Административная ответственность охрана труда

Административная ответственность за нарушение требований охраны труда

За нарушение требований охраны труда к виновным лидам могут быть применены следующие виды административной ответственности:

  • 1) предупреждение;
  • 2) административный штраф;
  • 3) дисквалификация;
  • 4) административное приостановление деятельности.
  • Предупреждение выносят только в письменной форме как официальное порицание физического или юридического лица.

    Дисквалификация заключается в лишении физических лиц права занимать руководящие должности, осуществлять организационно-распорядительные функции. Она может быть применена и к лицам, занимающимся частной практикой. Дисквалификация назначается судьей на срок от 6 месяцев до 3 лет по представлению органов государственного надзора и контроля.

    Административное приостановление деятельности состоит во временном (до 90 суток) прекращении работы отдельных лиц, подразделений, цехов, предприятий в целом, в запрете отдельных видов деятельности, приостановке эксплуатации отдельных объектов, машин, оборудования, угрожающих жизни и здоровью работников. Этот вид наказания назначают судьи по представлению органов государственного надзора и контроля, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

    Временный запрет деятельности на срок до пяти суток может быть применен органами государственного надзора и контроля, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного приостановления деятельности, т.е. за временным запретом, как правило, следует процедура административного приостановления деятельности. Ее применяют только в исключительных случаях, когда это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, и в ряде других случаев, установленных ст. 27.1 КоАП РФ.

    В 2012 г. временному запрету деятельности были подвергнуты 158 структурных подразделений организаций и 1118 единиц оборудования, зданий.

    Административные штрафы (денежное взыскание) имеют право накладывать только специально уполномоченные на это государственные органы (суд, полиция, органы государственного надзора или контроля) за подведомственные им нарушения. Работодателю штрафовать работников за любые нарушения запрещено. За нарушения законодательства о труде и охране труда административный штраф могут накладывать только государственные инспекторы труда и только на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и организации.

    Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ с 1 января 2015 г. значительно увеличил наказания за многие нарушения в области трудового законодательства и охраны труда и расширил их перечень.

    Нарушение трудового законодательства (если иное не предусмотрено некоторыми частями ст. 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ, предусматривающими повышенные наказания за конкретные нарушения) повлечет для должностных лиц предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1000 до 5000 руб.; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – штраф от 1000 до 5000 руб.; для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб. Для лиц, ранее подвергавшихся административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, штраф на должностных лиц составит 10 000–20 000 руб. или может быть применена дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – штраф от 10 000 до 20 000 руб.; для юридических лиц – от 50 000 до 70 000 руб.

    Повышенные размеры административных наказаний с 1 января 2015 г. установлены:

  • • должностным лицам за незаключение с лицом, фактически допущенным к работе, трудового договора (штраф от 10 000 до 20 000 руб.);
  • • за уклонение от оформления или за ненадлежащее оформление трудового договора, либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (штраф для должностных лиц от 10 000 до 20 000 руб., для юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб. За повторное аналогичное административное правонарушение – штраф на граждан в размере 5000 руб., для должностных лиц – дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – штраф от 30 000 до 40 000 руб.; для юридических лиц – штраф от 100 000 до 200 000 руб.).
  • Нарушение государственных нормативных требований охраны труда согласно новой статье 5.27.1 КоАП РФ повлечет с 1 января 2015 г. предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 2000 до 5000 руб.; на юридических лиц – от 50 000 до 80 000 руб.

    Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение повлечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц или лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 5000 до 10 000 руб.; на юридических лиц – от 60 000 до 80 000 руб.

    Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также без прохождения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц или лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 15 000 до 25 000 руб.; на юридических лиц – от 110 000 до 130 000 руб.

    Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц или лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 20 000 до 30 000 руб.; на юридических лиц – от 130 000 до 150 000 руб.

