полномочия Счетной палаты РФ распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ (ст. 12 названного Закона).
    • Таким образом, область действия контрольных полномочии Счетной палаты ГУ) в отношении указанных субъектов связана с федеральным бюджетом, внебюджетными фондами и федеральной собственностью.

      Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации (независимо от форм собственности) и их должностные лица обязаны представлять по запросам Счетной палаты РФ информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

      Осуществляя контрольную деятельность, Счетная палата РФ вправе проводить ревизии и тематические проверки, о результатах которых она информирует Совет Федерации и Государственную Думу; при выявлении нарушения закона, влекущего уголовную ответственность, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. Проводя ревизии и проверки, должностные лица Счетной палаты РФ не вправе вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых организаций, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта (заключения).

      Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства РФ и бесхозяйственности. Счетная палата РФ направляет представление органам государственной власти Российской Федерации, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Это представление должно быть рассмотрено в указанный в нем срок, а если он не указан, то в течение 20 дней со дня получения предписания.

      Счетная палата РФ имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания в случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих прямой ущерб государству и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты РФ, создания препятствий для проведения ее контрольных мероприятий.

      При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Коллегия Счетной палаты РФ может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

      Инспекторы Счетной палаты РФ при проведении проверок и ревизий наделены следующими правами: беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения, организации, банки; опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады, архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений — изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия или опись изъятых документов.

      В своей работе Счетная палата РФ взаимодействует с другими контрольными органами Российской Федерации (ст. 22 названного Закона), которые обязаны оказывать ей содействие. Это контрольные органы Президента РФ и Правительства РФ, другие федеральные органы, контрольные органы субъектов Федерации, правоохранительные органы, Центральный банк РФ, налоговые и иные органы, а также органы ведомственного контроля.

      Деятельность Счетной палаты РФ основана на принципе гласности. Она должна регулярно предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.

      Правовой статус и задачи Счетной палаты РФ характеризуют ее как высший контрольный орган в стране, хотя такого ее определения в законодательстве нет.

      При создании Счетной палаты РФ был использован зарубежный опыт. Он обобщен в Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в 1977 г.

      Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы государственной власти субъектов РФ, что закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления. Правовая основа контрольной деятельности органов местного самоуправления — законодательство субъектов РФ; принятые в соответствии с Конституцией РФ законы (в том числе законы субъектов РФ о местном самоуправлении), а также нормативные акты представительных органов местного самоуправления — уставы муниципальных образований, положения и др.

      На уровне субъектов РФ их представительные органы власти образуют счетные палаты (контрольно-счетные палаты и т. п.) как органы постоянно действующего государственного финансового контроля за получением и использованием средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных фондов, создаваемых органами власти соответствующих субъектов. Названные контрольные органы подотчетны представительным органам власти субъектов РФ.

      Представительные органы местного самоуправления также образуют на своем уровне контрольные органы.

      Контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты РФ

      Контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты РФ реализуется в следующих сферах контроля:

    • контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета по объемам, структуре и целевому назначению, опенка обоснованности проектов федерального бюджета;
    • контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджетов государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, оценка обоснованности проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
    • определение эффективности и целесообразности использования государственной собственности, контроль за поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью;
    • контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов;
    • контроль за банковской системой в части обслуживания федерального бюджета и государственного долга Российской Федерации. Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения — вне зависимости от видов и форм собственности, если они:
    • получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета;
    • используют федеральную собственность либо управляют ею;
    • имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

    Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций (в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ).

    Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления. Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и их должностные лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

    Контрольно-ревизионная деятельность неизменно остается основным видом деятельности Счетной палаты. Она осуществляется по всем 12 направлениям, возглавляемым аудиторами Счетной палаты, в соответствии с планом работы, утвержденным Коллегией Счетной палаты в соответствии с нормами ст. 9, 14 и 15 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации».

    Результаты контрольно-ревизионной деятельности Счетной палаты РФ свидетельствуют о том, что остаются значительными резервы совершенствования бюджетов и бюджетного процесса, возможности предотвращения фактов нарушений законодательства и финансовой дисциплины. Обычно наиболее серьезными нарушениями являются:

  • нецелевое использование бюджетных средств;
  • неэффективное использование материальных ресурсов и денежных средств;
  • недостача денежных средств и материальных ресурсов;
  • неполное поступление платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды;
  • излишки материальных ценностей и денежных средств;
  • неправомерное расходование денежных средств и материальных ресурсов;
  • другие финансовые нарушения.
  • Существующие механизмы управления не позволяют с должной эффективностью использовать федеральную собственность. Необходимы меры, способствующие созданию единой системы управления государственным имуществом.

    При осуществлении контроля расходов федерального бюджета на обеспечение национальной обороны установлено, что реального повышения качественных параметров Вооруженных Сил РФ не произошло. Результаты контроля расходов федерального бюджета на науку, образование, культуру и здравоохранение свидетельствуют о продолжающемся снижении эффективности бюджетного финансирования. Также установлено, что планируемая финансовая помощь из федеральною бюджета бюджетам субъектов РФ не покрывает расходных обязательств регионов.

    Совершенствование деятельности Счетной палаты РФ

    Суммирующим итогом контрольных мероприятий является аналитическая работа.

