5 канал лицензия

Подарок ко Дню рождения Порошенко: Как в соцсетях реагируют на лишение лицензии «112 Украина»

26 сентября Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания лишил телеканал «112 Украина» лицензии на цифровое вещание.

В четверг, 26 сентября, Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания лишил телеканал «112 Украина» лицензии на цифровое вещание. Эта новость не осталась без внимания пользователей социальных сетей.

Одни говорят, что таким решением Нацсовет сделал своеобразный подарок ко Дню рождения экс-президента Украины Петра Порошенко, другие утверждают, что подобное решение — это уничтожение свободы слова в Украине.

Наступление на свободу слова

В Национальном союзе журналистов Украины (НСЖУ) считают решение Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания о лишении телеканала «112 Украина» лицензии на цифровое вещание попыткой ограничить свободу слова в Украине и ввести цензуру.

«Позиция Нацсовета к 112 является предвзятой, ибо часть всеукраинских каналов создавалась через объединение региональных лицензий. Например, «5 канал» некогда состоял из региональной сети НБМ и Экспресс-информ. Не понимаю, почему нельзя было позволить аналогичное решение для 112, который просил об этом с 2020 года», — написал глава НСЖУ Сергей Томиленко.

Такой же позиции придерживается журналист Денис Иванеско, который написал: «5 канал» также создавался из региональных лицензий, которые нарушала единая сетка вещания. Но Кучма их за это не закрыл».

«Итак, Нацсовет по ТВ и радиовещанию таки решил отключать 112-й. Решение по аннулированию лицензии для «112 Украина» вступает в силу с дня его принятия. Так не должно быть в свободной демократической стране! И зачем новой власти скандал с ущемлением свободы слова? Или это еще «пропорошенковский» Нацсовет самовольничает?» — написала член Запорожского облсовета Юлия Ковалевская.

«Это уничтожение свободы слова! Позор! Думаю, журналисты Украины должны поддержать коллег со 112. Так как следующими будут они. Это закономерность!» — пишет член Сумского облсовета Наталья Расторгуева.

«Какое-либо ограничение — это все же ограничение. Хорошо, что есть альтернатива, и я думаю, тем кому нужно, ее найдут. Но неправильно делать такие шаги. Свобода слова здесь нарушена. Пусть частично», — отмечает Ирина Костюк.

А пользователь Евгений Пархоменко заявляет, что «с таким подходом нужно закрывать все каналы, потому что везде есть собственник».

Офис президента, «Слуга народа» и Порошенко

«Офис президента Украины следит за ситуацией вокруг телеканала «112 Украина». Убеждены, что свобода слова является неотъемлемой частью демократического государства. В то же время все вещатели должны придерживаться законодательства и условий лицензии», — отмечается в сообщении.

В Офисе президента также высказали надежду, что после обновления состава Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания упорядочится ситуация на телевизионном рынке.

Телеведущий Владимир Полуев прокомментировал реакцию Офиса президента следующим образом: «Главное вовремя обновлять состав Нацсовета уже после лишения лицензии. Логично, чего уж там».

«Нацсовет сегодня лишил 112-й канал лицензии. Офис президента неожиданно отреагировал, но в своем стиле. «На свободу слова давить плохо, соблюдать лицензионные процедуры надо, а состав Нацсовета надо обновить, ибо они попередниками назначены были». Ээээм, а как же представители с плюсов и назначенные члены уже при новой власти? И так сойдет. И логично, конечно же, менять состав Нацсовета, когда лицензию уже отобрали. Лапша на уши», – написала журналист Олеся Медведева.

Журналист Андрей Манчук по этому поводу написал следующее: «Украинская власть лишила лицензии сверхумеренный, но слегка оппозиционный 112-й телеканал. Теперь Зеленскому есть чем похвастать перед Петром Порошенко».

Народный депутат от «Слуги народа» Максим Бужанский осудил попытку закрыть канал: «Лишить 112-й лицензии — это как рубить хвост по частям. Причем не Медведчуку, а самим себе».

В то же время экс-нардеп Игорь Мосийчук предположил, что подобное решение Нацсовета похоже на подарок ко Дню рождения Петра Порошенко (26 сентября).

Что имеем на данный момент

Международный редакционный совет телеканала «112 Украина» расценил решение Нацсовета как предвзятые и политически мотивированные действия регулятора, следствием которых является дальнейшее наступление на права журналистов и ограничение свободы слова в Украине.

Канал продолжает вещание и доступен для своих зрителей на спутнике, в кабельных сетях и в интернете.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите кнопку «сообщить об ошибке», чтобы сообщить об этом редакции

Dpryug.ru

Законы, судебная практика, советы юриста

5 канал лицензия на вещание

5 канал лицензия на вещание

В четверг, 30 ноября, ООО «МТВ Нетворкс Мьюзик Восток», связанное с американской медиагруппой Viacom, получило от Роскомнадзора лицензию №29043 на наземное эфирное вещание. Теперь, как следует из реестра Роскомнадзора, на 27-й частоте в городе Славянск-на-Кубани Краснодарского края могут вещать три канала, которые производит Viacom, — детский Nickelodeon, развлекательный Paramount Comedy и музыкальный VH1 European.

Лицензия кардинально меняет их статус. Обладая эфирной частотой даже в одном городе, они с точки зрения закона «О рекламе» не являются платными. Соответственно, на эти три телеканала перестают распространяться действующие с 2015 года ограничения на размещение рекламы. Nickelodeon, Paramount Comedy, VH1 European сейчас рекламу в своих программах не размещают, а зарабатывают лишь на абонентской плате, которой с ними делятся кабельные операторы.

«МТВ Нетворкс Мьюзик Восток» получил лицензию на эфирное наземное вещание, поскольку обратился с соответствующим заявлением в Федеральную конкурсную комиссию по телерадиовещанию при Роскомнадзоре и та приняла положительное решение, следует из ответа пресс-службы ведомства на запрос РБК. Комиссия, в частности, рассматривает заявление соискателей и вносит изменения в условия лицензий, указано на сайте Роскомнадзора.

В штаб-квартире Viacom запросы РБК переадресовали в российский офис. Гендиректор Viacom International Media Networks в России Елена Бальмонт подтвердила РБК факт получения эфирной лицензии для трех телеканалов.

Как выключали и включали рекламу

Поправки в закон «О рекламе», запрещающие рекламу на каналах, «доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств», были приняты летом 2020 года.

При этом под ограничения не попали каналы, распространяемые на территории РФ «с использованием ограниченного радиочастотного ресурса посредством наземного эфирного вещания». Иными словами, вещателю достаточно иметь одну эфирную лицензию, чтобы сохранить возможность получать доход от размещения рекламы. ?К тому времени совокупная аудитория всех тематических каналов уже была сопоставима с аудиторией крупных эфирных вещателей, но по рекламным доходам разрыв между этими двумя сегментами был колоссальным — по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, 4,1 млрд руб. у тематических каналов против 155,7 млрд руб. у эфирных (2020 год).

