Договор на предоставление тепловой энергии

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство

Действия

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  • Наименование документ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
    Вид документа постановление, правила
    Принявший орган правительство рф
    Номер документа 808
    Дата принятия 28.08.2012
    Дата редакции 08.08.2012
    Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
    Статус действует
    Публикация
    • «Собрание законодательства РФ», N 34, 20.08.2012, ст. 4734
    Навигатор Примечания

    V. Договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя

    56. По договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги.

    57. Теплоснабжающая организация, намеренная заключить с теплосетевой организацией договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, направляет в теплосетевую организацию заявление о заключении договора, которое должно содержать следующие сведения:

    полное наименование и место нахождения теплоснабжающей организации;

    точки приема и точки передачи тепловой энергии;

    объемы и предполагаемый режим передачи тепловой энергии, теплоносителя с разбивкой по месяцам и с привязкой к распределению нагрузки в схеме теплоснабжения;

    объем присоединенной тепловой нагрузки и вид нагрузки теплопотребляющих установок потребителей с ее распределением по каждой точке передачи и с приложением акта разграничения балансовой принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон (за исключением случаев заключения договора с единой теплоснабжающей организацией);

    срок начала оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

    Теплосетевая организация в течение 30 дней со дня получения указанного заявления обязана его рассмотреть и направить теплоснабжающей организации подписанный проект договора.

    58. В случае отсутствия в представленных документах сведений, указанных в пункте 57 настоящих Правил, теплосетевая организация в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления от теплоснабжающей организации уведомляет ее об этом и в течение 30 дней со дня получения от теплоснабжающей организации недостающих сведений рассматривает заявление.

    59. Теплоснабжающая организация, получившая от теплосетевой организации проект договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заполняет его в той части, в которой указываются сведения о теплоснабжающей организации, и направляет подписанный экземпляр проекта договора теплосетевой организации.

    60. В случае если при заключении договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя между теплоснабжающей организацией и теплосетевой организацией возникли разногласия по отдельным условиям договора, сторона, предложившая заключить договор и получившая от другой стороны протокол разногласий к проекту договора, в течение 30 дней со дня получения протокола разногласий принимает меры по согласованию соответствующих условий договора либо в письменной форме уведомляет сторону об отказе от внесения полученных предложений в проект договора с указанием причин отказа.

    61. Сторона, получившая предложение о заключении договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя или протокол разногласий, но не принявшая меры по согласованию условий договора и не уведомившая другую сторону письменно об отказе от подписания договора или от внесения в соответствии с протоколом разногласий изменений в проект договора с указанием причин отказа в срок, предусмотренный пунктом 60 настоящих Правил, обязана возместить убытки, вызванные уклонением от согласования условий договора. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение в суд.

    62. Договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя считается заключенным с даты подписания его последней из сторон.

    63. Теплосетевая организация вправе отказаться от заключения договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в следующих случаях:

    отсутствие технической возможности оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в заявленном объеме (если заявлен объем мощности, надлежащая передача которого не может быть обеспечена теплосетевой организацией исходя из существующих условий подключения или отсутствия раздельного учета тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых от различных источников тепловой энергии) — при заключении договора с лицами, владеющими на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии;

    направление заявления о заключении договора теплоснабжающей организацией, источники тепловой энергии которой не имеют подключения (непосредственного или опосредованного) к тепловым сетям этой теплосетевой организации (за исключением единой теплоснабжающей организации);

    отсутствие подключения (непосредственного или опосредованного) теплопотребляющих установок к тепловым сетям этой теплосетевой организации в точках передачи, указанных в заявлении, — только в отношении указанных точек;

    несоответствие договора теплоснабжения, заключенного с иным владельцем источника тепловой энергии, не являющимся единой теплоснабжающей организацией, требованиям пункта 31 настоящих Правил.

    Необоснованное уклонение или отказ теплосетевой организации от заключения договора могут быть обжалованы теплоснабжающей организацией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    64. В случаях, предусмотренных пунктом 63 настоящих Правил, теплосетевая организация в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления от теплоснабжающей организации обязана уведомить теплоснабжающую организацию о том, на каких условиях и в каком объеме может быть оказана услуга по передаче тепловой энергии, теплоносителя и заключен договор. Проверка наличия технической возможности оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя производится органом местного самоуправления на основании схемы теплоснабжения при наличии соответствующего обращения теплоснабжающей организации.

    65. Договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за 90 дней до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении.

    Расторжение договора не влечет за собой отключение теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии от системы теплоснабжения.

    66. Договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя может быть заключен с потребителем тепловой энергии в случае, если источники тепловой энергии и теплопотребляющие установки, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании указанному потребителю, соединены тепловыми сетями, принадлежащими на праве собственности или ином законном основании иным лицам. В случае если к указанным тепловым сетям подключены теплопотребляющие установки иных потребителей, владелец источника тепловой энергии реализует производимую тепловую энергию (мощность) единой теплоснабжающей организации, а в случаях, установленных в пункте 31 настоящих Правил, — непосредственно потребителям тепловой энергии.

    67. Договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключаемым теплосетевой организацией с единой теплоснабжающей организацией, предусматривается, что в случае если теплосетевая организация осуществляет подключение к своим тепловым сетям теплопотребляющих установок, тепловых сетей или источников тепловой энергии, теплосетевая организация осуществляет согласование условий подключения с единой теплоснабжающей организацией. Теплосетевая организация обязана направить условия подключения на согласование единой теплоснабжающей организации, определенной в соответствующей системе теплоснабжения, до направления их потребителю.

    Единая теплоснабжающая организация обязана в течение 7 рабочих дней со дня получения условий подключения согласовать их либо подготовить к ним замечания в случае, если осуществление подключения в соответствии с такими условиями вызовет снижение надежности теплоснабжения.

    В случае отсутствия ответа от единой теплоснабжающей организации о результатах согласования условий подключения в течение 7 дней со дня их получения, условия подключения считаются согласованными.

    В случае получения замечаний к условиям подключения теплосетевая организация обязана внести изменения в условия подключения в соответствии с этими замечаниями.

    Внесение изменений в условия подключения подлежит согласованию в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.

    В случае нарушения теплосетевой организацией обязанностей, установленных настоящим пунктом, либо невыполнения условий подключения заявителем и (или) теплосетевой организацией, единая теплоснабжающая организация вправе в течение 1 года со дня обнаружения указанных нарушений обратиться к теплосетевой организации с требованием об изменении выданных условий подключения и о выполнении всех необходимых в связи с этим действий либо с требованием о выполнении условий подключения. Теплосетевая организация обязана выполнить все указанные действия за счет собственных средств и возместить единой теплоснабжающей организации все понесенные убытки, возникшие вследствие нарушения теплосетевой организацией обязанности по согласованию условий подключения с единой теплоснабжающей организацией.

    68. При исполнении договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплоснабжающая организация обязана:

    осуществлять контроль за соблюдением потребителями режима потребления тепловой энергии, предусмотренного договором теплоснабжения, в порядке, установленном настоящими Правилами;

    оплачивать услуги теплосетевой организации по передаче тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном договором;

    поддерживать в надлежащем техническом состоянии принадлежащие ей приборы учета тепловой энергии, а также устройства, необходимые для поддержания требуемых параметров надежности и качества теплоснабжения, и соблюдать требования, установленные для технологического присоединения и эксплуатации указанных средств, приборов и устройств;

    осуществлять эксплуатацию принадлежащих ей источников тепловой энергии и тепловых сетей в соответствии с правилами технической эксплуатации и техники безопасности;

    поддерживать на границе балансовой принадлежности значения показателей качества теплоснабжения, соответствующие техническим регламентам и иным обязательным требованиям;

    осуществлять контроль за выполнением потребителями требований теплосетевой организации об ограничении режима потребления тепловой энергии в случаях, предусмотренных пунктом 70 настоящих Правил;

    представлять в теплосетевую организацию необходимую для исполнения договора технологическую информацию;

    информировать теплосетевую организацию в установленные договором сроки об аварийных ситуациях на энергетических объектах, плановом, текущем и капитальном ремонте на них;

    беспрепятственно допускать уполномоченных представителей теплосетевой организации в пункты контроля и учета количества и качества переданной тепловой энергии, теплоносителя в порядке и случаях, которые установлены договором.

    69. При исполнении договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязана:

    обеспечить передачу тепловой энергии, теплоносителя из точки приема в точку передачи, качество и параметры которых должны соответствовать требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;

    в порядке, установленном договором, информировать теплоснабжающую организацию об аварийных ситуациях на тепловых сетях, о ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору, а также об иных нарушениях и чрезвычайных ситуациях при передаче тепловой энергии и принимать неотложные меры по их устранению;

    беспрепятственно допускать уполномоченных представителей теплоснабжающей организации в пункты контроля и учета количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, переданных потребителям, в порядке и случаях, установленных договором.

    70. Теплосетевая организация вправе приостановить исполнение обязательств по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в следующих случаях (за исключением случаев теплоснабжения граждан-потребителей, а также лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и заключившими договоры с ресурсоснабжающими организациями):

    возникновение у теплоснабжающей организации задолженности по оплате услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, соответствующей 1 периоду платежа, установленному договором. Если потребителем услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя является единая теплоснабжающая организация, расчет задолженности производится за вычетом задолженности теплосетевой организации по оплате тепловой энергии для компенсации потерь тепловой энергии, теплоносителя перед данной единой теплоснабжающей организацией;

    приостановление исполнения обязательств по договорам теплоснабжения, а также расторжение указанных договоров — при наличии соответствующего уведомления от теплоснабжающей организации (в письменной форме с приложением подтверждающих документов);

    подключение потребителем тепловой энергии к тепловым сетям теплопотребляющих установок, не соответствующих условиям договора;

    нарушение порядка подключения к системам теплоснабжения;

    иные случаи, установленные пунктом 76 настоящих Правил в качестве оснований для введения ограничения режима потребления тепловой энергии.

    71. Приостановление оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не влечет расторжения договора. При приостановлении оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя для потребителей услуг допускается частичное или полное ограничение режима потребления тепловой энергии в порядке, установленном настоящими Правилами.

    72. Приостановление оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя вводится путем ограничения потребления тепловой энергии в отношении потребителей, в интересах которых заключен договор на передачу тепловой энергии, теплоносителя и которые имеют не урегулированную соглашением сторон задолженность по договорам с теплоснабжающей организацией. Информация об указанных потребителях передается теплоснабжающей организацией теплосетевой организации в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты получения соответствующего запроса от теплосетевой организации.

    73. Приостановление оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, повлекшее ограничение или прекращение режима передачи тепловой энергии, допускается по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное федеральным органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние теплопотребляющих установок потребителя угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности либо влечет за собой нарушения температурных и гидравлических режимов тепловой сети. В указанных случаях теплосетевая организация обязана уведомить соответствующую теплоснабжающую организацию в течение 3 дней со дня принятия решения о приостановлении оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, но не позднее чем за 24 часа до введения указанных мер.

    74. Договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя содержит следующие существенные условия:

    максимальная величина мощности тепловых сетей, технологически присоединенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке к источникам тепловой энергии, с распределением указанной величины мощности по каждой точке подключения теплопотребляющих установок или тепловых сетей потребителей;

    заявленная величина мощности, в пределах которой теплосетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу тепловой энергии (мощности), теплоносителя;

    ответственность теплосетевой организации и теплоснабжающей организации за состояние и обслуживание объектов тепловой сети, фиксируемая в акте о разграничении эксплуатационной ответственности сторон. Указанный акт является приложением к договору;

    обязательства сторон по оборудованию точек приема и точек передачи приборами учета, соответствующими установленным требованиям, а также обязательства по обеспечению работоспособности приборов учета и соблюдению в течение всего срока действия такого договора требований к их эксплуатации, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии, и изготовителем приборов учета. До исполнения указанных обязательств стороны договора применяют согласованный расчетный способ определения объема переданной тепловой энергии, теплоносителя;

    расчетный порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя между тепловыми сетями каждой организации при отсутствии приборов учета на границе смежных тепловых сетей;

    порядок обеспечения доступа сторон договора или по взаимной договоренности другой организации к тепловым сетям и приборам учета;

    порядок согласования графиков ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии, порядок оперативного взаимодействия диспетчерских служб;

    порядок ограничения и порядок прекращения подачи тепловой энергии потребителям;

    порядок взаимодействия при аварийных ситуациях;

    срок начала исполнения теплоснабжающей организацией договора теплоснабжения с потребителем тепловой энергии.

    75. Теплоснабжающие организации оплачивают услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя до 15 числа месяца, следующего за расчетным, если иное не установлено договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

    Статья 15. Договор теплоснабжения

    Статья 15. Договор теплоснабжения

    1. Потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

    2. В системе теплоснабжения:

    1) определенная схемой теплоснабжения единая теплоснабжающая организация обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения;

    2) лицо, владеющее на праве собственности источниками тепловой энергии, имеет право заключать долгосрочные договоры теплоснабжения с потребителями;

    3) лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии, имеет право заключать договоры теплоснабжения с потребителями в случаях, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

    3. Единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.

    Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

    4. Теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

    Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ в часть 5 статьи 15 настоящего Федерального закона внесены изменения

    5. Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.

    Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ в часть 6 статьи 15 настоящего Федерального закона внесены изменения

    6. В случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

    Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ в часть 7 статьи 15 настоящего Федерального закона внесены изменения

    7. Договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации. Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства (далее — технические условия).

    8. Условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям. Договор теплоснабжения должен определять:

    1) объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подлежащий поставкам теплоснабжающей организацией и приобретению потребителем;

    2) величину тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии, параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии;

    3) уполномоченных должностных лиц сторон, ответственных за выполнение условий договора;

    4) ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя;

    5) ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором;

    6) обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии;

    7) иные существенные условия, установленные правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

    9. Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

    Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ статья 15 настоящего Федерального закона дополнена частью 9.1, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяющейся на правоотношения, возникшие ранее

    9.1. Потребитель тепловой энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативший тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору теплоснабжения, обязан уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.

    Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ статья 15 настоящего Федерального закона дополнена частью 9.2, вступающей в силу с 1 января 2016 г. и распространяющейся на правоотношения, возникшие ранее

    9.2. Товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

    Часть 9.3 изменена с 10 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 273-ФЗ

    Действие части 9.3 статьи 15 (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 273-ФЗ) распространяется на отношения, возникшие из заключенных до дня вступления в силу названного Федерального закона договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, договоров горячего водоснабжения, договоров поставки горячей воды

    9.3. Управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по договорам горячего водоснабжения и договорам поставки горячей воды, а также теплоснабжающие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ статья 15 настоящего Федерального закона дополнена частью 9.4, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    9.4. Собственники и иные законные владельцы помещений в многоквартирных домах и жилых домов в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии, потребляемой ими при получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и порядке, установленных жилищным законодательством.

