Уголовный кодекс статья 289

Статья 289. Незаконное участие в предпринимательской деятельности

Учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме, —

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Комментарий к Ст. 289 УК РФ

1. Общественная опасность рассматриваемого преступления состоит прежде всего в том, что незаконное участие в предпринимательской деятельности создает условия для коррупционных связей, стимулирует должностное лицо использовать возможности по службе в своих корыстных интересах, причиняя вред действительным интересам службы.

Законодательство РФ запрещает государственным служащим и лицам, занимающим государственные должности, заниматься предпринимательской деятельностью и участвовать в деятельности органа управления коммерческой организации.

Так, данный запрет установлен в ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2012) , ст. 6 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. от 03.12.2012) , ст. 11 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 03.12.2012) и других законах.
———————————
СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215; 2007. N 10. Ст. 1151; 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6235; 2010. N 5. Ст. 459; N 7. Ст. 704; 2010. N 49. Ст. 6413; N 51 (ч. 3). Ст. 6810; 2011. N 1. Ст. 31; РГ. 2011. N 139, 153; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6730; N 49 (ч. 5). Ст. 7333; N 50. Ст. 7337; 2012. N 48. Ст. 6744; РГ. 2012. N 283.

СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3466; 2001. N 32. Ст. 3317; 2002. N 30. Ст. 3033; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3104; 2006. N 29. Ст. 3123; 2007. N 10. Ст. 1151; 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6229; 2009. N 7. Ст. 772, 789; N 20. Ст. 2391; 2010. N 31. Ст. 4181; 2011. N 1. Ст. 16; РГ. 2011. N 162; СЗ РФ. 2011. N 43. Ст. 5975; N 48. Ст. 6730; 2012. N 47. Ст. 6389; РГ. 2012. N 283.

СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; 2007. N 10. Ст. 1147; 2010. N 5. Ст. 458; N 30. Ст. 3984; 2011. N 1. Ст. 1; 2012. N 50. Ст. 6938.

Нарушение установленного законодательством РФ запрета влечет за собой дисциплинарную ответственность. Однако если должностное лицо учреждает организацию, осуществляющую предпринимательскую деятельность, либо участвует в управлении такой организацией и при этом предоставляет ей различные льготы и преимущества, оно может быть привлечено к уголовной ответственности по комментируемой статье.

2. Объективная сторона преступления состоит в совершении следующих действий: 1) учреждении должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, вопреки запрету, установленному законом, либо 2) участии должностного лица в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом; 3) предоставлении учрежденной либо управляемой организации льгот и преимуществ или покровительство ей в иной форме.

В случае учреждения (создания) организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, должностное лицо выступает в качестве учредителя или соучредителя. Организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, может быть как коммерческая организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (хозяйственное товарищество, хозяйственное общество, производственный кооператив), так и некоммерческая, не преследующая такой цели, однако имеющая право осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана.

Участие в управлении организацией означает участие должностного лица в принятии различного рода решений, касающихся деятельности организации. Такое участие может иметь место в случае единоличного руководства организацией путем замещения какой-либо руководящей должности либо в случае вхождения должностного лица в состав какого-либо органа управления организацией. Участие в управлении организацией может осуществляться и через доверенное лицо (например, родственника), когда фактически решения относительно деятельности организации принимаются должностным лицом.

3. Обязательным признаком объективной стороны является предоставление учрежденной или управляемой организации льгот и преимуществ или покровительство ей в иной форме. Предоставление льгот, преимуществ и иное покровительство происходит путем использования должностным лицом своих полномочий и может выражаться в следующем: освобождение организации от какой-либо проверки, от привлечения к ответственности и наложения различного рода санкций, предоставление таможенных, налоговых, экспортных льгот, создание условий для победы организации на конкурсе по получению государственного заказа, создание препятствий конкурентам и т.п.

4. По конструкции объективной стороны состав рассматриваемого преступления является формальным. Преступление окончено с момента совершения входящих в объективную сторону действий.

5. Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла.

6. Субъект преступления — специальный — должностное лицо, в отношении которого законом установлен запрет на занятие предпринимательской деятельностью и участие в управлении организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность. Так, не является субъектом данного преступления должностное лицо государственного либо муниципального учреждения, поскольку законодательство не устанавливает для него запрет на занятие предпринимательской деятельностью и участие в управлении организацией (если только такое должностное лицо не относится к категории государственных или муниципальных служащих ). Субъектом преступления не является также депутат законодательного органа субъекта РФ, осуществляющий свои полномочия не на постоянной основе. Вместе с тем предоставление такими должностными лицами льгот и преимуществ учрежденным (управляемым) ими организациям или иное покровительство может быть квалифицировано по ст. 285 УК.
———————————
Так, ст. 7 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063) предусматривает прохождение правоохранительной службы (являющейся видом федеральной государственной службы), в том числе в государственных органах, службах и учреждениях.