    Для лиц, ранее подвергнутых административному наказанию за вышеуказанные административные правонарушения, наказание еще выше: штраф на должностных лиц в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – штраф от 30 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; для юридических лиц – штраф от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

    Согласно новой статье 14.54 КоАП РФ нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка ее проведения повлечет с 1 января 2015 г. наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 руб.; на юридических лиц – от 70 000 до 100 тыс. руб. Для лиц, ранее подвергнутых административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, наказание выше: штраф на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет; штраф на юридических лиц – от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

    Помимо прочего, КоАП РФ (ст. 14.54) устанавливает ответственность экспертов организаций, проводивших специальную оценку условий труда. За допущенные правонарушения при ее проведении они несут административную ответственность как должностные лица.

    Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания государственного инспектора труда в соответствии со ст. 19.5 КоАП РФ повлечет с 1 января 2015 г. наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – штраф от 30 000 до 50 000 руб.; для юридических лиц – штраф от 100 000 до 200 000 руб.

    Ответственность за нарушения в области охраны труда

    Правила безопасной организации рабочего процесса и виды ответственности за нарушение требований охраны труда (ОТ) установлены действующим законодательством РФ. Требования разработаны для обеспечения безопасных условий трудовой деятельности работника. Обязанность их соблюдать установлена законодателем как для работодателя, так и для работника. В ст. 21 указано, что работник обязан исполнять установленные требования ОТ. Наиболее часто применяемый вид ответственности — административный, хотя возможна и уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда. Хотя, конечно, для того, чтобы суд применил статьи Уголовного кодекса , должно произойти серьезное происшествие, создающее угрозу жизни и здоровью работников.

    Распространенные случаи

    Чаще всего ответственность за нарушение законодательства по охране труда наступает в следующих случаях:

  • несоблюдение правила об обязательном проведении инструктажа по безопасному ведению работ (отсутствие стажировки, отказ от проверки знаний, привлечение неподготовленного сотрудника, отсутствие обучения руководящего состава предприятия и т.д.);
  • несоблюдение установленного режима труда и отдыха (привлечение к деятельности сотрудника в ночное время и выходные без его согласия, привлечение к сверхурочной работе, отсутствие ее учета, несоблюдение требований к продолжительности непрерывного отдыха);
  • отсутствие индивидуальных средств защиты;
  • допуск на объект без проведения обязательного медосмотра;
  • отсутствие аттестации рабочих мест;
  • несоблюдение установленного порядка расследования несчастных случаев;
  • несоблюдение правил эксплуатации приборов и аппаратов;
  • организация работ, не отвечающая обязательным требованиям.
  • Замечание, выговор и даже увольнение, при наличии оснований, например, при установлении признака неоднократности нарушения, — это дисциплинарные взыскания за нарушение требований охраны труда. Они перечислены в ст. 192 ТК РФ . Иногда для увольнения достаточно и однократного существенного нарушения, если наступили тяжкие последствия (пп. «д» п. 6 ст. 81 ТК РФ ). Применяются эти виды дисциплинарных взысканий только в отношении работников, занимающих на предприятии определенную должность.

    Наказать рублем можно, в соответствии с главами 38 и 39 ТК РФ , как работодателя, так и сотрудника. В соответствии со ст. 238 , 246 ТК РФ при определении ущерба, причиненного работником, учитывается следующее:

  • возмещается только прямой действительный ущерб, упущенная выгода не принимается во внимание;
  • должна быть установлена вина и связь проступка с возникшими последствиями;
  • ущерб определяется по фактическим потерям с учетом рыночных цен.
  • При этом администрация наделена правом не подвергать трудящегося наказанию в соответствии со ст. 240 ТК РФ .

    Административная ответственность

    При установлении совершения виновного правонарушения в части организации деятельности и рабочих мест наступает административная ответственность за нарушение требований охраны труда (по ст. 5.27.1 КоАП РФ ). Накладываются штрафы исключительно на руководство, должностных лиц, организацию или предприятие:

    на должностных лиц и ИП — от 2000 до 5000 рублей;

    на юридических лиц — от 50 000 до 80 000 рублей.

