Выплата второго среднего заработка при сокращении

Выплата второго среднего заработка при сокращении

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

1. Термины и понятия, используемые в настоящем соглашении

1.1. Основные понятия, используемые в настоящем Пользовательском соглашении, идентичны понятиям, используемым в Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

1.2. В настоящем Пользовательском соглашении используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Регистрация – процесс предоставления Пользователем данных для возможности доступа к использованию услуг и сервисов Портала.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящего Пользовательского соглашения и Правилам использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Основные инструменты – подготовленные Порталом шаблоны, (содержащие информацию из нормативной базы) для автоматической отправки обращений компетентным адресатам, предоставляемые с условием указания Пользователем всех предлагаемых сведений о его проблеме, регулируемой правовым полем, а также соблюдением пункта 3.5 настоящего соглашения.

Проблема – жизненная ситуация, решение которой возможно в рамках полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Расчет выходного пособия при сокращении работника

Последние годы считались вполне благоприятными для российского бизнеса. Конечно, были проблемы. Большая налоговая нагрузка, конфликты с инспекцией, пробелы в законодательстве, «нечитаемые» минфиновские разъяснения. Но, поскольку с этими проблемами мы живем уже не первый десяток лет, мы научились где-то находить компромисс, где-то «продавливать» свои интересы и, несмотря ни на что, жить и развиваться.

Кризис многих ввел в состояние ступора. Но жизнь продолжается, просто на первый план выходят другие проблемы. Как сохранить бизнес? Возможно, придется чем-то пожертвовать. Закрыть какой-то вид деятельности, провести процедуру слияния нескольких компаний в одну, грамотно осуществить банкротство ненужной фирмы. Может быть, потребуется сократить штат или уменьшить работникам зарплату.

Причем если правильно и оперативно провести антикризисные мероприятия, то и в настоящих условиях можно не только выживать, но и получать прибыль, и думать о будущем.

Поэтому мы открываем новую рубрику «В условиях кризиса». В ней будут публиковаться статьи, в которых мы обсудим проблемы, актуальные для предприятий в настоящее время. Если вы столкнулись с какой-то ситуацией, возникшей из-за кризиса, пишите – мы вместе найдем выход.

Увольняя работника в связи с сокращением штата, организация должна выплатить ему выходное пособие. Данная статья поможет правильно рассчитать средний заработок и определить, какие выплаты необходимо учесть при расчете пособия.

Какой период попадает в расчет?

В случае расторжения трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации (по подп. 2 п. 1 ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка (ст. 178 ТК РФ). Также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше 2 месяцев со дня увольнения (c зачетом выходного пособия).

Расчет суммы выходного пособия, а также среднего заработка за период трудоустройства должен производиться на основании положений ст. 139 ТК РФ и Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.

Для исчисления указанных компенсационных выплат необходимо четко определить дату начала и дату окончания месяца, за который выплачивается выходное пособие (средний заработок), определить количество подлежащих оплате рабочих дней (рабочих часов) за указанный месяц, исчислить величину среднего дневного (часового) заработка и только после этого – сумму выходного пособия (среднего заработка за соответствующий месяц трудоустройства). Расчет необходимо производить за расчетный период 12 месяцев, предшествующих месяцу, на который приходится дата расторжения трудового договора. Если, например, работник увольняется в декабре 2008 г., то в качестве расчетного должен быть принят период с 01.12.2007 по 30.11.2008 включительно.

Выплаты, которые нужно учесть

В состав учитываемых выплат включаются суммы оплаты труда, определенные п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы. При этом суммы компенсаций в расчет при исчислении выходного пособия и среднего заработка не принимаются. Учитываться должны те выплаты, которые носят характер оплаты труда (заработной платы) и которые признаются таковыми в соответствии со ст. 129 ТК РФ.

К заработной плате относится вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (а именно доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (а именно доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В свою очередь, под компенсациями принято считать денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 164 ТК РФ).

Например, денежная компенсация за отпуск относится к компенсационным выплатам, а потому не должна учитываться при исчислении среднего заработка. Кроме того, необходимо учитывать, что компенсация начисляется в день увольнения работника, значит, она в принципе не может быть включена в состав учитываемых за расчетный период выплат.

Порядок выплаты пособия

Рассмотрим на конкретном примере, как рассчитать сумму выходного пособия, выплачиваемого при сокращении работника.

