Как посчитать размер пособия по уходу за ребенком

Калькулятор декретных

С помощью декретного калькулятора можно рассчитать пособие по беременности и родам (больничный лист) и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. В соответствии со всеми утвержденными правилами. Калькулятор бесплатный, представлен сервисом Контур.Бухгалтерия.

После ввода необходимых данных о заработке за 2 расчетных года калькулятор рассчитает автоматически сумму выбранного пособия. Учитываются все необходимые ограничения. Например, если сумма пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет оказалась меньше минимального значения, установленного законодательством, калькулятор подскажет об этом и предложит минимальную месячную сумму пособия до 1,5 лет. Также можно увидеть подсказки со ссылками на статьи нормативных документов.

Как пользоваться калькулятором расчета декретных?

Калькулятор рассчитывает пособие по беременности и родам (больничный лист) и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет всего за 3 шага.

  • Шаг 1. На первом шаге для пособия по беременности и родам нужно указать данные из листа нетрудоспособности, а для пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет — данные о ребенке. С 2013 года из 2-х расчетных лет исключаются периоды нахождения на больничном или в отпуске по уходу за ребенком. Если такие периоды были, укажите их.
  • Шаг 2. На втором шаге указывается заработок за 2 расчетных года и другие параметры, необходимые для расчета среднего дневного заработка.
  • Шаг 3. На 3-м шаге вы увидите итоговый расчет пособия.
  • Расчет декретных на видео

    Этот калькулятор является частью Контур.Бухгалтерии. У нас ещё много легких и быстрых расчетов для сложных вещей. Вы сможете легко рассчитать зарплату, больничные и отпускные, вести учет сотрудников, начислить зарплатные налоги и взносы, подготовить отчетность по сотрудникам в ПФР, ФСС и ФНС.

    Расчет пособия по уходу за ребенком

    Согласно российскому законодательству, детское ежемесячное пособие до 1.5 лет в форме страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию выплачивается в 2020 году лицу, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком (то есть прерывающему свою профессиональную деятельность), и перестает начисляться с момента выхода на работу или со следующего месяца, когда ребенку исполнится полтора года.

    Фактически получателем ежемесячной выплаты (пособия) не обязательно является мать — она может перечисляться отцу, бабушке или другому родственнику, а также опекуну — но только одному человеку, осуществляющему уход за ребенком.

    Правовое регулирование осуществляется Федеральным законом № 81-ФЗ от 19.05.1995 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Процедура расчета пособия до 1.5 лет учитывает множество факторов: факт трудоустройства, размер зарплаты до ухода в отпуск, количество предыдущих детей, регион проживания и другие.

    Размер ежемесячного пособия до 1.5 лет

    Вопрос о размере пособия до 1.5 лет стоит отдельно рассматривать для двух частных случаев:

  • для работающих лиц — то есть если получатель пособия подлежит обязательному социальному страхованию по временной нетрудоспособности и материнству;
  • для неработающих — то есть если за гражданина не уплачиваются страховые взносы Фонд социального страхования (ФСС).
  • Оба варианта оговорены в ст. 15 федерального закона. В 2017 году принципиально изменился только размер пособия для случаев, когда получателю положены минимальные или максимальные выплаты — то есть для крайних случаев:

  • для неработающих и безработных лиц, а также трудящихся, официально получающих очень маленькую зарплату;
  • для официально трудоустроенных с высоким заработком, превышающим за год размер страховой базы (755 тысяч рублей в 2017 году).
  • Ежемесячная выплата гарантирована за весь период права на ее получение. То есть или с момента рождения ребенка, или с момента выхода матери, отца или бабушки в отпуск по уходу до 3 лет — и до достижения ребенком 1.5 лет получатель может рассчитывать на всю сумму выплат по закону.

    Выплаты в формате обязательного социального страхования по месту работы или в ФСС

    Для граждан, за которых страхователь (работодатель) платит ежемесячные страховые взносы в ФСС, размер пособия высчитывается по общей формуле: 40% от среднемесячной зарплаты за два года перед периодом начислений.

    При этом ежегодно лимитируется минимальная сумма выплат. Она актуальна при маленьком официальном заработке (например, если сотрудница работала не на полный день или получала «серую» зарплату в конверте) и с 1 февраля 2017 года составляет:

  • 3065,69 руб. на первого ребенка;
  • 6131,37 руб. на второго и последующих.
  • В связи с этим работодатель или напрямую ФСС не имеет права выплачивать суммы, меньше указанных. При этом:

    • получателям «минималки» сумма также умножается на районный коэффициент к заработной плате (если он предусматривается);
    • для тех, кому пособие назначается из расчета 40% от среднемесячного дохода, коэффициент, как правило, уже считается учтенным в размере зарплаты.
    • При отсутствии заработка за два предыдущих года или при его размере ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), можно применить промежуточный вариант расчета — взять 40% от МРОТ. Однако полученная при этом сумма вряд ли превысит минимальный размер пособия (если только законодатели на следующий год не примут решение о резком повышении размера МРОТ).

      Например, с 1 июля 2017 года размер МРОТ в России составит 7800 руб. Данная сумма даст ежемесячное пособие по уходу за ребенком в размере 3120 руб. (40% ежемесячно), что выше минимума, установленного на первого ребенка (3065,69 руб. с 01.02.2017 г.), однако до сих пор ниже соответствующей минимальной выплаты для второго или последующего ребенка (6131,37 руб.).

      Выплаты в виде государственного социального обеспечения неработающим в Соцзащите

      Размер пособия до 1.5 лет неработающим гражданам равен минимальной базовой сумме, указанной в ст. 15 закона, умноженной на коэффициент индексации для года получения пособия.