    10. Теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации и должны содержать:

    2) порядок организации заключения договоров между теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями, функционирующими в пределах одной системы теплоснабжения;

    3) порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае невыполнения ими своих обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;

    Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 132-ФЗ в пункт 4 части 10 статьи 15 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    4) порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок;

    5) существенные условия договоров оказания услуг по передаче тепловой энергии;

    6) порядок заключения договора теплоснабжения в случае, если помещения, находящиеся в одном здании, принадлежат двум и более лицам или используются ими;

    7) порядок расчетов по договору теплоснабжения и договорам оказания услуг по передаче тепловой энергии;

    8) особенности организации теплоснабжения при наличии возможности управления потоками тепловой энергии, теплоносителя в системе теплоснабжения, в которой источники тепловой энергии принадлежат на праве собственности или ином законном основании трем и более лицам;

    Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ часть 10 статьи 15 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 9, вступающим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяющимся на правоотношения, возникшие ранее

    9) порядок определения потребителей тепловой энергии и теплоснабжающих организаций, обязанных предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, поставляемых по договорам теплоснабжения, договорам теплоснабжения и поставки горячей воды, договорам поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, и порядок предоставления указанного обеспечения, устанавливающий в том числе правила определения срока и суммы, на которые предоставляется обеспечение исполнения обязательств, а также требования к условиям его предоставления;

    Часть 10 дополнена пунктом 10 с 31 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 279-ФЗ

    10) особенности организации теплоснабжения в ценовых зонах теплоснабжения с учетом положений главы 5.1 настоящего Федерального закона, включая:

    а) порядок исполнения единой теплоснабжающей организацией обязательств по соблюдению значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении;

    б) порядок снижения единой теплоснабжающей организацией размера платы за тепловую энергию (мощность) при несоблюдении установленных сторонами договора значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, включая формулу снижения размера платы за тепловую энергию (мощность), порядок обращения потребителя к единой теплоснабжающей организации за указанным снижением размера платы за тепловую энергию (мощность), случаи, при которых указанное снижение размера платы за тепловую энергию (мощность) не производится;

    в) порядок предъявления регрессных требований к лицу, признанному виновным в превышении единой теплоснабжающей организацией установленных отклонений значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении потребителей;

    г) требования к стандартам взаимодействия единой теплоснабжающей организации с теплоснабжающими организациями, владеющими на праве собственности и (или) ином законном основании источниками тепловой энергии;

    д) требования к стандартам качества обслуживания единой теплоснабжающей организацией потребителей тепловой энергии;

    Часть 10 дополнена пунктом 11 с 31 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 279-ФЗ

    11) порядок лишения статуса единой теплоснабжающей организации, включая порядок принудительного лишения статуса единой теплоснабжающей организации на основании решения антимонопольного органа в соответствии с частью 6 статьи 4.2 настоящего Федерального закона.

    Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ в часть 11 статьи 15 настоящего Федерального закона внесены изменения

    11. Теплосетевые организации или теплоснабжающие организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными (технологически присоединенными) к одной системе теплоснабжения.

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона

    Формирование договорных отношений в сфере теплоснабжения

    Теплоснабжение жилищного фонда наиболее дорогая жилищно-коммунальная услуга, предоставляемая в настоящее время населению. В среднем по России 47% стоимости жилищно-коммунальных услуг составляет стоимость тепла. В отдельных городах Сибири и Дальнего Востока составляющая тепла доходит до 65% от общей стоимости жилищно-коммунальных услуг. В силу технологических особенностей организации обеспечивающие теплоснабжение занимают монопольное положение на обслуживаемой ими территории и имеют возможность навязывать потребителям условия поставки тепла. Именно по этой причине важной задачей становится регулирование взаимоотношений между производителем и потребителями тепла. В настоящей публикации предлагается переход к регулированию отношений производителя и потребителя коммунальных услуг полноценным договором, а не отраслевыми (ведомственными) правилами, положениями, инструкциями, которые должны регламентировать лишь технические вопросы пользования инженерными системами.

    Предлагаемый подход к регулированию отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг может быть полезен работникам муниципальных жилищных служб и компаний по управлению недвижимостью, управляющим (председателям) товариществ собственников жилья и кооперативов.

    В соответствии с гражданским кодексом договор является одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей. На государственном уровне созданы необходимые юридические предпосылки для регулирования взаимоотношений сторон, возникающих при любой хозяйственной деятельности, на основе договора. С юридической точки зрения «договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей» (Гражданский кодекс ст.420). То есть договорные отношения имеют практический смысл лишь в том случае, если стороны определили свои взаимоотношения и установили для себя определенные права и обязанности. Именно совокупность прав и обязанностей сторон составляет содержание договора.

    В соответствии с главой 28 Гражданского кодекса, регулирующего порядок заключения договоров., договор считается заключенным, если сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора при условии, что достигнутое сторонами соглашение по форме соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода договорам. К числу существенных относятся предмет договора (например, поставка тепловой энергии в горячей воде до границы эксплуатационной ответственности), а также все те условия договора, относительно которых, по заявлению одной из сторон, должно быть достигнуто соглашение. В соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г №1099, в договорах, регламентирующих взаимоотношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, в обязательном порядке должны быть отражены следующие положения:

    — качество услуг, режим предоставления услуг и нормативные объемы потребления;

    — порядок и сроки устранения неисправностей и аварий;

    — установленные размеры и условия оплаты, расчетный период и сроки внесения платежей, пеня за несвоевременную оплату услуг;

    — права, обязанности и ответственность исполнителя (поставщика услуг) и потребителя.