Считалось, что от запрета пострадают прежде всего зарубежные компании, распространяющие в России в кабельных сетях русскоязычные версии своих каналов. Свои тематические каналы развивали и развивают также «Первый канал» («Дом кино», «Телекафе», «Музыка Первого» и др.), ВГТРК («Моя планета», «Наука», «Русский детектив» и др.), «Газпром-Медиа» (семейство спортивных каналов, «Индия ТВ» и др.). 31 декабря 2020 года Роскомнадзор выдал им десятки эфирных лицензий, позволявших вещать в Москве на принадлежащей ВГТРК 34-й частоте.

В январе 2015 года в Госдуму были внесены новые поправки в закон «О рекламе», которые выводили из-под запрета каналы, в которых 75% приходится на «национальную продукцию СМИ» — контент, который произведен в России и ее гражданами. Тем самым на рекламе смогли вновь зарабатывать городские кабельные студии.

В 2015 году рекламные доходы тематических каналов в том числе и из-за законодательных ограничений упали, по версии Ассоциации коммуникационных агентств России, на 38%, до 2,5 млрд руб., эфирных — на 14%, до 134,2 млрд руб. По итогам девяти месяцев 2017 года рекламные доходы вещателей составили соответственно 3,5 млрд и 112,5–117,5 млрд руб.

Без партнеров как без рекламы

С января 2015 года, когда ограничения на размещение рекламы на платных каналах вступили в силу, было лишь два случая, когда считающиеся такими телеканалы с иностранным контентом вернули себе право зарабатывать на рекламе, и оба были обусловлены партнерством зарубежных вещателей с крупным отечественным медиахолдингом.

В конце 2015 года в рамках сделки Национальной медиа группы и американской Discovery Communications шесть ее каналов — Discovery Channel, Animal Planet, TLC, ID Extra, Eurosport 1, Eurosport 2 (позже к ним добавился детский телеканал Cartoon Network) — получили одну на всех эфирную частоту в Магнитогорске Челябинской области. Тогда Discovery Communications на безденежной основе отдала Национальной медиа группе 80% своего российского бизнеса, поскольку принятые в 2020 году поправки в закон «О СМИ» запретили иностранцам с января 2016 года владеть более 20% в учредителе любого российского СМИ. В результате со ставшими частью Национальной медиа группы телеканалами своей частотой в Магнитогорске поделился входящий в этот холдинг РЕН ТВ.

В 2016 году Национальная медиа группа получила также 80% российского бизнеса компании Viasat (телеканалы TV 1000, «TV 1000 Русское кино», Viasat History, Viasat Explore и др.). В 2015-м владевшая ею шведская Modern Times Group продала за $45,5 млн все каналы Viasat структуре Varing Vostok, а та, чтобы соответствовать новым требованиям закона «О СМИ», передала 80% вещательного бизнеса в России Национальной медиа группе. Холдинг, в свою очередь, переоформил на каналы семейства Viasat свою лицензию на эфирное вещание № 24033, и они смогли зарабатывать на рекламе.

Viacom также была вынуждена изменить структуру собственников своих российских активов. С декабря 2015 года 80% ее российского бизнеса принадлежит топ-менеджеру «Реновы» Максиму Майорцу, 19% — структуре Viacom International Media Networks, 1% — частным лицам. Партнера, который мог бы поделиться с российским представительством Viacom International Media Networks, не было.

Из крупных международных медиакомпаний дублированные версии своих телеканалов в России сохранили также Fox (National Geographic, Fox, Fox Life и др.) и Sony Pictures Television (Sony Sci Fi, Sony Entertainment Television, Sony Turbo). Чтобы соответствовать новым требованиям закона «О СМИ», Fox в 2015 году сделал основным собственником своих каналов в России местную дистрибьюторскую компанию «Телко Медиа», Sony Pictures Television в феврале 2016-го — бывшего топ-менеджера «Газпром-Медиа» Владимира Ханумяна. Все их каналы с 2015 года прекратили показывать рекламу.

Представитель «Телко Медиа» и Владимир Ханумян не ответили на вопрос, готовы ли они последовать примеру Viacom и запросить у Роскомнадзора лицензию на эфирное вещание.

Почему в России сложно получить эфирную лицензию

Роскомнадзор перестал выдавать новые лицензии на наземное эфирное телевещание в России с середины 2000-х, когда заработала государственная программа перехода с аналогового эфирного вещания на цифровое (аналоговый сигнал изначально планировалось отключить еще в 2015 году, но позже срок сдвинули на 2020-й). С конца 2000-х желающие заниматься телевещанием получали так называемые универсальные лицензии, которые позволяют транслировать программы в любой среде, но не закрепляют за каналом конкретной эфирной частоты. ?В настоящее время Роскомнадзор лишь переоформляет истекающие эфирные лицензии на новые и в индивидуальном порядке согласовывает переуступку существующей лицензии одним СМИ другому.

Контактная информация

Пятый канал
197376, Россия, Санкт-Петербург, улица Чапыгина, д. 6
Телефон: +7 (812) 335-84-15

Редакция СМИ сетевое издание 5-tv.ru :

Телефон: +7 (812) 336-58-36, доб. 1864
E-mail: [email protected]

Управление продюсирования:

Информационно-аналитическое вещание:

Телефон: +7 (812) 335-85-55
Тел./факс: +7 (812) 335-84-26
E-mail: [email protected]

Пресс-служба:

Контактное лицо — Дарья Донаева
E-mail: [email protected]

Размещение рекламы

Телефон: +7 (812) 336-58-36, внутренний номер: 1169
E-mail: [email protected]

Вещание в России и за рубежом:

115093, г. Москва, Партийный пер., д. 1, корп. 57, стр. 3
Телефон: +7 (495) 785-63-47, +7 (495) 937-61-70
E-mail: [email protected]

Правды много не бывает!

4 августа Пятый канал с долей 9,1% в аудитории «Все 25-59» занял первое место среди всех федеральных каналов. Телезрители столицы провели это воскресное утро вместе со звёздными героями программы «Моя правда».

Праздник выпускников «Алые паруса» стал победителем нового проекта «Рейтинг брендов Санкт-Петербурга»

Главный праздник Северной столицы с каждым годом становится все более масштабным и красочным.

Пятый канал: что смотрит современный зритель

Российский телезритель по-прежнему активно смотрит информационно-аналитические программы, а в прошедшем телесезоне особенно полюбил сериалы отечественного производства.

© АО Телерадиокомпания «Петербург», 1998—2020. Все права защищены.