Статья 289 УК РФ. Незаконное участие в предпринимательской деятельности

Комментарии к ст. 289 УК РФ

1. Служащим государственного аппарата Федеральными законами «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О муниципальной службе в Российской Федерации» запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, самостоятельно или через представителя принимать участие в управлении акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью и иными хозяйствующими субъектами и т.п. В ряде федеральных законов специально оговорен запрет на занятие всеми видами предпринимательской деятельности для соответствующих категорий государственных служащих (сотрудников полиции, прокурорских работников, работников органов Федеральной службы безопасности и др.). Относительно депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ в Конституции РФ и в Федеральном законе от 08.05.1994 N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» указывается, что они не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3466.

В то же время, как установлено Указом Президента РФ от 10.06.94 N 1200 «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой» , государственные служащие на основании решений Президента РФ, Правительства РФ, соответствующих федеральных органов исполнительной власти либо Российского фонда федерального имущества могут быть назначены представителями государства в органах управления акционерных обществ (товариществ и иных предприятий смешанной формы собственности), акции (доли, паи) которых закреплены в федеральной собственности.

СЗ РФ. 1994. N 7. Ст. 700.

2. Объективная сторона преступления может быть выражена в двух различных действиях: 1) учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, вопреки запрету, установленному законом. В этом случае должностное лицо выступает как учредитель (один из соучредителей) коммерческой организации; 2) участие должностного лица в управлении организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, вопреки запрету, установленному законом.

3. Обязательным условием уголовной ответственности должностного лица за нарушение запрета на участие в предпринимательской деятельности является то, что оно, пользуясь своими служебными полномочиями и возможностями, предоставило льготы и преимущества учрежденной им предпринимательской организации или организации, в управлении которой участвует, или покровительствовало им в иной форме (льготное налогообложение, первоочередное или на льготных условиях предоставление кредитов, экспортных или таможенных льгот, создание различных препятствий для конкурентов и устранение их с рынка, освобождение от различных проверок, ревизий, нарушение конкурсной основы при размещении заказов, установление низкой арендной платы и т.п.). Каких-либо последствий этой деятельности, необходимых для наступления уголовной ответственности, закон не предусматривает.

4. Преступление совершается с прямым умыслом, как правило, из корыстных побуждений.

5. Субъектом преступления является только должностное лицо (см. примечание 1 к ст. 285 УК и комментарий к этой статье).

Новая редакция Ст. 289 УК РФ

Учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме, —

Комментарий к Статье 289 УК РФ

1. В соответствии со ст. 17 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданские служащие не вправе заниматься предпринимательской деятельностью (кроме педагогической, научной и творческой) лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы, кроме случаев, когда непосредственное участие в управлении хозяйствующим субъектом входит в их должностные обязанности в соответствии с законодательством. Указанные ограничения согласно ст. 11 ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» распространяются и на муниципальных служащих. Аналогичные запреты установлены также некоторыми другими законами, регулирующими деятельность отдельных категорий служащих (например, Закон о милиции, ст. 40.2 ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 04.11.2005) и др.).
———————————
СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.

Читайте так же:  Заявление на замену номера телефона

2. Общественная опасность преступления состоит в том, что кроме интересов службы в государственных органах и органах местного самоуправления, в государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ оно затрагивает и нормальное функционирование экономической сферы.

3. Объект преступного посягательства — общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность конкретного звена органов государственной власти, аппарата государственного управления, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также аппарата управления в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Дополнительный объект — порядок занятия предпринимательской деятельностью, исключающий возможность непосредственного участия должностных лиц в осуществлении такой деятельности.

4. Объективная сторона состава преступления может выражаться в совершении одного из двух действий: а) учреждении должностным лицом организации, занимающейся предпринимательской деятельностью, вопреки установленному законом запрету; б) участии должностного лица (лично или через доверенное лицо) в управлении организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, несмотря на установленный законом запрет. УО наступает при условии, что действия виновного связаны с предоставлением данной организации льгот и преимуществ или с покровительством ей в другой форме.

4.1. О понятии предпринимательской деятельности см. коммент. к ст. 169.

