Полномочия избирательных комиссий в россии

Статья 24. Полномочия избирательной комиссии субъекта Российской Федерации

Статья 24. Полномочия избирательной комиссии субъекта Российской Федерации

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации:

координирует деятельность избирательных комиссий на территории субъекта Российской Федерации;

обеспечивает взаимодействие Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с органами государственной власти субъекта Российской Федерации;

осуществляет контроль за законностью проведения выборов на территории субъекта Российской Федерации;

обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней по федеральному избирательному округу и одномандатным избирательным округам, образованным на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и снабжение ими окружных избирательных комиссий;

распределяет между окружными избирательными комиссиями денежные средства, выделенные на подготовку и проведение выборов, и обеспечивает контроль за целевым использованием этих средств на территории субъекта Российской Федерации;

устанавливает единую нумерацию избирательных участков на территории субъекта Российской Федерации;

рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия иных избирательных комиссий в данном субъекте Российской Федерации и принимает по ним мотивированные решения;

осуществляет иные полномочия по поручению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Срок полномочий избирательной комиссии субъекта Российской Федерации четыре года.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации является юридическим лицом и действует на постоянной основе.

Статья 18. Полномочия избирательной комиссии субъекта Российской Федерации

Статья 18. Полномочия избирательной комиссии субъекта Российской Федерации

1. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации:

а) координирует деятельность избирательных комиссий на территории субъекта Российской Федерации;

б) обеспечивает взаимодействие Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с органами государственной власти субъекта Российской Федерации;

в) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации;

г) обеспечивает на территории субъекта Российской Федерации для всех кандидатов, зарегистрированных кандидатов соблюдение установленных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами условий предвыборной деятельности;

д) обеспечивает единообразное использование на территории субъекта Российской Федерации государственной автоматизированной информационной системы;

е) обеспечивает в соответствии с решениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации изготовление избирательных бюллетеней на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и передачу их в территориальные избирательные комиссии;

ж) обеспечивает доставку в нижестоящие избирательные комиссии открепительных удостоверений для голосования на выборах Президента Российской Федерации, других избирательных документов;

з) распределяет средства федерального бюджета, выделенные ей на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации в субъекте Российской Федерации, в том числе распределяет часть этих средств между территориальными избирательными комиссиями, обеспечивает контроль за целевым использованием этих средств, а также за соблюдением на территории субъекта Российской Федерации требований настоящего Федерального закона, иных федеральных законов при финансировании избирательных кампаний кандидатов, зарегистрированных кандидатов;

и) утверждает перечень территориальных избирательных комиссий, устанавливает единую нумерацию избирательных участков на территории субъекта Российской Федерации;

к) обеспечивает соблюдение утвержденных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации нормативов технологического оборудования, порядка хранения и передачи в архив избирательных документов;

л) контролирует соблюдение на территории субъекта Российской Федерации единого порядка подсчета голосов, установления итогов голосования и определения результатов выборов Президента Российской Федерации;

м) заслушивает сообщения органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации;

н) устанавливает итоги голосования на выборах Президента Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации и передает их Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

о) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий в данном субъекте Российской Федерации и их должностных лиц, принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

п) обеспечивает информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, ходе избирательной кампании;

р) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. В случае, если срок полномочий избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, установленный законом субъекта Российской Федерации, истекает в период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации, полномочия избирательной комиссии субъекта Российской Федерации сохраняются вплоть до представления Центральной избирательной комиссией Российской Федерации палатам Федерального Собрания Российской Федерации финансового отчета о расходовании средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов, и сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, но не более чем на срок, установленный настоящим Федеральным законом для представления указанных финансового отчета и сведений.

Статья 24. Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований

Статья 24. Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований

1. Избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования.

2. Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления.

3. Уставом муниципального образования, нормативным правовым актом органа местного самоуправления избирательной комиссии муниципального образования может быть придан статус юридического лица.

4. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию. Порядок возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию в случае отсутствия представительного органа муниципального образования может быть установлен законом субъекта Российской Федерации. Если на территории муниципального образования образуется несколько территориальных комиссий, полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть возложены на одну из них.

5. Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет четыре года. Если срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума. Данное положение не применяется при проведении повторных и дополнительных выборов депутатов представительного органа муниципального образования. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть прекращены досрочно законом субъекта Российской Федерации в случае преобразования муниципального образования. Днем досрочного прекращения полномочий такой избирательной комиссии муниципального образования является день вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о преобразовании муниципального образования.

6. Избирательная комиссия муниципального образования формируется в количестве пяти–одиннадцати членов с правом решающего голоса.

7. Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а формирование избирательной комиссии поселения – также на основе предложений избирательной комиссии муниципального района.

8. Представительный орган муниципального образования обязан назначить не менее одной второй от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений:

б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации;

в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

9. Представительный орган муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения обязан назначить не менее двух членов избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения на основе поступивших предложений избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. Представительный орган поселения обязан назначить не менее двух членов избирательной комиссии поселения на основе поступивших предложений избирательной комиссии муниципального района.

10. Избирательная комиссия муниципального образования:

а) осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

б) обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, изданием необходимой печатной продукции;

в) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума;

г) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов;

д) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдумов;

е) осуществляет на территории муниципального образования меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, распределяет выделенные из местного бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, контролирует целевое использование указанных средств;

з) заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местного референдума;

и) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий, а избирательная комиссия муниципального района – также жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) избирательной комиссии поселения и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

к) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.

1. Федеральный законодатель дает понятие «избирательная комиссия муниципального образования» (ИКМО) посредством определения главной цели ее функционирования и правовой основы существования. ИКМО создается для подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления и местных референдумов. Более подробное определение ИКМО дано в статье 39 Федерального закона от 6 ноября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: «Избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования».

Правовой основой существования ИКМО являются федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований. Пункт 3 статьи 39 указанного Федерального закона устанавливает иерархию правовых актов, определяющих правовое положение ИКМО: «Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований». Таким образом, федеральный законодатель установил для ИКМО тот же порядок и приоритеты в правовом регулировании, что и для других избирательных комиссий, в том числе являющихся государственными органами, указав, вместе с тем, на возможность установления ряда элементов статуса ИКМО непосредственно в уставе соответствующего муниципального образования.

В результате реформы местного самоуправления количество муниципальных образований увеличилось более чем вдвое и составляет 24208, из них сельских поселений – 19892, городских поселений – 1756, муниципальных районов – 1802, городских округов – 522, внутригородских территорий городов федерального значения – 236 (125 в городе Москве и 111 в городе Санкт-Петербурге) 1 . Теоретически в каждом из муниципальных образований может быть создана ИКМО. Однако практической необходимости в существовании такого огромного количества комиссий нет, так как действующая система избирательных комиссий состоит из достаточно гибких, универсальных и взаимозаменяемых звеньев, способных совмещать полномочия комиссий различного вида и уровня.

2. Важной новеллой комментируемого Федерального закона является уточнение правовой природы ИКМО. Эти комиссии не входят в систему органов местного самоуправления, но являются муниципальными органами. Аналогичная формулировка введена и в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 2 статьи 39). Правильность такого понимания правовой природы ИКМО подтверждается и судебной практикой. Так, в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 6 июля 2005 года № 47-ГО5-12 2 указано на неправомерность отождествления понятий органа местного самоуправления и избирательной комиссии муниципального образования, которая организует и проводит выборы, но не решает вопросы местного значения. Самостоятельными полномочиями по решению вопросов местного значения наделены исключительно органы местного самоуправления. Избирательные же комиссии любого уровня, в том числе и муниципальные, имеют общие задачи по обеспечению избирательных прав и прав граждан на участие в референдуме, имеют сходные полномочия, общие условия формирования, типовые процедуры функционирования. Все это позволяет считать ИКМО звеном единой системы избирательных комиссий в Российской Федерации.

________________
1 Об итогах муниципальных выборов в ходе реформы местного самоуправления в Российской Федерации в 2004–2005 годах // См.: выписка из протокола № 164-1-4 заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 29 декабря 2005 года // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2006. № 2 (193). С. 10–260; в связи с продолжающимся процессом образования и преобразования муниципальных образований их количество незначительно меняется.
2 См.: дело по заявлению прокурора Оренбургской области о признании недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона Оренбургской области от 14 ноября 2002 года «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Оренбургской области».

В соответствии с федеральным законом ИКМО может быть сформирована как муниципальный орган в любом муниципальном образовании, в том числе и в каждом из муниципальных образований, составляющих двухзвенную систему местного самоуправления – муниципальном районе и входящих в него сельских, городских поселениях. Однако региональный законодатель может в предусмотренных комментируемым Федеральным законом случаях избрать любой вариант создания ИКМО, воспользовавшись в том числе возможностью возложения полномочий ИКМО на иные избирательные комиссии (см. комментарий к пункту 4). Следует отметить особое положение ИКМО в крупных городах – центрах субъектов Российской Федерации. Город как муниципальное образование обычно делится на городские районы или иные административно-территориальные единицы, в каждом из которых образуется ТИК, являющаяся государственным, а не муниципальным органом. В этих условиях в соответствующем законе субъекта Российской Федерации и уставе города должна быть точно определена иерархия избирательных комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение муниципальных выборов, их полномочия по осуществлению избирательных действий, их взаимные права и обязанности, либо предусмотрена возможность возложения полномочий ИКМО города на одну из территориальных комиссий.

Читайте так же:  Телепрограмма коллекторы

3. Комментируемый Федеральный закон установил, что органы местного самоуправления самостоятельно решают вопрос о придании ИКМО статуса юридического лица. Получение этого статуса связано с возможностью финансирования деятельности ИКМО из соответствующего бюджета, работой руководителя комиссии на освобожденной основе, наличием аппарата, структуры и штатов работников. Следует отметить, что практика эта не имеет особого распространения. Обычно статус юридического лица получают ИКМО, одновременно исполняющие полномочия территориальных комиссий. Это, например, 30 ИКМО в Костромской области, 13 ИКМО в Ямало-Ненецком автономном округе, либо ИКМО крупных городов, всего – 58 ИКМО.

4. Условием возложения полномочий ИКМО на другую комиссию является инициатива представительного органа местного самоуправления. По смыслу комментируемого Федерального закона такое обращение должно быть принято коллегиально на сессии, поскольку в данном случае решается вопрос о том, что муниципальный орган – ИКМО не создается, а ее полномочия передаются государственному органу – ТИК. Однако если представительного органа на территории муниципального образования нет (например, он еще не создан в ходе преобразования муниципального образования), то вопрос о порядке возложения полномочий может быть решен законом субъекта Российской Федерации.

Практика проведения выборов органов местного самоуправления в ходе муниципальной реформы 2004–2005 годах показала отсутствие необходимости в образовании значительного количества избирательных комиссий, прежде всего избирательных комиссий поселенческого уровня. Полномочия многих из них смогли выполнить ТИК, действующие на постоянной основе, имеющие штатных квалифицированных работников, оснащенные техническими средствами ГАС «Выборы». Так, в Омской области на 32 ТИК были возложены полномочия ИКМО соответствующих муниципальных районов и 391 городского и сельского поселения, и хотя выполнение ТИК такого количества дополнительных полномочий в избирательных кампаниях различного уровня, потребовало очень значительных усилий, это помогло избежать комплекса проблем, связанных с подбором и обучением организаторов выборов, выявило перспективы дальнейшего использования потенциала этих комиссий 1 .

Следует подчеркнуть еще одну новеллу комментируемого Федерального закона. В случае образования на территории крупного городского округа нескольких ТИК, полномочия городской ИКМО могут возлагаться на одну из них, а ранее такого права не было. Созданные в 64 больших городах ИКМО проводят выборы только в городские органы местного самоуправления и исключены из участия в проведении выборов в органы государственной власти, в то время как ТИК районов города являются обязательными звеньями в системе комиссий, проводящих эти выборы. Поэтому снятие запрета возложения полномочий городской ИКМО на одну из ТИК города является еще одним направлением оптимизации системы избирательных комиссий.

Исполнение полномочий ИКМО территориальной избирательной комиссией не ограничено в комментируемом Федеральном законе каким-либо сроком. В данном случае полномочия возлагаются на ТИК как на государственный орган, действующий на постоянной основе. Вместе с тем не исключается, что срок, на который полномочия ИКМО возлагаются на ТИК, может быть определен при принятии решения о таком возложении полномочий: это может быть период полномочий представительного органа местного самоуправления, период полномочий соответствующего состава ТИК как коллегиального органа.

Следует учитывать, что комментируемый Федеральный закон не предусматривает возможность возложения части полномочий одной комиссии на другую. Поэтому в решении о возложении полномочий ИКМО на ТИК необходимо указать на возложение полномочий не только по проведению муниципальных выборов, но и местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

5. Комментируемый Федеральный закон установил единый срок полномочий ИКМО – четыре года. По общему правилу срок полномочий продлевается, если он истекает в период избирательной кампании, кампании референдума. Возможность продления полномочий комиссии не распространяется на случаи проведения повторных или дополнительных выборов в представительные органы местного самоуправления. Устанавливая это ограничение, федеральный законодатель исходит из необходимости избежать ситуации, когда полномочия комиссии могли бы стать бессрочным. И повторные, и дополнительные выборы депутатов проводятся по отдельным избирательным округам, и объем обязанностей ИКМО в данном случае значительно меньше, чем при общих выборах; формирование нового состава ИКМО не может негативно повлиять на ход избирательного процесса в отдельных избирательных округах.

________________
1 Об итогах муниципальных выборов в ходе реформы местного самоуправления в Российской Федерации в 2004–2005 годах // См.: выписка из протокола № 164-1-4 заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 29 декабря 2005 года // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2006. № 2 (193). С. 10–260.

Новеллой является установление возможности досрочного прекращения полномочий ИКМО в связи с преобразованием муниципального образования. Следует отметить, что это право, а не обязанность законодателя субъекта Российской Федерации. Если преобразование связано с изменением территории и количества населения вследствие разделения или слияния двух или нескольких муниципальных образований, целесообразно досрочно прекратить полномочия прежних ИКМО и сформировать новые. Если преобразование состоит, например, только в изменении статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа, либо лишением его статуса городского округа, возможно и продолжение осуществления полномочий ранее сформированной ИКМО. В любом случае вопрос досрочного прекращения полномочий ИКМО решается законом субъекта Российской Федерации исходя из конкретных обстоятельств и целесообразности.

6. Федеральный законодатель поднял норму о количественном составе ИКМО на федеральный уровень (ранее количество членов ИКМО определялось нормативным актом субъекта Российской Федерации или муниципального образования). Эта новелла устанавливает для ИКМО тот же порядок определения количества членов, что и для других комиссий, входящих в систему избирательных комиссий в Российской Федерации. Количественный диапазон, определенный комментируемым пунктом – от пяти до одиннадцати человек – достаточен для учета любых местных условий: численности и плотности населения, наличии на территории муниципального образования труднодоступных и отдаленных местностей, особенностей быта и хозяйственной деятельности жителей и прочих местных обстоятельств.

7. Порядок формирования ИКМО определяется комментируемым Федеральным законом и соответствует общим требованиям, предъявляемым к процедуре формирования и составу избирательных комиссий (статья 22). ИКМО формируется представительным органом муниципального образования. К субъектам, наделенным правом предлагать кандидатуры в состав ИКМО, кроме указанных в пункте 2 статьи 22 комментируемого Федерального закона, относятся собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, что типично для формирования всех «низовых» комиссий. Законодательной новеллой предыдущей редакции комментируемого пункта было предоставление права предлагать кандидатуру в новый состав ИКМО комиссии предыдущего состава, а также ИКСРФ. Предоставленная комиссиям возможность рекомендовать кандидатуры в новый состав отражает тенденцию профессионализации и сохранения преемственности в деятельности комиссий.

8. Комментируемый пункт устанавливает в соответствии с общими условиями формирования избирательных комиссий (статья 22) гарантии участия представителей политических партий и иных общественных объединений в составе ИКМО. Не менее половины состава ИКМО как районного, городского, так и поселенческого уровня представительный орган муниципального образования должен назначить на основе поступивших предложений политических партий, допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе и (или) в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, а также иных избирательных объединений, допущенных к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования. Следует, однако, подчеркнуть, что такое формирование возможно лишь в случае поступления в установленные законом сроки и порядке конкретных предложений по кандидатурам от политических партий и других избирательных объединений. Как показала практика проведения выборов органов местного самоуправления в 2004–2005 годах политические партии смогли предложить в состав ИКМО (поселений, районов, городских округов) 27–28 процентов от числа членов ИКМО с правом решающего голоса 1 . Правом предложения кандидатур в члены ИКМО от имени политических партий, иных общественных объединений обладают органы политических партий или иных общественных объединений (их структурных подразделений) в соответствии с их уставами.

9. Если пункт 8 комментируемой статьи устанавливает гарантии партийного представительства в ИКМО, то комментируемый пункт предусмотрел аналогичные гарантии для вышестоящих комиссий. Представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее двух членов избирательной комиссии района, городского округа, внутригородской территории городов Москвы и Санкт-Петербурга на основе предложений ИКСРФ. В условиях повышения роли и ответственности ИКСРФ за функционирование избирательной системы на подведомственной территории предоставление такого полномочия вполне оправданно и своевременно. Вместе с тем, если для представительного органа местного самоуправления учет предложений ИКСРФ является обязанностью, то для ИКСРФ внесение предложений по кандидатурам является правом, которое она реализует исходя из соображений целесообразности. В свою очередь представительный орган поселения обязан назначить не менее двух членов избирательной комиссии поселения на основе поступивших предложений ИКМО соответствующего муниципального района. Данные полномочия вышестоящих комиссий введены для обеспечения слаженной, профессиональной работы всей системы избирательных комиссий, включая ИКМО, по неуклонному выполнению требований федерального и регионального избирательного законодательства. Исходя из того, что внесение предложений по кандидатурам в состав ИКМО является правом, а не обязанностью вышестоящей избирательной комиссии, представляется, что она может предложить не только две, но и одну кандидатуру, и в этом случае представительный орган местного самоуправления обязан будет учесть это предложение.

10. Полномочия ИКМО определяются ее целевым назначением – подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления и местных референдумов, а также голосования по отзыву депутатов, по вопросам преобразования или изменения границ муниципального образования. Компетенция ИКМО распространяется на всю территорию муниципального образования и носит общий, комплексный характер, так как комиссия является организующий и отвечает за проведение муниципальных выборов, местного референдума и предусмотренных видов голосования в целом. Комментируемый пункт одновременно определяет полномочия ИКМО обоих уровней.

_______________
1 См.: выписка из протокола № 164-1-4 заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 29 декабря 2005 года «Об итогах муниципальных выборов в ходе реформы местного самоуправления в Российской Федерации в 2004–2005 годах».

Комментируемый Федеральный закон использует единый способ закрепления компетенции комиссий, представляющий собой набор однотипных полномочий, осуществляемых в той или иной мере всеми избирательными комиссиями, а также специальных полномочий, характерных для данного вида комиссий, а именно:

а) ИКМО, как и другие комиссии, осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан на территории муниципального образования. Во исполнение этого полномочия комиссия контролирует соблюдение соответствующего законодательства о выборах нижестоящими комиссиями, кандидатами, другими участниками избирательной кампании на всех стадиях избирательного процесса, начиная с выдвижения кандидатов, информирования избирателей, проведения предвыборной агитации до организации голосования и установления результатов выборов. ИКМО должна обеспечить соблюдение «федеральных стандартов» избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов и местных референдумов, предусмотренных законом видов голосования.

б) ИКМО, являясь организующей комиссией, принимает постановление о календарном плане мероприятий по проведению соответствующих выборов или голосования, а также при необходимости нормативные и иные акты, обеспечивающие этот процесс. Значительная часть полномочий комиссии реализуется в организационных действиях, например, по проведению заседаний, взаимодействию с другими органами местного самоуправления и органами государственной власти, политическими партиями, общественными объединениями, кандидатами, их уполномоченными представителями и другими. ИКМО обеспечивает нижестоящие комиссии необходимой печатной продукцией (тексты законов, информационные плакаты, бюллетени, бланки протоколов, актов и других документов);

в–д) федеральное избирательное законодательство в достаточной степени унифицировало осуществление наиболее важных аспектов организации избирательного процесса, установив несколько так называемых «единых порядков»: 1) порядок распределения эфирного времени и печатной площади для проведения агитации; 2) единый порядок установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума; 3) единый порядок опубликования этих результатов. Во всех этих случаях задачей ИКМО является обеспечение строгого соблюдения положений федерального избирательного законодательства и соответствующего законодательства субъектов Российской Федерации, поскольку названные процедуры являются важнейшими гарантиями, обеспечивающими равные права граждан на участие в выборах, референдумах, достоверность полученных результатов и соответствие их воле избирателей, гласность и полноту информации о ходе и результатах выборов;

е) ИКМО, как вышестоящая комиссия по проведению муниципальных выборов и местных референдумов, отвечает за организацию их финансирования. Она распределяет бюджетные средств между нижестоящими комиссиями для обеспечения проведения выборов, референдума (дополнительная оплата труда членов комиссии, оборудование помещения для голосования и так далее);

ж–з) полномочия, предусмотренные подпунктами «ж» и «з», являются общими для всех комиссий, каждая из которых осуществляет их в зависимости от места, занимаемого в системе комиссий (в данном случае на уровне местного самоуправления);

и) новеллой этого подпункта является то, что федеральный законодатель прямо установил: ИКМО муниципального района является вышестоящей по отношению к ИКМО поселения при рассмотрении жалоб (заявлений) на решения, действия (бездействие) ИКМО поселения;

Читайте так же:  Судебная практика о признании договора дарения недействительной

к) к иным полномочиям ИКМО можно отнести, например, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; регистрация кандидатов, списков кандидатов на муниципальных выборах по единому избирательному округу и т.д.

Статья 23. Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий субъектов Российской Федерации

Статья 23. Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий субъектов Российской Федерации

1. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

2. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами.

3. Срок полномочий избирательных комиссий субъектов Российской Федерации составляет четыре года. Если срок полномочий избирательной комиссии субъекта Российской Федерации истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума. Данное положение не применяется при проведении повторных и дополнительных выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Число членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса устанавливается конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее 10 и более 14.

5. Формирование избирательной комиссии субъекта Российской Федерации осуществляется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основе предложений, указанных в пункте 1 статьи 22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительных органов муниципальных образований, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации предыдущего состава, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

6. Половина членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, другая половина – высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

7. Как законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, так и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязаны назначить не менее одной второй от назначаемого ими числа членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации на основе поступивших предложений:

а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации.

8. Утратил силу.

9. Как законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, так и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязаны назначить не менее одного члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации на основе поступивших предложений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

10. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации:

а) осуществляет на территории субъекта Российской Федерации контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

б) организует размещение заказа на производство технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, в том числе по поручению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации; осуществляет на территории субъекта Российской Федерации контроль за соблюдением нормативов технологического оборудования для участковых комиссий;

в) обеспечивает на территории субъекта Российской Федерации реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции;

г) осуществляет на территории субъекта Российской Федерации меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума, установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдумов;

д) осуществляет на территории субъекта Российской Федерации меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдумов субъекта Российской Федерации, распределяет выделенные из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;

е) утверждает перечень территориальных комиссий;

ж) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;

з) заслушивает сообщения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума;

и) по поручению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;

к) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

л) участвует в организации государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и в осуществлении этой регистрации (учета), в формировании и ведении регистра избирателей, участников референдума;

л 1 ) участвует в осуществлении проверки сводных финансовых отчетов и сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, контроле за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями в виде вступительных и членских взносов, пожертвований граждан и юридических лиц, информировании граждан о результатах этих проверок;

м) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации.

11. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий города федерального значения и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме при проведении выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, в соответствии с пунктом 7 статьи 75 настоящего Федерального закона.

12. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации может иметь официальный печатный орган.

1–4. В комментируемой статье закреплен правовой статус ИКСРФ. Статус ИКСРФ определяется комментируемым Федеральным законом аналогично статусу ЦИК России как государственного органа, действующего на постоянной основе, а также как коллегиального органа и юридического лица (см. комментарий к пунктам 1–4 статьи 21), за исключением положения о том, что ЦИК России является федеральным государственным органом, тогда как ИКСРФ является государственным органом субъекта Российской Федерации. Документами, регулирующими статус ИКСРФ, помимо комментируемого Федерального закона, являются конституции (уставы), законы соответствующих субъектов Российской Федерации. В большинстве субъектов Российской Федерации приняты специальные законы об ИКСРФ либо законы о системе избирательных комиссий. Особенностью статуса ИКСРФ является то, что они являются не только комиссиями, организующими выборы органов государственной власти и референдумы субъектов Российской Федерации, но также и комиссиями, которые в соответствии с Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», федеральными законами «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации» принимают участие в подготовке и проведении федеральных выборов и референдума Российской Федерации. Закрепленная в законе подсистема избирательных комиссий – государственных органов позволяет эффективно решать вопросы обеспечения единого конституционно-правового пространства в сфере осуществления избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Комментируемый Федеральный закон содержит ряд норм, которые учитывают эту особенность, в частности пункт 14 статьи 20, пункт 9 комментируемой статьи, пункт 4 статьи 28, пункт 7 статьи 75.

Срок полномочий ИКСРФ, установленный комментируемым Федеральным законом, составляет четыре года 1 . Данный срок позволяет комиссиям надлежащим образом организовать подготовку и проведение как федеральных, так и региональных выборов (срок полномочий Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, а также многих законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления составляет четыре года), обеспечивает стабильность избирательной системы в Российской Федерации.

Количественный состав ИКСРФ не может быть менее 10 и более 14 членов с правом решающего голоса. Конкретное количество ее членов устанавливается субъектом Российской Федерации самостоятельно в конституции (уставе), законе субъекта Российской Федерации. При этом следует учитывать, что количественный состав членов комиссии может устанавливаться вне зависимости от количества избирателей, зарегистрированных на территории данного субъекта Российской Федерации. Исходя из положений пункта 6 комментируемой статьи, количественный состав ИКСРФ должен равняться четным числам, а именно: 10, 12 или 14 членам, иначе будет нарушен принцип равенства законодательной (представительной) и исполнительной власти субъекта Российской Федерации при формировании состава комиссии.

_______________
1 Законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах предусматривает основания и порядок досрочного прекращения полномочий избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. Одним из них является решение суда о расформировании избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренном статьей 31 комментируемого Федерального закона. В соответствии с положениями соответствующих федеральных конституционных законов об образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Российской Федерации полномочия соответствующих избирательных комиссий субъектов Российской Федерации могут быть досрочно прекращены либо продлены до формирования избирательной комиссии нового субъекта Российской Федерации. В частности, Указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2006 года № 913 «Об утверждении Положения о выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края первого созыва», принятом в целях реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, проживающих на территории нового субъекта Российской Федерации – Красноярского края, и в соответствии с частью 2 статьи 80 Конституции Российской Федерации, частью 3 статьи 6, частью 2 статьи 7 и частью 5 статьи 11 Федерального конституционного закона от 14 октября 2005 года № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа», установлено, что Избирательная комиссия Красноярского края осуществляет полномочия избирательной комиссии нового субъекта Российской Федерации – Красноярского края с 1 января 2007 года до сформирования избирательной комиссии нового субъекта Российской Федерации – Красноярского края в правомочном составе, но не позднее чем до 10 августа 2007 года, при этом полномочия Избирательной комиссии Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Избирательной комиссии Эвенкийского автономного округа прекращаются с 1 января 2007 года // СЗ РФ. 2006. № 35. Ст. 3741; в постановлении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 30 октября 2006 года № 189/1190-4 установлен перечень мероприятий, связанных с прекращением полномочий избирательных комиссий указанных субъектов Российской Федерации // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2006. № 11(202).

5–9. Формирование ИКСРФ осуществляется следующим образом: половина членов назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, другая половина – высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации. Как следует из положений статьи 5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», если конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации предусмотрен двухпалатный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, полномочия по назначению части состава ИКСРФ осуществляются палатами в соответствии с конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

Члены ИКСРФ с правом решающего голоса назначаются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, иных общественных объединений (см. комментарий к пункту 1 статьи 22 комментируемого Федерального закона), а также предложений представительных органов муниципальных образований, ИКСРФ предыдущего состава, ЦИК России. Требование, содержащееся в пункте 7 комментируемой статьи, призвано гарантировать возможность представительства в избирательных комиссиях политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе и в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, и желающих иметь такое представительство.

Следует учитывать, что в случае, если одна вторая от общего числа членов ИКСРФ составляет нечетное число: семь или пять, то для соблюдения требования комментируемого пункта 9 требуется, чтобы каждый из органов государственной власти субъекта Российской Федерации назначил не менее одной второй от указанного числа по поступившим предложениям политических партий, т.е. соответственно четыре или три члена комиссии. Таким образом, общая квота для парламентских политических партий составляет восемь, если конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации установлено, что ИКСРФ состоит из 14 членов, и шесть, если ИКСРФ состоит из 10 членов.

Последовательность расположения в комментируемом пункте 7 субъектов внесения предложений по кандидатурам в состав ИКСРФ (подпункты «а» и «б») не устанавливает приоритетное право первых перед последующими, все их предложения должны быть учтены назначающими органами (лицами) в равной степени. При этом должна быть предусмотрена такая процедура назначения, которая обеспечивала бы безусловную реализацию данной нормы. Может возникнуть ситуация, когда кандидатура, представленная политической партией, от которых органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны назначить не менее одной второй от общего числа членов ИКСРФ, не соответствует требованиям, предъявляемым к членам избирательной комиссии, тогда указанной политической партии может быть сообщено об этом и она вправе представить другую кандидатуру в рамках установленного срока (по срокам см. комментарий к пункту 8 статьи 22). Если предложенная кандидатура соответствует требованиям федерального закона, предъявляемым к членам ИКСРФ, то органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе предъявлять к кандидату требования, не предусмотренные федеральным законодательством, а также требовать ее замены.

Читайте так же:  Деньги в кармане развод

Если в адрес органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правомочного назначать половину состава ИКСРФ, от вышеназванных субъектов внесения предложений о кандидатурах поступило предложений в меньшем количестве, чем одна вторая от указанной половины состава, данную квоту целесообразно заполнить кандидатурами из числа предложенных другими политическими партиями, иными общественными объединениями, указанными в пункте 1 статьи 22 комментируемого Федерального закона. Однако отсутствие предложений от политических партий, иных общественных объединений не препятствует назначению членов ИКСРФ в полном составе по предложениям иных субъектов, указанных в пункте 5 комментируемой статьи.

Если общее количество кандидатур, предложенных парламентскими политическими партиями, превышает квоту, рассчитанную в соответствии с требованиями комментируемого пункта исходя из общего количества членов ИКСРФ, целесообразно, чтобы все предложенные кандидатуры были назначены соответствующим органом в состав комиссии с учетом соблюдения установленной численности и требований комментируемого Федерального закона. С целью исключения возможности дублирования назначений либо, наоборот, не учета предложений какой-либо политической партии, направившей свое предложение по кандидатуре члена ИКСРФ (например, по причине того, что политическая партия направила свое предложение только в один орган государственной власти), органам государственной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется образовывать совместную рабочую группу по предварительному рассмотрению предложений по кандидатурам в состав ИКСРФ.

На основании части 3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ право вносить предложения по кандидатурам в состав ИКСРФ сохраняется и за избирательными блоками, допущенными к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе четвертого созыва, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации на момент формирования ИКСРФ (см. комментарий к пункту 1 статьи 22).

Норма комментируемого пункта 8 утратила силу, так как в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ ее содержание перенесено в пункт 3 1 статьи 22 комментируемого Федерального закона.

Комментируемый пункт 9 предусматривает, что как законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, так и высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации обязаны назначить не менее одного члена ИКСРФ на основе поступивших предложений ЦИК России. Если ЦИК России внесла предложение (предложения) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, как минимум одна из предложенных кандидатур должна быть учтена этим органом в обязательном порядке. Аналогично высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации обязано назначить не менее одного члена ИКСРФ на основе поступивших предложений (предложения) ЦИК России. Если предложенная ЦИК России кандидатура соответствует требованиям комментируемого Федерального закона, предъявляемым к членам ИКСРФ, то органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе предъявлять к кандидату иные требования, не предусмотренные федеральным законодательством, а также требовать ее замены (комментируемый пункт). В случае досрочного прекращения полномочий члена ИКСРФ, назначенного по предложению ЦИК России, и назначении нового члена комиссии в приоритетном порядке подлежит учету кандидатура, предложенная ЦИК России.

10–11. ИКСРФ формируются для подготовки и проведения выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В случаях, установленных законами, ИКСРФ могут принимать участие в организации выборов в органы местного самоуправления. На этой основе комментируемым пунктом 10 установлены общие полномочия избирательной комиссии, осуществляемые в ходе избирательной кампании, кампании референдума, а также в период между выборами: контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; обеспечение на территории субъекта Российской Федерации реализации мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции и т. д. (по вопросу осуществления ИКСРФ полномочий, предусмотренных подпунктами «б», «в», «и», «л», «л 1 » пункта 10 комментируемой статьи, см. комментарий к пунктам 9, 12 и 12 1 статьи 21).

ИКСРФ оказывают правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям, что выражается в разработке и утверждении методических рекомендаций, а также инструкций по вопросам применения законов субъектов Российской Федерации о выборах и референдумах.

ИКСРФ вправе рассматривать жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий при проведении федеральных и региональных выборов и референдумов. Посредством нормы пункта 11 комментируемой статьи устанавливается порядок реализации полномочий ИКСРФ по осуществлению контроля за соблюдением и защитой избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума. При возложении полномочий ИКМО на ТИК (см. комментарий к статье 24) порядок рассмотрения жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) комиссии является аналогичным. Порядок рассмотрения ИКСРФ жалоб (заявлений), указанных в подпункте «к» пункта 10 и пункта 11 комментируемой статьи, регулируется пунктами 6 и 7 статьи 75 комментируемого Федерального закона.

12. ИКСРФ вправе иметь свой официальный печатный орган. Целесообразность его учреждения определяется наличием, условиями выпуска и распространения средств массовой информации, в которых осуществляется официальное опубликование нормативных правовых актов органов государственной власти и других государственных органов, количеством актов, требующих официального опубликования, динамикой интереса населения к специализированным изданиям о выборах и референдумах, финансовыми ресурсами избирательной комиссии. В период подготовки и проведения выборов, референдума периодичность и тираж официального печатного органа может увеличиваться по сравнению с периодом между выборами, референдумами.

Система избирательных комиссий, комиссий референдума в Российской Федерации

В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума:

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
• избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
• избирательные комиссии муниципальных образований;
• окружные избирательные комиссии;
• территориальные (районные, городские и другие) комиссии;
• участковые комиссии.

При проведении соответствующих референдумов Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные, участковые избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума.

Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.

Компетенция, полномочия и порядок деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации устанавливаются федеральным законодательством.

Компетенция, полномочия и порядок деятельности иных комиссий при подготовке и проведении выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации также устанавливаются федеральными законами.

Компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов устанавливаются федеральным законодательством, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий.

Комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с установленной законодательством компетенцией.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе и является юридическим лицом.

Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации составляет 5 лет.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, пять членов назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, пять членов назначаются Президентом Российской Федерации.

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами.

Срок полномочий избирательных комиссий субъектов Российской Федерации составляет 5 лет.

Число членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса устанавливается конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее 10 и более 14. Половина членов назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, другая половина – высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования.

Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления.

Уставом муниципального образования, нормативным правовым актом органа местного самоуправления избирательной комиссии муниципального образования может быть придан статус юридического лица. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию или на участковую комиссию, действующую в границах муниципального образования.

Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет 5 лет.

Избирательная комиссия муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения формируется в количестве восьми, десяти или двенадцати членов с правом решающего голоса. Избирательная комиссия поселения формируется в количестве 6, 8 или 10 членов с правом решающего голоса. Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования. Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования.

Окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии.

Срок полномочий окружных избирательных комиссий истекает через 2 месяца со дня официального опубликования результатов выборов, если в вышестоящую избирательную комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых был нарушен порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на территории избирательного округа или результатов выборов полномочия окружной избирательной комиссии прекращаются со дня, следующего за днем исполнения окружной избирательной комиссией решения вышестоящей избирательной комиссии либо исполнения вступившего в законную силу судебного решения.

Число членов окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления с правом решающего голоса устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Формирование окружной избирательной комиссии по выборам в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляется вышестоящей избирательной комиссией.

Положение территориальных комиссий в системе государственных органов в субъектах Российской Федерации определяется законами субъекта Российской Федерации.

Территориальные комиссии действуют на постоянной основе.

Срок полномочий территориальных комиссий составляет 5 лет.

Законом субъекта Российской Федерации территориальной комиссии может быть придан статус юридического лица. Полномочия территориальной комиссии по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому по согласованию с представительным органом муниципального образования, могут возлагаться на соответствующую избирательную комиссию муниципального образования. В пределах одной административно-территориальной единицы с большим числом избирателей может формироваться несколько территориальных комиссий, при этом решение об их формировании принимает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Территориальные комиссии формируются в количестве 5-14 членов с правом решающего голоса. Формирование территориальной комиссии осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации.

Для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии.

Избирательные участки, участки референдума образуются по согласованию с соответствующей территориальной комиссией главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации — города федерального значения, — руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения на основании данных о числе избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории избирательного участка, участка референдума.

Такие участковые комиссии формируются территориальными комиссиями и срок их полномочий составляет 5 лет.

Число членов участковой комиссии с правом решающего голоса определяется формирующим ее субъектом в зависимости от числа избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка, участка референдума, в следующих пределах:

а) до 1001 избирателя, участника референдума — 3-9 членов участковой комиссии;
б) от 1001 до 2001 избирателя, участника референдума — 7-12 членов участковой комиссии;
в) более 2000 избирателей, участников референдума — 7-16 членов участковой комиссии.