Лицензия на экспертизу товаров

Лицензия на деятельность организации по проведению экспертизы промышленной безопасности

Любая экспертная деятельность предусматривает ее лицензирование. Если ваша организация планирует предоставлять подобные услуги по промышленной безопасности, вам следует обратиться в регистрирующий орган с пакетом документов и получить соответствующее разрешение государственного образца. О том, действительно ли нужна лицензия на проведение экспертизы промышленной безопасности, и как ее получить в Ростехнадзоре, расскажем вам сегодня в подробностях.

Необходимость такого лицензирования

Давайте для начала разберемся, действительно ли необходима лицензия для проведения такой экспертизы. Лицензия на проведение ЭПБ вам потребуется, если организация будет заниматься экспертными работами в сфере промышленной безопасности, а именно, если в ее деятельность будет входить:

  • Экспертиза документов на ликвидацию и консервацию опасных производств;
  • экспертиза документации на техперевооружение опасных объектов промышленности;
  • экспертиза устройств на опасных производственных объектах;
  • экспертиза соответствия нормам промбезопасности зданий на производственных объектах;
  • экспертиза декларации промбезопасности на производственном объекте;
  • экспертиза соответствия производственного объекта нормам промбезопасности.
  • Если вы планируете осуществлять одну, несколько или все из указанных экспертных работ, вам потребуется получить соответствующую лицензию, разрешающую вашей организации заниматься экспертной деятельностью.

    А теперь давайте узнаем, как получить лицензию на проведение экспертизы.

    Про основы экспертизы промышленной безопасности расскажет это видео:

    Получение лицензии на проведение экспертизы промышленной безопасности

    Из-за того, что промышленная безопасность — очень важная сфера деятельности, которая защищает окружающую среду, а также жизнь и здоровье людей, для получения лицензии установлены повышенные и строгие требования.

    Все этапы лицензирования регламентируются множеством актов, положений и федеральных законов. Основной документ, на который следует опираться, собирая документы для получения разрешения от госорганов, — ПП РФ №682 от 04.07.2012 г. «Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности».

    О том, кто выдает лицензии на право проведения экспертизы промышленной безопасности, читайте ниже.

    Ответственные органы

    Лицензированием организаций, которые будут заниматься экспертными работами в области промбезопасности, занимается Ростехнадзор. На официальном сайте ведомства есть все необходимые бланки и перечни документов, которые потребуются юрлицу для подачи заявления.

    Условия, которые следует выполнить согласно постановлениям, административному регламенту и положениям о лицензировании экспертизы промышленной безопасности описаны ниже.

    Условия

    Не каждая организация может заниматься экспертизой ПБ. Поскольку эта сфера деятельности очень важна для государства, к юридическим лицам, претендующим на получение соответствующей лицензии, предъявляются строгие требования:

  • В штате организации должно быть как минимум трое аттестованных экспертов по промбезопасности, специализирующихся на указанных в заявлении работах. Поскольку таких квалифицированных специалистов мало, многие из них числятся в разных юридических лицах как совместители, а значит не несут полной ответственности за свою работу. Чтобы избежать возможных проблем, с 2015 года Ростехнадзор требует, чтобы хотя бы один из числящихся в штате экспертов работал в организации постоянно.
  • Организация должна иметь здания или помещения, в которых будет осуществляться экспертная деятельность на правах аренды или же собственности.
  • На балансе юридического лица должны числиться необходимые для будущего осуществления экспертной деятельности специальные устройства и профессиональное оборудование.
  • Заявление

    Помимо указанного пакета документов в Ростехнадзор следует подготовить непосредственно само заявление от юридического лица на получение соответствующей лицензии. Необходимый бланк найдете официальном сайте структуры.

  • В заявлении заполняются реквизиты организации, а также отмечается сфера деятельности, которой будет заниматься ваша фирма — «проведение экспертизы промышленной безопасности».
  • В разделе «Виды услуг» вам следует указать, какими именно экспертными работами вы планируете заниматься — точную формулировку можно найти в указанном выше Положении, регулирующим вопрос данного вида лицензирования.
  • Также в заявлении указывается способ связи с юридическим лицом и удобный вариант получения оригинала лицензии. Вы можете забрать документ лично в отделении Ростехнадзора или дождаться, когда он придет на адрес вашей организации по почте.
  • Заявление на лицензирование деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности вы можете скачать здесь.

    Заявление на лицензирование деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности

    Экспертиза документов в целях выдачи лицензии на экспорт

    Российский экспортный центр выполняет функцию агента Правительства РФ по осуществлению экспертизы документов в целях выдачи лицензий на экспорт и предоставляет региональным поставщикам товаров возможность получить лицензию в своем регионе.

    Подразделения РЭЦ, открытые в регионах России, взаимодействуют с органами исполнительной власти и деловым сообществом для развития экспорта, а также для предоставления финансовой и нефинансовой поддержки региональным экспортерам.

    Производители и поставщики, осуществляющие экспорт определенных видов товаров, имеют возможность подать заявление на выдачу лицензии на экспорт в региональные подразделения, которые выполняют экспертизу представленных документов и посредством автоматизированной информационной системы направляют экспертное заключение и документы в Минпромторг России. После принятия решения о выдаче лицензии в региональном подразделении РЭЦ происходит выдача заявителю лицензии на бумажном носителе. На текущий момент услуга предоставляется в региональных подразделениях, действующих в г. Калининград, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Хабаровск, Владивосток.

    В целях реализации положений Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза), связанных с представлением документов, необходимых для совершения таможенных операций, в виде электронных документов, а так же для совершенствования процесса оказания государственной услуги по выдаче лицензий и других разрешительных документов на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, Минпромторг России с 15 января 2020 г. приступает к выдаче лицензий на импорт или экспорт отдельных видов товаров в форме электронных документов с использованием государственной информационной системы — автоматизированной информационной системы «Внешнеторговая информация». Указанная информация доведена до сведения таможенных органов.

    Обращаем внимание, что в соответствии с Правилами выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров (приложение № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) при выдаче (оформлении) лицензии в форме электронного документа, представление заявителем оригинала лицензии на бумажном носителе в таможенный орган не требуется.

    При возникновении технических вопросов, связанных с получением электронной лицензии на портале поддержки участников внешнеторговой деятельности (www.non-tariff.gov.ru), следует обращаться в службу технической поддержки Минпромторга России (e-mail: [email protected], тел.:+7 (499) 346-05-05).

    Услуга экспертизы документов и сведений в целях выдачи лицензий на экспорт отдельных видов товаров востребована российскими экспортерами и международными компаниями, экспортирующими российские товары за рубеж.

    Экспертиза по Закону № 44?ФЗ. С помощью экспертов или своими силами?

    После того как поставщик выполнил обязательства по контракту, заказчик осуществляет приемку и должен выполнить экспертизу результатов исполнения контракта. В материале читайте: в каких случаях экспертиза обязательна, кто должен ее проводить, и как оформить ее результат.

    Для чего и в каких случаях проводится экспертиза по 44-ФЗ

    В законе 44-ФЗ говорится, что заказчик должен провести экспертизу при приемке товара либо результатов выполнения работ, оказания услуг. Приемка товаров и услуг по 44-ФЗ — этап достаточно важный, так как от грамотно проведенной, с точки зрения закона, приемки, во многом зависит возможность защиты интересов заказчика, в том случае, если предоставленный поставщиком товар или оказанная услуга не соответствуют условиям контракта.

    Но не по всем контрактам нужно проводить экспертизу. Исключение — контракты, которые были заключены до принятия Закона 44-ФЗ.

    В случае, когда контрактом предусмотрено поэтапное исполнение обязательств, экспертиза результатов и их приёмка проводится по окончании каждого такого этапа.

    «Управление государственными и муниципальными закупками» – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для заказчиков.

    Что проверяют эксперты при приемке?

    На что необходимо обратить внимание при проведении экспертизы? В первую очередь, на надлежащее качество и объем поставленных товаров (оказанных услуг, выполненных работ). Проверка качества может быть:

  • сплошная — то есть, проверяется вся продукция
  • выборочная — проверяется определенная часть товара с распространением результатов проверки на всю партию, если это обусловлено техническими регламентами, ГОСТами, ТУ, особыми условиями поставки или контрактом.
  • Одновременно с проверкой товара по качеству производится проверка комплектности, маркировки, соответствия тары и упаковки требованиям технических регламентов, ГОСТов, ТУ, образцам.

    Далее стоит проверить подлинность всех необходимых для проведения экспертизы документов, предоставляемых поставщиком: счета, накладные, акты приемки товара, спецификации и другие. Все документы должны иметь отношение к товару, по которому проводится экспертиза и этот момент тоже стоит проверить. Если эксперт затрудняется установить данное обстоятельство или у него появляются сомнения, он должен в своем заключении сделать пометку и указать причины.

    Если нет всех необходимых документов, то эксперт докладывает об этом руководителю, который принимает решение о дальнейшем проведении экспертизы проведения экспертизы.

    Ряд товаров и услуг могут быть полностью оценены только в процессе потребления или окончательного исполнения (бензин, пищевая продукция, перчатки, реактивы, ремонт оборудования и другое). В таком случае эксперт имеет право оценивать качество продукции, ориентируясь на мнение и претензии непосредственных потребителей товаров и услуг.

    Если по итогам экспертизы заказчик примет решение о том, что все соответствует условиям контракта, подписываются документы о приемке. Как правило, это товарная накладная или акт выполненных работ, оказанных услуг. Составлять другие документы о том, что товар (работы, услуги) соответствует заявленным требованиям, закон о контрактной системе не требует.

    Если по итогам приемки выявляются недостатки, несоответствия условиям контракта, составляется протокол разногласий, акт расхождений, или другой документ в произвольной форме.

    Когда и как отказать в приемке

    Если при проведении экспертизы заказчик обнаружит, что поставленный товар не отвечает требованиям контракта, то он должен подготовить мотивированный отказ от приемки товара. Такой документ должен быть направлен в адрес поставщика.

    Так как законом не утверждена форма таких документов, составляются они в произвольной форме. В них указывается, какие именно выявлены недостатки по количеству, комплектности, объему, качеству или безопасности, не соответствующие требованиям, установленным контрактом (ч. 3 и 7 ст. 94 закона 44-ФЗ).

    Кроме того, рекомендуем отразить следующие сведения:

  • заключение приемочной комиссии с учетом выводов эксперта;
  • подписи членов приемочной комиссии.
  • Также следует прописать требование о поставке товара, соответствующего условиям контракта, и сроки, в которые поставщик должен поставить в адрес заказчика требуемый товар. Все эти документы должны быть оформлены в сроки, установленные законом или контактом для принятия товара.

    Китаева С.Н., руководитель экспертной поддержки Госзаказ, дает рекомендации заказчикам, когда следует отказать в приемке товара. Смотрите отрывок от вебинара «Приёмка и экспертиза по 44-ФЗ. Часть 2».

    В случае неисполнения поставщиком требований заказчика, последний имеет право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, при условии, что такая возможность была предусмотрена контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

    Свое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней обязан разместить в ЕИС. В такой же срок заказчик обязан уведомить поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении. Свое решение заказчик может направить любым из способов, где можно получить уведомление о получении документов: по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте, телеграммой либо посредством факсимильной связи, по адресу электронной почты, с использованием иных средств связи и доставки.

    По истечении 10 дней с даты уведомления поставщика об одностороннем расторжении контракта, решение заказчика вступает в силу и контракт считается расторгнутым (ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Но, если поставщик устранит все замечания в течение 10-дневного срока, то заказчик обязан отменить свое решение о расторжении контракта. Данное правило действует только в случае однократного нарушения поставщиком) условий контракта.

    С помощью экспертов или своими силами?

    Заказчик обязан привлечь экспертов, если закупка осуществляется у единственного поставщика (ч.4 ст.94 № 44-ФЗ).

  • закупка услуг экспертов, экспертных организаций
  • закупки по основаниям, предусмотренных пунктами 1 — 9, 14, 15, 17 — 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 — 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47 — 48 части 1 статьи 93
  • предметом закупки является разработка проектной документации объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, уже прошедшие обязательную государственную или негосударственную экспертизу.
  • Правительство РФ вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Заказчик обязан привлечь экспертов в этих случаях.

    Во всех остальных случаях заказчик сам принимает решение, привлекать экспертов или проводить экспертизу своими силами. Послушайте, что говорит по этому поводу Станислав Грузин.

    Экспертиза силами экспертной организации

    Заказчик может провести экспертизу с привлечением экспертов или экспертных организаций (ч. 3 ст. 94 Закона 44-ФЗ).

    Не все лица могут быть допущены к проведению экспертизы. Перечень таких лиц содержится в ст. 41 закона 44-ФЗ. Например, это работники заказчика и поставщика, даже уволенные менее, чем два года назад, близкие родственники, контрактные управляющие, члены комиссии по осуществлению закупок.

    Если среди экспертов оказались люди, которые не могут быть допущены к экспертизе, заказчик должен заменить такого эксперта или экспертную организацию (ч. 4 ст. 41 Закона 44-ФЗ). Конечно, это, скорее всего, повлечет дополнительные затраты и временные задержки. Можно включить в документацию о закупке следующее положение: эксперт признает, что не является лицом, которое не может привлекаться к проведению экспертизы и несет ответственность за предоставление недостоверных сведений. Это позволит заказчику в случае выявления нарушений расторгнуть договор с экспертом и провести новую закупку.

    Китаева С.Н., руководитель экспертной поддержки системы Госзаказ, делится опытом и рассказывает, что делать, если экспертизу провело некомпетентное лицо. Перед вами отрывок из вебинара «Приёмка и экспертиза по 44-ФЗ. Часть 1».

    Так же, к экспертам можно установить следующие требования, хотя они и не прописаны в 44-ФЗ, например:

  • образование,
  • стаж работы по специальности,
  • проведение определенного количества экспертиз,
  • знание законодательства в области промышленной безопасности.
  • Привлечение внешних экспертов можно оформить различными видами документов:

  • договор с экспертной организацией,
  • во избежание недоразумений с поставщиком стоит разработать приказ или регламент, регламентирующие процесс приемки,
  • приказ или распоряжение о назначении ответственного за приемку лица от Заказчика,
  • уведомление о допустимости участия эксперта для того, чтобы уведомить поставщика о привлечении внешних экспертов,
  • экспертное заключение, в результате чего заказчик либо принимает товар, либо отказывает в приемке.
  • Содержание контракта на экспертные услуги

    В Законе № 44-ФЗ отсутствуют указания на особенности порядка заключения контракта с экспертом, экспертной организацией. Такой контракт должен заключаться по результатам определения исполнителя в общем порядке.

    В контракте рекомендуется указать:

  • обязательные условия для включения в контракт;
  • функции и полномочия эксперта, экспертной организации, предмет экспертизы;
  • условие о праве эксперта, экспертной организации запрашивать у заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы (ч. 6 ст. 41 Закона № 44-ФЗ);
  • вид и размер ответственности эксперта, экспертной организации, в том числе за предоставление недостоверных результатов экспертизы, недостоверного или заведомо ложного экспертного заключения, невыполнение экспертом требования об уведомлении заказчика о наличии оснований для отстранения от проведения экспертизы (ч. 7 ст. 41 Закона № 44-ФЗ);
  • срок проведения экспертизы, который не должен превышать срок поставки по контракту;
  • ответственность сторон;
  • утвержденные формы документов: рекламации, акты приемки-передачи и т.д.;
  • рекомендуемые случаи привлечения внешних экспертов. Например, когда необходимо провести экспертизу крупномасштабных проектов и специалисты заказчика не имеют возможности без задержки сроков и с надлежащим качеством выполнить приемку. Либо при необходимости привести приемку объектов интеллектуальной собственности, при отсутствии собственных компетентных специалистов.
  • Экспертиза своими силами

    Внутренняя экспертиза или экспертиза своими силами помогает заказчику сэкономить средства на вызове эксперта, быстро провести приемку и быть уверенным в надлежащем исполнении поставщиком своих обязательств.

    Законом № 44-ФЗ не предусмотрены конкретные требования к экспертам организации. Внутренним экспертом может быть любое должностное лицо заказчика, которого приказом или распоряжением назначил руководитель. Экспертами могут быть также члены закупочной комиссии, сотрудники контрактной службы, контрактные управляющие.

    Есть много писем Минэкономразвития РФ, которые разъясняют порядок проведения внутренней экспертизы. Например, из письма Минэкономразвития России от 11 апреля 2014 г. № Д28и-477 следует, что заказчик не обязан иметь в штате экспертов по конкретным направлениям экспертизы.

    Как оформить результаты внутренней экспертизы и приемки

    Что касается оформления результатов внутренней экспертизы, то в законе 44-ФЗ такие требования не прописаны. Но есть письмо Минэкономразвития от 30.09.2014 № Д28И-1889, в котором сказано, что требования ч. 10 ст. 94 Закона № 44-ФЗ (необходимость прилагать к отчету заключение по результатам экспертизы) не распространяются на случаи, когда экспертиза проводится силами заказчика без привлечения сторонних экспертов.

    Данные внутренней экспертизы можно оформить как отдельным документом (например, подготовить заключение по итогам проведенной экспертизы), так и с помощью внесения данных об экспертизе в документ о приемке (например, в товарную накладную, либо акт сдачи-приемки).

    В документе о приемке нужно указать, как проводили экспертизу — с помощью экспертов, экспертных организаций или своими силами, также указать результаты экспертизы. Обязательно должны присутствовать подписи каждого из членов приемочной комиссии, которую утверждает руководитель. Если экспертиза проводилась своими силами, то документ подписывает руководитель или представитель заказчика (ч. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

    Заказчик на основании проведенной экспертизы принимает решение о соответствии условиям контракта. Если его все устраивает, то он ставит свою подпись на акте приемки товара по 44-ФЗ, работ и услуг.

    Акт приемки товара должен содержать:

  • перечень работ, услуг и товаров с указанием стоимости;
  • составленное на основании экспертизы заключение приемочной комиссии;
  • при несоответствии — указывается информация обо всех недостатках;
  • подпись представителя комиссии, который уполномочен её ставить;
  • документы и выводы экспертизы;
  • если исполнитель отказывается ставить подпись на акте о приемке товара по 44-ФЗ, работы или услуги, возможно проведение приемки заказчиком выполненных работ или предоставленных товаров и услуг в одностороннем порядке.
  • По результатам проведения экспертизы эксперты оформляют заключение. Закон 44-ФЗ установил к заключению требования объективности, обоснованности и законности (ч. 5 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Заключение должно быть подписано экспертом или руководителем экспертной организации.

    Порядок проведения экспертизы собственными силами

    Поэтапно самостоятельное проведение экспертизы выглядит следующим образом:

    1. Издается приказ о формировании экспертной комиссии из числа сотрудников в составе пяти или более компетентных специалистов. Обязательно нужно прописать существенные условия контракта: реквизиты, а также сроки его исполнения и этапность.
    2. В течение сроков, указанных в договоре, комиссия оценивает результат исполнения договора.
    3. По итогам работы, комиссия должна оформить документ о приемке. Например, акт приема-передачи, либо заключение по результатам работы комиссии. В нем должны быть отражены все выполненные работы, сроки исполнения поставщиком своих обязательств, наличие претензий какой-либо стороны.
    4. При выявлении несоответствия условиям контракта заказчик должен отказать в приемке товара до устранения нарушения поставщиком.
    5. После подведения итогов экспертизы заказчик отражает в отчете информацию о ненадлежащем или надлежащем исполнении поставщиком своих обязательств.
    6. Отчет об исполнении контракта размещается в ЕИС с приложением документа, сформированного по результатам работы экспертной комиссии.
    7. Ответственность для должностных лиц при приемке продукции

      При проведении экспертизы на соответствие условиям контракта на должностных лиц накладываются следующие виды штрафов согласно частям 8,9,10 статьи 32 КоАП РФ:

      8. Несоблюдение требований законодательства РФ о проведении экспертизы поставленного товара или отдельных этапов исполнения контракта в случае, если к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей.

      9. Несоставление документов о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги либо ненаправление мотивированного отказа от подписания таких документов в случае отказа от их подписания — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей.

      10. Приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 рублей.

      Срок давности привлечения к административной ответственности по данным пунктам — 1 год со дня совершения административного правонарушения.

      нужна ли для проведения экспертизы лицензия?

      #1 drone drone —>

      Хотелось бы знать, нужна ли для проведения экспертизы лицензия/аттестация?

      Причина вопроса – директор одного сервис-центра утверждает, что продавец на основании устава имеет право производить экспертизу товара своими силами (сотрудниками)?

      #2 yuristenok yuristenok —>

      #3 Dao Dao —>

      Дотошное создание (довожу до тошноты)

    8. Старожил
    9. 1 199 сообщений

ОбратитьсяПубликации

продавец не вправе сам проводить экспертизу — она будет заведомо субъективной

#4 ESK ESK —>

Ну, если говорить точнее это будет не экспертиза, а мнение специалиста, поскольку никакой отвественности за заведомо ложные выводы он не несет. Реально экспертиза может быть только в суде. Законодатель когда писал закон конечно не правильно выразил свою мысль.

Сам продавец не может провести экспертизу, поскольку в таком случае, я не вижу никакой разницы с проверкой качества. Поэтому продавец должен привлекать специалистов со стороны.

Причем оптимальнее всего заключить соглашение с потребителем в котором отразить, что специалист выбран по согласования с обеими заинтересованными сторонами.

#5 yuristenok yuristenok —>

#6 ESK ESK —>

(Просто у меня неудовлетворительный результат экспертизы лежит дома, может зря я напрягаюсь, и пошли они на фиг?)

А, зачем Вы тогда ее вообще проводили? Отправили клиенту письмо, что согласны провести экспертизу, просим связаться с нами и согласовать условия и.т.д. (Требования закона в таком случае будут соблюдены). Ну, и сидите спокойно ждите повестку.

Но, если провели и не согласны, то зачем обратились к специалистам, чье мнение не вызывает у вас доверия? Если все-таки мнению этих специалистов вы доверяете, то есть ли смысл доводить до суда?

#7 Verona5 Verona5 —>

Я бы поставила вопрос несколько в ином ракурсе:
Кому нужна эспертиза , проведенная нелицензированным органом?

Кроме самого этого органа — никому.
Потому как не будет заключение , выданное таким органом, иметь юридической силы и давать правовых оснований заявить о присутствии либо отсутствии тех или иных качеств товара.

Более того, даже наличие лицензии не гарантия того , что экспертиза будет проведена должным образом без нарушений закона.

По моему скромному мнению точку в любом споре может поставить только экспертиза , назначенная и проведенная в рамках судебного спора .

Лицензирование экспертной деятельности. Что такое статус «эксперт»?

Экспертиза может проводиться как в государственном судебно-экспертном учреждении, так и в негосударственной экспертной организации либо к экспертизе могут привлекаться лица, обладающие специальными знаниями.

Заключение эксперта негосударственной экспертной организации не может быть оспорено только в силу того, что проведение соответствующей экспертизы могло быть поручено государственному судебно-экспертному учреждению.

При поручении проведения экспертизы лицу, не являющемуся государственным судебным экспертом, в определении о назначении экспертизы указываются фамилия, имя, отчество эксперта, сведения о его образовании, специальности, стаже работы и занимаемой должности.

В случае проведения экспертизы в негосударственной экспертной организации судом выясняются перечисленные в первом абзаце настоящего пункта сведения, касающиеся профессиональных данных эксперта, в определении о назначении экспертизы указываются наименование негосударственной экспертной организации, а также фамилия, имя, отчество эксперта.

Многие участники судебного процесса озадачиваются вопросами:

— «Что такое статус «эксперт»?»

— «Какие документы подтверждают статус и компетенцию судебного эксперта?»

— «Каким требованиям должен соответствовать статус внесудебного эксперта строителя, врача (проектировщика, автотехника, пожарного, патентного поверенного, программиста, технолога), вне штата государственного экспертного учреждения, для участия в судебной экспертизы и подачи заключения в суд?»…

О судебном эксперте в суде общей юрисдикции: — это лицо, владеющее спец. знаниями и назначенное судом в установленном процессуальном порядке (ст. 25.9 КоАП РФ, ст. 55 АПК, ст. 57 УПК, ст. 79 ГПК), для дачи заключения и производства судебной экспертизы. Где видно чтобы закон требовал, чтобы судом назначенная экспертиза обязательно выполнялась штатными сотрудниками экспертного учреждения? Надо напомнить — в качестве эксперта привлекается любое лицо, владеющее знаниями необходимыми для дачи заключения.

Лицензирование видов деятельности в Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном Федеральным Законом от 08.01.01 № 128 – ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон), за исключением видов деятельности, поименованных в п.2 ст.1 Закона.

На основании перечня лицензируемых видов деятельности, установленного ст.17 Закона, следует, что экспертная деятельность не подлежит лицензированию. Исключение составляет деятельность по проведению специализированной экспертизы промышленной безопасности.

Нормативно-правовыми актами РФ о сертификации работ и услуг, в частности, Законом РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Законом РФ от 10.06.93 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг», Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1013 «Об утверждении Перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации», Постановлением Госстандарта России от 28.02.98 № 5 «О номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации» и другими, в отношение услуг экспертных учреждений обязательная сертификация не установлена.

Таким образом, в соответствии с законодательными актами, деятельность негосударственных экспертных организаций может осуществляться без получения соответствующей лицензии, а оказываемые ими услуги не подлежат сертификации.

Статья 79. Назначение экспертизы

О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ см. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ

1. При возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

2. Каждая из сторон и другие лица, участвующие в деле, вправе представить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, определяется судом. Отклонение предложенных вопросов суд обязан мотивировать.

Стороны, другие лица, участвующие в деле, имеют право просить суд назначить проведение экспертизы в конкретном судебно-экспертном учреждении или поручить ее конкретному эксперту; заявлять отвод эксперту; формулировать вопросы для эксперта; знакомиться с определением суда о назначении экспертизы и со сформулированными в нем вопросами; знакомиться с заключением эксперта; ходатайствовать перед судом о назначении повторной, дополнительной, комплексной или комиссионной экспертизы.

3. При уклонении стороны от участия в экспертизе, непредставлении экспертам необходимых материалов и документов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам дела и без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.

Формулировки в процессуальном законодательстве РФ.

· Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам (ч. 1 ст. 79 ГПК РФ).

· Производство экспертизы: 1) вне экспертного учреждения, конкретным экспертом (ч.4 ст.199 УПК РФ); 2) в экспертном учреждении (ч.1 ст.199 УПК РФ).

· Экспертиза проводится судебными госэкспертами по поручению руководителя судебно-экспертного учреждения и иными экспертами из числа лиц, обладающих спец. знаниями (ч. 1 ст. 83 АПК РФ).

· Экспертиза проводится экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы (ч. 1 ст. 26.4 КоАП РФ).

· Экспертиза проводится и негосударственными судебно-экспертными организациями, лицами, обладающими специальными познаниями . (ст. 41 Закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ».

Экспертиза может проводиться как государственными экспертными учреждениями так и негосударственными экспертными учреждениями.

Статус эксперта связан с его компетенцией.

Компетенция — полномочия, обязанности и права эксперта, знания в области методик, теории и практики судебной экспертизы конкретного рода — они определены в: ст. 55 АПК РФ, ст. 85 ГПК РФ, ст. 25.9 КоАП РФ, ст. 57 УПК РФ, ст. ст. 16-17, 41 ФЗ «О гос. судебно-экспертной деятельности в РФ». И следует заметить, что вышесказанное относится как для негосударственных, так и для государственных экспертов.

Но компетенцию можно поделить на объективную, т.е. объем знаний, которыми должен владеть эксперт и субъективную компетенцию – объем знаний, его образовательный уровень, экспертный стаж и пр.

Постановление Пленума ВАС РФ №66 от 20 декабря 2006 года (основной арбитражно-правовой ресурс, который раскрывает вопросы законодательства об экспертизе в арбитражном процессе).

Кратко по важным пунктам:

В п.1. ссылаясь на ч.1 ст.83 АПК РФ – «экспертизу руководитель поручает судебным госэкспертами гос. судебно-экспертного учреждения и др. экспертам обладающим спец. знаниями».

В п.2. говорится «экспертиза может проводиться как в гос. судебно-экспертном учреждении, так и в негосударственной организации, либо могут привлекаться лица, владеющие спец. знаниями».

В том же пункте замечено (в целях избегания неаргументированной спекуляции), «заключение эксперта негосударственной экспертной организации не может быть оспорено только ввиду того, что оно проведено не в государственном экспертном учреждении».

Пункт 4. просто и понятно говорит о ч.2 ст. 107 АПК РФ и п.4 ст.82 АПК РФ которые требуют от суда решать вопросы: о размере вознаграждения эксперта (экспертного учреждения или организации), о сроке ее проведения, указать в судебном определнии Ф.И.О. эксперта.

Ст. 13 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» придерживается требований только к государственным экспертам. Все процессуальные кодексы и КоАП РФ содержат фразу — «обладание специальными знаниями».

Высшее образование эксперта.

ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» не указывает на конкретное высшее образование, процессуальные кодексы также «молчат».

С 2000 года Государственным образовательным стандартом ВВЕДЕНА СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 351100 «Товароведение и экспертиза товаров», квалификация — товаровед-эксперт;

с 2003 года Государственным образовательным стандартом введена специальность 350600 «Судебная экспертиза», квалификация — судебный эксперт. Запомните — данными стандартами установлен 5-летний срок образования.

Постановлением Минтруда от 21.01.2000 года N 7 в квалификационный справочник должностей внесена специальность «специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник)». К эксперту-автотехнику предъявляются требования в виде высшего профессионального (технического) образования (направление подготовки: «Эксплуатация транспортных средств», «Наземные транспортные средства» по специальности «Автомобилетракторостроение» и «Автомобили и автомобильное хозяйство»), стаж по специальности.

(Замечу — сравните вышесказанное о пятилетнем образовании, со 100-часовым обучением в доморощенных частных, так называемых школах.)

Верховный Суд РФ — о лицензировании экспертной деятельности (Определение 16 сентября 2004 года N КАС04-451 ВС РФ) пришел к выводу – лицензирование экспертной деятельности не требуется, т.к. ст.17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не содержит указания на лицензирование экспертной деятельности. Назначенная судебная экспертиза является процессуальным действием.

При назначении экспертизы по арбитражным, уголовным, гражданским и делам судебный эксперт (государственный и негосударственный), предупреждается об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ, а по административным делам — ст.17.9КоАП РФ несет ответственность за разглашение данных предварительного расследования по ст. 310 УК РФ.

Резюмируя вышесказанное — в отношение услуг экспертных учреждений обязательная сертификация не установлена и статусы государственного и негосударственного эксперта одинаковы.

Это полезно знать…

В силу процессуального законодательства эксперт имеет право выйти за пределы поставленных перед ним вопросов, в виду того, что судьи и следователи не знакомы с возможностями экспертизы и зачастую некомпетентно формулируют вопросы.

Ссылки для изучения нормативных документов:

Какие лицензии или сертификаты требуются сервисному центру для выдачи справок о неремонтопригодности и производства технической экспертизы бытовой техники?

Нашему сервис-центру требуется :

1. Производить выдачу справок о неремонтопригодности оборудования(в т.ч. клиенту для фискальных органов) 2. Производить техническую экспертизу бытовой техники для судебных разбирательств

Какие лицензии или сертификаты регулируют эти виды деятельности?

Ответы юристов ( 3 )

Добрый день, Павел! во первых у вас должны быть ОКВЭД соответствующие. Ваш сервисный центр официальный? Если да, то спокойно давайте заключение о неремонтопригодности. Если не официальный, то в суде такая справка не подойдет. Просят справки из официального сервисного центра. Требования по экспертизе указаны здесь: ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», требования по лицензированию указаны здесь: Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ, а так же Федеральный закон «Об оценочной деятельности» N135-ФЗ от 27.07.1998. требует членства в саморегулирующей организации.

Вы конечно можете давать экспертное заключение при подтверждении того, что эксперт официальным документом подтвердит свои навыки и специальные знания. Но такое заключение можно оспорить в суде и оно не будет иметь силы. И на вас заказчик подаст в суд.

Какие лицензии или сертификаты регулируют эти виды деятельности?

Данная деятельность не предполагает лицензирования как такового.

1. Производить выдачу справок о неремонтопригодности оборудования(в т.ч. клиенту для фискальных органов)

2. Производить техническую экспертизу бытовой техники для судебных разбирательств

Для этих целей у Вас в штате должны быть соответствующие специалисты обладающие необходимым образованием, прошедшим дополнительную подготовку по вопросам проведения тех или иных исследований.

Если речь идет о проведении экспертизы, то помимо прочего эксперт может застраховать свою ответственность перед третьими лицами, а также быть включенным в СРО.

По смыслу ст. 4 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее — оценщики).
Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Нужна ли лицензия на проведение экспертизы бытовой техники для дальнейшего её списания?

Добрый день. В нашу ООО обратилась бюджетная организация по поводу выдачи им технического заключения бытового оборудования, для дальнейшего его списания (старые телевизоры, компьютеры, холодильники и т.д.). До сегодняшнего момента я был уверен что на этот вид деятельности лицензия не нужна, однако заказчик уверяет меня что совсем недавно вышел новый закон о лицензировании этой деятельности.

Так ли это? Спасибо заранее

Ответы юристов ( 2 )

Уважаемый Антон Андреевич!
Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии указан в статье 12
Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Деятельность, указанная в вашем вопросе лицензированию не подлежит. Ваш заказчик что-то путает, последние изменения в закон о лицензировании были внесены 29 июля 2017 года, но деятельность указанная в вашем вопросе не была внесена в перечень лицензируемых.

В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат определенные виды деятельности, такие как

1) разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

2) разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;

3) деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельностьосуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

4) разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации;

5) деятельность по технической защите конфиденциальной информации;

6) производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции;

11) деятельность по хранению и уничтожению химического оружия;

13) утратил силу с 1 июля 2013 г.;

14) деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;

15)деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

16) производство лекарственных средств;

17) производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники;

18) оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений;

19) деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельностьосуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах;

20) деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров;

21) деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов;

22) деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

23) деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

24) деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельностьосуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

25) деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров;

26) деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов;

27) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;

28) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах;

29) деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

30) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности;

31) деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;

35) оказание услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

38) деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора);

39) деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности);

40) образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»);

42) геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видовдеятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения Государственной границы Российской Федерации, установление, изменение границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований;

43) производство маркшейдерских работ;

44) работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;

45)деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства);

46) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»);

48) деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

49) деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;

Как видите, указанным законом, осуществляемая Вами деятельность, лицензированию не подлежит.

Читайте так же:  Оформить карту банка россии