Коллективный трудовой спор этапы разрешения

Статья 402 ТК РФ. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией

Новая редакция Ст. 402 ТК РФ

В случае возникновения коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства примирительная комиссия создается в срок до двух рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора, а в случае возникновения коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства — в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора.

Решение о создании примирительной комиссии при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников. Решения о создании примирительных комиссий при разрешении коллективных трудовых споров на иных уровнях социального партнерства оформляются соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.

Стороны коллективного трудового спора не имеют права уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.

Работодатель (представитель работодателей) создает необходимые условия для работы примирительной комиссии.

Коллективный трудовой спор на локальном уровне социального партнерства должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до трех рабочих дней, а коллективный трудовой спор на иных уровнях социального партнерства — в срок до пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Комментарий к Статье 402 ТК РФ

Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Решение о ее создании оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников. Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.

Стороны не имеют права уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе. Кроме того, Кодекс возлагает на работодателя обязанность по созданию всех необходимых условий для работы примирительной комиссии. Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) о ее создании (указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон, что оформляется протоколом). Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.

Приводим вашему вниманию Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 14 августа 2002 г. N 57 «Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией»:

1. Примирительная комиссия представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора.

2. Примирительная комиссия рассматривает коллективные трудовые споры по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.

3. Примирительная комиссия в своей деятельности по урегулированию коллективных трудовых споров руководствуется Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и урегулирования коллективных трудовых споров, настоящими Рекомендациями.

4. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом примирительных процедур.

5. Примирительная комиссия создается сторонами коллективного трудового спора (далее — стороны) в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Решение о создании примирительной комиссии оформляется приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников организации.

Стороны коллективного трудового спора не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.

Формирование примирительной комиссии возможно в организации, на уровне отрасли, субъекта Российской Федерации и т.д.

6. Моментом начала коллективного трудового спора считается:

на уровне организации — день письменного сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) по истечении трех рабочих дней со дня получения требований работников своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора;

на уровне выше организации — день письменного сообщения решения представителей работодателей (объединений работодателей) об отклонении всех или части требований профессиональных союзов (их объединений) или несообщение представителями работодателей (объединений работодателей) по истечении одного месяца со дня получения требований от профессиональных союзов (их объединений) своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению соглашения.

7. Порядок выдвижения требований работников регламентируется статьей 399 Трудового кодекса Российской Федерации.

8. Дата вручения требований работодателю (представителям работодателей) должна быть зафиксирована в журнале или других регистрационных формах учета входящей корреспонденции либо в форме подписи непосредственно работодателя или его уполномоченного представителя на втором экземпляре требований, остающемся у представителя работников.

9. Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников и сообщить о принятом решении представительному органу работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения требования работников.

Если работодатель в установленный срок не сообщил своего решения представительному органу работников, то представителю работников следует направить руководителю организации предложение об образовании примирительной комиссии, ее количественном и персональном составе со стороны работников.

Если работодатель отклонил требования работников, одновременно с письменным уведомлением об этом он направляет представительному органу работников предложение об образовании примирительной комиссии, ее количественном и персональном составе со стороны работодателя.

10. Представители работодателей (объединений работодателей) обязаны принять к рассмотрению направленные им требования профессиональных союзов (их объединений) и сообщить им о принятом решении в течение одного месяца со дня получения указанных требований.

Если представители работодателей (объединений работодателей) в установленный срок не сообщают своего решения профессиональным союзам (их объединениям), то профессиональным союзам (их объединениям) следует направить представителям работодателей (объединений работодателей) предложение об образовании примирительной комиссии, ее количественном и персональном составе со стороны профессиональных союзов (их объединений).

Если представители работодателей (объединений работодателей) отклонили требования профессиональных союзов (их объединений), одновременно с письменным уведомлением об этом они направляют представительному органу работников предложение об образовании примирительной комиссии, ее количественном и персональном составе со стороны работодателей (объединений работодателей).

11. Интересы работников организации при рассмотрении коллективных трудовых споров между работниками организации и работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

12. Интересы работников при разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

13. Представителем работодателя при рассмотрении коллективных трудовых споров между работниками организации и работодателем являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

14. Интересы работодателей при разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений представляют соответствующие объединения работодателей.

15. Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.

В зависимости от масштаба коллективного трудового спора и сложности выдвигаемых требований в состав примирительной комиссии могут входить от 2 до 5 представителей от каждой стороны, знающих проблему и владеющих искусством ведения переговоров.

16. Решение сторон об образовании примирительной комиссии после согласования ее количественного состава оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников либо протоколом совместного решения сторон.

17. Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) о ее создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон. Данное решение оформляется протоколом.

18. Регламент работы примирительной комиссии устанавливается самой комиссией.

В ходе рассмотрения коллективного трудового спора стороны предоставляют членам примирительной комиссии материалы и документы, необходимые для обсуждения всех возможных вариантов разрешения коллективного трудового спора.

Заседания примирительной комиссии, как правило, проводятся в рабочее время.

19. Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон, оформляется протоколом заседания примирительной комиссии по рассмотрению коллективного трудового спора с участием представителей сторон, примерная форма которого предусмотрена приложением N 1 к настоящим Рекомендациям, и подписывается представителями сторон и членами примирительной комиссии.

