Подать заявление на социальную выплату малоимущим

Как подать заявление на соцподдержку

В орган социальной защиты предоставляют копии подготовленных документов и подлинники справок. Подлинники приносите обязательно — работник их сверит. Государственная пошлина не оплачивается. Вот инструкция, как подать заявление в соцзащиту для получения пособия:

  1. Получите бланк заявления в уполномоченном органе.
  2. Заполните его.
  3. Опишите последовательно все прилагаемые документы.
  4. Передайте заявление, справки и копии документов ответственному исполнителю.
  5. После проверки получите расписку-уведомление.

Дата, указанная в расписке, — точка отсчета времени на рассмотрение обращения. Через 10 дней подтвердят статус малоимущей семьи либо выдадут аргументированный отказ. При положительном решении:

  • вас внесут в реестр соцзащиты;
  • справку выдадут лично на руки.

Если отказали и считаете решение соцзащиты необъективным, обращайтесь в суд. Составить иск помогут в бесплатных юридических консультациях.

Подать заявление на социальную выплату малоимущим

1. Государственная социальная помощь

2. Единовременная помощь при возникновении экстремальной (чрезвычайной) жизненной ситуации

3. Единовременная помощь для выхода семьи (гражданина) на самообеспечение

4. Срочная единовременная помощь, оказываемая гражданину для отправления его к месту жительства на территории автономного округа

5. Региональная социальная доплата к пенсии

ПО ОКАЗАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 24 декабря 2007 года № 197-оз «О государственной социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению ХМАО – Югры»; Федеральный закон от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», постановление Правительства ХМАО — Югры от 06.03.2008 № 49-п «О реализации Закона ХМАО — Югры от 24 декабря 2007 года № 197-оз » , постановление Правительства РФ от 20.08.2003 № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи».

За назначением следует обращаться

В электронном виде через Единый портал государственных услуг по ссылкам, указанным в разделе «Государственные услуги» на сайте КУ «Центр социальных выплат Югры»: http://csvhmao.ru . К заявлению необходимо прикрепить электронные образцы документов согласно перечню.

Для этого необходимо зарегистрироваться — получить индивидуальный код доступа к подсистеме Портала «личный кабинет».

в Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг

г.Нижневартовск, ул. Мира, д. 25, корп. 12; п.г.т. Излучинск, ул. Таежная, д.6.

Приемные дни: понедельник – суббота с 8-00 до 20-00 без перерыва

Наименование

социальной выплаты

Размер

выплаты

Условия предоставления услуги

Необходимые документы

1.Государственная социальная помощь (далее – ГСП)

Максимальные размеры ГСП в расчете на месяц устанавливаются:

1) одиноко проживающим пенсионерам и супружеским парам пенсионеров, а также семьям, не имеющим трудоспособных членов семьи, — в размере разницы между суммами величин прожиточных минимумов всех членов семьи или одиноко проживающего пенсионера, установленных в автономном округе для данных социально-демографических групп населения, и доходом семьи или одиноко проживающего пенсионера;

2) иным получателям государственной социальной помощи — в размере разницы между суммой величин прожиточных минимумов членов семьи, установленных в автономном округе для соответствующих основных социально-демографических групп населения, и общим доходом семьи, но не более 986 рублей ( с 01.01.2020 ) на одного члена семьи.

Минимальный размер ГСП составляет 197 рубля ( с 01.01.2020 ) в месяц на каждого члена семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Получателями государственной социальной помощи за счет средств бюджета автономного округа являются малоимущие семьи и граждане, проживающие на территории автономного округа, которые по не зависящим от них причинам (необходима трудозанятость всех трудоспособных членов семьи) имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума , установленного в ХМАО — Югре, действующего на момент обращения малоимущих граждан в органы социальной защиты населения.

Указанные в заявлении сведения подтверждаются актом материально-бытового обследования. Материально-бытовое обследование осуществляется комиссией, состоящей из специалистов организаций социального обслуживания населения.

Государственная социальная помощь предоставляется гражданам по решению Комиссии по оказанию социальной помощи, на основании социального контракта в целях стимулирования граждан к активным действиям по преодолению трудной жизненной ситуации.

Выплата государственной социальной помощи осуществляется ежемесячно в равных долях в соответствии с периодами оказания государственной социальной помощи.

Важно! Прекращение оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, осуществляется в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, с даты установления основания для прекращения оказания государственной социальной помощи.

Основаниями для прекращения оказания государственной социальной помощи является установление органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных в заявлении сведений, а также невыполнение получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.

1. Заявление (Скачать). В заявлении гражданин декларирует сведения:

— обо всех лицах, проживающих совместно с ним в жилом помещении, о степени родства (свойства) с ним;

— о месте жительства (пребывания, фактического проживания) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

2. Документ, удостоверяющий личность и содержащий указание на гражданство РФ.

