Пособие к снип организация строительства

Оглавление:

Пособие к СНиП 3.01.01-85. Разработка проектов организации строительства и проектов производства работ для реконструкции действующих предприятий, зданий и сооружений. Справочное пособие к СНиП

Наименование документа: Пособие к СНиП 3.01.01-85
Тип документа: Пособие к СНиП
Статус документа: действующий
Название рус.: Разработка проектов организации строительства и проектов производства работ для реконструкции действующих предприятий, зданий и сооружений. Справочное пособие к СНиП
Область применения: Пособие отражает особенности разработки проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР), вызванные особенностями организации строительства и производства строительно-монтажных работ при реконструкции действующих предприятий, зданий и сооружений, например стесненностью рабочих зон при выполнении строительно-монтажных работ, ограниченной возможностью применения типовой технологии производства работ и поточных методов организации строительного производства и т.п. Настоящее Пособие разработано для условий производства строительно-монтажных работ без остановки, а также с частичной и полной остановкой промышленного производства предприятий, зданий и сооружений. Названные выше методы реконструкции различаются степенью совмещения строительно-монтажных работ с основной деятельностью предприятия и в связи с этим условиями осуществления реконструкции объектов.
Краткое содержание: 1. Общие положения
2. Проект организации строительства
3. Проект производства работ
Дата актуализации текста: 01.10.2008
Дата введения: 01.01.1990
Дата добавления в базу: 01.02.2009
Доступно сейчас для просмотра: 100% текста. Полная версия документа.
Опубликован: Стройиздат № 1990
Документ утвержден: ЦНИИОМТП Госстроя СССР от 1990-01-01
Документ разработан:

Центральный научно-исследовательский
и проектно-экспериментальный институт организации,
механизации и технической помощи строительству
(ЦНИИОМТП) Госстроя СССР

Справочное пособие к СНиП

Серия основана в 1989 году

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТОВ ОРГАНИЗАЦИИ
СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРОЕКТОВ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ
ДЛЯ РЕКОНСТРУКЦИИ ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ,
ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

Москва Стройиздат 1990

Рекомендовано к изданию секцией организации строительного производства Научно-технического совета ЦНИИОМТП Госстроя СССР.

Разработано ЦНИИОМТП (кандидаты техн. наук В.В. Шахпаронов, В.П. Володин, Ф.Ф. Джалилов, Л.П. Аблязов, В.А. Большаков, Б.Г. Борисенков, В.С. Воронцов, Р.А. Гребенник, П.П. Олейник, С.Е. Чекулаев, инженеры И.Б. Аваева, Р.Б. Степанова, Л.А. Телингатер) при участии ДИСИ (канд. техн. наук В.А. Давыдов); НИИОСП Госстроя УССР (кандидаты техн. наук В.С. Балицкий, О.Б. Белостоцкий, инж. Т.П. Третяк).

Разработка проектов организации строительства и проектов производства работ для реконструкции действующих предприятий, зданий и сооружений/ ЦНИИ организации, механизации и техн. помощи стр-ву. — М.: Стройиздат, 1990.: 76 ил. — (Справ. пособие к СНиП).

Разработано к СНиП 3.01.01.-85 «Организация строительного производства». Изложена методика проектных решений и документации в составе проектов производства работ и проектов организации строительства. Указаны особенности разработки частей проектов организации строительства и проектов производства работ.

Для инженерно-технических работников строительных, проектных и научно-исследовательских организаций.

1.1. Настоящее Пособие разработано к СНиП 3.01.01-85 «Организация строительного производства» и отражает особенности разработки проектов организации строительства и проектов производства работ для реконструкции действующих предприятий, зданий и сооружений.

1.2. К реконструкции действующих предприятий относится переустройство существующих цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня на основе достижений научно-технического прогресса и осуществляемое по комплексному проекту на реконструкцию предприятия в целом в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции в основном без увеличения численности работающих при одновременном улучшении условий их труда и охраны окружающей среды.

При реконструкции действующих предприятий могут осуществляться: расширение отдельных зданий и сооружений основного, подсобного и обслуживающего назначения в случаях, когда новое высокопроизводительное и более совершенное по техническим показателям оборудование не может быть размещено в существующих зданиях; строительство новых и расширение существующих цехов и объектов подсобного и обслуживающего назначения в целях ликвидации диспропорций; строительство новых зданий и сооружений взамен ликвидируемых на территории действующего предприятия, дальнейшая эксплуатация которых по техническим и экономическим условиям признана нецелесообразной.

1.3. Пособие отражает особенности разработки проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР), вызванные особенностями организации строительства и производства строительно-монтажных работ при реконструкции действующих предприятий, зданий и сооружений, например стесненностью рабочих зон при выполнении строительно-монтажных работ, ограниченной возможностью применения типовой технологии производства работ и поточных методов организации строительного производства и т.п.

1.4. Настоящее Пособие разработано для условий производства строительно-монтажных работ без остановки, а также с частичной и полной остановкой промышленного производства предприятий, зданий и сооружений. Названные выше методы реконструкции различаются степенью совмещения строительно-монтажных работ с основной деятельностью предприятия и в связи с этим условиями осуществления реконструкции объектов.

2. ПРОЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА

2.1. Состав и содержание проектов организации строительства должны соответствовать требованиям, изложенным в СНиП 3.01.01-85 «Организация строительного производства». Кроме того, для условий реконструкции действующих промышленных предприятий к разработке проектов организации строительства предъявляются дополнительные требования, связанные с необходимостью учета особенностей данного вида строительства, приведенные в табл. 1.

Календарный план строительства, комплексный укрупненный сетевой график, организационно-технологические схемы реконструкции зданий (сооружений), методы производства работ с обоснованиями в текстовой части

Устанавливают очередность и порядок совмещенного с основной деятельностью предприятий выполнения строительно-монтажных работ с указанием участков и цехов, в которых на время производства работ останавливаются или изменяются технологические процессы основного производства

Устанавливают методы организации реконструкции (узловой, поточный, смешанный и др.)

Календарный план строительства и комплексный укрупненный сетевой график

Определяют состав работ подготовительного, доостановочного, остановочного и послеостановочного периодов из условий, чтобы время производства работ по реконструкции, связанных с полной или частичной остановкой производственного процесса, было минимальным

Организационно-технологические схемы реконструкции зданий (сооружений)

Устанавливают очередность и способы выполнения работ в стесненных условиях, последовательность демонтажа и монтажа технологического оборудования

мероприятия по сохранению устойчивости и несущей способности существующих конструкций на период производства строительно-монтажных работ;

мероприятия по изоляции мест выполнения строительно-монтажных работ от действующего производства

Строительный генеральный план

действующих, разбираемых и перекладываемых инженерных сетей, мест подключения временных сетей и проездов по территории предприятия;

существующих зданий, сооружений, не подлежащих реконструкции;

возводимых зданий, сооружений и прокладываемых сетей;

реконструируемых зданий, сооружений;

путей транспортирования строительных материалов, конструкций и оборудования на территории промышленного предприятия и внутри реконструируемых цехов;

места бытового обслуживания работников предприятия;

направления безопасного прохода строителей и эксплуатационного персонала предприятия

перечень, объемы и способы выполнения работ в стесненных условиях, на которые распространяются удорожающие факторы, а также определяют порядок защиты действующего оборудования при работе по замене стеновых ограждений, перекрытий и покрытий;

мероприятия по обеспечению совместной деятельности предприятия и строительной организации;

услуги промышленного предприятия по созданию производственных условий для строителей;

внутризаводские и внутрицеховые грузоподъемные и транспортные средства предприятия, передаваемые строителям на период его расширения и реконструкции;

мероприятия по охране труда и противопожарной безопасности с учетом технологических особенностей промышленного предприятия

2.2. Для разработки проекта организации строительства заказчик должен предоставить проектной организации дополнительно исходные материалы и данные по следующим вопросам:

состав обособленных технологических переделов предприятия, возможная последовательность их реконструкции и продолжительность остановки каждого технологического передела для выполнения строительно-монтажных работ;

