Лицензия на управление многоквартирными домами 2020

Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

В целях улучшения качества предоставляемых услуг в сфере ЖКХ управляющие организации, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами, должны пройти процедуру лицензирования. Такое правило устанавливает 1 Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ, вступивший в силу сентября 2014 года и дополнивший Жилищный кодекс РФ новым разделом X.

Так, с 1 января 2015 года для них вводится административная ответственность, в частности, за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности в данной сфере, а с 1 мая 2015 года управляющие организации смогут работать только на основании лицензии. Одно из условий лицензирования — руководитель управляющей компании должен быть аттестован лицензионной комиссией региона. Деятельность ТСЖ и ЖСК нововведения не затрагивают.

Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами (МКД) осуществляется в соответствии положениями раздела X Жилищного Кодекса РФ (ЖК РФ), введенного Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ.

Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта РФ.

Лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия и действует только на территории субъекта РФ, органом государственного жилищного надзора которого она выдана и не подлежит передаче третьим лицам.

Порядок лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляемой управляющей организацией установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами».

В соответствии с пунктом 3 Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются:

  • соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
    • “2.3. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.”
    • исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
      • “2. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.”
      • соблюдение лизенционнных требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ:
        • ”регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;
        • наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;
        • отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
        • отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;
        • отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;
        • соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 ЖК РФ”.
        • В соответствии с требованиями статьи 220 ЖК РФ должностное лицо, должностные лица лицензиата обязаны иметь квалификационный аттестат, который выдается на срок 5 лет после сдачи квалификационного экзамена лицензионной комиссии региона.

          Порядок проведения квалификационного экзамена, перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене, порядок определения результатов квалификационного экзамена установлен Приказом Министерства строительства РФ от 05.12.2014 года N789/пр.

          Новости по теме

          К такому выводу пришли эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ), которые провели рейды по случайным аварийным домам и лично убедились, как много из них не обслуживаются. Конечно, аварийные дома готовятся под снос, но ждать расселения приходится годами, а отсутствие управления приводит к одинаковым.

          Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Настоящий доклад подготовлен на основании части 2 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и посвящен анализу ситуации с соблюдением и защитой прав граждан в.

          Тема жилищно-коммунального хозяйства касается всех граждан нашей страны. Каждый из 145 миллионов россиян — потребитель услуг ЖКХ.

          Лицензия для управляющей компании ЖКХ

          В связи с введением в действие ФЗ № 485-ФЗ деятельность управляющих компаний в сфере ЖКХ стала возможна только на основании имеющейся действующей лицензии ЖКХ на деятельность по управлению многоквартирными домами. Организации, не получившие лицензию ЖКХ, не допускаются к осуществлению лицензируемой деятельности. Поскольку с мая 2017 Федеральный Закон «О государственном регулировании деятельности по управлению многоквартирными домами» запрещает ведение соответствующей деятельности без лицензии.Часть 1.3 ст. 161 гласит: «Деятельность по управлению многоквартирными домами, деятельность по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется только на основании лицензии». Управляющие компании столкнулись с необходимостью получения разрешительных документов в территориальных компетентных органах. Длительное время получить лицензию ЖКХ было возможно на неограниченный срок действия.

          Однако ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» от 31.12.2017 № 485 ФЗ предусматривает предоставление лицензии ЖКХ на деятельность по управлению многоквартирными домами сроком на 5 лет. По истечении пятилетнего срока действия лицензии управляющей компании требуется вновь подтверждать свою компетенцию и качество предоставляемых услуг в сфере ЖКХ.

          . Особо обращаем внимание на то, что положения части 4 ст. 192 применяются ко всем ранее выданным лицензиям. Срок действия таких лицензий независимо от даты получения исчисляется с 11.01.2020 и ограничивается 11.01.2023 годом.

          Таким образом, особую актуальность приобретает вопрос правильности оформления всей лицензионной документации, что позволяет обеспечить положительный результат рассмотрения документов в установленные сроки. Зачастую помощь правильно выбранной юридической организации способствует оперативному решению вопроса получения лицензионной документации.

          Многопрофильный юридический центр «ЭКСПЕРТ» предлагает услуги по сопровождению процедуры получения лицензии ЖКХ и помощь в разработке необходимой лицензионной документации, проведение необходимой аттестации специалистов управляющей компании. Получить подробную информацию об утвержденных учебных программах для специалистов управляющих компаний Вы можете по нашим телефонам в Москве: +7 (495) 646-12-96, +7 (495) 646-12—76 или отправив заявку по электронной почте [email protected]

          Информационно-консультационный центр «ЭКСПЕРТ» успешно работает на рынке консалтинговых услуг с 2003 года. Наша компания имеет серьезный опыт в оформлении разрешительной документации для предприятий строительного комплекса. На протяжении пятнадцати лет мы успешно помогаем нашим клиентам оперативно решать вопросы, связанные с оформлением разрешительной документации в области ЖКХ.

          ИКЦ «ЭКСПЕРТ» предлагает свои услуги в получении лицензии ЖКХ, взяв на себя полный комплекс услуг по подготовке нормативно-технической документации, оказать содействие в проведении аттестации сотрудников, обеспечить юридическое сопровождение процесса рассмотрения документов «под ключ». Среди наших постоянных клиентов «Сургутнефтегаз», «Транснефть», «Корпорация Нефтегазстрой» и пр.