В протоколе, который для сторон коллективного трудового спора имеет обязательную силу, фиксируются конкретные договоренности и указывается, что спор считается урегулированным.

Если при рассмотрении коллективного трудового спора примирительной комиссией соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий совместного заседания примирительной комиссии и представителей сторон, примерная форма которого предусмотрена приложением N 2 к настоящим Рекомендациям, в котором должны быть отражены дальнейшие намерения одной из сторон (например, приглашение посредника или создание трудового арбитража).

20. Представители сторон вправе в любое время обратиться в Федеральную службу по труду и занятости для уведомительной регистрации спора. Это право может быть использовано, когда одна из сторон коллективного трудового спора нуждается в методической помощи, разъяснении действующего законодательства или имеет сомнения по поводу полномочности другой стороны.

21. Полномочия сторон могут быть закреплены: в уставе или локальном правовом акте организации, уставе объединений работодателей, уставе профсоюза, положении о первичной профсоюзной организации или решении (протоколе) общего собрания (конференции) работников, уполномочивших представителя работников на участие от их лица в процедурах по урегулированию коллективного трудового спора.

22. Работодатель должен создать необходимые условия для работы примирительной комиссии: помещение для заседаний комиссии, оборудованное соответствующим образом (отопление, освещение, средства связи и оргтехника); информационное обеспечение, необходимое для рассмотрения выдвинутых работниками требований; гарантии членам примирительной комиссии не ниже предусмотренных законодательством Российской Федерации.

23. Члены примирительной комиссии на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение одного года.

Отдельные работники могут неоднократно привлекаться к рассмотрению коллективных трудовых споров в составе примирительных комиссий. При этом общая продолжительность их участия в разрешении коллективных трудовых споров не должна превышать трех месяцев в году.

Положения настоящего пункта не распространяются на работников, для которых участие в рассмотрении коллективных трудовых споров в составе примирительных комиссий входит в их должностные обязанности.

24. Члены примирительной комиссии имеют право: запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по существу коллективного трудового спора;

в период рассмотрения коллективного трудового спора при необходимости проводить совместные или раздельные заседания сторон;

предлагать собственные возможные варианты разрешения конфликта;

подписывать решения, принятые сторонами спора при их участии.

25. Члены примирительной комиссии обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну при осуществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах.

26. Памятка члену примирительной комиссии по рассмотрению коллективного трудового спора дана в приложении N 3 к настоящим Рекомендациям.

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов.

1. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией.

2. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника.

3. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

1. Примирительная комиссия — первый этап рассмотрения любого коллективного трудового спора. Она формируется в достаточно короткий срок из представителей сторон на равноправной основе. Трудовым кодексом установлена такая обязанность для всех сторон коллективного трудового права.

На рассмотрение спора примирительной комиссии отводится пять рабочих дней с момента ее создания. При взаимном согласии этот срок может быть продлен и оформлен протоколом. Причем комиссия самостоятельно определяет порядок своей работы, результаты которой могут быть оформлены в двух вариантах. Если стороны пришли к соглашению, то принятое решение оформляется протоколом. В нем стороны самостоятельно определяют порядок и сроки исполнения решения, которое имеет для них обязательную силу. В случае недостижения сторонами согласия стороны обязаны продолжить примирительные процедуры, привлекая к рассмотрению спора посредника.

Читайте так же:  Размер пособия на 2 ребенка по уходу до 1 года

2. Не достигнув соглашения в примирительной комиссии, стороны могут выбрать посредника самостоятельно (при наличии взаимного согласия по его кандидатуре) или же обратиться в Федеральную службу по труду и занятости с просьбой дать рекомендации по кандидатуре посредника. Следовательно, посредником может быть любой независимый квалифицированный специалист. Не запрещено выступать в роли посредника и сотрудникам Федеральной службы по труду и занятости.

Как и на предыдущем этапе рассмотрения коллективного трудового спора (в примирительной комиссии), стороны самостоятельно определяют порядок рассмотрения спора с участием посредника. Для этих целей отводится максимум десять рабочих дней: три дня для выбора посредника и семь дней для рассмотрения спора с его участием. Используя свои знания и полученную от сторон информацию, посредник предлагает сторонам взаимоприемлемое решение по существу коллективного трудового спора. В результате (как и в примирительной комиссии) стороны либо принимают согласованное решение, либо, составив протокол разногласий, переходят к следующей стадии коллективного трудового спора — передают его на рассмотрение трудового арбитража.

Таким образом, участие посредника при рассмотрении коллективного трудового спора не является обязательным, но исключать такую возможность не стоит, так как привлечение посредника может быть эффективной примирительной процедурой.

3. Третьим звеном досудебного регулирования коллективного трудового спора является трудовой арбитраж. Это — временно действующий орган, создаваемый для рассмотрения конкретного коллективного трудового спора в случае, если стороны использовали другие примирительные процедуры.

Как и все остальные формы примирительных процедур, он носит добровольный характер, так как создается при одновременном выполнении двух условий: согласия сторон на рассмотрение спора в трудовом арбитраже и наличия соглашения сторон в письменной форме об обязательном выполнении решений арбитража.

