Перерасчет ежемесячных выплат компенсаций

Ежемесячная денежная выплата

ЕДВ устанавливается и выплачивается территориальным органом ПФР.

Если гражданин имеет право на получение ЕДВ по нескольким основаниям в рамках одного закона, ЕДВ устанавливается по одному основанию, которое предусматривает более высокий размер выплаты. Если гражданин одновременно имеет право на ЕДВ по нескольким законам или иному нормативному правовому акту, ему предоставляется одна ЕДВ по одному из оснований, предусмотренных либо федеральным законом, либо иным нормативным правовым актом по выбору гражданина.

Исключение составляют граждане, которые имеют право на получение ЕДВ в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Им может устанавливаться ЕДВ одновременно и по другому основанию.

Размер ежемесячной денежной выплаты в 2020 году проиндексирован с 1 февраля на 4,3% исходя из фактического индекса роста потребительских цен за 2020 год выплат, пособий и компенсаций.

Для различных категорий граждан размер ЕДВ разный.

Граждане, имеющие право на получение ежемесячной денежной выплаты, обязаны безотлагательно сообщать в территориальный орган Пенсионного фонда России об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ЕДВ, а также влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты.

Назначение единовременных и ежемесячных страховых выплат в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием

Общие положения.

Право на получение страховых выплат (ежемесячных и единовременных) наступает у застрахованного, если результатом наступления страхового случая явилась стойкая утрата им профессиональной трудоспособности, определенная бюро медико-социальной экспертизы (далее МСЭ).

Ежемесячная страховая выплата призвана заменить потерю в заработке, которую повлекло за собой снижение трудоспособности застрахованного вследствие страхового случая.

Выплата назначается на срок установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности.

Размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля его среднего месячного заработка, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.

Среднемесячный заработок застрахованного исчисляется путём деления общей суммы его заработка (с учётом премий, начисленных в расчётном периоде) за 12 месяцев, повлекшей повреждение здоровья работы, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошёл несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на 12. По желанию застрахованного при наступлении страхового случая по причине получения им профессионального заболевания средний месячный заработок может быть подсчитан за последние 12 месяцев работы, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание.

Исчисленная и назначенная ежемесячная страховая выплата в дальнейшем перерасчёту не подлежит, за исключением случаев изменения степени утраты профессиональной трудоспособности, изменения круга лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, а также случаев индексации страховой выплаты.

Если комиссией, проводившей расследование страхового случая, было установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то ежемесячная страховая выплата уменьшается пропорционально установленному размеру вины, но не более чем на 25%.

Назначенная ежемесячная страховая выплата всем получателям индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования. С 1 февраля 2020 года максимальный размер ежемесячной выплаты составляет 77 283,86 рублей.

Максимальный размер единовременной страховой выплаты застрахованному определяется с 1 февраля 2020 года составляет 100 512,29 рублей + районный коэффициент в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.

Единовременная выплата в случае потери кормильца в 2020 году установлена в размере 1 000 000,00 руб.

Право на получение выплат по потере кормильца имеют:

— нетрудоспособные лица, состоявшие на его иждивении или имевшие на момент смерти право на получение от него содержания;

— один из родителей, супруг (супруга) или другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет, либо старше, но нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;

— ребенок застрахованного, родившийся после его смерти;

— лица, состоявшие на иждивении застрахованного, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти.

В случае смерти застрахованного размер ежемесячных страховых выплат лицам, имеющим на них право, исчисляется исходя из среднего месячного заработка застрахованного, за вычетом долей, приходящихся на него самого и трудоспособных лиц, состоявших на его иждивении, но не имеющих право на получении выплат. Для определения размера выплат каждому лицу, имеющему на них право, общий размер указанных выплат делится на число таких лиц.

Право на получение единовременной страховой выплаты по потере кормильца имеет супруг (супруга) погибшего и все лица, имеющие право на ежемесячную страховую выплату.

С 01.01.2020 внесены изменения в Федеральный закон от 24.07.1998 № 125. ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 19.12.2016 № 444-ФЗ, изменен механизм индексации размера ежемесячных страховых выплат. До 01.01.2020 выплаты индексировались с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год. С 01.01.2020 размер ежемесячной страховой выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год.

Подача заявления в электронной форме для получения государственных услуг через Единый портал предоставления госуслуг (по ссылке ниже):

Адрес:
620014, г. Екатеринбург, ул. Шейнкмана, д. 55, оф. 901 (9 этаж)
Схема проезда

Приёмная: (343) 359-87-14
«Горячая линия»: (343) 375-86-81

Адрес электронной почты: [email protected]

Телефоны Режим работы
понедельник — четверг: 08:30-17:30, перерыв 12:30-13:18

пятница: 08:30-16:30, перерыв 12:30-13:18

суббота, воскресенье: выходной день

Ежемесячные выплаты пострадавшим на производстве с 01.02.2020 года увеличены на 4,3%

С 1 февраля 2020 года в стране увеличены на 4,3% ежемесячные страховые выплаты пострадавшим от несчастных случаев на производстве и имеющим профессиональные заболевания.

Соответствующий коэффициент индексации утвержден постановлением Правительства РФ от 24 января 2020 года №32 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций».

Всем пострадавшим на производстве, проживающим в г. Кемерово (а это более 2800 получателей), филиалом № 18 Государственного учреждения – Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в установленном порядке произведён перерасчёт, и за февраль они получили выплаты уже в увеличенном размере.

Ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются, если работник по заключению учреждения медико-социальной экспертизы утратил профессиональную трудоспособность в результате страхового случая. Размер обеспечения зависит от степени утраты трудоспособности и уровня средней заработной платы, получаемой пострадавшим до наступления страхового случая.

После индексации максимальный размер ежемесячной страховой выплаты составляет 77 283,86 рублей, максимальный размер единовременной страховой выплаты составляет 130 665,98 рублей (с учетом районного коэффициента).

В случае смерти застрахованного, семья погибшего (супруг(а) и несовершеннолетние дети) имеют право на получение 1 млн. рублей.

Социальные выплаты

Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в соответствии с действующим российским законодательством осуществляют социальные выплаты. К ним относятся, в частности, ежемесячная денежная выплата отдельным категориям граждан из числа федеральных льготников и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) – ежемесячные выплаты отдельным категориям граждан. Право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение имеют только граждане Российской Федерации независимо от места их проживания.

ДЕМО в размере 1 000 руб. устанавливается:

  • инвалидам и участникам Великой Отечественной войны;
  • инвалидам вследствие военной травмы;
  • бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания.
  • ДЕМО в размере 500 руб. устанавливается:

  • военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, а также военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  • вдовам погибших в годы войны военнослужащих; вдовам инвалидов Великой Отечественной войны;
  • лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • бывшим совершеннолетним узникам нацистских концлагерей, тюрем и гетто.
  • ДЕМО выплачивается территориальным органом ПФР одновременно с пенсией.

    Гражданам, имеющим право на ДЕМО, но не реализовавшим его своевременно, необходимо подать заявление о назначении этой выплаты в территориальный орган ПФР по месту жительства. Если гражданин имеет право на ДЕМО, но он не является пенсионером, эта выплата также назначается и выплачивается территориальными органами ПФР по месту жительства, а в случае постоянного проживания за пределами России – Пенсионным фондом Российской Федерации.

