Исполнительное производство в сша

Как устроена работа приставов в разных странах

В стране преимущественно частная система взыскания, там она впервые была применена и успешно функционирует. Но частные исполнители подконтрольны Министерству юстиции, они лицензируются и регулируются государством, хотя и работают при этом на прибыль. с 2022 года в стране появится новая профессия – судебный комиссар. Это пристав плюс судебный оценщик, в России нет аналога такой должности.

Здесь вся система полностью государственная, приставы имеют много полномочий: они могут запретить должнику пользоваться телефоном и интернетом, закрыть ему выезд из страны.

В Финляндской Республике приставы – исполнительный орган, который регулируется Конституцией. Это отдельная структура наравне с правоохранительными органами, устройство которой очень близко к российскому, поэтому скоро наши страны подпишут меморандум о сотрудничестве.

В стране каждый десятый человек имеет исполнительное производство против него. В Израиле в соответствии с решением суда должника могут посадить в тюрьму, но только после того, как с достоверностью будет установлено, что он отказывается платить по решению суда, хотя у него была возможность.

Судебный пристав там приравнен к чиновнику. Страна имеет федеративное устройство, она поделена на земли, в каждой из которой собственные порядки, так что в Германии даже нет единого закона об исполнительном производстве. Пристав назначается на службу пожизненно и не может быть уволен (за исключением случаев, когда его сажают в тюрьму за какое-либо преступление).

Оклад пристава зависит от его семейного положения и количества детей. Им также возмещают расходы на медицину (50–70% можно вернуть). Отпуск – 30 рабочих дней. Однако при высокой зарплате и хороших условиях офис пристав себе организовывает сам: покупает оборудование, арендует помещение и сам за все платит. Так что пристав не только чиновник, но и предприниматель.

На среднего пристава приходится 15 000 жителей. Чиновники должны исполнять обязанности лично, приходить к должникам в одиночку, а если появятся проблемы – просто вызвать полицию, охраны у него нет. Частной системы приставов в Германии, скорее всего, не будет никогда.

В Испании нет отдельных должностных лиц, которые занимались бы исполнением судебных решений. Эти функции выполняют испанские прокуроры.

Там только государственные взыскатели, они могут без суда привлекать полицию на помощь. В 2017 году приставов передали из Минюста в прокуратуру. Это дало большой положительный эффект: возросла эффективность работы приставов, сократились сроки исполнения, увеличились объемы взысканий.

Приставы там – госслужащие при Минюсте. На исполнение судебного решения им дается 100 дней, но скоро в стране пройдет реформа, которая сократит этот срок до 75 дней.

Оказалась одной из самых технологически развитых в этом плане стран. Должникам там приходят СМС и электронные письма о возбуждении исполнительного производства, а еще там есть Telegram-канал, где каждый может узнать, есть ли у него долги по налогам или штрафам.

Одновременно сосуществуют и государственные, и частные приставы. У них примерно одинаковые полномочия, потому что стандарты и процедуры едино прописаны в законе для всех.

В стране всего 40 000 приставов, это около 1 на 35 000 человек. Такое соотношение меньше, чем в других странах, где в среднем 15 000 человек приходится на одного пристава. В Китае пристав может вести несколько дел одновременно, но не может тратить больше полугода на одно. В год приходится 150 дел на пристава.

В США из-за деления на штаты нет единого подхода. Там особенная судебная система: есть Верховный суд, но при этом есть суды штатов, а в каждом штате свои законы. Например, если два человека судятся из-за дома, при этом они живут в разных штатах, а дом находится в третьем, то они могут обратиться в суд любого из трех штатов, выбрав тот, законы которого им выгоднее. Решение суда передается сначала в юридическую службу, подписывается, а исполняют его шерифы или судебные исполнители, которые также подчиняются законам штата.

Материал создан на основе докладов участников Девятой Международной научно-практической конференции на тему: «Государственная и частная системы принудительного исполнения: сравнительный анализ и лучшие практики».

Институт судебных приставов. Отечественный и зарубежный опыт

юридические науки

  • Никандров Сергей Григорьевич , магистр, студент
  • Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова
  • СУДЕБНЫЙ АКТ
  • ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
  • СУДЕБНЫЙ ПРИСТАВ

Похожие материалы

Судебный исполнитель (судебный пристав) — государственный служащий, осуществляющий принудительное исполнение судебных актов, решений и постановлений.

Добиться добровольного исполнения судебных решений гражданами и организациями без применения мер принуждения не удается ни одному государству, поскольку добровольная готовность расстаться с денежными средствами или имуществом пока не стала неотъемлемой частью правовой культуры граждан. По этой причине для обеспечения восстановления нарушенных прав и свобод государства создают специальные службы и регулируют их деятельность.

Разумеется, в разных странах институты, регулирующие организационно-правовые условия исполнительного производства, имеют не только свои особенности, но и выступают под различными наименованиями, отличаются в организационно-правовом смысле.

В США функции и задачи исполнительного производства осуществляется отчасти маршальская служба на федеральном уровне, судебные приставы-исполнители, а также частные коллекторские (юридические) агентства.

Маршалы – одна из старейших государственных должностей. Маршалы выполняют те же функции, но имеют большие полномочия, чем российские приставы.

Институт маршалов – влиятельный орган в системе государственной правоохранительной службы. Маршальская служба не только контролирует исполнение судебных актов, но и следит за безопасностью судебных зданий, судей и участников процесса (осуществление федеральной программы обеспечения защиты свидетелей обвинения), оказывают помощь в охране ядерных средств при их транспортировке по территории страны.

Маршальская служба США имеет в своем составе специальные отряды, располагает специальными и транспортными средствами, оснащена необходимым современным вооружением.

В маршальской службе США функции исполнительного производства осуществляются шерифами и их заместителями. Шерифы накладывают арест на имущество должников. Причем если шериф, как правило, не является юристом, то его заместитель обязательно должен пройти обучение в полицейской академии, где в том числе преподается исполнительное производство.

Маршалы являются должностными лицами министерства юстиции США, подчиняющиеся Генеральному прокурору США.

Вместе с тем следует отметить, что маршальская служба, используется там, где существует опасность возникновения конфликтов или беспорядков.

В этой связи большую часть работы по принудительному взысканию задолженности в США выполняют коллекторские агентства, в следствии чего освобождая маршальскую службу для работы над более серьезными делами. Это позволяет маршальской службе отдавать предпочтение более трудным делам, где государственный аппарат наиболее эффективен и необходим.

Методы работы и уровень регулирования коллекторских агентств различаются в различных штатах, где они работают. Кроме этого, многие частные взыскания долгов осуществляются агентами, которым взыскатель продает судебное решение. В этой связи коллекторскому агенту передаются права взыскателя, и взыскатель получает согласованный платеж от коллекторского агента.

В США работу по розыску имущества должника выполняют адвокаты взыскателя, которые при этом используют как формальные (запросы в государственные и негосударственные учреждения), так и неформальные (частные детективы) методы розыска имущества. Взыскатель также может воспользоваться услугами агентств по сбору долгов.

