Наглядное пособие по плаванию

Эффективность методики обучения плаванию на суше Текст научной статьи по специальности « Физическая культура и спорт»

Аннотация научной статьи по физической культуре и спорту, автор научной работы — Тарабрина Ирина Викторовна

В статье раскрывается эффективность методики плавания на суше на примере пловцов школьного возраста с помощью наглядных пособий и примеров таких как, специальные упражнения на суше , упражнения для освоения водной среды, основные элементы при изучении плавания . Цель статьи изучить и обосновать оптимальную методику обучения плавания на суше. Благодаря этому улучшается качество плавательной подготовленности юных пловцов на основе тщательного изучения материала и элементов техники, начиная с кроля на спине, кроля на груди, упражнений для изучения техники брасс и баттерфляй. Изучены основы индивидуального обучения плаванию детей . Представлены способы плавания для детей в возрасте 3-7 лет, проанализированы основные теории ведущих специалистов в данной области. В статье автор описывает специфические особенности в методике обучения плаванию детей на глубокой воде, при этом рассматривается вопрос о наилучшем формировании навыков плавания у детей младшего школьного возраста путем включения занятий плаванием в режим группы, создания игровых ситуаций на суше и в воде. Автор показывает, что дети в возрасте 4-5 лет лучше осваивают технику плавания на спине с укороченными гребками без выноса рук. Благодаря эффективной методике обучения основным элементам и движениям в плавании на суше юный пловец имеет возможность успешно развиваться в юношеском спорте и стать перспективным спортсменом.

Похожие темы научных работ по физической культуре и спорту , автор научной работы — Тарабрина Ирина Викторовна,

On-land swimming teaching technique efficacy

The effectiveness of on-land swimming teaching technique on the example of school-aged swimmers using visual a >exercises on land , exercises for mastering of aquatic environment, the study of the basic elements of swimming , are revealed in the article. The purpose of the article is to examine the rationale and the optimal method of swimming training on land. Due to this, quality of the swimming readiness of young swimmers is improved on the basis of a thorough study of the material elements and techniques, starting with backstroke crawl, crawl on chest, exercises for learning the technique of breaststroke and butterfly. Bases of children ’s indiv >swimming are explored. Methods for swimming for children aged 3-7 are presented, the basic theory of the leading experts in this field are analysed. The author of the article describes the specific features in the methods of teaching children to swim in deep water, and the question of the formation of the best swimming skills in children of primary school age by including swimming lessons in group mode, by creating game situations on land and in the water is cons >children aged 4-5 learn better technique of backstroke with short strokes without carrying arms. Thanks to efficient methods of teaching the basic elements and movements at swimming on land, a young swimmer has the ability to successfully develop in youth sports and become a promising athlete.

Текст научной работы на тему «Эффективность методики обучения плаванию на суше»

?ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Тарабрина Ирина Викторовна

Киевский национальный торгово-экономический университет, Украина

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ НА СУШЕ

В статье раскрывается эффективность методики плавания на суше на примере пловцов школьного возраста с помощью наглядных пособий и примеров таких как, специальные упражнения на суше, упражнения для освоения водной среды, основные элементы при изучении плавания. Цель статьи — изучить и обосновать оптимальную методику обучения плавания на суше. Благодаря этому улучшается качество плавательной подготовленности юных пловцов на основе тщательного изучения материала и элементов техники, начиная с кроля на спине, кроля на груди, упражнений для изучения техники брасс и баттерфляй. Изучены основы индивидуального обучения плаванию детей. Представлены способы плавания для детей в возрасте 3-7 лет, проанализированы основные теории ведущих специалистов в данной области. В статье автор описывает специфические особенности в методике обучения плаванию детей на глубокой воде, при этом рассматривается вопрос о наилучшем формировании навыков плавания у детей младшего школьного возраста путем включения занятий плаванием в режим группы, создания игровых ситуаций на суше и в воде. Автор показывает, что дети в возрасте 4-5 лет лучше осваивают технику плавания на спине с укороченными гребками без выноса рук. Благодаря эффективной методике обучения основным элементам и движениям в плавании на суше юный пловец имеет возможность успешно развиваться в юношеском спорте и стать перспективным спортсменом.

Ключевые слова: методика обучения, упражнения на суше, дети, плавание, эффективность.

В учебниках по плаванию как для педагогических вузов (В.А. Парфенов, 1978; Б.Н. Никитский, 1981, И. Гончар, 2006), так и для институтов физической культуры и спорта (Н.А. Бутович, 1965; А.К. Дмитриев, 1966; Н.Ж. Булгакова, 1979, 1984, 1996; В. Платонов, 2001; А.Д. Викулов, 2003) значительное внимание удалено методике обучения плаванию, которая начинается с обучения на воде. При этом авторами выделено (Н.Ж. Булгакова, 1984) 3 этапа: формирование представления о технике плавания и ознакомление со свойствами воды; разучивание элементов техники и способа плавания в целом; закрепление и совершенствование техники плавания. Однако в литературе накопилось значительное число эффективных средств, методов и методических приемов, которые с успехом используются многими специалистами. Они в существенной мере дополняют и уточняют общепринятые положения, изложенные в учебниках, которые со временем устаревают. Поэтому нам представляется необходимым дополнить методику обучения плаванию по разным возрастным группам прогрессивности положениями, изложенными в трудах специалистов в области плавания и не нашедшим пока своего достойного места у учебной литературе. Эти сведения будут весьма полезны для тренеров, работающих с начинающими пловцами, а также для студентов. Касаясь необходимости обучения плаванию, классик русской педагогики П.Д. Лес-гафт (1952) точно подметил, что ребенок научится этому искусству тем быстрее, чем он более совершенно владеет собой и ловчее в производстве своих действий. Навык плавания намного труднее и дольше осваивается взрослыми, чем детьми или подростками. Этот пространственный навык следует прививать с детства, т.к. он контролируется разными уровнями построения движений (по Н.А. Бернштейну, 1991). Координация движений

осуществляется посредством так называемых сенсорных коррекций, т.е. процессов непрерывного корректирования движения на основе поступающих в центральную нервную систему сигналов от органов чувств. Двигательный опыт, получаемый в разных ситуациях, способствует проявлению находчивости, которая является составной частью ловкости. Ловкость, по Н.А. Бернштейну (1991), есть способность справиться с возникшей двигательной задачей правильно, быстро, находчиво. В какой-то момент умение плавать постигается сразу и не утрачивается больше никогда. Эти секреты навыка плавания заключаются не в каких-нибудь особенных телодвижениях, а в особого рода ощущениях и коррекциях, получаемых человеком в условиях водной среды [1, с. 4]. Но необходимы знания, умения и навыки, освоенные ранее в предшествующем обучении на суше. Замечено, что обучающимися прочно усваивается, прежде всего, то, что актуально для ученика и имеет для него прикладную значимость (М.М. Боген, 1985). В практической деятельности уточняется терминология, используемая при обучении детей навыкам плавания. Под неумеющими плавать следует понимать тех (О.И. Логунова, 1952), кто не может держаться на воде, а тех, кто умеет держаться на воде, проплывая до 25 м, — считать слабо плавающими. Первоначально навыки плавания рекомендуется уже формировать у детей раньше, чем они начнут ходить в домашних ваннах (В.С. Васильев, 1989;

