Зарегистрировать коллективный договор в спб

Зарегистрировать коллективный договор в спб

Необходимость в проведении коллективных переговоров возникает у профорганизации в следующих случаях:

  • в организации отсутствует коллективный договор;
  • необходимо внести изменения в действующий коллективный договор;
  • в целях урегулирования возникших при заключении коллективного договора разногласий, оформленных соответствующим протоколом;
  • срок действия коллективного договора заканчивается;
  • изменяется собственник имущества организации;
  • организация реорганизуется;
  • в других случаях, когда в этом есть необходимость.
  • До проведения коллективных переговоров профорганизация может провести подготовительную работу, предусматривающую анализ социально-экономического положения организации с целью формирования обоснованных требований к работодателю.

    Работодатель (его представитель) обязан предоставить профорганизации бесплатно полную и достоверную информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора. Представители работников, получившие от работодателя информацию, отнесенную в установленном законом порядке к служебной или коммерческой тайне, не вправе её разглашать.

    ШАГ № 2 Инициирование переговоров

    Решение о проведении переговоров с целью заключения коллективного договора с работодателем принимает согласно Общего положения о первичных организациях Профсоюза профсоюзный орган или профсоюзное собрание (конференция). В первичных организациях с численностью до 15 человек указанное решение принимает профсоюзное собрание.

    После принятия решения о проведении коллективных переговоров с целью заключения коллективного договора необходимо уведомить работодателя о проявленной инициативе по проведению коллективных переговоров, направив ему соответствующее предложение.

    Инициатором проведения коллективных переговоров, а также подготовки заключения или изменения коллективного договора вправе выступать любая из сторон.

    Предложение о проведении коллективных переговоров оформляется в письменном виде и официально, с соответствующей регистрацией, направляется противоположной стороне.

    ШАГ №3 Ведение коллективных переговоров

    Представители стороны, получившие предложение о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей со своей стороны для участия в составе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий.

    Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

    Приступая к переговорам, стороны на равноправной основе образуют комиссию для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта, заключения коллективного договора и контроля за его выполнением (ст.35 ТК РФ). Количество лиц, направляемых для работы в комиссию, каждая сторона определяет самостоятельно. Рекомендуется каждой из сторон выдвигать в комиссию равное число ее членов.

    Состав комиссии по ведению коллективных переговоров, согласованные сторонами порядок, сроки разработки проекта и заключения коллективного договора, место проведения заседаний комиссии рекомендуется оформлять приказом по организации

    Порядок работы комиссии по ведению коллективных переговоров.

    Представители сторон в составе комиссии по ведению коллективных переговоров на период их ведения:

    • освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определенный соглашением сторон, но не более 3-х месяцев;
    • не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу, перемешены или уволены по инициативе работодателя, за исключением совершения проступка, за который в соответствии с ТК РФ предусмотрено увольнение с работы.
    • Комиссия работает на постоянной основе и по мере необходимости сторонами коллективного договора производится замена своих представителей.

      Комиссия утверждает график переговорного процесса и планируют повестки дня своих заседаний.

      Каждая сторона вырабатывает предложения в проект коллективного договора.

      Условия деятельности комиссии следует закрепить Положением о порядке ведения переговоров между работниками и работодателем, утверждаемым приказом работодателя и постановлением профсоюзного комитета (или приказом представителя работодателя по согласованию с профкомом).

      Заседания комиссии, ее решения оформляются протоколами

      Работа комиссии по ведению коллективных переговоров завершается составлением согласованного текста коллективного договора.

      В коллективный договор включаются нормативные положения, если в законах и иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре.

      Правила внутреннего трудового распорядка, разрабатываются совместно с коллективным договором и, как правило, являются его приложением.

      Сторонам, участвующим в переговорах, предоставляется полная свобода в определении содержания и структуры коллективного договора.

      Профорганизация вправе разработать свой проект коллективного договора, который доводится до сведения работников с целью обсуждения его положений в структурных подразделениях организации.

      По результатам обсуждений на рассмотрение комиссии по ведению коллективных переговоров выносятся замечания и дополнения, предложенные работниками.

      Работодатель обязан обеспечить представителям работников возможность доведения разработанного ими проекта коллективного договора до каждого работника, предоставлять имеющиеся у него средства внутренней связи и информации, множительную и иную оргтехнику, помещения для проведения собраний, консультаций, места для размещения стендов.

      ШАГ №4. Подписание коллективного договора

      Коллективные переговоры завершаются подписанием коллективного договора.

      Стороны обязаны заключить коллективный договор на согласованных условиях в течение 3 месяцев с момента начала коллективных переговоров.

      Положения коллективного договора, по которым стороны не пришли к согласию, включаются в протокол разногласий, дата составления которого является моментом начала коллективного трудового спора.

      Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с законодательством.

      Коллективный договор подписывают:

    • со стороны работников – председатель первичной профсоюзной организации;
    • со стороны работодателя – руководитель организации или иное уполномоченное лицо (например, руководитель филиала юридического лица, действующий на основании соответствующей доверенности).
    • Коллективный договор вступает в силу с момента подписания его сторонами либо со дня, установленного в коллективном договоре, и действует в течение всего срока, который не может превышать трех лет. Стороны вправе продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет.

      Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации.

      ШАГ №5 Регистрация коллективного договора

      Подписанный сторонами коллективный договор с приложениями в

      семидневный срок направляется представителем работодателя на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду ( для организаций Санкт-Петербурга в Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, расположенного по адресу: СПб, ул. Галерная, д.7; для организаций Ленинградской области в Комитет по труду и занятости населения Ленинградской области, расположенный по адресу: СПБ, Трамвайный пр. д. 12, корп.2) в 4-х экземплярах.

      Все экземпляры (оригиналы) должны быть пронумерованы, прошиты, подписаны и заверены подписями и печатями сторон коллективного договора.

      Коллективный договор сопровождается:

    • письмом руководителя организации с просьбой о проведении уведомительной регистрации;
    • перечнем сведений, представляемых работодателем при регистрации коллективного договора.
    • Уведомительный характер регистрации предполагает недопустимость отказа органов по труду в такой регистрации независимо от наличия замечаний по форме или содержанию коллективного договора. При наличии замечаний орган по труду оформляет их соответствующим актом и предлагает сторонам устранить допущенные нарушения. В случае, если орган по труду выявит условия, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством, он сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, а также в соответствующую государственную инспекцию труда.

      Для осуществления мониторинга социального партнерства один экземпляр коллективного договора представляется в Комитет Межрегиональной организации Профсоюза.

      ШАГ №6. Контроль за выполнением коллективного договора

      Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется в порядке установленном:

    • сторонами в форме их заслушивания на общем собрании (конференции) работников организации. При этом сроки отчета представителей сторон должны быть установлены в коллективном договоре или в решении общего собрания работников;
    • соответствующим органом по труду;
    • При проведении контроля представители сторон обязаны представлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса (ст. 51 ТК РФ).

      Представители работодателя, виновные в непредставлении необходимой информации при осуществлении контроля за его выполнением несут ответственность в соответствии со ст. 5.29. Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).

      Функции контроля также осуществляет комиссия по ведению коллективных переговоров, подготовки проекта, заключения коллективного договора и контроля за его выполнением. Комиссия проверяет выполнение коллективного договора согласно плану своей работы и по фактам письменных обращений отдельных работников, профсоюзного комитета, работодателя.

      Лица, представляющие работодателя, виновные в нарушении или невыполнении обязательств коллективного договора, подвергаются штрафу в размере, установленном ст.5.31 КоАП.

      Привлечение к ответственности осуществляет государственная инспекция труда (ст. 23.12. КоАП).

      Порядок регистрации коллективного договора

      Согласно статьи 50 Трудового кодекса РФ коллективный договор, соглашение должны быть направлены на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду в течение 7-ми дней со дня подписания.

      Направление на регистрацию — обязанность работодателя.

      Изменения и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ для его заключения, либо в порядке, предусмотренном коллективным договором (статья 44 Трудового кодекса РФ). Если коллективный договор не содержит особого порядка внесения в него изменений, они вносятся путем коллективных переговоров, как и при заключении коллективного договора.

      Следует учитывать, что изменение условий коллективного договора так же нуждается в соответствующей уведомительной регистрации.

      Орган, который осуществляет такую регистрацию, определяется на уровне субъектов Российской Федерации (Федеральный закон от 03.12.2012г. №234-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и Трудовой кодекс РФ»).

      В Ростовской области принят Областной закон Ростовской области от 24.12.2012г. №1013-ЗС (действует в редакции от 08.05.2013г.) «О некоторых вопросах регулирования социального партнерства в сфере труда на территории Ростовской области».

      Областной закон №1013-ЗС определяет порядок уведомительной регистрации коллективных договоров (и соглашений о внесении в них изменений), соглашений.

      Согласно статьи 3 Областного закона №1013-ЗС заключенные коллективные договоры и соглашения в течение 7-ми дней со дня их подписания направляются работодателем на уведомительную регистрацию в областной орган исполнительной власти Ростовской области, обеспечивающий проведение единой государственной политики в области труда.

      Министерство труда и социального развития Ростовской области располагается по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Лермонтовская, 161, тел. 210-11-41, официальный сайт http://mintrud.donland.ru/.

      Порядок направления на регистрацию коллективного договора:

      1. Организация направляет коллективный договор с приложениями и Заявление (Приложение №1) в электронном виде на один из электронных адресов Министерства труда [email protected] или [email protected] или [email protected]

      2. К Заявлению прилагаются две копии документов, подтверждающих полномочия сторон на их подписание:

      2.1. Приказа о назначении руководителя и

      2.2. Протокола (выписки) общего собрания трудового коллектива об избрании председателя профсоюзной организации.

      2.3. При регистрации соглашений (двух и трёхсторонних) – прикладывается список организаций, на которые распространяется соглашение и информация о численности работников данных организаций.

      3. Титульный лист должен быть оформлен по образцу (Приложение №2).

      4. Для дополнительного соглашения (изменений и дополнений) к коллективному договору отдельный образец оформления (Приложение №3)

      5. После отправки необходимо позвонить по тел. 210-11-41 через два дня, чтобы убедиться в получении специалистами Министерства труда электронного сообщения и получить номер листа согласования.

      При уведомительной регистрации коллективному договору, соглашению присваивается регистрационный номер.

      Сведения о всех договорах, прошедших регистрацию, заносятся в Регистр соглашений и коллективных договоров в соответствии с Постановлением Минтруда России от 10.10.2003г. № 68.

      В случае выявления условий, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством сообщается об этом представителям сторон, а также в Государственную инспекцию труда в Ростовской области.

      В действующем законодательстве нет специальной нормы, предусматривающей ответственность работодателя за отсутствие регистрации коллективного договора, соглашения. Однако если организация не представит договор на регистрацию, проверяющие органы могут расценить это как нарушение законодательства о труде. В таком случае организация может быть привлечена к административной ответственности по общим основаниям, предусмотренным статьей 5.27 КоАП РФ.

      Следует помнить, что вступление в силу коллективного договора, соглашения не зависит от факта его уведомительной регистрации (часть 2 статьи 50 Трудового кодекса РФ). Стороны обязаны исполнять условия договора с момента его подписания.

      Файлы для скачивания

      Дополнительное соглашение

      Заявление на регистрацию колдоговора

      Коллективный договор или соглашение требуется для того, чтобы закрепить интересы работников и работодателя для дальнейшего совместного сотрудничества на предприятии. Такой документ учитывает не только потребность работников в гарантиях соблюдения норм трудового права, но и требования работодателей к качеству осуществляемых сотрудниками трудовых обязательств, а также основания и условия для их увольнения.

      Под коллективным договором понимается локальный нормативный акт предприятия, в рамках которого осуществляется трудовая деятельность и гарантируется соблюдение прав и свобод работников организации, заключаемый посредством проведения общего совещания между представителями сотрудников и руководства.

      При заключении данного вида договора учитываются положения Трудового кодекса, как главного источника трудовых норм и правил осуществления трудовой деятельности на территории РФ.

      Согласно нормам, установленным гл. 7 ТК РФ, заключение каких-либо договоренностей между сотрудниками организации и ее руководством должны пройти определенные процедуры, в частности, обязательное составление плана и его утверждения всеми участниками, а также последующую регистрацию коллективного договора в специально уполномоченных органах.

      У заключения такого рода соглашения имеется несколько основных целей:

    • Установление баланса между осуществляемым трудом и заработной платой.
    • Принятие положений, которые гарантируют сотрудникам минимальные права и дополнительные поощрения.
    • Привлечение внимания работодателя к существующим проблемам на предприятии.
    • Установление нового источника трудового права для сторон соглашения, в рамках ст. 5 Трудового кодекса РФ.
    • Коллективный договор может заключаться не только между юридическим лицом и сотрудниками, которые работают на него. В рамках ч. 1 ст. 40 ТК РФ в качестве одного из субъектов соглашения может выступать индивидуальный предприниматель, как работодатель определенного количества граждан.

      В случае с юридическими лицами, соглашения могут заключаться не только в головном офисе, но и в различных филиалах и подразделениях, где представителями работодателя выступают руководители соответствующих подразделений или любые другие лица, имеющие на то разрешение в виде, например, распоряжения, в соответствии с нормами, закрепленными в ст. 33 ТК РФ.

      Необходимость коллективного договора

      Заключение коллективного договора не является прямой обязанностью работодателя или его сотрудников, трудовое законодательство не определяет никаких императивных норм по этому вопросу. Однако в рамках ст. ст. 21-22 Трудового кодекса РФ участникам трудовых правоотношений предоставляется право на заключение такого соглашения.

      При этом в ст. 36 ТК РФ указано следующее:

      1. Стороны-участницы или их представители могут самостоятельно инициировать процесс заключения коллективного договора с обязательным уведомлением второй стороны.
      2. После получения уведомления, вторая сторона обязана вступить в переговоры в течение календарной недели, отправив первой стороне ответ, в котором отражается информация о своих представителях.
      3. Рассмотрением вопросов о заключении договора занимается специально созданная комиссия, призванная урегулировать спорные вопросы работодателей и работников по условиям проекта документа.
      4. Установлено, что после объявления переговоров окончательная редакция договора должна быть подписана в срок, не более трех месяцев. Стороны не несут какой-либо ответственности за нарушение сроков, однако нарушение установленных норм может повлечь за собой неблагоприятные последствия в виде проверки от трудовой инспекции.

        Ст. 36 ТК РФ также устанавливает следующие положения, касающиеся представительства интересов участников:

      5. представители сотрудников не могут быть профинансированы за счет работодателя;
      6. представителями обеих сторон не могут выступать одни и те же лица;
      7. представителями работников не могут являться участники партийных подразделений;
      8. представителями не могут выступать органы исполнительной власти или местного самоуправления.
      9. Исходя из положений трудового законодательства, можно заявить о том, что без инициирования процесса переговоров по поводу заключения коллективного договора обязанности по его созданию, проектированию и принятию не наступают ни для одной из сторон.

        Несмотря на то, что цели создания данного локального акта не прописаны на законодательном уровне, инициатор переговоров может подразумевать реализацию следующих задач:

      10. установление четких рамок трудовых правоотношений;
      11. утверждение мотивации сотрудников для повышения оборота предприятия при введении дополнительных мер поддержки инициативных работников;
      12. обеспечение материальной поддержки от работодателя в рамках трудового законодательства по улучшению качества оборудования и соблюдения техники безопасности на производстве;
      13. создание «прозрачной» и стабильной системы по оплате трудовой выработки;
      14. укрепление мер социальной защиты;
      15. установление положений о необходимости страхования жизни и здоровья работников, а также выплаты по ним, и т.д.
      16. Перечисленные задачи не являются полным и исчерпывающим перечнем целей создания договора, однако они частично помогают определить основные мотивы инициирования переговоров со стороны работников.

        Нужно ли регистрировать коллективный договор

        Нормы по регистрации коллективного договора устанавливаются ст. 50 ТК РФ. Коллективный договор подлежит обязательной регистрации в уполномоченных органах, которые имеют право осуществлять регистрационные действия в рамках трудового законодательства.

        Отправкой договора на регистрацию занимается работодатель либо его представители, в течение семи дней после отправки документа уполномоченные органы дают ответ на поставленную задачу.

        Обязательные регистрационные действия преследуют следующие задачи:

      17. Полная систематизация информации о количестве и качестве заключаемых договоров между трудовым коллективом и работодателем.
      18. Установление и дальнейшая ликвидация положений, которые по какой-либо причине ухудшают положение работников и условий для осуществления трудовой деятельности.
      19. Осуществление надзора и контроля за соблюдением установленных условий договора с привлечением специалистов для оценки поведения сотрудников и решений руководителей.
      20. Оказание юридической и иной помощи при составлении проекта договора или самого локального акта организации.
      21. Важно! Оснований для отказа в принятии соглашения или договора на регистрацию не предусмотрено, однако регистрирующие органы могут приостановить процедуру оформления в случае нарушения норм трудового права, либо намеренного ухудшения трудового положения работников.

        В случае, если заявитель не согласен с вынесенным отказом в принятии договора к регистрации или при нарушении регистрационными органами норм законодательства, он может обратиться в вышестоящие инстанции для инициирования проверки обоснованности вынесенного решения или соблюдения установленных правил.

        Где регистрируется коллективный договор

        Регистрационные действия в отношении коллективного договора могут осуществляться как органами исполнительной власти субъектов, так и федеральными надзорными органами по труду, в зависимости от уровня организации-заявителя. В соответствии со ст. 50, регистрация коллективного договора осуществляется следующим образом:

        Уровень субъекта договора

        Формы договора для регистрации

        Межотраслевые коллективные договоры федерального уровня;

        Отраслевые коллективные соглашения уровня федерации;

        Федеральные органы исполнительной власти, призванные контролировать соблюдение установленных норм трудового законодательства.

        Коллективные договоры регионального уровня;

        Договоры территориального уровня.

        Исполнительные органы власти субъектов либо органы местного самоуправления при наличии соответствующего законодательного акта субъекта на предоставление местным органам власти таких полномочий.

        Многофункциональные центры (МФЦ);

        Комитеты по труду и занятости региона.

        В случае оформления регистрации с нарушениями либо при полном отказе в оформлении, заявитель имеет право обратиться с жалобой в вышестоящие инстанции.

        Обычно основаниями для жалоб выступают следующие обстоятельства:

      22. нарушение сроков предоставления услуги или сроков регистрации запросов;
      23. наложение обязательств в предоставлении документов, не соответствующих рассматриваемому обращению и нормам трудового права;
      24. необоснованный отказ в принятии документов на рассмотрение в нарушение установленных норм права;
      25. взимание платы за оказание услуги, а равно и требование осуществить оплату;
      26. отказ в исправлении ошибок или опечаток в актах, которые были допущены служащими регистрирующих органов и т.д.
      27. Важно! Оформление регистрации может происходить не только в рамках регистрирующих органов РФ или субъектов, но и в органах местного самоуправления, поэтому перед подачей документов необходимо либо ознакомиться с законодательными актами, либо обратиться в администрацию города для уточнения вопроса.

        Срок рассмотрения обращений составляет 30 суток с момента условной регистрации заявления.

        Порядок регистрации коллективного договора

        Порядок регистрации коллективного договора определяется ст. 50 ТК РФ, а также локальными актами регистрирующих органов, которые не противоречат действующим нормам права.

        Порядок регистрации можно установить следующим образом:

      28. Подача соответствующего заявления в уполномоченный орган в письменном или электронном виде, с приложением необходимого количества документов. Заполнение обращения должно осуществляться только по установленным правилам и образцам, иначе возможен правомерный отказ в регистрации.
      29. Контрольные действия, направленные на получение информации о принятии заявления к рассмотрению. Обычно достаточно звонка в регистрирующий орган.
      30. Оформление регистрации с последующей передачей двух договоров заявителю и приобщением одного экземпляра к книге учета. Договор или соглашение хранится до момента окончания его действия.
      31. Обязательным условием для получения отметки о регистрации является соблюдение условий по предоставлению сопроводительных документов.

        К необходимым документам относятся:

      32. Несколько экземпляров соглашения – один для представителей работников, один для работодателя и один остается в регистрирующем органе. В некоторых случаях работники не требуют предоставления им собственного документа.
      33. Сопроводительное письмо, которое прикладывается к документам, в нем содержится:
        • персональная информация о сторонах;
        • средства связи с участниками соглашения;
        • округ, в котором находится учреждение;
        • вид деятельности организации;
        • численность штата;
        • наименование профсоюзной организации;
        • при наличии представителей от работников потребуется предоставление протокола общего собрания сотрудников, где было решено о назначении конкретного гражданина на представительство всего коллектива на переговорах и при заключении договора;
        • Приказ о назначении руководителя.
        • Услуга предоставляется полностью бесплатно, любое требование внести какие-либо средства является незаконным.

          Стороны коллективного договора

          Сторонами коллективного договора являются заинтересованные в оформлении локального нормативного акта лица. К таким лицам относятся:

        • Служащие или работники организации.
        • Юридические лица или индивидуальные предприниматели.
        • Коллективные договора в рамках ч. 1 ст. 40 ТК РФ определяются как локальные нормативные акты, регулирующие социально-трудовые отношения, поэтому стороны не только определяют условия работы, но и все социальные аспекты так или иначе касающиеся соблюдения трудовой дисциплины и обеспечения работников определенным гарантиями.

          Стороны определяют большое количество положений для заключения договора, устраивающего всех, поэтому особое внимание уделяется положениям о введении дополнительных пунктов — изменении сроков действия и продления составленного акта.

          Законодательством предусмотрен максимальный срок действия договора – три года с момента подписания. По истечении данного срока либо с его приближением договор продлевается и в него вносятся правки и новые положения.

          Также стороны договариваются о том, что новоприбывшие сотрудники организации тоже пользуются правами, установленными соглашениями и нормами коллективного договора, в рамках ТК РФ.

          Регистрация коллективного договора – сложный процесс, требующий большой внимательности и от работников, и от работодателя, так как данный акт должен не просто удовлетворять условиям каждой стороны, но и действовать в рамках правового поля РФ.

          Внесение изменений в коллективный договор

          Довольно часто требуется внести в коллективный договор учреждения изменения. Причиной может стать изменение законодательства, (например, установление новых льгот), утверждение нового отраслевого соглашения, инициатива работников или работодателя. В любом случае необходимо соблюдать определенную процедуру. Кто может инициировать внесение изменений в коллективный договор? Нужно ли проводить коллективные переговоры? Какова процедура согласования изменений? На эти и некоторые другие вопросы вы получите ответ, прочитав статью.

          Немного о коллективном договоре

          Содержание и структура коллективного договора определяются ст. 41 ТК РФ, однако с учетом финансово-экономического положения работодателя в нем могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с тем, что установлено законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

          Порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора определяется сторонами в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном ТК РФ для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором (ст. 44).

          Отметим, что коллективный договор – это двухстороннее соглашение, и изменять его положения в одностороннем порядке работодатель не может.

          Вносим изменения

          1. Предложение о внесении изменений в коллективный договор. Любая из сторон – как работодатель, так и работники – вправе проявить инициативу, начав коллективные переговоры об изменении условий данного договора. Для этого представители стороны-инициатора должны направить представителям другой стороны письменное предложение в произвольной форме о начале коллективных переговоров с приложением проекта изменений. Представители стороны, которые получили такое предложение, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня его получения (ч. 2 ст. 36 ТК РФ). Согласие вступить в переговоры по изменению коллективного договора необходимо выразить в письменной форме с указанием представителей и их полномочий. День, следующий за днем получения инициатором ответа, является моментом начала переговоров (ч. 2 ст. 36 ТК РФ).

          Если инициатором переговоров выступили представители работников, одновременно с направлением работодателю предложения необходимо известить об этом также все иные первичные профсоюзные организации и в течение последующих пяти рабочих дней создать с согласия остальных профсоюзов единый представительный орган либо включить их представителей в состав уже имеющегося органа. Если в указанный срок данные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия, однако в течение месяца со дня начала переговоров право направить своих представителей за ними сохраняется.

          Обратите внимание

          В связи с началом коллективных переговоров работодатель обязан освободить работников, участвующих в коллективных переговорах, от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев (ч. 1 ст. 39 ТК РФ). Кроме этого, работников, участвующих в переговорах по внесению изменений в коллективный договор без предварительного согласия органа, уполномочившего их представлять интересы трудового коллектива, работодатель не имеет права подвергать дисциплинарному взысканию, переводить на другую работу, увольнять по своей инициативе. Исключение составляют случаи расторжения трудового договора за совершение проступков, за которые в соответствии с законодательством предусмотрено увольнение с работы.

          Если инициатором изменений является работодатель, предложение о начале переговоров направляется в адрес выборного органа полномочной профсоюзной организации. А если профсоюза нет, например, если он распался в течение действия договора? В таком случае нужно обратиться к работникам, чтобы они выбрали своих представителей. Для этого работодатель сам организует общее собрание (конференцию) трудового коллектива, на котором работники могут сделать такой выбор.

          2. После того, как стороны вступили в переговоры, создается комиссия (ч. 7 ст. 35 ТК РФ). Возможно, она уже была создана раньше – при проведении переговоров по заключению коллективного договора. Однако если некоторые члены выбыли из комиссии или срок ее работы был ограничен локальным нормативным актом, необходимо все-таки формировать комиссию заново. Именно она будет определять сроки, место, порядок проведения переговоров и разработки проекта изменений договора.

          Для правильного формулирования изменений договора сторонам понадобятся различные сведения, а также, не исключено, помощь экспертов и специалистов. Помните, что стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Таково требование ст. 37 ТК РФ. При этом, если сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной), участники коллективных переговоров и другие лица, связанные с ведением таких переговоров, не должны их разглашать, иначе им не избежать дисциплинарной, административной, гражданско-правовой или уголовной ответственности.

          К сведению

          3. Соблюдайте сроки. Стороны должны подписать изменения коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала переговоров (ч. 2 ст. 40 ТК РФ). Если в ходе переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, производится в порядке, установленном гл. 61 «Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров»ТК РФ. Поскольку порядок разрешения трудовых споров довольно сложный, сторонам лучше постараться разрешить все возникшие разногласия путем переговоров.

          4. Подписание. После согласования проекта изменений коллективного договора сторонами он подписывается представителями работодателя и работников. Со стороны работодателя его подписывает руководитель организации или уполномоченное лицо, а со стороны работников – председатель профсоюзной организации или иной представитель, избранный на общем собрании тайным голосованием.

          5. Регистрируем изменения. Как и сам коллективный договор, изменения в него должны быть зарегистрированы в соответствующем органе по труду. Например, в Москве уведомительная регистрация коллективных договоров и их изменений осуществляется комитетом общественных связей Правительства г. Москвы , а в Санкт-Петербурге – комитетом по труду и занятости населения. Скажем сразу, что практически в каждом субъекте и административном округе существуют административные регламенты по предоставлению государственной (муниципальной) услуги «Уведомительная регистрация коллективных договоров», которыми определены перечень документов и количество их экземпляров, необходимых для регистрации договора.

          Направить на регистрацию изменения в коллективный договор работодатель должен в течение семи дней с момента подписания сторонами изменений.

          При проведении регистрации орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством. Если таковые будут выявлены, об этом сообщают представителям сторон, подписавшим договор, и в соответствующую государственную инспекцию труда (ч. 3 ст. 50 ТК РФ). Подобные условия признаются недействующими. Вместо них стороны обязаны будут руководствоваться положениями трудового законодательства.

          Ответственность работодателя

          Кроме административной ответственности, работодатель может нести материальную ответственность, если не будет соблюдать порядок внесения изменений в коллективный договор. Этому есть множество подтверждений в судебной практике.

          Б. обратилась в Надымский городской суд с иском к ООО о взыскании оплаты проезда к месту отдыха и обратно за 2010 – 2011 годы и материальной помощи на оздоровление. В обоснование иска Б. указала, что согласно положениям коллективного договора ООО работодатель обязан ежегодно оплачивать работнику и членам его семьи, находящимся на его иждивении, проезд к месту отдыха и обратно, а также предоставлять ежегодно материальную помощь на оздоровление к отпуску. В 2010 – 2011 годах по выходу из отпусков Б. передавала работодателю авансовые отчеты о расходах на проезд к месту отдыха и обратно на себя и своего несовершеннолетнего ребенка с приложением необходимых документов, однако ответчик не компенсировал ей понесенные расходы на проезд и не выплатил материальную помощь на оздоровление.

          Представитель ООО исковые требования не признал, пояснил, что требуемые истцом выплаты действительно предусмотрены коллективным договором при наличии финансово-экономических возможностей общества, однако в связи с тяжелым финансовым положением на предприятии выплата данных социальных компенсаций приостановлена со II квартала 2010 года.

          Городской суд отказал Б. в удовлетворении требований о взыскании материальной помощи, а расходы на проезд к месту отдыха взыскал. Не согласившись с таким решением суда, Б. подала апелляционную жалобу.

          Изучив материалы дела, судебная коллегия апелляционной инстанции посчитала, что ранее состоявшееся решение суда подлежит отмене и вот почему.

          Пунктом 7.2.1 коллективного договора ООО на 2010 – 2012 годы предусмотрена оплата работодателем расходов, понесенных работником на проезд к месту отпуска и обратно любым видом транспорта. Кроме того, работодатель производит оплату стоимости проезда членам семьи, находящимся на иждивении работника. Пунктом 7.1.1 коллективного договора предусмотрена обязанность работодателя оказывать материальную помощь на оздоровление к ежегодному отпуску работникам, отработавшим не менее двух лет в данной организации. В разделе «Условия оплаты труда» (п. 4.4) трудового договора, заключенного ответчиком с истцом, предусмотрена выплата работнику материальной помощи к отпуску на оздоровление.

          Вывод городского суда в части правомерности приостановления предусмотренных коллективным договором социальных выплат на оздоровление к отпуску в связи с тяжелым финансовым положением ООО основан на неправильном толковании норм трудового законодательства. Апелляционная инстанция обосновала свою позицию следующим.

          В соответствии со ст. 44 ТК РФ изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном ТК РФ для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором. Коллективным договором данный порядок не установлен, комиссия по регулированию социально-трудовых отношений полномочиями по изменению коллективного договора не наделена. В связи с этим изменения в коллективный договор ООО, в том числе в части временного приостановления действия отдельных пунктов коллективного договора, могли быть внесены в том порядке, в котором коллективный договор был принят, – на конференции трудового коллектива.

          ООО не предоставило доказательств, свидетельствующих о внесении в коллективный договор изменений в определенном законом порядке, следовательно, доводы апелляционной жалобы о незаконности и необоснованности приостановления ответчиком социальных выплат являются обоснованными.

          При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании материальной помощи на оздоровление подлежит отмене, а исковые требования Б. – удовлетворению (Апелляционное определение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.06.2012 по делу № 33-1136/2012).

          В заключение

          Научитесь составлять управленческую отчетность в нашем новом онлайн-курсе. Собственники готовы платить за управленческие отчеты больше, чем за налоговые. Дадим алгоритм настройки отчетов и покажем, как встроить их в ваш повседневный учет.

          Обучение дистанционно. Выдаем сертификат. Записывайтесь на курс «Все про управленческий учет: для бухгалтера, директора и ИП». Пока за 3500 вместо 6000 руб.

          Регистрация коллективного договора

          Колдоговор содержит нормы трудового права, которые действуют в организации, заключившей с работниками это соглашение. Согласно ТК данный договор не может ухудшать положение работников по сравнению с установленным законодательством, поэтому колдоговор должен быть подвергнут тщательной проверке. В связи с этим коллективный договор подлежит регистрации.

          Регистрация как этап заключения колдоговора

          В ст. 44 ТК РФ указано, что порядок заключения колдоговора устанавливается самими сторонами согласно положениям ТК и иных законов федерального уровня.

          Анализ указанных положений позволяет выделить следующие этапы:

        • сторона-инициатор направляет другой стороне предложение об организации коллективных переговоров;
        • сторона, получившая предложение, направляет инициатору ответ на предложение с указанием своих представителей, которые будут участвовать в переговорах;
        • в определенном сторонами порядке проводятся колпереговоры;
        • разрешаются возникающие разногласия;
        • стороны подписывают колдоговор;
        • коллективный договор направляется на уведомительную регистрацию;
        • вступление документа в силу.
        • Обязательно ли регистрировать колдоговор

          Стороны, подписавшие колдоговор, могут задаться вопросом, нужно ли регистрировать коллективный договор. Необходимость направления договора на уведомительную регистрацию предусмотрена ст. 50 ТК РФ. Данная обязанность возложена законодательством на работодателя. За неисполнение этой обязанности нарушитель может понести ответственность в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ ) как за нарушение требований трудового законодательства.

          Целями регистрации коллективного договора являются:

        • придание договору статуса правового акта;
        • сбор информации о количестве заключенных колдоговоров и их содержании;
        • выявление условий, противоречащих действующему законодательству для исключения возможности их применения работодателями;
        • обеспечение условий для контроля за исполнением коллективных договоров.
        • При этом, несмотря на то, что коллективный договор подлежит регистрации, он вступает в силу независимо от факта регистрации. Договор начинает действовать на следующий день после подписания или, если в нем указана дата вступления в силу, с указанной в договоре даты. С момента вступления колдоговора в силу стороны обязаны выполнять его и действовать в соответствии с его положениями. За неисполнение договора стороны могут быть привлечены к ответственности.

          Согласно ст. 50 ТК РФ для регистрации колдоговор направляется в орган по труду. Имеется в виду орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам труда и занятости. Порядок проведения данным органом уведомительной регистрации устанавливается на уровне субъекта РФ в соответствии с федеральным трудовым законодательством.

          Например, в Московской области регистрация колдоговоров осуществляется Главным управлением по труду и социальным вопросам Московской области на основании Положения от 26.11.2002, утв. Московской областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

          Не позднее семи дней с даты подписания колдоговор направляется работодателем на регистрацию. Документ должен быть сброшюрован, прошит, листы – пронумерованы. На листе, на котором указаны реквизиты сторон, следует разместить строки «Регистрационный номер», «Дата регистрации», «Регистрирующий орган», «Место печати», которые будут заполнены регистрирующим органом. Эти требования относятся ко всем экземплярам договора. Как правило, колдоговор представляется на регистрацию в трех экземплярах (на один больше, чем участников соглашения).

          Срок проведения проверки договора устанавливается актом, регулирующим порядок регистрации в данном регистрирующем органе. Например, в Московской области такой срок составляет 10 дней.

          Выявление условий, ухудшающих положение работников, не является основанием для отказа в регистрации. Такие условия признаются недействительными и не должны применяться.

          По результатам регистрации заявителю направляется соответствующее уведомление.

          Уведомительная регистрация коллективных договоров

          Уведомительная регистрация коллективных договоров

          Похожие публикации

          Нужно ли регистрировать коллективный договор, определяет ст. № 50 ТК РФ. Нормативный документ обязует все предприятия на протяжении 7 дней после подписания соглашения зарегистрировать его в специальном органе по труду.

          Зачем нужна регистрация коллективного договора

          Основные цели регистрации:

        • Систематизация данных о числе и составе заключенных соглашений.
        • Определение ухудшающих положение работников условий по закону о труде.
        • Надзор за исполнением всех пунктов документа.
        • Помощь в разработке соглашений.
        • Где регистрируют коллективный договор

          В соответствии с законом, регистрация коллективного договора производится специальным органом по труду:

        • Межотраслевые и отраслевые соглашения федерального уровня партнерства регистрируются федеральными органами исполнительной власти, отвечающими за исполнение закона о труде.
        • Коллективные договоры регионального и территориального уровня регистрируются органами исполнительной власти субъектов РФ.
        • Важно! Где регистрируется коллективный договор, иногда устанавливается региональным законодательством. Такими полномочиями могут быть наделены даже органы местного самоуправления. Поэтому, рекомендуется уточнять о месте проведения регистрации коллективных договоров в городе местонахождения компании.

          В какие сроки регистрируются коллективный договор и соглашения

          Договоры подаются на уведомительную регистрацию в течение 7 календарных дней после их подписания. После чего, на протяжении двух недель, документ внимательно изучают. Проверяющий орган смотрит соответствие соглашения нормам закона. Только после этого производится его согласование и регистрация.

          Факт проведения уведомительной регистрации не влияет на дату вступления в силу коллективного договора.

          Уведомительная регистрация коллективных договоров совершается в несколько этапов:

        • Подготовка документации для сдачи в компетентный орган:
          • требуется подготовить три экземпляра соглашения. Все визы и печати в документе должны быть настоящими. Страницы каждого документа нумеруются, прошиваются и скрепляются печатью. Обязательно обозначить количество пронумерованных и прошнурованных листов в конце документа;
          • дополнительно готовится сопроводительное письмо. Оно содержит информацию:
            • личные данные сторон, заключивших соглашение;
            • сотовые телефоны участников отношений;
            • обозначение административного округа, к которому принадлежит организация;
            • отрасль по виду деятельности компании;
            • количество людей на предприятии;
            • название профсоюзного органа;
          • когда соглашение заключено представителями работников, дополнительно потребуется подготовить протокол общего собрания о наделении полномочий на ведение переговоров и заключении договора от имени работника. Уведомительная регистрация коллективных договоров совершается бесплатно.
          • Собрав всю требуемую документацию необходимо сдать её в орган по труду.
          • На протяжении двух недель инстанция проверяет документ на наличие нарушений.
          • Если обнаружены ухудшения положения работников, ставится отметка на оттиске печати — «замечания на __ листах».

      Важно! Наличие отклонений от норм является основанием для отказа в регистрации договора.

      Когда нарушения не выявлены, осуществляется непосредственная регистрация документа:

    • в журнале учета с присвоением им номера и указанием даты согласования;
    • информация о коллективном договоре отражается в специальном реестре.
    • Два экземпляра документа возвращаются сторонам трудовых отношений. Третий экземпляр хранится в регистрирующем органе до окончания срока действия документа.
    • Все изменения и дополнения, которые вносятся в коллективный договор, требуется регистрировать по стандартной схеме.

      Согласно закону, коллективный договор подлежит регистрации в обязательном порядке. Если организация не предоставляет такие соглашения на уведомительную регистрацию, проверяющие инстанции могут расценить данное бездействие нарушением трудового законодательства. Тогда организацию привлекут к административной ответственности в виде штрафных санкций.

      В Российской Федерации установлена обязательность государственной регистрации коллективного договора. Коллективный договор направляется работодателем, его представителем на регистрацию в течение семи дней со дня его подписания.

      Такая регистрация возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления (если такое право предоставлено им законами субъектов РФ). Так, органы местного самоуправления осуществляют уведомительную регистрацию коллективных договоров в Республике Бурятия (ст. 14 Закона Республики Бурятия от 8 мая 2009 г. № 820-IV «О некоторых вопросах социального партнерства в сфере труда»), Томской области (Закон Томской области от 9 декабря 2013 г. № 216-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по регистрации коллективных договоров»).

      Государственная регистрация коллективного договора носит уведомительный характер, ее отсутствие не влияет на его юридическую силу, поскольку он вступает в силу со дня подписания или со дня, определенного в самом коллективном договоре.

      Орган, осуществляющий регистрацию коллективных договоров, проводит проверку соответствия их положений законодательству о труде. В случае выявления условий коллективного договора, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством и нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, данный орган обязан сообщить об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, для устранения допущенного нарушения прав работников и зарегистрировать коллективный договор. Одновременно о выявленных нарушениях законодательства извещается соответствующая государственная инспекция труда.

      Для признания недействительности условий коллективного договора, ухудшающих положение работников, не требуется принятия особых решений государственных органов. Такие условия недействительны с момента их принятия и не подлежат применению.

      М. В. и А. М. Лушниковы предлагают предоставить регистрирующему органу право приостановить действие условий коллективного договора, сохраняя коллективный договор в остальной его части, полагая, что право приостановления, а не отмены таких условий соответствует уведомительной природе государственной регистрации [1] . Данное предложение нам представляется неточным, поскольку приостановление действия того или иного положения правового акта означает невозможность его применения в определенный отрезок времени, меньший, чем срок действия этого правового акта, и применяется в отношении норм, не вызывающих сомнений в их законности. Применительно же к условиям коллективного договора, ухудшающим положение работников, складывается принципиально иная ситуация: они нарушают права работников, и никакой период приостановления их применения не изменит характеристику соответствующих норм как противоправных.

      Вместе с тем работодатель может полагать, что условия коллективного договора, которые регистрирующий орган считает нарушающими права работников, соответствуют требованиям закона. В этом случае он должен иметь возможность обжаловать соответствующее сообщение в судебном порядке, что позволит избежать индивидуальных трудовых споров между работниками и работодателем.

      Действие коллективного договора

      Основные правила действия коллективного договора установлены ст. 43 ТК. Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного в самом коллективном договоре. Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет. Процедура достижения соответствующего соглашения устанавливается сторонами.

      Практика заключения коллективных договоров в странах с рыночной экономикой свидетельствует о том, что профсоюзам выгоднее краткосрочные коллективные договоры, дающие им возможность использовать всякую благоприятную экономическую конъюнктуру для предъявления новых требований, заключения нового договора по окончании срока действия прежнего. Длительный срок действия коллективных договоров ограничивает свободу действий профсоюзов, а работодатель, напротив, заинтересован в стабильности договора, не дающей профсоюзам возможности использовать указанные выше обстоятельства [2] .

      По-иному складывается деятельность большинства современных российских профсоюзов, которые настаивают на максимально длительной продолжительности коллективных договоров, опасаясь, что работодатель либо будет затягивать новый переговорный процесс, либо в ходе его проведения не согласится на те условия труда, на которых заключен действующий коллективный договор. Это, на наш взгляд, лишний раз свидетельствует о слабости профсоюзов в России, причем эта слабость отчетливо осознается самими профсоюзами.

      Нормативное определение срока действия коллективного договора со стороны законодателя направлено на привитие сторонам социального партнерства навыков проведения переговоров, что должно способствовать как укреплению организаций работников, так и развитию социального сотрудничества в сфере труда. Как следствие, предложение исключить возможность установления конкретного срока действия коллективного договора со стороны государства [3] представляется не соответствующим позиции государства на содействие развитию социального партнерства.

      Аналогична позиция государства и других постсоциалистических стран. Так, Конституционный трибунал Польши признал не соответствующими Конституции Республики Польша § 2 ст. 6 Европейской социальной хартии, а также Конвенции МОТ № 98 правило, введенное § 1 ст. 241 Трудового кодекса Польши, согласно которому после истечения срока действия коллективного трудового договора юридическая сила этого договора автоматически продлевалась до дня заключения общественными партнерами нового коллективного договора. Автоматическое продление срока действия коллективного трудового договора, утратившего юридическую силу в результате истечения срока, на который он был заключен, противоречит обязанности государства-члена поддерживать механизм добровольных переговоров между работодателями и организациями работников [4] .

      Что же касается продления действия коллективного договора по соглашению сторон, то данное правило не вызывает возражений, поскольку оно основано на добровольном волеизъявлении сторон.

      Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения наименования организации, ее реорганизации в форме преобразования, изменения типа государственного или муниципального учреждения, расторжения трудового договора с руководителем организации, подписавшим коллективный договор.

      При реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации. При смене формы собственности организации действие коллективного договора сохраняется в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности. В этих случаях любая из сторон имеет право начать переговоры о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет. При отсутствии такой инициативы действие коллективного договора прекращается по истечении указанных сроков. При ликвидации организации коллективный договор действует в течение всего срока проведения ликвидации (ст. 43 ТК).

      Данные правила вызывают ряд вопросов. Исходя из трудового законодательства, никакого влияния на действие коллективного договора не оказывает ни преобразование организации, ни ее переименование, ни смена акционеров, ни изменение персоналии руководителя организации. Это вполне естественно, поскольку еще в 1920-е гг. было отмечено, что при современной системе хозяйства нанявшийся связан не с владельцем предприятия, а с самим предприятием как самостоятельной хозяйственной единицей, и личность предпринимателя в данном случае не имеет того значения, чтобы новый владелец предприятия мог считать себя свободным от обязательств по коллективному договору, заключенному прежним владельцем предприятия [5] .

      В силу ст. 57 ГК юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. С этого момента реорганизация считается оконченной, сама же процедура ее проведения еще не изменяет правового положения организации, являясь лишь подготовительным этапом для оформления вопросов правопреемства. Поэтому проведение процедуры реорганизации объективно не может оказать влияния на действие коллективного договора.

      Судьба прав и обязанностей юридического лица при его реорганизации устанавливается ст. 58 ГК. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица, в том числе права и обязанности по коллективному договору, что находит свое отражение и в ТК.

      Права и обязанности юридического лица переходят к другому юридическому лицу и при реорганизации в иных формах. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. Вместе с тем права и обязанности по коллективному договору не переходят к вновь возникшему юридическому лицу (лицам), а прекращаются по окончании реорганизации.

      Представляется, что такое решение не имеет достаточных оснований применительно к реорганизации юридического лица в форме разделения и выделения. При слиянии и присоединении вновь возникшее юридическое лицо может столкнуться с действием различных коллективных договоров, заключенных на разных условиях, что объективно не позволяет сохранить действие коллективных договоров, а требует их унификации либо посредством проведения новых коллективных переговоров, либо распространением на работников присоединенного юридического лица условий коллективного договора, действовавшего в организации, к которой произошло присоединение. На период же проведения коллективных переговоров условия труда определяются работодателем, что вытекает из существа его полномочий.

      Иная ситуация складывается при разделении и выделении юридического лица. В данных случаях права и обязанности организации переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом, что исключает конкуренцию разных коллективных договоров (в реорганизованном юридическом лице действовал один коллективный договор). Поэтому каких-либо препятствий для продолжения действия коллективного договора здесь не усматривается, более того, таковое способствовало бы стабильности трудовых отношений и укреплению социального мира. При этом никто не отрицает права работодателям инициировать проведение коллективных переговоров по внесению в коллективный договор изменений.

      Необходимо отметить, что, например, Директива ЕС 2001/23/ ЕС от 12 марта 2001 г. (ст. 3) предусматривает, что после передачи прав и обязанностей работодателя к правопреемнику последний продолжает придерживаться условий коллективного соглашения в том же объеме, что существовал по отношению к правообладателю до расторжения или истечения срока его действия либо до вступления в силу или применения другого коллективного соглашения. Государства – члены ЕС вправе ограничить период сохранения прежних условий на срок не менее года.

      Аналогичная аргументация может быть использована и при анализе нормы о действии коллективного договора при смене формы собственности организации [6] . Поскольку новый собственник по общему правилу приобретает организацию со всеми ее правами и обязанности, ограничение срока действия коллективного договора трехмесячным периодом представляется крайне спорным, а соответствующая норма должна быть изменена таким образом, чтобы коллективный договор продолжал свое действие в отношении нового работодателя до истечения срока соответствующего коллективного договора [7] .

      Из этого исходят и законодательства иностранных государств. В частности, в Латвии смена собственника предприятия не прекращает действия коллективного трудового договора и трудовых договоров, а также, соответственно, коллективно-трудовых и трудовых правоотношений, которые переходят вместе с предприятием к приобретателю. О необходимости соблюдения условий заключенного и действующего на момент перехода предприятия коллективного трудового договора до момента вступления в силу нового коллективного трудового договора или до момента распространения условий другого коллективного трудового договора говорится в ч. 4 ст. 118 Трудового закона Латвии. Кроме того, в течение одного года условия коллективного трудового договора не могут быть изменены в сторону ухудшения положения работников.

      При переходе предприятия и сохранении его самостоятельности неизменными остаются правовой статус и функции представителей работников; согласно ст. 121 Трудового закона они сохраняются на тех же условиях, которые действовали до момента перехода предприятия [8] .

      Изменения и дополнения коллективного договора в течение срока его действия производятся только по взаимному согласию сторон, что полностью соотносится с договорной природой принятия данного правового акта; для изменения, дополнения или отмены договора или его части недостаточно волеизъявления одной из сторон. При внесении в коллективный договор изменений стороны руководствуются порядком либо законом, установленным для его заключения или определенным в самом коллективном договоре. Как правило, внесение в коллективный договор изменений и дополнений относится к компетенции постоянно действующих органов социального партнерства, создаваемых в организациях (совместные комитеты, комиссии по контролю за соблюдением коллективного договора и т.п.).

      Читайте так же:  Медико-социальная экспертиза курск