Используя настоящий сайт, Вы тем самым обязуетесь выполнять условия Соглашения и учитывать информацию, содержащуюся в Уведомлении.

Внимание! Отдельные видеоматериалы, размещенные на настоящем сайте, могут содержать информацию, предназначен­ную для лиц, достигших 18 лет.

Лицензия на осуществление эфирного телевещания, лицензия на вещание телеканала

Возможно получение двух типов лицензий:

  • На вещание собственного телеканала (средства массовой информации) для получения данной лицензии необходимо иметь свидетельство о регистрации СМИ;
  • На вещание чужого СМИ (СМИ сетевого партнера) с собственными врезками, для получения данной лицензии необходимо иметь протокол о намерениях с сетевым партнером

Конкурсные телевизионные каналы.

В столицах субъектов Российской Федерации и в городах с численностью населения свыше 100 тыс. человек лицензии на осуществление эфирного телевещания получаются на конкурсной основе.
Наша компания не занимается подготовкой конкурсной документации. После победы в конкурсе мы готовы оказать услугу по получению вещательной лицензии и лицензии оператора связи.

Условие получения лицензии на телевещание.

Необходимым условием является наличие заключения экспертизы ФГУП «ГРЧЦ» об ЭМС с РЭС гражданского и военного назначения (или договор с разработчиком ТВК) или лицензии на услуги связи для целей эфирного вещания (или договор с оператором связи, у которого есть данная лицензия).
Наша компания готова оказать полный комплекс услуг по получению разрешительных документов от разработки частоты (ТВК) и оформления необходимых лицензий на вещание и на услуги связи до получения разрешения на использование частот.
Подобную информацию о процессе создания телекомпании Вы можете найти на нашем специализированном сайте в разделе «Разработка частот для эфирного телевещания»

Наша компания готовит полный комплект заявительных документов. От лицензиата требуется предоставить только комплект учредительных документов.
В отличие от большинства консультационных компаний мы не просто готовим документы и предоставляем их в лицензирующий орган, но и сопровождаем заявительные материалы на всех этапах их рассмотрения и всегда положительно решаем вопрос о выдаче лицензий.

Сроки получения лицензий на телевещание.

  • Подготовка и подача документов: в течение 1-3 рабочих дней с момента подписания договора, оплаты аванса и получения от Заказчика всех документов.
  • Рассмотрение заявлений в Роскомнадзоре в течение 30 — 45 дней
  • Техническое оформление лицензии в Роскомнадзоре — около 5 — 10 рабочих дней
  • Получение готовых бланков лицензий: в течение 5 рабочих дней с момента готовности бланков лицензии на эфирное вещание телеканала.

Продление срока действия лицензии на эфирное телевещание.

Документы на продление срока действия лицензии предоставляются в Федеральную службу в срок не ранее 120 дней и не позднее 60 дней до окончания срока действия лицензии.

Работа считается полностью выполненной только после получения нами на руки готового бланка лицензии, который высылается (или передаются у нас в офисе) лицензиату после завершения всех финансовых обязательств сторон.

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ,
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
(РОСКОМНАДЗОР)

Непубличное акционерное общество «Национальная спутниковая компания»

Номер лицензии на вещание 26513
Дата выдачи 23.03.2015
Лицензиат Непубличное акционерное общество «Национальная спутниковая компания»
Срок действия 31.01.2027
СМИ Общественное телевидение России; Бридж ТВ (Bridge TV, BTV); Шансон-ТВ; Телекомпания НТВ; ТВ ЦЕНТР — Москва; Канал Disney; Остросюжетное Стандарт; Шокирующее; Телепоиск Кино; EUROSPORT 4K; Телепутешествия HD; National Geographic; JimJam; МУЗ; Телепоиск; Ю-ТВ; Моя Планета; Nickelodeon HD; Телеканал «Россия» (Россия — 1); Боец; Наш Футбол; Российский Информационный Канал «Россия — 24» (Россия -24); Телеканал «Россия — «Культура» (Россия -К); НТВ Стиль; Телекомпания ПЯТНИЦА; Mezzo Live HD; National Geographic HD; RU.TV / РУ.ТВ; Матч ТВ; НТВ-ПЛЮС СПОРТ ПЛЮС; Настоящее страшное телевидение (НСТВ); О-ля-ля; СТС LOVE; Спорт 1; Телеканал «Спорт 2»; Футбол 1; Футбол 2; Футбол 3; Инфоканал «Триколор ТВ»; Кинозалы Триколор; ТНТ; 8; ACB TV; Brazzers TV Europe; BRIDGE HD; CANDY; CANDYMAN; CNN International; DW Deutsch; Домашний; Еда HD; ЖИВИ!; Загородный SD; НТВ Сериал; Телеканал КХЛ HD (KHL HDTV channel); Мама; Музыка Первого; Мульт; Наука; КИНОМИКС; КИНОСВИДАНИЕ; Конный Мир; Телеканал КХЛ (KHL TV channel); Малыш-ТВ; МИР; Мужское кино; Нано; НТВ Право; Russia Today TV (RTTV); Shop24; Shopping Live; shop&show; VH1 European; ТВ-3 Россия; Телеканал 2х2; Детский телеканал «Картун Нетворк» (Kids channel «Cartoon Network»); TiJi; Детский телеканал «Бумеранг» (Kids channel «Boomerang»); Бобёр; БОКС ТВ; Дом Кино; Дом Кино ПРЕМИУМ / Дом Кино PREMIUM / Dom Kino PREMIUM; Европа Плюс ТВ; Живая Планета; Зоо ТВ SD; ИНДИЙСКОЕ КИНО; Интерактивный телевизионный канал «Дамский клуб»; BABES TV; BRIDGE TV CLASSIC; Страна.СуперТВ; Петербург — 5 канал; France 24; Детско-юношеский телеканал «Карусель»; КВН ТВ; КИНОКОМЕДИЯ; Mezzo Classic-Jazz TV; MTV Hits; MTV Rocks; Nickelodeon; Nick Jr.; Радио Страна FM; Евроновости; Кухня ТВ; Ля-минор ТВ; МУЛЬТИМАНИЯ.ТВ; Русская ночь; ТНВ-Планета; Православная телекомпания «Союз»; Тонус ТВ; Первый канал; Первый общественный православный телеканал «СПАС»; Рыжий; Телеканал REN-TV; Телеканал Совета Федерации; Телепутешествия SD; ТНТ4; ТНТ MUSIC; Тонус ТВ SD; English Club TV; Eureka; Fashion 4K; Fashion One; Ani; Телеканал «История»; Телеканал «Мультимузыка»; Че; Чеченская государственная телерадиокомпания «Грозный»; Шалун; Ювелирочка; Техно 24 (Т 24); Национальная телевизионная компания «ЗВЕЗДА» (НТК ЗВЕЗДА); РосБизнесКонсалтинг-ТВ (РБК-ТВ); Русское экстремальное телевидение (Russian Extreme TV); Русское экстремальное телевидение Ultra HD (Russian Extreme TV Ultra HD); Рыжий SD; Ginger; Gulli Girl; О!; ПОЕХАЛИ!; Русский бестселлер; Русский детектив; Национальная телерадиокомпания «Ингушетия»; Телеканал «Триколор Эйч Ди»; Русский роман; Сарафан плюс; Спутниковое телевидение Дагестана; ОРТРК-12 КАНАЛ; ОТ ЗАКАТА ДО РАССВЕТА ЖАРА; Zee Russia; Анекдот ТВ; Детский Мир / Detskiy Mir; Детский семейный образовательный телеканал «Радость моя»; Дисконт ТВ; Animal Family; RUSSIAN MUSICBOX; RT Documentary/Документальный телеканал РТ; Insight; LEOMAX; Luxury; Телеканал «Детский»; КИНОСЕРИЯ; Телеканал «Архыз 24»; Первый развлекательный СТС; Телепутешествия; Зоо ТВ; Охотник и рыболов HD; Еда; Загородный; М-1 Глобал; В гостях у сказки; ТВ Губерния; Телеканал «ФАН»; Романтичное Стандарт; Кинопоказ Стандарт; СвоёТВ. Ставропольский край; О2TV; Dorama; ЖАР ПТИЦА; ТЕЛЕКАФЕ/TELECAFE/TELECAFE; Охотник и рыболов; 365 дней ТВ; Авто Плюс
Среда вещания Спутниковое вещание
Лицензируемый вид деятельность Телевизионное вещание телеканала
Статус действующая

Реестр лицензий на деятельность по телерадиовещанию — Непубличное акционерное общество «Национальная спутниковая компания»

Весной у двух российских телекомпаний — ОРТ и ТВЦ — заканчиваются лицензии на вещание

Продлевать действие лицензий Минпечати не собирается.

И теперь судьба телеканалов зависит от результатов конкурса, который назначен на 24 мая. Фактически это означает, что уже в ближайшее время Общественное российское телевидение может прекратить своё вещание.

Руководители ОРТ расценивают решение Минпечати, как «неприкрытую угрозу» и «откровенный шантаж крупнейшего телеканала страны».

Лицензия на вещание выдается каждому телевизионному каналу в нашей стране. По этой лицензии каналу выделяется определенная радиочастота. Именно ее ловит сейчас ваш телевизионный приемник, или по-простому — телевизор. Фраза «отобрать лицензию» пугает руководителей любых телевизионных каналов, как бы они не назывались. В случае, если лицензия отбирается, телеканал будет продолжать работать: делать выпуски «Новостей», развлекательные программы, даже снимать художественные фильмы. Но, с одной оговоркой. Этого никто из телезрителей не увидит.

МИХАИЛ ЛЕСИН, министр по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации: «Обе телекомпании, если они и дальше хотят осуществлять вещание, должны будут пройти через процедуру конкурса, который состоится 24 мая.

Срок лицензии на вещание ОРТ истекает 29 марта, срок лицензии ТВЦ — 20 мая».

Генеральный директор канала ТВЦ Олег Попцов отреагировал на заявление Лесина словами о том , что «объявление конкурса на право вещания на первом и третьем телеканалах приведет к нервозности и политической нестабильности в обществе».

КОНСТАНТИН ЭРНСТ, Генеральный директор ОРТ: «Это откровенный шантаж крупнейшего телеканала страны и издевательство над десятками миллионов зрителей».

Министерство печати в прошлом году уже дважды грозило Общественному Российскому Телевидению лишением лицензии. В обоих случаях это было связано с ситуацией вокруг выборов в Думу. И вот теперь новый заход — объявление конкурса на право вещания.

Схема проведения этого конкурса до боли напоминает проводившиеся в нашей стране в начале девяностых конкурсы приватизационные. Правила диктует устроитель. В нашем случае — министр печати и информации Михаил Лесин. В таком случае ничто не мешает Лесину через афиллированные структуры или близкие к нему фирмы конкурс этот выиграть. И тогда мы можем стать свидетелями поистине грандиозного фокуса в информационной сфере. Обладая правом на вещание можно диктовать любые условия. То есть министр Лесин сможет тотально контролировать любой телевизионный канал. А это очень похоже на диктатуру, о приходе которой постоянно говорят противники Владимира Путина. Но, в этом случае тоталитарные амбиции не может скрыть руководитель ведомства все чаще именуемого в России «министерством правды».

Благовещенский городской суд Амурской области рассмотрел гражданское дело по исковому заявлению прокурора Селемджинского района в защиту прав неопределенного круга лиц — населения Стойбинского сельсовета Селемджинского района Амурской области, к Федеральному государственному унитарному предприятию «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» о признании незаконным бездействия, обязании устранить выявленные нарушения.

Прокурор Селемджинского района Амурской области обратился в суд с настоящим иском в защиту прав неопределенного круга лиц — населения Стойбинского сельсовета Селемджинского района Амурской области к Федеральному государственному унитарному предприятию «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», указав, что прокуратурой Селемджинского района проведена проверка исполнения оператором связи — Федеральным государственным унитарным предприятием «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (далее — ФГУП «РТРС») услуг связи для целей телевизионного вещания на территории Стойбинского сельсовета Селемджинского района Амурской области.

В ходе проверки установлено, что согласно п. 4 ст. 46 Федерального закона «О связи» на операторе связи, который оказывает услуги связи для целей телевизионного вещания на основании договора с абонентом, в соответствии с условиями полученной лицензии лежит обязанность осуществлять в эксплуатируемых им сетях связи в неизменном виде за свой счет (без заключения договоров с вещателями обязательных общедоступных телеканалов и без взимания с них платы за трансляцию) обязательных общедоступных телеканалов, а также без взимания платы с абонентов оператора связи за право просмотра обязательных общедоступных телеканалов трансляцию обязательных общедоступных телеканалов. Указом Президента РФ от 24.06.2009 № 715 «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах» (далее — Указ Президента № 715), утвержден перечень общероссийских обязательных общедоступных телеканалов: «Первый канал», «Россия 1», «Россия 2»,«Россия — Культура», «Россия 24», НТВ, «Пятый канал», «Карусель», OTP и «ТВ-Центр», которые о

язательны для распространения на всей территории Российской Федерации и являются бесплатными для потребителей (п. 1 Указа № 715). Согласно ст.ст. 29, 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», деятельность юридических лиц по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи; на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

Таким образом, на вещателе лежит обязанность по получению лицензии для вещания телеканалов (телепередач), а на операторе связи, т.е. на ФГУП «РТРС», обязанность по оказанию услуги по приему, передаче и доставке сигнала телеканала (телепрограммы), который согласно абз. 10 п. 2 Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 № 785, и подп. «в» п. 2 Правил присоединения и взаимодействия сетей связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.12.2006 № 760, представляет собой электрический сигнал телеканала (телепрограммы), технологические параметры которого определены вещателем в соответствии с техническими нормами и стандартами. Услуги связи согласно абз. 1 п. 1 ст. 29 Федерального закона «О связи» и подп. 1 п. 4 ст. 1 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», также являются лицензируемым видом деятельности. Лицензионные условия осуществления деятельности в области оказания услуг связи для целей кабельного и эфирного вещания, установленные п. 4 раздела XVII и п. 4 раздела XVIII Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87, тоже указывают на то, что оператор связи распространяет сигнал телеканалов (телепередач). Следовательно, законодательство о средствах массовой информации и о связи, четко разграничивает распространение (телевизионное вещание) телеканала, осуществляемое вещателем и распространителем, и трансляцию (прием и доставку) с передачей сигнала телеканала, осуществляемые оператором связи.

Таким образом, именно на операторе связи — ФГУП «РТРС», лежит обязанность по трансляции (приему и доставке) сигналов телеканалов (телепередач) «Россия 2», «Россия — Культура», «Россия 24», НТВ, «Пятый канал», «Карусель», OTP и «ТВ-Центр», до потребителей, проживающих в с. Стойба на территории Селемджинского района.

Между тем, оператором — ФГУП «РТРС» трансляция (прием и доставка) сигналов телеканалов (телепередач) «Россия 2», «Россия — Культура», «Россия 24», НТВ, «Пятый канал», «Карусель», OTP и «ТВ-Центр» до потребителей, проживающих в с. Стойба на территории Селемджинского района, не осуществляется. Что касается отсутствия соглашения между ФГУП «РТРС» и вещателями каналов, то ФГУП «РТРС» осуществляется трансляции (прием и доставка) сигналов указанных выше каналов в эфирном аналоговом режиме, как на территории Амурской области, так и Селемджинского района (пгт. Февральск). По мнению прокурора, данные обстоятельства свидетельствуют о наличие между ФГУП «РТРС» и вещателями каналов соответствующих соглашений, а также отсутствия в них условий о нераспространении сигналов телеканалов для населения с. Стойба Селемджинского района. Более того, взаимодействие между телекомпанией и оператором регулируются двумя типами договорных отношений, договорами об оказании услуг связи (оператор предоставляет телекомпании услуги по доставке сигнала телеканала до абонента); лицензионными договорами (телекомпания предоставляет или отчуждает оператору права на распространение подготовленных и сформированных телекомпанией оригинальных телевизионных программ). Однако оператором — ФГУП «РТРС» не представлено каких-либо доказательств того, что с его стороны на имя вещателей каналов направлялось предложение о заключении договоров об оказании услуг связи, и со стороны последних был получен отказ, в том числе на распространение подготовленных и сформированных телевизионных программ. Таким образом, именно бездействие должностных лиц ФГУП «РТРС» нарушает права и законные интересы граждан, проживающих в с. Стойба, Селемджинского района Амурской области.

В ходе производства по делу прокурор уточнил заявленные требования, с учетом этих уточнений, просит суд признать незаконным бездействия ФГУП «РТРС», выразившееся в необеспечении доступа жителей с. Стойба Селемджинского района Амурской области к просмотру и прослушиванию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов «Россия 2», «Россия — Культура», «Россия 24», «НТВ», «Пятый канал», «Карусель», «ОТР», «ТВ-Центр» в эфирной аналоговой трансляции, возложить обязанность на ФГУП «РТРС» устранить выявленные нарушения законодательства, а именно обеспечить доставку сигналов указанных общероссийских обязательных общедоступных телеканалов в эфирном аналоговом режиме до потребителей, проживающих в с. Стойба на территории Селемджинского района.

Представитель истца в судебном заседании на иске с учётом уточнений требований настаивала в полном объеме, в обоснование привела те же обстоятельства, что указаны в исковом заявлении.

Представители ответчика ФГУП «РТРС» с заявленными требованиями не согласились, указав, что в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» формирование телеканала и его распространение в установленном порядке является обязанностью вещателя (ст.2). Вещатель общероссийского обязательного общедоступного телеканала в соответствии с лицензией на вещание вправе осуществлять распространение телеканала на всей территории Российской Федерации в любых средах вещания, в том числе осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание (ст.31). Указанные среды вещания составляют основные способы распространения телеканала вещателем. Для целей распространения телеканала в указанных средах вещателем у оператора связи заказывается соответствующая услуга связи (для целей эфирного вещания, кабельного вещания), которая также подлежит лицензированию в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (ст.29). При распространении телеканала путем эфирного вещания вещателям выдается лицензия на вещание с указанием сведений об используемых радиочастотах в определенных населенных пунктах.

В соответствии с п. 4 абз. 8 ст. 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» в лицензии на телевизионное вещание обязательно указывается территория распространения телеканала. Одним из лицензионных требований к вещателю является соблюдение лицензиатом такого параметра вещания, как вещание в пределах территории распространения телеканала, указанной в лицензии. Если в лицензии вещателя отсутствует населенный пункт с привязанной к нему радиочастотой, на которой ему разрешено осуществлять распространение телесигнала путем эфирного вешания, то вещатель не вправе осуществлять эфирное вещание в этом населенном пункте. Это будет являться нарушением лицензионных требований, предъявляемых к вещателю (п.4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 № 1025).

