Социально культурная деятельность пособие

Примерные темы семинарских и практических занятий

SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES SUCH AS THE SCOPE OF VOCATIONAL AND MANAGERIAL ORIENTATION MANAGERS

In the article it is proposed that a description of the process of formation and development vocational and managerial orientation managers socio-cultural activities at the University of arts and culture.

Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность

  • формат pdf
  • размер 14.98 МБ
  • добавлен 31 марта 2011 г.

Учебник. — М.: МГУКИ, 2004. — 539 с.

В учебнике рассматриваются история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы и технологии социально-культурной деятельности Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов, соискателей и студентов гуманитарных вузов, практиков социально-культурной сферы

Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом Московского государственного университета культуры и искусств

Организация социально-культурной деятельности. Молодежный туризм. Учебное пособие для СПО

Вильчинская-Бутенко, Марина Эдуардовна (педагог). Социально-культурная деятельность за рубежом: [учеб. пособие]/ Марина Эдуардовна Вильчинская-Бутенко; СПбГУКИ. — Санкт-Петербург : СПбГУКИ, 2011 (Санкт-Петербург : ИнфоКомм, 2013) Рубрики: Социально-культурная деятельность — Зарубежные страны Кл.слова (ненормированные): Коллекция изданий СПбГИК

Автор: Вильчинская-Бутенко, Марина Эдуардовна

Заглавие: Вильчинская-Бутенко, Марина Эдуардовна (педагог). Социально-культурная деятельность за рубежом: [учеб. пособие]/ Марина Эдуардовна Вильчинская-Бутенко; СПбГУКИ. — Санкт-Петербург : СПбГУКИ, 2011 (Санкт-Петербург : ИнфоКомм, 2013) Рубрики: Социально-культурная деятельность — Зарубежные страны Кл.слова (ненормированные): Коллекция изданий СПбГИК

Место издания: Санкт-Петербург

Дата издания: 2011

Библиотечный фонд: Санкт-Петербургский государственный институт культуры

  • Произвольный отрывок, составляющий 100% документа
  • Произвольный отрывок, составляющий 100% документа
  • Произвольный отрывок, составляющий 100% документа

Социально культурная деятельность пособие

Современный руководитель сети учреждений социально-культурной сферы, наряду с прочными знаниями основ классического менеджмента, должен владеть и уметь управлять действующими технологическими процессами социально-культурной деятельности.

Настоящее пособие призвано стать дополнительным источником изучения вопросов социокультурного управления при освоении учебной дисциплины «Технологии менеджмента социально-культурной деятельности» студентам, обучающимся по направлению подготовки (специальности) 071800 «Социально-культурная деятельность», профиля подготовки «Менеджмент социально-культурной деятельности», квалификации (степени) выпускника «бакалавр».

Основная цель учебного пособия в контексте изучения дисциплины – сформировать у студентов знания, умения и навыки управления социокультурными процессами, позволяющие на практике осуществлять организационно-управленческую деятельность в условиях учреждений социально-культурной сферы.

Задачи дисциплины: изучить особенности финансирования сферы культуры; научиться использовать на практике технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере; рассмотреть технологии управления персоналом в социокультурном учреждении; раскрыть значимость системы подготовки и повышения квалификации работников сферы культуры и искусства.

Рассматривая место дисциплины в структуре основной образовательной программы, данный курс, являясь основным в системе дисциплин профилизации «Менеджмент социально-культурной деятельности», продолжает знания, полученные в ходе освоения учебных предметов «Основы менеджмента социально-культурной деятельности», «Ресурсная база социально-культурной деятельности», «Технологические практикумы СКД» и др., находя своевременное применение в реализации специальных управленческих заданий (проектов) в процессе производственной, преддипломной практиках. Учебная дисциплина «Технологии менеджмента социально-культурной деятельности» включает изучение теоретико-практических вопросов, таких как: «Система финансирования в сфере куьтуры», «Технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере», «Технологии управления персоналом в социокультурных учреждениях», «Механизм профессиональной подготовки менеджеров социально-культурной деятельности» и др.

Учебное пособие построено с учетом технологии модульного обучения, имеющее структуру с содержанием лекционного курса, целевую установку, план, список литературы и вопросы для самоконтроля, задания для самостоятельной и практической работы, правильно ответив на которые, студент должен в итоге продемонстрировать успешное освоение компетенций:

– способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);

– умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

– готовность к реализации технологий менеджмента и маркетинга в сфере социально-культурной деятельности (ПК-9);

– способность осуществлять финансово-экономическую и хозяйственную деятельность учреждений культуры, учреждений и организаций индустрии досуга и рекреации (ПК-10);

– готовность использовать правовые и нормативные документы в работе учреждений культуры, общественных организаций и объединений граждан, реализующих их права на доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни страны (ПК-11);

– готовность к организации творческо-производственной деятельности работников учреждений культуры (ПК-12);

– готовность к осуществлению технологий менеджмента и продюсирования концертов, фестивалей, конкурсов, смотров, праздников и других форм массовой социально-культурной деятельности (ПК-13).

Особенностью учебного пособия является то, что его материал основывается на базовом принципе сближения социальных, культурологических наук, изучении социокультурной теории, практического опыта и социокультурных технологий управления, теории и практики рынка, маркетинга и менеджмента, современной культурной и социальной политики и механизмов их реализации в условиях формирования новой государственности, рынка, становления гражданского общества. Оригинальность авторского подхода в преподавании курса заключается в проведении практических занятий с использованием практико-ориентированных технологий.

Актуальность и значимость настоящего пособия достаточно очевидна, поскольку специалистам социокультурной деятельности необходимо знать основные технологии менеджмента в учреждениях социально-культурной сферы; уметь работать в команде; разрабатывать цели и приоритеты творческо-производственной деятельности учреждений культуры, реализующих социально-культурные технологии (культурно-просветительные, культуроохранные, культурно-досуговые, рекреативные); владеть навыками управления деятельностью учреждений клубного типа (дома культуры; культурные центры; информационно-методические центры). И от того, насколько менеджер социально-культурного профиля будет мастерски владеть технологией социокультурного менеджмента, будет зависеть успешность его как руководителя-профессионала.

Методическое пособие «История социально — культурной деятельности»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВОРОНЕЖСКОЕ ОБЛАСТНОЕ УЧИЛИЩЕ КУЛЬТУРЫ

ИМЕНИ А.С. СУВОРИНА

История социально-культурной деятельности

Методическое пособие для студентов

Составитель: Никишина Н.В.

социально – культурная деятельность

В пособии представлен краткий курс истории социально-культурной деятельности для студентов и преподавателей Воронежского областного училища культуры.

Пояснительная записка

Методическое пособие рассматривает основные исторические этапы развития социокультурной деятельности, обобщает и анализирует опыт современной культурно-досуговой деятельности.

В пособии изучаются культурно-исторические формы досуга. Подробно рассматриваются основные направления досуговой деятельности в древности, эпоху средневековья и в период различных преобразований и реформ. Определяются причины возникновения и развития форм.

Цель методического пособия — изучение исторических аспектов культуры и досуга, опыта развития культурно-досуговых учреждений, а также применение исторического опыта в современных условиях.

Основными задачами пособия являются:

освоение студентами особенностей развития социокультурной деятельности на определенном историческом этапе;

формирование представлений об исторических формах и методах социально-культурной деятельности;

самостоятельная оценка фактов на основе анализа, сопоставления и обобщения.

Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян

и их дальнейшее развитие в X — XVII в. ………………………. ….стр.4

Культурно-досуговая деятельность различных сословий

российского общества в XVIII — XX вв. ……………………………..стр.11

Досуговые занятия и развлечения дворянства………………стр.13

Культурные ориентации и способы проведения свободного

времени в купеческой и мещанской среде………………..…стр.15

Культура и революция……………………………………………..стр.21

Деятельность учреждений в годы Великой Отечественной

Содержание, направления, формы и методы работы

культурно — досуговых учреждений в условиях

Культурно-досуговая работа в Вооруженных силах. ……стр.27

Художественная самодеятельность в тылу и на фронте…..стр.29

Спасение и охрана культурных ценностей. ……………….стр.31

Культурно-досуговая деятельность в период с 1945

Социально-культурная деятельность в постсоветский период……стр.40

Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян и их дальнейшее развитие в X XVII в.