    Задача аналитической деятельности Счетной палаты по доходам федерального бюджета — выйти на аналитические обобщения общенационального государственного масштаба, диагностировать финансово-экономическое состояние страны, выявлять опасные тенденции, «узкие» места в системе поступлений доходов в федеральный бюджет, в системе платежей и расчетов, в прохождении налогов в органах, обслуживающих бюджетный процесс. Конечным итогом аналитической деятельности Счетной палаты РФ по доходам федерального бюджета становятся глубоко проработанные и всесторонне обоснованные предложения по совершенствованию законодательства по налогам и сборам, формирования доходной части федерального бюджета для принятия таких управленческих решений, которые позволили бы существенно увеличить объем доходов, поступающих в федеральный бюджет, а также свести на нет возможность уклонения налогоплательщиками от уплаты налогов и сборов. Контрольная деятельность Счетной палаты РФ по доходам федерального бюджета без хорошей аналитической работы не может принести ценных предложений по выявлению резервов увеличения доходов федерального бюджета, оценке эффективности действующего налогового и бюджетного законодательства и оценке налогового потенциала страны. Объектом аналитической работы Счетной палаты является прохождение налоговых платежей через банковскую систему. Счетная палата РФ оценивает эффективность использования объектов государственной собственности, ее приватизации. Настало время провести полную инвентаризацию наличного богатства страны и проанализировать, например, насколько законно и эффективно используется федеральная собственность за рубежом.

    Актуальной остается проблема вывода головными компаниями части активов и прибыли в учрежденные ими, в том числе за рубежом, дочерние и внучатые компании, что влечет за собой значительные потери бюджетной системы, в том числе федерального бюджета. Незаконный вывоз капитала за рубеж создает большую угрозу экономической безопасности страны — размеры вывоза в десятки и сотни раз превышают инвестирование в реальный сектор экономики за счет всех источников финансирования.

    В своей деятельности Счетная палата активно взаимодействует с контрольными органами субъектов РФ. В декабре 2000 г. была создана Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации (АКСОР). Основные задачи АКСОР: содействие в разработке и внедрении унифицированной системы контроля за формированием и исполнением бюджетов различных уровней; выработка единых стандартов и методик контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности; обмен опытом и повышение профессиональной подготовки специалистов. Счетная палата РФ оказывает контрольно-счетным органам субъектов РФ на основе соглашений необходимую правовую, консультационную и методическую помощь. Одно из основных направлений взаимодействия — проведение совместных контрольных мероприятий, количество и тематика которых расширяются из года в год.

    В Ассоциацию входят Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и Союз муниципальных контрольно-счет- ных органов РФ, объединяющий свыше 70 муниципальных контрольно-счетных органов. Под эгидой Ассоциации проводятся конференции, круглые столы, на которых обсуждаются актуальные проблемы совершенствования и повышения эффективности государственного и муниципального финансового контроля, изучается и распространяется передовой отечественный и зарубежный опыт. Действует Научно-методический совет АКСОР. Ассоциация ежегодно проводит конкурс «Лучший финансовый контролер России».

    В целях совершенствования организации контрольной работы осуществляется взаимодействие с Главным контрольным управлением Президента РФ, Аппаратом Правительства РФ, Межведомственной комиссией Совета Безопасности РФ по общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией. Проводились рабочие встречи руководства Счетной палаты с руководящими работниками Генеральной прокуратуры РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Министерства внутренних дел РФ, Государственного таможенного комитета РФ и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

    По результатам контрольных мероприятий Счетная палата направляет материалы в органы прокуратуры, в Федеральную службу безопасности РФ, в Министерство внутренних дел РФ. По результатам рассмотрения материалов контрольных мероприятий возбуждаются уголовные дела.

    Счетная палата РФ активно участвует в работе пяти международных организаций, в том числе Европейской организации высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ). Палата принимает активное участие в семинарах ЕВРОСЛИ по таким вопросам, как взаимодействие высших органов финансового контроля с региональными и местными контрольными органами, информационная политика высших контрольных органов, в международных конференциях по борьбе с коррупцией. Развивается многостороннее сотрудничество высших органов финансового контроля государств — участников Содружества Независимых Государств.

    Счетной палатой заключены соглашения о сотрудничестве с государственными органами финансового контроля 36 стран (данные за 2005 г.), проводятся совместные семинары и стажировки по актуальным проблемам контрольно-ревизионной работы, обмен методическими и информационными материалами.

    Полученные в ходе взаимодействия с контрольными органами зарубежных стран материалы о международном опыте широко используются в практической деятельности Счетной палаты при разработке ревизионных стандартов и методологии контроля, внедрении аудита эффективности, совершенствовании планирования работы, организации переподготовки кадров.

    Контрольная деятельность Счетной палаты РФ строится с учетом того факта, что она является членом международных организаций, созданных в целях обобщения наиболее прогрессивного мирового опыта. Наряду с этим Счетная палата исходит из реалий функционирования Счетной палаты ЕС, контрольного органа ООН, опыт которых важно изучать и применять в российских условиях.

    Московский государственный университет печати

    Мерзликина Е. М.

    Контроль и ревизия

    Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    Мерзликина Е. М.
    Контроль и ревизия
    Начало
    Печатный оригинал
    Об электронном издании
    Оглавление
    Указатели
    указатель иллюстраций

    В настоящее время в России происходят радикальные преобразования в области финансово-экономического управления. Сформированы и совершенствуются такие виды вневедомственного и ведомственного финансового контроля, как налоговый, таможенный, бюджетный и банковский контроль. В современном российском обществе финансовый контроль все в большей степени используется как средство регулирования экономических вопросов.

    Финансовый контроль необходим в различных сферах управления и на различных уровнях управления. В соответствии с классификацией видов контроля, представленной на рис. 1.1, можно выделить внешний по отношению к экономическому субъекту финансовый контроль (межгосударственный, государственный), а также внутренний (корпоративный), который организуется у каждого экономического субъекта. Соответственно общественный и гражданский виды контроля могут быть как внешними, так и внутренними.

