Стаж в органах с 2020 года

Госдума разъяснила обновленный порядок прохождения службы в полиции

blinow61 / Depositphotos.com

На официальном сайте нижней палаты парламента появился соответствующий материал. Он касается поправок, внесенных в Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о службе в ОВД) Федеральным законом от 2 августа 2020 г. № 318-ФЗ. Изменения, направленные на совершенствование порядка прохождения службы в полиции, вступили в силу вчера (13 августа).

Ключевым нововведением считается увеличение предельных сроков службы в органах внутренних дел. Так, на пять лет продлен предельный возраст пребывания на службе для среднего начальствующего состава, майоров и подполковников полиции, внутренней службы и юстиции (с 50 до 55 лет), для полковников (с 55 до 60 лет) и для генералов (с 60 до 65 лет). Сотрудников, имеющих другие звания, такие поправки не затронули – для них сохранен прежний максимальный возраст (50 лет). Кроме того, дифференцирован предельный возраст поступления на службу в ОВД – для замещения должностей рядового состава и младшего начальствующего состава осталось общее ограничение по возрасту (до 35 лет), а вот для должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава такой возраст увеличен до 40 лет (п. 1 ч. 3 ст. 17 Закона о службе в ОВД).

Может ли быть заключен срочный трудовой договор с кандидатом на должность в органах внутренних дел (стажером) на период испытания? Узнайте из «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Важным моментом является и то, что сохранены действующие нормы по выслуге лет – это позволит полицейским выйти на пенсию, как и ранее. Вместе с тем, вплоть до 1 января 2025 года у них будет право уволиться в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе на условиях, действовавших до дня вступления в силу поправок.

В числе иных корректировок выделены:

  • укрепление кадрового потенциала (предполагается, что повышение предельного возраста службы в ОВД позволит оставить на службе опытных и профессиональных офицеров);
  • возможность поступить на службу в ОВД без испытаний для лиц, ранее уже работавших в системе МВД России и замещавших должности федеральной государственной гражданской службы и должности работников в системе МВД России;
  • установление новых социальных гарантий (права на дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18 лет, а также возможности оформить отпуск по уходу за больным ребенком отцом-полицейским при наличии объективных причин, свидетельствующих о невозможности осуществления ухода за больным ребенком матерью).

Статья 38. Стаж службы (выслуга лет) в уголовно-исполнительной системе

Статья 38. Стаж службы (выслуга лет) в уголовно-исполнительной системе

1. Стаж службы (выслуга лет) в уголовно-исполнительной системе исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее — надбавка за выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в уголовно-исполнительной системе, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.

2. В стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе включаются:

1) период замещения сотрудником должностей в уголовно-исполнительной системе;

2) период нахождения сотрудника в распоряжении учреждения или органа уголовно-исполнительной системы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

3) период прикомандирования сотрудника в соответствии со статьей 32 настоящего Федерального закона;

4) период приостановления сотрудником службы в уголовно-исполнительной системе в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона;

Пункт 5 изменен с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 1 октября 2020 г. N 328-ФЗ

5) период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войсках национальной гвардии Российской Федерации;

6) период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий;

7) период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации;

8) период замещения гражданином должностей в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов;

9) период работы судьей;

10) время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в уголовно-исполнительной системе по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы;

11) срок испытания при поступлении гражданина на службу в уголовно-исполнительной системе;

12) иные периоды, предусмотренные Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

3. В стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе в льготном исчислении засчитываются периоды прохождения сотрудником службы:

1) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, в соответствии с перечнями указанных районов и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;

2) во вредных условиях на должностях в уголовно-исполнительной системе — по перечню должностей, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

3) в особых условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

4) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4. В стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе включаются:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 1 октября 2020 г. N 328-ФЗ

1) для назначения пенсии за выслугу лет — периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, а также периоды, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (в календарном или льготном исчислении);

2) для назначения надбавки за выслугу лет — периоды, определенные Правительством Российской Федерации (в календарном или льготном исчислении);

3) для выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника — периоды, указанные в части 2 настоящей статьи (в календарном исчислении);

4) для предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в уголовно-исполнительной системе — периоды, указанные в пунктах 1 — 8 части 2 настоящей статьи (в календарном исчислении);

5) для предоставления иных социальных гарантий — периоды, определенные Правительством Российской Федерации (в календарном или льготном исчислении);

6) для представления к награждению государственными наградами Российской Федерации — периоды, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) для представления к награждению ведомственными знаками отличия — периоды, определенные федеральным органом уголовно-исполнительной системы (в календарном исчислении).

5. Порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) в уголовно-исполнительной системе для назначения пенсии за выслугу лет и надбавки за выслугу лет, для выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления иных социальных гарантий и зачета в стаж службы в уголовно-исполнительной системе периодов, указанных в настоящей статье, и иных периодов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Часть 6 изменена с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 1 октября 2020 г. N 328-ФЗ

6. Периоды службы в уголовно-исполнительной системе засчитываются в календарном исчислении в общий трудовой стаж, стаж работы по специальности, а также в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в страховой стаж, стаж работы в органах внутренних дел Российской Федерации, органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, стаж военной службы, службы в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войсках национальной гвардии Российской Федерации и стаж службы (работы) в иных государственных органах и организациях.

Пенсионная реформа оставит МВД без оперов — ловить бандитов будет некому

Полицейских тревожит поднятие пенсионного возраста

Как следует из отчета МВД России о реализации госпрограммы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» за 2020 год, уровень укомплектованности внутренних органов личным составом сократился до 92,6%. Это минимальное значение с момента запуска данной госпрограммы в 2012 году, при том, что вообще-то укомплектованность системы МВД кадрами в 2020 году должна была по плану составить 95%.

По мнению аудиторов Счетной палаты, подготовивших заключение на эту госпрограмму, столь мощный «исход» сотрудников из системы МВД объясняется серьезными опасениями последних, что государство повысит пенсионный возраст для сотрудников ведомства, таким образом стаж выслуги лет для получения права выхода на пенсию увеличится.