На создание трудового арбитража и рассмотрение в нем спора сторонам отводится максимум восемь рабочих дней — три дня со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником для создания арбитража и пять дней для рассмотрения спора. В рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже принимают участие представители сторон спора.

Трудовым кодексом определены полномочия трудового арбитража при рассмотрении коллективного трудового спора. Выработанные арбитражем рекомендации по урегулированию коллективного трудового спора передаются сторонам в письменной форме.

Следует иметь в виду, что в некоторых случаях участие трудового арбитража является обязательным при рассмотрении коллективного трудового спора. Такой вариант предусмотрен, в частности, если одна из сторон (прежде всего работодатель) уклоняется от участия в создании или работе примирительной комиссии (ст. 406 ТК).

Трудовым кодексом также установлено, что в случае уклонения работодателя от создания трудового арбитража, а также отказа от выполнения его рекомендаций работники могут проводить забастовки.

Обратите внимание: забастовка проводится в том случае, если работодатель дал согласие на создание трудового арбитража (когда его согласие на это требуется) и, следовательно, заранее согласился на выполнение его рекомендаций, а затем отказался от них.

На любом этапе коллективного трудового спора его сторонами может быть достигнуто соглашение, которое должно быть заключено в письменной форме.

Другой комментарий к Ст. 402 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Трудовой кодекс закрепляет подробную технологию рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией.

Примирительная комиссия является обязательным первым этапом рассмотрения любого коллективного трудового спора. Это означает, что ее создание необходимо не только при рассмотрении споров, возникающих в рамках отдельно взятой организации (работодателя), но и на любом другом уровне (вне организации) — на уровне отрасли, территории, региона и т.д.

2. Законодатель предусматривает достаточно жесткие сроки, в пределах которых должна быть создана примирительная комиссия, — до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора.

3. Поскольку примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе, то для того, чтобы она была создана на уровне организации (работодателя), необходимо наличие совместного решения о создании комиссии, которое оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников.

На уровнях выше локального решения о создании примирительных комиссий оформляются соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников.

4. Участие в создании примирительной комиссии и работа в ней являются обязанностью сторон коллективного трудового спора, которые не могут уклоняться от выполнения этой обязанности.

5. Примирительная комиссия рассматривает спор в срок до 5 рабочих дней с момента издания актов о ее создании. При взаимном согласии сторон этот срок может быть продлен, что оформляется протоколом.

6. Примирительная комиссия самостоятельно определяет порядок своей работы. Результаты работы могут выразиться в двух вариантах.

Если стороны пришли к соглашению, то принятое решение оформляется протоколом. В нем стороны самостоятельно определяют порядок и сроки исполнения решения, которое имеет для них обязательную силу.

Возможен другой вариант: стороны не достигают согласия. В этом случае стороны обязаны продолжить примирительные процедуры, определяя в рамках дальнейших переговоров возможность приглашения для рассмотрения спора посредника или принятия решения о создании трудового арбитража.

7. Существенную помощь сторонам спора на этой стадии могут оказать Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, утвержденные Постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. N 57. Они могут применяться в той части, в которой не противоречат действующей редакции ТК РФ.

Коллективный трудовой спор

  • Трудовое право
  • Предмет трудового права
  • Функции трудового права
  • Субъекты трудового права
  • Принципы трудового права
  • Источники трудового права
  • Порядок разрешения коллективных трудовых споров

    Согласно ст. 398 ТК РФ коллективный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.

    Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов:

  • рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией;
  • рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника;
  • рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
  • Эти стадии называются примирительными процедурами. Организацией примирительных процедур и участием в них занимается Служба по урегулированию коллективных трудовых споров. Служба — система государственных органов, формируемых в составе федерального органа исполнительной власти по труду, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, предназначенная для содействия в разрешении коллективных споров.

    Первый этап — рассмотрение спора примирительной комиссией, является обязательным. Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах, за уклонение установлена административная ответственность (ст. 5.32 КоАП РФ).

    Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Моментом начала спора является день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем в течение трех рабочих дней своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров. Решение о создании комиссии оформляется приказом работодателя и решением представителя работников.

    Закон предусмотрел срок для проведения примирительных процедур. Спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о создании примирительной комиссии. Срок может быть продлен по согласованию сторон, что оформляется протоколом.

    Решение примирительной комиссии оформляется протоколом и имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.

    При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже.

    Посредник приглашается в течение трех рабочих дней после составления примирительной комиссией протокола разногласий. Кандидатура посредника может быть выбрана по соглашению сторон независимо или по рекомендации Службы по урегулированию коллективных трудовых споров. Второй этап примирительных процедур завершается принятием сторонами согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий в срок до семи рабочих дней со дня приглашения посредника. В связи с тем что в законодательстве определено, что после посредника спор может быть передан на рассмотрение трудового арбитража, этот этап может быть пропущен.

    Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее грех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником. Если в течение трех рабочих дней стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, они приступают к созданию трудового арбитража. Трудовой арбитраж — это временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений. В соответствии со ст. 406 ТК РФ создание трудового арбитража обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок.

    Формированием списка трудовых арбитров, подготовкой трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров, занимается Служба по урегулированию коллективных трудовых споров.

    Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже в срок до пяти рабочих дней со дня его создания. Трудовой арбитраж разрабатывает рекомендации по урегулированию коллективного трудового спора, которые передаются сторонам в письменной форме. Для того чтобы рекомендации посредника или трудового арбитража приобрели для сторон обязательную силу, Служба по урегулированию коллективных споров со сторонами заключает соглашение о принятии обязательства по выполнению рекомендаций. Возможно, было бы более правильно сделать это обязательным элементом разрешения коллективного спора, что помогло бы избежать забастовок, а особенно это необходимо в тех организациях, где запрещено проведение забастовок, чтобы разрешение спора не зашло в тупик.

    В случае уклонения работодателя от создания трудового арбитража, а также в случае отказа от выполнения его рекомендаций (если была достигнута договоренность об их обязательном выполнении) работники могут приступить к проведению забастовки.

    Этапы рассмотрения трудовых споров

    Этапы рассмотрения коллективных трудовых споров

    Разрешение коллективного трудового спора проходит следующие этапы:

  • работа примирительной комиссии;
  • к рассмотрению трудового спора привлекается посредник;
  • спор передаётся в трудовой арбитраж.
  • Все эти стадии объединяет поиск компромисса, устраивающего обе стороны спора, примирение их. Поэтому они получили название примирительных процедур.

    Примирительные процедуры – этапы рассмотрения коллективного трудового спора.

    Первый этап обязателен и стороны спора не имеют права уклониться от участия работы примирительной комиссии. Попытка уклонения влечет за собой административную ответственность.

    Работа примирительной комиссии

    Порядок организации примирительной комиссии:

  • формируется на равноправной основе из представителей коллектива и работодателя;
  • должна быть создана не позднее трех дней с момента начала конфликта;
  • решение оформляется обеими сторона спора: приказ работодателя и решение представителя коллектива.
  • Примирительная комиссия должна завершить свою работу в течение пяти рабочих дней с момента начала своей деятельности. Если стороны готовы продолжать работу в рамках примирительной комиссии и видят положительную перспективу разрешения спора, то может быть оформлено согласованное решение о продлении её работы.

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    Варианты окончания работы комиссии:

    • стороны находят обоюдно устраивающее решение, которое оформляется протоколом примирительной комиссии и приобретает обязательную для сторона спора силу;
    • согласие в рамках примирительной комиссии не достигнуто, составляется протокол разногласий и спор переходит к следующему этапу.
    • Второй этап примирительных процедур не является обязательным, рассмотрение коллективного трудового спора может быть сразу передано в трудовой арбитраж.

      Рассмотрение трудового спора посредником и трудовым арбитражем

      Если стороны трудового спора решают прибегнуть к помощи посредника, то, в течение трех дней после завершения работы примирительной комиссии, посредник должен быть приглашен. Кандидатура определяется по согласованию сторон.

      Завершение второго этапа:

    • стороны приходят к согласию и составляется письменное решение;
    • спор не решен, составляется протокол разногласий.
    • Задай вопрос специалистам и получи
      ответ уже через 15 минут!

      Продолжительность второго этапа трудового спора не может превышать семи рабочих дней.

      Если первые два этапа не привели к разрешению трудового спора, он передаётся в трудовой арбитраж.

      Трудовой арбитраж – специальный орган для рассмотрения коллективного спора, создается на временной основе.

      Список лиц, участвующих в работе трудового арбитража готовит специальная Служба по урегулированию коллективных споров. Работа трудового арбитража не должна превышать пяти рабочих дней с момента начала рассмотрения им трудового спора. Задачей трудового арбитража является разработка рекомендаций, которые, по мнению арбитров, приведут к решению проблем, лежащих в основе трудового спора. Рекомендации оформляются в письменной форме и передаются сторонам. Имеют обязательную силу. В случае, если работодатель не желает исполнять решение трудового арбитража, работники получают право на проведение забастовки.

      Этапы рассмотрения индивидуального трудового спора

      Индивидуальный трудовой спор при его рассмотрении не проходит каких-либо четко выраженных этапов, которые бы были законодательно закреплены. Её началом считается подача работником заявления в выбранный им юрисдикционный орган. Это может быть комиссия по трудовым спорам, либо суд. Однако, по некоторым видам трудовых споров, принятие решения возможно только судом.

      Если работник вначале передает свою жалобу в КТС, то это не лишает его права на рассмотрение конфликта в судебном порядке.

      Работник также имеет право обжаловать действия работодателя в специальном органе – Трудовой инспекции. Однако, данное действие не составляет этапа рассмотрения трудового спора, так как Трудовая инспекция не наделена полномочиями для принятия какого-либо решения по существу конфликта.

      Так и не нашли ответ
      на свой вопрос?

      Просто напиши с чем тебе
      нужна помощь

      Рассмотрение коллективных трудовых споров примирительной комиссией Текст научной статьи по специальности « Государство и право. Юридические науки»

      Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Делегеоз Елена Геннадьевна

      В статье рассматривается процедура рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией . Обозначены признаки коллективного трудового спора и момент его возникновения. Автором проведен анализ правового статуса примирительной комиссии и ее членов. Рассмотрен порядок работы примирительной комиссии на уровне организации (предприятия). Представлен перечень гарантий, предусмотренных для участников коллективного трудового спора , и их нормативное закрепление. Также рассматривается вопрос ответственности сторон при уклонении от рассмотрения спора примирительной комиссией и применения мер по защите интересов сторон возникшего коллективного трудового спора .

      Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Делегеоз Елена Геннадьевна,

      Текст научной работы на тему «Рассмотрение коллективных трудовых споров примирительной комиссией»

      Делегеоз Елена Геннадьевна

      кандидат исторических наук,

      доцент кафедры гражданского права,

      Российского государственного университета

      Helen G. Delegeoz

      candidate of history,

      associate Professor of Civil law Department The East-Siberian branch Russian state University ofjustice [email protected]

      РАССМОТРЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ ПРИМИРИТЕЛЬНОЙ КОМИССИЕЙ

      CONSIDERATION OF COLLEKTIVE LABOUR DISPUTES BY THE CONCILIATION COMMISSION

      Аннотация. В статье рассматривается процедура рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией. Обозначены признаки коллективного трудового спора и момент его возникновения. Автором проведен анализ правового статуса примирительной комиссии и ее членов. Рассмотрен порядок работы примирительной комиссии на уровне организации (предприятия). Представлен перечень гарантий, предусмотренных для участников коллективного трудового спора, и их нормативное закрепление. Также рассматривается вопрос ответственности сторон при уклонении от рассмотрения спора примирительной комиссией и применения мер по защите интересов сторон возникшего коллективного трудового спора.

      Ключевые слова. Примирительная комиссия, коллективный трудовой спор, работники, работодатель, представительный орган работников, собрание работодателей.

      Annotation. The article deals with the procedure of consideration of a collective labor dispute by the conciliation Commission. Signs of collective labor dispute and the moment of its occurrence are designated. The author analyzes the legal status of the conciliation Commission and its members. The order of work of the conciliation Commission at the level of the organization (enterprise) is considered. The list of guarantees provided for participants of collective labor dispute and their normative consolidation is presented. The issue of liability of the parties in case of avoidance of the dispute by the

      conciliation Commission and the application of measures to protect the interests of the parties to the collective labor dispute is also considered.

      Keyword. Conciliation commission, collective labor dispute, employees, employer, representative body of employees, employers ‘ meeting.

      В статье 37 Конституции РФ предусмотрены не только индивидуальные, но коллективные споры в трудовых правоотношениях [1]. Данное право реализуется в соответствии с нормами федерального законодательства. Законодательное определение в ст. 398 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) термина коллективный трудовой спор позволяет выделить его отличительные признаки [7, с. 22]:

      • сторонами спора являются работники (их представители) и работодатели (их представители);

      • предмет спора — установление и изменение условий труда (включая заработную плату), заключение, изменение и выполнение коллективных договоров, соглашений, а также отказ работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов;

      • работники (их представители) должны заявить о своих требованиях либо провести коллективные переговоры.

      Разногласия между сторонами не всегда образуют коллективный трудовой спор. Спор возникает в случае невозможности урегулирования споров. Не считается коллективным трудовым спором, несогласие одной из сторон (работодателя или работников) с решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении минимума необходимых работ (услуг) организации (филиала, представительства), которые провели забастовку. Незаконная забастовка также не относится к коллективным трудовым спорам. День начала коллективного трудового спора является дата сообщения или не предоставления в соответствии со статьей 400 Трудового кодекса работодателем (его представителем) решения об отклонении всех или части требований работников (их представителей) [7, с. 22]. Поэтому перед созданием примирительной комиссии сторонам необходимо выяснить относится ли разногласия к коллективному трудовому спору.

      Примирительная комиссия — это временный орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Она рассматривает коллективные трудовые споры по поводу установления и изменения условий труда, включая заработную плату, заключения, изменения и выполнения коллективного договора, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного, представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях. Рассмотрение коллективного трудового спора в комиссии по примирению является обязательным этапом. Он был создан на период рассмотрения коллективного трудового спора и является, по сути, является

      первым и обязательным этапом его урегулирования. Примирительную комиссию формируют представители сторон коллективного трудового спора на равных правах [5, с. 106]. Срок формирования комиссии зависит от уровня социального партнерства. Если коллективный спор между работодателем и работниками (локальный уровень социального партнерства), согласительная комиссия создается в срок до 2 рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Если спор выходит за рамки местного уровня (происходит на обоих уровнях социального партнерства), период создания согласительной комиссии продлевается до 3 дней с момента начала коллективного трудового спора. Моментом начала коллективного трудового спора считается [7, с. 23]:

      • на уровне организации — день письменного сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) по истечении 3 рабочих дней со дня получения требований работников своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора;

      • на уровне выше организации — день письменного сообщения решения представителей работодателей (объединений работодателей) об отклонении всех или части требований профессиональных союзов (их объединений) или несообщение представителями работодателей (объединений работодателей) по истечении 1 мес. со дня получения требований от профессиональных союзов (их объединений) своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению соглашения. Примирительная комиссия является отправной точкой в решении коллективного трудового спора, регламентированная трудовым законодательством. Правовую основу примирительной комиссии составляют такие нормативные акты как Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Рекомендации МОТ об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией.