    Рассмотрим сущность внешнего финансового контроля на уровне государства. Государственный финансовый контроль развивается вместе с возникновением и развитием государственных финансов. Финансы в целом имеют две главные тесно связанные между собой функции — распределительную и контрольную. С помощью финансов государство распределяет общественный продукт, в результате чего формируются и используются фонды денежных средств. Этот процесс вызывает необходимость контроля над движением этих фондов, над стоимостными и натурально-вещественными пропорциями расширенного воспроизводства.

    Государственный финансовый контроль осуществляется на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта, т.е. субъектом такого контроля является государство. Контрольная функция финансов проявляется в хозяйственной деятельности корпораций как институциональных (самостоятельно функционирующих) единиц экономики — при кредитовании и финансировании, расчетах с контрагентами, взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы. Таким образом, объектами финансового контроля являются финансовые показатели деятельности корпораций, исполнительных органов государственной власти, бюджетных учреждений.

    Государственный финансовый контроль — неотъемлемая часть государственного управления. Принципы государственного контроля обобщены и зафиксированы в международных документах, и в первую очередь, в Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г. Прежде всего, международные документы подчеркивают значимость для демократического правового государства, каковым стремится стать Российская Федерация, организации независимого государственного контроля над управлением общественными финансами. Так, уже в статье 1 Лимской декларации прямо указывается, что «…организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Контроль — не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, задачей которой является выявление отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры». При этом в статье 4 декларации обращается внимание на то, что цели работы высшего контрольного органа -законность, правильность, эффективность и экономичность управления денежными и материальными средствами — в основном одинаково важны. Делом высшего контрольного органа является определение относительной важности той или другой из них.

    В других главах Лимской декларации отмечается, что высший контрольный орган государства проверяет деятельность правительства, его административного руководства и любого другого подчиненного ему органа. Однако правительство целиком и полностью отвечает за свои действия и ошибки и не может освобождать себя от ответственности, ссылаясь на проведенные проверки и мнения экспертов высшего контрольного органа, если такое экспертное мнение не было представлено в качестве юридически обоснованного и оформленного заключения.

    В качестве внешней контрольной службы высший контрольный орган должен проверять и эффективность внутренних контрольных служб, создаваемых внутри отдельных ведомств и организаций. Если внутренняя контрольная служба признана эффективной, необходимо предпринять усилия, не ущемляя права высшего контрольного органа, проводить всеохватывающую проверку с тем, чтобы обеспечить необходимое разделение задач и сотрудничество между высшим контрольным органом и внутренней контрольной службой. Кроме того, высший контрольный орган должен быть уполномочен проверять уплату налогов до максимально возможной степени и в ходе проверки просматривать личные досье граждан об уплате налогов.

    Эти принципы организации государственного финансового контроля определяют его роль в управлении государством и позволяют создать эффективную систему контроля в отдельно взятой стране.

    Государственный финансовый контроль в России на высшем уровне осуществляется Счетной палатой Российской Федерации. Ее деятельность определяется Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (в последующих редакциях и с последующими изменениями, принятыми соответствующими федеральными законами).

    Счетная палата Российской Федерации (далее — Счетная палата) является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.

    В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими законами Российской Федерации. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.

    Счетная палата является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

    Задачами Счетной палаты являются:

    — организация и осуществление контроля над своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

    — определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

    — оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

    — финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

    — анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

    — контроль над законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

    — регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

    Счетная палата осуществляет контроль исполнения федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.

    Законом определены состав и структура Счетной палаты: Председатель Счетной палаты, его заместитель, аудиторы, аппарат Счетной палаты.

    Структуру и штатное расписание аппарата Счетной палаты утверждает Коллегия Счетной палаты по представлению Председателя Счетной палаты в пределах средств на содержание Счетной палаты.

    Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет. Постановление о назначении Председателя Счетной палаты принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Предложения о кандидатах на должность Председателя Счетной палаты могут вноситься Президенту Российской Федерации депутатскими объединениями в Государственной Думе и комитетами Государственной Думы, а также не менее одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы. Кандидатуру для назначения на должность Председателя Счетной палаты Президент Российской Федерации представляет не позднее, чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Счетной палаты. В случае досрочного освобождения от должности Председателя Счетной палаты Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения. В случае отклонения кандидатуры, предложенной на должность Председателя Счетной палаты, Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом Президент Российской Федерации вправе вновь представить на рассмотрение Государственной Думы ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру.

    Председатель Счетной палаты:

    — осуществляет руководство деятельностью Счетной палаты и организует ее работу в соответствии с Регламентом Счетной палаты;

    — представляет Совету Федерации и Государственной Думе совместно с заместителем Председателя Счетной палаты отчеты о работе Счетной палаты;

    — представляет Счетную палату в органах государственной власти Российской Федерации и за рубежом.

    Во исполнение возложенных на него полномочий Председатель Счетной палаты издает приказы и распоряжения, осуществляет прием и увольнение сотрудников аппарата Счетной палаты, заключает хозяйственные и иные договоры.

    Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет. Постановление о назначении заместителя Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации. Предложения о кандидатах на должность заместителя Председателя Счетной палаты могут вноситься Президенту Российской Федерации комитетами и комиссиями Совета Федерации, а также не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации. Кандидатуру для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты Президент Российской Федерации представляет не позднее, чем за три месяца до истечения полномочий действующего заместителя Председателя Счетной палаты. В случае досрочного освобождения от должности заместителя Председателя Счетной палаты Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения. В случае отклонения кандидатуры, предложенной на должность заместителя Председателя Счетной палаты, Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом Президент Российской Федерации вправе вновь представить на рассмотрение Совета Федерации ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру.