Согласно общедоступным данным (сайт Роскомнадзораrkn.gov.ru). вещатели общероссийских телеканалов имеют следующие лицензии для телевизионного вещания телеканалов: 1.Первый канал (открытое акционерное общество «Первый канал») от 10.07.2012 № 21299; 2.Телеканал «Россия» (Россия-1) (федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания») от 05.04.2012 № 20457; 3.Телеканал «Матч ТВ» (общество с ограниченной ответственностью «Национальный спортивный телеканал») — от 31.07.2015 № 26973; 4.Телекомпания НТВ (открытое акционерное общество «Телекомпания НТВ») от 03.09.2012 № 21824: 5.Петербург — 5 канал (открытое акционерное общество «Телерадиокомпания Петербург») от 13.03.2012 № 20205; 6.Телеканал «Россия Культура» (Россия-К) (федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания») — от 12.04.2012 №20516: 7.Российский информационный канал «Россия-24» (Россия-24) (федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания») — от 05.04.2012 № 20454: 8.Детско-юношеский телеканал «Карусель» (закрытое акционерное общество «Карусель») от 29.12.2012 № 22683; 9.Телеканал «Общественное телевидение России» (автономная некоммерческая организация «Общественное телевидение России») — от 09.11.2012 № 22257; 10.ТВ ЦЕНТР — Москва (открытое акционерное общество «ТВ Центр») от 25.05.2015 №26734. В с. Стойба. согласно указанным лицензиям, распространяться путем эфирного вещания могут только два телеканала — Первый канал, Телеканал «Россия» (Россия 1). И наоборот, в лицензиях на вещание указанных вешателей общероссийских телеканалов (с № 3 по № 10 из вышеназванных) отсутствует с. Стойба. В связи с чем данные вещатели не имеют права осуществлять распространение путем эфирного вещания своего телеканала в данном населенном пункте. В соответствии с Законом о связи и разделом 18 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87) оказание услуг связи для целей эфирного вещания осуществляется на основании лицензии, выданной оператору связи. При этом лицензионными условиями для оператора связи, оказывающего услуги связи для целей эфирного вещания, являются, в гом числе, наличие договора с вещателем, у которого имеется, соответствующая вещательная лицензия, оказание услуг на территории, указанной в лицензии, а также выполнение условий использования радиочастот (раздел 18 Перечня лицензионных условий). Состав услуги связи для целей эфирного вещания состоит из приема сигнала телеканала от вещателя и трансляции (передачи) этого сигнала в эфире (п.4 раздела 18 Перечня лицензионных условий, п.28.2 ст.2 Закона о связи).

Таким образом, лицензия ФГУП «РТРС» на оказание услуг связи для целей эфирного вещания оформляется только после получения вещателем соответствующей лицензии на вещание. Следовательно, основные условия лицензии на оказание услуг связи для целей эфирного вещания формируются на основе полученной вещателем лицензии, включая отражение в связной лицензии территории оказания оператором услуги связи, которая соответствует вещательной лицензии. Если у указанных вещателей в лицензиях отсутствуют определенные населенные пункты с привязкой к используемым в них радиочастотам для эфирного вещания, это препятствует ФГУП «РТРС» получить лицензионно-разрешительную документацию для оказания соответствующих услуг связи таким вещателям в этих населенных пунктах. В таком населенном пункте распространение вещателем телеканала путем его эфирного вещания и трансляция ФГУП «РТРС» сигнала этого телеканала в эфире как составная часть услуги связи для целей эфирного вещания будут прямым нарушением лицензионных требований вещательной лицензии и лицензионных условий связной лицензии (в которых этот населенный пункт отсутствует), и повлекут для вещателя и оператора претензии контролирующих органов и установленные законом меры ответственности вплоть до аннулирования таких лицензий. Отсутствие у вещателей и соответственно, у ФГУП «РТРС» лицензий для работы на территории с. Стойба является препятствием для заключения договора на оказание услуги связи для целей эфирного вещания и соответственно осуществления эфирной трансляции указанных в иске телеканалов в этом населенном пункте. ФГУП «РТРС» и вещателями общероссийских каналов договоры на оказание услуг связи для целей эфирного наземного аналогового вещания (услуг по трансляции) общероссийских телеканалов заключены на основании выданных им лицензий. Территория, на которой ФГУП «РТРС» оказывает услуги связи по эфирной наземной аналоговой трансляции телеканалов соответствует территории распространения путем эфирного вещания телерадиоканалов, указанных в лицензиях вещателей. По указанным причинам с. Стойба в отмеченных прокуратурой соглашениях (договорах) отсутствует. ФГУП «РТРС» услуг и связи соответствующим вещателям по приему от них сигнала телеканала и по передаче его в эфир в этом населенном пункте не оказываются, вещатель их ФГУП «РТРС» не заказывает и не оплачивает. ФГУП «РТРС» не вправе нарушать условия договоров, заключенных с вещателями, такие действия будут незаконными. Таким образом, определение способов (конкретных сред) распространения общероссийских телеканалов в отдельных населенных пунктах является функцией вещателей, что учитывается при обеспечении контроля и надзора за этой деятельностью уполномоченными Правительством Российской Федерации, государственными органами, осуществляемой, в том числе, посредством лицензирования телевизионного вещания. При этом ФГУП «РТРС» вещателем не является, лицензий на вещание не имеет. Оформление лицензии на вещание не является сферой деятельности и ответственности ФГУП «РТРС». В связи с этим, ФГУП «РТРС» некомпетентно вмешиваться в такую деятельность вещателей и государственных органов. Просят отказать в иске.

Согласно письменным отзывам представителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникации, представителя Управления Роскомнадзора по Амурской области заявленные требования прокурора Селемджинского района Амурской области не подлежат удовлетворению, в связи с недопущением со стороны ФГУП «РТРС» незаконного бездействия.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 27 и ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» 17 января 1992 года N 2202-1 прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Из материалов дела следует и не оспаривается лицами, участвующими в деле, на территории Стойбинского сельсовета Селемджинского района Амурской области отсутствует трансляция обязательных общедоступных каналов «Россия 2», «Россия К», «Россия 24», «НТВ», «Пятый канал», «Карусель», «ОТР», «ТВ-Центр».

Согласно пояснениям представителя ответчика в судебном заседании в настоящее время канал «Россия 2» переименован в «Матч ТВ».

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228 (далее — Положение), Роскомнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.

Положением предусмотрено (пункты 5.1.4, 5.1.4.1 — 5.1.4.2), что Служба осуществляет: лицензирование деятельности, в том числе контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и требований: в области телевизионного вещания и радиовещания; в области оказания услуг связи.

В пункте 12 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» закреплено определение термина «оператор связи», под которым понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 24.06.2009 № 715 «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах» (далее — Указ Президента Российской Федерации № 715):

является оператором связи, осуществляющим эфирную аналоговую и эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов на всей территории Российской Федерации;

осуществляет создание, развертывание и эксплуатацию цифровых наземных сетей для обеспечения эфирной цифровой наземной трансляции общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов;

обеспечивает эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, а также доставку сигналов общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов через спутниковые и наземные линии связи до радиоэлектронных средств, предназначенных для передачи сигнала, на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого между названным федеральным государственным унитарным предприятием и лицами, осуществляющими в установленном порядке деятельность по телевизионному вещанию и радиовещанию обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов;

осуществляет объединение (формирование) цифровых сигналов вещателей в единый цифровой телевизионный сигнал для эфирной цифровой наземной трансляции общероссийских обязательных общедоступных телеканалов.

Подпунктом «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 11 августа 2020 г. № 561 «О гарантиях распространения телеканалов и радиоканалов на территории Российской Федерации» закреплено, что ФГУП «РТРС» является оператором связи, осуществляющим на территории Российской Федерации эфирную цифровую наземную трансляцию телеканалов, получивших право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах.