Работник организации уволен по подп. 2 п. 1 ст. 81 ТК РФ «в связи с сокращением штата» 15.12.2008. Этот день считается последним днем работы сотрудника.

График работы сотрудника – 5-дневная рабочая неделя.

На отработанное в расчетном периоде время приходится 194 рабочих дня, а сумма учитываемых при расчете среднего заработка выплат за расчетный период составила 148 700 руб.

Исчисление среднего заработка должно производиться за расчетный период с 01.12.2007 по 30.11.2008 (если только действующим в организации коллективным договором и (или) локальными нормативными актами не предусмотрено применение другого расчетного периода).

Выходное пособие подлежит выплате за первый месяц, следующий за днем увольнения, а именно за период с 16.12.2008 по 15.01.2009 включительно. На указанный период приходится 17 рабочих дней.

Величина среднего дневного заработка для расчета суммы выходного пособия составит 766,49 руб. (148 700 руб. : 194 дня), а сумма выходного пособия – 13030,33 руб. (766,49 руб. х 17 рабочих дней).

Для получения среднего заработка за второй месяц трудоустройства работник должен представить по предыдущему месту работы трудовую книжку и ее копию (для сличения), и уже исходя из наличия соответствующих записей делается вывод о том, трудоустроился уволенный сотрудник или нет.

В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях средний заработок за второй и третий месяцы трудоустройства выплачивается исходя из записей в трудовой книжке о том, устроился ли работник на новое место или нет. Для того чтобы претендовать на получение среднего заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы, работник должен обзавестись также и справкой органов службы занятости (ст. 318 ТК РФ).

Для того чтобы получить средний заработок за третий месяц трудоустройства, вместе с трудовой книжкой и ее копией необходимо представить справку органа службы занятости о постановке на учет в качестве нуждающегося в трудоустройстве и о том, что работник на соответствующую дату не трудоустроен. На получение такой справки вправе рассчитывать и пенсионеры, которые по общему правилу не могут быть признаны нуждающимися в трудоустройстве. На это со ссылкой на Письмо Роструда от 27.10.2005 № 1754-61 было обращено внимание в Письме Минфина России от 15.03.2006 № 03-03-04/1/234.

Соответствующие положения, на основании которых администрации организаций вправе требовать от бывшего сотрудника указанные выше документы, содержатся в ст. 178 ТК РФ.

Основное предназначение рассматриваемой выплаты – компенсация среднего заработка сотрудника на период трудоустройства, но не более законодательно оговоренных сроков. Как только сотрудник устраивается на новую работу на условиях трудового договора, право на получение среднего заработка за период трудоустройства он утрачивает. Исходя из этого средний заработок может выплачиваться только по итогам соответствующего календарного периода с даты расторжения трудового договора.

Таким образом, за получением необходимой суммы бывший сотрудник может обратиться только по истечении соответственно второго и третьего (в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – четвертого, пятого и шестого) месяцев, истекших после увольнения.

Исчисление суммы среднего заработка за месяцы трудоустройства должно производиться из расчета среднего дневного (часового) заработка, который был исчислен при расчете суммы выходного пособия.

Воспользуемся условиями предыдущего примера.

Средний заработок за второй месяц трудоустройства подлежит выплате за период с 16.01.2009 по 15.02.2009 включительно. На данный период приходится 21 рабочий день по графику 5-дневной рабочей недели.

Сумма среднего заработка за второй месяц трудоустройства составит 16096,29 руб. (766,49 руб. х 21 рабочий день), где 766,49 руб. – величина среднего дневного заработка, исчисленная при расчете величины выходного пособия.

За получением среднего заработка бывший сотрудник вправе обратиться после 15.02.2009.

Возможность осуществлять выплату среднего заработка за период трудоустройства авансом, а именно до истечения соответствующего месяца трудоустройства, действующим трудовым законодательством не предусмотрена. Однако, в случае если работник устроился на работу в течение соответствующего месяца, длящегося после даты увольнения, он имеет право на получение среднего заработка до даты приема на новую работу.

О порядке расчета выходного пособия при увольнении

В конце года планируется увольнение части сотрудников в соответствии с п. 7 части первой статьи 77 ТК РФ с выплатой выходного пособия в размере 2-х недельного среднего заработка.