    В случае если гражданин одновременно имеет право на получение ДЕМО по нескольким основаниям, оно устанавливается по одному основанию, предусматривающему более высокий размер выплаты.

    Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) – социальная выплата, устанавливаемая территориальными органами ПФР отдельным категориям граждан в Российской Федерации из числа ветеранов, инвалидов, членов семей инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерных испытаний и техногенных катастроф, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы и членов их семей, Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы.

    Для назначения ЕДВ гражданин может подать письменное заявление в любой территориальный орган ПФР или МФЦ.. Инвалиду, который подал заявление о назначении ЕДВ через электронный сервис, для получения ЕДВ личное посещение территориального органа ПФР не требуется.

    В случае если гражданин одновременно имеет право на получение ЕДВ по нескольким основаниям в рамках одного закона, ЕДВ устанавливается по одному основанию, предусматривающему более высокий размер выплаты.

    Набор социальных услуг (НСУ) – получатели ежемесячной денежной выплаты имеют право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, который включает в себя:

    обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

    предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

  • бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
  • При предоставлении социальных услуг граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

    Отказ от набора социальных услуг – граждане, имеющие право на набор социальных услуг, могут выбирать: получать социальные услуги в натуральной форме или в денежном эквиваленте. Допускается замена набора социальных услуг деньгами полностью либо частично.

    Для того чтобы отказаться от получения набора социальных услуг в натуральной форме и получать денежные средства, необходимо до 1 октября подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг полностью, или от одной из социальных услуг либо двух любых социальных услуг в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), онлайн через Личный кабинет гражданина на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации (ЛКЗЛ) или через Личный кабинет гражданина на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ).

    На оплату предоставления гражданину набора социальных услуг с 1 февраля 2020 года направляется 1121 руб. 42 коп. в месяц.

    Достаточно единожды подать заявление об отказе от льгот в натуральном виде (получение лекарств, бесплатный проезд и т.д.), после чего нет необходимости ежегодно подтверждать свое решение. Поданное заявление об отказе будет иметь силу до того момента, пока гражданин не примет решение возобновить получение льгот. В этом случае льготнику надо будет до 1 октября подать заявление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), онлайн через Личный кабинет гражданина на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации (ЛКГ) или через Личный кабинет гражданина на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) .

    Социальная доплата к пенсии – доплата к пенсии до уровня регионального прожиточного минимума пенсионера, устанавливаемая всем неработающим пенсионерам, чей совокупный материальный доход ниже его величины.

    Социальная доплата бывает двух видов: федеральная либо региональная.

    Федеральная доплата устанавливается, если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального прожиточного минимума. Она выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации.

    Региональная доплата устанавливается, если пенсионер проживает в субъекте Российской Федерации, где прожиточный минимум пенсионера выше федерального. Она выплачивается органами социальной защиты населения региона.

    Для получения социальной доплаты тем, кто вышел на пенсию до 1 января 2010 года, ничего делать не надо – ПФР совместно с органами соцзащиты рассчитали сумму соцдоплаты. Тем, кто выходит на пенсию после 1 января 2010 года, соцдоплата устанавливается одновременно с назначением пенсии по заявлению гражданина.

    Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи – персонифицированный список федеральных льготников, ведение которого осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации для реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на эти цели.

    Выплата пособий в 2020 году

    Семинары и вебинары Аюдар Инфо

    Отдельные пособия и компенсации с 01.02.2020 должны выплачиваться в повышенном размере с учетом индексации. В этой статье мы приводим перечень законодательных актов, на которые распространяется данное требование. Особое внимание было уделено вопросам выплаты «детских» пособий. Каковы минимальные и максимальные размеры пособий гражданам, имеющим детей? Какие пособия должны быть проиндексированы? В чем состоят особенности назначения и выплата пособий в 2020 на детей?

    Индексация пособий с 01.02.2020.

    Ежегодно с 1 февраля осуществляется индексация пособий и компенсаций, выплачиваемых гражданам в соответствии с рядом федеральных законов. Постановлением Правительства РФ от 24.01.2020 № 32 утверждены перечень таких законов и коэффициент индексации на 2020 год – он составляет 1,043. Действие названного постановления распространяется на пособия и компенсации, предусмотренные:

    Законом РФ от 15.05.1991 № 1244?1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

  • ст. 9.1 Закона РФ от 15.01.1993 № 4301?1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»;
  • ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 № 5?ФЗ «О ветеранах»;
  • ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 19.05.1995 № 81?ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Федеральный закон № 81?ФЗ);
  • ч. 16 ст. 11.1, ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181?ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
  • ст. 9, 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 8?ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон № 8?ФЗ);
  • ст. 6.2 Федерального закона от 09.01.1997 № 5?ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы»;
  • п. 1 ст. 11, п. 1, 12 ст. 12 Федерального закона от 24.07.1998 № 125?ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
  • Федеральным законом от 26.11.1998 № 175?ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;

    ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 № 5?ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

    Федеральным законом от 10.01.2002 № 2?ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

    Таким образом, с 01.02.2020 проиндексированы следующие виды выплат:

  • государственные пособия гражданам, имеющим детей;
  • социальное пособие на погребение;
  • ежемесячные страховые выплаты, которые назначаются и выплачиваются работнику, если по заключению учреждения медико-социальной экспертизы результатом наступления страхового случая стала утрата им профессиональной трудоспособности;
  • ежемесячная денежная выплата Героям Советского Союза, Героям РФ и полным кавалерам ордена Славы;
  • ежемесячная денежная выплата ветеранам;
  • компенсация и иные выплаты гражданам, подвергшимся радиационному воздействию.
  • «Детские» пособия в 2020 году.

    Порядок индексации и перерасчета государственных пособий гражданам, имеющим детей, прописан в ст. 4.2 Федерального закона № 81?ФЗ. При этом индексировать пособия не надо тем работодателям, которые находятся на территориях, участвующих в реализации пилотного проекта по переходу на выплату страховых пособий напрямую из ФСС в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294.

    Величина некоторых пособий зависит также от минимального размера оплаты труда. Напомним, что с 01.01.2020 МРОТ составляет 11 280 руб. (ст. 1 Федерального закона от 25.12.2020 № 481?ФЗ).

    С учетом коэффициента индексации, установленного Постановлением Правительства РФ № 32, размеры «детских» пособий таковы:

    Базовый размер (установлен Федеральным законом № 81?ФЗ)

    Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (ст. 9, 10 Федерального закона № 81?ФЗ)

    Основание для назначения пособия – справка из женской консультации либо другой медицинской организации, поставившей женщину на учет в ранние сроки беременности.

    Данное пособие назначается и выплачивается одновременно с пособием по беременности и родам либо – если справка представлена позже – не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) справки

    Пособие при рождении ребенка (ст. 11, 12 Федерального закона № 81?ФЗ)

    В случае рождения двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка. Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. Выплата производится по месту работы.

    Для получения единовременного пособия при рождении ребенка работник должен представить (п. 28 Порядка*):

    – заявление о выплате пособия. Заявление составляется в произвольной форме, при этом в нем нужно указать сведения, которые перечислены в п. 6 Порядка;

    – справку о рождении ребенка, выданную органами загса, а если ребенок родился за пределами РФ – другие документы, подтверждающие факт его рождения;

    – справку с места работы другого родителя о том, что пособие ему (ей) не назначалось, а если другой родитель не работает – справку из органов соцзащиты. Справка не нужна, если родители в разводе;

    – свидетельство о расторжении брака (если работник находится в разводе), а также документ, подтверждающий его совместное проживание с ребенком

    Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (ст. 12.1, 12.2 Федерального закона № 81?ФЗ)

    При усыновлении ребенка-инвалида, ребенка старше семи лет, детей, которые являются братьями и (или) сестрами, пособие выплачивается в размере 133 559,36 руб.

    Ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком до полутора лет (минимальный размер) (ст. 13, 14, 15 Федерального закона № 81?ФЗ)

    4 512 руб. (11 280 руб. х 40 %) – если отпуск по уходу за ребенком начался после 01.01.2020;

    4 465,2 руб. (11 163 руб. х 40 %) – если отпуск по уходу за ребенком начался в период с 01.05.2020 по 31.12.2020;

    3 795 руб. (9 489 руб. х 40 %) – если отпуск по уходу за ребенком начался в период с 01.01.2020 по 30.04.2020;

    3 277,45 руб. (3 142,33 руб. х 1,043) – если отпуск по уходу за ребенком начался до 01.01.2020

    Размер минимального пособия зависит от того, когда начался отпуск по уходу за ребенком:

    – если отпуск начался до 01.01.2020, проводится индексация;

    – если отпуск начался после 01.01.2020, надо учитывать установленное ограничение по сумме пособия исходя из размеров МРОТ.

    Если средний дневной заработок – меньше минимального, то пособие за полный месяц равно 40 % от МРОТ на дату начала отпуска по уходу за ребенком

    Ежемесячное пособие по уходу за вторым ребенком и последующими детьми до полутора лет (минимальный размер)

    Индексировать пособие надо в том случае, если его сумма меньше новой минимальной величины. Например, в декабре 2020 года было назначено пособие по уходу за вторым ребенком – 6 415 руб. (оно было больше установленной на тот момент минимальной величины пособия по уходу за вторым ребенком – 6 284,65 руб.). С 01.02.2020 минимальное пособие увеличили до 6 554,89 руб. Следовательно, пособие за февраль 2020 года и последующие месяцы – 6 554,89 руб.

    Важно: если отпуск предоставлен в связи с уходом за двумя и более детьми до полутора лет, то размер пособия не может быть меньше суммированных минимальных размеров пособия (ч. 2 ст. 11.2 Федерального закона № 255?ФЗ**, ст. 15 Федерального закона № 81?ФЗ).

    Начиная с 01.02.2020 в ситуации, когда работник находится в отпуске по уходу за двумя детьми в возрасте до полутора лет, размер суммированного минимального пособия на двоих детей в месяц (до момента исполнения старшему ребенку полутора лет) составляет:

    – 9 832,34 руб. (3 277,45 + 6 554,89);

    – 13 109,78 руб. (6 554,89 руб. x 2), если в семье есть еще старшие дети

    * Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 № 1012н .

    ** Федеральный закон от 29.12.2006 № 255?ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» .

    Получение заявлений об увеличении «детских» пособий от сотрудников законодательством не предусмотрено.

    Следует помнить, что согласно ст. 5 Федерального закона № 81?ФЗ размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий, если они не включены в состав зарплаты.

    В Письме от 28.01.2014 № 17?03?11/06?1026 ФСС отметил, что при индексации размеров «детских» пособий округление полученных сумм до полного рубля законодательством РФ не предусмотрено.

    Пособие по беременности и родам. Индексация данного пособия предусмотрена только в отношении женщин, указанных в абз. 2 ст. 6 Федерального закона № 81?ФЗ (в частности, женщин, уволенных в связи с ликвидацией организаций).

    Пособия по беременности и родам, выплачиваемые женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не индексируются.

    Размер этого пособия зависит от наличия и размера заработка за два года, предшествующие году ухода в декрет, режима работы, страхового стажа.

    Минимальный средний дневной заработок рассчитывается из МРОТ на дату начала отпуска по беременности. Для отпуска, начавшегося в 2020 году, он равен 370,85 руб. (11 280 руб. x 24 мес. / 730 дн.) (п. 15.3 Положения).

    Минимальный размер пособия по беременности и родам (при продолжительности отпуска 140 дней, начавшегося в 2020 году) – 51 919 руб.

    Но пособие может быть меньше, если сотрудница работает неполный рабочий день.

    Максимальный средний дневной заработок рассчитывается из предельной базы для взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В 2020 году этот показатель равен 2 150,68 руб. ((815 000 + 755 000) руб. / 730 дн.).

    Максимальный размер пособия

    В общем случае (ожидается один ребенок, роды проходят нормально) продолжительность отпуска по беременности и родам составляет 140 дней

    (2 017,81 руб. x 140 дн.)

    (2 150,68 руб. x 140 дн.)

    При осложненных родах продолжительность отпуска – 156 дней

    (2 017,81 руб. x 156 дн.)

    (2 150,68 руб. x 156 дн.)

    При многоплодной беременности продолжительность отпуска – 194 дня

    (2 017,81 руб. x 194 дн.)

    (2 150,68 руб. x 194 дн.)

    Максимальный размер пособия по уходу за ребенком. Пособие по уходу за ребенком за каждый полный месяц отпуска определяется по правилам ч. 5.1, 5.2 ст. 14 Федерального закона № 255?ФЗ:

    Пособие за месяц

    Средний дневной заработок

    При этом средний дневной заработок рассчитывается следующим образом:

    Выплаты за расчетный период

    Количество дней за расчетный период

    Расчетный период, выплаты и количество дней определяются по правилам, действующим в отношении пособия по беременности и родам (ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 255?ФЗ). По общему правилу расчетный период – два календарных года, предшествующие страховому случаю (для 2020 года – расчетный период с 01.01.2017 по 31.12.2020). Если в эти годы женщина какое?то время была в отпуске по беременности или по уходу за ребенком, расчетный период можно заменить. Разъяснения о замене календарных лет, которые используются в целях расчета среднего заработка для исчисления пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приведены в письмах Минтруда РФ от 09.12.2015 № 17?1/ООГ-1755, от 03.08.2015 № 17?1/ООГ-1105, ФСС РФ от 11.11.2015 № 02?09?14/15?19989.

    Пособие за неполный месяц рассчитывается пропорционально количеству дней отпуска в нем (ч. 5.2 ст. 14 Федерального закона № 255?ФЗ).

    Максимальный размер пособия ограничен максимальным средним дневным заработком. Как было указано выше, для отпуска, начавшегося в 2020 году, максимальный средний дневной заработок – 2 150,68 руб.

    Таким образом, с 01.01.2020 максимальный размер пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, составляет 26 152, 27 руб. (2 150,68 руб. х 30,4 х 40 %).

    Сравним: максимальный размер данного пособия в 2020 году был равен 24 536,57 руб. (2 017,81 руб. х 30,4 х 40 %) (постановления Правительства РФ от 29.11.2016 № 1255, от 26.11.2015 № 1265).

    Если в период нахождения работницы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет она уходит в отпуск по беременности и родам, то она имеет право выбора одного из двух видов пособий, выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков (п. 3 ст. 10 Федерального закона № 255?ФЗ). Для получения пособия по беременности и родам работница должна прервать отпуск по уходу за ребенком и уйти в отпуск по беременности и родам. С даты начала отпуска по беременности и родам должна быть прекращена выплата пособия по уходу за ребенком, тогда пособие по беременности и родам выплачивается в обычном порядке.

    Социальное пособие на погребение.

    Согласно абз. п. 1 ст. 10 Федерального закона № 8?ФЗ индексация размера социального пособия на погребение осуществляется один раз в год с 1 февраля текущего года. С учетом коэффициента, установленного Постановлением Правительства РФ от 24.01.2020 № 32, с 01.02.2020 размер социального пособия на погребение составляет 5 946,47 руб.

    Напомним, что ст. 10 Федерального закона № 8?ФЗ преду­смотрены следующие правила в отношении социального пособия на погребение:

  • пособие выплачивается супруге, родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение;
  • выплата производится в день обращения на основании справки о смерти работодателем, являющимся страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по отношению к умершему на день смерти;
  • обращение за пособием должно последовать в течение шести месяцев со дня смерти.
  • Возмещение расходов на выплату пособий.

    Учреждение вправе на сумму пособий, начисленных за счет ФСС в текущем месяце, уменьшить взносы на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащие уплате за этот месяц (ч. 1 ст. 4.6 Федерального закона № 255?ФЗ, п. 2 ст. 431 НК РФ).

    Если сумма выплаченных пособий превышает сумму начисленных взносов, то нужно (ч. 2 ст. 4.6 Федерального закона № 255?ФЗ, Письмо Минфина РФ от 07.02.2020 № 03?15?06/7151):

  • или на сумму превышения уменьшить взносы за следующие месяцы;
  • или подать в ФСС заявление о возмещении расходов.
  • Расходы, понесенные плательщиком страховых взносов на выплату пособий, отражаются в приложении 3 к разд. 1 расчета по страховым взносам (утвержден Приказом ФНС РФ от 10.10.2016 № ММВ -7-11/[email protected]):

    • пособие по беременности и родам – по строке 030, из них по внешнему совместительству – по строке 031;
    • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, – по строке 040;
    • единовременное пособие при рождении ребенка – по строке 050;
    • ежемесячное пособие по уходу за ребенком с отражением количества получателей – по строке 060 с разбивкой на первого ребенка – по строке 061 и на второго ребенка и последующих детей – по строке 062;
    • социальное пособие на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению – по строке 090.
    • При определении размеров выплачиваемых пособий необходимо учитывать следующее:

    • с 01.01.2020 увеличились МРОТ и предельные величины базы для страховых взносов в ФСС, что повлекло повышение минимальных и максимальных размеров отдельных пособий, в частности ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет и пособия по беременности и родам;
    • с 01.02.2020 вступило в силу Постановление Правительства РФ № 32, которым утвержден коэффициент индексации на 2020 год – 1,043. В связи с этим ряд пособий надо проиндексировать (в том числе единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, пособие при рождении ребенка, социальное пособие на погребение).
    • Об обстоятельствах, влияющих на прекращение (перерасчет) мер социальной поддержки, нужно сообщать своевременно

      КУ «Центр социальных выплат Югры» филиал в г.Мегионе информирует граждан, из числа получателей мер социальной поддержки, о необходимости своевременно сообщать обо всех обстоятельствах, влияющих на прекращение (перерасчет) мер социальной поддержки.

      1. В пятидневный срок при возникновении обстоятельств, влияющих на прекращение мер социальной поддержки:

      — назначение ребенку опекуна (попечителя);

      -лишение или ограничение родителей ребенка в родительских правах;

      -объявление ребенка в возрасте до 18 лет полностью дееспособным в соответствии с законодательством Российской Федерации;

      -выезд граждан на постоянное место жительства за пределы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры;

      -предоставление ребенку места в дошкольной образовательной организации (для ежемесячного пособия по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет и от 3 до 4 лет);

      -возобновление (начало) трудовой деятельности гражданином, в том числе на условиях неполного рабочего времени, окончания обучения гражданином (для ежемесячного пособия по уходу за ребенком от 1,5 до 3-х и от 3-х до 4-х лет);

      -утрата права на получение пособия, выплаты;

      -получение ежемесячного пособия на ребенка (детей) в другом субъекте Российской Федерации;

      -прекращение отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, на которого назначено ежемесячное пособие, в том числе в связи с предоставлением отпуска по беременности и родам (для ежемесячного пособия по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет и от 3 до 4 лет);

      -смерть получателя пособия (компенсаций, ежемесячной денежной выплаты) либо ребенка (ребенка-инвалида), на которого выплачивается пособие (компенсация, ежемесячная денежная выплата);

      -вступление в силу решения об объявлении получателя умершим или решения о признании его безвестно отсутствующим;

      -утрата статуса инвалида;

      -изменение места постоянного жительства получателя субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

      -изменение основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, размера доходов получателя субсидии и (или) членов его семьи, приходящихся на расчетный период (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии);

      2. В течение 15 дней получатель компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее — компенсация) обязан сообщить о наступлении событий повлекших за собой изменение условий предоставления компенсации:

      — изменение состава семьи;

      — места постоянного жительства и др.

      3. Обстоятельства, влияющие на перерасчет размера субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также компенсации расходов на оплату занимаемого жилого помещения и коммунальных услуг:

      -изменение основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, размера доходов получателя субсидии и (или) членов его семьи, приходящиеся на расчетный период (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии), видов жилищно-коммунальных услуг.

      Перерасчет компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг при изменении основания предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, состава семьи, видов жилищно-коммунальных услуг производится:

      в сторону увеличения — с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения в Центр социальных выплат по месту жительства;

      в сторону уменьшения — с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили названные обстоятельства.

      4. В целях своевременной выплаты получатель социального пособия неработающим пенсионерам, инвалидам с детства 1,2 групп извещает Центр социальных выплат в течение 5 дней об изменении места жительства, паспортных данных, о возобновлении трудовых отношений по трудовым договорам, договорных отношений по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг на возмездной основе, а также регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, выезд за предела Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, отбывание наказания получателем пособия в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу и иных сведений, необходимых для осуществления выплаты социального пособия, и о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты социального пособия.

      За дополнительной информацией необходимо обращаться в КУ «Центр социальных выплат Югры» филиал в г.Мегион по телефону: «Горячая линия» 2-19-37, а также 2-13-54, 2-17-73 в часы работы».

      КУ «Центр социальных выплат Югры» филиал в г.Мегионе»

      Компенсация при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании

      Положения о гарантиях и компенсациях при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании выделены в статьей 184 ТК РФ, согласно которой при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику или его семье (в случае смерти работника) должны быть возмещены:

      – утраченный заработок (доход);

      – дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, связанные с повреждением здоровья, либо соответствующие расходы в связи со смертью работника.

      Кроме того, законодатель установил, что виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных в статье 184 ТК РФ случаях определяются федеральным законом.

      Экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Федеральный закон №125-ФЗ).

      — обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;

      — возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту), путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

      — обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

      Любая организация, нанимающая на работу граждан, признается страхователем (в том числе и иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации), такое положение вытекает из статьи 3 Федерального закона №125-ФЗ. Причем любой субъект хозяйственной деятельности, выступающий работодателем, подлежит регистрации в качестве страхователя.

      Обязательность регистрации в качестве страхователей всех лиц, нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установлена статьей 4 Федерального закона №125-ФЗ.

      Указанный Закон регулирует отношения по обеспечению социальной защиты застрахованных и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту).

      Вред, причиненный здоровью или жизни работника при исполнении трудовых обязанностей, возмещается путем предоставления обеспечения (гарантий и компенсаций) по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

      — пособие по временной нетрудоспособности, назначаемое в связи со страховым случаем;

      — единовременная страховая выплата застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти;

      — ежемесячная страховая выплата застрахованному лицу либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти;

      — оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную, профессиональную реабилитацию застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая.

      Таким образом, компенсация работнику при несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании фактически состоит из нескольких составляющих: пособия по временной нетрудоспособности, единовременной страховой выплаты, ежемесячной страховой выплаты и оплаты дополнительных расходов. Рассмотрим каждую из составляющих более подробно.

      Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием в соответствии со статьей 9 Федерального закона №125-ФЗ выплачивается за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности. Пособие устанавливается в размере 100% среднего заработка, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации о пособиях по временной нетрудоспособности.

      С 1 января 2007 года введен в действие Федеральный закон от 29 декабря 2006 года №255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее – Закон №255-ФЗ).

      Данный закон регулирует отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием в части:

      1. Сроков обращения за пособиями по временной нетрудоспособности (статья 12 Закона №255-ФЗ).

      2. Порядка назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности (статья 13 Закона №255-ФЗ).

      3. Порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности (статья 14 Закона №255-ФЗ).

      4. Срока назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности (статья 15 Закона №255-ФЗ).

      Пособие по временной нетрудоспособности назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности).

      При обращении за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам по истечении шестимесячного срока решение о назначении пособия принимается территориальным органом ФСС Российской Федерации при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием. Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием утвержден Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 января 2007 года №74 «Об утверждении перечня уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам». К ним относятся:

      1. Непреодолимая сила, то есть чрезвычайные, непредотвратимые обстоятельства (землетрясение, ураган, наводнение, пожар и другие).

      2. Длительная временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы продолжительностью более шести месяцев.

      3. Переезд на место жительства в другой населенный пункт, смена места пребывания.

      4. Вынужденный прогул при незаконном увольнении или отстранении от работы.

      5. Повреждение здоровья или смерть близкого родственника.

      6. Иные причины, признанные уважительными в судебном порядке, при обращении застрахованных лиц в суд.

      Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица. В случае если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, пособия назначаются и выплачиваются ему каждым работодателем.

      В Письме Минздравсоцразвития Российской Федерации от 11 января 2007 года №79-ВС «Об использовании бланков листков нетрудоспособности» сообщается, что планируется утвердить новый бланк листка нетрудоспособности, учитывающий указанные изменения.

      При этом если гражданин на условиях внешнего совместительства работает в нескольких организациях, в случае временной нетрудоспособности, ему необходимо одновременно выдавать несколько листков нетрудоспособности для предъявления по каждому месту работы.

      В целях недопущения искажения статистической отчетности в части сведений о числе страховых случаев и причинах временной нетрудоспособности на листке нетрудоспособности, выдаваемом для предъявления по основному месту работы, на лицевой стороне такого листка нетрудоспособности (в верхнем правом углу) медицинскими работниками делается запись «основной», выдаваемом для предъявления по месту работы по совместительству, или запись «внешнее совместительство».

      Приведем алгоритм исчисления пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием в соответствии со статьей 14 Закона №255-ФЗ.

      ПЕРИОД — это последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности.

      РАЗМЕР ПОСОБИЯ, устанавливается в процентном выражении к среднему заработку и составляет 100%.

      Размер выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием не ограничивается и выплачивается полностью за счет средств ФСС Российской Федерации (часть 1 статьи 13 Федерального закона от 19 декабря 2006 года №234-ФЗ «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год», подпункт 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона №125-ФЗ).

      В заработок, исходя, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС Российской Федерации, в соответствии с главой 24 НК РФ.

      Работодатель назначает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется работодателем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.

      ФСС Российской Федерации в Письме от 17 марта 1999 года №02-10/05-1193 «Об исчислении размеров пособий по временной нетрудоспособности» также даны разъяснения по поводу определения размера пособия по временной нетрудоспособности и квалификации причины нетрудоспособности при обострении трудового увечья или профессионального заболевания. В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона №125-ФЗ в счет страховых выплат не засчитываются пенсии, пособия и другие выплаты, назначенные застрахованному лицу как до, так и после наступления страхового случая. В связи с этим пособие по временной нетрудоспособности при обострении прежнего трудового увечья или профессионального заболевания следует назначать в размере полного заработка в течение всего периода нетрудоспособности в соответствии с действующими правилами и квалифицировать причину временной нетрудоспособности как трудовое увечье или профессиональное заболевание с вытекающими отсюда последствиями, предусмотренными соответствующими нормативными актами.

      При наступлении временной нетрудоспособности от заболевания, не связанного с полученным ранее трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, причина нетрудоспособности указывается как общее заболевание, и пособие назначается по общеустановленным нормам.

      Назначение и выплата застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности по государственному социальному страхованию.

      Единовременная страховая выплата в соответствии со статьей 10 Федерального закона №125-ФЗ выплачивается застрахованному лицу или лицу, имеющему право на ее получение.

      Данная страховая выплата выплачивается застрахованному лицу по заключению учреждения медико-социальной экспертизы, если результатом страхового случая стала утрата профессиональной трудоспособности застрахованным. Застрахованным лицам такая выплата производится не позднее одного календарного месяца со дня ее назначения. Лицам, имеющим право на получение единовременной страховой выплаты, выплата производится в том случае, если результатом наступления страхового случая стала смерть застрахованного. Выплата производится в двухдневный срок со дня представления страхователем страховщику всех документов, необходимых для назначения такой выплаты.

      В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Федерального закона №125-ФЗ в случае смерти застрахованного единовременная страховая выплата производится равными долями супруге (супругу) умершего (умершей). Помимо перечисленных лиц такая выплата производится лицам, указанным в пункте 2 статьи 7 Федерального закона №125-ФЗ, имевшим на день смерти застрахованного право на получение единовременной страховой выплаты. К ним относятся:

      — нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;

      — ребенок умершего, родившийся после его смерти;

      — один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы (далее – учреждение медико-социальной экспертизы) или лечебно-профилактических учреждений государственной системы здравоохранения признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;

      — лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти.

      В случае смерти застрахованного один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи, неработающий и занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего и ставший нетрудоспособным в период осуществления ухода, сохраняет право на получение страховых выплат после окончания ухода за этими лицами. Иждивенство несовершеннолетних детей предполагается и не требует доказательств.

      Размер единовременной страховой выплаты на основании статьи 11 Федерального закона №125-ФЗ определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы, установленной федеральным законом о бюджете ФСС Российской Федерации на очередной финансовый год. В случае смерти застрахованного единовременная страховая выплата устанавливается в размере, равном указанной максимальной сумме.

      Федеральным законом от 19 декабря 2006 года №234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год» установлено, что в 2007 году сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, составляет 46,9 тысяч рублей.

      Степень утраты застрахованным профессиональной трудоспособности устанавливается учреждениями медико-социальной экспертизы в соответствии с Правилами установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 года №789. Одновременно с установлением степени утраты профессиональной трудоспособности учреждение медико-социальной экспертизы при наличии оснований определяет нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также признает пострадавшего инвалидом.

      Минтруд Российской Федерации утвердил Постановление от 18 июля 2001 года №56 «Об утверждении временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания».

      Степень утраты профессиональной трудоспособности определяется исходя из того, какие последствия повлек за собой несчастный случай на производстве, выражается в процентах и устанавливается в пределах от 10 до 100%. При определении степени утраты трудоспособности учитываются имеющиеся у пострадавшего профессиональные способности, психофизиологические возможности. Учитываются также профессионально значимые качества, позволяющие продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, того же содержания и в том же объеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных, специально созданных производственных или иных условиях.

      Ежемесячная страховая выплата в соответствии со статьей 10 Федерального закона №125-ФЗ выплачивается застрахованному лицу в течение всего периода стойкой утраты им профессиональной трудоспособности. В случае смерти застрахованного ежемесячная страховая выплата выплачивается лицам, имеющим право на ее получение, в периоды, установленные пунктом 3 статьи 7 Федерального закона №125-ФЗ:

      «несовершеннолетним – до достижения ими возраста 18 лет;

      учащимся старше 18 лет – до окончания учебы в учебных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет;

      женщинам, достигшим возраста 55 лет, и мужчинам, достигшим возраста 60 лет, – пожизненно;

      инвалидам – на срок инвалидности;

      одному из родителей, супругу (супруге) либо другому члену семьи, неработающему и занятому уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, – до достижения ими возраста 14 лет либо изменения состояния здоровья».

      Размер ежемесячной страховой выплаты определяется в соответствии со статьей 12 Федерального закона №125-ФЗ и определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.

      При расчете утраченного заработка учитываются все виды оплаты труда застрахованного как по месту его основной работы, так и по совместительству, на которые начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Учитываются также суммы вознаграждений по гражданско-правовым и авторским договорам, однако только в том случае, если с них предусматривалась уплата страховых взносов. За период временной нетрудоспособности учитываются выплаченные пособия.

      Все виды заработка учитываются в суммах, начисленных до удержания налогов, уплаты сборов и других обязательных платежей.

      В местностях, где установлены районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, размер ежемесячной страховой выплаты определяется с их учетом.

      При исчислении среднемесячного заработка застрахованного, направленного страхователем для работы за пределы территории Российской Федерации, учитывается заработная плата по основному месту работы и заработная плата, начисленная в иностранной валюте (если на нее начислялись страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний). При этом заработная плата, начисленная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на день назначения ежемесячной страховой выплаты.

      Порядок исчисления среднемесячного заработка зависит от того, отработал застрахованный в организации 12 месяцев или не отработал:

      — если застрахованный отработал в организации более 12 месяцев, для исчисления среднемесячного заработка следует общую сумму его заработка, с учетом начисленных в расчетном периоде премий, за 12 месяцев повлекшей повреждение здоровья работы разделить на 12;

      — если работа, повлекшая повреждение здоровья, продолжалась менее 12 месяцев, то среднемесячный заработок исчисляется по-другому: общая сумма заработка за фактически проработанное застрахованным лицом число месяцев делится на число этих месяцев.

      При определении среднемесячного заработка учитывается заработная плата за месяцы, предшествовавшие месяцу, в котором произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания (по выбору застрахованного), установлена утрата его профессиональной способности.

      При подсчете среднемесячного заработка не полностью проработанные застрахованным месяцы заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются в случае невозможности их замены.

      Разъяснения о порядке определения расчетного периода при исчислении ежемесячных страховых выплат в том случае, когда застрахованный проработал в организации более 12 месяцев, даны в Письме ФСС Российской Федерации от 26 ноября 2002 года №02-18/07-8240 «Об определении расчетного периода при исчислении ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». В частности, в этом письме сказано, что для расчета среднего месячного заработка должен быть взят календарный двенадцатимесячный период, предшествовавший наступлению страхового случая, утрате либо снижению трудоспособности застрахованного. При этом если в течение этого срока имел место перерыв трудовой деятельности, средний месячный заработок определяется путем деления заработка за фактически проработанное время на число месяцев, за которое взят заработок. Иные разъяснения ФСС Российской Федерации применению не подлежат.

      В тех случаях, когда период работы, повлекшей повреждение здоровья, составил менее одного полного календарного месяца, ежемесячная страховая выплата исчисляется исходя из условного месячного заработка, определяемого следующим образом: сумма заработка за проработанное время делится на число проработанных дней и полученная сумма умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год.

      По желанию застрахованного при наступлении страхового случая по причине получения им профессионального заболевания средний месячный заработок может быть подсчитан за последние 12 месяцев работы, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание.

      На момент назначения обеспечения по страхованию застрахованный может не достигнуть возраста 18 лет. В этом случае ежемесячные страховые выплаты исчисляются из среднего заработка застрахованного, но не менее законодательно установленной величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.

      В ситуации, когда страховой случай наступил после окончания срока действия трудового договора (контракта), по желанию застрахованного учитывается его заработок до окончания срока действия данного договора (контракта) либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее законодательно установленной величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.

      Если до наступления страхового случая застрахованному лицу была повышена заработная плата по занимаемой должности, он был переведен на более высокооплачиваемую работу, поступил на работу после окончания учебного учреждения по очной форме обучения, то есть в заработке застрахованного произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение, а также в других случаях, когда доказана устойчивость изменения или возможности изменения оплаты труда при подсчете среднего месячного заработка, учитывается только заработок, который застрахованный получил или должен был получить после соответствующего изменения.

      В том случае, когда невозможно получить документ о заработке застрахованного, сумма ежемесячного заработка исчисляется исходя из тарифной ставки или оклада, установленных в отрасли для данной профессии, и сходных условий труда ко времени обращения за страховыми выплатами. Если документ о размере заработка впоследствии будет предоставлен, сумма ежемесячной страховой выплаты должна быть пересчитана с месяца, следующего за месяцем, в котором были предоставлены документы о сумме заработка.

      Лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, размер ежемесячной страховой выплаты исчисляется исходя из его среднего месячного заработка за вычетом долей, приходящихся на него самого и трудоспособных лиц, состоявших на его иждивении, но не имеющих право на получение страховых выплат. Для определения размера ежемесячных страховых выплат каждому лицу, имеющему право на их получение, общий размер указанных выплат делится на число лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного.

      Исчисленная и назначенная ежемесячная страховая выплата в дальнейшем перерасчету не подлежит. Исключение составляют следующие случаи:

      — изменение степени утраты профессиональной трудоспособности;

      — изменение круга лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного;

      — случаи индексации ежемесячной страховой выплаты.

      В связи с повышением стоимости жизни сумма заработка, из которого производится исчисление ежемесячной страховой выплаты, а также размер ежемесячной страховой выплаты подлежат индексации. Размер ежемесячной страховой выплаты согласно пункту 11 статьи 12 Федерального закона №125-ФЗ индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете ФСС Российской Федерации на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации.

      В местностях, где установлены районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона №125-ФЗ, размеры ежемесячных страховых выплат определяются с учетом этих коэффициентов и надбавок.

      Порядок применения районных коэффициентов и процентных надбавок дан в Письме ФСС Российской Федерации от 25 января 2001 года №02-18/07-597 «О применении районных коэффициентов, процентных надбавок к заработной плате при расчете размера страховой выплаты»:

      «В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ для первоначального расчета страховой выплаты применяется средний месячный заработок с учетом районных коэффициентов, процентных надбавок, действовавших в расчетный период.

      В дальнейшем, при изменении районного коэффициента, процентной надбавки изменение ранее назначенных страховых выплат законодательством не предусмотрено.

      При исчислении страховой выплаты, исходя из тарифной ставки (должностного оклада), в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ, районный коэффициент, процентная надбавка применяются к данной тарифной ставке (должностному окладу) в случае, если они еще не учтены в указанной тарифной ставке (должностном окладе) по сведениям органов по труду и занятости субъекта Российской Федерации.

      Размер ежемесячных страховых выплат сохраняется независимо от места проживания пострадавшего.

      Иные разъяснения Фонда по указанному вопросу считаются утратившими силу и не подлежат применению».

      Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, исчисленный в соответствии со статьей 12 Федерального закона №125-ФЗ не может превышать 36 тысяч рублей. Указанное ограничение применяется при назначении или увеличении страховых выплат, начиная с 1 января 2007 года Федеральным законом от 19 декабря 2006 года №234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год».

      Если страховые выплаты назначаются застрахованному лицу по нескольким страховым случаям, ограничение максимальным размером применяется к общей сумме страховой выплаты. При назначении страховых выплат лицам, имеющим право на их получение в связи со смертью застрахованного лица, ограничение максимальным размером применяется также к общей сумме страховых выплат, назначенных в связи со смертью застрахованного.

      При определении размера ежемесячных страховых выплат определенную роль играет учет вины застрахованного в наступившем страховом случае. Статьей 14 Федерального закона №125-ФЗ установлено следующее: если при расследовании страхового случая комиссией по расследованию установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, размер ежемесячных страховых выплат уменьшается соответственно степени вины застрахованного, но не более чем на 25%. Степень вины застрахованного лица устанавливается комиссией в процентах и указывается в акте о несчастном случае на производстве или в акте о профессиональном заболевании.

      При определении степени вины застрахованного рассматривается заключение профсоюзного комитета или иного уполномоченного застрахованным лицом представительного органа.

      Размер ежемесячных страховых выплат, предусмотренных Федеральным законом №125-ФЗ, не может быть уменьшен в случае смерти застрахованного лица.

      При наступлении страховых случаев, подтвержденных в установленном порядке, отказ в возмещении вреда не допускается, однако вред, возникший вследствие умысла застрахованного, подтвержденного заключением правоохранительных органов, возмещению не подлежит.

      Следует учесть, что данное ограничение не применяется к лицам, получившим трудовое увечье до 6 января 2000 года, так как Федеральный закон №125-ФЗ не имеет обратной силы. Такой порядок применения статьи 14 Федерального закона №125-ФЗ установлен в Письме ФСС Российской Федерации от 15 марта 2000 года №02-18/07-1810 «О применении статьи 14 Федерального закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ».

      Федеральный закон №125-ФЗ предусматривает назначение застрахованным лицам страховых выплат при наступлении страхового случая в связи с исполнением трудовых обязанностей независимо от того, кто признан виновным в причинении вреда – работодатель или третье лицо, с которым пострадавший не состоял в трудовых отношениях.

      Согласно Письму ФСС Российской Федерации от 20 июня 2001 года №02-18/07-4445 «О назначении страховых выплат при наступлении страхового случая в связи с исполнением трудовых обязанностей» в случае, если причинителем вреда признано лицо, не являющееся работодателем застрахованного, исполнительный орган ФСС Российской Федерации осуществляет назначение обеспечения по обязательному социальному страхованию в соответствии с требованиями Федерального закона №125-ФЗ. При возникновении таких ситуаций рекомендовано с учетом требований статьи 17 Федерального закона от 16 июля 1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» обратиться в суд с иском о взыскании с причинителя вреда суммы страховых выплат, произведенных застрахованному лицу.

      Ежемесячные страховые выплаты согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона №125-ФЗ назначаются и выплачиваются застрахованному за весь период утраты, им профессиональной трудоспособности, начиная с того дня, с которого учреждением медико-социальной экспертизы установлен факт утраты застрахованным профессиональной трудоспособности. Период, за который застрахованному лицу было назначено пособие по временной нетрудоспособности, исключается. Лицам, имеющим право на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного, ежемесячные страховые выплаты назначаются со дня его смерти, но не ранее приобретения права на получение страховых выплат.

      Требования о назначении и выплате обеспечения по страхованию, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на получение этих выплат, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие обращению за обеспечением по страхованию.

      Ежемесячные страховые выплаты в соответствии с пунктом 7 статьи 15 Федерального закона №125-ФЗ производятся страховщиком не позднее истечения месяца, за который они начислены.

      Оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную, профессиональную реабилитацию предусмотрена подпунктом 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона №125-ФЗ.

      К дополнительным расходам относятся:

      — лечение застрахованного, осуществляемое на территории Российской Федерации непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности;

      — приобретение лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода;

      — посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным лицом, в том числе осуществляемый членами его семьи;

      — проезд застрахованного, а в необходимых случаях и на проезд сопровождающего его лица для получения отдельных видов медицинской и социальной реабилитации (лечения непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, медицинской реабилитации в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, получения специального транспортного средства, заказа, примерки, получения, ремонта, замены протезов, протезно-ортопедических изделий, ортезов, технических средств реабилитации) и при направлении его страховщиком в учреждение медико-социальной экспертизы и в учреждение, осуществляющее экспертизу связи заболевания с профессией;

      — медицинская реабилитация в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, в том числе по путевке, включая оплату лечения, проживания и питания застрахованного, а в необходимых случаях оплату проезда, проживания и питания сопровождающего его лица, оплату отпуска застрахованного (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно;

      — изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и ортезов;

      — обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт;

      — обеспечение транспортными средствами при наличии соответствующих медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к вождению, их текущий и капитальный ремонт и оплата горюче-смазочных материалов;

      — профессиональное обучение (переобучение).

      Оплата дополнительных расходов на дополнительную медицинскую помощь в соответствии с пунктом 4 Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию лиц застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2006 года №286 (далее – Положения №286), осуществляется страховщиком по счетам на основании договора с расположенным на территории Российской Федерации медицинским учреждением, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности.

      Оплата дополнительных расходов на лекарственные средства и изделия медицинского назначения на основании раздела 3 Положения №286 производится страховщиком в соответствии с заключением учреждения медико-социальной экспертизы путем выплаты соответствующих денежных сумм пострадавшему по мере приобретения им лекарственных средств и изделий медицинского назначения на основании рецептов и назначений клинико-экспертной комиссии медицинского учреждения, а также товарных и кассовых чеков аптечных учреждений.

      В случаях изъятия рецептов на лекарственные средства аптечными учреждениями они должны выписываться в двух экземплярах с указанием на втором экземпляре слова «копия» и быть заверены подписями членов клинико-экспертной комиссии.

      Один экземпляр рецепта предъявляется в аптечное учреждение, другой – с пометкой «копия» – для оплаты в исполнительный орган ФСС Российской Федерации. Такой порядок предусмотрен в совместном Письме Минздрава Российской Федерации №2510/129-02-32 и ФСС Российской Федерации №02-08/10-2693П от 9 января 2002 года «О порядке оплаты лекарственных средств при изъятии рецептов».

      По вопросам оплаты лекарственного обеспечения пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ФСС Российской Федерации в Письме от 31 июля 2000 года №02-18/10-5061 «Об оплате за счет средств социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний фактически понесенных пострадавшим расходов на приобретение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения» даны следующие разъяснения:

      «Исполнительным органом Фонда может приниматься решение об оплате за счет средств социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний фактически понесенных пострадавшим расходов на приобретение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения при амбулаторном лечении, в том числе сверх включенных в территориальные перечни (формуляры) лекарственных средств или, в случае их отсутствия, в территориальные перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, нуждаемость в обеспечении которыми подтверждена заключением бюро МСЭ по нормам и в объеме, устанавливаемым по решению клинико-экспертной комиссии для лечения прямых последствий несчастного случая на производстве или последствий профессионального заболевания в соответствии со статьей 1085 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

      Правила определения нуждаемости пострадавшего в результате несчастного случая в постороннем (специальном медицинском и бытовом) уходе определены совместным Письмом Минтруда Российской Федерации от 16 января 2001 года №305-АО, Минздрава Российской Федерации от 18 января 2001 года №2510/562-01-32, ФСС Российской Федерации от 18 января 2001 года №02-08/10-133П «Об определении нуждаемости пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в различных видах ухода и возмещению расходов на их осуществление».

      Нуждаемость в специальном медицинском уходе определяется при необходимости выполнения для пострадавшего специальных медицинских и санитарных процедур, постоянного медицинского наблюдения в объеме, предусмотренном функциональными обязанностями младшей медицинской сестры по уходу (наложение повязок больным с пролежнями, обработка раневых поверхностей и так далее).

      Нуждаемость в постороннем бытовом уходе определяется при необходимости выполнения для пострадавшего другим лицом бытовых и гигиенических мероприятий при полном или частичном ограничении самообслуживания и наличии физической зависимости, потребность в которых возникает регулярно на длительное время (приобретение продуктов питания, медикаментов, предметов одежды и обихода, приготовление пищи, уборка жилого помещения, стирка белья, мытье всего тела, оплата обязательных платежей, сопровождение пострадавшего (инвалида) при выходе из жилья и тому подобное).

      На основании пункта 24 Положения №286 оплата дополнительных расходов на посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за пострадавшим производится страховщиком пострадавшему (его доверенному лицу) ежемесячно в сроки, установленные для ежемесячных страховых выплат.

      В районах и местностях, в которых в установленном порядке к заработной плате применяются районные коэффициенты, указанные размеры ежемесячных расходов определяются с учетом этих коэффициентов.

      Пострадавшему, имеющему право по заключению учреждения медико-социальной экспертизы одновременно на посторонний специальный медицинский и посторонний бытовой уход, производится оплата дополнительных расходов на оба вида ухода, причем оплата этих расходов в период нахождения пострадавшего в стационарных учреждениях здравоохранения и социального обслуживания населения не производится.

      Оплата дополнительных расходов на санаторно-курортное лечение пострадавшего по заключению государственного или муниципального медицинского учреждения, согласно пункту 29 Положения №286, осуществляется страховщиком в форме предоставления пострадавшему и сопровождающему его лицу (на основании заключения учреждения медико-социальной экспертизы) путевки на санаторно-курортное лечение в здравницах, расположенных на территории Российской Федерации, по перечню, утвержденному Минздравсоцразвития Российской Федерации, либо в здравницах, расположенных на территории государств – участников Содружества Независимых Государств, аналогичных которым нет в Российской Федерации, и оплаты стоимости проезда к месту лечения и обратно.

      Оплате подлежат расходы в пределах стоимости путевки с размещением в одно-, двухместном номере со всеми удобствами (за исключением номеров повышенной комфортности).

      Вопрос оплаты путевок в санаторно-курортные учреждения для лиц, сопровождающих пострадавших от несчастных случаев на производстве, за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассмотрен в Письме ФСС Российской Федерации от 10 августа 2001 года №02-18/10-5766 «Об оплате путевок в санаторно-курортные учреждения для лиц, сопровождающих пострадавших от несчастных случаев на производстве»:

      «При заключении договоров на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение для пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и сопровождающих их лиц в соответствии с Федеральным законом от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2001 № 332 следует предусматривать, что для лица, сопровождающего пострадавшего на санаторно-курортное лечение в здравницу, за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний оплачивается путевка в то же санаторно-курортное учреждение, включающая проживание и питание (без лечения)».

      Расходы пострадавшего на самостоятельные заезды в другие местности за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не оплачиваются.

      Оплата дополнительных расходов при получении протезно-ортопедической помощи, оплата дополнительных расходов по обеспечению пострадавшего приспособлениями, необходимыми ему для трудовой деятельности и в быту, а также на их ремонт, на основании пунктов 33 – 35 Положения №286 осуществляется страховщиком на основании договоров с расположенными на территории Российской Федерации юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица на основании лицензии на осуществление деятельности по оказанию протезно-ортопедической помощи.

      Оплата дополнительных расходов по обеспечению пострадавшего специальными транспортными средствами, расходов на текущий и капитальный ремонт, расходов на горюче-смазочные материалы предусмотрена пунктами 36 – 40 Положения №286. Этому вопросу посвящено также совместное Письмо Минтруда Российской Федерации №6556-АО и ФСС Российской Федерации №02-08/30-2174П от 10 сентября 2001 года «Об обеспечении лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, специальными транспортными средствами».

      В письме, в частности, говорится, что при наличии у пострадавшего медицинских показаний для получения в реабилитационных целях специального транспортного средства (мотоколяски, автомобиля) и отсутствии противопоказаний к управлению им, а также в связи с отсутствием серийного выпуска мотоколясок заводами-изготовителями исполнительные органы ФСС Российской Федерации раз в семь лет могут оплачивать пострадавшему стоимость автомобиля «Ока» необходимой модификации в базовой комплектации и цветности с учетом затрат на транспортировку, хранение и предпродажную подготовку.

      Оплата расходов по приобретению для пострадавшего автомобиля «Ока» производится исполнительным органом ФСС Российской Федерации по договорам в безналичном порядке путем перечисления средств на счет исполнителя.

      Если автотранспорт приобретен пострадавшим самостоятельно, то исполнительный орган ФСС Российской Федерации возмещает ему расходы в размере фактической стоимости приобретенного автомобиля, но не выше стоимости автомобиля «Ока» необходимой модификации в базовой комплектации и цветности.

      Оплата дополнительных расходов на капитальный ремонт производится один раз в течение срока эксплуатации автомобиля (со дня его получения пострадавшим) по фактической стоимости, но не более 30% стоимости автомобиля «Ока», определяемой исходя из действующих розничных цен на момент ремонта, при наличии заключения специализированной организации, производившей ремонт, о его необходимости и документа, подтверждающего произведенные расходы.

      Оплата пострадавшему, получившему специальное транспортное средство, дополнительных расходов на его текущий ремонт и приобретение горюче-смазочных материалов осуществляется исполнительным органом ФСС Российской Федерации. Порядок и размеры оплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по месту проживания пострадавшего) для выплаты инвалидам, обеспеченным в реабилитационных целях транспортным средством, но не менее предельного размера ежегодной денежной компенсации расходов на транспортное обслуживание, выплачиваемой отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов за счет средств федерального бюджета, установленного Правительством Российской Федерации.

      Оплата дополнительных расходов на профессиональное обучение (переобучение) пострадавшего профессии осуществляется страховщиком на основании договоров о профессиональном обучении с образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования.

      Более подробно с вопросами, касающимися видов компенсаций, надбавок и доплат работникам, предусмотренных трудовым законодательством Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR— ИНТЕРКОМ–АУДИТ» «Компенсации, надбавки и доплаты работникам ».

      Читайте так же:  Что считается совместно нажитое имущество

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *