Как ведут спор русские

Спор. Что такое спор. Как не спорить.

Кто бы спорил?

Старый афоризм: “Когда видишь двух спорящих людей, понимаешь, что один из них или дурак или подлец. Дурак – тот, кто не знает, что неправ. И спорит. А если спорщик знает, что неправ, то он — подлец…”

Спорить – это удел детей.

Они узнают новую информацию и делятся меж собою. И если эта информация отличается, они начинают выяснять, кто же из них является обладателем истины. Экспертами выступают старшие дети или взрослые. Этот процесс важен для развития детей. Пик споров приходит на подростковый возраст, когда юноши меряются не только умом, но и амбициями.

Спорят ли взрослые?

А зачем? – Истину не выяснять нужно, а познавать.

Допустим, мы знаем, что другой человек неправ. Можно об этом ему сообщить. И он ее примет или не примет. Вот и все. Но зачем нужно обязательно доказывать свою правоту? Это и неэтично, и незаконно. Каждый человек имеет право на свое мнение, даже если это мнение расходится с мнением окружающих.

Как утверждает Википедия:

Спор — состояние общественных словесных состязаний, в которых целью участников является убеждение друг друга в своей правоте и причиной которых обычно являются противоречия мнений или точек зрения. В споре возможно применение психологических и логических уловок, каверз, такой спор называется демагогическим. Спор — это столкновение мнений, когда оба участника или более осознают, что ведут спор и заявили друг другу об этом, в противном случае — это диалог.

Ты – неправ! ??

Конечно, есть принципиальные споры. Когда в итоге принимают важные решения. От которых, например, зависит судьба людей или исход важного дела.

Но ответьте себе честно: так ли часто вы спорите по таким вопросам?

Вот вы спорите с соседом, какая политическая партия честнее или какая футбольная команда лучше. Чья судьба решается в данный момент? Вы уверены, что в СССР было 15 республик, а ваш оппонент утверждает, что их было 17.

И что — для вас важно тратить время на пререкания?!

Выигрыш в споре имеет свою цену.

Допустим, мы спор выиграли.

Мы ликуем. А что же в это время чувствует проигравший? Наверное, обиду на себя и на вас. Как минимум, мы огорчили человека, показали ему его незнание. И где здесь выигрыш? Мы приобрели недруга из-за какого-то спора! И кто знает, как именно он отыграется?

  • Говорят, что в споре рождается истина… Если она в споре и рождается, то в больших муках.
  • Спор – это процесс навязывания своего мнения, это словесная война, в которой оба спорщика не столько доказывают истину, сколько меряются амбициями.

    А иметь свое мнение полезно. Делиться им тоже полезно. Но зачем спорить?

    • Жаль, но многие взрослые люди любят спорить и принуждают к этому и нас.

    Как-то два друга спорили, какая птица самая быстрая, сокол или орел. Быстрее от этого птицы летать не стали, а вот друзья поссорились. Допустим, один из них прав. Ну и что? Зачем это доказывать?

  • Но мы часто сами вынуждаем людей с нами спорить. Как? Тогда, когда человеку ничего не остается, как отстаивать свое мнение. К этому приводят обычные возражения.
  • Возражая, мы опровергаем чье-то мнение. Что человеку остается делать, как не восстанавливать справедливость? Он начинает отстаивать свое мнение. Вот и причина спора…

    А если не спорить и согласиться?

    А задумывались ли вы, как часто мы возражаем? У многих людей слово «нет» является самым распространенным в речи, после слова «я». Возразить, не согласиться легко. А чье-то мнение от этого страдает. Возражая, мы сами попадем в спор.

    Возражение – это неуважение к чужому мнению.

    Не спорьте! – Переходите на диалог.

    Что будет если мы согласимся? А ничего плохого. Человек останется при своем мнении. И все. А может, даже, и засомневается в своей правоте.

  • Не спорьте, а делитесь информацией. И если ее не берут, не настаивайте.
  • Не спорьте – переходите на диалог.
  • Разрешите людям ошибаться или иметь свое мнение, даже если оно не совпадает с вашим. Пусть лучше у вас будет заблуждающийся друг, нежели обиженный недруг.
  • Не возражайте, если без возражения можно обойтись. Но если спор возник, лучше согласитесь.
  • С уважением, Болсунов Олег.

    А напоследок – хорошая притча:

    Как прожить 100 лет.

    Или притча о человеке, который никогда не спорил.

    Корреспонденту дали задание узнать секрет долгой жизни у юбиляра, которому исполнилось 90 лет. Журналист приехал в горное селение, разыскал долгожителя и начал выпытывать, как же ему удалось прожить 90 лет.

    Старик сказал, что секрет его долгой жизни состоит в том, что он никогда ни с кем не спорил. Корреспондент удивился:

    — Что, это правда, что вы прожили 90 лет, и ни разу ни с кем не спорили?
    — Да, это правда.
    — Ну что, вообще ни с кем не спорили?
    — Вообще ни с кем… А что?
    — И что, даже с собственной женой не спорили?
    — С женой? Да, не спорил.
    — Даже со своими детьми?
    — И с детьми не спорил. А чего с ними спорить?
    — И что, за 90 лет ни единого разочка?
    — Да, вроде. Память у меня хорошая. Не помню, чтобы я с кем-то спорил.
    — Никогда-никогда ни с кем, ни с кем не спорили? — уже накаляясь, раздраженно, продолжал корреспондент. — Да не может этого быть, чтобы вы за всю жизнь ни разу ни с кем не спорили!
    — Спорил, спорил, спорил… — с улыбкой ответил старик.
    А потом добавил:
    — Хотите чаю?

    Притча о споре Солнца и Ветра

    От древнегреческого мудреца Эзопа

    Солнце и Ветер поспорили, кто из них сильнее?

    И Ветер сказал: «Я докажу, что сильнее. Видишь, там старик в плаще? Бьюсь об заклад, что смогу заставить его снять плащ быстрее, чем ты».

    Солнце спряталось за тучу, а Ветер начал дуть все сильнее и сильнее, пока не превратился почти в ураган. Но чем сильнее он дул, тем крепче закутывался старик в свой плащ.

    Наконец Ветер стих и прекратился. А Солнце выглянуло из-за тучи и ласково улыбнулось путнику. Путник повеселел и снял плащ.

    И Солнце сказало Ветру, что ласка и дружелюбие всегда сильнее ярости и силы.

    Уважаемый читатель! Спасибо, что заглянули на мой сайт.

    Спор. На тему “Споров” есть еще похожие темы:

    Или читайте следующую страницу

    / Спор / Как не спорить / Что такое спор? / Искусство спора / Как выиграть в споре / Онлайн обучение ораторскому искусству /

    Азбучные истины

    Учебники

    Видео

    Летнее чтение

    Цитаты о языке

    Пословицы и поговорки

    Язык есть вековой труд целого поколения.

    Если бы я был царь, я бы издал закон, что писатель, который употребит слово, значения которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог.

    Нравственность человека видна в его отношении к слову.

    Слово – великое оружие жизни.

    Одна печатаемая ерунда создает ещё у двух убеждение, что и они могут написать не хуже. Эти двое, написав и будучи напечатанными, возбуждают зависть уже у четырёх.

    Слово – полководец человечьей силы.

    Литература не должна наклоняться в уровень с обществом в его темных или сомнительных явлениях. Во что бы то ни стало, при каких бы обстоятельствах ни было, она не должна ни на шаг отступать от своей цели – возвысить общество до своего идеала – идеала добра, света и истины.

