Пиво алкогольная лицензия

Я понимаю, что лицензия на продажу пива (6 градусов) и пивных напитков (7 градусов) не нужна. Но после прочтения 171-го закона и у меня остался вопрос. Куда отнести крафтовое пиво крепче 7 градусов? И нужна ли на него лицензия?

Термин «крафтовое пиво» законодательно не регламентирован. Таким образом, при обороте алкогольной продукции используются понятия, определенные федеральным законом. В пивоваренной отрасли такими терминами являются «пиво» и «пивные напитки». Как видно из содержания пунктов 13.1,13.2 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, основным критерием отнесения алкогольной продукции к тому или иному виду является не его «крепость» (объемная доля содержания этилового спирта в готовой продукции), а критерии, определяемые технологией производства.

Исходя из этих критериев, производитель определяет, что именно он произвел, и, запуская продукцию в оборот, указывает в справке к товарно-транспортной накладной наименование той алкогольной продукции, которая им произведена и поставлена.

Оптовый перепродавец или розничный торговец, закупая алкогольную продукцию, определяет ее вид исходя из данных, указанных в справке к ТТН и сведений, зафиксированных в ЕГАИС в отношении данной продукции.

Таким образом, вид алкогольной продукции определяется не продавцом, а производителем.

Естественно, если Вы являетесь участником оборота пива и пивных напитков, то лицензия не нужна.

подпункты 7, 13.1,13.2 статьи 2, абзац второй пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в редакции от 29.12.2015).

ЕГАИС

ЕГАИС — единая государственная автоматизированная информационная система.

Что такое ЕГАИС для розницы и зачем это нужно? Фактически, с помощью этой системы государство намерено контролировать производство и движение всего алкоголя по стране. Дело в том, что, как показывает статистика, около 30 процентов алкоголя в России произведено незаконно. Это значит, что контрафактной является примерно каждая третья бутылка спиртного на прилавке.

При такой ситуации контроль — дело, конечно, нужное, но для предпринимателей это очередной стресс. Без паники! Мы подробно и обстоятельно расскажем все, что вам необходимо знать про то, как работает ЕГАИС в рознице с 1 января 2016 года: как подключаться, когда подключаться и что сделать, чтобы подключиться. Ответим на возникающие у многих предпринимателей вопросы, например, нужен ли ЕГАИС для продажи пива. И кроме того, предложим решение, которое значительно облегчит вам жизнь с ЕГАИС в рознице.

Итак, факты. Если у вас розничный магазин на территории России, то имейте в виду, что с 1 января 2016 года вам нужно передавать информацию в ЕГАИС о закупках любого алкоголя, даже если вы торгуете в розницу только пивом. А в июле того же года вступило в силу требование об отчете о розничных продажах. Через систему должна проходить каждая единица товара. Об этом говорится в Федеральном законе № 182-ФЗ с длинным названием «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Более того, согласно обновленной редакции закона 171-ФЗ с 31 марта 2017 года торговля алкогольной продукцией и реализация ее через общепит может вестись только с применением контрольно-кассовой техники. Это касается и пива, а также других слабоалкогольных напитков. На практике это значит, что вы автоматически лишаетесь отсрочки до июля 2020 года по введению онлайн-касс. Даже если вы ИП на ЕНВД или патенте, но при этом торгуете любым алкоголем, то ККТ вам надо применять уже сейчас.

Как работает ЕГАИС в рознице

Поставка

Работа с ЕГАИС в рознице для вас начнется с получения поставки. Получив алкоголь от поставщика, вы должны будете сверить реальное количество бутылок с бумажной и электронной накладной. Как подтвердить факт закупки в ЕГАИС? Электронный документ должен поступить из информационной системы на ваш компьютер с установленной товароучетной программой с поддержкой ЕГАИС. Если данные сойдутся, вы принимаете накладную от поставщика и подтверждаете факт закупки в ЕГАИС. Если нет или если марки на каких-либо товарах повреждены — вы можете либо полностью отклонить накладную, либо оформить акт расхождений.

Допустим, что все сошлось и подтверждение факта закупки в ЕГАИС состоялось. Теперь необходимо загрузить информацию о товарах в кассовую программу, которая также должна быть установлена в рознице в соответствии с требованиями ЕГАИС.

Предполагается, что на каждой бутылке с алкоголем есть специальная марка, на которую нанесен двумерный штрихкод Micro PDF417. В нем зашифрована информация о производителе и лицензии, а также другие характеристики продукта.

Продажа

Итак, бутылки с алкоголем расставлены по полкам, и торговля начинается. Покупатель выбрал нужный товар и готов расплатиться. Кассир считывает информацию со штрихкода бутылки с помощью 2D-сканера, и товар добавляется в чек. Одновременно кассовая программа генерирует xml-файл и отправляет его в Универсальный Транспортный Модуль. Это приложение, которое обменивается данными с сервером Росалкогольрегулирования. Там формируется квитанция с цифровой подписью магазина и штрихкодом, которая «улетает» в кассу, и только после этого чек закрывается. Таким образом продажа каждой бутылки или коробки алкоголя должна фиксироваться в онлайн-режиме в системе ЕГАИС в розничной торговле с 2016 года.

После продажи

Вместе с купленным товаром покупатель получает от кассира чек, но не обычный, а с двумерным штрихкодом. Этот код подтверждает, что факт продажи зафиксирован в ЕГАИС. При этом код на чеке будет один вне зависимости от количества купленного спиртного. Теперь покупатель может сам проверить подлинность алкоголя, считав этот код с помощью мобильного телефона. Для этого ему надо установить мобильное приложение «АнтиКонтрафакт Алко» от Росалкогольрегулирования. С введением онлайн-касс при покупке спиртного на чеке будет уже два QR-кода: один — сгенерированный ККТ для чека в целом, второй — на алкоголь из ЕГАИС.

Впрочем, если все работает правильно, то в проверке штрихкода покупателем, теоретически, нет смысла. Когда код не считывается сканером на кассе, система фиксирует попытку продажи контрафактного алкоголя, и блокирует ее. Вот, что такое в идеале ЕГАИС для розницы.

Если произошел сбой

Если интернет в магазине внезапно отключится, торговлю алкоголем можно некоторое время продолжать. Программа для ЕГАИС сохранит данные о каждой продаже. И как только сеть снова заработает, ПО передаст данные в РАР. При этом чеки покупателям будут закрываться. Система ЕГАИС в розничной торговле в 2017 году предполагает, что работать в таком режиме можно не более трех дней. Если в течение этого времени поломка не будет устранена, то продажу алкоголя придется приостановить.

— Нужно ли при приеме товара сканировать каждую бутылку?
— При приеме вообще нет необходимости сканировать товар. Приемка и работа с поставщиками ведется в рамках электронного документооборота в ЕГАИС, партиями по объемным показателям.

— Как перемещать остатки между магазинами?
— На этот вопрос сложно ответить однозначно. Согласно официальной позиции ФС РАР, перемещения между обособленными подразделениями, а также с центрального склада или офиса возможны только при наличии оптовой лицензии. Но с технической точки зрения УТМ позволяет оформлять накладные на перемещения.

— Отменят ли алкодекларирование?
— До 2020 года декларирование остается. В 2020 году, когда ЕГАИС заработает на всех предприятиях, осуществляющих оборот алкогольной продукции, декларации будут отменены.

Сроки подключения к ЕГАИС

С 1 января 2016 года организации, которые торгуют алкоголем в розницу, должны фиксировать в ЕГАИС факт закупки алкоголя. Это касается как городских, так и сельских торговых точек. Другая важная дата — 1 июля 2016 года . С этого момента все эти организации, помимо информирования о закупках, должны будут также фиксировать в ЕГАИС розничные продажи.

— Что делать с остатками, приобретёнными до 1 января 2016 года?
— Их нет необходимости ставить на баланс. Можно продавать. Но если потребуется оформить накладную на возврат поставщику или провести списание, данные операции нужно будет проводить только через ЕГАИС, а для этого сначала поставить такую продукцию на баланс, используя документ Акт постановки на баланс в ЕГАИС.

Продажа пива в 2016 году — новые правила

Индивидуальные предприниматели, продающие пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху, по новым правилам с 2016 года также должны передавать информацию о закупке слабоалкогольных напитков в ЕГАИС. Так же, как и большинство представителей алкогольной розницы, делать это они обязаны с 1 января. Фиксацию продаж пива в 2016 году новые правила не предусматривают. Подробнее про ЕГАИС для пива >>

Нужен ли ЕГАИС в общепите

Судя по разъяснениям официальных инстанций, ответ на вопрос, нужен ли ЕГАИС в общепите, следующий. Предприятиям общественного питания, осуществляющим продажу алкоголя, необходимо фиксировать в системе ЕГАИС его закупку. Фиксацию продаж в ЕГАИС для кафе и ресторанов закон не предусматривает. Подробнее про ЕГАИС в общепите >>

Вопросы и ответы

— Если мы ИП и торгуем только пивом, нужен ли нам сканер?
— Сканер вам не нужен. Принтер ЕНВД — на ваше усмотрение. Если вы освобождены от применения ККТ.

— Нужен ли сканер для небольшого кафе-бара?
— Если вы хотите подключится к ЕГАИС в части отражения продаж по крепкому алкоголю на добровольной основе, то да, нужен.

— Каковы плюсы добровольного подключения к ЕГАИС организации общепита?
— Плюс в том, что, если вы отправляете данные о продажах в ЕГАИС, можно забыть про журнал учета розничных продаж. Он будет автоматически заполнятся и формироваться в вашем личном кабинете.

Кому не надо подключаться к ЕГАИС?

Для начала перечислим тех, кто освобожден от ЕГАИС временно.

  • Послабление в законе предусмотрено для организаций на территории Республики Крым и Севастополя . Это касается компаний, которые торгуют алкоголем в розницу, а также индивидуальных предпринимателей, реализующих в розницу пиво и другие слабоалкогольные напитки. В городских поселениях фиксировать в ЕГАИС факты закупки алкоголя нужно с 1 января 2017 года . Для сельских поселений перенос сроков ЕГАИС еще больше – им нужно будет подключиться 1 января 2020 года .
  • Розничные алкогольные организации в сельской местности с населением до 3 тыс. человек , где в магазины пока не проведен интернет, тоже относятся к тем, кому не надо было подключаться к ЕГАИС на первом этапе, но только по части фиксации продаж! По продажам у них отсрочка до 1 июля 2017 года . В отношении фиксации закупок отсрочек у сельских поселений не было! И, что важно, льготы получат не все сельские поселения. Список поселений, получивших отсрочки, утверждает субъект федерации.
  • А теперь о тех, кому не надо подключаться к ЕГАИС совсем. На это имеют право:

  • производители пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи объемом не более 300 тысяч декалитров в год;
  • производители вина и игристого вина (шампанского) из собственного винограда;
  • в части фиксации продаж ЕГАИС не предусмотрен для ИП, торгующих в розницу пивом, пивными напитками, сидром, пуаре и медовухой, а также для организаций общественного питания (кафе и ресторанов).
  • Вопросы и ответы

    — Крым имеет отсрочку согласно 182-ФЗ, но если организация с материка закупает продукцию у компании в Крыму, она должна фиксировать закупку в ЕГАИС?
    — Да, необходимо фиксировать такую закупку.

    — Как подтверждать накладные поставщику в сельском поселении, где интернет в магазине может пропасть более, чем на 3 дня?
    — Для поселений установлены максимальные сроки подтверждения накладных поставщику — 7 дней. За это время можно найти точку, где есть интернет (например, почтовое отделение) и подтвердить накладные там.

    Фактически закона о легальной интернет-торговле алкоголем пока просто нет. Но в Росалкогольрегулировании говорят, что этот вопрос стоит на повестке дня. Предполагается, что в законодательстве, регламентирующем эти процессы, будут прописаны ограничения по возрасту покупателей и по времени продаж.

    Журнал учета розничной продажи алкогольной продукции

    Ведение такого журнала тоже стало необходимостью с 1 января 2016 года. В нем фиксируются номер, дата розничной продажи, штрихкод, наименование продукции, код вида продукции, емкость в литрах и количество. Данные о поставках алкоголя в журнале не отображаются. Форма его ведения утверждена приказом Росалкогольрегулирования №164 от 19.06.2015.

    Документ можно вести как в бумажном, так и в электронном виде. При условии подключения к ЕГАИС требования к ведению журнала будут считаться выполненными. Однако тут есть тонкий момент. Фиксация розничных продаж алкоголя в ЕГАИС стала обязательной только 1 июля 2016 года, а журнал необходимо было вести уже с 1 января. Соответственно, полгода приходилось фиксировать в нем продажи отдельно.

    — Как заносить данные в журнал учета при торговле алкоголем в розлив?
    — При торговле алкоголем в розлив данные в журнал заносятся при вскрытии тары. Заносится вес и объем тары полностью.

    — Требуется ли ведение журнала учета в Крыму с 1 января 2016 года или есть отсрочка?
    — Да, требуется с 1 января 2016 года.

    — Как вести записи в журнале, если ООО продает и алкогольную продукцию, и пиво?
    — Если организация одна, вы должны записывать все в один журнал. Журнал ведется по каждому юридическому лицу отдельно.

    Заполнение журнала — обязанность всех организаций, которые занимаются оборотом алкоголя, а также индивидуальных предпринимателей, продающих пиво и другие слабоалкогольные напитки. При этом ИП, которым не обязательно информировать ЕГАИС о продажах, надо будет отображать их в журнале. По каждой торговой точке необходимо вести отдельный журнал.

    Данные из журнала будут нужны для ежеквартального заполнения деклараций.

    Ответственность за неподключение к ЕГАИС

    Если торговая точка не подключена к ЕГАИС, то с 1 января 2016 года продавать алкогольные напитки, включая пиво, ей запрещено. Ответственность за неподключение к ЕГАИС такая же, как и за продажу спиртного без сопроводительных документов. Юридическое лицо будет оштрафовано на сумму от 150000 до 200000 рублей , а штраф за неподключение к ЕГАИС для руководителя компании (физического лица) составит 15000 рублей . Это предусмотрено в статье 14.19 КОАП.

    Аналогичная ответственность после 1 июля 2016 года наступила и для тех предпринимателей, которые к ЕГАИС подключились, а товар не сканируют. Если это не осознанное нарушение, то так может случиться в результате поставки в магазин товара с поврежденными марками и испорченными штрихкодами. Информация просто не считается и, когда такой товар будет продан, это может быть расценено только как незаконный оборот алкогольной продукции. Поэтому каждому предпринимателю, имеющему дело с продажей алкоголя, стоило позаботиться о том, чтобы распродать товар с поврежденными марками до июля.