    При повторном нарушении штрафы достигают 40 000 в первом случае и 200 000 во втором.

    Предусмотрена только в определенных случаях. Если будет установлено нарушение требований охраны труда, повлекшее смерть человека или причинение тяжкого вреда здоровью, наказание будет применено по ст. 143 УК РФ . Привлекаться могут только физические лица, на которых была возложены обязанности по соблюдению правил ОТ.

    При нанесении тяжкого вреда: до 40 000 (или доход за 18 месяцев, или исправительные работы до 2 лет, или лишение свободы до 2 лет).

    При смерти 1 человека: принудительные работы или лишение свободы на срок до 4 лет.

    При смерти 2 и более лиц: срок до 5 лет.

    Акт о нарушении требований охраны труда

    Для того чтобы установить ответственность работника за нарушение требований охраны труда и задокументировать выявленные случаи несоблюдения правил ОТ, составляется акт. Унифицированной формы акта нет, но стоит предусмотреть все реквизиты документа, принятые на практике в делопроизводстве, и внести все необходимые данные:

    Читайте так же:  В стаж муниципальной службы включается
  • данные организации (или оформить документ на бланке);
  • дату, время и место составления;
  • данные сотрудника, комиссии, оформивших акт;
  • суть самого проступка с детальным описанием случившегося;
  • пояснения участвующих лиц;
  • рекомендации по соблюдению правил охраны труда;
  • приложение: документы, объяснительные, докладные;
  • подписи всех участвующих, включая нарушителя.
  • Составление акта поможет избежать споров и установить конкретных виновников неисполнения требований охраны труда.

    Наряду с санкциями за невыполнение правил ОТ существует и ответственность за нарушение правил техники безопасности; она может наступить как при неисполнении законодательно установленных норм, так и при отклонении от условий организации деятельности предприятия, признанных обязательными в локальных нормативных актах.

    Как обжаловать взыскания

    Порядок обжалования зависит от вида взыскания. Например, сотрудник может обжаловать дисциплинарное наказание в течение 3 месяцев, в трудовую инспекцию или суд. Для постановлений об административных правонарушениях установлены иные сроки: 10 дней. Приговор по уголовному делу обжалуется также в десятидневный срок ( ст. 389.4 УПК РФ ). Для обжалования, в зависимости от объекта и субъективной стороны дела и вида ответственности, составляется документ (жалоба, претензия, заявление), в котором вышестоящая инстанция уведомляется об ошибках, допущенных при расследовании случая (фактических или в применении норм закона), несогласии привлеченных или иных лиц в соответствии со ст. 30.2. КоАП РФ, ст.390 ТК РФ и т.д. Также излагается просьба о пересмотре решения о применении наказания.

    Административная ответственность охрана труда

    Прокуратура Республики Коми Официальный сайт

    Административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Новое в законодательстве.

    Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.

    Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

    Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.

    Одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры остается надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда. За 11 месяцев 2014 года органами прокуратуры выявлено 5916 нарушений закона в данной сфере.

    В настоящее время за нарушение законодательства о труде и об охране труда предусмотрена административная ответственность по ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). По постановлениям прокуроров к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ в указанном периоде привлечено 357 лиц, в том числе 4 дисквалифицированы.

    С 1 января 2015 года вступают в силу изменения в КоАП РФ, внесенные Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ: из статьи 5.27 исключается ответственность за нарушение законодательства об охране труда, при этом вводится статья 5.27.1 «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации».

    Впервые законодатель предусмотрел административную ответственность за фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем (при отказе работодателя признать трудовые отношения с лицом, фактически допущенным к работе), а также за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (ч.ч. 2 и 3 ст. 5.27 КоАП РФ соответственно).

    Совершение правонарушения по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 тысяч рублей, на должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.