3. Сведения обо всех видах доходов членов семьи за три месяца, предшествующие месяцу обращения (в случае непредставления сведений о доходах, расчет среднедушевого дохода семьи осуществляется на основании сведений о доходах семьи за 3 месяца, представленных Федеральной налоговой службой).

4. Сведения, указанные в заявлении, подтверждаются заявителем соответствующими документами.

5. Номер лицевого счета получателя, открытого в кредитной организации.

Центр социальных выплат запрашивает сведения:

— о совместном проживании заявителя с членами семьи, указанными в заявлении, и о количестве зарегистрированных в жилом помещении граждан в территориальных органах исполнительной власти, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;

— сведения о доходах, получаемых в виде пенсии и или иных выплат — в территориальных управлениях Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре;

— сведения о доходах, получаемых в виде пособий по безработице — в территориальных центрах занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

2. Единовременная помощь при возникновении экстремальной

(чрезвычайной) жизненной ситуации

Размер помощи определяется Комиссией по оказанию социальной помощи при Управлении социальной защиты населения. Максимальный размер помощи до 40 000 рублей.

Гражданам Российской Федерации, оказавшимся в экстремальной жизненной ситуации, постоянно проживающим на территории автономного округа не менее 10 лет; гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории ХМАО – Югры (независимо от срока постоянного проживания), пострадавшим вследствие чрезвычайных ситуаций (пожар, наводнение и т.д.), единовременная помощь может быть предоставлена на основании решения Комиссии по оказанию социальной помощи.

Экстремальная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность семьи или одиноко проживающего гражданина, возникшая по не зависящим от них причинам, с которой они не могут справиться самостоятельно, используя все имеющиеся в их распоряжении возможности и средства.

Наличие экстремальной (чрезвычайной) ситуации определяется на заседании Комиссии индивидуально для каждого случая, учитывая уровень дохода заявителя и членов семьи, наличие льготных категорий, а также документов, указывающих на невозможность преодоления сложившейся ситуации самостоятельно.

Одним из условий, влияющим на предоставление помощи, является условие приложения собственных усилий для преодоления кризисной ситуации (активный поиск работы, переобучение, постановка на учет в центр занятости населения в качестве безработного и др.), оформление мер социальной поддержки, иных социальных выплат гарантированных законодательством.

Решение о предоставлении (отказе в предоставлении) единовременной помощи принимается Комиссией по оказанию социальной помощи при Управлении социальной защиты населения по г.Нижневартовску и Нижневартовскому району.

В состав Комиссии при Управлении входят представители общественных организаций ХМАО – Югры, органов службы занятости населения, социальной защиты населения, опеки и попечительства.

Сопредседателем Комиссии является представитель общественной организации. В случае равенства голосов голос сопредседателя является решающим.

При принятии решения об оказании единовременной помощи на заседании Комиссии вправе присутствовать гражданин при рассмотрении его заявления.

В случае самостоятельного разрешения экстремальной жизненной ситуации гражданином (семьей гражданина) компенсация понесенных расходов не осуществляется.

Лицам, имеющим в составе семьи трудоспособных членов и лицам, не имеющим трудоспособных членов семьи, но получившим в течение двух лет, предшествующих году обращения единовременную помощь (за исключением граждан, пострадавших вследствие чрезвычайных ситуаций), единовременная помощь в денежном выражении предоставляется на основании социального контракта (программы социальной адаптации).

В случае досрочного исполнения всех мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, гражданин письменно уведомляет об этом Управление социальной защиты населения, заключившее с ним социальный контракт.

1. Заявление (Скачать). В заявлении гражданин декларирует сведения:

— обо всех лицах, проживающих совместно с ним в жилом помещении, о степени родства (свойства) с ними;

— о месте жительства (пребывания, фактического проживания) в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре;

— о факте постоянного проживания не менее 10 лет в ХМАО – Югре (с учетом периодов очного обучения).

Указанные в заявлении сведения подтверждаются актом материально-бытового обследования, составленным специалистами органов социальной защиты населения и подписанным заявителем.

2. Документ, удостоверяющий личность заявителя и содержащий указание на гражданство РФ.

3. Документы, подтверждающие доходы заявителя и членов семьи за последние три месяца, предшествующие месяцу обращения ( в случае непредставления сведений о доходах, расчет среднедушевого дохода семьи осуществляется на основании сведений о доходах семьи за 3 месяца, представленных Федеральной налоговой службой ) .

4. Документы, подтверждающие возникновение экстремальной жизненной ситуации.

5. Номер лицевого счета получателя, открытого в кредитной организации.

Центр социальных выплат запрашивает:

— сведения о факте постоянного проживания на территории ХМАО-Югры не менее 10 лет; о совместном проживании заявителя с членами семьи, указанными в заявлении, и о количестве зарегистрированных в жилом помещении граждан в территориальных органах исполнительной власти, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, (при необходимости, в органах образования);

Читайте так же:  Выплата отпуска в 2019 году

— сведения о размере пенсии, доплат к пенсии (при указании в заявлении информации о получателях пенсии);

— сведения о доходах, получаемых в виде пособий по безработице.