4.2. Как учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, так и его участие в управлении такой организацией лично либо через доверенное лицо невозможно без использования им своих должностных полномочий. Наличие данного признака является обязательным для рассматриваемого состава.

4.3. Необходимым условием объективной стороны состава преступления является то, что каждая из двух форм действий должностного лица должна быть связана с предоставлением организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, льгот и преимуществ или покровительством в иной форме. Если организация не получила указанных льгот и преимуществ либо покровительства в иной форме, деяние не может рассматриваться как преступление. В данном случае может иметь место дисциплинарный проступок.

4.4. Под льготами и преимуществами понимаются льготы в налогообложении, в аренде помещений или производственных площадей, приобретении имущества, сырья либо иных предметов или товаров для осуществления предпринимательской деятельности и т.д. Преимущества могут выражаться в помощи по сбыту готовой продукции либо в оказании услуг, получении подрядов, заказов и т.п.

4.5. Под покровительством в иной форме следует понимать такие действия виновного, осуществляемые им с использованием своих должностных полномочий, которые направлены на создание благоприятных условий для деятельности коммерческой организации (например, создание различных препятствий для конкурентов либо устранение их с рынка и т.п.).

4.6. По законодательной конструкции состав преступления формальный. Преступление окончено (составом) в момент указанных в диспозиции коммент. статьи действий.

5. Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом. Виновный осознает, что он, используя свои должностные полномочия, учреждает организацию, осуществляющую предпринимательскую деятельность, либо участвует в управлении ею, предоставляет этой организации льготы и преимущества или покровительствует ей вопреки установленному законом запрету и желает совершить эти действия.

5.1. Мотивы и цели не указаны в качестве обязательных признаков субъективной стороны. Они, как правило, корыстные.

6. Субъектом преступного посягательства может быть только должностное лицо (см. п. 5 — 5.6 коммент. к ст. 285).

7. Деяния относятся к категории преступлений небольшой тяжести.

Другой комментарий к Ст. 289 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. С объективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется действиями двух видов: а) учреждение организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, — это совершение таких действий, которые имеют своим результатом создание организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность (коммерческой и некоммерческой), — передача имущества, прав на интеллектуальную собственность (формирование уставного капитала), заключение учредительного договора, утверждение устава, государственная регистрация юридического лица; б) участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо — это деятельность в качестве органа управления (например, генерального директора) или члена коллегиального органа управления организацией (совета директоров, правления и т.п.).

2. Для того чтобы эти действия были преступными, необходимо, чтобы они были связаны с предоставлением организации льгот и преимуществ либо с покровительством в иной форме. Предоставление льгот (таможенных, налоговых, экспортно-импортных и т.п.) — это полное или частичное освобождение организации от публичного обременения. Предоставление преимуществ — это предпочтительная по сравнению с иными аналогичными организациями оценка ее деятельности при решении того или иного вопроса (при определении результатов конкурса на государственный подряд, аукциона и т.п.). Покровительство в иной форме охватывает собой все остальные, не связанные с предоставлением льгот и преимуществ, виды незаконного способствования организации со стороны должностного лица (снабжение конфиденциальной информацией, упрощение процедуры получения лицензии и т.п.).

3. Все указанные действия (предоставление льгот, преимуществ, покровительство в иной форме) совершаются должностным лицом с использованием своего служебного положения в широком смысле этого слова, т.е. не только компетенции, но и авторитета занимаемой должности.

4. Преступление окончено в момент предоставления льготы, преимущества либо оказания покровительства в иной форме организации, учрежденной или управляемой виновным.

Статья 289 УК РФ. Незаконное участие в предпринимательской деятельности (действующая редакция)

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 289 УК РФ

1. В соответствии с законодательством государственным и муниципальным служащим запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, самостоятельно или через представителя принимать участие в управлении акционерными обществами, иными хозяйствующими субъектами и т.п. Данный запрет относится также ко всем работникам правоохранительных органов (полиции, прокуратуры, Федеральной службы безопасности и др.), судьям и депутатам Федерального Собрания РФ.

Эти лица не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

2. Объективная сторона преступления может быть выражена:

1) в учреждении должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность;

2) участии должностного лица в управлении организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность.

3. Указанные деяния образуют преступление при условии, что должностное лицо, пользуясь своими служебными полномочиями и возможностями, предоставило льготы и преимущества учрежденной им предпринимательской организации или организации, в управлении которой участвует (налоговые, таможенные, ценообразования, получения помещений, предоставления земельных участков и т.д.) или покровительствовало им в иной форме (создание препятствий для конкурентов, освобождение от различных контрольно-надзорных проверок, получение лицензий и т.п.).

4. Преступление считается оконченным с момента совершения одного из указанных деяний.

5. Преступление совершается с прямым умыслом.

6. Субъектом преступления является должностное лицо (см. примечание 1 к ст. 285 УК).

Уголовный кодекс Российской Федерации : Статья 289

(в редакции, действующей по состоянию на 27.10.2020) НПА:Уголовный кодекс Российской Федерации:Статья 289

Подготовлено с использованием СПС «Гарант»

Статья 288 Присвоение полномочий должностного лица
Статья 290 Получение взятки

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ в статью 289 внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 289. Незаконное участие в предпринимательской деятельности

См. комментарии к статье 289 УК Уголовный кодекс Российской Федерации РФ

#Lbl28901 Учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме, —

#Lbl28902 наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Проблемы привлечения к уголовной ответственности за незаконное участие в предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности « Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Георгиади Ирина Сергеевна

Автором рассмотрены проблемы, возникающие при выявлении лиц, незаконно участвующих в предпринимательской деятельности, привлечении их к уголовной ответственности . Проанализированы различные факторы, обусловливающие низкие показатели выявления и привлечения должностных лиц к уголовной ответственности по ст. 289 УК РФ. Предложены дополнения в диспозицию и изменение санкции ст. 289 УК РФ.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Георгиади Ирина Сергеевна,

Problems of criminal liability for illegal participation in entrepreneurial activities

The author cons >criminal liability . Various factors that determine the low rates of identifying and bringing officials to criminal responsibility under art. 289 of the Criminal Code of the Russian Federation are considered. The author proposes additions to the disposition of art. 289 of the Criminal Code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Проблемы привлечения к уголовной ответственности за незаконное участие в предпринимательской деятельности»

?Георгиади Ирина Сергеевна

Краснодарский университет МВД России (e-mail: [email protected])

Проблемы привлечения к уголовной ответственности за незаконное участие в предпринимательской деятельности

Автором рассмотрены проблемы, возникающие при выявлении лиц, незаконно участвующих в предпринимательской деятельности, привлечении их к уголовной ответственности. Проанализированы различные факторы, обусловливающие низкие показатели выявления и привлечения должностных лиц к уголовной ответственности по ст. 289 УК РФ. Предложены дополнения в диспозицию и изменение санкции ст. 289 УК РФ.

Ключевые слова: незаконное участие в предпринимательской деятельности, должностное лицо, коррупциогенные факторы, высокая латентность, уголовная ответственность.

I.S. Georgiadi, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]

Problems of criminal liability for illegal participation in entrepreneurial activities

The author considers the problems that arise when identifying persons who illegally participate in entrepreneurial activities, as well as bringing them to criminal liability. Various factors that determine the low rates of identifying and bringing officials to criminal responsibility under art. 289 of the Criminal Code of the Russian Federation are considered. The author proposes additions to the disposition of art. 289 of the Criminal Code of the Russian Federation.

Читайте так же:  Квадроцикл штраф без прав

Key words: illegal participation in business activities, official, corruption factors, high latency, criminal liability.

В современных условиях активного роста и укрепления позиций рыночной экономики развитие предпринимательской деятельности является одним из приоритетных направлений государственной политики любой из стран мира, в том числе и Российской Федерации, в связи с чем необходимо обеспечение ее защищенности со стороны законодательной и правоохранительной систем государства.

Сращивание бюрократии и бизнеса не является российским «изобретением», это явление в той или иной степени повсеместно распространено во всех странах мира. В Концепции национальной безопасности РФ коррупция названа одной из угроз национальной безопасности, а консолидация усилий, направленных на борьбу с коррупцией, рассматривается как одна из мер обеспечения национальной безопасности. Согласно Перечню № 23 преступлений коррупционной направленности (введен в действие указанием Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 15 февраля 2012 г. № 5211/2) незаконное участие в предпринимательской деятельности относится к коррупционным преступлениям [1].

В современном законодательстве Российской Федерации имеется ряд прямых запретов на участие должностных лиц в предпринимательской деятельности. В первую очередь, та-

кой запрет содержится в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно которому всем государственным служащим запрещено заниматься предпринимательской деятельностью как лично, так и через доверенных лиц. Подобный запрет закреплен и в Федеральном законе от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Уголовная ответственность за незаконное участие в предпринимательской деятельности является относительно новой нормой. Статья 289 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме [2]. Таким образом, основным объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность конкретного звена органов государственной власти, аппарата государственного управления, органов местного само-

управления, государственных и муниципальных учреждений. Дополнительным объектом данного преступления является порядок занятия предпринимательской деятельностью, исключающий возможность непосредственного участия должностных лиц в осуществлении такой деятельности [3].

Общественная опасность незаконного участия в предпринимательской деятельности заключается в посягательстве на политическую и экономическую безопасность, понимаемую в данном случае как состояние защищенности политической системы государства и национальной экономики от незаконных действий должностных лиц, преследующих вопреки установленному порядку, принципам, интересам государственной службы личные (узкогрупповые) корыстные цели, а также использующих свой должностной статус вопреки добросовестной конкуренции для лоббирования интересов конкретного юридического лица [4, с. 52].

Однако, анализируя статистические данные Судебного департамента Верховного Суда РФ, можно отметить, что эффективность данной нормы является незначительной. Всего за 2016 г. по основной квалификации обвинения по приговору осуждено 4 человека, при том что в трех случаях осужденные были освобождены от наказания и всего одному вменено наказание в виде штрафа. В 2015 г. ситуация еще плачевнее — осуждено 3 человека, наказания аналогичны (два освобождены от наказания, одному вменен штраф) [5].

Низкие показатели статистики объясняются несколькими факторами. В первую очередь стоит отметить, что незаконное участие в предпринимательской деятельности относится к преступлениям небольшой тяжести, что, к сожалению, не мотивирует сотрудников правоохранительных органов на активное выявление и пресечение данного преступления. Пережитки так называемой «палочной системы» в органах внутренних дел, которые отражаются в различных системах оценки подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции, несомненно, влияют на степень заинтересованности сотрудников в выявлении незаконного участия должностных лиц в предпринимательской деятельности, в то время как ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» является более значимой в системе оценки подразделения.

Необходимо отметить, что правоохранителям достаточно часто приходится преодолевать конкуренцию уголовно-правовых норм в процессе применения уголовного закона. Рассматривая гл. 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государ-

ственной службы и службы в органах местного самоуправления», можно отметить, что злоупотребление должностными полномочиями является наиболее общей нормой. В ней в самом общем виде дана характеристика субъекта преступления (должностное лицо), самого деяния (использование своих служебных полномочий вопреки интересам службы) и последствий (существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства). В других же правовых нормах гл. 30 УК РФ более точно конкретизированы субъекты преступлений, уточняются последствия, мотивы и цели, и, самое главное, абстрактное понятие злоупотребления должностным лицом своими служебными полномочиями представлено в этих нормах конкретным описанием соответствующего действия должностного лица.

Кроме того, к факторам, обусловливающим низкие показатели выявления и привлечения должностных лиц к уголовной ответственности по ст. 289 УК РФ, относится высокая степень латентности данного преступления. Для этого деяния, как и для большинства коррупционных преступлений, характерно то, что информация о нем известна весьма ограниченному кругу лиц, а также при совершении данного преступления, как правило, отсутствует конкретный потерпевший. «Прямых» потерпевших установить достаточно сложно, ведь вред наносится интересам государства, а реальный порядок контроля за соблюдением служащими запрета заниматься предпринимательской деятельностью на сегодняшний день не отработан [6].

Также стоит отметить, что в силу различных коррупциогенных факторов многие уголовные дела по статьям, относящимся к перечню коррупционных, просто не доходят до суда.

В связи с вышеизложенным необходимо проанализировать и дополнить диспозицию и санкцию ст. 289 УК РФ. Так, необходимым условием объективной стороны состава преступления является то, что каждая из двух форм действий должностного лица должна быть связана с предоставлением организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, льгот и преимуществ или покровительством в иной форме. Под льготами и преимуществами понимаются льготы в налогообложении, в аренде помещений или производственных площадей, приобретении имущества, сырья либо иных предметов или товаров для осуществления предпринимательской деятельности и т.д. [2]. Преимущества же могут быть выражены в оказании услуг, помощи в сбыте продукции и др. Под покровительством в иной

форме следует понимать такие действия виновного, осуществляемые им с использованием своих должностных полномочий, которые направлены на создание благоприятных условий для деятельности коммерческой организации (например, создание различных препятствий для конкурентов либо устранение их с рынка и т.п.) [7]. Если организацией не было получено покровительство, льготы или преимущества, то деяние будет рассматриваться как дисциплинарный проступок и не может быть рассмотрено как уголовное преступление. Если же диспозиция статьи будет дополнена таким обстоятельством, как корыстная цель, то действие, ранее квалифицировавшееся как дисциплинарный проступок, уже должно быть квалифицировано по ст. 289 УК РФ. Кроме того, соглашаясь с мнением многих исследователей (например, Н. Муравьевой, В.Г. Матвеева, Н. Егоровой), рассматривающих проблему противодействия незаконному участию в предпринимательской деятельности, диспозицию статьи целесообразно дополнить такой формой совершения преступления, как деятельность должностного лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Учитывая сказанное выше, считаем целесообразным изложить диспозицию ст. 289 УК РФ в следующей редакции: «Учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией, совершенные лично или через доверенное лицо, а равно деятельность должностного лица в качестве индивидуального предпринимателя, если эти деяния совершены вопреки запрету, установленному законом , и связаны с предостав -лением такой организации льгот, преимуществ или покровительства в иной форме либо с корыстной целью».

Также представляется целесообразным ужесточить санкцию ст. 289 УК РФ, сделав максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. На наш взгляд, это будет способствовать сокращению числа чиновников, осуществляющих незаконное участие в предпринимательской деятельности.

В последние годы наблюдается определенное движение в этом направлении. Так, например, по материалам сотрудников УЭБиПК УМВД Архангельской области возбуждено уголовное дело в отношении главы администрации одного из муниципальных районов Архангельской области по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 289 УК РФ «Незаконное участие в предпринимательской

деятельности». Являясь должностным лицом органа местного самоуправления, чиновник лично и через доверенное лицо принимал участие в управлении коммерческой организацией, создавал условия для победы данной организации в аукционах по продаже права аренды земельных участков. Используя свой авторитет как главы муниципального образования, он склонял жителей МО к отчуждению имевшихся у них земельных участков, необходимых для застройки подконтрольной фирмы, а также участвовал в распределении прибыли от предпринимательской деятельности указанной организации и лично получил доход в размере более 1 млн 300 тыс. рублей [8].

В качестве примера также можно привести уголовное дело, обвинительное заключение по которому утверждено прокуратурой в августе 2017 г., в отношении бывшего начальника управления государственного автодорожного надзора по Ивановской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Он обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 285, ст. 289 УК РФ (в злоупотреблении должностными полномочиями и незаконном участии в предпринимательской деятельности).

По версии следствия, с 2008 г. по 2016 г. чиновник через доверенных лиц незаконно руководил созданной им коммерческой организацией, осуществляющей междугородние пассажирские перевозки по маршруту Иваново — Кострома. При этом он оказывал данной организации покровительство, используя свое служебное положение.

Так, в 2016 г. он незаконно освободил от административной ответственности подконтрольную ему организацию, автобусы которой эксплуатировались с нарушениями правил безопасности пассажирских перевозок. В 2013-2016 гг. посредством его вмешательства виновным должностным лицам из подконтрольной ему организации назначались минимальные штрафы в качестве административного наказания за совершенные правонарушения.

В настоящее время уголовное дело направлено во Фрунзенский районный суд г. Иваново для рассмотрения по существу [9].

Тем не менее, можно отметить, что обвинительные приговоры по данной категории уголовных дел все еще являются единичными случаями. К сожалению, несмотря на то, что противодействие коррупционным преступлениям является одной из наиболее обсуждаемых тем в средствах массовой информации, а также является одним из приоритетных вопросов как в законодательной,так и в научной

Читайте так же:  Договор реализации товара 2020

сферах, в России пока не сформирован механизм эффективной борьбы с коррупцией, особенно в высших властных кругах. Данный факт можно обозначить как один из главных недостатков системы противодействия коррупции. Ибо коррупционеры — грамотные и информированные люди, которые совершают свои преступления не от незнания законов, а от глубокого осознания серьезных причин безнаказанности коррупции в стране [10]. Эффективная, приносящая положительный результат антикоррупционная деятельность должна состоять из реального социально-правового контроля деятельности государственных служащих, значительного снижения на законодательном уровне

полномочий чиновников, а также из их реальной подотчетности и прозрачности процесса принимаемых ими решений. Но самая главная составляющая противодействия коррупционным преступлениям — тщательно разработанное и эффективно претворяемое в жизнь антикоррупционное законодательство.

Таким образом, подводя итог изложенному выше, следует указать на необходимость принятия существенных законодательных и правоприменительных мер в целях более эффективного выявления незаконного участия должностных лиц в предпринимательской деятельности, а также привлечения их к реальной уголовной ответственности.

1. Перечень № 23 преступлений коррупционной направленности: введен в действие указанием Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 15 февр. 2012 г. № 52-11/2. URL: http://www. cdep.ru/index.php? >

2. Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации. URL: http://refdb.ru/ look/2243829-pall.html

3. Комментарии к ст. 289 Уголовного кодекса Российской Федерации. URL: http:// ukodeksrf.ru/ch-2/rzd-10/gl-30/st-289-uk-rf

4. Муравьева Н. Незаконное участие в предпринимательской деятельности // Законность. 2008. № 8.

5. Статистика Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. URL: http://www. cdep.ru/index.php? >

6. Верченко Н.И. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика незаконного участия в предпринимательской деятельности. 2011 //Диссертации РГБ. URL: http://dlib.rsl.ru

7. Изосимов В. С. Незаконное участие в предпринимательской деятельности. 2014 // Диссертации РГБ. URL: http://dlib.rsl. ru/01007515381

8. Очерки о ветеранах и лучших сотрудниках службы. URL: https://мвд.рф/mvd/structure1/ Glavnie_upravlenija/Glavnoe_upravlenie_ jekonomicheskoj_bezop/ 80-лет-службе/очер-ки/.item/9327980

9. Сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: https://genproc.gov.ru/ smi/news/genproc/news-1227694/

10. Журавлев Р.А., Нечевин Д.К., Толсту-хина Т.В., Стандзонь Л.В. Имплементация норм международного права в сфере борьбы с коррупцией в российском законодательстве. 2013. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ implementatsiya-norm-mezhdunarodnogo-prava-v-sfere-borby-s-korruptsiey-v-rossiyskom-zakonodatelstve

1. List № 23 of corruption-related crimes: enacted by the Prosecutor General’s Office of the Russian Federation and the Ministry of the Interior of Russia on Febr. 15, 2012 № 52-11/2. URL: http:// www. cdep.ru/index.php? >

2. Comments on the Criminal Code of the Russian Federation. URL: http://refdb.ru/look/2243829-pall.html

3. Comments on article 289 of the Criminal Code of the Russian Federation. URL: http:// ukodeksrf.ru/ch-2/rzd-10/gl-30/st-289-uk-rf

4. Muravyeva N. Illegal participation in entrepreneurial activities // Legality. 2008. № 8.

Уголовный кодекс РФ Статья 289. Незаконное участие в предпринимательской деятельности

Вернуться назад на Уголовный кодекс РФ

Статья 289 УК РФ:

Учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме, — наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Комментарий к статье 289 УК РФ:

1. Объектом данного преступления является нормальная в соответствии с законом деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе правоохраняемые интересы других организаций, функционирующих в экономической сфере, которым в результате совершения преступления не предоставляются или предоставляются не в полном объеме положенные льготы и преимущества.

2. Данное преступление — одно из проявлений коррупции и может быть отнесено к группе собственно коррупционных преступлений наряду со злоупотреблением должностными полномочиями, взяточничеством и служебным подлогом. Предоставление должностным лицом, использующим свои должностные полномочия, экономически необоснованных привилегий и льгот организациям, им самим учреждаемым или в деятельности которых оно участвует, причиняет существенный ущерб функционированию экономической сферы, нарушает принцип объективности — условие эффективной деятельности организаций.

3. Современное законодательство России содержит ряд прямых запретов на участие должностных лиц в предпринимательской деятельности. Это относится к ст. 289 УК, устанавливающей запрет за незаконное участие должностного лица в предпринимательской деятельности. Ответственность возможна тогда, когда законом установлен прямой запрет на подобное участие. Такой запрет содержит Федеральный закон N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В нем прямо запрещено всем государственным служащим заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц. Уголовная же ответственность за нарушение данного запрета распространяется только на должностных лиц. Аналогичные запреты имеются в других нормативных актах. Например, аналогичный запрет закреплен в Федеральном законе N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

4. Объективная сторона названного преступления выражена в фактическом учреждении должностным лицом юридического лица (предприятия), которое функционирует только в сфере предпринимательства. Гражданский кодекс РФ (ст. 50) предусматривает правовой статус коммерческого и некоммерческого предприятий. Коммерческое предприятие преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, которая распределяется между ее участниками. Предпринимательской деятельностью занимаются только коммерческие предприятия. Участие должностного лица в подобной деятельности и будет составлять предмет запрета. Закон не запрещает должностному лицу участвовать в деятельности некоммерческого предприятия, к числу которых относятся фонды, ассоциации. В силу этого такое участие нельзя рассматривать как одну из форм объективной стороны данного состава преступления.

5. Формами совершения рассматриваемого преступления являются: 1) учреждение должностным лицом только коммерческого предприятия, организации, которые занимаются предпринимательской деятельностью. При этом должностное лицо может либо быть единоличным учредителем (владельцем) созданного им предприятия, либо входить наряду с другими в состав учредителей, участников такого предприятия; 2) обязательное участие в управлении предприятием лично или через представителя доверенного лица. Это может быть участие в качестве учредителя в проводимых собраниях, избрание членом правления, совета предприятия; 3) создание предприятия либо участие в нем, сопряженное с предоставлением данному предприятию льгот и преимуществ или с покровительством в какой-то форме. Несомненно, эти льготы, преимущества, покровительство должны носить материальный характер (кредиты, займы, подряды и т.п.), давать право предприятию выгодно извлекать прибыль, не платить обязательные налоги и т.д. Важным признаком здесь является использование должностным лицом возможностей своего официального служебного положения. Хотя это обстоятельство прямо не указано в законе, но оно вытекает из существа нормы. Без подобного использования речь можно вести лишь о дисциплинарном должностном проступке.

6. Правовой порядок создания и функционирования юридических лиц установлен и подробно регламентирован в гл. 4 Гражданского кодекса РФ. Противоправным в смысле ст. 289 УК РФ считается только то действие должностного лица, которое сопряжено с процедурой образования предприятия, предусматривающей обязательную его регистрацию в государственном органе. Таким органом является Министерство по налогам и сборам, структурные подразделения которого регистрируют учредительные документы создаваемого юридического лица путем внесения о нем сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (см.: Федеральный закон N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Фактическим доказательством образования должностным лицом предприятия, организации является наличие в уставе либо в учредительном договоре, а именно в разделе «Учредители», сведений о том, что данное должностное лицо входит в состав участников организации либо участвует в его управлении через доверенное лицо.

7. Участие в указанных организациях означает, что лицо самостоятельно или через представителя принимает участие в управлении коммерческой организацией или оказывает какое-либо содействие юридическим и физическим лицам в предпринимательской деятельности.
Предоставление льгот и преимуществ заключается в первоочередном вопреки установленному порядку получении сырья или товара, льготном налогообложении, предоставлении внеочередных беспроцентных кредитов и т.п.
К покровительству в иной форме можно отнести, например, освобождение от проверок и ревизий, а также от контроля со стороны налоговых органов.

8. Исходя из законодательной конструкции данный состав преступления следует относить к числу формальных. Само действие при совершении преступления, предусмотренного ст. 289 УК, заключается, по существу, в злоупотреблении служебным положением, когда должностное лицо, пользуясь своими полномочиями, отдает распоряжение, подписывает документы или совершает иные действия вопреки интересам службы. По юридической природе такие действия можно отнести к специальным видам злоупотребления служебным положением. Последствием таких действий является получение организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, льгот, преимуществ или покровительства в иной форме, в чем заинтересовано должностное лицо. Неполучение таких льгот, преимуществ и покровительства исключает уголовную ответственность, а попытка их предоставления является дисциплинарным правонарушением либо покушением на рассматриваемое преступление.

9. Незаконное получение льгот и преимуществ является последствием рассматриваемого деяния, а непосредственная связь, о которой говорится в приведенном высказывании, — причинно-следственной связью между действиями, совершенными вопреки интересам службы, и незаконным получением льгот и пр. Преступление считается оконченным с момента незаконного получения организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, льгот, преимуществ или покровительства в иной форме.

10. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла, содержанием которого является осознание должностным лицом наличия законодательного запрета на осуществление подобных действий и желание совершать данные действия. Цели и мотивы не являются обязательными признаками субъективной стороны данного преступления, но могут быть учтены при назначении наказания. Как правило, это корысть и иная личная заинтересованность.

11. Субъект — специальный: должностное лицо, которое либо само учреждает организацию, осуществляющую предпринимательскую деятельность, или участвует в ее управлении, либо действует через доверенное лицо (посредника). В качестве последнего может выступать и недолжностное лицо. Однако предоставление льгот и преимуществ указанной организации в любом случае осуществляет должностное лицо.
В некоторых случаях может возникнуть вопрос о разграничении рассматриваемого преступления и деяния, предусмотренного ст. 176 УК РФ (незаконное получение кредита). Разграничение этих преступлений следует проводить по объективным признакам. Лицо не использует свое должностное положение для незаконного получения кредита.

Административная ответственность
Судебная власть
Мировое соглашение
Преступление