Обычный порядок расчета предполагает такую формулу

Выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка

Количество рабочих дней (часов) в течение двух недель после увольнения (со дня, следующего за днем увольнения)

Средний дневной (часовой) заработок

Часть сотрудников будет увольняться в конце декабря, и для них количество рабочих дней в течение 2-х недель после даты увольнения из-за январских праздников будет меньше, чем у остальных сотрудников, увольняющихся, например, в ноябре или начале декабря.

Читайте так же:  Закон о выплате 10 тысяч рублей

Вопрос : есть ли какое-то законное основание рассчитать для таких сотрудников выходное пособие также за 10 рабочих дней вне зависимости от того, что часть из них придётся не на рабочий, а на выходной день?

Согласно статье 74 ТК РФв случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 ТК РФ.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 77 ТК РФ отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора [1] является основанием прекращения трудового договора.

Частью третьей статьи 178 ТК РФ установлено, что выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка выплачивается работнику при расторжении трудового договора в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (пункт 7 части первой статьи 77 ТК РФ).

Таким образом, трудовой договор с сотрудником может быть расторгнут в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора. В таком случае, Организация-работодатель обязана осуществить выплату выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка.

В соответствии со статьей 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных ТК РФ, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Так, в общем случае, средний дневной заработок для оплаты отпусков и оплаты времени нахождения в командировке исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней).

Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного статьей 139 ТК РФ, определяются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В настоящее время действует Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24.12.07 № 922.

Согласно пункту 4 Постановления № 922 расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале — по 28-е (29-е) число включительно).

При этом согласно подпункту «а» пункта 5 Постановления № 914 при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством РФ, за исключением перерывов для кормления ребенка, предусмотренных трудовым законодательством РФ.

При определении среднего заработка, в целях исчисления выходного пособия, используется средний дневной заработок.

Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней (пункт 9 Положения № 922).

В свою очередь, средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного (часового) заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате (пункт 9 Постановления № 922).

Учитывая вышеизложенное, расчет среднего заработка будет выглядеть следующим образом:

Средний дневной заработок

Сумма начисленной заработной платы в расчетном периоде

Количество фактически отработанных дней в расчетном периоде

Количество рабочихдней, подлежащих оплате

Вместе с этим, выплата выходного пособия представляет собой компенсацию утраченного заработка.

В соответствии с частью четвертой статьи 112 ТК РФ наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (должностной оклад).

В связи с изложенным, обращаем Ваше внимание на Постановление Конституционного Суда РФ от 13.11.19 № 34-П [2] (далее – Постановление КС РФ № 34-П), в котором была рассмотрена конституционность положений абзаца четвертого пункта 9 Постановления № 922 при расчете среднего заработка в целях выплаты выходного пособия при сокращении численности штата.

Учитывая, что выплата выходных пособий при сокращении регулируется также статьей 178 ТК РФ и направлена на компенсацию утраченного заработка работникам, увольнение которых не является их прямым волеизъявлением, считаем, что изложенные в данном постановлении выводы актуальны и для рассматриваемой нами ситуации.

Так, ПостановленииКС РФ № 34-П изложено следующее:

«Часть первая статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Из буквального смысла данной нормы следует, что каждому работнику, увольняемому по названным в ней основаниям, наряду с оплатой труда (расчетом при увольнении) гарантируется получение выходного пособия в размере среднего месячного заработка.

По своей правовой природе выходное пособие , как и сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства, является гарантийной выплатой, предоставление которой связано с прекращением трудовых отношений по инициативе работодателя, принимающего кадровые решения в рамках определения стратегии экономической деятельности, либо в случае ликвидации организации. Закрепление этой гарантии на законодательном уровне обусловлено стремлением государства смягчить неблагоприятные последствия увольнения в связи с обстоятельствами, препятствующими сохранению трудовых отношений и не зависящими от волеизъявления работника либо его виновного поведения. Ее целевым назначением является обеспечение уволенному работнику на период трудоустройства материальной поддержки, сопоставимой с тем заработком, который он получал в период трудовой деятельности.

В отличие от заработной платы, которая зависит от квалификации работника, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда (статья 132 Трудового кодекса Российской Федерации) и выплачивается состоящему в трудовых отношениях работнику за отработанный период, размер выходного пособия определяется исключительно на основе исчисленного в установленном порядке среднего месячного заработка, не является оплатой какого-либо периода (прошедшего или будущего) и выплачивается работнику приувольнении. Размер данной выплаты зависит от ранее полученных работником в качестве оплаты его труда денежных сумм; она призвана обеспечить уволенному лицу средства к существованию в размере не меньшем, чем средний месячный заработок, исчисленный исходя из его заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествовавших увольнению.

