Ук рф. Статья 31

Полный текст ст. 31 УК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2020 год. Консультации юристов по статье 31 УК РФ.

1. Добровольным отказом от преступления признается прекращение лицом приготовления к преступлению либо прекращение действий (бездействия), непосредственно направленных на совершение преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца.
2. Лицо не подлежит уголовной ответственности за преступление, если оно добровольно и окончательно отказалось от доведения этого преступления до конца.

3. Лицо, добровольно отказавшееся от доведения преступления до конца, подлежит уголовной ответственности в том случае, если фактически совершенное им деяние содержит иной состав преступления.

5. Если действия организатора или подстрекателя, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи, не привели к предотвращению совершения преступления исполнителем, то предпринятые ими меры могут быть признаны судом смягчающими обстоятельствами при назначении наказания.

Комментарий к статье 31 УК РФ

1. Добровольный отказ от преступления — последняя предоставленная законом реальная возможность отказаться от совершения преступления и избежать уголовной ответственности. Суть добровольного отказа заключается в том, что субъект добровольно и окончательно прекращает приготовление к преступлению либо прекращает действия (бездействие), непосредственно направленные на совершение преступления, хотя у него имеется возможность довести преступление до конца, и он эту возможность осознает. Добровольный и окончательный отказ от преступления является основанием для непривлечения лица к уголовной ответственности, если в уже совершенных действиях отсутствует состав иного преступления. Например, с целью совершения убийства Р.А. изготовил обрез из охотничьего ружья, однако затем, испугавшись возможного уголовного наказания, отказался от совершения убийства. При этом в действиях А. содержится состав преступления, предусмотренного ч.1 ст. 223 УК РФ, и он будет нести уголовную ответственность за незаконное изготовление оружия.

Для признания следствием отказа от преступления добровольным необходимо наличие следующих условий:
1) отказ от совершения преступления должен быть своевременным, и может иметь место только до определенного момента в развитии совершения преступных действий. По смыслу закона, добровольный отказ от преступления возможен только на стадии приготовления или покушения на преступление. В том случае, если субъектом выполнен объективный состав преступления, но опасные последствия не наступили по независящим от субъекта причинам, то прекращение последующих действий, направленных на причинение вреда, не будет являться добровольным отказом от совершения преступления. Например, с целью убийства А.Б. произвел выстрел, однако промахнулся и последующие выстрелы производить не стал. Данную ситуацию нельзя рассматривать, как добровольный отказ от совершения преступления, так как объективная сторона преступления была частично выполнена (выстрел был произведен), а будет иметь место оконченное покушение. Для признания добровольного отказа от преступления важно определить момент, после которого отказ уже не может быть признан добровольным. Так, например, А. имея умысел на убийство Б., подсыпал ему в бокал с вином яд, после чего оставил бокал на столе и ушел. Вернувшись через час, А. увидел, что Б. не пил вино из бокала и, отказавшись от умысла на убийство, вылил отравленное вино. В данном случае действия А. не могут рассматриваться, как добровольный отказ от преступления, так как в период своего отсутствия А. не контролировал ситуацию, и Б. мог выпить яд, но не выпил его по обстоятельствам, не зависящим от А. В этом примере можно говорить об оконченном покушении на убийство.;
2) у субъекта имеется реальная возможность совершить преступление и довести преступный умысел до конца, и он это осознает. В судебной практике нередко возникают сложности при установлении наличия данного условия добровольности отказа от преступления. Например, А. имел умысел на совершение грабежа, но отказался от совершения преступления, испугавшись, что его могут заметить прохожие. В данном случае можно говорить о добровольном отказе от совершения преступления. Если же А. отказался от совершения грабежа в силу того, что проходившие мимо люди заметили его намерения и готовы пресечь преступление, то данные действия нельзя квалифицировать как добровольный отказ, так как А. осознал отсутствие реальной возможности совершить грабеж и не быть задержанным;
3) добровольность отказа, то есть субъект добровольно принимает решение отказаться от совершения преступления. Если отказ от совершения преступления является вынужденным, то будет иметь место не добровольный отказ, а покушение на преступление;
4) добровольный отказ от совершения преступления должен носить окончательный характер. Это означает, что субъект окончательно отказался от совершения преступления, а не принял решение совершить данное преступление позже, дождавшись более благоприятной обстановки. Например, А., с целью совершения квартирной кражи, пришел во двор дома, однако увидел, что около подъезда во дворе находится много людей, и ушел, имея умысел прийти по данному адресу позже. В данном случае следует говорить не о добровольном отказе от преступления, а о приостановлении совершения преступления.

Наличие всех перечисленных условий является основанием для признания добровольного отказа от преступления и исключения уголовной ответственности.

2. Ответственность организатора преступления, подстрекателя к преступлению и пособника при добровольном отказе от совершения преступления особо оговорена законодателем в ч.4 и 5 комментируемой статьи.

Обязательными условиями, исключающими уголовную ответственность организатора преступления и подстрекателя к преступлению, являются совершенное ими своевременное сообщение органам власти о готовящемся преступлении, либо принятие ими иных мер, направленных на предотвращение доведения исполнителем преступления до конца. Условием исключения уголовной ответственности для пособника является принятие всех зависящих от него мер для предотвращения совершения преступления исполнителем.

Как видно из текста статьи, добровольный отказ организатора преступления и подстрекателя к преступлению взаимосвязаны с недоведением исполнителем преступления до конца. Действия пособника же могут считаться добровольным отказом и в случае доведения исполнителем преступления до конца, так как для пособника основополагающим моментом является принятие всех зависящих от него мер для предотвращения совершения преступления. Такие менее строгие условия добровольного отказа, определенные для пособника, объясняются его ролью, как субъекта преступления. Если организатор и подстрекатель являются основными фигурами и инициаторами преступления, то пособник, как правило, играет второстепенную роль, и его действия не в полной мере влияют на поведение исполнителя и непосредственное совершение преступления.

Кроме того, законом установлено, что если организатор преступления и подстрекатель к преступлению своевременно сообщили органам власти о преступлении или предприняли иные необходимые меры для предотвращения доведения преступления до конца, но эти действия не привели к предотвращению совершения преступления исполнителем, то данные факты могут быть признаны судом в качестве смягчающих обстоятельств при назначении наказания.

Несмотря на то, что закон не ставит условия добровольного отказа от преступления соисполнителя, можно предположить, что они совпадают с основаниями, предусмотренными для исполнителя, поскольку независимо от распределения ролей при совершении преступления, для добровольного отказа соисполнителю необходимо прекратить собственные преступные действия и принять меры для прекращения преступных действий других соисполнителей.

3. Говоря о добровольном отказе от совершения преступления, необходимо определить четкую границу между данным понятием и институтом деятельного раскаяния. Как известно, деятельное раскаяние характеризует поведение субъекта после совершения преступления, то есть после совершения объективной стороны преступления лицо предпринимает активные действия по устранению вредных последствий или по их уменьшению. Это первое и основное отличие между понятиями добровольного отказа от преступления и деятельного раскаяния.

Вторым отличием являются различные правовые последствия. Если добровольный отказ от совершения преступления при наличии всех необходимых условий всегда является основанием для освобождения от уголовной ответственности, то деятельное раскаяние может служить основанием для освобождения от уголовной ответственности лишь в некоторых случаях, предусмотренных ст. 75 УК РФ. В общих же случаях деятельное раскаяние не исключает уголовную ответственность, но в соответствии с п.»и» ч.1 ст. 61 УК РФ является смягчающим наказание обстоятельством.

Консультации и комментарии юристов по ст 31 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 31 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 31. Подсудность уголовных дел

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ в статью 31 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу через пять месяцев со дня официального опубликования названного Федерального закона

Положения статьи 31 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 1 марта 2012 г. N 18-ФЗ), устанавливающие подсудность преступлений, предусмотренных вводимыми названным Федеральным законом статьями 228.3 и 228.4 Уголовного кодекса РФ, применяются с 1 января 2013 г.

Статья 31. Подсудность уголовных дел

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 31 УПК РФ

Часть 1 изменена с 6 августа 2020 г. — Федеральный закон от 26 июля 2020 г. N 209-ФЗ

1. Мировому судье подсудны уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 107 частью первой, 108, 109 частями первой и второй, 116.1, 134, 135, 136 частью первой, 146 частью первой, 147 частью первой, 151.1, 157, 158.1, 170, 170.2, 171 частью первой, 171.1 частями первой, третьей и пятой, 171.3 частью первой, 171.4, 174 частями первой и второй, 174.1 частями первой и второй, 177, 178 частью первой, 183 частью первой, 185, 191.1 частями первой и второй, 193 частью первой, 193.1 частью первой, 194 частью первой, 195, 198, 199 частью первой, 199.1 частью первой, 199.2 частью первой, 199.3, 199.4 частью первой, 200.1, 201 частью первой, 202 частью первой, 205.6, 207, 212 частью третьей, 215 частью первой, 215.1 частью первой, 215.3 частью первой, 215.4 частью первой, 216 частью первой, 217 частью первой, 217.2 частью первой, 219 частью первой, 220 частью первой, 225 частью первой, 228 частью первой, 228.2, 228.3, 234 частями первой и четвертой, 234.1 частью первой, 235 частью первой, 236 частью первой, 237 частью первой, 238 частью первой, 239, 243 частью первой, 243.1, 243.2 частью первой, 243.3 частью первой, 244 частью второй, 247 частью первой, 248 частью первой, 249, 250 частями первой и второй, 251 частями первой и второй, 252 частями первой и второй, 253 частями первой и второй, 254 частями первой и второй, 255, 257, 259, 262, 263 частью первой, 264 частью первой, 264.1, 266 частью первой, 270, 271, 272 частью первой, 273 частью первой, 274 частью первой, 285.1 частью первой, 285.2 частью первой, 286.1 частью первой, 287 частью первой, 288, 289, 292, 293 частями первой и первой.1, 294 частями первой и второй, 296 частями первой и второй, 297, 298.1, 301 частью первой, 302 частью первой, 303 частями первой и второй, 306 частями первой и второй, 307 частью первой, 309 частями первой и второй, 311 частью первой, 314.1, 315 частью первой, 316, 322 частью первой, 323 частью первой, 327 частями первой — третьей, 327.1 частью первой и 328 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 302-ФЗ в часть 2 статьи 31 настоящего Кодекса внесены изменения

2. Районному суду подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в частях первой (в части подсудности уголовных дел мировому судье) и третьей настоящей статьи.

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 217-ФЗ часть 3 статьи 31 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 августа 2013 г.

3. Верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа, окружному (флотскому) военному суду подсудны:

Пункт 1 изменен с 12 апреля 2020 г. — Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 46-ФЗ

О конституционно-правовом смысле положения пункта 1 части третьей статьи 31 настоящего Кодекса см. Определение Конституционного Суда РФ от 4 июля 2017 г. N 1441-О

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 4 июля 2017 г. N 1441-О положение пункта 1 части 3 статьи 31 настоящего Кодекса, применяемое во взаимосвязи с его статьей 4 и с частью четвертой статьи 78 УК РФ, не предполагает, что уголовные дела о преступлениях, предусмотренных частью второй статьи 105 УК РФ, неподсудны верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа, окружному (флотскому) военному суду в составе судьи федерального суда общей юрисдикции и коллегии из двенадцати присяжных заседателей в случаях, когда срок давности привлечения к уголовной ответственности по данной статье истек после назначения судебного заседания в этом суде