С одной стороны, у силовиков вроде бы нет никаких причин полагать, что государство пойдет на этот шаг.

Да, первый вице-премьер Антон Силуанов в июне 2020 года на брифинге в Белом доме заявлял: «Мы говорили о том, что сегодня есть стаж выслуги для получения права выхода на пенсию военнослужащих. Мы считаем, что этот стаж также должен быть скорректирован. Такие проработки у нас есть и с Министерством обороны, это будет один из элементов наших предложений». Но с тех пор, как неоднократно заявляли в приватных разговорах с «СП» некоторые полицейские чины, «прошла целая жизнь», и по итогам начавшейся пенсионной реформы и повышения пенсионного возраста для «гражданских», военнослужащие, а также сотрудники органов внутренних дел, Росгвардии и ФСИН по-прежнему имеют возможность выйти на пенсию по выслуге лет, если их стаж составляет не менее 20 лет.

— Не могу сказать, насколько оправданы ожидания полицейских относительно увеличения срока выхода на пенсию по выслуге лет, однако они вполне логичны, — предположил независимый эксперт по социальной экономике, доктор экономических наук Андрей Гудков. — Поскольку товарищи, работающие в органах, всегда имели хорошие носы, вернее, отлично держали их по ветру, то, полагаю, они начали так поступать не без определенных оснований. Ведь все это полностью укладывается в канву происходящего с нашей пенсионной системой.

«СП»: — Разъясните?

— Посмотрите, что уже было сделано. Сначала повысили пенсионный возраст и увеличили продолжительность срока выслуги для получения пенсии для госслужащих. Потом все то же самое сделали по общим основаниям. Следовательно, вполне логично предположить, что теперь абсолютно то же самое будет сделано и в отношении спецслужб и силовых структур.

«СП»: — Почему?

— Потому что есть желание уменьшить расходы бюджета.

«СП»: — При чем тут бюджет?

— У них же нет собственной пенсионной системы. Да и страховые взносы они никакие не платят. Их пенсия выплачивается, исходя из бюджета МВД. А этот самый бюджет пополняется исключительно из регионального и федерального бюджетов. Местные бюджеты в этом не участвуют, потому что для них это непосильная ноша. Так что ребята «наверху», видимо, быстро все прикинули и решили, что им это [сохранение прежнего стажа по выслуге лет] больше не надо. Тем более если учесть, что силовики с 2014 года, насколько мне известно, не имели возможностей для повышения оклада денежного содержания. Пока это получили только госслужащие, однако силовики все еще никак этого не дождутся.

В этих словах эксперта есть определенный резон. Ведь подписал же в августе 2020 года Владимир Путин закон об увеличении предельного возраста пребывания сотрудников органов внутренних дел на службе на 5 лет. Согласно этому документу, для майоров и подполковников полиции он был поднят до 55 лет, для полковников — до 60 лет, а для генералов — до 65 лет. Таким образом уволившиеся в прошлом году из органов товарищи, в принципе, получили косвенное подтверждение своих опасений. Правда, при этом нормы по выслуге лет оказались не затронутыми, да и речь в законе шла не об обязанности, а лишь о праве служить дольше. Однако всем россиянам (и полицейским в том числе) очень хорошо известно, как быстро право может стать обязанностью, если речь идет об увеличении продолжительности трудовой деятельности.

Тем более что кое-какие шаги в этом направлении, по всей видимости, государством уже были предприняты. Ведь чем еще можно объяснить сделанное в феврале 2020 года Пенсионным фондом России заявление об отказе засчитывать в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии за длительный стаж, службу в армии по призыву? Ведь для многих силовиков именно срочная служба и становится отправной точкой их трудового пути в органах внутренних дел.

«Это есть крайне четкий случай рассогласования нашей системы, — продолжает тему Андрей Гудков — Парень сразу же после школьной скамьи попадает в армию, потом из армии он идет в институт, колледж или другое учебное заведение. И остается в итоге без зачета этого срока в страховой стаж. С точки зрения гражданина это вполне можно расценить как элементарное, простите за выражение, кидалово. И, между прочим, служба в армии не так давно была не один год, а два. А на флоте так вообще служили три года. По отношению к минимальному стажу, дающему вообще право на страховую пенсию, это одна пятая часть. Двадцать процентов! Будут эти периоды в страховой стаж включать или нет? И это, на самом деле, очень серьезные ухудшения. Изменения маленькие, но вот последствия далеко идущие».

Читайте так же:  205 приказ акушерство

Впрочем, помимо серьезных опасений за свое определенное пенсионное будущее, у полицейских есть и иные, не менее серьезные причины расставаться со службой при малейшей возможности. О них в последнее время в среде силовиков распространяться не принято. Так что если еще в 2015 году руководство МВД в качестве объяснения недоукомплектованности штатов рассуждало о сокращении финансирования ведомства и снижении предельной штатной численности органов внутренних дел согласно указу президента России, то уже с 2017 года никаких обоснований отклонения фактического значения от планового министерством больше не предоставляется.

Между тем частично их озвучил председатель московского межрегионального профсоюза полиции и Росгвардии Михаил Пашкин. Он заявил: нынешние сотрудники внутренних органов стремятся как можно быстрее уйти из системы из-за того, что их могут вызвать на работу в любое время суток вне зависимости от графика работы, утром, днем или ночью. Кроме того, им могут отказать в предоставлении отгула или отпуска, а уж о том, чтобы выехать за границу на отдых, речь теперь вообще не идет. Естественно, такие условия мало кому понравятся.

«С тех пор, как милицию переименовали в полицию, нагрузка на сотрудников только растет, а нехватка кадров настолько острая, что кадровики вынуждены закрывать глаза на многое, лишь бы укомплектоваться, — рассказал корреспонденту „СП“ на условиях анонимности один из оперуполномоченных столичного региона Сергей М-ов (данные изменены). — Мы по горло завалены работой, причем не всегда своей. Помимо раскрытия преступлений от нас требуют, например, заполнения всевозможных отчетов и прочих бумаг. Так что даже если в твой законный выходной тебя не выдернули на службу, не факт, что весь этот день ты проведешь с женой и детьми. Это очень сильно бьет по нервам, ведь помимо постоянных скандалов с домочадцами из-за переработок ты попадаешь на крючок к начальству из-за того, что бумажки требуется нередко заполнять с нарушениями. Руководство, конечно, на это закрывает глаза, но при малейшей возможности начинает тебя использовать в личных целях, угрожая внеплановой проверкой твоей деятельности».

А еще полицейских, как выяснилось, все чаще начинает заедать совесть.

«За последний год-полтора, с тех пор как у нас запустили «мусорную» и пенсионную реформы подняли пенсионный возраст, мы неоднократно выезжали на оцепление и разгон стихийных митингов, — также при условии соблюдения анонимности поделился с «СП» старший лейтенант одного из подразделений полиции в Московской области Максим П. — И вот ты выходишь с дубинкой и щитом против больных дедушек с бабушками и думаешь — а как и за что их, собственно, разгонять? Их же, по сути, реально обманули. Всю жизнь обещали безбедную старость, а по факту выходит все наоборот.

Шестеро моих друзей, крепких парней, прошедших горячие точки, после десятка таких выездов просто молча пошли и уволились в знак протеста. Скоро и я за вслед ними отправлюсь. Мы, конечно, негласно с сослуживцами договорились по возможности уклоняться от таких выездов в своем районе, но ведь нас по приказу в другие области теперь гоняют, а там-то такие же старики митингуют за свой кусок хлеба в старости. Ну как их разгонять, они же не преступники».

Федеральный закон от 2 августа 2020 г. N 318-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»»

Документ является поправкой к

Принят Государственной Думой 24 июля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 26 июля 2020 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020; 2012, N 50, ст. 6954; 2013, N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; 2014; N 52, ст. 7542; 2015, N 7, ст. 1022; 2016, N 27, ст. 4160, 4233; 2017, N 15, ст. 2139) следующие изменения:

1) часть 2 статьи 9 после слов «образования не ниже среднего профессионального» дополнить словами «(за исключением среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих)»;

2) часть 4 статьи 13 изложить в следующей редакции:

«4. Иные требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и могут содержаться в Кодексе этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел, утверждаемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.»;

3) пункт 1 части 3 статьи 17 изложить в следующей редакции:

«1) для замещения должностей рядового состава и младшего начальствующего состава — 35 лет, должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава — 40 лет;»;

4) в части 3 статьи 18 слова «пунктах 2, 5 — 8 части 1» заменить словами «пунктах 2, 5, 6 и 8 части 1»;

5) в части 5 статьи 22:

а) пункт 5 дополнить словами «один раз за весь период службы»;

б) пункт 8 изложить в следующей редакции:

«8) с сотрудником органов внутренних дел, назначаемым на должность руководителя (начальника) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел из числа должностей высшего начальствующего состава, — на период замещения должности в органах внутренних дел;»;

6) часть 11 статьи 24 изложить в следующей редакции:

«11. По решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя испытание может не устанавливаться для граждан, замещавших должности в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органах или подразделениях, а также для граждан, ранее проходивших службу в иных федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных (воинских) званий.»;

7) в части 8 статьи 30 слова «При этом сотруднику» заменить словом «Сотруднику», слово «Выплата» заменить словами «При этом выплата», слово «впредь» заменить словами «вне зависимости от последующего перевода сотрудника на нижестоящую должность по основанию, предусмотренному пунктом 1, 3 или 5 части 7 настоящей статьи, на равнозначную или вышестоящую должность»;

8) часть 1 статьи 32 после слов «государственному органу» дополнить словом «(органу)»;

а) часть 2 дополнить предложением следующего содержания: «Сотрудники женского пола, находившиеся в отпуске по беременности и родам, а также сотрудники, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходят аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска.»;

б) часть 5 признать утратившей силу;

а) часть 9 после слов «уполномоченный руководитель» дополнить словами «в случаях, предусмотренных частью 10 настоящей статьи,»;

дополнить пунктом 2[1] следующего содержания:

«2[1]) освобождение сотрудника от замещаемой должности высшего начальствующего состава Президентом Российской Федерации;»;

в пункте 7 слова «, и период трудоустройства по окончании служебной командировки, предусмотренный пунктом 5 части 11 настоящей статьи» исключить;

в пункте 2 слова «в случае, предусмотренном пунктом 2 части 10 настоящей статьи» заменить словами «в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 2[1] части 10 настоящей статьи»;

дополнить пунктом 4[1] следующего содержания:

«4[1]) в течение срока командировки, предусмотренной пунктом 7 части 10 настоящей статьи, и периода трудоустройства по окончании такой командировки, не превышающего трех месяцев;»;

в пункте 5 слова «пунктами 4 и 7 — 9» заменить словами «пунктами 4, 8 и 9»;

г) часть 15 признать утратившей силу;

11) статью 38 дополнить частью 4[1 ]следующего содержания:

«4[1]. Периоды нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (за исключением периода выполнения сотрудником служебных обязанностей по ранее замещаемой должности), включаются в календарном исчислении в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел для назначения пенсии за выслугу лет, предоставления иных социальных гарантий, присвоения специального звания.»;

а) часть 2 изложить в следующей редакции:

«2. Специальные звания, соответствующие должностям среднего и старшего начальствующего состава, гражданам, впервые принимаемым на службу в органы внутренних дел, сотрудникам, впервые назначаемым на должности среднего или старшего начальствующего состава, а также очередные специальные звания полковника полиции, полковника внутренней службы, полковника юстиции присваиваются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.»;

б) часть 5 изложить в следующей редакции:

«5. Слушателю, адъюнкту в период освоения образовательной программы высшего образования по очной форме обучения в образовательной организации или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, сотруднику органов внутренних дел, переведенному в образовательную организацию высшего образования или научную организацию федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук, очередные специальные звания до полковника полиции включительно могут присваиваться в соответствии с должностью в органах внутренних дел, которую он замещал ранее, при соблюдении условий, установленных настоящей статьей.»;

а) в пункте 3 части 2 слова «среднего начальствующего состава» заменить словами «среднего или старшего начальствующего состава независимо от последовательности и срока пребывания в предыдущем специальном звании, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом»;

б) часть 6 после слов «присваивается независимо от» дополнить словами «последовательности и»;

14) пункт 4 части 1 статьи 45 изложить в следующей редакции:

«4) наложения на сотрудника в письменной форме одного из дисциплинарных взысканий, предусмотренных пунктами 2 — 6 части 1 статьи 50 настоящего Федерального закона, или взыскания за коррупционное правонарушение — до снятия дисциплинарного взыскания или признания сотрудника не имеющим взыскания за коррупционное правонарушение.»;

а) часть 5 после слова «изменить» дополнить словами «или отменить»;

б) в части 7 слова «ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности» заменить словами «ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки»;

в) в части 14 слова «, если этот сотрудник в указанный период не подвергался новому дисциплинарному взысканию,» исключить;

а) часть 1 дополнить предложением следующего содержания: «Формы документов учета служебного времени сотрудников органов внутренних дел и порядок их заполнения определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.»;

б) часть 2 дополнить предложением следующего содержания: «Перечень районов Крайнего Севера, приравненных к ним местностей и других местностей с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, для предоставления сотрудникам органов внутренних дел социальных гарантий, предусмотренных настоящей частью и частью 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.»;

в) часть 3 изложить в следующей редакции:

«3. Для сотрудников органов внутренних дел, проходящих обучение в образовательных организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, устанавливается шестидневная служебная неделя. Для сотрудников, замещающих должности педагогических работников и (или) проходящих обучение в образовательных организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, нормальная продолжительность служебного времени устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом.»;

г) в части 6 слова «ежегодному оплачиваемому отпуску» заменить словами «основному или дополнительному отпуску»;

д) дополнить частью 12 следующего содержания:

«12. В случае, если один из работающих родителей (опекун, попечитель) или родители (опекуны, попечители) являются сотрудниками органов внутренних дел, таким родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18 лет предоставляются четыре дополнительных выходных дня в месяц. Указанные выходные дни могут быть использованы одним из родителей (опекуном, попечителем) либо разделены родителями (опекунами, попечителями) между собой по их усмотрению.»;

а) часть 5 дополнить предложениями следующего содержания: «Сотрудник, которому предоставлены дни, необходимые для проезда к месту проведения отпуска и обратно, по окончании отпуска представляет документы, подтверждающие время, затраченное на проезд. Перечень документов, подтверждающих время, затраченное на проезд к месту проведения отпуска и обратно, и порядок их представления устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.»;

б) часть 8 изложить в следующей редакции:

«8. Сотруднику органов внутренних дел женского пола, являющемуся матерью (усыновителем), предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном трудовым законодательством. Указанный отпуск может быть предоставлен сотруднику, являющемуся отцом (усыновителем), опекуном, бабушкой, дедом и фактически осуществляющему уход за ребенком, только в случае отсутствия материнского попечения по объективным причинам (смерть матери, лишение ее родительских прав, длительное пребывание в медицинской организации и другие причины) на период отсутствия материнского попечения. На такого сотрудника в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, распространяются социальные гарантии, установленные трудовым законодательством.»;

в) часть 11 изложить в следующей редакции:

«11. Сотруднику органов внутренних дел, увольняемому со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 1, 2, 3, 4, 9, 11, 16, 17 или 18 части 2 статьи 82 настоящего Федерального закона, по его рапорту могут быть предоставлены предусмотренные законодательством Российской Федерации неиспользованные отпуска за предшествующий и текущий годы.»;

18) статью 58 дополнить частью 2[2] следующего содержания:

«2[2]. Сотруднику органов внутренних дел, использовавшему дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел в текущем календарном году и получившему право в том же календарном году на дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел большей продолжительности, предоставляются дополнительные дни дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел по желанию сотрудника в текущем либо в следующем календарном году.»;

Читайте так же:  Государственная экспертиза нижегородской области

19) абзац первый части 1 статьи 59 изложить в следующей редакции:

«1. Предоставленный сотруднику органов внутренних дел основной отпуск или дополнительный отпуск по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя продлевается либо переносится на другой срок, определяемый руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, в случае:»;

20) статью 60 после слова «слушателям,» дополнить словом «адъюнктам,»;

а) дополнить частью 2[1] следующего содержания:

«2[1]. Сотрудник органов внутренних дел, являющийся отцом (усыновителем, опекуном, попечителем), освобождается от выполнения служебных обязанностей в случае выдачи ему листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком при наличии объективных причин, свидетельствующих о невозможности осуществления ухода за больным ребенком матерью (нахождение ее в командировке, лишение ее родительских прав, пребывание в медицинской организации и другие случаи отсутствия материнского попечения по объективным причинам).»;

б) дополнить частью 5 следующего содержания:

«5. Порядок освобождения сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.»;

22) в части 3 статьи 74 слова «вступившее в законную силу решение суда» заменить словами «решение суда о восстановлении сотрудника на службе в органах внутренних дел»;

а) подпункты «в» и «г» пункта 1 части 1 изложить в следующей редакции:

«в) среднего профессионального образования — программам подготовки специалистов среднего звена;

г) высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре;»;

б) дополнить частью 2[1] следующего содержания:

«2[1]. Особенности прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, переведенными в образовательные организации высшего образования или научные организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук, связанные с организацией и осуществлением научной (научно-исследовательской) деятельности, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.»;

в) часть 14 после слов «статьи 23 настоящего Федерального закона» дополнить словами «и пунктом 7 части 12 настоящей статьи»;

24) статью 78 дополнить частью 3[1] следующего содержания:

«3[1]. Отказ сотрудника органов внутренних дел, состоящего в кадровом резерве, без уважительной причины от перевода на вышестоящую должность в другую местность является препятствием для возможного повторного включения его в кадровый резерв и назначения его на вышестоящую должность в течение четырех лет со дня отказа от перевода.»;

25) статью 79 дополнить предложением следующего содержания: «Формы документов, образующихся в ходе организации кадровой работы в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органах, подразделениях, и порядок их заполнения определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.»;

26) в части 8 статьи 82 слова «пунктами 1 и» заменить словом «пунктом»;

в пункте 1 слова «или генерал-полковника юстиции» заменить словами «, генерал-полковника юстиции, генерал-лейтенанта полиции, генерал-лейтенанта внутренней службы, генерал-лейтенанта юстиции, генерал-майора полиции, генерал-майора внутренней службы или генерал-майора юстиции»;

пункт 2 признать утратившим силу;

в пункте 3 цифры «55» заменить цифрами «60»;

пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4) для сотрудника органов внутренних дел, имеющего специальное звание среднего начальствующего состава, майора полиции, майора внутренней службы, майора юстиции, подполковника полиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции, — 55 лет;»;

дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5) для сотрудника органов внутренних дел, имеющего иное специальное звание, — 50 лет.»;

б) в части 1[1] слова «высшего образования» исключить;

в) в части 3 слова «может ежегодно заключаться новый контракт, но не более чем в течение пяти лет после достижения предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел» заменить словами «в течение пяти лет после достижения предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел могут заключаться новые контракты, но не менее чем на один год»;

а) часть 8 дополнить предложением следующего содержания:»В случае, если последний день службы сотрудника органов внутренних дел приходится на выходной или нерабочий праздничный день, выдача трудовой книжки и окончательный расчет производятся в день, непосредственно предшествующий выходному или нерабочему праздничному дню.»;

б) часть 12 после слов «в соответствии с» дополнить словами «частью 1,»;

в) дополнить частью 14 следующего содержания:

«14. Увольнение сотрудника органов внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 3 статьи 82 настоящего Федерального закона, не допускается позднее шести месяцев со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, и позднее трех лет со дня его совершения.».

Статья 2

За сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации до 1 января 2025 года сохраняется право на увольнение со службы в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел Российской Федерации на условиях, действовавших до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации В. Путин

«Много изменений, но все реализуется в срок. «

30 августа 2020 12:54

Управляющий Отделением ПФР по Новосибирской области Александр Терепа провел «прямую линию» с жителями города и области в режиме видео связи, ответив на их вопросы.

— Будет ли назначена пенсия по старым срокам выхода, если на момент обращения не хватило страхового стажа или пенсионных баллов?

Это очень важный вопрос. В этом году у нас уже были такие обращения от граждан. Статья 10 Федерального закона №350-ФЗ закрепляет за гражданами, достигшими до 1 января 2020 года возраста, дающего право на страховую пенсию по старости или на социальную пенсию, и не обратившимися за её установлением, право на назначение пенсии без учета изменений пенсионного возраста. То есть, если человек достиг пенсионного возраста в прошлом году, а обратился за установлением пенсии только сегодня, пенсия ему будет установлена по прежним правилам, то есть с учетом прежнего пенсионного возраста. Это же правило распространяется и на тех граждан, кто обратился за установлением пенсии в прошлом году, но пенсия ему не была установлена в связи с несоблюдением остальных необходимых условий, например, не хватило страхового стажа либо пенсионных баллов (в прошлом году требовалось не менее 9 лет стажа и не менее 13,8 пенсионных коэффициентов). Они их приобрели в этом году или приобретут в последующие (например, доработали необходимы стаж или у них появились документы, подтверждающие периоды работы, которые ранее были не подтверждены), соответственно они приобрели и право на страховую пенсию. При этом, подчеркну, пенсия им будет установлена с учетом прежнего пенсионного возраста.

— Кто не попадает под действие нового пенсионного закона об увеличении сроков выхода на пенсию?

Целый ряд категорий граждан сохранили право выхода на пенсию на прежних условиях и в прежнем возрасте. Речь в первую очередь идет о так называемых «досрочниках». Так, работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда (на подземных работах, в горячих цехах и т.д.), досрочный выход сохранился полностью без изменений. Полный перечень льготных профессий можно найти на официальном сайте ПФР. Неизменным возраст выхода на пенсию остался и для граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф. Пенсионный возраст также не меняется и для лиц, которым пенсия назначается досрочно по социальным мотивам. Речь идет о женщинах, у которых 5 и более детей, которых она воспитала не менее, чем до 8 лет; родителях, которые ухаживают за детьми-инвалидами, женщинах, родивших 2-х и более детей, если они имеют необходимый страховой стаж работы в районах Крайнего Севера, и ряде других категорий. В полном объеме сохраняются и пенсии по инвалидности лицам, потерявшим трудоспособность. Эти пенсии назначаются независимо от возраста при установлении группы инвалидности.

— Условия и сроки выхода на пенсию матерей с 3 и более детьми?

Новый пенсионный закон, который вступил в действие с 1 января текущего года, предусматривает новые основания для установления страховой пенсии по старости досрочно. В этот список попали и многодетные мамы, которые воспитали троих и четверых детей. Ранее такая льгота предоставлялась только мамам, у которых 5 и более детей. Они могли (и могут по–прежнему) оформить пенсию по старости в 50 лет. Теперь в список «досрочниц» включены и женщины, у которых в семье воспитываются трое или четверо детей. Так, если у женщины три ребенка, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше, то есть в 57 лет, а если четверо – в 56 лет. Помимо достижения определенного возраста, дающего право на досрочную пенсию, должны быть соблюдены и другие условия – наличие необходимого страхового стажа и количества пенсионных коэффициентов. Правом досрочного выхода на пенсию могут воспользоваться многодетные матери, воспитывающие не только своих, но и усыновленных детей. Установление пенсии носит заявительный характер, поэтому мамам, которые относятся к вышеуказанным категориям, необходимо, достигнув, соответствующего возраста, обратиться в территориальное управление ПФР.

— В августе был перерасчет пенсий для работающих пенсионеров. Какой период работы учитывается для этого перерасчета?

Работающим пенсионерам ежегодно с 1 августа производится перерасчет страховой пенсии. При указанном перерасчете учитываются страховые взносы за предшествующий календарный год, которые не были учтены при назначении пенсии или при последнем перерасчете пенсии (независимо от того, полный год проработал пенсионер или лишь несколько месяцев). Из указанной суммы страховых взносов определяется индивидуальный пенсионный коэффициент, максимальное значение которого при перерасчете страховой пенсии учитывается в размере не более 3 коэффициентов.

— Кому положена ежемесячная выплата из средств материнского капитала, на какой срок она устанавливается?

С прошлого года у граждан РФ — владельцев материнского капитала — появилась возможность получить часть средств капитала «на руки» в виде ежемесячных выплат. Речь идет о семьях с невысоким доходом (менее 1,5 кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения за 2 квартал прошлого года на человека), в которых второй ребенок (именно второй) появился в период с 1 января 2020 года. Для того чтобы понять имеет ли семья право на установление данной выплаты, нужно взять общую сумму доходов семьи за последние 12 календарных месяцев, разделить ее на 12, а потом разделить на количество членов семьи, включая новорожденного. Если полученная величина меньше 1,5-кратного прожиточного минимума трудоспособного гражданина в регионе за 2 квартал прошлого года (в нашем регионе этот «рубеж» составляет 17 422 рубля 50 копеек, это порядка 70 тысяч рублей на четверых), то можно подавать заявление на ежемесячную выплату. Размер выплаты в текущем году 11 358 рублей в месяц. В ПФР помимо справок о доходах необходимо представить и номер счета, на который Пенсионный фонд будет перечислять данную выплату семье.

Выплата осуществляется до достижения ребенком полутора лет, однако первый выплатной период рассчитан на год. В связи с этим обращаем внимание, что тем гражданам, которые подавали заявление на данную выплату в прошлом году и намерены дальше ее получать, необходимо для продления получения выплаты подать новое заявление с полным пакетом документов о доходах семьи за последние 12 месяцев. А вот уже со следующего года выплата возможна в течение 3-х лет. Эти изменения вступят в силу с 1 января 2020 года. В следующем году также будет расширен и список получателей выплаты за счет увеличения планки дохода – с 1,5 кратной величины до 2-кратной. В нашем регионе этот «рубеж» составит около 100 тысячи рублей на четверых.

Заявление можно подать через клиентскую службу ПФР по месту жительства, через филиалы МФЦ, а также в электронном виде через Личный кабинет на сайте ПФР (в этом случае в течение 5 рабочих дней следует представить в органы ПФР необходимые документы, в т.ч. справки о доходах).

— Может ли родитель или опекун, осуществляющий уход за ребенком инвалидом или инвалидом с детства 1 группы, отказаться от назначенной пенсии по старости с целью установления ежемесячной выплаты по уходу?

В соответствии с действующим законодательством право на ежемесячную выплату по уходу за нетрудоспособными лицами предоставляется только неработающему трудоспособному лицу, которое не является получателем пенсии. С 1 июля текущего года размер ежемесячной выплаты для родителей (усыновителей) и опекунов (попечителей), осуществляющих уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы, увеличен с 5,5 тысяч до 10 тысяч рублей, в Новосибирской области с учетом районного коэффициента она сегодня составляет 12 тысяч рублей. Если пенсионер является родителем (усыновителем) или опекуном (попечителем) ребенка-инвалида или инвалида с детства 1 группы, осуществляет за ним уход, не работает и получает пенсию менее 12 тысяч рублей, то он может отказаться от установления (получения) пенсии и получать ежемесячную выплату по уходу. При этом при восстановлении выплаты пенсии за каждый год отказа от получения пенсии ему будут начислены премиальные коэффициенты, то есть пенсия будет выплачиваться в более высоком размере. Для отказа нужно подать соответствующее заявление в ПФР.

— Известно ли уже что-нибудь об индексации пенсий в следующем году?

В прошлом году правила индексации страховых пенсий несколько изменились – размеры увеличения стоимости пенсионного коэффициента и размера фиксированной выплаты прописаны в Федеральном законе (не в постановлении Правительства РФ) сразу на ближайшие 6 лет. До 2024 года включительно. В соответствии с нормой данного Закона стоимость пенсионного коэффициента составит в следующем году 93 рубля, а размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на общих основаниях – 5 686 рублей 25 копеек. Таким образом, коэффициент индексации составит 6,6%, а среднее увеличение страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров составит порядка 1 тысячи рублей. Индексация будет произведена с 1 января. Что касается социальных пенсий и пенсий по гособеспечению, то они проводятся с 1 апреля и индекс увеличения зависит от темпов роста прожиточного минимума пенсионера за прошедший год и будет известен в 1 квартале следующего года. Соответствующее постановление будет подписано Правительством РФ.

Читайте так же:  Заключить договор купли-продажи квартиры без нотариуса

— Изменится ли что с доплатой за сельский стаж тем, кто переехал из села в рабочий посёлок (город), так как на сегодняшний день им эта доплата не положена?

На сегодняшний день право на повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности, увеличенный на 25%, имеют право неработающие пенсионеры, проживающие в сельской местности и имеющие сельско-хозяйственный стаж не менее 30 лет. Список должностей и профессий утвержден Правительством РФ и недавно был значительно расширен. Если пенсионер проживает сегодня не в сельской местности, например, переехал в город или рабочий поселок, то данный перерасчет произведен не будет в связи с отсутствием права. Однако, если эта норма будет пересмотрена законодателями, то органы ПФР произведут перерасчет в соответствии с новой нормой Закона. Кстати, если пенсионер зарегистрирован в одном месте, а фактически постоянно проживает в сельской местности, то перерасчет будет произведен после подтверждения факта проживания в селе. Для этого необходимо представить заявление в ПФР или МФЦ по месту фактического проживания пенсионера в сельской местности.

— Возможно ли установить ежемесячную компенсационную выплату лицу, достигшему возраста 14 лет, обучающемуся и осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином? Какие документы необходимо предоставить?

Компенсационная выплата по уходу устанавливается неработающему трудоспособному лицу, не получающему пенсию, пособие по безработице и т.д. По общему правилу заключение трудового договора допускается с возраста 16 лет. При этом в соответствии с нормами Трудового кодекса с письменного согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим возраста 14 лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы. Таким образом, можно установить компенсационную выплату 14-летнему подростку. Для назначения компенсационной выплаты по уходу в этом случае необходимы справка об учебе, разрешение (согласие) одного из родителей и органа опеки и попечительства на осуществление ухода в свободное от учебы время. Представить необходимо также и свидетельство о рождении. Заявление подается в территориальный орган ПФР, где находится пенсионного дело лица, за которым будет осуществляться уход.

— Как осуществляется расчет советского стажа? Проводится ли сейчас валоризация и если «да», то для кого? Или это был разовый перерасчет?

Подсчет стажа, как за советские периоды работы, так и после указанного периода, производится по единым правилам. При назначении пенсии гражданам, у которых имеется трудовой стаж за работу до 1 января 2002 года, определяется расчетный пенсионный капитал с учетом продолжительности общего трудового стажа по состоянию на 01.01.2002. Величина расчетного пенсионного капитала подлежит валоризации (повышению). Сумма валоризации составляет 10% величины расчетного пенсионного капитала и, сверх того, по 1% за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года. Напомню, что валоризация производится с 1 января 2010 года и по сегодняшний день для тех, у кого есть указанный стаж. Валоризация производится в беззаявительном порядке по документам, которые имеются в распоряжении Пенсионного фонда.

— В период с 1990г по 2000г. я был индивидуальным предпринимателем. В моей выписки по лицевому счету данный период трудового стажа не учтен. Расскажите, как учесть данный период в трудовом стаже, и какие документы я должен предоставить пенсионному фонду?

Периоды осуществления предпринимательской деятельности, включаются в страховой стаж при условии, если за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, и подтверждаются документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей. Для отражения периода предпринимательской деятельности на лицевом счете в системе индивидуального персонифицированного учета вам необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда.

— Согласно новому закону, в 55 лет можно обратиться за выплатой средств пенсионных накоплений. Расскажите, если принято решение о выплате пенсионных накоплений в виде ежемесячных выплат и выплаты продолжаются какое-то время, а потом наступает факт смерти обратившегося, то получат ли правопреемники остаток средств?

Средства пенсионных накоплений можно получить в виде единовременной выплаты, в виде срочной пенсионной выплаты и в виде накопительной пенсии, которая выплачивается пожизненно. Невыплаченные в связи со смертью пенсионера средства пенсионных накоплений можно получить правопреемникам только в том случае, если установлена срочная пенсионная выплата. Она устанавливается тем граждан, у которых пенсионные накопления сформировались за счет взносов в рамках Программы софинансирования или на их формирование направлены средств материнского (семейного) капитала. Продолжительность срочной пенсионной выплаты определяет сам гражданин, но она не должна быть менее 10 лет, и если средства не выплачены в связи со смертью пенсионера, остаток могут получить правопреемники. Выплаты накопительной пенсии эти правила не касаются.

В случае смерти застрахованного лица после назначения ему накопительной пенсии выплате родственникам подлежат начисленные суммы накопительной пенсии, причитавшиеся застрахованному лицу в текущем месяце и оставшиеся не полученными в связи с его смертью в указанном месяце, если обращение за неполученными суммами указанной пенсии последовало не позднее чем до истечения шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.

Следует напомнить, что если средства пенсионных накоплений формировались через негосударственный пенсионный фонд, то за их выплатой с заявлением необходимо обращаться не в ПФР, а в соответствующий НПФ.

Пенсионер прекратил работу в мае, но еще не получил перерасчет. Когда он начнет получать пенсию в новом размере?

Напомню, что с 2016 года работающие пенсионеры получают страховую пенсию и фиксированную выплату к ней без учета проводимых индексаций. Когда пенсионер трудовую деятельность прекращает, он начинает получать пенсию в новом размере с учетом всех индексаций, имевших место в период его работы.Заявление на перерасчет подавать не нужно. Перерасчет с учетом прошедших индексаций для пенсионеров, которые прекратили трудовую деятельность, органы ПФР делают на основании сведений, которые представляют работодатели. О том, что данный пенсионер уже является неработающим, работодатель сообщил нам в июле, так как в июне пришел отчет за май, где пенсионер учтен ещё как работающий. В августе специалисты ПФР произведут перерасчет, и с сентября данный пенсионер начнет уже получать пенсию в новом размере с учетом всех пропущенных индексаций. При этом он получит также доплату за предыдущие 3 месяца – эта норма действует с прошлого года. Обращаю внимание, что эти правила индексации распространяются только на страховые пенсии. Социальные пенсии и пенсии по гос обеспечению индексируются независимо от факта работы пенсионера.

— В СМИ прошла информация о том, что увеличен прожиточный минимум пенсионеров до 9 236 рублей. Будет ли пересчитана социальная доплата к пенсии с учетом нового прожиточного минимума, и как тогда будет учитываться индексация?

9 236 рублей – такой прожиточный минимум для пенсионеров установлен в Российской Федерации за 2 квартал текущего года. Однако для установления социальной доплаты к пенсии используется иной показатель. Он утверждается в конце года на весь следующий год региональными органами власти. В нашем регионе на 2020 год прожиточный минимум для установления социальной доплаты к пенсии установлен на уровне 8 814 рублей. На 2020 год прожиточный минимум для установления соцдоплаты будет утвержден в текущем году на следующий год ЗакСобранием Новосибирской области и Губернатором региона.

Напомню, что в текущем году изменились правила индексации пенсий с учетом прожиточного минимума пенсионера. Теперь индексация выплачивается СВЕРХ величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в регионе. То есть сумма пенсии и иных социальных выплат сначала доводится до величины прожиточного минимума, а индексация размера страховой пенсии добавляется сверху. Этот порядок утвержден в апреле текущего года Федеральным законом №49-ФЗ. В этом году уже порядка 110 тысячам пенсионеров специалисты органов ПФР в мае пересчитали пенсии с учетом новых правил индексации. Эти правила будут работать и в дальнейшем.

— ИП закрыл в августе 2020 года. Будет ли произведен перерасчет пенсии, и в каком месяце?

Предпринимательство – та же трудовая деятельность, поэтому после закрытия ИП будет произведен перерасчет страховой пенсии с учетом пропущенных индексаций, если Вы являетесь получателем страховой пенсии. О закрытии ИП информация в ПФР будет представлена налоговыми органами. Как неработающий данный пенсионер будет зафиксирован в органах ПФР в октябре текущего года. В новом размере с учетом индексации пенсия начнет выплачиваться с декабря, плюс будет произведена доплата за 3 месяца.

— Весной этого года принят закон, в соответствии с которым отменяются пластиковые СНИЛС. Нужно ли менять прежний СНИЛС?

Действительно, 1 апреля 2020 года принят Федеральный закон № 48-ФЗ, в соответствии с которым информация о страховом номере индивидуального лицевого счета (СНИЛС) теперь будет предоставляться человеку в виде электронного или бумажного документа, которое заменит собой страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, то есть «зеленую пластиковую карточку». Ранее полученные страховые свидетельства сохраняют свое действие, поэтому гражданам не надо обращаться в Пенсионный фонд за обменом документов. Все граждане, у которых уже есть страховые свидетельства, могут пользоваться ими, а вот в случае утраты, или необходимости замены (например, в связи со сменой фамилии), или при первичной регистрации теперь будет выдаваться не страховое свидетельство, а документ, подтверждающий регистрацию в бумажной или электронной форме по желанию гражданина.

— С каких действий, и в какое время необходимо начать подготовку к назначению страховой пенсии по старости? Какие документы нужно для этого иметь? Возможно ли назначение пенсии без посещения гражданином органа ПФР?

Каждый гражданин должен быть лично заинтересован в заблаговременной подготовке документов к назначению пенсии по старости. Территориальные органы ПФР проводят работу по заблаговременной подготовке документов лиц, уходящих на пенсию в ближайшие 12 месяцев. Списки будущих пенсионеров формируются по имеющимся в распоряжении ПФР сведениям: либо это сведения персучета, либо по сведениям организаций, представивших в ПФР списки своих работников, уходящих на пенсию в ближайшие 12 месяцев. Документы для проведения заблаговременной работы могут быть представлены работодателем в электронном виде или самим гражданином. Если у гражданина право на пенсию возникает в ближайшие 12 месяцев, при этом он не получил приглашение территориального органа ПФР, работодатель с ним не взаимодействовал по направлению документов в органы ПФР в электронном виде, то гражданин может лично обратиться в клиентскую службу ПФР по месту жительства.

Для проведения заблаговременной подготовки необходимо представить паспорт, документы о трудовом стаже, документы об иных периодах (о военной службе, об учебе, о периоде ухода за ребенком до полутора лет) и другие документы, которые имеются в наличии у гражданина и могут быть необходимы для назначения пенсии. Кстати, пенсионные органы оказывают гражданам содействие в истребовании дополнительных документов, необходимых для назначения пенсии. Если подготовка документов для назначения пенсии будет проведена заблаговременно, и все пенсионные права гражданина будут отражены на индивидуальном лицевом счете, то заявление о назначении пенсии может быть подано в электронном виде через электронные сервисы на сайте ПФР или портале госуслуг либо через работодателя без посещения клиентской службы ПФР.

— Нужно ли обращаться в пенсионные органы по достижении получателем пенсии 80-летнего возраста? Какие документы иметь при себе?

Этот вопрос, как я понимаю, возникает в связи с тем, что согласно действующему законодательству ряд категорий граждан имеют право на установление фиксированной выплаты к страховой пенсии в повышенном размере. К этой категории относятся и граждане, достигшие 80-летнего возраста. И если в текущем году общеустановленный размер фиксированной выплаты составляет 5 334 рубля 19 копеек, то для указанной категории — 10 668 рублей 38 копеек. Перерасчет фиксированной выплаты при достижении возраста 80 лет носит беззаявительный характер и производится органами ПФР в автоматическом режиме. Здесь только важно учесть, что фиксированная выплата в связи с достижением возраста 80 лет не увеличивается у инвалидов I группы, так как она им уже установлена в повышенном размере при установлении данной группы инвалидности. Также повышение не происходит, если человек получает пенсию по потере кормильца, например, супруга вместо своей пенсии по старости получает пенсию по случаю потери кормильца за умершего мужа.

— Можно ли дистанционно подать заявление на установление компенсационной выплаты, чтобы не везти пожилого человека на прием?

Да, заявления на установление компенсационной выплаты по уходу как от того лица, который будет осуществлять уход, так и от того, за кем этот уход будет осуществляться, можно подать дистанционно в электронном виде через Личный кабинет на сайте ПФР. Для этого необходимо быть зарегистрированным на портале госуслуг. Заявление необходимо направить в территориальный орган ПФР, осуществляющий выплату пенсии лицу, за которым осуществляется уход, то есть, где находится его пенсионное дело. Если заявления подаются в электронном виде, то в течение 5 рабочих дней следует принести необходимые документы. К их числу относится, например, трудовая книжка того лица, который будет осуществлять уход. Полный перечень документов можно найти на сайте ПФР в разделе «Жизненные ситуации». В этом случае самого пенсионера везти в клиентскую службу ПФР нет необходимости.