      При направлении требования работодателю или его представителям, дату отправки следует отражать в журнале или в других формах регистрации документов, так же можно поставить подпись на втором экземпляре документов. Работодатель обязан уведомить представительный орган работников в письменной форме о принятом решении в течение 3 рабочих дней с даты получения требований. Интересы работников в области рассмотрения коллективных трудовых споров между работниками и работодателями представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками. Представителем работодателя при рассмотрении трудовых споров между работниками и работодателями, является руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с законодательством Российской Федерации,

      учредительными документами, локальными нормативными правовыми актами. Интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

      Примирительная комиссия состоит из 2-5 человек от каждой стороны спора, количество определяется исходя из сложности и уровня коллективного трудового спора. Все члены комиссии должны быть ознакомлены с вопросом спора и быть способными найти решение. Создание комиссии осуществляется совместным документом, подписанным обеими сторонами спора. При этом регламент работы примирительной комиссии устанавливается самой комиссией [9, с. 210]. В ходе рассмотрения коллективного трудового спора сторонам следует представить членам комиссии материалы и документы, необходимые для обсуждения всех возможных вариантов разрешения коллективного трудового спора. Решение примирительной комиссии, принятое с согласия сторон, заносится в протокол заседания комиссии по рассмотрению коллективного трудового спора с участием представителей сторон и подписывается представителями сторон и членами комиссии. Протокол, является обязательным документом при рассмотрении коллективного трудового спора. Он закрепляет конкретные договоренности о том, что спор разрешен. Если при рассмотрении коллективного трудового спора в примирительной комиссии было принято решение лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий, а также сторонами составляется акт, в котором должны быть отражены дальнейшие намерения одной из сторон (например, приглашение посредника или создание трудового арбитража). Члены примирительной комиссии на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более 3 мес. в течение 1 года. Отдельные работники могут неоднократно привлекаться к рассмотрению споров в составе примирительных комиссий. При этом общая продолжительность их участия в разрешении коллективных трудовых споров не должна превышать 3 мес. в году. Члены примирительной комиссии имеют право [10, с. 266]:

      • запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по существу коллективного трудового спора;

      • при необходимости проводить совместные или раздельные заседания сторон в период рассмотрения спора;

      • предлагать собственные возможные варианты разрешения конфликта;

      • подписывать решения, принятые сторонами спора при их участии.

      Срок рассмотрения примирительной комиссией коллективного спора

      зависит от уровня социального партнерства. В случае локального коллективного трудового спора примирительная комиссия обязана рассмотреть его в течение трех рабочих дней с даты учреждения комиссии.

      Другие уровни социального партнерства обязывают примирительную комиссию рассмотреть спор в течение 5 рабочих дней. Также стороны коллективного трудового спора не имеют права уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе. Кроме того, работодатель должен создать необходимые условия для работы примирительной комиссии:

      • предоставить помещение для заседаний комиссии, оборудованное соответствующим образом (отопление, освещение, средства связи и оргтехника);

      • информационное обеспечение, необходимое для рассмотрения выдвинутых работниками требований;

      • гарантии членам примирительной комиссии не ниже тех, что предусмотрены законом.

      На основании ст. 401 Трудового кодекса, ни одна из сторон коллективного трудового спора не имеет права уклоняться от участия в примирительных процедурах. Кроме того, стороны коллективного трудового спора не имеют права, уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе. Кроме того, работодатель обязан создавать необходимые условия для работы комиссии. В статье 416 Трудового кодекса сказано, что представители работодателя, при уклонении от получения требований работников и участия в примирительных процедурах, в том числе предоставления помещения для проведения собрания по выдвижению требований, объявлению забастовки или отказа в его (ее) поведения могут быть привлечены к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях [9, с. 210].

      Решение, принятое на заседании комиссии не должно ухудшать положение работников, установленное законодательством РФ. Если такой факт имеется, то решение подлежит отмене или обжалованию в судебном порядке. Соглашение, составленное сторонами на заседании примирительной комиссии является по своей сути сделкой, заключенной между сторонами, это позволяет реализовать права работников в приказном порядке.

      В случае уклонения работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительной процедуре, в том числе предоставления помещения для проведения собрания работников с целью выставить требования или блокирования выполнения такого собрания, влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 3 000 рублей (ст. 5.32 КоАП РФ). В случае если работодатель отказался от участия в создании или работе примирительной комиссии, другая сторона коллективного трудового спора имеет право потребовать проведения переговоров по урегулированию коллективного трудового спора с участием посредника не позднее следующего рабочего дня после дня предъявления указанного требования.

      В случае уклонения работодателя или его представителей от примирительной процедуры, представительный орган работников вправе обратиться в трудовой арбитраж для урегулирования коллективного трудового спора. В судебной практике много примеров того, что при уклонении работодателя или его представителей от процедуры примирения или от принятого на такой процедуре решения, такие иски подлежат удовлетворению. Например, решение Пушкинского городского суда по делу 2-1292/2014, решение Углегорского городского суда по делу 2-208/2014 [3;4].

      Исходя из выше сказанного следует, что рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является первоначальным и обязательным этапов в восстановлении нарушенных прав работников. Законодатель дает возможность сторонам урегулировать конфликт во внесудебном порядке. Возможно, это обуславливается загруженностью судов или в предоставлении возможности сторонам самостоятельно, без вмешательства государства восстановить нарушенные права, тем самым прививать работникам и работодателям тягу к изучению и соблюдению закона, повышая правовую культуру.