Постановлением Конституционного Суда РФ от 6 июня 2017 г. N 15-П пункт 1 части 3 статьи 31 настоящего Кодекса признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой во взаимосвязи с частью второй статьи 57 и частью второй статьи 59 УК Российской Федерации им исключается рассмотрение в системе действующего правового регулирования верховным судом республики, краевым, областным или другим равным им по уровню судом уголовных дел по обвинению женщин старше восемнадцати лет в совершении преступления, предусмотренного частью пятой статьи 228.1 УК Российской Федерации, притом что уголовные дела по обвинению мужчин в совершении таких преступлений при тех же условиях подлежат рассмотрению судом данного уровня

Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 мая 2017 г. N 13-П пункт 1 части 3 статьи 31 настоящего Кодекса признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи с пунктом 2 части второй статьи 30 настоящего Кодекса, частью второй статьи 57 и частью второй статьи 59 УК РФ, им исключается возможность рассмотрения судом в составе судьи верховного суда республики, краевого, областного или другого равного им по уровню суда и коллегии из двенадцати присяжных заседателей уголовного дела по обвинению женщины в совершении преступления, предусмотренного пунктом «б» части четвертой статьи 229.1 УК РФ, притом что уголовное дело по обвинению мужчины в совершении такого преступления при тех же условиях может быть рассмотрено судом в данном составе

Читайте так же:  Требования палаточный городок

Постановлением Конституционного Суда РФ от 16 марта 2017 г. N 7-П положения пункта 1 части 3 статьи 31 настоящего Кодекса признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи с пунктом 2 части второй статьи 30 настоящего Кодекса, частью второй статьи 57 и частью второй статьи 59 УК РФ, ими исключается возможность рассмотрения судом в составе судьи верховного суда республики, краевого, областного или равного им по уровню суда и коллегии из двенадцати присяжных заседателей уголовного дела по обвинению достигшего шестидесятипятилетнего возраста мужчины в совершении преступления, предусмотренного частью второй статьи 105 УК РФ, притом что уголовное дело по обвинению мужчины в возрасте от восемнадцати до шестидесяти пяти лет, а также женщины старше восемнадцати лет в совершении такого преступления при тех же условиях может быть рассмотрено судом в этом составе

Постановлением Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2016 г. N 6-П положения пункта 1 части 3 статьи 31 настоящего Кодекса признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи с пунктом 2 части второй статьи 30 настоящего Кодекса, частью второй статьи 57 и частью второй статьи 59 УК РФ, ими исключается возможность рассмотрения судом в составе судьи верховного суда республики, краевого, областного или другого равного им по уровню суда и коллегии из двенадцати присяжных заседателей уголовного дела по обвинению женщины в совершении преступления, предусмотренного частью второй статьи 105 УК РФ, притом что уголовное дело по обвинению мужчины в совершении такого преступления при тех же условиях может быть рассмотрено судом в данном составе

1) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 131 частью пятой, 132 частью пятой, 134 частью шестой, 228.1 частью пятой, 229.1 частью четвертой, 277, 281 частью третьей, 295, 317, 357 Уголовного кодекса Российской Федерации, за исключением уголовных дел о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до восемнадцати лет, и уголовных дел, по которым в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь в соответствии с положениями части четвертой статьи 62, части четвертой статьи 66 и части четвертой статьи 78 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 126 частью третьей, 209, 210 частью четвертой, 210.1, 211 частями первой — третьей, 212 частью первой, 227, 275, 276, 278, 279, 281 частями первой и второй, 353 — 356, 358, 359 частями первой и второй, 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;

2) уголовные дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи, судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства;

3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну.

4. Утратила силу с 1 января 2013 г.

Информация об изменениях:

5. Гарнизонный военный суд рассматривает уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, за исключением уголовных дел, подсудных вышестоящим военным судам.

Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 346-ФЗ часть 6 статьи 31 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

6. Окружному (флотскому) военному суду подсудны уголовные дела, указанные в части третьей настоящей статьи, в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, а также уголовные дела, переданные в указанный суд в соответствии с частями четвертой — седьмой статьи 35 настоящего Кодекса.

Часть 6.1 изменена с 1 октября 2020 г. — Федеральный закон от 12 ноября 2020 г. N 413-ФЗ

6.1. 1-му Восточному окружному военному суду, 2-му Западному окружному военному суду, Центральному окружному военному суду и Южному окружному военному суду подсудны:

1) уголовные дела, указанные в частях третьей и шестой настоящей статьи;

Федеральным законом от 6 июля 2016 г. N 375-ФЗ в пункт 2 части 6.1 статьи 31 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 20 июля 2016 г..

2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 211 частью четвертой, 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;

3) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, если их совершение сопряжено с осуществлением террористической деятельности;

4) уголовные дела о преступлениях, при назначении наказания за которые подлежит учету отягчающее обстоятельство, предусмотренное пунктом «р» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 433-ФЗ статья 31 настоящего Кодекса дополнена частью 7.1, вступающей в силу с 1 января 2013 г.

7.1. Если дела о преступлениях, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом, подсудны военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, а выделение уголовного дела в отношении остальных лиц невозможно, указанные дела в отношении всех лиц рассматриваются соответствующим военным судом.

Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 346-ФЗ часть 8 статьи 31 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

8. Военные суды, дислоцирующиеся за пределами территории Российской Федерации, при рассмотрении уголовных дел в случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, руководствуются настоящим Кодексом.

9. Районный суд и военный суд соответствующего уровня принимают в ходе досудебного производства по уголовному делу решения, указанные в частях второй и третьей статьи 29 настоящего Кодекса.

10. Подсудность гражданского иска, вытекающего из уголовного дела, определяется подсудностью уголовного дела, в котором он предъявлен.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 31 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 31 Конституции РФ гласит:

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Комментарий к Ст. 31 КРФ

Содержание рассматриваемой статьи соответствует положениям международных договоров. Так, в ч. 1 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека установлено, что «каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций», а в ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах «признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц». Статья 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод содержит следующую норму: «Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов».

Закрепленные в ст. 31 Конституции мирные публичные мероприятия, каждое в отдельности или в сочетании друг с другом, предоставляют гражданам широкие возможности для свободного выражения своих мыслей, высказывания и формирования мнений и убеждений, выдвижения требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны. Это значит, что право на проведение публичных мероприятий, ценное само по себе, может в установленном порядке использоваться и фактически используется для обеспечения и защиты конституционных и иных прав и свобод, в частности для обеспечения нормальных условий труда, своевременной выплаты заработной платы, повышения размеров оплаты труда и пенсий, улучшения работы транспорта, коммунальных услуг, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, прекращения в армии неуставных отношений, улучшения работы судов и правоохранительных органов, усиления борьбы с коррупцией и другими подобными негативными явлениями.

Публичные акции дают гражданам возможность принять участие в дискуссиях по актуальным вопросам внутренней и внешней политики, высказать поддержку или, напротив, неприятие решений и действий других государств, различных международных и национальных организаций.

Положения Конституции и международных договоров получили развитие в законодательных и иных актах. Указом Президента РФ от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования» было предусмотрено, что до урегулирования законом порядка организации и проведения митингов, шествий, демонстраций и пикетирования следует исходить из положений Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Указом Президента РФ предусматривалось также, что до принятия соответствующего закона нормы Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г. «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР» на территории России применяются в части, не противоречащей упомянутой Декларации. В соответствии с этим Указом в Российской Федерации стал действовать уведомительный порядок реализации права на проведение публичных мероприятий, т.е. для их проведения не требовалось специального разрешения властей.

19 июня 2004 г. принят ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в котором, как и в упомянутом Указе Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г., сохранен уведомительный порядок. Сохранены также положения, соответствующие Конституции и нормам международных договоров. Некоторые положения, например определяющие понятия публичных мероприятий, уточнены. Даны нормы, касающиеся разграничения полномочий РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, подробно изложены положения о порядке организации и проведения публичного мероприятия, указаны права и обязанности организатора и участников публичного мероприятия и других органов и лиц, причастных к его проведению.

Установлено, что, кроме настоящего Закона, законодательство о собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетированиях включает в себя иные законодательные акты РФ, относящиеся к обеспечению права на их проведение. Нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения указанных публичных мероприятий, могут издавать Президент, Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, но все они могут это делать лишь в случаях, предусмотренных ФЗ от 19 июня 2004 г.

Отдельно решается вопрос о проведении указанных публичных мероприятий в целях предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума.

В Законе также определено, что проведение религиозных обрядов и церемоний регулируется ФЗ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях».

В Законе введено общее понятие публичного мероприятия, а также определяются конкретные его виды:

— публичное мероприятие — открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан РФ, политических партий, других общественных и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;

— собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

— митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

— демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

— шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

— пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

В Закон включена норма о принципах проведения публичного мероприятия. В качестве таковых Закон рассматривает законность — соблюдение положений Конституции, настоящего Федерального закона и иных законодательных актов РФ и добровольность участия в публичном мероприятии.

Значительное место в Законе уделено порядку организации и проведения публичного мероприятия. К организации публичного мероприятия, в частности, относятся: оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о его проведении в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, а также проведение предварительной агитации. В ее целях могут использоваться средства массовой информации, устные призывы, распространяться листовки, плакаты и объявления, использоваться иные не запрещенные законодательством РФ формы агитации.

Уведомлением о проведении публичного мероприятия является документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта РФ или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим ФЗ, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка. Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или в орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения. Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта РФ.

Важной фигурой публичного мероприятия является организатор. Ими по Закону могут быть один или несколько граждан РФ, политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия. В Законе (ст. 5) подробно изложены права и обязанности организатора публичного мероприятия, а также участников мероприятия, каковыми обозначены граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных и религиозных объединений, добровольно участвующих в нем.

Читайте так же:  Образец заявления жэк

Особые условия участия в публичных мероприятиях предусмотрены в отношении военнослужащих. ФЗ от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» (ст. 7) содержит норму, в соответствии с которой «военнослужащие вправе в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части».

Участники публичного мероприятия имеют право обсуждать и принимать решения, участвовать в иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия; использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством РФ; принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные или религиозные объединения, международные и иные органы и организации.

Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия.

Отдельная статья Закона (ст. 8) посвящена месту проведения публичного мероприятия, условиям допустимых ограничений в его проведении. В этой статье сказано, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами. К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента РФ, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ с учетом особенностей этих объектов и требований настоящего ФЗ. Порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника «Москва-Кремль», включая Красную площадь и Александровский сад, определяется Президентом РФ.

В Законе регламентированы обязанности органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, права и обязанности их уполномоченных представителей, а также уполномоченного представителя органа внутренних дел. Установлено, что орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан, в частности:

1) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении этого мероприятия (а при подаче менее чем за пять дней до дня его проведения — в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения данного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий его проведения требованиям настоящего Федерального закона;

2) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения данного мероприятия;

3) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении этого мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;

В случае если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством РФ об административных правонарушениях или уголовным законодательством, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированно предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования влечет административную ответственность по ст. 20.2 КоАП.

В указанном Законе (ст. 15) приведены основания и порядок приостановления публичного мероприятия. Принимаемые в этом случае решения зависят от характера нарушения. Если во время проведения публичного мероприятия по вине его участников произошло нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья его участников, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления вправе потребовать от организатора публичного мероприятия самостоятельно или совместно с уполномоченным представителем органа внутренних дел устранить соответствующее нарушение. В случае невыполнения этого требования уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления вправе приостановить публичное мероприятие на время, установленное им для устранения нарушения. При устранении нарушения публичное мероприятие по согласованию между его организатором и соответствующим уполномоченным представителем может быть продолжено. Если нарушение не было устранено по истечении времени, установленного уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, то публичное мероприятие прекращается в порядке, предусмотренном статьей 17 названного Закона.

Основанием для прекращения публичного мероприятия является: создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц; совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований названного Закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия.

Предусмотренный статьей 17 порядок прекращения публичного мероприятия предусматривает, что в случае принятия решения о его прекращении уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления: 1) дает указание организатору публичного мероприятия прекратить публичное мероприятие, обосновав причину его прекращения, и в течение 24 часов оформляет данное указание письменно с вручение организатору публичного мероприятия; 2) устанавливает время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия. В случае невыполнения указания о прекращении публичного мероприятия сотрудники милиции принимают необходимые меры по его прекращению, действуя при этом в соответствии с законодательством РФ.

Порядок прекращения публичного мероприятия, предусмотренный частью 1 ст. 17 Закона, не применяется в случае возникновения массовых беспорядков, погромов, поджогов и в других случаях, требующих экстренных действий. В этих случаях прекращение публичного мероприятия осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

В гл. 3 Закона приведены гарантии реализации гражданами права на проведение публичного мероприятия, одна из них — обеспечение условий для проведения публичного мероприятия. Это сводится к тому, чтобы не мешать проведению такого мероприятии, что адресовано организатору мероприятия должностным лицам и гражданам. Они не вправе препятствовать участникам публичного мероприятия в выражении своих мнений способом, не нарушающим общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия.

В УК РФ (ст. 149) установлена уголовная ответственность за незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения.

Другое условие касается органа государственной власти или органа местного самоуправления, которым адресуются вопросы, явившиеся причинами проведения публичного мероприятия. Они обязаны рассмотреть данные вопросы по существу, принять по ним необходимые решения в порядке, установленном законодательством РФ, и сообщить о принятых решениях организатору мероприятия.

Поддержание общественного порядка, регулирование дорожного движения, санитарное и медицинское обслуживание в целях обеспечения проведения публичного мероприятия осуществляются на безвозмездной основе.

Граждане, права которых на проведение публичного мероприятия нарушены решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественным объединением, должностным лицом, могут подать жалобу в суд в порядке, установленном законодательством РФ.

Статья 31 УК РФ. Добровольный отказ от преступления

Новая редакция Ст. 31 УК РФ

1. Добровольным отказом от преступления признается прекращение лицом приготовления к преступлению либо прекращение действий (бездействия), непосредственно направленных на совершение преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца.

4. Организатор преступления и подстрекатель к преступлению не подлежат уголовной ответственности, если эти лица своевременным сообщением органам власти или иными предпринятыми мерами предотвратили доведение преступления исполнителем до конца. Пособник преступления не подлежит уголовной ответственности, если он предпринял все зависящие от него меры, чтобы предотвратить совершение преступления.

Комментарий к Статье 31 УК РФ

1. Действующее уголовное законодательство России предоставляет добровольно отказавшемуся от доведения преступления до конца лицу поощрительное право избежать уголовной ответственности независимо от мотивов добровольного отказа. Так, Пленум ВС РФ в п. 6 своего Постановления от 15.06.2004 N 11 характеризует добровольный отказ от совершения изнасилования или насильственных действий сексуального характера как обстоятельство, исключающее уголовную ответственность за соответствующее преступление. В этом случае лицо может отвечать лишь за фактически совершенные им действия при условии, что они содержат состав иного преступления.

1.1. Позиция ВС РФ не без оснований совпала с таковой, занимаемой большинством правоведов. Вместе с тем единой концепции правовой природы добровольного отказа от преступления в данной интерпретации не получилось, поскольку одни авторы предложили относить добровольный отказ к числу обстоятельств, исключающих преступность деяния, другие — к исключающим наличие состава преступления, третьи — к исключающим наличие уголовной ответственности.

1.2. В литературе получила отражение и такая точка зрения ученых-правоведов: добровольный отказ от совершения преступления отражает освобождение от уголовной ответственности. В том что добровольный отказ от преступления, предусмотренный коммент. статьей, является основанием освобождения от уголовной ответственности, убеждено 69% респондентов из числа практических работников, компетентных принимать решения об освобождении от уголовной ответственности (наказания).

1.3. Законодательство постсоветского периода определило место добровольному отказу от совершения преступления в УК РФ среди стадий неоконченного преступления (гл. 6). Однако на законодательном уровне рассматривался и вопрос о включении данного отказа в число оснований освобождения от уголовной ответственности. Проект УК, подготовленный в 1994 г. рабочей группой Государственно-правового управления Президента РФ, ст. 76 «Освобождение от уголовной ответственности в связи с добровольным отказом от преступления» открывал гл. 11 «Освобождение от уголовной ответственности» .
———————————
См.: Российская юстиция. 1994. N 6. С. 51 — 55.

Почему предложенное решение не устроило законодателя? Почему в результате законотворческого процесса антикриминализационная норма о добровольном отказе от преступления оказалась среди криминализующих уголовно-правовых норм? Ответы на эти вопросы не просты и не скоры. Вряд ли правовая природа нормы уголовного закона может измениться ординарным волеизъявлением законодателя. Между тем правовая природа нормы, закрепленной в ст. 31, противоположна таковой норм, отраженных в ст. 29 и 30 (гл. 6), — антикриминализационна. Она регламентирует не порядок привлечения лица к уголовной ответственности за осуществление предусмотренного уголовным законом деяния, а порядок прекращения уголовно-правового преследования. Более того, главной задачей применения ст. 31 является предупреждение осуществления более опасного преступного поведения. Наконец, виновное лицо выходит из «криминального поля» благодаря принятому об этом решению им и только им.

2. Добровольный отказ от преступления — это предусмотренное коммент. статьей прекращение лицом по собственной воле и окончательно приготовления к преступлению либо поведения, непосредственно направленного на осуществление объективной стороны состава преступления, если это лицо осознавало возможность доведения преступного намерения до конца.

3. Отказ от совершения преступления должен быть своевременным, добровольным и окончательным.

4. Своевременность. Отказ лица от преступного поведения возможен только до его прекращения, до наступления общественно опасных последствий.

5. Добровольность. Лицо отказалось от дальнейшего преступного поведения до завершения преступления по собственной воле, при осознании того, что преступление можно завершить. Итак, добровольным считается поведение, исходящее из собственной воли правонарушителя, его внутренних побуждений — желания и стремления поступить именно так. Данные желание и стремление должны привести к прекращению лицом приготовления к преступлению либо прекращению поведения, непосредственно направленного на совершение преступления (см. ч. 1 коммент. статьи).

5.1. Добровольный отказ может иметь место при подготовке и осуществлении умышленного преступления до момента прекращения начатого преступного поведения, т.е. на этапах приготовления к преступлению или покушения на него.

5.2. Не может считаться добровольным отказ, вызванный внешним принуждением к этому виновного лица со стороны других лиц или объективных обстоятельств. Объективные обстоятельства могут выразиться в невозможности дальнейшего продолжения преступного поведения вследствие причин, возникших помимо воли виновного. На это указывает и ВС РФ . Например, осуществляя намерение убить человека выстрелом из огнестрельного оружия, виновный нажимает на спусковой крючок карабина, но происходит осечка, а времени перезаряжания оружия оказывается достаточно для того, чтобы потерпевший скрылся от злоумышленника.
———————————
См.: БВС РФ. 2004. N 8. С. 3; 2004. N 3. С. 11.

6. Окончательность. Лицо полностью отказывается от доведения преступления до конца.

6.1. Окончательным признается такое прекращение преступного поведения, при котором правонарушитель отказывается от своего преступного намерения [и, надо полагать, мыслей, связанных с ним], как говорится, «раз и навсегда», притом, осознавая, что начатое им противоправное поведение может быть завершено.

6.2. Временное прекращение преступного поведения или перенесение его окончания на более поздний срок не может считаться окончательным отказом от совершения преступления. Добровольный отказ отсутствует и в случае, если лицо, покушавшееся на совершение преступления, вначале не смогло завершить его по причинам, не зависящим от своей воли, а затем и вовсе отказалось от повторного посягательства. Здесь надо вести речь об отказе от повторения покушения на преступление. Правоприменители, отграничивая его от добровольного отказа от преступления, ссылаются на примеры, когда виновный стреляет из обреза в грудь потерпевшей, но попадает в ногу, а от повторения своих преступных действий отказывается; когда преступник трижды стреляет из пистолета, но не попадает в жертву и скрывается с места совершения преступления с неотстрелянной до конца обоймой и т.д. С представленными примерами можно согласиться, поскольку виновный в процессе своего преступного поведения не сохранил контроль над развитием общественно опасных событий.

Читайте так же:  Наследование цвета волос и глаз

6.3. Изложенное позволяет найти ответ на вопрос: может ли добровольный отказ иметь место на этапе оконченного покушения? Думается, что да, но только в том случае, если виновный сохранил контроль над развитием общественно опасных событий. Например, если проникнувший в хранилище вор, не оставляя место преступления, возвращает изъятые ценности на место в хранилище и удаляется; если поджигатель дома тушит огонь во время его разгорания, предотвращая при этом ущерб собственности, поскольку отказывается от решения вопроса преступным путем. Если же виновный не сохраняет свой контроль над развитием событий при оконченном покушении, то о добровольном отказе от преступления вести речь не следует. В данном случае можно говорить лишь об обстоятельстве, смягчающем наказание виновного лица, в исключительном случае — о нереабилитирующем основании освобождения от уголовной ответственности (прекращения уголовного дела (преследования)).

7. Добровольный отказ от преступления свидетельствует о сниженной общественной опасности виновного лица, способствует предотвращению наступления ущерба в результате совершения общественно опасного деяния, исключает возможность привлечения виновного лица к уголовной ответственности.

8. Добровольный отказ от преступления находит отражение в нормах Особенной части УК РФ (см. примечание к ст. 205), близок деятельному раскаянию в преступлении (ст. 75, а также п. «и», «к» ч. 1 ст. 61).

8.1. Уголовное преследование прекращается по факту добровольного отказа от преступления, как и в связи с деятельным раскаянием независимо от мотивов раскаяния виновного лица, если оно по собственному желанию, без внешнего принуждения откажется от преступного поведения. О таком желании свидетельствуют и законодательные условия применения норм, отражающих деятельное раскаяние: в коммент. статье — «добровольный отказ от преступления», в ст. 75 — «добровольная явка с повинной» и др., в ст. 76 — «примирение с потерпевшим». Немаловажно и то, что эти нормы уголовного законодательства выражают позитивное поведение виновного.

И раскаяние, предусмотренное ст. 75, 76, и добровольный отказ от преступления (ст. 31) должны быть деятельными. Это означает, что лицо стремится предотвратить, возместить причиненный вред, загладить его. Решение об этом нередко связано с самоосуждением виновным своего преступного поведения.

Добровольный отказ от преступления (ст. 31), как и деятельное раскаяние (ст. 75) и примирение с потерпевшим (ст. 76), свидетельствуют о снижении лицом общественной опасности в силу своего добровольного возвращения в правовое поле и о снижении общественной опасности деяния в силу устранения вреда, возникшего в результате осуществления преступного поведения, или недопущения такого вреда.

9. Некоторые отличия между коммент. статьей и ст. 75, 76 свидетельствуют не о их противополярной правовой природе, а о том, что они отражают процесс деятельного раскаяния на разных этапах поведения виновного лица — в течение криминального или в ходе посткриминального его поведения. Отличия этих норм определены данными этапами.

9.1. Добровольный отказ от преступления может иметь место до момента прекращения преступного поведения, до наступления общественно опасных последствий (на этапах приготовления к преступлению или покушения на него). Деятельное раскаяние (явка с повинной, способствование раскрытию преступления, возмещение причиненного ущерба, заглаживание нанесенного преступлением вреда иным образом, примирение с потерпевшим) — после прекращения [завершения] преступного поведения. В связи с этим указанные основания имеют разные условия их правоприменения.

В настоящее время в законодательстве не урегулирована возможность освобождения от уголовной ответственности (ст. 75, 76 и пр.), если имеет место покушение на преступление и отсутствуют признаки, предусмотренные коммент. статьей.

9.2. Добровольный отказ от преступления может быть как в активной, так и в пассивной формах преступного поведения виновного. По общему правилу если преступное поведение заключено в действии, то отказ выражен в прекращении этого действия [пассивная форма], например при отказе должностного лица от получения ранее оговоренной взятки от передающего ее лица. Если же преступное поведение заключено в бездействии — отказ предполагает определенную активность поведения [активная форма]. Необходимость действовать возникает и в тех случаях, когда исполнитель совершил оконченное покушение на преступление, например, проникнув в помещение с целью кражи, изъяв ценности и не покидая помещения, по собственной воле возвращает их на место.

Прекращение уголовного дела (преследования) в связи с деятельным раскаянием (ст. 75) и примирением с потерпевшим (ст. 76) возможно только при активном поведении лица, совершившего преступление.

9.3. Добровольный отказ (ст. 31), как ни странно, выделен законодателем в реабилитирующий вид прекращения уголовных дел, следовательно, свидетельствует о том, что состав преступления отсутствует, а в случае судебного разбирательства в отношении подсудимого должен быть вынесен оправдательный приговор.

Деятельное раскаяние (ст. 75) и примирение с потерпевшим (ст. 76) выражают нереабилитирующий вид прекращения уголовных дел, уголовного преследования, поэтому предполагается то, что освобождаемый от уголовной ответственности виновен в совершении общественно опасного деяния.

Наряду с этим установленный законом реабилитирующий характер добровольного отказа от преступления не соответствует действительному содержанию реабилитации, т.е. признания лица невиновным в совершении преступления, возвращения ему доброго имени. Напротив, добровольно отказавшийся от доведения преступления до конца может быть при определенных условиях привлечен к уголовной ответственности за предварительное преступное поведение (например, если организатору или подстрекателю при этом не удалось предотвратить совершение исполнителем преступления). Более того, это лицо виновно в совершении неоконченного (составом) преступления, а при покушении на преступление им может быть причинен и материальный вред.

Представленный контраст установленного законодателем реабилитирующего характера ст. 31 и действительного [виновного] поведения добровольно отказавшегося от преступления лица наиболее ярко вскрывает тот факт, что законодатель не имеет четкого представления о правовой природе добровольного отказа от доведения преступления до конца.

10. Существенными особенностями характеризуется добровольный отказ при соучастии в преступлении. Необходимость действовать уголовный закон возлагает на организатора преступления, подстрекателя к нему и пособника в преступлении. Согласно ч. 4 ст. 31 организатор и подстрекатель должны своевременно [в нужный момент, кстати] сообщить органам власти о преступлении или предпринять иные меры для его недопущения, тем самым предотвратив доведение преступления исполнителем до конца. В случаях, когда лицу не удается прекратить преступление (в том числе на стадии оконченного покушения), хотя оно предприняло все возможные меры для этого, его действия не могут служить основанием освобождения от уголовной ответственности в связи с добровольным отказом от преступления, однако по усмотрению суда они могут быть признаны смягчающим наказание обстоятельством.

10.1. Организатор должен отменить свое распоряжение о совершении преступления, запретить совершать определенные им преступные деяния, разрушить созданную им преступную структуру, воспрепятствовать иным образом, в том числе применением физической силы или угрозой ее применения. Надобно учесть, что применение физической силы или причинение иного вреда исполнителю преступления (в том числе имущественного) должно соответствовать правилам правомерности необходимой обороны. В противном случае следует вести речь о превышении ее пределов.

10.2. Подстрекатель должен устранить решимость исполнителя совершить преступление, т.е. отказать исполнителю в выдаче вознаграждения за преступление до его совершения, отговорить от совершения преступления и т.д.

10.3. Пособнику достаточно после содействия исполнителю своими советами, указаниями, предоставлением средств, устранением препятствий, обещаниями скрыть преступника, орудия, средства совершения преступления затем предпринять все зависящие от него меры для предотвращения совершения преступления, например, до совершения преступления своевременно сообщить о нем органам власти, отказаться от ранее данного исполнителю обещания в предоставлении средств, в устранении препятствий, в сокрытии преступления, восстановить устраненное препятствие и т.д.

Другой комментарий к Ст. 31 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Добровольный отказ характеризуется тремя основными признаками: а) добровольностью; б) окончательностью; в) осознанием лицом возможности доведения преступления до конца.

Добровольность означает, что лицо, начавшее реализацию преступного намерения, по своей воле не доводит его до конца. При этом лицо может прекратить преступную деятельность как по собственной инициативе, так и по инициативе других лиц. Не будет добровольного отказа в тех случаях, когда субъект сталкивается с обстоятельствами и препятствиями, преодолеть которые не сумел, и в силу этого прекратил дальнейшее совершение преступления. Не может быть признан добровольным отказ, который вызван невозможностью продолжать преступные действия вследствие причин, возникающих помимо воли виновного.

Окончательность отказа означает бесповоротность принятого решения, а не временное прекращение преступной деятельности.

Кроме того, лицо должно иметь возможность довести преступление до конца и осознавать эту возможность.

2. Добровольный отказ возможен на стадии приготовления, а также на стадии покушения вплоть до того момента, когда виновный сохраняет возможность предотвратить наступление общественно опасных последствий либо не доводить до конца свои преступные действия (если для признания преступления оконченным наступления последствий не требуется).

3. От добровольного отказа следует отличать деятельное раскаяние, т.е. заглаживание морального или физического вреда, причиненного преступлением, оказание незамедлительной помощи потерпевшему. Деятельное раскаяние может рассматриваться в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность (ст. 61 УК РФ), а в ряде случаев и освобождающего от уголовной ответственности (ст. 75 УК РФ).

Статья 31. Добровольный отказ от преступления

2. Лицо не подлежит уголовной ответственности за преступление, если оно добровольно и окончательно отказалось от доведения этого преступления до конца.

Комментарий к Ст. 31 УК РФ

1. Комментируемая статья содержит развернутую характеристику добровольного отказа от преступления: его понятие и признаки, условия ответственности при добровольном отказе всех соучастников. Показана органическая связь добровольного отказа и неоконченного преступления.

2. Добровольный отказ означает прекращение лицом приготовления к преступлению либо прекращение действий (бездействия), непосредственно направленных на совершение преступления (т.е. покушения на преступление) (ч. 1 комментируемой статьи) . Следовательно, добровольный отказ возможен только до окончания преступления. Прекращение приготовления к преступлению может быть осуществлено активными (уничтожил изготовленный для убийства нож) и пассивными (перестал наблюдать за намеченной жертвой) действиями. Прекращение покушения на преступление при неоконченном покушении также может быть осуществлено активными и пассивными действиями. При оконченном покушении добровольный отказ возможен только путем активных действий, которые могут предотвратить наступление преступных последствий.
———————————
Комментируемая статья содержит развернутую характеристику добровольного отказа от преступления: его понятие и признаки, условия ответственности при добровольном отказе всех соучастников. Показана органическая связь добровольного отказа и неоконченного преступления.

3. Отказ от доведения преступления до конца должен быть добровольным и окончательным (ч. 2 комментируемой статьи).

Добровольность отказа означает, что лицо прекратило дальнейшую преступную деятельность, осознавая возможность доведения ее до конца. Не может быть признан добровольным и, следовательно, устраняющим ответственность отказ, который вызван невозможностью дальнейшего продолжения преступных действий вследствие причин, возникших помимо воли виновного. Так, в действиях лица, проникшего в помещение бухгалтерии и пытавшегося в течение часа с помощью принесенного гвоздодера взломать замок сейфа с целью хищения, но понявшего невозможность доведения своего умысла на хищение до конца (дверь сейфа оказалась очень прочной) и скрывшегося с места происшествия, нет добровольного отказа.

Окончательность добровольного отказа означает полный отказ от продолжения совершения преступления, а не временное приостановление преступного поведения, чтобы в дальнейшем продолжить его.

4. С субъективной стороны добровольный отказ является умышленным деянием. В ч. 1 комментируемой статьи сказано, что лицо при добровольном отказе осознает возможность доведения преступления до конца и, несмотря на это, прекращает начатое преступление. Решение об отказе от совершения преступления лицо должно принять осознанно, без какого-либо принуждения, по своей воле.

Мотивы добровольного отказа разнообразны (боязнь разоблачения, жалость по отношению к жертве) и не имеют уголовно-правового значения.

5. При наличии всех названных признаков добровольного отказа лицо не подлежит уголовной ответственности (ч. 2 комментируемой статьи). Это основное правовое последствие данной нормы. Добровольно отказавшееся от доведения преступления до конца лицо подлежит уголовной ответственности лишь в том случае, если фактически совершенное им деяние содержит иной состав преступления (ч. 3 комментируемой статьи).

6. В ст. 31 УК подробно регламентирована уголовная ответственность соучастников при их добровольном отказе (ч. ч. 4, 5 комментируемой статьи). Этот вопрос решается в отношении организатора и подстрекателя, а также пособника по-разному. Организатор преступления и подстрекатель к преступлению не подлежат уголовной ответственности, если они: а) своевременно сообщили о начатом преступлении органам власти или б) предприняли иные меры, в результате чего было предотвращено доведение преступления исполнителем до конца. Если предотвратить дальнейшее совершение исполнителем преступления не удалось, организатор или подстрекатель привлекаются к уголовной ответственности. Предпринятые ими меры могут быть признаны судом смягчающими обстоятельствами при назначении наказания (ст. 61 УК). Пособник не подлежит уголовной ответственности, если он предпринял все зависящие от него меры, чтобы предотвратить совершение преступления (например, при пассивной форме отказа — не передает схему охранной сигнализации; при активной — сообщает потерпевшему о готовящемся на него покушении).

7. Добровольный отказ надо отграничивать от деятельного раскаяния. Если первый возможен на стадиях приготовления или покушения, то второе — после окончания преступления.

Деятельное раскаяние — обстоятельство, смягчающее наказание (п. «и» ч. 1 ст. 61 УК). В ряде случаев и при наличии признаков, предусмотренных ст. 75 УК, деятельное раскаяние служит основанием для освобождения лица, впервые совершившего преступление, от уголовной ответственности не только за преступление небольшой или средней тяжести, но и за более тяжкие преступления, если это указано в примеч. к статьям Особенной части УК (ст. ст. 126, 127.1, 204, 205, 205.1, 206, 208, 210, 222, 223, 228, 275, 276, 278, 282.1, 282.2, 291, 307) .
———————————
БВС РФ. 1999. N 3. С. 20; 2004. N 9. С. 16 — 17.