Согласно выданным лицензиям ФГУП «РТРС» на оказание услуг связи для целей эфирного вещания (от 19.10.2015 № 145237; от 21.06.2016 № 145239), оператору связи предоставлено право на оказание услуг связи в с. Стойба Селемджинского района Амурской области на 4 ТВК и на 12 ТВК с мощностью передатчиков 0,1 кВт.

В соответствии со ст. 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» в лицензии на телевизионное вещание обязательно указывается территория распространения телеканала.

Из материалов дела следует, что ФГУП «РТРС» получены разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов (от 01.01.2015 № 752-рчс-14-0043 — действительно до 19.08.2020; от 13.06.2012 № 592-12-0154 — действительно до 29.10.2020 года), предоставляющие право на использование радиочастот или радиочастотных каналов на 4 ТВК и 12 ТВК в с. Стойба Селемджинского р-на Амурской области.

Перечень общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов закреплен Указом Президента Российской Федерации от 24.06.2009 № 715 «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах». К ним относятся:

1. Первый канал (открытое акционерное общество «Первый канал»).

2. Телеканал «Россия» (Россия-1) (федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»).

3. Телеканал «Матч ТВ» (общество с ограниченной ответственностью «Национальный спортивный телеканал») (п. 3 в ред. Указа Президента РФ от 15.07.2015 N 365; в предыдущей редакции – телеканал «Россия-2» (Россия-2) (федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»).

4. Телекомпания НТВ (открытое акционерное общество «Телекомпания НТВ»).

5. Петербург — 5 канал (открытое акционерное общество «Телерадиокомпания «Петербург»).

6. Телеканал «Россия – Культура» (Россия-К) (федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»).

7. Российский информационный канал «Россия-24» (Россия-24) (федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»).

8. Детско-юношеский телеканал «Карусель» (закрытое акционерное общество «Карусель»).

9. Телеканал «Общественное телевидение России» (автономная некоммерческая организация «Общественное телевидение России»).

10. ТВ ЦЕНТР — Москва (открытое акционерное общество «ТВ Центр»).

В соответствии с п.4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 1025, одним из лицензионных требований к вещателю является соблюдение лицензиатом такого параметра вещания, как вещание в пределах территории распространения телеканала или радиоканала, указанной в лицензии.

Следовательно, если в лицензии вещателя отсутствует населенный пункт с привязанной к нему радиочастотой, на которой ему разрешено осуществлять распространение телесигнала путем эфирного вешания, то вещатель не вправе осуществлять эфирное вещание в этом населенном пункте, поскольку будет являться нарушением лицензионных требований, предъявляемых к вещателю.

В соответствии со сведениями, содержащимися в реестре лицензий на телевизионное вещание, радиовещание, ведение которого осуществляется Роскомнадзором в силу статьями 6.1 и 8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», наземное эфирное аналоговое вещание в с. Стойба Селемджинского района Амурской области осуществляется вещателями общероссийских обязательных общедоступных телеканалов ОАО «Первый канал» (вещание телеканала «Первый канал»; лицензия на телевизионное вещание телеканала серии ТВ № 21299 от 10 июля 2012 г.; действительная до 22 июня 2025 г.) и Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (вещание телеканала «Россия» (Россия — 1; лицензия на телевизионное вещание телеканала серии ТВ № 20457 от 5 апреля 2012 г.; действительная до 21 декабря 2025 г.).

Как следует из лицензий от 01.01.2015 № 752-рчс-14-0043 — действительно до 19.08.2020; от 13.06.2012 № 592-12-0154 — действительно до 29.10.2020 года на телевизионное вещание, ОАО «Первый канал» имеет право на наземное эфирное аналоговое вещание телеканала «Первый канал» на 12 ТВК с мощностью передатчика 0,1 кВт, а Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» — право на наземное эфирное аналоговое вещание телеканала «Россия» (Россия — 1) на 4 ТВК с мощностью передатчика 0,1 кВт.

Полученные указанными вещателями лицензии являются первичными по отношению к выданным ФГУП «РТРС» лицензиям на оказание услуг связи для целей эфирного вещания.

В соответствии с абз.5 ст.32.1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» вещатель общероссийского обязательного общедоступного телеканала или радиоканала обязан обеспечить его распространение на территории проживания населения Российской Федерации.

Согласно ст. 19.2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» эфирную наземную трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов осуществляют операторы связи на основании договоров об оказании услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, заключенных с вещателями обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов с соблюдением положений статьи 28 настоящего Федерального закона. Оператора связи, осуществляющего эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, а также эфирную цифровую наземную трансляцию телеканалов, получивших право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах, определяет Президент Российской Федерации

Из этого следует, что при осуществлении наземного эфирного аналогового вещания в с. Стойба вещатели должны инициировать процедуру доведения до ФГУП РТРС сигналов общероссийских обязательных общедоступных телеканалов путем заключения соответствующих договоров. Для этого соответствующий вещатель должен получить право на наземное эфирное аналоговое вещание своего телеканала в с. Стойба путем его включения в вещательную лицензию (с указанием номера ТВК и мощности передатчика), что будет являться основанием для оформления лицензии ФГУП «РТРС» на оказание услуг связи для целей эфирного вещания и получения разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов.

Довод истца о том, что инициатором заключения соответствующих договоров должен являться оператор связи противоречит вышеуказанным требованиям закона.

Согласно представленных материалов дела в настоящее время лицензиями на наземное эфирное аналоговое вещание в с. Стойба обладают только ОАО «Первый канал» и ФГУП ВГТРК.

В связи с этим на территории с. Стойба осуществляется наземное эфирное аналоговое вещание общероссийских обязательных общедоступных телеканалов Первый канал и Россия.

Исходя из анализа вышеперечисленных норм закона, трансляция в эфире в с. Стойба иных телеканалов, входящих в перечень общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации № 715, в аналоговом формате возможна только после включения вещателем этого населенного пункта в вещательную лицензию и заключения по инициативе вещателя с ФГУП «РТРС» соответствующих договоров на оказание услуг связи для целей аналогового эфирного вещания телеканала.

Таким образом, трансляцию в аналоговом формате иных общероссийских обязательных общедоступных телеканалов в с. Стойба ответчик в настоящее время осуществлять не вправе.

Согласно п.28.2 ст.2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» ФГУП «РТРС» осуществляет трансляцию телеканалов, а именно прием и доставка до пользовательского оборудования (оконечного оборудования) сигнала, посредством которого осуществляется распространение телеканалов.

ФГУП «РТРС» в соответствии с лицензиями по договорам оказывает услуги связи вещателям телеканалов; абонентов, с которыми заключаются договоры, ФГУП «РТРС» не имеет, а также в силу закона не оказывает телезрителям, включая жителей с. Стойба, услугу по обеспечению просмотра и прослушивания общероссийских обязательных общедоступных телеканалов.

