Кто может быть страхователем по осаго 2020

Кто может быть страхователем авто по КАСКО и ОСАГО в 2020 году

Автовладельцы нашей страны и те, кто следит за изменениями автомобильного законодательства, наверняка уже знают, что в течение предыдущих лет в правила обязательного страхования автогражданской ответственности и выдачи ее полисов были внесены существенные коррективы. В этой статье мы рассмотрим, кто может быть страхователем по ОСАГО в 2020 году, и уточним, не изменились ли положения закона в отношении лиц, оформляющих страховые полисы.

Начнём с изучения процедуры страхования транспортных средств. Много лет в этой области действуют две самостоятельные системы:

  • ОСАГО – обязательное страхование ответственности владельца транспортного средства;
  • добровольное страхование, которое в свою очередь включает:
    • страхование ответственности автовладельца (ДСАГО)
    • страхование имущества (автомобиля) – это известные всем договоры КАСКО.
    • Правовое регулирование КАСКО и ОСАГО принципиально отличается: для ОСАГО разработан специальный закон, детально регламентирующий все положения обязательного страхования. Договоры по КАСКО заключают на основе общих требований Гражданского кодекса РФ. Эти виды страхования различаются также по предмету страховки, порядку выплат и другим параметрам.

      Из материала «Как оформить КАСКО» вы узнаете об этапах этой процедуры, необходимом комплекте документов и стоимости.

      Как оформляется ОСАГО

      Остановимся подробнее на моментах, сопряжённых с оформлением полиса ОСАГО. Правовую базу в регулировании гражданских отношений в этой области составляет ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) от 25.04.2002 № 40-ФЗ (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 29.10.19). Нормативный акт определяет, помимо прочего, кто имеет право страховать автомобиль по автогражданке.

      Процедура страхования детально регламентирована Правилами, утверждёнными Банком России 19.09.2014 (с изменениями от 29.07.19 г): лицо, оформляющее договор ОСАГО, вправе обратиться к любому страховщику, чья деятельность лицензирована.

      Заключают договор обязательного страхования, как правило, на 1 год.

      Кто может застраховать авто

      Изучая бланк полиса ОСАГО, в самых первых предназначенных для заполнения графах можно увидеть строчки о владельце ТС и страхователе. Определение последнего приведено в Законе об ОСАГО. Это тот, кто заключает со страховщиком соглашение о страховании авто.

      Стороной договора может быть:

      Закон не содержит особых указаний и о том, гражданин это должен быть или организация.

      Таким образом, ответ на вопрос, кто может застраховать автомобиль по ОСАГО, довольно прост: любое лицо, которое представит пакет запрашиваемых документов страховщику, сообщит достоверные сведения о собственнике, характеристиках автомобиля и оплатит стоимость полиса.

      Можно ли застраховать авто без собственника

      Почему существуют разночтения в вопросе, кто может выступать в качестве страхователя по ОСАГО? Многие считают, что если автогражданка – страхование ответственности владельца ТС, то и заключать договор имеет право только он. Однако анализ действующего законодательства убеждает нас в обратном.

      Сначала разберёмся с формулировкой в самом названии договора: почему страхуют ответственность именно собственника машины, а не водителя, например, ведь владелец может отдать авто в управление другому лицу. Объяснение состоит в том, что ГК РФ относит транспортные средства к источникам повышенной опасности; ответственность за вред, причинённый кому-либо транспортным средством, должен нести его собственник. И обязанность обеспечить заключение договора страхования ложится на владельца авто.

      Но вот заключать договор ОСАГО со страховой компанией сегодня вправе не только владелец ТС. При этом отметим интересный факт: ещё несколько лет назад правила оформления ОСАГО строго устанавливали, что оформить полис имеет право исключительно собственник автомобиля, однако впоследствии это ограничение было отменено.

      Какие документы нужны для оформления ОСАГО не на собственника

      Исчерпывающий перечень документов закреплён в ст. 15 Закона об ОСАГО. К ним относятся:

    • заявление о страховании;
    • документы, которые удостоверяют личность страхователя-гражданина или правоспособность юридического лица (если страхователь ТС – организация);
    • ПТС, свидетельство о регистрации, техпаспорт автомобиля;
    • водительские удостоверения тех лиц, которые вправе управлять ТС;
    • диагностическая карта авто, содержащая информацию о его соответствии тем требованиям безопасности, которые по закону являются обязательными.
    • Специальной доверенности, позволяющей страхователю действовать в интересах владельца автомобиля, для заключения договора страхования не нужно, хотя некоторые страховые компании могут попросить такой документ.

      Представить все указанные бумаги можно в копиях, если страховщик дал соответствующее разрешение.

      Кроме того, ещё в июле 2015 года страховщики получили возможность оформлять электронные полисы ОСАГО по своему желанию, а с января 2017 года все страховые компании страны обязаны предоставить своим клиентам такую услугу. Теперь оформить полис можно онлайн на официальных сайтах компаний-страховщиков.

      Кто получит страховую выплату при оформлении ОСАГО не на владельца

      Вне зависимости от лица, которое заключало договор автогражданки, – был ли это сам собственник ТС или другое лицо, – страхование осуществляется именно в пользу владельца автомобиля, для охраны его имущественных интересов в случае, если принадлежащий ему источник повышенной опасности (машина) причинит вред другим лицам и их имуществу.

      Поэтому и страховая выплата при оформлении ОСАГО не на владельца будет перечислена по общим правилам: тому, кто станет потерпевшим от ДТП, а в случае с повреждением ТС – пострадавшему будет выполнен его ремонт.

      Новые правила возмещения по ОСАГО в 2020 году: Видео

      Автолюбитель со стажем вождения больше 20 лет. Высшее техническое образование. Опытный копирайтер, специализируюсь на тематиках в банковской сфере, технической.

      Как застраховать автомобиль без его владельца

      При оформлении ОСАГО у собственников возникает много вопросов, включая необходимость указания лиц, которые смогут управлять ТС. Отсюда нередко появляется сомнение по поводу того, кто может быть страхователем автомобиля по ОСАГО. Обязательно ли им выступает только владелец ТС? Он по разным причинам может ни разу не садиться за руль собственного автомобиля. Кто в таком случае вправе оформить полис?

      Кто может стать страхователем по ОСАГО

      Сторонами договора выступают:

    • страховщик – организация, имеющая лицензию на осуществление соответствующей деятельности;
    • страхователь – заинтересованное в получении полиса лицо.
    • Если на вопрос о том, кто может быть страховщиком по ОСАГО, ответ однозначный, то о том, какое именно лицо выступает страхователем – нет. Существует заблуждение, что им является исключительно хозяин транспортного средства. Однако это неверно.

      В законодательстве РФ нет четких указаний на то, что лишь владелец ТС вправе быть в такой роли. Выступать страхователем по договору страхования ОСАГО может:

    • владелец;
    • один из водителей, который указан в документах страхования;
    • доверенное лицо собственника;
    • родственник или знакомый обладателя ТС.
    • Список настолько широк, что возможностью стать страхователем наделяется множество лиц. Каждое из них при выполнении определенных условий вправе явиться в компанию и заключить соглашение без участия собственника. Ответ на вопрос о том, может ли страхователем по ОСАГО быть не владелец авто, положительный.

      Собственник и страхователь

      В законе об обязательном автостраховании нет четких указаний на то, что страхователь и собственник по ОСАГО не могут быть разными лицами. Именно поэтому заключить соглашение вправе не сам владелец, а иное лицо. Главное условие для оформления – наличие полного пакета документов и указание индивидуальных данных собственника в полисе и договоре.

