Пояснительная записка театральной студии

Рабочая программа театральной студии «Маленький актёр»

Светлана Щеголькова
Рабочая программа театральной студии «Маленький актёр»

Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательно – образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является приоритетным направлением.

Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей.

Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводит педагог дополнительного образовании.

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4-7 лет. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам.

Программа предполагает проведение двух занятий в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 20 минут – средняя группа, 25 минут – старшая группа, 30 минут – подготовительная группа.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.

Ориентируясь на вышесказанное, можно отметить высокую степень значимости театральной деятельности для развития творческих способностей ребенка и утверждать необходимость и целесообразность создания программы деятельности с детьми.

Данная программа, является углубленной, так как обеспечивает разностороннее развитие и формирование теоретических знаний и практических навыков в области театрального искусства.

Главная задача работы театральной студии это — приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

Анализ существующих образовательных программ и методических пособий приводит нас к выводу, что театральная деятельность это наименее разработанный раздел в системе художественного воспитания детей, который характеризуется отсутствием целостной единой методики и образовательной технологии, отвечающим современным требованиям.

В основу программы положен опыт воспитания ребенка, как артиста, творца, исполнителя с позиции театральной “школы переживания”, созданной К. С. Станиславским, где учитываются личностный опыт ребенка и уровень психофизического развития.

Актуальность данной программы заключается в том,

Основной целью программы «Маленький актёр является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития дошкольника, воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности, освоение детьми вокально-хоровых и музыкально-ритмических компонентов музыкально-сценической деятельности; включение детей в активную продуктивно-творческую деятельность, накопление определенного багажа образных действий, необходимого для первоначального выражения ребенком своего личностного отношения к музыке, пробуждение чувств сопереживания воплощаемому образу, воспитание культуры движений.

Цель будет достигнута при решении следующих задач —

• Усвоение разных способов образных действий, накопление определенного багажа образных действий.

• Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.

• Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувство ритма, темпа, чувство пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.

• Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.

• Знакомство с историей и развитием театрального искусства; развитие познавательных интересов дошкольников через расширение представлений о видах театрального искусства.

• Воспитание культуры музыкального восприятия, исполнительства и творческого самовыражения, пластической культуры и выразительности детских движений.

• Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр–драматизаций, упражнений актерского тренинга.

• Создание творческого художественного пространства, которое способствует активизации эстетических переживаний, эмоционального воображения, ассоциативных представлений ребенка.

• Освоение основ исполнительской, зрительской и общей культуры.

• Улучшение психологической культуры между сверстниками, выход на новый уровень взаимодействия взаимоотношений между детьми и взрослыми.

Процесс театрального мастерства строится на общедидактических и специфических принципах:- принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному») обучения.

Принципы отбора содержания и реализации программы:

В основу программы «Маленький актёр» положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.

Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.

Деятельностный подход. Деятельность – основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического взаимодействия с одаренными детьми.

Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т. е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Новизна программы, её отличительные особенности

Уровень программы по степени новизны: в комбинации элементов известных методик; усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда; постановке и решении новых педагогических задач; использовании авторских разработок и регионального компонента. Программа «Маленький актёр» дополняет базовую наличием дополнительных образовательных задач.

Организационные условия реализации программы:

Возраст детей, участвующих в реализации программы: 4-5 лет (1 год обучения, 5–6 лет (2 год обучения, дети 6-7 лет (3 год обучения). Дополнительная образовательная программа «Маленький актёр» реализуется в течение до трёх лет.

Формы и режим занятий.

Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей:

– 1-й год обучения (4-5 лет) – 2 раз в неделю по 20 минут;

– 2-й год обучения (5-6 лет) – 2 раза в неделю по 25 минут;

— 3-й год обучения (6-7 лет) – 2 раза в неделю по 30 минут;

В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.

Итоговые занятия проводятся в конце года с присутствием родителей.

Ожидаемые результаты и способы их проверки. Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям в каждой возрастной группе. Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а также применяются диагностические методики.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Основное содержание программы:

Программа состоит из блоков, в которые входят учебный план и учебно-тематический план. В учебный план входят следующие темы:

• Массовая работа

• История театра

• Индивидуальная работа

Программа «Маленький актёр» предусматривает использование следующих методов и приёмов:

• Метод убеждения средствами театрального искусства (разъяснение темы, выразительные средства, организация целенаправленного внимания.)

• Метод приучения упражнений в практической действительности, предназначенный для преобразования окружающей театральной среды и выработке навыков культуры поведения.

• Метод проблемных ситуаций, побуждающий к творческим действиям.

• Метод побуждения к сопереживанию, формирующий эмоционально–положительное отношение к позитивному, прекрасному в жизни и искусстве.

Блочно-тематическое планирование по теме «Лес» для старшей группы Блочно – тематическое планирование Тема: «Лес» Примерное содержание образовательной деятельности по познавательно — речевому и художественно.

Презентация для педагогов «Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ» Презентация «Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ» создана после выхода в свет Приказа Министерства.

Пояснительная записка «Театр- искусство прекрасное.

    Яна Вульф 2 лет назад Просмотров:

    1 Пояснительная записка «Театр- искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты». К.С.Станиславский Целью современного образования, которое заключается в воспитании и развитии личности ребёнка, важным направлением в развитии личности является формирование творческих способностей детей. Особенностью современной ситуации в наше время- время стрессов, резких взлётов и ещё более резких падений в судьбах людей, стала «атмосфера» насыщенная отрицательными, тревожными, раздражающими явлениями (телевидение, пресса, мультфильмы и т.д.). Всё это не может не сказаться на здоровье детей, так как несёт разрушение в психоэмоциональной сфере ребенка, препятствует развитию целостного положительного восприятия мира. Как уберечь его от страшной разрушительной силы? Как помочь ребёнку познать мир, накопить опыт общения, развить творческие способности, накопить мудрость? Приобщение детей к театрализованной деятельности ставит перед собой цель попытаться решить некоторые из поставленных вопросов. Сказка всегда, во все времена имела огромную власть над детским сердцем. В сказках мудрость народа, в них основы национальной культуры, в них добро всегда побеждает зло. Только играя в сказки, ребёнок может видоизменить окружающий мир, накопить опыт общения, познать мир взрослых. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что театр имеет большое значение в жизни ребёнка. Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, развивает умственные способности, речь, способствует координации движения, развивает

    2 творческие способности и воображение. Театральная деятельность помогает эмоционально и физически разрядиться. Поэтому так важно приобщать ребёнка с самого раннего возраста к музыке, литературе, театру. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достигнуть. «Говорят, что первые шесть лет ребёнок приобретает треть того опыта, что он приобретёт за всю жизнь. Это не верно: неизмеримо больше!» М. Волошин («Откровение детских игр»). В настоящее время существуют программы по театральной деятельности дошкольников. Такой, например, является программа Н.Ф. «Театр — творчество — дети». Таковой и явилась предлагаемая адаптированная программа «Теремок». Из программы Н.Ф. Сорокиной и Л. Г. Миланович «Театр — творчество-дети» взяты такие разделы как: основы кукловождения; основы актерского мастерства; основы кукольного театра; основы драматизации. Предлагаемая адаптированная программа «Мир театра» дополнена такими направлениями, как: «ритмопластика»; культура и техника речи; правила поведения в театре; знакомство с разными видами театральных кукол: пальчиковый театр, теневой, настольной деревянной и мягкой игрушки, театр ложек, куклы «Живой руки». В детском саду создана хорошая развивающая среда для творческого развития ребенка через театральную деятельность. Оборудована театральная студия: сцена, зрительный зал, зеркальная стена, театральные костюмы, ширма, занавес.

    3 Основные отличия адаптированной программы «Теремок» от других программ данной направленности: 1. Определение репертуара в соответствии с временами года. 2. Драматизация с элементами кукольного театра. 3. Знакомство с историей театра, с театральными профессиями, строением театра, правилами поведения. 4. Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Таким образом, реализация адаптированной программы осуществляется в полном объеме. Цель программы: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Задачи программы: 1. Развивать творческие способности детей средствами театральной деятельности (этюды, игры- драматизации, создание афиш, декораций, элементов костюмов, сочинение сказок, в импровизациях). 2. Расширять знания детей об окружающем мире: история театра, устройство театра, кто работает в театре, какие бывают театры, о разнообразии театральных кукол, декораций (уметь различать и называть их). 3. Развивать речь дошкольника: пополнять и активизировать словарь детей, работа над дикцией, интонационной выразительностью, диалогической и монологической речью.

    4 4. Воспитывать положительное отношение к культуре (сказки, мифы). 5. Развивать гуманные чувства детей: адекватно реагировать, радоваться успехам других, огорчаться в случае неудачи, стремиться прийти на помощь, правильно оценивать свои поступки и поступки других. Формы: 1. Занятия. 2. Игры- занятия. 3. Игры- загадки. 4. Занятия- путешествия. 5. Игры- драматизации. 6. Совместная деятельность воспитателей и детей. 7. Самостоятельная детей. 8. Игры, упражнения, этюды. Методы и приёмы: 1. Наглядно- слуховой. 2. Наглядно-зрительный. 3. Метод поисковой ситуации. 4. Игровой. 5. Оценочный метод. 6. Метод упражнения с усложнением. 7. Дидактический. 8. Словесный. 9. Метод умелого переключения с одного вида на другой. Срок реализации адаптированной программы 1 год.

    5 Занятия проходят 1 раз в неделю во второй половине дня. Время занятий кружка составляет в средней группе 20 минут. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ: Средняя группа Умеют действовать согласованно. Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц. Запоминают заданные позы. Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка. Знают 5-8 артикуляционных упражнений. Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе. Умеют произносить скороговорки в разных темпах. Умеют произносить скороговорку с разными интонациями. Умеют строить простейший диалог. Умеют составлять предложения с заданными словами.

    6 Учебно-тематический план: НОЯБРЬ Занятие 1. Давайте познакомимся. Цель: познакомиться с детьми и рассказать им о том, какую роль играет театральная деятельность в жизни человека. Изменю себя, друзья. Догадайтесь кто же я? Цель: развивать внимание, наблюдательность, воображение детей. Занятие 2. Пойми меня. Цель: развивать внимание, память, образное мышление детей. Волшебная шкатулка. Цель: развитие речи, отгадывание загадок, имитационные упражнения. Занятие 3. Выросла репка большая — пребольшая. Цель: развивать воображение и фантазию, учить создавать образы с помощью выразительных движений. Чтение пьесы «Репка». Цель: развивать речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Репка». ДЕКАБРЬ. Занятие 4. Импровизация русской народной сказки «Репка». Цель: развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано. Репетиция пьесы «Репка». Цель: развивать правильное речевое дыхание, речевой аппарат продолжать заучивание текста сказки. Занятие 5. Дружно, весело, с охотой быстро справимся с работой. Цель: развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано. Занятие 6. К дедушке все прибегали, тянуть репку помогали. Цель: развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками. Занятие 7. Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем! Цель: развивать воображение, инициативу, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.

    7 Занятие 8. Играем спектакль «Репка». Итоговое. ЯНВАРЬ. Занятие 9. Мешок с сюрпризом. Цель: развивать артикуляцию и дикцию; познакомить детей с новыми упражнения. Занятие 10. Игровой урок. Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнение словарного запаса детей. ФЕВРАЛЬ. Занятие 11. Стоит в поле теремок. Цель: развивать воображение и фантазию, учить создавать образы с помощью выразительных движений. Чтение пьесы «Теремок». Цель: развивать речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Теремок». Занятие 12. Импровизация русской народной сказки «Теремок». Цель: развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано. Занятие 13. Репетиция пьесы «Теремок». Цель: развивать правильное речевое дыхание, речевой аппарат продолжать заучивание текста сказки. Занятие 14.Дайте только срок, построим новый теремок. Цель: развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано. МАРТ. Занятие 15. Вот красивый теремок, очень, очень он высок! Цель: развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками. Играем спектакль «Теремок». Занятие 16. Театральная игра «Ходим кругом». Цель: учить «снимать» зажатость и скованность; согласовывать свои действия с другими детьми.

    8 Занятие 17. Вышла курочка — хохлатка, с нею желтые цыплятки. Цель: развитие речи, отгадывание загадок, мимические этюды, имитационные упражнения. Занятие 18. Желтый маленький комочек, любопытный очень очень. Цель: чтение сказки К. Чуковского «Цыпленок»; беседа по содержанию, мимические этюды; игровое упражнение «на птичьем дворе». АПРЕЛЬ. Занятие 19. Быстро времечко пройдет и цыпленок подрастет. Цель: мимические этюды; драматизация сказки «Цыпленок». Воображаемое путешествие. Цель: развивать воображение, фантазию, память; умение общаться в предполагаемых обстоятельствах. Занятие 20. Потеряли котятки по дороге перчатки. Цель: чтение сказки С. Маршака «Перчатки»; беседа по содержанию, игровое упражнение «грустные котята». Отыскали перчатки, вот спасибо котятки! Цель: мимические этюды; драматизация сказки «Перчатки». Занятие 21. Без друзей нам не прожить ни за что на свете. Цель: развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками. Занятие 22. Игровая программа «Это вы можете!» Цель: закрепление пройденного материала; дать детям возможность проявить инициативу и самостоятельность в выборе и показе отрывков из поставленных ранее спектаклей.

    9 Список литературы: 1. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» М. Просвещение 1991г. 2. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников» М. АСТ-Астрель 2004г. 3. Гавришева Л.Б. «Музыка- игра- театр!» Спб. Детство- Пресс 2004г. 4. Горького Л.Г., Обухова Л.А., Петелин А.С. «Праздники и развлечения в детском саду» М. ВАКО 2004г. 5. Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки» М. Просвящение, 1985г. 6. Картушина М.Ю. «Театрализованные представления для детей и взрослых» М. Творческий центр 2005г. 7. Картушина М.Ю. «Сценарии оздоровительных досугов для детей»м. Творческий центр 2004г. 8. Кошманская И.П. «Театр в детском саду» Ростов н/д Феникс 2004г.Поляк Л. «Театр сказок» Спб. Детство- пресс 2003г. 9. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. «Театр творчество дети» М. Аркти 2004г. 10. Узорова О.В., Е.А.Нефедова «Пальчиковая гимнастика» М. Арт-Астрель 2005г.

    10 11.Уликова Н.А. «Словом душа растёт» Спб. СМАРТ 1994г.Сухин И.Г. «Весёлые скороговорки» Ярославль. Академия развития 2006г. 12. Царенко Л. «От потешек к Пушкинскому балу» М. ЛИНКА-ПРЕСС 1999г. 13. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.Мозаикасинтез 2007г.

    Рабочая программа театральной студии «Овация»

    Ангелина Вязмитинова 2 лет назад Просмотров:

1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ДЕТСКИЙ ДОМ 1 г. ШАХТЫ Принято на педагогическом совете УТВЕРЖДАЮ Протокол 1 от г. Директор детского дома 1 Дорошенко А.Ю. 20 г. Рабочая программа театральной студии «Овация» (для детей среднего и старшего школьного возраста) Срок реализации дополнительной образовательной программы 3 года Составитель: Евдокимова Надежда Григорьевна педагог дополнительного образования г. Шахты 2012

2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА С древних времён различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусства, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Программа театральной студии «Овация» ориентирует руководителя на создание условий для активизации у ребёнка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Она рассчитана на сотворчество педагогов, которые не разучились играть и фантазировать. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира, которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Осознав, что не существует истины одной для всех, участники студии учатся уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учатся преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми. Практико ориентированная деятельность театрального объединения способствует повышению интереса к театральному творчеству и его влиянию на воспитательный процесс среди подрастающего поколения, что ведёт к оздоровлению отношений между детьми. Программа развивает личность ребёнка, его творческие способности, оптимизирует процесс развития речи, голоса, чувства ритма, учит вдумчивому отношению к художественному слову. Реализация программы предполагает моделирование индивидуального образовательного маршрута каждого ребёнка. Сценическая деятельность базируется на единстве коллективного взаимодействия и максимальном творческом проявлении каждого участника объединения. «Овация» — это программа, не предполагающая её буквального выполнения; руководитель вправе вносить свои коррективы и изменения с учётом возникающих обстоятельств и общедомовых установок. Организационно методические основы программы Основной целью занятий является формирование думающего, чувствующего, активного человека, готового к творческой деятельности в любой области. Общие программные задачи формулируются следующим образом: — раскрепощение и развитие творческих возможностей и эстетических способностей детей; — развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания; активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;

3 — снятие зажатости, обучение естественному поведению на сцене; — развитие коммуникабельности, овладение навыками общения и коллективного творчества. Организационно педагогические основы программы В театральной студии «Овация» занимаются дети среднего и старшего школьного возраста. После предварительного собеседования с целью выявления творческих способностей ребёнка принимаются все желающие. Дети пробуют свои силы. Остаются те, кого увлекла игра и не испугали трудности. Начиная со второго года участники театрального объединения получают возможность войти в мир искусства, познать его изнутри. Это суровое испытание, преодоление трудностей, упорный труд. Кто выстоит, кому хватит характера, того ждут признание и слава. Формы работы: собеседование наблюдение тренинги театральная игра репетиции художественное чтение текста творческая работа над сценарием индивидуальная работа с авторами собственных произведений представление спектакля Важнейшие принципы построения программы: личностно ориентированный подход; принцип креативности (творчества); принцип сотрудничества детей и педагога принцип актуальности (содержание занятий, выбор пьес продумываются с учётом актуальных проблем времени) Предполагаемые умения и навыки В результате посещения занятий участники театрального объединения должны Знать: терминологию театрального искусства; особенности театральных профессий; особенности театрального искусства и его отличие от других видов искусств; основные жанры драматургии; устройство театра снаружи и изнутри; Уметь: ориентироваться в пространстве; свободно и естественно держаться на сцене; создавать импровизации разного характера;

4 запоминать заданные режиссёром мизансцены; сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему; менять высоту и силу звучания голоса; прочитать наизусть стихотворный текст с нужной интонацией. Система поощрений Грамоты и дипломы на заключительном празднике «Звёздный час»; Награждение медалями в номинациях; Лучшая мужская роль года; Лучшая женская роль года; Открытие года; Мастер эпизода; Мастер импровизации; За обаяние и искренность; За ответственность; Лучший поэт; За художественную выразительность; Зрительская симпатия. Программа учит мечтать и добиваться цели, учит побеждать, ответственно и профессионально относиться к делу, учит умению справляться с любой ролью в жизни Содержание программы «Овация» 1 год обучения Тренинги, театральные игры, этюды, миниатюры Основная цель занятий снятие зажимов, эмоциональное и энергетическое раскрепощение, развитие коммуникабельности, индивидуальности. Это первые шаги начинающего артиста. Для того, чтобы действовать естественно и целенаправленно, необходимо научиться отвечать на вопросы: почему, зачем, для чего я это делаю. Эту способность развивают упражнения и этюды на сценическое оправдание, т.е. умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие предлагаемыми обстоятельствами. Сюжетные этюды и миниатюры готовятся под руководством педагога с привлечением старших участников студии. Искусство выразительного чтения Первые шаги в овладении искусством выразительного чтения. Упражнения на дыхание, артикуляцию, голос. По необходимости привлечение логопеда. Знакомство с особенностями сценической речи. Основы театральной культуры

5 Первое представление об истории театра. Знакомство с техникой сцены. Театральный этикет. Первые роли Этюды, миниатюры, утренники, массовки в спектакле. Индивидуальные роли эпизодического характера. Мини спектакль сказочного содержания. Посещение театра, праздники. Просмотр спектаклей выездных театров, поездка в театры других городов. Участие в праздниках, организованных Центром дополнительного образования и собственными силами. Подобные мероприятия сплачивают детей, развивают коммуникабельность. Содержание программы «Овация» 2 и 3 годы обучения Тренинги, театральные игры, этюды, миниатюры Цель игры не столько приобретение ребёнком профессиональных умений и навыков, сколько развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, умения общаться в различных жизненных ситуациях Театральные этюды с заданными и нафантазированными обстоятельствами развивают навыки действия с воображаемыми предметами, учат умению импровизировать. Сценки миниатюры учат действовать на сценической площадке свободно и естественно, совершенствуют умение импровизации, готовят к работе над спектаклем. Искусство выразительного чтения Занятия данного раздела призваны научить участников студии тонко чувствовать, глубоко понимать, искусно воссоздавать поэтический текст, что способствует духовному обогащению воспитанников, развитию эмоциональной чуткости. К данному разделу относятся и занятия по подготовке к концертам, литературным композициям, конкурсам чтецов. Контроль за соблюдением требований сценической речи осуществляется на всех занятиях театрального объединения. Основы театральной культуры Раздел призван обеспечить условия для овладения воспитанниками первоначальными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы: — Из истории театра. — Особенности театрального искусства. — Виды театрального искусства.

6 — Рождение спектакля. — Обсуждение игры актёров детского спектакля (видеозаписи). — Театр снаружи и изнутри. — Культура зрителя. Работа над спектаклем Данный раздел является основным, базируется на сценариях пьес детских авторов, авторских сценариях. Тексты для постановки на сцене отбираются с нравственно эстетической точки зрения с учётом предполагаемого духовного роста личности ребёнка. Раздел включает следующие этапы: Выбор пьесы и обсуждение её с детьми. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Поиски музыкально пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание эскизов декораций и костюмов. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен. Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением. Репетиция всей пьесы целиком с костюмами, реквизитом и декорациями. Премьера спектакля. Обсуждение. Повторные показы спектакля. Оформление альбома с фотографиями. Посещение театра, праздники. Просмотр спектаклей выездных театров, поездка в театры других городов. Участие в праздниках, организованных Центром дополнительного образования и собственными силами. Подобные мероприятия сплачивают детей, развивают коммуникабельность. Поэтическая мастерская «Проба пера» С детьми, обладающими творческими способностями, проводятся индивидуальные консультации в течение всего года во внеурочное время по согласованию педагога и воспитанников. Используются теоретические знания о стихосложении, полученные детьми на занятиях. Занятия добровольные. Целесообразно проведение ряда занятий в форме поэтической мастерской для всех участников объединения. Их назначение формирование умения точно и выразительно передавать свои мысли, чувства. Чтение стихов собственного сочинения. Практическое применение умений и навыков актёрского мастерства.

7 Группы Продолжительн ость занятий в неделю УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Периодичность в неделю Количество часов в неделю Количество часов в год Росток (7 9 лет) 1 час 2 раза 2 часа 72 часа Теремок (10-13 лет) 1 час 2 раза 2 часа 72 часа Ровесницы 1 час 2 раза 2 часа 72 часа (14-17 лет) Юнги (14-17 лет) 1 час 2 раза 2 часа 72 часа Веселая семейка (14-17 лет) 1 час 2 раза 2 часа 72 часа п/ п 1 год обучения Разделы, название темы 1. Вводное занятие. Собеседование. История создания театрального кружка. Традиции. Видеосюжеты. Планы. 2. Развитие дыхания Гимнастика Стельникова, «Насос», «Свеча», «Каратист», «Шарик», «Звукоподрожатель». 3. Упражнения на релаксацию «Волн спокойных тихий шум», «Масло на солнце». 4. Тренинги. Театральные игры, этюды, миниатюры Упражнения на раскрепощение и развитие актёрских навыков 5. Коллективные коммуникативные игры «Фотограф» «Телепаты» «Одно и то же по разному» и другие 6. «Ролевые игры»: упражнения, развивающие навыки перевоплощения. Передача характера героя, отношений, конфликта событий. Время и обстоятельства. Часы теория практика Индивид. работа Общее количест во часов

8 Индивидуальность актёра в представлении сценического героя Сюжетные театральные этюды. Искусство импровизации Сценки-миниатюры на различные темы 7. Сценическая речь. Речевой голос и его воспитание. Говор. Скороговорки — «Шла Маша по шоссе» — «На мели» — «Бык тупо губ» — «Карл у Клары» — «Колокол.» — «Корабли» 8. Основы театральной культуры Из истории театра. Ведущие театры страны. Жанры драматургии. Культура поведения в театре. Обсуждение детского спектакля (видеозаписей) 9. Этюды — Прийти, чтобы уйти — Прийти, чтобы остаться -На без предметное действие 10. Этюды «Я в предлагаемых обстоятельствах» -Одиночные — Парные — Массовые 11. Разговор о театре К.С. Станиславский (биография, актер, режиссер, его система) 12. Тренинги. Театральные игры, этюды, миниатюры Упражнения на раскрепощение и развитие актёрских навыков 13. «Ролевые игры»: упражнения, развивающие навыки перевоплощения. Передача характера героя, отношений, конфликта событий. Время и обстоятельства

9 Индивидуальность актёра в представлении сценического героя Сюжетные театральные этюды. Искусство импровизации Сценки-миниатюры на различные темы 14. Основы театральной культуры Из истории театра. Ведущие театры страны. Жанры драматургии. Культура поведения в театре. Обсуждение детского спектакля (видеозаписей) 15. Искусство выразительного чтения Обучение искусству выразительного чтения: Упражнения на дыхание, артикуляцию, голос. 16. Интонация: повышение и понижение голоса словесное и логическое ударение связь между смыслом предложения и логическим ударением пауза логическая (смысловая) психологическая: пауза припоминания пауза напряжения пауза умолчания 17. Подготовка чтецов для участия в конкурсах, композициях, концертах. 18. Работа над спектаклем Чтение, обсуждение, распределение ролей. Деление пьесы на эпизоды, чтение, пересказ. Индивидуальное собеседование по каждой роли. Работа над отдельными эпизодами, сценами Поиски музыкальнопластического решения отдельных эпизодов

10 Создание эскизов декораций и костюмов Репетиция всей пьесы 19. Премьера Повторные выступления 20. Посещение театра. Экскурсии Праздники Просмотр спектаклей выездных театров, поездка в театры других городов. Участие в праздниках, организованных Центром дополнительного образования и собственными силами. 21. Ко Дню Великой Победы Литературно музыкальная композиция «Этих дней не смолкнет слава» Знакомство со сценарием Репетиции Выступление 22. Поэтическая мастерская «Проба пера» Стихи собственного сочинения Выразительное чтение Анализ актёрского мастерства Подведение итогов Определение рейтинга участников кружка. Праздник «Звёздный час». Награждение ИТОГО: п/ п 2 и 3 годы обучения Разделы, название темы 1. Вводное занятие. Организационные вопросы. Знакомство с планом занятий. 2. Тренинги. Театральные игры, этюды, миниатюры Упражнения на развитие воображения, ощущения места действия, времени Язык жестов и мимики Часы теория практика Индивид. работа Общее количест во часов

11 Энергетика и обаяние актёра Совершенствование искусства импровизации Искусство внутреннего монолога Сценки-миниатюры на различные темы 3. Основы театральной культуры Из истории театра. Использование краеведческих материалов Современный театр Обсуждение детского спектакля (видеозаписей) 4. Искусство выразительного чтения Совершенствование умений художественного чтения поэтических текстов: упражнения на дыхание, артикуляцию, голос. использование интонационных возможностей языка в собственной речи логическое ударение и его роль практическое применение речевой паузы _ Подготовка чтецов для участия в конкурсах, композициях, концертах 5. Спектакль как творческий процесс Работа творческой группы над сценарием спектакля Проба ролей. Индивидуальное собеседование по каждой роли. Работа за столом: Событийный ряд Образы, отношения, конфликт Творческая биография «своего» героя Искусство перевоплощения через представление и переживание 6. Работа над отдельными эпизодами, сценами Конкурс на лучшую импровизацию. Актёрские

12 находки Репетиции отдельных сцен Поиски музыкальнопластического решения отдельных эпизодов Создание эскизов декораций и костюмов Репетиция всей пьесы 7. Премьера Повторные выступления 8. Посещение театра. Экскурсии. Праздники Просмотр спектаклей выездных театров, поездка в театры других городов. Участие в праздниках, организованных Центром дополнительного образования и собственными силами Ко Дню Великой Победы Литературно музыкальная композиция «Этих дней не смолкнет слава» Работа творческой группы над сценарием Репетиции Выступление 10. Поэтическая мастерская «Проба пера» Стихи собственного сочинения Выразительное чтение Анализ актёрского мастерства 11. Подведение итогов Определение рейтинга участников кружка. Праздник «Звёздный час». Награждение. Пожелания и напутствия ИТОГО:

13 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Когородский З. Я. «Первый год. Начало» М,, «Советская Россия», Когородский З. Я. «Первый год. Продолжение» М., «Советская Россия», Когородский З. Я. «Этюды и школа» — М., «Советская Россия», Петров В. А. «Нулевой класс актёра» — М., «Советская Россия», Чехов М. «Об актёре» М., «Просвещение», Шрагина Л. И. «Логика воображения» М., «Народное образование»., Э.Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» М.,»Владос», С.Ю. Кидин «Театр студия в современной школе» Волгоград, «Учитель», 2008

Дополнительная общеобразовательная программа театральной студии

МКУ ДО Оричевский Дом творчества

Дополнительная общеобразовательная программа театральной студии

Автор: Вершинина Н.А.- педагог-организатор

Дополнительная образовательная программа театральной студии направлена на удовлетворение эстетических потребностей личности, способствует формированию ее сознания, расширяет жизненный опыт, способствует духовному, социальному и профессиональному становлению личности ребенка.

Дополнительная образовательная программа театральной студии имеет

художественно – эстетическую направленность.

Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственно-эмоциональную сферу, ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации, формирует определенные актерские исполнительские знания, умения и навыки.

Актуальность программы театра-студии определяется необходимостью успешной социализации ребёнка в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией.

Программа объединяет в себе различные аспекты театрально — творческой деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в жизни.

Обучение подростков отличается практической и гуманитарной направленностью.

В основу данной программы положены следующие педагогические принципы:

— принцип природосообразности и культуросообразности;

— принцип самоценности личности;

Личностно-ориентированный, интегрированный и культурологический подходы в обучении позволяют реализовать концепцию настоящей программы в полном объеме и добиться стабильных позитивных результатов.

Комплексно-целевой подход к образовательному процессу, предполагающий:

— дифференцированный подбор основных средств обучения и воспитания;

— демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога и учащегося;

— достижение заданных результатов на разных уровнях позволит интенсифицировать получение качественных результатов юных актёров.

Цель программы:

Развитие творчески активной личности воспитанника средствами театральной деятельности, содействие их жизненному и профессиональному самоопределению.

Задачи программы 1 года обучения:

— обучить воспитанников основам театральной деятельности;

— формировать навыки актёрского мастерства;

— развивать творческие артистические способности детей;

-развивать коммуникативные и организаторские способности воспитанника;

— формировать художественно — эстетический вкус;

— воспитывать социальную активность личности воспитанника.

Задачи программы 2 года обучения:

создать условия для приобретения детьми опыта творческой

деятельности (исполнительского мастерства);

— продолжать работу по формированию навыков актёрского мастерства;

— продолжать работу по развитию творческих артистических способностей детей;

— продолжать развивать коммуникативные и организаторские способности воспитанников;

— продолжать формировать художественно — эстетический вкус;

— продолжать работу по воспитанию социальной активности личности воспитанника.

Отличительные особенности дополнительной образовательной программы:

1. Интеграция теории и практики, обусловленная спецификой предмета; интеграция социальной, профессиональной и общей педагогики позволяет учащимся, в процессе реализации настоящей программы, одновременно получать комплексные знания, развивать синтетические способности и совершенствовать навыки социального взаимодействия через репетиции, театральную деятельность, участие в праздничных мероприятиях, проводимых в ДТ (театрализованные постановки, конкурсы, фестивали). Такой комплексно-целевой подход к обучению интенсифицирует развитие детей и подростков, формирует устойчивую мотивацию к познанию, активизирует их творческую деятельность, способствует успешной социализации.

2. Настоящая программа составлена с учетом гибкой и мобильной специфики дополнительного образования.

3. Концепция и содержание программы материализует идею творческого развития каждого ребенка и способствует дальнейшему их профессиональному росту в различных учебных заведениях.

4. Реализация программы в режиме сотрудничества и демократического стиля общения позволяет создать личностно-значимый для каждого воспитанника индивидуальный или коллективный духовный продукт (в виде театрализованного представления, спектакля).

5. Личностно-ориентированный подход к образованию с использованием здоровьесберегающих технологий способствует сохранению и укреплению физического и социального здоровья воспитанника.
Занятия театральным искусством очень органичны для детей данного возраста, так как игра и общение являются ведущими в психологической деятельности. Огромная познавательная и нравственная роль театрального воспитания, развитие фантазии и наблюдательности, памяти и внимания, ассоциативного мышления, культуры чувств, пластики и речи, моделирование в игре жизненных ситуаций способствуют интенсивному формированию психической деятельности детей и подростков.

Программа рассчитана для обучающихся 8 – 17 лет.

Принимаются в объединение все желающие по заявлению родителей.

Срок реализации программы

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Количество часов в год

140 часов в год

2 раза в неделю по 2 часа

2 раза в неделю по 3 часа

Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие. Программой предусмотрено вариативное использование других форм организации: занятия малокомплектными группами, индивидуальные для работы над ролью и работы с текстом, репетиции, участие в праздничных мероприятиях ДДТ и театральные выступления.

Дисциплины программы 1 года обучения:

— основы актерского мастерства;

— основы сценической речи;

— теоретические основы актёрского мастерства;

— этапы работы над театрализованным представлением, спектаклем;

— законы сценического действия;

— теоретические основы сценической речи;

— принципы подачи художественного материала

— воспроизводить свои действия в заданной ситуации;

— представлять движения в воображении и мыслить образами;

— самостоятельно работать над сценическим образом и ролью;

— самостоятельно анализировать постановочный план;

— создавать точные и убедительные образы;

— подавать художественный текст с учётом логики и внутреннего понимания.

— приёмами аутотренинга и релаксации;

По окончанию курса обучения у воспитанников должно быть сформировано умение самоопределяться (делать выбор); проявлять инициативу в организации праздников, концертов, спектаклей и других форм театральной деятельности; быть неравнодушным по отношению к людям, миру искусства и природы.

В результате реализации программы обучающиеся становятся настоящими любителями театра – активными участниками школьной самодеятельности, осознают ценность своей театрально-творческой деятельности для окружающих.

Реализация программы позволяет включить механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации.

Основными формами подведения итогов по программе является участие воспитанников театральной студии в театрализованных представлениях или сценических постановках по мотивам драматических произведений. А так же участие в праздничных мероприятиях, концертах.

УЧЕБНО — ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 года обучения

Всего теория практика

Основы сценической речи

Основы актёрского мастерства

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Я осязаю и обоняю мир

Язык жестов, движений и чувств

Я и мир предметов

Мир художественных произведений

Основы сценической речи

Работа над дикцией

Искусство звучащего слова

Основы актёрского мастерства

Раздел 1. Навыки актёрского мастерства

Введение в предмет

Работа актёра над собой

Творческое оправдание и фантазия

Раздел 2. Репетиционно — постановочная работа

Работа над произведением (театрализованным представлением, концертом и т.п.)

Основы сценического движения

Театральная игра

Дисциплина «Театральная игра» нацелена на формирование духовной культуры ребенка. Согласно заданной цели, он способен решить одновременно несколько задач:

— через игру и коммуникативную деятельность – способствовать социализации детей, развить творческие их способности и эмпатию, раскрыть индивидуальность, научить быть в гармонии с собой;
— через чтение и анализ художественной литературы – способствовать формированию духовной культуры, выработать отношение к истинным ценностям, (в том числе, к художественному слову), воспитать эстетический вкус. Реализация программы позволяет педагогу увидеть ребенка в активной деятельности, сформировать индивидуальный план его развития и

своевременно скорректировать издержки.

Тема 1. Я наблюдаю мир.

Теория: Объяснение темы «Я наблюдаю мир». Понятие игра. Возникновение игры. Актуальность игры.

Практика: Упражнения: «Сказка», «Ассоциация», «Борьба стихий», «Ладонь», «Три точки» и др.

Теория: Объяснение темы «Я слышу мир».

Значение в театральном искусстве игры.

Практика: Упражнения: «Круги внимания», «Угадать шумы », «искусственные шумы», «радио», «Слышать одного» и др.

Тема 3. Я осязаю и обоняю мир.

Теория: Объяснение темы «Я осязаю и обоняю мир». Понятие театральная игра. Значение театральной игры.

Практика: Упражнения: «Узнать запахи», «Ощущения запаха», «Вкусовые ощущения», «Фотография» и др.

Тема 4. Язык жестов, движений и чувств (эмоции).
Теория: Понятие жесты, движения, чувства. Значение их в театральном искусстве.
Практика: Упражнения: «Информация через стекло. Дальнее расстояние», упражнения на предлагаемые обстоятельства, «Эмоциональная память», «Цветение и увядание», «Лес» и др.

Тема 5. Я и мир предметов

Теория: Важность развития навыков сценического общения

Практика: Работа с воображаемым и реальным предметом.

Определение «Я» в коммуникативном пространстве («Предлагаемые обстоятельства»). Упражнения «Шнурок», «Конверт» и др.

Тема 6. Мир художественных произведений.

Теория: Понятие художественное произведение.

Практика: Этюды из сказок, стихотворений. Инсценировка небольших стихотворений, сказок.

Основы сценической речи

Речевая гимнастика способствует систематическому совершенствованию речевого аппарата и поддержке в процессе регулярных тренировок работоспособности и постоянной готовности всех органов, принимающих непосредственное участие в сценической речи.

Тема 1. Работа над дикцией

Теория: Понятие сценическая речь. Значение сценической речи.

Практика: Комплекс упражнений дыхательной гимнастики.

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики.

Комплекс упражнений по дикции. Отработка произношений гласных звуков, согласных звуков. Упражнение на сочетание тренируемого звука с гласными. Упражнения с текстами скороговорок. Речевые упражнения с движением и др.

Тема 2. Фонационное дыхание

Теория: Понятие фонационное дыхание.

Практика: Комплекс упражнений на дыхание. Развитие навыков правильного фонационного дыхания. Упражнения «Пёрышко», «Машинка», «Колокола», «Мы по лестнице шагаем», и др.

Тема 3. Искусство звучащего слова

Теория: Определение средств логической эмоционально-образной выразительности: интонация, пауза, темпо — ритм, правила литературного произношения.

Практика: Работа над текстами стихов и отрывками прозы.

Основы актёрского мастерства

Основной целью является раскрепощение личности, развитие универсальных способностей ребёнка (в том числе воображения, ассоциативного-образного мышления, эмоциональной отзывчивости), Обогащение его духовного опыта через знакомство с основами театрально-творческой деятельности, формирование представления о специфике театрального искусства, собственных возможностях в данной области;

Актерский тренинг – это непрерывная смена игр и упражнений, главная задача которых развивать у учеников внимание, наблюдательность, воображение, творческую фантазию, логическое мышление, органичность и непосредственность исполнения заданий.

Элементы актерской техники вводятся постепенно, однако большинство упражнений имеет комплексный характер, что позволяет совмещать работу по закреплению полученных навыков с освоением нового материала.

В ходе занятий определяется, какие элементы актерского тренинга осваиваются легче, а какие вызывают трудности. Исходя из этого, учитывая задачи предстоящего занятия, подбираются те или иные упражнения и игры.

Раздел 1. Навыки актёрского мастерства

Тема 1. Введение в предмет.

Теория: Специфика театрального (актёрского) искусства. История театра.

Практика: Игровой тренинг на знакомство с основами театрального искусства.

Тема 2. Работа актёра над собой.

Теория: Знакомство с основами системы Станиславского.

Практика: Тренинги на развитие актёрских способностей. Приёмы релаксации, концентрации внимания. Упражнения на развитие актёрских способностей «Я – предмет», «Если бы», «Предлагаемые обстоятельства», инсценировка песен, имитация песен. Развитие артистической смелости и актерского внимания при работе на сцене в присутствии зрителей и т.д.

Тема 3. Коммуникация.

Теория: Объяснение сценического общения. Знакомство с правилами работы ведущего при проведении мероприятия выбранной формы.

Практика: Работа с партнёром. Упражнения на «общение»:

«Я знаю, что ты любишь», «Импровизированный диалог», «Передатчик-приёмник», и др.

Определение «Я» в коммуникативном пространстве («Предлагаемые обстоятельства»).

Взаимодействие со зрительской аудиторией.

Проведение праздничных мероприятий, концертов в качестве ведущих.

Тема 4. Творческое оправдание и фантазия.

Теория: Объяснение сценической правды.

Практика: придумать простейший бытовой сюжет, используя опорные слова, обозначающие действия;

— показать индивидуальный этюд по опорным словам, коллективный этюд с 1-3 партнерами;

— найти оправдание любой произвольной позе (бытовой и в пределах сюжета);

— описать картины, возникающие перед внутренним взором;

— развить в течение 2-3 минут тему, предложенную педагогом;

— рассказать о том, чем сегодняшний день отличается от вчерашнего;

— рассказать о своих наблюдениях за миром людей, природы;

— выполнить индивидуальные задания, не реагируя на сигналы,

поступающие со стороны зрителей;

— распределиться по площадке, не перекрывая друг друга;

— вспомнить и описать реальные происшествия и реальное состояние

по заданной педагогом теме.

Раздел 2. Репетиционно- постановочная работа.

Тема: Работа над произведением (театрализованным представлением, концертом и т.п.)

Практика: Репетиции отчетной показательной программы (показательные занятия, театрализованные представления, концерт, инсценировка стихотворений, этюдов и др). Создание сценических костюмов, декораций.

Направлено на снятие мышечных зажимов, приобретение навыков внутреннего раскрепощения при работе на сцене.

Теория: Темпо-ритмическое решение представления.

Практика: Упражнения на развитие чувства ритма «Хлопки», «Барабанщик», и т.д.

Тема 2. Мускульная свобода

Теория: «Тело, как инструмент актёра».

Практика: Упражнения на освобождение мышц, координацию в пространстве. Аутотренинг на раскрепощение мышц тела.

Теория: Объяснение важности пластики тела при работе не сцене.

Практика: Комплекс упражнений на пластику движения: «Шаги на месте», «Волны», «Танцы народов мира» и т.д.

На данном этапе программа является и развивающей, и обучающей. Контроль за знаниями и умениями, полученными в ходе занятий, проводится в форме открытых уроков. Успехи, достигнутые учениками, демонстрируются педагогам, родителям и остальным ученикам коллектива (присутствие публики обязательно). При этом учитывается не столько успеваемость, сколько личный рост каждого отдельного ребенка.

Кроме того, результат работы и детей, и педагога, можно увидеть во время концертных выступлений, праздничных мероприятий, которые проходят на публике.

Основная цель работы со студийцами 2 года обучения –художественно-эстетическое развитие личности на основе приобретенных ею в процессе освоения программы театрально-исполнительских знаний, умений и навыков.

Дисциплины программы 2 года обучения:

— основы сценического движения;

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В результате реализации программы каждый воспитанник должен:

основные теоретические понятия:

— о сценическом этюде и о его драматургическом построении;

— о создании сценария этюда и форме его написания;

— о выразительных средствах сценического действия и их разновидностях;

— о событии и событийном ряде;

— о втором плане роли и внутреннем монологе;

— о сюжете и его структуре;

— о роли жанра и стиля в драматургии;

— анализировать предлагаемый материал и формулировать свои мысли;

— воспроизводить свои действия в заданной ситуации, импровизировать;

— находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;

— уметь донести свои идеи и ощущения до зрителя;

— выполнять упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики;

— выполнять упражнения по пластике движения и раскрепощению тела;

— элементами внутренней и внешней техники актёра;

— приёмами освобождения голоса;

— словесным действием в спектакле;

— приёмами работы с литературным текстом.

В результате реализации программы обучающиеся становятся настоящими любителями театра – активными участниками самодеятельности, осознают ценность своей театрально-творческой деятельности для окружающих.

Основными формами подведения итогов по программе является участие воспитанников театральной студии в сценической постановке по мотивам произведений детских писателей, показ спектакля зрителям (педагоги и учащиеся Дома детского творчества, родители, воспитанники детских домов и детских садов). А так же участие в праздничных мероприятиях, концертах, фестивалях местного, регионального уровня.

УЧЕБНО — ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 года обучения

Основы сценического движения

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ТЕМА

ВСЕГО

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

1

Основы сценической речи

60

9

Освобождение голоса

1 2

9

Сценическая речь

1 8

Работа с литературным текстом

3

24

2

Основы актёрского мастерства

99

15

84

Раздел 1.

Навыки актёрского мастерства

1.

Атмосфера

Ощущение пространства

Импровизация

Мизансцена

5.

Внутренний монолог

6.

Овладение словесным действием

7.

Этюды

Раздел 2.

Репетиционно — постановочная работа

Читка сценария . Распределение ролей

Мысль и подтекст . Логика действия

Сценическая задача и чувство

Репетиционная работа

27

5 .

Индивидуальная работа над ролью

12

6 .

Создание сценических костюмов

7 .

Создание декораций

6

8 .

Показ спектакля в ДДТ, в Детском доме, в Детском саду

6

Основы сценического движения

51

3

48

Речевая и двигательная гимнастика

15

3

2.

Характерность движения

3.

Пластическая импровизация

4.

Построение композиций. Баланс и координация

Работа над сценическим движением. Репетиции сценического действия

18

РАСШИФРОВКА ТЕМ

На данном этапе обучения самым важным направлением является

достижение осмысленного существования учащихся на сценической

Тема 1. Освобождение голоса.

Теория: О строении речевого, голосового аппарата. Какие системы, механизмы входят в речевой аппарат.

— энергетическая (дыхательно-органическая), легкие, трахеобронхиальное дерево, диафрагма, костные мышцы грудной клетки.

— генераторная система (голосовые связки с гортанью, глотка).

— артикуляционно-резонаторная система (система резонаторов, система звукооформления).

Резонаторы: головной (усиление звука), лицевой, грудной, глоточный, губы, зубы, язык, мягкое и твердое небо, маленький язычок.

Практика: Дыхательные упражнения «Опора», «Насос», «Пёрышко», «Лыжи», «Свеча» и др. Упражнения на раскрытие гортани «Яйцо», «Замёрзшее стекло» и др. Упражнения с гласными:

определенные гласные с согласными

произношение по кругу гласных стаккато, легато (вопрос – ответ)

слова с гласной

Имитация звуков: жужжит муха, фырчит мотор машины, воет ветер. Далее произносим сочетания звуков: ми, мэ, ма, мо, му, мы; ди, дэ, да, до, ду и т. д.

Упражнения на развитие резонаторов «Колокола», «Грузинский хор», «Машинка» и др. Голосовой тренинг.

Тема 2: Сценическая речь

Теория: Объяснение предмета сценической речи, для чего она необходима. Сценическая речь – речь на сцене.

Практика: Артикуляционная гимнастика (служит для разогрева и для развития мышц артикуляции):

б) упражнения для языка

в) упражнения для челюсти

Гигиенический массаж (для снятия напряжения мышц лица, для поднятия тонуса, для разогрева кровеносных сосудов и нервных окончаний).

Вибрационный массаж (для массажа голосовых связок) Свобода звучания, микстовое звучание, то есть среднее.

Дикционные упражнения – произношение буквосочетаний (би, бэ, ба, ди, дэ, да, врли, врлэ, врла и т д.), скороговорок.

Тема 3. Работа с литературным текстом.

Теория: Логика речи. Логические ударения. Разбор текста по логике речи и логическим ударениям.

Практика: Работа с литературным текстом.

Основной целью является раскрепощение личности, развитие универсальных способностей ребёнка (в том числе воображения, ассоциативного — образного мышления, эмоциональной отзывчивости), Обогащение его духовного опыта через знакомство с основами театрально-творческой деятельности, формирование представления о специфике театрального искусства, собственных возможностях в данной области.

На данном этапе обучения самым важным направлением является достижение осмысленного существования учащихся на сценической

площадке. И в тренингах и в этюдах необходимо добиваться непрерывного мыслительного процесса.

Набор игр и упражнений, применяемых в тренинге, постоянно меняется, обновляется, рождаются новые формы, необходимые для последовательного развития личности ребенка.

Тема 1. Атмосфера окраска, настроение ситуаций, созданная

психофизическим действием и сценическим самочувствием, среда, в которой развиваются события.

Теория: Понятие атмосфера.

Практика: Упражнения на столкновение атмосфер, например: абитуриенты

ждут результаты экзамена — атмосфера общая, все нервничают, волнуются, пытаются поддержать друг друга. Выходит педагог и зачитывает списки. Атмосфера разделяется на две группы поступивших и не поступивших.

Тема 2. Ощущение пространства.

Теория: Понятие сценическое пространство.

Практика: Упражнения на коллективную согласованность. Практические упражнения на формирование и развитие умения видеть себя со стороны, создавая логичную картинку, понятную зрителю. Работа над ориентированием в сценическом пространстве, как на сцене, так в аудитории, умением заполнять собой сценическое пространство, умением чувствовать партнера и себя относительно партнера. В одиночных этюдах тренировать умение действием заполнить пространство. Уметь создать атмосферу «внутри меня» и существовать в атмосфере «вокруг меня».

Тема 3. Импровизация. Основным методом обучения является импровизация, которая предполагает свободное проявление творческой индивидуальности каждого учащегося, формирование в нем особого импровизационного мышления.

Теория: Объяснение понятия действенной задачи, события и его оценки. Практика: Упражнения на овладение ощущением пространства, сценическим самочувствием, внутренним монологом и приступить к самому сложному действию – воздействию словом.

Тема 4. Мизансцена (расположение на сценической площадке) – должна быть действенной, «говорящей».

Теория: Понятие мизансцена.

Практика: Упражнение «Стоп-кадры» – построить мизансцену на различные темы. Овладеть логикой построение мизансцены. Запомнить основные правила сценического этикета никогда не вставать спиной к зрителю, использовать кулисы только для выхода на сцену, не задевать и не трогать их во время сценического действия.

Тема 5. Внутренний монолог — мысли и чувства, обращенные к себе.

Теория: Объяснение понятия внутренний монолог, его значение в актёрской игре.

Второй план – это всегда личная действенная задача, отвечающая на вопрос «Что я хочу?».

Первый план – это тактика поведения, т.е. что я делаю, для того чтобы получить то, что я хочу.

Практика: Примерное упражнение: «Ум, чувства, тело”. Придумывается ситуация «Я в предлагаемых обстоятельствах». Один из учащихся выбирает из группы троих, кто будет его «умом”, кто – «чувствами”, кто – «телом”. Затем он придает каждому из них форму, выражающую типичное состояние данной части, а также составляет из них скульптурную группу, отражающую состояние этих частей. После того, как распределены роли между партнерами, и они стали «частями” участника, они должны поделиться с ним своими впечатлениями, рассказать, каково им быть его чувствами, телом и умом.

Тема 6. Овладение словесным действием. Умение действовать словом

приобретается в процессе активного контакта, при котором слова становятся необходимым средством воздействия на партнеров. В этом случае словесные действия не отрываются от физических; они вытекают из них и сливаются с ними. С первых шагов работы над словом важно, чтобы ученики почувствовали неразрывную связь словесного действия с физическим. Чтобы слово стало орудием действия, необходима настройка всего физического аппарата на выполнение этого действия.

Теория: Понятие словесное действие.

Практика: Упражнения «Помоги мне», «В магазине», и др.

Тема 7. Этюды — это основной профессиональный навык. Самостоятельный

поиск действенной линии поведения в заданных (придуманных)

обстоятельствах. С этого года обучения и дальше в содержании этюдов необходимо наличие действенной задачи и события.

Теория: Действенная задача отвечает на вопросы: «Чего я хочу? Для чего я это делаю?»

Факт — (поступок, воздействие внешних или внутренних обстоятельств), который заставляет изменить предыдущее сценическое поведение.

Событие – это некий факт, или внешнее или внутреннее обстоятельство, или действие партнера, которые изменяют сценическое поведение, психофизическое самочувствие и эмоциональное состояние.

Оценка факта состоит из двух частей – фиксация факта и реакция на факт.

Примерные задания и темы этюдов:

На достижение цели — «на уроке рисования»- нарисовать портрет

этого мальчика, который сидит к тебе спиной.

Этюды на события — «Впервые в жизни», «Записка», «Находка»,

1.Наблюдения за животными: «Мой питомец», «В зоопарке», «В цирке»…

2.Наблюдения за людьми: «В транспорте», «На улице», «В магазине»…

3.Пародии: « Мой любимый артист, певец, телеведущий», «Пародии

Одиночные этюды на зону молчания — «Не могу решить задачу!»,

«Объяснительная записка», «Письмо от друга», «Сказать или не сказать?»…

Этюды на рождение слова — «Не хочу!», «Прости», «Надоело»….

Раздел 2. Репетиционно — постановочная работа

Тема: Работа над произведением, спектаклем.

Теория: Читка сценария . Распределение ролей. Логика действия. Сценическая задача и чувство. Мысль и подтекст.

Практика: Репетиции спектакля. Показательные занятия, индивидуальная работа со студийцами над ролью, показ спектакля. Создание сценических костюмов, декораций.

Основы сценического движения

Направлено на снятие мышечных зажимов, приобретение навыков внутреннего раскрепощения при работе на сцене, овладение пространством сцены, развитие координации.

Тема 1: Речевая и двигательная гимнастика.

Теория: Важность речевой и двигательной гимнастики для работы на сцене.

Практика: Дыхательные упражнения. Гимнастика на снятие зажимов

конечностей и шейного отдела. Упражнения на тренировку подвижности

пальцев. Работа с предметом. Произношение текста в движении.

Тема 2: Характерность движения. Гротеск, пародия.

Теория: Понятие гротеск, пародия.

Практика: Различные характерные движения. Упражнения на фантазию посредством преобразования обычного, повседневного движения в гротеск. Переключение и смешение серьезного и смешного.

Тема 3: Развитие творческих способностей обучающихся. Пластическая импровизация.

Теория: Понятие пластическая импровизация.

Практика: Импровизация под различное музыкальное сопровождение.

Пластика героя и его характерности. Массовые пластические зарисовки и их воздействие на эмоции зрителя.

Тема 4: Построение композиции. Баланс и координация.

Теория: Важность умения владеть своим телом в сценическом пространстве.

Практика: Упражнения для развития координации. Упражнения на баланс. Переключение «скоростей» движения.

Тема 5: Работа над сценическим движением. Репетиция сценического действия.

Теория: Особенности движения на сцене при работе в спектакле.

Практика: Упражнения на передачу чувств. Упражнения на внутреннее состояние человека. Работа над сценическим действием спектакля. Проработка действия и мизансцен спектакля.

Кроме того, результат работы и детей, и педагога, можно увидеть на премьере спектакля.

Занятия должны проходить в специально оборудованном, просторном, хорошо проветриваемом помещении. Для сводных, постановочных репетиционных занятий необходима сценическая площадка со специальным техническим оборудованием и материалом.

— музыкальный центр или инструмент

— подборка музыкального сопровождения (фонотека)

— костюмы, декорации, реквизит, необходимые для работы над созданием театрализованных постановок

— элементы костюмов для создания образов

— материал для оформления задника сцены

Василенко Ю. С. Постановка речевого голоса. Методические рекомендации, М., Просвещение, 1973 г

Ганелин Е.Р. Школьный театр. Программа обучения детей основам сценического искусства. Методическое пособие. Кафедра основ актерского мастерства. Санкт – Петербургская государственная академия театрального искусства. — СПб, 2002.

Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. — СПб: Речь, 2001.

Ершова А. П. Влияние актерского творчества на всестороннее развитие личности школьника.//Сборник: Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства. — М., 1984.

Захава Б.Е.. Мастерство актера и режиссера. Изд. 3-е, испр. и доп. Учеб. пособие для ин-тов культуры, театр. и культ.-просвет. училищ. — М. «Просвещение», 1973.

Иванова С.Ф. Речевой слух и культура речи. Пособие для учителей, М., Просвещение, 1970 г.

Ильев В.А. Когда урок волнует (Театральная технология в педагогическом творчестве): Уч. пособие (2-е издание, исправленное и дополненное) для студентов педагогических учебных заведений и студентов художественно-педагогических факультетов институтов искусств и культуры, учителей школ, лицеев, колледжей, гимназий. – Пермь, 2004.

Станиславский К.С. Работа актера над собой, ч. 1: Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. – М.: Искусство, 1985.

Титова А. А. Дикция и орфоэпия. Методическая разработка по курсу «Сценическая речь», М., 1981 г.

Шангина Е.Ф. Тренинг актерских и режиссерских способностей. Методические рекомендации для самодеятельных театральных коллективов. – Барнаул, 1990.

Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. М.: Аст-пресс. 1999.

Игры — обучение, тренинг, досуг. Под ред. Петрусинского В.В.. М., 1994.

Пиз А. Язык телодвижений Н. Новгород: ай Кью, 1992.

Станиславский К.С. Собрание сочинений.

Райан П. Актерский тренинг искусства быть смешным и мастерства

импровизации / П. Райан; пер. с англ. – Москва: АСТ, 2010. – (Золотой

фонд актерского мастерства)

Кох И.Э. Основы сценического движения. СПб.: Планета музыки, Лань, 2012.

Немеровский А. Пластическая выразительность актера. М., «Прайм-Еврознак», 2010.

Леонарди Е.И. Дикция и орфоэпия. Сборник упражнений по сценической речи. Учебное пособие для театральных учебных заведений культурно-просветительных училищ и институтов культуры. М., Просвещение, 1967.

Савкова З.В. Техника звучащего слова./Методическое пособие./ М. ВНМЦНТиКПР, 1988.

Козлянникова И.П. Артикуляционная гимнастика. М. 1999.

Кипнис М. Актерский тренинг. 128 лучших игр и упражнений для любого тренинга / М. Кипнис. – Москва: АСТ, 2009. – (Золотой фонд актерского мастерства)

Кипнис М. Актерский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером / М. Кипнис. – Москва: АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства)

Кнебель М. О. Поэзия педагогики. О действенном анализе пьесы и роли. – Москва: ГИТИС, 2005

Полищук Вера. Актерский тренинг. Книга актерского мастерства. Всеволод Мейерхольд / Вера Полищук. – Москва: АСТ, 2010. – (Золотой фонд актерского мастерства)

Создание актерского образа: теоретические основы / сост. и отв. ред. Н. А. Зверева Д. Г. Ливнев. – Москва: РАТИ–ГИТИС, 2008

Сорокин В. Н. Мизансцена – как пластическое выражение сути

драматургического материала / В. Н. Сорокин, Л. Я. Сорокина // Искусство и образование. – 2010. – № 1(63) – С. 19–27

Станиславский К. С. Искусство представления / К. С. Станиславский. —

Читайте так же:  Ходатайство о рассмотрении дела без участия истца в арбитражный суд