Соответственно, размер выходного пособияне может зависеть от каких бы то ни было обстоятельств, имевших место после увольнения работника

при определении размера выходного пособия на основании Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы необходимо учитывать предписания части первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом способ подсчета среднего месячного заработка в силу своего технического, вспомогательного характера должен не только согласовываться с требованиями нормы закона, но и обеспечивать ее реализацию в строгом соответствии с целью установленной этой нормой выплаты, которая по своей правовой природе является одной из гарантий реализации конституционного права на труд.

Вместе с тем в правоприменительной практике указанные нормативные положения расцениваются как предписывающие использовать средний дневной заработок для всех случаев исчисления среднего заработка, а для определения размера выходного пособия работникам, уволенным по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, принимается во внимание месячный период после даты увольнения работника, исходя из количества рабочих дней в котором и осуществляется расчет [3] .

На основании такого толкования в деле заявительницы размер выходного пособия, который по буквальному смыслу части первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации должен составлять средний месячный заработок работника (определяемый из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев), исчислен с учетом количества рабочих дней, приходящихся на первый месячный период после увольнения, как если бы осуществлялась оплата трудовой деятельности за этот период. Однако и при исчислении заработной платы, являющейся оплатой отработанного периода, действуют специальные правила: наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (должностной оклад) (часть четвертая статьи 112 данного Кодекса); работникам, для которых установлена система оплаты труда, не предполагающая установление оклада (должностного оклада), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, выплачивается дополнительное вознаграждение (часть третья статьи 112 данного Кодекса).

Таким образом, работники, подлежащие увольнению по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, вопреки воле законодателя, предусмотревшего гарантию в связи с увольнением в размере среднего месячного заработка, ставятся в худшее положение по сравнению с работниками, продолжающими трудовую деятельность, заработок которых не может снижаться в зависимости от наличия в оплачиваемом месяце нерабочих праздничных дней.

Кроме того, увольняемые по указанным основаниям работники ставятся в различное положение в зависимости от даты увольнения и наличия в календарном периоде после увольнения нерабочих праздничных дней: размер получаемого ими выходного пособия при сложившемся понимании пункта 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (в том числе его абзаца четвертого) напрямую зависит от количества рабочих дней в периоде после прекращения трудового договора. Такой подход фактически приводит к определению размера выходного пособия на основе случайного фактора (количества рабочих и нерабочих праздничных дней в месяце, непосредственно следующем за увольнением), что недопустимо при осуществлении в социальном правовом государстве правового регулирования в сфере труда».

Выявленный в Постановлении КС РФ № 34-П конституционно-правовой смысл абзаца четвертого пункта 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике (пункт 2 резулятивной части).

Читайте так же:  Центр по выплате пенсий смоленская область

Отметим, что ранее некоторые суды придерживались аналогичной позиции (например, Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 13.08.14 по делу №33-7676, А-10, Определение Московского городского суда от 28.09.10 по делу № 33-30375-2010, Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 16.02.15 по делу № 33-1403, Б-10, Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 19.11.14 по делу № 33-10998, Определение Верховного суда Республики Коми от 05.07.12 по делу № 33-2456АП/2012г.).

С учетом вышеизложенного, по нашему мнению, при расчете выходного пособия сотрудникам, увольняемымв связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора, Организация вправе руководствоваться Постановлении КС РФ № 34-П.

Следовательно, расчет среднего заработка может быть проведен исходя из количества рабочих и нерабочих праздничных дней, приходящихся на двухнедельный период, подлежащий оплате в связи с увольнением.

В таком случае, размер выходного пособия будет определяться по формуле:

Количество рабочихи нерабочих праздничных дней, подлежащих оплате

Поскольку выявленный конституционно-правовой смысл абзаца четвертого пункта 9 Постановления № 922является общеобязательным, считаем, что внесение каких-либо изменений в трудовые договоры и локальные нормативные акты не требуется.

Кроме того, поскольку такой порядок расчета выходного пособия следует действующего законодательства, то расходы на его выплату могут быть учтены в целях налогообложения прибыли на основании статьи 255 НК РФ.