3. Единовременная помощь для выхода семьи (гражданина) на самообеспечение

Размер помощи определяется Комиссией по оказанию социальной помощи при Управлении социальной защиты населения (до 50 000 рублей).

Единовременная помощь может быть предоставлена на основании решения Комиссии по оказанию социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам РФ , проживающим на территории ХМАО – Югры не менее 10 лет, заключившим социальный контракт.

Единовременная помощь для выхода семьи (гражданина) на самообеспечение используется семьей по целевому назначению в соответствии с Программой на:

— развитие подсобного хозяйства, являющегося источником постоянного дохода семьи в натуральном и денежном видах;

— развитие и реализацию трудового потенциала посредством оказания услуг населению, являющегося источником постоянного дохода семьи .

Программа разрабатывается органом социальной защиты населения совместно с гражданином в течение 3 дней после поступления заявления в Центр социальных выплат и является приложением к социальному контракту, срок действия которого не превышает 12 месяцев.

1. Заявление (Скачать). В заявлении гражданин декларирует сведения:

— обо всех лицах, проживающих совместно с ним в жилом помещении, о степени родства (свойства) с ними;

— о месте жительства (пребывания, фактического проживания) в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре;

— о факте постоянного проживания не менее 10 лет в ХМАО – Югре (с учетом периодов очного обучения).

Указанные в заявлении сведения подтверждаются актом материально-бытового обследования, составленным специалистами органов социальной защиты населения и подписанным заявителем.

2. Документ, удостоверяющий личность заявителя и содержащий указание на гражданство РФ.

3. Трудовые книжки неработающих членов семьи трудоспособного возраста.

3. Документы, подтверждающие доходы заявителя и членов семьи за последние три месяца, предшествующие месяцу обращения ( в случае непредставления сведений о доходах, расчет среднедушевого дохода семьи осуществляется на основании сведений о доходах семьи за 3 месяца, представленных Федеральной налоговой службой ) .

4. Номер лицевого счета получателя, открытого в кредитной организации.

Центр социальных выплат запрашивает:

— сведения о факте постоянного проживания на территории ХМАО-Югры не менее 10 лет; о совместном проживании заявителя с членами семьи, указанными в заявлении, и о количестве зарегистрированных в жилом помещении граждан в территориальных органах исполнительной власти, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, (при необходимости, в органах образования);

— сведения о размере пенсии, доплат к пенсии (при указании в заявлении информации о получателях пенсии);

— сведения о доходах, получаемых в виде пособий по безработице.

4. Срочная единовременная помощь, оказываемая гражданину для отправления его к месту жительства на территории автономного округа

Размер помощи определяется Комиссией по оказанию социальной помощи при Управлении социальной защиты населения по фактической стоимости проездного билета, но не более 6 000 рублей

Срочная единовременная помощь оказывается гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории ХМАО – Югры, для отправления его к месту жительства в пределах автономного на приобретение проездного документа при условии отсутствия (недостаточности) денежных средств по не зависящим от гражданина причинам.

Для получения срочной помощи гражданин (либо доверенное лицо гражданина, в том числе сотрудник медицинской организации) обращается в многофункциональный центр по месту временного пребывания.

Заявление и документы выносятся на рассмотрение комиссии Комиссией по оказанию социальной помощи.

1. Заявление (Скачать) об оказании срочной помощи.

2. Документ, удостоверяющий личность и содержащий указание на гражданство Российской Федерации.

3. Документ, подтверждающий необходимость выезда гражданина к месту жительства (справка лечебного учреждения о поступлении гражданина в экстренном порядке либо в плановом порядке, но при продлении курса стационарного лечения, о выписке; справка об освобождении; справка органов внутренних дел, подтверждающая факт кражи денег и документов, и иные документы, подтверждающие необходимость выезда гражданина к месту жительства).

4. Сведения о тарифе, указанные в заявлении, подлежат уточнению специалистом центра социальных выплат.

5. Региональная социальная доплата к пенсии

Величина прожиточного минимума пенсионера в ХМАО – Югре в целях установления социальной доплаты к пенсии на 2020 год –

12 730 руб.

Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается неработающему пенсионеру, проживающему в ХМАО — Югре в случае, если общая сумма его материального обеспечения с учетом пенсии, денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии со статьей 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 5 апреля 2013 года № 24-оз «О потребительской корзине и порядке установления величины прожиточного минимума в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в беззаявительном порядке:

Детям-инвалидам и детям, не достигшим возраста 18 лет, которым установлена пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, — со дня назначения соответствующей пенсии.

Инвалидам с детства, получателям пенсии по случаю потери кормильца старше 18 лет, обучающимся по очной форме в образовательных организациях, — со дня назначения соответствующей пенсии.