    Минимальный размер штрафа за совершение правонарушения по ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ составит для должностных лиц – 10 тысяч рублей; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – 5 тысяч рублей; для юридических лиц – 50 тысяч рублей.

    Повторное совершение указанных правонарушений повлечет административную ответственность по ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ в виде штрафа для граждан (5 тысяч рублей) и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (от 30 до 40 тысяч рублей); юридических лиц (от 100 до 200 тысяч рублей) и дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет для должностных лиц.

    Иные нарушения трудового законодательства будут квалифицироваться по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

    Как указывалось выше, КоАП РФ дополнен ст. 5.27.1, предусматривающей ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда. Государственные нормативные требования включают в себя социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда. Их соблюдение является обязанностью работодателя.

    С 1 января 2015 года за нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1. КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа (в размере от 5 до 10 тысяч рублей для должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 60 до 80 тысяч рублей – для юридических лиц).

    Допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также без прохождения медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний может являться основанием для привлечения к ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1. КоАП РФ в виде штрафа в размере от 15 до 25 тысяч рублей для должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность юридического лица, от 110 до 130 тысяч рублей – для юридических лиц.

    За необеспечение работников средствами индивидуальной защиты предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 5.27.1. КоАП РФ в виде штрафа в размере от 20 до 30 тысяч рублей для должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 130 до 150 тысяч рублей – для юридических лиц).

    Примечанием к данной статье закреплено, что под средствами индивидуальной защиты в ней следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ТР ТС 019/2011, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 878 ко второму классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику (защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя).

    К таковым, в частности, относятся средства индивидуальной защиты головы (каски защитные), глаз (очки защитные), органов дыхания и другие.

    Повторное совершение указанных правонарушений повлечет административную ответственность по ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ для должностных лиц в виде штрафа в размере от 20 до 30 тысяч рублей или дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – штрафа от 30 до 40 тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток; для юридических лиц – штрафа от 100 до 200 тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

    Нарушение иных государственных нормативных требований охраны труда будет квалифицироваться по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

    Ужесточение законодателем административной ответственности за нарушения трудового законодательства призвано обеспечить соблюдение прав работников, а также неукоснительное соблюдение работодателем установленных правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

    Виды ответственности за нарушение требований охраны труда

    ohrana_truda.jpg

    Похожие публикации

    10-й раздел Трудового кодекса РФ всецело посвящен вопросам охраны труда. В нем перечислены основные и дополнительные мероприятия, цель которых – сделать пребывание человека на рабочем месте максимально безопасным. Поскольку от их выполнения зависит жизнь и здоровье сотрудника, государством установлена ответственность за нарушение законодательства по охране труда. И отвечать иногда приходится не только по Административному, но и по Уголовному кодексу.

    Виды ответственности за нарушение правил охраны труда

    Виды ответственности разнятся в зависимости от того, кто является нарушителем – юридическое или физическое лицо. Кроме того, учитывается тяжесть последствий, возникших из-за игнорирования правил по безопасности производства, а также было ли нарушение совершено впервые или повторно.

    Ответственность за нарушение охраны труда предприятием

    К юридическому лицу (работодателю), не соблюдающему установленные требования, применяется административная ответственность за нарушение требований охраны труда (ст. 5.27.1 КоАП РФ). В основном, она предполагает два вида санкций:

    • наложения штрафа на организацию от 50 000 рублей (при повторном нарушении может доходить до 200 000 рублей);
    • в виде приостановления деятельности на определенный срок.
    • Приостановление деятельности предусмотрено не только для организации-нарушителя, но и для индивидуальных предпринимателей, на которых также возлагается ответственность за соблюдение правил по охране труда. Они являются обязательными для любого работодателя, независимо от того, в какой форме он ведет коммерческую или иную деятельность.

      Также организация или ИП могут понести и материальную ответственность за нарушение правил техники безопасности или иных требований по охране труда, установленных действующим законодательством. Например, если по причине их несоблюдения сотрудник получил травму, увечье или иной вред здоровью, он вправе взыскать с работодателя компенсацию за моральный вред (в судебном порядке или в соответствии с условиями трудового контракта).

      Однако оплачивать работнику его лечение, реабилитацию, медикаменты, компенсировать иные расходы, необходимость в которых возникла в результате нарушения, будет ФСС – за счет страховых взносов, регулярно отчисляемых работодателем.

      Ответственность специалиста по охране труда

      Закон обязывает работодателей создавать на предприятии специальную службу по охране труда, если на нем работает более 50 человек (ст. 217 Трудового кодекса РФ). Но даже если сотрудников меньше, в организации должен быть специалист, отвечающий за эти вопросы.

      Виды ответственности за нарушение охраны труда, применяемые в отношении физического лица гораздо разнообразнее. В зависимости от последствий его действий или бездействия, она может быть:

    • материальная;
    • дисциплинарная (вплоть до увольнения «по статье»);
    • административная;
    • и даже уголовная.
    • Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда наступает в случаях, когда их несоблюдение причинило тяжкий вред здоровью хотя бы одного человека (ст. 143 УК РФ). Специальные правила (правительственное постановление № 522 от 17.08.2007) гласят, что его признаком является травмирование другого человека, которое, в частности, привело:

    • к слепоте;
    • к внешнему уродству;
    • потере вынашиваемого ребенка;
    • психическому заболеванию;
    • утрате трудоспособности.
    • Еще более суровая уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда предусмотрена законом, если оно привело к смерти человека или нескольких лиц.

      В отношении 143-й статьи УК следует сделать важное пояснение: она применяется только к нарушителям, непосредственно (в силу должностной инструкции) отвечающим за безопасность производства. Например, если человек погибнет из-за того, что правила нарушил инженер по охране труда, уголовная ответственность наступит именно по этой статье. А если трагедия произойдет по вине постороннего лица, в чьи обязанности контроль за безопасностью на данном предприятии не входит, ему вменят 109-ю или иную статью Уголовного кодекса.

      Ответственность за несоблюдение требований охраны труда: что грозит нарушителям

      Согласно статье 212 Трудового кодекса, ответственность по охране труда на предприятии возлагается на работодателя. Он обязан обеспечить выполнение всех необходимых мероприятий, установленных законом.

      Ответственность работодателя по охране труда и технике безопасности установлена Кодексом об административных правонарушениях и, прежде всего – статьей 5.27.1. Ею предусматриваются следующие санкции в отношении организации:

    • штраф 60-80 тыс. рублей – за непроведение оценки условий, в которых работают сотрудники (или за проведение с нарушениями);
    • штраф 110-130 тыс. рублей — за допуск сотрудника к работе без обязательного медосмотра или инструктажа;
    • штраф 130-150 тыс. рублей – за необеспечение подчиненных защитными индивидуальными средствами;
    • штраф 50-80 тыс. рублей – за иные правонарушения в сфере охраны труда.
    • Административная ответственность за нарушение техники безопасности в виде штрафа увеличивается до 200 000 рублей, если правонарушение совершается не в первый раз. В этом случае его могут заменить на временное приостановление деятельности юрлица – до 90 суток.

      Штрафы с должностных лиц взимаются в меньших размерах и не превышают 30 тысяч рублей. Однако в отношении них возможна уголовная ответственность за охрану труда, проводимую недолжным образом, если это привело к гибели или тяжелому увечью человека. Максимальная санкция по статье 143 УК – лишение свободы на 5-летний срок (или принудительные работы на тот же период). Она применяется, если действия нарушителя повлекли смерть не менее 2-х человек.

