Уполномоченный по охране труда льготы

Гарантии и льготы уполномоченному по охране труда от профсоюза и председателю первичной профсоюзной организации, установленные отраслевым региональным Соглашением

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Работодатели принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, соглашениями.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, соглашениями не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, соглашения.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

Локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи с:

вступлением в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, соглашения (в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом).

Лица, представляющие работодателя, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных соглашением, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

При этом в тех случаях, когда на работников одновременно распространяются несколько соглашений (например, заключенных на разных уровнях (см. ст. 26 ТК)), к ним применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

Условия отраслевого (межотраслевого) соглашения как правового акта являются обязательными для работодателя.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

от 05 декабря 2012 года

(с изм. и доп. от 17 декабря 2014 года)

ПО ЗАЩИТЕ ТРУДОВЫХ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

на 2013 — 2015 г. г.

1.4.3. Стороны рассматривают обязательства Соглашения как минимальные, которые должны быть обеспечены и могут быть дополнены и развиты при заключении и реализации муниципальных и иных соглашений в сфере труда, коллективных договоров в учреждениях.

1.4.4. В коллективном договоре учреждения с учетом особенностей его деятельности, финансовых возможностей могут устанавливаться дополнительные меры социальной поддержки, льготы, гарантии и преимущества для работников, условия труда более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и настоящим Соглашением.

6.1.9. Предоставление ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков осуществляется, как правило, по окончании учебного года в летний период в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее, чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

6.2.3. Предоставлять работникам учреждений оплачиваемые кратковременные отпуска:

— председателям районных, городских, первичных организаций профсоюза — не менее 4-х рабочих дней в год;

— уполномоченным и внештатным инспекторам профсоюза по охране труда – не менее 2 рабочих дней в год;

— 1 сентября родителям в случае поступления ребенка на учебу в первый класс общеобразовательного учебного заведения;

— работникам учреждений образования, не пропустившим ни одного рабочего дня по болезни и не имеющим дисциплинарных взысканий по работе в течение учебного года — не менее 2 рабочих дней.

В коллективном договоре закрепляется конкретная продолжительность таких отпусков, а также дополнительные случаи и условия их предоставления.

6.3.4. Дополнительные оплачиваемые отпуска присоединять к ежегодному основному оплачиваемому отпуску.

7.2.8. Департамент рекомендует органам управления образованием предусматривать в территориальных соглашениях стимулирующие выплаты внештатным правовым и техническим инспекторам профсоюза за участие в общественном управлении учреждениями, но не менее 10% от минимального размера оплаты труда, установленного законодательством (ст.53 ТК РФ).

7.3. Работодатель:

7.3.11. Освобождает от основной работы с сохранением среднего заработка представителей профсоюза в комитетах (комиссиях) по охране труда, уполномоченных и инспекторов профсоюза по охране труда для выполнения профсоюзных обязанностей, а также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Суммарное время освобождения от основной работы в месяц в пределах 8 рабочих часов.

7.3.12. Предусматривает компенсационные выплаты уполномоченным и внештатным инспекторам профсоюза по охране труда за участие в общественном управлении учреждением, но не менее 10% от минимального размера оплаты труда, установленного законодательством (ст.53 Трудового кодекса РФ).

8.2.7. На время участия в работе конференций, пленумов, собраний, президиумов, других мероприятиях, созываемых профсоюзом, освобождает членов выборных профсоюзных органов от производственной работы с сохранением средней заработной платы, исчисляемой в порядке, установленном действующим законодательством.

8.4. Работодатели:

предоставляют выборному органу первичной профсоюзной организации учреждения независимо от численности работников бесплатно:

— необходимые помещения (как минимум одно помещение), отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, обеспеченные отоплением и освещением, телефонной связью, оборудованием, необходимым для работы самого выборного профсоюзного органа и проведения собраний работников,

— оргтехнику, средства связи, в том числе компьютерное оборудование, электронную почту и Интернет, а также возможность создания электронной страницы Профсоюза на официальном сайте учреждений (при наличии данных видов связи у работодателя),

— необходимые нормативные документы;

— в случаях, предусмотренных коллективным договором, обеспечивать охрану и уборку выделяемых помещений,

— безвозмездно предоставлять имеющиеся транспортные средства,

— создавать другие улучшающие условия для обеспечения деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со ст.28 ФЗ «О профсоюзах» и ст. 377 ТК РФ.

8.5.3. Председатели территориальных и первичных организаций профсоюза, члены выборных профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы в учреждении, внештатные правовые и технические инспекторы труда, уполномоченные по охране труда профсоюза, профсоюзный актив, представители профсоюзной организации в создаваемых в учреждении совместных с работодателем комитетах (комиссиях) освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка для выполнения общественных обязанностей в интересах работников (участие в профсоюзных проверках, обследованиях, рассмотрение жалоб на местах и т. д.) и на время участия в работе съездов, конференций, пленумов, президиумов, собраний, созываемых Профсоюзом, семинаров и краткосрочной профсоюзной учебы.

Условия освобождения и порядок оплаты времени участия в этих мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.

Суммарное время освобождения от основной работы в месяц не менее 8 рабочих часов. (изм. и доп. от 17.12.2014 г.).

8.7. Работа на выборной должности председателя профсоюзной организации и в составе выборного профсоюзного органа признается значимой для деятельности учреждения, и принимается во внимание при поощрении работников, их аттестации, при разработке положений о стимулирующих выплатах.

8.8. Оплата труда председателя первичной профсоюзной организации производится ежемесячно за счёт средств работодателя в размерах, установленных коллективным договором, но не менее 15 % от минимального размера оплаты труда, установленного законодательством, а председателя первичной профсоюзной организации, объединяющей в совокупности более половины работников данного работодателя (ст. 31, 37 ТК РФ), — не менее 20 % от минимального размера оплаты труда, установленного законодательством (ст.377 ТК РФ).

9.5. Соглашение принято на заседании областного комитета профсоюза 05.12.2012 года в городе Иваново в количестве четырёх подлинных экземпляров, каждый из которых имеет равную силу.

Об утверждении в новой редакции Положения об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда Профсоюза

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

26 марта 2020 г. № 14-7

Об утверждении в новой редакции
Положения об уполномоченном
(доверенном) лице по охране труда
Профсоюза

В связи с изменениями в законодательстве в сфере охраны труда и с целью реализации уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда Профсоюза, установленных законодательством полномочий по контролю за состоянием условий и охраны труда в структурных подразделениях (организациях), а также актуализации действующих профсоюзных документов, направленных на повышение роли уполномоченных по охране труда Профсоюза, с учетом п.1 постановления Президиума ЦК Профсоюза от 17.10.2020 года № 12-23,

Президиум ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ

1. Утвердить в новой редакции Положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда Профсоюза и ввести его в действие с 01.04.2020 года (прилагается).

2. Председателям региональных организаций Профсоюза:

2.1. Довести до сведения первичных организаций Профсоюза о необходимости руководствоваться Положением при организации работы уполномоченных по охране труда Профсоюза, утвержденным в новой редакции.

2.2. Довести до руководителей медицинских организаций Положение о работе уполномоченных по охране труда Профсоюза и необходимости оказания помощи в организации работы уполномоченных по охране труда Профсоюза в каждом структурном подразделении медицинской организации.

2.3. Рекомендовать председателям первичных профсоюзных организаций включать в коллективные договоры дополнительные социальные гарантии и льготы для уполномоченных по охране труда Профсоюза за счет средств профбюджетов соответствующих организаций Профсоюза и осуществлять контроль за их предоставлением.

2.4. Включать в планы работы комитетов региональных организаций Профсоюза заслушивания председателей первичных профсоюзных организаций с отчетом о деятельности уполномоченных по охране труда Профсоюза.

3. Отделу правовой и социальной защиты аппарата Профсоюза (М.В. Краснорудская):

3.1. утвердить в 2020 году Методические рекомендации по организации контроля уполномоченными по охране труда Профсоюза за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах;

3.2. включить в план работы ЦК Профсоюза на 2 полугодие 2020 года проведение мониторинга о наличии дополнительных гарантий уполномоченным по охране труда Профсоюза в коллективных договорах и соглашениях.

4. Считать утратившим силу и снять с контроля постановление Президиума ЦК Профсоюза от 01.03.2007 года №8-11.

5. Отделу по связям с общественностью и информационной работе (С.А. Грубов) разместить настоящее постановление на сайте Профсоюза.

6. Управлению делами аппарата Профсоюза (А.Н. Пахомов) направить постановление в региональные организации Профсоюза по системе www.esed.przrf.ru.

Председатель Профсоюза М.М. Кузьменко

Уполномоченный по охране труда льготы

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПРОФСОЮЗНОГО КОМИТЕТА ПО ОХРАНЕ ТРУДА (при отсутствии профсоюзного комитета — уполномоченный избирается трудовым коллективом)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с «Типовым положением об уполномоченном профсоюзного комитета по охране труда», утвержденным Постановлением Исполнительного комитета Генерального Совета Федерация независимых профсоюзов России от 30 мая 1996 г. № 3-8.

1.2. Уполномоченный профсоюзного комитета (далее — уполномоченный) по охране труда является представителем профсоюзного комитета (трудового коллектива) учреждения и осуществляет постоянный контроль за соблюдением руководителем учреждения (работодателем) законодательных и иных нормативных актов об охране труда и технике безопасности.

1.3. Уполномоченный избирается открытым голосованием из членов профсоюзного комитета (трудового коллектива) на срок полномочий выборного профсоюзного органа простым большинством голосов из числа присутствующих.

Уполномоченный по охране труда избирается в состав совместного комитета (комиссии) по охране труда.

1.4. Уполномоченным по охране труда не может быть избран работник, который по занимаемой должности несет ответственность за состояние условий и охраны труда учреждения и выполнение мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

1.5. Работодатель (администрация учреждения) и профсоюзный комитет (общее собрание работников) обязаны обеспечить выборы уполномоченного по охране труда в учреждении.

Администрация учреждения, органы государственного надзора и контроля, техническая инспекция труда профсоюзов оказывают необходимую помощь и поддержку уполномоченному профсоюзного комитета по охране труда по выполнению возложенных на него обязанностей.

1.6. Уполномоченный по охране труда выполняет работу в тесном контакте с администрацией учреждения, со специалистами службы охраны труда.

1.7. Уполномоченный по охране труда руководствуется в своей работе Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Основами законодательства Российской Федерации об охране труда, Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», правилами и нормами по охране труда и экологической безопасности.

1.8. Уполномоченный по охране труда периодически отчитывается о своей работе на профсоюзном собрании или на собрании трудового коллектива.

По решению профсоюзного собрания (общего собрания коллектива) учреждения уполномоченный по охране труда может быть отозван до истечения срока действия его полномочий, если он не выполняет возложенных функций или не проявляет необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.

2. Основные задачи уполномоченного по охране труда

Основными задачами уполномоченного является:

2.1. Содействие созданию в образовательном учреждении здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правилам по охране труда и экологической безопасности.

2.2. Осуществление контроля за состоянием охраны труда и экологической безопасности в учреждении, за соблюдением законных прав и интересов работников по этим проблемам.

2.3. Представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда и окружающей среды, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами и соглашениями.

2.4. Консультирование работников по вопросам охраны труда и экологической безопасности, оказание им помощи по защите их прав.

3. Содержание работы и обязанности уполномоченного по охране труда

Для решения задач, поставленных перед уполномоченным по охране труда, на него возлагаются следующие обязанности:

3.1. Осуществление контроля за соблюдением руководителем (работодателем) законодательных и других нормативных правовых актов по охране труда и экологической безопасности, за соблюдением работниками инструкций по охране труда, применением ими средств индивидуальной защиты (использованием специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по назначению и содержанию их в чистоте и порядке).

3.2. Участие в работе комиссий (в качестве представителей работников) по проведению проверок и обследованию технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников и разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков.

3.3. Участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников.

3.4. Осуществление контроля за своевременным сообщением руководителем структурного подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях, соблюдением норм рабочего времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.

3.5. Участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения – оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве.

3.6. По поручению профсоюзного комитета участие в расследовании несчастных случаев на производстве.

3.7. Информирование работников о выявленных нарушениях требований безопасности при проведении работ, состоянии условий труда в учреждении, проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе по вопросам охраны труда и экологической безопасности.

4. Права уполномоченного по охране труда

Для выполнения возложенных на него обязанностей уполномоченный по охране труда имеет право:

4.1. Контролировать соблюдение законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда и окружающей среды в учреждении.

4.2. Проверять выполнение мероприятий по охране труда и экологической безопасности, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, результатами расследования несчастных случаев.

Читайте так же:  Нотариус молтянинова н.л.

4.3. Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию средств труда.

4.4. Получать информацию от администрации образовательного учреждения о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаях.

4.5. Предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.

4.6. Выдавать руководителю обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда и окружающей среды.

4.7. Обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда и окружающей среды, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

4.8. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями.

4.9. Вносить в совместные комитеты (комиссии) по охране труда предложения о степени вины потерпевшего при смешанной ответственности сторон за несчастный случай, для определения вреда (ущерба), причиненного работнику увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей.

4.10. Защищать интересы пострадавшего от несчастного случая на производстве при рассмотрении дел в суде и других государственных органах.

4.11. Участвовать в переговорах, проводимых в образовательном учреждении при заключении коллективного договора и соглашения по охране труда и окружающей среды.

5. Гарантии прав деятельности уполномоченного по охране труда

5.1. Работодатель в соответствии с коллективным договором обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченного по охране труда:

  • обеспечивать его правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда и экологической безопасности за счет средств, выделенных из бюджета;
  • проводить совместно с профсоюзным комитетом обучение уполномоченных по охране труда с сохранением среднего заработка обучаемому.
  • 5.2. В соответствии со ст. ст. 25, 26 и 27 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» уполномоченному по охране труда установлены следующие социальные гарантии:

    • уполномоченный по охране труда, не освобожденный от основной работы, не может быть подвергнут дисциплинарному взысканию, переведен на другую работу по инициативе работодателя и не может быть уволен без предварительного согласия профсоюзного комитета;
    • за активную добросовестную работу, способствующую предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, улучшение условий труда на рабочих местах уполномоченный профсоюзного комитета может быть материально и морально поощрен из средств учреждения.

    5.3. Работодатель и должностные лица несут ответственность за нарушение прав уполномоченного по охране труда или воспрепятствование его законной деятельности в порядке, установленном законодательством.

    Выборы уполномоченного являются правом Профсоюзного комитета (трудового коллектива) и от желания руководителя не зависят. Руководитель не вправе запретить выборы уполномоченного.

    Поэтому, несмотря на то, что существует Типовое положение об уполномоченном, желательно все-таки иметь свое, учитывающее особенности и специфику деятельности Вашего конкретного учреждения, а также и Ваши возможности по обеспечению деятельности уполномоченного (оплата, оснащение рабочего места и т.п.).

    1 июля 2020 года

    Занятие профсоюзного кружка правовых знаний по теме:
    «Организация работы уполномоченного лица по охране труда в образовательном учреждении»

    Цель занятия:
    – раскрыть законодательные возможности профкомов по защите прав и интересов членов профсоюза на здоровые и безопасные условия труда;
    – помочь профкомам образовательных организаций системно и постоянно формировать у работодателей, должностных лиц и работников понимание необходимости выполнения требований действующего законодательства по охране труда, умело используя для этого возможности профсоюзного контроля.

    План занятия:
    1. Роль уполномоченного лица в системе управления охраной труда в образовательной организации.
    2. Организация работы уполномоченного лица по охране труда профкома.
    2.1. Назначение уполномоченного по охране труда, его основные функции, права и гарантии деятельности.
    2.2. Планирование работы уполномоченного лица по охране труда.
    2.3. Участие в разработке коллективного договора, соглашения по охране труда и контроле над их выполнением.
    2.4. Организация административно-общественного контроля.
    2.5. Контроль над обучением работников безопасным приемам и методам труда.
    2.6. Контроль над обеспечением работников специальной и санитарной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
    2.7. Контроль над санитарно-гигиеническим обслуживанием работников.
    2.8. Контроль проведения специальной оценки условий труда.
    2.9. Контроль проведения медицинских осмотров.
    2.10. Контроль над обеспечением средствами оказания первой помощи.
    2.11. Участие и контроль за своевременным и правильным расследованием и учетом несчастных случаев на производстве.
    2.12. Примерный перечень локальных нормативных актов работодателя по охране труда.
    2.13. Участие в смотре-конкурсе на звание «Лучший уполномоченный по охране труда».

    Нормативные правовые акты и методические документы:

    — Трудовой кодекс РФ (ст. 370);

    — Федеральный закон РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» № 10-ФЗ от 12.01.1996 г. (статьи 19;20;25;27);

    — Положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профсоюзного комитета образовательной организации. Утверждено постановлением Исполкома Профсоюза работников народного образования и науки РФ 26.03.2013 г., протокол № 13-12;

    1. Роль уполномоченного лица в системе управления охраной труда в образовательной организации .

    При организации общественного контроля над охраной труда в образовательной организации необходимо принимать во внимание, что успешное выполнение уполномоченными поставленных задач и функций возможно при условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны администрации учреждения и профсоюзной организации.

    Право профессиональных союзов на осуществление контроля над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений закреплено ст. 370 Трудового кодекса РФ. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями представления об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

    Защита прав интересов членов профсоюза на здоровые и безопасные условия труда в соответствии с действующим законодательством является приоритетной обязанностью профкомов, реализация которой будет способствовать не только обеспечению сохранения их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, но и росту мотивации профсоюзного членства, повышению социального статуса работников образования.

    Реализация профкомом защитных функций по охране труда осуществляется по двум основным направлениям:

    1. Использование различных форм социального партнёрства.

    2. Организация и проведение систематического контроля уполномоченным по охране труда за состоянием условий и охраны труда, соблюдением работодателем или его представителем законодательства, правил, норм и инструкций по охране труда.

    Учитывая большие законодательные возможности уполномоченного по охране труда, предоставленные действующим законодательством, настало время профкомам по настоящему разворачивать реализацию защитных функций по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности по принципу: сотрудничать с работодателем по возможности, бороться по необходимости.


    2. Организация работы уполномоченного лица по охране труда профкома в организации образования.

    2.1. Назначение уполномоченного по охране труда, его основные функции, права и гарантии деятельности.

    Назначение уполномоченного лица по охране труда.

    Уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда избирается на общем профсоюзном собрании на срок полномочий избранного комитета профсоюза. Уполномоченный по охране труда может быть избран заместителем председателя профкома.

    Уполномоченному выдаётся удостоверение установленного образца . В течение 3-х месяцев после избрания уполномоченному необходимо пройти обучение по охране труда по 40-часовой программе. В своей деятельности уполномоченный руководствуется Положением об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профсоюзного комитета образовательной организации.

    Уполномоченным не может быть избран работник, не являющийся членом Профсоюза или занимающий должность, согласно которой несет ответственность за состояние условий и охраны труда организации.

    В соответствии с основными задачами на уполномоченного возлагаются следующие функции:

    — выполнения руководством организации требований охраны труда на рабочих местах;

    — соблюдения работниками норм, правил и инструкций по охране труда;

    — правильного применения работниками средств коллективной и индивидуальной защиты;

    — соблюдения норм законодательства о рабочем времени и времени отдыха, о предоставлении гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда.

    2) Участие в работе комиссий в качестве представителя от профкома по проведению проверок:

    — технического состояния зданий, оборудования, механизмов;

    — обеспечения работников специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты в соответствии с нормами, необходимыми по условиям труда;

    — содержания и исправности санитарно-бытовых помещений и санитарно-технического оборудования;

    — расследования несчастных случаев на производстве.

    — в проведении специальной оценки условий труда;

    — в разработке мероприятий по улучшению условий труда, предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    — в защите интересов пострадавшего от несчастного случая при рассмотрении дел в судах и других инстанциях;

    — в защите нарушенных трудовых прав членов Профсоюза;

    — в проведении смотра-конкурса на звание «Лучший уполномоченный по охране труда».

    Уполномоченному предоставлены следующие права:

    — контролировать в образовательной организации соблюдение законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда;

    — контролировать выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективным договором и соглашением по охране труда;

    — получать информацию от руководства по вопросам условий и охраны труда;

    — предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

    — выдавать руководителю обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;

    — обращаться в администрацию и профком, государственную инспекцию труда с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении требований законодательства;

    — принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменениями условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективным договором и соглашением;

    — участвовать в переговорах, проводимых в образовательной организации при заключении коллективного договора и разработке соглашения по охране труда;

    — принимать участие в работе комиссий по приемке образовательной организации к новому учебному году.

    Гарантии деятельности уполномоченного:

    В соответствии со ст. ст. 25 и 27 Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» уполномоченному по охране труда предоставляются следующие социальные гарантии:

    — уполномоченный не может быть подвергнут дисциплинарному взысканию, переведен на другую работу по инициативе работодателя и не может быть уволен без предварительного согласия профсоюзного комитета;

    — уполномоченный может быть морально и материально поощрен из средств организации за активную и добросовестную работу, способствующую предупреждению несчастных случаев, ему могут быть представлены дополнительные гарантии, которые определяются коллективным договором.

    Статья 25 (ФЗ « О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности») . Гарантии работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобожденным от основной работы.

    Пункт 4. Привлечение к дисциплинарной ответственности уполномоченных профсоюза по охране труда и представителей профсоюза в создаваемых в организации совместных комиссиях по охране труда, перевод их на другую работу или увольнение по инициативе работодателя допускаются только с предварительного согласия профсоюзного органа в первичной профсоюзной организации.

    Пункт 5. Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, уполномоченные профсоюза по охране труда, представители профсоюза в создаваемых в организациях совместных комиссиях по охране труда освобождаются от основной работы для выполнения профсоюзных обязанностей в интересах коллектива работников, а также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от основной работы и порядок оплаты времени выполнения профсоюзных обязанностей и времени учебы указанных лиц определяются коллективным договором, соглашением.


    2.2. Планирование работы уполномоченного лица по охране труда.

    Утверждено постановлением профсоюзного комитета

    ________________________________________________________________ (наименование образовательной организации)

    Протокол № _____ от _________20____г.


    Примерный план работы уполномоченного лица по охране труда

    Отметка о проведении мероприятия

    Контроль над проведением инструктажей по охране труда и обучением работников безопасным приемам и методам выполнения работ.

    Проверка ведения документации по охране труда.

    Контроль над обеспечением работников специальной и санитарной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.

    Контроль над выполнением коллективного договора и соглашения по охране труда (плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда на текущий год).

    Вынесение вопроса на заседание ПК

    Проверка состояния охраны труда при эксплуатации электрохозяйства и пожарной безопасности. Проверка состояния охраны труда в мастерских.

    Проверка состояния охраны труда в кабинетах химии, физики и информатики.

    Вынесение вопроса на заседание комиссии или ПК

    Контроль над прохождением медосмотров работниками.

    Проверка состояния охраны труда на территории организации.

    Участие в работе комиссии по обучению и проверке знаний требований охраны труда.

    По плану работы

    Участие в работе комиссии по приёмке учреждения к новому учебному году.

    Проверка наличия Инструкций по охране труда для всех категорий работников.

    Участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве.

    По плану работы комиссии

    Вынесение вопроса на заседание комиссии

    Информирование работников о выявленных нарушениях требований норм безопасности при проведении работ, состояния условий труда в организации.

    Не реже одного раза в год

    Проведение в коллективе разъяснительной работы по вопросам охраны труда, консультирование работников.

    Участие в работе комиссии по проведению специальной оценки условий труда.

    По плану образовательной организации

    Участие в расследовании несчастных случаев на производстве.

    По мере необходимости

    Оформление Уголка по охране труда.

    Обновление материалов по мере необходимости

    Участие в проведении административно-общественного контроля (вторая и третья ступени)

    Не реже одного раза в квартал

    Контроль над выплатой доплат и компенсаций за работу во вредных условиях труда

    2.3. Участие в разработке коллективного договора, соглашения по охране труда и контроле над их выполнением

    Порядок разработки проекта коллективного договора и его заключения определяется сторонами (ст. 42 Трудового кодекса РФ). Коллективный договор заключается между работодателем и работниками и является основным правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в организации (ст. 40 Трудового кодекса РФ) . Поэтому уполномоченным рекомендуется не только внимательно знакомиться с проектом коллективного договора и проводить обсуждение его в трудовом коллективе, но и готовить и передавать в профсоюзную организацию и совместную комиссию по охране труда свои предложения для включения их или в сам коллективный договор, или в приложения к нему.

    В коллективном договоре в обязательном порядке должен присутствовать раздел «Условия и охрана труда», в содержании которого должно быть отражено, что работодатель обеспечивает за счёт средств бюджета:

    — прохождение обязательных, предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также обязательного психиатрического освидетельствования работников образовательных организаций в установленном законодательством порядке;

    — работников образовательных организаций медицинскими книжками;

    — проведение обучения работников санитарному минимуму;

    — проведение специальной оценки условий труда;

    — планирование средств на мероприятия по охране труда по итогам специальной оценки условий труда;

    — обучение, проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов системы образования;

    — приобретение и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, в соответствии с установленными нормами для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

    При разработке ежегодного соглашения по охране труда рекомендуется руководствоваться приказом МЗСР №181н от 01.03.2012 г. « Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков», а также письмом Минобрнауки РФ от 8 августа 2017 г. № 12-753 «Перечень мероприятий соглашения по охране труда в организации, осуществляющей образовательную деятельность».

    В тоже время, чтобы соглашение по охране труда было реальным и приближенным к нуждам учебного процесса, необходимо учитывать предложения исходящие от работников. Поэтому с началом коллективных переговоров по подготовке и заключению ежегодного соглашения по охране труда уполномоченные должны собрать у работников организации предложения для включения их в соглашение по охране труда и передать в профсоюзный комитет и комиссию по охране труда.

    Мероприятия, запланированные в соглашении, должны быть реальными, учитывать финансовые возможности организации, и направлены на улучшение условий труда и снижение уровней профессиональных рисков.

    В коллективный договор необходимо включать доплаты и компенсации за работу во вредных условиях труда, нормы обеспечения работников специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты, санитарной одеждой, смывающими и обезвреживающими средствами. Конкретные размеры повышения оплаты труда и компенсаций работникам, работающим во вредных условиях труда (по результатам специальной оценки условий труда) определяются коллективным договором. В организациях, где не проводилась СОУТ, основанием для включения доплат и компенсаций в коллективный договор являются:

    Дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с работой, связанной с вредными условиями труда

    Доплаты за неблагоприятные условия труда

    Приказ Гособразования СССР от 20.08.90 г. № 579 «Положение о порядке установления доплат за неблагоприятные условия труда в учреждениях и организациях системы Гособразования СССР».

    Приложение № 2 к приказу Гособразования СССР от 20.08.90 г. № 579 «Перечень работ с неблагоприятными условиями труда, на которых установлены доплаты рабочим, специалистам и служащим с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда».

    Приказ Министерства науки РФ от 07.10.1992 г. № 611 «О доплатах за неблагоприятные условия труда работникам системы Комитета по высшей школе».

    Приложение к приказу № 611 от 07.10.1992 г. «Положение о порядке установления доплат за неблагоприятные условия труда специалистам и служащим учебных заведений, предприятий, учреждений и организаций системы Комитета».

    2.4. Организация административно-общественного контроля.

    В целях систематического контроля над соблюдением требований законодательства по охране труда организуется 3-ступенчатая система контроля:

    1-я ступень – осуществляют на своих рабочих местах работники, которые ежедневно до начала работы проверяют рабочие места на соответствие требованиям охраны труда.

    При обнаружении нарушений (производственной санитарии, пожарной безопасности, электробезопасности) недостатки, которые могут быть устранены, устраняются немедленно, остальные записываются в журнал административно-общественного контроля.

    2-я ступень – осуществляют заместитель руководителя, уполномоченные лица по охране труда, которые 1 раз в квартал проводят контроль 1-й ступени и проверку состояния охраны труда, пожарной безопасности, электробезопасности и пр. во всех помещениях, принимают меры к устранению недостатков.

    Недостатки, устранение которых требует определенного времени, записываются в журнал административно-общественного контроля с указанием сроков выполнения, исполнителей и сообщаются руководителю учреждения.

    3-я ступень – осуществляют руководитель и председатель профорганизации учреждения 1 раз в полгода, изучают материалы 2-й ступени, на основании результатов анализа проводят проверку состояния охраны труда, обсуждение на совместных заседаниях вопросов состояния охраны труда, и в результате издается приказ руководителя организации.

    Исходя из опыта применения, трёхступенчатая система административно-общественного контроля является наиболее эффективной. В организации образования в обязательном порядке должно быть принято положение о трёхступенчатом административно-общественном контроле и необходимо вести журнал.

    С примерным положением об административно-общественном контроле и формой журнала трехступенчатого контроля можно ознакомиться в информационном бюллетене «Сборник приказов по охране труда…» размещенном на сайте Обкома профсоюза www . vobkom . ru в рубрике «Охрана труда».


    2.5. Контроль над обучением работников безопасным приемам и методам труда.

    качество проведения обучения работников по охране труда с последующей проверкой знаний требований охраны труда, проведение всех видов инструктажей по охране труда, использование при этом правил, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации;

    наличие записей в журналах регистрации инструктажей;

    соблюдение работниками правил и инструкций по охране труда.

    Обязанности работодателя по организации и проведению обучения и инструктажа работников изложены в статьях 212 и 225 ТК РФ. Основными документами, регламентирующими вопросы обучения безопасности труда, являются:

    ГОСТ 12.0.004 — 2015 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения»;

    Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 1 и Министерства образования Российской Федерации № 29 от 13.01.03 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний, требований охраны труда работников организаций».

    По характеру и времени проведения инструктажи подразделяются:

    вводный инструктаж (не контролируется уполномоченными);

    первичный инструктаж на рабочем месте;

    Первичный инструктаж на рабочем месте проводят до начала профессиональной деятельности работников.

    Инструктаж проводится с работниками:

    вновь принятыми на работу;

    перешедшими из одного структурного подразделения в другое;

    выполняющими новую для них работу.

    Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работником индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда. Возможен инструктаж с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование, и в пределах общего рабочего места.

    Повторный инструктаж проводят, не реже одного раза в шесть месяцев (при работах с повышенной опасностью – не реже одного раза в три месяца) индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование, и в пределах общего рабочего места по программе первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме.

    Работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, а так же те, кто проводит инструктажи, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Перечень профессий и должностей работников, освобождённых от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, утверждается работодателем. В данный перечень могут быть включены педагогические работники – преподаватели дисциплин, методика преподавания которых не требует выполнения вышеуказанных действий.

    Внеплановый инструктаж проводят:

    при введении в действие новых или переработанных правил, инструкций по охране труда;

    при изменении технологического процесса, замене и модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов;

    при нарушении работниками требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;

    по требованию органов надзора.

    Целевой инструктаж проводят:

    при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне учреждения, очистка крыши от снега и т. д.);

    при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;

    при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы;

    при проведении массовых мероприятий.

    Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктаж проводит непосредственный руководитель работ.

    Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными и вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приёмов выполнения работ.

    При проведении инструктажей должны использоваться инструкции по охране труда по профессиям и (или) видам работ, техническая и эксплуатационная документация. Инструкции должны быть утверждены работодателем и согласованы решением профсоюзного комитета (ст. 212 ТК РФ).

    Инструктажи на рабочем месте должны завершаться устным опросом, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы.

    Работники, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.

    О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторного, внепланового, стажировки и о допуске к работе работник, проводивший инструктаж, делает запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения.

    Целевой инструктаж с работниками, проводящими работы по наряду-допуску, разрешению и т. п., фиксируется в наряде-допуске или другой документации, разрешающей производство работ.

    Вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте по безопасности труда, а также вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по пожарной безопасности проводится по разработанной в учреждении программе, утвержденной руководителем и согласованной решением профкома, а по пожарной безопасности согласованной с органами надзорной деятельности.

    Руководитель организации обязан обеспечить «обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда и проверку знания требований охраны труда» (ст. 212 ТК РФ). В комиссии учреждения проходят проверку знаний руководители подразделений, специалисты, педагогические и иные работники (Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 22 апреля 1997 г. № 779 «Об обучении и проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов системы Министерства образования РФ»).

    Проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда.

    Для проведения проверки знаний требований охраны труда в организациях приказом работодателя создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке. Работники проходят очередную проверку знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года .

    С организацией обучения по охране труда в образовательной организации можно ознакомиться в информационном бюллетене «Рекомендации по организации обучения по охране труда в образовательном учреждении» размещенном на сайте Обкома профсоюза www . vobkom . ru в рубрике «Охрана труда».

    2.6. Контроль над обеспечением работников специальной и санитарной одеждой, специальной обувью, другими средствами индивидуальной защиты.

    своевременность выдачи и замены специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ);

    соответствие выдаваемых спецодежды и СИЗ требованиям правил и норм;

    организацию в учреждении ухода за спецодеждой и СИЗ;

    ведение личных карточек учета выдачи СИЗ.

    Обязанности работодателя за свой счет обеспечить работников спецодеждой и СИЗ, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, указаны в ст. 221 Трудового кодекса РФ.

    Основными документами, регламентирующими порядок обеспечения работников СИЗ, являются:

    — Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (приказ МЗСР РФ от 01.06.2009 № 290н);

    — Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

    Установленные для каждой профессии нормы выдачи спецодежды и СИЗ указываются в картах специальной оценки условий труда, должностных инструкциях по охране труда, в коллективном договоре или приложениях к нему.

    Ответственность за своевременное и в полном объеме обеспечение работников СИЗ возлагается на работодателя.

    В случае необеспечения работника СИЗ, работодатель не вправе требовать от него выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой. Для уполномоченного достаточно убедиться, что защитная одежда обеспечивает нормальные функции организма, удобна и сохраняет работоспособность человека в течение всего срока эксплуатации при соблюдении условий ее применения и ухода за ней. Проверяется это в процессе труда опросом работников.

    Диэлектрические средства защиты и другие СИЗ – должны периодически подвергаться испытаниям и проверкам исправности. После проведения испытания на них ставится отметка (клеймо, штамп), на которой указывается срок следующего испытания. По этому штампу легко проверить возможность использования данных СИЗ в работе.

    Следует обращать внимание на недопустимость использования грязной, рваной специальной одежды. Работодатель обязан организовать надлежащий уход за спецодеждой, своевременно проводить химчистку, стирку, ремонт специальной одежды, а также ремонт специальной обуви и других СИЗ.

    В обязанности уполномоченного входит не только требовать от работников использования спецодежды и СИЗ, но и разъяснять им, что выдаваемая специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты предназначены для защиты от вредных и опасных производственных факторов, и пренебрежение ими может привести к травме или к профессиональному заболеванию.


    2.7. Контроль над санитарно-гигиеническим обслуживанием работников.

    работу систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха;

    соблюдение норм климатических условий в помещениях;

    обеспеченность работников помещениями и устройствами санитарно-бытового назначения;

    обеспечение работников смывающими и обезвреживающимися средствами;

    ведение личных карточек учета выдачи смывающих и обезвреживающих средств.

    Обязанности работодателя по обеспечению санитарно-гигиенического обслуживания работников изложены в статьях 212 и 223 ТК РФ.


    2.8. Контроль проведения специальной оценки условий труда.

    Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда изложены в ст. 212 Трудового кодекса РФ и ст. 4 ФЗ «О специальной оценке условий труда».

    Работодатель обязан:

    — обеспечить проведение специальной оценки условий труда;

    -ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

    -реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом проведения специальной оценки условий труда.

    Права и обязанности работника в связи с проведением специальной оценки условий труда изложены в ст.5 ФЗ «О специальной оценке условий труда».

    Работник вправе:

    1) присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

    2) обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда, с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

    3) обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона.

    Работник обязан ознакомиться с результатами, проведенной на его рабочем месте, специальной оценки условий труда.

    Организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана по требованию представителя выборного органа первичной профсоюзной организации предоставлять обоснования результатов проведения специальной оценки условий труда, а также давать работникам разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах. В соответствии с ФЗ «О специальной оценке условий труда» представитель выборного органа первичной профсоюзной организации входит в состав комиссии по её проведению. От качественного проведения специальной оценки условий труда зависит, будут ли учтены все вредные факторы на рабочих местах работников, назначены мероприятия по улучшению условий труда и, исходя из класса условий труда, назначены доплаты и компенсации за вредные условия труда, конкретный размер которых определяется коллективным договором.

    2.9. Контроль проведения медицинских осмотров.

    Уполномоченный проверяет наличие:

    — приказа руководителя об организации прохождения обязательных медицинских осмотров;

    — выдачи направлений на предварительный (периодический) медицинский осмотр;

    — списка контингентов работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам;

    — поимённого списка лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам;

    — договора с медицинской организацией на проведение медицинских осмотров работников;

    — медицинского заключения по результатам медицинского осмотра.

    Прохождение работниками организаций обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, а также прохождения работниками санитарно-гигиенического обучения должно осуществляться за счёт средств работодателя.

    Пункт 9.ч.1 ст.48 Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (педагогические работники проходят предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя).

    Пункт 18 Приложения к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04. 2011 года № 302н (работники, выполняющие работы в образовательных организациях всех типов и видов обязаны проходить ежегодные обязательные медосмотры).

    Пункт 6.1.8 Отраслевого соглашения между департаментом образования, науки и молодёжной политики Воронежской области и Воронежским областным комитетом Профсоюза работников народного образования и науки РФ на 2020 – 2021 годы.

    Из выше изложенного следует, что обязательные медицинские осмотры обязаны проходить все без исключения работники образовательных организаций.

    Обязанность работодателя в проведении медосмотров работников и несении затрат на их проведение установлена Трудовым кодексом РФ, Порядком проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 года № 302н.

    Согласно требованию ст. 212 Трудового Кодекса РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В соответствии со ст. 213 Трудового кодекса медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

    Работники образовательных организаций проходят медицинские осмотры бесплатно на основании заключённых договоров с медицинской организацией.


    2.10. Контроль над обеспечением средствами оказания первой помощи.

    В соответствии со ст. 223 Трудового кодекса Российской Федерации санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки. Перевозка в медицинские организации или к месту жительства работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по иным медицинским показаниям производится транспортными средствами работодателя либо за его счет.

    Работодатель обязан обеспечить работников санитарными постами с аптечками для оказания первой помощи.

    Уполномоченным следует проверять наличие и укомплектованность аптечек в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 марта 2011 г. № 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам ».

    Обучение работников оказанию первой помощи следует проводить для выполнения ими своих обязанностей при несчастных случаях на производстве и микротравмах. От своевременной и правильно оказанной первой помощи зависит жизнь пострадавшего, поэтому необходимо проверять качество обучения. Обучение должно включать теоретическую и практическую часть.

    2.11. Участие и контроль за своевременным и правильным расследованием и учетом несчастных случаев на производстве.

    Расследовать обстоятельства и причины всех случаев травматизма необходимо по двум основным причинам:

    1) профилактика производственного травматизма (выявление причин травматизма позволяет наметить мероприятия и принять меры по недопущению в дальнейшем подобных несчастных случаев).

    2) социальная защита работника, пострадавшего на производстве (любой несчастный случай и даже микротравма при определенных условиях может в дальнейшем привести к стойкой утрате трудоспособности; если несчастный случай или микротравма были скрыты и не были зафиксированы, работник, потерявший трудоспособность, не сможет доказать, что случай произошел на производстве, и претендовать на какие-либо выплаты).

    Все работники должны знать последовательность действий при несчастном случае, травме. Сначала следует оказать пострадавшему первую помощь, затем принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующего фактора на других лиц, сохранить обстановку на месте происшествия.

    Далее должно быть организовано расследование обстоятельств и причин происшествия в соответствии со ст. 228 ТК РФ.

    В расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний обязательно принимает участие представитель профсоюзной организации (ст. 229 ТК РФ).

    Качественное расследование должно быть направлено на выявление всех возможных причин травм, что позволяет в дальнейшем предупредить подобные случаи, а также избежать обвинения во всем одного пострадавшего и возложения на него части вины за происшедший несчастный случай.

    Перед уполномоченными в случае какого-либо происшествия на производстве, приведшего к повреждению здоровья работника, стоят следующие задачи:

    добиваться, чтобы все происшествия, приведшие к несчастным случаям, были зафиксированы и расследованы;

    вести разъяснительную работу с работниками о недопустимости сокрытия несчастных случаев;

    контролировать правильность и своевременность ведения расследования несчастных случаев;

    участвовать в расследовании обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве, выявляя истинные причины происшествия и не допуская огульного обвинения самого пострадавшего;

    подбирать и готовить для профсоюзного комитета материалы, позволяющие оценить степень вины пострадавшего;

    контролировать выполнение мероприятий по предупреждению подобных несчастных случаев.

    Обязанности работодателя по расследованию несчастных случаев изложены в ст. 228 ТК РФ.

    Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве записан в ст. 227 — 231 ТК РФ и в «Положении об особенностях расследовании несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», утвержденном постановлением Министерства труда Российской Федерации от 24.10.02 № 73.


    Действия уполномоченного если в ходе расследования несчастного случая на производстве установлена грубая неосторожность пострадавшего.

    На основании ст. 14 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. № 125 ФЗ «Учет вины застрахованного при определении размера ежемесячных страховых выплат» при определении степени вины застрахованного рассматривается заключение профсоюзного комитета или иного уполномоченного застрахованным представительного органа.

    Указанное требование Закона налагает особую ответственность на решение профсоюзного комитета при рассмотрении материалов расследования и определении степени вины застрахованного. «Если при расследовании несчастного случая, происшедшего с застрахованным, комиссией установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения профсоюзного комитета комиссия определяет степень вины застрахованного в процентах».

    Из указанного следует, что профсоюзный комитет дает свое заключение только в случае установления комиссией по расследованию несчастного (страхового) случая грубой неосторожности застрахованного и при условии, что она содействовала возникновению или увеличению вреда, то есть должна быть причинная связь между возникновением или увеличением последствий несчастного случая, грубой неосторожностью застрахованного и причинением вреда его здоровью.

    Это обязательные условия для заседания профкома и принятия им заключения о степени вины пострадавшего.

    постановлением профсоюзного комитета № ____

    от « _____»____________ 20___ г.

    Заключение профсоюзного комитета

    о степени вины застрахованного по страховому случаю, происшедшему

    «__» ________ 20__ г. в____ час____мин.

    (фамилия, имя, отчество, профессия, должность)

    (наименование и адрес организации, код отрасли по ОКОНХ)

    На основании рассмотрения материалов расследования страхового случая, проведенного комиссией с «___» ________20___ года по «__»______20___ года, дополнительных объяснений застрахованного и очевидцев, медицинского заключения о характере повреждения здоровья застрахованного, нормативных документов по охране труда, заключений экспертных комиссий, органов контроля и надзора, иных документов по данному страховому случаю профсоюзный комитет считает, что:

    (излагаются обоснования решения профсоюзного комитета)


    На основании изложенного профсоюзный комитет считает:

    Примечание . Размер ежемесячных страховых выплат уменьшается соответственно степени вины застрахованного, но не более чем на 25%. (ст. 14 Ф3 РФ №’ 125-ФЗ от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

    Уполномоченный, как член комиссии, должен помнить, что

    обычное нарушение правил безопасности или неосторожность пострадавшего не являются поводом применять против него норму определения вины. В законодательстве нет определения, что такое «грубая неосторожность», как правило, в литературе приводятся одни и те же примеры «грубой неосторожности», а именно: управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или переход проезжей части на красный свет.

    При определении степени вины пострадавшего комиссия обязана учитывать заключение профсоюзного комитета (ст. 229 ТК РФ).

    2.12. Примерный перечень локальных нормативных актов работодателя по охране труда.

    1. Положения об организации работы по охране труда:

    1.1. Положение о системе управления охраной труда в организации образования.

    1.2. Положение о комиссии по охране труда.

    1.3. Положение об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профсоюзного комитета образовательной организации.

    1.4. Положение о проведении административно-общественного контроля за состоянием условий и охраны труда.

    1.5. Положение об организации выдачи и применения специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

    1.6. Положение о проведении обучения и инструктажа по охране труда работников.

    1.6. Положение по разработке, учету и применению инструкций по охране труда.

    2. Организационные приказы по охране труда

    2.1. Об организации работы по охране труда.

    2.2. О назначении лиц, ответственных за организацию безопасной работы.

    2.3. О пожарной безопасности.

    2.4. О назначении лица, ответственного за эксплуатацию электрохозяйства.

    2.5. О назначении лица, ответственного за охрану труда.

    2.6. О возложении на работника обязанностей по контролю за соблюдением в организации требований охраны труда.

    2.7. О введении в действие «Положения о проведении обучения и инструктажа по охране труда работников» и назначении ответственных лиц за его исполнение.

    2.8. О присвоении группы 1 по электробезопасности неэлектротехническому персоналу.

    2.9. О введении в действие инструкций по охране труда.

    2.10. О продлении срока действия инструкций по охране труда.

    2.11. О назначении постоянно действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда.

    2.12. Об обеспечении работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.

    2.13.Об образовании комиссии по охране труда.

    2.14.О проведении административно-общественного контроля за состоянием условий и охраны труда.

    2.15. Об организации проведения специальной оценки условий труда.

    3. Акты, соглашения и протоколы

    3.1. Акт проверки готовности организации к новому учебному году

    3.2. Акты-разрешения на проведение занятий в учебных мастерских, кабинете обслуживающего труда, в спортзалах и на спортплощадках.

    3.3. Акт-разрешение на ввод в эксплуатацию оборудования учебных мастерских.

    3.4. Акты-разрешения на проведение занятий в кабинетах физики, химии, биологии, информатики, ОБЖ (оформляются для вновь организованных и реконструированных кабинетов).

    3.5. Акты испытания гимнастических снарядов и оборудования.

    3.6. Соглашение администрации и профсоюзной организации по охране труда.

    3.7.Акт проверки выполнения соглашения по охране труда.

    3.8. Акт технического осмотра здания.

    3.9. Протоколы проверки сопротивления изоляции проводов (оформляются один раз в 3 года) и заземления оборудования (оформляются ежегодно).

    4. Журналы

    4.1. Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда.

    4.2. Журнал регистрации инструктажей на рабочем месте.

    4.3. Журнал административно-общественного контроля.

    4.4. Журнал учёта инструкций по охране труда.

    4.5. Журнал учёта выдачи инструкций по охране труда.

    4.6. Журнал регистрации несчастных случаев с обучающимися.

    4.7. Журнал регистрации несчастных случаев с работниками.

    4.8. Журнал регистрации инструктажей по технике безопасности с обучающимися.

    4.9. Журнал вводного инструктажа по пожарной безопасности

    4.10. Журнал первичного инструктажа на рабочем месте по пожарной безопасности.

    4.11 Журнал учета и содержания средств защиты.

    4.13. Журнал учета огнетушителей.

    5. Должностные обязанности работников по охране труда.

    6. Инструкции по охране труда.

    7. Программы инструктажей, обучения по охране труда, проверка знаний требований охраны труда.

    7.1. Программа вводного инструктажа для работников.

    7.2. Программа первичного инструктажа на рабочем месте для работников.

    7.3. Программа по обучению работников первой помощи при несчастных случаях.

    7.4. Программа инструктажа на группу 1 по электробезопасности.

    7.5. Программа вводного инструктажа по пожарной безопасности.

    7.6. Программа первичного инструктажа на рабочем месте по пожарной безопасности.

    7.7. Программы обучения по охране труда.

    7.8. Экзаменационные билеты по охране труда.

    7.9. Протокол заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда.

    7.10. Удостоверения о проверке знаний требований охраны труда.

    2.13. Участие в смотре-конкурсе на звание «Лучший уполномоченный по охране труда».

    Смотр-конкурс проводится в соответствии с Положением об организации и проведении смотра-конкурса на звание «Лучший уполномоченный по охране труда» образовательной организации Воронежской области.


    Примерная таблица основных показателей работы уполномоченного по охране труда

    Основные показатели работы уполномоченного по охране труда

    (в баллах)
    за 1 единицу.

    Общее количество мероприятий

    Всего баллов

    Количество проверок, проведенных уполномоченным в составе комиссий (одна проверка)

    Количество самостоятельных проверок с выдачей (письменно) представлений, актов

    (одно представление, акт):

    из них выполнено (одно представление, акт)

    Количество обращений о привлечении к ответственности виновных лиц, допустивших нарушения требований охраны труда

    Участие в подготовке мероприятий для включения в соглашения по охране труда

    Выполнение мероприятий соглашения по охране труда (одно мероприятие, выполненное в полном объеме)

    Наличие действующего уголка по охране труда

    Обучение уполномоченного на курсах по охране труда

    Обеспеченность работников спецодеждой и другими СИЗ соответственно:

    Наличие инструкций по охране труда для должностей, профессий; видов работ:


    Обязательное условие для участия в смотре-конкурсе:
    отсутствие несчастных случаев на производстве за 2 отчетных года


    Контрольные вопросы по теме занятия.

    1. Общественный контроль за охраной труда осуществляет:

    А). Административная комиссия

    Б). Уполномоченный по охране труда профкома

    В). Специалист по охране труда


    2. За чей счет проводятся медицинские осмотры работников образовательных организаций?

    А). За счет работников

    Б). За счет Фонда социального страхования

    В). За счет средств работодателя

    Г). За счет Фонда медицинского страхования


    3. Кто освобождается от первичного (повторного) инструктажа на рабочем месте?

    А). Неэлектротехнический персонал

    Б). Лица на основании списка, утвержденного приказом работодателя

    В). Все работники, кроме педагогов, работающих в кабинетах, с повышенными требованиями безопасности

    Г). Учебно-вспомогательный персонал


    4. Какова периодичность пересмотра инструкций по охране труда?

    А). Не реже 1 раза в 5 лет для всех видов работ и профессий

    Б). Не реже 1 раза в 5 лет, а для работников профессий или видам работ, с повышенными требованиями безопасности, не реже 1 раза в 3 года

    В). Не реже 1 раза в 3 года для всех видов работ и профессий

    Г). Не реже 1 раза в 3 года, а для работников профессий или видам работ, с повышенными требованиями безопасности не реже 1 раза в год


    5. Имеет ли право уполномоченный по охране труда профкома предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников?

    А) Не имеет права

    В) Имеет право только к заместителям руководителя

    Г) Имеет право только к заведующим кабинетами, к которым предъявляются повышенные требования безопасности

    6. Какова периодичность обучения и проверки знаний требований охраны труда?

    А) Не реже 1 раза в год

    Б) Не реже 1 раза в 3 года

    В) Не реже 1 раза в 5 лет

    Г) Не реже 1 раза в 6 лет

    7. Обязательно ли должен принимать участие в расследовании несчастных случаев представитель профкома?

    В) По согласованию с председателем комиссии

    Г) По требованию профкома


    8. Как расследуются несчастные случаи, о которых не было своевременно сообщено работодателю?

    А) не расследуются при отсутствии очевидцев

    Б) по заявлению пострадавшего в течение одного месяца со дня поступления заявления

    В) государственным инспектором труда с составлением заключения

    Г) в течение трех рабочих дней со дня издания приказа об образовании комиссии


    9. Какова периодичность проведения специальной оценки условий труда?

    А) Не реже 1 раза в 3 года

    Б) Не реже 1 раза в 5 лет

    Г) После реконструкции рабочих мест или вновь введенных в эксплуатацию


    10. По требованию органов государственного надзора и контроля директор отстранил от работы работника, не прошедшего обучение и проверку знаний требований охраны труда не по своей вине. Будет ли ему произведена оплата за время отстранения от работы и в каком размере?

    А) Оплата производиться не будет

    Б) Оплата будет производиться в размере 70% заработка

    В) Оплата будет производиться в полном размере

    Г) Оплата будет производится в размере 50% заработка

    11. Имеют ли право уполномоченные (доверенные) лица по охране труда на дополнительные социальные гарантии и льготы?

    Г) да, если данные гарантии и льготы определены коллективным договором или иным совместным решением работодателя и профкома

    12. Может ли уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда быть избран работник, не являющийся членом профсоюза?

    Б) данный вопрос решается работодателем

    В) данный вопрос отнесён на усмотрение профкома

    13. Может ли уполномоченный по охране труда привлечен к дисциплинарной ответственности, и быть уволен без предварительного согласия профсоюзного органа в первичной профсоюзной организации?