    Добавим, что, как заявили в Росалкогольрегулировании, до 20 апреля 2016 года поставщиков и розничных продавцов при обнаружении каких-либо проблем с ЕГАИС обещали не наказывать.

    К 20 апреля были сданы декларации за 1 квартал 2016 года, и регулирующий орган смог сравнить информацию, отраженную в декларациях, с теми объемами, которые проходили через ЕГАИС. И тогда у поставщиков и продавцов, которые не обеспечили к этому сроку нормальное функционирование системы, могли быть проблемы — к ним были применены меры, предусмотренные законодательством, вплоть до лишения лицензии.

    ЕГАИС отложат до 2020 года?

    Этот вопрос встречается среди представителей алкогольной розницы довольно часто. Скорее всего, он возник на почве выступлений на эту тему организации «Опора России» в СМИ. «Опора России» обращалась к властям с предложением отложить необходимость подключения к ЕГАИС до 1 июля 2020 года. Однако закон официально вступил в силу 1 января 2016-го.

    Продажа пива: все правила и ограничения 2020 года

    Пиво, а также сидр, пуаре, медовуха и другие напитки на основе пива – это алкогольная продукция. При продаже пива надо учитывать нормы, регулирующие торговлю алкоголем, но с некоторыми особенностями. Интересует это направление бизнеса? Тогда читайте нашу статью, в ней мы расскажем о самых важных вопросах при торговле пивом и пивными напитками:

  • может ли ИП продавать пиво;
  • нужна ли лицензия на продажу пива;
  • какие ограничения существуют при продаже пива;
  • надо ли продавцам пива подключаться к ЕГАИС;
  • когда при продаже пива не нужен кассовый аппарат;
  • какие коды ОКВЭД подобрать для реализации пива;
  • какую отчётность об объёмах продаж надо сдавать.
  • Может ли ИП начать торговлю пивом

    Сразу ответим, что индивидуальные предприниматели вправе продавать пиво. Почему вообще возникает такой вопрос? Разве есть запреты на торговлю алкоголем, связанные с организационно-правовой формой продавца (ИП или ООО)? Такой запрет действительно есть, установлен он статьей 16 закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ.

    Читайте так же:  Отличия дарения от взятки

    Согласно ей продавать крепкий алкоголь разрешено только организациям. Почему так, не объясняется, но факт остается фактом – торговать крепкими спиртными напитками и винами вправе только юридические лица. Исключение сделано только для ИП — сельхозпроизводителей, которые реализуют вина и шампанское собственного производства.

    Относительно продажи пива та же статья гласит, что «Розничная продажа пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями». Обратите внимание – именно розничная продажа! Дело в том, что есть ещё норма статьи 11 закона № 171-ФЗ, и она разрешает оптовый оборот алкоголя и пива тоже лишь юридическим лицам.

    Таким образом, индивидуальные предприниматели вправе продавать пиво и напитки на его основе только в розницу. А чтобы производить и продавать пиво без ограничений, надо регистрировать компанию.

    Нужна ли лицензия на торговлю пивом

    А здесь все просто — лицензия на продажу пива не требуется. Снова читаем закон № 171-ФЗ, статью 18 о выдаче алкогольной лицензии: «… за исключением производства и оборота пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи». Так что, продажа пива без лицензии в 2020 году ничем не грозит, никаких санкций за это не предусмотрено. Правда, определённые ограничения и требования к организации продажи пива все равно существуют, и дальше мы о них расскажем.

    Условия продажи пива

    Это, пожалуй, самая важная информация, с которой стоит ознакомиться перед организацией торговли пивом. Учитывая, что пиво – это алкогольный напиток, понятно, что оно не должно быть доступным в любом месте и время.

    Пивной алкоголизм развивается быстро и незаметно, что особенно опасно для детей и женщин. И если для торговцев пивом большие объёмы продаж – это прибыль, то покупатели пенного напитка за неумеренное его потребление расплачиваются своим здоровьем. Надо с пониманием относится к запретам, установленным в статье 16 закона № 171-ФЗ, в конечном счёте они действуют для блага всего общества.

    1.Запрещено продавать пиво в следующих объектах и прилегающим к ним территориям:

  • детские, образовательные и медицинские учреждения;
  • спортивные и культурные объекты;
  • общественный транспорт всех видов и его остановки;
  • АЗС;
  • рынки, вокзалы, аэропорты и другие места массового скопления граждан (за исключением предприятий общепита);
  • военные объекты.
  • 2.Пиво может продаваться только в стационарных торговых объектах, поэтому здание должно иметь фундамент и быть внесено в реестр недвижимости. То есть, такие временные сооружения, как ларьки и киоски, не подходят для продажи пива, исключение – предприятия общепита. Что касается площади торгового объекта, то если кроме пива продаётся крепкий алкоголь, то действует ограничение:

    • не менее 50 кв. м. в городах
    • не менее 25 кв. м. в сельской местности.
    • При торговле только пивом ограничений по площади не установлено.

      3.Время продажи пива ограничено периодом с 8 до 23 часов, кроме точек общественного питания.

      4.Категорически запрещена продажа пива несовершеннолетним. За продажу алкогольной продукции в этом случае наказываются (статья 14.16 КоАП РФ):

    • продавец – от 30 до 50 тысяч рублей;
    • должностное лицо (ИП или руководитель организации) – от 100 до 200 тысяч рублей;
    • юридическое лицо – от 300 до 500 тысяч рублей;
    • При любых сомнениях в возрасте покупателя продавец должен запросить документ, удостоверяющий личность. Кроме того, за продажу пива несовершеннолетним возможна и уголовная ответственность. Учтите, что полицейские часто устраивают контрольные рейды с привлечением молодых людей для того, чтобы спровоцировать такую незаконную продажу. Лучше перестраховаться и запросить паспорт, даже если покупатель выглядит достаточно взрослым.

      5.С 1 января 2017 года запрещено производство и оптовая торговля, а с 1 июля 2017 года – и розничная продажа пива, разлитого в пластиковую тару объемом свыше 1,5 литра. Штрафы за нарушение: от 100 до 200 тысяч рублей для ИП и от 300 до 500 тысяч рублей для юридических лиц.

      6. Дополнительные ограничения при продаже пива могут устанавливать местные власти. Так, во многих муниципальных образованиях запрещена продажа пива в торговых точках, расположенных в многоквартирных жилых домах. Рекомендуем перед тем, как начать торговлю пивом, узнать все правила в местной администрации или ИФНС.

      ЕГАИС — продажа пива

      ЕГАИС – это государственная система по контролю за производством и оборотом алкоголя. Нужна ли ЕГАИС для продажи пива? Да, конечно, но в ограниченном формате. Организации и ИП, закупающие пиво для дальнейшей розничной продажи, года обязаны подключаться к системе только для подтверждения закупок оптовых партий у легальных производителей и поставщиков.

      Чтобы подключиться к ЕГАИС, надо получить специальную электронную подпись и зарегистрироваться на официальном сайте Росалкогольрегулирования. О том, как это сделать, мы в подробностях рассказали здесь. После регистрации в системе покупатель получает свой идентификационный номер (ID), а поставщик оформляет на него расходные накладные, отражая их в ЕГАИС. После того, как партия товара принята покупателем, поставщик списывает поставленную продукцию со своих остатков в ЕГАИС, и она фиксируется за покупателем.

