Заявление о соответствии субъекта малого или среднего предпринимательства

Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства: как и почему

Какие преимущества дает компаниям внесение в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства?

Статус малого предпринимательства определяется в соответствии со ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (далее по тексту – Закон №209-ФЗ). Для отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать:

  • от 101 до 250 человек для средних предприятий;
  • до 100 человек для малых предприятий (до 15 человек – для микропредприятий).
  • Расчет показателя среднесписочной численности осуществляется по правилам, утв.Приказом Росстата от 28.10.2013 г. №428.

    Величина предельного размера дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, должно составлять:

  • для микропредприятий — 120 млн. рублей;
  • для малых предприятий — 800 млн. рублей;
  • для средних предприятий — 2 млрд. рублей.
  • Предельный размер показателей для целей отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства нельзя путать с предельными значениями выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения УСН (Письмо Минфина РФ от 30.12.2015 г. №03-11-11/77673).

    Привилегии для «малышей»

    Какие привилегии дает статус субъекта малого предпринимательства? Законом №209-ФЗ предусмотрены специальные меры для поддержки бизнеса малым предприятиям. Так, ст.7 Закона №209-ФЗ такие предприятия могут применять:

  • специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам;
  • упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  • упрощенный порядок ведения кассовых операций;
  • Малые предприятия могут не устанавливать лимит кассы. И даже в случае, если у компании был утвержден кассовый лимит, а в определенный период времени она стала соответствовать малому предприятию, то компания вправе отказаться от лимита. В этом случае необходимо издать приказ руководителя об отмене ранее установленного лимита хранения денежной наличности в кассе со ссылкой на п.2 Указания №3210-У, иначе компанию могут оштрафовать за нарушение кассовой дисциплины по п.1 ст.15.1 КоАП РФ.

  • упрощенный порядок составления статистической отчетности;
  • льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество.
  • Для субъектов малого предпринимательства предусмотрены особенности участия в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд – государственные заказчики обязаны осуществлять не менее 15% совокупного годового объема закупок у них.

    За оказанием поддержки субъектам малого предпринимательства необходимо заполнить форму заявления, утвержденную Приказом Минэкономразвития РФ от 10.03.2016 г. №113.

    Реестр сведений о субъектах малого предпринимательства

    Ведение реестра о субъектах малого предпринимательства с 1 июля 2016 г. возлагается на ФНС РФ без участия самих бизнесменов (ст.4.1 Закона №209-ФЗ). Основанием для формирования записей в реестр будут являться сведения, которые имеются в базе ФНС РФ:

  • о субъекте малого предпринимательства, содержащиеся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
  • о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;
  • о доходе, полученном от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (декларация).
  • В едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства будут содержаться, например, сведения о наименовании компании (ИП), ИНН, место нахождения компании (место жительства ИП), категории субъекта малого или среднего предпринимательства (микропредприятие, малое предприятие или среднее предприятие).

    Такие сведения размещаются на официальном сайте ФНС (www.nalog.ru) 10-го числа каждого месяца в общедоступном режиме в течение пяти календарных лет, следующих за годом размещения.

    То есть единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – это размещенная в открытом доступе (в сети Интернет) база данных о субъектах малого и среднего бизнеса. При обращении к ней можно подтвердить принадлежность конкретной компании (ИП) к категории малого (в т. ч. микро-) предприятия (или среднего предприятия), для того, чтобы использовать льготы, установленные законодательством для субъектов малого предпринимательства (Письмо ФНС РФ от 08.08.2017 г. №ГД-4-14/15554).

    Статус субъекта малого (среднего) предпринимательства не нужно подтверждать каким-либо специальным документом (например, свидетельством). Достаточно наличия у компании (ИП) документов, которые свидетельствуют о соблюдении условий отнесения их к таковым в реестре (например, данных налоговой и бухгалтерской отчетности, сведений о среднесписочной численности работников).

    Зачем нужен реестр? Как попасть в реестр?

    Основные задачи ведения такого реестра заключаются в следующем:

  • обеспечение реализации «надзорных каникул» для «малышей»;
  • Так называемые «надзорные каникулы» для субъектов малого предпринимательства введены Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон №246-ФЗ) на срок с 1 января 2016 года по 31 декабря 2020 г. В этот период запрещены практически все неналоговые проверки. Освобождение возможно, если за предыдущие три года в компании не было грубых нарушений, а также проступков, за которые могли приостановить деятельность, аннулировать лицензию или дисквалифицировать директора. Надзорные каникулы не затронут проверки налоговиков и внебюджетных фондов, а коснутся только плановых проверок ГИТ, Роспотребнадзора, МЧС России и т. п.

  • снижение затрат компаний (ИП) и органов государственной власти, связанных с необходимостью подтверждения статуса малого и среднего предпринимательства для участников программ поддержки;
  • максимальное раскрытие информации о видах деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и производимых ими товарах (работах, услугах), в том числе инновационной и высокотехнологичной продукции.
  • Единый реестр формируется автоматически путем присвоения компаниям (ИП) статуса субъекта малого (среднего) предпринимательства на основании сведений, которые уже имеются у контролирующих ведомств.

    Компаниям (ИП) не нужно самим подавать заявления о включении в реестр (об исключении из него). Соответствующие данные о них внесет ФНС России (ст. 4.1 Закона №209-ФЗ, Информация ФНС РФ от 31.01.2020 г.).

    Субъект малого предпринимательства может самостоятельно внести в реестр дополнительные сведения о себе, которые помогут найти его крупнейшим заказчикам. Например, сообщить о своей продукции, опыте исполнения контрактов, об участии в программах партнерства, а также дополнить контактной информацией (адрес электронной почты, телефон, сайт) (Информация ФНС РФ от 01.08.2016 г.).