Коллегия Налоговых Консультантов, 22 ноября 2019 года

[1] часть четвертая статьи 74 ТК РФ

[2] «По делу о проверке конституционности абзаца четвертого пункта 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы в связи с жалобой гражданки В.С. Кормуш»

[3] (апелляционные определения Московского городского суда от 14 сентября 2016 года № 33-31071/2016 и от 16 декабря 2016 года по делу № 33-48738/2016, Суда Ненецкого автономного округа от 15 мая 2018 года по делу № 33-64/2018 и др.).

Расчетный период при сокращении работника

Расчет ведется исходя из среднего заработка сотрудника за последние 12 календарных месяцев.

Допустим, человек был уволен в апреле 2018 года. Значит, расчетный период — с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2017 года.

Иной расчетный период может быть установлен в следующих случаях.

Если сотрудник еще не отработал в организации 12 месяцев. В этой ситуации расчетным периодом будет промежуток, в течение которого человек числится в организации. Например, работник устроился в компанию 8 июля 2017 года, а 2 февраля его уволили. Расчетный период — с 8 июля 2017 года по 31 января 2018 года.

Если человек устроился на работу и в том же месяце был уволен. Тогда расчетным периодом является фактически отработанное время. Предположим, сотрудник пришел в компанию 12 января 2018 года, а уже 20 января его уволили. Если суд решит, что это было сделано незаконно и обяжет компанию оплатить время вынужденного прогула, расчетный период начнется 12 января и закончится 19 января.

Если для организации удобнее установить свой расчетный период, отличный от 12 месяцев. Однако в подобной ситуации средний заработок придется рассчитывать дважды (за 12 месяцев и за установленный расчетный период) и сопоставлять результаты. Дело в том, что средний заработок в любом случае не может быть меньше суммы, исчисленной исходя из годового заработка.

Если произошла реорганизация и сотрудника переводят в новую компанию. Человек может перейти в новую компанию по-разному. Его могут уволить из старой организации и тут же нанять в новую либо просто перевести, оформив допсоглашение к трудовому договору. Когда человек увольнялся, при расчете среднего заработка после этого события учитывают только те выплаты, которые ему начислены уже во вновь созданной организации. Если же сотрудника перевели, во внимание принимают выплаты за последние 12 месяцев, в том числе начисленные до реорганизации.

С помощью этого онлайн-сервиса можно вести бухгалтерию на ОСНО(НДС и налог на прибыль), УСН и ЕНВД, формировать платежки, НДФЛ, 4-ФСС, СЗВ-М, Единый Расчет и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 350 р/мес.). 30 дней бесплатно(сейчас для новых 3 месяца бесплатно). При первой оплате(по этой ссылке) три месяца в подарок.

Работа 23819

Сокращение на работе – процедура неприятная. Но если знать законы, то можно получить от работодателя все положенные компенсации. Если вы трудоустроены официально, то получится приличная сумма. Инструкция Центра защиты прав граждан «Какие выплаты положены при сокращении» расскажет, что должен получить работник при вынужденном увольнении.

О чем нужно озаботиться заранее, чтобы обеспечить себе максимальные компенсации при вынужденном увольнении:

• Заработная плата должна быть «белой». Все расчеты, в том числе компенсация за отпуск, производятся из «белой» заработной платы. Никакие премиальные бонусы, выдаваемые в конверте, на размер будущего выходного пособия не повлияют.

Если в конверте вам платили 100 000, а официально – всего 10 000, то при увольнении выдадут примерно 20 000 рублей.
Придется жить на эти деньги, хотя вы привыкли к другому.

Не пишите заявление об увольнении «по собственному желанию». Даже если директор очень просит. Поддадитесь на уговоры – руководство с чистой совестью лишит вас части обязательных компенсаций при сокращении.

Если написали такое заявление, помните: его можно отозвать. Сделать это надо в письменном виде. Трудовой кодекс РФ предусматривает, что работник не имеет права на отзыв заявления об увольнении только в случае, когда на его место в письменной форме приглашен другой работник, которому не может быть отказано в заключении договора.

• Перечитайте трудовой договор. Найдите пункт, посвященный компенсациям при сокращении. Возможно, заботливый работодатель
предусмотрел для вас «золотой парашют» или тринадцатую зарплату.

