Отличия дарения от взятки

Отличие подарка от взятки

В соответствии со статьей 572 ГК РФ установлено, что подарок вручается безвозмездно, без встречных обязательств и передачи чего-либо со стороны одаряемого в ответ. В качестве подарка может выступать как материальная ценность, так и имущественное право (требование) либо освобождение от имущественной обязанности.

Однако, в случае, если принцип безвозмездности замещается обязанностью одариваемого выполнить определенные действия, используя служебное положение в интересах дарителя, то такое действие квалифицируется как взятка. Различие между подарком и взяткой состоит не в денежном выражении, а в мотивах совершения указанных действий. Главный принцип дарения — безвозмездность.

Так взятка передается в обмен на какое-то незаконное обязательство. Если даритель зависим от одариваемого, то принцип безвозмездности доказать трудно, а дарение может быть расценено как взятка. Ответственность за получение взятки (любого размера) установлена статьями 290, 291.1, 291 УК РФ.

На основании п.п.7 п.3 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» запрещено получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц.

Вместе с тем, данный запрет касается только лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, а также государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, и осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.

Запрет на получение несанкционированных подарков госслужащими установлен также п. п. 6 п. 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

Аналогичный запрет для муниципальных служащих содержится в пп.5 п. 1 статьи 14 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Старший помощник прокурора Привокзального района Г.А. Куцопало

Необходимость разграничения взятки и»обычного подарка» очевидна. При решении вопроса об ответственностивиновных во взяточничестве, не обусловленном предварительной договоренностью зауже совершенные действия (либо бездействия) должностных лиц, следует обращатьособое внимание на мотивы, которыми руководствовался взяткодатель, и на предметсамой взятки. Поэтому, если материальная ценность полученного в знакблагодарности предмета явно малозначительна (букет цветов, коробка конфет ит. п. ) и со стороны вручившего его это был сугубо знак признательности, благодарности, то следует говорить лишь о должностном проступке, не достигающемтой степени общественной опасности, которая требуется для преступления».

Так в чем же отличиевзятки — благодарности от так называемого обычного подарка.

Согласност. 575 Гражданского кодекса Российской Федерации разрешается дарениегосударственным (муниципальным) служащим обычных подарков, стоимость которых непревышает трех тысяч рублей. Однако следует учитывать, что данное положение ГКРФ неприменимо к уголовному закону.

Статья575 ГК РФ говорит о договоре дарения, который исключает встречную передачу вещиили права либо встречного обязательства со стороны лица, принимающего подарок, кроме того не только значительно повышает размер дозволяемого «обычногоподарка», не влекущего вообще никакой ответственности как дарителя, так игосударственного или муниципального служащего, принимающего дар в связи сдолжностным положением или исполнением служебных обязанностей, но и неоговаривает каких — либо иных условий правомерности подобных действий (кромеразмера подарка). Однако ни о каком подарке нельзя говорить, если этовознаграждение вымогается должностным лицом государственного органа, органаместного самоуправления, государственного или муниципального учреждения подугрозой совершения действия (бездействия), влекущего нарушение законныхинтересов взяткодателя, или путем умышленного поставления последнего в такиеусловия, когда он вынужден вручить «подарок» для обеспечения своихправоохраняемых интересов.

Нельзя считатьподарком и вознаграждение, переданное должностному лицу в качестве подкупа, определившее его соответствующее служебное поведение, а также вознаграждение, врученное должностному лицу как благодарность за совершенное им незаконноедействие (бездействие).

Таким образом, «обычныйподарок», не влекущий никакой ответственности как для должностного лица, его принявшего, так и для вручившего подарок лица, отличается от взятки нетолько относительно небольшим размером. Независимо от размера получениедолжностным лицом и передача ему незаконного вознаграждения в связи сдолжностным положением или в связи с исполнением служебных обязанностей нужнорасценивать как взяточничество в следующих случаях: 1) если имело местовымогательство этого вознаграждения; 2) если вознаграждение (или соглашение онем) имело характер подкупа, обусловливало соответствующее, в том числеправомерное, служебное поведение должностного лица; 3) если вознаграждениепередавалось должностному лицу за незаконные действия (бездействие).

Следует иметь в виду иситуацию продолжаемого преступления, когда взятка передается по частям, каждаяиз которых не превышает трех тысяч рублей. Естественно, что в таких случаяхсовершается единое преступление, а не неоднократные «обычные подарки»должностному лицу. Единым продолжаемым преступлением — получением взятки — следует считать также систематическое получение материальных ценностей иливыгод от одних и тех же взяткодателей за общее покровительство илипопустительство по службе, если общая стоимость «подарков» превысила трехтысяч рублей.

Разграничение взятки и подарка

Дата публикации: 02.04.2020 2020-04-02

Статья просмотрена: 2413 раз

Библиографическое описание:

Терёхин П. Ю., Горшенин А. А. Разграничение взятки и подарка // Молодой ученый. ? 2020. ? №13. ? С. 207-210. ? URL https://moluch.ru/archive/199/49036/ (дата обращения: 14.11.2020).

Взяточничество является одним из самых распространенных преступлений коррупционного характера, наносящих вред как экономике страны, так и престижу государства в лице обычных граждан. Высокий уровень коррупции влечет за собой разочарование в демократии, недоверие к закону, подрыву доверия к властям, понижению конкурентоспособности государства в мировом сообществе.

Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения с его стороны. Получающий подарок психологически становится обязанным отплатить добром за добро. В этом и опасность подарков чиновнику: а вдруг он будет расплачиваться за него за государственный или общественный счет?

Получение взятки зачастую сопряжено с совершением иных противозаконных деяний, например служебного подлога, злоупотребления должностными полномочиями.

В настоящее время взяточничество принимает устойчивый характер и встречается во многих сферах жизни общества — таможенной, здравоохранения, образования, судебной, проникает во властные и управленческие структуры.

Российское законодательство имеет длительную историю борьбы со взяточничеством. Первым документом, закрепившим запрет на дачу взятки, можно назвать Судебник 1497 г. [1].

Взяточничество — собирательный термин, охватывающий собой четыре предусмотренных УК РФ самостоятельных состава преступлений: получение и дача взятки, посредничество во взяточничестве, а также мелкое взяточничество (ст.290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ).

Смысл данного преступления заключается в том, что должностное лицо получает от иных физических или юридических лиц заведомо незаконное материальное вознаграждение за выполнение определенных действий в связи с занимаемой должностью или служебным положением.

Взятка (незаконное материальное вознаграждение) может выражаться в деньгах, ценных бумагах, ином имуществе или выгодах имущественного характера. Под иным имуществом понимаются все остальные случаи, например, принятие и наручных часов, и квартиры, и картины, и земельного участка, и валютных ценностей. Предметом преступления являются также предоставление подлежащих оплате услуг бесплатно, а также любое иное неэквивалентно возмещаемое действие имущественной природы (занижение стоимости передаваемого имущества, снижение платежей по договору аренды).

Читайте так же:  Зоогигиенические требования к микроклимату в животноводческих помещениях

Если обратиться к современному законодательству, то Уголовный кодекс Российской Федерации рассматривает получение взятки как преступление, которое состоит в получении должностным лицом лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за незаконные действия (бездействие), за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе [2].

Обязательным признаком имущества либо имущественных услуг, передаваемых/оказываемых в качестве взятки, выступает способность выступать средством платежа в гражданском обороте.

Один из основных спорных моментов, возникающих в процессе квалификации преступлений коррупционной направленности, — разграничение взятки и подарка.

Ранее данные понятия не разграничивались. Так, как отмечает О. И. Семыкина, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года [3] признавало преступлением принятие подарка или только обещание его в целях послабления силы закона в будущем, независимо от размера и свойства подарка, от принятия его непосредственно или через посредников, открыто либо в скрытой форме (под прикрытием законной сделки) [4, c. 95].

В настоящее время Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [5] государственным служащим запрещено в связи с исполнением должностных обязанностей получать вознаграждение за различного рода услуги.

Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и подлежат передаче по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы. Однако после передачи служащий вправе выкупить подарок в установленном порядке.

Определения подарка, полученного в связи с протокольными мероприятиями, закон не дает. Данный термин раскрывается в Постановлении Правительства РФ от 09.01.2014 N 10 [6], согласно которому им является подарок, полученный лицом, замещающим государственную (муниципальную) должность, служащим, работником от физических (юридических) лиц, которые осуществляют дарение исходя из должностного положения одаряемого или исполнения им служебных (должностных) обязанностей, за исключением канцелярских принадлежностей, предоставленных каждому участнику официальных мероприятий в целях исполнения им своих должностных обязанностей, цветов и ценных подарков, которые вручены в качестве поощрения (награды).

В своею очередь Бикеев И. И., подчеркивает, что подарок — это материальный объект, вещь, которую даритель по собственному желанию и безвозмездно преподносит с целью доставить удовольствие либо пользу получателю подарка. Если предполагается какое-то встречное возмещение, вещами или действием, то подарка нет. Как правило, преподнесение подарка связано с каким-то поводом: юбилеем, встречей, праздником. Официальное мероприятие тоже является поводом. Подарком даритель устанавливает отношения, передает напоминание о себе, как бы говорит о заинтересованности в сотрудничестве [7, c.248].

О получении подарка в связи с протокольными мероприятиями лица, замещающие государственные (муниципальные) должности, служащие, работники обязаны уведомить государственный (муниципальный) орган, фонд или иную организацию, в которых указанные лица проходят государственную (муниципальную) службу или осуществляют трудовую деятельность, не позднее 3 рабочих дней со дня получения подарка. К уведомлению прилагаются документы, подтверждающие стоимость подарка.

Ст. 575 ГК РФ содержит несколько отличное правило о подарках государственным служащим — она разрешает дарение, если стоимость этого подарка не превышает трёх тысяч рублей. Все подарки, полученные лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственными служащими, муниципальными служащими, служащими Банка России и стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются собственностью государства.

Как отмечает Кузнецова К.Э, не распространяется данный запрет лишь на подарки, полученные в связи с мероприятиями протокольного характера, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, поскольку эти подарки признаются собственностью непосредственно государства. Подарок не должен быть сделан в связи с должностным положением одаряемого или в связи с исполнением им служебных обязанностей [8, c. 3].

В указанную статью вносились изменения. Так, ранее предел подарка устанавливался в минимальных размерах оплаты труда и составлял 5 МРОТ. Однако, закрепление стоимости в виде конкретной суммы более соответствует цели единообразия правоприменения и практики.

Закрепление в ГК РФ права на получения подарков, стоимостью менее трех тысяч рублей, порождает проблему — при получении должностным лицом такого подарка, на практике трудно определить, является ли он действительно подарком либо взяткой за совершение получателем взятки определенных действий. В указанном примере предмет взятки по всем характеристикам соответствует подарку, но в действительности является взяткой.

Также нельзя не сказать, что сумма в три тысячи рублей с учетом заработной платы основной массы населения России немаленькая. Такие подарки могут приниматься на протяжении довольно длительного периода времени. Следовательно, как справедливо отмечает А. В. Шнитенков, если не удастся доказать, что совершенное деяние является продолжаемым, служащий получает «неплохую прибавку» к заработной плате, причем на законных основаниях [9, c. 62].

Кроме того, в ГК РФ отсутствует определение обычных подарков, на которые правила не распространяются. Согласно общепризнанной точке зрения, обычными подарками являются цветы, конфеты, книги, небольшой сувенир, флакон духов и т. д. Обычный подарок — это то, что подарено в соответствии с обычаем, например в дни рождения, на 8 Марта, в профессиональные и иные праздники и т. п.

«Обычность» предполагает традиционность обстановки, в которой дарится подарок. Это общепринятая реакция на общепринятый повод, например юбилей, профессиональные успехи, иные торжественные события. Одним из признаков обычного подарка является наличие неслужебных, возможно, приятельских отношений между одаряемым и дарителем. Вряд ли допустимо признавать обычным подарок должностному лицу от незнакомого или малоизвестного гражданина, даже если он преподнесен в день рождения. С другой стороны, обычным следует считать подарок подчиненного своему руководителю, если между ними, кроме служебных, существуют, что вполне нормально, хорошие товарищеские взаимоотношения.

Главным отличием подарка от взятки является безвозмездность подарка. Это означает, что при даче взятке взяткодатель желает совершения действия (бездействия) в свою пользу, в то время как подарок вручается не за действие, которое должностное лицо может осуществить, а скорее как знак уважения. Соответственно, вручающий подарок не может рассчитывать на получение выгоды, извлекаемой из дарения. Однако, зачастую взяточничество начинается именно с подарка. [10, c. 85].

Поэтому вряд ли стоит согласиться с мнениями некоторых ученых, которые предлагают установить запрет на принятие любых подарков должностными лицами. Не случайно ряд авторов, придерживаются мнения, что например коробка конфет, цветы, книга и т. п. это так называемое «движение души» со стороны, вручившей подарок, некий знак признательности, который не обуславливал соответствующего какого-либо поведения должностного лица, то эти случаи дарения не могут рассматриваться как преступление. Но если их рассматривать по-другому, возникает своеобразное противоречие с культурно-нравственными, морально-этическими ценностями [11, c.46].

Читайте так же:  В течении какого срока можно подать на наследство

Из изложенного можно сделать вывод, что различие между подарком и взяткой состоит не в цене передаваемого имущества, а в мотивах и целях, в направленности совершения таких действий. Поэтому при оценке коррупционных деяний следует исходить из причинно-следственной связи между получением материальной выгоды и совершением определенных действий в пользу взяткодателя.

1. Судебник 1497 года Российское законодательство Х–ХХ веков. Т. 2 / — М.: Юридическая литература, 1987. — 54 c.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г. № 63-ФЗ (ред. ФЗ РФ от 20.01.2020).

3. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. СПб: Тип. 2 отд-ния собств. е.и.в. канцелярии, 1845.

4. Семыкина, О. И. Историческая обусловленность института предложения и обещания взятки // Журнал российского права. — 2016. — № 4. — С. 95.

5. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).

6. Постановление Правительства РФ от 09.01.2014 N 10 (ред. от 12.10.2015) «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации».

7. Бикеев И. И. Проблемы отграничения взятки от подарка в России и за рубежом: практика и тенденции // Актуальные проблемы экономики и права. — 2013. — № 1. — С. 245–249.

8. Кузнецова К. Э. Особенности проблематики разграничения понятий «взятка» и «подарок» в уголовном праве РФ // Образование и наука в современных реалиях. — Краснодар: Сборник материалов, 2017. — С. 369–373.

9. Шнитенков, А. В. Обычный подарок для служащего: проблемные вопросы законодательной регламентации // Юрист. — 2004. — № 9. — С. 62.

10. Борков, В. Н. Верховный Суд Российской Федерации решил не путать взятку с подарком // Современное право. — 2014. — № 1. — С. 108.

11. Лопашенко, Н. некоторых проблемах понимания и толкования взяточничества и коммерческого подкупа (квалификационные проблемы) // Уголовное право. — 2013. — № 5. — С. 83–88.

Разъясняем законодательство

Взятка не является подарком

Вопрос: В каком случае подарок может считаться взяткой?

Отвечает заместитель прокурора Конышевского района Сенчук И.Л.: Под взяткой понимаются ценные бумаги, иное имущество, а также выгоды, преимущества как имущественного, так и неимущественного характера.

Получение взятки следует отличать от получения подарка.

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» запрещает государственным служащим в связи с исполнением должностных обязанностей получать вознаграждение за различного рода услуги.

Подарки, полученные в связи с официальными мероприятиями, являются собственностью государства и передаются по акту в государственный орган.

При разграничении подарка и взятки следует учитывать, что подарок (ст. 572 ГК РФ) не предполагает встречного обязательства, то есть, лицо получает его не за действия (бездействие), которое оно может осуществить, а как знак уважения и внимания. Соответственно, и вручающий подарок не рассчитывает на какие-либо ответные действия (бездействие) в его интересах со стороны должностного лица в связи с его служебным положением.

Следовательно, основным признаком разграничения подарка и взятки является не стоимость вещи или материальная выгода, а то, за что она вручается и принимается.

Главным признаком, отличающим дарение от взятки, выступает безвозмездность.

Взятка предполагает взаимный обмен благами, выгодами, преимуществами. Она дается за что-то: за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или предоставляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Таким образом, «обычный подарок» должностному лицу, полученный в связи с должностным положением или в связи с исполнением служебных обязанностей, стоимость которого не превышает более трех тысяч рублей (при отсутствии вымогательства этого подарка), может быть признан таковым только при отсутствии интереса дарителя в выполнении или невыполнении каких-либо действий должностным лицом в его интересах.

Все остальные действия, связанные с интересом дарителя в выполнении или невыполнении каких-либо действий должностным лицом в его интересах являются «взяткой».

Здание прокуратуры Курской области 305000, г. Курск, ул. Ленина, 21
схема проезда

Отличия дарения от взятки

Разъяснения прокуратуры

Отличие взятки от подарка

Одними из наиболее распространенных преступлений коррупционной направленности является получение и дача взятки.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации подарком является то, что передается безвозмездно, без встречных обязательств и передачи чего-либо со стороны одаряемого. Подарком может быть вещь, а также имущественное право (требование), либо освобождение от имущественной обязанности.

Действующим законодательством предусмотрено, что лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, служащие Центрального банка, работники Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных на основании федеральных законов, а также организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, не вправе получать подарки от физических и юридических лиц в связи с их должностным положением или исполнением ими должностных обязанностей.

Данный запрет не распространяется лишь на получение подарков в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением названными лицами должностных обязанностей.

Если дарение сопряжено с необходимостью выполнить определенные действия, связанные с исполнением должностных обязанностей, или, наоборот, бездействовать, используя при этом свое служебное положение в интересах дарителя, то такие действия являются взяткой.

Взятка всегда дается за конкретные действия (бездействия) в пользу дающего или представляемых им лиц, то есть при даче взятки отсутствует основной принцип дарения — безвозмездность.

Взяткой может быть признана как определенная вещь, имущество, так и денежное вознаграждение, получение ссуды на льготных условиях, оплата отдыха, развлечений, транспортных расходов и тому подобное, то есть выгоды и услуги имущественного характера.

Максимальное наказание за получение взятки — штраф в размере до 5 млн. рублей, или в размере заработной платы, иного дохода осужденного за период до пяти лет, или в размере до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 15 лет либо лишением свободы на срок до 15 лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки.

Читайте так же:  Стаффинг договор

Максимальное наказание за дачу взятки — штраф в размере до 4 млн. рублей, или в размере заработной платы, иного дохода осужденного за период до четырех лет, или в размере до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет либо лишением свободы на срок до 15 лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки.

Прокурор Кировского административного округа г. Омска старший советник юстиции Т.П. Сидоренко.

Чем взятка отличается от подарка?

Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственным служащим запрещено получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения) (пп. 6 п. 1 ст. 17).

Данный запрет не распространяется на подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными событиями. Они признаются государственной собственностью, передаются в орган, где замещает должность госслужащий, только после этого у должностного лица появляется возможность его выкупить.

Разделяя обычные подарки, получаемые гражданами в повседневной жизни, от подарков, неправомерно вручаемых госслужащим, и тем более взяток, необходимо обратить внимание на несколько важных критериев.

Вручая подарок, даритель не должен зависеть от одаряемого, в том числе от его должностного положения, исполнения им должностных обязанностей.

Подарок вручается гражданину и не связан с выполнением или невыполнением им какого-либо действия (бездействия) по работе, службе.

Получение подарка в связи с занимаемой должностью или служебным положением является неправомерным и влечет для государственного служащего дисциплинарную ответственность.

Основным отличием подарка от взятки является его безвозмездность — передавая подарок, даритель ничего не пытается получить взамен, в том числе какие-либо ответные действия (бездействие) в его интересах со стороны должностного лица в связи с его служебным положением.

Взятка даётся за конкретное действие (бездействие) по службе или за общее благоприятное отношение в пользу дающего. Вопреки распространенному заблуждению у взятки фактически нет минимального размера.

Разграничение между подарком и взяткой следует проводить по мотивации дарения. При этом основным признаком выступает не стоимость вещи или материальная выгода, а то, за что она вручается и принимается.

Когда у одаряемого возникает обязанность выполнить в обмен на подарок определённые действия, связанные с его служебным положением, подарок будет расценён как взятка.

Уголовный кодекс Российской Федерации рассматривает получение взятки как преступление, которое состоит в получении должностным лицом лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за незаконные действия (бездействие), за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (ст. 290 УК РФ).

Уголовная ответственность также установлена за дачу взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (ст. 291 УК РФ) и за посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ).

С 2016 года отдельно введена ответственность за мелкое взяточничество – дача, получение взятки в размере, не превышающем десяти тысяч рублей (ст. 291.2 УК РФ).

Прокуратура Республики Коми Официальный сайт

В чем разница между подарком и взяткой?

Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.

Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.

Одними из наиболее распространенных преступлений коррупционной направленности является получение и дача взятки (статьи 290, 291, 290.1 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Основной принцип дарения закреплен в гражданском законодательстве. Согласно статьи 572 Гражданского кодекса Российской Федерации, подарок — это то, что преподносится безвозмездно, без встречных обязательств и передачи чего-либо со стороны одаряемого. Подарком может быть вещь, а также имущественное право (требование), либо освобождение от имущественной обязанности.

Действующим законодательством урегулировано, что дарение не допускается лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальным служащим, муниципальные должности, служащим Банка России, государственным служащим, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей.

Не распространяется данный запрет лишь на подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, поскольку такие подарки признаются собственностью государства. Подарок не должен быть сделан в связи с должностным положением одаряемого или в связи с исполнением им служебных обязанностей.

Если же дарение сопряжено с необходимостью выполнить определенные действия, связанные с исполнением должностных обязанностей, или, наоборот, бездействовать, используя при этом свое служебное положение, в интересах дарителя, то такие действия являются взяткой.

Взятка дается за конкретные действия (бездействия) в пользу дающего или представляемых им лиц, то есть при даче взятки отсутствует основной принцип дарения — безвозмездность. Взяткой может быть признана как определенная вещь, имущество, так и денежное вознаграждение, получение ссуды на льготных условиях, оплата отдыха, развлечений, транспортных расходов и тому подобное, то есть выгоды и услуги имущественного характера.

При этом не имеет значения, что было вначале — получение взятки или определенное действие, либо сначала действие, а потом взятка. Главное, что до совершения действия между лицами была договоренность.