      Прокуратура Оренбургской области

      • Главная
      • Правовое просвещение и взаимодействие с общественностью
      • Прокурор разъясняет
      • Ответственность за нарушение правил охраны труда
      • Ответственность за нарушение правил охраны труда

        Статьей 37 Конституции Российской Федерации установлено право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

        Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ), развивая это конституционное положение, возлагает на работодателя обязанность по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (статья 22 ТК РФ).

        В соответствии со статьей 220 ТК РФ государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

        Кроме иных мер, эта гарантия обеспечивается государственным контролем (надзором) за соблюдением требований охраны труда и предусмотренной законодательством дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой (статья 419 ТК РФ) а также административной и уголовной ответственностью лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и законодательства об охране труда.

        Дисциплинарная ответственность выражается в применении мер дисциплинарного взыскания к лицам, допустившим нарушение правил охраны труда.

        Перечень дисциплинарных взысканий установлен статьей 192 ТК РФ и включает в себя замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям.

        Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

        Материальная и гражданско-правовая ответственность заключается в частичном или полном возмещении ущерба, причиненного нарушением правил охраны труда, и может применяться по основаниям и в порядке, предусмотренном разделом XI и статьей 277 ТК РФ, а также по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.

        Административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда предусмотрена действующей в настоящее время статьей 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

        Согласно части первой данной статьи нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

        По части второй этой статьи административное наказание в виде дисквалификации на срок от одного года до трех лет налагается на должностных лиц, ранее подвергнутых административному наказанию за нарушение законодательства о труде и об охране труда и совершивших аналогичное административное правонарушение повторно до истечения одного года со дня исполнения ранее наложенного административного наказания.

        Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда установлена статьей 143 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ).

        Федеральным законом от 28.12.2013 ? 421-ФЗ в статью 143 УК РФ внесены изменения, направленные на усиление уголовной ответственности за нарушение права работников на безопасные условия труда.

        Согласно новой редакции этой статьи, действующей с 1 января 2014 года, нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или иными видами уголовных наказаний, среди которых максимально строгим является лишение свободы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового.

        То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, влечет ответственность по части второй статьи 143 УК РФ, предусматривающей в качестве наиболее строгого наказания лишение свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

        Указанным Федеральным законом статья 143 УК РФ дополнена частью третей, устанавливающей ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц.

        При таких последствиях виновному лицу может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

        В соответствии с введенным в текст УК РФ примечанием к статье 143 УК РФ под требованиями охраны труда в статье понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

        Федеральным законом от 28.12.2013 ? 421-ФЗ внесены также изменения и дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, направленные на повышение уровня гарантий соблюдения трудовых прав граждан, в том числе и права на безопасные условия труда.

        Эти изменения и дополнения КоАП РФ вступят в силу с 1 января 2015 года.

        С этого времени указанная выше статья 5.27 КоАП РФ будет действовать в редакции, предусматривающей административную ответственность только за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

        Ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в измененной редакции КоАП РФ установлена новой статьей 5.27.1.

        В частности, допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний может повлечь с 01.01.2015 в соответствии с частью третей статьи 5.27.1 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц и на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей, на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

        Часть четвертая этой статьи предусматривает еще более высокие размеры административных штрафов за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

        Следует также отметить, что статья 19.5 КоАП РФ дополнена частью двадцать третей, согласно которой с 01.01.2015 невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, (государственного инспектора труда) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

        Ответственность за нарушение требований охраны труда

        Охрана труда — это комплекс мер, которые в своей совокупности обеспечивают защиту здоровья работника в процессе осуществления трудовой деятельности.

        Основные мероприятия по охране труда устанавливаются законодателем и условно подразделяются на несколько групп:

        1. Правовые. К данной группе относится ведение документации на предприятии, в частности заключение индивидуальных и коллективных трудовых договоров.
        2. Социально-экономические. Эта группа включает в себя обязательное страхование служащих, выплату всех положенных компенсаций и предоставление льгот.
        3. Организационно-технические. Эти мероприятия обеспечивают надлежащие условия труда для сотрудников. В частности, речь идет о проведении обязательной аттестации рабочих мест, оптимизации персонала и т. д.
        4. Санитарно-гигиенические, включающие в себя обеспечение работников специальной формой одежды.
        5. Профилактические, которые отвечают за создание системы спортивного оздоровления сотрудников и проведение обязательных медицинских осмотров.