Выплата второго среднего заработка при сокращении

Сокращение численности или штата работников организации является одним из оснований для расторжения трудового договора по инициативе работодателя (п. 2 части первой ст. 81 ТК РФ).
При расторжении трудового договора по этому основанию от работодателя требуется соблюдение процедуры, предусмотренной трудовым законодательством. Невыполнение работодателем хотя бы одного из установленных законом мероприятий при увольнении работников, предусмотренных ст. 84.1 ТК РФ, может являться основанием для признания судом увольнения незаконным и повлечь за собой восстановление сотрудника на работе.

В день увольнения работодатель обязан выплатить сокращенному работнику все суммы, причитающиеся ему от работодателя (ст. 84.1, ст. 140 ТК РФ):

1. Заработную плату за время, фактически отработанное в месяце увольнения.

2. Компенсацию за все неиспользованные отпуска (если таковые имеются). Так, ст. 127 ТК РФ предусмотрено, что при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. Это правило действует независимо от оснований прекращения трудового договора. Заметим, что при увольнении работника в связи с сокращением штата до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, удержание за неотработанные дни отпуска не производится (часть вторая ст. 137 ТК РФ).

3. Выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Из части первой и части второй ст. 178 ТК РФ следует, что работнику выплачивается:

  • в день увольнения — выходное пособие в размере среднего заработка;
  • если в течение второго месяца с момента увольнения работник не трудоустроится — средний заработок за этот месяц;
  • если в двухнедельный срок с момента увольнения работник обратился в орган службы занятости населения и не был им трудоустроен в течение трех месяцев с даты увольнения, то в исключительных случаях по решению органа занятости работнику выплачивается средний заработок за этот третий месяц.

4. Дополнительную компенсацию в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, в случае, если трудовой договор расторгается с письменного согласия сотрудника до истечения двухмесячного срока предупреждения о сокращении штата. Дело в том, что по общему правилу, закрепленному в части второй ст. 180 ТК РФ, о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата работник должен быть предупрежден работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. В предупреждении следует указать конкретную дату увольнения. При этом в силу части третьей ст. 180 ТК РФ работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй этой же статьи ТК РФ, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

НДФЛ

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Подпунктом 6 п. 1 ст. 208 НК РФ определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников в РФ.

Таким образом, заработная плата за время, фактически отработанное в месяце увольнения, является доходом сотрудника, подлежащим обложению НДФЛ по ставке в размере 13% (ст. 224 НК РФ).

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ при получении доходов в денежной форме дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц. Напомним, что согласно п. 2 ст. 226 НК РФ организация, от которой или в результате отношений с которой налогоплательщик получил доходы, обязана исчислить, удержать у него и уплатить сумму налога.

Что касается компенсационных выплат, полагающихся сотруднику при сокращении штата, то в соответствии с п. 3 ст. 217 не подлежат обложению НДФЛ все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением работника.

Мнение контролирующих органов по вопросу исчисления НДФЛ при сокращении штата выражено в письмах Минфина России от 17.02.2006 N 03-05-01-03/18 и от 09.02.2006 N 03-05-01-04/22, УФНС России по г. Москве от 18.06.2009 N 20-14/3/061778, от 21.08.2006 N 28-10/73963, от 29.08.2005 N 28-11/61080.

В них, в частности, указывается, что не облагаются НДФЛ компенсационные выплаты, связанные с увольнением работника, выплачиваемые в соответствии со ст. 178 ТК РФ, а именно:

  • выходное пособие в размере среднего месячного заработка;
  • средний месячный заработок на период трудоустройства.

Здесь обращаем внимание на то, что трудовым договором или коллективным договором могут устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.

В соответствии со ст. 255 НК РФ выходное пособие, выплачиваемое увольняемым работникам сверх норм, установленных ст. 178 ТК РФ, относится к начислениям работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности или штата работников налогоплательщика, а следовательно, уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Читайте так же:  Выплаты за первого ребенка 466

Однако, если работнику при увольнении в связи с сокращением штата осуществляется выплата выходного пособия в повышенных размерах, то сумма выходного пособия, которая превышает размеры, установленные ст. 178 ТК РФ, подлежит обложению НДФЛ (смотрите письма Минфина России от 14.09.2009 и от 15.12.2008 N 03-03-06/2/168, от 26.09.2008 N 03-03-06/1/546).

По поводу дополнительной компенсация, выплаченной работнику в размере среднего заработка пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, Минфин России высказался в письме от 11.03.2009 N 03-04-06-01/54. Где сообщил, что данная выплата также подпадает под действие п. 3 ст. 217 НК РФ.

Что касается компенсации за неиспользованные отпуска, то данный вид компенсации исключен из перечня необлагаемых компенсационных выплат, связанных с увольнением работников (абзац шестой п. 3 ст. 217 НК РФ). Следовательно, денежная компенсация за неиспользованный отпуск, выплаченная работнику, подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке (письма УФНС России по г. Москве от 07.05.2008 N 28-10/044275, ФНС России от 13.03.2006 N 04-1-03/133).

Страховые взносы в ПФ ФР, ФСС РФ и ФОМС

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее — Федеральный закон N 212-ФЗ) с 1 января 2010 года ЕСН заменен страховыми взносами, уплачиваемыми напрямую в фонды: ПФ РФ (на обязательное пенсионное страхование), ФСС РФ (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством), ФФ ОМС и ТФ ОМС (на обязательное медицинское страхование).

Согласно части 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.

Объектом обложения страховыми взносами для организаций и индивидуальных предпринимателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (часть 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ).

Соответственно, заработная плата за время, фактически отработанное в месяце увольнения, подлежит обложению страховыми взносами на общем основании.

Что касается компенсационных выплат, то пп. «д» п. 2 части 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

Таким образом, учитывая, что данная норма является аналогичной п. 3 ст. 217 НК РФ, полагаем, что, как и в случае с НДФЛ, не подлежат обложению страховыми взносами такие выплаты, как:

  • выходное пособие в размере среднего месячного заработка;
  • средний месячный заработок на период трудоустройства;
  • дополнительная компенсация, выплаченная работнику в размере среднего заработка пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Что касается компенсации за неиспользованные отпуска, то данный вид компенсации подлежит обложению страховыми взносами.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимукина Екатерина, Родюшкин Сергей

Уточнены правила выплаты среднего месячного заработка за второй месяц трудоустройства

Работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата, выплачивается выходное пособие (ч. 1 ст. 178 ТК РФ). В дальнейшем это выходное пособие зачитывается в счет сохраняемого среднего заработка за первый месяц после увольнения. Средний заработок сохраняется и за второй месяц трудоустройства, а в исключительных случаях (по решению органа занятости) – за третий (если не трудоустроен). Для лиц, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, предусмотрены повышенные гарантии: средний заработок им сохраняется за второй и третий месяцы, а в исключительных случаях (по решению службы занятости) и за четвертый – шестой.

Действующая ст. 178 ТК РФ устанавливает, что для получения выплат за третий (четвертый – шестой) месяц работник должен обратиться в службу занятости в течение двух недель с момента увольнения. По новым правилам уволенный должен это сделать в течение 14 рабочих дней со дня увольнения. Таким образом, срок обращения в органы занятости увеличен.

Поправки уточнили, что средний заработок за второй (и третий – по решению службы занятости) месяц сохраняется за весь месяц, а если работник нашел работу в этом месяце, то пропорционально периоду нетрудоустройства.

Ранее статья 178 ТК РФ не содержала такой нормы. Однако на практике именно так и производились выплаты сохраняемого заработка за второй и третий месяцы поиска работы. Теперь такой подход закреплен законодательно.

Установлен также срок, в течение которого работник может обратиться к работодателю за выплатой сохраняемого среднего заработка за второй, а также третий месяцы трудоустройства. Для получения сохраняемого заработка за второй месяц подать письменное заявление необходимо не позднее 15 рабочих дней после окончания второго месяца со дня увольнения. Заявление на выплату за третий месяц необходимо подать после принятия решения органом СЗН, но не позднее 15 рабочих дней после окончания третьего месяца со дня увольнения.

Заметим, что такой срок применяется, когда работник не был трудоустроен в течение второго или третьего месяца, а также в случае пропорционального сохранения заработка. В новой редакции статьи 178 ТК РФ не уточняются, как считать месяц со дня увольнения. В соответствии с ч. 3 ст. 14 ТК РФ сроки, исчисляемые месяцами, истекают в соответствующее число последнего месяца срока. При этом важно помнить, что если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Таким образом, если (к примеру) сотрудник уволился 21 августа 2020 года, то 15 рабочих дней на подачу заявления о выплате сохраняемого заработка за второй месяц необходимо отсчитывать с 22 октября 2020 года. А если сотрудник уволился 31 августа, то 15 рабочих дней необходимо исчислять с 2 ноября, потому что 31 октября и 1 ноября – это выходные дни.

В настоящий момент срок обращения за выплатой среднего заработка не установлен. Не установлен также и срок выплаты сохраняемого заработка.

Еще одно новшество Закона № 210-ФЗ: теперь выплатить сохраняемый заработок необходимо не позднее 15 календарных дней со дня обращения.

Еще одна новелла Закона № 210-ФЗ – правило о том, что при ликвидации организации сохраняемый заработок за второй и третий месяцы должен быть выплачен до ликвидации организации по гражданскому законодательству. Эта норма позволяет защитить права работников, увольняемых в связи с ликвидацией организации. До ее введения уволенный работник не всегда мог получить то, что полагается ему по закону.

Дело в том, что организация в процессе ликвидации может быть снята с учета до того, как истечет второй или третий месяц для трудоустройства уволенного работника. При этом не всегда назначается лицо, ответственное за выплаты. С 13.08.2020 этой проблемы больше не будет.

О том, можно ли уволить в связи с ликвидацией до окончания конкурсного производства, см. комментарий.

Изменен порядок сохранения за работниками заработка при сокращении или ликвидации организации

24 Июля 2020 10:13

С 13 августа 2020 года вступит в силу Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части предоставления гарантий работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации».
Согласно новой норме статьи 178 ТК РФ при ликвидации организации выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства в любом случае должны быть произведены до завершения ликвидации организации.
В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 г. № 203-ФЗ «О внесении изменения в статью 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с 13 августа 2020 года организации не смогут завершить процедуру ликвидации до тех пор, пока не будут произведены все связанные с ликвидацией выплаты работникам. В заявлении о ликвидации теперь необходимо будет подтверждать, что произведены все выплаты, предусмотренные трудовым законодательством для работников, увольняемых в связи с ликвидацией юридического лица.
Если сотрудник увольняется из-за ликвидации организации, то он получает выходное пособие и за ним сохраняется средний заработок на период трудоустройства, но не более 2 месяцев (с зачетом выходного пособия).
Однако, право на получение среднего заработка за второй месяц не может быть реализовано, если организация ликвидирована ранее, чем у работника возникло такое право.
Федеральным законом установлено, что работодатель обязан выплатить сотруднику средний заработок за второй месяц или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц.
Если сотрудник в течение 14 дней с даты увольнения обратился в службу занятости и не нашел работу в течение 2 месяцев, то работодатель должен будет выплатить средний заработок за третий месяц или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц.
Взамен выплат среднего заработка за период трудоустройства работодатель сможет выплатить единовременную компенсацию в размере двукратного среднего заработка. Если средний заработок за второй месяц уже был перечислен работнику, то компенсация выплачивается с зачетом этой суммы.
Закрепляется срок, в течение которого сотрудник вправе обратиться к работодателю за выплатой среднего заработка за период трудоустройства.
Такое обращение в отношении каждого отдельного месяца периода трудоустройства работник может подать в письменной форме не позднее 15 рабочих дней с момента окончания соответствующего месяца. Причем эта норма касается уволенных работников как в связи с ликвидацией, так и в связи с сокращением. У работодателя будет 15 календарных дней с момента обращения работника на то, чтобы осуществить выплату.
Работодателям также предоставлена возможность ускорить расчеты с работником и не ждать, пока он получит право на средний заработок за период трудоустройства и обратится за соответствующей выплатой.
Взамен выплат среднего месячного заработка за период трудоустройства можно будет выплатить работнику единовременную компенсацию в размере двукратного среднего месячного заработка (на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях — пятикратного месячного заработка).
Если работнику уже была произведена выплата среднего месячного заработка за второй или последующие месяцы со дня увольнения, единовременная компенсация выплачивается ему с зачетом указанной выплаты.
Такой путь потребует от работодателя увеличения расходов. Далеко не все работники получили бы компенсацию по максимуму: кто-то нашел бы работу раньше окончания периода сохранения среднего заработка, кто-то не стал бы обращаться в службу занятости, а чей-то случай невозможности трудоустроиться сама служба занятости не признала бы исключительным. Но принятые поправки позволят сэкономить время для проведения процедуры ликвидации организации.
В любом случае средний заработок за период трудоустройства и (или) компенсация должны быть выплачены до завершения ликвидации.