    Литература служит представительницей умственной жизни народа.

    В литературе, как и в жизни, нужно помнить одно правило, что человек будет тысячу раз раскаиваться в том, что говорил много, но никогда, что мало.

    Везде литература ценится не на основании гнуснейших ее образцов, а на основании тех её деятелей, которые воистину ведут общество вперёд.

    Литература изъята из законов тления. Она одна не признает смерти.

    М. Е. Салтыков-Щедрин

    Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет.

    Нам, филологам, было, конечно, всегда понятно, что орфография есть вещь условная и меняющаяся во времени; но широкие круги грамотных людей считали её покоящейся на каких-то незыблемых основаниях.

    Разговорный язык простого народа (не читающего иностранных книг и, слава Богу, не выражающего, как мы, своих мыслей на французском языке) достоин также глубочайших исследований. Альфиери изучал итальянский язык на флорентийском базаре: не худо нам иногда прислушиваться к московским просвирням. Они говорят удивительно чистым и правильным языком.

    Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

    Битва престолов. Как Москва и Киев ведут тайные переговоры об автокефалии

    Поделиться сообщением в

    Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Украина как никогда близка к созданию собственной независимой от РПЦ и признанной православным миром церкви. В Киеве утверждают, что это случится до конца года, а Москва не верит, но ведет собственные переговоры и грозится величайшим религиозным расколом со времен Великой схизмы.

    Би-би-си рассказывает детали одного из крупнейших споров в современном христианстве, на кону в котором поставлено первенство в православном мире и в котором оказались замешаны Эрдоган, Ватикан и Госдеп США.

    Константинопольский патриарх Варфоломей неофициально уже пообещал Томос об автокефалии (грамоту о независимости) украинским неканоническим православным церквям, утверждают несколько собеседников Би-би-си в украинских церковных и политических кругах.

    Публично Константинопольский патриархат о решении еще не объявлял, но и представители Русской православной церкви говорят, будто Варфоломей поставил в известность о своем решении другие поместные православные церкви.

    Если Томос действительно будет дарован, то на Украине появится новая религиозная структура, которая может объединить местные православные церкви, не подчиняющиеся Московскому патриархату.

    На протяжении последних месяцев Русская церковь и Константинопольский (Вселенский) патриархат — две самые влиятельные православные церкви — сражались не только за украинских верующих, но и за первенство в мировом православии.

    Журналисты Би-би-си в Москве и Киеве поговорили с представителями духовенства, чиновниками и бизнесменами и рассказывают, как Украина боролась за получение Томоса, как Россия пыталась этому противостоять и кто победил в церковной дипломатической войне.

    «Вопрос национальной безопасности»

    На Украине действуют сразу три религиозные организации, причисляющие себя к православию. Только одна из них считается канонической, то есть признанной православными церквями других стран — это Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), которая находится в составе РПЦ. Две другие — Киевский патриархат (КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) — не признаны, в Москве их называют раскольниками.

    После распада СССР каждый украинский президент задумывался о создании православной церкви, полностью независимой от Москвы. После начала войны в Донбассе эти разговоры усилились: украинские политики неоднократно обвиняли УПЦ МП в обслуживании интересов Кремля.

    Петр Порошенко с первых месяцев своего президентства проводил активные переговоры с Константинополем о предоставлении украинскому православию Томоса об автокефалии (грамоты, дающей церкви независимость). Процесс вышел на финишную прямую после его шестичасовых переговоров с Константинопольским патриархом Варфоломеем в начале апреля этого года.

    По их итогам Порошенко заявил, что Украина, наконец, как никогда близка к созданию собственной независимой церкви.

    «Здесь не только религия, здесь — геополитика… Это вопрос национальной безопасности, потому что Кремль рассматривает РПЦ как один из ключевых инструментов влияния на Украину», — сказал тогда Порошенко.

    Вскоре после этого в стамбульскую резиденцию Варфоломея поступили прошения митрополитов непризнанных украинских церквей о даровании им Томоса об автокефалии и аналогичные обращения от президента и Верховной рады Украины.

    Правообладатель иллюстрации UNIAN Image caption Петр Порошенко лично вел переговоры о Томосе с Константинопольским патриархом

    Создание независимой православной церкви на Украине стало одной из самых громких деклараций Порошенко, которую некоторые киевские наблюдатели связали с приближением президентских выборов. Если Томос об автокефалии будет предоставлен, Порошенко не только войдет в историю как глава государства, сумевший решить болезненный вопрос украинского православия, но и увеличит свои не самые высокие шансы на победу на выборах, намеченных на март следующего года.

    В Москве убеждены: на Украине уже есть одна каноническая церковь, а создание второй приведет к «легализации раскольников», к крупнейшему христианскому конфликту и к войне между православными.

    Поэтому на протяжении последних месяцев священнослужители, чиновники и бизнесмены из России, Украины и даже США провели несколько десятков встреч и переговоров для того, чтобы убедить православный мир в своей правоте.

    «Решение будет принято без вас»

    Ключевое противоречие в этой истории оказалось процессуальным: Киев, Константинополь и Москва по-разному смотрят на то, как именно должна предоставляться автокефалия новой церкви.

    Константинопольский патриархат исторически претендует на первенство в православном мире. Он признает за собой право даровать другим церквям автокефалию. Тем более, если речь идет об Украине, которую Константинополь считает своей канонической территорией.

    И Константинополь, и Москва считают Украину своей канонической территорией. Корни этого спора лежат в событиях 1686 года, когда Киевская митрополия была передана Константинополем в управление Русской церкви. В Константинополе считают, что тем решением Москва не получала права собственности на эти территории, а позже «аннексировала» их. Поэтому сейчас патриарх Варфоломей якобы имеет право вернуть Киевскую митрополию обратно в свое подчинение и тут же отпустить, предоставив ей независимость. На этом основании в 1924 году Константинополь, например, предоставил автокефалию Польской церкви, некогда бывшей частью Киевской митрополии. В РПЦ же утверждают, что нашли 900 страниц древних документов, которые доказывают, что территорию нынешней Украины передали им в подчинение навсегда. Поэтому, говорят в Москве, предоставить украинскому православию автокефалию без согласия РПЦ нельзя.

    В Русской церкви считают, что первенство Константинополя — формальность, а автокефалия должна дароваться не единоличным решением Вселенского патриархата, а путем получения согласия всех поместных церквей.

    Патриарх Константинопольский Варфоломей будет принимать решение по «украинскому вопросу» без оглядки на другие поместные церкви, говорит источник Би-би-си, близкий к Константинопольскому патриархату.

    Три собеседника Би-би-си в украинских церковных и политических кругах, которые встречались с Варфоломеем в течение последнего года, утверждают: на личных встречах патриарх заверил их, будто точно поддерживает решение создать на Украине независимую церковь.

    Получить комментарий от пресс-службы Константинопольского патриархата не удалось. Однако точно известно, что уже после получения прошений из Киева патриарх Варфоломей направил своих представителей в объезд по всем поместным церквям, чтобы проинформировать их о происходящем. В РПЦ говорят, что посланники Константинопольского патриархата ставят поместные церкви в известность об уже принятом решении.

    «Тональность, с которой константинопольская делегация приезжала в поместные церкви, странна тем, что предстоятелей церквей ставят перед фактом. Некоторым так и говорилось, что решение будет принято без вас», — сказал Би-би-си секретарь отдела внешних церковных связей РПЦ Игорь Якимчук.

    «Прольется кровь»

    Одновременно с константинопольскими делегациями по поместным церквям поехали и представители РПЦ. Они пытались убедить своих коллег не давать признания новой церкви.

    «Автокефалия могла затормозиться только в случае очень громких возражений других церквей. Константинополь хотел перестраховаться, чтобы крика [протестов] не было. Москва хотела, чтобы крик был», — объясняет источник Би-би-си, попросивший об анонимности, так как не может комментировать публично этот вопрос.

    «Сейчас первостепенное значение получил вопрос, кому — Константинополю или Москве — быть первым в православном мире. Ставки более высоки [чем вопрос об украинской автокефалии]», — резюмирует он.

    РПЦ и Россия ведут свою историю именно от крещения Руси киевским князем Владимиром. В Москве не горят желанием отдавать этот «символичный багаж» новой украинской церкви и считают Украину исконной канонической территорией РПЦ — в этой стране находится треть всех ее церковных владений.

    «Мы никогда не согласимся на изменение священных канонических границ нашей Церкви, ибо Киев — это духовная колыбель святой Руси, как Мцхета для Грузии или Косово для Сербии», — говорил в 2016 году патриарх Московский Кирилл.

    Сразу после получения Константинополем киевских прошений в своеобразный тур по патриархатам отправился митрополит Иларион (Алфеев) — глава отдела внешних церковных связей (министр иностранных дел РПЦ). За два месяца он объехал восемь поместных церквей, где обсудил украинский вопрос. В переговорах участвовал и архиепископ Антоний (Севрюк), который возглавляет церковное управление по зарубежным учреждениям. Он посетил две церкви и встречался с патриархом Варфоломеем во время празднования его именин.

    • С какими патриархатами встретился Иларион: Александрийская, Кипрская, Антиохийская, Иерусалимская, Румынская, Польская, Грузинская и Элладская церкви
    • Целью поездок делегации РПЦ являлось «объективное информирование» о ситуации на Украине, рассказал Би-би-си Игорь Якимчук, сопровождавший митрополита Илариона в поездках в Румынию и Грецию: «Мы опровергаем тезис о том, что миллионы украинских верующих просят Варфоломея об автокефалии».

      Кроме того, на этих встречах митрополит Иларион рассказывал, что каноническая церковь на Украине подвергается гонениям и что создание новой церкви может закончиться «насильным обращением» православных в католиков.

      «Если раскольники начнут захватывать лавры, тысячи людей соберутся, будут защищать эти обители, прольется кровь», — заявил, например, митрополит Иларион в Афинах.

      Кроме того, митрополит Иларион говорил, что обретение частью украинского православия автокефалии способно привести к катастрофическим последствиям, сравнимых с Великим расколом, когда христианская церковь разделилась на православных и католиков.

      «Если, не дай Бог, произойдет легитимизация раскола, то трудно даже себе представить, к каким последствиям это может привести. Это будет означать фактически раскол, подобный расколу 1054 года», — говорил он.

      Этот аргумент использовался на встрече делегации Константинополя с представителями РПЦ в Москве 9 июля. Москва стала угрожать, что посчитает предоставление Томоса уходом Константинополя в раскол, рассказал источник, близкий к Константинопольскому патриархату.

      Официально детали этой встречи также не разглашались. Пресс-секретарь патриарха Кирилла лишь заявил Би-би-си, что оценивает эту встречу «сдержанно положительно». Встреча была короткой, стороны просто изложили друг другу свои позиции, рассказал источник, близкий к Константинополю.

      «Всякий, кто помогает раскольникам»

      У РПЦ в «украинском вопросе» есть свой лагерь сторонников — некоторые дружественные Москве поместные церкви.

      К примеру, Антиохийский патриархат близок к России из-за того, что большая часть его епархий находится на территории Сирии, влияние Москвы на которую сейчас сильно.

      В июне с патриархом Антиохийским Иоанном Х в Дамаске встретился депутат российской Госдумы Дмитрий Саблин. Саблин рассказал Би-би-си, что обсуждал с патриархом восстановление древнего христианского города Маалула, которым занимаются РПЦ и Ватикан. Тема Украины также поднималась на встрече, подтвердил депутат, отказавшись раскрывать подробности разговора.

      К потенциальным союзникам Москвы причисляют и Сербского патриарха Иринея. В мае этого года он получил от учрежденного РПЦ «Фонда единства православных народов» премию, размер которой в 2010 году составлял 50 тысяч долларов.

      На позицию Сербского патриархата влияет и то, что в его составе существует «непризнанная митрополия» — Македонская церковь, которая недавно также обратилась к Константинополю с просьбой об автокефалии. Сербская церковь считает Македонию своей канонической территорией и не хочет отделения Македонской церкви.

      «Всякий, кто помогает украинским раскольникам, — враг всех православных славянских народов и всего православного мира», — заявил Ириней в Москве во время награждения.

      Спор о признании еще не созданной украинской церкви — не первая подобная дискуссия между Москвой и Константинополем. В 1996 году похожий конфликт возник вокруг Эстонской церкви. В 1920-30-х годах в этой стране существовала подчиненная Константинополю православная церковь, но после присоединения Эстонии к СССР эту церковь «влили» в состав РПЦ. После распада Союза в Эстонии создали независимую церковь, а в 1996 году Константинополь восстановил ее автономию. РПЦ не признала этого решения и на три месяца прервала молитвенное общение с Константинополем. Позже им удалось помириться: сегодня в Эстонии сосуществуют две православные канонические церкви, а приходы сами выбрали, в чьем подчинении им находиться — Константинополя или Москвы.

      «Спорная территория» есть и у Грузинской церкви — это Абхазия. Формально Абхазская церковь является епархией Грузинской церкви, но фактически ею управляет РПЦ.

      Если Грузинская церковь поддержит Москву в украинском вопросе, это будет означать, что РПЦ пообещала Грузии не забирать Абхазскую церковь, размышляет ее глава архимандрит Дорофей.

      Синод Грузинской церкви обсуждал проблему Украины, но не пришел к какой-то позиции, рассказал местным журналистам член Синода митрополит Петр. Он заявил, что считает Украину независимой страной, у которой должна быть собственная церковь.

      Коллега Саблина депутат Сергей Гаврилов в июле принял участие в заседании Священного синода Элладской церкви, хотя тема Украины не стояла на повестке этого заседания, рассказал Би-би-си сам Гаврилов.

      Однако этот вопрос подробно обсуждался на Всемирной Ассамблее православия, которая также проходила в Греции в начале июля. На ней присутствовали депутаты Гаврилов и Ирина Яровая, представители РПЦ и украинский депутат Вадим Новинский.

      Российская делегация хотела добиться того, чтобы в резолюции ассамблеи появился пункт «о поддержке канонического православия», но греческая сторона выступила против этой инициативы, рассказал Би-би-си присутствовавший на заседании глава Фонда единства православных народов Валерий Алексеев.

      «Патриарх стал искать способы избежать этих встреч»

      Договориться с Варфоломеем пробовали не только представители Русской православной церкви, но и российские политики и бизнесмены.

      В мае с Варфоломеем по телефону пообщался Владимир Путин. Это произошло во время визита российского президента в Турцию. Встретиться им не удалось, так как патриарх отказался приезжать к Путину в Анкару, говорит источник Би-би-си, близкий к Константинополю.

      Во время этого разговора тема Украины поднималась, но не была основной, рассказал Би-би-си Игорь Якимчук. На момент публикации материала пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков не ответил на вопрос Би-би-си о содержании этого разговора.

      Аудиенции с патриархом Варфоломеем искали и российские бизнесмены. В Стамбул в мае ездил экс-глава РЖД Владимир Якунин и православный бизнесмен греческого происхождения Иван Саввиди.