    Заместитель Председателя Счетной палаты выполняет должностные обязанности в соответствии с Регламентом Счетной палаты, исполняет в отсутствие Председателя Счетной палаты его функции, по поручению Председателя Счетной палаты представляет Счетную палату в органах государственной власти Российской Федерации и за рубежом.

    Председателем и заместителем Председателя Счетной палаты могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов. Они не могут состоять в родственных отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации и Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства Российской Федерации, Руководителем Администрации Президента Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем Конституционного Суда Российской Федерации, Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

    Председатель и заместитель Председателя Счетной палаты имеют право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, Президиума Правительства Российской Федерации. Они не могут быть депутатами Государственной Думы, членами Правительства Российской Федерации, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

    Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения. Конкретное содержание направления деятельности Счетной палаты, возглавляемого одним из аудиторов Счетной палаты, устанавливается Коллегией Счетной палаты (табл. 2.1).

    Перечень направлений финансового контроля Счетной палаты РФ

    РЕГЛАМЕНТ Контрольно-счётной палаты города Ливны Орловской области

    1. Общие положения
    1.1. Регламент Контрольно-счетной палаты города Ливны Орловской области (далее — Регламент) принят в соответствии с Федеральным Законом от 07.02.2011 г. №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Положением «О контрольно-счетной палате города Ливны Орловской области», утвержденным Решением Ливенского городского Совета народных депутатов от 27.09.2011 г. №5/36-ГС (далее — Положение).
    1.2. Регламент определяет внутренние вопросы деятельности Контрольно-счетной палаты города Ливны Орловской области (далее — Контрольно-счетной палаты), компетенцию председателя и других сотрудников Контрольно-счетной палаты, порядок подготовки и проведения контрольных мероприятий, экспертно-аналитической работы и иной деятельности, порядок оформления и представления соответствующим органам и организациям итогов контрольных мероприятий, актов проверок, представлений и предписаний, заключений и предложений, а также порядок ведения дел.
    1.3. Положения Регламента являются обязательными к исполнению всеми сотрудниками Контрольно-счетной палаты.

    2. Порядок принятия Регламента
    2.1 В соответствии с п.2.12. Положения о Контрольно-счетной палате Регламент утверждается председателем Контрольно-счетной палаты.

    3. Компетенция председателя Контрольно-счетной палаты
    3.1. Председатель Контрольно-счетной палаты в соответствии с федеральным законодательством, законодательством области, Положением о Контрольно-счетной палате и настоящим Регламентом:
    1) осуществляет общее руководство деятельностью Контрольно-счетной палаты и организует её работу в соответствии с Положением;
    2) утверждает планы работы Контрольно-счетной палаты и изменения к ним;
    3) утверждает годовой отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты;
    4) утверждает стандарты внешнего муниципального финансового контроля, методики, инструкции и иные внутренние нормативные документы Контрольно-счетной палаты;
    5) утверждает планы и программы проверок, ревизий, обследований и экспертиз;
    6) утверждает результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетной палаты;
    7) подписывает представления, предписания, заключения, а также запросы Контрольно-счетной палаты, соглашения и договоры о взаимодействии с иными государственными органами и общественными объединениями;
    8) представляет городскому Совету народных депутатов и главе города ежегодные отчеты о деятельности Контрольно-счетной палаты, результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
    9) в случаях, предусмотренных законодательством, направляет материалы результатов контрольно-ревизионных мероприятий и экспертных работ в правоохранительные органы и иные органы государственного контроля;
    10) представляет Контрольно-счетную палату в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами;
    11) разрабатывает и представляет на утверждение Ливенскому городскому Совету народных депутатов проект структуры Контрольно-счетной палаты;
    12) утверждает штатное расписание Контрольно-счетной палаты, должностные инструкции сотрудников и другие документы по внутренним вопросам деятельности Контрольно-счетной палаты;
    13) осуществляет полномочия по найму и увольнению работников аппарата Контрольно-счетной палаты;
    14) издает правовые акты (приказы, распоряжения) по вопросам организации деятельности Контрольно-счетной палаты;
    15) является распорядителем кредитов и имеет право первой подписи на банковских и финансовых документах Контрольно-счетной палаты;
    16) утверждает годовую смету расходов Контрольно-счетной палаты;
    17) заключает хозяйственные и иные договоры в пределах своей компетенции;
    18) участвует в заседаниях Ливенского городского Совета народных депутатов, совещаниях администрации города Ливны и её структурных подразделений;
    19) выступает на заседании городского Совета народных депутатов с заключениями Контрольно-счетной палаты на годовой отчет об исполнении городского бюджета;
    20) принимает меры по обеспечению гласности в работе Контрольно-счетной палаты;
    21) организует обучение и повышение квалификации сотрудников Контрольно-счетной палаты;
    22) несет личную ответственность за сохранность сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
    23) осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением и настоящим Регламентом.
    Председатель Контрольно-счетной палаты несет ответственность за достоверность информации, представляемой Контрольно-счетной палатой.