З.П. Фидов, 1982), а затем продолжить обучаться в детском саду и абонементных группах. При этом детям предлагается вначале имитировать простые движения — сгребать песок кистями рук, сметать крошки со стола, сдувать легкие предметы с ладоней рук и т.д. Начальне обучение плаванию (Виль-ке Курт, 1991) рекомендуется проводить, используя яйцеобразный поплавок, который закрепляется на поясе ученика до надежного овладения движением

© Тарабрина И.В., 2015

Эффективность методики обучения плаванию на суше

с дыханием и собственным спасением (по Ч. Силь-вие). Кроме того, целесообразно использование плавания с помощью надувных пластиковых нарукавников (по Г. Бауэрмейстеру) при глубокой воде на 21 уроке по 45 минут с частотой от 3 до 5 раз в неделю. Существенную помощь в этом может оказать применение ласт (по Г. Гетцу) при обучении плаванию кролем и брассом в течение 10 уроков. [4]

Очень важно в начальный период обучения плаванию сделать акцент на выполнении таких упражнений, которые будут предупреждать (Д.А. Дмитриев, 1985) возможность появления у новичков негативных ощущений и ошибок в технике, связанных с воздействием водной среды, чувства страха, водобоязни [2]. К специфическим особенностям в методике обучения детей плаванию на глубокой воде (Л.В. Геркен, 1971) следует отнести требование, которое характеризуется постепенным переходом от твердой опоры к смешанной, а затем к неустойчивой, подвижной, стабильной и в конце к безопорной со скольжением. На этом этапе обучения возрастает роль использования приемов психологической подготовки для неумеющих плавать, которые способствуют преодолению различных негативных ощущений при нахождении в воде. Необходимо сформировать новый тип рефлекторных нервных связей, которые легче образуются в детстве, благодаря имитационным упражнениям на суше, т.к. еще не упрочен рефлекс противостояния, возникающий при взаимодействии тела с жесткой опорой, и рефлекса, обеспечивающего тонус между вертикальной позой человека [5]. При обучении плаванию происходит перераспределение тонуса мышц на основе изменения характера импульсации от рецепторов двигательного аппарата, вестибулярных и других функций. Поэтому навык плавания — это процесс формирования нового типа взаимодействия нервных центров и мышечных групп в условиях безопорного положения тела (А.А. Семкин, 1992). Исходя из педагогических наблюдений, В.И. Шувалов (1959) отмечает, что применение упражнений на суше в начале обучения ускоряет овладение навыками плавания, что положительно влияет на исправление ошибок при совершенствовании техники движений. Умение регулировать нервно-мышечное напряжение и расслаблять мышцы в плавательных движениях имеет прямую связь с наличием и чувства воды, под которым В.И. Шувалов (1959) подразумевает способность занимающихся различать изменение сопротивления воде. В основе формирования навыка плавания у детей 8-10 лет (В.С. Васильев, 1961) лежит выработка прочного условного рефлекса принятия горизонтального положения в скольжении с дальнейшим согласованием движений и дыхания на суше, причем изучать элементы техники плавания необхо-

димо параллельно, используя упражнения, совмещающие движение и дыхание. Период обучения особенностям адаптации организма детей к водной среде характеризуется (С.В. Коллюгоров, 1973) более выраженными изменениями со стороны дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Это надо учитывать в динамике суммарной физической нагрузки занимающихся в течение дня, недели, месяца, что может способствовать сокращению периода обучения. Лучшее формирование навыков плавания у детей младшего школьного возраста возможно путем включения занятий по плаванию в режим группы, создания игровых ситуаций как на суше, так и в воде (В.А. Анкин, 1988; М.С. Ду-бовис, Ю.О. Корон, 1991). При этом целесообразно нахождение воспитателя в воде (Т.И. Осокина, 1985, 2002) для оказания детям поддержки, страховки, помощи в надежном и правильном освоении ими плавательных движений. Однако (Леван Сем, 1978) в процессе изучения навыков плавания, возникновение отрицательных эмоций у детей мешает их овладению, в то время как положительное соперничество содействует более успешному их формированию. Поэтому в методике начального обучения плаванию довольно значительное место отводится изучению игр и развлечений на суше (В.С. Васильев, 1963). Непосредственная помощь взрослых по обучению детей плаванию в детских садах приведена Б.И. Оттоприенко (1969) с учетом морфофункциональных и гидродинамических показателей, что имеет важное значение для их лучшего формирования и развития. Дети в возрасте 8-10 лет по своим двигательным возможностям (В.С. Васильев, 1963) вполне готовы к освоению сложных плавательных движений, которые по мере овладения должны постепенно усложняться и детализироваться. Обоснована преемственность обучения двигательным действиям на суше до формирования навыков плавания в воде при изучении техники обычными и спортивными способами (Т.С. Козаковцева, 1989). Дифференцировано определена доступность способов плавания для 3-7-летних: кроль без выноса рук, плавание кролем на ногах, с гребком руками брассом, плавание на спине. В 4-5 лет дети лучше осваивают плавание на спине с укороченными гребками без выноса рук, что характерно и для девочек 6-7 лет, хотя мальчики быстрее осваивают способы плавания в 4-6 лет (А.Д. Котляр, 1989).

Детей рекомендуется обучать также с помощью наглядных картинок по следующим разделам: специальные упражнения на суше; упражнения для освоения водной среды; погружение в воду с головой; дыхание с выходами в воду; статистическое (пассивное) плавание в воде; скольжение в воде; движение ногами кролем на груди, на спине; движение руками кролем на груди, на спине; плавание кролем на груди без выноса рук; плавание кролем

на спине без выноса рук; плавание кролем на груди и на спине без выноса рук; спортивные способы плавания: кроль на груди, кроль на спине, брасс (Э.Г. Черняев, В.И. Чепелов, 1987).

Подобным образом раскрыто индивидуальное обучение детей азбуке плавания, рекомендуемое родителям, бабушкам и дедушкам (А.А. Литвинов, 1995). Специалистами разрабатываются методические основы по начальному обучению детей и дальнейшему изучению ими спортивного плавания, которое популярно и доступно изложено в пособиях для начинающих (О.Т. Жукова, 1964). Мы считаем, что начальное обучение плаванию, следует проводить в 2 этапа: на 1 — дети должны приобрести навыки, позволяющие им уверенно держаться, на воде в результате освоения имитационных упражнений и упражнений, связанных с тренировкой дыхания; на 2 этапе разучивается техника спортивных способов плавания кролем на спине и на груди, брассом и дельфином на основе уже сформированных навыков и приобретенных двигательных качеств. Обучение плаванию целесообразно начинать с освоения базовых навыков, а затем параллельно изучать элементы плавания кролем на груди, кролем на спине и брассом по ускоренным мини программам.

Читайте так же:  Адвокат по разделу имущества екатеринбург

Образные выражения, жесты, используемые при обучении детей плаванию, также имеют немаловажное значение в доступном овладении изучаемых упражнений. По педагогической направленности их можно разделить на 3 группы: указание при освоении водной среды, при исправлении общих ошибок в технике плавания, конкретных ошибок в отношении отдельных способов плавания [5]. Это усугубляется тем, что обычная передача звуковых сигналов в бассейне затрудняется, возрастает роль тренера-преподавателя в обучении с помощью жестов. Практический опыт работы показывает целесообразность осуществления начального обучения плаванию на суше, где создаются более благоприятные условия для обеспечения дыхательной функции занимающихся. Кроме того, навыки плавания у школьников значительно быстрее и более прочно формируются за отведенное время при концентрированном обучении, чем при длительном (развернутом) периоде обучения. Разработанное и апробированное нами поурочное содержание занятий с конкретизацией доминирующей направленности их проведения, позволит

изложить его с учетом преемственности изучения, что соответсвует большей доступности, последовательности и постепенному усложнению осваиваемого материала для занимающихся различной подготовленности. В связи с этим предлагается изменить учебно-тренировочные названия и ознакомиться с содержанием таблицы 1.

1. Освоение водной среды и специальных упражнений: изучить общеразвивающие и специальные упражнения юного пловца на суше; освоить водную среду и специальные упражнения в воде. На суше: выполнение общеразвивающихся и специальных упражнений; имитация подготовительных упражнений: группировка, поплавок. В воде: передвижение по дну ногами с помощью рук, изменение направления игры: «кто быстрее», игра «прятки», «салки», «невод», приседание с погружением под воду на задержание дыхания, открывание глаз, группировка, поплавок, медуза, сведение и разведение рук и ног, лежание на воде в положении на груди и спине, выдохи, скольжение на груди и на спине с различным положением рук и ног, торпеда, скольжение с работой ног кролем на груди и на спине, веселые дельфины, выпрыгивание из воды, ныряние, доставание предметов со дна, передача мяча или игрушки (любого предмета), салки с мячом.До-машнее задание для юных пловцов: научиться выполнять выдох в воду, вдох под водой.

2. Изучение движения ног в кроле на спине: изучить движение ног кролем на спине. На суше: имитация гребковых движений ногами кролем на спине, изучение наглядного пособия. В воде: скольжение на спине и на груди в обтекаемом положении; скольжение на спине, руки вдоль туловища с работой ногами — 4х12,5 м; скольжение на спине, руки впереди с работой ногами кролем, увеличивая дальность проплыва — 4х12,5 м; скольжение на спине с работой ногами кролем и одновременными гребками рук — 4х12,5 м; скольжение на спине с работой ногами кролем, одна рука вдоль туловища, другая -впереди — 4х12,5 м; скольжение на спине с работой ногами кролем со сменой рук — 4х12,5 м; плавание на ногах кролем на спине, выполняя попеременно движение ногами с доской в руках — 4х12,5м; плавание на ногах кролем на спине отрезков 4х25 м. Домашнее задание для юных пловцов — имитация движений ногами кролем на спине.

3. Изучение движений ног в кроле на груди: изучить ногами кролем на груди. На суше: ими-

Учебно-тренировочная сетка часов в группах начальной подготовки первого года обучения

Г руппа Общее количество часов, отведенное на обучение элементарным техническим навыкам Количество часов на суше Количество часов на воде

Контрольная 40 6 34

Экспериментальная 32 12 20

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

тация гребковых движений ногами кролем на груди, изучая наглядное пособие и наблюдая пример опытных пловцов-спортсменов. В воде: скольжение на груди и на спине в обтекаемом положении; скольжение на груди с работой ногами кролем -4х12,5 м; скольжение на груди с работой ногами кролем, совершая гребок руками до бедер одновременно — 4х12,5 м; скольжение с работой ногами кролем — войти в воду, поднять голову вперед, в сторону — сделать вдох, продолжить плавание -4х12,5 м; скольжение с работой ногами кролем, чередуя вдох и выдох в воду — по 8 раз; плавание на ногах с доской в руках, совершая поочередно вдох и выдох в воду, голова между рук — 2х2,5 м; плавание на ногах кролем на груди с доской в руках -2х25 м; плавание на ногах кролем на груди, руки впереди — 2х25 м. Домашнее задание: имитация движений ног кролем на груди.

4. Изучение движения рук и дыхание кролем на спине: изучить движение рук и дыхание кролем на спине. На суше: имитация гребковых движений рук кролем на груди, используя наглядное пособие или пример опытного спортсмена-пловца. В воде: скольжение на спине и на груди в обтекаемом положении; плавание на ногах кролем на спине и на груди — 2х25 м; плавание на ногах кролем на спине, руки вдоль туловища, выполняя укороченный гребок руками — 2х25 м; плавание на ногах кролем на спине, совершая гребок двумя руками одновременно — пауза — 2х25м; плавание на ногах кролем на спине, выполняя руками попеременные гребки руками типа «мельница», без паузы — 2х25м; плавание на ногах кролем на спине, совершая пронос правой руки, сделать вдох, а при гребке правой -выдох — 2х25 м; согласование движения ногами кролем на спине с гребками рук и произвольным дыханием — 4х25 м. Домашнее задание: имитация гребковых движений рук кролем на спине.

5. Изучение движения рук и дыхание в кроле на груди: изучить движение рук и дыхание кролем на груди. На суше: имитация гребковых движений рук кролем на груди, используя наглядное пособие или наглядный пример опытного спортсмена-пловца. В воде: плавание на ногах кролем на груди с доской в руках — 2х25 м; плавание на ногах кролем на груди, руки впереди, совершая вдох спереди, а выдох в воду — 2х25 м; плавание на ногах кролем на груди, руки впереди, сделать гребок согнутой по 5-образной траектории до бедра, вдох с проносом руки над водой, пауза при задержке дыхания, то же — другой рукой — 2х25 м; плавание на ногах кролем, совершая поочередные гребки руками с паузами и без пауз, согласуя их с дыханием — 2х25 м; плавание кролем на груди с задержкой дыхания -2х12,5 м; плавание кролем на ногах с гребками рук и дыханием — 2х25 м; плавание кролем на руках с отработкой техники дыхания — 2х25 м; попытка проплыть кролем на груди в координации — 2х25 м.

Домашнее задание: имитация гребковых движений кролем на груди.

6. Согласование движений в кроле на спине: согласовать движение ног, рук с дыханием в кроле на спине. На суше: имитация гребковых движений кролем на спине. В воде: плавание на ногах кролем на спине — 4х25 м; плавание на руках кролем на спине с доской (колобашкой) в ногах — 4х25 м; плавание кролем на спине с акцентом на выдох под гребок правой рукой — 4х25 м; плавание кролем на спине в координации — 4х25 м; подвижные игры (салки с мячом, бой всадников, найти предмет и др.). Домашнее задание: имитация гребковых движений кролем на спине.

7. Согласование движений в кроле на груди: согласовать движение ног, рук с дыханием в кроле на груди. На суше: имитация гребковых движений кролем на груди. В воде: плавание на ногах кролем на груди с доской в руках — 4х25 м; плавание на руках кролем на груди с доской в ногах, дыхание — 4х25 м; плавание в координации кролем на груди с отработкой дыхания в привычную и непривычную сторону — 4х25 м; подвижные игры (мяч капитану, эстафета с ведением мяча или другого предмета). Домашнее задание: имитация гребко-вых движений кролем на груди.

8. Плавание кролем на спине в координации: улучшить технику плавания кролем на спине. На суше: имитация гребковых движений кролем на спине. В воде: скольжение на спине с определением результата; плавание на ногах кролем на спине — 4х25 м; плавание в координации кролем на спине — 4х25 м; плавание на руках кролем на спине с доской в ногах — 4х25 м; плавание в координации кролем на спине — 4х25 м; подвижные игры мячом или другим плавающим предметом; эстафеты. Домашнее задание: имитация гребковых движений кролем на спине, развитие гибкости и подвижности в суставах.

9. Плавание кролем на груди в координации: улучшить технику плавания кролем на груди. На суше: имитация гребковых движений кролем на груди. В воде: скольжение на груди с определением результата; плавание на ногах кролем на груди с доской (колобашкой) в руках — 4х25 м; плавание в координации кролем на груди — 4х25 м; плавание на руках кролем на груди с доской в ногах — 4х25 м; плавание в координации кролем на груди — 4х25 м; подвижные игры (эстафета с ведением мяча, водное поло и тп.). Домашнее задание для юных пловцов: имитация гребковых движений кролем на груди, развитие гибкости и подвижности в плечевых и голеностопных суставах.

10. Изучение поворотов в плавании кролем на спине: изучить повороты в плавании кролем на спине. На суше: имитация поворотов в кроле на спине. В воде: толчок от поворота, принятие наиболее обтекаемого положения, скольжение, первое

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

плавательное движение на спине — по 10 раз; стоя спиной к бортику, наклониться назад с толчком ног от дна бассейна, коснуться правой рукой бортика, сделать группировку ног, вращение, и, отталкиваясь рукой, установить ноги на бортик, толчок, скольжение — повторение по 10 раз каждого движения; подплывание к повороту, касание рукой бортика, группировка ног, вращение с толчком рукой, установка ног, толчок, скольжение — 10 раз; плавание кролем на спине с выполнением поворота -12х25 м. Домашнее задание: развитие гибкости -наклона, прогиба. Выкрута.

11. Изучение поворотов в плавании кролем на груди: изучить повороты в плавании кролем на груди. На суше: имитация поворотов в кроле на груди. В воде: толчок от поворота, принятие обтекаемого положения, скольжение и первое плавательное движение кролем на груди — 10 раз; стоя лицом к бортику, толчком ног от дна бассейна коснуться правой рукой бортика, сделать группировку ног, отталкиваясь рукой, установить ноги на бортик -толчок, скольжение — 10 раз; подплывание к повороту, касание рукой бортика, группировка ног, толчок, скольжение, первое плавательное движение — 10 раз; плавание кролем на груди с выполнением поворота — 12х25 м. Домашнее задание для юных пловцов — развитие гибкости — наклона, прогиба, выкрута.

12. Изучение простых прыжков в воду и старты: изучить простые прыжки в воду и старты. На суше: имитация простых прыжков в воду и старта из воды, прыжки в длину с места, приземляясь на обе ноги в группировке. В воде: стоя на бортике, толчком ног вперед-вверх соскок в воду вниз ногами с различными положениями рук и ног — 10 раз; сидя на бортике, наклоняясь — спад в воду вниз головой — 10 раз; стоя на бортике, согнувшись, наклоняясь вперед, руки вверх — спад в воду вниз головой — 10 раз; выполнение старта кролем на груди с бортика — 10 раз; плавание со старта кролем на спине и кролем на груди — 12х25 м. Домашнее за-

дание: имитация движений кролем на спине и на груди.

13. Сдача норм — плавание 25 м вольным стилем с учетом времени: определить плавательную способность и подготовленность школьников (юных пловцов) 3 класса. На суше: имитация гребковых движений кролем на спине и кролем на груди, включая старты и повороты. В воде: плавание доступными способами кролем на спине и на груди по элементам, в координации — 3х25 м; пассивный отдых до 5 минут, подсчет пульса перед стартом за 10 секунд; плавание со старта из воды кролем на спине и с бортика бассейна или тумбочки — головой вниз, кролем на груди, отрезки до 25 м; плавание одним из доступных способов с учетом времени и восстановления пульса 1,2,3 минуты после финиша; обсуждение результатов заплыва и оценка техники плавания. Домашнее задание: имитация гребковых движений кролем на груди и на спине, развитие гибкости и подвижности в суставах.

1. Koosechian H., Ehsani M. Swimming for all // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: 7 Междунар. науч. конгр.: Материалы конф., 24-27 мая 2003 г. — М., 2004. — Т. 4. — С. 64.

2. Гусев А.В., Иванов А.С. Экспериментальная проверка программы обучения детей плаванию на этапе базовой подготовки // Теория и практика физической культуры. — 2014. — № 9. — С. 60-62.

3. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. — М.: Владос-Пресс, 2003. — 239 с.

4. Совершенствование техники смены этапа в эстафетном плавании / Мосунов Д.Ф. [и др.] // Адаптивная физическая культура. — 2011. — № 4 (48). — С. 38-40.

5. Тарабрина И.В. Основные методы физической подготовки пловцов младшего возраста // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). — 2015. — № 3. — С. 96-103.

Литература о плавании

Литература о плавании

Магазин спортивной книги
(г. Москва, Лужнецкая наб., 8, здание ОКР, 1 этаж)
Тел.: (495) 637-66-23

Название: Теория и методика плавания: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования

Авторы: Булгакова Н.Ж., Попов О.И., Распопова Е.А.
Год издания: 2014
ISBN: 9785446803095
Страниц: 320
Издательство: «Академия»

Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Педагогическое образование» (квалификация «бакалавр»). Рассмотрены значение оздоровительного, прикладного и спортивного плавания, основы техники плавания, техника плавания кролем, брассом, баттерфляем и на боку, а также техника выполнения стартов и поворотов. Раскрыты организация и планирование занятий по плаванию, методике обучения плаванию, технике спортивного и прикладного плавания, начальной тренировки по плаванию, а также особенности техники прикладного плавания при преодолении водных преград и спасании тонущих. Освещены вопросы обучения плаванию в первые годы жизни человека, в детском саду, общеобразовательной школе, летних оздоровительных лагерях, высших учебных учреждениях и в Вооруженных силах Российской Федерации. Даны краткая история развития плавания, правила безопасного поведения в воде и сведения о Всероссийском обществе спасания на водах. Для студентов учреждений высшего профессионального образования.

Название: Теория и методика обучения базовым видам спорта. Плавание. Учебник. Гриф УМО

Авторы: Литвинов А.А., Козлов А.В., Ивченко Е.В.
Год издания: 2014
ISBN: 9785446806591
Страниц: 272
Издательство: «Академия»

Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Физическая культура» (квалификация «бакалавр»). Изложена история возникновения и развития плавания, охарактеризовано современное его состояние. Особое внимание уделено основам техники плавания, представлена методика обучения спортивным и прикладным способам плавания. Подробно освещены вопросы организации и проведения занятий по плаванию, обеспечения техники безопасности на занятиях, организации и проведения соревнований, а также особенности обучения плаванию детей. Раскрыты физкультурно-оздоровительные технологии с использованием плавания. Для студентов учреждений высшего образования.

Название: Отбор и ориентация пловцов по показателям телосложения в системе многолетней подготовки (теоретические и практические аспекты)

Авторы: Давыдов В.Ю., Авдиенко В.Б.
Год издания: 2014
ISBN: 9785971806882
Страниц: 384
Издательство: «Советский Спорт»

В монографии представлены теоретические и практические аспекты отбора в плавании в процессе многолетней подготовки спортсменов по показателям телосложения, освещены вопросы морфологического статуса человека в экстремальных условиях; антропологические аспекты спортивного отбора; отбор и селекция пловцов на различных этапах многолетней подготовки; отбор и ориентация пловцов по морфофункциональным показателям.
Монография предназначена для тренеров, преподавателей, научных работников, студентов и других специалистов в области теории и практики спортивного плавания.

Название: Медико-биологический контроль функционального состояния и работоспособности пловцов в тренировочном и соревновательном процессах

Авторы: Поликарпочкин А.Н., Левшин И.В., Поварещенкова Ю.А., Поликарпочкина Н.В.
Год издания: 2014
ISBN: 9785971807032
Страниц: 128
Издательство: «Советский Спорт»

Настоящие рекомендации раскрывают понятия «функциональное состояние» и «физическая работоспособность», дают методическую основу их определения с учетом специализации пловцов и специфики выступления на спринтерских и стайерских дистанциях в различные периоды учебно-тренировочного процесса. Методические рекомендации предназначены для специалистов по спортивной физиологии и медицине, тренеров, врачей спортивных команд, а также студентов факультетов очного и заочного обучения высших учебных заведений физической культуры.
Рекомендации разработаны главным врачом Центра спортивной медицины «Бароком», доктором медицинских наук А. Н. Поликарпочкиным; заведующим кафедрой физиологии Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, доктором медицинских наук И. В. Левшиным; профессором кафедры физиологии Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта Ю. А. Поварещенковой; врачом-неврологом медицинского центра «Здоровые дети» Н. В. Поликарпочкиной.

Название: Плавание. Начальное обучение с видеокурсом

Авторы: Баранов В.А., Петрова Н.Л.
Год издания: 2013
ISBN: 9785906131072
Страниц: 148
Издательство: «Человек»

Если вы не умеете плавать, это пособие с наглядным видеокурсом позволит вам прямо в бассейне или на пляже, заглядывая на DVD, обучить детей плавать всеми спортивными способами. Любой человек может сделать это, последовательно выполняя простые упражнения, не обладая специальными знаниями. Даже в преклонном возрасте.

Название: Анатомия плавания

Автор: Маклауд Й.
Год издания: 2013
ISBN: 9789851518933
Страниц: 200
Издательство: «Попурри»

В книге приведены 74 самых эффективных упражнения для пловцов, которые снабжены ясными поэтапными инструкциями и полноцветными анатомическими иллюстрациями, демонстрирующими работу мышц. Для широкого круга читателей. Перевод с английского С. Э. Борич. Второе издание.

Название: Плавание. Упражнения для обучения и совершенствования техники всех стилей

Автор: Гузман P.
Год издания: 2013
ISBN: 9789851518124
Страниц: 288
Издательство: «Попурри»

Приводятся 128 упражнений для улучшения любого аспекта техники плавания, их полное описание и более 370 подробных иллюстраций. Для широкого круга читателей. Перевод с английского В. М. Боженов.

Название: Как рыба в воде. Эффективные техники плавания, доступные каждому

Автор: Лафлин Т.
Год издания: 2012
ISBN: 9785916572773
Страниц: 232
Издательство: Манн, Иванов и Фербер

Вам давно хотелось научиться технично плавать? Блеснуть красивым кролем, брассом или баттерфляем? Эта книга написана для вас.
Терри Лафлин много лет тренирует спортсменов по собственной методике Total Immersion («Полное погружение»). Шаг за шагом вы научитесь доверяться воде, подчиняться ее физическим законам и использовать их. Оттачивая разные элементы по отдельности и вместе, слушая свое тело и воду, вы постепенно усовершенствуетесь настолько, что перестанете уставать в воде и сможете плавать часами. А с правильной техникой в итоге придет и скорость.
Для тех, кто хочет научиться плавать. Для тех, кто умеет плавать, но хочет улучшить свою технику. Для всех, кто стремится поддерживать себя в форме и оставаться здоровым в любом возрасте.

Название: Спортивное плавание: путь к успеху. Книга 2

Автор: Платонов В.Н.
Год издания: 2012
ISBN: 9785971805625
Страниц: 544
Издательство: Советский Спорт

В основе предлагаемого издания — синтез передового мирового опыта подготовки и соревновательной деятельности пловцов мирового класса — представителей наиболее ярких и продуктивных школ разных стран мира, с огромным массивом знаний, полученных в результате научных исследований спортивно-педагогического, биологического, психологического, организационно-управленческого характера, а также научного сопровождения подготовки пловцов. Особое внимание обращено на совершенствование системы знаний в области подготовки пловцов высокого класса, которые постоянно используют опыт многих успешно работающих плавательных центров, воспитавших выдающихся пловцов.

Название: Спортивное плавание: путь к успеху. Книга 1

Автор: Платонов В.Н.
Год издания: 2012
ISBN: 9785971805618
Страниц: 480
Издательство: Советский Спорт

В настоящем издании, состоящем из двух книг, представлена система знаний, относящаяся к технике спортивного плавания и методике подготовки пловцов на всех этапах многолетней спортивной карьеры. Преимущественной особенностью этой работы является объединение богатого исторического наследия с передовыми научными знаниями и обобщением достижений мировой практики последних десятилетий.

Название: Полное погружение. Как плавать лучше, быстрее и легче. Второе издание

Авторы: Лафлин Т., Делвз Д.
Год издания: 2011
ISBN: 978-5-91657-183-7
Страниц: 208
Издательство: Манн, Иванов и Фербер

Люди, освоившие методику Терри Лафлина Total Immersion, способны плавать без устали часами, получая наслаждение от каждого своего движения. В этой книге вы найдете объяснения и упражнения, которые шаг за шагом приведут вас к хорошей технике, от которой, по словам автора, зависит 70 процентов результата в плавании. Эта книга необходима всем, кто хочет научиться плавать свободно и правильно, а особенно тем, кто готовится к соревнованиям на длинные и сверхдлинные дистанции.

Оригинальное название: Swimming
Издательство: АСТ Харвест Астрель
Год издания: 2010
Серия: Спорт от А до Я
Переплет: Мягкая обложка
Страниц: 32
ISBN 978-5-17-063358-6/978-985-167960-3/978-5-271-26352-1

Эта книга адресована новичкам и тем, кому нужен квалифицированный совет. Созданное в сотрудничестве с английской Федерацией плавания это методическое пособие научит вас плавать, познакомит с основными стилями плавания, поможет улучшить ваш стиль, научит нырять и обучит безопасному поведению на воде.

Название: Плавание: Примерная программа спортивной подготовки для детских-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва

Автор: Кашкин А.А. Попов О.И. Смирнов В.В.
Издательство: Советский спорт
Год издания: 2009
Переплет: Мягкая обложка
Страниц: 216
ISBN 9785971803874

Название: Плавание. Игровой метод обучения

Авторы: Карпенко Е., Коротнова Т. и др.
Серия: Библиотечка тренера
Год издания: 2009
ISBN: 978-5-903508-59-4
Издательство: Терра-Спорт
Страницы: 48

В данном пособии дана характеристика игрового метода обучение плаванию: требования к объяснению, подбору и проведению игр, правила и организация участников. Даются рекомендации по следующим играм: для освоения с водой, на повешение уровня общего физического развития, помогающие освоить элементы прикладного плавания, с прыжками в воду, на суше для обучения плаванию и др. Методические материалы предназначаются для преподавателей физкультурных вузов, факультетов и кафедр физической культуры учебных заведений, инструкторов и тренеров по плаванию.

Название: Индивидуальный подход и основы построения тренировки в спортивном плавании в возрастных группах

Автор: Соломатин В.Р.
Год издания: 2008
ISBN: 589022123X
Издательство: Физическая культура
Страницы: 168

В монографии рассмотрены проблемы оптимизации процесса построения многолетней тренировки пловцов. Обоснованы возрастные закономерности соматического и функционального развития в процессе становления спортивного мастерства от новичка до мастера спорта. Определены критерии индивидуализации процесса подготовки пловцов в возрастных группах на основе учета биологического возраста, их соматической и функциональной зрелости. Разработаны модельные характеристики и нормативные требования, предъявляемые к уровню развития специальной работоспособности пловцов различного возраста, пола, конституционального типа и квалификации.
Монография предназначена для специалистов в области физической культуры и спорта, преподавателей, тренеров, физиологов, спортивных врачей, студентов, магистрантов, аспирантов физкультурных вузов.

Название: Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста

Автор: Петрова Н.Л., Баранов В. А.
Год издания: 2008
ISBN: 978-5-8183-1474-7
Вес: 550 грамм

Название: Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта плавание

Год издания: 2013
ISBN: 9785971807247
Страниц: 24
Издательство: «Советский Спорт»

Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта плавание определяет условия и требования к спортивной подготовке в организациях, осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с Федеральным законом.
Для преподавателей физической культуры общеобразовательных школ, преподавателей институтов и колледжей физической культуры, научных работников и специалистов в области физической культуры и спорта.

Название: Самоучитель плаванию

Автор: Ситников М. В.
Год издания: 2007
Язык: Русский

В книге в простой и понятной форме объясняется как научиться плавать самостоятельно. Самоучитель рассчитан на новичков, главная цель — научить держаться на воде и побороть страх. Обучение ведется на простых упражнениях, стили плавания описаны самые простые для освоения в отличие от других книг, акцентирующих внимание на спортивных видах плавания. Книга рассчитана на самостоятельное обучение, а не на подготовку инструкторов.

Название: Основы плавания. Обучение и путь к совершенству

Автор: Педролетти Мишель
Издательство: Феникс
Год издания: 2006
Переплет: Мягкая обложка
Страниц: 176
Серия: Водные виды спорта

Плавание занимает одно из первых мест по популярности среди многих видов спорта. Оно рекомендовано врачами. Многие профессиональные пловцы пришли в этот вид спорта, чтобы поправить здоровье, избавиться от астмы, справиться с нарушениями физического развития, болями в спине и т.д. В книге речь идет не только о том, чтобы научиться держаться на воде и после этого чувствовать себя в безопасности, но и о том, как овладеть профессиональными навыками пловца, которые помогут вам стать успешным спортсменом.

Название: Начальное обучение плаванию

Автор: Кошанов А. И.
Издательство: Чистые пруды
Год издания: 2006
ISBN: 5-9667-0186-5

Данная брошюра написана Александром Кошановым, тренером-преподавателем по плаванию с многолетним стажем специально для начинающих тренеров.

Авторы: Карпенко Е. Н., Коротнова Т. П., Кошкодан Е. Н.
Серия: Библиотечка тренера
Год издания: 2006
ISBN: 5-94299-072-7
Издательство: Олимпия Пресс, Пространство
Страниц: 48 стр.

В данном пособии дана характеристика игрового метода обучения плаванию: требования к объяснению, подбору и проведению игр, правила и организация участников. Даются рекомендации по следующим играм: для освоения с водой, на повешение уровня общего физического развития, помогающие освоить элементы прикладного плавания, с прыжками в воду, на суше для обучения плаванию и др. Методические материалы предназначаются для преподавателей физкультурных вузов, факультетов и кафедр физической культуры учебных заведений, инструкторов и тренеров по плаванию.

Автор: Булгакова Н.Ж.
Издательство: АСТ Харвест Астрель
Год издания: 2005
Серия: Первые шаги
Переплет: Мягкая обложка
Страниц: 160
ISBN 985-13-4968-2/5-271-11148-2/5-17-029346-1

Умение плавать — жизненно важный для каждого человека навык. Плаванием могут заниматься люди всех возрастов, начиная с дошкольного.
В книге представлены — краткая история развития плавания как вида спорта, техника спортивных способов плавания, современные средства подготовки пловцов, правила гигиенически-оздоровительных и закаливающих процедур, описаны многочисленные игры на воде.

Название: Научите ребенка плавать. Программа обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста

Автор: Еремеева Л. Ф.
Издательство: Детство-Пресс
Год издания: 2005
ISBN: 5-89814-299-1
Страниц: 112
Переплет: Мягкая обложка

Представленная программа будет интересна не только начинающим тренерам, инструкторам по плаванию, студентам, но и родителям. Автор книги, тренер с 30-летним стажем работы в спортивной детско-юношеской школе, имеет опыт работы как с новичками, так и с пловцами высших разрядов. Данная программа вобрала в себя самые удачные моменты из всех предыдущих. В книге также содержатся рекомендации по организации занятий в детском саду. Представлены варианты поурочных планов этапов обучения и совершенствования техники плавания. Даны рекомендации родителям. Отмечены важные методические и педагогические моменты в занятиях по обучению плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Автор: Викулов А.Д.
Издательство: Владос-Пресс
Год издания: 2004
Серия: Учебное пособие для вузов
Переплет: Мягкая обложка
Страниц: 368
ISBN 5-305-00022-X

Учебное пособие написано в соответствии с новой программой по дисциплине «Плавание». Большое внимание уделено методике обучения и преподавания плавания, современно представлена теория обучения двигательным действиям. За основу приняты новые Правила соревнований, утвержденные ФИНА, программа для ДЮСШ.
Адресовано студентам факультетов физической культуры вузов, будет полезно учителям, тренерам, спортсменам.

Название: Водные виды спорта. Гриф МО РФ

Автор: Булгакова Н.Ж.
Серия: Высшее образование
Год издания: 2003
ISBN: 5-7695-1327-6
Издательство: Академия
Страниц: 320

В учебнике представлена методика организации и проведения занятий по водным видам спорта: синхронному плаванию, аквааэробике, подводному плаванию, спасательному многоборью, водному поло, прыжкам в воду. Характеризуется каждый вид спорта, его оздоровительное, прикладное и спортивное значение. Описаны правила организации занятий на суше и в воде, специфические требования безопасности для каждого вида спорта. Может быть полезен преподавателям, тренерам, инструкторам по водным видам спорта.

Автор: Дрюэт Дж. Мэйсон П.
Издательство: Астрель АСТ
Год издания: 2002
Серия: Спорт для начинающих
Переплет: Целлофанированный переплет
Страниц: 48
ISBN 5-17-015432-1

Название: Познакомьтесь — плавание

Автор: Булгакова Н.Ж.
Издательство: Астрель АСТ
Год издания: 2002
Серия: Первые шаги в спорте
Переплет: Целлофанированный переплет
Страниц: 160
ISBN 5-17-012503-8/5-271-03879-3

Умение плавать — жизненно важный для каждого человека навык. Плаванием могут заниматься люди всех возрастов, начиная с дошкольного. В книге представлены — краткая история развития плавания как вида спорта, техника спортивных способов плавания, современные средства подготовки пловцов, правила гигиенически-оздоровительных и закаливающих процедур, описаны многочисленные игры на воде.

Название: Я учусь плавать

Автор: Мрыхин Р. П.
Издательство: Феникс
Год издания: 2001
ISBN: 5-222-01917-9
Серия книг: Домашняя энциклопедия

Плавание: Учебник для вузов (под ред. Платонова В.Н.)

Автор: Абсалямов Т.М. Булатова М.М. Булгакова Н.Ж.
Издательство: Олимпийская литература
Год издания: 2000
Переплет: Целлофанированный переплет
ISBN 966-7133-40-0

В учебнике дана детальная характеристика техники плавания и методики технического совершенствования пловцов, рассмотрены основы и разные ступени отбора и ориентации, а также построение процесса их подготовки. Представлена современная теория и методика развития двигательных качеств, охарактеризованы внетренировочные и внесоревновательные факторы, влияющие на эффективность подготовки пловцов и др.
Для студентов и преподавателей вузов физического воспитания и спорта, тренеров и спортсменов, научных работников и спортивных врачей.

Название: Как научиться плавать: Методическое пособие по обучению детей плаванию

Автор: Велитченко В.К.
Издательство: Терра-Спорт
Год издания: 2000
Серия: Первый шаг
Переплет: Мягкая обложка
Страниц: 96
ISBN 5-93127-030-2

Обучение детей плаванию. Практические рекомендации по безопасности на воде, способы оказания первой помощи, необходимые при этом медицинские меры.

Название: Обучение детей плаванию

Автор: Васильев В.С.
Издательство: Физкультура и спорт
Год издания: 1989
Страниц: 96
ISBN: 5-278-00137-2

Методика обучения плаванию: базовые принципы и советы

При обучении плаванию очень важен комплексный и плановый подход – тренер должен понимать, кого, для чего и каким образом он учит.

В этой статье приведены базовые принципы и методология обучения плаванию.

Основные принципы

Что учитывать?

Выбор конкретной методики и программы обучения индивидуален и зависит от следующих факторов:

  • условия, окружающие учащихся;
  • цель получения этого навыка (просто научиться плавать или достижение определенных высот в процессе);
  • индивидуальные особенности каждого конкретного человека;
  • возраст обучающихся.
  • Это не полный список моментов, которые должны учитываться при выборе подхода и организационных моментов.

    Возраст

    Начинать обучение можно практически в любом возрасте – как в самом раннем, так и в зрелом. Однако необходимо учитывать, что дети до 5 лет – наиболее сложный для обучения возраст, поскольку многие из них еще не готовы осознанно выполнять все задания тренера.

    Период с 6 и до 10 лет считается оптимальным – человек в этом возрасте очень быстро приобретает новые качества и умения. Кроме того, еще не сформирована неправильная двигательная память.

    Методы и средства обучения

    Методы, рекомендуемые и применяемые при обучении плаванию, обоснованы теорией и многократно проверены на практике.

    Методы делятся на три вида:

  • вербальные (объяснения, пояснения, разбор и анализ, указания, команды, распоряжения);
  • наглядные (показ упражнений и движений, изучение учебных пособий, наглядного материала в виде фотографий и видеороликов, просмотр кинофильмов, жестикуляция и демонстрация тренером необходимых тонкостей);
  • практические (практические упражнения, соревнования, игры в самых различных сочетаниях, с акцентом как на общую координацию, так и на отдельные элементы алгоритма).
  • К средствам, которые применяются для учебы, относятся:

    Плавательная доска – важнейшее средство для обучения

    • физические упражнения;
    • тренажеры и приспособления (плавательные доски, круги);
    • источники визуальной информации (плакаты, видео, фото, кинофильмы);
    • условия (природные или искусственные)
    • Виды упражнений

      При обучении плаванию выделяют следующие виды упражнений:

      • общеразвивающие (отрабатываются на суше);
      • подготовительные (на берегу и в воде);
      • специальные (предназначены для выполнения в воде).
      • Для повышения уровня телесного развития общеразвивающие упражнения необходимы. Попутно, вместе с подготовкой организма к освоению плавания, оптимизируется состояние позвоночника, грудной клетки, развиваются мышечные группы, улучшается осанка. Ходьба, бег, прыжки, элементы гимнастики помогают организму скорее адаптироваться к нагрузкам в водной среде.

        Подготовительные упражнения несколько более специализированы – постепенно акцентируется внимание на качествах и способностях тела, которые нужны для плавания.

        Имитация движений на суше

        Однако упражнениями по имитации движений на берегу не следует слишком увлекаться – переходить в воду нужно не затягивая – для привыкания к водной среде.

        С чего начать освоение

        Существует общая схема, которая применима для любого возраста обучающихся.

        Она включает в себя следующие начальные шаги:

      • дыхание,
      • работа ног, достижение слаженности их работы и дыхания,
      • работа рук,
      • приучение организма к скоординированной работе ног и рук и дыхания.

      Не стоит торопиться, следуя представленной схеме, кроме этого важно подходить к изучению комплексно – ведь освоение работы ног, например, не означает, что о правильном дыхании можно на время позабыть, или позволить рукам полностью бездействовать.

      Торопливое пробегание всех пунктов схемы может привести к формированию изначально неправильного стереотипа.

      Далее по цепочке неверно будут работать при плавании ноги – ведь они в первую очередь координируются с дыханием и если эта связь не отработана должным образом, скорее всего, при плавании ноги будут почти бездействовать, либо их движение будет малоэффективным. Кроме того, по правилам равновесия при поднятой голове ноги будут далеко от поверхности воды и будут работать менее эффективно.

      Если человек не научился комфортно дышать при плавании, выдыхать в воду, не привык спокойно держать лицо в воде, он будет инстинктивно уворачиваться от брызг, что увеличит не только физическую, но и психологическую нагрузку при плавании, особенно при длительных заплывах.

      Физическая нагрузка при плавании является большой – при плавании работают практически все мышцы человека, поэтому потребность в кислороде будет только возрастать, и отсутствие выработанной привычки ритмично вдыхать и выдыхать может превратить заплыв в самоистязание.

      Поэтому с самого начала следует осваивать все без спешки и не стремиться поплыть как можно быстрее.

      Правильно поставленное ритмичное дыхание в конечном итоге сделает человека пловцом, способным чувствовать себя «как рыба в воде», даже если поначалу он будет двигаться не слишком скоординированно.

      Этапы

      Подачу элементов учащимся можно разделить на четыре этапа, при этом они применимы как к процессу в целом, так и к освоению отдельных движений.

      Первый этап – общее представление

      Требуется дать ученику общее представление о плавании – это осуществляется с помощью наглядных материалов (рисунков, видеороликов, фотографий).

      Второй этап – разучивание элементов и их соединение

      Как было указано выше, сначала рекомендуется освоить дыхание, затем – работу ног и согласовать ее с дыханием, затем – руки и в конце полная координация всех частей тела.

      Третий этап – закрепление материала, исправление ошибок

      Работа теперь имеет цель – достичь слаженного общего действия тела в реальных условиях с нагрузкой.

      При этом должна проводиться постоянная работа над неверно воспроизводимыми движениями – это необходимо, чтобы не закрепились неверные навыки.

      Задачи этого этапа:

    • обеспечить понимание обучающимся основных закономерностей процесса плавания в целом и конкретного способа;
    • оттачивание общей динамики с учетом индивидуальных особенностей обучаемого;
    • устранение ошибок, отработка стиля в целом;
    • правильная работа на этом этапе сделает возможными интуитивные вариации движения.
    • Четвертый этап – углубление в изученное, совершенствование

      Цель этого этапа – движение к совершенству, насколько это возможно.

    • закрепление техники, отработка ее до автоматизма;
    • расширение восприятия усвоенной техники для вариативного ее осуществления: при различных условиях, при различной нагрузке, включая максимально возможную;
    • развитие до отработки собственной индивидуальной техники – в соответствии с собственным физическим развитием, расширение горизонтов физического совершенствования;
    • Закрепление сформированного стереотипа движения, увеличение диапазона вариаций, зависящих от внешних условий.
    • Большое значение имеют скоростные упражнения, короткие и интенсивные. Проводятся такие тренировки по отдельным элементам и по движению в целом.

      Применяемые высокие нагрузки служат отличным средством для совершенствования техники уже на инстинктивным уровне.

      Кроль на груди

      Про обучение кролю у нас есть отдельная статья – рекомендуем в первую очередь ознакомиться с ней, а также со статьей про упражнения для кроля, здесь же приведем базовые принципы освоения этого стиля.

      В первую очередь, стоит отметить, что этот стиль осваивается быстро. С учетом моментов, перечисленных выше, а также уровня физического развития обучаемого длительность учебного процесса варьируется.

      Овладение техникой происходит комплексно, параллельно с общеразвивающим и подготовительным тренингом.

    • имитация бега на месте, ноги не отрываются от пола, маленький диапазон движений;
    • усевшись – интенсивные махи ногами, имитация плавания; Имитация махов ногами
    • на животе, руки вперед, спина прогибается так, чтобы видеть руки – в такой позе имитировать стиль кроль.
    • В воде

      Соединение дыхательной техники с двигательной:

      • энергичные движения ногами, нужно за что-то держаться (бортик бассейна, руки тренера, можно опереться о дно);
      • повторить, но уже без опоры, скользить по воде; Упражнение на скольжение в воде
      • отработка алгоритма дыхания при скольжении, при этом обе руки у бедер, либо – одна у бедра, другая – направлена вперед; выдыхать в воду, голову при вдохах не поднимать, а поворачивать;
      • использовать доску; при этом дыхание нужно осуществлять ритмично, с отсчетом махов;
      • с доской – плавать, держа ее то в правой, то в левой руке.
      • Точно так же, по принятой схеме следует заниматься остальными элементами стиля и движениями:

      • крутить руками («мельница», работа с эспандером) на берегу, затем в воде;
      • общая динамика тела;
      • тренинг для оттачивания техники исполнения кроля (отработка по отдельности работы верхних и нижних конечностей, плавание на 2, 6, 8 ударов, руки поочередно прижимаются к бедру; плавание с полной нагрузкой на короткие – до 12 метров – расстояния).
      • Все комплексы варьируются в соответствии конкретными показателями организма обучаемого, с акцентом на ошибках и слабых сторонах.

        Рекомендуем также посмотреть данное видео про обучение кролю:

        Брасс

        Аналогично, в первую очередь рекомендуем изучить наши отдельные статьи про технику брасса и про обучение этому стилю, ниже приведем основные моменты.

        Главная сложность при обучении стилю брасс – освоение алгоритма работы ногами.

        Алгоритм движений ногами в брассе

        Это достаточно сложно, следует контролировать сложную последовательность движений (поворот стоп, сгибание и разгибание), общую слаженность и симметричность работы ног.

        На суше

      • приседания и подъемы с опорой о стену, носки при этом максимально развернуты, пятки не отрываются от пола, колени максимально разводятся;
      • такие же полуприседания, но из них нужно как бы выпрыгивать;
      • удобно сесть, опора на руки (сзади); имитировать ногами движение в заданном стиле: подтянуть ноги, раскрывая колени, (пятки «прилипли» по полу); затем – разворот стоп и выпрямление ног;
      • ноги должны двигаться сначала под контролем тренера (он помогает подтянуть их и затем соединить), затем, лежа грудью на скамейке, повторять самостоятельно, затем можно отработать на тренажере с амортизацией.
      • приседания;
      • стоя на одной ноге, плавно и правильно делать гребок второй, можно придерживать ногу рукой;
      • прыжки в позиции пятки вместе, носки врозь («пингвины»);
      • отработка движения ног с поддержкой тренера, затем скользить самостоятельно на спине и груди;
      • плавание с доской.
      • Тренировка рук

        Важно поставить правильную технику гребка:

        Гребок в брассе

        Тело наклонено, гребки руками:

      • развести на ширину плеч или чуть шире, сводить их с разворотом ладоней под подбородок;
      • выпрямить руки в исходную позицию, перед повтором сделать небольшую паузу;
      • для усиления эффекта повторять с эспандером;
      • добавить дыхание с отсчетом: вдох на совершении «гребка» руками, выдох на выпрямлении рук.
      • Повторить все на тренажере с амортизатором.

        На глубине по пояс подбородком коснуться воды – руки движутся в заданном стиле, при этом можно оставаться на месте или идти по дну.

        Скольжение с движением рук, повторять по 2-3 цикла, в сочетании с ритмичным дыханием.

        Координация отработанных элементов на суше

        Повторение выученного и попутно развитие равновесия – изображать брасс, стоя на одной ноге.

        Совершенствование