    В исполнении договора могут принимать участие несколько сторон. При этом каждое лицо отвечает только за свою часть обязательств, не отвечая по обязательствам других сторон.

    Для предотвращения или уменьшения размера негативных последствий, возникающих в следствии неисполнения или ненадлежащего исполнения стороной договора своих обязательств, законодательством предусмотрены финансовые санкции в виде неустойки. Под неустойкой понимается определенная законом или договором денежная сумма, которую сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая свои обязательства по договору, обязана уплатить другой стороне. Сторона, требующая уплаты неустойки, не обязана доказывать, в отличие от других способов обеспечения обязательств, факт причинения ей каких-либо убытков.

    Неустойке как способу обеспечения обязательств сторон по договору присущи следующие черты:

  • предопределенность размера ответственности за нарушение обязательств, о котором стороны знают уже на момент заключения договора;
  • возможность взыскания неустойки за сам факт нарушения обязательств;
  • возможность для сторон по своему усмотрению формулировать условия договора о неустойке за сам факт нарушения обязательств;
  • возможность для сторон по своему усмотрению формулировать условия договора о неустойке, в том числе в части ее размера, порядка исчисления, соотношения с убытками, приспосабливая ее тем самым к конкретным взаимоотношениям сторон и условиям конкретного договора.
  • В законодательстве в качестве разновидности неустойки применяются два ее вида: штраф и пени.

    Пеня устанавливается на случай просрочки исполнения обязательств, то есть она призвана обеспечить своевременность исполнения обязанностей сторон. Пеня является длящейся неустойкой, которая взыскивается за каждый последующий период (день, месяц) просрочки не исполненного в срок обязательства.

    Штраф же является разовым видом неустойки, применяемым при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств, хотя его применение может осуществляться несколько раз в течение срока действия одного и того же договора. Штраф может устанавливаться как в виде твердой денежной суммы, так и в процентном отношении к сумме договора или к сумме оплаты определенного этапа выполненных работ.

    В соответствии с Гражданским кодексом в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения всех обязанностей по договору сторона, допустившая нарушение, несет ответственность, установленную законом или самим договором. Нарушение обязательств влечет, прежде всего, обязанность виновной стороны возместить причиненные этим нарушением убытки (п. 1 ст. 393 ГК). Под убытками подразумеваются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права (выполнения не сделанных или дополнительных работ для получения приемлемого результата работы в целом и т.д.).

    Теплоснабжающие организации занимают монопольное положение на рынке поставок тепла, что определяет их особые взаимоотношения с управляющими жилищным фондом организациями (службами заказчика, жилищными трестами), которые строятся на основе договоров, регулируемых требованиями статьи 426 Гражданского кодекса «Публичный договор». Публичный договор накладывает на монополиста особые обязательства:

    В отдельных случаях предусмотренных законом Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.д.) (Гражданский кодекс ст. 426 п.4.). Такими правилами обязательными для сторон публичного договора по водоснабжению и водоотведению являются «Правила предоставления коммунальных услуг», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г №1099 (именуемые в дальнейшем «Правила»).

    На структуру договора на теплоснабжение будет оказывать влияние технические особенности систем теплоснабжения. В России действуют следующие системы теплоснабжения и схемы подключения систем теплопотребления к тепловым сетям:

    Открытая водяная система теплоснабжения — водяная система теплоснабжения, в которой вода частично или полностью отбирается из системы потребителями тепловой энергии.

    Закрытая водяная система теплоснабжения — система теплоснабжения, в которой вода, циркулирующая в тепловой сети, из сети не отбирается.

    Зависимая схема подключения системы теплопотребления схема присоединения системы теплопотребления к тепловой сети, при которой теплоноситель (вода) из тепловой сети поступает непосредственно в систему теплопотребления.

    Независимая схема подключения системы теплопотребления — схема присоединения системы теплопотребления к тепловой сети, при которой теплоноситель, поступающий из тепловой сети, проходит через теплообменник, установленный на тепловом пункте потребителя, где нагревает вторичный теплоноситель, используемый в дальнейшем в системе теплопотребления.

    При открытой системе теплоснабжения (широко используемой на Дальнем Востоке и в Сибири) предметом купли-продажи по договору теплоснабжения является:

    • тепловая энергия, расходуемая на отопление;
    • тепловая энергия, содержащаяся в горячей воде, используемой для горячего водоснабжения (ГВС);
    • вода, отбираемая из системы для нужд горячего водоснабжения.

    Показателями качества предмета купли-продажи по договору в этом случае будут параметры тепловой энергии (температура и давление теплоносителя) и свойства воды — соответствие санитарно-гигиеническим требованиям.

    При закрытой системе теплоснабжения теплоноситель для систем центрального отопления и горячего водоснабжения жилых зданий поступает от ТЭЦ и крупных (районных) котельных. Присоединение отдельных зданий к магистральным трубопроводам осуществляется через индивидуальные или центральные тепловые пункты.

    Если в жилом здании имеется бойлер (индивидуальный тепловой пункт), в котором нагревается холодная вода для горячего водоснабжения, предметом купли-продажи по договору с теплоснабжающей организацией является только тепловая энергия, расходуемая на отопление, горячее водоснабжение и, возможно, вентиляцию. Холодная вода, используемая для горячего водоснабжения, входит в то количество воды, которое учитывается нормативами водопотребления для населения и покупается по договору водоснабжения. Показателями качества предмета купли-продажи по договору будут параметры тепловой энергии (температура и давление теплоносителя).

    При получении теплоносителя для отопления и горячей воды для горячего водоснабжения из центрального теплового пункта покупаются-продаются тепловая энергия для отопления и горячая вода с заданными параметрами. Поэтому в договоре оговариваются температура и давление теплоносителя и горячей воды, количество отпускаемой и принимаемой тепловой энергии и горячей воды (в этом случае по договору водоснабжения покупается вода только для холодного водоснабжения, а стоимость воды для горячего водоснабжения учитывается в договоре теплоснабжения).

    Немаловажным вопросом является учет потребляемого тепла. Отсутствие приборов учета отпускаемой и принимаемой тепловой энергии привело к необходимости введения нормативов потребления тепла для оплаты потребителем какого-то условного количества тепловой энергии, возможно, отличающегося от фактического потребления. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются Органами местного самоуправления.

    Регулирование цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий осуществляется государством в лице органов власти субъекта федерации, если теплоснабжающая организация не находится в муниципальной собственности, или органами местного самоуправления.

    В настоящее время размер платежей граждан за тепло устанавливается с учетом предельного уровня платежей (в % к затратам, обеспечивающим полное возмещение издержек на производство жилищно-коммунальных услуг). Предельный уровень платежей устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению органов местного самоуправления в зависимости от складывающейся социально-экономической ситуации с учетом необходимости предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилищно-коммунальных услуг.

    Нормативы потребления и тарифы на коммунальные услуги могут различаться для разных регионов.

    В настоящей работе приводится пример договора теплоснабжения для одного случая — для закрытой водяной системы теплоснабжения и для горячего водоснабжения осуществляемого через индивидуальный тепловой пункт. В других случаях отдельные положения договора должны быть изменены с учетом предмета купли-продажи, о чем сказано выше, но общий подход к регулированию отношений сторон может быть таким, как в приведенном ниже примере договора.

    Ниже мы остановимся на отдельных принципиальных положениях договора.

    Принципиальным отличием предлагаемого договора теплоснабжения от других договоров является участие в договоре трех сторон: организации, отвечающей за предоставление населению коммунальных услуг (служба заказчика или жилищный трест) — Заказчика по договору, теплоснабжающей организации и органа местного самоуправления. Управляющая организация выступает заказчиком на поставку тепла для нужд жилищного фонда. Теплоснабжающая организация организует исполнение заказа на теплоснабжение, а орган местного самоуправления отвечает за перечисление из бюджета города дотаций на разницу в тарифах населения и стоимостью приобретаемого тепла.

    Теплоснабжающие организации в некоторых городах пытаются заключать договоры на теплоснабжение непосредственно с населением. Это обеспечивает прямые поступления средств от населения поставщику тепла минуя жилищную организацию. Причина — использование жилищными предприятиями средств населения не по назначению. Деньги предназначенные поставщикам тепла направляются на оплату жилищных услуг.

    В действительности такой подход применим при наличии у потребителей приборов учета и регулирования теплопотребления. Использование такого подхода при отсутствии приборов учета и регулирования тепла увеличивает бесконтрольность поставщиков тепла. Потребители будут вынуждены оплачивать счета выставленные монополистом не зависимо от того получено тепло или нет. При отсутствии у потребителей приборов учета и регулирования их интересы, в вопросах теплоснабжения, защищает управляющая организация. Именно управляющая организация (балансодержатель) предоставляет населению услугу по теплоснабжению. Управляющая организация покупает у поставщика тепло в теплоносителе, преобразует его в тепло в жилых помещениях и продает потребителям.

    В договоре на теплоснабжение обязательно должна принимать участие администрация города, как третья сторона. Присутствие администрации города третьей стороной в договоре освобождает управляющую организацию от долгов бюджета и позволяет формировать реальные договорные отношения.

    Для рассматриваемого случая теплоснабжения предметом договора является получение тепловой энергии в горячей воде (п. 1.1 договора). Стороны должны согласовать количество отпускаемой и принимаемой тепловой энергии. Расчет количества тепловой энергии, необходимой для теплоснабжения жилищного фонда, удобнее производить по формализованным процедурам. В приложении 1 к договору представлена форма расчета потребности тепловой энергии. Потребление тепловой энергии с учетом всех видов нагрузок целесообразно планировать по месяцам, кварталам и в целом на год. Если жилое здание имеет приборы учета и систему регулирования теплопотребления, то в договоре необходимо указать допускаемое снижение и увеличение потребления тепловой энергии, связанное не с отклонениями температур наружного воздуха от расчетных, а с возможным желанием Заказчика изменить количество принимаемого тепла в связи, например, с финансовыми возможностями.

    Договор устанавливает показатели качества тепловой энергии, поставляемой Заказчику. Показатели качества должны устанавливаться не зависимо от того оборудован, объект недвижимости приборами учета или нет. Если качество поставляемой продукции не соответствует условиям договора поставщик тепла должен оплачивать неустойку в виде штрафных санкций. Наличие приборов учета позволяет рассчитываться за фактически потребленное тепло, но не позволяет выставлять штрафные санкции за некачественную поставку тепла. В предлагаемом договоре критериями качества поставки тепла является температура теплоносителя, а также давление в подающем и обратном трубопроводе.

    В соответствии с Правилами управляющая организация (служба заказчика, жилищный трест) обязана обеспечить услугами по горячему водоснабжению нанимателей и собственников жилых помещений. При этом температура горячей воды в точках разбора должна быть не менее + 60 о С (+50 о С для систем горячего водоснабжения из оцинкованных труб), обеспечить состав и свойства воды в соответствии с установленными Госкомсанэпиднадзором России и органами местного самоуправления нормативами, а по отоплению — температуру воздуха в жилых помещениях при условии выполнения мероприятий по утеплению помещений согласно действующим нормативам и правилам (по СНиП 2.08.01-89 температура в жилой комнате в холодное время года должна быть 18 о С, а в районах с температурой наиболее холодной пятидневки _ 31 о С и ниже должна поддерживаться температура 20 о С; в угловых жилых помещениях квартир температура воздуха должна приниматься на 2 о С выше указанной).

    Обеспечить соблюдение требований Правил управляющая организация сможет только в случае соблюдения теплоснабжающей организацией расчетных показателей теплоснабжения для каждого объекта недвижимости. Такими показателями являются: температурный график и показатели давления в подающем и обратном трубопроводе. Основываясь на этих показателях производится регулировка потока теплоносителя во внутренней системе теплоснабжения.

    Договором предусматривается, что температура теплоносителя должна соответствовать температурному графику (с учетом согласованных Сторонами допускаемых отклонений от него). Температурный график, утверждаемый Органом местного самоуправления, должен быть обязательным приложением к договору.

    При зависимом элеваторном способе присоединения систем отопления к тепловым сетям давление теплоносителя в подающей линии снижается в сопле элеватора и регуляторе расхода. Давление в обратной линии не должно превышать допустимое для нагревательных приборов (так, например, для чугунных радиаторов напор не должен быть больше 60 м), для залива местных систем водой напор в обратной линии, измеряемый в метрах, должен быть больше высоты здания. Если его значение оказывается ниже, на обратной линии устанавливают регулятор давления «до себя» (регулятор подпора), а на подающей — обратный клапан, чтобы при остановленном насосе вода по ней не вытекала из здания. Кроме того, разность напоров в подающем и обратном трубопроводе перед элеватором не должна быть менее 15 м. При схеме зависимого присоединения с использованием смесительных насосов требования к давлению в обратном трубопроводе такие же, как и при использовании элеватора.

    При независимой схеме присоединения тепловые сети давление теплоносителя будет влиять только на количество тепловой энергии, передаваемой через водоподогреватели теплоносителю, циркулирующему в системе отопления.

    При независимой схеме присоединения происходит подпитка систем отопления из тепловой сети, и в договоре должны оговариваться допустимое количество теплоносителя, расходуемого на эти цели, и плата за сверхнормативный расход теплоносителя при условии, что у Заказчика есть приборы учета.

    Договором устанавливается режим отпуска тепловой энергии, соответствующий требованиям Правил. Горячее водоснабжение осуществляется бесперебойно круглосуточно круглогодично, теплоснабжение — бесперебойно круглосуточно в течение отопительного периода. Продолжительность допускаемых перерывов согласовывается Сторонами. Определение режима отпуска тепловой энергии и продолжительности перерывов в теплоснабжении вызывает споры между заказчиками поставщиками тепла. Этого можно избежать, если утвердить эти показатели Постановлением главы местного самоуправления. Эти показатели назначаются исходя из технического состояния разводящих и магистральных сетей, а также климатических условий.

    Договор должен четко установить границы ответственности за состояние и эксплуатацию сетей теплоснабжения, сооружений и устройств. Это позволит избежать ненужных споров между сторонами.

    Договором закреплена обязанность теплоснабжающей организации по вызову Заказчика участвовать в составлении двусторонних актов по фактам отключений, недопоставок, снижения качества теплоснабжения, а также в составлении актов приемки в эксплуатацию приборов учета и регулирования тепла и соглашения о переходе на новую систему учета теплопотребления.

    Договор предусматривает право Заказчика на установку приборов учета и систем регулирования теплопотребления и обязанность Теплоснабжающей организации в установленный срок принимать решение о допуске в эксплуатацию узла учета Заказчика. Арбитром при споре Сторон по типам приборов учета является орган Госэнергонадзора. Он же должен удостоверить факт неудовлетворительного технического состояния систем теплопотребления Заказчика, дающий основание Теплоснабжающей организации прекратить отпуск ему тепловой энергии.