Истоки древнерусской культуры и искусства уходят в далекую старину, ко времени образования в IV — VI веках единой, хотя и неоднородной, группы славянских племен. Нашими предками были восточнославянские племена, именовавшиеся сначала «антами», а позже (в VII — VIII веках) «россами».

Древние славяне были язычниками. Они почитали природу как одухотворенное начало. Природа жила в их представлении в конкретных одушевленных образах, населенная добрыми и злыми духами, одни из них становились союзниками в борьбе со стихиями, других необходимо было умилостивить и усмирить. С верованиями славян связано поклонение божествам, олицетворявшим силы природы: солнце, воду, землю. В художественном творчестве народа ярко и многообразно проявилось восприятие им окружающего мира. В изделиях его рук, в старинных сказах, мифах, легендах и песнях передано ощущение близости человека к природе и, прежде всего — к родной земле как главному источнику жизни.

Зарождение досуговых форм деятельности тесно связано с переходом племен к оседлому образу жизни и занятием земледелием. Досуг носил коллективный характер, помогал восстановить физические и психические силы, содействуя сплочению членов общины, выполнял важнейшую для древнего социума функцию — единения. Своеобразие досуга обусловлено религиозными представлениями и особенностью сельскохозяйственного труда: сменой времени года, продолжительностью дня, фиксированными сроками начала и окончания земледельческих работ.

В древности формы досуга опирались на общий фундамент традиционной народной культуры, досуговые занятия различных общественных групп были во многом сходны. Вся жизнедеятельность человека регулировалась, главным образом, традицией, обрядами, обычаями, укоренившимися привычками.

Отличные возможности для отдыха и развлечений в летнюю пору представляла деревенская улица. Именно здесь проходили разнообразные гуляния с играми, кадрилями, хороводами, карагодами. Инициаторами были чаще всего молодые женщины и девушки, которые собирались посередине села и начинали «играть песни». Через некоторое время к ним присоединялись мужчины и парни. Начиналось веселье с песнями, плясками, кадрилями, традиционными театрализованными действиями и т. д. Весьма важное место в сфере сельского досуга занимали традиционные братчины или, как их еще называли, кануны. Обычно они проводились по так называемому обету и были связаны с какими-то давними событиями, имевшими счастливую развязку. Деревня приносила своеобразную дань святым, спасавшим село от урагана, пожара, наводнения, засухи, града и т.п. За общинный стол полагалось усаживать всех, включая и бедняков, не участвовавших в ссыпке, а также и тех, кто случайно оказался на этот день и час в празднующей деревне.

Осенью, а затем зимой на смену уличным гуляниям приходили супрядки. Это один из видов посиделок. На них собирались в основном девушки и женщины с рукоделием — чесали кудель, пряли, вязали, вышивали. Здесь неизменно пели, играли, обменивались новостями.

Супрядки проводились по очереди в тех домах, где жили молодые девушки. Этот вид посиделок мог быть общим, но гораздо чаще собирались по возрастам и, соответственно, посиделки делились на большие, средние, малые.

Досуг и труд в русской деревне сочетались довольно тесно. На посиделки девушки шли с прялками, гребнями, спицами. Зачином посиделок была работа. До прихода парней никакого веселья не предусматривалось: все занимались рукоделием, можно было вести разговор или петь «протяжные песни». Но хозяйка дома уже ставила самовар, ждали гостей. Парни приходили как из своей, так и соседних деревень. К чаю полагалось приносить угощение: пряники, конфеты, орехи, изюм. После чаепития начиналась основная часть посиделок -танцы. Если не было гармони или какого-то другого музыкального инструмента, кадриль водили просто «под песню». Танцы тоже перемежались с играми, забавами, потехами.

Вечоры, вечерины, беседы — в разных местах их называли по-разному — проводились тоже в зимний период. Но значительно реже, чем супрядки или посиделки. Здесь присутствует уже много элементов чисто праздничного общения. На вечеринах не полагалось брать с собой рукоделие.

Основной стержень вечерин — кадрили и хороводы. Здесь пели песни, играли, загадывали загадки. Как правило, молодежь звала к себе на гулянье «почетных гостей» — стариков, умеющих «вести старины» и рассказывать сказки. Ни одна вечеринка не обходилась без плясок и игр. Особое веселье разгоралось, когда приходили ряженые из своих или соседних деревень.

Популярностью пользовались хороводные игры, содержанием которых был песенный диалог, где две танцевальные пары поочередно «наступали» друг на друга и пели так называемые задорные частушки. На вечеринках любили «завивать веревочку»: участники ее, взявшись за руки, водили хоровод под исполняемые всеми песни. «Веревочка» разрасталась в длину, вываливалась в сени и даже на улицу, а затем снова возвращалась в избу. Утомившиеся могли «оторваться от веревочки» и отдохнуть, сидя на лавках, а затем опять включиться в эту веселую хороводную забаву. Избу для бесед отдавали по очереди или нанимали.

В русских супрядках, вечеринах довольно строго соблюдался установленный «уклад». Но при этом они никогда не превращались в некие усредненные, трафаретные развлечения. Значительное разнообразие

вносил в их содержание обрядовый календарь. Это выражалось, прежде всего, в песенном репертуаре — в соответствии с вехами зимнего календарного цикла предпочтение отдавалось то колядкам, то подблюдным, то масленичным песням. На посиделках любили гадать. Начиналось это в доме, где ворожили на воске, олове, на курице, клюющей зерно, а потом, когда все высыпали на улицу, бегали кидать камушки в прорубь, считать звезды, «слушать на перекрестках» и т. п.

Социально-педагогическая ценность традиционных форм деревенского досуга заключалась в том, что они были превосходной школой общения. Система посиделок давала молодым людям своеобразное «общественное воспитание». Здесь существовали обязательные для выполнения своды поведенческих правил. Нравственным уставом досугового поведения категорически осуждались всякое бахвальство, заносчивость, чопорность и превыше всего почитались скромность, уважение к старшим, дружелюбие, доброта. Высоко ценилось умение ладно сплясать, хорошо спеть, не растеряться в игре, проявить там, где это требуется — остроумие, находчивость, ловкость.

Посиделки вносили уникальный вклад в культурное развитие молодежи. Именно тут усваивала она азы музыкального и хореографического искусства. Причем все это делалось не нарочито, не назойливо.

Одной из распространенных форм деревенского досуга всегда было гостевание, т.е. хождение в гости и прием гостей. Русский народ с незапамятных времен отличался ярко выраженным хлебосольством. Обильное угощение за столом неизменно сопровождалось домашним весельем, а затем и традиционным гулянием по улице. Среди гостевых праздников важное место занимала масленица, в рамках которой предусматривался особый распорядок хождения по родне. Масленичная пятница именовалась тещиными вечерками — зятья должны были звать тещу на угощение, суббота — золовкиными посиделками — невестки приглашали к себе золовок, в прощеное воскресенье существовал обычай непременно посещать кума с кумой. Не менее хлебосольными являлись летне-осенние Спасы — Медовый и Яблочный, Ореховый, когда желанными гостями считались все, кто попадал в эти дни в деревню. Столы с обильным угощением выставлялись в хорошую погоду прямо на улицах и были доступными для любого человека.

Обычай радушного гостевания охватывал не только крестьянство, но и дворянское сословие. Особым хлебосольством славилось сельское мелкопоместное дворянство. Постоянные гости были основными поставщиками свежих новостей. У некоторых особо общительных людей это становилось чуть ли не основным занятием.

С развитием и ростом городов развивалась городская развлекательная культура. Население российских городов долгое время расширялось в основном за счет притока деревенских переселенцев. Это оказало самое серьезное влияние на формирование городского досуга. На протяжении столетий крестьяне, становясь горожанами, приносили с собой на новое место жительства вековые устои, нравы, обычаи сельской общины. В системе отдыха и развлечения подобное влияние оказывалось особенно заметным.

В сфере организации досуга чаще всего превалировали те же танцы, песни, игровые развлечения, а так же привычная «завалинка», хождения в гости и т.д. Подобную картину можно было наблюдать не только в уездных городках, но и на окраинах губернских центров, и в самой столице.

В период формирования крестьянской общины складывается празднично — обрядовый календарь. Результаты археологических и этнографических исследований, произведения устного народного творчества служат доказательством того, что праздники и обряды вплетались в ткань повседневной жизни людей, были всеобщим явлением для всех народов, населяющих земной шар. Праздники и обряды, по мнению многих ученых, можно отнести к первоначальным формам досуговой деятельности. В русском языке слово «праздник» произошло от прилагательного «праздный», что значит «незанятый», «пустой».

Читайте так же:  Гос пособия на детей в 2020

Чередование будней и праздников характеризовало быт восточных славян. К моменту возникновения государственности в конце IX — начале XX веков славяне имели достаточно развитую праздничную обрядовую культуру, в основу которой был заложен природный календарь. Праздниками и обрядами отмечалось начало весны, наступление осени, важные для крестьян виды сельскохозяйственных работ: сев, сенокос, жатва, сбор ягод и плодов. Наибольшее количество приходилось на позднюю осень, зиму и раннюю весну. На данный период у крестьян было больше свободного времени, что объясняется характером и особенностью их труда.

Праздники в основном посвящались языческим божествам. Самыми раздольными и разгульными обрядами были святки (конец декабря -начало января), масленица (проводы зимы), Ивана Купала (в ночь с 23 на 24 июня по старому стилю). Обряд и праздник был для крестьян самым ранним способом коллективного проведения досуга. Характер многих языческих празднеств был связан с природой вокруг села. Действия проходили на холмах, на горках — «красных горках», где проводились масленичные сжигания чучел зимы, обряд заклинания весны и т. д. Во время праздников члены крестьянской общины устраивали так называемые «братчины» — пиршество за общим столом.

По мере развития обряды и праздники обогащались новыми элементами. «Ряженье», сопровождавшее святки, масленицу, обладало характерными чертами, присущими театральному действу. Широко распространенным развлечением, сопровождавшим праздники и обряды, были игры, особенно борьба, кулачный бой, метание копья. Они демонстрировали стойкость и силу мужчин, свидетельствовали о способности использовать их в любой момент для противостояния неприятелям. Наиболее распространенными музыкальными инструментами, используемыми на праздниках, были гудок, дудка, волынка, гусли. Песни, пляски, стихи также стали неотъемлемой частью праздника.

Важную роль в формировании повседневного досуга сыграло принятие христианства, в соответствии с нормами которого полагалось делать свободными от работы воскресные и праздничные дни. Досуг стал более четко отделяться от труда как основной деятельности крестьянина.

Распространение христианства среди славян, начавшееся еще в IX веке и официально введенное в Киевской Руси в 988 г., оказало огромное влияние на жизнь и быт народа. Православная традиция глубоко пронизана воспитательным началом. Новый Завет, творения отцов церкви, духовное наследие христианских мыслителей легли в основу морально-нравственного ориентирования верующего человека.

С принятием христианства на Руси складывается явление «двух культур» — духовной и светской. Духовная культура подразумевала изменение мировоззрения людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. На Руси, в период становления христианства, сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности. Развитие русской культуры отразило эту особенность в духовной жизни общества, народном быту и в содержании досуга.

Появляется календарь празднеств, отвечающий требованиям новой религии. В борьбе с языческой верой блюстители христианской церкви пытались искоренить народные праздники, называя проявляемое в них «буйство» в поведении людей и совершаемые древние обряды «бесовством». Но христианская церковь не смогла полностью уничтожить народные традиции. Языческие празднества, составляющие празднично-обрядовый календарь, продолжали существовать рядом с новыми, церковными праздниками и обрядами. Многие праздники в честь старых божеств нашли свою нишу в христианском календаре.

Православная церковь, чтобы устранить из сознания народа языческие представления, подвела праздники, связанные с древними богами, под имена святых. Так, например, славянскому богу грозы и огня Перуну был придан образ пророка Ильи, проезжающего по небу в огненной колеснице в период летних гроз; богу скота Велесу было дано имя Власия, покровителя домашних животных, обряды в честь него совершались по окончании жатвы. Церковь вынуждена была смириться с характером проведения праздников, отличающихся всплеском народного веселья и бурным выражением эмоций.

Церковные праздники гарантировали крестьянам право на отдых, проводя четкую грань между трудовой деятельностью и досуговой.

Распространение христианства несло в себе прогрессивные начала. Оно способствовало развитию просвещения и образования, проникновению элементов западной культуры в российское общество. Но данные веяния коснулись прежде всего высших слоев общества.

XI в. — время рождения древнерусской литературы, письменности. При монастырях в XI — XII веках начали собираться первые библиотеки. К XIII веку появилась и «мирская» литература, книжное чтение стало одним из основных занятий образованных людей Руси. Есть свидетельства о существовании библиотек при Софийском соборе в Киеве, Киево-Печерском монастыре, где имелись не только русские, но и греческие книги. Возникали библиотеки при княжеских дворах.

О том, что чтение воспринималось не только как учение, но как вид досуговой деятельности, можно судить по нескольким письменным источникам, дошедшим до нас, в частности, по литературе нравственно -поучительного характера. («Слово о наказании»).

С XIV века начинается развитие зодчества. Увеличивается число церквей. Церковь давала возможность приобщиться посредством богослужения к лучшим образцам зодчества, живописи, музыки, печатного слова.

Церковь выступала для средневекового человека в качестве своеобразного культурного центра. В сельских общинах («мирах») возводились «мирские церкви». Церковная трапезная становится местом общинных сходок и праздничных церемоний. Регулярное посещение церкви в воскресные и праздничные дни постепенно входило в быт русского народа. Церковь становится местом провождения свободного времени и дает возможность общения. Среди церковных служителей появилось понятие «глумы», под которым понимали беседы людей во время богослужения по волнующим их социальным вопросам.

В эпоху средневековья, к XV веку, появляются новые формы досугового времяпрепровождения, связанные с развитием зрелищной культуры. В городах и селениях публику развлекали песнями, танцами, цирковыми номерами и шутками бродячие артисты — скоморохи. К 30-м годам XV века относится первое упоминание о «медвежьей потехе» -уличных комедиях с участием медведя и «кукольных представлениях». Зрелища или «позоры», как называли их в древности, резко осуждались церковью, но всегда собирали большое количество народа.

На протяжении XI — XV веков на Руси создавались условия для расширения форм культурно — досуговой деятельности. Усилилось культурное влияние на Русь зарубежных стран. Со времени царя Алексея Михайловича в Россию стали ввозить европейские журналы, книги. Цари отдавали предпочтение игре в шахматы. Во дворце в шахматы играли каждый день.

При царском дворе также сохранялись досуговые занятия, бытовавшие еще в глубокой древности. Царь и знатные вельможи держали «бахарей», «домрачеев» — людей, которые пели песни, рассказывали сказки и истории об иностранных обычаях и старине. В дворовом штате царя состояли шуты и шутихи, карлы и карлицы. Для представлений во дворце была построена «Потешная палата».

Несмотря на проникновение западных образцов, в досуговых формах деятельности высших и низших слоев общества оставалось много общих черт. В проведении досуга продолжали следовать патриархальным традициям. Главным видом проведения свободного времени были застолья и пиры, которые устраивали по поводу различных знаменательных дат для семьи и по праздникам. В XV — XVII веках пиры были распространены во всех слоях русского общества.

Отличительной чертой быта знатных и зажиточных россиян было «затворничество» женщин, что сказывалось на их досуге. Женщина -крестьянка имела право принимать участие во всех коллективных праздниках и других формах общественного досуга, что определялось условиями жизни и крестьянского труда. Женщины из боярских, дворянских, купеческих семей были сильно ограничены в способах проведения досуга. Им не разрешалось принимать участие в коллективных празднествах, не допускались музыка и танцы. В лучшем случае они могли развлечься под представления шутов и скоморохов. Посещение церкви разрешалось только с согласия мужа. Основные правила поведения для русского человека были сформулированы в «Домострое».