В Российской Федерации судебные приставы — государственные гражданские служащие, на которых Федеральным законом «О судебных приставах» возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а также Федеральным законом «Об исполнительном производстве» возложены функции по исполнению судебных решений и актов других органов.

Судебные приставы являются должностными лицами, находящиеся в ведении Министерство юстиции РФ. Министерство юстиции РФ осуществляет координацию и контроль деятельности Федеральной службы судебных приставов.

Федеральным законом «Об исполнительном производстве» определяет не только круг полномочий судебного пристава-исполнителя, но и порядок обжалования его действий и бездействий.

В Российской Федерации конечным этапом судебного процесса является исполнение решения суда на основе судебного акта. От того, как будет эффективно протекать процесс исполнительного производства, зависит, получит ли взыскатель присужденное судом имущество или денежные средства.

В настоящее время около половины судебных решений о взыскании долгов остается неисполненной, либо исполняется годами. Причина в сложившейся ситуации заключатся в том, что работа судебных приставов-исполнителей перезагружена, должника и его имущество не всегда удается легко разыскать. Судебные приставы-исполнители в Российской Федерации принудительно исполняют решение не только судов, но и различных бюджетных и вне бюджетных фондов.

Обзор организационно-правовой системы исполнительного производства в США позволяет сделать выводы:

Во-первых, принудительным исполнением занимаются государственные органы и частные организации.

Во-вторых, принудительное взыскание задолженности поручают частным лицам, которые используются на разном уровне: это может быть частное коллекторское агентство, адвокатская кантора. Благодаря такому распределению функций государственные органы занимающиеся исполнительным производством несколько разгружены, что позволяет наиболее эффективно исполнять судебные решения.

В России частных приставов – исполнителей нет. С одной стороны, существование частных лиц в качестве судебных приставов – исполнителей довольно непривычно для российского менталитета.

Как показывает практика в США исполнительное производство несколько разгружено, что позволяет наиболее эффективно исполнять судебные решения, используя всю полноту «государственного принуждения» при взыскании просроченной заложенности и при исполнении иных исполнительных документов. В РФ судебные приставы-исполнители имеют большую загруженность, в среднем нагрузка на одного судебного пристава-исполнителя составляет около 2 тыс. исполнительных производств различного характера. А так как государственная служба в современной России оставила свою плановую систему от Советского союза и ФЗ «Об исполнительном производстве» устанавливает конкретные сроки (два месяца на принятия решения) и причины окончания (фактическое исполнение, невозможность взыскания), то по истечению двух месячного срока, и после получении сведений о должнике судебный пристав-исполнитель принимает решение об окончании исполнительного производства. При этом окончании исполнительного производства не всегда является результатом исполнении решении суда, но и окончании и за невозможность исполнить решение суда, хотя исполнение решения суда могло бы быть возможным при более тщательной «работе» с должником.

В Российской Федерации судебный пристав-исполнитель является беспристрастным государственным служащим, и он не может все свое рабочее время уделит исполнению одному судебному акту конкретного взыскателя.

По моему мнению, повысить эффективность работы российских судебных приставов-исполнителей помогло бы разделение службы на две структуры. Первая, государственная, занимающаяся предпочтительно социально значимыми исполнительными производства и взысканиями в пользу бюджета государства. Вторая, по примеру коллекторских агентств в США, занимающаяся взысканием в пользу физических и юридических лиц, но с государственным регулированием и подчинением.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах».
  2. Григонис Э.П. Правоохранительные органы России: понятие, виды, место в государственном механизме // Вестник Санкт-Петербургского универ- ситета МВД России. № 3.
  3. Новосельцев Е.В. Специфика исполнительно- го производства в США // Бюл. службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Феде- рации. 2001. № 1.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Сравнительный анализ систем принудительного исполнения России и Соединенных Штатов Америки [1]

Данная статья была скопирована с сайта https://www.sovremennoepravo.ru

Номинация «Зарубежный опыт в сфере исполнительного производства»

(1-е место среди молодых ученых)

В.В. МЕДВЕДЕВ,

аспирант Института истории и права Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова

доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор А.Н. Никитин

В последнее время в России активно обсуждается вопрос о реформе системы принудительного исполнения. Высказываются предложения по модернизации исполнения в рамках ФССП России, а также по созданию в стране нового института принудительного исполнения.

Очевидно, что модернизацию системы принудительного исполнения необходимо осуществлять, учитывая не только наработанную в России практику, но и положительный опыт принудительного исполнения в зарубежных странах.

Ряд специалистов считают, что использование законодательных норм, положений и структуры организации принудительного исполнения в Соединенных Штатах Америки поможет преодолеть практически все существующие проблемы взыскания задолженности в России. Основными аргументами сторонников этой точки зрения являются богатый опыт и безусловная эффективность работы исполнителей в США. Но возможен ли перенос американского опыта организации деятельности шерифов, федеральных маршалов и частных коллекторских агентств в российскую правовую систему?

1. Субъекты принудительного исполнения в США

Исполнительное производство в США характеризуется широким кругом субъектов, осуществляющих функцию по взысканию долгов. По американскому законодательству взыскивать долги могут как уполномоченные представители государственной власти, так и частные лица, имеющие соответствующее разрешение (лицензию) на осуществление данной деятельности.

К государственным исполнителям следует отнести Федеральную службу маршалов США (United States Marshals Service) (далее — ФСМ США; Служба маршалов) — старейший правоохранительный орган федерального уровня. Функцию принудительного исполнения также осуществляют шерифы и их заместители, как правило, в пределах подведомственного округа. Кроме того, в Америке существует альтернатива государственным органам принудительного исполнения — частные коллекторские агентства.

Анализ системы исполнительного производства в США следует начать с наиболее интересного (с точки зрения организации деятельности) субъекта принудительного исполнения — частных коллекторских агентств.

1.1. Коллекторская деятельность. В США процесс взыскания долгов давно превратился в достаточно крупный и распространенный бизнес. Первые агентства, в большинстве случаев представляющие собой семейный бизнес, начали появляться в Америке в конце 60-х годов прошлого века. Сейчас в США действует более 7000 частных организаций. Многие крупные компании и банки имеют собственные агентства по сбору долгов[2].

Коллекторские агентства выполняют взыскание небольших и многочисленных платежей, тем самым освобождая федеральных маршалов для работы над более серьезными делами, что является несомненным плюсом существования института частного принудительного исполнения. При этом большая часть взыскиваемых коллекторами долгов — просроченные кредиты, что не удивительно: в США кредиты выплачивает более 80% населения.

Коллекторские агентства строят свою деятельность по двум схемам.

В первом случае коллекторское агентство за согласованное с кредитором вознаграждение берет на себя обязательства по возврату долга. При этом агентство получает вознаграждение в процентах от общей суммы взысканного долга. Обычно сумма вознаграждения составляет 10% и более, а иногда достигает 50% от суммы взысканного долга. В основном это зависит от сложности дела и понесенных агентством затратах.

