Проблемы гражданство россии

«Российское гражданство: опыт и проблемы» (Авакьян С.А., «Законодательство», 1997, N 5)

Российское гражданство: опыт и проблемы

В Российской Федерации вопросы гражданства в последние годы привлекают особое внимание. После распада СССР собственное гражданство РФ, существовавшее ранее чисто символически, превратилось в одну из важных характеристик суверенного государства. Миллионы россиян для всего мира теперь стали гражданами РФ как субъекта международного права.

Но если для одних граждан бывшего Союза (хотя и составляющих большинство) переход в новое качество произошел автоматически, то перед другими встали серьезные проблемы. Сотням тысяч пришлось оформлять российское гражданство, а то и менять место жительства и переезжать в Россию. К сожалению, положение тех, кто остался за пределами РФ, часто осложнено. Некоторые вынуждены даже отказываться от российского гражданства.

Проблемы гражданства возникают и вследствие миграции. С одной стороны, россияне любят путешествовать, многие на продолжительные сроки поселяются в иных государствах, находят там применение своим способностям, частыми стали браки с иностранцами. С другой стороны, к нам прибывают из-за рубежа на жительство или на работу как граждане РФ, так и граждане других стран, многие из которых желают здесь укорениться. С февраля 1992 г. до начала 1997 г., по официальным данным, более 1,5 млн. человек оформили гражданство РФ. Из них 900 тыс. — за рубежом, в том числе 100 тыс. в дальнем зарубежье, остальные на территории бывшего СССР. Приток людей в Россию усилился по разным причинам: из-за трудного экономического положения во многих странах СНГ, неустроенности, национальных конфликтов, откровенно недоброжелательного в некоторых странах отношения к русским. Хотя и здесь их не ждут с распростертыми объятиями по причине тех же материальных проблем.

Для нас перестали быть отвлеченными такие понятия, как вынужденные переселенцы, беженцы, иностранные рабочие, иммиграционный контроль и т.п. По сведениям Федеральной миграционной службы, в РФ официально зарегистрировано 640 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев, а незарегистрированных еще полмиллиона. Пресса утверждает, что последних на самом деле около 3,5 млн.

Появилась проблема российских соотечественников — так стали называть тех россиян, которые проживают за границей.

Как видим, есть немало поводов интересоваться тем, что представляет собой российское гражданство, как его приобрести, как соотносится гражданство с другими, смежными понятиями и т.д. Попытаемся дать ответы на основные вопросы.

Находящиеся на территории РФ физические лица могут относиться к одной из следующих категорий:

— российские граждане — ими являются те лица, которые имеют документальное подтверждение их принадлежности к гражданству РФ;

— иностранные граждане (иностранцы) — лица, обладающие документами о принадлежности к другому государству (как будет указано далее, российским гражданам разрешено иметь также и гражданство другого государства (двойное гражданство); однако это не делает россиянина иностранцем — с конституционно-правовой точки зрения он является гражданином РФ);

— лица без гражданства — это лица, не имеющие документов о принадлежности ни к российскому гражданству, ни к гражданству иностранных государств.

Исходные начала, посвященные гражданству, помещены в гл. I Конституции РФ. В соответствии с ними гражданство можно рассматривать как одну из характеристик или предпосылок не только статуса личности в стране, но и нашего конституционного строя в целом. Согласно ст. 6 Основного закона:

«1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его».

Кроме того, в ч.1 и 2 ст. 62 Конституции закреплена возможность двойного гражданства для гражданина РФ:

«1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Основными специальными правовыми источниками по вопросам гражданства являются:

а) Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. («Российская газета». 1992. 6 февр.) с изменениями и дополнениями от 17 июня 1993 г. и 18 января 1995 г.;

б) Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 10 апреля 1992 г., в редакции Указа Президента РФ от 27 декабря 1993 г. (далее — Положение 1993 г.);

в) Указ Президента РФ от 24 октября 1994 г. «О некоторых вопросах реализации Закона Российской Федерации О гражданстве Российской Федерации».

Устоялось в теории конституционного права и нашло отражение в преамбуле Закона о гражданстве следующее определение гражданства: это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Гражданство есть устойчивая связь лица и государства. Это означает, что гражданство существует постоянно, независимо от воздействия внешних и факторов. В дополнение к этому общему положению Закон о гражданстве оговаривает отдельные случаи:

а) предусмотрено сохранение гражданства РФ за лицами, проживающими за пределами РФ, — ни само по себе проживание, ни его длительность не прекращают гражданства РФ;

б) заключение или расторжение брака гражданина РФ с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, не влечет за собой изменения гражданства;

в) изменение гражданства одного из супругов не влечет изменения гражданства другого супруга;

г) расторжение брака не влечет изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей.

Обладание гражданством (подданством) соответствующего государства является естественным для человека состоянием. Отсутствие какого-либо гражданства (подданства), т.е. состояние без гражданства — скорее исключение, чем правило. Отношение к этой проблеме многих государств выражены в международной Конвенции о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. Она исходит из того, что вопросы предоставления гражданства решаются государствами прежде всего с учетом интересов индивидов. Поскольку гражданство предоставляется либо в силу закона, либо по ходатайству заинтересованных лиц перед властями, интересы самого государства также учитываются. Россия следует общемировой тенденции: в ст. 7 Закона о гражданстве предусмотрено, что РФ поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства.

Поскольку подавляющее большинство людей в мире — граждане (подданные) того или иного государства, закономерен вопрос: не следует ли говорить о том, что любой человек в России обладает правом на гражданство? Особенно если вспомнить, что во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., сказано:

«1. Каждый человек имеет право на гражданство.

2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство».

Ведь если человек имеет гражданство, тем самым его право реализовано. Если он не имеет гражданства (в данном случае российского), то может его получить по своему ходатайству. Наконец, если лицо не хочет оставаться в гражданстве, оно имеет право его прекратить. Соответственно этой логике в российском Законе о гражданстве появилась запись: в РФ «каждый человек имеет право на гражданство» (ст. 1). Это право трактовалось именно как возможность иметь гражданство, приобретать его либо, наконец, выйти из гражданства. Эта идея была реализована и в Конституции РФ при внесении в нее изменений в апреле 1992 г.: в ст. 36 было записано, что каждый имеет право на приобретение и прекращение гражданства РФ в соответствии с законом РФ.

Не отрицая гуманистических моментов, заложенных в приведенных международно-правовых и конституционно-правовых формулировках, нельзя не видеть, что приобретение и утрата российского гражданства в соответствии с ними зависит лишь от выбора индивидуума. И тем самым невольно принижается роль другой стороны, вступающей в данные отношения, — Российского государства (если подано заявление, его надо удовлетворять и предоставлять гражданство).

На самом же деле речь идет о притязании на российское гражданство, которое (притязание) рассматривается и разрешается с максимальной благожелательностью. Однако есть немало поводов, чтобы отказать заявителю, они перечислены в Законе, что подтверждает правильность нашего вывода.

Следовательно, можно говорить о нескольких видах обеспечения гражданства: право на внимательное рассмотрение ходатайства о предоставлении российского гражданства; право на пребывание в российском гражданстве; право на изменение гражданства. Вероятно, с учетом сказанного новая Конституция РФ не использует понятий «право на гражданство», «право на приобретение и прекращение гражданства», а говорит о том, что оно приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом и что гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства и права изменить его.

Правило о том, что гражданина РФ нельзя лишить гражданства, было введено Законом от 28 ноября 1991 г. впервые в отечественной истории. Акты РСФСР о гражданстве 1918-1921 годов, положения о гражданстве СССР 1924, 1930, 1931 годов, законы СССР о гражданстве СССР 1938, 1978, 1990 годов предусматривали такую возможность — кстати, нередко встречающуюся и в законодательстве многих зарубежных государств. Документы 20-х годов связывали лишение гражданства главным образом с контрреволюционными выступлениями против советской власти. Закон 1938 г. не назвал вообще никаких оснований лишения гражданства СССР, указав только, что оно возможно по приговору суда в случаях, предусмотренных законом, или в силу особого в каждом случае Указа Президиума Верховного Совета СССР (ст. 7). Закон 1978 г. определил, что лишить гражданства СССР можно в исключительном случае по решению Президиума Верховного Совета СССР, если лицо совершило действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР (ст. 18). Такая формулировка, даже если отнестись с пониманием к праву государства защищать свои интересы, давала простор усмотрению компетентных органов и должностных лиц в оценке поведения граждан.

Последний союзный Закон о гражданстве СССР от 23 мая 1990 г. существенно смягчил формулировки. Он указал, что лишение гражданства СССР возможно в отношении лица, проживающего за границей; иначе говоря, лишение гражданства с одновременным выдворением из СССР исключалось. Закон также снял указания на то, что основанием для такого акта должны быть действия, «порочащие высокое звание гражданина СССР»; не включил упоминание о «престиже» СССР; уточнил, что лишаемое гражданства лицо совершило действия, наносящие «существенный» ущерб «государственным интересам» или государственной безопасности СССР (ст. 23).

Вероятно, чтобы избежать возможных проявлений субъективизма и тем более произвола, законодательство РФ подчеркивает, что ни при каких условиях нельзя прибегать к такой крайней мере, как лишение человека Родины. Теперь это положение стало конституционным.

Однако некоторые вопросы не решены. В частности, как быть, если россиянин поступит на службу в армию иностранного государства, в органы полиции, юстиции, безопасности? Некоторые страны, причем и такие, на которые мы привыкли оглядываться, допускают в таких случаях лишение гражданства.

Единство и равенство гражданства и федерализм

Гражданство в РФ является «единым» и «равным» (ст. 6 Конституции РФ 1993 г.). Единство и равенство гражданства следует понимать в том плане, что все лица, имеющие гражданство РФ, имеют одинаковый конституционно-правовой статус, обладают в равной мере правами, свободами, несут обязанности, вытекающие из российского законодательства.

В вопросах гражданства не имеет значения «стаж», т. е. исключено установление льгот и преимуществ, обусловленных длительностью (пожизненностью) состояния в российском гражданстве. Становясь российским гражданином, человек с первого дня имеет такой же объем прав и обязанностей, как и другие граждане РФ.

Некоторые отклонения возможны лишь в экстраординарных ситуациях, но и тогда гражданство является «скрытым» фактором. Например, согласно ст. 81 Конституции РФ Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Речь идет не о том, что человек должен не менее 10 лет состоять в российском гражданстве, чтобы претендовать на президентский пост. Конституция говорит о другом: имеющий гражданство РФ должен проживать на нашей территории не менее 10 лет. Конечно, 10-летний стаж пребывания в гражданстве РФ и проживания в РФ могут совпадать. Однако если человек является гражданином РФ даже по рождению, но проживает в другой стране, он не вправе претендовать на пост президента, пока не приедет на Родину и не проведет на ее территории в общей сложности более 10 лет. С официальной точки зрения гражданство здесь ни при чем.

Категория «единства» применительно к гражданству ставит вопросы, обусловленные федеративным характером нашего государства. В него входит 21 республика в качестве субъектов РФ. В Конституции РФ республика характеризуется как государство (ст. 5). А государство имеет гражданство. Согласно ст. 2 Закона от 28 ноября 1991 г. граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в составе РФ, являются одновременно гражданами этой республики. Можно сказать и наоборот: каждый гражданин данной республики является одновременно и гражданином РФ, на него в полной мере распространяется принцип равенства гражданства.

Согласно п. «в» ст. 71 Конституции РФ в ведении РФ находится «гражданство в Российской Федерации». Понимать эти слова можно лишь так: Россия, во-первых, регулирует свое, т. е. федеративное гражданство, во-вторых, устанавливает общие правила относительно гражданства, обязательные для субъектов РФ.

Республики могут принимать и уже принимают свои нормативные акты по вопросам гражданства. И следует четко определиться с рядом ситуаций, чтобы избежать коллизии этих актов с федеральным законодательством.

Например, возможно ли, чтобы республика самостоятельно предоставляла своего гражданство иностранцу или лицу без гражданства? Если гражданин республики автоматически является гражданином РФ, выходит, что при положительном решении можно получить российское гражданство, минуя компетентные федеральные власти. А этого быть не должно.

Следует определиться и с некоторыми вопросами относительно выхода из гражданства. Ясно то, что прекращение гражданства РФ есть одновременно и прекращение гражданства республики в составе РФ — об этом сказано в ст. 22 Закона о гражданстве. Но выход из гражданства данной республики не есть обязательно и выход из гражданства РФ. Поэтому для оформления выхода из гражданства РФ надо обращаться в федеральные органы. Выход же из гражданства республики — при сохранении гражданства РФ — полностью относится к ее компетенции.

Следует полностью исключить всякие попытки регулирования федеральными органами вопросов гражданства в республиках на почве исключительно национальной принадлежности человека, категорий титульной нации, коренного населения и т. п.

РФ предусматривает определенные сроки проживания на ее территории как условие приобретения гражданства. В общей сложности такой срок не превышает 5 лет. Думается, этого правила вполне достаточно и для того человека, который поселился на территории любой республики. Однако некоторые из них устанавливают более длительный период проживания для приобретения гражданства данной республики. Например, Закон о гражданстве Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 1992 г. определил, что гражданство этой республики получает лицо, которое постоянно проживает на ее территории не менее 10 лет. В Законе о гражданстве Кабардино-Балкарской Республики от 13 мая 1992 г. говорится, что условием приема в гражданство КБР является постоянное проживание на территории КБР всего десять лет или пять лет непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством, за исключением соотечественников, проживающих за рубежом (последние восстанавливаются в гражданстве КБР в порядке регистрации и сроки здесь не имеют значения).

Некоторые ученые и практики высказывают более радикальное предложение — вообще отказаться от категории «гражданство республики» иметь только одно, российское гражданство. Однако это предложение сегодня трудно реализовать. Во-первых, большинство республик в составе РФ очень болезненно относится к этой идее. Во-вторых, в научном плане также нелегко доказать, что можно быть государством и при этом не иметь гражданства.

Российская Конституция (ст. 62) и Закон РФ о гражданстве (ст. 3) допускают двойное гражданство. Суть двойного гражданства заключается в праве граждан России иметь и гражданство другого государства в соответствии с федеральным законом РФ или ее международным договором. Казалось бы, должно быть возможно и обратное: двойное гражданство означает и для иностранца возможность приобретения, в качестве второго, гражданства России. Однако, как это ни парадоксально, в российском Законе о гражданстве сначала было записано прямо противоположное: приобретение гражданства РФ иностранным гражданином «допускается при условии его отказа от прежнего гражданства, если иное не предусмотрено международным договором» РФ (ч. 1 ст. 3). То есть предполагалось, что будут договоры с другими странами, прежде всего бывшими республиками в составе СССР, об использовании статуса двойного гражданства, в остальном же предоставление российского гражданства предполагает отказ от иностранного. Однако республики не пошли на заключение подобных соглашений. И тогда формулировка, приведенная выше, в 1993 г. была заменена. Теперь Закон гласит, что за лицом, состоящим в гражданстве РФ, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ (ч. 1 ст. 3). Тем самым стало возможным приобретение российского гражданства с сохранением гражданства другого государства, но на условиях межгосударственного соглашения.

Читайте так же:  Длительное пребывание в долгах

Правда, это отнюдь не означало решение проблемы двойного гражданства. Только Туркменистан и Таджикистан пошли на подписание соглашений с РФ, предусматривающих двойное гражданство. Стремясь предотвратить выезд русских из республики и способствовать нормализации межнациональных отношений, о своей поддержке двойного гражданства объявил Президент Кыргызстана.

И все-таки в большинстве республик двойное гражданство отрицают, а приобретших российское гражданство считают не сохраняющими одновременно местное гражданство, т. е. не собственными гражданами, а иностранцами.

Таким образом, сохранение института двойного гражданства и даже возведение его на конституционный уровень вызвано отнюдь не проблемами россиян, живущих в России. Закрепление двойного гражданства, тем более в Конституции, стало не просто правовым решением, а скорее вопросом внешней политики России. Ведь за ее пределами оказалось около 25 млн. русских, из них, по округленным данным, 11,5 млн. — на Украине, 6,3 млн. — в Казахстане, около 3 млн. — в Закавказье и Средней Азии, около 1,4 млн. в Прибалтике.

Введение категории двойного гражданства в российское законодательство отнюдь не равнозначно внедрению «пятой колонны», т.е. оно не является олицетворением «русского присутствия» в бывших союзных республиках, а гарантией связи русских с Россией, одной из предпосылок их стабильного положения в соответствующих государствах. Двойное гражданство может быть выгодно и для самих государств, где живут русские: Россия заинтересована в тесных экономических связях с этими государствами. Выиграют от этого все их граждане.

Как и в других странах, двойное гражданство не будет освобождать от выполнения обязанностей перед данным государством.

Однако, по большому счету, выигрыш от введения двойного гражданства оказался для России минимальным, а проблем появилось немало. Поэтому многие ученые и практики выступают за его отмену. В самом деле, какому государству служит соответствующий гражданин? До недавнего времени противники двойного гражданства задавали абстрактный вопрос: что делать, если Президентом РФ вдруг станет человек с двойным гражданством — например, российско-украинским? Как он будет решать проблемы Черноморского флота? Реальная жизнь предложила не менее интересный пример заместителем секретаря Совета Безопасности РФ стал россиянин с израильским гражданством. Общественность была шокирована. Не будем забывать, что каждое государство требует от своих граждан верности себе и защиты своего, а не «чужого» Отечества.

Действующее российское законодательство не содержит каких-либо ограничений при избрании президента РФ или президентов республик в составе РФ, губернаторов, депутатов, при занятии должностей на государственной службе для лиц с двойным гражданством. Во всех случаях решающим фактором является то, что первичным для человека является гражданство РФ. И если Федеральный закон о госслужбе предусматривает, что государственными служащими могут быть лишь граждане РФ, то никаких запретов для лиц с двойным гражданством он не содержит.

Скорее всего, речь идет в данном случае не о предельном демократизме нашего законодательства, а о недоработке — не предусмотрели, что такое возможно. Сейчас в Государственной Думе родился проект закона, запрещающего лицам с двойным гражданством работать в Совете Безопасности РФ. Но очевидно, что потребуется общее принципиальное решение данной проблемы.

Обратим внимание еще на одно обстоятельство в связи с введением двойного гражданства. Главной целью было предоставить возможность русским в других республиках бывшего СССР получить гражданство России. Однако вскоре начался параллельный процесс получения российского гражданства как второго выходцами из этих республик. Напомним, их диаспора в РФ огромна — около 10 млн. человек. Кроме того, уже стал очевидным массовый приток в РФ не только русских, но и представителей титульных наций соседних республик, которые из-за плохих условий жизни мигрируют (или эмигрируют!) в Россию. По логике двойного гражданства они могут приобрести российское гражданство, сохраняя свое прежнее. В соглашениях, заключенных с Туркменистаном и Таджикистаном, это специально отмечено. В соглашении 1995 г. между РФ и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства сказано: «Каждая из сторон признает за своими гражданами право приобрести, не утрачивая ее гражданства, гражданство другой стороны» (ст. 1). Приобретая двойное гражданство, соответствующие лица, с точки зрения наших законов, будут пользоваться всеми правами и льготами российских граждан. В состоянии ли Россия обеспечить их интересы?

Обретает ли особый статус человек, «обогатившийся» двумя (или более) гражданствами? Конечно, нет. Находясь в России, он не только имеет все права и свободы россиянина, но и выполняет все соответствующие обязанности. Причем нельзя отказаться от их выполнения по той причине, что есть иное гражданство. Второе гражданство — в науке его метко окрестили «спящим» — в данной ситуации ничего не меняет. Оно «просыпается» тогда, когда человек приезжает в страну второго гражданства. Он будет пользоваться правами и свободами гражданина данного государства, а также выполнять обязанности. И, в свою очередь, не может от них отказываться лишь потому, что имеет гражданство РФ.

Однако спорные вопросы неизбежно возникают, и, чтобы не было коллизий, требуется соглашение РФ и соответствующего государства.

При решении вопросов гражданства следует учитывать интересы государства; кроме того, государство всегда должно представлять, в состоянии ли оно оказывать защиту и покровительство своим гражданам, не лишаются ли они его поддержки, став одновременно гражданами другого государства.

Приобретение российского гражданства

Закон о гражданстве 1991 г. (ст. 12) определяет, что гражданство РФ приобретается: а) в результате его признания; б) по рождению; в) в порядке регистрации; г) в результате приема в гражданство; д) в результате восстановления в гражданстве РФ; е) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами РФ; ж) по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве.

Признание гражданства РФ. Строго говоря, признание гражданства есть не столько способ его приобретения, сколько определенное в Законе о гражданстве условие, которое надо выполнять, чтобы считаться гражданином РФ. Согласно ст. 13 ими признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РФ на день вступления в силу Закона о гражданстве (6 февраля 1992 г. С.А.), если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве РФ.

Статья 13 далее определяет, что лица, родившиеся 30 декабря 1922 г. (в день образования Союза ССР. — С. А.) и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве РФ по рождению, если родились на территории РФ или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории РФ. Под территорией РФ в данном случае понимается территория РФ по состоянию на дату их рождения (например, человек родился на территории Крымской области до ее передачи в 1954 г. из России в состав Украины либо родился в другом месте, но один из его родителей проживал в Крымской области, еще состоявшей в России. Если такой человек и утратил позднее гражданство СССР, он все равно может считаться состоящим в гражданстве РФ, даже помимо своего желания).

Положение 1993 г. устанавливает, что для лиц, постоянно проживавших на территории РФ на день вступления Закона в силу и имеющих паспорт гражданина СССР, подача заявления для оформления гражданства РФ не требуется.

До введения удостоверения личности и паспорта гражданина РФ документами, подтверждающими гражданство РФ, являются: паспорт гражданина СССР с указанием гражданства РФ или паспорт гражданина СССР с вкладышем, свидетельствующим о принадлежности к гражданству РФ; паспорт гражданина СССР со штампом прописки по месту жительства, подтверждающим постоянное проживание на территории России на 6 февраля 1992 г.; свидетельство о рождении, удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с выданным к нему вкладышем, свидетельствующим о принадлежности к гражданству РФ.

Приобретение гражданства РФ по рождению. Согласно ст. 14 Закона ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является гражданином РФ независимо от места рождения. В международном праве и конституционном праве это именуется «принципом крови» — в отличие от «принципа почвы», по которому ребенок может считаться гражданином той страны, на территории которой он родился, независимо от того, что оба его родителя являются гражданами другого государства (это правило действует, например, в США).

«Принцип крови» наше законодательство трактует в плане государственной принадлежности родителей, а отнюдь не их национальности. Это следует учитывать в связи с тем, что некоторые страны (например, Израиль) готовы считать своими гражданами всех лиц соответствующей национальности независимо от того, где они родились и проживают. Россия не придерживается такого принципа.

В случае разного гражданства родителей, когда один из них на момент рождения ребенка состоит в гражданстве РФ, вопрос о гражданстве ребенка решается так:

1) если другой родитель — лицо без гражданства, ребенок является гражданином РФ независимо от места рождения; здесь российское гражданство, исходя из интересов ребенка, получает перевес;

2) если другой родитель имеет иностранное гражданство, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места его рождения определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство РФ, если он родился на территории РФ либо если иначе он стал бы лицом без гражданства. Родители подают до исполнения ребенку 1 года в органы внутренних дел на территории РФ или в консульское учреждение РФ по месту жительства за границей копию свидетельства о рождении ребенка и письменное соглашение о выборе его гражданства.

Итак, по соглашению родителей ребенок может получить или российское, или иностранное гражданство. Если они не договорились о российском гражданстве для ребенка и нет налицо указанных выше оснований, ребенок становится иностранным гражданином по ходатайству второго родителя. Родители не могут просить об установлении для ребенка двойного гражданства, поскольку по нашему законодательству только сам гражданин (по достижении 18 лет) вправе поставить такой вопрос.

Хотя Россия чаще всего придерживается «принципа крови», в определенных ситуациях действует «принцип почвы», когда рождение ребенка на территории РФ предопределяет его гражданство (в частности, при отсутствии соглашения родителей — российского гражданина и иностранца). Есть и другие случаи: ребенок, родившийся на территории РФ у родителей, состоящих в гражданстве других государств, является гражданином РФ, если эти государства не предоставляют ему своего гражданства; ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином РФ; находящийся на территории РФ ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином РФ (скорее всего, имеются в виду случаи, когда ребенка подкинули, а по цвету его кожи можно предположить, что родители или один из них имеют иностранное происхождение).

Приобретение гражданства РФ в порядке регистрации. Согласно ст. 18 Закона о гражданстве, в порядке регистрации гражданство РФ приобретают:

1. Лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином РФ.

2. Лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином РФ, но которые приобрели иное гражданство по рождению, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста.

3. Дети бывших граждан РФ, родившиеся после прекращения у родителей гражданства РФ, в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста.

4. Граждане бывшего СССР, проживающие на территории государств, входивших в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию РФ после 6 февраля 1992 г., если они до 31 декабря 2000 г. (первоначально — в течение трех лет, в 1995 г. срок был продлен) со дня вступления в силу Закона о гражданстве заявят о своем желании приобрести гражданство РФ.

В соответствии с Положением 1993 г. употребляемый в п. «г» ст. 18 Закона о гражданстве термин «граждане бывшего СССР» применяется в отношении лиц, не являющихся гражданами государств, входивших в состав бывшего СССР. После прекращения срока действия этого пункта указанная категория лиц на территории РФ переходит в категорию лиц без гражданства. Граждане бывшего СССР, имеющие статус беженца, приобретают гражданство РФ в порядке регистрации в соответствии с п. «г» ст. 18 после определения места жительства на территории РФ в установленном Законом порядке.

5. Лица без гражданства, на день вступления в силу Закона постоянно проживающие на территории РФ или других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 года, если в течение одного года после вступления в силу Закона заявят о своем желании приобрести гражданство РФ.

6. Иностранные граждане и лица без гражданства независимо от их места жительства, если они сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению и если они в течение одного года после вступления в силу настоящего Закона заявят о своем желании приобрести гражданство РФ. (После 6 февраля 1993 г. этот пункт, конечно, утратил свою актуальность. — С. А.)

Регистрация — это своего рода облегченный порядок приобретения российского гражданства, основанный на связях с РФ родственников либо самого ходатайствующего. Если такие связи очевидны или доказаны, решение о предоставлении российского гражданства в порядке регистрации принимают на местах компетентные органы: на территории РФ этим занимается МВД, за границей — МИД РФ. Специального обращения в адрес Президента РФ не требуется.

В Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ в редакции от 27 декабря 1993 г. приобретение или прекращение гражданства РФ в порядке регистрации названо упрощенным порядком (п. 4). В органы внутренних дел или консульские учреждения представляются следующие документы в зависимости от обстоятельств каждого конкретного случая: заявление; копия свидетельства о рождении; документ или надлежащим образом оформленные свидетельские показания, подтверждающие принадлежность супруга или родственника по прямой восходящей линии к гражданству РФ; документ, подтверждающий принадлежность родителей к гражданству РФ в прошлом. При наличии несовершеннолетних детей в зависимости от обстоятельств, предусмотренных Законом, представляются также: копии свидетельств о браке, рождении детей, лишении родительских прав; письменное согласие заинтересованных лиц на изменение гражданства ребенка, включая согласие детей в возрасте от 14 до 18 лет.

Таким образом, можно жениться на россиянке или выйти замуж за россиянина и на этом основании приобрести гражданство РФ в порядке регистрации.

Если родители или даже бабушка и дедушка живы и являются гражданами РФ, дети или внуки на данном основании могут получить гражданство РФ в порядке регистрации (однако Закон не рассматривает обратной ситуации — если родители приезжают к своим детям в Россию).

Наибольший интерес представляет п. «г» ст. 18. Он позволяет до 2000 г. включительно приобрести гражданство РФ в порядке регистрации любому гражданину бывшего СССР, проживающему на территории государств СНГ и Балтии. Для этого достаточно обратиться в российское консульство в соответствующей республике. У консульств выстраивались очереди, но оформление российского гражданства затягивалось на долгие месяцы.

Читайте так же:  Образец договор выдачи займа физическому лицу

Более того, многие недовольны тем, что они, родившиеся в России и русские по национальности, должны доказывать свою принадлежность к России и приобретать ее гражданство в порядке регистрации. Многие полагали, что если человек родился на территории РФ, проживал постоянно на территории РСФСР в период существования СССР, если его родители были гражданами РФ, то он вправе получить гражданство РФ не путем регистрации, а в порядке его признания (согласно ст. 13 Закона).

Один из таких граждан — А.Б.Смирнов — обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой о проверке конституционности п. «г» ст.18. В своем постановлении от 16 мая 1996 г. по этому делу Конституционный Суд указал, что заявитель родился в Московской области, где проживал до 1979 г., когда в связи с регистрацией брака выехал на постоянное жительство в Литву. В 1992 г. он расторг брак и 8 декабря того же года прописался в г. Химки Московской области. Паспортный отдел ГУВД Московской области отказал А.Б. Смирнову в выдаче вкладыша к паспорту, свидетельствующего о принадлежности в гражданству РФ. Смирнов обратился в суд, но все судебные инстанции оставили его жалобы без удовлетворения на том основании, что Смирнов не может быть признан гражданином РФ, поскольку на момент вступления в силу Закона о гражданстве проживал за пределами РФ, но имеет право на приобретение российского гражданства в порядке регистрации, как состоявший в гражданстве РФ по рождению.

Конституционный Суд отметил, что гражданин, имеющий гражданство РФ по рождению в прошлом, сохраняет его и после распада СССР, вплоть до того момента, пока оно не будет прекращено на основании его собственного волеизъявления. Проживание за границей не прекращает гражданства. После возвращения в РФ для такого гражданина, по решению КС, достаточно так называемой уведомительной регистрации. Последняя имеет исключительно учетный характер. КС записал в своем постановлении, что регистрация как способ приобретения гражданства РФ не распространяется на тех лиц, которые: родились на территории РФ; являлись гражданами бывшего СССР; не изъявили своего свободного желания прекратить принадлежность к гражданству РФ; выехали ранее на постоянное жительство за пределы РФ, но в пределах бывшего СССР; не являются гражданами других государств (входивших в состав бывшего СССР); и впоследствии вернулись на постоянное жительство в РФ.

К сожалению, это решение Конституционного Суда распространяется только на тех, кто возвратился в РФ. А разве проживающим в других республиках бывшего СССР уроженцам РФ не надо предоставить право требовать признания их гражданами РФ? Почему они получают и без того полагающееся им гражданство как бы заново, в порядке регистрации?

Кроме того, надо учесть интересы русских и лиц других наций, являющихся в республиках в составе РФ титульными. Согласно Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства обращаться за регистрацией могут лишь те, кто не стал гражданами соответствующих новых государств. Но в том-то и дело, что эти государства быстро обозначили свое гражданство. Никто, собственно, и не спрашивал простых людей, хотят ли они иметь гражданство соответствующего государства. Просто объявлялся срок; если до истечения его человек не заявлял об отказе от гражданства, он автоматически становился гражданином той страны, на территории которой проживал. А при отказе превращался в иностранца или лицо без гражданства. Поэтому большинство из 25 млн. русских за пределами РФ стали гражданами соответственно Украины, Киргизии, Узбекистана и т.д. И регистрация как способ приобретения гражданства РФ для них уже неприменима это противоречило бы Положению 1993 г. Могут возражать и соответствующие государства, ведь их граждане без их согласия получат двойное гражданство.

Более того, при переезде в РФ таким лицам приходится обращаться с ходатайством о приеме в гражданство как «настоящим» иностранцам, хотя для бывших граждан СССР есть льготы. Поэтому России рано или поздно придется учитывать также и национальную принадлежность для установления облегченного порядка приобретения российского гражданства. Это нельзя расценить как дискриминацию; достаточно вспомнить, что ФРГ применяет специальный порядок обретения гражданства для немцев, приезжающих в это государство из других стран на жительство.

Прием в гражданство РФ по ходатайству. Согласно ст. 19 Закона о гражданстве дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоящее в гражданстве РФ, может ходатайствовать о приеме в гражданство РФ независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

Обычным условием приема в гражданство РФ является постоянное проживание на территории РФ; для иностранных граждан и лиц без гражданства — всего пять лет или три года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством; для беженцев, признаваемых таковыми законом или договором РФ, указанные сроки сокращаются вдвое. Период проживания на территории РФ считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РФ для учебы или лечения не более чем на три месяца (ч. 2 ст. 19 Закона о гражданстве).

Обстоятельствами, облегчающими прием в гражданство РФ, согласно ч. 3 ст. 19 являются:

а) состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом;

б) усыновление ребенка, являющегося гражданином РФ;

в) наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессией или квалификацией, представляющими интерес для РФ;

г) наличие заслуг перед народами, объединенными в РФ, в возрождении РФ, в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей;

д) получение убежища на территории РФ;

е) состояние в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой восходящей линии в российском гражданстве (подданстве) по рождению.

Отклоняются ходатайства о приеме в гражданство РФ лиц, которые: выступают за насильственное изменение конституционного строя РФ; состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами РФ; осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам РФ (ч. 4 ст. 19 Закона).

Перечисленные ограничения распространяются также на лиц, которые приобретают гражданство РФ в порядке регистрации (ст. 18 Закона) или восстановления в российском гражданстве по их ходатайству (ч. 3 ст. 20).

Согласно Положению 1993 г. для приема в российское гражданство иностранные граждане и лица без гражданства представляют в органы внутренних дел или консульские учреждения по месту жительства: ходатайство на имя Президента РФ; документ о наличии установленного Законом срока проживания на территории РФ; при наличии обстоятельств, дающих право на сокращение срока, подтверждающие документы.

Рассматривая вопросы приема в российское гражданство, нельзя обойтись без некоторых комментариев. В средствах массовой информации появляются утверждения, что иностранцы, в том числе и из республик бывшего СССР, могут приобрести российское гражданство, сохраняя свое первое гражданство. Но это не совсем так. Как уже говорилось, согласно ст. 3 Закона о гражданстве за лицом, состоящим в гражданстве РФ, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Лицу могут сохранить иное гражданство, если у России с этим государством есть соответствующий договор. Таким образом, если человек принят в гражданство РФ, он подчиняется на территории РФ исключительно юрисдикции нашего государства.

Необходимо добавить, что в мировом сообществе нет однозначного отношения к практике льготного приема в гражданство лиц, имеющих высокие достижения в области науки, техники и культуры, а также обладающих профессией или квалификацией, представляющими интерес для данного государства. Известно, к примеру, что такой способ широко использовали США, обеспечив приток в свою страну квалифицированных специалистов со всего света, в том числе и из России, особенно в последнее десятилетие. Такая практика часто оценивается негативно, особенно в странах, пытающихся обеспечить себя специалистами. И в российских средствах массовой информации постоянно высказывается озабоченность тем, что не прекращается отток наших специалистов в другие страны. Однако в Законе мы закрепили подобное правило, упрощающее приобретение российского гражданства полезными для страны людьми.

Восстановление в гражданстве РФ. Восстановление в гражданстве существует для тех, кто ранее состоял в российском или советском гражданстве. С точки зрения юридической процедуры восстановление производится посредством регистрации.

В гражданстве РФ согласно ч. 1 ст. 20 Закона о гражданстве в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста восстанавливаются лица, которые перестали быть гражданами РФ в связи с усыновлением, установлением опеки или попечительства, в связи с изменением гражданства родителей.

Особенно важно, что в соответствии с ч. 2 ст. 20 бывшие граждане РФ, лишенные гражданства или утратившие его без их свободного волеизъявления, считаются восстановленными в гражданстве РФ. Это гуманное решение касается тех лиц, которые ранее в качестве диссидентов на основе указов Президиума Верховного Совета СССР лишались гражданства и выдворялись из СССР. Вместе с тем нельзя не обратить внимания на то, что в первоначальной редакции ч. 2 говорилось, что указанные лица считаются восстановленными в гражданстве РФ, «если они не заявили о своем отказе от гражданства РФ «. Последние слова при изменении Закона 17 июня 1993 г. были исключены. И получается, что мнение самих этих граждан теперь не учитывается. А за эти годы они не только обосновались на новом месте, но и получили гражданство других государств. И вряд ли этично объявлять их российскими гражданами, даже не спросив, хотят ли они этого. Кстати, Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ в редакции от 27 декабря 1993 г. позволяет убедиться в том, что для восстановления этих лиц в гражданстве РФ все-таки требуются их заявление и ряд других документов. Указ Президента от 24 октября 1994 г. позволяет считать восстановленными в гражданстве РФ бывших граждан РСФСР, выехавших за пределы России до 6 февраля 1992 г., утративших гражданство без их свободного волеизъявления и возвратившихся на постоянное жительство в Россию после 6 февраля 1992 г.

Оптация. Согласно ст. 21 Закона о гражданстве при изменении границы в порядке, определенном законодательством РФ, лица, проживающие на территории, изменившей государственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и в сроки, определяемые международным договором РФ.

Если судить по тому, как это делалось прежде, при включении какой-то территории в состав РФ проживающие там граждане в установленный компетентным органом срок должны определиться и заявить, не отказываются ли они от российского гражданства. Если отказа не последовало в течение данного срока, значит они согласны быть гражданами РФ. И по окончании срока они будут считаться гражданами РФ (с выдачей соответствующих документов) или иностранными гражданами. Естественно, в последнем случае это отнюдь не означает необходимости покинуть территорию и переселиться за пределы РФ.

Доктор юридических наук, профессор,

заведующий кафедрой конституционного права

юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Массовое лишение гражданства РФ из-за незаконно выданных паспортов

Проблема незаконно выданного паспорта как основания для массового лишения лиц российского гражданства не нова, но оттого не менее актуальна, серьезна и сложна с юридической точки зрения.

О кампании по проверке законности приобретения гражданства

В России уже не первый год проходит кампания по проверке законности приобретения или оформления гражданства, в результате которой тысячи людей в один момент объявляются «негражданами». Все чаще российские паспорта по заключениям территориальных органов УМВД (до апреля 2016 г. – ФМС) признаются выданными в нарушение установленного порядка, а значит, недействительными, из-за отсутствия у их обладателей гражданства России.

Ситуация выглядит примерно так: человек (обычно уроженец республики бывшего СССР), прибывший ранее в Россию (как правило, после 6 февраля 1992 г. – даты вступления в силу Закона о гражданстве 1991 г.) и получивший российский паспорт, при его замене или при оформлении загранпаспорта (возможно, не первого) или российского гражданства детям, а также при обращении в МВД или в другие органы и учреждения узнает, что его паспорт гражданина РФ является незаконным («необоснованно выданным», «сомнительным», «выданным в нарушение установленного порядка» и т.д. Иной раз можно получить резолюцию типа «в результате проверки установлено, что гражданином РФ вы не являетесь»).

В подобной ситуации может оказаться кто угодно, в том числе пенсионеры, имеющие бессрочный паспорт, выданный в 45 лет, поскольку и они могут потерять или испортить документ, а кроме того, гражданство пожилых людей также может быть поставлено под сомнение, если их дети, обратившиеся по поводу их документов или документов их детей, оформляли свое гражданство на основании гражданства родителей.

В таких случаях проводятся длительные проверки законности приобретения или оформления гражданства, т.е. «обоснованности» выдачи паспортов. В результате лица, обратившиеся в отдел по вопросам миграции УМВД, а также их дети становятся «негражданами», и российские паспорта у них изымают.

Вопиющая несправедливость и дикость проблемы «незаконного» паспорта заключается также в том, что ранее документ человеку выдали те же самые чиновники или их предшественники либо коллеги. Именно они так же, как и их сослуживцы ранее, в силу некомпетентности, ошибок, а зачастую корыстных побуждений сами допускали нарушения, выдавая российские паспорта в нарушение установленного порядка.

О конкретном деле

В адвокатской практике мне не раз приходилось сталкиваться с подобными нелепыми и абсурдными с точки зрения элементарной логики ситуациями, когда чиновники, изымая или признавая незаконным и недействительным паспорт гражданина РФ, в одночасье превращали законопослушных людей в фактически бесправных «неграждан». К примеру, недавно я представляла интересы лица по делу, в рамках которого УМВД РФ по Пензенской области с целью последующего инициирования процедуры лишения гражданства моего доверителя обратилось в суд с заявлением об установлении юридического факта использования подложного документа и сообщения заведомо ложных сведений при приобретении гражданства РФ.

Заявитель ссылался на то, что при принятии в гражданство РФ мать моего доверителя якобы представила подложные документы – в частности, справку о приеме в гражданство России, выданную Генеральным консульством РФ в одном из иностранных государств. Причем основным и, по сути, единственным доводом, на основании которого заявитель сделал такой вывод, было отсутствие сведений о выдаче справки в Генконсульстве, в то время как в заявлении о принятии доверителя в гражданство указано, что подлинность представленных документов подтверждена подписью уполномоченного лица паспортно-визовой службы.

Замечу, что ст. 22 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Закон о гражданстве) четко определено, что решение о приобретении российского гражданства подлежит отмене в случае, если будет установлено, что оно принято на основании подложных документов или заведомо ложных сведений.

В п. 53 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325, предусмотрено, что решение по данным вопросам отменяется в случае установления в судебном порядке факта использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений, на основании которых оно принималось.

Причем, как неоднократно подтверждалось судебной практикой (например, определение Санкт-Петербургского городского суда от 24 июня 2013 г. № 33-8683/13; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 апреля 2014 г. № 58-КГ14-4 и др.), юридическое значение имеет лишь прямой умысел лица на сообщение заведомо ложных сведений, а не на введение госорганов в заблуждение. Заведомо ложной нельзя считать информацию, сообщаемую заявителем в случае заблуждения о ее подлинности и достоверности.

Следовательно, само по себе отсутствие сведений о выдаче справки консульства не означает, что мать моего доверителя действовала недобросовестно. В объяснительной записке она указывала, что все документы для приобретения гражданства она представила в Генконсульство, и оно выдало ей справку, на основании которой в 2000 г. она получила российский паспорт.

Действовавшая в тот период редакция Закона о гражданстве 1991 г. (ст. 24) предусматривала, что отмена решения о приеме в гражданство РФ возможна в течение 5 лет после приема. В связи с этим все дела о выдаче паспортов гражданина РФ при приобретении или оформлении гражданства через 5 лет могли быть уничтожены.

Читайте так же:  Развод с ребенком россия

Мать моего доверителя узнала о том, что российский паспорт был выдан ей в нарушение законодательства, лишь в 2008 г. – т.е. на момент проведения проверки прошло 8 лет, и вся информация по делам о выдаче паспортов при приобретении или оформлении гражданства, вероятнее всего, была уничтожена. Отсутствие соответствующих сведений в Генконсульстве может объясняться либо недобросовестностью сотрудников, которые ввели женщину в заблуждение, либо утерей информации. Соответственно, оснований для утверждения о том, что мать моего доверителя по своей воле ввела в заблуждение сотрудников паспортно-визовой службы, представив им заведомо подложный документ, нет.

Более того, согласно ст. 5 Закона о гражданстве гражданами РФ являются «лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона». Кроме того, в ст. 42 указано, что «документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом и считаются действительными на день вступления в силу настоящего Федерального закона».

Необходимо также учесть, что в момент подачи заявления о принятии в гражданство РФ мой доверитель был несовершеннолетним и не имел права самостоятельно подать его, а также нести ответственность за сообщенные о себе сведения. Данная позиция подтверждается судебной практикой – в частности, решением Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 29 октября 2013 г. по делу № 2-2753/2013.

Норма п. 2 ст. 24 Закона о гражданстве 1991 г., действовавшая во время принятия в отношении моего доверителя решения о приеме в гражданство, предусматривала, что отмена не распространяется на супруга и детей заявителя, которые получили российское гражданство вместе с ним, если не будет доказана их осведомленность о незаконности приобретения гражданства. В действующей редакции Закона о гражданстве такое положение отсутствует. Однако в постатейном комментарии к данному Закону, опубликованном в 2015 г. (автор – Ванюшин Я.Л.), указано, что при отмене ранее принятого решения о гражданстве РФ должно учитываться так называемое «правило индивидуальной ответственности». Кроме того, презумпция невиновности, установленная Конституцией РФ, носит более широкий, а не только уголовно-процессуальный характер и распространяется на все органы государственной власти и сферы деятельности, где устанавливается вина человека, в том числе и в рассматриваемом случае.

Практика органов внутренних дел

Как показывает практика, наиболее высок шанс привлечь внимание УМВД у тех, кто родился не в России (РСФСР) либо не имел в РФ постоянной регистрации на 6 февраля 1992 г. По Закону о гражданстве 1991 г. гражданами России признавались все, кто родился на территории России (РСФСР), дети россиян независимо от места их рождения, а также все граждане бывшего СССР, которые на данную дату постоянно проживали в России. Этим людям не нужно было получать, точнее, приобретать гражданство – государство признало его наличие «автоматически» и в 1990-х гг. его просто оформили.

В подзаконные акты и инструкции попало лишь одно условие приобретения гражданства совершеннолетними лицами в порядке признания – по дате проживания. В базу данных МИД или ГУВМ МВД передавали сведения именно о тех, кто приобрел гражданство, а не об уже имеющих его по признанию или рождению. И если на сегодняшний день в этой базе данных отсутствуют сведения о приобретении гражданства РФ, то от «подозреваемых» требуют либо предъявить документ о постоянной регистрации в России на 6 февраля 1992 г., либо установить факт постоянного проживания на эту дату в судебном порядке.

Кроме того, сотрудники УМВД утверждают, что признание наличия гражданства по рождению применимо только к лицам, рожденным после вступления в силу Закона 1991 г. Таким образом, если у сотрудников УМВД есть сомнения в том, что человек на эту дату был зарегистрирован в России, начинается проверка со всеми вытекающими последствиями – фактически это лишение всех гражданских прав, так как имеющийся у человека паспорт изымают либо отказываются обменять, а иных документов, удостоверяющих личность, не выдают. Новоявленный «негражданин» лишается всех конституционных прав и свобод, включая и такие жизненно важные, как права на получение пенсии, пособий, свободу передвижения. Практика показывает, что в таком положении люди могут находиться месяцы и годы.

Судебная практика

К сожалению, в судах доказать свою правоту зачастую не так просто, а если обратиться к практике Мосгорсуда при рассмотрении таких дел в порядке кассационного производства, ситуация выглядит совсем грустно. Есть примеры, когда суд соглашается с доводами ГУВМ МВД о наличии при определении принадлежности к гражданству ошибки, сделанной сотрудниками бывших паспортно-визовых служб, и отменяет законное решение первой инстанции. Более того, по жалобе гражданина практически невозможно возбудить надзорное производство в Верховном Суде РФ. Ранее можно было добиться хотя бы истребования дела, получения отказа с возражениями на доводы. С 1992 г. до настоящего времени ВС РФ не высказал мнения по поводу разрешения споров по вопросам гражданства и лишения статуса гражданина путем изъятия паспорта. А есть всего-то три основных вопроса, по которым необходимы разъяснения: о постоянстве проживания, о признании гражданства по рождению и об изъятии паспорта по причине «отсутствия» гражданства после того, как оно имелось в наличии в течение многих лет.

Позиция КС РФ

Проблема гражданства рассматривалась также Конституционным Судом РФ. В Постановлении от 16 мая 1996 г. № 12-П Суд констатировал, что гражданин, имеющий российское гражданство по рождению в прошлом, сохраняет его и после распада СССР вплоть до того момента, пока оно не будет прекращено на основании его собственного волеизъявления. Проживание за границей также не прекращает гражданства. После возвращения в Россию для такого гражданина, по решению КС РФ, достаточно уведомительной регистрации. Ее отличие от регистрации как способа приобретения гражданства – исключительно учетный характер.

КС РФ указал, что регистрация как способ приобретения гражданства РФ не распространяется на лиц, которые родились на территории РФ, являлись гражданами бывшего СССР, не изъявили свободного желания прекратить принадлежность к гражданству РФ, выехали ранее на постоянное жительство за пределы России, но в пределах бывшего СССР, не являются гражданами других государств (входивших в состав бывшего СССР) и впоследствии вернулись на постоянное жительство в Россию.

Предложения

На мой взгляд, чтобы разрешить описанные проблемы лиц без гражданства в России, необходимо, во-первых, прекратить практику изъятия или признания недействительными паспортов, выданных уполномоченным органом, если судом не доказана вина гражданина в подлоге или представлении заведомо ложных сведений при оформлении, получении гражданства.

Во-вторых, всех, у кого без установленной судом вины паспорт изъят или признан недействительным, считать гражданами с момента выдачи первого паспорта и выдать новый без каких-либо дополнительных процедур.

В-третьих, объявить «амнистию» всем гражданам бывшего СССР, родившимся на территории Российской Федерации, – т.е. признать их право на российское гражданство по рождению, которое было установлено для них в редакции Закона о гражданстве 1991 г. (п. 2 ст. 13).

Наконец, в-четвертых, предоставить право на получение гражданства или вида на жительство всем гражданам бывшего СССР, кто постоянно проживает в России более 5 лет (факт может быть установлен судом) и не имеет гражданства другого государства или права постоянного проживания в нем.

ГРАЖДАНСТВО РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

А.Б. БЛИНОВ, Н.Ю. ЧАПЛИН
Блинов А.Б., юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.
Чаплин Н.Ю., юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.
Гражданство является одним из важнейших элементов правового статуса личности, а также главной предпосылкой обязанности государства защищать права и свободы личности.
Поэтому важнейшие нормы о гражданстве содержатся в Конституции РФ. На основании статьи 6 Конституции вопросы гражданства должны разрешаться федеральным законом.
В июле 2002 года вступил в силу Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». Новый Закон конкретизирует и развивает закрепленные в Конституции принципы и нормы, став основным регулятором норм о гражданстве.
Его принятие — решительная мера по преодолению основных недостатков в области российского гражданства и важный шаг на пути к формированию гражданского общества.
Несмотря на сходство в названии, действующий Закон значительно отличается от Закона о гражданстве РФ, принятого в 1991 году.
Прежде всего изменена структура Закона. Законодатель исключил из Закона преамбулу; при этом сохраняется общее количество глав (девять), число статей сократилось с 51 до 45. В отдельную главу выделены вопросы отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации. А глава об исполнении решений по делам о гражданстве была преобразована в статью нового Закона.
Мы полагаем, что важным преимуществом нового Закона является отказ от гражданства субъектов Российской Федерации. Так, гражданство можно рассматривать в качестве атрибута субъекта Федерации наряду с флагом, гимном и т.д. при условии, что это будет элементом сплочения народов, проживающих на территории субъекта, но не основанием для сепаратизма.
В новом Законе законодатель исключил в качестве оснований приобретения гражданства категории признания и регистрации. С нашей точки зрения, категория регистрации не оправдала надежд российских законодателей и правоприменителей, так как ряд государств, республик бывшего СССР, не был в этом заинтересован.
Значительные изменения Федеральный закон вносит в условия приобретения гражданства. Срок непрерывного проживания на территории Российской Федерации до подачи заявления о приеме в гражданство увеличивается с трех до пяти лет, что соответствует Европейской конвенции о гражданстве и укоренившейся практике европейских государств. Например, Законом о гражданстве Германии (Staatsangehoerigkeitsgesetz) установлена длительность непрерывного проживания в стране в восемь лет. Также в России появились новые условия приема в гражданство — владение русским языком, наличие законного источника средств к существованию, а также обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося гражданства, отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или действующим Законом о гражданстве либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин. Данные условия имеют много общего с условиями приема в гражданство в Германии. Так, чтобы стать гражданином Германии, необходимо быть в состоянии обеспечить себя и свою семью, отказаться от прошлого гражданства, владеть в необходимой степени немецким языком и т.д.
Новеллой российского Закона о гражданстве является то, что в целях противодействия заключению фиктивных браков срок постоянного проживания для приобретения гражданства супругом, состоящим в браке с гражданином Российской Федерации три года, составляет один год. Это положение соответствует Нью-Йоркской конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 года.
По сравнению с Законом 1991 года получили более детальное закрепление нормы о производстве по делам о гражданстве Российской Федерации, а также об обжаловании решений полномочных органов и должностных лиц, ведающих делами о гражданстве РФ.
Однако, несмотря на свои достоинства, Закон не лишен существенных недостатков.
Статья 7 предусматривает предоставление защиты и покровительства гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами. Но в Законе не дается определения, что такое защита и что такое покровительство и какое различие между этими двумя категориями.
С нашей точки зрения, неполным является также положение статьи 14, закрепляющее правила приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. Так, по упомянутой статье в упрощенном порядке получить гражданство России имеют право лица, имеющие хотя бы одного нетрудоспособного родителя, обладающего гражданством Российской Федерации. Но на практике возможна и обратная ситуация, когда дети обладают гражданством России, а их родители претендуют на его получение. Тем самым законодатель поставил в неравное положение «отцов и детей».
Не лишена недостатков статья 16 рассматриваемого нами Закона, устанавливающая основания отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и восстановлении в гражданстве Российской Федерации. Так, отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, состоящими на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства.
Российская практика начала 90-х годов показала, что военнослужащие из бывших республик Союза ССР, получившие российское гражданство в соответствии с требованиями Закона о гражданстве, утратившего силу, добросовестно исполняют свои обязанности, а в некоторых случаях даже лучше, чем их сослуживцы. Такая же ситуация сложилась с работниками органов прокуратуры и внутренних дел.
Отдельное внимание авторы хотели бы уделить институту двойного гражданства. Конституция Российской Федерации допускает для своих граждан право иметь гражданство иностранного государства, но в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ (статья 62). Равно как и иностранный гражданин наделен правом иметь одновременно российское гражданство на основе международного договора России с государством, гражданством которого обладает данный гражданин.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» во исполнение конституционных положений определяет двойное гражданство как наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства.
Правоведы приводят ряд убедительных аргументов в пользу двойного гражданства.
Во-первых, лица, обладающие двойным гражданством, получают возможность безвизового въезда в страну второго гражданства, а также во все иные страны, с которыми имеются соглашения о безвизовом въезде с государствами, гражданством которых обладает лицо.
Во-вторых, лица с двойным гражданством имеют более широкие права в сфере предпринимательства и трудоустройства, которые труднодоступны иностранцам.
В-третьих, наличие двойного гражданства в некоторых странах решает проблемы с медицинским обслуживанием и социальным обеспечением.
В-четвертых, в некоторых правопорядках вместе с получением гражданства приобретаются и льготы в налогообложении.
С точки зрения гражданина, к отрицательным сторонам двойного гражданства в некоторых странах следует отнести необходимость исполнения обязанности по несению военной службы, ряд ограничений в отношении занятия ряда государственных должностей, возможные проблемы в налоговой области, связанные с разницей в налоговом законодательстве, а также иные проблемы.
Работая над вопросами гражданства, авторы столкнулись с проблемой употребления различных терминов в российской правовой системе и правовых системах развитых европейских государств. Речь идет о таких понятиях, как двойное и множественное гражданство. В законодательстве большинства развитых европейских государств используется такой термин, как множественное гражданство. Европейская конвенция о гражданстве 1997 года оперирует такой же категорией, подразумевая под множественным гражданством обладание одним и тем же лицом одновременно гражданством двух и более государств. Если сопоставить определение двойного гражданства в российском Законе и определение множественного гражданства, которым оперирует Страсбургская конвенция, то мы не сможем найти различия в содержании определений. Мы считаем, что законодатель использовал более узкое понятие (двойное гражданство), хотя практически Конституция Российской Федерации употребляет аналогичный термин, если бы в Законе использовался термин «множественное гражданство», то никакого противоречия между Конституцией и Законом не было бы, кроме того, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации не запрещают лицу обладать только гражданством двух государств.
Несмотря на указанные нами выше недостатки, новый российский Закон о гражданстве является значительным шагом на пути к гражданскому обществу, к строительству которого нас призывает Президент России В.В. Путин.
В заключение хотелось бы отметить высокую законодательную технику авторов и плодотворную работу экспертов Закона, а также своевременность его внесения Президентом и принятия Федеральным Собранием.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
ЗАКОН РФ от 28.11.1991 N 1948-1
«О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.05.2002 N 62-ФЗ
«О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принят ГД ФС РФ 19.04.2002)
«КОНВЕНЦИЯ О ГРАЖДАНСТВЕ ЗАМУЖНЕЙ ЖЕНЩИНЫ»
(Принята в г. Нью-Йорке 29.01.1957 Резолюцией 1040 (XI)
Генеральной Ассамблеи ООН)
«ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ГРАЖДАНСТВЕ» (ETS N 166) [рус., англ.]
(Вместе с «ПОЯСНИТЕЛЬНЫМ ДОКЛАДОМ К ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНВЕНЦИИ О
ГРАЖДАНСТВЕ»)
(Заключена в г. Страсбурге 06.11.1997)
Конституционное и муниципальное право, N 4, 2002