      Источник в окружении Якунина подтвердил, что он общался на тему Украины с духовенством Константинополя, но не с самим Варфоломеем. Иван Саввиди подтвердил Би-би-си, что ездил в Стамбул, но отказался комментировать свою поездку, назвав ее «частной».

      «Делегации российских бизнесменов и политиков в какой-то момент стали настолько настойчивыми, что патриарх стал искать дипломатические способы избежать этих встреч», — рассказывает источник, близкий к Константинополю. В РПЦ отрицают причастность российских бизнесменов к переговорам по поводу Украины.

      Москва даже попыталась заручиться поддержкой Ватикана, формально на православную церковь не влияющего. На протяжении последних нескольких месяцев глава дипломатии РПЦ митрополит Иларион дважды посетил папу римского. И хотя оба повода для визита не включали обсуждение украинского вопроса, Ватикан поддержал позицию Русской церкви, рассказал Би-би-си представитель РПЦ Игорь Якимчук.

      С этим согласен источник Би-би-си в киевских церковных кругах. По его словам, Ватикан, во-первых, вложил слишком много усилий в налаживание диалога с РПЦ, а во-вторых, не заинтересован, чтобы на Украине появилась каноническая православная церковь, которая будет конкурировать с униатами — католиками восточного обряда.

      «Мнение Ватикана имеет определенное значение для патриарха Варфоломея, но сейчас от него, похоже, ничего не будет зависеть», — считает источник Би-би-си, близкий к Константинополю.

      «Я просил принять взвешенное решение»

      Каноническая церковь Московского патриархата также пыталась предотвратить возможность предоставления части украинского православия Томоса о новой церкви.

      После того, как в Константинополь поступили прошения об автокефалии, УПЦ МП направила поместным церквям письма с изложением своей позиции по этому вопросу, рассказал Би-би-си Николай Данилевич, замглавы отдела внешних церковных связей УПЦ МП.

      В Константинополь письмо не послали: в УПЦ МП ждали, что Варфоломей сам с ними свяжется, чтобы объяснить, что происходит. Но когда этого не произошло, делегация из четырех украинских митрополитов решила поехать к патриарху.

      Шестичасовой разговор с патриархом Варфоломеем был «конструктивным и иногда резким», рассказывает Данилевич, также принимавший в нем участие.

      «Константинополь четко заявил, что не намерен решать проблемы украинского православия так, чтобы порождать еще бoльшие проблемы», — говорит он.

      Однако идею Константинополя, которую на встрече предложили его представители, — дать автокефалию не одной из существующих непризнанных церквей, а полностью новой структуре, — в УПЦ МП тоже не считают удачной.

      На встрече с патриархом Варфоломеем присутствовал и депутат Верховной рады, один из самых богатых людей Украины Вадим Новинский, оплативший поездку митрополитов в Стамбул.

      Его присутствие должно было показать Константинополю, что не все украинские политики и верующие поддерживают идею создания новой церкви, рассказал Данилевич Би-би-си.

      Три источника Би-би-си в церковных и светских кругах Киева говорят, что миллиардер и бывший гражданин России Новинский мог предлагать представителям Константинополя деньги для решения «украинского вопроса». Однако сам депутат в разговоре с Би-би-си это отрицал.

      В Киеве Новинского называют ярым критиком политики Порошенко и главным спонсором канонической УПЦ МП.

      «Я просил патриарха Варфоломея принять взвешенное решение. Если будет решение Константинопольского патриархата [о даровании Томоса], радикальные элементы пойдут на захват святынь, а верующие люди будут их защищать, будет литься кровь», — рассказал депутат.

      Новинский заявил Би-си-си, что организовал поездки «во все поместные церкви» для представителей УПЦ МП. Представители УПЦ МП действительно ездили по поместным церквям, подтверждает Данилевич.

      Ее посланцы не особо афишировали свои мероприятия, чтобы не осложнять отношения с украинской властью, рассказал источник в этой церкви.

      «Это как диссиденты в Советской Украине»

      Свои дипломатические усилия активизировали и сторонники автокефалии. Но, в отличие от РПЦ, Киевский патриархат не мог просто поехать с визитами по церквям из-за своего непризнанного статуса.

      Киевский патриархат неофициально общается с некоторыми поместными церквями, говорит представитель патриархата архиепископ Евстратий (Зоря).

      Но на стороне автокефалии якобы выступают и некоторые епископы признанного Московского патриархата.

      Около десятка епископов Московского патриархата также направили Константинополю просьбы предоставить украинскому православию автокефалию, однако их имена держатся в секрете, в том числе из соображений безопасности, говорят источники Би-би-си и в церковных, и в светских кругах. Кроме того, епископы опасаются церковных санкций и возможности потерять нынешнее положение в церкви.

      В УПЦ МП заявляют, что не знают ни одного епископа, который поддержал бы идею о создании новой церкви.

      Синод УПЦ МП сформирован так, что в нем нет ни одного сторонника автокефалии, говорит собеседник Би-би-си из этой церкви. Мнение «автокефального крыла» игнорируется при составлении обращений УПЦ МП, и они не включаются в ее делегации.

      Тем не менее, они находят способы доносить свою позицию: ее представители могут «случайно» встретить иерархов других церквей во время поездок за границу, говорит собеседник Би-би-си в УПЦ МП.

      «Это как диссиденты в Советской Украине. Они представляли какое-то движение, которого для внешнего наблюдателя, только если он не был офицером ЦРУ, не существовало. Но, как мы увидели в результате, на самом деле диссиденты представляли определенную историческую тенденцию, которая в результате победила», — говорит он.

      «Церкви жалуются на дефицит информации»

      Активное участие украинской власти в церковной дипломатии дает противникам автокефалии основания обвинять официальный Киев во вмешательстве в религиозные дела.

      Украинские власти эти обвинения отвергают, заявляя, что украинское законодательство разрешает государству содействовать церквям в контактах с заграничными религиозными организациями.

      Главным переговорщиком по вопросам автокефалии в Киеве называют Порошенко. Президент Украины не только вел личные переговоры с патриархом Варфоломеем. В июле этого года он также встретился с Сербским патриархом Иринеем, открыто выступавшим против создания независимой украинской церкви.

      Но чаще переговоры на эту тему ведут представители администрации Порошенко: собеседники Би-би-си в украинских церквях называют ключевой фигурой в этом процессе заместителя главы его администрации Ростислава Павленко. По поместным церквям ездят также глава МИД Украины Павел Климкин и спикер Верховной рады Андрей Парубий.

      Близкие к переговорному процессу источники говорят, что роль чиновников в церковной дипломатии заключается в предоставлении альтернативной информации о состоянии дел в украинском православии.

      «Приезжает в какую-то церковь делегация РПЦ. Говорят: если будет автокефалия, в Украине усугубится раскол, начнется религиозная война. Потом приезжают киевляне, показывают социологию, говорят: украинское общество поддерживает автокефалию, это как раз путь к установлению мира в стране. Поместные церкви жалуются на дефицит информации по украинскому вопросу, Киев этот дефицит восполняет», — говорит источник Би-би-си в киевских политических кругах.

      Лоббируют автокефалию не только нынешние представители украинской власти, но и политики в отставке — с главами церквей встречаются и бывшие украинские президенты Виктор Ющенко и Леонид Кучма.

      «Определенный интерес»

      Сразу несколько собеседников Би-би-си в Киеве и Москве утверждают, что в борьбе за автокефалию Украине помогали американцы. О наличии «определенного интереса» у американских дипломатов к этой теме говорит и представитель РПЦ Игорь Якимчук.

