Приказ на домашнее обучение в школе

3 вида домашнего обучения: надомное, дистанционное и семейное

Формально вроде одно и то же: ребёнок учится дома. Но фактически — это совершенно разные понятия. Чтобы не возникало путаницы, мы расскажем о сути каждого из них, раскроем преимущества и недостатки.

Надомное обучение

Это способ организации учебного процесса для детей, которые серьёзно больны. По закону, надомное обучение не является формой получения образования.

При сохранности интеллекта ребёнок может учиться по общеобразовательным программам, но на дому или в больнице. Например, если необходимо по часам ставить инъекции или школа не приспособлена для инвалидной коляски.

Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

Статья 66 Федерального закона «Об образовании».

Ребёнок на надомном обучении остаётся в контингенте школы. Ему выдаются учебники, он, как все, пишет контрольные и сдаёт экзамены. При желании он может посещать некоторые уроки в школе, а если есть возможность — учиться с применением дистанционных образовательных технологий (об этом чуть позже).

Перечень заболеваний, дающих право на надомное обучение утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году. Для перевода ребёнка на такое обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей.

На основании медицинских документов и нормативных актов субъекта Федерации школа издаёт приказ об организации обучения на дому. Утверждается индивидуальный учебный план, расписание, определяются учителя, которые будут посещать ребёнка.

Плюсы надомного обучения

  • Даёт возможность больным детям учиться в обычных, а не специализированных школах.
  • Позволяет не отстать от школьной программы во время длительного лечения или реабилитации.
  • Минусы надомного обучения

  • Нельзя воспользоваться, если у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности.
  • В учебный план включаются только основные дисциплины. По технологии, ОБЖ и прочим «необязательным» предметам ребёнок, скорее всего, будет не аттестован.
  • Часто у преподавателей нет ни материальной, ни личной заинтересованности, и они не очень добросовестно относятся к обязанностям в отношении надомников.
  • Практически полное отсутствие социализации.
  • Дистанционное обучение

    Это способ взаимодействия преподавателей с учениками на расстоянии. Когда ребёнок общается с учителем по видеосвязи, делает задания онлайн или просто отправляет в электронном виде какие-нибудь работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно.

    Юридически дистанционная учёба не является формой получения образования. Дети, обучающиеся таким образом, обычно находятся на заочной форме и осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

    Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

    Статья 16 Федерального закона «Об образовании»

    Порядок применения ДОТ регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 года. В обычных школах их используют чаще всего как подспорье в обучении детей с инвалидностью, а также для проведения уроков в отдалённых населённых пунктах.

    Плюсы дистанционного обучения

  • Позволяет не посещать школу каждый день. Это особенно актуально для ребят, проживающих далеко от неё и имеющих проблемы со здоровьем.
  • Можно учиться не выходя из дома. Главное, иметь под рукой компьютер и интернет.
  • Минусы дистанционного обучения

  • Далеко не все школы работают с ДОТ. Чаще всего они частные и платные.
  • Ребёнок находится в контингенте школы и должен подчиняться её правилам: посещать консультации и экзамены в строго определённые даты, выполнять задания по установленному графику и так далее.
  • Живой контакт с преподавателями обычно минимален, большая часть программы рассчитана на самостоятельную подготовку.
  • Семейное обучение

    Это форма получения образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение ребёнка силами семьи. При этом он так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.

    В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

    Статья 17 Федерального закона «Об образовании»

    Причины ухода на семейное обучение разнообразны:

  • Родители и дети недовольны школой. Когда учат кое-чему и кое-как или происходят постоянные конфликты.
  • Способности ребёнка выше среднего и ему скучно на обычных уроках. Возможно и обратное, когда необходим свой темп занятий.
  • Ребёнок профессиональный спортсмен или музыкант и не успевает посещать занятия.
  • Семья часто переезжает или живёт в другой стране.
  • Переход на семейное обучение осуществляется так: уведомление органов местного самоуправления, подобр школы для сдачи промежуточных (итоговых) аттестаций и организация учебного процесса.

    Путаница между семейным и надомным обучением возникает потому, что в обоих случаях ребёнок находится в домашней обстановке. Но надомная учёба — не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью. Надомнику назначаются учителя, которые получают зарплату в школе. Семейное обучение, напротив, является проявлением свободы, и оно доступно абсолютно всем. Организация учебного процесса лежит на родителях, компенсация за семейное образование предусмотрена не во всех регионах.

    Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. Это действительно очень удобно, так как мамам и папам не нужно самим заниматься с ребятами. Например, в Домашней школе Фоксфорда уроки проходят в формате вебинаров, а проводят их профессиональные педагоги.

    Плюсы семейного обучения

  • Это полноценная форма получения образования.
  • Это наиболее гибкая форма обучения, дающая максимум свободы — от выбора программы до выбора школы для аттестаций.
  • Доступно всем.
  • Позволяет давать ребёнку качественные знания, с учётом его интересов и потребностей.
  • Можно учиться онлайн в удобном темпе, без привязки к месту и правилам конкретной школы.
  • Минусы семейного обучения

  • Не все дети способны учиться без надзора со стороны школы, а родители располагают ресурсами, чтобы отладить учебный процесс.
  • Семейное образование в России пока в новинку. Приходится объяснять, что можно учиться не в школе и это нормально.
  • Выводы

    • Надомное и дистанционное обучение не являются формами получения образования в Российской Федерации и подходят далеко не всем.
    • Семейное обучение — форма получения образования, установленная федеральным законодательством. Оно доступно всем желающим.
    • Семейное обучение путают с надомным, так как в обоих случаях ребёнок не ходит в школу.
      • Семейное и дистанционное смешивают, потому что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ.

      Для большей наглядности продемонстрируем отличия трёх видов домашнего обучения через таблицу.

      Онлайн-школа «Фоксфорд» — помощник в обучении ребёнка дома. На уроках можно напрямую общаться с учителями и сверстниками. Занятия ведут преподаватели из лучших вузов России. Каждый урок сопровождает интерактивное домашние задание и электронный конспект. Контролировать успеваемость и поддерживать мотивацию помогают персональные кураторы.

      Как оформить домашнее обучение для ребенка

      Почему вообще возникает необходимость переводить детей на домашнее обучение? Причины могут быть самыми разнообразными: от проблем со здоровьем, инвалидности, временной невозможности посещения школы до психологических нюансов. Есть папы и мамы, которые не считают имеющуюся систему школьного образования приемлемой для своего ребенка.

      Иногда это связано с неприятными воспоминаниями родителей, печальным опытом жертвы моббинга, то есть издевательств одноклассников. Иногда мамы и папы считают, что массовая школа не учитывает индивидуальность ребенка, выдвигая одинаковые ко всем требования, при этом нивелируются способности и таланты, не развивается стремление к творчеству. Правы или нет родители, не желающие, чтобы их дети учились в общей школе, мы сейчас рассматривать не будем. Ситуации у всех разные, некоторым ребятам действительно лучше учиться дома, если есть такая возможность.

      Не посещая школу, дети могут осваивать программы среднего образования в двух формах — это или семейное, или надомное обучение. Надомную форму организуют, когда учащийся не может присутствовать на занятиях в детском учреждении из-за состояния здоровья. Учителя приходят к ребенку на дом и ведут уроки согласно индивидуальному плану.

      Если проблем со здоровьем у ребенка нет, и вы по своему желанию выбираете семейную форму обучения, вам необходимо обращаться в местный комитет по образованию. Здесь вы заполните заявление о переводе вашего сына (дочери) на семейное обучение. Будет проведена комиссия с участием родителей ученика, администрации школы, а также представителей комитета по образованию. При положительном решении комиссии издается приказ о закреплении учащегося к данной школе для сдачи госэкзаменов и промежуточных аттестаций.

      После прохождения комиссии следует обращаться к директору образовательного учреждения, где будет сдавать экзамены учащийся. Здесь снова составляете заявление и подаете документы из поликлиники или департамента по образованию, на основании которых выходит приказ директора школы о переводе учащегося на семейную или надомную форму обучения.

      Далее вы вместе с завучем или директором образовательной организации согласовываете индивидуальный план обучения и график проведения аттестаций.

      Если выбрано семейное обучение, родители ученика и администрация образовательного учреждения подписывают договор, в котором содержится подробное перечисление как прав, так и обязанностей трех сторон: самого учащегося, его родителей и школы. В договоре также должны быть указаны даты проведения аттестаций.

      Родители получают в школе журнал учета проведенных уроков, в котором отмечают изученные темы, при надомном обучении указывают количество учебных часов, проведенных с педагогами данного учреждения. Здесь же выставляются отметки об успеваемости ученика. Школа обязана предоставить ребенку, обучающемуся на дому, всю методическую литературу и учебники.