    • в 2016 году ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком составляло 2 908,62 руб., на второго и последующих детей — 5 817,24 руб.
    • с 1 февраля 2017 года размер выплат проиндексирован по фактической прошлогодней инфляции с коэффициентом 1,054 (повышение на 5.4%). Вследствие этого минимальный размер выплат до 1 февраля 2020 года теперь будет составлять соответственно 3 065,69 и 6 131,37 руб.
    • Формула расчета пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет

      Детское пособие до 1.5 лет рассчитывается по следующей простой формуле:

      П = СЗ ? 30.4 ? 0.4,

    • П — размер ежемесячной выплаты до 1.5 лет;
    • СЗ — средний дневной заработок получателя за 2 предыдущих календарных года;
    • 30.4 — среднее количество дней в месяце в расчете на год (365 дней / 12 месяцев = 30.4 дня);
    • 0.4 — те самые 40% от средней зарплаты, о которых было написано выше.
    • Перерасчет начисленного пособия до 1.5 лет от работодателя после Нового года не производится. То есть если женщине ранее провели расчет исходя из среднего заработка в 2016 году, то после наступления 2017 года она будет получать ту же сумму. Перерасчет пособия возможен только при условии прерывания отпуска и временного возвращения на работу.

      Но есть два исключения:

    • Если получательница даже небольшой период работала в предыдущем году и хотя бы один раз получала зарплату, а в новом году прервала отпуск по уходу за ребенком и подала на него повторное заявление. После этого она будет вправе продолжить отпуск вплоть до того момент, пока ребенку не исполнится 3 года, но так как заработок и расчетный период поменяются, возможно, сумма ежемесячного пособия до 1.5 лет будет более высокая.
    • Если женщина получает пособие по уходу в минимальном размере, после Нового года ей будут перечислять уже другой минимум. Например, как говорилось выше, в 2016 году минимальное пособие на первого ребенка составляло 2908,62 руб., а с 1 февраля 2017 года стало 3065,69 руб.

    Определение среднего заработка в 2017 году для исчисления пособия

    Размер пособия зависит от среднего заработка получательницы за два года, предшествующих ее выходу в отпуск по уходу за ребенком. Например, для женщины, которая оформит декретный отпуск в 2017 году, будет учитываться доход за 2015 и 2016 годы.

    Особенности исчисления среднего заработка детально описаны в ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ от 29.12.2006 г. «Об обязательном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

    Порядок определения среднемесячного заработка

    Основные особенности, которые, в соответствии с законодательством, учитываются при вычислении выплат по социальному страхованию:

    Если в одном или в обоих расчетных годах, предшествующих оформлению пособия, женщина также находилась в декретном отпуске (по беременности и родам, по уходу за ребенком), то эти один или два года можно заменить другими годами, непосредственно им предшествующими, если это приведет к увеличению размера ежемесячной выплаты до 1.5 лет. При этом будущий получатель должен самостоятельно заявить о смене расчетных годов в соответствующем заявлении, иначе оно не будет учтено и пособие будет рассчитано в обычном порядке.

    Пример. Если отпуск по уходу за вторым ребенком оформляется в 2017 году, а в 2016 и 2015 гг. мама находилась в первом декрете, то расчетные годы будет возможно заменить только на два предшествующих — 2014 и 2013 гг. Замена на любые произвольные годы не допускается.

  • Согласно ч. 1 ст. 14 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ пособие рассчитывается исходя из среднего заработка, полученного в течение двух предшествующих календарных лет по всем местам работы (в том числе у предыдущего работодателя или нескольких работодателей одновременно). В таких случаях расчет проводится на основании предоставленной работником с предыдущего места работы справки о зарплате по форме приложения 1 к приказу Министерства труда и соцзащиты РФ от 30.04.2013 № 182н.
  • Для работающих на неполный день средний заработок высчитывается пропорционально отработанному времени, но пособие в итоге не может быть ниже минимального.
  • В понятие «заработок» включаются все виды доходов и любых вознаграждений по месту работы в связи с осуществлением рабочих обязанностей.
  • Принимаемый в расчет средний заработок не может быть выше суммы, устанавливаемой величиной страховой базы.

    На 2017 год возможное максимальное пособие по уходу составляет 23089,03 руб. (исходя из размера страховой базы 670000 рублей в 2015 году и 718000 — в 2016-м). То есть если женщина в расчете за полный год зарабатывала больше, расчет пособия будет вестись не от заработка, а от указанной суммы страховой базы, сверх которой выплата страховых взносов работодателем в ФСС не производится.

    Среднедневной заработок в общем случае получается делением всей начисленной зарплаты за два отчетных года на 730 или 731 — количество дней в обычном и високосном году (732 может получиться при замене годов, если они оба високосные).

    Однако фактически расчетный период, как правило, бывает меньше 730 дней, ведь из него исключаются:

  • периоды временной нетрудоспособности, когда женщина болела, была на больничном по беременности и родам или по уходу за больными детьми;
  • периоды, когда работник был освобожден от обязанностей с полным или частичным сохранением зарплаты, если с нее не производились отчисления в Соцстрах.
  • База для начисления страховых взносов в 2017 году

    Ежегодно Правительством РФ устанавливается предельная база для начисления страховых взносов — то есть максимальная сумма годовых доходов застрахованного лица, с которой работодатель обязан производить отчисления в ПФР и ФСС. Если работник заработает больше, с разницы между заработком и базой отчисления в указанные внебюджетные фонды не делаются.

    В 2017 году в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.11.2016 № 1255. «О предельной величине базы для начисления страховых взносов (…)» максимальный годовой доход работника, с которого идут отчисления в ФСС, составляет 755000 руб.

    Эта величина меняется из года в год. Например, за предыдущие годы она составляла:

  • 2010 г. — 415000 руб.;
  • 2011 г. — 463000 руб.;
  • 2012 г. — 512000 руб.;
  • 2013 г. — 568000 руб.;
  • 2014 г. — 624000 руб.;
  • 2015 г. — 670000 руб.;
  • 2016 г. — 718000 руб.;
  • 2017 г. — 755000 руб.
  • Пример определения размера среднего заработка

    Предположим, мать ребенка последние 5 лет не меняла место работы. Женщина ушла в отпуск по уходу за ребенком 11 января 2017 года, и в этот же день обратилась в бухгалтерию предприятия за назначением ежемесячного пособия до 1.5 лет.

    Для расчета пособия были взяты два полных предыдущих календарных года:

  • в 2015 году начисленная зарплата составила 700 тыс. руб.;
  • в 2016 году — также 700 тыс. руб.
  • Предположим также, что в течение этих двух лет работница не выходила на больничный, — значит, количество расчетных дней составит 731 (поскольку 2016-й год был високосный). Но в 2015 году предельная база для начисления страховых взносов составляла 670 тысяч — значит, с такой суммы, а не с фактически заработанных 700 тыс., шли отчисления в ФСС.

    В связи с этим средний дневной заработок будет равен: (670000 + 700000) / 731 = 1874,15 руб.

    Фото pixabay.com

    Пример расчета пособия по уходу за ребенком

    Расчет размеров пособий по социальному страхованию требует внимательного изучения табельной документации сотрудника, его доходов за каждый месяц расчетного года и другой информации.

    Обычно такие данные есть в отделе кадров и бухгалтерии предприятия.

    Во многих организациях сотрудникам выдают «корешки» с указанием фактически отработанных дней, периодов нетрудоспособности и заработка. На их основании можно провести расчет пособия самостоятельно. Эти же данные используют и сотрудники ФСС.

    На 1 ребенка

    Вычислим размер выплаты на одного ребенка на основании данных из предыдущего примера. Средний дневной заработок мамы ребенка по результатам расчетов составил 1874,15 руб./день. Тогда ежемесячное пособие в соответствии с приведенной ранее расчетной формулой будет равно:

    Читайте так же:  Ответственность иностранцев за нарушение пдд

    П = 1874,15 руб. ? 30,4 дня ? 0,4 = 22789,66 руб.

    Эта сумма меньше максимально возможной выплаты в 2017 году, равной 23089,03 руб. Значит, мать ребенка будет получать вычисленную сумму ежемесячно до 1.5 лет или до момента выхода из отпуска по уходу за ребенком.

    На 2 детей

    Предположим, та же молодая мама ушла в отпуск по уходу за детьми-близнецами 11 марта 2017 года. Расчетными периодами для исчисления пособия, как и ранее, приняты 2015 и 2016 годы.

  • Заработок сотрудницы составлял всего 9000 руб./мес. в 2015 году и 9900 руб./мес. в 2016-м. Периодов нетрудоспособности за два года не было.
  • При этом рожденные близнецы — первенцы в семье. Тогда на одного из них мама сможет получить, как минимум, 3065,69 руб. в месяц, а на второго — не менее 6131,37 руб. То есть семья с двумя детьми до 1.5 лет получит пособие не меньше, чем (3065,69 + 6131,37) = 9197,06 руб.
  • Среднедневной заработок женщины по месту работы составит:
    (9000 руб./мес. + 9900 руб./мес.) ? 12 мес. / 731 день = 310,26 руб./день.
  • Зарплата за 2015 год составила суммарно 108000 руб. (что меньше страховой базы в размере 670 тыс. руб.), а в 2016 г. — 118800 руб. (также меньше базы, равной 718 тыс. руб.). Тогда среднемесячная зарплата за период будет равна: 310,26 руб./день ? 30,4 дня = 9431,90 руб.
  • Сумма пособия на ребенка из расчета 40% от среднемесячного заработка: 9431,90 руб. ? 0,4 = 3772,76 руб.
    • Минимальное ежемесячное пособие на первого из родившихся детей при оформлении пособия после 1 февраля 2017 г. составляет 3065,69 руб. Это меньше, чем рассчитанная сумма. Значит, на первого из детей матери начислят рассчитанную сумму полностью (3772,76 руб.).
    • На второго близнеца с 1 февраля предусмотрена минимальная выплата в размере 6131,37 руб., что больше расчетной суммы. Значит, за второго ребенка женщина получит соответствующий минимум, указанный в законе (6131,37 руб.).
    • Таким образом, общее ежемесячное пособие на двух близнецов составит: 3772,76 руб. + 6131,37 руб. = 9904,13 руб.
    • При расчете размера пособия на двоих детей стоит учитывать, что выплаты суммируются (по 40% на каждого), но не могут составлять больше, чем 100% среднего заработка получательницы. Таким образом, семьи с двумя малолетними детьми после 1 февраля 2017 года могут рассчитывать как минимум уже на 3065,69 + 6131,37 = 9197,06 руб. руб. ежемесячно.

      После того, как предыдущий ребенок достигнет возраста в 1.5 года, на его последующих младших брата или сестру будут продолжать начислять пособие, как на второго малыша.

      На 3 детей и более

      Предположим, в 2017 году многодетная мать уходит в отпуск по уходу за своими тремя детьми, каждому из которых еще нет 1.5 лет.

    • По ее заявлению о смене годов учета заработка расчетными годами принимаются 2013 и 2014 годы, так как в 2015 и 2016 годах женщина уже дважды находилась в декретном отпуске. Из расчета также будем исключать 18 дней, в течение которых мама была на больничном в двух расчетных годах.
    • Ее зарплата за эти годы:
      • 2013 г. — 320 тыс. руб.;
      • 2014 г. — 390 тыс. руб.
      • В обоих годах общая сумма заработка не превышает страховую базу. В связи с этим в расчет будем принимать фактическую зарплату. Тогда общая сумма заработка за 2 года составит: 320000 + 390000 = 710000 руб.
      • Средний дневной заработок будет равен: 710000 руб. / (365 дней + 365 дней – 18 дней) = 988,86 руб./день. li>
      • Среднемесячный заработок составит: 988,86 руб./день ? 30,4 дня = 30061,34 руб.
      • Тогда ежемесячное пособие до 1.5 лет за счет ФСС на одного ребенка составит: 30061,34 руб. х 0,4 = 12024,54 руб. в месяц.
      • Рассчитанная сумма больше установленной минимальной на первого, второго и последующих детей. Значит, сумма пособия, исходя из расчетной величины суммарно на трех детей до 1.5 лет должна составлять: П = 12024,54 руб. ? 3 = 36073,62 руб.
      • Однако полученная величина превышает 100% посчитанного ранее среднемесячного заработка (30061,34 руб. — см. выше). В связи с этим ежемесячное пособие по уходу за тремя детьми многодетной матери будет назначено в размере 100% от средней зарплаты — 30061,34 руб., а не из расчетной величины пособия (36073,62 руб.).

        Минимальное пособие до 1.5 лет на нескольких детей

        После появления в семье второго малыша минимальное пособие до 1.5 лет устанавливается в двукратном размере исходя из размера выплаты на первого ребенка. Однако уже при рождении третьего и последующих детей картина не так привлекательна: сумма выплаты не меняется. Она составит по 6131,37 руб. на каждого из детей при оформлении отпуска по уходу за ребенком после 01.02.2017 года.

        В частности, минимальная сумма выплат на троих детей одновременно в 2017 году будет равна: 3065,69 + 6131,37 + 6131,37 = 15328,43 рубля.

        Онлайн-калькулятор ФСС для определения размера пособия до 1.5 лет

        На основании требований закона и исходя из бухгалтерской практики был разработан онлайн-калькулятор расчета ежемесячного пособия по уходу за детьми. Он размещен на официальном сайте ФСС и поможет посчитать выплату самостоятельно наиболее точно.

        Калькулятор ФСС позволит ввести все актуальные требования, документы и данные, необходимые для верного расчета ежемесячного пособия.

        Он содержит такие основные графы, которые нужно заполнить:

      • информация о ребенке, на которого рассчитывается пособие, и других детях в семье;
      • размер зарплаты, расчетный период (с необходимостью его поменять);
      • количество отработанных часов и исключенных календарных дней.
      • При верном заполнении рассчитанная величина должна совпасть с суммой, которую посчитают на предприятии или в ФСС. Интерфейс калькулятора очень понятен. При необходимости ход и результаты расчета можно распечатать на принтере прямо со страницы сайта.

        Заключение

        Ежемесячное соцпособие на ребенка до 1.5 лет исчисляется в размере 40% от среднемесячного дохода за расчетный период, то есть два предыдущих года (для работающих). Размер выплаты на каждого ребенка не может превышать установленный минимум — 3065,69 руб. на первого ребенка и 6131,37 руб. на каждого из последующих с 1 февраля 2017 года. Эти суммы будут получать в органах Соцзащиты населения также лица, не подлежащие обязательному социальному страхованию (например, безработные или неработающие).

        Правильный расчет ежемесячного пособия по уходу за ребенком требует знания законодательной базы и бухгалтерских тонкостей. В размере выплаты учитывается доход заявителя, фактически отработанное им время, а также периоды нетрудоспособности, количество детей в семье и другие факторы.

        Как рассчитать пособие по беременности и родам исходя из МРОТ сотруднице, работающей в режиме неполного рабочего времени (0,5 ставки)?

        Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

        В настоящее время в судебной практике закрепился подход, в соответствии с которым работникам с неполным рабочим временем, чей заработок в расчетном периоде за полный календарный месяц был ниже МРОТ или отсутствовал, пособие по беременности и родам нужно рассчитывать исходя из среднего заработка, равного МРОТ, без его уменьшения пропорционально установленной продолжительности рабочего времени.

        Обоснование вывода:

        Прежде всего отметим, что определение такого понятия, как «ставка», трудовое законодательство не содержит. Исходя из смысла, который обычно вкладывается в этот термин, работа по какой-либо должности в течение нормальной продолжительности рабочего времени считается работой на полную ставку. Если же сотрудник работает на 0,5 ставки, то предполагается, что он отрабатывает часть нормы рабочего времени, то есть работает на условиях неполного рабочего времени (смотрите ответ Роструда).

        В силу ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон N 255-ФЗ), если заработок работника за расчетный период в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, принимается равным МРОТ. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.

        Специалисты ФСС России трактуют эту норму как обязывающую сравнивать фактический заработок работника с долей МРОТ, определенной пропорционально продолжительности рабочего времени. И если фактический заработок ниже, то в дальнейшем в расчетах необходимо использовать именно долю МРОТ (смотрите, письмо ФСС России от 14.12.2010 N 02-03-17/05-13765, ответ 1, ответ 2, ответ 3):

        Работнице установлена 20-часовая рабочая неделя при норме 40 часов. При наступлении страхового случая в 2020 году минимальный средний дневной заработок для исчисления пособия будет составлять:

        11 280 руб. : 40 ч. х 20 ч. х 24 : 730 = 185,42 руб.

        Соответственно, размер пособия:

        185,42 руб. х 100% х 140 кал. дн. = 25 958,8 руб.

        Ситуация изменилась после того, как Верховный Суд РФ в определении от 27.07.2015 N 309-КГ15-4727 признал такой подход неправомерным. Судьи пришли к выводу о том, что в случае, если застрахованному лицу установлен режим неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний дневной заработок определяется в таком же порядке, как и в случае, когда работнику установлен нормальный режим рабочего времени и работник работает полный рабочий день. При этом суд сослался на пункты 15-16 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В дальнейшем этот свой вывод Верховный Суд ФР повторил многократно (определения от 07.08.2017 N 309-КГ17-9589, от 30.08.2017 N 302-КГ17-11185, от 17.01.2020 N 309-КГ17-20636).

        В результате в настоящее время в арбитражной практике закрепился подход, в соответствии с которым работникам с неполным рабочим временем, чей заработок в расчетном периоде был слишком мал или отсутствовал, пособие нужно рассчитывать исходя из среднего заработка, равного МРОТ, без его уменьшения пропорционально установленной продолжительности рабочего времени (постановление АС Волго-Вятского округа от 27.03.2020 N Ф01-673/18, постановление АС Уральского округа от 08.02.2020 N Ф09-177/18).

        Таким образом, формула МРОТ х 24 : 730 применяется для исчисления пособия по беременности и родам в том числе и при неполном рабочем времени.

        Работнице установлена 20-часовая рабочая неделя при норме 40 часов. Работнице предоставлен отпуск по беременности и родам на 140 календарных дней. На дату начала отпуска по беременности и родам в 2020 году МРОТ составляет 11 280 руб.

        Минимальный средний дневной заработок: 11 280 руб. х 24 : 730 = 370,85 руб.

        Размер пособия по беременности и родам составит:

        370,85 руб. х 100% х 140 кал. дн. = 51 919 руб.

        Упомянутая формула определения среднего дневного заработка из МРОТ используется согласно п. 15.3 Положения для исчисления пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам. В соответствии же с п. 23 Положения ежемесячное пособие по уходу за ребенком при низком заработке в расчетном периоде или его отсутствии определяется исходя из МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая (для лиц, работающих на момент наступления страхового случая на условиях неполного рабочего времени, — пропорционально продолжительности рабочего времени). При этом средний дневной заработок не рассчитывается и коэффициент 30,4 не применяется. Соответственно, пункты 15.3 и 16 Положения, устанавливающие, по мнению судов, единую формулу расчета из МРОТ как при полном, так и при неполном рабочем времени, в отношении ежемесячного пособия по уходу за ребенком не действуют.

        Ответ подготовил:
        Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
        Кудряшов Максим

        Ответ прошел контроль качества

        23 августа 2020 г.

        Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

        Как рассчитать детские пособия с учетом индексации?

        C 1 февраля 2017 г. детские пособия нужно пересчитать с учетом повышающего коэффициента. Коэффициент индексации пособий утвержден постановлением Правительства РФ от 26.01.2017 г. №88 «Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2017 году». В каких случаях и в каком порядке необходимо проиндексировать детские пособия?

        Начиная с 1 февраля 2017 года, индексации подлежат выплаты, пособия и компенсации, предусмотренные законодательными актами, указанными в п.1 ст.4.2 Федерального закона от 06.04.2015 г. №68-ФЗ «О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов РФ в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона «О приостановлении действия ч.11 ст.50 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (с изменениями и дополнениями)».

        А согласно Федеральному закону от 19.12.2016 г. №460-ФЗ «О внесении изменении в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 июля 2017 года будет проиндексирован минимальный размер оплаты труда — с 7 500 рублей до 7 800 рублей. Это означает, что в середине года в соответствующем размере также будет проиндексирован минимальный размер декретных пособий.

        Виды пособий, которые подлежат индексации

        Индексации с 1 февраля 2017 г. подлежат следующие виды пособий (ст.4.2 Федерального закона от 19.05.1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», далее по тексту – Закон №81-ФЗ):

      • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до 12 недель);
      • единовременное пособие при рождении ребенка;
      • минимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком за первым ребенком;
      • минимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком за вторым и последующими детьми;
      • единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
      • единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
      • ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
      • При индексации минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком ежемесячное пособие по уходу за ребенком, исчисленное в процентном выражении от среднего заработка (дохода, денежного довольствия), подлежит перерасчету до минимального размера проиндексированного ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

        Размер пособий с 1 февраля 2017 г.

        Систематизируем предельные размеры детских пособий, которые действовали до 01.02.2017 г. и действуют после 01.02.2017 г. в таблице:

        Размеры детских пособий, действовавшие до 01.02.2017 г. и после 01.02.2017 г.

        Размер детского пособия

        после 01.02.2017 г.

        Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до 12 недель)

        Единовременное пособие при рождении ребенка

        Минимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком за первым ребенком

        Минимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком за вторым и последующими детьми

        Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью

        Повышенный размер пособия (в случае если усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами)

        Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

        Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

        Право на получение индексированного размера пособия

        Детские пособия выплачиваются в повышенном размере, если ребенок родился (либо имел место факт усыновления) 1 февраля 2017 года и позже.

        НАПРИМЕР

        Если отпуск по беременности и родам начался в 2016 г., а ребенок родился в феврале 2017 г. и позже, то ежемесячное пособие по уходу за ребенком должно быть проиндексировано.

        При этом пособие по беременности и родам рассчитывается из предельных размеров, действовавших в 2016 г.

        Порядок индексации пособий

        Напомним, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет (п.1 ст.11.1 Федерального закона от 29.12.2006 г. №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», (далее по тексту – Закон №255-ФЗ), п.1 ст.14 Закона №81-ФЗ)).

        Рассчитанное ежемесячное пособие по уходу за ребенком в полном объеме и за все дни выплачивается за счет средств бюджета ФСС РФ (п.1 ст.3 Закона №255-ФЗ, п.1 ст.4 Закона №81-ФЗ).

        По общему правилу, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется исходя из среднего заработка работницы, рассчитанного за два календарных года, предшествующие году наступления отпуска по уходу за ребенком (расчетный период) (п.1 ст.14 Закона №255-ФЗ, п.6 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 г. №375, далее по тексту — Положение).

        Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка на 30,4 (п.23 Положения).

        Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается работодателем в размере 40% среднего заработка, но не меньше минимального размера этого пособия, установленного Законом №81-ФЗ (п.1 ст.11.2 Закона №255-ФЗ).

        Теперь перейдем к примерам индексации детских пособий в различных ситуациях.

        ПРИМЕР №1.

        Работница ушла в отпуск по уходу за первым ребенком в мае 2016 г. до полутора лет.

        С 1 февраля 2016 года минимальное пособие по уходу за первым ребенком составляло 2 908,62 рублей (Постановление Правительства РФ от 28.01.2016 г. №42).

        С 1 июля 2016 года минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком составляет 3 000 рублей (7 500 рублей ? 40%).

        Но использовать новый размер пособия можно, если у работницы отпуск начался 1 июля 2016 года или позже.

      • за 2014 г. — 50 000 рублей;
      • за 2015 г. — 40 000 рублей.
      • Средний заработок работницы нужно разделить на фактическое число дней в расчетном периоде. Предположим, что исключаемые дни у работницы составили 160 дней.

        Тогда среднедневной заработок составил:

        (50 000 рублей + 40 000 рублей)/(730 дн. – 160 дн.) = 157,89 рублей.

        Рассчитаем ежемесячное пособие по уходу за ребенком:

        157,89 рублей х 30,4 х 40% = 1 919,94 рублей.

        Сравниваем рассчитанное ежемесячное пособие с минимальной величиной пособия (до 1 июля 2016 г.):

        1 919,94 рублей 5 817,24 рублей.

        Следовательно, работнице выплачивалось ежемесячное пособие в размере 5 823,06 рублей.

        С 1 февраля 2017 г. минимальный размер пособия по уходу за вторым ребенком составляет 6 131,37 рублей. Эта сумма больше ранее выплачиваемого пособия:

        6 131,37 рублей > 5 823,06 рублей.

        Поэтому работнице будет увеличена выплата с 1 февраля 2017 г. на 308,31 рублей и ежемесячное пособие составит 6 131,37 рублей.

        Теперь перейдем к расчету единовременного пособия при рождении ребенка с 1 февраля 2017 г.

        ПРИМЕР №4.

        Работница ушла в отпуск по беременности и родам в 2016 г. В феврале 2017 г. у работницы родился ребенок.

        Предположим, что заработок работницы составил:

      • за 2014 г. — 550 000 рублей;
      • за 2015 г. — 600 000 рублей.
      • Лимит заработка в 2014 г. составлял – 624 000 рублей, а в 2015 г. – 670 000 рублей.

        Тогда среднедневной заработок работницы составил:

        (550 000 рублей + 600 000 рублей)/730 дн. = 1 575,34 рублей.

        1 575,34 рублей х 30,4 х 40% = 19 156,13 рублей.

        Поскольку ребенок родился в феврале 2017 г., то единовременное пособие при рождении ребенка нужно выплачивать в повышенном размере – 16 350,33 рубля.

        Если бы ребенок родился до 1 февраля 2017 г., то единовременное пособие при рождении составило бы – 15 512,65 рублей.

        При выплате единовременного пособия женщине, вставшей на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до 12 недель), следует учитывать следующие переходные моменты.

        Работница ушла в отпуск по беременности и родам до 1 февраля 2017 г., а справка о постановке на учет в ранние сроки беременности датирована 2016 г. Единовременное пособие должно платиться из размера 581,73 рублей.

        Работница ушла в отпуск по беременности и родам после 1 февраля 2017 г., а справка о постановке на учет в ранние сроки беременности датирована 2016 г. Из какого размера должно быть выплачено единовременное пособие женщине, вставшей на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности?

        ПРИМЕР №5.

        Работница ушла в отпуск по беременности и родам 22 февраля 2017 г., а справка о постановке на учет в ранние сроки беременности датирована 26 сентября 2016 г.

        В этом случае единовременное пособие женщине, вставшей на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, назначается и выплачивается одновременно с пособием по беременности и родам, если справка о постановке на учет в ранние сроки беременности представляется одновременно с документами при оформлении декретного отпуска (п.24 Приказа от 23.12.2009 г. №1012н «Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»).

        С 1 января 2017 г. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 г. №1573 «О внесении изменения в Положение об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан» (далее по тексту – Постановление) уточнен порядок расчета среднего дневного заработка для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

        Согласно Постановлению среднедневной заработок для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком (назначаемый в соответствии с п.3.3 ст.14 Закона №255-ФЗ) не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, установленных на 2 календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком.

        Кроме того, при назначении и выплате пособия по больничному листу необходимо учитывать следующее.

        Максимальный и минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности при наступлении нетрудоспособности работника в 2017 г. составит:

      • максимальный размер пособия — 1 901,37 рублей в день ((670 000 рублей + 718 000 рублей)/730 дн. x 100%);
      • минимальный размер пособия, если:
      • больничный лист открыт с 01.01.2017 г. по 30.06.2017 г. включительно, составит 147,95 рублей в день (7 500 рублей x 24 мес./ 730 дн. x 60%);
      • больничный лист открыт с 01.01.2017 г. и позже, составит 153,86 руб. в день (7 800 рублей x 24 мес./ 730 дн. x 60%).
      • Такие правила установлены в п.1 ст.7, п.1.1, п.3, п.3.2, п.4 ст.14 Закона №255-ФЗ.

        При этом сумма дневного пособия по листку нетрудоспособности может быть и меньше минимального его значения, если работник трудится на условиях неполного рабочего времени.

        Пособие на детей от 1,5 до 3 лет будет равно региональному прожиточному минимуму ребенка

        МОСКВА, 19 июня. /ТАСС/. Размер пособия по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет будет равен региональному прожиточному минимуму на ребенка, который сейчас составляет в среднем 10 тыс. рублей. Об этом сообщил в среду глава Минтруда Максим Топилин.

        «Это будет прожиточный минимум ребенка региональный, точно такой же, который установлен сейчас на первого ребенка», — сказал он в кулуарах III Форума социальных инноваций регионов.

        Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев накануне на совещании по вопросу реформирования системы компенсационных выплат по уходу за ребенком предложил повысить пособие по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет до уровня прожиточного минимума ребенка в регионе на принципе адресности. Глава кабмина считает, что необходимо определить механизм таких выплат.

        Открывая совещание, глава правительства напомнил, что тема повышения детских пособий поднималась в ходе ежегодного отчета правительства в Думе. По итогам премьер дал соответствующее поручение ряду ведомств, сейчас эти поручения отработаны. По его словам, речь идет «об историческом пособии, очень маленьком, в 50 рублей», которое выплачивают семьям с детьми от полутора до трех лет. Медведев отметил, что эта норма была введена 25 лет назад в качестве временной компенсационной меры. С тех пор сумма пособия ни разу не индексировалась.

        В этом году максимальный прожиточный минимум на ребенка установлен в Чукотском автономном округе в размере 22 тыс. рублей, а минимальный — в Белгородской области — чуть более 8,1 тыс. рублей.

        Как посчитать размер пособия по уходу за ребенком

        Сотрудница (бабушка) собирается в отпуск по уходу за ребенком (внучкой). Можно ли ей отказать в предоставлении данного отпуска? Как рассчитать пособие, если это второй ребенок у родителей?

        В соответствии с ч. 2 ст. 256 ТК РФ отпуск по уходу за ребенком предоставляется не только матери ребенка, но также и иному лицу, фактически осуществляющему уход за ним.

        Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 28.01.2014 № 1 указал, что возможность предоставления указанного отпуска не зависит от степени родства и совместного проживания «иного» лица с родителями (родителем) ребенка. Отказать лицу, осуществляющему уход за ребенком (в нашем примере – бабушке), можно только в том случае, если мать этого ребенка находится в таком же отпуске. Иных оснований для отказа законодательством не предусмотрено.

        Лицу, которому предоставлен отпуск по уходу за ребенком, полагается ежемесячное пособие (ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ, далее – Закон № 81-ФЗ). Чтобы его оформить, бабушка должна представить следующие документы (пп. «а» п. 39, 42, 54 Порядка, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н):

      • заявление о назначении пособия;
      • свидетельство о рождении ребенка;
      • справку с места работы родителей ребенка о том, что они не получают пособия. Если родители (один из родителей) не работают либо обучаются (очная форма обучения), такую справку нужно запросить у органа соцзащиты.
      • Величину ежемесячного пособия по уходу за ребенком для бабушки необходимо рассчитать по общим правилам (по нормам Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ) на основании ее среднего заработка за расчетный период. Данное пособие имеет минимальный размер.

        Так, в 2015 году с учетом индексации минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет составляет 2718 руб. 34 коп., а за вторым и последующими детьми – 5436 руб. 67 коп. (ч. 1 ст. 4.2 Закона № 81-ФЗ, ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 01.12.2014 № 384-ФЗ).

        При определении размера ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка (ст. 15 Закона № 81-ФЗ, п. 50 Порядка). Поскольку ребенок, за которым будет осуществлять уход бабушка, у матери второй, то пособие бабушке назначается и выплачивается с учетом его минимального размера, установленного для случая ухода за вторым и последующими детьми.

        Получаем ежемесячное пособие по уходу за ребенком на работающего отца

        Не секрет, что при рождении ребенка в молодой семье как нельзя более обостряется финансовый вопрос. Одна из трудовых единиц выбывает из формирования семейного бюджета как минимум на полтора-два года, доходы семьи существенно падают, и необходимость в получении дополнительных средств обостряется критически. В настоящей заметке я постараюсь рассмотреть способ получения дополнительной финансововой помощи для семьи за счет средств ФСС.

        Сразу оговорюсь: рассматриваемая ситуация не касается всех способов получения выплат из различных бюджетов и фондов при рождении ребенка, а относится к частной (тем не менее, довольно распространенной в российских реалиях) ситуации: отец ребенка – работает у работодателя с полностью «белой» зарплатой; мать – на «серой» зарплате, на низкой официальной зарплате, либо – вообще не трудоустроена. А в связи с тем, что размер пособия напрямую зависит от отчислений с суммы заработной платы в ФСС на конкретного работника, естественно, выгоднее получать пособие на того из родителей, у кого эти отчисления составили большую сумму. Таким образом, задача такова: получить отцу пособие по уходу за ребенком и одновременно продолжить работать у текущего работодателя с минимальным сокращением собственной заработной платы. Это – вполне реально, и ниже я расскажу (со ссылками на нормативно-правовые акты, естественно) как это сделать, несмотря на то, что традиционно такое пособие получают матери ребенка, или, по крайней мере, так принято считать.

        Сколько составляет ежемесячное пособие

        Для начала – разберемся, а сколько вообще составит ежемесячное пособие по уходу за ребенком? Согласно ст. 13. Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; пп. «а» п. 39 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (далее – Порядок), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери, либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. В соответствии с п. 1 ст. 11.2. Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

        Согласно ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в рассматриваемой ситуации выплачивается в следующих размерах: 40% среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, — лицам, указанным в абз. 2 ч. 1 ст. 13 указанного Федерального закона. При этом минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком не может быть менее размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, указанным в абз. 6–8 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ.

        Ответ на вопрос — что такое средний заработок дает нам Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»: в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 1.2. указанного закона, средний заработок — средняя сумма выплаченных страхователем в пользу застрахованного лица в расчетном периоде заработной платы, иных выплат и вознаграждений, исходя из которой исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, — минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день наступления страхового случая. Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ пособия по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году выхода в отпуск по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). П. 3.3. ст. 14 указанного закона установлено, что средний дневной заработок для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком, определенный в соответствии с ч. 3.1. ст. 14, не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС, установленных в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка на 30,4.

        Таким образом, чтобы понять, а сколько, собственно, будет составлять размер искомого пособия, нам нужно:

        1. Высчитать сумму заработка родителя за два года, предшествующие году рождения ребенка (т.н. «гросс», или до вычета НДФЛ).
        2. Сравнить его с суммами предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС.
        3. Умножить получившуюся сумму среднего дневного заработка на 30,4.
        4. Вычислить 40% от указанной суммы — вуаля! — мы получим размер месячного пособия, которое мы и пытались оценить.

        Рассмотрим на конкретном примере. Возьмем семью, в которой у отца, например оклад 80 000,00 руб. в месяц (для простоты примера, только голый оклад, премий нет, средняя месячная зарплата по Москве), у матери «белая» часть зарплаты – 25 000,00, с одним ребенком, родившимся в 2016 году. Предположим, размер оклада с 2014 года у них не менялся.

        База для начисления страховых взносов с учетом ее индексации (в отношении каждого физического лица) на:

      • 2014 год составляет 624 000,00 руб. (Постановление Правительства РФ от 30.11.2013 № 1101);
      • 2015 год составляет 670 000,00 руб. (Постановление Правительства РФ от 04.12.2014 № 1316)
      • Итак, 80 000,00 * 24 мес. = 1 920 000,00 руб. (заработок за два года). Сравниваем эту сумму с базовыми величинами за 2014 – 2015 гг. 624 000,00 руб. + 670 000,00 руб. = 1 294 000,00 руб. Поскольку указанная величина меньше, чем фактический заработок за два года, то применяется сумма, рассчитанная исходя из размера базовых величин. Делим ее на 730 для того, чтобы получить размер среднего дневного заработка: 1 294 000,00 руб. / 730 = 1 772,60 руб. Полученный размер дневного заработка умножаем на 30,4 1 772,60 руб. * 30,4 = 53 887,12 руб. Высчитываем 40% от этой суммы 53 887,12 * 0,4 = 21 554,85 руб. – вот она, сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком!