      Весной с представителями Элладской православной церкви встречался посол США в Греции Джеффри Пайятт, бывший посол Америки на Украине, а посол США в Киеве Мери Йованович провела переговоры с главой канонической УПЦ МП митрополитом Онуфрием и «неканоническим» Киевским патриархом Филаретом.

      Америка считает, что через церковный вопрос можно приблизить окончание украинского конфликта, говорит источник в украинских политических кругах.

      «В Государственном департаменте еще при Джоне Керри создали специальный офис по религиозным вопросам, я встречался с его руководителем. По его словам, американская дипломатия пришла к выводу: без учета религиозной составляющей дипломатическая деятельность не может быть успешной», — рассказал Би-би-си спикер УПЦ КП архиепископ Евстратий.

      В Государственном департаменте США в ответ на просьбу Би-би-си прокомментировать информацию об участии его представителей в переговорах относительно украинской автокефалии заявили, что американские дипломаты «регулярно общаются с широким кругом религиозных общин в рамках их работы с гражданским обществом».

      «Мы считаем, что любое решение по поводу (украинской) автокефалии является внутренним церковным вопросом», — добавили в Госдепе США.

      «Все договоренности были разрушены самой Москвой»

      Почему же усилия Москвы, угрозы раскола, челночная дипломатия и даже поддержка Ватикана, скорее всего, не повлияли на Константинополь и Украина все больше приближается к созданию независимой от РПЦ церкви?

      Дело в том, что Варфоломей уже давно был сторонником признания Украинской церкви, но долгие годы его сдерживали договоренности с РПЦ, говорят собеседники Би-би-си.

      В 2008 году — во времена президента Ющенко — Украина уже была близка к получению Томоса об автокефалии. Именно тогда была достигнута договоренность: Варфоломей не вмешивается в ситуацию на Украине, если РПЦ поедет на Всеправославный собор — съезд всех православных церквей, организация которого была «делом всей жизни» Варфоломея, говорит источник, близкий к Константинополю.

      Однако в 2016 году РПЦ не поехала на Всеправославный собор, обосновав это тем, что некоторые православные церкви отказались от участия в съезде, а значит, собор нельзя назвать «Всеправославным». В Константинополе считают, что это Русская церковь вынудила еще три церкви бойкотировать собор.

      «В 2016 году все договоренности были разрушены самой Москвой. Что Константинополю после этого делать, если не вернуться в Украину?» — рассуждает собеседник Би-би-си.

      «Патриарх Варфоломей делает всех заложниками своей личной обиды на патриарха Кирилла», — говорит источник, знакомый с переговорным процессом.

      «Аргументов не осталось. Москва сейчас может воздействовать на Варфоломея только физически. «Новичок» — везде «Новичок», — шутит источник, близкий к Константинополю.

      Действительно, в последние месяцы охрана патриарха Варфоломея была усилена, рассказывают два источника Би-би-си, близких к переговорному процессу.

      Би-би-си не может независимо подтвердить достоверность этой информации.

      Дополнительную решимость предоставить автокефалию, говорят собеседники Би-би-си, дает Варфоломею фактор войны на Украине. Аннексия Крыма и боевые действия в Донбассе привели к падению популярности «московской церкви» в украинском обществе.

      По данным киевского Центра Разумкова, именно после событий 2014 года УПЦ МП лишилась звания лидера среди украинских церквей по количеству сторонников.

      Впрочем, в Московском патриархате заявляют, что данные социологов отражают соотношение между невоцерковленными мирянами, у которых спрашивали, «киевскую» или «московскую» церковь они поддерживают. Если бы участниками опросов были регулярно посещающие церковь православные верующие, превосходство УПЦ МП было бы очевидным, говорят в этой церкви.

      «Война отметает все контраргументы. Патриарх Кирилл и митрополит Иларион являются персонами нон грата в Украине, они даже не могут приехать в Киев, чтобы как-то удержать ситуацию», — говорит источник, близкий к Константинополю.

      В свою очередь, продолжает собеседник Би-би-си, патриарх Варфоломей видит в предоставлении Томоса возможность вернуть в каноническую церковь сотни тысяч украинских верующих, которые сейчас пребывают в непризнанных церквях или отошли от канонической церкви на протяжении последних лет. Тем более что Москва преодолеть украинский раскол своими силами так и не сумела.

      Второй фактор, влияющий на готовность Варфоломея предоставить Томос — нейтралитет поместных церквей. Сторонники автокефалии отмечают, что ни одна церковь, кроме Русской, официально не стала протестовать против создания на Украине новой церкви. Звучат только заявления отдельных лиц, пусть даже и патриархов.

      Поместные церкви еще не приняли решения по «украинскому вопросу» и начнут высказываться «постфактум» — после окончательного решения Варфоломея, говорит источник, близкий к Константинополю. Поместным церквям выгодно сохранять нейтралитет, чтобы избежать конфликта с другими церквями и «разделения мнений внутри самих церквей».

      Источник Би-би-си в УПЦ МП, выступающий за предоставление Томоса, допускает, что, размышляя о возможном отходе от Константинополя, церкви будут руководствоваться и другими соображениями.

      «Москва предлагает им себя в качестве нового всеправославного лидера. Но это сейчас власть Путина и позиция РПЦ в России выглядят очень стабильными, а что будет после ухода Путина от власти? Готовы ли поместные церкви к таким экспериментам?» — говорит он.

      Наконец, третья причина, по которой Варфоломей мог оказаться готов дать Томос, — невмешательство турецкого президента Реджепа Эрдогана.

      Эрдоган имеет влияние на Константинопольский патриархат, от него, например, напрямую зависит безопасность Варфоломея, говорит источник, близкий к Константинополю.

      Спустя пять дней после того, как Константинополь принял решение рассмотреть просьбу о даровании автокефалии, Варфоломей провел переговоры с Эрдоганом; обсуждалась ли на них тема Украины — не сообщается.

      Считалось, что во времена расцвета российско-турецких отношений именно он, по просьбе России, сдерживал Константинополь от резких шагов в отношении украинских церквей. Однако в последние годы отношения России и Турции изменились, и у Эрдогана больше нет мотива уговаривать Варфоломея.

      Два источника Би-би-си допускают, что нейтралитет Эрдогана в украинском церковном вопросе могли обеспечить американские дипломаты.

      «Эрдоган мог бы помешать процессу предоставления автокефалии, если бы на этом настаивал Путин. Однако, с другой стороны, об обратном его могли бы попросить и коллеги из НАТО. Весь вопрос, к кому он прислушался», — размышляет источник, близкий к Константинополю.

      «И что, Киевский патриархат от этого исчезнет?»

      Сторонники автокефалии, с которыми пообщалась Би-би-си, на 99 процентов уверены, что Константинополь вынесет решение о даровании Томоса. Ранее известный богослов Кирилл Говорун заявил, что, по его информации, документ уже готов.

      «Томос уже готов. Он уже написан. Я даже знаю, кто его писал. Писал мой учитель в Афинском университете», — заявил Говорун в мае.

      Митрополит РПЦ Иларион в ответ на заявления о якобы готовом Томосе говорил, что если документ и есть, то он никому не отправлен и «юридического» статуса не имеет.

      По данным Би-би-си, Томос представляет собой трехстраничный документ — полторы страницы аргументации, остальное место для подписей членов Синода Константинопольского патриархата.