      1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). -Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.

      2. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.02.2020). — Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 3.

      3. Решение Пушкинского городского суда по делу 2-1292/2014 [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rospravosudie.com/law/ (Дата обращения 14.03.2020г.).

      4. Решение Углегорского городского суда по делу 2-208/2014 [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rospravosudie.com/law/ (Дата обращения 14.03.2020г.).

      5. Коропятник П.А., Тимохина А.С. Этапы разрешения коллективных трудовых споров в Российской Федерации / П.А. Коропятник, А.С. Тимохина // Наука сегодня: задачи и пути их решения. -2017. — С. 106-107.

      6. Крапивина Г.М. Защита прав работников и работодателей: уклонение от участия в примирительных процедурах / Г.М. Крапивина // Отечественная юриспруденция. — 2017. — № 1 (15). — С. 23-25.

      7. Семенихин В.В. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией / В.В. Семенихин //Бухгалтер и закон. — 2013. -№ 2. — С. 22-24. — Режим доступа:

      https://cyberleninka.ru/article/n/rassmotrenie-kollektivnogo-trudovogo-spora-primiritelnoy-komissiey (дата обращения: 21.04.2020).

      8. Филиппова И.А. Рассмотрение трудовых споров в России, Казахстане, Франции и Германии / И.А. Филиппова //Государство и право.

      — 2016. — № 4 (73). — С. 93-96.

      9. Шароватова С.С. Понятие трудовых споров и порядок их разрешения / С.С. Шароватова // Правовое регулирование деятельности хозяйствующего субъекта: Материалы 13-й международной научно-практической конференции (Ответственный редактор: А.А. Павлушина).

      10. Янкин Г.Н. Особенности разрешения коллективных трудовых споров /Г.Н. Янкин // Аллея науки. — 2016. — № 4 — С. 265-277.

      1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993, taking into account the amendments of 30.12.2008 № 6-FKZ, from 30.12.2008 № 7-FKZ, from 05.02.2014 № 2-FKZ, from 21.07.2014 № 11-FCL).

      — Meeting of the legislation of the Russian Federation. — 2014. — No. 31. — St. 4398.

      2. The labour Code of the Russian Federation from 30.12.2001 № 197-FZ (as amended on 05.02.2020). — Meeting of the legislation of the Russian Federation. — 2002. — № 1 (part 1). — St. 3.

      3. Decision Pushkin city court in the case 2-1292 / 2014 [electronic resource]. — Access mode: https://rospravosudie.com/law/ (circulation date 14.03.2020).

      4. Uglegorsk city court decision in the case 2-208 / 2014 [electronic resource]. — Access mode: https://rospravosudie.com/law/ (circulation date 14.03.2020).

      5. Koropatnyk P. A., Timokhina A. S. Steps to resolve collective labor disputes in the Russian Federation / P. A. Kuropyatnik, Timokhina A. S. // Science today: challenges and solutions. — 2017. — S. 106-107.

      6. Krapivin G. M. protection of the rights of employees and employers: increased evasion from participation in reconciliatory procedures / G. M. Krapivina // Domestic law. — 2017. — №1 (15). — P. 23-25.

      7. Semenikhin V. V. Consideration of collective labor dispute conciliation Commission / V. Semenikhin // Accountant and law. — 2013. — № 2. — P. 22-24. -Mode of access: https://cyberleninka.ru/article/n/rassmotrenie-kollektivnogo-trudovogo-spora-primiritelnoy-komissiey (date accessed: 21.04.2020).

      8. Filippova I. A. consideration of labor disputes in Russia, Kazakhstan, France and Germany /1. A. Filippova // State and law. — 2016. — № 4 (73). — P. 93-96.

      9. The Concept of labor disputes and the procedure for their resolution / S. S. sharovatov // Legal regulation of the economic entity: Materials of the 13th international scientific and practical conference (Executive editor: A. A. Pavlushina). — 2014. — S. 209-212.

      10. Yankin GN Especially the permission of collective labour disputes / G. N. Yankin // walk of science. — 2016. — № 4 — Pp. 265-277.

      § 3. Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения

      Коллективные трудовые споры — это конфликты, возникающие между трудовым коллективом (или профсоюзом, его представляющим) и работодателем (администрацией — его представителем).

      Предметом данных споров являются различные вопросы, касающиеся социально-экономических условий труда и быта, например: изменение норм выработки, сдельных расценок, оплаты труда; установление систем заработной платы, режима рабочего времени; охрана труда и т. д., а также по поводу коллективных договоров и в связи с отказом учесть мнение профкома.

      Иногда спорящими сторонами оказываются трудовой коллектив (или трудовые коллективы) и отраслевой вышестоящий орган управления. Такие споры могут возникать из-за недофинансирования организаций какой-либо отрасли и в связи с этим ущемлением прав и законных интересов работников (например, учителей, врачей, шахтеров и др.). Одним словом, если требования трудового коллектива выходят за пределы компетенции администрации, она направляет их в вышестоящие органы для рассмотрения и разрешения.

      Требования трудовых коллективов или профсоюзов, не относящиеся к трудовым спорам (политические, экологические и т. п.), рассмотрению в порядке, установленном для трудовых споров, не подлежат.

      Кратко рассмотрим основные стадии защиты коллективных трудовых прав.

      Примирительные процедуры разрешения коллективного трудового спора. Исходя из того, что в цивилизованном обществе никакие проблемы не должны решаться с позиции силы, ТК РФ предлагает сторонам прежде всего примирительный порядок разрешения конфликта, не доводя его до забастовки. 1.

      Трудовые коллективы (или профсоюзы) должны на общем собрании сформулировать письменно и утвердить большинством голосов свои требования и направить их работодателю. 2.

      Работодатель в трехмесячный срок обязан рассмотреть требования и незамедлительно сообщить в письменном виде о своем решении трудовому коллективу (или профсоюзу). 3.

      При отклонении работодателем требований трудового коллектива (и, следовательно, возникновении коллективного трудового спора) в срок до трех рабочих дней создается примирительная комиссия, формируемая из представителей сторон на равноправной основе. Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о ее создании. Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон (т. е. единогласно), имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены этим решением. 4.

      При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже. 5.

      Кандидатура посредника определяется соглашением сторон. При необходимости стороны могут обращаться в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредника. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи календарных дней и завершается принятием согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

      Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый сторонами спора и указанным государственным органом не позднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения спора примирительной комиссией или посредником. Трудовой арбитраж формируется по соглашению сторон в составе трех человек из числа трудовых арбитров, рекомендованных указанным государственным органом или предложенных сторонами коллективного трудового спора. Спор рассматривается в трудовом арбитраже в срок до пяти рабочих дней со дня его создания. Рекомендации трудового арбитража по урегулированию спора приобретают для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение в письменной форме об их выполнении.

      Порядок урегулирования забастовок. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель (его представители) или представители законодателей от них уклоняются, не выполняют соглашение, работники вправе использовать собрания, митинги, демонстрации, пикетирование, включая право на забастовку.

      Забастовка — это ультимативное действие трудового коллектива, выражающееся во временном добровольном отказе работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

      Забастовку следует признать крайней мерой разрешения споров, поскольку она может нанести большой урон не только бастующему коллективу, но и потребителям и поставщикам, а порой и всей экономике. Конечно, ее лучше не допускать и до нее лучше не доводить. Вот почему в ст. 413 ТК РФ перечислены ситуации, когда забастовка признается незаконной: 1)

      в периоды введения военного или чрезвычайного положения; 2)

      в органах и организациях Вооруженных Сил РФ и других организациях, непосредственно ведающих вопросами обороны, безопасности страны; 3)

      в правоохранительных органах; 4)

      в организациях, непосредственно обслуживающих опасные виды производства или оборудования; 5)

      в организациях, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (коммунальные службы, связь, больницы, авиационный, железнодорожный и водный транспорт), если ставятся под угрозу оборона, безопасность страны, жизнь и здоровье людей; 6)

      если забастовка была объявлена без учета сроков, процедур и положений, предусмотренных ТК РФ.

      Незаконной забастовку признает суд по заявлению работодателя или прокурора.

      Организация незаконной забастовки и участие в ней рассматриваются как нарушение трудовой дисциплины. Работники, продолжающие признанную незаконной забастовку, приравниваются к прогульщикам и могут быть уволены по подп. «а» п. 6 ст. 81 ТК РФ, подвергнуты иным санкциям дисциплинарного характера.

      Наказываются и руководители (и другие должностные лица), виновные в возникновении таких острых трудовых конфликтов. Они привлекаются к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от должности.

      Правила проведения забастовки. 1.

      Она может быть объявлена только по решению общего собрания (конференции) трудового коллектива (кворум — более 50% общей численности работников), принятому большинством голосов. 2.

      Перед принятием решения о забастовке должны состояться решения примирительной комиссии и трудового арбитража, не удовлетворяющие трудовой коллектив (полностью или частично). 3.

      Общее собрание (конференция) назначает уполномоченный возглавить забастовку орган (профком, совет трудового коллектива, стачечный, забастовочный комитет и т. п.). 4.

      Данный орган не позднее чем за 10 календарных дней до ее начала обязан предупредить работодателя в письменном виде об объявлении забастовки с четким изложением требований трудового коллектива и указанием примерных ее сроков. 5.

      Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Если работник не принимает в ней участие, а производство простаивает из-за нее, то ему оплачивается время простоя не по его вине в размере не ниже двух третей его средней заработной платы. 6.

      Оканчивается забастовка подписанием соглашения спорящими сторонами. 7.

      Контроль за соблюдением соглашения сторон по коллективному спору осуществляют сами стороны или уполномоченные ими органы.

      В период проведения забастовки стороны обязаны продолжать разрешение коллективного трудового спора путем проведения примирительных процедур. Участие работника в законной забастовке не может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины и основание для расторжения трудового договора. Применение мер дисциплинарной ответственности к бастующим запрещено. На время за- бастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность. Работодатель вправе не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в забастовке.

      Одним словом, во всем должен быть порядок (существуют определенные правила даже для ведения драки!). Организация и проведение забастовки — это тот случай, где все должно быть упорядочено вдвойне.

      Читайте так же:  Мораль и адвокат

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *