Льготы преподавателям училище

Льготы преподавателям училище

Опрос

Согласны ли вы с тем, что учитель должен уметь преподавать более одной дисциплины?

Нет, лучше пусть он хорошо знает один предмет

Нет. Практика показывает, что в итоге он все равно преподает только один предмет

Да, это повышает шансы при трудоустройстве

Да, потому что все мы и так ведем больше одного предмета

Всего проголосовало: 71

Текущий номер

Коридоры времени Павла Красновида

номер 46, от 12 ноября 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

Как учителю отказаться от непомерной дополнительной нагрузки на текущей или будущей работе — вопрос не праздный. Но как его решать, если с одной стороны пылающие праведным гневом коллеги, обвиняющие в нежелании работать, а с другой — директор, отказывающий в уважении и трудоустройстве «соискателю легкой жизни»? Неужели сдаться и взвалить на себя все, что возложат? Анна Инютина в своей статье предлагает для начала все хорошенько обдумать.

Уже четверть века санкт-петербургская академическая гимназия №56 охотно принимает студентов-практикантов, ведь это один из действенных способов профессионального развития образовательной организации. Как влиться в сплоченный коллектив и стать его существенной частью? Как избежать недопонимания и получить новые знания и навыки? Девять советов будущим коллегам формулирует заместитель директора гимназии Екатерина Тенютина.

«Сейчас появилось огромное количество новейших знаний, к которым, с точки зрения предыдущих поколений, даже подступиться сложно, а современные школьники это уже изучают… Потому что им предстоит совсем другая жизнь. Даже общие базовые знания стали настолько обширными, что, я думаю, лучше предоставить нынешнему юному поколению самому выбирать, как жить и как готовиться к будущей взрослой жизни», — считает Николай Дроздов. Интервью ученого, путешественника, многолетнего ведущего передачи «В мире животных» читайте в рубрике «Гость «УГ».

Наши приложения

«Образовательное право», №17 от 25 апреля 2006 года

Льготы учителям-пенсионерам не отменены

Если отменены, смотрите выше

«Неработающие учителя-пенсионеры нашей области на основании регионального закона потеряли право на оплату жилья и коммунальных льгот. Законно ли такое решение? Существует ли какая-нибудь защита на федеральном уровне?» Подобные письма составляют весомую часть нашей почты. Лично каждому дать разъяснение мы просто не успеваем, поэтому сегодня решили посвятить теме коммунальных льгот для учителей-пенсионеров страницу рубрики «Практикум». Учительская газета

Пенсионеры свои льготы

Такое впечатление, что установленные советским режимом коммунальные льготы сельским учителям не дают покоя нынешним властям. Они не знают, что делать с этим социалистическим наследием. Отменить их вообще не поднимется рука ни у одного правителя, ведь недаром коммунальные льготы для сельских учителей являются, чуть ли не ровесниками революции.

Проблемы по оплате учительских коммунальных льгот были при всех постсоветских правителях: и при Ельцине, и при Путине, будут и при следующем.

Своему времени — свои проблемы. Попробуем обрисовать сложившуюся сегодня ситуацию.

Законом РФ «Об образовании» в пункте 5 статьи 55 определено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Нормативными правовыми актами СССР предусматривалось, что такое же право сохраняется за педагогическими работниками, перешедшими на пенсию, если общий стаж работы в школах сельской местности составлял не менее 10 лет.

Под «бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением» понимается право педагогических работников, с учетом проживающих с ними членов их семей, проживать в жилых помещениях с отоплением и освещением бесплатно, т.е. без внесения платы за жилье (в том числе без внесения платы за излишки жилой площади), отопление (если отопление печное, то без оплаты топлива, которое должно доставляться на дом в готовом к употреблению виде) и освещение (не в целом за электроэнергию, а именно за освещение).

Федеральным законом от 06.05.2003 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» субъектам РФ предоставлено право установить законодательными актами субъектов РФ размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании».

Таким образом, субъектам РФ предоставлено право определить порядок возмещения расходов на льготу по оплате жилья и коммунальных услуг, т.е. порядок ее финансового обеспечения в рамках межбюджетных отношений, а не сам порядок предоставления такой льготы, который установлен федеральным законодательством и является единым и общеобязательным для применения во всех субъектах РФ. Это положение, кстати, не раз подчеркивалась во многих судебных решениях.

А каков же сам порядок предоставления льгот, какова его нормативно-правовая база?

Законодательство — это совокупность всех нормативных правовых актов, принятых уполномоченными государственными органами. Федеральное законодательство составляют: Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и иные нормативные правовые акты, в том числе нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, сохраняющие свое действие в установленном порядке.

До сих пор сохраняют свое действие целый ряд нормативных правовых актов бывшего Союза ССР.

Постановлением Совета Министров СССР в от 04.05.1971 г. №255 установлено, что за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами их семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет.

Вышеуказанное положение было распространено также на:

— педагогических работников общеобразовательных школ всех типов, расположенных в поселках городского типа (рабочих поселках);

— директоров, заместителей директоров по учебно-производственной работе и учителей межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обеспечения и профессиональной ориентации учащихся, расположенных в сельской местности, и на проживающих с ними членов их семей (Распоряжением Совета Министров СССР от 23.05.1984 г. №1003-р);

— директоров, заместителей директоров по учебно-производственной работе и учителей межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся, расположенных в поселках городского типа (рабочих поселках), и на проживающих с ними членов их семей (Распоряжением Совета Министров СССР от 23.05.1984 г. №1003-р);

— директоров, заместителей директоров, преподавателей, воспитателей, старших мастеров и мастеров производственного обучения сельских профтехучилищ и проживающих совместно с ними членов их семей, если общий стаж работы каждого из указанных работников в профтехучилищах и общеобразовательных школах, расположенных в сельской местности, составляет не менее 10 лет (постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28.01.1975 г. №82 «О мерах по расширению сети средних сельских профессионально-технических училищ и по улучшению их работы», пункт 13);

— педагогических и руководящих работников дошкольных учреждений, находящихся в сельской местности, если общий стаж работы каждого из указанных работников в дошкольных учреждениях сельской местности составляет не менее 10 лет (постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24.05.1982 г. №437 «О мерах по дальнейшему улучшению жилищных, коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения»).

Сохранение льгот по коммунальным услугам предусмотрено и для перешедших на пенсию педагогических, медицинских и руководящих работниками детских домов и домов ребенка и для проживающих с ними членами их семей, если общий стаж работы каждого из указанных работников в детских домах и домах ребенка, расположенных в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), составляет не менее 10 лет (постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24.01.1985 г. №85 «О мерах по улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах»).

В Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 22.06.2005 г. по делу №51-ГО5-15 подтверждено, что порядок реализации права педагогических работников сельской местности на жилую площадь с отоплением и освещением определен постановлениями Совмина СССР от 10.02.1948 г. №246 и от 04.05.1971 №255, которые в силу ст. 4 Закона РСФСР «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» являются действующими.

А теперь главное, что должно отложиться в голове простого учителя-пенсионера.

Статьей 153 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. установлено, что при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Кроме того, статья 8 Федерального закона от 29.12.2004 г.

№ 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» предусматривает, что до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

Вот от этих двух постулатов и следует исходить, решая, нарушено ваше право, или нет. Если нарушено, можно смело обращаться в суд. Судами уже рассматривались дела об оспаривании законов субъектов РФ, которыми ограничивалось право на жилищно-коммунальные льготы перешедших на пенсию педагогов, проработавших свыше 10 лет в сельской местности. Нормы, ограничивающие права указанной категории граждан, признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ приняла Определение №86-ГО-30 от 01.02.2006 г. по делу «О признании недействующей ст. 3 Закона Владимирской области «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате за содержание и ремонт жилья, услуг теплоснабжения (отопления) и электроснабжения отдельным категориям граждан» от 30 декабря 2004 года №255-ОЗ в части слов «в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом Владимирской области» в отношении лиц, указанных в п.1 ст.1″. В Определении указано, что право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением (т.е. без внесения платы за жилье, отопление и освещение) сохраняется за педагогическими работниками, проработавшими свыше 10 лет в сельской местности.

Мотивируя свои выводы, Верховный суд РФ указал, что в силу постановления Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 28.05.1985 г. №154/12-22 «Об утверждении разъяснения «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)» указанные меры социальной поддержки сохраняются и за работниками в сфере образования, вышедшими на пенсию.

15 февраля 2006 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ приняла Определение № 44-Г05-39 по делу «О признании недействующими отдельных норм Закона Пермской области от 30.11.2004 года № 1845-395 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилищно-коммунальных услуг».

В определении указано, что, устанавливая взамен натуральных льгот денежные компенсации, Законодательное Собрание Пермской области, существенно ограничило по сравнению с федеральным законодательством круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, определив дополнительные условия к педагогам, вышедшим на пенсию по виду назначенной пенсии и требуемому стажу работы в учебных заведениях, расположенных на территории Пермской области.

И далее отмечено, что Закон РФ «Об образовании» таких ограничений в отношении педагогических работников не предусматривает и не наделяет органы власти субъектов РФ правом устанавливать дополнительные условия предоставления мер социальной поддержки работникам образования.

Таким образом, педагогические работники, проработавшие в сельской местности не менее 10 лет и перешедшие на пенсию, имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Льготы им должны предоставляться в натуральном виде без каких-либо ограничений.

«Хотела решить свою проблему через суд. Меня лишили коммунальных льгот как пенсионерку в связи с принятием нового закона об оплате коммунальных услуг. Обратилась в коллегию адвокатов, там спросили, на кого я буду подавать исковое заявление. В прокуратуре сообщили, что они такие заявления не пишут. В здание суда меня вообще не пустили, объяснив, что консультации здесь не дают. У меня уже набежала огромная сумма задолженности. Получается замкнутый круг. Подскажите, к кому мне обратиться?»

. но за них придется

еще раз побороться

Если право педагогического работника, проработавшего в сельской местности не менее 10 лет и перешедшего на пенсию, нарушается принятым в субъекте РФ законом, то необходимо обращаться в суд с требованием признать такой нормативный акт противоречащим федеральному законодательству и не действующим полностью либо частично.

Во-первых, проверьте наличие у вас нормативных оснований, изложенных выше. Если действительно, лишение вас коммунальных льгот связано непосредственно с принятием закона об оплате коммунальных льгот, то смело можете обращаться в суд.

Читайте так же:  Минимальное пособие по потери кормильца

Конечно, одному учителю будет трудно соблюсти все формальности и составить необходимое заявление. Для упрощения решения вопроса есть два пути: обратитесь в коллегию адвокатов или в прокуратуру.

Проблемы, которые возникли у автора письма в коллегии адвокатов, думаю, связаны прежде всего с тем, что она недостаточно четко объяснила проблему, а принимавший ее адвокат не понял, о каком суде идет речь, поэтому и возник вопрос, на который не смогла ответить ни учительница-пенсионерка, ни адвокат: с кем судиться будем?

В данной ситуации речь идет об оспаривании нормативного правового акта органов государственной власти субъекта РФ, затрагивающего права, свободы и законные интересы гражданина.

В соответствии со статьей 26 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций, рассматриваются в качестве суда первой инстанции верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области или судом автономного округа.

Заявление в рассматриваемом случае необходимо направлять именно в Ставропольский краевой суд. В заявлении нужно указать все свои доводы.

Второй путь — прокуратура. Тоже весьма странны доводы прокурорских работников, с которыми пришлось встречаться автору письма. Однако в рассматриваемом случае необходимо обращаться в Ставропольскую краевую прокуратуру.

На основании статьи 45 ГПК РФ в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан вправе обратиться прокурор. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Таким образом, прокурор может и в определенных случаях должен писать подобные заявления.

Учителя имеют право на льготы

Сибилева Н. Н., главный бухгалтер, к. э. н.,
ОГОУ НПО ПУ №41 г. Курска

В соответствии с действующим законодательством педагогу могут компенсировать расходы на оплату топлива. В этом случае он должен подтвердить затраты. Иначе компенсационные выплаты облагаются налогом на доходы физических лиц. В частности, на этом настаивают финансисты в письме от 23 июля 2008 г. № 03-04-06-01/227. Но это не единственный вид социальной поддержки учителей.

Педагогическим работникам гарантированы льготы

Педагогическим работникам образовательных учреждений предоставлено право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Данные льготы предусмотрены пунктом 5 статьи 55 Федерального закона от 10 июля 1992 г. № 3266-1. Однако размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки (далее — меры соцподдержки), устанавливают законодательные акты субъектов РФ. Поэтому жилищная социальная гарантия должна быть также предусмотрена законом области (республики, края).

Рассмотрим на примере Курской области те гарантии, которые должны быть предусмотрены на региональном уровне. В этой области бесплатное жилье педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности (рабочих поселках и поселках городского типа), предоставляют на основании закона Курской области от 23 декабря 2005 г. № 100-ЗКО.

Заметьте, если работники не имеют своего жилья, его предоставляют органы местного самоуправления. Оно должно находиться на расстоянии не более трех километров от места работы.

Если же органы власти не смогли предоставить жилое помещение, то работник образовательного учреждения имеет право на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением в близлежащих городах.

Обратите внимание: если педагог сам отказался от жилья в селе, то он имеет право только на льготу в виде бесплатного отопления и освещения.

Кому предоставляют «коммунально-педагогические» гарантии

В рассматриваемом случае педагоги — это не только учителя сельских школ, но и педагогические работники других образовательных учреждений, расположенных в сельской местности (техникумы, институты, детские сады).

Кроме работающих педагогов правом на такие государственные гарантии пользуются педагогические работники, вышедшие на пенсию. Но только те, которые имеют стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет.
Отметим, что так называемым «бесплатным жильем» обеспечиваются наравне с педагогами и живущие с ними члены семьи. К ним причисляют проживающих совместно с собственниками жилья в принадлежащем им жилом помещении супругов, а также детей и родителей. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены им в качестве членов своей семьи (п. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ).

Заметим, что размер общей площади жилья законодательством не ограничен. В связи с этим педагоги освобождены от оплаты за отопление и освещение независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления (письмо Минобрнауки России от 18 января 2007 г. № МОН-П-92).

Однако ограничения могут быть установлены на местном уровне (уровне субъекта РФ). Так, Законом № 100-ЗКО (который действует в рамках региона) уточнено, что бесплатное жилое помещение предоставляется не более размера социальной нормы площади жилья, установленной в данном регионе.

Какие коммунальные услуги оплатить?

Законодательством не приведены конкретные виды услуг, которые вместо учителей коммунальщикам возмещает бюджет соответствующего уровня. Их устанавливают на местном или региональном уровне.

В Курской же области названным региональным актом разъяснено, что бесплатное пользование жилым помещением включает в себя оплату за наем жилого помещения, ремонт и содержание жилья.

При этом бесплатно предоставляют только коммунальные услуги, приведенные в пункте 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ. Их размер ограничен. Предельные нормы потребления таких услуг утверждают уже не региональные органы власти, а органы местного самоуправления. Данные правила справедливы в том числе и при предоставлении бесплатного отопления (центральное отопление, отопление газом, электроэнергией) и освещения.

Для педагогических работников, проживающих в жилых помещениях, не имеющих центрального отопления, преду-смотрено обеспечение (бесплатно) твердым топливом и транспортными услугами по его доставке.

Причем количество бесплатного топлива также имеет предельные нормы.

Если же педагогу компенсируют расходы на оплату топлива, то он должен подтвердить свои расходы документально (например, чеками или товарными накладными). Иначе компенсационные выплаты педагогам облагаются налогом на доходы физических лиц (см. письмо № 03-04-06-01/227).

Все указанные меры соцподдержки предоставляют независимо от формы собственности жилищного фонда.

Порядок предоставления социальных гарантий

Конкретные виды учреждений, которые обеспечивают педагогов правом на получение льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, федеральным законодательством не установлены. Такие виды льгот определяются нормативными актами территориального (республиканского, муниципального) уровня.

В Курской области определено, что учет такого льготного права граждан осуществляется на основании заявления учителя по основному месту его работы.

А для пенсионеров (педагогических работников) такой учет производят по последнему месту работы. Именно данные образовательные учреждения и осуществляют расходы по жилищным компенсациям. Но если в семье учителя право на получение мер соцподдержки имеют несколько членов семьи, то они сами должны выбрать то учреждение, которое им обеспечит это право.

Для возмещения расходов заключают договор

Учреждение, осуществляющее оплату за коммунальные услуги педагога, заключает договор с организациями, оказывающими данные услуги. Сумма по договору определяется в пределах выделенных средств на реализацию мер социальной поддержки.
Организации, оказывающие коммунальные услуги, заключив договоры с самими гражданами, ежемесячно представляют учреждениям счета на оплату предоставленных услуг. В них указывают фамилии, имена, отчества, места жительства граждан, которым были предоставлены услуги. На основании таких счетов учреждение и производит оплату.

Льготник сам должен заявить о своих правах

Для получения бесплатного жилья педагогический работник (бывший педагог) должен подать заявление о предоставлении мер соцподдержки руководителю областного государст-венного или муниципального учреждения. В подаваемом документе льготник должен указать, что ни он сам, ни члены его семьи мерами соцподдержки по иному основанию не пользуются. К заявлению прилагаются:

— справка о составе семьи (указываются совместно проживающие члены семьи);
— справка о размере занимаемой площади (общей и жилой пощади);
— копия паспорта с указанием места регистрации лица.

Вышедшие на пенсию преподаватели кроме указанных документов представляют копии пенсионного удостоверения и трудовой книжки. Иные документы учреждения запрашивают лишь в случае необходимости.

Бюджетный учет коммунальных льгот

Учреждения, осуществляющие учет льготников, должны отразить в своем бухгалтерском учете те расходы, которые производят на обеспечение мер соцподдержки педагогов. Такие затраты учитывают по подстатье 212 «Прочие выплаты». Причем независимо от варианта предоставления льгот. То есть от того, выплачивается ли непосредственно работнику соответствующая целевая компенсация или средства на указанные цели учреждения перечисляют предприятиям жилищно-коммунального хозяйства. Заметим, что такие разъяснения были даны чиновниками Минфина России в письме от 14 июня 2007 г. № 02-14-11/1478.

А вот расходы по реализации социальных мер неработающим (бывшим) педагогам (находящимся на заслуженном отдыхе), но проживающим в сельской местности, учитывают по подстатье 263 «Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления».

Поэтому их должны ежегодно проверять. Сами граждане при изменении условий предоставления льготы должны уведомить учреждения, обеспечивающие их правом на получение мер соцподдержки. Это нужно сделать, например, при изменении состава семьи или жилищных условий.

За учреждением сохраняется право снять граждан такой категории с учета. Основанием для этого служат:

— заявление гражданина;
— выезд гражданина в другую местность на постоянное место жительства;
— выявление в представленных педагогом документах недостоверных сведений;
— увольнение гражданина (за исключением увольнения в связи с выходом на пенсию).

Рекомендуйте статью коллегам:

Комментарии читателей

Спасибо за комментарий, но я хочу конкретно узнать, положена ли оплата коммунальных услуг социальному педагогу сельской школы. Мне отменили льготу с января 2009г, ссылаясь на Постановление Правительства Курской области, в списке педработников которого не внесена должность соцпедагога. Что мне предпринять, куда обращаться? Спасибо.

пишет:
Спасибо за комментарий, но я хочу конкретно узнать, положена ли оплата коммунальных услуг социальному педагогу сельской школы. Мне отменили льготу с января 2009г, ссылаясь на Постановление Правительства Курской области, в списке педработников которого не внесена должность соцпедагога. Что мне предпринять, куда обращаться? Спасибо.

Я с сентября 2009 г. работаю в сельской школе Курской области. Однако директор сказала, что предоставлять льготу мне будет только с января 2010 г. Могу ли я воспользоваться льготой с момента приема на работу или только с момента начала нового календарного года?
Спасибо. 0 0

Оксана
с какого именно момента пенсионерам вышедшим на пенсию предоставляется льгота.НЕПОСРЕДСТВЕННО С МОМЕНТА ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ. Как быть если пенсионер спустя 2 года обращается с зявлением о выплате ему льготы за прошедшие два года?
Спасибо. 0 0

должны ли педагоги работающие в сельской местности оплачивать за варочную и калонку? Если да,то за какой период(летний,зимний),и как? СПАСИБО! 0 0

Добрый день!
Уточните, пожалуйста, я работаю педагогом на селе, но прописана в Москве. Могу ли я получить льготу на коммунальные услуги и к кому стоит обратиться с этим вопросом? 0 0

Обратилась в пенсионный фонд за оформлением льготной пенсии — 29.01.2010. В феврале мне было отказано, т.к. не засчитали пионервожатую и запасного учителя. 13 августа 2010 г решением суда эти периоды засчитаны в педстаж, но для оформления пенсии мне не хватило тогда еще 15 дней, поэтому педстаж был подсчитан на момент сокращения ( 28 февраля). Но в этот период я не обращалась в пенсионный фонд с заявлением, и пенсия назначена с момента подачи заявления в суд, т.е. с 13 августа, но в этот период я уже не работала в сельской школе. Теперь мне отказщывают в льготе на коммунальные услуги, объясняя тем, что на момент выхода на пенсию я не пользовалась этой льготой. Правильно ли это, ведь право на пенсию у меня было еще в феврале.Как быть? Очень обидно, стаж работы в сельской школе свыше 20 лет. 0 0

Учитель в селькой местности снимает жилье.С хозяином квартиры составлен договор найма жилого помещения.Как правильно документально оформить возмещение учмтелю
расходов связанных с оплатой сьемного жилья. 0 0

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 июня 2010 г. N 56-Г10-5

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Приморского края о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия абзаца 4 пункта 4 части 1 статьи 4; абзаца 4 пункта 5 части 1 статьи 5; абзаца четвертого пункта 3 части 1 статьи 6; абзаца 4 пункта 3 части 1 статьи 7; абзаца 13 части 5 статьи 14 Закона Приморского края от 29.12.2004 N 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» (в редакции от 30.12.2009) по кассационным жалобам Законодательного Собрания и Администрации Приморского края, а также кассационному представлению прокурора Приморского края на решение Приморского краевого суда от 9 апреля 2010 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Е., объяснения представителя администрации Приморского края по доверенности Б., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключения прокурора Генеральной прокуратуры С., полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

Читайте так же:  Федеральный закон 38-фз 2020

Прокурор Приморского края обратился в суд с указанным заявлением, указав, что абзац 4 пункта 4 части 1 статьи 4; абзац 4 пункта 5 части 1 статьи 5; абзац 4 пункта 3 части 1 статьи 6; абзац 4 пункта 3 части 1 статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2004 «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» (в редакции от 30.12.2009) предусматривают меры социальной поддержки для ветеранов труда; лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны; реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг: поставки трех баллонов бытового газа емкостью 50 литров и весом 20 килограммов по ценам, установленным Администрацией Приморского края на газ сжиженный в баллонах, с доставкой до потребителя.
Указал, что положения Закона Приморского края противоречат федеральному законодательству, поскольку в силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации нормативы по электроснабжению и газоснабжению утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а пункт 47 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, в баллонах рассчитывается по установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифам исходя из массы бытового газа в баллонах, приобретаемого потребителем. Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрена возможность определения платы за газ в баллонах с применением норматива потребления. По мнению прокурора, меры социальной поддержки, предусмотренные названными нормами, не соответствуют требованиям федерального закона и ограничивают право льготных категорий граждан на их получение.
Частью 5 статьи 14 Закона Приморского края от 29 декабря 2004 года «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» (в редакции от 30.12.2009) предусмотрены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением для педагогических работников образовательных учреждений, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа, а также поселках городского типа и поселках, существовавших в соответствии с административно-территориальным делением по состоянию на 1 января 2004 года на территории Приморского края, в форме денежной выплаты. Согласно абзацу 13 части 5 ст. 14 названного Закона Приморского края расчет размера денежной выплаты производится индивидуально каждому педагогическому работнику образовательного учреждения исходя из электрической энергии, потребляемой на освещение жилых помещений, из расчета 0,006 кВт электрической энергии на квадратный метр общей площади жилого помещения в пределах среднего количества световых часов в Приморском крае, равного 142.
Прокурор также указал, что абзац 13 части 5 ст. 14 Закона Приморского края противоречит пункту 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года «Об образовании», предусматривающему, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и принят без учета положений статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», сохраняющей закрепленные ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР льготы для педагогических работников на бесплатное освещение и отопление без ограничения нормативами потребления коммунальных услуг.
Прокурор просил признать абзац 4 пункта 4 части 1 статьи 4; абзац 4 пункта 5 части 1 статьи 5; абзац 4 пункта 3 части 1 статьи 6; абзац 4 пункта 3 части 1 статьи 7; абзац 13 части 5 статьи 14 Закона Приморского края от 29.12.2004 «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» (в редакции от 30.12.2009) противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, ссылаясь на то, что оспариваемые отдельные нормы закона Приморского края (в редакции от 30 декабря 2009 года) ухудшают положение льготных категорий граждан.
Представитель Законодательного Собрания Приморского края с заявлением прокурора не согласился, просил прокурору в удовлетворении заявления отказать.
Представитель Администрации Приморского края с заявлением прокурора также не согласился.
Приморской краевой суд 9 апреля 2010 года постановил решение, которым заявление прокурора Приморского края удовлетворено частично, признан абзац 13 части 5 статьи 14 закона Приморского края от 29.12.2004 «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» недействующим с момента вступления решения в законную силу.
В удовлетворении остальной части заявленных требований прокурору Приморского края отказано.
В кассационных жалобах ставится вопрос об отмене решения в части удовлетворения заявленных требований, а в представлении прокурора Приморского края — об отмене решения в части отказа в удовлетворении заявленных требований ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для их удовлетворения.
Судом установлено, что Закон Приморского края от 29 декабря 2004 г. N 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» опубликован в «Ведомостях Законодательного Собрания Приморского края» N 83 от 29 декабря 2004 г.
Поскольку в связи с принятием Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменился принцип установления системы мер социальной защиты льготных категорий граждан, к которым относятся ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные лица, лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.
В настоящее время предоставление мер социальной поддержки основано на принципе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и предусматривает замену льгот в натуральной форме на денежные компенсации при соблюдении условий сохранения и возможного повышения ранее достигнутого уровня социальной защиты (преамбула и ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ).
При этом федеральным законодательством не установлены в отношении субъектов нормы, касающиеся необходимости предоставления конкретных видов льгот, и размеры денежных компенсаций льготным категориям граждан.
Согласно статьям 20, 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны; ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31* декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (ст. 10 Федерального закона N 5-ФЗ).
Статьей 16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» в настоящее время установлено, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В целях реализации Приморским краем полномочий, предоставленных федеральным законодательством, принят Закон Приморского края от 29 декабря 2004 г. N 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края», которым лицам, имеющим звание «Ветеран труда», после установления (назначения) им трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» независимо от прекращения ими трудовой деятельности (абзац 4 части 1 пункта 4); лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (абзац 4 пункта 5 части 1 ст. 5); лицам, признанным в установленном порядке реабилитированными (абзац 4 пункта 3 части 1 статьи 6); лицам, признанным в установленном законом порядке пострадавшими от политических репрессий (абзац 4 пункта 3 части 1 статьи 7), установлена мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг: поставки трех баллонов бытового газа емкостью 50 литров и весом 20 килограммов по ценам, установленным Администрацией Приморского края на газ сжиженный в баллонах, с доставкой до потребителя.
Считая, что эти положения Закона Приморского края N 206-КЗ противоречат федеральному законодательству, прокурор сослался на ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой нормативы по электроснабжению и газоснабжению утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и пунктом 47 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года, размер платы за бытовой газ в баллонах рассчитывается по установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифам исходя из массы бытового газа в баллонах, приобретаемого потребителем, и, по мнению прокурора, толкование названных норм во взаимосвязи указывает на то, что федеральным законодательством не предусмотрена возможность определения платы за газ в баллонах с применением норматива потребления, в то время как оспариваемый Закон Приморского края предусматривает меры социальной поддержки в размере 50% оплаты за газ в баллонах с применением норматива потребления сжиженного газа населением Приморского края, который на сегодняшний день не действует.
Суд не согласился с такой позицией прокурора и нашел ее несостоятельной, т.к. прокурор сопоставил федеральные нормативные правовые акты и нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, имеющие различный предмет регулирования.
Статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации является нормой, в соответствии с которой собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилья оплачивают коммунальные услуги согласно показаниям приборов учета, а при их отсутствии — по нормативам потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 47 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, размер платы за бытовой газ в баллонах рассчитывается по установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифам исходя из массы бытового газа в баллонах, приобретаемого потребителем.
Данные нормы определяют механизм регулирования установления платы за жилое помещение, а не регулируют правоотношения в области обеспечения социальной поддержки льготных категорий населения, законодательное регулирование которых отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, и им не противоречат нормы оспариваемого закона.
Исходя из изложенного, суд правильно сделал вывод о том, что нормы Закона Приморского края, оспоренные прокурором, устанавливают правовые гарантии социальной поддержки льготных категории граждан, а оспариваемые прокурором отдельные положения Закона Приморского края расширили круг получателей льгот, а также увеличили размер денежной выплаты по сравнению с размером денежной выплаты, рассчитываемой исходя из размера норматива потребления коммунальных услуг.
Меры социальной поддержки, установленные абзацем 4 пункта 4 части статьи 4; абзацем 4 пункта 5 части 1 статьи 5; абзацем 4 пункта 3 части статьи 6; абзацем 4 пункта 3 части 1 статьи 7, рассматриваемым категориям граждан в виде поставки трех баллонов газа весом 60 кг, не уменьшает размера ранее предоставляемых льгот, а напротив, повышают ранее достигнутый уровень, а объем бюджетных ассигнований из краевого бюджета на реализацию льгот, установленных Федеральным законом «О ветеранах», Законом «О реабилитации жертв политических репрессий», поступательно увеличивается.
Приведенный анализ расходов краевого бюджета на реализацию социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, включающих поставку бытового газа в баллонах, свидетельствует о том, что и в 2010 году условия предоставления названных льгот не ухудшались.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд обоснованно пришел к выводу о том, что абзац 4 пункта 4 части 1 статьи 4; абзац 4 пункта 5 части 1 статьи 5; абзац 4 пункта 3 части 1 статьи 6; абзац 4 пункта 3 части 1 статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2004 «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» (в редакции от 30.12.2009 N 550-КЗ) не противоречат ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 47 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, а также положениям Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г.
Разрешая заявленное требование, суд правильно пришел к выводу о том, что оспариваемый в части Закон Приморского края издан Законодательным Собранием Приморского края в пределах компетенции и действующему федеральному законодательству не противоречит, заявление прокурора в части признания противоречащими федеральному законодательству абзаца 4 пункта 4 части 1 статьи 4; абзаца 4 пункта 5 части 1 статьи 5; абзаца 4 пункта 3 части 1 статьи 6; абзаца 4 пункта 3 части 1 статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2004 N 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» (в редакции от 30.12.2009 N 550-КЗ) удовлетворению не подлежит.
Вместе с тем, что касается оспаривания прокурором абзаца 13 части 5 статьи 14 Закона Приморского края N 206-КЗ, то в этой части суд находит заявление обоснованным.
Абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.
Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации N 3266-1 от 10 июля 1992 г., устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
В силу требований статьи 8 Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсацией, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г., было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях — в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Поскольку федеральное законодательство сохранило для граждан, являющихся работниками образования, предоставление льготы в натуральной форме, то ни ранее действующее законодательство, ни действующее в настоящее время федеральное законодательство не ограничило указанное право педагогических работников ни размерами площади используемого ими жилья, ни нормативами потребления коммунальных услуг.
В силу абзаца 13 части 5 ст. 14 Закона Приморского края расчет размера денежной выплаты производится индивидуально каждому педагогическому работнику образовательного учреждения исходя из электрической энергии, потребляемой на освещение жилых помещений, из расчета 0,006 кВт электрической энергии на квадратный метр общей площади жилого помещения в пределах среднего количества световых часов в Приморском крае, равного 142. Следовательно, оплата коммунальных услуг в занимаемом педагогическим работником жилом помещении ставится под условие и обеспечивается частично.
Так как право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должно предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, то наделение субъектов РФ правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки вышеуказанной категории граждан направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот для работников образования.
С учетом изложенного, суд правильно пришел к выводу о том, что оспариваемая норма Закона Приморского края N 206-КЗ в отношении педагогических работников противоречит нормам федерального законодательства, поскольку предусматривает возможность установления не предусмотренного федеральным законодательством ограничения права педагогического работника на бесплатное жилье с отоплением и освещением.
Суд обоснованно не согласился с доводом представителя Администрации Приморского края в судебном заседании о недостаточном финансировании обеспечения льгот педагогическим работникам на федеральном уровне, поскольку межбюджетные отношения не могут влиять на объем льгот, установленный федеральным законом.
Ссылка представителя Администрации Приморского края на то, что при реализации названной льготы следует разграничивать понятия «освещение» и «электроснабжение» и при определении размера денежной выплаты учитывать только электроэнергию, расходуемую на освещение помещения по установленному нормативу потребления, по мнению суда, основано на неверном токовании норм федерального законодательства, а довод представителя Законодательного Собрания Приморского края о том, что установленный оспариваемым положением порядок предоставления льгот из расчета 6 ватт электроэнергии на каждый квадратный метр площади обусловлен разъяснениями финансового отдела и отделом народного образования Исполкома Приморского краевого совета депутатов трудящихся от 1974 года, не свидетельствует о соответствии нормативного акта федеральному закону, имеющему большую юридическую силу.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает его недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку нормативный правовой акт Приморского края, отдельные положения которого оспариваются прокурором, издан законодательным органом Приморского края в рамках соответствующих полномочий, был опубликован для всеобщего сведения, в течение определенного времени применялся, вследствие чего заинтересованные лица, права которых были нарушены применением оспариваемого положения, имели возможность на их защиту, суд правильно пришел к выводу о том, что абзац 13 части 5 статьи 14 Закона Приморского края от 29.12.2004 N 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» (в редакции от 30.12.2009 N 550-КЗ) является недействующим с момента вступления решения в законную силу.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к тем же утверждениям, что и в объяснениях, изложенных в суде 1 инстанции, они были предметом рассмотрения суда и не нашли своего подтверждения.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

Читайте так же:  Нотариус в орле телефон

решение Приморского краевого суда от 9 апреля 2010 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Законодательного Собрания Приморского края и Администрации Приморского края, а также кассационное представление — без удовлетворения. 0 0

Здравствуйте! Очень волнует вопрос: работала психологом в училище которое ликвидировали.Положена ли мне льгота по оплате за коммунальные услуги в течении 6 мес после ликвидации. 0 0

О назначении льготной пенсии педагогическим работникам

Пенсионная реформа вызвала много шума. Еще не все успели вникнуть в суть изменений, которые во многом затрагивают работников образования. Несмотря на то, что педагогические работники имеют льготные условия получения пенсии, возникает множество спорных моментов в процедуре ее оформления. Кому полагается льготная пенсия? Как начисляется? Можно ли выйти досрочно? Какие нюансы необходимо учесть? Давайте разбираться.

Сегодня не существует такого понятия как пенсия за выслугу лет педагогическим работникам. Данная категория работников осуществляет свою деятельность в особых условиях труда. Поэтому для нее предусмотрен ряд государственных привилегий. Государство гарантирует педагогам возможность выйти на заслуженный отдых раньше большинства работающих граждан.

Ввиду многочисленных изменений, каждый педагог задается вопросом: каким теперь станет льготный стаж?

Отметим, что льготная пенсия имеет сходство с трудовой пенсией по старости. Однако получить ее имеет право тот работник, рабочая деятельность которого подпадает под определенные условия.

Ранее пенсия для педагогов начислялась с учетом выслуги лет. Выходить на пенсионный отдых, согласно законодательству, можно было в том случае, если стаж работы был не менее 25 лет.

С введением страхования пенсионных взносов, обязательных для всех граждан, пенсионные начисления перестали насчитываться с учетом выслуги лет. Стали использоваться новые правила исчислений: учитывается льготный стаж работников, а право досрочно уходить на пенсию так и осталось за педагогами.

Нормативная база

Чтобы учесть все нюансы пенсионной реформы, необходимо понять, какое законодательство регулирует данную деятельность.

Для оформления льготной педагогической пенсии на 2017 год актуальны следующие законодательные акты:

Внимание! Теперь в 25 лет стажа входят те годы, которые человек потратил на собственное образование, но если педагогическая деятельность осуществлялась им до момента начала учебы и после ее окончания. Также если человек до 2016 года работал в педагогическом учреждении, соответствующему списку льготных категорий, то в стаж войдет вся выполняемая работа.

Не все категории педагогических работников могут обладать правом на льготную пенсию

Государство определило круг должностей работников образования, которые имеют такое право:

  • директор;
  • заместители руководителя, занимающиеся осуществлением образовательного процесса;
  • заведующий учебной частью;
  • помощник директора по режиму;
  • старший дежурный по режиму;
  • дежурный по режиму;
  • преподаватель;
  • старший преподаватель;
  • воспитатели детского сада всех уровней;
  • учителя школ, педагоги и методисты с совмещением должности воспитателя;
  • мастер производственного обучения;
  • специалисты — устроители внеурочных мероприятий;
  • педагоги, являющиеся одновременно психологами;
  • логопеды, учителя, исполняющие обязанности логопеда;
  • учителя музыкальных школ, физического воспитания, социальные педагоги, преподаватели, ведущие тренерскую деятельность;
  • педагоги, работающие по дополнительным образовательным программам;
  • отдельные специалисты.
  • Важно отметить, что льготная пенсия будет назначена только при условии, если педагог отработал не менее 25 лет в конкретном образовательном учреждении:

  • начальные, средние школы, специализированные лицеи и гимназии;
  • общеобразовательные школы для детей-сирот, детей с физическими, психическими дефектами, отстающими в развитии;
  • кадетский корпус;
  • военно-морские училища;
  • детские дома;
  • интернаты для детей, не достигших совершеннолетия;
  • школы санаторного типа;
  • детские сады и ясли;
  • образовательные центры для одаренных детей;
  • коррекционные и специальные образовательные учреждения всех типов, включая закрытого типа;
  • учреждения начального и среднего профобразования, включая училища, техникумы;
  • школы по специальным направлениям, например, музыкальные или художественные;
  • диагностические центры;
  • реабилитационные центры для выздоравливающих детей после перенесенных травм и заболеваний;
  • учреждения дополнительного образования.
  • Внимание! Необходимо сверить, правильно ли в трудовой книжке записана ваша должность. Зачастую противоречия могут привести к конфликтным ситуациям с работодателем, а иногда и к судебному спору.

    Условия назначения

    Для того, чтобы реализовать возможность выйти на заслуженный отдых раньше обычного срока необходимо выдержать следующие условия:

  • стаж работы не менее 25 лет и необходимый пенсионный коэффициент;
  • выполнение работы на протяжении полного рабочего дня, за которую отчислялись страховые взносы. Выплата взносов касается и больничных периодов. Обычно минимальное количество часов работы в год — 240, в средней школе — 360. Иное количество может быть в начальной и в сельских школах;
  • должность педагога и его место работы должно быть внесено в специальный государственный реестр.
  • Что понимается под формулировкой «полный рабочий день»?

    Необходимо понимать, что для выхода на пенсию досрочно педагог должен отработать определенное количество часов, предусмотренное в полной ставке по выплате заработной платы.

    Давайте разберем некоторые категории педагогических работников.

    Не менее 36 часов за рабочую неделю должны отработать:

  • учителя, преподающие психологию;
  • преподаватели, занимающиеся физическим и трудовым воспитанием детей;
  • работники библиотек и специальные методисты.
  • Не менее 30 часов за трудовую неделю воспитатели детских образовательных учреждений.

    Около 25 часов и более должны в течение недели отработать учителя, обучая детей с ОВЗ.

    Не менее 20 трудовых часов еженедельно должно быть отработаны логопедами, дефектологами, которые ведут свою деятельность в школьных или дошкольных учреждениях.

    Для некоторых педагогических работников предусмотрена индивидуальная система зачета стажа. Это относится к:

  • заведующим детских домов и интернатов;
  • учителям музыки;
  • преподавателям младших классов, которые ведут свою деятельность в сельской местности.
  • Что не входит в стаж?

  • отпускной учебный период;
  • неоплачиваемый отпуск;
  • период по уходу за новорожденным или инвалидом (исключение: в стаж работы включаются отпуска по уходу за ребенком до 3 лет, имевшие место до 6 октября 1992 года);
  • невыход на работу без уважительных причин;
  • временный переход на другую работу или подработку.
  • Внимание! Если педагог начал свою деятельность до 1 сентября 2000 года, то этот период будет учитываться полностью при назначении льготной пенсии. Главное условие — наличие соответствующих записей в трудовой книжке.

    Процедура оформления

    Для оформления льготной пенсии, педагогическому работнику необходимо обратиться в региональное отделение Пенсионного фонда РФ (либо по месту прописки) со следующим списком документов:

    • паспорт гражданина РФ;
    • трудовая книжка;
    • военный билет (для мужчин);
    • свидетельство о регистрации рождения ребенка;
    • СНИЛС;
    • заявление на досрочные льготы;
    • справки о доходах за последний год;
    • уточняющая справка.

    Документы для оформления льготной пенсии можно подавать лично, через представителя или воспользоваться электронной системой. Срок рассмотрения заявления — до 10 дней.

    Следует отметить, что при назначении досрочной пенсии педагогическим работникам возникает много вопросов по подтверждению льготного стажа. Поэтому лучше заблаговременно обратиться в территориальный орган ПФР.

    Распространенные ошибки

    Наиболее распространенная категория споров сегодня — отказ в досрочном назначении пенсии. Из-за неправильного учета отдельных периодов работы может возникнуть «нехватка» стажа.

    Зачастую работодатели виноваты в том, что сотрудники ПФР не приняли в расчет тот или иной период работы (такое может случаться со спорными периодами). Это происходит вследствие того, что указанные названия не соответствуют официальным.

    Внимание! Педагог, продолжающий работать в образовательной организации, может не использовать право на получение пенсионных выплат досрочно. Однако право на их применение остается за ним в обязательном порядке.

    Таким образом, можно проследить ряд некоторых изменений в пенсионной реформе, применимых для педагогических работников с 2017 года. Эффективность таких изменений пока остается под вопросом…

    Здесь вы сможете найти вопросы ваших коллег с ответами нашего юриста, а также задать интересующие вас вопросы в специальной форме.