        Если мы посчитаем размер пособия для матери ребенка с окладом, например, в 25 000,00 руб./мес., то сумма ежемесячного пособия получится существенно меньшей, а именно – 9 994,52 руб. Разница – пятнадцать с половиной тысяч рублей в месяц, по мне – так довольно существенная (хотя кому-то, возможно, даже на сигареты не хватит, но это уж, как говорится, извечная дилемма про жидкие щи и мелкий жемчуг).

        Впрочем, можно не лезть в дебри пенсионного и страхового законодательства и просто рассчитать сумму пособия на сайте ФСС. Впрочем, мы же не ищем легких путей, и хотим самостоятельно во всем разобраться?

        Итак, с суммой пособия понятно. Далее, необходимо понять, каким образом работающий отец ребенка все-таки может получить пособие.

        Как работающему отцу получить пособие

        В соответствии с ч. 2 ст. 256 ТК РФ отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет могут быть использованы полностью или по частям отцом ребенка, фактически осуществляющим уход за ребенком. При этом, во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком отец ребенка может работать на условиях неполного рабочего времени с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию (ч. 3 ст. 256 ТК РФ). Согласно ст. 93 ТК РФ, работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе одного из родителей, имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет.

        Ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; пп. а) п. 39 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (далее – Порядок), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери, либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ лицам, указанным в абз. 2 — 5 ч. 1 ст. 13 указанного Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет. В случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из лиц, указанных в п. 39 Порядка (п. 42 Порядка).

        П. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» отмечено, что при разрешении спора об отказе в предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет отцу суду необходимо проверять, осуществляет ли данное лицо фактический уход за ребенком и не предоставлен ли этот отпуск матери ребенка. При этом законодательство не содержит запрета одному из родителей получать отпуск по уходу за ребенком, если второй из родителей находится в отпуске без сохранения заработной платы (п. 42 Порядка). Во внимание принимается только то, что второй родитель не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает соответствующее пособие, при этом фактическое осуществление ухода за ребенком лицом, испрашивающим соответствующий отпуск, презюмируется. Не имеет значения, работает мать ребенка или нет, вышла ли она на работу, и т. п. (подп. «ж» п. 54 Порядка). ТК РФ не возлагает на лицо, изъявившее желание осуществлять уход за ребенком, обязанность представлять работодателю доказательства, подтверждающие фактическое осуществление такого ухода (см. Кассационное определение ВС Карачаево-Черкесской Республики от 01.02.2012 по делу № 33-39/12).

        Непосредственно ТК РФ не дает определения неполного рабочего времени, предусматривая лишь то, что оно может устанавливаться в виде неполного рабочего дня или неполной рабочей недели (письмо Роструда от 08.06.2007 № 1619-6). В соответствии со ст. 91 ТК РФ, нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю, следовательно, неполным рабочим временем следует считать рабочее время, продолжительность которого меньше, чем нормальная продолжительность рабочего времени (т.е. 40 часов в неделю). Таким образом, предельная продолжительность неполного рабочего дня или недели трудовым законодательством не предусмотрена.

        Согласно п. п. 39, 42 Порядка, в случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному лицу — матери либо отцу (подтверждается судебной практикой – см. апелляционное определение СК по гражданским делам Мосгорсуда от 28.05.2012 № 11-7984, определение СК по гражданским делам Мосгорсуда от 30.03.2012 № 33-9247).

        Следовательно, установление режима неполного рабочего времени в размере, например, 39 часов в неделю (при продолжительности рабочей недели 40 часов), с укорачиванием каждого рабочего дня на 12 минут не противоречит требованиям законодательства РФ. Аналогичная позиция приведена в Постановлении ФАС Уральского округа от 10.12.2008 № Ф09-9217/08-С2; Постановлении ФАС Уральского округа от 08.07.2009 № Ф09-4211/09-С2; Определении ВАС РФ от 12.11.2009 № ВАС-14376/09.

        Таким образом, для получения ежемесячного пособия по уходу за ребенком, работник – отец ребенка обязан предоставить следующие документы работодателю:

      • заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения последним возраста полутора лет, одновременно с заявлением о переводе на режим неполного рабочего времени (39 часов в неделю);
      • заявление о назначении пособия по уходу за ребенком;
      • свидетельство о рождении ребенка, за которым осуществляется уход, и его копия;
      • справка с места работы матери ребенка о том, что она не использует указанный отпуск и не получает пособия по уходу за ребенком.
      • Обратите внимание на то, что отпуск по уходу за ребенком и ежемесячное пособие по уходу за ребенком отец может получить не ранее, чем мать ребенка выйдет из отпуска по беременности и родам (в случае, конечно, если она использовала такой отпуск)! Согласно ст. 255 ТК РФ, женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней (в случае нормально протекающей одноплодной беременности) после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере. Однако, отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов, т.е. нужно ориентироваться не на срок 70 дней после рождения ребенка, а на срок в 140 дней с момента предоставления соответствующего отпуска (если рождение ребенка произошло ранее, чем через 70 дней после ухода женщины в отпуск).

        В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности. Согласно ст. 11.1. Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком.

        Таким образом, выплата пособия по уходу за ребенком работнику при условии перевода его на 39 часовую рабочую неделю по сути не отразится на объеме выполняемой работы и не понесет дополнительных расходов для работодателя. Вместе с тем, будьте готовы к тому, что работодатель не пойдет охотно вам на встречу, и изложенную позицию придется отстаивать, в том числе, достаточно жесткими методами. Не забывайте, что работа на условиях неполного рабочего времени с одновременным получением пособия по уходу за ребенком – это право работника, и реализуется им на основании заявления, т.е. удовлетворить его работодатель обязан.

        Читайте так же:  Детское пособие на ребенка 2020 год