    В договоре определены права и обязанности третьей Стороны. Орган местного самоуправления имеет право: контролировать количество и качество отпускаемой тепловой энергии, осуществлять проверку обоснованности затрат на производство тепловой энергии, и обязанность оплачивать Теплоснабжающей организации часть стоимости тепловой энергии, не покрываемую потребителями в связи с установленными для них тарифами, и компенсировать затраты на предоставление льгот и субсидий отдельным категориям граждан.

    При отсутствии приборов учета расчет за потребленное тепло производится по нормативу потребления тепла, утвержденному органом местного самоуправления. Практика городов показывает, что норматив, при корректном его расчете, достаточно точно определяет среднемесячное значение потребления тепла в течении расчетного периода.

    Потребление тепла в нужном количестве (согласно договора) не означает качественное теплоснабжение. Замерзая в холодные дни года из-за недотопа и открывая форточки в периоды оттепели из-за избытка потребляемого тепла мы в среднем за отопительный период получаем тепло в необходимых объемах, но это трудно назвать качественным теплоснабжением. Сегодня существует мнение, что приборы регулирования являются выходом из такого положения. Приборы регулирования эффективны, если подается тепло в избытке, но ничем не могут помочь если теплоснабжение недостаточно. Именно поэтому в договоре должны быть зафиксированы показатели качества теплоснабжения.

    За отпущенную тепловую энергию оплату производят как Заказчик, в части средств оплаченных населением за теплоснабжение, так и Орган местного самоуправления, в части дотаций на разницу между тарифом для населения и фактической стоимостью произведенной тепловой энергии, а также льгот и субсидий предоставляемых населению.

    Договор должен предусматривать выплату неустойки за несоблюдение условий договора. Особо это касается соблюдения качественных показателей поставки тепловой энергии. Примерным договором предусмотрено снижение величины платы за полученную тепловую энергию при снижении температуры теплоносителя ниже нормативной за каждые 5 градусов. Плата за теплоснабжение не взимается за период отсутствия теплоснабжения. Снижение платы за теплоснабжение в связи с временным отсутствием потребителей Заказчика производится только в части тепла на горячее водоснабжение.

    При наличии приборов учета оплата производится по показаниям приборов, поэтому нет сложностей в определении фактически полученной тепловой энергии. Однако для предъявления неустойки за некачественную поставку тепла необходимо фиксировать длительность перерывов в теплоснабжении, а также отклонение параметров теплоносителя от нормативных.

    Величина платы не увеличивается (а при приборном учете величина платы, рассчитанная по показаниям приборов, соответственно уменьшается), если теплоснабжающая организация необоснованно завышает температуру теплоносителя по сравнению с температурным графиком и предъявляет к оплате счет за увеличенное по сравнению с договором количество энергии.

    Предлагаемый договор содержит пункт предусматривающий «наказание» Заказчика за недоиспользование отпущенной ему согласно условиям договора тепловой энергии (температура возвращаемого теплоносителя выше нормируемой температурным графиком). При отсутствии у Заказчика приборов регулирования температура теплоносителя в обратном трубопроводе зависит, главным образом, от регулируемого теплоснабжающей организацией расхода теплоносителя. Поэтому ответственность за недоиспользование отпущенной тепловой энергии должна наступать только в том случае, если теплоснабжающая организация выдерживает показатели качества (температурный график и давление в контрольных точках) предусмотренные договором.

    Пункт о штрафных санкциях в отношении Заказчика за превышение согласованного количества расхода теплоносителя на подпитку тепловых сетей включается в договор только случае независимой схемы присоединения и при наличии у Заказчика приборов учета, а штраф за использование теплоносителя не по прямому назначению может устанавливаться за сам факт нарушения, независимо от наличия приборов учета и размера нанесенного Теплоснабжающей организации ущерба. При этом величина штрафа может быть фиксированной величиной в денежном выражении, или измеряться в процентах от стоимости израсходованного теплоносителя. Так же и штраф за самовольное (несогласованное с Теплоснабжающей организацией) подключение теплоиспользующих установок или других потребителей может быть установлен в процентном выражении от стоимости использованной ими тепловой энергии (но тогда надо договориться о том, как будет определяться это количество энергии при отсутствии приборов учета) или в виде конкретной суммы.

    В заключении следует подчеркнуть огромную роль органов местного самоуправления в формировании системы договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве. Договоры на теплоснабжение, используемые в настоящее время в различных городах России, не предусматривают ответственность теплоснабжающей организации за качество поставляемой тепловой энергии. Сегодня монополисты диктуют условия на которых они осуществляют поставки тепла. И они не заинтересованы в изменении ситуации. Ситуацию можно изменить двумя путями:

    1. заказчик, учитывая монопольное положение теплоснабжающей организации через суд будет требовать заключения приемлемого договора, что в условиях не совершенства жилищного законодательства весьма сложная процедура;
    2. администрация города определяет порядок и форму договорных отношений в сфере теплоснабжения на территории муниципального образования.

    Второй подход наиболее правильный, поскольку при формировании договорных отношений администрация города будет учитывать интересы и Заказчиков, и поставщиков тепла. С одной стороны Администрация города, в соответствии с Гражданским кодексом, отвечает за теплоснабжение города, с другой стороны население выбирает власть муниципального образования, поэтому муниципалитет стоит на защите интересов обеих сторон.

    Читайте так же:  Пенсия при изменении прописки