    4. Компетенция инспекторов Контрольно-счетной палаты
    4.1. Инспекторы выполняют должностные обязанности в соответствии с Федеральным и областным законодательством, Положением о Контрольно-счетной палате, настоящим Регламентом, должностной инструкцией, а также приказами и распоряжениями председателя Контрольно-счетной палаты.
    4.2. Инспекторы Контрольно-счетной палаты:
    1) проводят проверки в соответствии с утвержденными планами и поручениями председателя Контрольно-счетной палаты, программой контрольного мероприятия;
    2) проводят финансовую экспертизу проектов муниципальных правовых актов по вопросам бюджета и муниципальной собственности и их исполнения;
    3) участвуют в экспертно-аналитической работе по определенному направлению деятельности, участвуют в подготовке заключений на проекты муниципальных правовых актов, муниципальных целевых программ;
    4) проводят оперативный контроль за исполнением городского бюджета, за использованием муниципальной собственности;
    5) составляют справки или акты по результатам контрольного мероприятия, отражают в них выявленные нарушения и отклонения от положений законов и иных нормативных правовых актов;
    6) вносят предложения по включению объектов проверок в годовой и текущие планы работы Контрольно-счетной палаты;
    7) разрабатывают программы проведения проверок;
    8) проводят тематические документарные проверки в пределах полномочий Контрольно-счетной палаты в соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты, методикой и программой проверки;
    9) участвуют в подготовке годового отчета о работе Контрольно-счетной палаты по определенному направлению деятельности;
    10) участвуют в организации и проведении внешней проверки годовой отчетности главных администраторов, распорядителей бюджетных средств, годового отчета об исполнении бюджета города;
    11) готовят информацию председателю Контрольно-счетной палаты о ходе проведения проверок, о промежуточных результатах, о нештатных ситуациях, возникающих при проведении проверок, о запрашиваемых, но не представленных документах;
    12) составляют акт об отказе в допуске на проверяемый объект, к материалам и документам и представляют его в течение суток председателю Контрольно-счетной палаты;
    13) анализирует итоги проведенных проверок, разрабатывают предложения по устранению выявленных нарушений и по возмещению причиненного ущерба;
    14) составляют акты и отчеты по результатам проверок, а также проекты представлений и предписаний;
    15) обеспечивают сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении контрольной деятельности;
    16) осуществляют контроль за целевым использованием бюджетных средств, а также за использованием муниципальной собственности, кредитных ресурсов и займов;
    17) осуществляют контроль за исполнением представлений и предписаний Контрольно-счетной палаты;
    18) осуществляют учет и хранение материалов контрольных мероприятий и экспертно-аналитической работы в соответствии с утвержденным порядком;
    19) исполняют иные обязанности в пределах компетенции Контрольно-счетной палаты.

    5. Планирование деятельности Контрольно-счетной палаты
    5.1. В соответствии с п.5.2. Положения Контрольно-счетная палата организует свою деятельность на основе годовых планов работы.
    5.2. Годовой план работы Контрольно-счетной палаты формируется на основе данных контрольной и экспертно-аналитической работы за предшествующий период, поручений Ливенского городского Совета народных депутатов, предложений и запросов главы города Ливны, поступивших в Контрольно-счетную палату до 15 декабря года, предшествующего планируемому.
    5.3. Годовой план работы должен предусматривать:
    1) обеспечение всестороннего системного контроля за формированием и использованием средств городского бюджета, эффективным использованием муниципальной собственности города;
    2) финансовую экспертизу проектов городского бюджета;
    3) внешнюю проверку годовых отчетов об исполнении городского бюджета;
    4) контрольные мероприятия и экспертно-аналитическую работу;
    5) иные вопросы в пределах полномочий Контрольно-счетной палаты.
    5.4. План работы Контрольно-счетной палаты на год утверждается в срок до 30 декабря года, предшествующего планируемому.
    5.5. Организация контроля за выполнением годового плана деятельности Контрольно-счетной палаты возлагается на председателя.
    5.6. Контрольно-счетной палатой могут проводиться внеплановые контрольные мероприятия – мероприятия, не включенные в план работы Контрольно-счетной палаты на очередной финансовый год.
    5.7. Порядок рассмотрения поручений, предложений и запросов, поступивших в Контрольно-счетную палату:
    1) Предложения Ливенского городского Совета народных депутатов, главы города Ливны рассматриваются Контрольно-счетной палатой в 10-дневный срок со дня поступления.
    2) По результатам рассмотрения предложений принимается одно из следующих решений:
    — включить в план работы Контрольно-счетной палаты и провести контрольное и (или) экспертно-аналитическое мероприятие в соответствии с обращением;
    — учесть обращение при проведении иных плановых контрольных и (или) экспертно-аналитических мероприятий (указать конкретно наименование и сроки);
    — направить обращение в иные государственные органы или органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией;
    — отклонить обращение.
    3) Председатель Городского Совета народных депутатов, глава города уведомляются о принятых Контрольно-счетной палатой решениях по их поручениям, предложениям и запросам в течение 10-ти рабочих дней после их рассмотрения.
    5.8. В случае принятия председателем Контрольно-счетной палаты решения о внесении изменений в план работы Контрольно-счетной палаты в течение 5 рабочих дней издается распоряжение о внесении соответствующих изменений в план работы.

    6. Делопроизводство в Контрольно-счетной палате
    6.1. Делопроизводство в Контрольно-счетной палате осуществляется в соответствии с инструкцией по делопроизводству, утвержденной председателем Контрольно-счетной палаты, и номенклатурой дел Контрольно-счетной палаты.

    7. Порядок подготовки к проведению контрольного мероприятия
    7.1. Контрольное мероприятие проводится Контрольно-счетной палатой в соответствии с планом работы или (в отдельных случаях) на основе распоряжения председателя Контрольно-счетной палаты о проведении контрольного мероприятия с соблюдением требований локальных нормативных правовых актов, использованием методических рекомендаций и стандартов деятельности Контрольно-счетной палаты.
    Обязательным условием проведения контрольного мероприятия является наличие утвержденной программы.
    7.2. Проведение контрольного мероприятия осуществляется на основе распоряжения Контрольно-счетной палаты, в котором указываются:
    1) полное наименование контрольного мероприятия;
    2) основание для проведения контрольного мероприятия (ссылка на соответствующий пункт годового плана работы Контрольно-счетной палаты);
    3) цель (объект) контрольного мероприятия;
    4) проверяемый период;
    5) сроки проведения контрольного мероприятия;
    6) руководитель и участники проведения контрольного мероприятия.
    7.3. Программа контрольного мероприятия разрабатывается сотрудником, ответственным за проведение данного мероприятия, утверждается председателем Контрольно-счетной палаты и должна содержать:
    1) основание для проведения контрольного мероприятия;
    2) цель и предмет проводимого контрольного мероприятия;
    3) правовую основу проводимого контрольного мероприятия;
    4) перечень вопросов контрольного мероприятия и перечень проверяемых объектов;
    5) сроки проведения контрольного мероприятия;
    6) состав участников контрольного мероприятия;
    7.4. Программа контрольного мероприятия может быть дополнена или сокращена в процессе проведения по представлению сотрудника, ответственного за выполнение данного мероприятия. При этом дополнение или сокращение программы должно быть утверждено председателем Контрольно-счетной палаты.
    7.5. Не позднее, чем за 3 дня до установленной даты начала контрольного мероприятия, руководителю проверяемого объекта направляется уведомление о предстоящей проверке, в котором указываются полное наименование контрольного мероприятия, основание для его проведения, сроки проведения контрольного мероприятия, состав участников мероприятия и предложение создать необходимые условия для проведения контрольного мероприятия.
    К уведомлению могут прилагаться:
    — копия утверждённой программы проведения контрольного мероприятия (или выписка из программы);
    — перечень документов, которые должностные лица объекта контрольного мероприятия должны подготовить для представления участникам контрольного мероприятия;
    — перечень вопросов, которые необходимо решить до начала проведения контрольного мероприятия на объекте;
    — специально разработанные для данного контрольного мероприятия формы, необходимые для систематизации представляемой информации.

    8. Порядок привлечения к участию в проводимых Контрольно-счетной палатой мероприятий внештатных специалистов
    8.1. Решение о привлечении к проведению контрольных мероприятий внештатных специалистов принимает председатель Контрольно-счетной палаты по предложению инспектора. В соответствии с п.5.20 Положения привлечение специалистов производится на договорной основе.

    9. Оформление актов по результатам контрольных мероприятий
    9.1. По результатам проведенного контрольного мероприятия участники контрольного мероприятия составляют в течение 14 дней акт в двух экземплярах и подписывают его.
    9.2. Акт может оформляться по контрольному мероприятию в целом или — при необходимости — по отдельным фактам.
    9.3. В акте должны быть указаны:
    1) основание, цель, предмет, объекты проверки;
    2) перечень изученных материалов и документов;
    3) перечень охваченных проверкой объектов;
    4) перечень не представленных из числа затребованных документов с указанием причин отказа и иных фактов препятствования работе;
    5) перечень установленных фактов нарушений законодательства в деятельности проверяемых учреждений и организаций (с указанием статей законов и иных нормативных правовых актов, требования которых нарушены), а также фактов нецелевого и (или) неэффективного использования бюджетных средств с указанием должностных лиц, допустивших нарушения.
    9.4. В случае, если выявленные нарушения содержат в себе признаки ущерба для городского бюджета и если необходимо принять срочные меры для пресечения противоправных действий должностных лиц проверяемого объекта, инспектор КСП незамедлительно оформляет акт по факту выявленных нарушений с указанием оценки прямого ущерба, информирует об этом председателя Контрольно-счетной палаты.
    9.5. При изложении в актах проверок выявленных нарушений бюджетного законодательства должна обеспечиваться объективность и точность описания их сущности со ссылкой на подлинные документы, подтверждающие достоверность записей в акте.
    9.6. При проведении контрольного мероприятия также могут оформляться следующие виды актов:
    — акт по фактам создания препятствий должностным лицам Контрольно-счетной палаты в проведении контрольного мероприятия;
    — акт по фактам выявленных на объекте контрольного мероприятия нарушений, требующих принятия незамедлительных мер по их устранению и безотлагательного пресечения противоправных действий;
    — акт по факту опечатывания касс, кассовых или служебных помещений, складов и архивов на объекте контрольного мероприятия;
    — акт изъятия документов объекта контрольного мероприятия.
    Порядок оформления и содержание указанных актов, доведения их до сведения руководителей проверяемых органов и организаций устанавливается стандартом внешнего муниципального контроля Контрольно-счетной палаты.
    9.7. В пределах своей компетенции руководитель контрольного мероприятия имеет право требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов и организаций представления письменных объяснений по фактам нарушений, выявленных при проведении контрольных мероприятий, а также необходимых копий документов, заверенных в установленном порядке.
    9.8. Срок проведения ревизии (проверки), численный и персональный состав ревизионной группы устанавливаются председателем Контрольно-счетной палаты исходя из темы ревизии (проверки), объема предстоящих контрольных мероприятий, особенностей финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации и других обстоятельств.
    Продолжительность контрольного мероприятия, как правило, не должна превышать 30 рабочих дней. Подготовительные периоды, связанные с изучением необходимых правовых актов, отчетных и статистических данных, других материалов, характеризующих деятельность подлежащего проверке объекта контроля и составлением программы контрольного мероприятия, не включаются в сроки проведения контрольного мероприятия, но в совокупности не должны превышать 10-ти рабочих дней.
    Датой окончания ревизии (проверки) считается дата составления акта ревизии (проверки).