Иным гражданам, имеющим право на установление региональной социальной доплаты к пенсии, доплата устанавливается на основании заявления, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную доплату.

Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру на срок, на который ему установлена пенсия в соответствии с законодательством.

В случае если пенсионеру установлены две пенсии, региональная социальная доплата устанавливается к той пенсии, которая установлена на более длительный срок.

Для граждан, признанных в установленном порядке инвалидами, региональная социальная доплата к пенсии устанавливается на срок установления инвалидности. По истечении срока инвалидности выплата региональной социальной доплаты к пенсии приостанавливается и возобновляется со дня установления инвалидности повторно, при условии своевременного прохождения гражданином переосвидетельствования в органе Государственной службы медико-социальной экспертизы и подтверждения его инвалидности до истечения срока.

Выплата региональной социальной доплаты к пенсии приостанавливается:

Одновременно с приостановлением выплаты пенсии.

На период выполнения работы и (или) иной деятельности , в период которой пенсионер подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Если общая сумма материального обеспечения пенсионера, которому установлена региональная социальная доплата к пенсии, достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной на территории автономного округа.

При неполучении пенсионером региональной социальной доплаты к пенсии в течение шести месяцев подряд в отделении федеральной почтовой связи.

1. Заявление (Скачать). об установлении региональной социальной доплаты к пенсии;

2. документ, удостоверяющий личность пенсионера и полномочия законного представителя (опекуна, попечителя)).

Центр социальных выплат запрашивает сведения :

— в отделении Пенсионного фонда по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре и в Ханты-Мансийском негосударственном пенсионном фонде.

Важно! В период с 01.04.2020 по 31.12.2020 не учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи или одиноко проживающего гражданина суммы полученной ранее заработной платы членами семьи, признанными безработными (состоящими на учете в органах службы занятости в качестве безработных) на дату обращения.

Суммы единовременных выплат, произведенных Пенсионным фондом Российской Федерации и Центром занятости населения (5000 руб. на каждого ребенка в возрасте до 3 лет, 10000 руб. на каждого ребенка в возрасте от 3 до 16 лет, 3000 руб. на каждого несовершеннолетего ребенка к пособию по безработице одного из родителей, уволенных с 01.03.2020), не учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи для определения права на предоставление иных мер социальной поддержки, зависящих от доходов.

Важно! Заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) социальной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.

В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.

Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта:

— в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации;

— непредставления получателем государственной социальной помощи сведений о выполнении мероприятий программы социальной адаптации в сроки, установленные социальным контрактом;

— установления фактов совершения получателем государственной социальной помощи действий, ухудшающих положение нетрудоспособных членов своей семьи.

Прекращение оказания государственной социальной помощи может быть обжаловано заявителем в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.

Суммы государственной социальной помощи, региональной социальной доплаты к пенсии, излишне выплаченные их получателю (вследствие непредставления или несвоевременного представления необходимых сведений, а также представления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, сокрытие сведений, влияющих на назначение выплаты и ее размер), Центр социальных выплат удерживает из сумм последующих выплат в размере не свыше 20 процентов в месяц или в полном размере по заявлению получателя, поданному непосредственно в многофункциональный центр либо почтовым отправлением в Центр социальных выплат, осуществивший назначение пособий и (или) выплат.

Суммы дополнительных видов помощи, излишне выплаченные их получателям (вследствие непредставления или несвоевременного представления необходимых сведений, а также представления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, сокрытия сведений, влияющих на назначение помощи и ее размер), получатель возмещает в добровольном порядке в течение 1 месяца со дня получения уведомления, направленного Центром социальных выплат в течение 2 рабочих дней со дня обнаружения переплаты.

При прекращении предоставления государственной социальной помощи Центр социальных выплат в течение 5 рабочих дней со дня их прекращения направляет уведомление о необходимости возврата излишне выплаченных сумм в добровольном порядке в течение 1 месяца со дня прекращения. Срок добровольного возврата государственной социальной помощи и дополнительных видов помощи населению по заявлению гражданина, поданному в многофункциональный центр либо почтовым отправлением в Центр социальных выплат, продлевается до 12 месяцев при наличии задолженности, превышающей величину прожиточного минимума в среднем на душу населения, устанавливаемую Правительством Ханты-Мансийского автономного округа — Югры; в случае отказа получателя от добровольного возврата излишне выплаченных сумм, в том числе невозврата в течение сроков, предусмотренных настоящим пунктом, излишне выплаченных сумм, — взыскиваются в судебном порядке.

Читайте так же:  Социальная выплата раз в год малоимущим

При смене гражданином места жительства (пребывания) в пределах Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Центр социальных выплат по его новому месту жительства (пребывания, фактического проживания) уведомляет Центр социальных выплат по прежнему месту жительства (пребывания, фактического проживания) гражданина о факте обращения за получением государственной социальной помощи и дополнительных видов помощи населению и использует полученные от Центра социальных выплат по прежнему месту жительства (пребывания, фактического проживания) гражданина сведения о периоде предоставления и дате их прекращения. При этом переплата либо задолженность учитывается при дальнейших расчетах, связанных с предоставлением государственной социальной помощи, по новому месту жительства (пребывания, фактического проживания) гражданина.