Также судом отмечается, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2009 г. № 985 утверждена Федеральная целевая программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 — 2020 годы» (далее — Целевая программа).

Целевым индикатором и показателем Целевой программы, помимо иных, является:

«доля населения Российской Федерации, имеющего возможность приема цифровых эфирных общероссийских обязательных общедоступных телеканалов ирадиоканалов и охваченного телерадиооповещением о чрезвычайных ситуациях в % местах постоянного проживания, — 98,4 процента».

Ожидаемым конечным результатом реализации Целевой программы и показателем ее социально-экономической эффективности, помимо иных, является:

«обеспечение 98,4 процента населения Российской Федерации возможностью приема цифровых эфирных общедоступных телеканалов и радиоканалов и телерадиооповещением о чрезвычайных ситуациях в местах постоянного проживания».

По завершении реализации Целевой программы (2020 год) планируется достижение следующих значений целевых индикаторов:

численность населения Российской Федерации, не охваченного телевизионным вещанием, на конечном этапе реализации Программы — меньше тысячи человек;

доля населения Российской Федерации, имеющего возможность приема обязательных телерадиоканалов, — 100 процентов;

площадь территории субъектов Российской Федерации, охваченных цифровым эфирным вещанием обязательных телерадиоканалов (с охватом не менее 50 процентов населения субъекта Российской Федерации), — 17098246 кв. километров;

доля населения Российской Федерации, имеющего возможность приема 20 цифровых телеканалов свободного доступа в местах постоянного проживания, — 98,1 процента;

доля населения Российской Федерации, имеющего возможность приема цифровых эфирных обязательных телерадиоканалов и охваченного телерадиооповещением о чрезвычайных ситуациях в местах постоянного проживания, — 98,4 процента;

количество субъектов Российской Федерации, охваченных цифровым эфирным телерадиовещанием обязательных телерадиоканалов (с охватом не менее 95 процентов населения субъекта Российской Федерации), — 83;

доля населения Российской Федерации, не охваченного региональным цифровым эфирным телерадиовещанием в местах постоянного проживания, — 1,6 процента.

Таким образом, в настоящее время Целевая программа подлежит реализации как вещателями общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, так и ФГУП «РТРС».

Достижение 98,4 % охвата населения цифровым сигналом с целью трансляции общероссийских обязательных общедоступных телеканалов будет осуществлено к 2020 году.

При этом в этой же Федеральной целевой программе «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 — 2020 годы», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2009 N 985, в графе «Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа» указывается, что доведение охвата населения Российской Федерации многоканальным вещанием до современного уровня требует организации трансляции новых телерадиоканалов, однако распространение телерадиоканалов в общероссийском масштабе в аналоговом формате является на сегодняшний день энерго-, материало- и трудозатратным. С учетом ограниченности свободного радиочастотного ресурса модернизация аналоговых сетей вещания по принципу воспроизводства становится бесперспективной, а развитие — невозможным.

ФГУП «РТРС» в настоящее время осуществляет реализацию Целевой программы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2009 г. № 985 утверждена Федеральная целевая программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 — 2020 годы».

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ФГУП «РТРС» не было допущено незаконного бездействия, выразившееся в необеспечении доступа жителей с. Стойба Селемджинского района Амурской области к просмотру и прослушиванию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов «Россия 2», «Россия — Культура», «Россия 24», «НТВ», «Пятый канал», «Карусель», «ОТР», «ТВ-Центр» в эфирной аналоговой трансляции.

Таким образом, правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Селемджинского района, не усматривается.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ:

В удовлетворении требований искового заявления прокурора Селемджинского района в защиту прав неопределенного круга лиц — населения Стойбинского сельсовета Селемджинского района Амурской области, к Федеральному государственному унитарному предприятию «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» о признании незаконным бездействия, выразившееся в необеспечении доступа жителей с. Стойба Селемджинского района Амурской области к просмотру и прослушиванию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов «Россия 2», «Россия — Культура», «Россия 24», «НТВ», «Пятый канал», «Карусель», «ОТР», «ТВ-Центр» в эфирной аналоговой трансляции, возложении обязанности устранить выявленные нарушения законодательства, а именно обеспечить доставку сигналов указанных общероссийских обязательных общедоступных телеканалов в эфирном аналоговом режиме до потребителей, проживающих в с. Стойба на территории Селемджинского района — отказать.

Региональным каналам продлят лицензии на аналоговое вещание до августа 2020 года

Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) приняла решение о продлении на год лицензий на аналоговое вещание для региональных каналов. «Проект решения подготовлен во исполнение поручения правительства 15 ноября,— сказал в ходе заседания ГКРЧ заместитель директора департамента госполитики в области СМИ Минкомсвязи Геннадий Трубицын.— Он предполагает, что до принятия решения о вещании региональных каналов в цифровом эфире — будет это 3-й мультиплекс или каким-то иным образом будет решен вопрос — предоставить им возможность продолжить аналоговое вещание».

В проекте решения ГКРЧ, утвержденном комиссией, говорится, что лицензии будут продлены до 19 августа 2020 года. Господин Трубицын пояснил, что продление определено только до 2020 года в связи с тем, что зачастую телеканалам «незачем продолжать аналог, если они, допустим, есть в крупных городах в сетях кабельного ТВ, где охват кабеля 90% и более». «Это не окончательная дата, конечно. Есть предположение, что к 2020 году все вопросы, во всяком случае — до конца 2020 года, будут решены»,— приводит его слова «Интерфакс».

Окончательный переход к цифровому формату телевещания в РФ начнется с февраля 2020 года. После него телезрители получат возможность смотреть телеканалы первого и второго мультиплекса в высоком качестве. В них входят: «Первый канал», «Россия 1», НТВ, «5-й канал», «Культура», «Россия 24», «ТВ Центр», «Матч ТВ», «Карусель», ОТР, «Рен-ТВ», СТС, ТНТ, «Пятница», «Домашний», «Звезда», «Мир», «Муз-ТВ» и «Спас».

Первым регионом, который перешел на цифровое вещание, стала Тверская область. Согласно графику, 11 февраля 2020 года сигнал отключат в семи регионах страны: Рязанской, Тульской, Ярославской, Ульяновской, Пензенской и Магаданской областях и в Чечне. 15 апреля 2020 года отключение состоится еще в 20 регионах. На 3 июня 2020 запланировано окончательное отключение аналогового вещания во всех остальных регионах страны.

О претензиях ФАС к отключению нецифрового сигнала — в публикации “Ъ” «Телеэфиру нет аналога».

Читайте так же:  Осаго благодарный