последовательность разработки и перекладки инженерных сетей;

расположение мест подключения временных сетей водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения и др. и объемов энергоресурсов, предоставляемых заказчиком;

перечень производственных и санитарно-бытовых помещений, предоставляемых строительным организациям на период производства работ по реконструкции;

условия предоставления строителям технологического транспорта предприятия (рельсового, автомобильного, мостовых кранов и др.);

условия использования рабочих предприятия на строительно-монтажных работах;

наличие и расположение зон с высокими температурами, загазованностью, взрыво- и пожароопасными средами, со стесненными условиями работ;

характер ограничений на производство специальных видов работ (буровзрывных, свайных, газосварочных, бестраншейной прокладке труб и т.д.);

характер покрытий дорог и площадок в местах планируемого производства земляных работ;

места расположения сооружений, повреждение которых при выполнении строительно-монтажных работ может вызвать тяжелые последствия и человеческие жертвы (газгольдеры, склады горючесмазочных материалов, трубопроводы для транспортирования нефтепродуктов и газа, линии электропередач и т.п.);

места расположения зеленых насаждений и других элементов благоустройства, а также дорог на территории реконструируемого предприятия, для сохранения которых в ходе реконструкции должны быть разработаны мероприятия по их предохранению или восстановлению.

2.3. Календарный план реконструкции предприятий и комплексов разрабатывается на основе установленной очередности реконструкции цехов, выделенных размеров капитальных вложений по годам и составляется по форме 1 прил. 3 СНиП 3.01.01.-85 «Организация строительного производства» с учетом дополнительных требований, указанных в табл. 1 данного Пособия.

2.4. Комплексный укрупненный сетевой график (КУСГ) реконструкции предприятий и комплексов — организационно-технологический документ, в котором отражаются временные характеристики процессов проектирования и реконструкции, в том числе сроки и продолжительность разработки рабочей документации, продолжительность и сроки реконструкции комплексов, очередность, сроки и продолжительность реконструкции отдельных объектов и цехов, сроки демонтажа, монтажа, поставок (переноса) и монтажа основного технологического оборудования, состав и сроки выполнения работ подготовительного периода в увязке с работами основного периода, работы по освоению проектной мощности предприятия и отдельных его цехов, распределение капитальных вложений и объемов работ по годам реконструкции.

2.5. КУСГ реконструкции предприятий в целом или их отдельных очередей разрабатываются в такой последовательности:

анализ исходных данных;

уточнение состава и количества пусковых комплексов;

определение методов реконструкции объектов (без остановки, с частичной и полной остановкой промышленного производства);

установление состава и технологической структуры строительно-монтажных работ по реконструкции;

подсчет трудозатрат, числа машино-смен для основных строительных машин и продолжительности выполнения отдельных видов работ;

формирование допустимых вариантов организации реконструкции предприятия с учетом ограничений действующей организации и технологии промышленного производства;

расчет временных характеристик вариантов организации работ по реконструкции предприятия;

расчет производственных мощностей предприятия в период реконструкции по вариантам организации;

выбор рационального варианта организации работ по реконструкции предприятия;

составление КУСГ на реконструкцию предприятия или комплекса по рациональному варианту организации реконструкции.

2.6. Исходными данными для составления КУСГ реконструкции предприятий являются: уточненный состав пусковых комплексов; объемно-планировочные, конструктивные параметры существующих зданий и их проектные решения, объемно-планировочные и конструктивные параметры вновь проектируемых зданий; существующая и проектная технология промышленного производства реконструируемых зданий; объемы строительно-монтажных работ по реконструкции; нормативная или директивная продолжительность реконструкции; решения по материально-техническому обеспечению; производственные мощности строительных организаций, привлеченных к реконструкции.

2.7. Реконструкция предприятий должна проводиться, как правило, без остановки или с минимальной по времени остановкой промышленного производства. Для обеспечения этих требований в процессе проведения реконструкции предприятий выполняется ряд организационно-технических мероприятий, обеспечивающих производство строительно-монтажных работ при одновременном функционировании производственных процессов предприятия; к ним относятся:

временный перенос существующего технологического оборудования реконструируемых объектов или цехов (производств, технологических переделов и т.п.) на свободные или расширяемые площади существующего здания;

временный перенос существующего технологического оборудования реконструируемых цехов на свободные или расширяемые площади других зданий, а также во вновь возводимые;

временный перенос существующего технологического оборудования реконструируемых цехов на временно сооружаемые производственные площади (полигоны);

создание необходимого запаса продукции реконструируемого цеха, рассчитанного на удовлетворение потребности предприятия в этой продукции на весь период ведения работ по реконструкции данного цеха;

возведение ограждающих конструкций для разделения действующих производственных цехов и участков производства строительно-монтажных работ.

2.8. При разработке КУСГ по реконструкции предприятий и комплексов рассматриваются строительно-монтажные работы, определяющие продолжительность реконструкции отдельных объектов, цехов и предприятия в целом. В качестве таких работ рекомендуется принимать: демонтаж заменяемого технологического оборудования и специальных сооружений; разборку и усиление фундаментов под технологическое оборудование; разборку (демонтаж) существующих строительных конструкций; разработку грунта, устройство фундаментов под оборудование и строительные конструкции, монтаж и усиление строительных конструкций, устройство стеновых ограждений, устройство кровли, монтаж технологических металлоконструкций, оборудования и трубопроводов, переустройство и переоборудование встроенных помещений, устройство полов, отделочные работы, работы по электроосвещению.

2.9. Формирование допустимых вариантов организации строительно-монтажных работ по реконструкции осуществляется с учетом ограничений действующей технологии промышленного и строительного производства. Эти ограничения можно учесть на основе построения и анализа сетевого графа структурно-функциональной взаимосвязи объектов и цехов предприятия, отражающего разные стадии проведения реконструкции (до, после и в период реконструкции). В сетевом графе наименования корпусов, цехов, технологических линий задаются дугами i, j, а события — вершинами i. Дуги i, j предшествуют дугам k, l, если j ? k (j = k означает непосредственное предшествование). Для любых событий графа должно соблюдаться условие i Bm/2 радиус, описываемый хвостовой частью машины, м;

Читайте так же:  Право на наследство банковских вкладов

0,3 — зазор между наиболее выступающей частью машины и ограничением, м

Работа машины при Bmin = Rmin + Rx + 0,3

Работа машин при ширине рабочей зоны Bmin = 1,2?1,4 Вм

Целью ППГР является повышение качества строительно-монтажных работ, снижение трудозатрат и процента брака из-за геометрических отступлений от проекта путем внедрения правильной организации производства геодезических работ и выполнения их с заданной точностью в соответствии с требованиями существующих нормативов.

В состав геодезической части проекта производства работ входят полностью или частично те же материалы, что и на новое строительство, и, кроме того:

схема разбивочной основы (внешней и внутренней) на отдельные здания с указанием существующих и проектируемых взамен утраченных геодезических знаков, а также осадочных марок для тех зданий, которые будут реконструированы;

программы работ по наблюдению за деформациями грунтов, зданий и сооружений;

специальные требования по точности геодезических работ, не предусмотренные в строительных нормах;

перечень нестандартизированных приборов, устройств, приспособлений и оборудования для производства геодезических работ в условиях реконструкции и необходимые сведения по их приобретению или изготовлению;

указания по производству внешних и внутренних габаритных промеров;

специальные требования по технике безопасности.

3.38. Элементы геодезического обеспечения строительно-монтажных работ должны быть отражены в разделе «Строительные решения» рабочих проектов (проектов) зданий и сооружений. Там должны приводиться:

схема базисной сети на исходном и монтажном горизонтах;

схема положения пунктов базисной сети на исходном горизонте и схема положения специальных отверстий в плитах перекрытия для перенесения осей с исходного горизонта на монтажные;

вид маяков и схема их расположения под строительными конструкциями;

схема расположения рисок на сборных элементах, по которым производятся их установка в проектное положение и контроль их положения в плане, по высоте и по вертикали;

перечень конструктивных элементов, положение которых определяется при исполнительной геодезической съемке в процессе монтажа при приемке конструкций этажа, части здания;

разбивочный чертеж с указанием привязки элементов конструкций к координационным осям и базисным геодезическим знакам;

конструкция знаков закрепления пунктов базисной сети на исходном горизонте.

Если эти данные отсутствуют в разделе «Строительные решения», они включаются в проект производства геодезических работ.

Проект СПДС

База знаний

Нормативы

Читать новости в почте

Поиск

Пособие к СНиП 3.01.01?85 «Разработка проектов организации строительства и проектов производства работ для промышленного строительства»

Предисловие

Настоящее Пособие разработано с целью обеспечения проектировщиков, строителей и инженерно-технических работников оргтехстроев для разработки проектов организации строительства и проектов производства работ новыми методическими указаниями с учетом современного состояния и положительного опыта и достижений в этой области.

При разработке Пособия использованы работы институтов НИИЭС и ЦНИИпроект Госстроя СССР, ПТИОМЭС Минстроя СССР и других в части совершенствования состава и содержания проектных решений и применения новых форм документации, в том числе по выполнению годовой (двухлетней) производственной программы работ строительной организации (сводного проекта организации работ); методики разработки, выбора и технико-экономического обоснования решений; применения экономико-математических методов и средств электронно-вычислительной техники для решения задач в проектах организации строительства и проектах производства работ.

Пособие содержит технические требования, методические указания и рекомендации, справочные материалы, а также ряд примеров решения различных задач, наиболее часто встречающихся при разработке организационно-технологической документации по организации строительства и производству строительно-монтажных работ.

Разработано ЦНИИОМТП (кандидаты техн. наук Л.П. Аблязов — ответственный исполнитель; В.А. Алексеев, В.С. Алтунджи, A.А. Берсенев, Б.Г. Борисенков, В.А. Гребенник, В.В. Костюков, Ш. Л. Мачабели, В.Г. Покровский, Л.Ш. Фомиль; инженеры С.И. Кандаурова, Н.П. Красавина, С.Я. Назаров, Р.Б. Степанова, Л.А. Телингатер); НИИЭС Госстроя СССР (доктора экон. наук В.Г. Киевский, В.А. Спектор; кандидаты экон. наук Э.С. Паперно, З.Б. Циммерман); ЦНИИпроект Госстроя СССР (кандидаты техн. наук В.И. Пулико, С.А. Синенко; канд. экон. наук М.А. Миронова; инженеры Л.А. Говорова, А.К. Чулков); Киевским инженерно-строительным институтом (канд. техн. наук B.К. Черненко, инженеры С.В. Кожемяка, Г. Н. Тонкочеев); Горьковским инженерно-строительным институтом (канд. техн. наук К.А. Огай).

Научно-методическое руководство и общее редактирование осуществлено кандидатами техн. наук В.В. Шахпароновым и Л.П. Аблязовым (ЦНИИОМТП).

Отзывы и пожелания следует направлять по адресу: 127434, Москва, Дмитровское шоссе, 9, ЦНИИОМТП Госстроя СССР.

Данный документ представлен для ознакомления и не является точной копией нормативного документа (Пособие к СНиП 3.01.01-85 «Разработка проектов организации строительства и проектов производства работ для промышленного строительства»).

Пособие к СНиП 3.01.01-85: Пособие по разработке проектов организации строительства крупных промышленных комплексов с применением узлового метода

Терминология Пособие к СНиП 3.01.01-85: Пособие по разработке проектов организации строительства крупных промышленных комплексов с применением узлового метода:

11. Инженерная подготовка строительных площадок и благоустройство территории: Справочник строителя. — М.: Стройиздат, 1985. — 287 с.

10. Инженерные решения по охране труда в строительстве: Справочник строителя. — М.: Стройиздат, 1985. — 278 с.

7. Методические указания по разработке проектов организации строительства крупных промышленных комплексов с применением узлового метода/ Приднепр. Промстройпроект. — М.: Стройиздат, 1984. — 64 с.

9. Методический пример проекта организации строительства фабрики окомкования/ ЦНИИОМТП. — М.: Стройиздат, 1983. — 56 с.

17. Расчетные нормативы для составления проектов организации строительства: Ч. 13/ ЦНИИОМТП. — М.: Стройиздат, 1973. — 174 с.

6. Рекомендации по организационно-технологическому обеспечению строительства промышленного комплекса. — М.: Стройиздат, 1984. — 112 с.

4. Руководство по применению узлового метода проектирования, подготовки, организации и управления строительством сложных объектов и крупных промышленных комплексов/ ЦНИИОМТП. — М.: Стройиздат, 1982. — 36 с.

20. Энергоснабжение строительства: Справочник монтажника/ Под ред. В.Г. Сенчева. — М.: Стройиздат, 1980. — 783 с.

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации . academic.ru . 2015 .

Смотреть что такое «Пособие к СНиП 3.01.01-85: Пособие по разработке проектов организации строительства крупных промышленных комплексов с применением узлового метода» в других словарях:

Методические — 38. Методические рекомендации по методам исследований скальных пород и массивов / Советский комитет по участию в Международном обществе по механике скальных пород (СК МОМСП): Пер. с англ. / Под ред. В.И. Речицкого. М., 1984. Источник: 55 90:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Руководство — см. «Высшее руководство». Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

рекомендации — 2.8 рекомендации (gu >Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Инженерная — 11. Инженерная подготовка строительных площадок и благоустройство территории: Справочник строителя. М.: Стройиздат, 1985. 287 с. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Расчетные — 17. Расчетные нормативы для составления проектов организации строительства: Ч. 13/ ЦНИИОМТП. М.: Стройиздат, 1973. 174 с. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Методический — 9. Методический пример проекта организации строительства фабрики окомкования/ ЦНИИОМТП. М.: Стройиздат, 1983. 56 с. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Инженерные — 10. Инженерные решения по охране труда в строительстве: Справочник строителя. М.: Стройиздат, 1985. 278 с. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

энергоснабжение — 51 энергоснабжение [электроснабжение]: Обеспечение потребителей энергией [электрической энергией]. Источник: ГОСТ Р 53905 2010: Энергосбережение. Термины и определения оригинал документа 20. Энергоснабжение строительства: Справочник монтаж … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Пособие к снип организация строительства

1. Какими нормативными документами регламентируется разработка Проекта производства работ?

2. Оформление Проекта производства работ выполняется в соответствии с ГОСТ 21.1101? Если в соответствии с данным ГОСТ, то какая стадия указывается в основной надписи?

3. Входит ли Проект производства работ в состав Рабочей документации на строительство систем связи и инженерных систем? Если входит, необходимо указывать ППР в Ведомости прилагаемых документов? Просьба дать ссылку на нормативный документ, где сказано, что ППР входит в состав РД (при наличии такого документа).

Ответ на вопрос № 1

Действующим нормативным документом, регламентирующим разработку проекта производства работ, является свод правил СП 48.13330.2011 «СНиП 12-01-2004. Актуализированная редакция. Организация строительства» (пункты 5.7.2 — 5.7.10).

Ответ на вопросы № 2 и № 3

Проект производства работ не относится к проектной и рабочей документации и, соответственно, не входит в её состав, а является одним из видов организационно-технологической документации, поэтому требования ГОСТ Р 21.1101-2013 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации» на проекты производства работ не распространяются.

Пункт 5.7.2 СП 48.13330.2011 гласит:

«5.7.2 К организационно-технологической документации относятся проекты производства работ, схемы и указания по производству работ, схемы контроля качества, поточные графики, основные положения по производству строительных и монтажных работ в составе рабочей документации типовых проектов массового применения, а также иные документы, в которых содержатся решения по организации строительного производства и технологии строительно-монтажных работ, оформленные, согласованные, утвержденные и зарегистрированные в соответствии с правилами, действующими в организациях, разрабатывающих, утверждающих и согласующих эти документы.

Содержащиеся в организационно-технологической документации решения должны быть доведены до всех заинтересованных участников строительства».

Прошу обратить внимание на следующие методические и справочные документы, касающиеся заданного вами вопроса:

Пособие к СНиП 3.07.03-85 «Технология и организация строительства трубопроводов из железобетонных труб большого диаметра»

Пособие предназначено для инженерно-технических работников, мастеров и бригадиров строительных организаций.
В пособии при описании технологического процесса приведены краткие данные о приспособлениях и оборудовании, выполняющих отдельные операции, а также даны сведения об экспериментальных средствах механизации, предназначенных для строительства железобетонных трубопроводов большого диаметра.
В пособии не отражены специальные требования, связанные с строительством различных сооружений на сети и устройство переходов через естественные и искусственные препятствия, с проведением дополнительных мероприятий при строительстве трубопроводов в неустойчивых грунтах, со строительством трубопроводов в зимний период.

Обозначение: Пособие к СНиП 3.07.03-85
Название рус.: Технология и организация строительства трубопроводов из железобетонных труб большого диаметра
Статус: действующий
Дата актуализации текста: 01.10.2008
Дата добавления в базу: 01.02.2009
Дата введения в действие: 01.01.1987
Разработан: УкрНИИГиМ Минводхоза УССР
ВГПТИ «Союзоргтехводстрой» 105318, Москва, ул. Ибрагимова, 12
Утвержден: ВГПТИ «Союзоргтехводстрой» (01.01.1987)
Опубликован: ротапринт Союзоргтехводстроя № 1987

Министерство мелиорации водного хозяйства СССР

Всесоюзный головной проектно-технологический институт»Союзоргтехводстрой»

Украинский научно-исследовательский институт гидротехники имелиорации

ТЕХНОЛОГИЯИ ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ТРУБОПРОВОДОВ ИЗ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ТРУБ БОЛЬШОГОДИАМЕТРА

Пособие к СНиП 3.07.03-85 «Мелиоративные системы исооружения»

Пособие разработано для развития главы СНиП 3.07.03-85 «Мелиоративные, системы сооружения» на основании действующихнормативных документов и содержат сведения, необходимые для практическогоприменения при строительстве закрытых оросительных трубопроводов изжелезобетонных труб диаметром 1400…2000 мм.

Пособие предназначено дляинженерно-технических работников, мастеров и бригадиров строительныхорганизаций.

В разработке пособия принималиучастие: ВГПТИ «Союзорггехводстрой» (Перевезенцев Л.Н., КузнецовА.И., Морозов А.А.) и УкрНИИГиМ (Богатов Е.А., Погорелый А.М., Верещака П.Г.).

Замечания и предложения просьбанаправлять по адресу: 105318, М., ул. Ибрагимова, 12, ВГПТИ»Союзоргтехводстрой».

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее пособие разработанок СНиП3.07.03-85 «Мелиоративные системы исооружения» и распространяется на все виды работ, связанных состроительством линейной части напорных железобетонных трубопроводов диаметром1400….2000 мм.

2. Применение настоящего пособияпредусматривается с соблюдением требований СНиП III -8-76″Земляные сооружения», СНиП III -4-80 «Техника безопасностив строительстве», а также ВТРС-6-76 «Руководство по испытаниям оросительных трубопроводов на прочностьи герметичность».

3. В пособии при описаниитехнологического процесса приведены краткие данные о приспособлениях иоборудовании, выполняющих отдельные операции, а также даны сведения об экспериментальных средствахмеханизации, предназначенных для строительства железобетонных трубопроводовбольшого диаметра.

4. В пособии не отраженыспециальные требования, связанные с строительством различных сооружений на сетии устройство переходов через естественные и искусственные препятствия, спроведением дополнительных мероприятий при строительстве трубопроводов внеустойчивых грунтах, со строительством трубопроводов в зимний период.

2. НОМЕНКЛАТУРА НАПОРНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ТРУББОЛЬШОГО ДИАМЕТРА

1. Для строительства напорныхтрубопроводов закрытых оросительных систем применяются железобетонные трубы всоответствии с сортаментом, приведенным в табл.1.

Основные размеры железобетонныхнапорных виброгидропрессованных труб ( ГОСТ12586.0-83 ) приведены в табл. 2 и на рис. 1 .

Основные размеры железобетонныхнапорных центрофугированных труб (ГОСТ 16953-78) приведены в табл.3 и на рис. 2 .

Таблица 1

Наименование, ГОСТ или ТУ

Обозначение, марки труб

Рабочее давление, МПа (кг/см)

Размеры труб, мм

Справочный вес трубы, кг

Условный внутренних проход

Трубы железобетонные напорные виброгидропрессованные ГОСТ 12586.0-83

Трубы раструбные железобетонные, изготавливаются методом виброгидропрессования

Трубы железобетонные напорные центрифугированные ГОСТ 16953-78

Трубы железобетонные, раструбные, предварительно напряженные изготавливаемые методом центрифугирования по трехступенчатой технологии

Трубы железобетонные напорные со стальным цилиндром виброгидропрессованные ТУ 33-1

Трубы железобетонные раструбные, напорные со стальным цилиндром, изготавливаются методом виброгидропрессования

Трубы железобетонные напорные центробежнопрокатные .диаметром , 2000 мм, ТУ 33-22-вЗ

Трубы железобетонные раструбные, напорные, предварительно напряженные изготавливаются из тяжелого бетона методом центробежного проката

Таблица 2

Диаметр условного прохода,

Внутренний диаметр калиброванной части раструба,

Читайте так же:  Визирование приказа образец

‘Наружный диаметр раструба,

Наружный диаметр втулочного конца,

Длина калиброванной части раструба,

Длина конусной части,

Длина втулочного конца трубы

Ширина буртика, мм

Толщине стенки цилиндрической части трубы,

Таблица 3

Внутренний диаметр раструба,

Наружный диаметр раструба без защитного слоя,

Наружный диаметр буртика,

Наружный диаметр сердечника,

Толщина стенки сердечника в цилиндрической части,

Рис. 1 . Труба железобетоннаянапорная виброгидропрессованная ( ГОСТ12586.0-83 ):
а — общий вид, 6 — деталь с тыковогосоединения;
1 — раструбная часть; 2 — втулочная часть; 3 — резиновое кольцо

Рис.2 . Трубажелезобетонная напорная центрифугированная (ГОСТ 16953-78): а — общий вид, б — деталь стыкового соединения:
1 — втулочная часть трубы; 2 — резиновое кольцо

Основные размеры железобетонныхвиброгидропрессованных труб со стальным цилиндром (ТУ 33-10-84) приведены в табл. 4 и на рис. 3 .

Основные размеры железобетоннойцентробежно-прокатной трубы ТРНЦ 2,5-1 (ТУ 33-22-83) приведены на рис. 4 .

2. Железобетонные трубыпоставляются в комплекте с резиновыми уплотнительными кольцами ТУ(38-105.1092-77 и ТУ 38-Т05. 1222-81) рис.5 .Размеры резиновых колец приведены в табл. 5 .

3. Пригодность трубы для работына проектном давления определяют по заводской маркировке ОТК ихарактеристике трубы, нанесенной несмываемой краской на поверхность трубы.

4. При получении партии труб сзавода-изготовителя необходимо осуществлять их выборочный осмотр с цельювыявления возможных дефектов.

5. Если в процессе осмотравозникнут сомнения в отношении прочности труб, а также в случае разрушения трубили потере герметичности первого участка трубопровода при предварительном егоиспытании, рекомендуется подвергать данную партию труб выборочному испытанию настенде на величину испытательного давления.

6. По окончании осмотраполученной партии труб и резиновых уплотнительных колец, проверки их размеров,а также предварительного испытания труб на стенде, на все дефектные трубы ирезиновые уплотнительные кольца должны быть своевременно оформлены акты ипредъявлена рекламация заводу-изготовителю в установленном порядке.

Таблица 4

Внутренний .диаметр раструба,

Наружный ‘диаметр втулочного конца,

Длина втулочного конца трубы,

Рис. 3 . Труба железобетоннаянапорная виброгидропрессованная со стальным цилиндром (ТУ 33-10-84)
а — общий вид; б — деталь стыкового соединения

Рис. 4 . Труба железобетонная центробежно-прокатная ТРНЦ 2,5-1 (ТУ33-22-83):
а — общий вид; б — раструбная часть стыкового соединения; в — втулочная частьстыкового соединения

Таблица 5

Условный проход трубы, мм

Внутренний диаметр резинового кольца ( d 1 ),

Диаметр нового сечения рези-кольца ( d 2 ), мм

Рис. 5 . Резиновоеуплотнительное кольцо круглого сечения (ТУ 38-105.1092-77 и ТУ 38-105.1222-81)

3. ГИДРОИЗОЛЯЦИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ТРУБ

1. Если грунты, в которыхукладываются трубы, агрессивны по отношению к бетону и резиновым уплотнительнымкольцам, то необходимо предусматривать защитные мероприятия.

2. Наиболее распространенныйспособ защиты железобетонных труб от коррозии — гидроизоляция их битумом илибитумно-минеральной мастикой.

Состав битумно-минеральноймастики приведен в таб. 6 .

3. В качестве минеральногонаполнителя применяются доломитизированный известняк средней плотности,асфальтовый известняк или доломит.

4. Приготовляютбитумно-минеральную мастику в котлах смесителях.

Краткая характеристика котловсмесителей приведена в табл. 7

Таблица 6

Содержание компонентов в мастике, % по массе

ГОСТ 6617 -56 или БНИ- IV

( ГОСТ 6617 -56 или БНИ- V

Примечание . Мастика марок I и II применяется припроведении работ в летнее время

Таблица 7

Полезная емкость, л

Температура нагрева, °С

Тракторный керосин или дизельное топливо

Трест «Оргтехстрой» Минэнерго

Сафроновский РМЗ Минстроя СССР

5. Для предупреждениякоксования битумной мастики в процессеее приготовления или разогревания необходимо соблюдать температурный режим:

180…200°С — не более 1ч;

160…170°С — не более 3 ч.

6. Подготовку поверхностиизолируемых железобетонных труб производят в следующей последовательности:

очистка изолируемой поверхностиот пыли, загрязнений и масляных пятен;

заделка отколов или коверн в поверхностном слое бетона цементно-песчаным раствором;

сушка изолируемой поверхности(бетон в поверхностном слое должен иметь влажность не более 5 %).

7. Перед нанесением битума или битумноймастики необходимо поверхность труб грунтовать. Битумные грунтовки изготовляютиз битумов марки БН-У или БНИ-У, растворенных в неэтилированном авиационном(Б-70) или автомобильном (А-72 или А-76) бензине в пропорции 1:3 по объёму или1:2 по массе.

Для разжижения битума такжеможно применять уайт-спирит.

Перед растворением битумохлаждают до температуры 70 °С. Во избежание загорания, битум льют в бензиннепрерывно помешивая.

Приготовленная грунтовкахранится в герметически закрытой таре.

8. Разжиженные битумы наносят наповерхность при помощи битумо-красконагнетательных установок с распылителями, вкоторых битумный материал подаётся к распылителю шестеренчатым насосом илипневматически, путём вытеснения сжатым воздухом.

При небольшом объёме работ грунтовкуможно наносить вручную кистями и валиками.

9. Гидроизоляция из битумов ибитумных мастик наносится на загрунтованную, просушенную поверхность притемпературе +150…+170°С в два-три слоя суммарной толщиной 2..4 мм при помощи битумонасосныхустановок, рассчитанных на нанесение горячих битумных составов.

10. Каждый последующий слойгидроизоляции наносится только после затвердения и просушки ранее нанесенного.

11. Не допускается наноситьгидроизоляцию на влажную поверхность трубы, а также при снегопаде, дожде,тумане и сильном ветре.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

1. Строительство трубопроводовведут поточным методом, основанным на комплексной механизации всех основныхвидов работ. Для этого рекомендуется организовать комплексно-механизированнуюбригаду, работающую по единому наряду.

2. В структуре комплекснойбригады необходимо предусматривать специализированные звенья, которые двигаясьвпереди группы, выполняли бы следующие работы:

устройство переходов черезразличные препятствия;

строительство сооружений насети;

установку упоров (постоянных ивременных).

3. Строительство трубопроводовосуществляется с максимальным использованием средств механизации, применяякомплексные узлы фасонных частей, арматуры и сборные конструкции колодцев идругих сооружений на сети.

4. Весь период строительстваразделён на два этапа: подготовительный и основной.

5. В состав подготовительногоэтапа входит разбивка трассы трубопровода, расчистка полосы отвода отдревесно-кустарниковой растительности и камней, прокладка временных автодорог,устройство бытовых помещений, склада материалов и т.д., доставка наприобъектный склад необходимых строительных материалов и оборудования.

5. О сновной этапвключает доставку на трассу труб, отрывку траншеи, подготовку основания, монтажтруб, обратную засыпку траншеи, предварительное и окончательное испытаниятрубопровода.

5.ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ И ТРАНСПОРТНЫЕ РАБОТЫ

1. Доставку железобетонных труббольшого диаметра на трассу трубопровода производят автомобильным транспортомили тракторами со специально оборудованным прицепом.

Технико-экономические показателииспользования транспортных средств различного вида приведены в табл 8.

Таблица 8

Скорость доставки труб, км/ч

Расстояние перевозки, км

Стоимость перевозки, руб/тыс.км

2. При погрузке, разгрузкеи перевозке железобетонных труб необходимо исключить возможность повреждения каквнешней поверхности труб, так и их раструбных и втулочных частей.

3. Машины, используемые длятранспортировки труб, дооборудуются с таким расчетом, чтобы во время движенияне было смещения перевозимых труб. Для этого устанавливаются передние щиты безопасности,боковые стойки, прокладки, стяжки и т.д.

Металлические частисоприкасающихся с поверхностью трубы конструкций транспортных средств следуетобрезинить.

4. При перевозке железобетонныхтруб диаметром 2000 мм (ТУ-33-22-83) необходимо устанавливать внутренниекрестообразные распорки.

5. Организация работыавтотранспорта должна обеспечивать бесперебойное обслуживание объекта всоответствии с календарным графиком строительства трубопровода.

6. Погрузку и разгрузку трубосуществляют грузоподъемными механизмами (различные виды кранов) с помощьюгрузозахватных специальных приспособлений, обеспечивающих надежность строповкии исключающих возможность повреждения внешней поверхности труб и их торцов.

Марки и краткие техническиехарактеристика кранов, применяемых при погрузке железобетонных труб большогодиаметра, приведены в табл. 9.

Таблица 9

Кран автомобильный КС-3562Б

Грузоподъемностью 10 т с решетчатой стрелой и гидравлическим приводом на шасси автомобиля МАЗ-5334

Кран автомобильный ЕС-3571

Грузоподъемностью 10 т с телескопической стрелой и гидравлическим приводом на шасси автомобиля МАЗ-500А или МАЗ-5334

Кран автомобильный КС-3575А

Грузоподъемностью 10т с гидравлическим приводом на шасси автомобиля ЗИЛ-133ГЯ

Кран автомобильный КС-4561

Грузоподъемностью 16 т с решетчатой стрелой, дизель-электрическим приводом и гидравлическими выносными опорами на шасси автомобиля КрАЗ-257К1

Края автомобильный КС-4571

Грузоподъемностью 16 т с основной телескопической стрелой и гидравлическим приводом на шасси автомобиля КрАЗ-257К1

Кран автомобильный КО-4572

Грузоподъемностью 16 т с гидравлическим приводом на шасси автомобиля КамАЗ-53213 с телескопической стрелой

Кран пневмоколесный короткобазовый, КС-4371

Грузоподъемностью 16 т с гидравлическим приводом

Кран пневмоколесный КС-4362

Грузоподъемностью 16 т с дизель-электрическим приводом

Кран пневмоколесный КС-5363

Грузоподъемностью 25 т с телескопической стрелой и дизель-электрическим двигателем

Кран пневмоколесный КС-5363А

Грузоподъемностью 25 т с дизель-электрическим многомоторным приводом

Кран на специальном шасси автомобильного типа КС-5473

Грузоподъемностью 25 т

Кран гусеничный стреловой МКГ-25БР

Грузоподъемностью 25 т о дизель-электрическим приводом

Краткая техническая характеристика грузозахватных приспособленийприведена в табл. 10

Таблица 10

Автоматический ковшевой захват

Диаметр поднимаемых труб, мм:

Примечание: Конструктивноеописание клещевого захвата конструкции ВНИИЗеммаш (МВ-16) приведено в приложении 3 .

7. При разгрузке и погрузкежелезобетонных труб запрещается сбрасывать их с автотранспорта, ударять друг одруга и о борта автомобиля, пропускать канат через полость трубы, а такжецеплять крюки за концы труб и перемещать трубы по земле волоком.

8. При раскладке вдоль трассытрубы укладывают на спланированную поверхность. Для удобства захвата исохранности раструбной части, трубы укладывают на деревянные подкладки.

Высоту подкладок следуетпринимать такой, чтобы исключить возможность опирания раструба на землю.Подкладки устанавливают на расстоянии 1 м от торцов труб.

9. Резиновые уплотнительныекольца перевозят в мешках или ящиках, куда их складывают пачками или связками.

10. Кольца должны быть защищеныот попадания на них масел и растворителей (бензина, бензола и др.), а также отпрямых солнечных лучей.

6. ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ

1. В состав земляных работ пристроительстве линейной части напорных трубопроводов входят: отрывка траншеи,подготовка основания под трубы, обратная засыпка трубопровода.

2. При производстве земляныхработ необходимо предусматривать мероприятия, обеспечивающие сохранностьрастительного слоя почвы.

3. Размеры и профиль траншеиустанавливают проектом в зависимости от вида труб, их диаметра игидрогеологических условий в соответствии с требованиями СНиП III -8-76 «Земляные, сооружения».

4. Ширину траншеи по днунеобходимо увязывать с габаритами рабочего органа землеройных машин,механизмов, производящих стыковку труб и возможностью проведения наиболеекачественного уплотнения грунта обратной засыпки в «пазухах».

5. Разработку протяженныхтраншей предпочтительнее вести экскаваторами непрерывного действия.

6. Использование одноковшовыхэкскаваторов следует рассматривать, как исключение и применять лишь там, где работаэкскаватора непрерывного действия невозможна:

на участках горизонтальных ивертикальных углов поворота;

на переходах через все видыискусственных и естественных препятствий;

в грунтах с крупнымивключениями, обводненных сыпучепесчаных и разрыхленных скальных;

в случаях, когда экскаваторынепрерывного действия не имеют возможности разрабатывать траншею заданныхпараметров.

7. Выбор метода разработкитраншеи и вида землеройной техники зависит от параметров траншеи, характераместности, категории грунта, гидрогеологических условий и наличия средствмеханизации в строительных организациях

8. Отвал вынутого минеральногогрунта располагают с одной стороны траншеи, оставляя противоположную сторонусвободной для прохода механизмов и размещения труб. При рельефе местности свыраженным уклоном, отвал следует располагать с нагорной стороны траншеи. Такоерасположение отвала поможет предотвратить попадание ливневых вод в траншею.

9. Если проектом непредусмотрено устройство искусственного основания, то железобетонные трубыукладывают на естественный грунт ненарушенной структуры.

10. Устройство естественногооснования ненарушенной структуры возможно в любых грунтах за исключениемболотисто-торфяных, разжиженных (плывунов) и скальных.

11. Отдельные камни, валуны и другиекрупные включения должно быть из основания удалены, а образовавшиеся углублениязакопаны пригодным местным или песчаным грунтом и тщательно утрамбованы доестественной плотности грунта слагающего основание.

12. Переборы грунта в основаниитраншеи не допускаются. Случайные переборы грунта землеройными машинаминеобходимо засыпать в соответствии с требованиями вышеизложенного пункта 11.

13. Для сохранения ненарушенной структуры грунта в основаниитраншеи рекомендуется производить его недобор до проектной отметки. Величинынедоборов приведены в СНиП III -8-76″Земляные сооружения».

14. Подготовка естественногооснования под железобетонные трубы заключается в доработке дна траншей допроектной отметки, нарезке ложа и отрывке приямков.

15. Все операции по подготовкеестественного основания под трубы выполняются с помощью машины для монтажатрубопроводов (МВ-15) конструкции ВНИИЗеммаш и УкрНИИГиМ.

Краткая техническаяхарактеристика и принцип ее работы приведены в приложении 1 .

При строительстве железобетонныхтрубопроводов работы необходимо организовывать так, чтобы подготовленнаятраншея оставалась открытой в течение возможно минимального срока.Продолжительность этого минимального срока принимается с обязательным учетомсвойств данного грунта и местных атмосферных условий, но не более 1-2 дней.

При вынужденных перерывах большедопустимого срока необходимо принимать меры по сохранению естественных свойствгрунта основания, для этого необходимо:

защитить траншею от попаданияповерхностных вод;

исключить приток грунтовых вод втраншею;

оставить защитный слой грунта восновании траншеи толщиной не менее 30 см.

17. Завершающим этапом земляныхработ является засыпка трубопровода. Её выполняют механизированным способом в следующейпоследовательности:

сначала мягким минеральнымгрунтом (без крупных включений) производят подбивку пазух и обратную засыпкутраншеи на 0,35 м выше верха трубы. При этом начальный слой грунта обратнойзасыпки на высоту 0,5 м наружного диаметра трубы засыпают с тщательнымпослойным уплотнением. На этом этапе необходимо предусматривать технологическийперерыв, в течение которого производят предварительные испытания трубопровода.На время предварительных испытаний места стыковых соединений труб оставляютоткрытыми. Для подачи грунта в траншею используют машины и механизмы,обеспечивающие сохранность труб и их стыковых соединений (одноковшовыеэкскаваторы, обратная лопата или грейфер, роторные траншеезасыпатели).Уплотнение грунта обратной, засыпки производят вибротрамбовками,предназначенными для работы в стеснённых условиях;

окончательную засыпкутрубопровода можно производить бульдозерами без уплотнения, но с обязательнойотсыпной по. трассе траншеи валика, размеры которого должны учитыватьпоследующую естественную осадку грунта.

Схема обратной засыпкитрубопровода приведена на рис. 6 .

18. При прохождении трассытрубопровода по территории населённого пункта или через дороги, грунт обратнойзасыпки необходимо уплотнять на всю глубину траншеи.

Оборудование, предназначенное для уплотнения грунтаобратной засыпки, приведено в таблице 11 .

Рис.6 .Схема обратной засыпки трубопровода:
1 — труба; 2 — грунт обратной засыпки с послойным уплотнением; 3 — неутепленныйзащитный слой грунта; 4 — неутепленный грунт обратной засыпки, подаваемый втраншею о помощью бульдозера; I , II , III , IV , V , VI — последовательность обратной засыпки

Читайте так же:  Социальный вычет налоговый кодекс
Таблица 11

Тип и марка оборудования (завод-изготовитель,организация-разработчик)

Краткая техническая характеристика

Навесные вибротрамбовки ПВТ-3 (ЦНИИОМТ Госстроя СССР)

Масса 2150 кг (без электрооборудования), привод электрический, площадь трамбующей плиты 0,64 м 2 , глубина уплотнения 0,6…0,8 м, базовая машина: кран или экскаватор

ЗТМ-2 (Ленинградский филиал института «Оргэнергострой» Минэнерго СССР)

Масса 2500 кг, привод электрический, площадь трамбующей плиты 0,65 м 2 , глубина уплотнения 0,8…1,4 м, базовая машина: кран или экскаватор

БТ-3 (Ярославский политехнический институт)

Масса 750 кг, привод гидравлический, площадь трамбующей плиты 0,5 м 2 , глубина уплотнения 0,15…0,45м, и базовая машина: гидравлический экскаватор

Трамбовки электрические ручные (завод «Электроинструмент» Минстройдор маша СССР, Даугавпилс)

Масса 75 кг, средняя производительность 45 м 3 /ч, глубина уплотнения 40 см, электродвигатель синхронный трехфазный с короткозамкнутым ротором, мощностью 1,5 кВт, напряжение- 220 В, габаритные размеры 970x950x480 мм

Масса 14 кг, средняя производительность 6 м 3 /ч, глубина уплотнения 15 см, электродвигатель синхронный трехфазный с короткозамкнутым ротором, мощностью 0,27 кВт, напряжение 220 В, габаритные размеры 200?390?750 мм.

Масса 27 кг, средняя производительность 13 м 3 /ч, глубина уплотнения 20 см, электродвигатель синх ронный трехфазный с короткозамкнутым ротором, мощностью 0,6 кВт, напряжение 220 В, габаритные размеры -225?440?785 мм

Масса 17,6 кг, средняя производительность 7,8 м 3 /ч, глубина уплотнения, 15 см, электродвигатель синхронный трехфазный с короткозамкнутым ротором, мощностью 0,6 кВт, напряжение 220 в

Пневматические ручные вибротрамбовки (завод «Пневмашина» Ленинград)

Массе 11 кг, рабочее давление воздуха 0,5 МПа, расход воздуха 0,45 м 3 /мин

Масса 14 кг, рабочее давление 0,6 МПа, расход, воздуха 1,5 м 3 /мин

Самопередвигающиеся вибротрамбовки (ЦРМЗ «Волгоградгидростроя» Минэнерго СССР)

Масса 100 кг, возмущающая сила 1,1 кН (110 кгс), размер плиты 360?410 мм

Масса 200 кг, возмущающая сила 22 кН (2200 кгс), размер плиты 500?428 мм

Примечание . Описание конструкциии принципа работы навесной вибротрамбовки ВТ-3 приведено в приложении 4

7. МОНТАЖ ТРУБОПРОВОДА

1. К монтажу железобетонноготрубопровода приступают только после подготовки основания (доработки дна траншеидо проектной отметки, нарезки лога и отрывки приямков).

2. Перед подачей трубы в траншеюнеобходимо провести ее тщательный визуальный осмотр, обратив особое внимание нараструбную и втулочную части.

Не допускается монтировать трубы,имеющие раковины, поры, наплывы и отколы бетона на внутренней поверхностикалиброванной части раструба и на наружной поверхности втулочного конца в зонерасположения резинового уплотнительного кольца, заусенцы, наплывы и отколыбетона на заходной фаске раструба, трещины на наружной и внутренней поверхноститрубы, оголение спиральной и продольной арматуры с торцов труб.

3. Для монтажа напорныхтрубопроводов применяют автомобильные, пневмоколесные и гусеничные краны. Ихвыбор производят по грузоподъемности на соответствующем вылете стрелы. Вылетстрелы определяют в зависимости от намеченной схемы работ, т.е. от возможногоположения крана относительно траншеи.

4. При монтаже железобетонныхтруб большого диаметра, крановое оборудование необходимо размещать как можноближе к бровке траншеи, т.к. в этом случае у крана будет наименьший вылетстрелы при максимальной грузоподъемности.

5. Минимальный вылет стрелыопределяют из равенства

где В — ширина траншеи по дну;

С — ширина ходовой частикрана или расстояние между наружными краями опор крана;

а — допустимоерасстояние от подошвы откоса траншеи до ближайшей опоры крана (см.п.3.8 СНиП III -4-80 «Техникабезопасности в строительстве»).

При невозможности соблюденияэтого равенства стенки траншеи должны быть укреплены.

6. Раскладку труб в трассовыхусловиях осуществляют либо по параллельной схеме (трубы раскладываютпараллельно траншее в таком порядке, в каком они должны быть уложены), либо попоперечной схеме — перпендикулярно оси траншеи.

7. При расположении крана убровки траншеи, трубы раскладывают либо за краном, либо, если ширина монтажнойплощадки ограничена, вдоль бровки траншеи. Однако в этом случае кран сможетподойти к трубам только с одной стороны, что значительно ограничиваетвозможность его маневра.

Схема монтажа трубопроводапоказана на рис. 7 .

8. Строповка труб осуществляетсяпри помощи грузозахватных приспособлений, марки и краткие техническиехарактеристики которых даны в разделе 5 настоящегопособия.

9. Подготовка железобетонныхтруб (ТУ 33-10-84 и ТУ 33-22-83) к стыковке, имеющих на втулочной части канавку,заключается в следующем: в канавку втулочной частя трубы устанавливаютрезиновое кольцо, при этом необходимо проконтролировать, чтобы кольцо легло вканавку равномерно, без перекручивания.

Для облегчения стыковкивнутреннюю поверхность раструба, ранее уложенной трубы и наружную поверхностьрезинового кольца, одетого на втулочную часть монтируемой трубы, смазатьмыльным раствором или графитно-глицериновой смазкой.

10. Подготовка к стыковкежелезобетонных труб с гладкой втулочной частью ( ГОСТ12586.0-83 и ГОСТ 16953-78) заключается в следующем: на втулочный конецтрубы одевают резиновое кольцо, при этом необходимо, чтобы наружная поверхностьвтулочного конца трубы была сухой и чистой, в противном случае ее протираютсухой тряпкой и высушивают сухим цементом или мелом в порошке. Начальноеположение резинового кольца следует считать правильным, если оно расположенобез перекручивания по всей своей окружности. Для облегчения стыковки наружнуюповерхность резинового кольца припудривают сухим цементом или мелом в порошке,т.к. в этом случае при стыковке будет происходить закатывание резинового кольцав раструбную щель.

11. Стыковку железобетонных труббольшого диаметра производят машиной для монтажа МВ-15, с помощью центратораМВ-17 конструкции ВНИИЗеммаш и УкрНИИГиМ.

Краткие техническиехарактеристики и принцип их работы приведены в приложениях 1 и 2 .

Схема стыковки железобетонныхтруб с помощью машины для монтажа трубопроводов МВ-15 показана на рис. 8 .

12. Расстроповку трубыпроизводят только после проверки правильности ее укладки и подбивки пазух.

13. Применение всякого родаподкладок для выравнивания трубы запрещается.

14. Раструбную щельсостыкованных труб заделывают цементно-песчаным раствором. Во избежание разрушенияцементно-песчаного замка, заделку раструбных стыков необходимо производить сотставанием на 3…4 трубы.

15. В процессе монтажатрубопровода необходимо следить за тем, чтобы внутренняя поверхность труб незагрязнялась и внутри трубопровода не оставались посторонние предметы.

16. При перерывах в работе концыуложенного трубопровода следует закрывать заглушками.

Рис. 7 . Схема монтажажелезобетонных труб;
а — монтаж трубопроводов пря параллельной схеме раскладки труб; б — монтажтрубопровода при поперечной схеме раскладки труб:
1 — отвал грунта; 2 — траншея; 3 — железобетонные трубы; 4 — монтажный кран

Рис. 8 . Стыковкажелезобетонных труб с помощью машины для монтажа трубопроводов:
1 — машина для монтажа трубопроводов МВ-15; 2 — клещевой захват МВ-16; 3 -железобетонная труба большого диаметра

8. ИСПЫТАНИЕ ТРУБОПРОВОДА

1. Напорный железобетонныйтрубопровод или участок трубопровода перед сдачей в эксплуатацию должен бытьподвергнут испытанию на прочность и герметичность гидравлическим или пневматическимспособом.

2. Способ испытанияустанавливается проектом в зависимости от климатических условий в районестроительства и наличия воды в период испытаний.

Гидравлический способ испытанийоросительных трубопроводов применяется при плюсовой температуре и при наличии врайоне водоисточника для наполнения трубопровода водой. Указанный способявляется наиболее экономичным и безопасным.

Пневматический способприменяется при возникновении трудностей с выполнением гидравлических испытаний(отсутствие водоисточника на месте испытаний, наступление похолоданий и. т.д.).

3. Строительно-монтажнойорганизации предоставляется право, по согласованию с проектной организацией изаказчиком, изменять принятый способ испытания в зависимости от конкретныхусловий их проведения.

4. Испытания трубопроводовдолжны производиться дважды:

предварительное испытание на прочность — при открытых стыках, частично присыпанной траншеи, но доустановки арматуры;

окончательное испытание или приемочное на герметичность — после засыпки траншеи до проектнойотметки, но до установки арматуры вместо которой на время испытанийустанавливают заглушки.

5. Предварительное испытаниенапорных трубопроводов допускается производить строительной организацией безучастия представителей заказчика и эксплуатирующей организации. По итогампредварительного испытания составляется акт, утверждаемый главным инженеромстроительной организации.

6. Предварительное испытаниетрубопровода или его отдельных участков, доступных осмотру в рабочем состоянии,или по условиям производства работ должны быть немедленно засыпаны, разрешаетсяне производить.

7. Окончательное испытаниежелезобетонных трубопроводов производится строительно-монтажной организацией приучастии представителей заказчика и эксплуатирующей организации.

8. Длина испытуемого участкапринимается не более 1 км.

9. Перечень оборудования,необходимого для проведения испытаний, приведён в ВТР С-6-76 «Руководствопо испытаниям оросительных трубопроводов на прочность и герметичность».

1. Величина испытательногодавления при предварительном и. окончательном испытании устанавливаетсяпроектом. При отсутствии в проекте этих данных величину гидравлическогоиспытательного давления принимают в соответствии с данными табл. 12.

Таблица 12

Величина испытательного давления, кгс/см

Железобетонный, предварительно напряженный

Для труб I и II класса — расчетное внутреннее давление (+3)

Для труб III класса — расчетное внутреннее давление (+2)

2. Передначалом испытаний из трубопровода необходимо удалить воздух,для чего в местах возможного скопления воздуха устанавливают воздухоспускныекраны.

3. Предварительное гидравлическоеиспытание железобетонного трубопровода под испытательным давлением должнопродолжаться не менее 10 мин, после чего давление снижается до расчётноговнутреннего и производится внешний осмотр.

4. При осмотре трубопроводаразрешается производить подкачку воды для поддержания расчетного внутреннегодавления.

5. Напорный трубопроводсчитается выдержавшим предварительное гидравлическое испытание, если в нем подиспытательным давлением не произошло разрыва труб, фасонных частей и стыковыхсоединений, а под расчетным внутренним давлением не будет обнаружено утечекводы.

6. Проведение окончательногогидравлического испытания напорного железобетонного трубопровода может бытьначато, если с момента засыпки траншеи грунтом и заполнения трубопровода водой прошлоне менее 72 часов.

Если трубопровод был заполненводой до засыпки грунтом, то указанное время устанавливают с момента засыпки.

7. В процессе проведенияокончательного гидравлического испытания трубопровода величина расходавкачиваемой воды должна быть меньше величин, приведенных в табл. 13.

Таблица13

Внутренний диаметр трубопровода мм

Допускаемая величина расхода вкачиваемой воды на участок длиной 1 км при расчетном внутреннем давлении, л/мин

Примечание . При длинеиспытываемого участка трубопровода менее 1 км приведенные в табл. 12 величинырасхода вкачиваемойводы , ум ножаютсяна его длину, выраженную в км.

8. Участок трубопроводасчитается выдержавшим окончательное испытание, если не обнаружено нарушенийцелостности трубопровода, а расход вкачиваемой воды не превышает допустимуювеличину по таблице.

1. Пневматический способиспытания может быть применен для напорных железобетонных трубопроводов,эксплуатирующихся под внутренним давлением до 0,5 МПа (5 кгс/см 2 ).

2. Предварительноепневматическое испытание железобетонных трубопроводов после их частичнойзасыпки производят при испытательном давлении 0,15 МПа (1,5 кгс/см 2 ).

3. Под испытательным давлениемтрубопровод выдерживают в течение 30 мин. Для поддержания непитательногодавления разрешается производить подкачку воздуха.

4. Осмотр трубопровода с цельювыявления дефектных мест разрешается производить при снижении давления до 0,1МПа (1 кгс/см 2 ).

5. Выявление дефектов на испытываемомучастке трубопровода может быть произведено следующим образом:

по пузырям, образующимся вместах утечки воздуха при покрытии стыков и других мест трубопровода мыльнойэмульсией;

по запаху одорированного илизадымленного воздуха, вытекающего через неплотности на испытываемом участкетрубопровода. Одорант добавляют к подаваемому компрессором воздуху.

6. Дефекты в трубопроводе,выявленные и отмеченные при его осмотре, устраняют только после сниженияизбыточного давления до нуля. После устранения дефектов испытание следуетпроизвести вторично.

7. Трубопровод считаетсявыдержавшим предварительное испытание, если при тщательном осмотре труб необнаружено дефектов в стыках, нарушения целостности трубопровода, а такжесдвига или деформации упоров.

8. Окончательно пневматическоеиспытание трубопровода производят после его засыпки. Величина окончательногоиспытательного давления принимается равной 0,6 МПа (6 кгс/см 2 )

9. Трубопровод считаетсявыдержавшим окончательное пневматическое испытание, если не будет нарушена егоцелостность и величина падения давления за 6 часов испытания не превысит 100 ммводного столба.

Приложение1
МАШИНА ДЛЯ МОНТАЖА ТРУБОПРОВОДОВ МВ-15

Машина для монтажа трубопроводовпредназначена для планировка дна траншеи, нарезки ложа, отрывки приямков,стыковки труб и протаскивания центратора.

Машина смонтирована на базетрактора Т-130МБГ-1 ( рис. 9 ) и состоит изследующих узлов: ложеприямокопатель, навесная рама, трактор, ходоуменьшитель,гидросистема, системе выдерживания уклона, стыкующая балка.

Ложеприямокопатель являетсяосновным рабочим органом и включает: фрезерный рабочий орган: зачистноеустройство, гидроцилиндр качания фрезы, два гидроцилиндра качания рамы фрезы.

Подъемная рама представляетсобой сварную пространственную металлоконструкцию, снабженную четырьмяроликами, перемещающимися в направляющих навесной рамы, что позволяет опускатьфрезерный рабочий орган на глубину разработки ложа или приямка и поднимать егов транспортное положение. К подъемной раме посредством шарнирной опоры и двухгидроцилиндров качания подвешивается промежуточная рама фрезы. Фрезерныйрабочий орган представляет собой фрезу-метатель с приводом от гидромотора иодноступенчатый редуктор.

Навесная рама имеет вертикальныенаправляющие для размещения в них роликов подъёмной рамы и гидроцилиндраподъема фрезерного рабочего органа. Шток гидроцилиндра посредством двухзвёздочек и цепей связан с подъемной рамой. Такая схема позволяет увеличить ходподъёмной рамы в два раза посравнению с ходом цилиндра.

Гидросистема машины служит дляпривода фрезы-метателя, бесступенчатого регулирования скорости рабочего хода,подъема и опускания ложеприямокопателя, подъема и опускания стыкующей балки истыковку труб, качания рамы фрезы при отрытии ложа и приямков, подъёма,опускания и поворота бульдозерного отвала.

Рис. 9 . Машина длямонтажа трубопроводов МВ-15:
1 — трактор Т-130МБГ-1; 2 — бульдозерный, отвал; 3 — гидробак; 4 — навесная: рама;5 — ложеприямокопатель; 6 — стыкующая балка; .7 — ходоуменьшитель; 8 -гидроцилиндры

Система автоматикиобеспечивает отрытие ложа с заданным продольным уклоном путем регулированиявысотного положения фрезерного рабочего органа. Задача управления сводится квнедрению фрезы в грунт на требуемую глубину и обеспечению ее положения сзаданной точностью по траектории параллельной копиру, установленному позаданному уклону. Регулирование высотного положения фрезы осуществляется спомощью гидроцилиндра подъема фрезерного рабочего органа. Включение егопроизводится по электрическим сигналам датчика высоты и пульта управления,поступающим на золотники с электрогидравлическим управлением.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАШИНЫ ДЛЯ МОНТАЖА ТРУБОПРОВОДОВ МВ-15