Информация

о возможностях получения сведений

о назначении и выплате мер социальной поддержки

Граждане могут получить информацию о назначении и выплате мер социальной поддержки из личного кабинета портала сети МФЦ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – сайт МФЦ).

Данный сервис доступен только гражданам, зарегистрированным на едином портале государственных услуг www.gosuslugi.ru и прошедшим регистрацию и подтверждение личности.

Инструкция по использованию сервиса МФЦ:

1. Осуществить вход в личный кабинет сайта МФЦ: http://mfc.admhmao.ru.

2. Активировать кнопку «Авторизация при помощи ЕСИА».

3. Осуществить вход в личный кабинет ЕПГУ.

4. Выбрать действие «Запросы в ППО АСОИ».

5. Выбрать форму запроса в ППО АСОИ.

Заявителю предоставляется возможность просмотреть следующую информацию:

«Получить список зарегистрированных обращений»;

«Получить список назначенных мер социальной поддержки» (в том числе просмотреть наименование назначенной меры социальной поддержки, даты произведенных и плановых выплат и суммы назначенных мер социальной поддержки) ;

«Получить сведения о справках доступных для гражданина».

6. Ввести серию и номер паспорта.

7. Активировать кнопку «Получить сведения».

Дополнительную информацию (за исключением информации о персональных данных) заявители могут получить, обратившись с вопросом:

— по телефону «горячей линии» филиала казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» в г. Нижневартовске: 408-028;

Вопрос: В течение какого времени со дня передачи больничного листа работодателю, мне должны его оплатить (больничный лист за начало декабря (с 03.12 по 11.12))? Есть ли установленные сроки или это происходит на усмотрение работодателя? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.)

В течение какого времени со дня передачи больничного листа работодателю, мне должны его оплатить (больничный лист за начало декабря (с 03.12 по 11.12))? Есть ли установленные сроки или это происходит на усмотрение работодателя?

Работодатель обязан назначить пособие по временной нетрудоспособности в течение 10 календарных дней со дня передачи ему больничного листка. Выплата пособия (оплата больничного листка) осуществляется работодателем в ближайший после назначения пособия день, установленный для выплаты заработной платы.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» страхователь назначает пособия по временной нетрудоспособности в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется страхователем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Текст материала опубликован на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ» и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.

Выплата больничного в течении скольки дней

ФСС РФ БУДЕТ ПЕРЕЧИСЛЯТЬ ПОСОБИЯ СРАЗУ НА СЧЕТА РАБОТНИКОВ

(Журнал «Главбух» № 19/10)

Беседовала Алия ИВАНОВА, обозреватель журнала «Главбух»

Председатель Фонда социального страхования Российской Федерации Сергей Афанасьев рассказал об изменениях в системе выплаты социальных пособий.

– В будущем году Фонд социального страхования Российской Федерации запускает «пилотный» проект, который должен изменить систему выплаты больничных. Почему потребовалась модернизация?

– Для всех внебюджетных государственных фондов предполагается казначейское обслуживание исполнения бюджета. Планировалось, что оно будет введено уже с этого года, но сроки пришлось перенести, тем не менее, оно неизбежно c 2014 года. Зачетный принцип, на котором строится работа Фонда социального страхования, целям и задачам введения кассового обслуживания не соответствует, поскольку значительная часть бюджета исполняется не кассовым способом. О реальных расходах бюджета Фонда мы узнаем лишь из отчетности страхователей.

Но это не главная причина модернизации зачетного принципа, который, конечно, имеет свои плюсы для работников – «больничные» выплачиваются вместе с зарплатой. Однако зачетная система была хороша для советского периода, когда все предприятия были государственными. В рыночных условиях она не срабатывает в тех организациях, которые испытывают проблемы финансового характера, а на сегодняшний день у нас 37% предприятий являются убыточными. Это означает, что на таких предприятиях несвоевременно выплачивается заработная плата, задерживается выплата «больничных» по беременности и родам. Есть случаи, когда эти пособия работодателем не выплачиваются вовсе.

Права работника при этом нарушаются вдвойне. Он не только не получает плату за работу от нанимателя, но еще и выплату, призванную страховать утрату заработка в период временной нетрудоспособности. Кроме того, зачетный принцип не позволяет Фонду своевременно выявлять и пресекать недобросовестных работодателей, которые вместо оплаты простоя побуждают работников пользоваться нашими с вами страховыми средствами. Логика известна – нет здоровых работников, есть недообследованные.

Поэтому принято решение зачетную систему изменить, возложив на Фонд его прямую обязанность предоставления выплат, и оставив за работодателем лишь обязанность своевременно платить положенные взносы. Модернизация пройдет поэтапно, а не сразу по всей территории страны. Начнем с отдельных регионов, на них планируется отработать и решить все проблемы, которые могут возникнуть, в том числе и с выплатами.

– Каковы потери Фонда социального страхования РФ от выплат по фальшивым документам? И как обнаружить подделку?

– Потери самого Фонда социального страхования по фальшивым документам, которые мы выявляем, нулевые. Потому что в этом случае мы просто не признаем такой больничный лист подлежащим оплате, а расходы работодателя не принимаем в зачет. Другой вопрос, что мы реально видим не более 10% всех больничных листов, которые выдаются по стране. И это в основном по тем предприятиям, у которых расходы превышают установленные страховые взносы по тарифу 2,9. Либо мы видим эти больничные листы в ходе выездных проверок, которые проводятся не чаще, чем раз в три года. Говорить о том, сколько больничных листов оплачено бухгалтерами в нарушение законодательства, и давать оценки достаточно сложно. Проверки обоснованности выдачи подлинных больничных листов медицинскими учреждениями, например, дают нам цифру порядка 3% больничных листов, которые выданы необоснованно. То есть медицинское учреждение допускало те или иные нарушения при их оформлении, выдаче и регистрации самих больных. Кстати, по суду такое медучреждение восстанавливает в бюджет Фонда сумму произведенной работнику выплаты. Но если условно оценить объем фальшивок вместе с этими подлинными листками временной нетрудоспособности в 5%, то по всей стране цифра потерь будет достаточно большая. Большая настолько, что при отмене зачетного принципа, если мы пресечем оплату расходов предприятий по таким документам, это с запасом компенсирует затраты Фонда по контролю и организации выплаты 30 млн граждан, которые у нас ежегодно хотя бы раз выходят на больничные.

Как обнаружить подделку? Мне доводилось видеть фальшивые больничные, сделанные настолько качественно, что обнаружить подлог бухгалтеру очень сложно. Причем даже если он будет иметь для сравнения подлинный документ. Есть подделки грубые. Такие больничные листы достаточно сверить с оригинальным бланком. Поэтому сложность выявления зависит от качества фальшивки.

Фонд обладает достаточно большим инструментарием, чтобы определить подлинность больничного листа. У бухгалтера же нет ни инструментария, ни полномочий. В случае сомнений он должен обращаться в Фонд.

– Когда система выплат больничных начнет работать, что будет требоваться от бухгалтера?

– Мы полагаем, что на первом этапе реализации «пилотного» проекта от бухгалтеров организаций, находящихся в регионах, где будет этот проект тестироваться, потребуется предоставление самих больничных листов. Наша задача сделать их машиночитаемыми, даже, возможно, мы опробируем выдачу электронных больничных листов. В этом случае через бухгалтерию будет проходить только персонифицированная бумажная копия, которая сама по себе не может быть подделана и представлять какую-то ценность для тех, кому этот лист не был персонально предназначен. Современные технологии это позволяют.

В машиночитаемый лист бухгалтер должен будет занести сумму заработка за установленный период и стаж работы гражданина, чтобы Фонд по этим данным работодателя мог бы рассчитать размер пособия. Через год-два необходимость занесения таких сведений отпадет, потому что мы будем пользоваться базой данных Пенсионного фонда Российской Федерации.

Останется самое главное – номер счета работника, на который надо перечислить сумму пособия.

Для ваших читателей – бухгалтеров — скажу, что на первом этапе работа по оформлению больничных листов практически не изменится. На втором — значительно упростится. Фонду, по сути, будет нужен минимум информации: фамилии, длительности больничных листов и банковских счетов работников. А бухгалтеру – подтверждение факта, что работник болел, а не прогуливал.

– Как будут решены проблемы с очередями?

– Проблема будет решена, и застрахованные лица в очереди за выплатой пособий строиться не будут. Сфера информационных технологий позволяет все это решить гораздо проще. Вся процедура будет не сложнее, чем получение заработной платы на пластиковую карточку, которая сейчас есть, наверное, у всех.

Если говорить про очереди бухгалтеров в отделения Фонда социального страхования, эта тема, конечно же, не может не беспокоить читателей журнала. Сейчас мы предпринимаем очень серьезные меры, в том числе законодательные, чтобы очереди ликвидировать вообще. С этого года сдача отчетности в электронной форме обязательна для предприятий численностью работающих более 100 человек, со следующего года эта планка понижается до 50 человек. И уже сегодня многие организации, независимо от количества сотрудников, сдают отчетность именно в электронной форме, дистанционно.

Читайте так же:  Ольга гоголадзе пособие скачать

В обозримой перспективе, когда все начнут пользоваться именно этим инструментом, физически стоять в очереди бухгалтерам не придется. В худшем случае в электронной виртуальной очереди несколько минут постоят документы в пиковый день сдачи отчетов. Но даже и над исключением такой очереди мы работаем.

– Сегодня далеко не все работники имеют счета в банке. Как быть с теми, кто получает деньги наличными в бухгалтерии?

– Это очень серьезный вопрос, и он должен быть отработан и решен в рамках «пилотного» проекта. Насколько сложно вообще человеку завести этот счет? Процедура не очень сложная, даже если человек не умеет пользоваться специальными банковскими пластиковыми «зарплатными» картами. В ряде территорий у нас проводится эксперимент «социальной карты», где она должна появиться у каждого жителя трудоспособного или нетрудоспособного возраста, получателя льгот или любого другого гражданина. Практика выплаты пособий на «социальную карту» уже имеется. Она основана на банковской технологии и изначально ее обслуживает какой-либо банк.

Можно рассмотреть и крайний случай, когда вблизи человека нет ни банковских учреждений, ни отделений почтовой связи, через которые можно получать деньги. Не исключено, что в этом случае выплаты будут осуществляться через бухгалтерию. Но такая ситуация, как вы понимаете, не правило, а исключение. Но и ее мы должны предусмотреть. Наша страна большая, а территории очень разные. Так что в рамках «пилотного» проекта все вопросы должны быть отработаны.

– На ком будет опробована новая система?

– На следующий год мы выбрали две территории. Одна — небольшая республика, в рамках которой можно будет отработать проект «вручную», если информационные технологии сразу не дадут должного результата. Следующая площадка — большой промышленный регион для внедрения уже отработанной технологии.

Затем мы серьезно рассматриваем те субъекты, в которых используют технологии «социальной карты». Здесь нам интересно было бы воспользоваться готовой инфраструктурой социальных выплат, снизить издержки нововведений. И только тогда может идти речь о полномасштабном внедрении новой системы. В любом случае речь не идет о завтрашнем дне, как минимум мы берем в расчет трехлетний период.

– Сейчас компании платят пособия своим сотрудникам только за первые два дня болезни. Но этот срок хотят увеличить. Будет ли работодатель платить больше по больничным листам? И какие еще планируются изменения?

– Из изменений мы полагаем необходимым увеличение периода, за который учитывается заработная плата для расчета пособий. Нынешний период — 12 месяцев — недостаточный. Взносы, которые выплачиваются за этот период индивидуально для среднестатистического работника, не обеспечивают в среднем по стране выплату пособий за тот же период, если считать вместе пособия по больничным, беременности и родам, по уходу за ребенком. Страховой принцип эквивалентности взносов и выплат соблюдается лишь на отрезке времени, превышающем продолжительность отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. Поэтому период для подсчета среднего заработка должен быть увеличен до двух лет.

При этом сам размер пособия несколько уменьшится для тех работников, которые практикуют нестабильную занятость или работают неполное время. Это представляется вполне обоснованным и справедливым. Сохранится размер пособия для тех, кто стабильно работает на предприятии.

Понятно, что в целом сократятся и расходы на оплату первых двух дней временной нетрудоспособности у работодателей, что было бы несправедливым односторонним решением по отношению к работникам. По нашим подсчетам, если работодатель начнет оплачивать третий день, это будут примерно те же расходы, которые он нес до сих пор, оплачивая первые два дня временной нетрудоспособности, если уровень заболеваемости на предприятии станет ниже среднего показателя.

Полагали бы необходимым также унифицировать базу для начисления страховых взносов с базой, которая определена для взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. Речь идет о включении в нее выплат по договорам гражданско-правового характера. Сегодня граждане, работающие только по таким договорам, исключены из нашей системы страхования и не получают пособия по временной нетрудоспособности, когда реально болеют.

После такой унификации начисления страховых взносов мы сможем пользоваться системой персонифицированного учета, которая есть в Пенсионном фонде. Нам нет необходимости дублировать эту систему и создавать свою. Мы будем точно знать, с какого именно заработка уплачены взносы и использовать их для расчета пособий.

Изменения должны обсуждаться осенью с участием сторон социального партнерства и на законодательном уровне, и могут быть приняты с учетом таких обсуждений в интересах всех страхователей и застрахованных лиц.

Больничный лист в отпуске: как оплачивается

Заболевание во время отпуска — очень неприятное событие. То, что болезнь выпала на отпускные дни, не является препятствием для оформления больничного листка. Более того, если вы заболели после того, как ушли в очередной отпуск, его продолжительность будет увеличена на дни болезни, а за время заболевания выплачено пособие по нетрудоспособности в обычном порядке.

Бывают ситуации, когда работодателю сдается листок нетрудоспособности, оформленный во время отпуска, после того, как сотрудник вышел на работу. В этом случае дни отпуска, совпавшие с днями болезни, следует перенести. С работника необходимо запросить заявление о переносе, согласовав в нем сроки, в которые отпускные дни будут отгуляны в будущем.

Похожие публикации

Порядок расчетов по листкам нетрудоспособности регламентируется Законом № 255-ФЗ от 29.12.06 г. Пособия могут выдаваться сотруднику напрямую через ФСС или выплачиваться работодателем. Чтобы получить полагающиеся суммы без задержек, физлицам необходимо соблюдать установленный Законом срок предоставления больничного листа работодателю. Разберемся, в течение какого времени оплачивается больничный лист в соответствии с нормативными требованиями.

Общие правила назначения и выплаты пособия при карантине

Пунктом 3 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Федеральный закон № 255-ФЗ) обеспечение застрахованных лиц пособиями по временной нетрудоспособности осуществляется, в частности, в случае:

  • карантина застрахованного лица;
  • карантина ребенка в возрасте до семи лет, посещающего дошкольную образовательную организацию;
  • члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным. Недееспособным признается гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Над ним устанавливается опека (п. 1 ст. 29 ГК РФ). Недееспособность признается судом в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

При временном отстранении от работы граждан, контактировавших с инфекционными больными, или граждан, выявленных как бактерионосители, листок нетрудоспособности выдается врачом-инфекционистом, а в случае его отсутствия — лечащим врачом (п. 42 гл. VI Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 № 624н (далее — Порядок)).

Продолжительность отстранения от работы определяется утвержденными сроками изоляции лиц, перенесших инфекционные заболевания и соприкасавшихся с ними.

На основании п. 42 Порядка при временном отстранении от работы граждан, контактировавших с инфекционными больными, или граждан, выявленных как бактерионосители, листок нетрудоспособности выдается врачом-инфекционистом, а в случае его отсутствия — лечащим врачом. Продолжительность отстранения от работы в этих случаях определяется утвержденными сроками изоляции лиц, перенесших инфекционные заболевания и соприкасавшихся с ними.

При карантине в строке «Причина нетрудоспособности» больничного листа в ячейках «Код» указывается код «03» — карантин (п. 58 Порядка).

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу за календарные дни, приходящиеся на соответствующий период (ч. 8 ст. 6 Федерального закона № 255-ФЗ).

В ряде случаев пособие по временной нетрудоспособности не назначается (ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 255-ФЗ). В частности, больничный лист не оплачивается:

  • за период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ, за исключением случаев утраты работником трудоспособности вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска;
  • за период отстранения от работы в соответствии с законодательством РФ, если за этот период не начисляется заработная плата;
  • за период заключения под стражу или административного ареста;
  • за период проведения судебно-медицинской экспертизы;
  • за период простоя (за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 ст. 7 Федерального закона № 255-ФЗ).

Пособие при карантине выплачивается за счет средств ФСС с первого дня.

Больничные на карантине в связи с коронавирусом будут выплачивать авансом

Оплату больничных листов гражданам России, находящимся на карантине из-за коронавируса, будут производить авансом каждый пятый рабочий день, сообщила вице-премьер России Татьяна Голикова. Порядок оформления больничных листов профильные ведомства — Минтруд и Минздрав — пересмотрят в течение двух дней.

«Минтруд совместно с ФСС (Фонд социального страхования.— “Ъ”) пересмотрит порядок оплаты больничных листов. Оплата будет производиться непосредственно гражданину авансом до закрытия листа нетрудоспособности. Медицинским организациям будет предоставлено право оформления листов нетрудоспособности в дистанционной форме без очного осмотра пациента при наличии документов, подтверждающих пребывание гражданина на территории стран, где зарегистрированы случаи новой коронавирусной инфекции»,— сказала госпожа Голикова на заседании координационного совета при правительстве РФ по противодействию распространению коронавируса (цитата по ТАСС).

Вице-премьер добавила, что аналогичные нормы будут предусмотрены для родственников, проживающих вместе с находящимися на карантине гражданами.

Ранее Татьяна Голикова сообщила, что число заболевших в России выросло до 93 человек. При этом 79 человек находятся в стационарах, у 57 заболевание протекает в легкой форме без каких-либо симптомов, у двух пациентов состояние средней тяжести, искусственная вентиляция легких никому не требуется. Четверо из 93 пациентов выздоровели.

Источник выплаты пособия по временной нетрудоспособности

В случае заболевания или травмы пособие за первые три дня временной нетрудоспособности выплачивается за счет средств страхователя-работодателя, а за остальной период, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности, за счет средств ФСС РФ (ст. 3, п. 2, п.п. 1 255-ФЗ).

Лицам, которые заболели или получили травму, но добровольно вступили в правоотношения по обязательному социальному страхованию, ФСС выплачивает пособие с первого дня. В остальных случаях пособие тоже выплачивается за счет ФСС с первого дня.

В 2020 году увеличилось число регионов, которые входят в пилотный проект ФСС. В них работодатель оплачивает первые три дня болезни сотрудника, а потом выплаты осуществляет ФСС. То есть фонд не возмещает их работодателю, а сразу делает за него. Аналогично ФСС оплачивает весь больничный сотрудников, которые ухаживают за больными членами семьи или по беременности и родам.