      Продление страховки

      При необходимости пролонгации действия полиса не понадобится обязательное присутствие владельца авто, как и при первичном оформлении. Если документ изначально получен на имя водителя, имеющего соответствующую доверенность на управление ТС, но не выступающего собственником, то пролонгировать действие страховки он сможет также без участия владельца ТС.

      При возникновении необходимости получения полиса возникает вопрос о том, можно ли оформить страховку не на владельца авто. Сделать это реально при наличии соответствующей договоренности и пакета документов. Однако его состав несколько разнится в зависимости от того, кто обладает авто – организация или физлицо.

      Для физического лица

      Чтобы сделать страховку машины без присутствия хозяина, потребуется предъявить доверенность. Кроме того, на руках заявителя должен быть определенный набор документов:

    • на автомобиль – ПТС, диагностическая карта;
    • паспорт заявителя;
    • водительские права всех лиц, которые будут управлять ТС;
    • ранее оформленный полис;
    • копия паспорта владельца.
    • После представления заявления и документов придется ожидать оформления договора и выдачи полиса. В целом действия заявителя (не собственника) не отличаются от стандартных, как в случае получения документа владельцем.

      Для юридического лица

      Если собственником ТС является организация, то оформление будет проводиться представителем по доверенности. В этом случае вопрос о том, может ли полис ОСАГО оформить не собственник авто, не актуален. В любом случае от имени организации выступает представитель.

      Оформить ОСАГО для юридических лиц можно посредством подачи заявления и представления документов. В обязательный набор войдут:

    • на автомобиль – ПТС, ранее оформленная страховка, техосмотр;
    • на организацию;
    • на представителя;
    • список водителей.
    • После представления документов и заявления будет выдан полис.

      Москва, Московская обл. +7 (499) 322-27-86

      СПб, Ленинградская обл. +7 (812) 407-29-43

      Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

      Стоимость страховки без владельца

      Существует ряд факторов, оказывающих непосредственное влияние на стоимость ОСАГО:

    • количество автолюбителей, стаж их вождения;
    • наличие ДТП у лиц, которые будут управлять ТС;
    • постоянным ли клиентом является страхователь (популярные фирмы делают скидки в случае многократного заключения договора именно с ними);
    • возраст водителей;
    • коэффициент БМ.
    • На цену полиса не повлияет личное присутствие собственника при оформлении страховки и факт ее получения другим лицом.

      Получение страховой выплаты

      Независимо от того, кто выступал в роли страхователя, получить полагающееся возмещение в случае ДТП может исключительно собственник. Его данные всегда выписываются в договор и полис, именно он наделен правом получения денежных выплат. Если собственник предполагает поручить это другому лицу, потребуется доверенность с указанием конкретных действий. За получением в обоих случаях обращаться следует в фирму, с которой заключено соглашение.

      Как оформить полис при покупке подержанного авто

      Приобретение ТС, которое было в управлении другого лица, налагает необходимость оформления полиса, так как без него нельзя водить транспортное средство. Страховка ОСАГО при покупке подержанного автомобиля оформляется новым владельцем. Переоформление иными способами возможно, но обсуждается сторонами индивидуально.

      Итоги

      Застраховать автомобиль может не только владелец, но и иное лицо. Мнение, что такой вариант невозможен, ошибочно. Для прохождения всего процесса потребуется представление соответствующего набора документов, включая доверенность. Получить выплату при наступлении страхового случая может сам собственник или его представитель. Оформление полиса в присутствии владельца или без него проходит по одному сценарию и не влияет на стоимость страховки.

      Бесплатная консультация юриста по телефону:

      Кто может быть страхователем автомобиля по ОСАГО

      Правила пользования автомобилем позволяют управлять им не только собственнику – законному владельцу в соответствии с документами, но и другим лицам. Как правило, они определяются доверенностью, договором лизинга, другими документами. Кто может быть страхователем автомобиля по ОСАГО при использованием ТС другим лицом также зависит от некоторых особенностей, которые прописаны в законе «Об ОСАГО». Что при этом нужно учитывать разберем далее.

      Виды автострахования

      Из страховых продуктов, касающихся автомобиля и его владельца, либо лица управляющего им на законных основаниях, страховые компании предлагают сегодня такие варианты:

      1. ОСАГО. Данный вид договора обязателен для всех лиц, управляющих транспортными средствами. Он предполагает только финансовую защиту при необходимости выплатить возмещение ущерба пострадавшей стороне, то есть в том случае, если страхователь стал виновником дорожно-транспортного происшествия. При этом сумма не может быть большей, установленной законодательством (максимум 400 тысяч рублей по имуществу и на 100 тысяч больше при нанесении вреда здоровью или смерти человека).
      2. ДСАГО. В данной аббревиатуре, в сравнении с предыдущей, заменена первая буква на «Д», что означает уже не обязательное, а добровольное страхование. При его оформлении появляются более обширные возможности. Так, одним из преимуществ является повышенное страховое покрытие, достигающего миллионного исчисления. Актуален такой вариант при езде в потоках особо дорогих авто. ДСАГО не заменяет ОСАГО, оформляется совместно. Стоимость 1 000 – 4 000 руб.
      3. КАСКО. Услуга, защищающая свой автомобиль. Она осуществляется вне зависимости от определения степени вины страхователя, если договором не предусмотрено иное. Страхователь может сам определить риски, которые следует добавить в договор. Не смотря на стоимость такого полиса, который дороже ОСАГО, КАСКО позволяет не только облегчить свои затраты в случае необходимости восстановить машину, но и получить удобные услуги. К ним относится выезд аварийного комиссара, бесплатная эвакуация на место стоянки, выплату вне зависимости от обстоятельств, особенностей по ДТП, другие, устанавливаемые страховщиками на свое усмотрение.
      4. Как оформить

        Чтобы оформить стандартный договор автогражданского страхования соискатель услуги должен обратиться к страховщику лично или онлайн. При этом следует иметь в наличии удостоверение личности (паспорт), документы на автомобиль, водительское удостоверение. Когда вопрос касается присутствия действительного владельца автомобиля, то есть собственника, то при оформлении ОСАГО он не обязателен. Вписывать же его в поля, указывающие на лиц, имеющих право на управление, обязательно. На него также распространяется выделяемое страховщиком денежное покрытие.

        Если человек управляет автомобилем в соответствие с доверенностью, то он может не вписывать собственника. Купить полис без собственника может любой человек, если на него выписана доверенность, в том числе рукописная, не заверенная нотариально. Допустимы варианты одноразовой, специальной, генеральной.

        Владелец авто и страхователь – это один человек?

        Согласно измененных правил по ОСАГО, есть коррективы, касающиеся тех лиц, которые оформляют договора. Произведено разграничение понятий «страхователь», «собственник». В бланках для них отводится отдельное для заполнения место. Такой подход дал возможность выполнять оформление документы без путаницы. Таким образом, при определении собственника, в случае обращения другого лица на законных основаниях, уже его данные вписываются в соответствующие поля, что касается и водителей, которые определяются заявителем, как такие, которые имеют право на управление ТС.

        Кто может быть страхователем

        В соответствии с законом «Об ОСАГО», страховать автомобиль имеет право:

        • собственник
        • доверенное лицо
        • водитель, который управляет автомобилем на основании доверенности
        • родственник, знакомый
        • То есть, в реальной жизни застраховать машину, купить страховой продукт, касающийся нее, может практически любой человек. В связи с этим бланки имеют разные графы, которые определяют отношение человека к автомобилю, что в будущем указывает и на того водителя, на которого распространяется защита.