        Требования ТК РФ в сфере охраны труда определены в главе 34. В частности, к ним относятся такие обязанности работодателя, как:

      • обеспечение режима труда на предприятии;
      • приобретение и выдача специальной одежды;
      • проведение специальной оценки условий труда и т. п.
      • То есть работодатель и должностные лица, ответственные за охрану труда, должны обеспечить надлежащие условия труда для каждого сотрудника — в противном случае виновные лица привлекаются к ответственности.

        Виды ответственности за нарушение требований охраны труда

        Дисциплинарная ответственность

        Если работник не исполняет соответствующим образом возложенные на него обязанности, ему грозит одно из следующих наказаний:

        При этом законодатель не допускает привлечения к ответственности работника, в действиях которого не было признаков вины, и за один проступок возможно наложение только одного наказания. Работодатель вправе провести служебную проверку и выяснить все обстоятельства случившегося, а также привлечь к ответственности виновное лицо не позднее месяца со дня обнаружения нарушения.

        Материальная ответственность

        Работодатель должен заранее позаботиться о том, чтобы включить условие о материальной ответственности в текст трудового контракта либо подписать с сотрудником дополнительное соглашение по этому поводу. После того как работник узнает о том, что он материально ответственен в рамках своей должности, при нанесении ущерба предприятию он будет обязан его возместить. Однако оговоримся сразу: речь идет только о действительных убытках, неполученная выгода организации служащим не выплачивается.

        Для того чтобы работодатель имел возможность привлечь сотрудника к материальной ответственности, требуется соблюдение следующих условий:

      • действия служащего должны носить противоправный характер;
      • налицо должна быть виновность действий (или бездействий);
      • между последствиями и поступками должна быть причинная связь.
      • Важно! Работник несет ответственности только в размерах своего заработка за месяц. Исключение составляют случаи, когда по его вине работодатель выплачивал пострадавшим лицам определенные суммы, — в такой ситуации работник помимо прямого ущерба возмещает и эти выплаты.

        КоАП РФ содержит норму, которая освещает вопросы административной ответственности за нарушение требований охраны труда. Речь идет о статье 5.27.1.

        Субъектами правонарушений в данном случае могут быть:

      • должностные лица предприятия (они могут ограничиться штрафом, который накладывается инспекцией по труду);
      • руководитель организации (речь идет только о юридических лицах);
      • ИП (при наличии в штате сотрудников);
      • юридические лица.
      • Уголовная ответственность

        УК РФ также содержит несколько статей, которые указывают на признаки нарушения норм по охране труда. В частности, речь идет о статьях 143 и 215–219. Спецификой данного вида ответственности является то, что к ней привлекаются только физические лица (например, конкретные работники организации или руководитель предприятия).

        Таким образом, законодатель по отношению к виновным лицам, нарушившим требования охраны труда, не ограничивается только дисциплинарной или материальной ответственностью, предусмотренной ТК РФ. В случае наличия в их действиях состава административного правонарушения или преступления они могут быть привлечены и к ответственности по нормам КоАП и УК РФ — все зависит от тяжести и характера нарушения.

        Еще больше материалов по теме в рубрике: «Дисциплинарная ответственность».

        Ответственность за нарушение охраны труда

        В соответствии со ст. 419 Трудового кодекса РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

        Административная ответственность за нарушение требований охраны труда

        Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

        1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

      • на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей
      • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 1000 до 5000 рублей
      • на юридических лиц – от 30000 до 50000 рублей
      • 2. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), – влечет наложение административного штрафа:

      • на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей
      • на должностных лиц – от 10000 до 20000 рублей
      • 3. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, – влечет наложение административного штрафа:

      • на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей
      • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 5000 до 10000 рублей
      • на юридических лиц – от 50000 до 100000 рублей
      • 4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет наложение административного штрафа:

      • на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет
      • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 10000 до 20000 рублей
      • на юридических лиц – от 50000 до 70000 рублей
      • 5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 или 3 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет наложение административного штрафа:

      • на граждан в размере 5000 рублей
      • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 30000 до 40000 рублей
      • на юридических лиц – от 100000 до 200000 рублей
      • на должностных лиц – дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет
      • Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ

        1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

      • на должностных лиц в размере от 2000 до 5000 рублей
      • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 2000 до 5000 рублей
      • на юридических лиц – от 50000 до 80000 рублей
      • 2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение – влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

      • на должностных лиц в размере от 5000 до 10000 рублей
      • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 5000 до 10000 рублей
      • на юридических лиц от 60000 до 80000 рублей
      • 3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний – влечет наложение административного штрафа:

      • на должностных лиц в размере от 15000 до 25000 рублей
      • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 15000 до 25000 рублей
      • на юридических лиц – от 110000 до 130000 рублей
      • 4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – влечет наложение административного штрафа:

      • на должностных лиц в размере от 20000 до 30000 рублей
      • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 20000 до 30000 рублей
      • на юридических лиц – от 130000 до 150000 рублей
      • 5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1-4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет наложение административного штрафа:

      • на должностных лиц в размере от 30000 до 40000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет
      • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 30000 до 40000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
      • на юридических лиц – от 100000 до 200000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
      • Примечание: Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

        Статья 14.54. Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда

        1. Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда – влечет наложение административного штрафа:

      • на юридических лиц – от 70000 до 100000 рублей

      2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет наложение административного штрафа:

    • на должностных лиц в размере от 40000 до 50000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет
    • на юридических лиц – в размере от 100000 до 200000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
    • Примечание: Эксперт организации, проводившей специальную оценку условий труда, совершивший при проведении специальной оценки условий труда административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, несет административную ответственность как должностное лицо.

      Статья 15.34. Сокрытие страхового случая

      Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – влечет наложение административного штрафа:

    • на должностных лиц в размере от 500 до 1000 рублей
    • на юридических лиц в размере от 5000 до 10000 рублей
    • Статья 19.4. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль

      1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

    • на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей
    • на должностных лиц – от двух тысяч до четырех тысяч рублей
    • Статья 19.4.1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля

      1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок – влечет наложение административного штрафа:

    • на граждан в размере от 500 до 1000 рублей
    • на должностных лиц – от 2000 до 4000 рублей
    • на юридических лиц – от 5000 до 10000 рублей
    • 2. Действия или бездействие, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, – влекут наложение штрафа:

    • на юридических лиц – от 20000 до 50000 рублей
    • 3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, – влечет наложение административного штрафа:

    • на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года
    • на юридических лиц – от 50000 до 100000 рублей
    • Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль

      1. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства – влечет наложение административного штрафа:

    • на граждан в размере от 300 до 500 рублей
    • на должностных лиц – от 1000 до 2000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет
    • на юридических лиц – от 10000 до 20000 рублей
    • Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда

      Статья 143. Нарушение требований охраны труда

      1. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, – наказывается:

    • штрафом в размере до 400 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев
    • либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов
    • либо исправительными работами на срок до 2 лет
    • либо принудительными работами на срок до 1 года
    • либо лишением свободы на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 1 года или без такового
    • 2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, – наказывается:

    • принудительными работами на срок до 4 лет
    • либо лишением свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового
    • 3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, – наказывается:

    • принудительными работами на срок до 5 лет
    • либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового
    • Примечание: Под требованиями охраны труда в настоящей статье понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.