Наблюдалось различие в проведении досуга городского и сельского населения. В городе раньше, чем на селе, стали меняться взгляды на ритуально — обрядовую сторону праздников. Труд ремесленников и торговцев не был напрямую связан с природно-климатическими условиями и поэтому представления о связи некоторых праздников с божественными силами не имели столь важного значения. Совершение обрядов все больше приобретало для городского люда характер игрового элемента, вносившего разнообразие и зрелищность в праздничное веселье.

В городах, по сравнению с деревнями и селами, устраивалось больше ярмарок и базаров, на которых городские жители могли пообщаться, завязать новые знакомства, обменяться новостями. Городская площадь привлекала бродячих артистов, вследствие чего горожане чаще имели возможность смотреть различные уличные представления.

Уже в XV веке в городах имелись харчевни, корчмы, позднее появились кабаки. Эти заведения выполняли не только свою прямую функцию — предоставить посетителям еду и напитки — но еще и служили местом общения и развлечения для городских жителей.

Таким образом, досуговая деятельность в средние века отличалась большим разнообразием форм. Досуг всех слоев российского общества опирался на народную традиционную основу. Различия касались по преимуществу лишь внешней атрибутики досугового времяпрепровождения, обусловленной имущественным положением человека. На протяжении обозначенного периода досуг носил в основном коллективный, общественный характер.

Список литературы.

Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. -Учебник, М, 2004

Культурно-досуговая деятельность. — Учебник. Под редакцией Ц А. Д Жаркова, В.М Чижикова. — М., 1998.

Культурно-досуговая деятельность различных сословий российского общества в XVIII — XX вв.

Досуговая сфера жизнедеятельности российского общества представляла собой многогранное явление, отражавшее все своеобразие исторического развития страны. В отличие от прошлых столетий, когда формы досуговых занятий различных общественных групп опирались на общий фундамент традиционной народной культуры, в начале XVIII в., по мере складывания и развития сословий, досуг крестьян стал утрачивать свои единые черты. Обособленность сословий, четкая их расстановка на ступенях иерархической социальной лестницы обусловили формирование достаточно замкнутых досуговых общностей, в рамках которых вырабатывались собственные представления, взгляды на досуг, нормы и правила поведения. Каждое сословие неодинаково реагировало на сохранение преемственной связи с традиционными способами досугового времяпрепровождения и на «заимствования» из западно-европейской культуры, начало которым было положено в период петровских реформ, создавало новые традиции в проведении досуга. Результатом явилось разное сочетание в досуге россиян традиционных народных элементов, «чужеродных» западных и вновь созданных, предопределившее специфику форм досугового общения в конкретной социальной среде.

Досуг крестьян . В XVIII — первой половине XIX веков досуг русского крестьянства во многом сохранял свои традиционные черты. На протяжении столетий он складывался под влиянием общинного образа жизни. Крестьянский досуг был не только направлен на восстановление сил крестьянина, но и являлся одной из форм реализации функции общины как носительницы общественного мнения, хранительницы культурных и трудовых традиций.

Время досуговых занятий, зависело в первую очередь, от сельскохозяйственных работ. Наибольшее количество общинных праздников, посиделок, игрищ выпадало на осенне-зимний период и раннюю весну. В крестьянской среде сохранилась традиция проведения совместных праздничных «увеселений», пиршеств за общим столом. Это дошедшие с глубокой древности «братчины». Позднее они стали называться еще «складчинами» и «ссыпчинами», поскольку каждая крестьянская семья вносила свою долю продукта в общее застолье.

Характерной чертой крестьянского досуга являлась комбинация некоторых его форм с определенными видами работ. Выражением этого были «помочи», «капустки», «супрядки», «работные» посиделки. Они представляли собой синтез труда и отдыха.

Мужчины и женщины, люди разных возрастов создавали свои досуговые общности: организовывались молодежные посиделки, женские посиделки, посиделки крестьян старшего и среднего возраста; чисто молодежной формой досуга являлись весенне-летние хороводы. На

посиделках велись беседы на разные темы: крестьяне делились разными новостями, планами, радостями и неудачами, получали и давали советы, «обсуждали» своих односельчан. На посиделках часто звучали «былинки», «рассказы о действительном, притом страшном и необъяснимом». Нередко проходили коллективные читки.

Особую роль выполняли посиделки в жизни молодежи: они способствовали подготовке молодых людей к будущей семейной жизни. Посиделки проводились в осенне-зимний период, для чего снималась специальная изба у малоимущих крестьян за различного рода помощь, отработки, денежную и натуральную оплату. На смешанных молодежных посиделках девушки и парни ближе знакомились друг с другом, выбирали себе будущих супруга или супругу.

Со второй половины XIX века, после отмены крепостного права, крестьянский досуг подвергся трансформации. Все более ослаблялись власть и авторитет старшего поколения, авторитет стал чаще связываться с имущественной состоятельностью. Социальное расслоение деревни вносило определенные коррективы в способы досугового времяпрепровождения. Так «братчина» со временем превратилась в более замкнутую «гостьбу». Общей для членов общины оставалась лишь ритуально-религиозная часть праздника. К началу XX века «гостьба» уже полностью заменила «братчину». В осенне-зимний сезон крестьяне часто ходили и ездили друг к другу в гости по «родству», «по свойству», «по соседству».

Появлению новых черт в досуге крестьян способствовали усиливавшиеся связи деревенских жителей с городом. Росло, хотя и очень медленными темпами, количество культурно-просветительных учреждений, работающих в сфере досуга: библиотек, читален, народных домов, стали появляться первые самодеятельные крестьянские театры.

Практически исчез к началу XX века молодежный хоровод как традиционный вид молодежного досуга. Более устойчивой оказалась такая форма, как молодежная посиделка. Но в ней, наряду с такими традиционными компонентами, как песня, танец, большое место стали занимать разнообразные формы информационного досуга: городские новости, сведения об условиях работы на фабриках, о городских модах. Вместе с тем, несмотря на произошедшие перемены, в начале XX века, патриархальные традиции в проведении досуга крестьянским населением были еще достаточно сильны.

Досуговые занятия и развлечения дворянства.

XVIII век явился поворотным моментом в жизнедеятельности высшего российского сословия — дворянства. Основой этого были петровские реформы, которые коснулись не только сферы политики, экономики, военного дела, но также быта, досуга, социальных отношений. Ударив по старым патриархальным порядкам, петровские преобразования положили начало переориентации дворянства на европейскую модель поведения в сфере досуга, сначала на голландско-немецкую, а затем французскую. Петр I пытался внести в привычный боярский обиход раскованность, раскрепощенность. Этой цели отвечали учрежденные в соответствии с царским указом 1718 г. «ассамблеи». «Ассамблеи» должны были научить людей из привилегированных сословий общаться по западному образцу, привить русским женщинам вкус к общественной жизни. Неотъемлемыми элементами «ассамблей» были музыка, танцы.

Введя систему государственных праздников, Петр I обязал дворян принимать в них активное участие. Дворяне должны были поддерживать соответствующую новым праздникам атрибутику: участвовать в торжественных шествиях, маскарадах, любоваться фейерверками. Особую известность приобрели катания на гребных и парусных судах по Неве. Эти катания были приурочены к своеобразному празднику-зрелищу — «Учения Невского флота».

Высшая аристократия, среднее и мелкое дворянство отмечали народные праздники, связанные с важными церковными датами. Дворяне участвовали в различных публичных увеселениях, гуляньях, игрищах. Однако уже в XVIII веке, а особенно в последующее время, дворяне стремились «отгородиться» от «простонародья». Представители высших аристократических кругов ограничивались, как правило, ролью наблюдателя на подобных праздниках. Провинциальные дворяне, особенно получавшие невысокие доходы от личных хозяйств, хотя и были ближе в своем досуге к народной традиции, тем не менее также старались не смешиваться с «простолюдинами».

Используя во время праздников чисто народные формы развлечений (качели, катальные горки, катки и т.п.), представители этого слоя дворянства организовывали их в своих имениях, куда не допускались люди из низших сословий.

Читайте так же:  Процентами выплат а также

В годы царствования преемников Петра I, особенно Екатерины И, «ассамблеи» постепенно стали уступать место разного рода балам, которые устраивались по случаю больших торжеств или важных семейных событий.

С конца XVIII века в России стали возникать чисто клубные формы досугового времяпрепровождения дворян. В 1770 году в Петербурге, а через два года в Москве появились первые Английские клубы, в число членов которых могли входить только потомственные дворяне. Эти клубы ставили своей задачей организацию отдыха, общения, развлечений для представителей дворянских кругов.

В 1783 году в Москве было создано «Московское Благородное (дворянское ) собрание». В первые годы своего существования оно являлось местом проведения губернских собраний московских дворян и дворян, владевших имениями Московской губернии, но вскоре стало выполнять роль своеобразного культурного центра дворянства. В нем устраивались балы, маскарады, благотворительные концерты, с начала XIX века литературные вечера, выставки, организовывались лекции, выступления профессиональных артистов и музыкантов, ставились любительские спектакли.

Создавались и более узкие дворянские объединения клубного типа, как например, Императорский яхт-клуб, основанный в 1848 году в Санкт-Петербурге, в который имели доступ только представители высшей аристократии.

Конец XVIII — начало XIX веков явились временем развития салонов, кружков, обществ различной направленности: музыкальных, литературных, спортивных. В рамках салонов и кружков объединялись и дворяне, и представители местной интеллигенции, и разночинцы. Основное отличие кружка от салона состояло в том, что кружок подразумевал объединение по интересам вокруг какой-нибудь единой темы, предмета. Салон был менее тематически направленным объединением, в нем возрастала роль хозяйки, их организация предполагала более четкий сценарий, обязательное концертное исполнение, публичное чтение и т.п.

Развитию общественных форм дворянского досуга способствовало формирование в России системы культурно-просветительных учреждений. Уже в XVIII веке стали появляется первые музеи (Кунсткамера, Эрмитаж и др.), публичные театры, организовываться художественные выставки.

Наряду с общественными формами, большим разнообразием стали отличаться виды индивидуальных досуговых занятий дворян. В конце XVIII века четко обозначилась тенденция к интеллектуализации дворянского досуга. В дворянских домах стали собираться библиотеки. «Домашние» образцы поэзии Л и прозы составляли содержание литературных альбомов, очень распространенных в дворянских домах того времени. Альбомы пополнялись сочинениями гостей, знакомых, родственников.

Центрами досуга для Тульской знати XVIII в. были усадьбы Демидова и Баташова. Здесь устраивались пышные балы для дворянства. Любимым местом досуга зажиточных Туляков был также драматический театр. Он оказывал заметное влияние на формирование общественных взглядов и эстетических вкусов зрителей. В театральной библиотеке насчитывалось до 120-ти различных печатных и рукописных изданий. В театре проходили не только спектакли, балы, но и выставки картин отечественных и зарубежных художников.

В пореформенный период началось падение силы и могущества российского дворянства. Типичные для дворянства досуговые объединения — дворянское Благородное собрание, Английские клубы -стали терять свой сословный характер. Поддержание в них былого блеска и великолепия требовало немалых материальных затрат. С целью изыскания дополнительных финансовых средств был расширен в них доступ представителей других сословий, имеющих крупные денежные доходы. Разочаровавшись в традиционных сословных институтах, аристократия начала поиски новых, более камерных форм досугового времяпрепровождения и демонстрации своего сословного единения. В конце XIX — начале XX вв. получили распространение аристократические клубы и кружки по интересам различных направлений: художественные, литературные, музыкальные, любителей балета, которые объединяли узкий круг людей из высших слоев дворянского сословия. Уделом аристократии стали некоторые виды спортивных занятий: большой теннис, конный спорт.

Со второй половины XIX века активно развивались клубы в офицерской среде. Знаменитым был клуб — гостиная офицеров Измайловского полка «Измайловские досуги» в Петербурге, который объединял офицеров, занимающихся литературным творчеством.

Со второй половины XIX века в либерально настроенных дворянских кругах стало возрастать число людей, посвятивших свой досуг общественной работе, направленной на развитие народного образования. Их силами создавались бесплатные школы для бедных, организовывались народные чтения в парках и садах.

Культурные ориентации и способы проведения свободного времени в купеческой и мещанской среде.

Российское купечество в XVIII — первой половине XX вв. являлось неоднородным общественным слоем. Оно включало как представителей крупного торгового, банковского, промышленного капитала, так и средних и мелких предпринимателей, имевших невысокие доходы. Представители богатых кругов ориентировались на формы досугового времяпрепровождения дворянства, приобретали вкус к светским условиям жизни. В 80-х г.г. XVIII века в Москве был создан купеческий клуб, который в начале следующего столетия преобразовался в «Московское купеческое собрание». В залах Собрания устраивались балы, маскарады, концерты, музыкальные вечера и т.п. Функционировала библиотека, допускались модные в то время игры. Сад, разбитый при здании Собрания, приобрел популярность как место гуляний. В 50-х г.г. XIX века

Московское купеческое собрание превратилось в своеобразный центр российского купечества. Купеческие клубы возникали и в других городах России. Они действовали как сословные досуговые объединения.

Наряду с новыми формами в среде купечества сохранялись и старые патриархальные традиции. Шумно отмечались в купеческих домах важные семейные события: свадьбы, крестины, похороны, различные церковные праздники. Представители купеческого сословия принимали участие в народных гуляниях в праздничные дни, однако ограничивались в основном конным выездом, не желая смешиваться с «пешим» простым народом.

Местом общения для купцов служила и церковь. Во время ее посещения можно было увидеться со знакомыми, перекинуться словами, представить друг другу своих детей в целях возможного заключения между ними в будущем браков и т.п.

Среди мелкого и среднего купечества общественные формы досуга были развиты слабо. Их жизнь замыкалась в рамках домашне-родственных отношений. Образ жизни и способы проведения свободного времени в среде купцов невысокого социального положения были близки к народной деревенской традиции.

В пореформенный период, особенно к концу XIX — началу XX вв., еще более укрепились позиции Московского купеческого собрания. Окончательно сформировалась такая типично купеческая форма проведения коллективного досуга, как совместные обеды, часто устраиваемые в дорогих и роскошных ресторанах.

Значительно возросла роль купечества в деле коллекционирования, меценатства, благотворительности. Былое приниженное положение купца, когда ему разрешалось лишь строить церкви и больницы как вид «общественной» работы, сменилось ведущей ролью в финансовой поддержке российской культуры. Развитие музыки, живописи, театра, науки, техники, издательского дела во многом определялось уже купеческим почином. Именно в этот период стал собирать коллекцию картин отечественных художников купец 1-ой гильдии П.М.Третьяков, что явилось началом создания знаменитой национальной галереи, переданной им г. Москве в 1892 году. В конце XIX — начале XX вв. купцы С.И.Щукин и С.Т.Морозов обратили внимание на французских живописцев и скульпторов нового направления и стали коллекционировать их картины. Впоследствии они вошли в золотой фонд ведущих художественных музеев страны. Общественная деятельность купца С.И.Мамонтова выразилась в создании знаменитого Абрамцевского художественного кружка и в организации Частной оперы в 1885 году. В историю отечественной культуры вошла деятельность купца С.Т.Морозова, много сил и средств посвятившего созданию Московского художественного театра.

С 70-х г.г. XIX века в купеческой среде стала возрастать тяга к образованию. Значительно увеличилось количество студентов — выходцев из купеческого сословия. Новое поколение купеческого сословия, получившее образование, по своим культурным запросам было близко к высшим дворянским кругам и интеллигенции. Это оказывало влияние на способы заполнения свободного времени.

Представители финансового капитала, банкирских и биржевых кругов уже в силу специфики своей деятельности были тесно вплетены в интернациональные связи. Их досуг уже отличался внесословным характером, был ориентирован на европейские стандарты.

Среднее и мелкое купечество в пореформенный период оставалось еще приверженным к традиционным, близким народу формам досугового время препровождения. Их семейный уклад по сравнению с прошлыми временами почти не изменился. Они окружали себя своими друзьями и приближенными людьми «разных званий», в среде которых проводили свободные часы.

В XIX — начале XX в.в. мещанство являлось самым многочисленным городским сословием, включавшим разные категории жителей (ремесленников, мелких торговцев, мелких домовладельцев, «работных» людей и т.п.).

Некоторые группы горожан по образу жизни были близки к сельским жителям, многое в их быту напоминало общинные порядки: это были жители городских слобод, районов городской бедноты. У мещан, занятых в сфере интеллектуального труда, сложились формы общения, характерные для городских условий.

На протяжении XIX — начала XX вв. ремесленное производство, мелкая и средняя торговля были еще слабо отделены от быта семьи или отдельного человека. День не был строго расчленен на рабочие и свободные часы.

Наиболее разнообразными были формы проведения свободного времени у мещанской молодежи. В бедной мещанской среде, размещавшейся в основном на окраинах городов, частично в слободах, знакомство между парнями и девушками завязывалось на вечеринках. В отличие от крестьянских, мещанские вечеринки были менее многолюдны, собирали, как правило, не менее шести-семи пар, причем без предварительной договоренности и без приглашения на такие вечера обычно никто не являлся.

Наиболее распространенными играми на вечеринках ремесленно-слободского мещанства были «краски», «колечко», «флирт цветов», «телефон» и тому подобные игры, которые сопровождались поцелуями (в виде «штрафов», «фантов» или просто по ходу игры), что объяснялось самим характером таких молодежных собраний, нацеленных не только на общение, но и выбор возможных супругов.

Еще одной данью крестьянским традициям были девичьи вечеринки -«капустки», или «капустницы». Как и в деревнях, девушки ходили с песнями из дома в дом и помогали рубить капусту, а вечером оставались в одном из домов и проводили свою девичью «вечерку». Чаще всего «капустницы» устраивали семьи, где были «невесты». По их приглашению подруги в назначенный день приходили рубить капусту. Днем девушки работали, а вечером в награду за труды для них собирали вечеринку, на которую приглашали холостых парней. Молодые граждане в первом поколении, причисленные к мещанскому сословию, продолжали сохранять крестьянское самосознание. Несмотря на вхождение слобод в черту городов, у молодежи четко разграничивались представления о «своих, слободских», «чужих, городских».

В зажиточных и более культурных слоях мещанства, ориентированных на проведение досуга в формах, близких купеческим, дворянским, для молодежи устраивали домашние вечера, которые приурочивались к дням именин и не имели четкой локализации во времени. На эти вечера собирался узкий круг молодежи, объединявший молодых людей из семей, поддерживающих между собой дружеские или родственные связи. Поскольку в среде состоятельных мещан экономической стороне брака придавалось большое значение.

Большим успехом среди молодежи пользовались открытые балы и вечера в Купеческом собрании, билеты на которые раскупались задолго до объявленной даты. В весенне-летнее время состоятельные мещане вывозили свои семьи на дачи.

В мещанской среде, ориентированной на интеллектуальные виды досуговых занятий, молодежь нередко устраивала домашние спектакли, совместные чтения и т.п.

В городах летом оставалось в основном трудовая молодежь: мастеровые, ремесленники, подмастерья, рабочие. В их летнем досуге четко прослеживалось влияние крестьянского быта. В воскресные и праздничные дни на городских заставах, выгонах, пустошах с полудня до позднего вечера окраинная, слободская молодежь устраивала нечто близкое к деревенским «игрищам»: парни и девушки водили хороводы, пели песни, играли.

Досуг мужчин из мещанского сословия был более четко ограничен от домашних забот, чем досуг женщин, и они часто проводили его вне дома, преимущественно в мужских компаниях. Представители зажиточных слоев проводили свое свободное время в клубах за игрой в карты, в бильярд, устраивались (нелегально) петушиные бои, заключались пари, разрешалось играть в карты.

Самым распространенным видом досуга женщин-мещанок было рукоделие. Им занимались горожанки всех возрастов: вышивали, вязали, плели кружево и т.п. Характер рукоделия, его практическое значение и место в повседневном укладе определялось той средой, к которой принадлежала семья, ее имущественным положением, материальными возможностями, традициями. Если в семьях дворянско-буржуазной верхушки рукоделие воспринималось как развлечение и нередко преследовали благотворительные цели, то в бедных слоях мещанства женское рукоделие носило утилитарный характер, например, девушки-мещанки использовали рукоделие для подготовки себе приданого.

Необходимым компонентом досуга мещанок являлось общение с родственниками, знакомыми, соседями. В среде малоимущих мещан, где сохранялись некоторые крестьянские традиции, была распространена форма «работных посиделок», когда женщины сочетали беседу с рукодельной работой. У мещанок зажиточных и среднего достатка общение, разговоры превращались в один из основных видов досугового поведения. С этой целью устраивался прием гостей, угощение чаем, обмен подарками и т.п. Широко распространенной формой общесемейного домашнего досуга была игра в карты, лото.

В домах зажиточных мещан считалось хорошим тоном иметь фортепиано, особенно там, где были молодые девушки. Богатые мещане также приобретали для домашнего увеселения граммофон, который часто выставляли в летнее время трубой на улицу, развлекая музыкой прохожих.

Культурному обогащению городского мещанства способствовало развитие во второй половине XIX века библиотечного дела, расширение сети театров, появление любительских трупп и кружков. Учреждениями культуры могли пользоваться далеко не все слои мещан. Например, мастеровые и ремесленники только изредка посещали настоящие театры. Зато балаганы, устраиваемые во время городских ярмарок, на базарах, бывали переполнены мастеровым и рабочим людом. Большую аудиторию собирали шарманщики, кукольники, акробаты и фокусники, бродячие музыканты, певцы, ходившие по домам.

В 1890 — 1900 г.г. в Москве и других крупных городах России начали распространяться сословно-профессиональные и внесословные клубы. Это приказчичьи или коммерческие клубы (наиболее крупным и известным являлся Московский приказчичий клуб, располагавшийся на знаменитой «клубной» улице — Дмитровке). Эти клубы своим устройством и характером деятельности стремились подражать «благородным» -Дворянскому собранию и Английскому клубу. Основной акцент делался на благопристойность поведения членов клуба, на соблюдение приличий и хороших манер. Какой-либо просветительной или другой подобной деятельности в приказчичьих клубах не занимались. Все сводилось к проведению свободного времени «с удовольствием, приятностью, пользой», т.е. по существу к развлечениям. В клубах обычно имелось также помещение «для чтения на месте дозволенных книг, периодических изданий, газет и журналов», а также помещения «для устройства по временам танцевальных вечеров, балов, маскарадов и драматических представлений».

Тульские мещане проявляли разносторонние интересы. В 90-х годах XIX в. силами мещанина-оружейника Булыгина была создана самодеятельная артистическая артель, участниками которой были молодые оружейники. Артель неоднократно давала концерты для дворян. Тульские помещики XIX в. Часто проводили свой досуг в гостях за игрой в карты или лото, молодежь — в танцах, женщины за беседой и рукоделием.

Последние десятилетия XIX — начала XX в.в. были отмечены расширением сети образовательных учреждений в сфере досуга: функционировали воскресные и вечерне-воскресные школы, различные образовательные курсы и кружки, в конце XIX века появились первые народные университеты. Это образовательные учреждения посещались малоимущими и не имеющими образования мещанами, особенно рабочими фабрик и заводов.

В начале XX века в целях своего собственного просвещения рабочие стали создавать самодеятельные организации: «общества самообразования рабочих». На рубеже XIX — XX в.в. в России появились первые Народные дома, ставящие своей целью организацию разумных развлечений для народа. Народные дома были ориентированы на самые низшие слои населения. Их контингент состоял в большинстве своем из мастеровых, ремесленников, представителей промышленного пролетариата. В Народных домах силами интеллигенции велась культурно-просветительная работа: проводились лекции, устраивались спектакли, экскурсии, создавались любительские драматические и хоровые коллективы. При Народных домах работали библиотеки-читальни и общественные чайные. Однако численность их была невелика, что снижало доступность этих очагов культуры для трудовых слоев горожан.

В связи с нарастанием революционного движения в начале XX века общественные формы просвещения все чаще стали использоваться представителями различных политических движений для пропаганды своих идей. Под видом таких широко распространенных форм досуга городских мещан, как пикники, майские гуляния за городом, в лесу, роще, устраивались политические сходки-маевки. Политическая направленность отличала немалое количество рабочих клубов, которые стали возникать в городах после революционных событий 1905 года. Эта причина послужила поводом для их закрытия после разгрома революции в 1906 — 1907 г.г. Их «вторая» жизнь началась уже после Февральской революции 1917 года, когда эта форма рабочих объединений стала полноправной в числе других общественных организаций.

Читайте так же:  Продление пособий 10000 в августе

В годы, последовавшие после подавления восстания 1905 года, рабочие в качестве альтернативы стали охотнее создавать «общества самообразования», к которым власти относились более лояльно. В этих обществах больше внимания уделялось вопросам образования, духовного развития рабочих. В уставах обществ в качестве видов деятельности назывались такие, как проведение лекций, литературных вечеров, концертов, спектаклей, чтение литературы в библиотеках-читальнях, создаваемых на базе обществ и т.п.

В это период было положено начало организации досуга детей из бедных семей. Первые клубы для детей и подростков из рабочей среды были созданы в Москве под руководством С.Т.Шацкого и А.У.Зеленко. Периодически устраивалось для всех участников посещение театров, музеев, выезды за город.

Начало XX века характеризовалось также развитием общественных организаций, в которые объединялись представители интеллектуальных профессий. Это — общества врачей, краеведов, театральные и литературные общества. Общества имели свой устав, кассу, члены общества устраивали собрания на определенные темы с выступлениями докладчиков и последующим обсуждением сообщений. Результаты состоявшихся дискуссий нередко опубликовывались в различных периодических изданиях.

Таким образом, формы организации досуга у разных сословий российского общества значительно различались, так как на их формирование влияли условия жизни и труда, образованность граждан и их культурные потребности.

Список литературы .

Бурышкин П.А., Москва купеческая — М., Столица, 1990.

Забылин М.э Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия поэзия. -М., 1992.

Киселева Т.Г., Образовательные процессы в России на рубеже двух столетий.- М., МГУК, 1999.

Некрылова А.Ф., Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII — начало XX в.в. — Л., Искусство, 1988.

Никитина Г.Я., История культурно-досуговой деятельности: обзорная лекция.- М., МГУК, 1994.

Культура и революция.

Второе и третье десятилетие XX в. в России отмечены крупнейшими событиями. Революционные события, гражданская война внесли существенные коррективы в процесс развития культурно-досуговой деятельности, изменили ее содержание.

Для удержания власти большевикам требовалось создать нового человека, гражданина социалистического общества. Таким образом, перед культурой отныне стояла сугубо утилитарная задача— внедрить в массовое сознание единственно правильную большевистскую идеологию.

На первом этапе необходимо было решить следующие задачи:

создание единой системы образования и культуры;

создание советской социалистической литературы;

создание советской науки;

НТР (научно-техническая революция) в рамках культурной революции. Особое внимание уделялось следующим вопросам:

воспитание женщины (введение гражданского брака, свободы развода);

проведение культурно — просветительной работы на селе, в национальных окраинах (политическое воспитание, атеизм, введение русского языка).

Первой перемены почувствовала на себе церковь. В 1918 г. СНК издал декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Этот декрет послужил основой для полного произвола по отношению к церкви и ее служителям. Повсеместной практикой стало закрытие церквей, конфискация «для революционных нужд» (часто прикрывавшая обычный грабеж) церковного имущества, аресты (и даже казни) священнослужителей, привлечение их к принудительным работам и т. д.

Усилилась антирелигиозная пропаганда. В первичных партийных и комсомольских ячейках этот вид идеологической работы был объявлен едва ли не ведущим. В 1925 г, был создан Союз воинствующих безбожников, организуется выпуск массового журнала «Безбожник».

Политика государственной власти была направлена на лишение имущих слоев общества богатства и привилегий. Национализация затронула и сферу культуры: театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, коллекции произведений искусства, Третьяковская галерея, Эрмитаж и многие другие были переданы государству. С конца 1918 года началась работа по регистрации, приему на учет и охране памятников искусства и старины, находящихся во владении богатых слоев общества.

Новые государственные органы власти придавали важное значение просвещению и образованию людей. В декабре 1919 г. был издан декрет «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР». Декрет гласил: «(Ввиду необходимости сознательного участия в политической жижи страны, все население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано (под угрозой уголовной ответственности!) обучиться грамоте». В 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Все более или менее образованные люди были привлечены к этой работе. Перепись 1926 г. показала, что за это время было обучено около 5 млн. человек.

Новым в организации досугового общения в первые послереволюционные годы стал усиленный рост клубов, состав которых отличался большим разнообразием: рабочие, крестьянские, комсомольские, партийные, красноармейские, школьные, детские и т. д.

При клубах создавались библиотеки, читальни, партшколы. В феврале 1919 года газета «Правда» разъясняла, что через клуб партия должна воспитывать новое поколение трудящихся и формировать идею новой жизни.

В обязанность правлений клубов входили организация и проведение докладов, лекций, диспутов по общественно-политическим вопросам, создание секций, кружков и семинаров по изучению теории и практики партийного, советского, профессионального и кооперативного строительства, вопросов марксизма.

Предусматривалась организация экскурсионной работы, i развитие художественного творчества путем создания литературных драматических, музыкальных и других кружков художественной самодеятельности. Создавались клубы при заводах и фабриках.

Благодаря вниманию партии сеть клубов росла быстрыми темпами, несмотря на огромные материальные трудности, испытываемые страной. В 1920 — 1921 гг. в стране было почти 5 тыс. клубов.

С 1922 года, в начале НЭПа, происходит перевод всей сферы культуры и просвещения на местное финансирование. Данный процесс повлек за собой резкий спад в развитии сети культурно-просветительных учреждений, сокращение работников. Только благодаря развитию широкой народной инициативы по укреплению материально-технической базы учреждений культуры удалось преодолеть трудности. Клубы превращались в действительные центры массовой пропаганды и развития творческих способностей трудящихся, они использовались как места отдыха и разумного развлечения.

К началу 30-х годов закончилась деятельность по ликвидации безграмотности. Возросшему уровню грамотности населения страны не могли соответствовать старые типы учреждений культуры. Параллельно с клубами в городах открывались дома и дворцы культуры, парки культуры и отдыха, технические библиотеки, а в деревне — сельские и колхозные клубы,^ массовые библиотеки и дома социалистической культуры в районных центрах.

Новые типы учреждений культуры существенно изменили содержание клубной работы. Наличие хорошей сцены, помещений для кружков художественной самодеятельности и любительских объединений позволило улучшить качество деятельности клубов, домов и дворцов культуры.

В 1920-е г.г. никакая статистика не могла учесть количества кружков и художественных студий. Преобладали театральные коллективы, однако развивались и другие жанры творческой деятельности; кружки, как правило, были многочисленными, имели от 50 до 100 участников, которые сами шили, готовили реквизит, рисовали декорации будучи одновременно «артистами».

Большинство самодеятельных коллективов не имело никаких денежных средств.

В репертуаре театральных кружков были классические пьесы, а также инсценировки, которые посвящались различным политическим и революционным событиям. В 1920-е г.г. появляются такие виды инсценировок, как «живая газета» и «политсуд». «Живые газеты» возникали в условиях острого недостатка печатных газет и были рассчитаны в основном на малограмотную аудиторию. В дальнейшем происходит усложнение этой формы, в ней широко используется метод театрализации, клоунады. С переходом к НЭПу возник особый вид эстрадного театра -«Синяя блуза». В представлениях, которого высмеивали «нэмпанов».

В 30-40 гг. расширяются жанры художественной самодеятельности. Наряду с драматическими, хоровыми и музыкальными коллективами возникают изостудии и танцевальные коллективы.

Начали создаваться первые самодеятельные симфонические оркестры, любительские оперные коллективы. Увеличивается количество участников художественной самодеятельности. В 1930 г. в самодеятельных коллективах было 600 тыс. участников, а в 1936г. их число достигло 3 млн.

Возникло и прочно закрепилось шефство профессиональных коллективов и отдельных деятелей искусства над художественной самодеятельности.

Начиная с 1932 г., в стране стали регулярно проводиться олимпиады и смотры творчества, которые играли важную роль в привлечении внимания общественности к художественной самодеятельности. Планомерный характер приобрела учеба руководителей художественной самодеятельности. В 1930 г. Дом им. В. Поленова был реорганизован в Центральный дом самодеятельного искусства им. Н.К. Крупской (с 1939 г. он стал называться Всесоюзным домом народного творчества), который развернул инструкторско-методическую работу, проводил семинары и курсы руководителей художественной самодеятельности, рассылал репертуарные бюллетени и т.п.

Социальные потрясения, которые пережило российское общество на протяжении 1917-1941 гг., новая культурная политика государства оказали огромное влияние на досуговую деятельность населения. В течение 20-30-х г.г. сфера досуга характеризовалась развитием новых тенденций, внедрялись развитие общественные формы досуга. Возросла посещаемость клубов, Домов и Дворцов культуры, библиотек, театров. Досуговая деятельность рабочих и крестьян обогащалась культурным содержанием. Реальным основанием для этого явилось повышение их образованности, чему способствовали введение в стране всеобщего, бесплатного начального образования, работа по ликвидации безграмотности, расширение форм среднего специального и высшего образования. Развивались художественные формы деятельности в сфере досуга. Росло число участников художественной самодеятельности.

Наряду с этим стала заметна тенденция к уменьшению форм досугового времяпрепровождения, характерных для быта российского населения в прошлом: стало сокращаться число людей, посещающих церкви и отмечающих религиозные праздники.

Список литературы.

Галин С.А. Исторический опыт культурного строительства в первые годы Советской власти (1917-1925): Моногр. — М.: Высш. шк., 1990.

Культурно-досуговая деятельность. — Учебник. Под редакцией А.Д Жарков, В.М Чижиков. — М, 1998.

Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности.- Учебное пособие. М, 1995.

Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. — Учебник, М., 2004.

Деятельность учреждений в годы Великой Отечественной

Раз дело дошло до войны,

то все должно быть подчинено интересам войны.

1. Содержание, направления, формы и методы работы культурно — досуговых учреждений в условиях военного времени.

Великая Отечественная война, длившаяся 1418 бесконечных дней и ночей и унесшая почти 27 миллионов жизней советских людей, была огромным испытанием и для культурно-досуговых учреждений.

Перестройка хозяйственной деятельности страны на военный лад под лозунгом «Все для фронта! Все для победы!» коснулась и учреждений культуры. Деятельность каждого из них была подчинена организации масс на защиту Родины, решение насущных народнохозяйственных задач военного времени и осуществлялась на основе приказа Наркомпроса РСФСР «О работе политико-просветительных учреждений в военное время».

С началом войны резко сократились ассигнования на содержание клубов, библиотек, домов культуры, уменьшилась их сеть по сравнению с предвоенным периодом — наполовину.

На фронт и в партизанские отряды ушла значительная часть профессиональных работников учреждений культуры.

Многие учреждения культуры стали базой военных госпиталей, воинских частей и эвакуированного населения.

Несмотря на данные факторы значение культурно — досуговой работы в тылу и на фронте возросло. Успехи на фронте зависели от слаженной работы тыла, бесперебойного снабжения армии и флота вооружением, боеприпасами и продовольствием, потому состояние морального духа работников тыла было так же важно, как и сражающихся на фронте. Перед работниками культуры стояла важнейшая и непростая задача — поддерживать боевой дух народа, воспитывать стойкость, и веру в победу.

Исходя из этого основным содержанием работы домов культуры, клубов, библиотек, музеев, изб-читален на основе перестройки стало:

разъяснение характера и цели войны;

освещение ее хода;

ознакомление с международным положением;

пропаганда героических подвигов советских людей в тылу и на фронте.

Тема патриотизма стала ведущей в их деятельности.

Основными направлениями деятельности учреждений культуры в годы войны стали:

проведение широкой справочной работы;

участие в обучении женщин и детей массовым профессиям;

развитие художественной самодеятельности как средства духовной мобилизации народа на борьбу с фашистами и организация отдыха и досуга людей в условиях тяжелого труда.

В связи с коренным изменением условий труда с началом войны (люди с утра до вечера находились на производстве, был увеличен рабочий день, продлена рабочая неделя, отменены отпуска), учреждения культуры вынуждены были отказаться от привычных форм и методов работы. Фактически остались в прошлом массовые формы клубной работы: вечера, смотры художественной самодеятельности, праздники, гуляния и др. В основном использовались групповые и индивидуальные формы работы с населением: беседы, читки газет, небольшие концерты в перерывах между сменами, встречи с фронтовиками, прибывшими в краткосрочный отпуск по ранению. Необходимым условием в выборе форм и методов работы условиях военного времени стала простота, доходчивость, эмоциональность и наглядность.

В июне 1941 г. было создано Совинформбюро, сводки которого широко использовались клубами и библиотеками для информации о положении на фронте. Культработники организовывали коллективное слушание сводок Совинформбюро, шли в цеха, в поле, на фермы и там зачитывали и разъясняли их. Проводились также беседы и доклады о текущем моменте, о международном и внутреннем положении страны, а также чтение газетных статей и очерков. Среди известных авторов особой популярностью пользовались писатели-фронтовики: Н. Тихонов, К. Симонов, М. Шолохов, И. Эренбург и др. Большое эмоциональное впечатление на слушателей оказывали встречи работников тыла с фронтовиками, которые организовывали клубные работники.

Культурно — досуговые учреждения широко использовали наглядные материалы, в том числе плакаты, фотовитрины, специально выпускали «листовки-молнии», «боевые листки» по опыту армейских политработников, освещали успехи на фронте, трудовые достижения в тылу.

Необходимо выделить широкую разъяснительную и справочную работу, которую вели работники культуры города и деревни: писали письма на фронт, наводили справки о судьбе близких и родных, пропавших без вести, подбирали материал по изготовлению пищевых суррогатов, борьбе с последствиями голодания, например в условиях блокады Ленинграда. Сельские учреждения культуры проводили работу по сбору теплых вещей для фронтовиков, организовывали вечера-посиделки, на которых женщины пряли шерсть, вязали теплые носки и варежки для воинов, а в это же время кто-нибудь рассказывал о положении на фронте, читал статьи или рассказы о воинах-героях. Читались вслух также письма с фронта.

Женщины и подростки, которые заменили мужчин на производстве,

требовали к себе особого внимания. Война отняла детство у детей и подростков. Культурно-досуговые учреждения устраивали для них специальные вечера, беседы, новогодние елки, «молодежные субботы» и т.п.

Несмотря на значительное сокращение сети культурно — досуговых учреждений значительно расширилась сфера их влияния. Работа была перенесена в цеха, красные уголки домоуправлений, полевые станы, бомбоубежища, метро, агитпункты вокзалов, в воинские части, госпитали, на призывные пункты военкоматов по месту жительства. Работа культурно-досуговых учреждений стала носить передвижной характер. Были созданы самые разнообразные передвижные учреждения культуры. Наиболее распространены были: походные клубы, агитэскадрильи, агиткатера, библиотеки-передвижки, агитпоезда, агитмашины, агитповозки, агитсани, агитпункты.

В полной мере использовался опыт передвижной работы времен гражданской войны.

2.Культурно-досуговая работа в Вооруженных силах.

Значимость культурно-досуговой работы в годы Великой Отечественной войны можно проследить также на опыте ее проведения в Вооруженных Силах. Можно с уверенностью сказать, что деятельность армейских клубов, фронтовых бригад помогала сплачивать воинов, поддерживать у них бодрость духа, способствовала более быстрому восстановлению моральных и физических сил солдат и офицеров.

В Вооруженных Силах СССР сложилась к началу Отечественной войны стройная система культурно-просветительная работы:

Создана развернутая сеть учреждений культуры;

определены основные направления их деятельности;

Выработаны формы и методы культурного обслуживания различных категорий военнослужащих;

Установлена система руководства культурно-простветительной работой.

Сеть в Вооруженных Силах СССР культурно-просветительных учреждений состояла из нескольких звеньев:

Основы социально — культурной деятельности: Учебное пособие

Социально культурная деятельность пособие