      Если форма обучения выбрана семейная, родители каждый месяц получают пособие (примерно 500 рублей), это компенсация государственных затрат на обучение одного ребенка в средней школе.

      Закон о семейном образовании

      В России есть несколько форм образования, что дает свободу выбора родителям и ученикам. Что такое семейное обучение? Такая форма образования позволяет ученику не посещать школу и не приглашать преподавателей из школы домой. Семейное образование — это возможность посещать образовательное учреждение только для сдачи экзаменов и промежуточной аттестации, остальное время обучаться дома с родителями или репетиторами. Такая форма может быть выбрана на постоянной основе, на год или на время прохождения определенной аттестации.

      Законодательная основа: где найти информацию о семейном образовании по новому закону

      Положение о семейном образовании прописано в законе «Об образовании РФ» №273 ФЗ, который позволяет родителям выбирать форму обучения для ребенка в соответствии с его потребностями и остальных членов семьи.

      Подробная информация содержится в ФЗ «Об Образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. В соответствии с ним родители могут объединить несколько видов образования для ребенка. Например, он может посещать школу 2-3 раза в неделю или посещать занятия только по выбранным дисциплинам, а остальные изучать дома.

      Как перейти на семейное обучение по закону

      В законе об образовании по семейному обучению сказано, что для перехода на такую форму не требуются справки от врача или уважительные причины, достаточно желания родителей и ученика.

      В соответствии с положением о семейном обучении процесс перехода сводится к следующему:

    • Родители должны написать заявление о переходе;
    • Сообщить в местный муниципальный орган самоуправления в сфере образования по месту жительства.
    • По новому закону переход на семейное обучение в школе достаточно прост, беспокоиться об этом не нужно.

      Как проводятся аттестации при семейном образовании

      По закону о семейном образовании промежуточную аттестацию можно сдавать как в школе, так и дома. Это обязательное условие для перехода в следующий класс, промежуточная аттестация на семейном образовании позволяет определить уровень знаний ребенка и то, насколько хорошо он успевает по школьной программе. Проверка проводится бесплатно в школе или дистанционно по договорённости.

      Некоторые школы требуют сдавать такие экзамены раз в год, другие — раз в четверть, это устанавливает учебное заведение, предварительно согласовав с вами. График промежуточной аттестации учащихся на семейном обучении устанавливает школа, но вы можете изменить его как вам удобно и обязательно утвердить эти изменения с директором школы.

      По закону родители могут написать заявление на изменение формы проведения промежуточной аттестации. То есть, стандартная процедура экзамена может быть заменена прохождением тестов или защитой рефератов. Возможно, так вашему ребенку проще проходить оценивание. Но это доступно только в случае, если ученик будет сдавать ее дистанционно в выбранном центре онлайн-обучения.

      Приказ о промежуточной аттестации при семейном образовании экстерном

      Дети, которые учатся по семейной форме образования, могут пройти промежуточную аттестацию экстерном в школе, училище, или ВУЗе, которое имеет соответствующую форму аккредитации. При этом ребенок может пользоваться всеми правами обучающихся по стандартной образовательной программе.

      Заявление на прохождение аттестации родители подают в образовательное учреждение, которое проведет экзаменацию. Его можно написать в начале учебного года, перед экзаменом или в конце года, как удобно родителям. Но если заявление вы напишете в конце года, то в остальное время ребенок в школе числиться не будет, а значит, не сможет пользоваться библиотекой и методическими материалами. Если написать заявление в начале года, то ребенка зачисляют в образовательное учреждение, где он получает все права учащихся этой организации: право на участие в олимпиадах, конкурсах, спортивных мероприятиях, право на обращение к медицинским работникам или психологу.

      При проведении аттестации школа несет ответственность только за организацию экзамена, но не за качество образования. Порядок организации аттестации устанавливается каждой школой индивидуально.

      Семейное обучение — это хорошо, или плохо?

      Мы разобрались, чем и как регламентируется семейное образование, теперь о его преимуществах. Такая форма обучения дает возможность:

      1. Подстроить график занятий под ребенка индивидуально;
      2. Прорабатывать темы столько времени, сколько нужно;
      3. Создать комфортные для ребенка условия обучения;
      4. Создавать индивидуально расписание по способностям ученика.
      5. Такая форма имеет множество преимуществ, но только в случае, если у вас есть достаточное количество времени, которое вы сможете уделять ребенку для регулярных занятий. Иногда родители нанимают репетиторов, которые учат детей дома, это хороший вариант для тех, кто занят на работе, но предпочитает индивидуальное обучение.

        Также можно получить помощь в составлении программы от преподавателей и психологов, работающих в школе.

        Положена ли компенсация за семейное образование?

        Положение по семейному образованию в школе подразумевает постоянное присутствие родителей возле ребенка, они должны посвящать ученику все время. Возникает резонный вопрос: есть ли компенсация за семейное образование?

        Ранее родителям предусматривалась компенсация за семейное образование, но после 2012 года выплаты делают не во всех областях.

        В соответствии с новым законом, выплаты по семейному образованию делают административные области, а не государство. То есть, в регионе на уровне местной власти определяется, будут ли денежные компенсации, так как прямого указания об их необходимости в законе нет, как и нет запрета или ограничения на выплаты родителям по семейному обучению.

        Прежде чем вы решите перейти на такую форму обучения, изучите положение по семейному образованию в вашей школе и оцените все преимущества и недостатки.

        Если у вас остались вопросы или пожелания, пожалуйста, свяжитесь с нами или же просто заполните форму ниже.

        Что необходимо знать родителям о домашнем обучении?

        В какой детский сад отправить ребенка, как выбрать школу, есть ли преимущества обучения в колледже, и какой университет даст образование, чтобы стать востребованным и успешным профессионалом в будущем? Вопросы, связанные с образованием детей, всегда волнуют родителей, и они тратят много времени на их решение. Нередко мамы и папы задумываются о домашнем обучении для своих детей, о его преимуществах и недостатках, о сложностях, с которыми, возможно, им придется столкнуться перейдя на новую форму обучения. В этой статье мы поговорим о юридических аспектах этой формы образования.

        Какие законы регулируют вопросы образования?

        Образование в нашей стране регулирует Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», он устанавливает основные принципы реализации образовательной политики, фиксирует уровни образования и гарантирует право на бесплатное получение дошкольного, общего среднего и среднего профессионального образования. При этом Статья 17 Закона об образовании предусматривает различные формы получения образования: оно может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (к примеру, детский сад, школа), или в форме семейного образования и самообразования.

        Что такое «домашнее обучение» и в каких случаях оно возможно?

        Само понятие «домашнее обучение» в настоящее время устарело, и его заменило «семейное образование». Давайте разберемся, что вкладывает в это понятие закон на примере среднего школьного образования.

        В школе, как известно, учащиеся осваивают основную образовательную программу по государственным стандартам, ежедневно посещая занятия в образовательном учреждении. В отличие от этой модели семейное образование, как правило, не требует присутствия учащегося в стенах заведения, при этом ученик обязан сдавать общие экзамены и проходить аттестацию наравне с другими.

        В каких же случаях ребенок может быть переведен на домашнее образование?

        Одна из самых частых причин — состояние здоровья ребенка, которое не позволяет ему проводить много времени вне дома или медицинского учреждения. Так же не редки случаи, когда родители выбирают семейное обучение по морально-этическим или религиозным убеждениям.

        Если родители видят, что темп усвоения учебного материала у их ребенка значительно выше, чем у его сверстников, и ему откровенно скучно на уроках, они могут инициировать перевод школьника в старший класс. При этом, если темпы освоения материала настолько высоки, что «перескакивать» необходимо сразу через несколько классов, у ребенка могут возникнуть проблемы с адаптацией в коллективе ребят, которые будут старше его. Чтобы этого избежать, разумно перевести ребенка на домашнее обучение.

        Тоже самое относится и к тем случаям, когда ребенок, наоборот, слишком медленно усваивает материал и отстает от сверстников, будучи при этом физически здоровым.

        Кроме того, семейное обучение может быть эффективным и даже необходимым для детей, которые серьезно занимаются спортом или всецело посвящают себя искусству, если им приходится часто пропускать занятия из-за соревнований и конкурсов. Актуально это и для тех, кто вынужден часто менять место жительства (например, дети военнослужащих). При переездах детям приходится часто менять образовательное учреждение и всякий раз заново адаптироваться к коллективу, что может негативно отражаться не только на их успеваемости, но и на психологическом состоянии.

        Во всех этих случаях закон позволяет ребенку получить образование вне стен учебного заведения, однако в этом случае наибольшая ответственность за образовательный процесс ложится на плечи родителей, которые могут как сами обучать своего ребенка, так и привлекать для этих целей репетиторов. Роль школы в этом случае состоит в, так называемом, методическом сопровождении. Учителя рекомендуют определенную стратегию образования, советуют те или иные учебники и пособия, чтобы ребенок освоил программу, предусмотренную государственным стандартом, и подготовился к сдаче итоговых экзаменов.

        Помимо «семейного образования» существует также понятие «экстернат», которое представляет собой форму аттестации при домашнем обучении, когда ученик может выучить материал в ускоренном режиме (например, освоить программу 10 и 11 класса за один год) и досрочно сдать экзамены.

        Как перевести ребенка на домашнее обучение?

        В случае, если ребенок не может посещать школу по состоянию здоровья, ему необходимо пройти медицинскую комиссию, которая и примет решение о переводе на домашнее обучение. Заключение этой комиссии вместе с заявлением, написанным в свободной форме, родители предоставляют директору школы, а он в свою очередь составляет приказ о переводе обучающегося на соответствующую форму обучения и назначает педагогов, которые на дому будут обучать ребенка. При этом, если ребенок нуждается в индивидуальной образовательной программе, учителя совместно с родителями, учитывая рекомендации врачей, составляют программу и наиболее удобный график занятий.

        В случаях же если перевод на семейное обучение не обусловлен какими-либо очевидными жизненными обстоятельствами (к таковым, помимо проблем со здоровьем, относятся занятия спортом и культурная деятельность, о которых мы говорили выше) процесс перевода на домашнюю форму обучения может затянуться. Написанное родителями заявление будет передано директором школы на рассмотрение в местный отдел или департамент образования. В результате положительного решения директор школы подписывает соответствующий приказ. После чего между школой и родителями заключается договор, а также согласуется программа. При этом школьные учителя не обязаны участвовать в образовательном процессе и обучать ребенка на дому, а сам ученик должен будет посещать школу в соответствии с согласованным графиком для промежуточной аттестации.

        Как проходит аттестация ребенка, обучающегося дома?

        Для получения документа, подтверждающего уровень полученного образования, необходимо пройти итоговую аттестацию. Важно отметить, что законодатель не предусматривает каких-либо различий в уровне требований к выпускникам, освоившим программу в стенах школы или на дому. Сдача экзамена проходит в общем порядке.

        Исключения могут составлять случаи, связанные с состоянием здоровья ребенка, но этот вопрос всегда решается в индивидуальном порядке вместе с родителями и медицинскими специалистами.

        В завершении необходимо отметить, что независимо от формы получения образования ребенком (в стенах образовательного учреждения или на дому) в дальнейшем выпускники школы имеют абсолютно равные возможности при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения.

        Адвокат, юрист портала «Я — Родитель» Иван Долгов

        Индивидуальное обучение на дому нормативные документы в 2020 году

        Вернуться назад на Нормативные документы 2020

        В соответствии Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) для детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, образовательными организациями может быть организовано обучение на дому или в медицинских организациях (ст. ст. 41,.66). Перечень заболеваний детей школьного возраста, при которых необходима организация их индивидуального обучения на дому, утверждается Минздравом РФ.

        Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому определяется нормативным правовым документом уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ — постановление правительства субъекта РФ и др. (ч. 6 ст. 41 Закона). В школе разрабатывается соответствующий локальный акт.

        «Домашнее обучение (обучение на дому) — способ получения образования, который предполагает изучение общеобразовательных предметов вне школы (дома, в образовательных центрах). Каждый год учащиеся должны проходить обязательную аттестацию в школе» — Википедия.

        «…Обучение на дому — освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицом, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим образовательное учреждение, при котором обучение осуществляется на дому педагогическими работниками соответствующих образовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных средств обучения…».

        Таким образом, домашнее обучение (обучение на дому) — это не форма получения образования или обучения, а условие организации учебного процесса для особых детей. То есть дети, которые переведены на домашнее обучение, являются полноправными участниками образовательного процесса школы.

        Основанием для организации обучения на дому является заключение медицинской организации и заявление родителей (законных представителей) в письменной форме на имя руководителя образовательной организации.

        Для получения заключения медицинской организации родителям (законным представителям) обучающегося необходимо обратиться в лечебное учреждение по месту жительства с заявлением о выдаче врачебной комиссией соответствующего медицинского заключения.

        На основании представленных документов руководителем образовательной организации издается распорядительный акт (приказ) об организации обучения на дому, которым утверждается учебный план, расписание занятий, определяется педагогический персонал для занятий с учеником, место проведения занятий.

        Родителям (законным представителям) выдается журнал учета проведенных занятий, в котором все преподаватели отмечают пройденные темы и количество часов, а также успеваемость ребенка. В конце учебного года родители (законные представители) сдают этот журнал в школу. Родители (законные представители) обучающегося обязаны создавать необходимые условия для обучения ребенка на дому.

        Обучающийся на дому пользуется всеми академическими правами:

        • школа предоставляет ему на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения;

        • оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;

        • осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию;

        • выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

        Обучение бесплатное. Кроме того, ребенок, обучающийся на дому, имеет право в соответствии с индивидуальным учебным планом посещать отдельные уроки и мероприятия в школе.

        Образовательная программа обучения на дому включает в себя:

        • индивидуальный учебный план обучающегося на дому;

        • рабочие программы по общеобразовательным предметам;

        • годовой календарный график;

        Индивидуальный учебный план обучающегося на дому составляется на основе учебного плана образовательной организации (с обязательным включением всех предметов учебного плана, минимума контрольных и практических работ, сроков проведения промежуточной аттестации) с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и медицинскими рекомендациями, согласовывается с родителями (законными представителями) обучающегося на дому и утверждается распорядительным актом руководителя образовательной организации. Расписание учебных занятий составляется с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося на дому.

        При обучении ребенка на дому могут применяться дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Порядок их применения определен приказом Минобрнауки России № 2. Отметим, что право выбора образовательных технологий Законом не предусмотрено.

        На основании статьи 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ органы государственной власти субъектов РФ вправе самостоятельно определять количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения детей-инвалидов в объеме, позволяющем обеспечить качественное образование и коррекцию недостатков развития ребенка.

        Главным достоинством обучения на дому является возможность учителя адаптировать содержательную часть образования, способы подачи материала, ориентируясь на возможности и потребности ученика, корректировать как действия ученика, так и свои собственные. Все это позволяет ученику работать экономно, в оптимальное для себя время, постоянно контролировать затраты своих сил.

        Вместе с тем, при обучении на дому ребенок не социализируется, не учится общаться и работать в команде, не приобретает опыт выступления на публике, отстаивания своего мнения перед сверстниками, вследствие чего в будущем у него могут возникнуть сложности с адаптацией к дальнейшей учебе и поиском работы.

        Примечание. Социализацию детей с ОВЗ позволяет обеспечить инклюзивное образование, которое становится все более популярным.

        Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

        В связи с развитием государственных программ, направленных на создание доступной среды для лиц с ОВЗ была значительно усовершенствована материально-техническая база образовательных организаций. Таким образом, в ряде школ созданы условия для обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов совместно со здоровыми детьми в режиме очного образования.

        Права ребенка на предоставление специальных условий обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья закреплены в ст. 34 ФЗ № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации», а порядок их обеспечения установлен приказом Минобрнауки России N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

        Вступил в силу ФГОС начального образования обучающихся с ОВЗ, который используется также при обучении детей на дому и при получении образования в форме семейного образования.

        Иногда родители (законные представители) смешивают эти понятия, вероятно, потому, что обучение на дому и семейное образование осуществляются в домашней обстановке.

        В чем же их принципиальные отличия:

        1. Обучение на дому организуется по необходимости, вследствие невозможности ребенком посещать школу из-за болезни. На семейное образование родители (законные представители) переводят ребенка по своему желанию с учетом его мнения.

        2. Обучение на дому — это условие организации школой учебного процесса для особых детей. Семейное образование – это форма получения образования вне образовательной организации.

        3. Организация обучения на дому осуществляется на основании медицинского заключения и заявления родителей (законных представителей). Для перехода на семейное образование требуется лишь информировать местный орган власти, как правило, орган управления образованием.

        4. Ребенок, обучающийся на дому, из списков школы, класса не исключается. Ребенок, получающий образование в семье, выбывает из школы и принимается в нее экстерном лишь на время прохождения промежуточной и итоговой аттестации.

        5. Обучающийся на дому получает образование бесплатно. Его обучают педагоги школы. При получении образования в форме семейного образования родители обучают ребенка сами или нанимают педагогов. В случае, если не будет ликвидирована академическая задолженность, ученик обязан продолжить обучение в школе. Также по решению родителей (законных представителей) на любом этапе обучение может быть продолжено в образовательной организации.

        Согласно Конституции бесплатное и общедоступное обучение гарантировано лишь тем детям, которые учатся в образовательных организациях — государственных или муниципальных. Поэтому родители, забирая ребенка из школы, должны сами позаботиться о средствах на обучение. Вместе с тем, они могут получать компенсацию на обучение, если на то будет соответствующее решение местных органов власти.

        Наследование 2020
        Национальная экономика 2020
        Начисление заработной платы 2020
        НДФЛ 2020
        Некоммерческие организации 2020

        Вопросы и ответы

        Вопросы, возникавшие при оформлении семейной формы обучения и в течение учёбы

        Вопросы по практике семейного обучения

        О нашей ассоциации родителей

        Психологические вопросы

        Вопросы, возникавшие при оформлении семейной формы обучения и в течение учёбы

        Родители, выбирающие семейное образование, принимают на себя полную ответственность за результаты образования и готовы преодолеть неведомые им пока трудности на протяжении ближайших десяти лет. Если у человека не хватает решимости и терпения, то эти внутренние качества определенным образом можно укрепить.

        Законы, положения и т.п. по оформлению на семейную форму обучения могут меняться, поэтому здесь будем отмечать дату последней редакции:

        Как оформить ребёнка на семейную форму обучения?

        Необходимо написать 3 заявления: о приеме/переводе на СО в школу, заявление-уведомление о выборе формы в УО, заявление о проведении ПА в школу (если Вы решили воспользоваться своим правом на промежуточную аттестацию). Подробнее

        Существует ли узаконенный перечень документов по организации семейного образования или могут быть варианты?

        Письмо Минобра РФ от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» — единственный нормативный акт, регулирующий получение образования в семейной форме на федеральном уровне. На местном уровне могут действовать другие нормативные акты, но они должны соответствовать закону об образовании и всему федеральному законодательству в целом.

        Ни закон об образовании, ни Письмо Минобра «Об организации получения образования в семейной форме» не описывают перечень документов для оформления.

        Закон обязывает уведомлять местные органы самоуправления о выборе СО муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (ст. 63). А все отношения со школой регулируются заявлениями родителя. Подробнее

        Эти заявления и можно назвать минимальным перечнем документов.

        Возможный комплект документов по организации семейного образования

        Подчёркиваем, что это лишь возможный комплект, т.к. узаконенного нет.

        1. Заявление родителей о приеме/переводе на обучение в форме семейного образования.
        2. Приказ по ОО о переводе на обучение в форме семейного образования.
        3. Приказ по ОО, регламентирующий аттестацию учащегося.
        4. Протокол заседания Педагогического Совета о переводе в следующий класс.
        5. Приказ по ОО об итогах аттестации учащегося.
        6. Расписание консультаций и аттестации учащегося.
        7. Протоколы аттестации.
        8. Журнал регистрации заявлений на перевод учащегося на семейную форму получения образования.
        9. Договор об организации промежуточной аттестации между ОО и родителями (законными представителями) обучающегося.
        10. Обязательно ли заводить персональный журнал для учащегося-семейника или можно учитывать его успеваемость в общем классном журнале?

          Не обязательно. Ведение классного журнала — это проблема школы. Для родителей и обучающегося-семейника важен перевод в следующий класс, который окончательно фиксируется в протоколе педсовета. Если аттестация будет проходить один раз в год, или блоками, то в отметках в журнале нет необходимости.

          И Вы можете получить все решения, в том числе, педсовета.

          Во многих школах принято проставлять только лишь четвертные отметки для учащегося-семейника. Как правило, он прикреплен к одному из классов соответствующей параллели, куда и проставляются отметки.

          Нужны ли протоколы аттестаций и, если да, то по какой форме их составлять: на каждый предмет? на каждый зачет?

          Законодательно установленного порядка нет.

          В известной нам практике заведен такой порядок: на каждый предмет и на каждый экзамен составляется ведомость. В заголовке пишется предмет и класс, а ниже пишется фамилия и инициалы учащегося и отметка (если аттестуется несколько учеников-семейников сразу, то в одну ведомость вносятся данные на каждого). Еще ниже подпись, фамилия учителя и дата. Это устраивает и школу, и управление образования.

          Принимает экзамены – учитель, и только в случае неаттестации собирается комиссия ст. 58 ч. 6

          Что прописывать в приказе, регламентирующем аттестацию учащегося, и существует ли утвержденное положение, определяющее, в какой форме и с какой периодичностью должна проводиться аттестация в частности в начальной школе?

          Никакого утвержденного на федеральном уровне положения нет.

          По закону об образовании, порядок аттестации определяет школа:

          Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

          3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

          10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;

          Школа обязана издать локальный акт: Положение школы о промежуточной аттестации (ПА), где она определяет понятие ПА (одна годовая или четыре четвертные аттестации), порядок и формы ПА. Также порядок, формы и сроки аттестаций могут быть закреплены в договоре между родителями и школой. Часто родители устно договариваются с ответственным за семейное образование в школе лицом о сроках сдачи экзаменов.

          Но важно помнить, что и школа, и родитель (законный представитель), и органы управления образованием, и органы защиты прав детей обязаны исходить из интересов ребенка. И именно родитель определяет эти интересы. Нуждается ребенок в блочном изучении? Или ребенку вообще не стоит пока проходить аттестацию? Родитель может решить и так поступить, это в рамках закона, государство дает право на прохождение ГИА в качестве экстерна, и с 1 по 8 классы аттестация не обязательна.

          Конечно, большинство семей аттестуются ежегодно, чаще всего 1 раз в год по предмету.

          Родителю следует пользоваться своим преимущественным правом на воспитание и обучение и договариваться со школой о таком порядке аттестации, который ребенку подойдет.

          Очень существенно: формы экзамена выбирают родители, т.к. по закону за образование ребенка, обучающегося в семье, отвечают родители, и они же, естественно, определяют наилучшую для него форму экзамена: устный, письменный, тестирование, собеседование, реферат. Для детей начальной школы экзамен незнакомому учителю является стрессом, поэтому было бы лучше для ребенка аттестовать по контрольным, которые они пишут дома, а экзамены начинать сдавать с пятого класса. В соответствии с 34 ст. Закона об образовании ПА является правом, а не обязанностью, поэтому, когда переговоры со школой об условиях аттестации заходят в тупик, бывает, что родители выбирают совсем не проходить аттестацию до 4 или до 9 класса.

          Порядок, формы и сроки аттестаций могут быть закреплены в договоре между родителями и школой.

          Самый выгодный способ прохождения аттестации — это освоение программ блочным способом, когда сразу после прохождения предмета сдается экзамен Подробнее

          Если школа возражает — спорить с ней необязательно. Достаточно подать заявление о проведении промежуточной аттестации и приложить к нему Ваш график.

          Школе может казаться, что она решает все. Однако все ее решения должны быть подчинены законным интересам ребенка — а определяет их именно родитель!

          Как проводится итоговая аттестация детей по таким предметам, как ИЗО, труд, физкультура, музыка?

          ИЗО, технология, физкультура, музыка входят в федеральный минимум и обязательны для изучения. Следовательно, при прохождении промежуточной аттестации они сдаются.
          Если вам удается договориться со школой о сдаче основных предметов (математика, русский и т.д.), то с аттестацией по не основным предметами трудностей не будет. Например, если ваш ребенок ходит в музыкальную или художественную школу, то по музыке и рисованию ему поставят пятерку, а если нет, то, может быть, четверку. Достаточно принести справку из музыкальной школы и спортивной секции.

          По ст. 34. Закона об образовании (Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования)

          1. Обучающимся предоставляются академические права на:

          7) зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

          Это положение действует на практике, многие школы удовлетворяются справками из музыкальных и художественных школ.

          На основании каких законов в настоящее время я имею право обучать ребенка без обязательного посещения школы, в семье?

          Когда оформляются все необходимые документы при поступлении в школу на семейную форму образования? Беспокоит то, что прием документов в школы заканчивается в конце мая, а определенности у меня пока нет.

          В соответствии с ним

          14. Прием заявлений в первый класс ОООД для граждан, проживающих на закрепленной территории, начинается не позднее 1 февраля и завершается не позднее 30 июня текущего года.

          Зачисление в ОООД оформляется распорядительным актом ОООД в течение 7 рабочих дней после приема документов.

          Для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений в первый класс начинается с 1 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года.

          ОООД, закончившие прием в первый класс всех детей, проживающих на закрепленной территории, осуществляют прием детей, не проживающих на закрепленной территории, ранее 1 июля.

          5. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест

          По житейски говоря, зачисляться в школу не по прописке надо уже после того, как закончится набор детей которых она обязана взять из своего микрорайона.

          Если я пишу заявление на семейную форму, то ребенка зачисляют в первый класс и окончить его он сможет не раньше чем через год хотя по результатам тестирования готов начать обучение со 2-го или 3-го класса. Что делать, искать другую школу или писать заявление на экстернат?

          На семейной форме 34 статьей Закона об образовании предусмотрена аттестация в качестве экстерна, а также дается право на досрочную, по мере подготовленности учащегося, промежуточную аттестацию, то есть досрочный перевод из класса в класс. Вы учите своего ребенка в соответствии с его развитием.

          1. Первые два месяца он числится в первом классе, а затем пишет (желательно дома, ведь аттестация в первом классе не проводится в соответствии с Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. N 2021/11-13 Об организации обучения в первом классе. ) контрольные по русскому языку и математике и, если школа будет настаивать, сдает чтение и окружающий мир. Еще через пару месяцев сдаете за второй класс.
          2. Школа аттестует вашего ребенка за второй класс и принимает сразу в третий класс на семейное образование.
          Описанные мной варианты не придуманы, а взяты из практики семейного образования в городе Москве. Выбирайте тот, который вам больше подходит, и добивайтесь от школы его осуществления.

          Не забывайте, вам предоставлено преимущественное право на обучение и воспитание своего ребенка – и вы можете выразить любую просьбу в заявлении в школу. Например, в заявлении о проведении промежуточной аттестации сразу за 3 класс.

          В каких школах в Москве семейная форма образования практикуется, а не только задекларирована в Уставе?

          Могу посоветовать позвонить в на горячую линию в Департамент образования, Управление образования Вашего округа, спросить, кто отвечает за семейное образование. Вам назовут чиновника, у него спросите, в какую школу он Вам рекомендует обратиться.

          Начните поиск с его рекомендации.

          А дальше опирайтесь на закон жизни – кто ищет, тот найдет!

          Чем принципиально отличается экстернат от семейной формы обучения?

          Экстернат как форма обучения с 1 сентября 2013 года отменен, теперь он является формой аттестации (ст 34 часть 3)

          3. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

          Можно ли оформить семейное образование или экстернат не там, где прописан ребенок, а в школе другого города?

          По действующему законодательству ребенок обучается там, где это удобно, вне связи с регистрацией, правда, при наличии мест в школе. Так что учите где желаете, но, по-моему, отступать в неблизкие места стоит только в том случае, если действительно невозможно решить проблему на месте.

          Дочке идти в школу только через год. В общеобразовательной школе нам отказали в экстернате. Я знаю, если настоять, то можно это устроить, но хотелось бы учиться, не испытывая мук с учебной бюрократией и медицинскими справками.

          Порядок приема детей в школы регулируется на федеральном уровне: Приказ Минобрнауки РФ от 22.01.2014 N 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Для записи и приема ребенка в общеобразовательную школу не нужны медицинские карты и иные заключения о здоровье детей, они предоставляются только по желанию родителей.

          Думаю, что вам стоит устроить ребенка на семейное образование. Затем начать девочку учить. Если возникнут трудности, мы вам поможем советом, а если вы зайдете в тупик, или трудности станут неразрешимыми, тогда мы вам поможем практически.
          В наше объединение родителей входят те, кто уже имеет какой-то опыт защиты своего ребенка перед учебной бюрократией. Иногда мое предложение сделать что-то самостоятельно люди воспринимают как вежливый отказ в помощи, а это не так, родители должны самостоятельно пытаться открыть дверь в образовательное пространство, называемое обучением в семье.
          Первое, что нужно в начале пути, — это знание законов и своих прав. Уточню терминологию: домашнее обучение было всегда, в том числе и в СССР, для больных детей. Здоровых детей можно было учить только в школе. Возможность отдавать ребенка в школу или обучать его в семье, была законодательно разрешена с 1992 года. Право выбора формы предоставлено родителям. Директор должен зафиксировать Ваш выбор и обеспечить обучение. Права отказа в выбранной родителями форме образования у администрации школы нет.

          Подскажите нам, группе родителей, которая решила перевести своих детей на семейное обучение, как это оформить юридически и с чего лучше начать. Возможно, ли нам договорится с одной школой? Мы планируем, со временем, создать свою начальную школу, а затем и среднюю, по системе одного известного педагога…

          Договориться с одной школой можно. То, что дети из разных мест, значения не имеет

          С 2015 года в Москве и области начали возникать объединения родителей. Позже этот процесс начался и в других регионах. У нас, как правило, собираются несколько живущих недалеко друг от друга семей вокруг мамы, обучившей одного или более детей до 5 класса или старше. Каждая семья оформляется в школу, к которой прикреплены дети опытной мамы. Необходимость в образовании юридического лица возникает только в связи с арендой помещения. Какую конкретно организационно-правовую форму выбрать, зависит от региона, подсказать лучший вариант могут местные юристы.

          Образовательный процесс в объединении не похож на то, что происходит в маленькой школе. В основном детей учат родители у себя дома, какие-то консультации проводит в группе одна из мам, семьи вместе регулярно посещают музеи по этнографии, истории, географии, зоологии и изобразительному искусству. К аттестациями готовятся специально в конце учебного года, больше беспокоясь о том, чтобы изучаемые предметы были интересны.

          Есть родители, которые учат детей сами без оформления в школе, предполагая сдавать все аттестации перед ОГЭ. Таких семей пока мало, так как закон, позволяющий такой вариант обучения, вступил в силу только в 2013 году.

          Что касается организации начальной школы и старше — у меня такого опыта нет. На мой взгляд, семейное образование настолько превосходит обучение в любой классно-урочной системе, что для любого родителя, готового обеспечить обучение в семье, я бы советовал попробовать именно СО. Вернуться в систему всегда возможно.

          Все дети разные. Любая методика, примененная к произвольно подобранной группе, обязательно породит насилие в отношении каких-то членов этой группы. Вы думаете, что для каждого ребенка невозможно написать свой учебный план? Есть целые страны, которые право на образование в своем законе записали не в общем виде, как в большинстве стран, а в виде права на индивидуальное образование — это Япония и Финляндия. Педагоги в этих странах выяснили, что есть социально значимое количество детей, не способных «хлебать знания» из общей тарелки. Я считаю, что каждый ребенок достоин того, чтобы знания ему давались в соответствие с его склонностями и темпом его развития. Иначе говоря, я сторонник индивидуального обучения. В наших условиях это можно осуществить, давая образование в семье. Опыт нашей семьи и десятков других доказал, что возможно обучить детей от 1-го до 11-го класса самостоятельно.

          Мы помогаем родителям подобрать для каждого ребенка учебники, объясняем, в каком темпе их надо проходить, сколько всего по времени нужно заниматься в течение дня. Дети приходят к нам один раз в неделю. Мы проверяем, что сделано за неделю, и даем рекомендации. Важно то, что большую часть образовательного процесса осуществляют родители, ребенок действительно получает образование в семье.

          При какой форме обучения у ребенка больше прав, есть ли преимущества семейной формы обучения перед экстернатом? Можно ли пользоваться литературой и учебниками из школьной библиотеки и получать бесплатные консультации преподавателей?

          Обучающиеся на семейной форме зачисляются в образовательную организацию в качестве экстерна. Как обучающиеся — экстерны — они, в числе других прав, имеют право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации, обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятия, и многое другое.

          Регулировать отношения со школой может договор. В последнее время бывает трудно заключить договор на семейное обучение, но нужно стремиться заключить хотя бы договор О промежуточной аттестации — и не в той куцой версии, которые частенько предлагает школа. В этот договор можно много чего вписать, типового договора нет. Например, в законе отдельно не оговаривается право на консультации перед экзаменом, это можно закрепить договором.

          Общее замечание: когда преодолеете сопротивление школы в отношении вас, то надо наладить обучение вашего ребенка (в том числе и аттестацию) как совместное дело со школой. К сожалению, на налаживание этих отношений уходит иногда месяцы, а то и годы.

          Мне сообщили ужасную новость! Вышел какой-то приказ, отменяющий семейную форму обучения. Пожалуйста, подскажите, что делать.

          Эта новость появляется каждый год, начиная с 1992. Сообщаю Вам новость, противоположную ужасной. Семейное образование как было предусмотрено Законом РФ «Об образовании» 1992 года, так и осталось. Новый федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» подтвердил право родителей учить детей в семье.

          В 2005 году сняли федеральное финансирование семейного образования, но осталось местное финансирование. Поясняю. Родители, дающие образование детям в семье, получают финансовую компенсацию. В настоящее время эту компенсацию получают обучающиеся на семейной форме некоторых регионов РФ по местным законам и подзаконным актам.

          В данный момент органы образования города Москвы не исполняют этот закон, несмотря на то, что законодатели посчитали эту норму не противоречащей новому законодательству.

          Если я заберу ребенка на семейную форму обучения, как это скажется на школьной учительнице в плане материальном, теряет ли она какие-то деньги за то, что в ее классе сидит на одного ребенка меньше? (Отношения с учительницей хорошие, но уровень образования меня все равно не устраивает, и нагрузка на детей большая.)

          Если Ваш ребенок учится в общеобразовательной школе, то изменения в классе на одного человека в середине учебного года ни на что не влияет.

          Возможны ли занятия по системе семейного обучения с 12-13-летними, с таким прицелом, чтобы школу закончить, параллельно готовясь в вуз?
          Как можно понять из прочтения статей, помещенных на сайте, мы предлагаем не идеи, а опыт. Мы с женой и десятки семей, известных нам, обучили своих детей от 1-го до 11-го класса самостоятельно. Было много таких, кто начинал не с 1-го класса, а с какого-то класса второй ступени, есть даже случаи, когда переходили на семейную форму с 10-го класса. Так что дорожки протоптаны.

          Подавляющее большинство известных нам детей, обучавшихся на СО, успешно поступили в вузы или уже закончили их.

          Что делать, если школа отказывает в выборе родителями семейного обучения их детей?

          Родителям нужно написать заявление уполномоченному по правам ребенка Вашего региона о том, что ущемляется конституционное право Вашего ребенка на образование, а именно: государственная школа не обеспечивает предусмотренную законом форму «получение образования в семье». Если Ваш уполномоченный не будет помогать, то можно будет написать уполномоченному по правам человека при Президенте РФ. Мы знаем о том, как он откликнулся на заявление мамы и помог ребенку, материал об этом Вы можете посмотреть на сайте в разделе «Борьба за права детей».
          Прочтите статью 43 Конституции РФ (о праве на образование), там в пункте 5 говорится, что РФ поддерживает различные формы обучения. Если в вашем городе и в области дети лишены этого права (учиться по семейной форме), то такое положение является прямым нарушением и Конституции и Закона «Об образовании». Уполномоченный по защите прав детей обязан принять меры для исправления ситуации.
          Также можно подать заявление в местную прокуратуру о нарушении прав вашего ребенка.

          Мы, родители, оформление документов о переводе на СО переложили на школу, хотя школа объясняет нам, что это не их дело и именно мы должны ходить по чиновникам и все узнавать.

          Формальная сторона вопроса такая: семья отвечает за воспитание и образование ребенка, а школа обязана правильно оформить результаты обучения и вести делопроизводство. Если же ребенок обучается в школе, то школа ответственна не только за оформление, но и за результаты.

          Родители должны только написать заявление о переходе на семейную форму в школу и уведомить органы местного самоуправления о выборе формы.

          Какие подзаконные акты местного уровня о семейном образовании родителям из регионов нужно искать?

          Если раньше «семейники» получали компенсацию из федерального и местного бюджета, то теперь только из местного. Правовая же сторона осталась той же.

          Сейчас Вы решаете правовые вопросы, когда они будут решены, тогда можно будет решать и финансовые. Ваше право обеспечивается Конституцией и Федеральным законом, и очевидно, что местные законы не могут вступать в противоречие с ними.

          Чтобы узнать, какие местные законы регулируют выбранную Вами форму образования и прописаны ли в них компенсации, Вы можете включить в Ваше заявление о выборе формы фразу «Прошу ознакомить меня с местным Положением о семейном образовании, и в случае его отсутствия, прошу в месячный срок разработать необходимую правовую базу для сопровождения выбранной мною формы образования.«

          Необходимо ли согласие второго родителя для перевода на семейную форму обучения?

          Вспоминается один старый знакомый, которого мы называли «юридированым». Он получил соответствующее образование и любую ситуацию пытался воспринять в юридических терминах. Отношения в образовательной системе в подавляющем большинстве случаев описываются категорией «де-факто»: в частности, из-за того, что слабо разработана законодательная база. Проблемы решаются по смыслу, а не по букве.
          Выбрав семейную форму обучения, Вы своими силами и ресурсами обеспечиваете процесс образования ребенка и отвечаете за результаты. Если второй родитель фактически не принимает участия в образовании, то есть выключен из содержания процесса, то тем самым лишает себя права выбора его формы. Если родители вместе участвуют в обучении, то чьих усилий больше, тот и решает. Как в акционерном обществе — у кого контрольный пакет, за тем и последнее слово.

          Вопросы по практике семейного обучения

          Если мы за полгода осилили годовую программу по русскому языку и математике и др., стоит ли повторять пройденный материал или начать следующий год?

          Родителями также замечено, что изучение нового материала дается ребенку гораздо легче, чем повторение этого же материала спустя полгода.
          Ребенок должен делать все, что он может делать. Тогда он развивается в полную силу.

          Что касается русского языка, то начиная с пятого класса, все, что было в начальной школе, повторяется. Кроме того, относительно каждого предмета нужно иметь свое суждение о том, как его осваивать. Не следует становиться в положение послушного исполнителя требований министерства образования. Лучше иметь собственное суждение о том, какова общая цель по данному предмету и как процесс обучения развертывается во времени, т.е. как ставятся частные цели – для Вашего ребенка, достижение которых приводит к окончательному результату.

          Поясню на примере. Маленькие дети практически все знают, что «жи-, ши-» надо писать через «и», и тем не менее пишут через «ы». Основная цель изучения русского языка — достижение грамотности. Грамотность — в руке, а не в голове. Поэтому изучение русского языка, а впрочем, и иностранного, — это наработка навыков. В родном языке — письменной речи, а в иностранном — еще и устной. Для точности замечу, что в иностранном, конечно, изучение грамматики, облегчает освоение языка, а в русском — только отягощает. Речь идет о бытовом использовании языка, разумеется.

          Можно ли перевестись в следующий класс посередине третьей четверти? стоит ли? и если да, то как?

          Относительно расположения ребенка в том или ином классе: нужно, чтобы он учился там, где у него на 90% получается, а на 10% — нет. Это касается и нагрузки по отдельным предметам. В нашей практике была девочка 8 лет, которая училась в шестом классе. Мы ее последовательно переводили из класса в класс, пока не нашли правильный вариант. Здесь может быть только проблема административных барьеров, препятствующих поиску правильных вариантов. Конкретно в Вашем случае при таком перемещении из класса в класс могут возникнуть трудности с администрацией школы.
          Формально перевод осуществляется через аттестацию за очередной класс. Положение о семейном образовании предусматривает возможность аттестации, когда ребенок к ней готов, без привязки к началу или концу учебного года.

          Если вы хотите аттестоваться, пропустив какой-то класс, например, после первого, сразу за третий, то можно воспользоваться правом на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение по ст 34 часть 1 п. 3 Закона об образовании. Для этого нужно написать заявление, в котором просить аттестовать Вас за 3 класс в качестве экстерна в соответствии со ст. 34 часть 3, ст. 34 часть 1 п. 3.

          Как быть, если темп изучения некоторых предметов отстает? Значит ли, что, к примеру, по одним предметам дитё в третьем классе, а по другим — в четвертом? И в классном журнале какого класса тогда мы будем значиться?
          Числиться приходится в третьем, т.е. в том, по которому ребенок имеет наименьшую цифру. Эти проблемы обычно заканчиваются при переходе на вторую ступень, в 5-м — 6-м классе.

          Могу ли я самостоятельно выбирать программу обучения для ребенка или я должна следовать той программе, которая применяется в школе, к которой мы прикреплены?
          Вы можете углублять программу или снижать требования вплоть до, так называемых, коррекционных, можете ускоренно проходить программу. Есть случаи, когда необходимо замедлять темп учебы. Но вы не можете менять содержание образования. По наследству от СССР, нам досталась политехническая школа. Это означает, что по объему часов математика занимает больше времени, чем русский язык. В старших классах предметы естественно-научного цикла занимают примерно 70% учебного времени.

          Не знаете ли вы какие-либо очно-заочные центры/школы семейного обучения или экстерната в Москве? Т.е. чтобы приезжать пару раз в год на аттестацию (или на учебу на все лето очно, а остальное время консультироваться дистанционно.) Мы живём не в России. С местной системой образования по вопросам семейного обучения сталкиваться не хочу по ряду причин:

        11. планируем переезд в будущем, поэтому сразу хотелось бы ориентироваться на российскую программу, которая отличается даже в началке;
        12. опыта с семейным образованием у местной системы нет никакого, чтобы просто узнать, как это оформить и подъехать с этим к школе, мне пришлось звонить в Министерство наробраза, ниже никто ничего не знает, не ведает.
        13. Ответ.

          Учеба летом связана только с поступлением в институт, занимаются с детьми только репетиторы. Если есть большая заинтересованность в дистанционном обучении, то мы можем попробовать его наладить, отвечая на вопросы заинтересованной стороны.

          Где можно найти обоснование для отказа от изучения языка той республики, в которой мы живем?

          Надо выяснить, является ли этот язык обязательным предметом. Есть перечень обязательных предметов, федеральных и региональных. Я думаю, что от регионального предмета можно отказаться или найти какой-то компромисс со школой так, чтобы не утруждать детей.

          И все же позже прокуратура Татарсана потребовала от школ вернуться к федеральному минимуму, и теперь татарский язык там можно не изучать.

          В Башкирии сам Президент республики Рустэм Хамитов высказался, что «Башкирский язык должен изучаться, но не насильно»

          Как родители на семейной форме обучения занимаются с детьми по математике, русскому и английскому языкам, по устным предметам? У нас дети читают учебники, выборочно выполняют задания, а по устным предметам просто читают.

          По тем предметам, которые традиционно считаются письменными, нужно еще писать не реже, чем один раз в месяц, проверочные и контрольные работы и сдавать их в школу, где по ним выставляются четвертные и годовые отметки.
          Просто чтения в принципе не должно быть. Этого явно недостаточно. Чтение параграфа учебника заканчивается письменными ответами на вопросы либо составлением конспекта по этому параграфу. И ответы на вопрос, и конспект должны быть родителями оценены с точки зрения полноты и правильности.

          В чем вообще роль взрослого, а что ребенку надо делать самому?

          Взрослый, прежде всего, организатор занятий. Нужно решить, когда детям естественно ложиться и когда вставать, в какой половине дня лучше заниматься. Затем нужно распределить занятия в течение недели: какими-то предметами нужно заниматься каждый день, какими-то два раза в неделю. В зависимости от способностей ребенка и его возраста, а также качества учебника, нужно определять, насколько самостоятельно он будет осваивать предмет. Распределение самостоятельности ребенка и участия взрослого по годам обучения выглядят примерно так: в начальной школе ребенка нужно, образно говоря, вести за руку (то есть присутствовать во время занятий), в пятом-шестом классах нужно учить добывать знания из книжки, объяснять как составлять конспект, давать ребенку, что возможно, осваивать самостоятельно. Как правило, к седьмому классу, можно научить детей самостоятельно учиться, а именно, не объяснять им новый материал, а только отвечать на вопросы.

          Отметим: если в нужное время необходимые шаги по воспитанию самостоятельности не были предприняты, то не стоит ожидать от ребенка, что он освоит это автоматически.

          Например, у ребенка не выработаны некоторые жизненно важные навыки или он не приучен к определенной работе. Не нужно надеяться, что это пройдет с возрастом.

          Родительское воспитание в каких-то вопросах не имеет альтернативы.

          Моя дочь перешла в 7-й класс православной гимназии. В конце учебного года я пришла к выводу, что хочу забрать ее из гимназии. Проблема состоит в том, что я не доверяю общеобразовательным школам, а платить за элитное образование нет возможности.

          Выбор формы — безусловно, за Вами. Родитель всегда лучше знает, что необходимо его ребенку.

          Со своей стороны я могу сказать о распространенных проблемах. Основная задача с Вашим ребенком, если Вы перейдете на семейное образование, будет связана с тем, что, во-первых, мы стараемся к 7-му классу научить детей самостоятельно работать, в частности, мы не объясняем новый материал, первый проход они делают сами. Во-вторых, в 7-м классе начинаются новые предметы, такие как геометрия и физика, в которые очень важно правильно войти.

          Переход на семейное обучение на средней или старшей ступени потребует от родителей решения не только образовательных задач, но и формирования новых, нешкольных жизненных установок у ребенка и изменения его отношения к процессу обучения. Сейчас появился термин для такого процесса «расшколивание».

          До 7 класса Ваш ребенок проводил значительную часть жизни в школе. Многолетнее воздействие места формирует привычки, о которых принято говорить, что они вторая натура. Школа, бюджетная организация или, как говорили раньше, «казенный дом», решает лишь информационно-познавательные задачи, а воспитательные цели, в частности, достижение самостоятельности и независимости, прямо не ставятся. Воспитывает само пребывание в организации в образовательном потоке. Посмотрите, например, какие последствия возникают от многолетнего получения оценок. С одной стороны, оценки служат средством передачи родителям и вышестоящим инстанциям мнения учителя, с другой, через оценки формируется зависимость учащегося от системы и одновременно подавляется его самостоятельность. В СМИ много говорят о безоценочной системе образования, но на практике ничего не делается, потому что, если забрать у школы возможность ставить оценки, то процесс обучения распадется.

          На семейном образовании все иначе. Если ребенок с начальной школы учился дома, то, как показывает опыт, к 7-8 классу у большинства детей удается сохранить интерес к познанию, их можно научить самостоятельно трудится для достижения результата и, что весьма важно, добившись результата, учащиеся умеют оценивать его сами. Коротко можно сказать так: если взяться за обучение в семье достаточно рано, то к 7-8 классу можно научить ребенка самостоятельно добывать знания. Переход на средней ступени потребует от родителей дополнительных усилий. Иногда приходится потратить год или два, чтобы освободиться от наработанных в школе принципов, мешающих образованию в семье.

          Можно ли попробовать начать обучение (именно целенаправленно) уже с 6 лет или нужно ждать еще год?
          Да, можно.

          Можем ли мы при семейной форме обучения аттестоваться по предметам блоками за несколько классов?

          Обычно полностью заканчивают по всем предметам какую-то параллель, а затем приступают к следующей. Через класс или даже через два в течение года переходят, но последовательно, как я сказал выше. Но у вас же может получиться иначе, никаких формальных запретов на то нет. Сегодня такой опыт уже известен, хотя и не распространен.

          Даже школы используют блочное обучение и отказ от промежуточных аттестаций для своих очников — так работала школа Тубельского в Москве и школа Щетинина в Геленджике. Одно только блочное обучение используется в школьных учебных планах еще чаще.

          Можем ли мы заниматься по выбранной нами программе или по своей собственной?
          На семейной форме обучения ответственность за результаты образования несут родители. Школа вас только аттестует. Поэтому в рамках утвержденных Минобразом учебников вы можете выбирать тот, который, по-вашему, более подходит для ребенка. Здесь могут возникнуть трудности, например, учитель привык преподавать математику во втором классе по Моро, а вы хотите аттестоваться по Петерсон. Настаивайте на своем — это ваше право.

          Когда вы заранее ведете переговоры со школой о программе обучения, сформулируйте Ваши требования и знайте, что все обучающиеся имеют право на ИУП. Что это и как этим пользоваться, рассмотрено в статье ИУП — индивидуальный учебный план .

          Где взять стандарт обучения, и одинаков ли он для всех школ?

          Требования, которые Вам предъявят (должны предъявить) на аттестациях, прописаны во ФГОСе , и только по ступеням: для начальной школы, средней и третьей ступени. Они достаточно расплывчаты, и на них не стоит ориентироваться. Требования по конкретному классу прописаны в программах по каждому предмету, которые Вы выберете для обучения.

          Выбирайте для себя учебники, утвержденные или рекомендованные Минобразом — этим будет обеспечен достаточно широкий выбор, а школа не будет спорить с учебниками, рекомендованными Министерством образования.
          Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию
          Программу к выбранному Вами учебнику Вы найдете в Интернете. Обычно они состоят из перечисления результатов освоения курса, содержания материалов, перечня умений и навыков, критериев и норм оценки знаний обучающихся.

          Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС) поэтапно вводятся с 2010/2011 учебного года.
          С 1 сентября 2020 г. по новым ФГОСам будут обучаться учащиеся 1-9 классов. В 10-11 классах действуют государственные образовательные стандарты, принятые в 2004 году: Базисный учебный план 2004 года

          По мере готовности образовательных организаций переход на ФГОС может осуществляться в пилотном режиме.

          Существуют стандарты по ступеням: для начальной школы, средней и третьей ступени. Они достаточно расплывчаты, и на них не стоит ориентироваться. Выбирайте для себя учебники, утвержденные или рекомендованные Минобразом — этим будет обеспечен достаточно широкий выбор, а школа не будет спорить с учебниками, рекомендованными Министерством образования.

          На Вашем сайте в рубрике «Практика обучения» есть темы «5-6 класс», «Естественные науки», «География», «Литература». Но открывается только «История». Хотелось бы почитать Ваши наработки и все, что можно, по 5-му классу и выше.

          Сайт мы сделали как площадку для обсуждения подходов к теме «Образование своих детей дома» и убеждения родителей в том, что практически возможно. Поэтому мы обозначили рубрики, открыли форум для родителей-практиков семейного образования, на примере разработок по истории показали, как можно работать, а остальные предметы рубрики «Практика обучения» будем продвигать этим летом и, что самое важное, по конкретным запросам родителей. Скажем, Вас интересует что-то по 5-му классу, напишите, что именно, и мы дадим ответ. Еще мы надеемся, что свои разработке в рубрику «Практика обучения» пришлют родители-практики семейного образования.

          Как при семейном обучении сдают экзамены по рисованию, физкультуре, труду, где мальчики проходят военные сборы?
          Школа выдает аттестаты всем, в том числе и двоечникам, потому что она в этом заинтересована. Отсюда вывод: найдите школу, которая будет заинтересована обучать Вашего ребенка экстерном или на семейной форме. Школьная администрация сама Вам подскажет, как сдавать вышеперечисленные предметы или примет Ваше предложение.

          Школа требует писать календарно-тематические планы для контроля процесса обучения, вести журналы, т.к. перевод в другой класс осуществляется педсоветом на основе оценок в журнале и экзаменов в конце года. Какие мотивации, чтобы этого избежать?

          Главными ответственными людьми за все аспекты жизни ребенка являются его родители. Это положение отражено точными юридическими терминами в Семейном кодексе.

          Перевод в следующий класс осуществляется при семейном образовании по результатам положительных оценок на промежуточной аттестации, контролировать сам процесс обучения и осуществлять текущую аттестацию школа не имеет права. Наш совет: когда пишете заявление на проведение промежуточной аттестации, обязательно пишите: «прошу провести промежуточную аттестацию в качестве экстерна».

          Мои дети (2-й и 4-й классы) хотели бы четвертные контрольные писать дома и приносить их в школу для аттестации, но школа требует все контрольные писать у них, чтобы контролировать наших детей. Что делать?
          Когда Вы приходите в школу, то надо твердо держаться того, что Вы пришли в образовательное учреждение, где проблемы Вашего ребенка должны решаться с педагогических позиций, а ни с каких-то иных, например, бюрократических.

          Есть ли у Вас какая-то литература или что-нибудь в помощь родителям, которые решили обучать своих детей дома?
          Наш сайт и создан в помощь родителям, которые обучают своих детей дома. Почитайте раздел Практика обучения.
          Задайте конкретный вопрос на Форуме сайта. Для того, чтобы задать свой вопрос, зарегистрируйтесь на Форуме. Когда у Вас самих накопится опыт обучения, поделитесь им, открыв свою тему в Форуме и став ее ведущим.

          Считается ли непосещение школы прогулом?
          По закону, родители обязаны давать образование своему ребенку. Выбрав «семейную» форму, вы можете не посещать школу с момента уведомления о Вашем выборе директора школы.
          Понятие «прогул» используется в трудовом законодательстве, а в образовательном процессе есть термин «посещение». Школу накажут, если Ваш ребенок не посещает уроки.

          Если по семейным обстоятельствам необходимо пропустить занятия — напишите заявление:

          Прошу освободить от занятий в школе моего ребенка, ученика (-цу) 7 А класса (ФИО ребенка, дата пропуска) в связи с _____________________ (указать причину пропуска)
          Я, _______________________________ , несу личную ответственность за качество образования , жизнь и здоровье (ФИО) в указанные дни.

          Ребенок во время отсутствия в школе находится под моим контролем.
          Дата ________________ Подпись _________________

          Как можно составить программу, по которой можно обучать детей дома?
          В учебном году 34 недели. Весь объем конкретного учебника по конкретному предмету должен быть пройден за 28-30 недель, чтобы осталось время на подготовку к аттестации. Далее делим количество параграфов на 28-30 частей и вперед. Необходимо также учесть, что ребенок может и болеть какое-то время, т. е этот фактор тоже надо учитывать.
          Также можно изучать предметы блочно: Подробнее

          Для текущего контроля усвоения материала таких предметов, как география и биология, достаточно, чтобы учащийся письменно давал краткие ответы на вопросы в конце очередного параграфа.
          Чтобы подробнее узнать о том, как заниматься по разным предметам, почитайте раздел Практика обучения.

          В какой форме сдавать экзамены (кроме выпускных)?
          Родители выбирают форму экзамена (форм экзамена установлено пять: письменный, устный, реферат, тестирование, собеседование). Родители же готовят экзаменационный материал. Это с очевидностью следует из того, что родители учили ребенка и лучше знают, какая форма экзамена ему подходит и на каком материале его проводить. Родители имеют право присутствовать на экзамене и в случае недоброжелательного или иного непедагогического поведения экзаменатора его прервать. Важно только, чтобы у родителей смелости на это хватило.

          Юридическое основание для выбора формы родителем: Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

          22) учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся ;
          23) индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

          О нашей ассоциации родителей

          Сообщите, пожалуйста, адрес и телефон (-ы) Вашей школы!
          Напишите подробно, в чем Ваша проблема, и мы Вам ответим.
          Пояснение. Наше объединение родителей — НЕ коммерческая организация. У организаторов нет погони за прибылью и желания заполучить к себе как можно больше детей вместе с кошельками их родителей. Со всеми желающими мы просто не справимся. Кроме желающих и даже остро нуждающихся в именно такой форме обучения есть ещё любители просто поболтать, поспорить. Как естественно беречь своё мыло от спамеров, так естественно беречь свой телефон от желающих просто поболтать и обсудить проблему. Раз наша ассоциация не платный сервис коммерческих услуг, то и телефона с вежливым секретарём у нас нет.

          Что же написать? Столько всего… И в ваших статьях уже написано как раз то, что я думаю!
          Если решились написать, напишите в чём проблема у Вас конкретно, какие шаги были предприняты для её решения, что не можете решить сами. В проблеме с нерешительностью родителей и их страхом ошибиться мы помочь не можем. Это проблема психологии, а не образования.

          Помогите найти Учителя для моего ребёнка!
          Мы занимаемся семейным образованием с 1986 г. Считаем, что лучшими учителями для ребенка являются родители (во всяком случае, те, которые так считают). Так что в поиске Учителя помочь не сможем.

          Чем же тогда Ваш центр занимается?
          Основная задача нашего объединения — помочь родителям, которым не хватает опыта в решении как проблем образования своего ребенка, так и проблем его аттестации. По-иному можно сказать — мы помогаем в решении содержательных задач семейного образования и задач внешних, но тем, кто уже что-то делает и зашел в тупик или не может решить какую-то возникшую по жизни задачу.
          Так как мы являемся практиками, то и поддерживаем практиков. К сожалению, мы не можем помогать тем, кто только размышляет о возможности вступления на этот путь. Если у Вас возникнут какие-то вопросы, ещё не затронутые здесь — задайте их на форуме, и мы с удовольствием на них ответим.

          В каком случае Вы принимаете ребенка на обучение?
          Наш центр не решает собственных образовательных задач, мы поддерживаем родителей, которые обучают своих детей в семье. Если видим, что они действительно не могут без нас обойтись, то принимаем их в ассоциацию. Как правило, это родители, которые уже учат или хотя бы попытались давать образование детям в семье.

          Как учатся дети в вашем Центре?
          Наше объединение родителей не является учебным учреждением. Все дети являются обучающимися государственных или негосударственных аккредитованных московских школ, и их формы обучения с 2013 года — семейная или заочная. У нас они получают помощь: в подборе учебников, индивидуализации учебного плана, составлении расписания занятий в течении недели, а также периодическую помощь в контроле по освоению предметов. Школа оценивает их по аттестациям в конце года при семейной форме или по графику школы при заочной форме. В 9-м и 11-м классах дети сдают на общих основаниях государственные экзамены и получают аттестаты государственного образца.

          Есть ли у Вас возможность осуществлять помощь родителям за пределами Москвы?

          Были планы по разработке дистанционного обучения, но в связи с появлением в последние годы значительного количества такого рода школ в разных городах страны, мы ограничились Москвой и областью. Из близлежащих регионов в наше объединение обращались родители за однократными консультациями для последующей организации семейного образования у себя. Мы охотно делимся своим опытом.

          Психологические вопросы

          Мы не можем решиться! страшно! помогите!
          Повторяю, в проблеме с нерешительностью родителей и их «страхом ошибиться» мы помочь не можем. Это проблема психологии, а не образования.

          Как избежать ошибок в образовании? или Как поступать не спонтанно, а глубоко продумано?
          С такой постановкой мне неоднократно приходилось встречаться. В более точной формулировке она звучит так: как поступать, не делая ошибок, не наступая на грабли и не имея рисков. Опыт жизни подсказывает: как глубоко не думай, ошибки будут, риски реализуются, и на грабли придется наступать. Мой собственный опыт формулируется по-другому: я говорю себе — ошибусь, исправлюсь. Знаю случай, когда человек весьма высокого интеллекта, решивший все продумывать безупречно, так ничего и не предпринял в жизни, остался лежать на диване, обдумывая как же поступать, не делая ошибок.

          Общение со сверстниками и социальная адаптация. Судя по отзывам, с этим бывают проблемы.
          Это вопрос взгляда на жизнь. Я считаю, что детский коллектив, особенно школьный, то есть принудительное общение, является сугубо вредным для ребенка. Социально адаптирован человек, который понимает, как устроена жизнь, понимает людей и хорошо к ним относится. Чтобы достичь этого, семьи достаточно, а в школу ходить не только не обязательно, но даже вредно.
          Когда наступает переходный возраст у детей, я часто говорю родителям, что это время испытания их зрелости. То же самое можно сказать и о выборе формы обучения.

          Читайте так же:  Льготы усыновителю