Штраф по 44-фз статья 30

4. В случае признания не состоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, заказчик вправе отменить указанное в части 3 настоящей статьи ограничение и осуществить закупки на общих основаниях. При этом такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Статья 30 . Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках

2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

2. Действие настоящей статьи распространяется на социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

3. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ, действующей с 01.07.2020)

8. В случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

Статья 30 Федерального закона № 44-ФЗ

1. Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) услуг по предоставлению кредитов;

5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Статья 30 ФЗ-44: закупка у субъектов малого предпринимательства

Федеральный закон о закупках под номером 44-ФЗ регламентирует порядок обеспечения государственных и муниципальных предприятий требуемыми товарами, работами или услугами. Одним из обязательных предписаний является участие субъектов малого предпринимательства. На его долю должно приходиться не менее 15% от общего объема закупок. Все вопросы, связанные с поставками от СМП, регулируются статьей 30 ФЗ 44.

Последние изменения, внесенные в статью 30

С момента публикации закона в 2013 году, статья 30 ФЗ 44 претерпела ряд изменений. Первые незначительные поправки были внесены уже в декабре 2013 и коснулись формулировки части 4.

Основные изменения были внесены 4 июня 2014. Они затронули следующие аспекты:

  • полностью изменилась редакция части 1 ст 30 44 ФЗ;
  • была добавлена часть 1.1, регулирующая те закупки у субъектов малого предпринимательства, которые не входят в расчет общего годового объема;
  • введена часть 1.2, регламентирующая включение поставок из части 1.1 в годовой отчет в качестве закупок, полученных от субъектов малого предпринимательства;
  • в части 4 была изменена редакция второго предложения;
  • введена часть 4.1, предписывающая, что порядок подготовки отчета, его форма и процедура определяются Правительством РФ;
  • в части 5 исключено второе предложение;
  • изменена редакция части 6;
  • введена часть 8, регулирующая указание в контракте дополнительных условий при введении ограничений на проведение закупки исключительно среди субъектов малого предпринимательства.
  • Последние поправки в данную статью были внесены 1 июля 2017. Они изменили в части 8 срок оплаты контракта с 30 дней до 15 с момента подписания документа о приемке.

    Краткое содержание ст 30 ФЗ 44 с последними изменениями можно рассмотреть по ее следующим предписаниям:

  • обязательство заказчика проводить закупку товаров, работ или услуг у субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не меньшем, чем 15% от годового объема поставок;
  • ограничение на отдельные виды закупок, которые не включаются в расчет общего годового объема;
  • возможность включать поставки из части 1.1 в объем закупок от субъектов малого предпринимательства;
  • порядок определения поставщика исключительно из числа субъектов малого предпринимательства, предписывается, что в этом случае соискателям необходимо декларировать свою принадлежность к данной категории юридических лиц;
  • по итогам прошедшего года до 1 апреля следующего составляется отчет, где выделяются все закупки, проведенные у субъектов малого предпринимательства;
  • возможность выдвигать требование к поставщику о дополнительном привлечении субъектов малого предпринимательства, соответствующие условия обозначаются в контракте с указанием объема поставок, который приходится на каждую из сторон;
  • форма и составление отчета, типовые условия контрактов и порядок информирования регламентируются Правительством РФ;
  • п 8 ст 30 ФЗ 44 указывает, что если определяются ограничения на закупку, указывающие на ее проведение исключительно среди субъектов малого предпринимательства, в контракт включается условие об обязательной оплате услуги в течение 15 дней с момента подписания акта приемки.

За невыполнение условий проведения закупки у субъектов малого предпринимательства или несоблюдение минимального объема на предприятие налагается взыскание. Полный перечень штрафов перечислен в статье 7.30 КоАП РФ.

Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках

Текст статьи 30 ФЗ 44 с последними изменениями можно скачать здесь. Приведенная редакция содержит последние поправки за июль 2017.

Скачать Федеральный закон “О контрактной системе закупок” под номером 44 можно по следующей ссылке. Документ представлен в актуальной редакции и подойдет как для ознакомления с отдельными вопросами в проведении закупок у субъектов малого предпринимательства, так и для углубленного изучения данной области законодательства.

Комментарии к статье 30 ФЗ 44 о госзакупках

Для наглядного и полного изучения документа следует обратиться к комментариям его положений. Основным аспектом, на который следует обратить внимание, является взаимосвязь статьи 30 ФЗ 44 о поставках от субъектов малого предпринимательства с иными законодательными актами.

Данный аспект важен при оптимизации и актуализации законодательной базы. Принятие нового акта влечет за собой внесение поправок в сопутствующие законы. Комментарии позволяют выявить таковые, а также те нюансы, которые возникают при многозначном толковании.

Двойная трактовка возникает и при рассмотрении отдельных положений. Комментарии экспертов позволяют исключить ее и определить единственно верную. На их основе впоследствии вносятся уточняющие поправки, постановления суда и иные акты, регламентирующие однозначность трактовки в осуществлении поставок от субъектов малого предпринимательства.

Скачать комментарий к статье 30 Федерального закона “О контрактной системе закупок” можно здесь.

Штрафы для поставщиков по 44-ФЗ за неисполнение контракта

    On 27.05.2020 0 Комментарии 44-ФЗ, ЕИС, Нарушения в закупках, СМП

    В соответствии с постановлением от 30 августа 2017 года № 1042, введены новые правила формирования штрафных санкций в госзакупках. Теперь размер штрафа указывается непосредственно в контракте. Посмотрим, сколько поставщик заплатит в том или ином случае при ненадлежащем исполнении своих обязательств.

    Штрафы: общий случай

    Штраф представляет собой фиксированную величину в процентах:

  • от цены контракта;
  • от цены отдельного этапа, если таковые зафиксированы в контракте.
  • Общий подход таков: чем дороже стоит контракт, тем меньше процент штрафа от его цены. Такая взаимозависимость установлена для того, чтобы поставщикам было по силам уплатить штраф, и чтобы его сумма была соразмерна с допущенным нарушением.

    Максимальный размер штрафа установлен для самых недорогих закупок стоимостью до 3 млн рублей и равен 10% от цены контракта. Минимальный штраф — 0,1% от стоимости — назначается при цене контракта более 10 млрд рублей. В следующей таблице представлены все ставки штрафа в зависимости от стоимости контракта.

    Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

    С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

    Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

    Таблица 1. Штрафы для поставщиков, применяемые в общем случае

    Цена контракта или этапа (в рублях) Размер штрафа (в % от цены контракта)
    Не более 3 млн 10
    От 3 млн до 50 млн 5
    От 50 млн до 100 млн 1
    От 100 млн до 500 млн 0,5
    От 500 млн до 1 млрд 0,4
    От 1 млрд до 2 млрд 0,3
    От 2 млрд до 5 млрд 0,25
    От 5 млрд до 10 млрд 0,2
    Более 10 млрд 0,1

    Надо отметить, что такая градация штрафов введена неспроста. В последнее время появляется все больше дорогих контрактов, стоимость которых оценивается миллиардами рублей. Они чаще всего заключаются в рамках целевых программ и приоритетных направлений экономического развития. Приведенная выше линейка штрафов позволяет:

  • защитить интересы заказчика в случае, когда поставщик не выполняет контракт или делает это ненадлежащим образом;
  • создать условия для того, чтобы штраф не привел к несостоятельности поставщика, допустившего нарушение при исполнении госконтракта.
  • Штрафы при проведении специальных закупок

    Отдельная линейка штрафов предусмотрена для контрактов, которые заключены после проведения специальных закупок. Подразумеваются закупки, объявленные для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Эта категория исполнителей госконтрактов поддерживается государством, что в том числе проявляется и через уменьшенные размера штрафов. Принцип сохраняется тот же — чем выше цена, тем меньше процент штрафа.

    Как и в обычных закупках, процент штрафа устанавливается от цены контракта или отдельного этапа. Однако ценовых коридоров выделено гораздо меньше. Ознакомиться со штрафами для данной категории поставщиков можно в следующей таблице.

    Таблица 2. Штрафы для спецзакупок (СМП и СОНО)

    Цена контракта или этапа (в рублях) Размер штрафа (в % от цены контракта)
    Не более 3 млн 3
    От 3 млн до 10 млн 2
    От 10 млн до 20 млн 1

    При цене контракта свыше 20 млн рублей специальные закупки для СМП и СОНО не проводятся, соответственно, штрафы для этих категорий поставщиков в заданном ценовом сегменте не предусмотрены.

    Примеры расчета штрафов

    Допустим, заключен контракт стоимость 9 млн рублей. Рассмотрим случаи, когда проводится обычная закупка и процедура для СМП и СОНО:

    1. При проведении обычной закупки этой цене соответствует размер штрафа 5%. Штрафа для поставщика составит: 9 000 000 х 5 / 100 = 450 000 рублей.
    2. Если же закупка объявлена для СМП и СОНО, то штраф исчисляется по ставке 2%. Поставщик заплатит: 9 000 000 х 2 / 100 = 180 000 рублей.
    3. Обратите внимание! Второй расчет будет верен лишь в том случае, если закупка проводится специально для малого бизнеса и некоммерческих организаций, то есть на основании пункта 1 части 1 статьи 30 закона 44-ФЗ. Если объявлена обычная закупка, но победителем в ней стал субъект СМП или СОНО, штраф следует рассчитывать по ставке, предусмотренной для общего случая.

      Применительно к нашему примеру сказанное выше означает следующее: если закупка проводилась для всех, но победил в ней субъект малого бизнеса, в контракте будет прописан максимальный штраф в сумме 450 тыс. рублей.

      Административная ответственность за нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства

      Рубрика: 5. Административное право

      Дата публикации: 02.10.2017

      Статья просмотрена: 3019 раз

      Библиографическое описание:

      Кровикова М. А. Административная ответственность за нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. ? С. 17-21. ? URL https://moluch.ru/conf/law/archive/281/12891/ (дата обращения: 14.11.2020).

      В статье рассмотрены вопросы административной ответственности за нарушение порядка участия субъектов малого предпринимательства в процедурах осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

      Ключевые слова: административная ответственность, субъекты малого предпринимательства, закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд

      Одним из правовых механизмов поддержки субъектов малого предпринимательства является предоставление им преференций в рамках контрактной системы Российской Федерации. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон 44-ФЗ), изменивший ранее действовавшее правовое регулирование, поскольку Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» утратил силу. Новое правовое регулирование затронуло различные аспекты реализации механизма государственных закупок, в том числе специфику участия субъектов малого предпринимательства.

      Согласно ст. 30 Закона 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — СМП, СОНКО) в объеме не менее 15 % совокупного годового объема.

      При этом, как отмечено в разъяснении Министерства экономического развития РФ [ 7] из системного понимания положений ст.27 Закона 44-ФЗ следует, что преимущества предоставляются СМП, СОНКО в целом, а не раздельно для каждого вида; таким образом, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть одновременно СМП, СОНКО и размер является совокупной величиной объема закупок, осуществляемых СМП и СОНКО.

      Неисполнение заказчиком обязательства по осуществлению закупок у СМП, СОНКО влечет административную ответственность. Если заказчик в течение года не осуществил необходимый объём закупок товаров, работ, услуг у СМП, согласно п. 11 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) на должностное лицо налагается штраф в размере 50 тыс.рублей.

      Необходимо отметить, что при расчете объема участия СМП, СОНКО в размере 15 % от совокупного годового объема, в расчет не входят несостоявшиеся закупки, а также не включаются следующие закупки: для обеспечения обороны страны и безопасности государства; услуг по предоставлению кредитов; у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя); работа в области использования атомной энергии; при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

      В соответствии с ч.4 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, заказчик обязан подтверждать осуществление закупок у СМП и СОНКО вышеуказанного объема, путём размещения в единой информационной сети (ЕИС) отчета по форме, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2015 № 238 [3]. Следует обратить внимание, что законодательством о контрактной системе не установлен запрет на внесение изменений в отчет, в связи с чем заказчики вправе внести изменения в свой отчет и повторно разместить его в ЕИС.

      Нарушение предусмотренных требований влечет административную ответственность. Так, за неразмещение заказчиком в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, влечет (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ) предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тыс. руб.; на юридических лиц — 500 тыс. руб. За размещение заказчиком в ЕИС информации и документов с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (ч. 14 ст. 7.30 КоАП РФ) предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лица размере 15 тыс. руб.; на юридических лиц — 50 тыс. рублей

      Заказчик может привлечь СМП и СОНКО двумя способами. Во-первых, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только СМП, СОНКО. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн. рублей. Второй способ заключается в проведении торгов, в извещении которых установлено требование к подрядчику, не являющемуся СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО.

      Важно учитывать, что Закон 44-ФЗ не запрещает осуществлять закупки у СМП и СОНКО как у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), но такие закупки заказчик не сможет учесть в объёме закупок у СМП и СОНО (ч. 1.1 ст. 30 Закона 44-ФЗ).

      В первом случае осуществление закупок у СМП и СОНКО является обособленной процедурой — ее участниками являются исключительно субъектами малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации и в извещениях о проведении закупок устанавливается соответствующее ограничение.

      Участники закупки декларируют свою принадлежность к СМП и СОНКО в заявках на участие в закупке (ч. 3 ст. 30 Закона 44-ФЗ). Для этого в составе заявки на участие в закупке представляется отдельный документ (декларация), из содержания которого следует, что участник относится к СМП или СОНКО (пп. и) п. 1 ч. 2 ст. 51, п. 7 ч. 5 ст. 66, п. 5 ч. 3 ст. 73 Закона 44-ФЗ). Следует обратить внимание, что форма декларации о принадлежности участника закупки к СМП или СОНКО законодательством не установлена.

      По этому вопросу Минэкономразвития России совместно с ФАС России высказана позиция: «документом, подтверждающим право участника открытого конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 Закона № 44-ФЗ, является декларация. Необходимость представления иных документов, подтверждающих статус такого участника как субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, Законом № 44-ФЗ не предусмотрено» [ 6].

      Однако следует учитывать, что частью 1 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон 209-ФЗ) предусмотрено, что сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

      В соответствии с частью 9 статьи 4.1 Закона 209-ФЗ сведения, содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, 10-го числа каждого месяца размещаются в сети «Интернет» на официальном сайте Федеральной налоговой службы России (далее — ФНС России) и являются общедоступными в течение пяти календарных лет, следующих за годом размещения таких сведений в сети «Интернет» на официальном сайте ФНС России (https://rmsp.nalog.ru).

      Первое размещение сведений, содержащихся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте ФНС России, было осуществлено 1 августа 2016 года, на основании сведений от субъекта малого и среднего предпринимательства по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.

      Исходя из вышеуказанных положений пунктов 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ, Реестр сформирован на основе сведений за предшествующий календарный год (2015 год).

      При этом нормы Закона № 44-ФЗ в части порядка подтверждения участником своей принадлежности к СМП не изменились. Следовательно, наличие сведений об участнике закупки в таком реестре не освобождает его от обязанности представлять декларацию о принадлежности к СМП. Сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства размещаются на официальном сайте Федеральной налоговой службы РФ и являются общедоступными. Таким образом, у заказчиков появится дополнительная возможность проверить принадлежность участника закупки к СМП.

      Например, если субъект малого предпринимательства к заявке предоставит данные, подтверждающие среднесписочную численность работников за предшествующий календарный год до ста человек и доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, за предшествующий календарный год не более 800 млн. руб., а в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведений о данной организации будут отсутствовать, Заказчик может признать заявку недействительной и отклонить, ссылаясь на ч.6 ст. 69 Закона 44-ФЗ (наличие недостоверной информации в заявке об участнике торгов, в том числе декларации о принадлежности участника СМП и СОНКО). Данной позиции придерживается Омское УФАС России по жалобе ООО «Каскад-ФТО» (Решение Омского УФАС России от 19 сентября 2016 г. № 03–10.1/233–2016).

      Согласно ч. 3 ст. 53, п. 1 ч. 6 ст. 69, ч. 7 ст. 78, ч. 10 ст. 83 Закона 44-ФЗ заявки, не содержащие декларации о принадлежности участника к СМП и СОНКО подлежат отклонению как несоответствующие требованиям документации о закупке.

      В письме Минэкономразвития РФ от 17.09.2015 г. № Д28и-2788 [ 8] выражена следующая позиция: если заказчик в документации о закупке устанавливает преимущество одновременно для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, участник запроса котировок в своей заявке указывает о принадлежности к указанным организациям, не конкретизируя к субъектам малого предпринимательства или к социально ориентированным некоммерческим организациям, заявка такого участника запроса котировок не отклоняется.

      Необходимо также учитывать, что за незаконный отказ в допуске к участию в закупке (запросе), а равно за принятие заявки, которая должна быть отклонена, предусмотрена административная ответственность в виде наложения на должностных лиц штрафа: при закупке путем проведения конкурса, аукциона в размере 1 % НМЦК, но не менее 5 тыс. руб. и не более 30 тыс. руб. (ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ); при запросе (запрос котировок, запрос предложений), в размере 5 % НМЦК, но не более 30 тыс. руб.(ч. 6 ст. 7.30 КоАП РФ).

      В части обеспечения заявки на участие в конкурентных процедурах государственного заказа для малого бизнеса предоставлены преференции в виде установленного максимального размера обеспечения заявок на участие в размере от 0,5 % до 2 % начальной (максимальной) цены контракта (п. 15 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).

      В части оплаты по контракту у СМП и СОНКО также имеются преимущества — оплата производится не более чем в течение 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (ч.8 ст. 30 Закона 44-ФЗ). На сегодняшний день административной ответственности за нарушение срока и порядка оплаты в КоАП РФ не предусмотрено.

      Согласно Постановлению Правительства РФ от 11.03.2016 № 182 при проведении в 2016 г. конкурсов, аукционов, запросов предложений, участниками которых являются только СМП и СОНКО, заказчики были вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, при условии, что контрактом не предусмотрена выплата аванса. Если же контракт предусматривает выплату аванса, заказчик обязан установить требование об обеспечении исполнения контракта [ 4]. Следует обратить внимание, что в 2017 году такая возможность не предусмотрена.

      Вторым способом участия субъектов малого предпринимательства в госзакупках является привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков/ соисполнителей из числа СМП и СОНКО.

      Как следует из ч. 5 ст. 30 Закона 44-ФЗ заказчик имеет право установить в извещении требование к поставщику, не являющемуся СМП и СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО.

      При этом необходимо учитывать, что данные требования о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО устанавливаются не к участникам закупок, а к подрядчикам (исполнителям).

      Так, при рассмотрении жалобы по делу № К-1798/14 от 05.12.2014 в проекте государственного контракта документации было установлено: «подрядчик обязан привлечь к исполнению настоящего контракта субподрядчиков, являющихся СМП, СОНКО в объеме 30 % от цены контракта с пропорциональной разбивкой по годам исполнения в соответствии с годовыми лимитами бюджетных обязательств». Однако указанное требование не было установлено в извещении о проведении конкурса, что нарушает ч. 5 ст. 30 Закона 44-ФЗ. Согласно ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ за нарушение требований к содержанию документации и извещения о закупке предусмотрена административная ответственность в виде наложения на должностных лиц административного штрафа в размере 3 тыс. руб.

      Согласно ч. 6 ст. 30 Закона 44-ФЗ условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНКО в случае, предусмотренном ч. 5 ст. 30 Закона 44-ФЗ, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.

      Таким образом, в законодательстве установлено достаточно детальное правовое регулирование вопросов участия субъектов малого предпринимательства в государственных закупках. Однако имеются примеры нарушения регулятивных норм в данной сфере. Так, в практике ФАС имеются примеры проектов контрактов, которые не содержат конкретного значения объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства. Например, в проекте контракта установлено: «Обеспечить привлечение к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций — не менее 5 % от цены контракта» (решение ФАС России № К-1948/14 от 26.12.2014). В другом случае в проекте государственного контракта установлено, что подрядчик, не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, обязуется привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО. При этом объем работ, к выполнению которых будут привлечены такие субподрядчики, соисполнители, должен составлять не менее 15 % от цены контракта (решение ФАС России по делу № К-200/15 от 19.03.2015). В проекте контракта говорится следующее: «Исполнитель обязан привлечь к выполнению работ субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее 20 % от цены контракта» (решение ФАС России по делу № К-228/15 от 26.03.2015). В решении ФАС России по делу № К-10/15 от 15.01.2015 указано положение «Подрядчик обязан привлечь в качестве субподрядчиков субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций на сумму не менее 30 % стоимости контракта».

      Анализ решений ФАС России показал, что имеются нарушения заказчиками ч. 6 ст. 30 Закона 44-ФЗ, что предусматривает административную ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 3 тыс. рублей.

      В целях осуществления контроля привлечения к участию субъектов малого предпринимательства ч. 2 ст. 101 Закона 44-ФЗ предусмотрен единственный частный случай осуществления заказчиком контроля в сфере закупок — заказчик обязан осуществлять контроль за привлечением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНКО. Но в Законе № 44-ФЗ отсутствуют нормы, обязывающие подрядчиков предъявлять заказчику документы, подтверждающие факт привлечения к исполнению контракта СМП, СОНКО, что не позволяет осуществлять контроль за исполнением обязанностей в полной мере.

      Как отмечено в письме Минэкономразвития России от 08.11.2013 № Д28и-2183, документами, которыми возможно подтвердить привлечение исполнителем контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО, могут быть копии договоров, актов выполненных работ, платежных поручений и прочее [ 7], но разъяснений по поводу порядка предоставления документов подрядчиками для подтверждения заказчику исполненных обязательств в письме не дано.

      Однако в целях совершенствования механизма поддержки СМП и СОНКО в контрактной системе Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466 [ 5] разработаны и утверждены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО.

      Подводя итоги, следует отметить, что СМП и СОНКО занимают особое положение в сфере закупок, которое выражается в том, что заказчики обязаны осуществлять закупки у таких организаций.

      Для исполнения этой обязанности заказчику, в первую очередь, необходимо правильно рассчитать объём закупок, которые он должен осуществить у СМП и СОНКО и запланировать такие закупки. Не менее важно правильно составить извещение и документацию о закупке с учётом участия в ней СМП и СОНКО, особенно в части предоставления преимуществ и установления ограничений. Только соблюдение всех требований к осуществлению закупок у СМП и СОНКО позволит заказчику не только удовлетворить потребность в товарах, работах и услугах, но и исполнить обязанность по закупкам у СМП и СОНКО в необходимом объёме.

    4. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 08 апреля 2013.№ 14. ст.1652
    5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // СЗ РФ. 07 января 2002. N 1, (часть I), ст.1
    6. Постановление Правительства РФ от 17.03.2015 № 238 «О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменения в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования» // СЗ РФ. 23 марта 2015. № 12. ст. 1766.
    7. Постановление Правительства РФ от 11 марта 2016 г. № 182 «О случаях и об условиях, при которых в 2016 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта» // СЗ РФ. 28 марта 2016 г. № 13. ст. 1822.
    8. Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2016 г. № 1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций» // СЗ РФ. 2 января 2017 г. № 1. ст. 196.
    9. Письмо Министерства экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службы РФ от 04 апреля 2014 г. № 7158-ЕЕ/Д28/АЦ/13590/14 «О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» к отношениям, связанным с осуществлением закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций» // Официально не опубликовано. Содержится в информационно-правовой системе «Гарант».
    10. Письмо Министерства экономического развития РФ от 08 ноября 2013 г. № Д28и-2183 «О разъяснении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Официально не опубликовано. Содержится в информационно-правовой системе «Гарант».
    11. Письмо Министерства экономического развития от 17 сентября 2015 № Д28и-2788 «О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Официально не опубликовано. Содержится в информационно-правовой системе «Гарант».

    Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках

    Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках

    1.1. При определении объема закупок, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:

    3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с пунктами 25 — 25.3 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи;

    4) работ в области использования атомной энергии;

    1.2. Заказчики вправе осуществлять закупки, указанные в пунктах 1, 4 и 5 части 1.1 настоящей статьи, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. При этом объем таких закупок учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи.

    2. Действие настоящей статьи распространяется на социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

    4. В случае признания не состоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок, окончательных предложений не подано ни одной заявки, ни одного окончательного предложения или все заявки, окончательные предложения были отклонены в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, заказчик вправе отменить указанное в части 3 настоящей статьи ограничение и осуществить закупки на общих основаниях. При этом такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Закупки, которые осуществлены на основании пунктов 25 — 25.3 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи, учитываются в объеме закупок, которые заказчики осуществили у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями.

    4.1. Порядок подготовки отчета, указанного в части 4 настоящей статьи, его размещения в единой информационной системе, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.

    5. Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

    6. Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

    7. Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

    8. В случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

    Судебная практика и законодательство — 44-ФЗ о госзакупках. Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках

    Положениями части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок путем: 1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей; 2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи, в соответствии с которой заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

    В силу части 3 статьи 30 Закона N 44-ФЗ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

    В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

    з) соблюдения требований, касающихся участия в закупках субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (часть 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения федеральных и муниципальных нужд»);

    1. Настоящие Правила устанавливают порядок подготовки, составления и размещения отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в единой информационной системе в сфере закупок (далее соответственно — единая информационная система, отчет), содержащего информацию, предусмотренную частью 4 статьи 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон).

    В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в том числе путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (далее — специальные закупки).

    В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики, за исключением случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства, закупок Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями услуг по предоставлению кредитов, закупок товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях», и закупок работ в области использования атомной энергии, обязаны осуществлять с учетом положений части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком.

    13.2. Законом предусмотрена обязанность государственных (муниципальных) заказчиков осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком (за исключением случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства и закупок работ в области использования атомной энергии) (статья 30 Закона). При этом в соответствии с частью 3 статьи 112 Закона в 2014 году расчет совокупного годового объема закупок, предусмотренного частью 1 статьи 30 Закона, производится заказчиками без использования планов-графиков.

    Читайте так же:  Ндс регрессивный налог