          Свяжитесь с нашими специалистами для получения квалифицированной консультации по вопросу оформления лицензии ЖКХ по телефонам в Москве: +7 (495) 646-12-76 или +7 (495) 646-12-96 или отправив нам заявку по электронной почте: [email protected]

          Получить лицензию на управляющую компанию возможно в течение тридцати рабочих дней с момента подачи комплекта документов. В рамках этого периода времени лицензирующий орган обязан осуществить проверку полноты и достоверности представленных документов и принять решение о предоставлении лицензии либо об отказе в ее предоставлении. Стоимость лицензии для управляющей компании жкх в 2014 году определяется размером государственной пошлины, взимаемой лицензионным органом. Лицензия для управляющей компании ЖКХ выдается на неопределенный срок, и действует только на территории субъекта РФ, в котором она была выдана. Лицензия ЖКХ не подлежит передаче третьим лицам. Лицензии для управляющих компаний ЖКХ будут выдаваться органами государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации, начиная с 1 января 2017 года, и претендовать на получение лицензии ЖКХ смогут юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном Законом порядке на территории РФ и отвечающие требованиям, предусмотренным в Положении о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным Правительством РФ.

          На основании Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензия управляющей компании ЖКХ может быть выдана юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю только при их полном соответствии лицензионным требованиям, к которым можно отнести следующие из них:

        • Регистрация соискателя лицензии на территории Российской Федерации. Нерезиденты не допускаются к управлению многоквартирными домами.
        • Наличие в ведении соискателя помещений и оборудования, необходимого для осуществления лицензируемого вида деятельности.
        • Наличие у соискателя лицензии условий для организации аварийно-диспетчерского обслуживания многоквартирного дома собственными силами либо с привлечением сторонней организации путем заключения договора на оказание услуг.
        • Наличие заявления, составленного в установленной Законом форме.
        • Учредительные документы юридического лица либо индивидуального предпринимателя.
        • Наличие у соискателя лицензии руководящего лица или иного лица, на которое возложена ответственность за обеспечение надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома и, имеющего квалификационный аттестат, для которого работа в организации – соискателе лицензии является постоянным местом работы.
        • Получить лицензию на управляющую компанию возможно в следующих формулировках:

        • выполнение работ и (или) оказание услуг на основании договора управления многоквартирным домом;
        • выполнение работ и (или) оказание услуг на основании договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, заключаемого с управляющей организацией на основании договора;
        • осуществление управления многоквартирным домом товариществом собственником жилья, а также жилищным кооперативом или иным специализированным кооперативом.
        • Особое место в рамках реформы ЖКХ законодатель отводит персональной ответственности лиц, ответственных за качественное оказание услуг в сфере ЖКХ. В первую очередь это осуществляется путем введения понятия «квалификационный аттестат». Ст. 204 Жилищного Кодекса РФ гласит: «Лица, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа лицензиата, а также лицо (лица), на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязаны иметь квалификационный аттестат. Получение квалификационного аттестата ЖКХ осуществляется посредством сдачи экзамена. Круг вопросов, знание которых необходимо для положительной сдачи квалификационного экзамена и сам порядок проведения квалификационного экзамена определяется федеральным органом исполнительной власти. Квалификационный аттестат ЖКХ выдается сроком на три года. Сведения о лицах, положительно сдавших квалификационный экзамен, размещаются в реестре квалификационных аттестатов, ведение которого возложено на федеральный орган исполнительной власти.

          Неотъемлемым дополнением к лицензии ЖКХ является приложение с указанием адреса или адресов многоквартирных домов, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению.

          В случае изменения перечня многоквартирных домов, управление которыми осуществляется держателем лицензии, такая организация обязана в течение трех рабочих дней направить соответствующие сведения в орган государственного жилищного надзора. На основании полученной информации уполномоченный государственный орган в течение трех дней обязан внести изменение в приложение к лицензии ЖКХ. Помимо этого соответствующие изменения вносятся на официальный сайт, предназначенный для раскрытия информации заинтересованным организациям.

          Ведение сводного федерального реестра лицензий, а равно и реестр дисквалифицированных лиц возложено на федеральный орган исполнительной власти, который уполномочивает на эту деятельность Правительство РФ. Размещенные на этих сайтах сведения ю являются открытыми и общедоступными.

          Исключение сведений о конкретном многоквартирном доме из приложения к лицензии является основанием для прекращения организацией – держателем лицензии деятельности по управлению этим многоквартирным домом в установленном законодательством порядке. Жилищный кодекс предусматривает несколько оснований, по которым лицензия правляющей компании жкхможет быть аннулирована. Данная процедура осуществляется путем подачи органом госжилнадзора заявления об аннуляции лицензии в суд в следующих случаях:

        • сокращение общего числа многоквартирных домов из приложения к лицензии управляющей компании на пятнадцать и более процентов от общего количества за год;
        • нарушение управляющей компанией – держателем лицензии ЖКХ законодательно установленных лицензионных требований. Управляющая компания, действие лицензии в ЖКХ которой прекращено или аннулировано, обязана надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества этого дома вплоть до того момента, когда соответствующие обязательства не возникнут у другой управляющей компании, которая выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам открытого конкурса, проведенного органом местного самоуправления.
        • Управляющая компания, действие лицензии в ЖКХ которой прекращено или аннулировано, обязана передать лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, техническую документацию и связанные с управлением таким домом документы, составить и подписать акт сверки. Лицензирование управляющей компании в сфере ЖКХ невозможно в следующих случаях:

        • в случае несоответствиялицензионным требованиям;
        • при наличии у должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости;
        • информация о должностном лице соискателя лицензии, размещенная в реестре дисквалифицированных лиц;
        • текущий процесс банкротства или ликвидации юридического лица – соискателя лицензии;
        • наличие у соискателя лицензии трех и более неисполненных предписаний органа госжилнадзора за календарный год;
        • регистрация юридического лица или индивидуального предпринимателя – соискателя лицензии в иностранной юрисдикции. Всем ли организациям, оказывающим услуги в области ЖКХ нужна лицензия управляющей компании? От получения лицензии для управляющих компаний ЖКХ освобождены:
        • ТСЖ, созданные собственниками помещений в одном или нескольких многоквартирных домах;
        • жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в одном многоквартирном доме.
        • Без этого лицензирования управлять общим имуществом могут только некоторые организации.

          Для того чтобы контролировать управление многоквартирными домами, государство ввело так называемое лицензирование. Порядок получения лицензии закреплен в нормативных актах субъектов РФ. Без этого лицензирования управлять общим имуществом могут только некоторые организации.

          Деятельность по управлению многоквартирным домом

          Управление домами могут осуществлять различные юридические лица. Основанием для этого служат договора, которые управляющие компании заключают с жильцами. Но для осуществления этой деятельности необходимо получить специальную лицензию. При этом деятельность управляющей компании регламентируется несколькими нормативными актами.

          Существует особый порядок управления, в которых входит:

        • сбор и хранение всех технических документов;
        • сбор и хранение данных обо всех жильцах дома, в том числе и о тех, кто использует имущество на основе договоров;
        • обеспечение подготовки предложений, касающихся ремонта и эксплуатации многоквартирного здания.
        • Понятие лицензирование деятельности

          Что касается понятия лицензии, то важно понимать, что она выдается не всем управляющим организациям. Деятельность по управлению многоквартирными домами без лицензирования могут осуществлять кооперативы и товарищества собственников жилья. Законодатель не может обязать собственников управлять своим имуществом и ставить им ограничения для осуществления своего права. Лицензия необходима остальным юридическим лицам, в обязанности которых входит управление жилыми зданиями.

          А чтобы не допустить осуществления деятельности по управлению домами этими организациями без лицензии, законодатель ввел определенные санкции. Лицензия не имеет срока действия и действительна только на территории того субъекта РФ, который ее выдал. Лицензирование деятельности по управлению МКД имеет много требований со стороны уполномоченных органов, которые организациям необходимо выполнять.

          Особенности лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами

          Для того чтобы получить лицензию, необходимо:

        • быть предпринимателем или юридическим лицом;
        • иметь квалификационный аттестат;
        • не иметь судимости;
        • не иметь других лицензий на осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом.
        • Кроме этого, кандидат обязан предоставить заявление о том, что желает получить лицензию. Далее необходимо выполнить требования органов жилищного контроля по устранению обстоятельств, не позволяющих лицензирование. Если, конечно, такие имеются. Соблюдение этих требований организация должна подтвердить с помощью документов. Орган, в компетенции которого находится выдача лицензий, проверяет все сведения в течение месяца.

          Для получения лицензии потребуются следующие документы:

        • устав или другой учредительный договор;
        • протокол о создании управляющей организации и другие регистрационные документы;
        • действительный квалификационный аттестат;
        • документ, подтверждающий отсутствие у лица судимости;
        • квитанция об уплате лицензионного сбора.
        • Далее орган госжилнадзора принимает соответствующее решение. Он обязан предоставить лицензионной комиссии мотивированное предложение о том, дать организации лицензию или нет. Все выданные управляющим компаниям лицензии включаются в специальный реестр.

          Для получения квалификационного аттестата претенденту необходимо сдать соответствующий экзамен.

          Порядок осуществления этого экзамена, в том числе вопросы и определение результатов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти. Дисквалифицированные лица не допускаются к сдаче квалифицированного экзамена. Срок действия аттестата – 5 лет. Кроме того, документ может быть аннулирован, если для его получения были использованы подложные документы, а также если претендент был осужден в соответствии с российским законодательством.

          Данная лицензия может быть отозвана, если в течение года лицензиат получит два и более административных наказания за ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Но в этом случае у собственников есть право вето, которое они могут наложить на решение государственного органа и позволить управляющей компании продолжить свою деятельность.

          Контроль за соблюдением органами государственного жилищного надзора требований законодательства в сфере лицензирования

          Органы государственного жилищного надзора, в компетенции которых находится выдача лицензии организациям для управления многоквартирными зданиями, подлежит контролю со стороны государства. Порядок осуществления этого контроля содержится в Жилищном кодексе и других нормативных актах РФ.

          Что касается органа государственной власти, который осуществляет этот контроль, то его полномочия определяет Правительство РФ. Чаще всего это федеральные органы исполнительной власти. Они тщательно проверяют весь процесс предоставления этих лицензий, а при обнаружении каких-либо нарушений со стороны органов государственного жилищного надзора, требуют их устранения.

          Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами (МКД)

          Что это такое

          Лицензия на управление МКД – официальное разрешение на осуществление предпринимательской деятельности управляющей компанией, выдается органами государственного жилищного надзора, без ограничения по сроку действия. Госпошлина за выдачу лицензии составляет 30 000 рублей.

          Обратите внимание, такая лицензия действует только на территории субъекта РФ, в котором она была выдана и не может передаваться третьим лицам.

          Процедуру получения лицензии для управления МКД условно можно разделить на 3 этапа:

          1. Определяемся с услугами

          Лицензированию в данном случае подлежит деятельность на выполнение работ и оказание услуг по управлению МКД, которая будет осуществляться в соответствии с условиями договора управления (ст. 162 Жилищного кодекса РФ). Указанный договор заключается после получения лицензии, в письменной или электронной форме, на условиях, определенных в решении общего собрания собственников жилья.

          Основной перечень услуг (работ) по управлению МКД:

        • содержание МКД и выполнение работ по текущему ремонту общего имущества;
        • предоставление коммунальных услуг (заключение соответствующих договоров с ресурсоснабжающими организациями);
        • прием от собственников оплаты за содержание МКД и текущий ремонт общего имущества;
        • организация аварийно-диспетчерского обслуживания дома и работ по устранению аварий;
        • благоустройство территории;
        • ведение и хранение документации;
        • иные работы (услуги).
        • Примечание: управление МКД может осуществляется не управляющей компанией, а товариществом собственников жилья либо жилищным (иным) специализированным кооперативом – в таком случае лицензия не требуется.

          2. Проверяем соответствие лицензионным требованиям

          Если вы только планируете начать бизнес, потребуется открыть ООО либо зарегистрировать ИП и обеспечить соответствие лицензионным требованиям.

          В том случае, если бизнес уже действует, и вы решили заняться деятельностью по управлению МКД, необходимо внести изменения в ОКВЭД ООО или ИП, и также проверить соответствие установленным требованиям.

          Для оказания услуг, управляющей организации необходимо отвечать лицензионным требованиям:

        • регистрация в качестве ИП или ООО на территории РФ;
        • наличие у должностного лица (руководителя) квалификационного аттестата (ст. 202 Жилищного кодекса РФ);
        • отсутствие у должностного лица (руководителя) неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
        • отсутствие в реестре аннулированных лицензий, сведений о единоличном исполнительном органе, а также лицах, на которых уставом или иными документами возложена ответственность за соблюдение требований по обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации; отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий по управлению МКД информации об аннулировании ранее выданной лицензии;
        • обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей компании, об выполняемых работах (услугах) по содержанию (ремонту) общего имущества, о порядке и условиях их выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимых для предоставления коммунальных услуг (Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 N 731);
        • обеспечить соблюдение Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354).
        • Особое внимание следует уделить получению квалификационного аттестата, поскольку данный процесс требует подготовки и времени на прохождения процедуры.

          Проверка квалификации осуществляется в форме экзамена. Порядок проведения и определения результатов, перечень вопросов, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Срок действия аттестата – 5 лет. За участие в сдаче экзамена плата не взимается.

          3. Подаем документы необходимые для получения лицензии

          Общий алгоритм и сроки рассмотрения заявления описаны здесь, отличительной особенностью, будет только форма заявления и перечень прилагаемых документов. Для получения лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД в лицензирующий орган подается специальное заявление (скачать бланк).

          К заявлению прилагаются документы:

        • копия устава, засвидетельствованного в нотариальном порядке (для юридических лиц);
        • копия свидетельства (листа) о государственной регистрации ООО (ИП), протокола (решения) о создании;
        • копия свидетельства о регистрации изменений (если они были);
        • копия квалификационного аттестата должностного лица;
        • копия приказа о назначении должностного лица;
        • документ, подтверждающий оплату госпошлины.
        • Примечание: рекомендуется уточнить перечень дополнительных документов в лицензирующем органе, перед подачей заявления, поскольку иногда достаточно предъявить выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), вместо учредительных документов и (или) свидетельства о регистрации.

          Способы подачи документов

          Документы можно подать одним из следующих способов:

        • лично или через представителя по доверенности;
        • почтой с уведомлением о вручении;
        • в электронной форме, подписанной ЭЦП.
        • Документы принимаются по описи, на копии которой ставится отметка о дате приема. Экземпляр с отметкой вручается заявителю либо передается ему тем способом, каким они были получены.

          После получения лицензии

          Получив лицензию, вы вправе приступить к деятельности. Сведения обо всех многоквартирных домах, находящихся в управлении компании, необходимо размещать на официальном сайте в сети Интернет, определяемом органами государственного жилищного надзора (Приказ Минкомсвязи России № 368, Минстроя России № 691/пр от 29.09.2015г.).

          В случае изменений – заключение, расторжение, прекращение действия договоров управления МКД, управляющая компания обязана обновить информацию на сайте в течение трех рабочих дней со дня таких изменений, а также проинформировать об этом соответствующий орган жилищного надзора.

          Также, важно помнить о возможных плановых и внеплановых проверках на соблюдение требований лицензионного законодательства. В случае выявления нарушений, лицензия может быть приостановлена или аннулирована.

          Если, в процессе деятельности происходит внесение изменений ООО или ИП некоторые такие изменения могут повлечь за собой необходимость переоформления лицензии. Госпошлина за переоформление составляет 5000 рублей.

          Как получить лицензию на управление многоквартирным домом в Подмосковье

          Административный регламент по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (МКД) на территории Московской области действует с 14 февраля 2020 года. Оформление лицензий доступно юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Физические лица могут запросить сведения о конкретной лицензии и внести изменения в региональный реестр лицензий в случае расторжения договора на управление МКД. Подробнее о том, как получить данные услуги, читайте в материале портала mosreg . ru .

          Случаи предоставления госуслуги

          Источник: Фотобанк Московской области, Роман Варцев

          — получить лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД;

          — получить дубликат лицензии;

          — прекратить действие лицензии;

          — получить сведения из реестра лицензий Московской области;

          — внести изменения в реестр лицензий Московской области в связи с заключением, расторжением, прекращением договора управления МКД.

          Способы получения госуслуги

          Источник: Главное управление государственного строительного надзора Московской области

          Получить услугу можно следующими способами:

          — обратиться лично в Госжилинспекцию по адресу: Москва, улица Кулакова, дом 20, корпус 1, технопарк «Орбита-2», корпус «Бета», 7 этаж; заявления принимают каждый первый и последний вторник месяца с 10.00 до 12.00;

          — направить заявление и пакет документов заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

          Необходимые документы

          Источник: Фотобанк Московской области

          1. Для получения лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД требуются следующие документы:

          — приказ о назначении на должность;

          — документ, подтверждающий согласие должностного лица заявителя на обработку его персональных данных;

          — опись прилагаемых документов;

          — квалификационный аттестат должностного лица соискателя лицензии (выдается в Госжилинспекции после сдачи квалификационного экзамена, действует пять лет).

          Заявитель может дополнительно представить следующие документы:

          — выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

          — сведения об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии;

          — сведения о наличии (отсутствии) неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления в отношении должностного лица заявителя;

          — сведения о наличии (об отсутствии) информации о должностном лице соискателя лицензии в реестре дисквалифицированных лиц, а также об отсутствии в сводном федеральном реестре лицензий информации об аннулировании лицензии, ранее выданной соискателю лицензии.

          Размер государственной пошлины за услугу – 30 тысяч рублей.

          Лицензия предоставляется на пять лет.

          2. Для переоформления лицензии требуются:

          — опись прилагаемых документов.

          По желанию заявитель может представить следующие документы:

          — сведения об уплате государственной пошлины за переоформление лицензии;

          — выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

          Размер государственной пошлины за услугу – 5 тысяч рублей.

          3. Для прекращения действия лицензии требуются:

          По желанию заявитель может представить выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

          4. Для получения дубликата лицензии требуются:

          — испорченный бланк лицензии.

          По желанию заявитель может представить сведения об уплате государственной пошлины за выдачу дубликата лицензии.

          5. Для получения сведений о конкретной лицензии из реестра лицензий Московской области требуются:

          Услуга предоставляется бесплатно.

          6. Для внесения изменений в реестр лицензий Московской области требуются:

          — протокол и решения общего собрания собственников помещений о выборе (изменении) способа управления МКД или расторжении договора управления;

          — договор управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в МКД;

          — договор управления МКД, подписанный управляющей организацией, определенной победителем открытого конкурса;

          — протокол конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД;

          — договор управления, заключенный с застройщиком;

          — заявление одной из сторон договора управления МКД в случае его прекращения в связи с окончанием срока действия;

          — решение общих собраний участников (акционеров) лицензиата и присоединяемых лиц о реорганизации в форме присоединения (преобразования, слияния), оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме присоединения (преобразования, слияния);

          — акт приема-передачи технической документации;

          — справка с данными о реорганизованных юридических лицах (наименование, ИНН, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД) на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц, заверенная правопреемником;

          — опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов.

          Обучающие вебинары

          Источник: Главное управление государственного строительного надзора Московской области

          На региональном портале госуслуг периодически проводят вебинары. Специалисты разъясняют участникам порядок предоставления услуги и разбирают типовые ошибки при подаче заявления и пакета документов. Записаться на вебинар можно здесь.

          Получение лицензии на управление многоквартирными домами

          Статьи по теме

          С 2015 года все управляющие многоэтажными домами организации обязаны получать лицензии. В статье мы рассмотрим, как оформляются такие разрешительные документы и каким требованиям должны соответствовать лицензиаты. Чтобы материал был полезен не только новым, но и уже работающим УО, изучим использующиеся на практике механизмы отзыва лицензий.

          Необходимость лицензирования УК закреплена в ЖК РФ — эти изменения появились в статье 7 ФЗ-255 от 21.07.14. Начавшая свою работу без лицензии управляющая компания будет оштрафована на сумму до 250 000 р. (часть 1 статьи 14.1.3 КоАП РФ).

          Для оформления лицензии нужно:

        • соответствовать лицензионным условиям;
        • оплатить государственную пошлину;
        • подать заявление и необходимые бумаги.
        • Для управления МКД и получения лицензии Вам понадобятся:

          Кому нужно получать лицензию на управление МКД

          Проходить процедуру лицензирования должны организации, которые будут обслуживать многоэтажки на основании заключенного с жильцами договора управления. Любой управляющей компании нужна такая лицензия, даже если она планирует работать только с одним домом. Надо понимать, что объектом лицензирования является не сама УК, а ее деятельность по управлению многоэтажными домами.

          ТСЖ и различным жилищным кооперативам оформлять лицензию не требуется.

          С организацией могут заключаться договоры, предполагающие, что она будет только ремонтировать и содержать общедомовое имущество. Так бывает, например, при непосредственном управлении МКД его жильцами. В этой ситуации компании для ведения деятельности лицензия не нужна, так как соглашений об управлении нет, и она не считается управляющей.

          Пройдите квалификационный тест по управлению МКД

          Данный тест предназначен для подготовки к сдаче квалификационного экзамена должностными лицами управляющей организации, претендующими на получение квалификационного аттестата.

          В качестве УК может выступать, в том числе, и ИП, если он занимается управлением домами. Лицензироваться должны и частные, и государственные УО, причем порядок прохождения этих процедур для них будет совершенно одинаковым.

          Введение практики оплаты жильцами коммунальных услуг напрямую ресурсовикам значительно влияет на работу управляющих компаний. Однако это никак не меняет правила получения разрешительных документов. УК продолжает собирать средства за жилищные услуги и в полной мере управлять МКД, а значит, ей нужна лицензия. Она выдается не на конкретный дом, поэтому при обслуживании большого количества объектов разрешительный документ у УО будет только один.

          Руководящие лица управляющих организаций регулярно оформляют квалификационные аттестаты, и многие путают получение этих бумаг с оформлением лицензии. На деле аттестат является лишь одним из условий будущей выдачи лицензии.

          Сбор сведений для лицензирования

          Выдачей лицензий на управление многоквартирными домами занимаются региональные Госжилинспекции. Это указано в пункте 2 Положения, введенного ПП РФ №1110 от 28.10.14. Для рассмотрения заявок на получение разрешительных документов в регионе создается лицензионная комиссия.

          Кандидату предварительно нужно уточнить местонахождение и порядок работы ГЖИ и комиссии, а также изучить нормативные акты, определяющие процедуру лицензирования. У подразделений Госжилинспекции работают собственные сайты, определенную полезную информацию можно найти там. Для уточнения отдельных непонятных вопросов представитель УК может лично съездить на консультацию в лицензирующий орган.

          Лицензионные требования

          Для успешного лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами необходимо убедиться в том, что компания удовлетворяет установленным требованиям.

          Лицензионные требования закреплены в статье 193 ЖК РФ. Перечислим их:

        • управлять многоэтажками могут только организации и ИП с российской регистрацией;
        • должностное лицо УК имеет квалификационный аттестат;
        • если должностное лицо имело судимость, то она должна быть снята или погашена;
        • ответственное лицо УК не вписано в перечень управленцев, подвергнутых дисквалификации;
        • соискатель ранее не получал отозванную к текущему моменту лицензию на осуществление деятельности по управлению МКД;
        • кандидат следует правилам раскрытия сведений в соответствии со Стандартом раскрытия, прописанным в части 3 статьи 5 ФЗ-469;
        • кандидат следует правилам размещения сведений в ГИС ЖКХ;
        • выполняются положения части 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
        • кандидат выполняет обязательства из соглашения по управлению многоэтажкой.
        • Анна Лежнина, главный редактор справочной системы «Управление МКД»
          Мария Анестратенко, ведущий эксперт в сфере ЖКХ

          Перед осуществлением деятельности по управлению МКД выясните, подлежит ли ваша организация лицензированию.

          Если УО начнет такую деятельность без лицензии, ей грозит привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 14.1.3 КоАП. Штраф может достигать 250 000 руб.

          В статье:

        • 12 ситуаций, с которыми сталкиваются УО;
        • пошаговая инструкция по получению лицензию.

        Величина государственной пошлины

        Для получения лицензии по управлению многоквартирными домами необходимо оплатить госпошлину, составляющую 30 000 р. Ее размер закреплен в статье 333.33 НК РФ (пункт 134 части 1).

        Если УК переоформляет лицензию, то госпошлина будет существенно ниже – 5 000 р.

        Подача заявления

        Заявление нужно составить в установленной форме, на нем ставится подпись руководителя УК. В качестве приложения необходимо подать ксерокопии следующих бумаг:

      • учредительной документации организации с заверением у нотариуса (для юрлиц);
      • полученного ответственным лицом квалификационного аттестата;
      • приказа о получении этим ответственным лицом своей должности.
      • Делается также опись приложенных бумаг.

        Сроки рассмотрения заявления

        Пакет документов рассматривается в течение 30 рабочих дней с момента его подачи. Если есть особая потребность, то этот период продлевается еще на 30 дней.

        Почему заявка может быть возвращена

        Иногда заявления на получение лицензии на управление многоквартирным домом возвращаются. Здесь действует порядок, предусмотренный ФЗ-99.

        Выдающий разрешительные документы орган за три рабочих дня с момента предоставления документов решает, будет ли он:

      • рассматривать заявку;
      • возвращать бумаги из-за их несоответствия имеющимся требованиям (с указанием причин возвращения).
      • Кандидату на получение лицензии нужно за тридцать дней:

        • переоформить заявление с устранением недочетов;
        • предоставить все отсутствующие сопроводительные документы.
        • При невыполнении этих условий заявка соискателю возвращается.

          Выдача лицензии

          При положительном решении лицензирующий орган оформляет распоряжение о предоставлении кандидату лицензии на право управления многоквартирными домами. После этого она направляется лицензиату:

        • лично;
        • заказным письмом;
        • электронным документом, если заявитель попросил ответить именно в этой форме.
        • Почему могут отказать в выдаче лицензии

          В части 2 статьи 194 ЖК РФ указываются причины для такого отказа:

        • обнаруженное несоответствие условиям лицензирования;
        • недостоверность или искажение сведений в представленных кандидатом документах.
        • У соискателя есть право на обжалование отказа. Если он докажет необоснованность такого решения лицензионной комиссии, то ее ответственных лиц могут по статье 19.6.2 КоАП РФ оштрафовать на сумму 50 000-100 000 рублей.

          После отказа у управляющей организации есть право на вторичную подачу бумаг для получения лицензии на управление многоквартирными домами. Число таких попыток законом не ограничивается. После неудачи можно исправить найденные недочеты и снова обратиться с заявлением. При этом нужно поддерживать контакт с жильцами дома, управление которым предполагается начать после получения необходимых разрешительных документов. Если собственники квартир в процессе решения УК бюрократических вопросов выберут другую компанию, то этот МКД не получится внести в реестр лицензий.

          Как отзываются лицензии

          Механизм лицензирования введен государством для того, чтобы получить более эффективный инструмент воздействия на недобросовестно работающие управляющие компании. Если УК нарушает правила, то ее могут или отстранить от управлениия или даже аннулировать лицензию. При этом организацию не лишают сразу всех домов – она перестает работать только с многоэтажками, в которых инспекторы нашли нарушения. Отстраняют УО путем вычеркивания МКД из регионального реестра лицензий управления.

          Чтобы у ГЖИ появился повод для исключения многоэтажного дома из реестра, УК должна нарушить два ее предписания. Госжилинспекция при появлении у нее таких оснований сообщает о них местным властям. Представители власти информируют собственников, которые имеют право на проведение собрания для принятия решения о сохранении отношений с УО, несмотря на недочеты в ее работе. При принятии такого решения протокол за 3 рабочих дня с момента его оформления должен быть передан ГЖИ (в виде копии). Если Госжилинспекция не получает протокола, то данные о многоквартирном доме исключаются из реестра лицензий на управление.

          Управляющая организация может лишиться выданных ей разрешительных документов, и полностью потерять возможность работы на рынке, если:

        • из реестра исключается более 15 процентов обслуживаемых ею домов;
        • за 1 год обнаруживается больше двух нарушений правил работы.
        • Глава 19. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

          Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г.

          Раздел X. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

          (введен Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ)

          Глава 19. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

          Статья 192. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

          1. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также — лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее — лицензионная комиссия).

          2. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

          3. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.

          4. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана. Срок действия лицензии продлевается по истечении пяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам.
          (часть 4 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 № 485-ФЗ)

          5. К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.

          6. Положения Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» о приостановлении, возобновлении действия лицензии, а также об установлении оснований для аннулирования лицензии не применяются при осуществлении лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.

          7. Контроль за соблюдением органами государственного жилищного надзора требований настоящего Кодекса и Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае нарушения требований настоящего Кодекса и Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами должностные лица уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти выдают руководителю органа государственного жилищного надзора обязательные для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений.
          (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ)

          Статья 193. Лицензионные требования

          1. Лицензионными требованиями являются:

          1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;

          1.1) отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее;
          (п. 1.1 введен Федеральным законом от 31.12.2017 № 485-ФЗ)

          2) наличие у должностного лица (единоличного исполнительного органа юридического лица, руководителя юридического лица или его филиала либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих управление многоквартирным домом, а в случае заключения договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа — единоличного исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым такие полномочия переданы) лицензиата, соискателя лицензии квалификационного аттестата;
          (п. 2 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 № 257-ФЗ)

          3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

          4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;

          5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;

          6) соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 настоящего Кодекса.

          6.1) соблюдение лицензиатом требований к размещению информации, установленных частью 10.1 статьи 161 настоящего Кодекса;
          (п. 6.1 введен Федеральным законом от 28.12.2016 № 469-ФЗ)

          7) иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
          (п. 7 введен Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ)

          2. Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами с указанием перечня грубых нарушений лицензионных требований.
          (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 № 485-ФЗ)

          Статья 194. Порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии

          1. Заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом государственного жилищного надзора в порядке, установленном Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. По результатам рассмотрения заявления орган государственного жилищного надзора осуществляет подготовку для лицензионной комиссии мотивированного предложения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

          2. Основанием для отказа соискателю лицензии в предоставлении лицензии является:

          1) установленное в ходе проверки заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;

          2) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации.

          Статья 195. Реестры информации, содержащие сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами

          1. Сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в следующих реестрах:

          1) реестр лицензий субъекта Российской Федерации;

          2) сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее — сводный федеральный реестр лицензий);

          3) реестр лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее — реестр дисквалифицированных лиц).

          2. Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

          3. Ведение сводного федерального реестра лицензий и реестра дисквалифицированных лиц осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Органы государственного жилищного надзора обязаны представлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти сведения, необходимые для ведения указанных реестров, в порядке и в сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

          4. Сведения, содержащиеся в реестрах, указанных в части 1 настоящей статьи, являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению в системе, за исключением сведений, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации. Перечень сведений, содержащихся в указанных реестрах, устанавливается Правительством Российской Федерации.
          (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 № 485-ФЗ)

          5. Запись в реестр дисквалифицированных лиц вносится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не позднее дня, следующего за днем представления органом государственного жилищного надзора сведений о вступлении в законную силу решения суда о назначении административного наказания в виде дисквалификации.

          6. Сведения, внесенные в реестр дисквалифицированных лиц, а также сведения об аннулировании лицензии, внесенные в сводный федеральный реестр лицензий, подлежат хранению в течение трех лет с даты их внесения.

          Статья 196. Порядок организации и осуществления лицензионного контроля

          1. К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и положения Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.
          (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ)

          2. Должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований. При осуществлении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют права, предусмотренные частью 5 статьи 20 настоящего Кодекса. При этом в случае выявления нарушений лицензионных требований должностные лица органа государственного жилищного надзора должны установить, что указанные нарушения допущены в результате виновных действий (бездействия) должностных лиц и (или) работников лицензиата.
          (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ)

          3. Внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, приказа (распоряжения) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, выданного в соответствии с частью 4.2 статьи 20 настоящего Кодекса, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
          (часть 3 введена Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.12.2017 № 485-ФЗ)

          Статья 197. Порядок информирования органов местного самоуправления, собственников помещений в многоквартирном доме и иных заинтересованных лиц о решениях, принятых лицензионной комиссией и органом государственного жилищного надзора

          1. Орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого лицензиат осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, собственники помещений в многоквартирном доме, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, ресурсоснабжающие организации, с которыми лицензиатом заключены договоры поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, иные заинтересованные лица должны быть проинформированы о наличии оснований для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, о принятии решения об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, о принятии лицензионной комиссией решения о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии, о вступившем в законную силу решении суда об аннулировании лицензии и внесении соответствующей записи в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.

          2. Порядок и сроки информирования об обстоятельствах, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, а также лица, ответственные за соблюдение требований об информировании, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

          Статья 198. Порядок размещения лицензиатом сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра

          (введена Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ)

          1. Сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
          (часть 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2016 № 469-ФЗ)

          2. В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
          (в ред. Федеральных законов от 28.12.2016 № 469-ФЗ, от 31.12.2017 № 485-ФЗ)

          3. Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса.
          (в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 № 176-ФЗ, от 31.12.2017 № 485-ФЗ)

          3.1. В случае признания судом недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации или об изменении способа управления многоквартирным домом, которое послужило основанием для направления в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации вносятся органом государственного жилищного надзора на основании вступившего в законную силу решения суда о признании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным не ранее даты вступления в силу такого решения суда.
          (часть 3.1 введена Федеральным законом от 31.12.2017 № 485-ФЗ)

          4. При выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи.
          (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 № 469-ФЗ)

          5. В случае, если в течение двенадцати месяцев со дня выдачи органом государственного жилищного надзора предписания в отношении многоквартирного дома или многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом два и более раза было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанного предписания, сведения о таких доме или домах по решению органа государственного жилищного надзора исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, за исключением предусмотренного частью 7 настоящей статьи случая принятия решения.
          (часть 5 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 № 485-ФЗ)

          5.1. В случае, если в течение двенадцати месяцев со дня выдачи органом государственного жилищного надзора предписания об устранении нарушений одного или нескольких лицензионных требований, предусмотренных пунктами 1 — 5 части 1 статьи 193 настоящего Кодекса, лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанного предписания, по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению.
          (часть 5.1 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 № 485-ФЗ)

          5.2. В случае, если лицензиатом и (или) должностным лицом, должностными лицами лицензиата в течение двенадцати месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, вновь совершено такое нарушение лицензионных требований, по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения о многоквартирном доме или многоквартирных домах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
          (часть 5.2 введена Федеральным законом от 31.12.2017 № 485-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.04.2020 № 59-ФЗ)

          5.3. В случае, если в течение двенадцати месяцев лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом три и более раза было назначено административное наказание за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного жилищного надзора по проведению проверок или уклонение от таких проверок, по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения о многоквартирном доме или обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиатом были совершены действия (бездействие), направленные на воспрепятствование проведению таких проверок или уклонение от таких проверок.
          (часть 5.3 введена Федеральным законом от 31.12.2017 № 485-ФЗ)

          5.4. В случае вступления в законную силу решения суда о признании лицензиата банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению.
          (часть 5.4 введена Федеральным законом от 31.12.2017 № 485-ФЗ)

          6. Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги , выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса.
          (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 № 485-ФЗ)

          7. В течение двух месяцев со дня надлежащего информирования в установленном статьей 197 настоящего Кодекса порядке собственников помещений в многоквартирном доме о наличии оснований для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации указанные собственники вправе принять на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом. В течение трех рабочих дней со дня оформления протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме орган государственного жилищного надзора должен быть уведомлен о принятом решении путем направления ему копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В этом случае сведения о таком доме не исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.

          Статья 199. Аннулирование лицензии и прекращение ее действия

          1. Лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления органа государственного жилищного надзора об аннулировании лицензии. Указанное заявление подается в суд на основании решения лицензионной комиссии.

          2. Основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, указанным в частях 5 — 5.4 статьи 198 настоящего Кодекса, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд, а также отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
          (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 № 485-ФЗ)

          3. Действие лицензии прекращается в связи с аннулированием лицензии по решению суда и иным основаниям, указанным в Федеральном законе от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», со дня внесения соответствующих записей в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.

          Статья 200. Прекращение деятельности по управлению многоквартирными домами в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии или ее аннулированием

          1. Лицензиат в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 198 настоящего Кодекса, а также в случае, если действие лицензии прекращено или она аннулирована в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса, обязан передать лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, в течение трех рабочих дней со дня наступления событий, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
          (часть 1 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 № 485-ФЗ)

          2. Порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии или ее аннулированием устанавливается Правительством Российской Федерации.

          3. Лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня:
          (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ)

          1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;

          2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

          3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;

          4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

          4. В течение пятнадцати дней со дня получения уведомления от органа государственного жилищного надзора об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, о прекращении действия лицензии, о ее аннулировании орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления таким домом.
          (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ)

          5. В случае, если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в соответствии с требованиями части 4 настоящей статьи, о выборе способа управления таким домом не принято или не реализовано либо общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проведение которого орган местного самоуправления обязан инициировать в соответствии с частью 4 настоящей статьи, не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления в течение трех дней со дня проведения данного общего собрания или по истечении указанного в части 4 настоящей статьи срока обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
          (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ)

          6. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации открытый конкурс по отбору управляющей организации признан не состоявшимся, допускается заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса.

          Статья 201. Лицензионная комиссия

          1. Субъектом Российской Федерации создается постоянно действующая лицензионная комиссия для обеспечения деятельности органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в субъекте Российской Федерации.

          2. Решением о создании лицензионной комиссии определяются состав лицензионной комиссии и порядок ее работы, назначается председатель лицензионной комиссии.

          3. В составе лицензионной комиссии не менее чем одна треть ее членов должна быть представлена саморегулируемыми организациями, общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, указанными в части 8 статьи 20 настоящего Кодекса.

          4. К полномочиям лицензионной комиссии относятся:

          1) принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии;

          2) принятие квалификационного экзамена;

          3) участие в мероприятиях по лицензионному контролю;

          4) принятие решения об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

          5. Решение лицензионной комиссии является основанием для оформления соответствующего приказа (распоряжения) органа государственного жилищного надзора.

          6. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти утверждает методические указания о порядке формирования и деятельности лицензионной комиссии.

          7. Решение лицензионной комиссии, принятое в нарушение требований настоящего Кодекса, может быть оспорено в суде или признано недействительным по решению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации.

          8. Члены лицензионной комиссии, виновные в нарушении требований настоящего Кодекса и Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

          Статья 202. Квалификационный аттестат

          1. Должностное лицо, должностные лица лицензиата обязаны иметь квалификационный аттестат.

          2. Проверка квалификации лица, претендующего на получение квалификационного аттестата (далее — претендент), осуществляется в форме квалификационного экзамена. Порядок проведения квалификационного экзамена, перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене, порядок определения результатов квалификационного экзамена устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

          3. За прием квалификационного экзамена плата с претендента не взимается.

          4. К квалификационному экзамену допускается претендент, информация о котором не содержится в реестре дисквалифицированных лиц.

          5. Квалификационный аттестат выдается при условии, что претендент сдал квалификационный экзамен. Несдача претендентом квалификационного экзамена является основанием для принятия решения об отказе в выдаче квалификационного аттестата. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата может быть оспорено в суде.

          6. Квалификационный аттестат выдается на срок пять лет.

          7. Квалификационный аттестат аннулируется в случае:

          1) получения квалификационного аттестата с использованием подложных документов;

          2) внесения сведений о должностном лице лицензиата в реестр дисквалифицированных лиц;

          3) вступления в законную силу приговора суда в отношении должностного лица лицензиата, предусматривающего наказание за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.

          8. Порядок выдачи, аннулирования квалификационного аттестата, его форма, порядок ведения реестра квалификационных аттестатов утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

          Президент
          Российской Федерации
          В.ПУТИН

          Москва, Кремль
          29 декабря 2004 года
          № 188-ФЗ

          Читайте так же:  Финансовая отчетность публичных компаний