      Петр Порошенко обещал, что Томос будет готов уже к 28 июля, ко дню Крещения Руси. Но к указанной дате его не выдадут — вероятнее всего, это случится до конца этого года.

      Причины такой задержки — чисто процедурные: делегация из Константинополя не успевает объехать все поместные церкви и утвердить отчет по результатам этого тура, говорят два источника Би-би-си.

      Однако даже если этого не произойдет, положение дел в украинском православии не окажется тем же, что и раньше.

      «Допустим, сейчас Константинополь не предоставит автокефалию. И что, Киевский патриархат от этого исчезнет? Наоборот, на этой медийной и исторической волне он только расширится», — рассуждает один из представителей УПЦ МП, выступающий за автокефалию.

      В канонической УПЦ МП надеются, что Москва и Константинополь «договорятся и найдут компромисс», который точно не будет заключаться в предоставлении украинскому православию Томоса, говорит Николай Данилевич. В РПЦ продолжают пугать «кровопролитием» и Великим расколом.

      А источник, близкий к Константинополю, говорит, что сосуществование нового Киевского патриархата и «московской церкви» пойдет на пользу им обоим.

      «На самом деле неизвестно, какая из этих церквей будет больше. Но даже если в автокефальной церкви окажется 5 процентов верующих, а 95 останется в Московском патриархате, это будет хорошо, потому что у людей появится возможность выбора между двумя каноническими церквями, и это будет давать им обеим стимул для развития», — говорит он.

      Читальный зал

      Наука и жизнь

      Русский язык в школе

      Русский язык за рубежом

      Русская речь

      Мир русского слова

      Журнал «Грамоты.ру»

      Исследования и монографии

      Конкурсные публикации

      Наука и жизнь

      Не так проста дверь, как кажется.

      Марина Королёва, автор книги «Говорим по-русски»

      Опубликовано в журнале « Наука и жизнь » (№ 12, 2012)

      Как правильно сказать: что за дверьми? Или за дверями? И где поставить ударение, если спросить: «Это твоя собака лает у двер и ?» А может быть, у дв е ри?

      Невольно вспоминается Митрофанушка из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», который считал, что если дверь к чему прилагается, значит, это имя прилагательное, а если стоит сама по себе, значит, имя существительное. Но мы-то с вами знаем, что в случае сомнений надо сразу смотреть в словарь.

      Итак, давайте пройдём по падежам, как по ступенькам лестницы, прежде чем откроем заветную дверь и всё про неё узнаем.

      Предположим, вы переехали на новую квартиру. Входная дверь (кто-что, именительный падеж) у вас уже есть. А вот дв е ри (кого-чего, родительный падеж) между двумя комнатами пока не установили. А как ведут себя двери в дательном падеже? Этой дв е ри (кому-чему) не хватает хорошей обивки. Перескочив через винительный падеж (он совпадает с именительным), перейдём к творительному. Кто хлопнул дв е рью (кем-чем) или это сквозняк бесчинствует?

      «Что тут сложного? — скажете вы. — Везде ударение стоит на корне слова». Верно, да не совсем. Действительно: в этой квартире нет дв е ри, постойте у дв е ри, прищемил палец дв е рью. — во всех случаях ударение падает на корень слова. Но ведь каждый слышал выражения: в двер и нет замка, на двер и нет почтового ящика. Запомните: в предложном падеже (о ком — о чём) ударение падает на окончание. Во всех остальных случаях — остаётся на месте.

      Что касается множественного числа, тут тоже нужно запомнить одну хитрость. Сказать «за закрытыми дверями» и «за закрытыми дверьми» не считается нарушением грамматики — оба варианта верные. Только первый — дверями — литературный, а второй — дверьми — ближе к разговорному.

      И последнее. «Дверь» в наше время стала «твёрже» — имеется в виду конечно же произношение. Раньше начальное «д» звучало мягче: «д(ь)верь». Наверное, потому, что меньше встречалось дверей железных…

      Текущий рейтинг:

      В ООН пояснили, почему правильно писать «на Украине»

      В русскоязычном аккаунте Организациии объединенных наций в твиттере дали объяснение, почему правильно писать «на Украине» а не «в Украине».

      Очередная волна критики и ругани в соцсети было вызвано постом ООН об эпидемии СПИДа в Европе, в котором перед Украиной стоял предлог «на».

      Использование русского языка в ООН (одного из шести официальных языков Организации) регулируется литературными нормами современного русского языка, в соответствии с которыми в ООН говорят и пишут НА Украине

      В ответ на это в аккаунте ООН появилось сообщение о том,

      что выбор соответствующего предлога регламентируется нормами русского языка – одного из шести официальных языков ООН.

      «Использование русского языка в ООН (одного из шести официальных языков Организации) регулируется литературными нормами современного русского языка, в соответствии с которыми в ООН говорят и пишут НА Украине», — говорится в ответе.

      Вялотекущие споры о том, как правильно говорить, «на Украине» или «в Украине», обострилась в первые месяцы 2014 года на фоне событий на Украине. В ответ на призывы употребления предлога «в», российские филологи заявляют о правильности употребления предлога «на».

      «Произношение «на Украине» сложилось исторически, — рассказывал тогда «Газете.Ru» доктор филологических наук, доктор педагогических наук, профессор Юрий Прохоров. — Есть теория такая популярная, но многими не принимаемая, что «на Украине» говорят в русском русском, а «в Украине» — в русском украинском».

      По его словам, проблема возникла только тогда, когда ее перевели на политический уровень.

      В 1993 году правительство Украины потребовало признать нормативным вариант «в Украину». Тем самым, по мнению украинских властей, разрывалась не устраивавшая их этимологическая связь конструкций «на Украину» и «на окраину».

      На днях власти Турции в связи с обращением посольства Украины приняли решение убрать сведения о российском происхождении жены османского султана Сулеймана Великолепного Роксоланы со стенда возле ее усыпальницы в Стамбуле. С таким утверждением выступило в субботу посольство Украины в Турции.

      «Постепенно восстанавливаем историческую правду: после обращения посольства Украины турецкая сторона удалила текст надписи о якобы российском происхождении жены Султана I Роксоланы возле ее усыпальницы возле мечети Сулеймание в Стамбуле», — говорится в записи украинского диппредставительства в твиттере.

      Ранее министр иностранных дел Украины Павел Климкин возмутился тем, что на украинском телевидении в новогоднюю ночь показывали слишком много советских фильмов. Как написал дипломат на своей странице в фейсбуке, он готовил домашний майонез и смотрел телевизор.
      «Есть две новости: плохая — советских фильмов в новогоднем эфире все еще много, а хорошая — их все же меньше», сказал он.

      При этом министр верит, что за прошедший год украинцы стали «немного менее советскими».

      Публицист и политолог Анатолий Вассерман прокомментировал заявление главы МИД Украины, отметив, что «Климкин — яркий пример того, как ведут себя люди, настроенные против своего народа».

      Тем временем Украина запретила ввоз на свою территорию одной из книг советского писателя Сергея Довлатова. Об этом сообщил на своем сайте госкомитет телевидения и радиовещания страны. Причиной попадания книги в украинский черный список стало то, что в предисловии упоминается российский актер Сергей Безруков, внесенный на Украине в перечень лиц, представляющих угрозу национальной безопасности.
      Помимо произведения Довлатова, по схожим причинам под санкции попали еще 12 книг, однако лишь этот текст был запрещен для ввоза по столь косвенной причине.

      «Эксперты обратили внимание на то, что уже не первый раз российские издатели, выпуская книги авторов, которые ничего общего не имеют с идеями «русского мира», в предисловиях к ним пропагандируют имперскую идеологию и ее апологетов. Такие провокации стали типичными в условиях гибридной войны, которую ведет против Украины Российская Федерация», — говорится в сообщении комитета.

      Среди другой литературы, которая была запрещена ко ввозу на территорию страны — книга Никиты Непряхина «Убеждай и побеждай: секреты эффективной аргументации»,

      так как в ней в качестве примера приводятся цитаты вождей СССР Владимира Ленина и Иосифа Сталина.

      За 2020 год государственное агентство Украины по вопросам кино приняло решение о запрете к показу на территории страны 139 фильмов и сериалов.

      В конце декабря президент Украины Петр Порошенко признался, что до 31 года не говорил на украинском языке. Во время встречи президент говорил по-украински и заявил, что является ярким примером того, как русскоязычный человек может перейти на украинский.

      «Хочу сказать, чтобы ни у кого не было никаких иллюзий: до 1997 года я не говорил на украинском языке. Я родился в Одесской области, в селе у бабушки был суржик, учился я все время на русском», — заявил Порошенко.

      «Мы семь лет прожили в федеральном розыске»

      Они приняли ислам и стали изгоями. Русские мусульмане — о жизни в России

      Подавляющее число россиян исповедуют православие. При этом отношения православных и представителей другой религии не предполагаются — в РПЦ неизменно подчеркивают, что брак между представителями разных религиозных традиций не может быть удачным, умалчивая, что религию можно и поменять: по разным оценкам, от семи до десяти тысяч русских совершили переход из православия в ислам. Почему они стали мусульманами и как складывается их жизнь после обращения, «Ленте.ру» рассказали мастер ногтевого сервиса, бывший кассир супермаркета и предпринимательница, которую на почве принятия ислама лишили родительских прав.

      «Муж долго отучал меня от коротких юбок»

      Анастасия, 28 лет, мастер маникюра, Москва

      Моя мама — русская, папа — татарин. Я выросла в семье, где царил матриархат: папа во всем слушал маму, под ее влиянием оставил свою веру в прошлом и даже не смог мне привить свой родной язык. Любые разговоры о татарских корнях у нас были под запретом.

      До 18 лет я была атеисткой. Потом вышла замуж за мусульманина. Я любила его и видела, как для него это важно. Мне кажется, жена во всем должна следовать за мужем, и единая вера в семье — это правильно. Я приняла ислам, хотя он меня не заставлял — это был мой сознательный выбор.

      Так как я выросла в православной семье, привычки к закрытой одежде у меня не выработалось. Я очень радуюсь, когда вижу в Москве девушек в хиджабах, очень уважаю их, хотя сама хиджаб не ношу — и потому, что мой иман (вера в истинность ислама — прим. «Ленты.ру») недостаточно силен, и потому, что это большая ответственность: если ты надела хиджаб, снимать его — очень большой грех. Муж долго отучал меня от коротких юбок, и со временем до меня дошло, что нужно больше закрываться, ведь я уже замужем, и мне неприятны взоры чужих мужчин. Осенью вместо шапки надеваю платок и длинную юбку, и люди на улице смотрят на меня совершенно по-другому.

      Когда я стала мусульманкой, поделилась этой новостью с бабушкой, потому что она татарка и тоже исповедует ислам. Она была рада. Но когда об этом узнала мама, она позвонила мне и кричала, что я больше не ее дочь, что я предала ее, потому что в детстве меня крестили.

      Мы не разговаривали около года. До сих пор не в лучших отношениях: как я ни просила, мама продолжает поздравлять меня с православными праздниками и не понимает моего отказа от алкоголя за общим столом. Она не в состоянии понять, что я не пью не потому, что мой муж где-то рядом, а потому, что мой бог запрещает мне это делать.

      На работе тоже никто не понимает моей религии. Мне очень нравится работать маникюрщицей, потому что я имею дело только с женщинами, и муж ценит это, но мне пришлось сменить несколько очень хороших салонов красоты из-за коллектива: я никогда не осуждаю людей, которые пьют, но меня осуждали за то, что я не пью на корпоративах. Всех моих коллег всегда интересовало, почему я отличаюсь от них. Они постоянно шутили, что я живу в гареме, а муж держит меня в рабстве и запрещает веселиться. Это такой бред!

      «Начали ходить люди из ФСБ. Я понимал, что могут посадить ни за что»

      Владислав, 30 лет, бывший кассир, Смоленск

      В пятом классе я начал курить и панковать: мы играли во дворе на гитарах и выпивали. Бывало, что я пил и один, потому что меня мало прельщала компания быдловатых ребят, и меня часто останавливали менты. Как-то после ссоры кореш обещал мне ноги поломать. Он был уже не подростком, но его все еще ломало как личность. Однажды он якобы в шутку рассказал, что убил бомжа, но я своими глазами видел, как он избивал людей, и после новой волны агрессии с его стороны решил уехать. Это было в 2009 году.

      Деньги на билет дала сестра. Я решил уехать в Москву, чтобы начать новую жизнь: мне надоел бесконечный панк-рок и анархия, я хотел почувствовать себя действительно свободным. Поселился у подруги сестры и начал работать кассиром в магазине «Пятерочка». Однако в столице моя жизнь не изменилась. Демоны, которые меня мучали, жили во мне самом, надо было меняться изнутри.

      На работе я познакомился с таджиком. Я взял себе две банки пива и хотел угостить нового знакомого. Он отказался и сказал, что его бог запрещает ему пить. Ему было 15 лет, он работал по поддельным документам. Как-то раз он грузил мясо на витрину — все, кроме свинины. Администраторша сказала: «Эй, почему свинину не грузишь?» Он ответил: «Это харам (запрещенные действия в исламе — прим. «Ленты.ру»), я не буду». Я уважал его за то, что он соблюдает шариат (комплекс предписаний в исламе — прим. «Ленты.ру»). В бога я в принципе всегда верил, но мне была интересна другая культура. Он рассказал мне больше, и меня зацепило, что в исламе есть те же ангелы и пророки, что и в христианстве, почти те же заповеди. Он подарил мне книгу про ислам, потом предложил молиться вместе прямо в магазине. Перед этим он всегда снимал иконки со стен. Это бесило одну из администраторш, как-то раз она не выдержала: сама их сняла и заявила, будто он их украл. Началась травля, его уволили. Я ушел сам.

      В воскресенье 18 октября 2009 года я пошел в мечеть на проспекте Мира. Я не планировал принимать ислам. Но когда ты видишь, что вот — истина, ты либо принимаешь ее, либо нет. «Выпиваешь» ее — и она меняет твою жизнь, подобно дистиллированной воде. Я произнес шахаду при свидетелях. Мне предложили взять имя Абуллах, я согласился. Один брат мне подарил диск с нашидами, другой — коврик для молитвы и духи. Я опасался, что они прикалываются, а после этого мероприятия вообще убьют меня. Но это были мысли от Сатаны. Из мечети я вышел очищенным, я спасся. Вкус алкоголя и сигарет мне стал противен.

      О том, что я принял ислам, семье (моя родня — это мама и две старшие сестры) сказал не сразу, хотел подготовить. Мама спросила, не собираюсь ли я что-то взрывать, но в то же время обрадовалась, что я бросил пить и курить. Одна сестра испугалась, другая обозвала дураком и не восприняла мое решение всерьез, мы с ней больше не общаемся. Обе назвали меня предателем родины и Христа. Бабушка, когда увидела, что я делаю азан (призыв к обязательной молитве — прим. «Ленты.ру»), вообще сказала: «Так, все, на мои похороны не приходи».

      Материалы по теме

      Один мой знакомый, юрист по образованию, отправил мне в личные сообщения картинку, на которой была изображена голова свиньи, а в ее пасти лежал Коран. Я поругался с ним. Он пожаловался своим знакомым из органов, после этого ко мне домой начали ходить люди из ФСБ. Летом, когда я был у мамы, на джипе серебристого цвета с правым рулем приехал сотрудник органов, представился каким-то там полковником — сейчас уже не помню, и предложил поговорить либо дома, либо в отделе. Я выбрал второй вариант, чтобы не пугать маму. Он был чрезмерно вежливым и учтивым, старался казаться доброжелательным и просил понять, что «рано или поздно все равно должны были прийти, раз ты принял ислам», но я все равно чувствовал страх. В конце беседы он попросил не говорить лишнего и пообещал, что мы еще встретимся, а мечеть они «сами построят, если потребуется». Я со страху сразу удалил тот паблик.

      Однако визиты по моему домашнему адресу продолжились, хотя я по большей части жил в Москве. Приезжали то в форме, то в штатском и гнули свою линию. Однажды заглянули гаишники со словами: «Тут неподалеку машину угнали, не дадите ваш паспорт посмотреть? А кто с вами еще живет?» Посмотрели документы, уехали. Я понимал, что могут посадить буквально ни за что, как Айдара Хабибуллина (директор издательской группы «Сад», задержанный по подозрению в экстремизме — прим. «Ленты.ру»), просто подкинув в сумку гранату или патроны.

      «Мать считала, что мы с братом не удались: я — мусульманка, он — инвалид»

      Светлана, 34 года, Москва, предпринимательница

      С 15 лет я жила самостоятельной жизнью. Пила, курила, гуляла, употребляла наркотики — легкие и тяжелые. Сначала появилась наркотическая зависимость, потом алкогольная. У меня была депрессия из-за того, что мама меня бросила, я даже пыталась покончить с собой. Она сказала, что выходит замуж, и ушла. Звонила раз в месяц. Мы с братом остались одни, он жил на пенсию по инвалидности. С первым мужем мне приходилось воровать магнитолы из машин и продавать их на рынке, чтобы были деньги на еду. Мы поженились, когда мне было 16, а ему 19, потому что я забеременела. После родов развелись, а в 2010 году он разбился на мотоцикле.

      Когда я была ребенком, я верила в бога, в то, что он управляет нашей жизнью. Но когда я приходила в православную церковь, не могла понять, почему там столько икон, и почему все молятся кому угодно, кроме него. Я стояла со свечкой и хотела молиться богу, а мне говорили, к какой иконе подходить и чего просить. Это меня сильно смущало. В 18 лет я узнала от знакомых об исламе. Мне рассказали, что там поклоняются одному богу, а пророк Мухаммед — его раб и посланник. Я поняла, что это и есть истина: ислам — это религия от всевышнего, и все его законы универсальны для всех времен, хоть эта вера и воспринимается обществом как нечто дикое.

      Обряд проходил в мечети. Это был очень серьезный шаг, к которому я готовилась несколько месяцев, много читала и об исламе, и о христианстве: для меня принять какие-либо законы и ограничения было не так просто. По натуре я была бунтаркой, и если бы ислам оказался ошибкой, это было бы фиаско. В день принятия ислама я увидела полностью покрытую женщину: она была в платке и в длинном платье. Я уже много знала об исламе, но почему-то обязательное ношение хиджаба для женщин прошло мимо меня. Я посмотрела на эту женщину, и она мне показалась самой красивой на свете. Я такой красоты не видела никогда в жизни! Мне казалось, что от нее исходил какой-то божественный свет. Сама я надела хиджаб в тот же день. У меня ничего подходящего не было, я еле-еле нашла какую-то водолазку и платок в своих вещах. Было лето, температура около 35 градусов, но, приняв ислам, я приняла его весь.

      Ко мне на улице привязалась какая-то бабулька со словами: «Что ты так оделась? Детей пугаешь! Такая страшная!» Сама она была очень сильно накрашена. Я упорно игнорировала ее высказывания, и она отстала. Потом в очереди в метро ко мне подошел пьяный мужчина и, глядя мне в глаза, говорил: «Что ты закуталась? У тебя же глаза голубые!»

      Из-за этого могут и напасть. Одну мою знакомую, этническую мусульманку, несколько лет назад очень сильно избили. Это сделали скины в метро: один держал, другие били кастетом и ногами по лицу и телу. Ее одежду разорвали и бросили на рельсы, а ее оставили в таком состоянии. Никто из прохожих не вступился. Она пролежала в коме четыре дня и долго восстанавливалась. До сих пор она страдает от головных болей и не может скрыть шрамы на лице.

      Она воспользовалась тем фактом, что я приняла ислам. Сначала настроила против меня старшего брата, у которого есть проблемы с психикой. Хотя мы с мужем его кормили, поскольку на одну пенсию по инвалидности он прожить бы не смог, маме удалось убедить его в том, что я якобы мучаю ее. Потом она написала на меня жалобу в органы опеки: что мои дети якобы ходят голодные, не развиваются, не гуляют, сутками сидят дома с приезжими нянями, не ходят в школу, а все развлечения им запрещены. Это был ужас, потому что с 18 лет я только и делала, что зарабатывала деньги (у меня бизнес по продаже сумок), лишь бы они не испытывали нужды, и с утра до вечера бегала с ними по развивающим центрам. Потом мама написала заявление в ФСБ, что я якобы состою в экстремистских группировках. Вскоре мне позвонили из психдиспансера и пригласили на освидетельствование. Но муж моей мамы был очень влиятельным чиновником, ему было под силу фальсифицировать медицинское заключение, и я отказалась идти туда. Мы с мужем пошли на консультацию к юристу, он сказал, что шансов никаких.

      «Обращение в религию считают вмешательством высших сил»

      Комментарий социолога Анастасии Погонцевой, авторки исследования «Влияние религиозной конверсии на трансформацию социальной идентичности на примере перехода христиан в ислам»

      Американский психолог Ли Киркпатрик считает, что на религиозный выбор человека влияют отношения с матерью в раннем школьном возрасте. Он опросил несколько сотен людей разных конфессий и выяснил: те, кто в детстве был любимчиком матери, не склонны к смене вероисповедания. Те же, чьи отношения с матерью были прохладными, обращались в другую религию в 44 процентах случаев.

      Я провела больше десятка глубинных интервью с новообращенными россиянами, перешедшими в ислам из христианства. Гипотеза состояла в том, что религиозное обращение — это длительный процесс трансформации личности с изменением системы ценностей и самоидентификации. Этот тезис подтвердился: новообращенные мусульмане действительно начали осознавать себя как часть коллективной идеи. Вера и соблюдение обрядов у них вышли на первое место по значимости.

      Любопытно, что все они заявили: до вступления в исламскую общину они воспринимали себя как верующих, и особую роль в их обращении сыграло христианское видение мира. Оно сформировало начальное религиозное сознание и стало основанием для восприятия себя через призму религии. Они начинали сравнивать христианство и ислам, таким образом запуская психологическую модель «кризис-поиск» и принимая на себя новую систему верований. Эмоциональный фон, который сопровождал их в переходе от одной религии к другой, можно описать как тревожность, неопределенность, сомнение в себе и страх. В исламе их привлекли рационализм, единобожие, неизменность и традиционность, универсальность и то, какая роль отводится женщине.

      Читайте так же:  Апелляция кассация и надзор