    Приложение N 1. Заявление о соответствии субъекта малого или среднего предпринимательства условиям отнесения к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

    Информация об изменениях:

    Приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 7 сентября 2015 г. N 33-н в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней со дня официального опубликования названного приказа

    Приложение N 1
    к административному регламенту
    предоставления комитетом по управлению
    государственным имуществом
    Волгоградской области государственной
    услуги «Заключение в соответствии
    с положениями Федерального закона
    от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ
    «Об особенностях отчуждения недвижимого
    имущества, находящегося
    в государственной собственности
    субъектов Российской Федерации
    или муниципальной собственности
    и арендуемого субъектами малого
    и среднего предпринимательства,
    и о внесении изменений в отдельные
    законодательные акты Российской
    Федерации» договоров купли-продажи
    недвижимого имущества, находящегося
    в государственной собственности
    Волгоградской области с субъектами
    малого и среднего предпринимательства,
    являющимися арендаторами указанного
    недвижимого имущества и обладающими
    преимущественным правом на его
    приобретение в собственность»

    С изменениями и дополнениями от:

    7 сентября 2015 г.

    В комитет по управлению

    (наименование арендатора, адрес)

    ЗАЯВЛЕНИЕ
    о соответствии субъекта малого или среднего предпринимательства условиям отнесения к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

    Для заключения договора купли-продажи объекта государственного недвижимого имущества

    (наименование объекта, площадь)

    расположенного по адресу:

    в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сообщаю Вам о соответствии условиям отнесения к категориям субъектов малого (среднего) предпринимательства (нужное подчеркнуть), установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а именно:

    1. Суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) составляет _____________ процентов, доля участия, (не должна превышать 25 процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, составляет ________________ процентов (не должна превышать 25 процентов).

    2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год составила _____________ человек.

    3. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость за предшествующий календарный год составила _______________ рублей или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и материальных активов) за предшествующий календарный год составила _______________ рублей.

    Об ответственности за достоверность представленных сведений предупрежден(а).

    Прошу предусмотреть в договоре купли-продажи порядок оплаты приобретаемого арендуемого имущества: _____________________________________ (единовременно или в рассрочку), срок рассрочки, _________________________, но не менее пяти лет (согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и не более шести лет (согласно Закону Волгоградской области от 16 октября 2008 г. N 1739-ОД «Об установлении срока рассрочки оплаты при возмездном отчуждении недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Волгоградской области или в муниципальной собственности муниципальных образований Волгоградской области и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства»).

    Я согласен(на) на обработку персональных данных в комитете по управлению государственным имуществом Волгоградской области.

    К заявлению прилагаются следующие документы:

    Декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства

    Декларация о соответствии субъектам малого и среднего предпринимательства (бланк)

    Мы рассказывали в нашей консультации о критериях отнесения организаций и ИП к субъектам малого и среднего предпринимательства (СМП или МСП). В том случае, когда СМП участвуют в закупках или привлекаются к исполнению договоров в качестве субподрядчиком (соисполнителей) в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ , они обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства (п. 11 Положения, утв. Постановлением Правительства от 11.12.2014 № 1352). Делается это путем составления специальной формы декларации о соответствии субъектам малого предпринимательства. Образец такой декларации (бланк) приведем в нашей консультации.

    Декларация субъекта малого предпринимательства

    Форма декларации об отношении к субъектам малого предпринимательства, а точнее о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, утверждена Постановлением Правительства от 11.12.2014 № 1352.

    Для декларации о принадлежности к СМП образец бланка приведем ниже.

    Декларация соответствия СМП (образец бланка): скачать в Word.

    Декларация заполняется в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ , п. 11 Положения, утв. Постановлением Правительства от 11.12.2014 № 1352, Приказом Минэкономразвития от 31.05.2017 № 262, разъяснениями Минэкономразвития.

    В декларации в зависимости от соответствия критериям необходимо подтвердить отнесение к субъектам малого или среднего предпринимательства. При этом в отношении декларанта необходимо указать:

  • наименование участника закупки;
  • адрес местонахождения;
  • ИНН/ КПП, номер и дата выдачи свидетельства о постановке на учет;
  • ОГРН;
  • сведения о соответствии критериям отнесения к СМП, а также сведения о производимых товарах, работах, услугах и видах деятельности (в табличной форме).
  • Декларация может быть сдана в бумажном или в электронном виде. В бумажном виде декларация заполняется чернилами черного, фиолетового или синего цвета. Заполнение электронной формы декларации должно производится заглавными буквами шрифтом Courier New высотой 16 — 18 пунктов.

    Обязательными для заполнения в таблице являются пункты с 1 по 11.

    В пунктах 1 и 2 при соответствии указанным в них критериям в графе 5 проставляется «да» или «не превышает на момент заполнения». При желании в графе 5 можно указать фактический показатель.

    МСП, не являющиеся ООО, в указанных графах ставят прочерки.

    В пунктах с 3 по 6 нужно указать «да» или «нет» в зависимости от соответствия приведенным в них условиям.

    В пунктах 7 и 8 заполняются, соответственно, только ячейки 7-4 и 8-4 фактическими значаниями.

    В пункте 9 указываются сведения о лицензиях с перечислением всех данных из ЕГРЮЛ или ЕГРИП: серия и номер лицензии, дата выдачи, дата начала действия, дата окончания действия, наименование лицензируемого вида деятельности, на который выдана лицензия, сведения об адресе места осуществления лицензируемого вида деятельности, наименование лицензирующего органа, выдавшего или переоформившего лицензию, сведения о приостановлении действия лицензии, ГРН и дата внесения в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) записи, содержащей указанные сведения. Если лицензий нет, указывается «нет».

    В пункте 10 таблицы указываются данные из ЕГРЮЛ или ЕГРИП с перечислением кодов ОКВЭД2 и ОКПД2.

    В пункте 11 нужно указать фактически осуществляемые виды деятельности, производимые субъектами СМП товары, выполняемые работы, оказываемые услуги с перечислением кодов ОКВЭД2 и ОКПД2.

    Недостоверные сведения в декларации МСП

    Включение недостоверных сведений в декларацию МСП может повлечь:

  • отстранение участника МСП от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в любой момент до заключения контракта;
  • прекращение заключенного контракта с признанием лица МСП уклонившимся от заключения контракта;
  • принятие заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по закупке;
  • включение лица МСП в реестр недобросовестных поставщиков в случае прекращения контракта по закупке.
  • Декларация о соответствии субъектам малого предпринимательства (образец)

    Государственные закупки — это федеральная система размещения заказов для муниципальных или государственных нужд. Здесь заявлены большие объёмы для поставщиков товаров и исполнителей услуг, а малый бизнес пользуется в конкурсном отборе особыми привилегиями. В этой статье вы найдёте образец декларации о принадлежности к субъектам малого предпринимательства, который надо подавать при участии в торгах вместе с другими документами.

    Кто относится к субъектам малого бизнеса

    Критерии отнесения организации или предпринимателя к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) достаточно часто меняются. С учётом нововведений, в 2020 году установлены следующие критерии отбора по количеству работников и размеру выручки без НДС.

    Читайте так же:  Нотариус молтянинова н.л.

    Среднесписочная за предшествующий год

    не более 15 человек

    не более 100 человек

    не более 250 человек

    Лимит выручки предшествующий год

    Доля участия государства в ООО

    Участие иностранных или других (не МСП) организаций

    Если вы подходите под эти критерии, то можете подавать заявку на торгах, в которых статус субъекта малого бизнеса является преимуществом. Кроме того, государство постоянно расширяет перечень льгот для СМП, ведь развитие этого сегмента экономики – один из путей снижения социальной напряжённости.

    Форма декларации о принадлежности

    Обязанность подтверждать соответствие критериям малого бизнеса установлена статьёй 51 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Официально бланк декларации не утверждался, документ просто должен подтверждать, что участник соответствует указанным выше условиям.

    Декларация о принадлежности к СМП (субъекту малого предпринимательства), согласно требованиям по 44 ФЗ, подготавливается в свободной форме. Вы можете скачать наш образец, актуальный для 2020 года, или составить свой вариант, однако, с 1 августа 2016 ситуация изменилась.

    В середине 2016 года Федеральная налоговая служба разработала российский Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. Теперь информация о соответствии критериям СМП доступна государственным заказчикам и любым заинтересованным лицам. Сведения из Реестра находятся в открытом доступе, чтобы получить их, достаточно указать в строке поиска ИНН или наименование организации (полное имя ИП).

    Информация из реестра формируется в виде файла формата PDF или Excel и включает в себя такие данные:

  • наименование организации или ФИО индивидуального предпринимателя;
  • место нахождения и ИНН;
  • категория субъекта МСП;
  • все коды деятельности по ОКВЭД.
  • По заявлению бизнесмена в реестр можно также добавить его полные контактные данные, информацию о производимой продукции, об участии в госзакупках и заключении контрактов.

    В Постановлении Правительства РФ от 26 июля 2016 г. N 719 говорится, что декларация о соответствии участника торгов субъектам малого предпринимательства уже не является обязательной. Для подтверждения этого статуса достаточно представить сведения из Единого реестра. Более того, в Постановлении прямо сказано, что заказчик не вправе требовать иного подтверждения, если данные участника торгов есть в реестре.

    Однако может сложиться ситуация, что сведения о бизнесмене не внесены в реестр или они искажены. В этом случае единственный вариант подтверждения — декларация СМП в свободной форме.

    Субъекты малого и среднего предпринимательства, участвующие в процедурах госзакупок, по нормам ст. 30 ФЗ «О контрактной системе», имеют преференции. Но чтобы ими воспользоваться для участия в государственных и муниципальных торгах, придется доказать свою принадлежность к категории предпринимателей-поставщиков. Например, с помощью заполнения специальной подтверждающей документации. Эта форма не имеет унифицированного бланка, поэтому скачать декларацию СМП с сайта налоговой не получится. Но на сайте ФНС есть возможность получить выписку из Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, который ведется с 2016 года.

    Для чего нужна справка

    Чтобы при участии в торгах подтвердить особый статус, участник предоставляет документы: подойдет выписка из реестра или декларация СМП. Законодательство требует, чтобы 15% от всех контрактов по закупкам государственных заказчиков были заключены с субъектами малого или среднего бизнеса и с социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНО).

    Если организация только создана и ее данных пока нет в реестре на сайте ФНС, в тендерную документацию добавляется декларация субъекта малого предпринимательства, являющаяся информированием о своем особом статусе заказчика.

    Кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства

    Критерии наделения ИП или организации (физические лица на него претендовать не могут) этим статусом указаны в законе № 209-ФЗ от 24.07.2007.

    В таблице показаны основные критерии отнесения предприятия к субъектам СМП.

    Не более 100 человек (не более 15 — микропредприятие)

    Показатель Малое предприятие Среднее предприятие
    Численность штата (среднесписочная за истекший год) Не более 200 работников
    Прибыль от предпринимательства за истекший год Не более 800 миллионов рублей (не более 120 миллионов — микропредприятие) Не более 2 миллиардов
    Доля участия иностранных и иных, кроме СМП, лиц Не более 49% Не более 49%

    Также к СПМ относятся участники проекта «Сколково» и предприятия, имеющие в числе учредителей компании, предоставляющие господдержку инновационной деятельности.

    Чтобы показать соответствие поставщика этим требованиям и критериям, наряду с выпиской используется декларация субъекта малого предпринимательства в качестве подтверждающего документа.

    К СОНО, в соответствии со ст. 2 и ст. 31.1 7-ФЗ, относятся некоммерческие организации, занимающиеся:

  • оказанием мер социальной поддержки и обслуживанием граждан;
  • разработкой мер по соцподдержке пострадавших от катастроф различного происхождения;
  • защитой окружающей среды;
  • защитой животного мира;
  • оказанием правовой помощи на благотворительной основе или с предоставлением определенных льгот;
  • пропагандой и развитием культуры, науки, искусства и т. д.
  • Как составить подтверждающий документ

    Примерный бланк такого документа как декларация малого и среднего предпринимательства, содержится в Постановлении Правительства № 1352 от 11.12.2014. Так как унифицированных требований закон не содержит, использование этой формы не является обязательным.

    При формировании заявки на РСТ-Тендер подтверждение статуса СМП делается путем нажатия одной кнопки — нужный бланк формируется автоматически. Иные порталы действуют по тому же принципу. То есть в электронных закупках готовить такую форму не нужно.

    Если используете самостоятельно разработанный бланк, декларация о принадлежности участника процедуры к СМП должна содержать указание на соответствие обязательным требованиям законодательства (число работников, размер дохода, доля участия иностранных лиц и т. д.).

    Микропредприятие

    Микропредприятие – юридическое лицо, которое соответствует определенным критериям и сведения о котором указываются в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Таким образом, микропредприятия относятся к субъектам малого предпринимательства и имеют определенные льготы.

    Критерии микропредприятия

    Критериями, по которым подразделяются компании, которые не относятся к крупному бизнесу, являются:

    доля участия других организаций и компаний в уставном капитале.

    При этом налоговые режимы, которые применяют предприятия, в расчетах не учитываются. Лимиты по доходам устанавливает Правительство.

    Условия причисления организации к микропредприятию прописаны в статье 4 ФЗ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

    Такими условиями являются:

    средняя численность наемного персонала до 15 человек по итогам года;

    общая доля благотворительных, общественных организаций в уставном капитале микропредприятия не более четверти, а иностранных, не относящихся к малому бизнесу, 49%;

    годовая выручка до налогообложения, полученная от продажи товаров и предоставления услуг, до 120 млн. руб.

    Отметим, что для производственных, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП важны только критерии численности и дохода. Иные условия для них в расчет не берутся.

    Обращаем внимание, что категория субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).

    Если, к примеру, по численности ООО, соответствующее юридическому критерию, может считаться микропредприятием, но выручка у него за прошлый год находится в диапазоне свыше 800 млн. рублей до 2 млрд. рублей включительно, такое ООО будет считаться средним предприятием.

    Кроме этого, к микропредприятиям относятся (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ):

    вновь созданные юридические лица, производственные или потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства);

    вновь зарегистрированные ИП;

    ИП, применяющие только ПСН.

    При этом дополнительные лицензии и документы для подтверждения статуса микропредприятия не нужны.

    Порядок расчета выручки

    Выручка считается суммарно по всем видам деятельности. Сочетание нескольких видов деятельности и разных систем налогообложения не имеет значения – в расчет берется весь годовой доход. Совмещение налоговых режимов, например, одновременное применение УСН и ЕНВД или общей системы налогообложения, не является поводом для не включения в Реестр. Все расчеты по определению выручки производятся согласно налоговому законодательству для каждой системы налогообложения отдельно.

    В чем отличие микропредприятием от малого предприятия

    Микропредприятие является разновидностью малого предприятия.

    Малые и микропредприятия в том числе должны в общем случае соответствовать вышеперечисленным юридическим критериям.

    Отличия между микро- и малым предприятием возникают только по численности и по доходу.

    Если для малого предприятия среднесписочная численность работников за предшествующий год не должна превышать 100 человек, то микропредприятием будет считаться такое малое предприятие, среднесписочная численность работников в котором не превысила 15 человек (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).

    Доход малого предприятия за предшествующий год не может превышать 800 млн. рублей, а для микропредприятия такое ограничение – 120 млн. рублей (п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, Постановление Правительства от 04.04.2016 № 265).

    Для удобства представим приведенные выше критерии также и в табличной форме:

    Тип субьекта среднего и малого предпринимательства

    Среднесписочная численность работников

    Предельная величина дохода

    До 15 человек включительно

    От 16 до 100 человек включительно

    Разница между этими малыми предприятиями и микропредпрятиями не ограничивается только разной величиной показателей по уровню доходов и численности сотрудников. Малые предприятия имеют право использовать упрощенную систему налогообложения. При этом действуют лимиты по численности работников и уровню доходов, снижающие возможность применения упрощенной системы налогообложения для малых предприятий.

    Так упрощенную систему налогообложения могут применять компании, независимо от того, в какой сфере экономики они осуществляют свою деятельность, в случае если количество работающих на предприятии не более 100 человек, а доход составляет не более 150 млн. рублей. Такие ограничения не позволяют применять упрощенную систему налогообложения большинству малых предприятий.

    Но в отношении микропредприятий эти лимиты не действуют, только если при этом:

    стоимость ее основных средств не превышает 150 млн рублей;

    у нее нет филиалов;

    другие компании участвуют в ее уставном капитале в доле, не превышающей доля 25%.

    Кроме этого, микропредприятия имеют право использовать типовую форму трудового договора, утвержденную постановлением № 858 от 27 августа 2016.

    Также, микропредприятие вправе отказаться от применения ряда нормативных актов, которые регулируют его деятельность. К числу таких актов, разработка которых для остальных категорий является обязанностью, относятся, например:

    правила внутреннего трудового распорядка;

    положение об оплате труда;

    графики отпусков и пр.

    Условия, содержащиеся в этих документах, следует включить в соответствующие разделы трудового договора. При этом работодатель должен иметь в виду, что в случае изменения статуса предприятия необходимо в течение следующих четырех месяцев разработать и утвердить все локальные нормативные акты, которые предусмотрены действующим трудовым законодательством.

    Информация о микропредприятии и Единый реестр Субъектов Малого и Среднего Предпринимательства

    Налоговой службой формируется и ведется единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Реестр содержит перечень средних и малых предприятий.

    Микропредприятия, содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, также указаны в реестре с указанием их статуса.

    Информация о микропредприятии отражается Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕР СМСП) следующим образом:

    Если предприятие соответствует вышеуказанным признакам на протяжении 3-х лет, то организация или ИП автоматически включается в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕР СМСП).

    Так как реестр отражается Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства формируется автоматически, то работодателям не надо представлять никаких дополнительных документов, и нет необходимости писать заявление об установлении соответствующего статуса.

    Для отражения сведений в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо соблюдать главное условие — регулярно предоставлять бухгалтерскую и налоговую отчетность в налоговые органы.

    На основании полученной информации и выносится решение о соответствии субъекта признакам микропредриятия.

    Посмотреть статус, который имеет предприятие, можно после регистрации на официальном сайте ФНС РФ через личный кабинет.

    Поиск осуществляется по запросу, в котором необходимо указать название компании, ее ИНН, ОГРН или ОГРНИП.

    Льготы для субъектов малого предпринимательства

    На государственном уровне для организаций и ИП, отвечающих критериям микропредприятия, предусмотрен ряд льгот, а именно:

    Возможность применения упрощенного бухгалтерского учета;

    Возможность составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность;

    Упрощенный порядок кассовых операций. Так малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У);

    Минимум кадровой документации;

    Приоритет при участии в госзакупках (на долю микропредприятий должно приходиться не менее 15% общего годового объема госзакупок).

    На многих малых предприятиях в 2020 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС, ПФР или ФСС).

    Микропредприятия могут рассчитывать на безвозмездные субсидии для компенсации части расходов в рамках договора лизинга, на обеспечение кредита и расходов, понесенных в связи с участием в профильных и тематических мероприятиях (конференции, выставки и т.д.).

    Все эти действия призваны сократить временные и материальные затраты бизнеса на его содержание, развивать его, создавая новые рабочие места.

    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

    Министерство экономического развития
    Российской Федерации

    ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ
    НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
    ПРОГНОЗ
    ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    ИННОВАЦИОННЫЕ
    ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ
    КОНКУРСЫ

    —>

    • Направления
    • Макроэкономика
    • Стратегическое планирование
    • ФЦП, ФАИП и ВЦП
    • Развитие конкуренции
    • Малый и средний бизнес
    • Внешнеэкономическая деятельность
    • Противодействие коррупции
    • НИР/НИОКР
    • Государственные гарантии
    • Недвижимость
    • Административная реформа
    • Электронное правительство
    • Корпоративное управление
    • Финансовые рынки
    • Обобщение мониторинга хода реализации государственных программ Российской Федерации, ежеквартальные и годовые сводные доклады
    • Общественный совет
    • Инновации
    • Природопользование
    • Естественные монополии
    • Приватизация федерального имущества
    • Социально ориентированные некоммерческие организации
    • Эффективное управление государственным имуществом
    • Экономика социальной сферы
    • Развитие экономики регионов
    • Институты развития
    • Нормативное и методологическое обеспечение разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ
    • Государственно-частное партнерство
    • Общероссийские классификаторы, закрепленные за Минэкономразвития России
    • Стратегическое и территориальное планирование
    • Перспективное пространственное планирование
    • Антикризисные мероприятия регионов
    • Развитие межрегионального и приграничного сотрудничества
    • Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации
    • Мониторинг хода реализации государственных программ Российской Федерации
    • Свободная экономическая зона на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя
    • Международное инвестиционное сотрудничество
    • Налогообложение
    • Привлечение и сопровождение инвестиций
    • Улучшение бизнес-среды
    • Правительственная комиссия по импортозамещению
    • Информационное обеспечение процессов разработки и реализации государственных программ
    • Прогнозирование параметров сектора государственного управления
    • Евразийская интеграция
    • Подготовка управленческих кадров
    • Анализ социально-экономической эффективности государственных программ Российской Федерации
    • Мониторинг степени внедрения и эффективности использования спутниковых навигационных технологий
    • Правительственная комиссия по региональному развитию в Российской Федерации
    • Содействие развитию рынка труда, миграции и демографии
    • Развитие пенсионной системы, в том числе обязательного пенсионного страхования
    • Главная > Деятельность > Направления > Малый и средний бизнес
    • Часто задаваемые вопросы

      Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства

      Условия отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства определены в статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

      Согласно указанной статье к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

    • для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов акционерных инвестиционных фондов, состав имущества закрытых паевых инвестиционных фондов, состав общего имущества инвестиционных товариществ), а суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должны превышать сорок девять процентов каждая.
    • средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
      1. от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
      2. до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек;
      3. выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
      4. Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 702 (далее – постановление № 702) и составляют:

      5. для микропредприятий – 120 млн. рублей;
      6. для малых предприятий – 800 млн. рублей;
      7. для средних предприятий – 2 млрд. рублей.
      8. При этом постановление № 702 применяется при расчете размера выручки за предыдущие периоды (календарные годы).

        В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона № 209-ФЗ категория субъекта МСП изменяется только в случае, если предельные значения средней численности работников и выручки выше или ниже установленных в течение трех календарных лет, следующих один за другим.

        Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные пунктом 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

        Уплата страховых взносов

        В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию, которые обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Одновременно с этим устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам в части формирования их пенсионных прав, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

        В соответствии с пунктом 2 статьи 11 и пунктом 9 статьи 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» физические лица приобретают и утрачивают статус предпринимателя с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

        Таким образом, начало и окончание уплаты страховых взносов поставлено в зависимость от даты государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя и даты государственной регистрации прекращения им предпринимательской деятельности, а не от фактического периода ее ведения.

        Для получения официальной информации рекомендуется обратиться в Минтруд России, который в соответствии с Положением о Минтруде России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации (127994, г. Москва, ГСП-4, ул. Ильинка, д. 21, тел.: (495) 606-00-60).

        Согласно пункту 11 части 1 статьи 29 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в порядке и случаях, которые предусмотрены указанным федеральным законом.

        Плательщики страховых взносов вправе обратиться в органы контроля за уплатой страховых взносов с письменным заявлением об отсрочке (рассрочке) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам. Специальных требований к форме и содержанию такого заявления не предусмотрено. В заявлении целесообразно указать причину, препятствующую исполнению обязанности по уплате страховых взносов в установленный срок.

        Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» определен порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, согласно которому отсрочка (рассрочка) предоставляется по заявлению плательщика страховых взносов в соответствующий орган, в компетенцию которого входит принятие решения о предоставлении отсрочки (рассрочки):

      9. по страховым взносам, уплачиваемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, — территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту учета плательщика страховых взносов;
      10. по страховым взносам, уплачиваемым в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, — территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту учета плательщика страховых взносов.
      11. Программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

        В настоящее время на федеральном уровне сформирована многоканальная система финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которая состоит из следующих основных элементов:

        • программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе, реализуемая Минсельхозом России;
        • программа содействия самозанятости безработных граждан, реализуемая Минтрудом России;
        • комплекс мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере, реализуемый Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
        • программа поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемая Минэкономразвития России;
        • программы льготного кредитования и предоставления гарантий, реализуемые Внешэкономбанком;
        • программа гарантийной поддержки кредитования, реализуемая АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».
        • Одной из наиболее масштабных программ поддержки малого и среднего предпринимательства является программа, реализуемая Минэкономразвития России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».

          В рамках программы средства федерального бюджета предоставляются Минэкономразвития России в виде субсидий субъектам Российской Федерации (при условии софинансирования расходов со стороны последних) на реализацию мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства на региональном уровне. Такой подход позволяет в дополнение к средствам федерального бюджета привлекать финансовые средства регионов, а также стимулировать регионы к реализации активной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства.

          В реализации программы задействованы все регионы страны.

          В рамках программы предусмотрен широкий спектр мероприятий поддержки для различных групп предприятий, в том числе:

        • поддержка лизинга малых компаний (субсидирование лизинговых платежей и уплаты первого взноса – до 15 млн. рублей, предоставление лизинг-гранта начинающим – до 1,5 млн. рублей на одного получателя поддержки);
        • модернизация производства (субсидирование расходов по уплате процентной ставки, приобретение оборудования до 15 млн. рублей на одного получателя поддержки);
        • грантовая поддержка начинающих (предоставление безвозмездной субсидии начинающему предпринимателю в размере до 500 тыс. рублей);
        • предоставление микрозаймов в рамках деятельности микрофинансовых организаций;
        • предоставление гарантий по кредитам в рамках деятельности региональных гарантийных организаций;
        • развитие социального предпринимательства (субсидирование расходов на создание центров инноваций социальной сферы в размере до 5 млн. рублей; создание частных дошкольных учреждений в размере до 15 млн. рублей; субсидии на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности до 1,5 млн. рублей; субсидии социальным предпринимателям до 1,5 млн. рублей).
        • развитие молодежного предпринимательства, в том числе создание центров молодежного инновационного творчества (предоставление субсидий на создание центров в размере до 7 млн. рублей на одного получателя поддержки):
          • имущественная поддержка со стороны бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков;
          • поддержка экспортно ориентированных малых компаний (создание центров поддержки экспорта).
          • При этом реализацию мероприятий, предусмотренных программой, осуществляет соответствующий уполномоченный орган в субъекте Российской Федерации.

            Ряд мероприятий программы поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемой Минэкономразвития России, направлен на расширение доступа малых и средних компаний к финансовым ресурсам, в том числе:

          • создание региональных микрофинансовых организаций, основная цель которых обеспечение доступа малых предприятий к финансовым ресурсам, посредством предоставления займов (кредитов) микро- и малым предприятиям. Микрофинансирование позволяет получить доступ к заемным средствам представителям малого бизнеса, которые по тем или иным причинам не могут воспользоваться традиционными банковскими продуктами (небольшая сумма кредита, отсутствие кредитной истории, удалённость населённого пункта и т.д.). При этом займы субъектам малого и среднего предпринимательства не должны превышать 1 млн. рублей, а срок займа составляет не более 36 месяцев.
          • создание региональных гарантийных организаций, основной целью которых является предоставление поручительств по обязательствам (кредитам, займам, договорам лизинга, договорам предоставления банковской гарантии и т.п.) малых и средних предприятий. Максимальный размер предоставляемого поручительства не превышает 70 % от объема обязательств малого и среднего предприятия перед финансовой организацией.
          • Для получения дополнительной информации о мероприятиях по финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства рекомендуется обратиться в уполномоченный орган в субъекте Российской Федерации.

            Кроме того, в целях повышения доступности кредитных ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства акционерным обществом «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (АО «МСП Банк») реализуется отдельная программа поддержки.

            АО «МСП Банк» направляет средства банкам-партнерам и организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (в форме кредитной линии), которые в дальнейшем предоставляют кредиты, микрозаймы, заключают договора лизинга с субъектами малого и среднего предпринимательства.

            Для получения информации о конкретных условиях предоставления поддержки в рамках данной программы рекомендуется обратиться в любой из банков-партнеров, действующих в субъекте Российской Федерации, либо непосредственно в АО «МСП Банк» по адресу: 115035, г. Москва, ул. Садовническая, д. 79; тел.: (495) 783-79 -98, (495) 783-79-66, официальный сайт: www.mspbank.ru.

            В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» и Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» создано акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее – Корпорация).

            К основным задачам Корпорации относятся в том числе оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, привлечение денежных средств российских, иностранных и международных организаций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организация информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства.

            Для получения информации о конкретных условиях предоставления поддержки рекомендуется обратиться в Корпорацию по адресу: 109074, г. Москва, Славянская площадь, д. 4, стр. 1, тел.: (495) 698-98-00, официальный сайт: www.acgrf.ru.

            В Российской Федерации сформирована система институтов развития, деятельность которых направлена на организацию грантового и заемного финансирования инновационных проектов на разных стадиях цикла развития инноваций.

            В число институтов развития входят следующие организации:

          • ОАО «Российская венчурная компания» (контактная информация: 109028, г. Москва, Серебряническая наб. д. 29, бизнес-центр «Серебряный город», 4 этаж, тел.: (495) 777-01-04, факс: (495) 777-01-06, e-mail: [email protected], официальный сайт: www.rusventure.ru).
          • Фонд «Сколково»(контактная информация: 123610, Москва, Краснопресненская набережная, дом 12, подъезд 9, этаж 24, тел.: (495) 967-01-48, факс: (495) 967-01-96, e-mail: [email protected], официальный сайт: www.sk.ru).
          • ФГАУ «Российский фонд технологического развития»(контактная информация: 125284, г. Москва, Ленинградский проспект. д.31А, стр.1, тел.: (495) 789-47-30, e-mail: [email protected], официальный сайт: www.rftr.ru).
          • ОАО «Роснано» (контактная информация: 117036, г. Москва, проспект 60-лет. Октября, д. 10А, тел.: (495) 988-53-88, факс: (495) 988-53-99, e-mail: [email protected], официальный сайт: www.rusnano.com) .
          • Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере(контактная информация: 119034, г. Москва, 3-ий Обыденский переулок, д. 1, строение 5, тел.: (495) 231-19-01, факс: (495) 231-19-02, e-mail: [email protected], официальный сайт: www.fasie.ru).
          • Фонд развития Интернет-инициатив (контактная информация: 109028, г. Москва, Серебряническая наб., д.29, стр. 4, тел.: (495)258-88-77, e-mail:[email protected], официальный сайт: www.iidf.ru).
          • Поддержка инновационного предпринимательства также осуществляется в рамках программы Минэкономразвития России, реализуемой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».

            В частности, по итогам реализации мероприятий программы в 2010-2015 годах в России будет действовать 101 центр поддержки предпринимателей в области инноваций и промышленного производства, в том числе:

          • 29 центров кластерного развития в следующих субъектах Российской Федерации: Алтайский край, Астраханская область, Белгородская область, город Санкт- Петербург, Вологодская область, Воронежская область, Иркутская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Курганская область, Липецкая область, Мурманская область, Новгородская область, Пензенская область, Республика Калмыкия, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Ростовская область, Самарская область, Ставропольский край, Тамбовская область, Томская область, Ульяновская область, Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра;
          • 35 региональных центров инжиниринга в следующих субъектах Российской Федерации: Алтайский край, Астраханская область, Белгородская область, Владимирская область, Волгоградская область, город Москва, Забайкальский край, Иркутская область, Калужская область, Кемеровская область, Красноярский край, Курганская область, Липецкая область, Новосибирская область, Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Самарская область, Ставропольский край, Томская область, Удмуртская Республика, Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Челябинская область, Чувашская Республика;
          • 17 центров прототипирования в следующих субъектах Российской Федерации: Владимирская область, Воронежская область, г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская область, Новосибирская область, Омская область, Пензенская область, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Тюменская область, Ханты- Мансийский автономный округ – Югра, Чувашская Республика;
          • 6 центров сертификации, стандартизации и испытаний в следующих субъектах Российской Федерации: Воронежская область, г. Москва, Иркутская область, Красноярский край, Курганская область, Чувашская Республика;
          • 4 центра коллективного пользования в следующих субъектах Российской Федерации: Московская область, Саратовская область, Волгоградская область, Ставропольский край;
          • 2 центра трансферта технологий в следующих субъектах Российской Федерации: Свердловская область, Ставропольский край;
          • 2 центра коммерциализации технологий в следующих субъектах Российской Федерации: Тюменская область, Пензенская область;
          • 2 центра субконтрактации в следующих субъектах Российской Федерации: Тульская область, Кемеровская область;
          • 1 центр дизайна в Пермском крае;
          • 3 инновационных центра в следующих субъектах Российской Федерации: Воронежская область, Краснодарский край, Республика Башкортостан.
          • Подробная информация о мерах поддержки инновационных предприятий представлена на Едином информационно-аналитическом портале государственной поддержки инновационного развития бизнеса по адресу: www.innovation.gov.ru.

            В рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и сырья, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации целевым образом предоставляет субсидии федерального бюджета субъектам Российской Федерации на мероприятия поддержки малых форм хозяйствования на селе.

            Указанные меры поддержки включают в себя поддержку начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм, субсидирование кредитов и займов, привлеченных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также компенсацию затрат крестьянских (фермерских) хозяйств по оформлению земельных участков в их собственность.

            Для получения дополнительной информации о мероприятиях по поддержке малых форм хозяйствования на селе рекомендуется обратиться в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (контактная информация: 107139, г. Москва, Орликов переулок, д. 1/11, тел.: (495) 607-80-00, факс: (495) 607-83-62, e- mail: [email protected], официальный сайт: www.mcx.ru). Также подробную информацию можно получить по номеру «горячей линии»: 8-800-700-03-80.

            Товары, отнесенные к разряду подакцизных и полезных ископаемых, являются, как правило, высокомаржинальными товарами, реализация которых предполагает высокий уровень рентабельности.

            Исходя из этого предоставление финансовой поддержки хозяйствующим субъектам, осуществляющим производство (реализацию) подакцизных товаров или добычу (реализацию) полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), приведет к ситуации, когда такая поддержка будет предоставляться предпринимателям, которым она может формально не требоваться в силу наличия значительных экономических возможностей

            Учитывая изложенное, субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие данные виды деятельности, в соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» исключены из круга субъектов малого и среднего предпринимательства, которые имеют право на получение финансовой поддержки.

            При этом все иные формы и виды государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, определенные Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», могут оказываться указанным субъектам предпринимательской деятельности.

            Таким образом, если в учредительных документах хозяйствующего субъекта, а также в выписках из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и единого государственного реестра юридических лиц нет указания на производство и (или) реализацию подакцизных товаров, добычу и (или) реализацию полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), а также если хозяйствующий субъект реально не осуществляет указанные виды деятельности, то оказание предусмотренной Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» финансовой поддержки таким субъектам малого и среднего предпринимательства допускается.

            Вместе с тем Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» не установлены ограничения по осуществлению различных видов деятельности, в том числе по производству и (или) реализации подакцизных товаров, а также по добыче и (или) реализации полезных ископаемых субъектами малого и среднего предпринимательства, ранее получившими финансовую поддержку.

            Имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства

            Статьей 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что одним из видов поддержки является имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которая оказывается органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов:

          • на возмездной основе (по рыночным ценам);
          • на безвозмездной основе;
          • на льготных условиях (по ценам или условиям более выгодным, чем рыночные).
          • Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) с ежегодным — до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней государственным имуществом и муниципальным имуществом.

            Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 2.1 статьи 9 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

            Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети «Интернет» на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

            Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

            В частности, перечень недвижимого федерального имущества (за исключением земельных участков), свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), для предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержден распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 12 ноября 2015 г. № 818-р. Порядок предоставления предпринимателям имущества из данного перечня определен постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2010 г. № 645 «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества».

            Кроме того, в соответствии со статьей 3 Федерального закона № 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства пользуются преимущественным правом на приобретение арендуемого имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.

            По вопросам получения имущественной поддержки можно также обратиться в специализированные организации инфраструктуры – бизнес-инкубаторы, промышленные парки и технопарки, осуществляющие деятельность в субъектах Российской Федерации.

            Субъекты малого и среднего предпринимательства пользуются преимущественным правом выкупа арендуемого ими имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации либо муниципальной собственности, в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

            Предусмотрено два случая выкупа арендуемого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности:

          • В случае если арендуемое помещение не включено в перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
            1. арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2015 года находится во временном владении и (или) временном пользовании субъекта малого и среднего предпринимательства непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
            2. отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона № 159-ФЗ, либо на день подачи субъектом малого и среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
            3. В случае если арендуемое помещение включено в Перечень, преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
              1. арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2015 года находится во временном владении и (или) временном пользовании субъекта малого и среднего предпринимательства непрерывно в течение трех и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
              2. арендуемое имущество включено в указанный перечень в течение пяти и более лет до дня подачи заявления;
              3. отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день подачи субъектом малого и среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
              4. Согласно части 2 и 2.1 статьи 9 Федерального закона № 159-ФЗ субъект малого и среднего предпринимательства, соответствующий требованиям статьи 3 Федерального закона № 159-ФЗ, может по собственной инициативе реализовать право на приобретение арендуемого имущества путем подачи заявления в уполномоченный орган.

                Согласно части 3 статьи 9 Федерального закона № 159-ФЗ при получении заявления уполномоченные органы обязаны:

                1. обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в двухмесячный срок с даты получения заявления;
                2. принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;
                3. направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях его приватизации.

                В случае если заявитель не соответствует установленным статьей 3 Федерального закона № 159-ФЗ требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества (часть 4 статьи 9 Федерального закона № 159-ФЗ).

                Согласно пункту 1 части 8 статьи 4 Федерального закона № 159-ФЗ субъект малого и среднего предпринимательства может оспорить отказ уполномоченного органа в реализации права на приобретение арендуемого имущества, а также его бездействие в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации права на приобретение арендуемого имущества, в том числе достоверность величины рыночной стоимости объекта оценки, используемой для определения цены выкупаемого имущества, в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

                Защита прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства

                Органами, обеспечивающими защиту нарушенных прав и законных интересов предпринимателей, являются:

                1) Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Российской Федерации (далее – бизнес-омбудсмен).

                Правовое положение, основные задачи и компетенция бизнес-омбудсмена определены в Федеральном законе от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 78-ФЗ).

                В соответствии с Федеральным законом № 78-ФЗ к полномочиям бизнес-омбудсмена относятся, в том числе, следующие полномочия:

              5. обращаться в суд с целью признания недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных и муниципальных органов в случае, если оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности;
              6. обжаловать вступившие в законную силу судебные акты судов, принятые в отношении заявителя, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
              7. направлять в государственные и муниципальные органы, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, заключения с указанием мер по восстановлению прав и соблюдению законных интересов указанных субъектов;
              8. направлять в государственные и муниципальные органы обращения о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
              9. участвовать в выездных проверках организаций, проводимых в рамках государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
              10. Необходимо отметить, что согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона № 78-ФЗ законом субъекта Российской Федерации может учреждаться отдельная должность бизнес-омбудсмена в субъекте Российской Федерации.

                Учитывая изложенное, по вопросу защиты нарушенных прав предприниматели могут обращаться к федеральному бизнес-омбудсмену (контактная информация: 127473, г. Москва, ул. Делегатская, д. 7, стр. 1, офис 216, тел.: (495) 649-18-23, официальный сайт: www.бизнес- омбудсмен.рф), либо к региональному бизнес-омбудсмену, действующему в субъекте Российской Федерации.

                2) Прокуратура Российской Федерации (субъекта Российской Федерации).

                Осуществление надзора за соблюдением законов органами государственной власти и местного самоуправления отнесено к компетенции органов прокуратуры Российской Федерации. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

                3) Судебные органы.

                Защита прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, также может быть осуществлена в судебном порядке в соответствии с Гражданским или Арбитражным процессуальными кодексами Российской Федерации. При этом установлена возможность обжалования судебных решений (постановлений) в апелляционной, кассационной инстанциях, а также пересмотра судебных актов в порядке надзора или по вновь открывшимся (новым) обстоятельствам.

                Читайте так же:  Проблемы гражданство россии

                Добавить комментарий

                Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *