Планирование и отчетность в прокуратуре

Планирование работы и контроль за исполнением. Учет, отчетность и делопроизводство в органах прокуратуры

В соответствии с приказом Генерального прокурора Республики Беларусь от 25 ноября 2002 г. № 32 «Об основах организации надзора и управ­ления в органах прокуратуры» всем прокурорам предписано рассматривать планирование работы как эффективное средство руководства и уп­равления деятельностью органов прокуратуры, рационального распределения сил, позволяющее мобилизовать подчиненных на решение наиболее острых вопросов.

Важнейшими чертами планирования работы органов прокуратуры являются его конкретность и рациональность.

Как правило, в план включаются основные мероприятия:

  • подведение итогов деятельности прокуратуры за определенный период;
  • обсуждение их на межведомственных совещаниях;
  • прокурорские проверки исполнения законов;
  • обобщение практики прокурорского надзора и его организация;
  • мероприятия, связанные с повышением деловой квалификации;
  • заседания коллегий и др.

Планы должны быть комплексными, конкретными по предмету, мес­ту, лицам и срокам его исполнения, реальными, т.е. основанными на правильном расчете имеющихся сил, средств и времени, необходимых для их выполнения.

Различаются перспективное, текущее и календарное планирование. Общие, перспективные планы прокуратуры Республики Беларусь, областных, районных прокуратур разрабатываются, как правило, на полугодие.

Составлению плана работы прокуратуры предшествуют сбор необходимой информации, анализ состояния законности, разработка прогнозов, подготовка проекта плана, обсуждение проекта плана, утверждение пла­на, организация исполнения плана.

В прокуратурах составляются различные планы, охватывающие все направления деятельности органов прокуратуры: планы работы коллегий, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, по повышению деловой квалификации, стажировки, проверки состояния работы подчиненных прокуратур и др..

Кроме планирования работы прокуратуры в целом, осуществляется также планирование работы каждого прокурора и следователя. Индивидуальное планирование существенно помогает распределить время для дости­жения результативности в работе, способствует повышению организован­ности и профессионализма прокурорских работников.

Планирование работы будет успешным тогда, когда руководители органов прокуратуры будут осуществлять контроль за ходом выполнения намеченных мероприятий и за исполнением плана в целом.

Наиболее распространенной и дей­ственной формой контроля исполнения является проверка работы ниже­стоящих органов прокуратуры непосредственно на месте. Проводятся про­верки комплексные, отраслевые (функциональные), специальные и кон­трольные.

Комплексные проверки осуществляются в полном объеме работы соответствующей прокуратуры по борьбе с преступлениями и иными правона­рушениями.

Отраслевые (функциональные) проверки проводятся в целях установления состояния работы нижестоящей прокуратуры по определенному фун­кциональному направлению ее деятельности в полном объеме (например, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оператив­но-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие и др..

Специальные проверки проводятся для установления состояния работы нижестоящей прокуратуры по отдельным вопросам либо по вопросам укрепления законности, осуществляемых средствами ряда функций в порядке исполнения соответствующих нормативных приказов Генерального прокурора Республики Беларусь (об усилении борьбы с правонарушения­ми среди несовершеннолетних, на транспорте, в сфере экономики и т.д.).

Контрольные проверки проводятся на основе принятых руководителем прокуратуры либо коллегией решений в установленные сроки, обычно в целях проверки исполнения предложений, рекомендаций по устранению отмеченных недостатков, дальнейшему совершенствованию работы по укреплению законности, и осуществляются с учетом требований соответствующих приказов Генерального прокурора Республики Беларусь.

В органах прокуратуры установлена единая система учета работы прокуроров и следственной работы. Кроме того, на прокуратуру в полном объеме распространяются правила учета преступлений.

В прокуратурах республики для ведения учета и статистической отчетности образовано и действует специальное подразделение. В прокуратурах городов и районов, приравненных к ним прокуратурах ведение учета и подготовки отчетности возложено на прокуроров.

Вся информация о преступлениях, лицах, их совершивших, и уголовные дела сосредоточи­ваются в информационных центрах МВД, ГУВД, УВД областей и УВД на транспорте.

Прокуратурой Республики Беларусь совместно с Верховным Судом, Министерством внутренних дел, Комитетом государственной безопаснос­ти, Министерством по чрезвычайным ситуациям, Министерством юсти­ции, Таможенным комитетом, Комитетом финансовых расследований, Комитетом пограничных войск разработана и принята Инструкция о едином учете преступлений и лиц, их совершивших.

Объектами единого учета являются: преступления; лица, их совершившие; уголовные дела; дела ускоренного производства; материалы об отка­зе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.

Регистрация объектов учета осуществляется по территориальному принципу. Если не представляется возможным определить место совершения преступления, то оно подлежит регистрации по месту его выявления или обнаружения.

Документами первичного учета являются статистические карточки (талоны) на выявленное преступление; лицо, совершившее преступление; уголовное дело и принятие по нему процессуального решения.

Документы первичного учета регистрируются и пересылаются по общим правилам ведения делопроизводства.

Субъектами единой системы учета являются: суды, включая военные суды; органы прокуратуры, включая военную прокуратуру и иные специализированные прокуратуры; органы и подразделения внутренних дел, включая следственные; органы государственной безопасности; органы государственного пожарного надзора; органы финансовых расследований; пограничные войска; таможенные органы.

Прокуратурой Республики Беларусь совместно с Министерством внутренних дел, Комитетом государственной безопасности, Комитетом финансовых расследований, Государственным таможенным комитетом, Государственным комитетом пограничных войск разработана и принята Инструкция по составлению статистической отчетности о следственной рабо­те и дознания по формам 1- Е и 1- ЕМ.

Приказом Генерального прокурора от 5 февраля 2003 г. № 3 утверждена Инструкция по делопроизводству в органах прокуратуры Республики Беларусь, установившая единую систему несекретного делопроиз­водства в республиканской прокуратуре, прокуратурах областей, горо­дов, районов и специализированных прокуратурах.

Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 1212 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Прокурорский надзор. Ответы на экзаменационные билеты (А. М. Гатин, 2009)

Данное учебное пособие подготовлено в соответствии с дополнением и уточнением программ курса прокурорского надзора на основании Федерального закона «О прокуратуре» и с максимальным использованием других законодательных актов. В пособии рассматриваются задачи и функции российской прокуратуры, ее полномочия, основные направления деятельности, содержание и формы деятельности. Отражена концепция развития прокуратуры как важного государственно-правового института в современном Российском государстве. Дается типовая программа по курсу. Пособие рассчитано на студентов юридических вузов и факультетов высшего и среднего профессионального образования. Пособие окажет помощь при подготовке к сдаче зачета или экзамена по прокурорскому надзору, подготовке к семинарским занятиям.

Оглавление

  • 1. История развития прокуратуры
  • 2. Понятие, предмет прокурорского надзора и система органов прокуратуры
  • 3. Задачи прокурорского надзора
  • 6. Структура звеньев системы прокуратуры
  • 7. Служба в органах прокуратуры. Испытание при приеме на службу
  • 8. Назначение и освобождение от должности
  • 11. Резерв прокурорских кадров для выдвижения
  • 13. Планирование и отчетность
  • 14. Понятие делопроизводства в прокуратуре района
  • 15. Организация приема граждан в прокуратуре района (города)и прокурорским надзор за исполнением законов
  • 13. Планирование и отчетность

    Планирование – очень важное направление деятельности прокуратуры. Значимость планирования как такового обусловливается многими факторами. Вся деятельность прокуратуры носит срочный характер.

    Планирование – это деятельность по установлению определенных показателей работы на будущее.

    Часто итоги деятельности прокуратуры за определенный период в прошлом могут служить ориентиром для составления планов на будущее.

    Показатели исполнения планирования зависят от:

    1) состояния законности;

    2) обеспеченности прокуратуры кадрами;

    3) уровня профессионализма прокурорских кадров;

    4) реальности произведенного планирования.

    Планирование производится в соответствии

    с указаниями вышестоящих органов прокуратуры. Планирование должно быть реальным, т. е. отражать объективные реальные показатели.

    Срочность распространяется на деятельность должностных лиц прокуратуры по расследованию уголовных дел, отнесенных к их компетенции, и деятельность по осуществлению специальных прокурорских полномочий по надзору за соблюдением законодательства РФ. Срочный характер деятельности прокуратуры обусловлен, в свою очередь, наличием процессуальных сроков по расследованию уголовных дел, предусмотренных УПК РФ.

    Прокуратура ведет также статистическую отчетность по расследованию уголовных дел и результатам прокурорских проверок на предмет соблюдения законов РФ.

    Органы прокуратуры подчинены и подотчетны вышестоящим органам прокуратуры. На материалах планирования основываются проверки вышестоящих органов прокуратуры.

    Планами работы предусматривается обобщение материалов прокурорской практики, проведение проверок, в том числе с участием специалистов; изучение правоприменительной практики принесения протестов, предъявления исков. Это позволяет:

    1) судить о качестве работы, допускаемых ошибках;

    2) своевременно принимать меры по их исправлению.

    При планировании необходимо оставить резерв времени для внесения корректив в план вследствие неотложных мероприятий. Чтобы надлежащим образом организовать работу, нужно внедрять в практику положительный опыт, разработанные учеными рекомендации по совершенствованию стиля и методов работы.

    Данные отчета в дальнейшем используются в научных разработках науки прокурорского надзора, могут использоваться в целях правовой пропаганды.

    В составе Генеральной прокуратуры создано самостоятельное структурное подразделение – Центр информации и общественных связей, на который возложено информирование через печать, радио, телевидение и другие средства массовой информации граждан, широкой общественности о состоянии законности в стране и отдельных ее регионах, о принимаемых прокуратурой и иными правоохранительными органами мерах по борьбе с преступностью, иными нарушениями законности.

    1) текущие. Они составляются на 6 месяцев. Такие планы направляются в вышестоящую прокуратуру и учитываются при определении состояния законности, в них указываются проверки;

    2) перспективные. В таких документах планирование осуществляется по конкретным вопросам.

    Итоги общенадзорной работы учитываются в статистическом отчете о работе прокурора. Анализ статистической информации о работе прокурора позволяет сверить итоги прокурорской деятельности с выполнением требований Генерального прокурора о приоритетах в надзоре; своевременно принять меры к коррекции планов.

    Отчетность проводится по всем отраслям надзора. Отчеты составляются за полгода или за год. Указывается в отчетах по расследованию уголовных дел: количество расследованных дел, прекращенных, приостановленных, направленных в суд.

    • 4. Функции и цели прокурорского надзора
    • 5. Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ
    • 9. Аттестация прокурорских работников
    • 10. Присвоение классных чинов, воинских званий работникам органов и учреждений прокуратуры
    • 12. Поощрение, а также дисциплинарная ответственность прокурорских работников
    • Приведённый ознакомительный фрагмент книги Прокурорский надзор. Ответы на экзаменационные билеты (А. М. Гатин, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

      Учет и отчетность в органах прокуратуры

      Перспективное — это планирование мероприятий на один год, основанное на прогнозировании правонарушений. Преступления и др. нарушения законности связаны со временем, тер-рией, численностью и составом населения, переселением людей из стран ближнего зарубежья, челночной торговлей, спадом производства и т.д. На основе анализа состояния законности в регионе определяются главные направления деят-ти прок-туры, выявляются наиболее неблагоприятные (с точки зрения соблюдения законности) органы, учреждения, предприятия, организации. На базе этого разрабатываются мероприятия по борьбе с правонарушениями. Перспективные планы нужно согласовывать с администрацией районов, городов, областей, краев. Финансовые расходы по реализации плановых мероприятий возлагаются на органы местного самоуправления исполнительной власти субъектов РФ.

      Текущее — это планирование на период относительно устойчивого состояния законности в регионе. Это программа борьбы с нарушениями законности в течение полугодия. Состояние законности постоянно меняется, и планирование, будучи оперативным, должно отражать его. План — своеобразный акт комплексного реагирования на сложившуюся обстановку в районе, городе, области, крае, республике. Текущее планирование явл-ся основным и обязательным для каждого прокурорского органа. К нему предъявляется жесткое требование: планирование должно быть реальным.

      Координационный план составляется на полугодие и включает в себя мероприятия, согласованные с руководством. В его составлении могут принимать участие руководители судов и органов юстиции. Суды не относятся к правоохранительным органам, но их деят-ть неразрывно связана с последними — суды рассматривают уголовные дела и выносят приговоры, определения, постановления, т. е. определяют наказание виновным в совершении преступлений лицам. Борьба с преступностью немыслима без применения к виновным мер принуждения, а значит, суды тоже должны принимать участие в координации деят-ти правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

      Планы разрабатываются и принимаются на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов и ими подписываются. Председательствует на этих совещаниях соответствующий прокурор. В планах указываются время выполнения и исполнитель мероприятий. Прокурор района, города, области контролирует выполнение плана. На координационных совещаниях (не реже одного раза в квартал) заслушивается информация исполнителей и разрабатываются меры по совершенствованию деят-ти правоохранительных органов. На заседаниях секретарь прок-туры ведет специальный протокол, в котором отражаются содержание выступлений, высказываемые предложения. В координационный план прок-тура может включать и мероприятия, указанные в текущем плане, если они касаются борьбы с преступностью.

      Под организацией понимается упорядочение, приведение чего-либо в порядок, установление необходимых соотношений и взаимосвязи между элементами целого. Организация работы в органах прок-туры представляет собой комплекс взаимосвязанных между собой действий, направленных на оптимизацию функционирования прокур.

      Существо планирования состоит в определении целей деят-ти прок-туры, формировании конкретных мероприятий и их исполнителей. 3 вида планов: перспективные (на год и более); текущие (полугодовые, квартальные, месячные); краткосрочные (недельные, ежедневные). Отчеты прокурорских работников о проделанной работе это по сути одна из форм контроля. Отчеты составляются о проделанной работе за определенный период.

      Учет и анализ деят-ти прок-туры, также как и планирование существенно влияют на эффективность работы прокуроров. По результатам анализа работы прок-туры выпускаются обобщения, обзоры, экспресс-анализы нарушений законов, практики прокурорского надзора и др.

      Планирование, отчетность и проверка исполнения в органах прокуратуры. Организация работы прокуратуры

      на заседании кафедры правосудия

      и прокурорского надзора

      № 4 от 30 ноября 2010г.

      ВОПРОСЫ ПО ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

      Предмет и система курса прокурорский надзор в России.

      Правовые основы прокурорского надзора.

      Место и роль прокуратуры в системе государственных органов.

      Сущность прокурорского надзора: предмет, объекты, пределы. Соотношение прокурорского надзора с другими видами государственного контроля и надзора.

      Функции, осуществляемые прокуратурой, их содержание. Соотношение функций, отраслей прокурорского надзора и направлений деятельности прокуратуры

      Соотношение и связь курса «Прокурорский надзор в Российской Федерации» с другими юридическими дисциплинами.

      Понятие и система принципов организации и деятельности прокуратуры.

      Принцип единства и централизации прокуратуры.

      Принцип независимости прокуратуры . Гарантии независимости.

      Принцип гласности деятельности прокуратуры. Пределы гласности.

      Система органов прокуратуры. Разграничение полномочий между территориальными и специализированными прокуратурами.

      Структура звеньев системы органов прокуратуры.

      Участие прокуратуры в правотворческой деятельности.

      Планирование, отчетность и проверка исполнения в органах прокуратуры.

      Организация работы прокуратуры.

      Единоначалие и коллегиальность в деятельности прокуратуры.

      Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

      Сущность прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов.

      Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов.

      Особенности надзора за законностью правовых актов и критерии их оценки.

      Протест прокурора на противоречащие закону правовые акты.

      Представление прокурора об устранении нарушений закона.

      Виды постановлений прокурора, выносимых по материалам надзора. Требования, предъявляемые к постановлениям.

      Предостережение о недопустимости нарушения закона.

      Сущность надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

      Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

      Особенности защиты прокурорами прав и свобод социально незащищенных категорий граждан.

      Порядок рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры

      Порядок и пределы ознакомления граждан с материалами проверок исполнения закона, жалоб и заявлений.

      Сущность прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

      Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания.

      Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов следствия.

      Процессуальные взаимоотношения прокурора, следователя и руководителя следственного органа, дознавателя и начальника подразделения органа дознания.

      Соотношение полномочий прокурора, руководителя следственного органа и суда в досудебном производстве по уголовным делам.

      Надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

      Надзор за законностью возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела.

      Надзор за законностью задержания и содержания подозреваемых в ИВС. Методика проверки ИВС.

      Надзор за законностью и обоснованностью привлечения в качестве обвиняемого и избрания меры пресечения.

      Полномочия прокурора при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве с обвиняемым.

      Надзор за соблюдением конституционных прав и охраняемых законом интересов граждан в процессе предварительного расследования.

      Надзор за законностью приостановления уголовного дела.

      Надзор за законностью прекращения уголовных дел.

      Особенности надзора за расследованием дел о преступлениях несовершеннолетних.

      Надзор за подследственностью уголовных дел.

      Надзор за соблюдением сроков дознания, предварительного следствия и содержания под стражей.

      Действия и решения прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением. (актом).

      Решение прокурора по делу, поступившему с обвинительным актом

      Организация надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия в прокуратурах РФ.

      Сущность прокурорского надзора за исполнением законов, органами, осуществляющими ОРД. Задачи и основные направления.

      Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

      Правовые средства реагирования прокурора на нарушение закона при осуществлении надзора за ОРД.

      Сущность, задачи и основные направления надзора за исполнением законов в уголовно-исполнительной системе.

      Полномочия прокурора при осуществлении надзора в уголовно-исполнительной системе.

      Акты прокурорского реагирования при осуществлении надзора в уголовно-исполнительной системе, их особенности.

      Проверка исполнения законов в следственном изоляторе.

      Надзор за соблюдением законов в деятельности уголовно-исполнительных инспекций.

      Процессуальное положение прокурора в судебных стадиях уголовного процесса.

      Участие прокурора в предварительном слушании.

      Подготовка прокурора к участию в судебном разбирательстве по уголовному делу.

      Полномочия прокурора при рассмотрении уголовных дел судом 1 инстанции.

      Речь обвинителя в прениях сторон.

      Отказ прокурора от обвинения. Изменение обвинения.

      Участие прокурора в суде при рассмотрении жалоб на решения следователя по уголовному делу.

      Полномочия прокурора по обжалованию незаконных приговоров, определений и постановлений суда по уголовным делам, не вступивших в законную силу.

      Кассационное и апелляционное представление прокурора по уголовным делам, его содержание и реквизиты.

      Основания принесения кассационного представления по уголовному делу. Отзыв представления.

      Участие прокурора в суде апелляционной, кассационной и надзорной инстанции по уголовным делам.

      Полномочия прокурора по обжалованию судебных решений по уголовным делам, вступивших в законную силу.

      Деятельность прокурора при возобновлении производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в уголовном судопроизводстве.

      Участие прокурора в предварительном слушании при наличии ходатайства обвиняемого о рассмотрении уголовного дела судом присяжных.

      Особенности участия прокурора в подготовительной части судебного разбирательства в суде присяжных.

      Особенности участия прокурора в судебном следствии в суде присяжных.

      Участие прокурора в прениях сторон в суде присяжных. Отказ от обвинения. Изменение обвинения.

      Особенности обжалования не вступивших в законную силу приговоров и постановлений суда присяжных.

      Участие прокурора в рассмотрении судом гражданских дел. Процессуальное положение прокурора.

      Основание и порядок предъявления прокурором гражданских исков.

      Полномочия и процессуальные формы участия прокурора в суде 1-й инстанции по гражданским делам. Обязательное участие прокурора.

      Заключение прокурора в суде первой инстанции по гражданским делам, его основные элементы и их содержание.

      Надзор за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами.

      Процессуальное положение прокурора в арбитражном судопроизводстве. Полномочия при рассмотрении дел по первой инстанции.

      Основания и порядок обращения прокурора с иском в арбитражный суд.

      Особенности обжалования прокурором решений арбитражных судов.

      Участие прокурора в апелляционной и кассационной инстанциях в арбитражном процессе.

      Сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних. Основные направления надзора.

      Организация надзора за исполнением законов о несовершеннолетних в органах прокуратуры.

      Деятельность прокурора при заявлении обвиняемым ходатайства о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства.

      Международное сотрудничество в деятельности прокуратуры.

      О проблемах организации работы прокуратур первичного звена прокурорской системы Российской Федерации Текст научной статьи по специальности « Государство и право. Юридические науки»

      Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Ергашев Евгений Рашидович

      Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Ергашев Евгений Рашидович,

      Текст научной работы на тему «О проблемах организации работы прокуратур первичного звена прокурорской системы Российской Федерации»

      о проблемах организации работы прокуратур первичного звена прокурорской системы российской федерации

      Ергашев Евгений рашидович

      Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой прокурорской деятельности Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург), e-mail: [email protected]

      Исследуются проблемы организации работы в прокуратурах первичного звена прокурорской системы, связанные с распределением полномочий между прокурорскими работниками, планированием их работы и оценкой ее результатов, контролем за исполнением поручений руководства и информационно-аналитическим обеспечением прокуратур.

      Ключевые слова: прокуратура первичного звено, распределение поручений, планирование, отчетность

      ON THE ISSUES OF WORK ORGANIZATION OF PRIMARY CARE PROSECUTORS’ OFFICES IN THE RUSSIAN FEDERATION

      Ural State Law University (Yekaterinburg), e-mail: [email protected]

      The authors reflects on a number of issues of work organization of primary care prosecutors’ offices concerning the division of competencies between prosecutors, planning of their work and assessment of its results, monitoring the execution of management requests as well as the informational and analytical support of procurators’ offices.

      Key words: primary care prosecutors’ offices, division of competencies, planning, reporting

      Организация работы прокуратуры первичного звена прокурорской системы далека от совершенства. Это обусловлено, с одной стороны, незнанием основ организации работы и управления в органах прокуратуры как руководителями указанных прокуратур, так и подчиненными им прокурорскими работниками и отсутствием у них необходимого опыта; с другой — пренебрежительным отношением прокуроров к названным вопросам, их неоправданное отнесение к малозначимым, не оказывающим существенного влияния на качество прокурорской деятельности. Наличие данных проблем в прокуратурах низового звена прокурорской системы непосредственно связано также с низким качеством учебных программ в высших учебных заведениях юридического профиля. В подавляющем большинстве юридических вузов Российской Федерации не предусмотрена специальная учебная дисциплина «Организация работы в органах прокуратуры Российской Федерации».

      Анализ современного состояния организации работы в рассматриваемых прокуратурах позволяет выявить ряд проблем, касающихся распределения поручений между подчиненными сотрудниками; учетно-аналитической работы; планирования; контроля и проверки исполнения требований руководства; адекватной оценки работы прокуратур.

      Одним из стержневых аспектов организации работы в прокуратурах нижнего звена является распределение поручений между прокурорскими работниками. Оно должно проводиться руководителем прокуратуры вдумчиво и объективно. Как правило, за каждым сотрудником прокуратуры распоряжением прокурора закрепляется определенный круг обязанностей, которые следует излагать ясно и недвусмысленно. Вся работа (поручение заданий, проверка обращений, аналитическая работа, планирование и т. д.) прокурорского работника должна строиться в полном соответствии с его обязанностями. Поручения ему должен давать непосредственно прокурор-руководитель прокуратуры, как правило, в письменной форме, посредством резолюций, наложенных на документы (обращение, задание, поручение и т. д.). «Именно. прокурор, изучив. документы, решает вопрос о передаче их для исполнения конкретному оперативному работнику. При этом прокурор в своей резолюции должен указать ответственное за исполнение лицо и срок исполнения.»1

      Как показывает практика, в настоящее время данное требование часто не исполняется. Многие прокуроры нижнего звена прокурорской системы не вникают в сущность вопросов, затронутых в поступившей корреспонденции, делегируют полномочия по распределению поручений своим заместителям. Последние, получив задания прокурора, перепоручают их выполнение подчиненным им оперативным сотрудникам, обычно «сваливая» на них весь объем работы. Подобная практика снижает эффективность деятельности как прокуратуры в целом, так и каждого ее сотрудника. Перепоручая проверку фактов нарушений законов своим заместителям, руководители прокуратур фактически устраняются от анализа состояния законности на обслуживаемой территории. Рядовые же прокуроры, получив дополнительную избыточную нагрузку от заместителей прокурора, некачественно и несвоевременно разрешают факты нарушений законности. В итоге подобная практика организации работы прокуратур негативно сказывается на состоянии законности на поднадзорной территории, а потому недопустима.

      Немаловажная проблема организации работы в прокуратурах города, района и приравненных к ним специализированных прокуратурах связана также с их информационно-аналитическим обеспечением и статистической отчетностью. Прокуроры городского и районного звена должны понимать, что задача информационно-аналитического обеспечения органов прокуратуры — одна из приоритетных государственных задач, от качества выполнения которой зависит не только эффективность деятельности системы прокуратуры, но и политическая, социальная и экономическая стабильность общества и государства2. Ведь именно прокурорская отчетность служит важнейшим источником информации о правонарушениях в нашей стране3.

      Учитывая сложившуюся ситуацию, опытные прокуроры городов и районов при назначении на должность и принятии соответствующей прокуратуры вынуждены максимально снижать информационно-аналитические показатели работы прокуратуры, отраженные в статистической отчетности за первый год. Они прекрасно понимают, что в момент принятия прокуратуры не несут ответственности за низкие информационно-аналитические данные. В последующие отчетные периоды они, не прилагая особых усилий, составляют отчеты так, чтобы указанные ранее показатели работы по сравнению с предыдущими незначительно улучшались. Постоянное незначительное увеличение основных информационно-аналитических показателей, отраженных в статистической

      1 Материалы семинаров по обмену опытом организации работы прокуратур городов и районов. М., 2008. Вып. 3. С. 28.

      2 Амирбеков К. И., Андреев В. Б., Воронцов А. А, Жигоцкий П. Э. Информационно-аналитическая деятельность прокуратуры города (района): метод. пособие. М., 2013. С. 7.

      3 Настольная книга прокурора / под ред. В. Г. Кехлерова, С. С. Капинус. М., 2012. С. 88.

      отчетности прокуратуры, свидетельствует о позитивной тенденции в обеспечении законности на обслуживаемой прокуратурой территории. Такое положение вещей дает прокурору возможность спокойно и стабильно работать.

      Значительная активизация прокуратурой деятельности по борьбе с нарушениями закона невыгодна, так как влечет за собой ощутимый рост показателей этой работы, что обусловливает в следующем отчетном периоде необходимость их превысить. При этом каждый руководитель прокуроры понимает, что вне зависимости от состояния законности на обслуживаемой территории невозможно постоянно наращивать показатели работы, поскольку есть пределы интенсивности труда каждого работника. Превышение нагрузки на сотрудника создает невыносимые условия работы. Снижение же показателей приведет к отрицательной оценке деятельности прокуратуры и повлечет негативные последствия для сотрудников прокуратуры и для ее руководителя как в материальном (приказы о лишения премий и т. д.), так и моральном (обсуждение на коллегиях, включение как негативный пример в обобщения и т. д.) плане.

      Отсюда можно сделать вывод о необходимости кардинального изменения методов оценки информационно-аналитической работы прокуратуры. Представляется, что критериями этой оценки должны быть как количественные показатели (статистическая отчетность), так и объективные данные, полученные путем опроса жителей, мониторинга СМИ и т.д. и свидетельствующие о состоянии законности на обслуживаемой территории, а также своевременность и качество принимаемых прокуратурой мер, направленных на обеспечение исполнения закона. При этом необходимо учитывать, что эффективность деятельности органов прокуратуры обусловлена множеством факторов политического, социального и экономического характера. Обеспечение законности является функцией государства, влияние правоохранительных органов (в том числе органов прокуратуры РФ) на состояние законности ограничено.

      Органы прокуратуры РФ не могут обеспечивать законность, не проявляя активности. Активность, или наступательный характер деятельности прокуратуры, предполагает принятие своевременных мер по выявлению и устранению нарушений законности, их опережению. При этом большое значение имеет умение руководителя прокуратуры собрать, проанализировать и обобщить информацию о состоянии законности на обслуживаемой территории. Немалую роль играет и его умение сделать объективные выводы, выявить наиболее уязвимые в состоянии законности участки, определить направления прокурорской деятельности, требующие повышенного внимания. При этом при оценке состояния законности следует опираться на статистическую информацию правоохранительных органов города, района за несколько отчетных периодов.

      Активная, наступательная деятельность прокуратуры требует надлежащей организации работы, профессионального мастерства работников. Кроме того, она является психологическим фактором, позитивно влияющим на подчиненных прокуроров при оценке ими результатов своей работы. Однако, как показывает практика, отдельные прокуратуры первичного звена прокурорской системы действуют пассивно, лишь обрабатывая информацию по уже выявленным нарушениям законности, не выполняют своих прямых обязанностей, не оказывают необходимого влияния на состояние законности.

      Еще одну проблему организации работы рассматриваемых прокуратур представляет собой отказ значительной части прокуроров от использования индивидуального оперативного планирования, важной составляющей которого является план-график. В прокуратурах низшего звена прокурорской системы индивидуальное планирование должно осуществляться по единому образцу. Наличие плана-графика дает возможность каждому прокурорскому работнику тщательно планировать свою ежедневную работу на опреде-

      ленный период (месяц) путем детального фиксирования всех предстоящих мероприятий (проверочные действия по обращениям, участие в рассмотрении судами дел, проведение плановых проверок поднадзорных объектов и т. д.). Благодаря планированию руководитель прокуратуры, прокурор города, района может контролировать нагрузку на каждого подчиненного, рационально распределяя объем работы между прокурорами с учетом их индивидуальных возможностей и профессионального потенциала, и отслеживать реальное исполнение своих поручений. Контроль и проверка исполнения воспитывают в подчиненных требовательность к себе, дисциплинированность и ответственность за порученное дело1.

      Распространенной проблемой организации работы прокуратур первичного звена прокурорской системы является отсутствие единообразия в оценке результатов деятельности их сотрудников. Показатели, характеризующие достижения (результаты) работы прокуратур и прокурорских работников, могут трактоваться руководством двояко. Например, увеличение количества выявленных нарушений закона на обслуживаемой территории можно назвать как положительным явлением (повышение активности работы прокуратуры, направленной на обеспечение законности), так и отрицательным (непринятие прокуратурой своевременных мер по недопущению роста числа нарушений закона). Подобная практика неприемлема, так как приводит к непониманию и искажению целей и задач, стоящих перед каждым прокурором, препятствует его активности и работоспособности.

      Важную роль в управленческой деятельности любого руководителя играет умение грамотно приказывать, отдавать распоряжения, не содержащие двусмысленные, образные выражения, метафоры. Все неясные и сложные моменты следует подробно обсуждать с сотрудниками на этапе постановки задачи2. Однако нередко руководители прокуратуры предъявляют неконкретизированные требования к подчиненным. Например, в ответ на просьбу работника разрешить ту либо иную юридическую проблему руководитель прокуратуры может ответить так: «Я не знаю, как это делать и как ты будешь это делать, но если я обнаружу твою некомпетентность или игнорирование моих требований, то ты будешь наказан». Подобная практика недопустима, порождает неуверенность в правильности принимаемого прокурором решения, подрывает веру в себя и в компетентность прокурора, а также способствует «прогибанию» перед «всесильным» начальником.

      Предъявляя свои требования, руководитель в то же время должен быть предсказуем для подчиненных. При принятии организационных решений он обязан придерживаться определенных правил, известных сотрудникам. Недопустимы «шараханья» из стороны в сторону при принятии решений, принятие поспешных, необдуманных решений, их быстрая отмена или изменение. Если требования прокурора непонятны, он обязан разъяснить подчиненному их содержание и обосновать их. Это будет способствовать безукоризненному исполнению подчиненным поручений руководителя и повысит авторитет последнего.

      Эффективность работы прокуратур опосредована как психологической характеристикой самого руководителя, так и типом его руководства. Многие проблемы связаны с неумением руководителя правильно выстроить отношения с сотрудниками3. Перед тем как

      1 Журбин Р. В., Курышов И. С. Практика реализации управленческих решений в сфере планирования работы прокуратур субъектов Российской Федерации // Научное обеспечение деятельности органов прокуратуры в 2012 году: сб. докл. М., 2013. С. 99.

      2 Кроз М. В. Психологические аспекты деятельности руководителя по управлению прокурорским коллективом // Работа с кадрами в органах прокуратуры Российской Федерации: сб. материалов. М., 2011. С. 168.

      3 Кроз М. В. Указ. соч. С. 168.

      решать вопросы организации работы в конкретной прокуратуре, ее руководителю-прокурору необходимо тщательно проанализировать черты своего характера, выяснить, какого типа руководства он будет придерживаться: авторитарного (склонность к принятию властно-волевых решений и слабая зависимость при их принятии от коллектива) или конструктивного (готовность взаимодействовать с коллективом, принимать решения, основанные на учете мнения иных работников прокуратуры, способность к децентрализации). И тот и другой тип руководства имеют право на существование. В первом случае прокуроры «продавливают» свое решение, требуя от подчиненных его безукоризненного исполнения. Во втором случае прокурор, учитывая мнения или суждения иных оперативных работников, убеждает их в правильности своего решения. Как представляется, наименее затратным является второй тип руководства.

      Амирбеков К. И., Андреев В. Б., Воронцов А. А., Жигоцкий П. Э. Информационно-аналитическая деятельность прокуратуры города (района): метод. пособие. М., 2013.

      Журбин Р. В., Курышов И. С. Практика реализации управленческих решений в сфере планирования работы прокуратур субъектов Российской Федерации // Научное обеспечение деятельности органов прокуратуры в 2012 году: сб. докл. М., 2013.

      Кроз М. В. Психологические аспекты деятельности руководителя по управлению прокурорским коллективом // Работа с кадрами в органах прокуратуры Российской Федерации: сб. материалов. М., 2011.

      Материалы семинаров по обмену опытом организации работы прокуратур городов и районов. М., 2008. Вып. 3.

      Настольная книга прокурора / под ред. В. Г. Кехлерова, С. С. Капинус. М., 2012. Bibliography

      Amirbekov K. I., Andreev V. B., Voroncov A. A., Zhigockij P. Eh. Informacionno-analiticheskaya deyatel’nost’ prokuratury goroda (rajona): metod. posobie. M., 2013.

      Kroz M. V. Psixologicheskie aspekty deyatel’nosti rukovoditelya po upravleniyu prokurorskim kollektivom // Rabota s kadrami v organax prokuratury Rossijskoj Federacii: sb. materialov. M., 2011.

      Materialy seminarov po obmenu opytom organizacii raboty prokuratur gorodov i rajonov. M., 2008. Vyp. 3.

      Nastol’naya kniga prokurora / pod red. V. G. Kexlerova, S. S. Kapinus. M., 2012.

      Zhurbin R. V., Kuryshov I. S. Praktika realizacii upravlencheskix reshenij v sfere planirovaniya raboty prokuratur sub»ektov Rossijskoj Federacii // Nauchnoe obespechenie deyatel’nosti organov prokuratury v 2012 godu: sb. dokl. M., 2013.

      19.Учет и отчетность в органах прокуратуры.

      Аналитическая работа, планирование и отчетность в органах прок-туры.

      Планирование — разработка системы мероприятий по совершенствованию деят-ти прок-туры на определенный период времени с обязательной их реализацией в работе прокурорских органов.

      Планирование — организационное мероприятие, активно влияющее на осущ-ние (ПН) за соблюдением законности, способствующее повышению его эффективности, оно позволяет определять перспективы борьбы с правонарушениями, выяснять недостатки в работе прок-туры и принимать меры по их устранению. Необходимость планирования обусловлена большим объемом текущей работы по рассмотрению и разрешению жалоб, проведению различных проверок, участию в судах по рассмотрению уголовных и гражданских дел и пр. Планирование способствует совершенствованию деят-ти прок-туры.

      В прокурорской практике применяется четыре вида планирования: перспективное, текущее, оперативное и координационное.

      Реальность планирования обеспечивается тщательным изучением состояния законности в районе, городе, области, крае, республике. Перед составлением плана должны быть выяснены виды совершаемых в регионе правонарушений, степень их тяжести и распространенности, места совершения, недостатки в работе прокуроров, следователей, инспекторов по дознанию и др. должностных лиц.

      Выделяются два вида информации: внутренняя и внешняя. Внутренняя находится в самой прок-туре (рассмотренные жалобы, материалы об отказах в возбуждении уголовных дел, о прекращении производства, расследуемые уголовные дела, копии исковых заявлений, направленных в суд, и др.). Необходимо использовать опыт осущ-ния надзора за исполнением законов, при проведении проверок прокуроры обнаруживают различные правонарушения в деят-ти тех или иных органов, учреждений, предприятий, организаций, им становятся известны неблагополучные, ненадежные субъекты.

      Внешней информацией располагают администрации учреждений, предприятий, организаций. В судах из рассмотренных ими гражданских дел можно выявить нарушения трудовых прав граждан, нарушения законов о приватизации гос-ного имущ-ва, об охране природы и т.д. Сведения о нарушениях законности м.б. также истребованы от различных компетентных органов: от контрольно-ревизионных управлений, статистических инспекций, вневедомственной охраны и т. д. На основе полученных данных выявляются виды совершаемых нарушений законности, степень их распространенности.

      Реальность текущего планирования обеспечивается оперативным планированием — это планирование работы индивидуально каждым помощником, заместителем прокурора района, города. Оперативный план составляется на один месяц, в него включаются мероприятия из основного плана. Это делается для того, чтобы каждый работник знал о порученных ему заданиях и своевременно их выполнял, мог вносить в него те или иные дополнения, связанные со служебными обязанностями.

      Сущность управления в прок-туре состоит в волевом воздействии вышестоящих органов прок-туры и прокуроров на нижестоящих (подчиненных) прокурорских работников с целью достижения надлежащего выполнения задач, возложенных на них законом о прок-туре и иными ФЗ и повышение эффективности их деят-ти.

      Планирование работы в органах прокуратуры. Учет и отчетность. Контроль исполнения в прокуратурах Приказов Генерального Прокурора РБ

      Планирование. Организационной основой решения задач, поставленных пред прокуратурой является совершенствования планирования работы органов прокуратуры. Согласно Приказу Генпрокурора «Об основах организации надзора и управления в органах прокуратуры»: планирование работы — эффективное средство руководства и управления деятельностью органов прокуратуры, рационального распределения сил, позволяющее мобилизовать подчиненных на решение наиболее острых вопросов. В РБ работа в органах прокуратуры планируется по полугодиям. Руководители структурных подразделений республиканской прокуратуры, прокуратур областей и приравненных к ним прокуратур:

      — изучают планы работы нижестоящих прокуратур

      — требуют внесения в них необходимых коррективов

      — обеспечивают продуманную избирательность в выборе объектов для проверок и предметов для изучения, профилактическую направленность прокурорского надзора

      — ежегодно анализируют практику планирования работы и контроля исполнения плановых мероприятий.

      1. Определение первоочерёдных проблем, которые должны разрешить прокуроры в конкретный отрезок времени (квартал, год, полугодие);

      2. Разработку программ мероприятий для решения этих проблем;

      3. Координацию правоохранительной деятельности и взаимодействие с другими государственными органами;

      4. Установление ответственности за выполнение мероприятий и распределение времени исполнения.

      Для прокуратуры характерно планирование проблемных направлений и деятельности отделов по решению проблем.

      В зависимости от сроков различают:

      А) Перспективное планирование (комплекс мероприятий на длительное время);

      Б) Текущее планирование (предназначено для решения промежуточных задач в краткие периоды времени).

      Учёт и отчётность.Одна из обязательных посылок управления работой прокуратуры – наличие необходимой информации о происходящих здесь процессах. Для этого существует учёт поступающей и исходящей информации и отчётность.

      Учёту подлежит информация:

      — уголовные дела, в тч учет УД по нераскрытым уб-вам;

      — материалы проверок исполнения законодательства;

      — материалы обобщения прокурорской практики.

      Вся информация подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

      Статистическая отчётность представляет собой обобщение необходимой информации, показателей работы прокурора по некоторым отраслям прокурорского надзора, а также работы следственного аппарата прокуратуры, закрепление данной информации в специальных бланках и направление ее по подчиненности. Это важнейшая информация, дающая наиболее обобщённое представление о всех участках работы органов прокуратуры.

      Статистические отчёты составляются лично прокурорами района. Прокуратуры областей учитывают объём работы, проведённой ими, а так же сводные отчёты работы нижестоящих прокуратур. Прокуратура РБ учитывает свою работу и единый сводный отчёт работы всей системы (Гос ком стат). К статистической отчётности предъявляются требования:

      в) оценки результативности прокурорской деятельности.

      Вся информация подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

      При ведении отчетности работники прокуратуры обязаны учитывать фактически выполненную работу. По каждому виду отчетности существуют бланки определенной формы. В районной прокуратуре ведутся следующие виды статистической отчетности:

      1. Отчетность о следственной работе.

      2. Отчетность о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях.

      3. Отчетность по основным показателям работы органов следствия.

      4. Отчетность о работе прокурора.

      Причем прокуроры областей составляют, кроме своего отчета, отчет о работе прокуратур области, а ГП – РБ.

      Регулярный и систематический контроль за исполнением приказов Генерального прокурора выполняет заместители Генерального прокурора, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры, структурные подразделения республиканской прокуратуры, персонально лица, на которых контроль возложен правовым актом Генерального прокурора. Контроль за исполнением правовых актов Генерального прокурора, осуществляется путем: накопления структурными подразделениями республиканской прокуратуры оперативной информации о состоянии исполнения требований правовых актов Генерального прокурора; проведения в сроки, установленные правовыми актами Генерального прокурора, либо по мере необходимости обобщений и анализа практики прокурорского надзора и исполнения требований правовых актов Генерального прокурора и выработки на этой основе эффективных управленческих решений и соответствующих организационно-практических мер для всей системы органов прокуратуры и др.

      Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

      Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10542 — | 7320 — или читать все.

      176.212.160.34 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

      Отключите adBlock!
      и обновите страницу (F5)

      очень нужно

      Читайте так же:  Мировой суд хмао белоярский