Отчетность предприятий в зоне ато

О восстановлении первичных документов, хранившихся в зоне АТО

11.04.2016 527 0 0

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 07.04.2016 г. N 7763/6/99-99-19-01-03-15

О рассмотрении письма

Государственная фискальная служба Украины, руководствуясь статьей 52 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс), рассмотрела письмо от 09.03.2016 г. № 09/03-07 относительно восстановления первичных документов, хранившихся в зоне проведения антитеррористической операции (далее — АТО), и в пределах компетенции сообщает следующее.

Статьей 44 Кодекса определены требования к подтверждению данных, определенных в налоговой отчетности. Для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

Налогоплательщики обязаны обеспечить хранение документов, определенных в пункте 44.1 этой статьи, а также документов, связанных с выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, не менее 1095 дней со дня представления налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а в случае ее непредоставления — с предусмотренного этим Кодексом предельного срока представления такой отчетности.

Необеспечение налогоплательщиком хранения документов по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов в течение установленных статьей 44 Кодекса сроков влечет за собой наложение штрафа в размерах, определенных статьей 121 Кодекса.

В случае утраты, повреждения или досрочного уничтожения документов, указанных в пунктах 44.1 и 44.3 статьи 44 Кодекса, налогоплательщик обязан в пятидневный срок со дня такого события письменно уведомить контролирующий орган по месту учета в порядке, установленном этим Кодексом для представления налоговой отчетности, и контролирующий орган, которым было осуществлено таможенное оформление соответствующей таможенной декларации.

Налогоплательщик обязан восстановить утраченные документы в течение 90 календарных дней со дня, следующего за днем ??поступления уведомления в контролирующий орган.

В случае невозможности проведения проверки налогоплательщика в случаях, предусмотренных этим подпунктом, сроки проведения таких проверок переносятся до даты восстановления и предоставления документов к проверке в пределах определенных этим подпунктом сроков (пункт 44.5 статьи 44 Кодекса).

В то же время согласно пункту 3 статьи 8 Закона Украины от 16 июля 1999 года N 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранение обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не менее трех лет, несет собственник (собственники) или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами.

Временные меры для обеспечения поддержки субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на территории проведения АТО, и лиц, проживающих в зоне проведения АТО или переселившихся из нее во время ее проведения, определены Законом Украины от 02 сентября 2014 года N 1669-VII «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции» (далее — Закон N 1669).

Согласно статье 1 Закона N 1669 территория проведения АТО — территория Украины, на которой расположены населенные пункты, определенные в утвержденном Кабинетом Министров Украины перечне, где проводилась АТО, начатая в соответствии с Указом Президента Украины от 14 апреля 2014 года N 405/2014 «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 13 апреля 2014 года «О неотложных мерах относительно преодоления террористической угрозы и сохранения территориальной целостности Украины».

Статьей 10 Закона N 1669 предусмотрено, что в течение срока действия этого Закона единственным надлежащим и достаточным документом, подтверждающим наступление обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), имевших место на территории проведения АТО, как основания для освобождения от ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств, является сертификат Торгово-промышленной палаты Украины.

При этом нормы Кодекса и Закона N 1669 не содержат положений относительно освобождения налогоплательщика от обязанности восстановления документов и соблюдения других требований, определенных Кодексом, в случаях действия обстоятельств непреодолимой силы, что, в частности, имели место на территории проведения АТО.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 7 раздела I Положения об инвентаризации активов и обязательств, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 02.09.2014 г. N 879, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 30.10.2014 г. за N 1365/26142 (далее — Положение N 879), в случае установления фактов краж или злоупотреблений, порчи ценностей (на день установления таких фактов) в объеме, определенном руководителем предприятия, обязательно проводится инвентаризация активов и обязательств, находящихся на балансе субъекта хозяйствования.

При этом согласно пункту 8 раздела I Положения N 879 предприятия, находящиеся на временно оккупированной территории и/или на территории проведения АТО (или их структурные подразделения (обособленное имущество) находящиеся на указанных территориях), проводят инвентаризацию в случаях, обязательных для ее проведения, тогда, когда станет возможным обеспечить безопасный и беспрепятственный доступ уполномоченных лиц к активам, первичным документам и регистрам бухгалтерского учета, в которых отражены обязательства и собственный капитал этих предприятий.

Указанные предприятия обязаны провести инвентаризацию по состоянию на 01 число месяца, следующего за месяцем, в котором исчезли препятствия доступа к активам, первичным документам и регистрам бухгалтерского учета, и отразить результаты инвентаризации в бухгалтерском учете соответствующего отчетного периода.

Председатель Р. М. Насиров

Деятельность и налогообложение в зоне АТО

Для начала давайте вспомним общие нормы, регулирующие экономическую деятельность субъектов хозяйствования в зоне АТО (далее в данной статье будем называть их АТО-предприятиями). Здесь следует вспомнить прежде всего о принципах деятельности в зоне АТО, установленных Законом № 1669*, и конкретных особенностях налогообложения АТО-предприятий, которые законодатель совсем недавно прописал в НКУ.

Тонкости терминологии и сроки действия

Нормы обоих указанных нормативных актов имеют временное действие. Ключевым понятием и в Законе № 1669, и в п. 38 подразд. 10 разд. ХХ НКУ является период проведения АТО ( ст. 1 Закона № 1669). Исходной точкой этого периода является 14 апреля 2014 года. Это дата подписания Указа Президента Украины № 405/2014 (ср. 025069200). Конечной точкой будет соответствующий Указ Президента о завершении АТО. Собственно, период между этими двумя Указами и является периодом проведения АТО.

Перечень населенных пунктов, на которые распространяются особые правила деятельности и налогообложения АТО-предприятий, утверждается Кабмином

** То есть здесь идет речь именно о территории АТО, безотносительно к территории временно оккупированного Крыма, о чем прямо указано в абзаце третьем п.п. 38.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.

Это, казалось бы, несущественное отличие. Тем не менее перечень населенных пунктов, где расположены субъекты хозяйствования, которые могут применять нормы Закона № 1669, и перечень населенных пунктов для целей применения особого режима налогообложения согласно НКУ, различаются. Точнее, эти перечни установлены разными подзаконными актами.

Чтобы предприятие могло применить нормы Закона № 1669, ему нужно найти населенный пункт, в котором оно находится, в приложении к распоряжению КМУ от 02.12.2015 г. № 1275-р. А вот перечень населенных пунктов, субъекты хозяйствования в которых могут применять особые АТО-правила налогообложения, в соответствии с НКУ определен в приложениях 1 и 2 к распоряжению КМУ от 07.11.2014 г. № 1085-р.

Таким образом, как видите,

сферы действия «общехозяйственных» и «налоговых» АТО-правил могут различаться

Поэтому мы, переходя непосредственно к особенностям хозяйствования и налогообложения АТО-предприятий, будем рассматривать их отдельно друг от друга. Хотя, понятное дело, в подавляющем большинстве случаев АТО-предприятий будут касаться как «общехозяйственные», так и «налоговые» АТО-правила.

И, кстати, при определенных условиях можно обойтись и без кабминовских перечней. Так, ТППУ при выдаче сертификата для подтверждения форс-мажора, являющегося основанием для отсрочки денежных обязательств и налогового долга, а также продления предельных сроков для подачи отчетности, ориентируется не на перечни, а на информацию о контролируемой силами АТО территории. А такая информация ежедневно поступает из Штаба Антитеррористического центра при СБУ (см. письмо ТППУ от 09.01.2015 г. № 106/05-5.4).

Начнем с уже известных вам правил.

«Хозяйственные» штрафы и пеня. На момент, когда началась АТО, определенная часть субъектов хозяйствования, находившихся на ее территории, имела обязательства по взятым займам и кредитам. Закон № 1669 запрещает начислять на них штрафы и пеню ( ч. 1 ст. 2 Закона № 1669).

Понятное дело, этот запрет касается только тех штрафов и пени, которые должны были бы быть начислены за период проведения АТО. То есть

за период до 13 апреля 2014 года включительно «хозяйственные» штрафы и пеня начисляются по общим правилам

Это значит, что пеня прекращает начисляться начиная с 14 апреля 2014 года, а штраф запрещено налагать на обязательства, срок выполнения которых истек в этот день или позже. Если же такие штрафы и пеня уже были начислены — кредиторы обязаны их отменить ( ч. 2 ст. 2 Закона № 1669).

Сроки действия разрешительных документов. Указанная норма Закона № 1669 касается тех субъектов хозяйствования, которые на момент начала АТО осуществляли на ее территории деятельность на основании лицензий и прочих документов разрешительного характера. Что делать в том случае, когда срок действия разрешительных документов истек во время проведения АТО? Понятно, что теперь продлить им лицензию сложно, а иногда и невозможно.

Чтобы решить эту проблему, законодатели определили, что разрешительные документы субъектов хозяйствования из зоны АТО считаются продленными на весь период ее проведения ( ст. 5 Закона № 1669).

Подача отчетности. АТО-предприятия не освобождены от обязанности подавать налоговую отчетность. Но для них сроки подачи налоговой отчетности могут быть продлены (см. письмо Миндоходов от 07.07.2014 г. № 16042/7/99-99-19-03-02-17 и письмо ГФСУ от 17.03.2016 г. № 2772/Х/99-99-19-01-03-14), а налоговый долг можно списать (см. письмо Миндоходов от 01.07.2014 г. № 15472/7/99-99-25-01-17). Подробнее по этому вопросу читайте «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 100, с. 5 и 2017, № 8, с. 5.

Кроме того, каждое украинское предприятие обязано подавать финансовую отчетность в законодательно установленные сроки ( ч. 1 ст. 14 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV). Но АТО-предприятия по объективным причинам порой не могут подать такую отчетность в определенный законодательством срок.

При обычных обстоятельствах им бы за это грозил административный штраф, предусмотренный ст. 164 2 КУоАП. Но специальный п.п. 4 п. 4 ст. 11 Закона № 1669 освобождает их от этого штрафа на период проведения АТО. При этом заметьте: Закон № 1669 позволяет задержать сроки подачи финансовой отчетности, но не освобождает собственно от обязанности ее подать.

Но здесь есть еще одно «но». Дело в том, что сейчас финансовая отчетность для плательщика налога на прибыль приобрела статус приложения к декларации ( п. 46.2 НКУ). А информация о приложениях, прилагаемых к налоговой декларации и являющихся ее неотъемлемой частью, относится к обязательным реквизитам, без которых документ в целом утратит статус налоговой декларации ( п. 48.3 НКУ). Следовательно, задержка с подачей финотчетности имеет смысл только в случае, когда АТО-предприятие на аналогичный срок продлило сроки подачи налоговой отчетности.

Сертификат ТППУ. Необходимость получить сертификат ТППУ возникает в том случае, когда возникает необходимость подтвердить форс-мажор. А такое подтверждение понадобится, если нужно освободиться от ответственности по обязательствам, об освобождении которых прямо не говорит Закон № 1669. Или, по крайней мере, смягчить ответственность по таким обязательствам ( ч. 1 ст. 617 ГКУ).

В Законе № 1669 законодатель позаботился о том, чтобы субъектам хозяйствования из зоны АТО доказать форс-мажор было как можно легче. Статьей 10 данного Закона определено, что

на период АТО единственным надлежащим и достаточным документом, подтверждающим форс-мажор, является сертификат ТППУ

В таком сертификате указывается конкретный период действия непреодолимой силы в отношении конкретного предприятия. Понятно, что такой сертификат работает только «назад». Поэтому, чтобы не морочить голову с его получением несколько раз, вероятно, есть смысл в течение действия на ваше предприятие обстоятельств непреодолимой силы (из-за АТО), препятствующих выполнению вами обязанностей плательщика налогов, накапливать документальные подтверждения этого. А затем обратиться в ТПП за форс-мажорным сертификатом. При этом дата выдачи такого сертификата будет датой окончания срока действия форс-мажора, подтвержденного данным сертификатом.

О конкретной процедуре и документах, необходимых для получения сертификата, идет речь в письме ГФСУ от 27.10.2014 г. № 5694/6/99-99-26-01-15. Подробнее об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 21, с. 13.

В отличие от «общехозяйственных» АТО-правил, особые правила налогообложения стали законодательными нормами совсем недавно — с 01.01.2017 г. Некоторые из них установили принципиально новые нормы, другие — наполнили реальным содержанием декларации по освобождению от определенных налогов, приведенные в Законе № 1669. Поэтому давайте тщательно разберемся в правилах налогообложения, установленных п. 38 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.

Особенности администрирования. Специальные правила администрирования в зоне АТО прописаны в п.п. 38.2 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. Касаются они тех плательщиков, местонахождением которых по состоянию на 14.04.2014 г. была временно оккупированная территория и/или территория населенных пунктов, расположенных на линии столкновения, и которые по состоянию на 1 января 2017 года не перенесли свое местонахождение с указанных территорий на другую территорию Украины. Для таких плательщиков:

Читайте так же:  Требования к воде горячего водоснабжения

1) приостанавливается начисление штрафных (финансовых) санкций (штрафов) и/или пени за несвоевременное погашение определенных по состоянию на 14.04.2014 г. денежных обязательств, по которым приостановлено взыскание;

2) приостанавливается применение ст. 59, 60 (в части налоговых требований), 87 — 101 НКУ. При этом отсчет срока давности, определенный ст. 102 НКУ, приостанавливается на период, в течение которого к плательщикам, указанным в п.п. 38.2 подразд. 10 разд. ХХ, не применялись меры взыскания, предусмотренные ст. 59, 60, 87 — 101 НКУ.

Если же после 01.01.2017 г. предприятие перенесет свое местонахождение на другую (неоккупированную) территорию Украины, то с этой даты п.п. 38.2 подразд. 10 разд. ХХ НКУ к указанному предприятию больше не применяется.

В период проведения АТО оккупированные филиалы находятся на учете, уплачивают налоги, подают налоговые декларации и исполняют прочие обязанности плательщика по основному месту учета юридического лица

А вот в случае, когда на оккупированной территории оказалось основное место учета юрлица, а некоторым филиалам удалось спастись от оккупации, ситуация иная. При таких обстоятельствах филиалы, избежавшие оккупации, находятся на учете как отдельные плательщики и уплачивают налоги на условиях и в порядке, определенных НКУ ( п.п. 38.4 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Акцизный налог (АН). К плательщикам, находящимся и/или осуществляющим деятельность на оккупированной территории, не применяются:

(1) п. 213.2 НКУ (в отношении перечня операций, не подлежащих обложению АН);

(2) п. 213.3 НКУ (в отношении перечня операций, не подлежащих обложению АН);

(3) ст. 225 НКУ (правила налогообложения алкогольных напитков);

(4) ст. 229 НКУ (правила налогообложения этилового спирта, нефтепродуктов и некоторых других подакцизных товаров).

Очевидно, государство хочет исключить появление на свободной территории Украины алкоголя, произведенного на оккупированной территории. По крайней мере, процесс легального производства алкогольных напитков на оккупированной территории становится практически невозможным. То же касается и табачных изделий. Если субъект хозяйствования, являющийся украинским плательщиком налогов, все же решится на производство алкоголя и табака на оккупированной территории, ему запрещено заказывать акцизные марки для маркировки того, что он «набодяжит» на оккупированной территории. Более того, алкоголь и табак, произведенные на оккупированной территории, запрещено ввозить на свободную территорию Украины ( п.п. 38.5 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Налог на недвижимость. Объекты недвижимости, расположенные на оккупированной территории, не являются объектом налогообложения начиная с 14.04.2014 г. и до 31 декабря года, в котором будет закончена АТО. Об этом гласит п.п. 38.6 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. Начисленные и уплаченные за период проведения АТО суммы налога на недвижимое имущество считаются переплатой и подлежат возврату.

Казалось бы, ну о чем здесь говорить — освободили, так радуйся. Но как поступать тем субъектам хозяйствования, которые в 2014 — 2016 годах подавали декларации и уплачивали налог за объекты недвижимости в АТО? К сожалению, НКУ не содержит алгоритма действий в связи с появлением этой ретроспективной льготы. Он ничего не говорит о необходимых действиях ни для плательщиков, ни для налоговиков. По нашему мнению,

таким плательщикам следует подать уточняющие декларации и с их помощью откорректировать отраженные в таких декларациях суммы налога на недвижимость

А уже имеющиеся переплаты возвращать согласно процедуре, определенной ст. 43 НКУ (подробно об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 85, с. 10).

По поводу включения таких объектов в текущую декларацию на 2017 год следует прислушаться к разъяснению налоговиков: если объект недвижимости не является объектом налогообложения, субъект хозяйствования освобождается от обязанности подавать за него декларацию (см. консультацию из БЗ, подкатегория 106.07).

Но есть здесь еще один нюанс. Как вы уже, наверное, знаете, с текущего года в НКУ больше нет п. 137.6, который ранее давал право плательщикам налога на прибыль уменьшать его сумму к уплате на сумму налога на нежилую недвижимость. Поэтому начиная с 2017 года такого взаимозачета больше не будет. Но в 2015 и 2016 годах он существовал на полностью законном основании. Что теперь делать тем субъектам хозяйствования, которые уплачивали налог на недвижимость, расположенную в зоне АТО, а теперь, как оказалось, такая недвижимость задним числом не является объектом налогообложения?

Выходит, что у таких плательщиков сумма налога на недвижимость за АТО-объекты в течение 2015 — 2016 гг. (и большей части 2014-го) фактически равна нулю! А следовательно, и уменьшать налог на прибыль на сумму налога на недвижимость в 2015 году они теперь не могут.

Что же делать? Налоговики по этому вопросу до сих пор никаких разъяснений не предоставили. По нашему мнению, вероятнее всего, таким плательщикам придется подавать уточняющие декларации и «снимать» начисленные суммы налога на недвижимость за период АТО.

С налогом на прибыль тоже пока непонятная ситуация. Если после подачи уточняющих расчетов сумма налога на недвижимость будет равна нулю, то было бы логично подать уточняющую декларацию также и по налогу на прибыль. И в «прибыльной» декларации увеличить сумму налога на прибыль к уплате (если налог на такую недвижимость пошел в уменьшение налога на прибыль через приложение ЗП). Но лучше все же дождаться разъяснений от налоговиков. Вполне вероятно, что они предложат какой-то другой выход, не связанный с исправлением ошибки. Ведь фактически ошибки не было.

Кроме того, возникает вопрос, как откорректировать собственно налогооблагаемую прибыль, которую ранее уменьшили расходы (Дт 92), начисленные в сумме налога на недвижимость. Здесь уже придется применять механизм бухучетного исправления ошибок. Вот так!

В «прибыльной» декларации за 2016 год плательщикам налога на прибыль не следовало учитывать налог за нежилую АТО-недвижимость ни в уменьшение налога на прибыль, ни в расходы. А вот те плательщики за АТО-недвижимость, которые уплачивали такой налог за 2015 год, вероятно, получат проблему. Ведь новоявленную переплату по налогу на недвижимость зачесть в уплату налога на прибыль не выйдет — эти налоги уплачиваются на разные коды бюджетной классификации, поскольку один из них местный, а другой — общегосударственный.

Следовательно, у таких плательщиков «вылезет» недоплата по налогу на прибыль, а это будет означать сам «штраф» согласно п. 50.1 НКУ. Надеемся, налоговики с пониманием отнесутся к ситуации и разрешат плательщикам не применять этот штраф. Это касается как недоплаты, возникшей в результате прямого уменьшения налога на прибыль, так и недоплаты, возникшей в результате завышения расходов на сумму начисленного налога на недвижимость. Отсутствие штрафа должно объясняться фактическим отсутствием ошибки плательщика. Ведь отчетность в свое время была заполнена в полном соответствии с действующими на тот момент правилами.

освобождение от налога касается недвижимости, расположенной на временно оккупированной территории исключительно зоны АТО

Что касается «крымской» недвижимости, то налоговики предлагают отчитываться и уплачивать налог по фактическому местонахождению плательщика, перерегистрировавшегося на материковой территории Украины (см. БЗ, подкатегория 106.07).

Плата за землю. В п.п. 38.7 подразд. 10 разд. ХХ НКУ законодатель, наконец, наполнил реальным содержанием декларативную ст. 6 Закона № 1669, согласно которой АТО-предприятия освобождаются от платы за землю в связи с тем, что налогооблагаемые земельные участки находятся на территории АТО.

Законодатель прописал, что за такие земельные участки не начисляется и не уплачивается плата за землю (земельный налог и арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности). Временно — на период с 14.04.2014 г. и до 31 декабря года, в котором будет закончена АТО. Начисленные и уплаченные за период проведения АТО суммы платы за землю считаются переплатой и подлежат возврату.

Так же, как и в случае с налогом на недвижимость, в связи с наличием ретроспективной льготы тем АТО-предприятиям, которые плату за землю начисляли и уплачивали, придется подать уточняющий расчет (расчеты). И исправить бухучетный финрезультат (который был уменьшен на сумму расходов в уплату платы за землю — Дт 92). А следовательно, за 2015 год придется подать еще и уточняющую декларацию по налогу на прибыль (понятное дело, если вы — плательщик этого налога).

Причем, по нашему мнению, недоплата по налогу на прибыль, которая возникнет в результате уменьшения расходов и увеличения налогооблагаемой прибыли, не должна стать причиной начислять «самоштраф» и пеню. Отсутствие штрафа должно объясняться отсутствием ошибки плательщика. Ведь отчетность в свое время была заполнена в полном соответствии с действовавшими на то время правилами. Равно как и в случае с налогом на недвижимость.

Единый налог группы 4. Ретроспективную льготу законодатель предусмотрел и для АТО-предприятий, являющихся плательщиками сельхозЕН. Земельные участки, находящиеся на оккупированной территории, не являются объектом обложения сельхозЕН в период с 14.04.2014 г. до 31 декабря года, в котором АТО будет завершена. А в году, следующем за годом окончания АТО, плательщики сельхозЕН для подтверждения своего статуса не будут подавать расчет 75 % сельхоздоли ( п.п. 38.8 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Аналогично предыдущим случаям плательщики сельхозЕН могут в связи с ретроспективной льготой подать уточняющие декларации (общую и отчетную) за те периоды, когда они начисляли и уплачивали сельхозЕН. Однако обращаем ваше внимание на отсутствие в п.п. 38.8 подразд. 10 разд. ХХ НКУ упоминания о переплате и ее возврате. Налоговики в своих разъяснениях пока об этом не упоминают. Поэтому если вам они дадут «добро» — можно вернуть переплату по сельхозЕН.

Причем заметьте: по форме, предназначенной для отчетности плательщиками сельхозЕН, четверогруппники могут уточнить даже налоговые обязательства 2014 года, когда они были плательщиками другого налога — фиксированного сельскохозяйственного. Такое право плательщиков подтверждают налоговики в своих устных разъяснениях. Поэтому за 2014 год четверогруппникам следует подать уточняющую декларацию, в которой сумма налога за I квартал останется неизменной, за II квартал — будет рассчитана за 13 дней, а за III и IV кварталы — будет равна нулю. Подробнее об этом читайте в тематическом номере «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 12.

Особенности НДС-учета. Для НДС-учета АТО-предприятий законодатель предусмотрел очень существенную новацию. Касается она необоротных активов, приобретенных (построенных, сооруженных, созданных) до 14.04.2014 г. и по состоянию на 01.01.2017 г. находящихся на оккупированной территории. Такие активы не считаются непроизводственными или используемыми в нехозяйственной деятельности ( п.п. 38.10 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

по таким активам предприятиям не придется начислять «компенсационные» налоговые обязательства согласно п.п. «г» п. 198.5 НКУ

В любом случае, т. е. если необоротные активы не используются в результате приостановления производства, если они повреждены, похищены или уничтожены. Такую норму следует рассматривать как поблажку законодателя к тем плательщикам, которые не смогли по объективным причинам эвакуировать свои необоротные активы***.

*** А в некоторых случаях сделать это физически невозможно — например, со зданиями и сооружениями.

Указанная норма позволяет АТО-предприятиям сохранить свой налоговый кредит по приобретенным (изготовленным) необоротным активам. Впрочем, по нашему мнению, она не освобождает от обязанности, прописанной п. 189.9 НКУ. Поэтому если АТО-предприятие списывает (или будет списывать в будущем после освобождения оккупированной территории) необоротные активы с баланса, ему для неначисления НДС следует подать к декларации по НДС за период такого списания копию акта по ф. № ОЗ-3 или № ОЗ-4 или сертификат ТППУ, подтверждающий форс-мажор, в связи с которым придется списывать необоротные активы. Читайте об этом также в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 25, с. 21.

Спецподтверждение отчетности. Объективная реальность является таковой, что АТО-предприятия в результате боевых действий утрачивают документы, связанные с их деятельностью. Или же не могут вывезти такие документы на свободную территорию Украины, поскольку это связано с существенными рисками. Выходит, что даже те АТО-предприятия, которые переехали из зоны АТО и продолжают работать на свободной территории, иногда по объективным причинам не могут подтвердить данные своей отчетности.

Чтобы выйти из этой сложной ситуации, законодатель в п.п. 38.11 подразд. 10 разд. ХХ НКУ ввел специальные правила для подтверждения данных, определенных в налоговой отчетности. Применять эти правила могут те АТО-предприятия, которые по состоянию на 1 декабря 2016 года изменили свой налоговый адрес (переехали из зоны АТО на свободную территорию Украины).

Указанные правила могут применять те из АТО-предприятий, которые переехали и у которых: (1) в результате боевых действий уничтожены или испорчены первичные документы****; (2) первичные документы из оккупированной территории невозможно вывезти или вывоз таких документов с этой территории связан с риском для жизни и здоровья плательщика или в связи с прочими административными препятствиями, установленными органами власти.

**** Заметьте: потеря документов, не связанная с проведением АТО, не дает права плательщику применять правила спецподтверждения отчетности.

Что же законодатель предлагает делать таким АТО-предприятиям?

Чтобы применить правила спецподтверждения отчетности, АТО-предприятиям нужно по месту своего учета на свободной территории Украины подать налоговикам уведомление в произвольной форме

Такое уведомление должно быть подписано руководителем предприятия и главным бухгалтером. В нем указываются: (1) обстоятельства, которые привели к потере и/или невозможности вывоза первичных документов; (2) календарные периоды (день/месяц/год); (3) общий перечень первичных документов (по возможности, с указанием реквизитов). Если плательщик сообщил, что не может вывезти документы, а затем стало известно об их утере — нужно подать уведомление заново.

Читайте так же:  Коллекторы для отопления дома купить

После того, как плательщик подал такое уведомление, он получает своеобразную «индульгенцию». Если в уведомлении указывается, что плательщик не может вывезти документы до завершения АТО — вводится мораторий на проведение любых его проверок по указанным в уведомлении налоговым (отчетным) периодам. А если плательщик уведомляет об утере документов — его не могут проверить в отношении указанных в уведомлении периодов даже после завершения АТО. Это, так сказать, дополнительная защита от проверок, помимо общего моратория, установленного ст. 3 Закона № 1669.

Что АТО-предприятию еще дает подача уведомления? А то, что данные и показатели налоговой отчетности за периоды, указанные в уведомлении, не могут быть подвергнуты сомнению только на основании отсутствия первичных документов. Благодаря этому уведомлению АТО-предприятие может даже без первичных документов сохранить свои расходы, налоговый кредит, отрицательное значение и другие данные финансовой отчетности за указанные в уведомлении периоды. Более того, даже впоследствии, если первичные документы будут выявлены, суммы налоговых обязательств/отрицательного значения/бюджетного возмещения за указанные периоды не могут быть пересмотрены в сторону увеличения. Другими словами, увеличение налоговых обязательств не ставится в зависимость от выявления первичных документов. Вот так!

В то же время заметьте:

указанные правила АТО-предприятие может применять только в отношении тех периодов, в течение которых оно было зарегистрировано на оккупированной территории

Поэтому, подавая уведомление налоговикам, не включите в него те периоды, которые вы работаете уже на свободной территории Украины. И учтите: плательщик, который безосновательно применил положения этого п.п. 38.11, считается уклоняющимся от уплаты налогов и несет ответственность, предусмотренную законодательством. В то же время в п.п. 38.11 подразд. 10 разд. ХХ НКУ прописана презумпция невиновности плательщика. Другими словами, обязанность доказывать отсутствие у вас оснований для применения правил спецподтверждения отчетности возложена на налоговиков, а не вы как плательщик должны доказывать, что имеете такие основания.

  • АТО-предприятия на период проведения АТО освобождаются от ответственности за несвоевременную подачу финансовой отчетности и могут продлить сроки подачи налоговой отчетности.
  • Единственным документом, подтверждающим форс-мажор в связи с проведением АТО, является сертификат ТППУ.
  • В период с 14.04.2014 г. и до 31 декабря года, в котором будет завершена АТО, не является объектом обложения налогом на недвижимость и платой за землю имущество, находящееся на территории проведения АТО.
  • Предприятия, которые перерегистрировались из зоны АТО и не могут подтвердить данные своей налоговой отчетности, могут подать в налоговую уведомление и подавать отчетность за периоды своего пребывания в зоне АТО без первичных документов, подтверждающих данные такой отчетности.
  • Предприятие работает в зоне АТО

    Поддержка для предприятий в зоне АТО

    Для обеспечения поддержки предприятий, осуществляющих деятельность на территории проведения антитеррористической операции (АТО), с 15.10.2014 г. действуют специальные временные меры. Эти меры установлены Законом № 1669 на весь период проведения АТО и 6 месяцев после ее завершения.

    Какие это меры? Во-первых, это мораторий на «кредитную», «валютную» и ЖКХ-пеню, а также на проверки и отчуждение недвижимого имущества, находящегося в ипотеке.

    Во-вторых, теоретически субъекты хозяйствования из зоны АТО освобождены от ответственности за несвоевременную подачу финотчетности, а также от уплаты ЕСВ, арендной платы за землю и другое имущество государственной или коммунальной собственности.

    В-третьих, продлен срок действия разрешительных документов, которые выданы субъектам хозяйствования из зоны АТО до ее начала и срок которых истек во время проведения АТО.

    Кроме того, у предприятий, находящихся на территории АТО, есть хорошие шансы избежать ответственности за просрочку уплаты налоговых обязательств, а также за несвоевременную подачу отчетности (см. письмо Миндоходов 07.07.2014 г. № 16042/7/99-99-19-03-02-17). Главное — получить документ, подтверждающий форс-мажор, возникший в результате АТО, — сертификат Торгово-промышленной палаты Украины (ТППУ). Процедурные моменты продления срока подачи отчетности и отсрочки налогового долга см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 100, с. 5, а также на с. 13 этого номера.

    Территория проведения антитеррористической операции (АТО) — территория Украины, на которой размещены населенные пункты, определенные в Перечне, где проводится АТО, стартовавшая по Указу Президента от 13.04.2014 г. № 405/2014.

    Перечень населенных пунктов, на территории которых осуществляется АТО, утвержден распоряжением № 1053-р (ср. 025069200). К таким территориям отнесен ряд населенных пунктов Донецкой и Луганской областей, а также незначительное количество населенных пунктов Изюмского района Харьковской области.

    Но Кабмин распоряжением № 1079-р приостановил действие своего распоряжения № 1053-р. С 05.11.2014 г. Перечень считается неработающим.

    Что это значит? А это значит, что перечисленные выше поблажки для предприятий из этой зоны практически работать не могут, ведь все они завязаны на определении территории проведения АТО. Но это совершенно несправедливо.

    Судом уже признано незаконным распоряжение № 1079-р (см. постановление Окружного административного суда г. Киева от 09.02.2015 г. № 826/18330/14).

    Коллегия судей обращает внимание, что указанный перечень является действующим и не отмененным

    Как заключил суд, у Кабмина нет права приостановить принятые им действующие акты. Они могут быть приостановлены только Указом Президента Украины на основании п. 15 ч. 1 ст. 106 Конституции Украины и обжалованы в суде в порядке и в случаях, установленных законом*.

    * Это суд первой инстанции, поэтому окончательное решение еще под вопросом.

    Но как бы там ни было, на наш взгляд, предприятия, проводящие свою деятельность в населенных пунктах, находящихся на территории проведения АТО, обязательно должны пользоваться правом на поддержку, предоставленную Законом № 1669.

    Тем более что на Перечне свет клином не сошелся. Например, ТППУ при выдаче сертификата и освидетельствовании форс-мажора, являющегося основанием для отсрочки денежных обязательств и налогового долга, продления предельных сроков для предоставления отчетности и заявлений налогоплательщикам в зоне АТО, ориентируется не на Перечень, а на информацию о контролируемой территории силами АТО, ежедневно поступающей из Штаба Антитеррористического центра при СБУ (см. письмо ТППУ от 09.01.2015 г. № 106/05-5.4).

    Аналогично можете поступить и вы. Чтобы определить, проводится ли на территории месторасположения вашего предприятия АТО, нужно обратиться в Штаб Антитеррористического центра при СБУ. Тем более сам Штаб пообещал «официально» отвечать всем обратившимся (см. письмо от 16.12.2014 г. № 33/8428).

    Хорошо, если в столь сложных условиях предприятие в зоне АТО имеет возможность вести свою хозяйственную деятельность. Поэтому далее расскажем, куда подавать налоговую отчетность и уплачивать задекларированные обязательства.

    Куда сдавать отчетность

    Подача контролирующим органам деклараций, отчетности и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов/сборов, является одной из обязанностей налогоплательщика (п.п. 16.1.3 НКУ).

    И если предприятие работает, то подать отчетность все же придется. Предоставлять налоговые декларации по каждому отдельному налогу следует за каждый отчетный период, в котором: (1) возникают объекты налогообложения; (2) имеются показатели, подлежащие декларированию (п. 49.2 НКУ).

    За безобъектные и беспоказательные периоды отчитываться не нужно

    Если предприятие хоздеятельность не ведет, то начиная с 01.01.2015г. подавать пустую отчетность не нужно**. Исключение — плательщики, имеющие действующую (в том числе приостановленную) лицензию на деятельность с подакцизной продукцией. Им подавать декларации следует за каждый период независимо от того, осуществлялась хоздеятельность или нет.

    ** Обратите внимание! Как указано в п. 9 разд. III Порядка заполнения и предоставления отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом Минфина от от 23.09.2014 г. № 966, подавать отчетность по НДС следует, даже если хоздеятельность не ведется. Однако налоговики пояснили (см. подкатегорию 101.22 БЗ): если хоздеятельность в течение отчетного периода не велась, но у плательщика есть суммы отрицательного значения предыдущих периодов, подлежащих отражению в декларации, подать декларацию по НДС нужно. Если отрицательных сумм нет, то декларация не подается.

    Кроме того, предприятия, работающие в зоне АТО, на период ее проведения хоть и освобождаются от ответственности за несоблюдение сроков при подаче финотчетности (ч. 1 ст. 14 Закона о бухучете), но подавать ее таки должны.

    Так куда же адресовать отчетность? Обслуживание налогоплательщиков из зоны АТО возложено на другие территориальные органы. По приказу № 256 территориальные органы перемещены в населенные пункты, где осуществляют свои полномочия в полном объеме.

    Перечень налоговых органов, у которых изменен юрадрес и на которые возложено исполнение функциональных обязанностей по обслуживанию налогоплательщиков, приведен в приложении к приказу № 256.

    Не пропустите важный момент: хотя принимать отчетность у вас будет временная налоговая (находящаяся на подконтрольной территории), однако в отчетности указать придется наименование именно вашей родной налоговой, в которой вы стоите на учете (см. подкатегорию 135.07 БЗ).

    Учтите! Если предприятие уже подавало отчетность средствами электронной связи в электронной форме, то теперь может просто направить по электронке отчетность в новую временно обслуживающую налоговую.

    Имея на руках старый договор, менять его на новый договор «Про визнання електронних документів» не нужно

    Налоговики поясняют (см. подкатегорию 135.03 БЗ), что если предприятие только решило перейти на подачу отчетности в налоговую в электронном виде, но при этом пребывает на учете в налоговой в зоне АТО (находящейся на временно неконтролируемой территории), то оно:

    — должно составить договор «Про визнання електронних документів» с контролирующим органом, в котором пребывает на учете. То есть в договоре указываются сведения от налоговой по месту регистрации;

    — но (!) принимать документы от вас и проводить их компьютерную обработку будет налоговая, на которую возложено исполнение функциональных обязанностей по обслуживанию плательщиков.

    Если нет возможности добраться до налоговой и вовремя подать отчетность, следует воспользоваться еще одним альтернативным методом — почтовым отделением. Для этого нужно отправить заказное письмо с отчетностью в адрес налоговой. Но сделать это нужно не позднее чем за 10 дней до окончания предельного срока предоставления отчета.

    И еще одна ситуация. Предприятие, находящееся в зоне АТО, не подавало отчетность и не уплачивало налоги в связи с неспокойной ситуацией в регионе. И вот возможность продолжить свою деятельность появилась. Куда подать заявление на перенос сроков подачи отчетности и отсрочку уплаты налоговых обязательств?

    В такой ситуации пояснений налоговики не дают, но, на наш взгляд, предприятию следует действовать в таком же порядке. Заявление с сертификатом ТТП (подробнее об этом см. на с. 13) направить в обслуживающую налоговую, но в заявлении должна фигурировать налоговая, в которой предприятие находится на учете. Учтите: так как проведение АТО еще не окончено, в сертификате ТТП будет указана предельная дата действия сертификата. Она соответствует дате выдачи сертификата (см. письмо ГФСУ от 27.10.2014 г. № 5694/6/99-99-26-01-15). После этой даты для переноса сроков подачи отчетности или рассрочки налоговых обязательств, если АТО опять застопорит деятельность предприятия, придется обращаться за новым сертификатом.

    Куда платить налоги

    Не забывайте, что задекларированные суммы налоговых обязательств следует уплатить в течение 10 календарных дней после предельного срока подачи деклараций (п. 57.1 НКУ). Как правило, налоги и сборы предприятия уплачивают по месту регистрации.

    Особых предписаний по этому поводу налоговики пока не дают. Но думаем предприятия, находящиеся в зоне АТО, должны платить налоги по реквизитам налоговых «переселенных» на контролируемую территорию.

    Все РРО, КУРО и РК нужно регистрировать только по основному месту налогового учета предприятия (п. 3 гл. 2 разд. ІІ Порядка № 417). По месту использования РРО (проведения хозяйственной деятельности) регистрация не проводится.

    Однако предприятиям Донецкой и Луганской областей, находящихся в зоне АТО, налоговики предлагают пойти «обходными» путями (см. письмо Миндоходов от 08.01.2014 г. № 55/7/99-99-18-02-03-17), а именно подать бумаги для регистрации РРО:

    1) в контролирующий орган, который определен местом вашего обслуживания;

    2) в контролирующий орган по месту проведения хозяйственной деятельности.

    Так что решайте: куда удобнее, туда и подавайте бумаги.

    Заявление о регистрации регистратора расчетных операций (№ 1-РРО) и другие документы субъект хозяйствования может:

    — подать непосредственно или через уполномоченное лицо (при наличии доверенности на проведение регистрационных действий);

    — направить почтовым отправлением.

    Еще одним шагом навстречу является то, что налоговики для упрощения и ускорения регистрации РРО справку о резервировании фискального номера РРО могут предоставить в виде скан-копии по электронному адресу субъекта хозяйствования центра сервисного обслуживания. Для этого в заявлении в разделе 10 «Спосіб отримання та/або направлення довідки про резервування фіскального номеру РРО» не забудьте указать нужный электрон­ный адрес (куда должна прийти справка).

    А в остальном все по порядку. Подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 89, с. 8. Чтобы завершить регистрацию РРО, необходимо подать (через уполномоченное лицо, почтой) контролирующему органу по месту обслуживания (1) копию справки об опломбировании РРО и (2) акт ввода РРО в эксплуатацию..

    Читайте так же:  Исковое заявление в мировой суд о защите прав потребителей образец

    C тем, куда сдавать/платить/регистрировать, разобрались. Теперь давайте поговорим о трудовых ресурсах предприятия в зоне АТО.

    На работу под грохот канонады

    Проблемы с транспортом, боевые действия на улицах города — реалии жизни в зоне АТО. Как быть, если предприятие работает, а работники не могут добраться на работу? Что делать с теми, кто перебрался в другой город, а трудовая книжка осталась на предприятии? Как поступать в ситуации, когда местонахождение работника вообще невозможно определить (не выходит на связь)? Давайте разбираться.

    Начнем с главного.

    Невыход на работу работника, трудоустроенного на предприятии, расположенном в зоне АТО, нельзя считать прогулом, если неизвестны причины его отсутствия

    То есть просто уволить его за то, что он не явился на работу в рабочий день (смену), не получится. На это, в частности, обращает внимание Минсоцполитики в письме от 08.07.2014 г. № 7302/3/14-14/13.

    Как быть? К сожалению, КЗоТ не дает ответа на этот вопрос. Мы предлагаем вам до завершения АТО на территории, на которой находится предприятие, действовать так.

    Если работник отсутствует на рабочем месте, в табеле учета рабочего времени невыход на работу отражайте кодом «НЗ» («28») — неявки по невыясненным причинам. А после того, как работник выйдет на работу, получите от него письменные объяснения, почему он отсутствовал на работе в конкретный период. При этом учтите: по мнению Минсоцполитики, автоматически оправдывают невыход на работу такие уважительные причины, как:

    — переезд из района проведения АТО;

    — угроза жизни и здоровью работника, находящегося в зоне АТО.

    В случае если причины невыхода уважительные, с 1 февраля 2015 года на период отсутствия на работе можно оформить отпуск без сохранения заработной платы согласно п. 18 ст. 25 Закона об отпусках. По этому основанию уйти в отпуск «за свой счет» могут работники «на период проведения АТО в соответствующем населенном пункте с учетом времени, необходимого для возвращения к месту работы, но не более семи календарных дней после принятия решения о прекращении антитеррористической операции».

    Если есть возможность, то можно на основании заявления работника предоставить ему ежегодный отпуск (его часть), за счет чего «перекрыть» дни отсутствия на рабочем месте. Правда, в этом случае пусть работник укажет в заявлении на отпуск, что он желает получить отпускные в срок, определенный по договоренности с работодателем, а не в срок, установленный ст. 21 Закона об отпусках (за три дня до начала отпуска).

    После того, как причины неявки установлены, работодатель издает приказ, которым подтверждает отсутствие работников по уважительным причинам. На основании этого приказа отдел кадров вносит соответствующие корректировки в табель использования рабочего времени.

    Если работник оформит отпуск без сохранения заработной платы, в табеле рабочего времени код «НЗ» (цифровой код «28») заменяете на «ДБ» (цифровой код «14»), если будет оформлен ежегодный основной отпуск — на «В» (цифровой код «08»), а если работник отсутствовал, поскольку был нетрудоспособен, — на «ТН» (цифровой код «26»). В случае отсутствия по уважительным причинам в период до 01.02.2015 г. (т. е. до того как появилась возможность уйти в отпуск «за свой счет» по п. 18 ст. 25 Закона об отпусках), в табеле рабочего времени код «НЗ» (цифровой код «28») после получения объяснительной записки от работника заменяете на «І» (цифровой код «30») — другие причины неявок.

    дни неявок на работу, которые отмечены в табеле кодом «НЗ» (цифровой код «28») или «І» (цифровой код «30»), не оплачивают

    Разобравшись с табелированием, давайте поговорим о трудовых книжках.

    Если местонахождение работника неизвестно, либо он объявился и попросил оформить отпуск без сохранения заработной платы на основании п. 18 ст. 25 Закона об отпусках, то его трудовую книжку продолжайте хранить в общем порядке.

    Работник, который выехал из зоны АТО, просит его уволить, а трудовую книжку переслать по новому месту жительства? Попросите его изложить свою просьбу в письменной форме. Дело в том, что пересылка трудовой книжки по почте с доставкой по указанному адресу допускается только с письменного согласия работника (п. 4.2 Инструкции № 58).

    Если заявление на увольнение есть, а на пересылку трудовой нет, и в день увольнения работник отсутствует на работе, направляйте ему в этот день заказное письмо с уведомлением, в котором укажите на необходимость получить трудовую книжку. Пока работник не объявится либо пока не пришлет заявление с просьбой переслать трудовую книжку, храните ее в общем порядке.

    А что делать с трудовой работника, который погиб? Выдайте ее на руки под подпись ближайшим родственникам умершего или направьте по почте по их требованию, оформленному в письменном виде. В трудовой книжке в графе 3 указывайте: «Работа прекращена в связи со смертью», в графе 4 — дату и номер приказа (распоряжения). Эту запись заверяйте в установленном порядке.

    Трудовой договор расторгнут, а за трудовой книжкой никто не обращается? Храните ее в течение двух лет в отделе кадров предприятия отдельно от остальных трудовых книжек работников, которые находятся на работе. После этого срока невостребованные трудовые книжки (их дубликаты) передайте в архив предприятия. Там они должны храниться еще в течение 50 лет. И только по истечении указанного срока их можно уничтожить в установленном порядке.

    Обслуживание предприятий из зоны АТО возложено на другие территориальные органы ГФСУ. Перезаключать договор о признании электронных документов с новой налоговой не нужно.

    Если предприятие, находясь в зоне АТО и хоздеятельность временно не ведет, то подавать пустую отчетность не нужно. Исключение: плательщики, имеющие лицензию на деятельность с подакцизной продукцией. Им отчитаться все же придется.

    Уважительными причинами невыхода на работу в зоне АТО являются переезд из района проведения АТО, а также угроза жизни и здоровью работника, находящегося в зоне АТО.

    Подача отчетности и уплата налогов на территории АТО

    4 августа 2014 года

    Террористическая угроза и сложная ситуация, которая сложилась в Донецкой и Луганской областях, повлекли отсутствие у отдельных налогоплательщиков возможности своевременно представить налоговые декларации и платить налоги (сборы, взносы). Рассмотрим официальные разъяснения, с помощью которых плательщики смогут решить эту форс-мажорную проблему.

    В первую очередь отметим, что у налогоплательщиков, которые находятся в зоне проведения АТО или в зоне реальных военных действий в пределах территории Донецкой и Луганской областей, могут быть следующие проблемы:

  • невозможность представить отчетность в срок;
  • невозможность уплатить налоговые обязательства (по ранее поданным декларациям и отчетам, по налоговым уведомлениям­решениям, по текущим налоговым платежам).
  • Миндоходов предложило несколько путей решения данных проблем, в которых мы попробуем разобраться.

    ПОДАЧА ОТЧЕТНОСТИ В ДРУГУЮ НАЛОГОВУЮ

    По-видимому, налоговики не против того, что для субъектов хозяйствования из зоны АТО отчетность можно подать в центре обслуживания плательщиков в любой ГНИ на территории Украины. ГУ Миндоходов в г. Киеве отметило: «В решении этих неотложных вопросов Миндоходов идет на встречу всем плательщикам из определенных регионов Украины, предоставляя им возможность отчитаться и своевременно уплатить налоговые обязательства перед государством. Для этого вовлечены все Центры обслуживания плательщиков всех территориальных органов Миндоходов. Этот временный сервис для плательщиков Донецкой и Луганской областей, введенный с целью обеспечения возможностей, даже в боевых условиях, выполнить все требования Налогового кодекса Украины. Все плательщики Донетчины и Луганщины, которые временно находятся на территории Киева, могут воспользоваться этой возможностью и отчитаться в любой налоговой инспекции столицы».

    Также следует указать, что пресс-служба Миндоходов отметила: «В связи с проведением антитеррористической операции на территории Донецкой и Луганской областей, налогоплательщиков из г. Донецка временно будут обслуживать в Мариупольской ОГНИ, а плательщиков из г. Луганска и Луганской области — в ГНИ в Жовтневом районе г. Луганска. Места обслуживания налогоплательщиков изменены на период с 8 июля 2014 года до окончания действия обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью работников органов Миндоходов».

    ПРОДЛЕНИЕ СРОКОВ ПОДАЧИ ОТЧЕТНОСТИ

    Для предприятий актуальным может быть перенос сроков представления, в частности, следующих отчетов: декларации по единому налогу (для 4 и 6 группы); декларации по НДС (квартальной и месячной — для плательщиков НДС), налогового расчета 1-ДФ, а также отчетов по другим налогам и сборам. Соответственно может возникнуть потребность продлить срок подачи (если нет возможности подать в электронном виде или в другую ГНИ). Возможность продлить сроки подачи отчетности разъяснена в письме Миндоходов от 07.07.2014 г. № 16042/7/99­99­19­03­02­17. Прежде всего, налоговики отмечают, что в соответствии с приказом ГНСУ от 24.12.2010 г. № 1044 объявленная и непровозглашенная война, угроза войны, террористические акты, массовые беспорядки считаются форс-мажорными обстоятельствами.

    Поэтому для продления сроков подачи отчетности необходимо обратиться в налоговый орган по местонахождению с соответствующим заявлением. Последнее подается в течение 30 календарных дней, следующих за днем окончания обстоятельств непреодолимой силы:

  • заявление составляется в произвольной форме с кратким и четким обоснованием оснований для продления указанных сроков подачи отчетности со ссылкой на документальное подтверждение изложенных фактов;
  • в заявлении предоставляется исчерпывающий перечень приложений с указанием количества страниц каждого документа, их полного названия и реквизитов (дата, номер, наименование органа, выдавшего документ);
  • заявление подается налогоплательщиком только вместе с документальным подтверждением Торгово­промышленной палаты (далее — ТПП) Украины о наступлении действия обстоятельств непреодолимой силы.
  • Если налогоплательщик поступит так, как рекомендуют налоговики, то даже в случае, если до момента представления вышеуказанных документов к нему контролирующим органом применены штрафные санкции за несвоевременное представление налоговой отчетности, эти санкции признаются безнадежным налоговым долгом и подлежат списанию.

    Как видим, одним из основных документов является заключение ТПП.

    На сайте Луганской региональной ТПП указано, что у них предприятия могут получить заключение о наступлении форс-мажорных обстоятельств.

    Вместе с тем согласно ст. 14 Закона Украины «О торгово­промышленных палатах в Украине» от 02.12.97 г. № 671/97­ВР ТПП Украины удостоверяет обстоятельства форс-мажора. То есть именно ТПП Украины, а не региональные ее отделения имеют такую компетенцию. На это указывается в Положении о порядке подтверждения Торгово­промышленной палатой Украины форс-мажорных обстоятельств, утвержденном решением Президиума ТПП Украины от 14.05.2013 г. Также и в письме НБУ от 21.10.2013 г. № 47­411/18440 подчеркивается, что Региональные торгово­промышленные палаты осуществляют лишь подготовку документов для подтверждения форс-мажорных обстоятельств.

    Итак, возникает несовпадение норм законодательства, поскольку «форс-мажорные справки» должны предоставляться не на региональном, а на всеукраинском уровне (в свою очередь, Луганская региональная ТПП не обращает на это внимания).

    ПРОДЛЕНИЕ СРОКОВ УПЛАТЫ

    Помимо возможности продлить сроки подачи отчетности, Миндоходов разъяснило и порядок отсрочки уплаты налогов.

    Применительно к предприятиям речь может идти о продлении сроков уплаты авансовых взносов по налогу на прибыль, НДС, единого налога, НДФЛ и т. д.

    Как указывается в письме Миндоходов от 01.07.2014 г. № 15472/7/99­99­25­01­17, налогоплательщики, которые находятся в зоне АТО и не могут своевременно заплатить свои налоговые обязательства, могут представить в орган доходов и сборов по месту своего учета или по месту учета такого денежного обязательства (налогового долга):

    • письменное заявление, форма которого приведена в приложении 1 к Порядку рассрочки (отсрочки) денежных обязательств (налогового долга) налогоплательщиков, утвержденному приказом Миндоходов Украины от 10.10.2013 г.
    • № 574 (далее — Приказ № 574). В заявлении обязательно должны быть указаны суммы платежей (налогов, сборов, штрафных санкций, пени), уплату которых налогоплательщик просит отсрочить, а также срок отсрочки и периоды уплаты таких платежей. При этом суммы, срок уплаты которых еще не наступил и срок уплаты которых уже прошел, указываются отдельно;
    • экономическое обоснование, которое состоит из:
      1. перечня обстоятельств, свидетельствующих о наличии угрозы возникновения или накопления налогового долга, и доказательств существования таких обстоятельств;
      2. анализа финансового состояния;
      3. графика погашения отсроченных сумм;
      4. расчетов прогнозных доходов плательщика, гарантирующих выполнение графика погашения.

      Принять решение об удовлетворении или отказе плательщику в отсрочке (рассрочке) денежных обязательств контролирующий орган должен в течение 30 дней со дня получения заявления.

      Надо отметить, что на отсроченные денежные обязательства (налоговый долг) пеня и штрафы не начисляются с даты заключения (подписания) договора до истечения срока действия договора об отсрочке денежного обязательства (налогового долга).

      Причем согласно п. 1.6 Приказа № 574 на сумму отсроченного денежного обязательства (налогового долга) начисляются проценты за каждый день пользования плательщиком отсрочкой денежных обязательств (налогового долга).
      По результатам рассмотрения документов, предоставленных плательщиком, налоговый орган при наличии оснований принимает решение о списании безнадежного налогового долга. Таким образом, просто для отсрочки уплаты, подтверждения форс-мажорных обстоятельств не требуется, оно понадобится для списания налогового долга.

      ЕСВ

      Во всех разъяснениях налоговики ни слова не сказали о механизме оторочки уплаты ЕСВ (с зарплаты работников, «за себя») и переноса сроков подачи ЕСВ­отчетности. Кроме того, ничего не говорится о списании ЕСВ как безнадежного долга.

      Таким образом, предложенный налоговиками механизм отсрочки подачи отчетов и уплаты налогов на ЕСВ не распространяется.

      Предложенный Миндоходов механизм, хоть и является благим начинанием, но при его реализации у налогоплательщиков могут возникнуть дополнительные сложности.