          Какими правами обладают

          Из вышесказанного следует, что полис купить может не только владелец автомобиля. Также это легко осуществить без нотариального оформления полномочий своих прав. Страховку может купить одно лицо, быть собственником второе, а ездить на машине третье. Это касается не только физических лиц, но и юридических, если происходит работа сотрудников на транспорте предприятия. Только в последнем случае оформляется договор на управление при осуществлении рабочих процессов.

          Обязанности страхователя в соответствии с договором ОСАГО:

        • предоставлять достоверную информацию, включая документы и ксерокопии по ним, что влияет на правильный расчет стоимости договора и выплату при наступлении страхового случая. Если информация будет фальсифицирована или недостоверной, то СК может отказать в выплате
        • вовремя оповещать страховщика об изменениях, если они имели место в течение страхового периода – 1 года. Это касается изменения фамилии, изменения государственных номерных знаков, снятия с учета, прочего
        • оплатить стоимость страховки, предоставить квитанцию, подтверждающую это. Если оплата происходит электронным перечислением, тогда нужно сохранить копию чека и по возможности распечатать его
        • сохранять полис, а при запросе его предъявить уполномоченными органами – предоставлять
        • обращаться в СК в случае утери бланка за выдачей дубликата
        • прерывать действие договора в случае необходимости
        • Кто такой собственник

          Сам бланк договора, который подписывается во время оформления ОСАГО, имеет структуру, в которой есть разделение граф на собственника и страхователя. Данный факт заставляет задуматься о том, кого следует в них вписывать и нужно ли. Собственник определяется Правилами ОСАГО в соответствии с Постановлением Правительств Российской Федерации.

          Понятие «собственник» по указанному документу относится к лицам, владеющим имуществом на основании правоустанавливающих документов. На основании их, они могут передавать имущество во владение на основании доверенности, продавать его, что относится и к автомобилям. То есть владелец управляет машиной уже на основании полномочий, переданных ему именно собственником. Исключением являются случаи управления в соответствии с выполнением служебных обязанностей на основании заключенного договора (ч. 1, п.4).

          Владелец прав на автомобиль не имеет. Он может только использовать его в соответствии со сроком и полномочиями, указанными в доверенности. Вернуть его он обязан в таком же состоянии, что и брал. Для управления чужим авто, у водителя должны быть при себе такие основные документы:

        • ОСАГО. Если она имеет ограничение на лиц, допущенных к управлению, то тот кто за рулем, должен быть вписанным в договор
        • Удостоверение водителя
        • СТС – свидетельство о регистрации автомобиля
        • Доверенность. Ее могут и не проверять, но наличие такой бумаги подтверждает основания управления чужой машиной

      Оформление без присутствия собственника ТС

      В зависимости от того, кем является соискатель услуги страхования по отношению к собственнику автомобиля, список документов, требующихся для предоставления страховщику, может меняться. К основному перечню добавляется доверенность, которую можно составить в произвольной форме, но с четким определением субъекта доверения, его данных и полномочий, на которые он может рассчитывать.

      Список документов

      Перечень документов, которые следует иметь для оформления страхового полиса, состоит из следующих видов:

    • Заявление (заполняется онлайн при дистанционной покупке или в офисе у страховщика)
    • Водительское удостоверение, включая тех лиц, которые допускаются к управлению. Исключение – неограниченное число водителей
    • Удостоверение личности водителя, ксерокопия паспорта собственника ТС
    • Документы на машину: ПТС, СТС
    • Полис, который был ранее (предоставлять не обязательно)
    • Доверенность на заключение договора
    • Диагностическая карта при условии использования авто по назначению более 3 лет
    • Перед посещением офиса СК можно позвонить и уточнить, можно ли предоставлять ксерокопии перечисленных документов.

      Стоимость страховки, приобретаемой не собственником авто

      Рассчитывая сумму страховки, специалист СК опирается на следующую информацию:

    • водительский стаж
    • возраст водителя
    • значение КБМ
    • использование авто под такси
    • количество лиц, допущенных к управлению (при неограниченном варианте сумма повысится)
    • Важно! Следует иметь в виду, что если оформляет страховку не собственник, то его можно не вписывать. Владение полисом подтверждает право использования машины автовладельцем.

      На цену услуги не оказывает влияния то, на кого оформляется полис, что в полной мере соответствует закону о страховании. К дополнительные расходы могут быть понесены при желании оформить доверенность у нотариуса.

      Кто получит страховую выплату

      Владение полисом ОСАГО в отношении автомобиля, которым водитель управляет, дает уверенность получения определенной суммы денег или восстановления машины в случае наступления страхового случая. Вопросом того, кому же будут перечислены деньги, водители задаются, опасаясь оплаты собственнику, а не им. По закону возмещение полагается собственнику. При этом перечисление происходит в случае написания заявления и по реквизитам, указанным в нем. Чтобы опасения не осуществились, о выплате нужно позаботиться заранее. Для этого необходима нотариально заверенная доверенность, в которой будут прописаны полномочия на получение выплаты при наступлении ДТП. При этом доверенным может быть не только страхователь, но и другое лицо, которое укажет доверитель.

      Таки образом, наличие страховки защищает финансовые интересы, прежде всего собственника автомобиля. Передавая его в управление, он должен осознавать ответственность за свои действия, так как пострадавший может обратиться за возмещением к нему. Страхователь же, при управлении чужим автомобилем, также должен заранее оговаривать, а лучше — прописывать требования, защищающие свои интересы, чтобы полис сработал в соответствии защиты его финансовых интересов, и пострадавшим в ДТП возмещение было выплачено.

      Может ли страхователем по ОСАГО быть не владелец авто?

      Довольно часто машину приобретает один человек, а эксплуатирует другой.

      Чтобы не тратить время на переоформление прав на собственность, законодательство РФ предоставляет возможность собственнику автомобильного средства поручить управление машиной другому лицу.

      В таком случае приобретает актуальности вопрос, кто может быть страхователем по ОСАГО, и возможно ли оформить страховку не собственнику авто.

      Прежде всего, следует разобраться, кто такой страхователь в полисе ОСАГО. Им выступает лицо, которое заключает договор ОСАГО со страховой организацией.

      Страхователь платит деньги за страховку и вносит необходимые коррективы в дальнейшем. Он вправе изменять период использования, вписывать новых водителей, получить на руки дубликат полиса и подобное.

      В правила ОСАГО были внесены коррективы, изменилось положение закона в отношении лиц, которые оформляют страховые полисы.

      Страхователь и собственник транспортного средства — это разные лица по ОСАГО. В бланке страховки для них отводится две отдельные графы, что подтверждает право на оформления полиса другим человеком. Это может быть любой водитель, допущенный к управлению автомобильным средством.

      В соответствии с законодательством, стороной договора может выступать:

    • сам собственник;
    • его доверенное лицо;
    • водитель, что эксплуатирует автомобильное средство по доверенности;
    • близкий человек или просто знакомый.
    • Таким образом, страхователем по полису ОСАГО может быть не владелец авто. При этом человеку не обязательно иметь нотариально заверенную доверенность на него.

      Страхователем может выступать один человек, собственником другой, а управлять застрахованным транспортным средством может третье лицо.

      В законе нет особых указаний о том, физическое лицо это должно быть или организация. Застраховать автомобиль вправе любое лицо.

      Страхователь должен просто выполнять свои несложные обязанности:

    • Представить правдивые сведения, действенные документы или их ксерокопии, Они нужны для правильного расчета страховой премии и заключения договора ОСАГО.
    • Своевременно вносить необходимые изменения в полис, если это потребуется в течение года.
    • Оформление ОСАГО без присутствия хозяина

      Присутствие собственника для оформления страховки обязательным условием не является. Но его имя вписывается в полис автогражданки.

      Страхователь должен быть вписан в страховку ОСАГО, как водитель, допущенный к управлению. Это человек, который заключил договор обязательного страхования и вносил оплату. Он автоматически становится водителем, вписанным в страховку, на него распространяется страховое покрытие.

      Для владельца, при оформлении машины не на хозяина, не обязательно вписываться в полис в качестве водителя.

      Оформить страховку без присутствия собственника может любой водитель, на которого выписана доверенность, причем, она не обязательно должна заверяться нотариусом.

      Хозяин транспортного средства может выдать одноразовую, специальную или генеральную доверенность для оформления полиса. Подойдет и рукописный ее вариант.

      Кроме этого, понадобятся следующие документы:

    • Заявление о страховании.
    • Водительские права всех лиц, которые допускаются к вождению автомобилем по полису ОСАГО.
    • Удостоверение личности водителя и копия паспорта собственника машины.
    • Документы на машину — ПТС и свидетельство о регистрации.
    • Заключенный ранее полис автогражданки.
    • Непосредственно, сама доверенность на заключение договора ОСАГО.
    • Предъявить вышеперечисленный перечень документов можно в копиях, если страховая организация это разрешает.

      Стоимость страховки зависит от нескольких факторов:

    • опыта водителя;
    • его возраста;
    • коэффициента КБМ.
    • При расчете будут учитываться данные только тех лиц, которые допущены к управлению автомобильным средством. От их количества будет зависеть стоимость страховки. Поэтому следует вписывать только тех водителей, которые планируют пользоваться машиной постоянно.

      Если полис оформляет не собственник авто, а другое лицо, то хозяина можно не вписывать в страховку. Так как наличие полиса, дает автовладельцу право его использовать.

      Оформление полиса ОСАГО не на собственника автомобиля на стоимость страховки совершенно не повлияет.

      По закону, который действует и в 2020 году, при объединении страхователя и владельца в одном лице, никаких изменений в стоимости полиса не существует.

      Можно отметить только то, что дополнительные расходы предстоят владельцу транспортного средства при оформлении доверенности у нотариуса.

      Кто получит страховую выплату при оформлении ОСАГО не на собственника

      Наличие полиса ОСАГО дает страхователю гарантию того, что в случае дорожно-транспортного происшествия расходы на ремонт пострадавшего автомобиля полностью или частично покроет страховая организация.

      Если полис оформлен не на хозяина ТС, у водителей возникает вопрос, кто является выгодоприобретателем по ОСАГО, собственник или страхователь. По закону, страховое возмещение полагается собственнику машины.

      Денежную компенсацию можно получить наличными в кассе страховой компании или по безналичному расчету, предоставив в банк реквизиты получателя.

      Именно собственник транспортного средства является тем, кто получит выплаты при наступлении страхового случая. Поэтому ему следует заранее предусмотреть все нюансы оформления страховки.

      Право на получение страхового возмещения окажется только у него, если только он не сделает доверенность другому человеку на получение выплат. В данной ситуации доверенность должна быть заверена нотариусом.

      Доверенным лицом может быть и страхователь по полису ОСАГО и любое другое лицо.

      Страхователем по ОСАГО может быть не собственник авто. Страховая компания вправе заключить договор автогражданской ответственности с тем, кто предъявит документ о праве на эксплуатацию данного ТС.

      В соответствии с законодательством, если хозяин и страхователь — разные лица, договор ОСАГО может быть оформлен на любого из них. Страхователь автомобильного средства автоматически вписывается в страховку, как водитель.

      Собственнику авто, при оформлении на другое лицо, не обязательно вписываться в полис в качестве водителя. В случае ДТП, страховое возмещение имеет право получить собственник авто или доверенное лицо на его получение.

      Внимание: вступили в силу важные поправки в закон об ОСАГО

      Поделиться

      Сегодня в России начали действовать новые нормы закона об обязательном страховании автогражданской ответственности, которые, вобрав в себя ряд уже установившихся практик, в то же время содержат принципиальные нововведения, о которых весьма полезно знать и не забывать.

      Главное: внесение недостоверных сведений в полис ОСАГО фактически приравнено к полному его отсутствию. Так, в случае предоставления недостоверных сведений не только по электронным полисам ОСАГО, но и по бумажным договорам, если это повлекло необоснованное уменьшение премии, страховщик получает право регрессного требования. Это означает, что страховщик возместит вред пострадавшему, но после этого взыщет размер убытка с виновника ДТП.

      «Мы провели масштабный эксперимент по поверке полисов ОСАГО с помощью камер на дорогах, который показал, что половина обратившихся в союз получателей «писем счастья» об отсутствии страховки не знали, что ездят с поддельным полисом ОСАГО, – пояснил в этой связи президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. – Дальнейший разбор ситуаций показал, что в ряде полисов содержатся недостоверные данные о транспортном средстве или регионе, которые приводили к занижению цены полиса. Мы создаем в новой информационной системе ОСАГО барьеры для подобного рода мошеннических действий, но также хотели бы предупредить автовладельцев о рисках езды с такими полисами – экономия одной-двух тысяч рублей на этапе покупки полиса за счет внесения в него недостоверных данных может обернуться убытком для них на сотни тысяч рублей».

      Президент РСА рекомендовал проверить свои полисы через сервисы, доступные на официальном сайте союза, либо обратиться к своему страховщику. Также И.Юргенс разъяснил, что право регресса добавлено еще для ряда ситуаций, в частности за отказ от медицинского освидетельствования и частности за употребление алкогольных, наркотических, психотропных веществ после ДТП.

      Кроме того, в новом законе содержатся и другие изменения. Сорректирован перечень документов, предоставляемых владельцем ТС: вместо свидетельства о государственной регистрации ЮЛ представляется выписка из ЕГРЮЛ; в отношении ТС представляется СТС либо свидетельство о регистрации машины, если ТС или самоходная машина зарегистрирована, либо ПТС или ПСМ при заключении договора ОСАГО до госрегистрации; дополнен удостоверением тракториста-машиниста, временным удостоверением на право управления самоходными машинами (аналог водительского удостоверения для самоходных машин); дополнен свидетельством о прохождении ТО тракторов и самоходных машин; дополнен документом, подтверждающими право собственности (до регистрации ТС)/владения (аренда) ТС;

      Если владелец ТС представил ненадлежаще оформленное заявление и (или) неполный комплект документов, страховщик в день обращения сообщает ему об этом. РСА присваивает договору ОСАГО уникальный номер. Конкретизировано, что электронный договор ОСАГО заключается с владельцем ТС (а не просто «с лицом»). Если при заключении электронного договора ОСАГО выявлена недостоверность сведений, на сайте страховщика не предоставляется возможность оплаты премии, страховщик сообщает о необходимости корректировки заявления.

      Также исключается норма о выдаче страховщиком страхователю электронного договора ОСАГО на бланке строгой отчетности, он может быть распечатан страхователем просто на бумаге. Наконец, электронный полис ОСАГО может быть представлен для проверки как на бумаге, так и в виде электронного документа (изменения в ПДД пока не внесены).

      Кто такой «страхователь» при оформлении полиса ОСАГО или КАСКО?

      Кто такой «страхователь» при оформлении ОСАГО?

      Многие автовладельцы, желающие заключить договор по ОСАГО , полагают, что «страхователь» и «собственник» — это, в обязательном порядке, одно и то же лицо. И бездумно записывают в качестве «страхователя» бабушку-владелицу ТС, проживающую в деревне, и не имеющую к своей собственности никакого отношения, кроме формального «подкинутого» родственниками права владения.

      Между тем, правила ОСАГО (ч. 1, п. 4) дают следующее определение: «страхователь – лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования». Попросту говоря, страхователь – это тот, кто платит деньги за страховку ОСАГО и вносит в дальнейшем необходимые изменения в полис: изменяет период использования, вписывает новых водителей, просит выдать дубликат и пр. И совсем не требуется, чтобы страхователь являлся собственником ТС, имел от него нотариально заверенную доверенность или был вписан в полис. Страхователем может выступить один человек, собственником являться другой, а управлять застрахованным автомобилем будут вправе третьи лица. Обязанности страхователя просты.

    • Представить достоверные сведения, действительные документы или их ксерокопии, необходимые для правильного расчета страховой премии и заключения договора ОСАГО.
    • Вовремя вносить в полис необходимые изменения, если таковые произойдут в течение года.
    • Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен

      Кто получит деньги при досрочном расторжении договора ОСАГО, и кому страховая компания возместит ущерб после ДТП?

      Несмотря на то, что страхователь платит за полис, это отнюдь не дает ему права на получение страхового возмещения по ОСАГО и возможности вернуть деньги за неиспользованный период страхования при продаже авто. Для того чтобы получить от страховщика деньги без присутствия собственника ТС, требуется предъявить в страховой компании нотариально заверенную генеральную доверенность, в которой есть фраза «с правом получения денежных средств от организаций и частных лиц» или «с правом получения страховых возмещений».

      Еще одна важная деталь. Если раньше право на прямое возмещение (возможность обратиться за выплатой по ОСАГО в свою страховую компанию) имел только собственник, с 14 февраля 2010 года в процедуру возмещения убытков была внесена существенная поправка. Согласно ей, право получать прямое возмещение ущерба получили все водители, которые были записаны в полисе ОСАГО. И конечно, имели озвученную выше нотариальную доверенность от собственника ТС.

      Страхователь по договору КАСКО

      При страховании КАСКО ситуация примерно такая же, как и при оформлении автогражданки. Страхователем может выступить любой человек или юридическое лицо. Отличие заключается в следующем. Кто бы ни оформил полис ОСАГО, выгодоприобретателем, по умолчанию, становится владелец пострадавшего авто. Поэтому, понятие «выгодоприобретатель» в страховании ОСАГО отсутствует. В полисе автокаско же, кроме понятий «страхователь» и «собственник», есть пункт договора, называемый «выгодоприобретатель». Поэтому, при страховании каско возникает несколько вариантов условий заключения договора:

    • Страхователь и собственник – одно и то же лицо. Право на получение выплат принадлежит только ему.
    • Страхователь и собственник – одно и то же лицо, но в качестве выгодоприобретателя в договоре указывается вписанный в полис водитель, который обязательно должен иметь нотариально оформленную генеральную доверенность от собственника, оговаривающую его право на получение страхового возмещения.
    • Страхователь – человек, владеющий и распоряжающийся ТС по генеральной доверенности с правом получать страховое возмещение. В этом случае, он либо сам будет являться выгодоприобретателем (автоматически), либо может указать в качестве выгодоприобретателя собственника ТС.
    • Страхователь и выгодоприобретатель – собственник ТС. Но при этом заключает и подписывает договор КАСКО лицо, имеющее от собственника нотариальную доверенность с правом заключать договор страхования от имени и в интересах собственника.
    • Изменения в ОСАГО в 2020 году: самые важные моменты

      Вопросы, рассмотренные в материале:

    • Что такое ОСАГО простыми словами
    • Какие изменения произошли в ОСАГО за последние несколько месяцев
    • Стоит ли, по мнению автомобилистов, оформлять полис ОСАГО
    • Цель изменений, вносимых в законодательство об ОСАГО, заключается в том, чтобы постепенно сделать систему страховых тарифов справедливой для разных категорий автовладельцев. Лихачам, новичкам, виновникам ДТП платить придется больше по сравнению с аккуратными и спокойными водителями. Изменения в ОСАГО не пройдут незаметными ни для кого из автолюбителей, а значит, каждому стоит ознакомиться с ними, чтобы знать, чего ожидать от страхования гражданской ответственности в ближайшем будущем.

      Что такое ОСАГО простыми словами

      Любой владелец автомобиля знает о необходимости покупки полиса ОСАГО. Для тех же, кто еще только собирается пополнить ряды автовладельцев, расскажем немного подробнее про обязательный для всех без исключения вид автострахования.

      Полис ОСАГО призван защитить водителя от финансовых затрат в случае совершения ДТП по его вине. Ущерб, причиненный пострадавшим, будет оплачен страховой компанией.

      Аббревиатура ОСАГО расшифровывается как Обязательное Страхование Автогражданской Ответственности. О его введении начали говорить еще во второй половине прошлого века, однако законодательно инициативу закрепили только в 2002 году, приняв федеральный закон №40-ФЗ «Об ОСАГО». За время своего существования в него было внесено огромное количество изменений.

      Этот вид страхования в нашей стране является обязательным. Без полиса ОСАГО, который необходимо оформить в течение 10 дней с момента покупки машины, авто не зарегистрируют в ГИБДД. Оформление полиса необходимо для того, чтобы в случае ДТП у пострадавших не возникло проблем с возмещением ущерба.

      Самому же автовладельцу следует знать о так называемом лимите ответственности страховой компании – верхний предел выплаты при наступлении страхового случая составляет 400 тыс. рублей за поврежденное имущество и 500 тыс. рублей в случае причинения вреда здоровью. Если причиненный в результате ДТП ущерб превышает названные лимиты, суммы сверх него оплачиваются самим виновников происшествия.

      Изменения в законе об ОСАГО с 1 апреля 2020 года

      В последние годы в закон «Об ОСАГО» постоянно вносят те или иные изменения. И хотя, по утверждению их инициаторов, все они призваны защитить автовладельцев, на деле получается, что стоимость полисов растет, а размер выплат остается прежним. Сейчас поговорим об изменениях, произошедших в страховании гражданской ответственности с 1 апреля 2020 года.

      4 декабря 2020 года Центробанк издал Указание № 5000-У, касающееся изменений, вносимых в законодательство об ОСАГО. При этом нововведения не ограничиваются одной датой – 1 апреля 2020 года.

      Указание говорит о введении трех главных изменений, касающихся:

    • порядка перерасчета КБМ (скидки за безаварийную езду) водителей ежегодно 1 апреля;
    • базового тарифа, т. е. первоначальной ставки, лежащей в основе расчета стоимости полиса, при этом законодатель позволяет как повышать стоимость страховки, так и понижать ее;
    • коэффициента возраста и стажа.
    • При этом все названные нововведения вступили в действие не с 1 апреля 2020 года, а несколько раньше этой даты – с 9 января.

      Однако все говорят именно об апрельских изменениях и связано это с порядком расчета коэффициента бонус-малус – скидки за безаварийную езду. Остановимся подробнее на его расчете.

      1. Порядок расчета КБМ.

      Изменения не касаются самих коэффициентов. Сегодня, как и ранее, их рассчитывают следующим образом:

      Изменения коснулись порядка расчета коэффициента безаварийности. Раньше его определяли на дату окончания действия предыдущего полиса ОСАГО, т. е. за календарный год страхования. С 2020 года КБМ рассчитывают на определенную дату – 1 апреля, при этом не имеет значения начало и окончание действия страхового полиса.

      Для большего удобства рассмотрим изменения в страховании ОСАГО, касающиеся расчета коэффициента бонус-малус, в виде таблицы:

      С 9 января 2020 года

      КБМ рассчитывали на дату окончания действия страхового полиса. Так, если срок действия полиса закончился 5 марта 2020 года, расчет скидки (в сторону увеличения или уменьшения) выполняется с 5 марта

      Новые правила закрепляют конкретную дату перерасчета коэффициента безаварийности – ежегодно 1 апреля

      При включении водителя в разные полисы ОСАГО КБМ мог отличаться

      При расчете 1 апреля каждого года страховая компания должна исходить из минимально возможного КБМ

      Перерыв в страховании или оформление полиса ОСАГО без ограничений приводили к обнулению КБМ

      КБМ фиксируется в единой базе, его перерасчет производится ежегодно 1 апреля, длительный перерыв в страховании не является основанием для обнуления коэффициента бонус-малус

      Автомобили, зарегистрированные на одно юридическое лицо, могли иметь разный КБМ

      Автомобили, принадлежащие одному юридическому лицу, имеют одинаковый коэффициент безаварийности

      То есть, по сути, изменения в ОСАГО 1 апреля 2020 года как таковыми изменениями не являются. Изменился лишь порядок расчета коэффициента бонус-малус на фиксированную дату. Да и обновления начали действовать еще с 9 января 2020 года.

      2. Изменения тарифа.

      Базовым тарифом в страховании гражданской ответственности называют начальную сумму, от которой рассчитывается стоимость конкретного полиса. То есть некая начальная цифра умножается на ряд коэффициентов, которые могут быть как ниже единицы (тогда итоговая стоимость полиса уменьшается), так и выше (в этом случае заплатить за страховку придется больше). Окончательная цена страхового полиса в большей степени зависит именно от базового тарифа.

      Несмотря на то, что в Сети можно встретить информацию о подорожании базового тарифа с 1 апреля 2020, в действительности эти изменения при оформлении полиса ОСАГО стали действовать с 9 января 2020 года. Причем благодаря обновлениям итоговая стоимость полиса пересматривается не только в сторону подорожания, но и удешевления.

      Базовый тариф ОСАГО – это установленный коридор цен (от минимальной до максимальной), а право применения того или иного значения в рамках заданного коридора принадлежит самим страховым компаниям. Большая часть страховщиков, заинтересованных в прибыли компании, пользуясь изменениями в ОСАГО, ввела в 2020 году новые тарифы из расчета максимально возможного значения базовой ставки, однако есть и другие, в чем вы можете убедиться, рассчитав стоимость полиса посредством онлайн-калькулятора.

      Внесение изменений в ОСАГО с 1 мая

      В мае изменений при оформлении полиса ОСАГО было не столь много, но на кое-какие обновления все же стоит обратить внимание.

      Страховщики получили возможность разделить ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью.

    В результате последних изменений в ОСАГО с 1 мая 2020 года при установлении нескольких лиц, виновных в совершении ДТП и застрахованных в разных страховых компаниях, страховщики солидарно выплачивают компенсацию потерпевшим в случае, если ответственными за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего при наступлении одного и того же страхового случая, признаны несколько участников дорожно-транспортного происшествия. Суммарная выплата и в этом случае не может превышать установленного лимита, т. е. быть более 500 тыс. рублей.

    Пострадавшие в ДТП пешеходы освобождаются от ответственности независимо от вины.

    Наиболее интересное изменение в ОСАГО введено Федеральным законом № 98 от 01.05.2020 –пункт 5 статьи 14 закона «Об ОСАГО», согласно которому регрессное требование о возмещении вреда, причиненного транспортному средству, не может быть предъявлено к пешеходу в случае причинения вреда его здоровью либо к его родственникам или наследникам в случае его смерти в результате дорожно-транспортного происшествия с участием этого транспортного средства.

    Иными словами, если в результате ДТП пешеход получил телесные повреждения или погиб, страховая компания не может требовать от него (его наследников) возмещения за вред, причиненный автомобилю застрахованного лица. Этот пункт не распространяется на автовладельцев, если вред причинен по вине пострадавшего пешехода, – выплата водителю будет произведена. Вступивший в силу 1 мая 2020 года пункт не радует только страховщиков.

    Страховщики не имеют права регрессного требования к водителям, не уведомившим о ДТП.

    Действовавший до 1 мая 2020 года пункт «ж» части 1 статьи 14 ФЗ «Об ОСАГО» позволял страховщикам, оплатившим причиненный в результате ДТП ущерб, предъявлять регрессные требования к виновнику происшествия. С мая этот пункт утратил силу.

    Изменения в ОСАГО с 1 июня 2020 года

    Датой вступления в законную силу третьего блока изменений в ОСАГО является 1 июня 2020 года. С этого времени возникшие споры можно урегулировать, прибегнув к помощи финансового омбудсмена, а право на получение выплат от РСА предоставлено более широкой категории граждан.

    До 1 июня 2020 года все споры, возникающие между гражданами и страховщиками, могли быть разрешены либо в добровольном порядке, либо посредством обращения в судебные инстанции. В ряде случае проверять правомерность действий страховщиков могли:

  • Роспотребнадзор, поскольку на отношения по страхованию граждан распространяются положения Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • Российский союз автостраховщиков (РСА) в случае нарушения страховой компанией законодательства или неисполнения требований в части компенсационных выплат.
  • В целях снижения нагрузки на судебные органы обращению в суд должно предшествовать урегулирование возникшего спора посредством обращения к финансовому уполномоченному (омбудсмену). В соответствии с этими изменениями в ОСАГО с 1 июня 2020 года порядок действий должен быть следующим:

  • оформление на месте происшествия извещения о ДТП, направление его страховщику, предоставление автомобиля для осмотра;
  • при отсутствии спора между страховщиком и потерпевшим основания для обращения к финансовому омбудсмену отсутствуют;
  • в случае возникновения спора относительно страхового случая, характера повреждений транспортного средства, сумм, подлежащих выплате, необходимо обращаться к финансовому уполномоченному (омбудсмену);
  • решение, принятое по существу спора уполномоченным, может быть обжаловано потерпевшим либо страховщиком в судебном порядке.
  • К рассмотрению споров привлекаются финансовые уполномоченные – члены автономной некоммерческой организации «Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного» (АНО «СОДФУ»), представительства которой будут функционировать во всех регионах.

    Омбудсмен наделен правом рассмотрения страховых споров с суммой возмещения, не превышающей 500 тыс. руб. Впрочем, при разрешении споров, вытекающих из договоров ОСАГО, возможна одновременная подача документов на возмещение ущерба, причиненного транспортному средству (не более 400 тыс. руб.), другому поврежденному имуществу (не более 400 тыс. руб.), а также вреда, причиненного здоровью (не более 500 тыс. руб.).

    При рассмотрении споров уполномоченные действуют в следующем порядке:

  • Граждане обращаются к омбудсмену бесплатно. Страховым компаниям необходимо будет заплатить за рассмотрение жалобы 45 тыс. рублей при принятии решения в пользу потерпевшего, при решении, принятом в пользу страховщика, платить за обращение не придется.
  • При принятии решения в пользу потерпевшего во время рассмотрения жалобы уполномоченным страховщик должен будет заплатить за рассмотрение спора от 7,5 тыс. руб. до 30 тыс. руб.
  • Обращение к омбудсмену возможно по выплатам, по которым не истек трехлетний срок давности, если судом не выносилось решение по спору.
  • Согласно изменениям в ОСАГО, к омбудсмену можно обращаться по старым спорам со страховщиком – главное, чтобы не было принято судебного решения. К примеру, если год назад вы обращались к страховщику за выплатой по ОСАГО, но сумма вас не устроила, сейчас можно подать документы на пересмотр решения уполномоченному. Срок рассмотрения обращения составляет 15 дней. Решение омбудсмена может быть обжаловано потерпевшим или страховой компанией в судебном порядке. Изменения не коснулись последующего рассмотрения споров.

    Есть еще несколько изменений в ОСАГО, начавших действовать с 1 июня 2020 года. Участникам ДТП предоставлено право самостоятельного оформления документов (без привлечения сотрудников ГИБДД) даже при условии, что один из автомобилей-участников зарегистрирован и застрахован за пределами РФ. Ранее указанной даты действие закона об ОСАГО распространялось только на транспортные средства, зарегистрированные в нашей стране.

    Изменения в ОСАГО касаются и категорий лиц, имеющих право на получение компенсационных выплат от РСА. Ранее они полагались лицам, которым в результате ДТП был причинен вред здоровью, при отсутствии у виновника происшествия страхового полиса либо если его личность не была установлена. В соответствии с изменениями выплаты сможет получить не только потерпевший и выгодоприобретатель, но и наследники или представитель потерпевшего на основании нотариальной доверенности.

    Изменения в ОСАГО с 1 июля 2020

    Изменения в ОСАГО не оставили в стороне и правила оформления договора автострахования. Обращаться к страховщику для получения полиса необходимо с:

  • диагностической картой, подтверждающей прохождение техосмотра;
  • доверенностью (при обращении к страховщику не собственника ТС);
  • удостоверением личности;
  • талоном техосмотра;
  • водительским удостоверением;
  • ПТС на автомобиль.
  • Технический осмотр для оформления ОСАГО не потребуется в случае страхования:

  • нового транспортного средства (ТО необходимо проходить через 3 года после выпуска авто);
  • транспортировки авто к месту проведения техосмотра;
  • доставления ТС на регистрацию.
  • Стоимость полисов ОСАГО может различаться. Она рассчитывается на основании специальной формулы, а окончательная цена зависит от применяемых коэффициентов. После оформления договора страхования гражданской ответственности водитель получает:

  • полис с печатью страховой компании и личной подписью лица, его оформившего;
  • чек, подтверждающий произведенную оплату;
  • правила страхования;
  • два бланка заявления о факте ДТП.
  • Водитель всегда должен иметь при себе полис ОСАГО. В случае остановки сотрудником ГИБДД водителю, не имеющему при себе данного документа, грозит штраф. До изменений в ОСАГО при обращении к страховщику требовалось предоставить талон осмотра, действие которого должно было истекать не ранее, чем через полгода после оформления страховки. Сейчас такое требование отсутствует, договор можно заключить хоть в последний день действия талона по ТО.

    При получении отказа в заключении договора страхования гражданской ответственности обратившееся лицо имеет право потребовать оформить данное решение в письменном виде. Изменения в ОСАГО, действующие с 1 июля 2020 года, позволяют на основании этой справки обращаться в суд с соответствующими исковыми требованиями.

    Какие изменения ОСАГО ждут нас в сентябре-октябре

    С 1 сентября Минфином планируется увеличение тарифного коридора ОСАГО на 30 % в сторону как увеличения, так и уменьшения от базового тарифа. В то же время на стоимость полиса перестанет влиять мощность двигателя. Впрочем, возможно, названные изменения в ОСАГО вступят в силу уже в 2020 году.

    Запуск нового приложения.

    На сентябрь 2020 года запланирован запуск мобильного приложения «Помощник ОСАГО», которое призвано оказывать помощь в оформлении европротокола, сократив временные затраты до 10–15 минут. В настоящее время функционирует приложение «ДТП. Европротокол», которое также может помочь в составлении европротокола, однако функционал названных приложений различен.

    Вырастет максимальная сумма возмещения ущерба.

    Законодатель предлагает с 1 октября внести в ОСАГО изменения касательно увеличения максимальной суммы возмещения имущественного ущерба в случае оформления ДТП по европротоколу со 100 до 400 тыс. рублей на всей территории РФ. Ранее на такую сумму могли рассчитывать только страхователи Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. При этом ДТП по-прежнему должно фиксироваться при помощи специальных приложений и программного обеспечения.

    Европротокол можно оформлять даже в случае разногласий между участниками ДТП.

    До изменений в ОСАГО европротокол мог быть оформлен только в случае отсутствия разногласий между водителями об объеме повреждений ТС и лица, виновного в ДТП.

    При наличии разногласий и оформлении европротокола:

  • необходимо зафиксировать ДТП при помощи специальных приложений и программного обеспечения.
  • сумма страхового возмещения не будет превышать 100 тыс. рублей.
  • Извещение о ДТП онлайн.

    Изменения в ОСАГО, планируемые с 1 октября 2020 года, позволят оформлять документы, необходимые для получения страхового возмещения, как в бумажном, так и в электронном виде.

    РСА занято разработкой специального приложения, которое позволит оформлять извещение в онлайн-режиме, а также выполнять фотографирование поврежденных ТС.

    Рекомендуем

    До изменений в ОСАГО страхователь должен был предоставить «документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные уполномоченными на то сотрудниками полиции», при этом пункт отсылал к методическим рекомендациям для сотрудников ГИБДД, которые должны были выдавать такие справки. Но поскольку ГИБДД выдачей справок не занимается, при обращении к страховщику необходимо предъявить извещение о ДТП.

    С 29 октября 2020 года планируется введение в действие новой редакции пункта 5, который будет звучать следующим образом: «документы, подтверждающие факт наступления страхового случая, могут выдаваться полицией, аварийно-спасательными службами, выезжающими на место дорожно-транспортного происшествия, медицинскими организациями». Практически это будет означать, что факт ДТП и наличия пострадавших, помимо извещения, можно будет подтвердить справками, выданными, к примеру, спасателями или медицинскими работниками. Впрочем, обязанности выдавать отдельные справки о ДТП на них не возлагается.

    Страховщикам представится возможность требования компенсации в случае ДТП с незаконно используемым прицепом.

    В соответствии с планируемыми с 29.10.2020 г. изменениями в ОСАГО страховщикам будет предоставлено право регресса к виновникам ДТП, использующим прицеп, не указанный в договоре автострахования. Это требование не относится к прицепам к легковым автомобилям, о чем прямо указывает законодатель, говоря о том, что страховая компания может требовать возмещения ущерба в случае, если «вред был причинен указанным лицом при использовании транспортного средства с прицепом при условии, что в договоре обязательного страхования отсутствует информация о возможности управления транспортным средством с прицепом, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям».

    Снят запрет на возможность перестрахования рисков по ОСАГО.

    С 29 октября 2020 года страховщики получат право перестраховывать свои обязательства по договорам ОСАГО. Эти изменения не касаются страхователей, но дают возможность страховым компаниям разделить ответственность по выплате страхового возмещения при ДТП. Поскольку страховая сумма ограничена 400 тыс. рублей при причинении имущественного ущерба и 500 тыс. в случае вреда здоровью, для крупных страховщиков выплата не составляет проблем. В то же время небольшим компаниям это изменение позволит перестраховаться, при этом 10 % рисков будут передаваться учрежденной ЦБ РФ Российской национальной перестраховочной компании.

    Иностранцев обяжут предъявить страховку при въезде в страну.

    В соответствии с изменениями в ОСАГО, вступающими в силу с 29.10.2020 г., владельцам ТС, зарегистрированных за пределами РФ, въезжающим в Россию, необходим договор автострахования, заключенный в соответствии с условиями закона «Об ОСАГО» либо в рамках международного страхования. В принципе, и ранее зарегистрированные за пределами РФ автомобили должны были иметь либо страховой полис, оформленный в соответствии с российскими правилами, либо страховку, действующую в рамках международного страхования.

    Будущие изменения уточняют момент въезда в страну: «при пересечении Государственной границы Российской Федерации водитель транспортного средства по требованию сотрудников таможенных органов обязан представить для проверки страховой полис обязательного страхования либо договор страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования».

    Отказ от освидетельствования при ДТП приравняли к опьянению.

    В ряде случаев страховая компания виновника ДТП вправе обратиться к нему с регрессным требованием (к примеру, при умышленном причинении ущерба, оставлении места ДТП и пр.). До изменений в ОСАГО такое право возникало у страховщика при условии, что виновник происшествия находился в состоянии опьянения, отказ от освидетельствования штрафными санкциями не карался.

    Вступающие с 29 октября 2020 изменения приравнивают отказ от освидетельствования к факту опьянения и дают страховщику право на обращение к виновнику ДТП с регрессными требованиями.

    От ОСАГО освобождены владельцы ТС, не требующих регистрации.

    Обязанность по страхованию автогражданской ответственности не распространялась на владельцев ТС, которые в силу их технических характеристик не подпадали под положения законодательства РФ о допуске к участию в дорожном движении. К примеру, было разрешено передвижение по правому краю проезжей части в один ряд на мопеде, однако формально их владельцы не были освобождены от ответственности. Вступающие в силу с 29.10.2020 г. изменения в ОСАГО фактически изменениями не являются, но при этом более точно формулирует категории ТС, не подлежащих автострахованию.

    Электронное ОСАГО можно получить в офисе страховой компании.

    Изменения коснулись и электронного ОСАГО. Пункт 7 статьи 15 ФЗ «Об ОСАГО» позволит автовладельцам оформлять страховые полисы с уникальным номером как в бумажном, так и в электронном виде, которые будут подтверждать факт заключения договора страхования между страховщиком и страхователем. Каким будет полис, может выбрать сам страхователь.

    По просьбе автовладельца высылаемый на электронную почту полис ОСАГО может быть также предоставлен и на бумажном носителе. Изменения вступают в силу с 29.10.2020 г.

    Временную страховку без техосмотра теперь можно купить только для посещения техосмотра.

    До изменений в ОСАГО, вступающих в силу с 29.10.2020 г., допускалось заключение краткосрочного договора автострахования (сроком не более чем на 20 дней) в двух случаях: для того чтобы проследовать к месту регистрации ТС после его покупки; для того чтобы проследовать к месту проведения технического осмотра, после которого можно оформить годичный полис ОСАГО.

    После изменений получение временной страховки допускается только для следования к месту проведения технического осмотра. Впрочем, обновление можно считать формальным, поскольку зарегистрировать ТС необходимо в течение 10 дней с момента покупки, а сделать это возможно только при наличии диагностической карты, соответственно, оформление временного полиса экономически нецелесообразно.

    Стоит ли оформлять полис ОСАГО: мнение автомобилистов

    1. «Проблем будет выше крыши!».
    2. «Если в результате ДТП будут человеческие жертвы, водителям без ОСАГО мало не покажется – и платить за них никто не будет, и можно еще и срок получить. Все долги их в итоге перейдут к коллекторам, а когда эти ребята начинают выбивать задолженность, жизнь перестает быть скучной. К тому же выезд за границу закрыть могут. Чтобы этих проблем избежать, проще полис оформить».

      «ОСАГО по барабану!».

      «Я живу в Краснодаре. Срок страховки заканчивается на днях. В необходимости оформления новой сильно сомневаюсь. Полис на мою машину обойдется в 4 180 руб., а сама машина 50 тыс. руб. стоит. У страховщиков бланки только с допами, а это плюс еще 3 тыс. Штраф за езду без полиса – 800 руб. В общем, даже если каждый месяц останавливать будут, выгоднее полис не оформлять.

      Насколько понимаю, если буду виновником ДТП, то ущерб пострадавшему страховая оплатит, а потом уже ко мне с регрессом обратится. Правда, дорогие машины почти все по КАСКО застрахованы, и по этой страховке наверняка ремонтироваться будут. В этом случае я все равно должен буду страховой ущерб возместить. В общем, не вижу смысла в оформлении страховки, наказание как-то совсем не пугает».

      «Если подумать, не так это и дорого».

      «ОСАГО, кстати, самая доступная страховка, особенно, если сравнить ее стоимость с суммой возмещения. Из-за конкуренции между страховщиками можно выбрать лучшее предложение. А если продлевать полис у того же страховщика, то можно еще и скидку получить, если, конечно, аварий по вашей вине не было. Тоже экономия, хоть и не слишком большая.

      Только, когда оформлять будете, уточните, какая сумма будет выплачиваться потерпевшему. Впрочем, документы всегда изучать нужно».

      «Теперь думаю».

      «Год без страховки ездил, 18 тыс. км накатал, на море съездил, а это 4 тыс. км. Ни разу не остановили, не спросили, ну и случаев страховых не было. В этом году на техосмотр 400 руб. потратил, на полис 8 тыс., теперь думаю, стоило ли?».

      «Подумайте о других».

      «Въехал в мою машину товарищ, у которого миллионов не водится. Виновником он был признан, так мне страховая все оплатила, никаких проблем не возникло. Еще одна авария с тремя авто произошла, тоже все вопросы со страховой решили. А если у человека полиса нет, то что? Сначала самому за свой счет восстановить, а потом, ну разве что к мальчикам каким обращаться. Да и то – лишь моральное удовлетворение и получишь, взять-то с виновника нечего будет.

      Второй вариант – в суд подать. Так то же самое, если у человека нет пары тысяч на ОСАГО, то взыскивать с него по паре сотен в месяц будут. И не факт, что я дождусь окончания выплат, у меня только одна «юбка» к бамперу 18 тыс. стоит. Считаю, что проще сделать полис, чем потом разбираться с выплатами за чужое разбитое авто».

      «По моим подсчетам, в КАСКО и ОСАГО нет необходимости. Да это даже не вопрос статистики. И так известно: то, что выгодно клиенту, – невыгодно страховщику. И наоборот точно так же работает. Попробуйте не страховой платить за полисы, а откладывайте дома в коробку. Или счет, например, заведите. А лет через 10 возьмите эти деньги и купите на них новое авто. И будет оно ваше, а не страховой».

      «Не так воспитан».

      «У каждого свои понятия о том, что правильно, а что нет. И нарушать законы каждый по-своему может. Когда с РГС проблемы были, я неделю без страховки проездил, дольше не смог, купил новую. Не позволяет мне воспитание – вот так законы нарушать. Ну а тем, кто угрызениями совести не мучаемся, флаг в руки, что уж. ».

      Читайте так же:  Ходатайство об отсрочки уплаты государственной пошлины