    10. Ознакомление ответственных должностных лиц проверяемых объектов с актом по результатам проведенного контрольного мероприятия
    10.1. Акт проверки в двух экземплярах с сопроводительным письмом направляется для ознакомления руководителям проверяемых учреждений и организаций, один экземпляр акта проверки подлежит возврату в Контрольно-счетную палату.
    10.2. Ознакомление руководителей проверяемых учреждений и организаций с актом по результатам проведенных контрольных мероприятий производится в течение трех рабочих дней со дня его получения.
    10.3. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте, руководителем объекта в течение трех рабочих дней после представления акта для ознакомления направляются в Контрольно-счетную палату письменные возражения, и подписывается акт ревизии (проверки) с указанием на наличие возражений. Возражения представляются в Контрольно-счетную палату вместе с одним экземпляром акта и являются неотъемлемым приложением к нему. Полученные возражения рассматриваются Контрольно-счетной палатой в течение трёх рабочих дней с направлением в адрес проверенной организации ответа.
    10.4. В случае невозвращения акта ревизии (проверки) в установленный срок датой окончания ревизии (проверки) считается день составления акта о не возврате акта ревизии (проверки). Акт ревизии (проверки) считается принятым без возражений.
    10.5. Не допускается представление для ознакомления руководителю проверяемого объекта не подписанных сотрудниками КСП актов. Внесение в подписанные сотрудниками акты каких-либо изменений на основании замечаний руководителей проверяемых организаций и вновь представленных ими материалов не допускается.

    11. Действия работников Контрольно-счетной палаты в случае отказа в допуске на проверяемый объект, к материалам и документам
    11.1. В случае отказа руководителей проверяемых учреждений, организаций в допуске работников Контрольно-счетной палаты, предъявивших служебные удостоверения и распоряжение о проведении мероприятия, на территорию проверяемого объекта либо к необходимой информации проверяющий обязан незамедлительно оформить акт об отказе с указанием даты, времени и места, фамилии должностного лица, допустившего отказ, и других обстоятельств отказа.
    11.2. Акт в течение суток с момента его составления представляется председателю Контрольно-счетной палаты, который принимает необходимые меры по обеспечению проведения проверки на указанных объектах.
    11.3. На основании решения председателя Контрольно-счетной палаты указанный акт в течение суток может быть направлен в прокуратуру по месту проведения контрольного мероприятия для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
    11.4. При отсутствии или запущенности бухгалтерского учета на проверяемом объекте должностное лицо, осуществляющее проверку, информирует об этом руководителя. Председатель Контрольно-счетной палаты решает вопрос о приостановлении проверки до восстановления бухгалтерского учета или проведении проверки по имеющимся документам.

    12. Порядок проведения экспертно-аналитических мероприятий
    12.1. Экспертно-аналитические мероприятия (экспертиза, мониторинг) проводятся Контрольно-счетной палатой в соответствии с утвержденными (внесенными) в установленном порядке планами работы, с соблюдением требований локальных нормативных правовых актов, использованием методических рекомендаций и стандартов по экспертно-аналитической деятельности Контрольно-счетной палаты.
    12.2. По результатам экспертно-аналитических мероприятий в установленный нормативным правовым актом срок оформляются заключения.

    13. Оформление отчета о результатах проведенного
    контрольного мероприятия
    13.1. По результатам контрольного мероприятия составляется и подписывается сотрудником Контрольно-счетной палаты, ответственным за проведение контрольного мероприятия, отчет, который должен содержать:
    1) исходные данные (основание, цель, предмет, объекты проверки);
    2) перечень изученных документов;
    3) перечень неполученных документов из числа затребованных с указанием причин и акта об отказе;
    4) перечень оформленных актов;
    5) перечень установленных фактов нарушений законодательства в деятельности проверяемого объекта (с указанием статей законов и иных нормативных правовых актов, требования которых нарушены), а также фактов нецелевого и (или) неэффективного использования бюджетных средств с указанием оценки ущерба (при наличии такового) для городского бюджета, а также с указанием должностных лиц, допустивших нарушения;
    6) предложения по устранению установленных в ходе проверки нарушений;
    7) проекты представлений, предписаний и информационных писем по результатам контрольного мероприятия;
    8) наличие письменных замечаний и возражений либо сведений об отказе от подписи акта проверки;
    9) заключение сотрудника КСП на замечания руководителя проверяемого учреждения, организации.
    Согласованные замечания являются неотъемлемой частью акта и учитываются при подготовке представлений и предписаний Контрольно-счетной палаты по результатам проверки.
    13.2. Отчет о результатах контрольного мероприятия оформляется в течение 10 дней после подписания акта проверки и представляется на утверждение председателю Контрольно-счетной палаты.

    14. Порядок рассмотрения и принятия решений по результатам мероприятий председателем Контрольно-счетной палаты
    14.1. По результатам контрольного мероприятия председатель Контрольно-счетной палаты принимает решение о том, чтобы считать мероприятия законченными или же — в случае необходимости — продолжить его с утверждением программы дополнительного контрольного мероприятия.
    14.2. Отчет о результатах контрольного мероприятия рассматривается председателем Контрольно-счетной палаты, который утверждает или отклоняет его.
    14.3. Основаниями для отклонения отчета могут являться:
    1) несоответствие представленного отчета содержанию планового заданиями;
    2) неполнота проведения контрольного мероприятия;
    3) отсутствие в отчете выводов по результатам мероприятия;
    4) отсутствие предложений по устранению выявленных в ходе проверки нарушений.
    14.4. При отклонении отчета председатель Контрольно-счетной палаты указывает основания отклонения и поручает сотруднику, ответственному за проведение данного контрольного мероприятия, дооформить документы, провести дополнительную проверку или выполнить иные действия в соответствии с требованиями настоящего Регламента.
    14.5. По результатам контрольного мероприятия председателем Контрольно-счетной палаты может быть принято решение о направлении представлений, предписаний или принятия иных мер в соответствии с полномочиями Контрольно-счетной палаты, а также о направлении материалов проверки в правоохранительные органы.

    15. Подготовка и направление представлений Контрольно-счетной палаты
    15.1. Проекты представлений Контрольно-счетной палаты по результатам проведенных мероприятий представляются председателю Контрольно-счетной палаты одновременно с отчетом о результатах контрольного мероприятия.
    15.2. Представления Контрольно-счетной палаты подписываются председателем Контрольно-счетной палаты и направляются руководителям проверяемых учреждений и организаций, руководителям органов, обладающих правом применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства, не позднее 30 дней после окончания проведения контрольного мероприятия.
    15.3. В представлении Контрольно-счетной палаты отражаются:
    1) нарушения, выявленные в результате проведения мероприятия;
    2) предложения об устранении выявленных нарушений, о взыскании бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, о штрафных санкциях и привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении;
    3) сроки принятия мер по устранению нарушений;
    4) сроки представления информации о принятии мер по устранению выявленных нарушений.

    16. Подготовка и направление предписаний Контрольно-счетной палаты
    16.1. Проекты предписаний Контрольно-счетной палаты по результатам проведенных мероприятий представляются председателю Контрольно-счетной палаты одновременно с отчетом о результатах контрольного мероприятия.
    16.2. Предписания Контрольно-счетной палаты подписываются председателем Контрольно-счетной палаты и направляются руководителям проверяемых органов местного самоуправления, учреждений и организаций.
    16.3. В предписании Контрольно-счетной палаты отражаются:
    1) нарушения, выявленные в результате проведения контрольного мероприятия и касающиеся компетенции лица предприятия, учреждения, организации или органа местного самоуправления, которому направляется предписание;
    2) требования по устранению выявленных нарушений;
    3) сроки принятия мер по устранению нарушений.

    17. Организация контроля за исполнением представлений и предписаний Контрольно-счетной палаты
    17.1. Непосредственный контроль за исполнением представлений и предписаний Контрольно-счетной палаты осуществляют инспекторы по закрепленным за ними направлениям финансового контроля.
    17.2. Информация об исполнении представления, предписания в адрес Контрольно-счетной палаты дается в письменном виде.
    17.3. Снятие контрольного мероприятия с контроля производится председателем Контрольно-счетной палаты при наличии документов, подтверждающих устранение нарушений. Соответствующие документы должны отвечать требованиям достоверности.

    18. Порядок рассмотрения вопроса об отмене предписания
    Контрольно-счетной палаты
    18.1. В случае изменения обстоятельств или при иной необходимости отмены ранее принятого предписания Контрольно-счетной палаты инспектор готовит и вносит письменное мотивированное предложение председателю Контрольно-счетной палаты об отмене предписания Контрольно-счетной палаты.
    18.2. В случае, если судом принято решение о признании недействительным предписания Контрольно-счетной палаты, сотрудник, осуществляющий контроль за исполнением данного предписания, незамедлительно готовит и вносит для подписания председателю Контрольно-счетной палаты проект решения об обжаловании судебного решения или об отмене предписания в связи с окончательным решением суда.

    19. Порядок представления информации по запросам депутатов
    городского Совета, а также должностных лиц иных органов
    государственной власти и местного самоуправления
    19.1. По официальным запросам председателя городского Совета народных депутатов, прокуратуры, судебных органов и органов местного самоуправления председатель Контрольно-счетной палаты представляет для ознакомления материалы по итогам проверок в срок не позднее 15 рабочих дней со дня поступления соответствующего обращения.
    19.2. В деле проверки производится отметка об ознакомлении с материалами должностного лица, сроками ознакомления, перечнем и объемом материалов, представленных для ознакомления.

    20. Порядок работы по анализу итогов проводимых контрольных мероприятий, экспертно-аналитической работы, обобщению и исследованию причин и последствий выявленных отклонений и нарушений
    20.1. Работа по анализу итогов проводимых мероприятий, обобщению и исследованию причин и последствий выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования средств городского бюджета и использования муниципальной собственности города, разработка на этой основе предложений по устранению выявленных нарушений, совершенствованию бюджетного процесса в городе строится в рамках общей контрольной и экспертно-аналитической деятельности Контрольно-счетной палаты, в том числе в форме выработки предложений по результатам контрольных мероприятий и экспертно-аналитической работы и их отражения в годовом отчете о работе Контрольно-счетной палаты.
    20.2. Подготовленные предложения утверждаются председателем Контрольно-счетной палаты и направляются им в городской Совет народных депутатов.

    21. Информации о результатах деятельности Контрольно-счетной палаты
    21.1. Основными формами обеспечения гласности и представления информации о деятельности Контрольно-счетной палаты являются:
    1) представление в городской Совет народных депутатов годового отчета о деятельности Контрольно-счетной палаты;
    2) направление информации по результатам мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой, в адрес председателя городского Совета и главы города;
    3) публикация материалов (информационных сообщений, статей и др.) по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, иных сведений о деятельности Контрольно-счетной палаты в СМИ, размещение информации на официальном сайте администрации города Ливны;
    4) направление материалов по результатам мероприятий в правоохранительные, контрольные и надзорные органы в соответствии с заключенными соглашениями;
    5) опубликование годового отчета о работе Контрольно-счетной палаты после его рассмотрения городским Советом народных депутатов.
    21.2. Информация о деятельности Контрольно-счетной палаты средствам массовой информации представляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о защите государственной и иной охраняемой законом тайны председателем Контрольно-счетной палаты или по его поручению инспекторами только после завершения мероприятий и направления материалов по результатам мероприятий в городской Совет народных депутатов. Содержание и объем информации устанавливаются председателем Контрольно-счетной палаты.

    Читайте так же:  Приказ об увольнении председателя тсж