      Подтверждения факта продажи каждой бутылки пива, как это происходит с крепким алкоголем и вином, не требуется, поэтому торговля пивом через ЕГАИС оформляется проще, чем других спиртных напитков. Здесь главное – подтвердить, что оптовая партия пива закуплена легально.

      Обратите внимание, что торговля пивом без кассового аппарата наказывается отдельным штрафом по статье 14.5 КоАП РФ:

    • на ИП и руководителей организаций – от ? до ? суммы расчета, но не менее 10 000 рублей;
    • на организации – от ? до полного размера суммы расчета, но не менее 30 000 рублей.
    • Подробнее: Онлайн-касса — кто должен перейти на новую ККТ

      Новые коды ОКВЭД для торговли пивом

      Обратите внимание, что при регистрации ИП и ООО применяют только классификатор ОКВЭД-2. Чтобы указать виды деятельности, связанные с торговлей пивом, применяйте новые коды ОКВЭД 2020 года.

      Для оптовой торговли пивом:

    • 46.34.2: Торговля оптовая алкогольными напитками, включая пиво и пищевой этиловый спирт;
    • 46.34.23: Торговля оптовая пивом;
    • 46.17.23: Деятельность агентов по оптовой торговле пивом.
    • Для розничной торговли пивом:

    • 47.25.1: Торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах;
    • 47.25.12: Торговля розничная пивом в специализированных магазинах.
    • 47.11.2: Торговля розничная незамороженными продуктами, включая напитки и табачные изделия, в неспециализированных магазинах;
    • Для торговли пивом в общепите:

    • 56.30: деятельность баров, таверн, коктейльных залов, дискотек и танцевальных площадок (с преобладающим обслуживанием напитками), пивных баров, буфетов, фито-баров, автоматов по продаже напитков.
    • Важно: если вы зарегистрировали ИП или ООО до 11 июля 2016 года, то никаких изменений в коды вносить не надо, ФНС самостоятельно соотнесёт ваши прежние и новые коды ОКВЭД, внесённые в реестры.

      Но если вы решили заняться продажей пива после середины 2016 года, и соответствующие коды не были внесены сразу при регистрации, то сообщить о новом виде деятельности надо по формам Р24001 (для ИП) и Р13001 или Р14001 (для ООО). В этом случае коды указываете по ОКВЭД-2, так, как указано выше.

      Отчётность при продаже пива

      С 1 января 2016 года продавцы алкогольной продукции, в том числе и пива, обязаны вести журнал учёта объёма розничных продаж. Форма журнала и порядок его заполнения утверждены Приказом Росалкогольрегулирования от 19.06.2015 № 164.

      Журнал должен заполняться ежедневно, не позднее следующего дня после продажи каждой тары или упаковки алкоголя, в том числе пива. По итогу каждого дня заполняют данные о продажах: наименование, код вида продукции, объём и количество. Вот так выглядит образец журнала, размещённый на сайте государственной организации ФГУП «ЦентрИнформ», выдающей электронную подпись для подключения к ЕГАИС.

      За отсутствие журнала или неверное его ведение налагается штраф — от 10 до 15 тысяч рублей на ИП и от 150 до 200 тысяч рублей на организации.

      Кроме того, по итогам каждого квартала, не позднее 20-го числа следующего месяца (20 апреля, июля, октября, января соответственно) надо сдать в Росалкогольрегулирование декларацию по обороту пива по форме № 12. Бланк декларации и правила её заполнения утверждены постановлением Правительства от 9 августа 2012 г. № 815.

      1. Продавать пиво могут не только организации, но и индивидуальные предприниматели, правда, для них разрешена только розничная торговля для конечного потребления.
      2. Лицензия на продажу пива не требуется.
      3. Учитывайте установленные законом запреты на место, время и круг покупателей при продаже пива.
      4. Легально закупить партию пива для дальнейшей продажи без подключения к ЕГАИС невозможно, поэтому надо пройти регистрацию на сайте Росалкогольрегулирования. После этого в системе надо будет каждый раз подтверждать факт закупки партии и отражать остатки продукции.
      5. С 31 марта 2017 года продажа пива, в том числе, в общепите возможна только с применением кассового аппарата, независимо от налогового режима.
      6. С 11 июля 2016 года в регистрационных целях применяется только ОКВЭД-2. Указывайте коды ОКВЭД для продажи пива из нашей подборки, они соответствуют действующему классификатору.
      7. Ведите журнал учёта для алкогольной розницы и своевременно сдавайте декларации о продаже пива.

      Как получить лицензию на алкоголь

      Во многих странах производство и оборот алкоголя облагается дополнительными платежами и сборами, Россия – не исключение. Чтобы реализовывать алкогольную продукцию, в большинстве случаев потребуется получить лицензию на алкоголь, уплатив за это существенную госпошлину.

      Алкогольных лицензий существует несколько видов, и каждая из них дает право на определённую деятельность: производство, оборот, закупку, поставку, транспортировку алкоголя. А с 31.03.2017 года, кроме того, придётся получать отдельную лицензию для продажи алкогольной продукции в общепите.

      Производство и оборот алкоголя без лицензии наказывается административными штрафами:

    • юридические лица — на сумму от 200 000 до 300 000 рублей с конфискацией готовой продукции, сырья и используемых оборудования и транспорта (ст. 14.17 КоАП РФ);
    • индивидуальные предприниматели — на сумму от 100 000 до 200 000 рублей с обязательной алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14.17.1 КоАП РФ).
    • Если же доказанный ущерб превысил 1,5 млн рублей, то возможно и привлечение к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ

      Требования к заявителю для получения лицензии на алкоголь

      Алкогольной признаётся продукция уже с содержанием 0,5% этилового спирта, но получать лицензию не требуется на производство и продажу пива и пивных напитков; алкоголя, применяемого в фармакологии; виноградного сусла, произведённого сельхозпроизводителями.

      Требования для выдачи алкогольной лицензии приводятся в законе от 22.11.1995 № 171-ФЗ:

    • Организационно-правовая форма – только юридическое лицо. С 2015 года лицензия также выдаётся ИП-сельхозпроизводителям, которые реализуют вина и шампанское собственного производства.
    • Наличие торговой площади и складских помещений в стационарном недвижимом объекте общей площадью не менее 50 кв. м. в городах и не менее 25 кв. м. в сельских поселениях.
    • Кассовый аппарат, если осуществляется розничная продажа за наличный расчёт.
    • Важно: выбирая помещение для розничной продажи алкогольной продукции, учитывайте, что оно должно находиться на расстоянии более 100 метров от детских, образовательных и медицинских учреждений, спортивных и культурных объектов. На рынках, вокзалах, в аэропортах торговля алкоголем в розницу разрешена только в предприятиях общепита.

      Сколько стоит лицензия на алкоголь

      Стоимость лицензии на алкоголь зависит от вида деятельности и категории торговли (оптовая или розничная). Под стоимостью алкогольной лицензии понимают размер государственной пошлины за её выдачу, который указан в статье 333.33 НК РФ. Некоторые виды лицензий на алкогольную продукцию и их стоимость мы привели в таблице, полный перечень приводится в Налоговом кодексе.

      Вид деятельности

      Стоимость, рублей

      Производство, хранение и поставки

      произведенной алкогольной продукции, кроме вина

      Производство, хранение и поставки произведённых вина и шампанского

      Производство, хранение и поставки вина и шампанского, произведённых сельхозпроизводителями (крестьянско-фермерские хозяйства и ИП)

      Закупка, хранение и поставки алкогольной продукции (оптовая торговля)

      Розничная продажа алкогольной продукции

      65 000 (за один год)

      Документы для получения лицензии на алкоголь

      Полный и подробный перечень документов для разных видов алкогольных лицензий приводится в Административном регламенте, утверждённом приказом Росалкогольрегулирования от 27.12.2013 № 335.

      Минимальный пакет документов включает в себя:

    • заявление о выдаче лицензии (прил. № 2 к Административному регламенту)
    • нотариально заверенные копии учредительных документов организации (если копии не заверены, то с предъявлением оригиналов);
    • копии свидетельств о госрегистрации заявителя и постановке на налоговый учёт, заверенные ИФНС, выдавшей оригиналы;
    • копия платёжного документа об оплате госпошлины за выдачу лицензии;
    • документы, подтверждающие наличие у заявителя уставного капитала необходимого размера (справка банка, решение общего собрания участников ООО и акт оценки имущества при внесении в УК неденежных средств, документ о внесении дополнительных вкладов и др.)
    • заключения МЧС и Росприроднадзора о соответствии помещений экологическим требованиям и пожарной безопасности;
    • документы, подтверждающие наличие в собственности или в аренде производственных и складских помещений (в случае аренды срок в договоре обязательно должен быть указан не менее одного года, бессрочный договор будет основанием для отказа).
    • Куда обращаться за получением лицензии

      Лицензию на алкоголь выдаёт Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (другое название – Росалкогольрегулирование). На территории РФ действуют 9 межрегиональных управлений, контакты которых опубликованы на сайте РАР.

      Необязательно подавать документы только в центральные офисы межрегиональных управлений, на местах эти функции выполняют и другие государственные органы.

      Например, в Москве это Департамент торговли и услуг города Москвы; в Нижнем Новгороде — Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородский области; в Новосибирске — Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области. Кроме того, оформлением розничных алкогольных лицензий занимаются и некоторые МФЦ.

      Чтобы узнать ближайший к вам адрес подачи документов, обратитесь в экономический отдел местной администрации или свяжитесь с межрегиональным управлением вашего федерального округа.

      Подать документы для получения алкогольной лицензии можно лично, почтой или в электронном виде. В течение 15 дней проводится экспертиза документов, и если всё в порядке, то проводится выездная проверка по месту деятельности на соответствие лицензионным требованиям и условиям. О времени проведения проверки лицензиату сообщают не менее, чем за 24 часа. По итогам составляется акт, на основании которого выносится решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии.

      Срок принятия решения о выдачи лицензии на алкоголь или об отказе в этом не должен превышать 30 дней, но в случае, когда документы требуют дополнительной экспертизы, срок может быть продлён до 60 дней.

      Важно: с 2016 года участники алкогольного рынка (производители, оптовые и розничные продавцы) обязаны подключаться к системе контроля за оборотом алкоголя — ЕГАИС.

      Продление лицензии на алкоголь

      Большинство лицензий выдается бессрочно, но для алкогольной лицензии установлен срок не более пяти лет, поэтому после окончания срока её действия надо пройти процедуру продления. Учитывая высокий размер госпошлины, для розничной торговли алкоголем сделано исключение – можно оплатить действие лицензии только на один год. Получение розничной алкогольной лицензии на год не так затратно (65 000 рублей вместо 325 000 рублей на 5 лет), но продлевать ее придётся ежегодно.

      Независимо от срока действия алкогольной лицензии, обратиться за продлением надо не раньше 90 и не позднее 30 дней до его окончания. Процедура продления лицензии такая же, как и при её первоначальном получении, но пакет документов будет другой:

    • заявление о продлении лицензии (прил. № 6 к Административному регламенту);
    • документ, подтверждающий уплату госпошлины на следующий срок действия лицензии.
    • Кроме того, Росалкогольрегулирование направляет в налоговую инспекцию, где заявитель стоит на учёте, запрос об отсутствии задолженности по налогам, сборам, штрафам. При наличии долгов перед бюджетом в продлении лицензии откажут.

      После экспертизы документов назначается выездная проверка для подтверждения соответствия лицензионным требованиям. В 30-дневный срок выносится решение о продлении или об отказе в продлении алкогольной лицензии.

      Отказ в выдаче лицензии на алкоголь

      В выдаче лицензии на алкоголь могут отказать, и самое неприятное, что госпошлина при этом не возвращается. Хорошо, если речь идет о минимальной сумме в 65 000 рублей за один год действия розничной алкогольной лицензии, а если это 800 000 или 9 500 000 рублей?

      Минфин о причинах невозврата уплаченной суммы отвечает шаблонно: «Порядок возврата госпошлины, установленный п. 1 ст. 333.40 НК РФ, не содержит такого основания для возврата, как отказ в выдаче или продлении срока действия лицензии» (например, в письме от 17.06.2015 № 03-05-06-03/34929).

      Вопрос о законности невозврата госпошлины при отказе в выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя рассматривался в Конституционном суде, который посчитал, что нарушения прав налогоплательщика в этом случае не выявлено. При этом двое судей высказали особое мнение, в котором достаточно эмоционально расценили такое решение как формально правильное, но по сути издевательское (интересующиеся могут изучить текст Постановления КС от 23.05.2013 № 11-П, которое есть в свободном доступе).

      Как бы то ни было, но вернуть пошлину из бюджета в случае невыдачи алкогольной лицензии не удастся, поэтому советуем изучить причины отказа, приведённые в Административном регламенте:

    • отсутствие некоторых обязательных документов или их несоответствие установленной форме или содержанию;
    • исправления, приписки, зачёркнутые слова, несоответствие данных в документах;
    • копии не заверены в установленном порядке;
    • нарушен срок подачи документов;
    • подача заявления от заявителя об отказе о предоставлении государственной услуги по выдаче лицензии.
    • Лицензия на продажу пива

      Ответ на вопрос, нужна ли лицензия на продажу пива в 2016 году, содержит «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…». Пунктом 1 ст. 18 этого закона обозначено, что в обязательном порядке лицензируется производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи.

      Упомянутый выше основной закон о спиртном, конкретизирует все основы пивного бизнеса, но, несмотря на это, ошибочное толкование некоторых его директив, в среде предпринимателей, спровоцировало возникновение разных мнений, касаемо возможности розничной торговли пенным напитком без разрешения. Но как уже было сказано, лицензия на продажу пива на сегодняшний день, ни ИП, ни ЮЛ не нужна.

      Каждый бизнесмен, планирующий заниматься торговлей спиртными напитками должен заранее обеспокоиться юридической стороной вопроса — собрать информацию, проконсультироваться со специалистами и проч., ведь законодательство постоянно меняется. Такая возможность предоставляется юридическим сервисом Правовед.RU, правовая поддержка доступна в 24 часа в сутки.

      Последние вопросы по теме «лицензия на продажу пива»

      Требуется ли лицензия на продажу пива в баре?

      Здравствуйте, нужна ли лицензия на продажу пива при открытии пив бара? И если нужна, где её получать?

      Можно ли продавать пиво на розлив в столовой и нужна ли на это лицензия?

      Частная столовая — собственность. Патентная система налогообложения. Можно ли продавать пиво на розлив в столовой и нужна ли на это лицензия

      Нужна ли лицензия на продажу разливного пива на данный момент?

      Добрый день, подскажите пожалуйста, нужна ли лицензия и какое либо разрешение на продажу различного пива. Были ли какие то изменения в законах , я прочитал от 2017 года не требовалось , как на данный момент ?

      Федеральная служба
      по регулированию алкогольного рынка

      Часто задаваемые вопросы

      Вопрос: Какие существуют требования к закупке, хранению и поставке алкогольной продукции и какими действующими законодательными актами данная деятельность регулируется?

      Ответ: Деятельность по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон) подлежит лицензированию и регулируется Федеральным законом.

      Вопрос: Какой размер уставного капитала должна иметь организация, планирующая заниматься закупками и поставками алкогольной продукции с содержанием этилового спирта только до 15 процентов объема готовой продукции?

      Ответ: Статьей 11 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» определены особые требования к производству и обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции. В соответствии с пунктом 2.1. данной статьи производство и оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции (за исключением производства водки) вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 миллионов рублей. Таким образом, в случае получения лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15 процентов объема готовой продукции особые требования к организации, как наличие оплаченного уставного капитала в размере 10 миллионов рублей, не установлены.

      Вопрос: Организация оформляет документы на получение лицензии на право оптовой торговли алкогольной продукции (закупка, хранение и поставка). Существует ли минимальный размер площади складского помещения, предназначенного для хранения алкоголя? Если да, то какой нормативный акт содержит данное требования?

      Ответ: В настоящее время Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» требования к площади складского помещения для хранения алкогольной продукции не установлены.

      Вопрос: Наша организация хотела бы получить лицензию на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции. Необходимо ли нам получать лицензию на каждый вид алкогольной продукции, например, отдельно лицензию на вино, отдельно лицензию на водку? Необходимо ли при этом отдельно оплатить государственную пошлину несколько раз как за отдельные виды продукции? Либо, в заявлении мы указываем вид продукции: алкогольная продукция и имеем возможность заниматься оборотом всех видов продукции, которые входят в это понятие?

      Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон) лицензированию подлежит деятельность по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции. Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха. Таким образом, лицензия на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции позволит осуществлять хранение и поставки всех видов алкогольной продукции. Подпунктом 94 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации установлены размеры государственной пошлины за лицензирование отдельных видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Размер государственной пошлины за выдачу лицензии на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции составляет 800 000 руб.

      Вопрос: Росалкогольрегулированием было принято решение об отказе организации в выдаче лицензии. Может ли организация и каким образом вернуть представленные в целях получения лицензии документы?

      Ответ: Возврат документов, ранее поданных в лицензирующий орган в целях выдачи лицензии, законодательством Российской Федерации не предусмотрен. Росалкогольрегулирование может произвести возврат заключений специально уполномоченных государственных органов о соответствии складских помещений организации санитарно-эпидемиологическим, противопожарным и экологическим нормам и требованиям, только при необходимости внесения в них каких-либо исправлений, в частности, в случае выявления в процессе рассмотрения заявления и документов, представленных организацией для выдачи лицензии, неверного (ошибочного) указания в заключениях наименования организации, места нахождения организации, места хранения и поставок и т.п. Возврат заключений осуществляется в случае письменного обращения организации о возврате указанных документов, в котором указывается причина необходимости получения заключений, а также способ их получения (нарочно или по почте).

      Вопрос: Сейчас у нас 2 лицензии — одна на хранение, другая на закупку, хранение и реализацию. Можно ли работать по второй лицензии, если планируется деятельность по содержанию комиссионного склада алкогольной продукции?

      Ответ: В соответствии с требованиями Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» организация имеет право осуществлять только тот вид деятельности, который указан в лицензии.

      Вопрос: Организация собирается получить лицензию на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции. Одним из необходимых документов для получения лицензии является сертификат соответствия на технологическое оборудование. В соответствии с распоряжением Правительства РФ №17-р от 13.01.2006г. для получения вышеуказанной лицензии организации необходимо иметь «мерники» и «емкости для хранения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Необходимо ли организации приобретать данный вид оборудования в том случае, если она планирует осуществлять оборот только бутылированной продукции?

      Ответ: В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» при получении лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции представлять копии сертификатов соответствия основного технологического оборудования не требуется.

      Вопрос: В лицензии на производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков указан следующий юридический адрес и адрес производства, хранения и поставок — г.Б***л, ул.Тр***вая, 35. В договоре аренды нежилых помещений, а также в свидетельствах о праве собственности на арендуемые объекты отдельно указаны: 1. Адрес — г.Б***л, ул.Тр***вая, 35. 2.Объект права — производственные помещения литер А, В. В акте проверки проверяющие органы указали на несоответствие адреса осуществления деятельности, указанного в лицензии с адресом, указанным в правоустанавливающих документах в связи с отсутствием в адресе лицензии указания на производственные здания литер А, В. На основании данного акта проверки было вынесено предписание об устранении указанного несоответствия. Правомерно ли такое требование? Наша организация с данным требованием не согласилась, считая, что производственные здания литер А, В согласно договору аренды и свидетельству о праве собственности к адресу не относятся, а являются объектами права, однако свое несогласие не выразило. Каковы сроки обжалования акта проверки? Что делать организации в случае пропуска срока обжалования?

      Ответ: Порядок выдачи лицензии предусмотрен статьей 19 Федерального закона РФ от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», в соответствии с пунктом 1 данной статьи для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности по производству и обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции организацией представляются в лицензирующий орган, в том числе, сведения о месте нахождения юридического лица, а также его обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности. Не указав в заявлении точное место осуществления лицензируемой деятельности, организация представляет искаженную информацию, в связи с чем данное обстоятельство в силу подпункта 1 пункта 9 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ является основанием для отказа в переоформлении или продлении срока действия лицензии. Одновременно сообщаем, что ограничений по срокам обжалования актов проверки действующим законодательством не установлено.

      Вопрос: Если запрашивается лицензия на оптовую торговлю алкогольной продукцией сроком на 3 года, уменьшается ли пропорционально стоимость госпошлины?

      Ответ: Пунктом 94 ст. 2 Федерального закона от 27.12.2009 №374-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» установлены размеры государственной пошлины за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Уменьшение размера государственной пошлины пропорционально сроку действия лицензии действующим законодательством не предусмотрено.

      Вопрос: Организации было отказано в выдаче лицензии. В настоящее время причины отказа устранены. Для повторного обращения в Росалкогольрегулирование организации нужно прикладывать к заявлению весь необходимый пакет документов или только документы, подтверждающие устранение причины предыдущего отказа?

      Ответ: В данном случае в лицензирующий орган необходимо представить следующие документы: 1) заявление о выдаче лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, 2) документы, подтверждающие устранение причин предыдущего отказа в выдаче лицензии.

      Вопрос: Я сдаю документы на получение лицензии на оптовую торговлю алкогольной продукцией (натуральные виноградные вина) крепостью до 15 градусов. Вопросы, на которые хотелось бы получить дополнительные пояснения: 1) Как заполняется заявление о выдаче лицензии (шариковой ручкой или нужно заполнить на компьютере)? 2) Необходимо ли заключение по экологическим нормам и требованиям? 3) Каким органом должны быть заверены все прикладываемые к заявлению (нотариус, директор предприятия и т.д.)?

      Ответ: 1) Заявление о выдаче лицензии может быть заполнено как шариковой ручкой, так на компьютере. 2) Перечень документов, необходимый для оформления лицензии на соответствующий вид деятельности размещен на официальном сайте Росалкогольрегулирования в разделе «Лицензирование». 3) Копии документов заверяются нотариально либо органом, их выдавшим.

      Вопрос: Имеем лицензию на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции (парфюмерно-косметической). Кроме основного производства есть участок производства дезинфицирующих средств. Поступило предложение производить спиртосодержащее дезинфицирующее средство, содержащее денатурированный или технический этиловый спирт. Имеем ли мы право с нашей лицензией осуществлять производство дезинфицирующего средства?

      Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона РФ от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Федеральный закон) лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Согласно пункту 3 статьи 18 того же Федерального закона лицензированию подлежат производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждому поставляемому или поступающему в розничную продажу виду произведенной продукции, указанному в статье 2 Федерального закона. Таким образом, для производства дезинфицирующего средства организации необходимо переоформить имеющуюся лицензию, включив в нее новый вид продукции – дезинфицирующее средство. В соответствии с пунктом 12 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ переоформление лицензии осуществляется на основании заявления организации с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату лицензии. Переоформление лицензии осуществляется путем выдачи новой лицензии с сохранением при этом указанного в лицензии срока ее действия и при условии возврата ранее выданной лицензии в лицензирующий орган. За переоформление лицензии организации необходимо заплатить государственную пошлину в размере 2 000 руб. и представить в лицензирующий орган документ, подтверждающий оплату государственной пошлины. Порядок лицензирования деятельности по производству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции, в том числе денатурированной, установлен Положением о лицензировании деятельности по производству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.12.1999 №1344.

      Вопрос: К нам, как к вновь образованному Торговому Дому, обратились европейские партнеры с просьбой поставлять в ассортименте Русскую Водку на экспорт в Польшу и Швейцарию. Огромная просьба подсказать, как правильно приобрести лицензию и организовать поставки алкоголя за границу? Какие документы нужно собрать для таможни и государственных учреждений, чтобы с первой поставкой не было никаких проблем?

      Ответ: Экспорт алкогольной продукции возможен только при наличии у организации лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции. Порядок выдачи лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции установлен статьей 19 Федерального закона. Вопросы получения разрешительных документов (лицензии) на осуществление экспорта алкогольной продукции, входят в компетенцию Министерства промышленности и торговли Российской Федерации По вопросам, касающимся таможенного регулирования, следует обращаться в Федеральную таможенную службу Российской Федерации.

      Вопрос: Подскажите, пожалуйста, при получении оптовой лицензии, какими документами подтверждается наличие у организации — заявителя уставного капитала в размере более 10 млн. рублей? Выписки из ЕГРЮЛ и копии платежных документов будет достаточно?

      Ответ: В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 статьи 11 Федерального закона производство и оборот алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции вправе осуществлять организации, имеющие оплаченный уставный капитал в размере не менее 10 миллионов рублей. Порядок рассмотрения заявлений о выдаче лицензии и прилагаемых к нему документов определен в Административном регламенте предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции, утвержденном приказом Росалкогольрегулирования от 27.12.2013 №335, в котором также прописан перечень документов, необходимых для получения лицензии.

      Вопрос: Имеет ли право компания, занимающаяся только оптовой торговлей алкогольной продукцией выставлять экземпляры (образцы) продукции не на территории склада, а в выставочном зале офиса и какие при этом существуют требования и ограничения?

      Ответ: В соответствии с Федеральным законом организация может осуществлять лицензируемые виды деятельности только в обособленных подразделениях, указанных в лицензии. Перемещение алкогольной продукции в выставочный зал по адресу, не указанному в лицензии, является нарушением Федерального закона.

      Вопрос: Будет ли выдана отдельная лицензия на производство ликероводочных изделий либо переоформлена лицензия на производство слабого алкоголя, в которую будут добавлены «ликероводочные изделия»?

      Ответ: Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон). В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона ликероводочные изделия и слабоалкогольные напитки относятся к спиртным напиткам. Таким образом, организации-производителю слабоалкогольных напитков для производства ликероводочных изделий необходимо переоформить имеющуюся лицензию в связи с включением в нее нового вида продукции – ликероводочные изделия.

      Вопрос: Должно ли новое основное технологическое оборудование (необходимое по технологии приготовления ликероводочных изделий) уже быть установлено на линии производства на момент подачи заявления в Росалкогольрегулирование о выдаче/переоформлении лицензии для производства напитков крепостью до 25% или можно одновременно с указанным заявлением подать перечень нового основного технологического оборудования и сертификаты, а устанавливать одновременно с выдачей лицензии?

      Ответ: В соответствии с подпунктом 2 пункта 64 «Административного регламента предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции», утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 27.12.2013 N 335, при проведении внеплановой выездной проверки заявителя, подавшего заявление о выдаче лицензии на осуществление деятельности по производству, хранению и поставке произведенной алкогольной продукции, проверяются и указываются в Акте сведения об установленном и находящемся на балансе заявителя оборудовании, обеспечивающем производство продукции, соответствующей требованиям государственных стандартов (технических регламентов, технических условий), в том числе наличие оборудования.

      Вопрос: Могут ли храниться вместе произведенная нами слабоалкогольная продукция и ликероводочная с нанесенными федеральными специальными марками или требуются раздельные складские помещения?

      Ответ: Нормы, запрещающие совместное хранение произведенной одной организацией слабоалкогольной продукции и ликероводочной с нанесенными федеральными специальными марками, законодательством Российской Федерации не установлены.

      Вопрос: Указывается ли в лицензии крепость ликероводочных напитков – до или более 25% и надо ли это указывать при подаче заявления на выдачу/переоформление лицензии?

      Ответ: В соответствии с пунктом 19 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в лицензии указываются наименование лицензирующего органа, полное и (или) сокращенное наименования и организационно-правовая форма организации, место ее нахождения, адрес ее электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, места нахождения ее обособленных подразделений (независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяются указанные подразделения), осуществляющих лицензируемые виды деятельности, лицензируемый вид деятельности, вид продукции в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 18 указанного Федерального закона, производственная мощность в случае, если лицензия выдается на производство этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, срок действия лицензии, ее номер и дата ее выдачи. Указанный перечень сведений является исчерпывающим.

      Вопрос: За сколько дней до окончания срока действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции можно подавать в лицензирующий орган заявление о продлении такой лицензии?

      Ответ: В соответствии с пунктом 17 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» заявление о продлении срока действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции подается в лицензирующий орган не ранее, чем за 90 дней до истечения срока её действия.

      Вопрос: Должна ли организация при переоформлении лицензии направить в Росалкогольрегулирование оригинал действующей лицензии? Если да, то каким образом организация может осуществлять свою деятельность до получения нового бланка лицензии?

      Ответ: В соответствии со статьёй 19 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» заявление о переоформлении лицензии подается в лицензирующий орган в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии. До переоформления лицензии лицензиат или его правопреемник может осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии, но не более трех месяцев с момента возникновения обстоятельств, являющихся основанием для переоформления лицензии. В случае принятия лицензирующим органом решения о переоформлении лицензии оформляется новая лицензия, которая выдается непосредственно руководителю организации при представлении им паспорта и документа, подтверждающего его полномочия в качестве руководителя организации, или доверенному лицу организации при представлении им доверенности на получение лицензии и паспорта, а также при условии возврата ранее выданной лицензии.

      Вопрос: Объясните, пожалуйста, действующий на данный момент порядок и форму подачи заявления по поводу получения разрешения на использование основного технологического оборудования (винификаторов) для производства спиртосодержащей продукции (виноматериалов).

      Ответ: Обязанности лицензиата в случае приобретения основного технологического оборудования определены пунктом 10 статьи 19 Федерального закона, в соответствии с которым в лицензирующий орган необходимо представить заявление, заполненное по форме Приложения N 3 к Административному регламенту предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции (далее – Регламент), утвержденному приказом Росалкогольрегулирования от 27.12.2013 N 335, с приложением к нему документов в соответствии с пунктами 19 и 20 Регламента. Лицензирующий орган рассматривает указанные документы в течение 30 дней с момента их представления. Использование основного технологического оборудования для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции допускается по истечении 45 дней после представления в лицензирующий орган перечня видов данного оборудования, сертификатов соответствия или деклараций о его соответствии, при условии отсутствия решения о недопустимости использования основного технологического оборудования, или до истечения 45 дней при условии, что лицензирующим органом принято решение о допустимости использования данного оборудования.

      Вопрос: Какие санкции предусмотрены при нарушении сроков подачи в лицензирующий орган документов на переоформление лицензии?

      Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции приостанавливается решением лицензирующего органа в случае непредставления в установленный срок заявления о переоформлении лицензии.

      Вопрос: Пунктом 15 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» внесены изменения в статью 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ, согласно которым не допускается розничная продажа алкогольной продукции на автозаправочных станциях. Между тем, пункт 11 статьи 5 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 218-ФЗ предусматривает, что лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданные до вступления в силу настоящего закона, действуют до окончания срока их действия. Возможно ли реализовывать алкогольную продукцию на автозаправочных станциях до истечения срока действия лицензии?

      Ответ: Пункт 11 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 218 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) предусматривает, что лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданные до вступления в силу указанного закона, действуют до окончания срока их действия. Вместе с тем, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) не допускается розничная продажа алкогольной продукции на автозаправочных станциях. Таким образом, по лицензиям, выданным до вступления в силу Федерального закона № 218-ФЗ, возможно реализовывать алкогольную продукцию в обособленных подразделениях организации, указанных в лицензии, не являющихся автозаправочными станциями.

      Вопрос: Является ли в настоящее время обязательным лицензирование деятельности по закупке, хранению и поставке пива, а также по розничной продаже пива?

      Ответ: Новая редакция пункта 1 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ, согласно которой деятельность по производству и обороту пива и пивных напитков не подлежит лицензированию, вступает в силу с 1 января 2012 года. Однако до этого срока указанная деятельность также не подлежит лицензированию ввиду отсутствия соответствующей юридической и технической возможности. Такое положение обусловлено тем, что согласно нормам, установленным пунктами 1 и 19 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ, соответственно, в заявлении о выдаче лицензии указывается каждый поставляемый или поступающий в розничную продажу вид произведенной продукции, указанный в статье 2 Федерального закона № 171-ФЗ. Вместе с тем, в положениях статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ, действующих до 1 июля 2012 года, не определено к какому виду алкогольной продукции относятся пиво и пивные напитки. В этой связи, ни до 1 января 2012 года, ни в период с 1 января 2012 года до 1 июля 2012 года, ни после 1 июля 2012 года производство и оборот пива и пивных напитков лицензированию не подлежат.

      Вопрос: В соответствии со статьей 1 Федерального закона организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения, а также контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом. С какого момента указанная норма вступает в силу?

      Ответ: Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) в Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) внесены изменения, в частности, касающиеся лицензирования розничной продажи алкогольной продукции и особых требований к ее осуществлению. Лицензия является правом на осуществление определенного вида деятельности, которое государство предоставляет организации. Однако реализация этого права обусловлена соблюдением соответствующих особых требований. Согласно пункту 8 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются в порядке, установленном Федеральным законом № 171-ФЗ. Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 3 пункта 32 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции заявитель представляет в лицензирующий орган, в частности, документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. При этом в соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона № 218-ФЗ с 1 июля 2012 года вступают в силу требования, установленные абзацами первым и вторым пункта 6 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ, согласно которым организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков), должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения, а также контрольно-кассовую технику. Необходимо отметить, что норма подпункта 3 пункта 32 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ относится к порядку выдачи лицензий, а нормы абзацев первого и второго пункта 6 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ устанавливают особые требования к розничной продаже алкогольной продукции. При этом частью 11 статьи 5 Федерального закона № 218-ФЗ установлено, что лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданные до дня вступления в силу указанного Федерального закона, действуют до окончания срока их действия, а требования абзацев первого и второго пункта 6 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ (в редакции Федерального закона № 218-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим после 21 июля 2011 года. Следовательно, с 22 июля 2011 года организации для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции обязаны представлять в лицензирующий орган документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. Вместе с тем, организации, получившие лицензии до 22 июля 2011 года, обязаны обеспечить соблюдение требований абзацав первого и второго пункта 6 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ с 1 июля 2012 года.

      Вопрос: В старой редакции закона в статье 16 пункт 5 говорилось: Организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, контрольно-кассовую технику. Как действовать сейчас?

      Ответ: В соответствии с пунктом 6 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, а также контрольно-кассовую технику.

      20 декабря 2012 г.

      Вопрос: В связи с утверждением нового бланка лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции необходимо ли заверять отметку о продлении срока действия лицензии печатью лицензирующего органа и подписью руководителя (заместителя руководителя) лицензирующего органа?

      Ответ: В соответствии с пунктом 19 статьи 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»форма лицензии утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
      Форма лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции утверждена приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 3 сентября 2012 г. № 245 «О форме лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Форма лицензии).
      В Форме лицензии предусматривается указание срока действия лицензии, срока продления действия лицензии, а также место печати с подписью руководителя (заместителя руководителя) лицензирующего органа, выдавшего лицензию.
      В случае продления срока действия лицензии отметка о ее продлении заверяется печатью лицензирующего органа и подписью руководителя (заместителя руководителя) лицензирующего органа.

      Вопрос: Просьба представить информацию о необходимости получения лицензии на оптовую торговлю красками и лаками, ввозимыми на территорию России для дальнейшей реализации.

      Ответ: Согласно статье 2 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ спиртосодержащей непищевой продукцией является непищевая продукция (в том числе денатурированная спиртосодержащая продукция, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция, любые растворы, эмульсии, суспензии), произведенная с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Под оборотом понимается — закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа.
      Таким образом, деятельность организации по импорту и дальнейшей реализации спиртосодержащей непищевой продукции, указанной в статье 2 Федерального закона, за исключением случаев, указанных в пунктах 3, 4 статьи 1 и пункте 1 статьи 18 Федерального закона, осуществляется на основании лицензии на закупку, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции.

      Вопрос: Подлежит ли лицензированию деятельность организации, осуществляющей ввоз на территорию Российской Федерации и последующую оптовую торговлю спиртосодержащими БАД с содержанием спирта более 25 процентов объема готовой продукции.

      Ответ: Согласно статье 2 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ спиртосодержащей пищевой продукцией является пищевая продукция, в том числе виноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло (за исключением алкогольной продукции) с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 1,5 процента объема готовой продукции. Под оборотом понимается — закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа.
      Таким образом, деятельность организации по импорту и дальнейшей реализации спиртосодержащей пищевой продукции, указанной в статье 2 Федерального закона, за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 1 и пункте 1 статьи 18 Федерального закона, осуществляется на основании лицензии на закупку, хранение и поставки спиртосодержащей пищевой продукции.

      Читайте так же:  Приказ министерства здравоохранения 504