Но большее распространение получила вторая схема деятельности коллекторов. Она заключается в следующем: если кредитор не может получить с должника всю сумму, он продает долг коллекторскому агентству посредством заключения договора цессии (уступки права требования), и уже тогда коллектор становится полноправным кредитором. При использовании этой схемы в агентствах отдают предпочтение делам, носящим характер бесспорного долга, т. е. долга, который безусловно будет признан в суде действительным. К таким делам можно отнести взыскание денежных средств по кредиту или займу.

В Соединенных Штатах деятельность коллекторских агентств урегулирована на федеральном уровне Актом о добросовестной практике взыскания долгов, который был принят 20 сентября 1977 г. и строго регламентировал все аспекты работы коллекторов, вплоть до мельчайших подробностей.

К примеру, в данном акте содержатся положения, устанавливающие правила общения агента с должником. В частности, сотруднику агентства при телефонном разговоре или личной встрече с должником запрещается использовать такие слова, как «должник», «долг» или «должен». Агент обязан быть тактичным и вежливым. Относиться к должнику с непочтением, а тем более угрожать ему (даже законными мерами принуждения) при первом разговоре строго запрещено. Также запрещено ставить соседей и знакомых в известность о том, что человек является несостоятельным должником, беспокоить должника с 9 вечера до 8 утра и в выходные и праздничные дни[3].

Помимо большого количества запретов и ограничений, предусмотренных в деятельности коллекторов, законодатель четко и последовательно установил процедуру взыскания долга.

Первый этап включает в себя беседу с должником. Здесь главной задачей является оказание не него психологического воздействия с целью склонить к возврату долга. В этой связи при приеме на работу в коллекторские агентства предпочтение отдается кандидатам, не только хорошо знающим федеральное законодательство и законы штата, но и имеющим образование и опыт работы психолога.

В первой беседе до должника доводится информация о кредиторе и сумме задолженности, а также о действиях, которые собирается предпринять агентство для взыскания долга. В заключение беседы должнику предлагают возможные варианты погашения задолженности.

Очень эффективным рычагом воздействия на должника является сообщение о его долге в Агентство по кредитным сведениям (Credit information agency). Данное агентство действует на всей территории США и занимается сбором информации о неблагонадежных заемщиках. В США кредитная система хорошо развита, поэтому, если лицо намерено получить кредитную карту или приобрести какую-то собственность в кредит, будущий кредитор вправе настаивать на получении сообщения из агентства, предоставляющего кредитный рейтинг лица[4].

Читайте так же:  Узнать штраф в кемерово

Этот рейтинг впоследствии будет играть решающую роль при оформлении нового займа, выезде за границу и даже при приеме лица на новую работу. В результате звонок коллектора в подобное агентство может иметь очень неблагоприятные последствия для должника.

Акт о добросовестной практике взыскания долгов наделил коллекторов правом сбора всей необходимой информации о должнике, прежде всего об адресе его проживания или местонахождения, номере телефона, месте работы, адресе проживания его родственников.

Если на первом этапе не удается связаться с должником по телефону либо он игнорирует требование агента о выплате долга, представители коллекторского агентства выезжают по месту его жительства или месту работы с целью напомнить ему о долговых обязательствах, вручить документ с требованием погасить долг, обсудить сроки и способы погашения долга. На этом этапе взыскания задолженности должнику разъясняются последствия невыполнения обязательства о погашении долга (вплоть до подачи иска в суд о взыскании долга). Затем агент устанавливает дату погашения просроченного долга. Если должник продолжает игнорировать требование агентства, дело передается в суд. Представители коллекторского агентства следят за ходом судебного процесса и последующим исполнением решения суда.

Следует отметить, что в некоторых случаях коллекторские агентства могут действовать и в интересах должника. Так, если должник согласен вернуть долг, но на данный момент не располагает достаточными средствами, коллекторское агентство выступает посредником между ним и кредитором и добивается рассрочки платежа.

В отличие от США, в России коллекторские агентства, как правило, осуществляют свою деятельность до судебного решения, т. е. пытаются в досудебном порядке, с помощью убеждения, склонить должника к погашению долга. Если этого не происходит, дело передается в суд, после чего на основании судебного решения и исполнительного листа к принудительному исполнению приступают судебные приставы.

В США активно используется законодательно урегулированная возможность продажи взыскателем исполнительного листа коллекторскому агентству. Данная сделка в обязательном порядке регистрируется в суде, которым был выдан исполнительный документ. После этого агентству передаются все права взыскателя и вместе с тем возможность обращения к государственным ведомствам с целью исполнения решения суда.

В России такая возможность тоже имеется: с коллекторским агентством заключается договор цессии (уступки права требования), — однако на практике взыскатели прибегают к ней очень неохотно и чаще всего в случаях, когда взыскатель знает, что у должника нет имущества, на которое возможно обратить взыскание, а сам должник является безработным. Сами коллекторы также стараются избегать подобных сделок и, как правило, покупают исполнительный лист сразу после вынесения решения суда либо на ранних стадиях исполнительного производства.

В России институт частного принудительного исполнения стал активно развиваться в начале 2000-х годов, что было связано с ростом числа граждан, оформивших потребительский кредит. Коллекторские агентства появились в 2004 году. Так, 9 августа 2004 г. было зарегистрировано первое коллекторское агентство — ЗАО «ФАСП»[5], а уже в 2007 году ведущими компаниями рынка коллекторских услуг была создана Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА).

Несмотря на схожую организацию деятельности, а также функции коллекторских агентств в Америке и в России, деятельность коллекторов в нашей стране до сих пор не урегулирована на законодательном уровне. Само же понятие «коллекторская деятельность» не содержится ни в одном нормативном акте. В результате российские коллекторы, в отличие от американских коллег, не связаны определенными запретами и ограничениями. В частности, у них нет запрета на многократные телефонные звонки должнику, а также на сбор и использование личной информации о нем.

Анализ российского законодательства показывает, что нормативной базой для деятельности коллекторов служат положения Гражданского кодекса РФ, точнее глав 24 «Перемена лиц в обязательстве», 30 «Купля-продажа», 39 «Возмездное оказание услуг», 42 «Заем и кредит», 49 «Поручение», 52 «Агентирование». Некоторые положения, затрагивающие деятельность коллекторов, содержатся в Кодексе РФ об административных правонарушениях, Уголовном кодексе РФ, федеральных законах от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях», от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Подобная разбросанность норм по различным правовым актам создает трудности в регулировании коллекторской деятельности, не освещает многие ее стороны и тем самым не защищает интересы ее участников. С учетом развития рынка коллекторских услуг в России принятие закона о коллекторской деятельности является острой необходимостью.

В 2009 году НАПКА был разработан проект федерального закона «О коллекторской деятельности в Российской Федерации» и предпринята попытка внесения его на рассмотрение на законодательном уровне[6]. Однако в процессе обсуждения законопроекта на специальной коллегии с участием представителей коллекторских агентств, банков и органов юстиции возникло много споров, в результате чего работа над ним была прекращена.

В настоящее время в Минэкономразвития России разрабатывается проект федерального закона «О взыскании просроченной задолженности». По словам представителя Минэкономразвития России А.Г. Резе, рынок коллекторских услуг в России фактически сформирован и уже всем понятно, что коллекторская деятельность должна быть урегулирована, потребность в разработке соответствующего закона существует уже давно[7]. Основная цель законопроекта — защита прав должника от возможного злоупотребления со стороны коллектора.

Полагаем, при разработке законопроекта целесообразно использовать опыт США в правовом регулировании деятельности коллекторских агентств. Так, если взять за основу Акт о добросовестной практике взыскания долгов, можно выделить следующие основные положения, которые должен содержать отечественный законопроект:

— определение коллекторской деятельности, установление статуса коллекторских агентств;

— определение основных принципов осуществления коллекторской деятельности;

— установление требований к коллекторским агентствам;

— установление гарантий соблюдения прав должника и кредитора;

— определение полномочий коллекторских агентств и действий, которые они могут совершать с целью взыскания долга;

— урегулирование процедур взаимодействия коллекторских агентств с кредитором и должником;

— роль государства в регулировании коллекторской деятельности.

В целом закон должен создать такие условия, при которых профессиональные коллекторские агентства будут действовать в строгом соответствии с законом и при этом обеспечивать высокое качество оказываемых услуг. Их деятельность должна быть прозрачна для граждан и государственных органов, а защита прав должника и законных интересов кредитор

Глава 9 Исполнительное производство

После вступления в законную силу решения суда по гражданскому делу, оно подлежит исполнению. Исполнительное производство США представляет собой достаточно отлаженную систему мер по реализации судебных решений.

В соответствии с американским законодательством об исполнительном производстве при исполнении судебного решения о взыскании денежных средств с ответчика, в случае отказа ответчика добровольно исполнить судебное решение, на его имущество накладывается арест. При наличии у ответчика достаточных денежных средств для возмещения вреда, присужденного судом, создается специальный компенсационный фонд. При отсутствии денежных средств ответчика, достаточных для исполнения судебного решения, может быть реализовано любое иное имущество ответчика с последующим созданием компенсационного фонда группы за счет вырученных средств.

Необходимо отметить, что процедуры исполнительного производства в США регулируются федеральным законодательством и законодательством штатов. В некоторых штатах установлены достаточно сложные детализированные процедуры наложения взыскания на имущество ответчика по судебному решению. Исполнительное производство осуществляется на основании норм штатов шерифами, уполномоченными на совершение исполнительных действий и мар- шалами в отношении исполнения судебных решений, вынесенных федеральными судами[58].

Для исполнения решений, связанных с причинением вреда, при реализации имущества должника заинтересованная сторона должна получить исполнительный лист у клерка либо атторнея, уполномоченного шерифом конфисковать имущество. Данный исполнительный лист действует в течение определенного времени (в Калифорнии, например, в течение 180 дней). Если установленный законом срок истек, необходимо получить новый исполнительный лист.

В случае когда накладывается взыскание на имущество, собственность ответчика может быть реализована по решению суда через публичные торги. Если в результате данной реализации будет получена сумма, большая, чем требуется по решению суда, разница возвращается должнику. Во многих штатах существуют специальные ограничения при продаже имущества, в случае если цена имущества превышает по стоимости сумму взыскания. Установлены следующие правила:

1)при продаже имущества следует избегать диспропорции, превышения цены реализации над суммой взыскания;

2) недвижимое имущество подлежит разделению;

3)при реализации имущества шериф должен учитывать мнение ответчика в отношении того, какое именно имущество реализовывать.

В некоторых штатах действует право иммунитетов при осуществлении исполнительных процедур, защищающее отдельные виды имущества ответчика от взыскания по исполнительному документу. Например, взыскание не может быть наложено на дом и личные вещи ответчика.

Главной целью исполнительного производства, независимо от того, какую именно его форму предпочтет суд, является скорейшее, наиболее эффективное и справедливое исполнение его решения. Оно должно быть исполнено так, чтобы права взыскателей были защищены законом надлежащим образом[59].

Кроме того, в некоторых случаях в целях обеспечения исполнения судебного решения специальные компенсационные фонды могут быть созданы судами за счет средств ответчика заранее, еще на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, что также существенно облегчает процедуру исполнительного производства.

сопряженная с действием подробных правил, ограничивающих возможные злоупотребления с его стороны.

Недостатками гражданского процессуального права США являются неоднозначный и несистематизированный характер процессуальных требований; сложные правила судебной юрисдикции (недостаточная ясность в вопросах разграничения подведомственности и подсудности различных судов); ограничения в представлении доказательств; формализованный, громоздкий и дорогостоящий характер процедуры привлечения к участию в рассмотрении гражданского дела коллегии присяжных заседателей; ограниченность возможности по обжалованию судебного решения, отсутствие института, аналогичного кассационному пересмотру судебного решения, принятого судом первой инстанции в России; общая чрезмерная сложность процессуального порядка рассмотрения дела и правил представления доказательств, влекущая необходимость значительных судебных расходов и привлечения к участию в деле профессиональных представителей сторон.

Помимо этого, обе системы гражданского процессуального права — российская и американская — руководствуются общими принципами и положениями международного права, а также имеют много общих черт, главным образом обусловленных наличием в природе вещей небольшого числа вариантов положительного решения одних и тех же процессуальных проблем (изложение существа спора истцом в исковом заявлении, предоставление письменных объяснений ответчика, судебные извещения сторон, обжалование и исполнение постановленного судом решения и т.д.) и отличающей наше время повсеместной нерешенностью проблем, несовершенство процессуальных механизмов судопроизводства (принятие решений по формальным признакам в порядке установления по делу формальной истины, неправильное применение норм права, неправильная оценка представленных доказательств, нереализация права граждан и организаций на государственную судебную защиту, бесконтрольный характер деятельности суда, сопряженный с неизбежными злоупотреблениями своим положением со стороны части представителей данного чиновничьего сословия, бросающими тень на всю систему государственного правосудия и превращающими ее работу в пустую трату бюджетных средств и времени участников судебного производства).

занность возмещения вреда лицу, ставшему жертвой такого злоупотребления.

Как российская, так и американская системы гражданского процесса допускают злоупотребление их процессуальными механизмами в целях неосновательного обогащения злоупотребляющих правом на судебную защиту истцов за счет ответчиков, не способных доказать несостоятельность требований истцов в силу несовершенства самой системы состязательного гражданского процесса.

Например, истец может доказать нарушение ответчиком обязательств по договору за счет представления подложных доказательств по делу, множества свидетелей, сообщающих суду клевету по делу в отсутствие реальных механизмов привлечения таких свидетелей к уголовной ответственности, и ответчик будет незаконным судебным решением лишен по праву принадлежащей ему собственности.

Обращения в суды с основательными недобросовестными исками и неосновательными исками, предъявляемыми с целью применения по ним обеспечительных мер, также являются основными поводами привлечения судебной системы к участию в печально и широко известном «переделе собственности», проявляющемся в том числе в так называемых корпоративных конфликтах или корпоративных войнах.

Корпоративный конфликт, как правило, представляет собой спор за право управления хозяйствующим субъектом и распоряжение его имуществом. В некоторых случаях корпоративные конфликты являются следствием шантажа, осуществляемого определенными группами заинтересованных лиц в отношении руководящих органов субъектов предпринимательской деятельности. Цели шантажа, также, как правило, исключительно корыстные. Например, скупив определенное число акций, позволяющее влиять на решения, принимаемые органами управления акционерного общества, отдельные акционеры могут потребовать от руководителя общества выкупить эти акции по значительно более высокой цене, а в случае отказа в удовлетворении данного требования они хмогут отстранить его от участия в управлении акционерным обществом или довести общество до банкротства.

Образно выражаясь, суды представляют собой сегодня тяжелую артиллерию «корпоративных войн», залпы которой — судебные постановления — позволяют противоборствующим сторонам корпоративного конфликта с переменным успехом причинять вред друг дру-

В соответствии со ст. 7 АПК РФ арбитражный суд обеспечивает равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.

Но дело в том, что как пресловутое «право на судебное разбирательство», так и немногим далее ушедшее от него «право на обращение в суд за защитой прав и законных интересов» не являются отражением установленного Конституцией РФ права на судебную защиту потохму, что все вышеназванные нормы являются во многом «пустыми» или декларативными.

Убедиться в этом можно, обратившись к трудам замечательного русского ученого-юриста В.М. Гордона. Объективные и логически взвешенные выводы его исследований представляют собой образец теоретической мысли науки гражданского процессуального права и позволяют лучше разобраться в вопросе о существе права на судебную защиту.

В.М. Гордон видел в праве на иск как праве, имеющего направление к государству в лице его органов, современную стадию эволюции самопомощи в деле защиты своего гражданского права. Историческим первообразом права на иск он считал самопомощь.

Он писал, что каждая норма имеет в себе тенденцию к принудительному осуществлению ее. У множества народов в их прошлом мы видим то время, когда применение мер принуждения для осуществления притязания совершенно предоставлялось управомоченному. Собственными силами, в случае необходимости — при содействии товарищей, отстаивает он свое право.

Следующая фаза эволюции — применение мер принуждения — предоставление самопомощи под контролем. Дальнейшее развитие знаменуется перехменой в роли контроля. Стоявший первоначально на втором плане, контроль применения силы для самопомощи выдвигается вперед. Управомоченный не может уже приступить к самопомощи раньше, чем органы государства не дадут ему на то разрешения. В связи с этим право на иск — возможность добиваться решения органов государства о существовании субъективного права1. В противном случае, ограждая обязанного от насилия со стороны управомоченного и во имя этого, отнимая у последнего право самопомощи,

См.: Гордон В.М. Иски о признании. Ярославль, 1906. 396

общественная власть допустила бы несправедливость, оставив без возмещения такое ограничение1.

Говоря о содержании права на иск, В.М. Гордон писал, что существенным всегда был и остается вопрос о содержании права на иск. В чем именно заключается то действие, которого добивается истец, осуществляя свое право на иск?

Одни видят здесь право требовать судебного решения в определенном, благоприятном для истца смысле (теория конкретного права на иск Адольф Вах). По мнению А. Ваха, право на иск представляется правом на благоприятное для истца судебное решение.

Другие видят в праве на иск право на разрешение возникшего вопроса, независимо от определенного содержания решения (теория абстрактного права на иск, Дегенкольб). По мысли Дегенкольба, право на иск, поскольку оно есть право к государству, направляется на то, чтобы вообще было постановлено судебное решение2. Сторонники теорий спорили над определением того, на что же именно направляется иск и право на иск. Дегенкольб полагает, что право на иск направлено на «слушание дела», едва ли правильно было бы давать праву на иск такое содержание, которое не стоит в связи ни с тем, что делает для истца необходимым предъявить иск, ни с тем, каковы правовые последствия предъявления иска. Если истцу необходимо содействие государства в лице суда для того, чтобы добиться ясности и определенности в сфере своих гражданских правоотношений, то и право обращения к государству за этим содействием, т.е. право на иск, должно иметь содержание, соответствующее необходимости, побуждающей обратиться к такому средству, как иск. В противном случае предъявление иска и самый процесс лишены были бы практического значения: обращение к ним было бы нецелесообразно.

«Слушание дела» есть не больше, как технический прием, признаваемый необходимым для того, чтобы правильнее привести к цели. А этой целью является судебное решение. Право на иск по своему содержанию должно быть определено как право на судебное решение. Таким образом, право на иск не может быть конструируемо иначе, как право на то решение, которое, согласно закону, суд обязан постановить. Лишь на это может претендовать лицо, имеющее пра-

См.: Гордон В.М. Указ. соч. См.: Там же.

Решением данной проблемы могло бы стать закрепление в гражданском процессуальном и арбитражном процессуальном законодательстве специальных положений, устанавливающих, что любое заинтересованное лицо обладает правом на судебную защиту Российской Федерации, объективное судебное решение, принятое в соответствии и на основании закона и подлежащее обязательному исполнению.

Читайте так же:  Возврат денег в росгосстрахе

Кроме того, необходимо дополнить процессуальные нормы положением о том, что при реализации права на судебную защиту суд обязан в равной степени защищать права и законные интересы как истца, так и ответчика.

§ 3. Исполнительное производство в иностранных государствах

В доктрине существуют различные классификации систем исполнительного производства, в зависимости от особенностей национального законодательства конкретного государства. В частности, их анализирует В.

По количеству органов, осуществляющих данные функции принудительного исполнения, системы исполнительного производства делятся:

— на централизованные, когда существует единый орган, осуществляющий исполнение (Россия, Армения, Азербайджан, Финляндия, Испания);

— децентрализованные, когда существуют различные органы, разделяющиеся по признакам территориальности (собственная система органов на каждой территории), компетенции (различные органы исполнения для экономических, общегражданских, административных дел) (Белоруссия, Швеция, США, Канада, Франция).

По принадлежности органов, осуществляющих принудительное исполнение, системы могут быть ориентированы на исполнение через:

— судебного исполнителя, когда исполнением занимается особый орган (частный или государственный);

— суд, когда исполнение осуществляется судебными властями (Австрия, Испания Дания);

— административные органы, когда исполнение осуществляют общеполицейские органы;

По степени учета частноправового элемента системы исполнительного производства делятся:

— на государственные, когда все исполнительные действия осуществляются только государственными органами (Швеция, Финляндия, США);

— небюджетные (частные), когда все исполнительные действия осуществляются частными лицами, в необходимых случаях имеющими соответствующие лицензии или иные разрешения (Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Италия, Греция);

— смешанные, когда действия совершаются как государственными служащими, так частными лицами (например, в России исполнительное производство ведется судебным приставом, но оценку, хранение и реализацию имущества осуществляют частные лица).

Исполнительное производство в каждой из отдельных стран также представляет интерес своей самобытностью.

На федеральном уровне в США исполнительное производство регулируется Федеральными правилами гражданского судопроизводства, однако основной массив относится на законодательство штатов.

На практике остро стоит вопрос признания и исполнения решений одного штата в отношении лиц и имущества, находящихся в другом штате (либо путем процедуры признания или упрощенного производства).

Исполнительный лист может выдаваться судебным клерком или атторнеем, уполномоченным шерифом конфисковать имущество.

Непосредственно принудительным исполнением занимаются шерифы, маршалы, констебли. Существуют также агентства по взысканию и частные сыщики, действующие на основании лицензий.

При направлении исполнительного документа лицу, осуществляющему исполнение, к нему прилагается чек, покрывающий предстоящие расходы, а также инструкции кредитора о порядке исполнения (когда кредитор согласно решения или закона сам вправе избирать способ исполнения).

Срок для добровольного исполнения предоставляется по усмотрению лица, осуществляющего исполнение, поскольку резюмируется, что должнику известно о судебном решении.

Опись имущества сопровождается приказом об аресте, который, как правило, производится соразмерно сумме задолженности.

В случае невозможности в ходе исполнительного производства обнаружить имущество должника, по заявлению взыскателя судом может быть применена «процедура дополнительного раскрытия доказательств», когда должник вызывается в суд и обязан раскрыть информацию об имеющемся у него имуществе (в случае отказа предусмотрена ответственность в виде тюремного заключения, вплоть до того, пока должник не даст соответствующую информацию).

Максимальный размер удержаний при обращении взыскания на доходы должника-гражданина составляет 25 процентов.

При исполнении исполнительных документов неимущественного характера в качестве мер, стимулирующих должника, возможно взыскание штрафа (в пользу взыскателя) или тюремное заключение до исполнения.

Возможным способом воздействия на должника является сообщение о его неплатеже в Агентство по кредитным сведениям (без информации из которого не выдаются кредитные карты и кредиты), что негативно сказывается на кредитной истории (кредитном рейтинге) должника.

В Соединенном королевстве Великобритания для облегчения дальнейшего розыска имущества должника в начале судебного разбирательства ему может быть представлен аффидевид (письменное объяснение, данное под присягой), в котором он сообщит всю необходимую информацию (место работы, источники дохода, наличие счетов в банках, наличие имущества).

Органы принудительного исполнения существуют при судах графств и при Высоком суде. При судах графств исполнение стоит дешевле и денежные средства передаются непосредственно взыскателю. Исполнение осуществляют бейлифы, входящие в судебную систему. Их контролируют бейлифы, осуществляющие надзор. Управление деятельностью бейлифов осуществляет старший клерк суда графства, а ответственность за их деятельность несет регистратор суда. В целом ответственность за деятельность исполнителей возложена на Лорда Канцлера.

При Высоком суде исполнение дороже и деньги сначала передаются должником суду, а затем суд выдает их взыскателю. Исполнение осуществляют высокие шерифы, ежегодно назначаемые королевой для каждого графства. В действительности их функции выполняют нижестоящие шерифы (являющиеся обычными солистерами) и офицеры шерифа. Эти лица не входят в судебную систему.

При этом существуют следующие меры принудительного исполнения:

а) Предупреждение об исполнении (аналог ареста) с дальнейшим обращением взыскания на имущество, но из-за особенностей английского вещного права обычно не действует. Как правило, предупреждения оказывается достаточно. Также существует перечень имущества, на которое нельзя накладывать арест.

б) «Перевод долга» (garnishee proceedings) напоминает арест дебиторской задолженности, когда дебиторы должника в исполнительном производстве исполняют свои обязательства напрямую взыскателю. Обычно сопровождается процедурой бесспорного списания с банковских счетов дебиторов должника, сопряженных с блокированием на них денежных средств.

в) Обращение взыскания на доходы должника. Применяется по решению регистратора суда. Существует понятие «нормальной ставки вычета» и «защищенной ставки вычета», определяемой регистратором.

Например, защищенная ставка — 80 фунтов в неделю, а нормальная — 10 фунтов в неделю. Если заработано 90 и более фунтов, то взыскание — разница между заработанным и 80 фунтов, а если менее 90 фунтов, то взыскание не производится.

г) Приказ относительно цены — когда органом, осуществляющим исполнение, заранее определяется цена земли и дома должника по заниженным ставкам. И при этом под угрозой потерять это имущество он выплачивает долг.

д) Приказ относительно ценных бумаг — когда процентный доход по ценным бумагам напрямую уходит взыскателю.

Исполнение решений во Французской республике осуществляется следующими лицами:

— Генеральными прокурорами при кассационном и апелляционном судах (не путать с прокурорами Республики);

— командирами и офицерами полицейских сил.

Система органов судебных исполнителей Французской республики представляет следующую иерархию:

— Национальная палата (состоит из делегатов департаментских сообществ и Региональной палаты);

— Региональные палаты (объединяются на базе каждого апелляционного суда);

Судебные приставы являются частными, но должностными лицами, действующими от имени государства (аналог латинского нотариата). Требования к приставам:

— 2-х летняя стажировка в конторе судебного исполнителя;

Кроме того, исполнитель обязан застраховать свою ответственность совместно с другими исполнителями (также как исполнители, личную ответственность перед государством в порядке регресса несет и французский судья).

О назначении исполнителя выносится приказ Министра юстиции. В дисциплинарном подчинении исполнители находятся у прокуроров Республики.

Во Франции существует система непрерывного образования судебных исполнителей — Национальная школа судопроизводства (готовит не только исполнителей, но и иных лиц юридических профессий.)

Взамен процедуры ареста имущества имеет место конфискация имущества. Его оценка производится оценщиками, избранными сторонами, а при недостижении ими согласия оценщиками, назначенными судом.

Активно используются материальные нормы права, в частности институт секвестра (иногда в континентальном законодательстве встречается причудливое использование норм права, например в испанском законодательстве в качестве аналога секвестра используются нормы о залоге, и в частности об ипотеке, с дальнейшей реализацией имущества в пользу взыскателя).

В Итальянской республике исполнительное производство является составной частью гражданского процесса. Ему посвящен 3-й том ГПК Италии.

При обеспечении иска в исполнительном производстве используется гражданско-правовой институт залога.

Принудительному исполнению предшествует оглашение исполнительного документа и уведомление должника (уведомление одновременно имеет силу постановления об аресте и запрете совершать действия, умаляющие собственность).

Срок для добровольного исполнения — не более 10 дней. Если в течение 90 дней с момента оглашения исполнитель не приступит к совершению действий, то уведомление теряет силу.

Возможно применение института конверсии описи имущества, когда должник просит заменить опись и реализацию имущества на предоставление денежных средств (сумма задолженности плюс все издержки по исполнению), при этом такая просьба может быть подана только с одновременной уплатой на счет суда не менее 20 % суммы общей задолженности.

Все имущество должника делится на три вида:

1) которое всегда можно описать и арестовать;

2) абсолютное имущество (нельзя арестовывать ни при каких обстоятельствах);

3) относительное имущество (можно арестовать при определенных условиях. Например, движимое имущество, предназначенное для обработки земельного участка должника, допускается арестовывать только при отсутствии иного имущества).

Исполнительное производство в Федеративной Республике Германии и Австрии является схожим. В этих странах исполнительное производство является стадией гражданского процесса и детально урегулировано ГПК.

Действия по принудительному исполнению осуществляют регистраторы того муниципального суда, где было вынесено решение. Регистратор должен обладать специальным сертификатом, дающим ему право исполнять решения суда.

Особенностью является большое количество исполнений неимущественного характера, например, когда взамен взыскания убытков требуют исполнить обязательства («договоры должны исполняться»).

Распределение взыскания идет по правилам очередности (в отличие, например, от Греческой республики, где правило очередности отсутствует).

Материальное право Израиля базируется на континентальном праве. Гражданское судопроизводство основано на английском судопроизводстве, а исполнительное производство — на множестве отдельных законов. Исполнительное производство Израиля — это сплав общего и турецкого права.

Служба исполнителей находится при магистратских судах. Возглавляет службу директор, являющийся регистратором или судьей данного суда. Исполнители подчиняются директорам, но назначаются министром юстиции.

Особенности исполнительного производства в Израиле:

а) при наличии неисполненного решения директор может запретить должнику выезжать за границу;

б) в целях розыска имущества допускается проведение обысков, как у должника, так и у третьих лиц, у которых может находиться имущество должника;

в) для обнаружения имущества должника может проводиться следствие с допросами должника и свидетелей, под угрозой уголовной и административной ответственности;

г) допускается тюремное заключение должника в случае, если он не уплатил, но имел такую возможность.

Срок исполнения исполнительного документа в Марокко — 30 лет со дня принятия решения (не путать со сроком предъявления исполнительного документа ко взысканию).

Решения исполняются агентом по исполнению, он подчиняется президенту суда.

Возможен превентивный арест имущества, либо в случае его укрытия — арест должника.

Возможно прямое и эквивалентное исполнение по усмотрению лица, осуществляющего принудительное исполнение (например, если в исполнительном документе указано о взыскании денежных средств, взыскателю в погашение долга может быть передано имущество эквивалентной стоимости).

Таким образом, исполнительное производство в иностранных государствах подчиняется особенностям публичных процедур, предусмотренных их законодательством.

Контрольные вопросы и задания

1. Укажите, равен ли статус иностранных граждан (подданных) в российском исполнительном производстве статусу граждан РФ? Всегда ли действует это правило?

2. Могут ли действовать российские судебные приставы- исполнители вне территории Российской Федерации?

3. Что такое экзекватура?

4. Раскройте порядок признания решения иностранного суда судами Российской Федерации.

5. В каких случаях российские суды отказывают в признании иностранного судебного решения?

6. Раскройте классификации систем исполнительного производства в иностранных государствах.

1. Валеев, Д. X. Исполнительное производство : учеб. для вузов / Д. Х. Валеев. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб. : Питер, 2010. — С. 336-342.

2. Гражданский процесс : учеб. / отв. ред. В. В. Ярков. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Волтерс Клувер, 2005. — С. 584-593.

3. Пиляева, В. В. Исполнительное производство : учеб. пособие /

B. В. Пиляева. — М. : Кнорус, 2008. — С. 94-106.

1. Гладышев, С. И. Исполнительное производство Англии /

C. И. Гладышев. — М. : Лекс-Кн., 2002. — 223 с.

2. Гражданский процесс : учеб. / под ред. М. К. Треушникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Городец, 2007. — 784 с.

3. Гражданское исполнительное право : учеб. / Верхов. Суд Рос. Федерации, Высш. арбитр. суд. Рос. Федерации, Рос. акад. правосудия ; под ред. А. А. Власова. — М. : Экзамен, 2004. — 352 с.

4. Исполнительное производство: процессуальная природа и ци- вилистические основы / ред. : Д. Х. Валеев, М. Ю. Челышев. — М. : Статут, 2007. — 140 с.

5. Карабельников, Б. Р. Исполнение решений международных коммерческих арбитражей : коммент. к Нью-Йорк. конвенции 1958 г. и гл.30 и 31 АПК РФ 2002 г. / Б. Р. Карабельников. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ФБК-Пресс, 2003. — 488 с.

6. Муранов, А. И. Исполнение иностранных судебных и арбитражных решений : Компетенция рос. судов / А. И. Муранов. — М. : Юстицинформ, 2002. — 168 с.

7. Нешатаева, Т. Н. О признании и приведении в исполнение иностранных судебных и арбитражных решений / Т. Н. Нешатаева // Арбитражная практика. — 2004. — № 11.

Исполнительное производство в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности « Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Батычко В. Т.

Принятие в 2007 г. нового закона «Об исполнительном производстве » не смогло решить все проблемы. Проводя правовую реформу , мы нередко обращаемся к опыту зарубежных стран. В предлагаемой статье дается общая характеристика исполнительного производства в зарубежных странах.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Батычко В.Т.,

Execution proceeding in foreign countries

New Law «About execution proceeding» which was carried in 2007 could not solve all problems. When we are getting through a new judicial reform, we often use experience of foreign countries. A total characteristic of execution proceeding is given in this article.

Текст научной работы на тему «Исполнительное производство в зарубежных странах»

?Раздел II. Юридическая техника и технологии

Виктор Т. Батычко ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Значение исполнительного производства трудно переоценить как в сфере гражданского судопроизводства, так и в общественной жизни. Степень реальности исполнения судебных постановлений является показателем не только состояния судебной ветви власти, но и государственной власти в целом. В науке гражданского процессуального права многие вопросы исполнения вызывают немало споров и разногласий. Однако никто не подвергает сомнению тезис о том, что «не было бы никакой пользы в правосудии, если бы решения суда не приводились в исполнение. » [1].

Сложность ситуации в сфере принудительного исполнения отмечается многими специалистами. Так, в начале 2004 г. министр юстиции РФ отмечал, что в целом по стране фактическое исполнение юрисдикционных актов составляет пока не более 10 % от сумм, предъявленных к взысканию [2]. В октябре 2005 г. была приведена следующая статистика — за 9 месяцев 2005 г. на исполнении в Федеральной службе судебных приставов (ФССП) находилось около 18 миллионов исполнительных производств, из них окончено 11,6 миллиона. Территориальными органами ФССП возбуждено 2647 уголовных дел и более 80 000 дел об административных правонарушениях. За 2004 г. Главный судебный пристав России отметил, что фактическим исполнением окончено каждое третье исполнительное производство. По последним данным, приведенным в Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 гг. [3], уровень принудительного исполнения судебных актов не превышает 52 %, неэффективная система исполнения судебных решений отрицательно влияет на работу судебной системы по рассмотрению и разрешению споров.

Причины этого положения можно свести к неэффективности правовых, организационных и экономических механизмов организации исполнительного производства и в целом юридической инфраструктуры России [4]. Возможны самые различные меры для повышения эффективности принудительного исполнения, например, связанные с увеличением полномочий службы судебных приставов, которые предпринимаются Федеральной службой судебных приставов [5].

Какие же здесь существуют мировые модели? Что полезного для нашей страны? Разумеется, в любой стране институты, регулирующие организационноправовые условия исполнительного производства, имеют не только свои особенности, но и выступают под различными наименованиями. Французский юрист Рене Давид на основании научного исследования и классификации зарубежных правовых систем выделил три правовые семьи: 1) романо-германская, континентальная европейская или следственная; 2) англосаксонская, общая или состязательная; 3) социалистическая.

При применении вышеуказанной классификации к сфере гражданского судопроизводства, оно в соответствии с этими тремя семьями делится на три вида: романо-германское, англосаксонское и социалистическое, из чего и следуют те или иные особенности исполнительного производства указанных систем.

В основе классификации правовых систем в качестве главного критерия заложена степень влияния на них римского права. Соответственно, романо-германское право рассматривается как прямое следствие влияния римского права. Эта система присуща европейским (Франция, Германия, Италия) странам, распространена в Латинской Америке, в некоторых странах Ближнего Востока, а также в России.

В науке английского права двум видам гражданского судопроизводства даны и другие наименования. Романо-германская система называется также следственной, а англосаксонская — состязательной. Англосаксонское право свободно от влияния римского права и по своему происхождению и источникам основано на судебных прецедентах (прецедентном праве), которые возникают при осуществлении судебной деятельности в судах. В этой системе судебное решение, вынесенное по какому-либо делу, обязательно для равнозначных или нижестоящих судебных инстанций, рассматривающих подобные дела.

Читайте так же:  Ходатайство о рассмотрении дела без участия истца в арбитражный суд

Американское право относится к той же группе и основано на английском праве. Хотя правовые системы США и Англии схожи, исполнительное производство в этих странах различается. Если английскому правосудию (судебной деятельности) присущ консерватизм, то американское правосудие прошло самостоятельный путь длительного развития. Исполнительные производства в указанных системах (романо-германской и англосаксонской) различаются также в организационно-правовом смысле.

Если для Франции, Бельгии и стран континентальной Европы характерно, что принудительными исполнителями являются частные лица, работающие по лицензии, и управление системой принудительных исполнителей осуществляют территориальные и национальные палаты как органы самоуправления, то в США, в отличие от них, существует институт маршалов, который рассматривается как влиятельный правоохранительный орган системы государственных учреждений. Маршальская служба осуществляет не только исполнение судебных решений, но и обеспечивает безопасность судебных учреждений и участников судебного процесса и оказывает помощь Министерству обороны и Военно-воздушным силам США при транспортировке боеголовок тактических ракет на военные базы. Маршальская служба США имеет в своем составе отряды назначения, оснащена необходимым современным вооружением, специальными средствами, транспортными средствами разных видов и др.

Общим в процедурах исполнительного производства различных стран являются способы взыскания, как и ряд фундаментальных принципов исполнительного производства: равноправие сторон, гласность, государственный надзор за системой исполнительного производства и др.

Исполнительные производства двух систем объединяет также общность хозяйственно-правовых явлений: частная собственность, банковская система, товарноденежные отношения и либеральные способы организации. В конце концов, общим для всех является наличие имущества, на которое может быть обращено взыскание.

Основное различие в регламентации исполнительного производства двух указанных правовых систем заключается в разной степени влияния на их деятельность судебного надзора. Необходимо отметить, что уровень судебного надзора за исполнительной деятельностью более высок в странах континентальной Европы.

Опыт исполнительного производства показывает, что эффективность исполнения несопоставимо выше в тех странах, где осуществляющий их орган наделен силовым элементом. Организацию и эффективность исполнения в США или России нельзя сравнить со странами континентальной Европы (Франция, Италия, Польша), которые уступают им и в скорости, и в объеме исполнения.

Хотя для обеспечения взыскания с целью восстановления имущественных прав важное значение имеют социально-экономические, природные, географические, социально-психологические, идеологические, образовательные, культурные, бытовые и другие факторы, находящиеся в непосредственной связи с механизмом правового регулирования, тем не менее, даже самый совершенный закон не может действовать без принуждения. Подтверждением этому может служить опыт США и России.

К сожалению, в отечественной научной литературе не имеется сведений об исполнительном производстве в других странах, поэтому предметом анализа данной статьи будут материалы об исполнительном производстве тех стран, которые автору удалось разыскать.

Рассмотрим основные аспекты исполнительного производства в двух континентальных странах — Франции и Италии, а также в одной англосаксонской -США, сравнив их друг с другом. В качестве дополнения приводятся сведения об организации исполнительного производства в странах СНГ.

Исполнительное производство во Франции и Италии. Во Франции исторически сложилась система частного исполнения, когда полномочия принудительных исполнителей выполняются не государственными служащими, а лицами, которые получили лицензию от государства на данную деятельность и осуществляют ее самостоятельно. Профессия судебного исполнителя регламентировалась различными королевскими ордонансами, принимавшимися в 1556, 1667 г. и в 1813 г. при императоре Наполеоне. В настоящее время правовое положение судебного исполнителя определяется Ордонансом от 2 ноября 1945 г. Определенные изменения в системе исполнительного производства Франции произошли в 1992 г.

Принудительный исполнитель во Франции является должностным лицом, связанным с отправлением правосудия, но действующим в то же время как лицо свободной (или как принято говорить во Франции — либеральной) профессии. В этом плане принудительный исполнитель является свободным профессионалом, которому государство делегировало функции исполнения решений по гражданским делам, выносимых различными судами. Одновременно принудительный исполнитель — должностное лицо, поскольку получает свои полномочия от государства и имеет определенную монополию на ряд юридических действий, в частно -сти: исполнение судебного решения; вручение повесток, извещений; составление актов, имеющих доказательственное значение и другие.

Принудительный исполнитель во Франции является и помощником правосудия, в связи с чем он наделен монопольной функцией по уведомлению об актах, наряду с акционистами пользуется монополией на публичные торги (аукционы) движимого имущества, осуществляет полюбовное или судебное взыскание по долговым обязательствам, по просьбе частных лиц производит действия по закреплению доказательств, может представлять стороны в некоторых судах. Принудительный исполнитель также участвует в судебных заседаниях, обеспечивая под началом судьи соблюдение внутреннего порядка в зале суда.

Для того чтобы стать принудительным исполнителем, необходимо иметь диплом о юридическом образовании, пройти двухгодичную стажировку в конторе судебного исполнителя, успешно выдержать государственный квалификационный экзамен.

Стажировка включает практическую профессиональную работу и изучение теоретических дисциплин. Звание принудительного исполнителя присваивается приказом министра юстиции Франции, издаваемым по получении заключения прокуратуры данного территориального округа и Палаты принудительных исполнителей департамента. Получивший звание в течение месяца после своего назначения должен принести присягу перед судом большой инстанции того округа, при котором учреждена данная должность. При этом назначение возможно только на дол-

жность судебного исполнителя, которая уже существует либо создается государством вновь. Принудительный исполнитель пользуется правом представления Министерству юстиции своего преемника для получения согласия на его назначение. Таким образом, никто не может быть назначен на должность судебного исполнителя, если он не был избран своим предшественником в этой должности и не получил согласия министерства юстиции на назначение. Государство также контролирует финансовые аспекты назначения. На практике обладатель должности, представляющий своего преемника, получает вознаграждение за данную услугу в зависимости от экономического потенциала должности. Такой денежный выкуп называется «финансированием» должности. При назначении органы юстиции проверяют способность будущего обладателя должности вернуть заем, который ему пришлось взять, чтобы оплатить «финансирование» должности, исходя из объема ее документооборота и расчетной прибыли.

В качестве должностного лица принудительный исполнитель вручает повестки, исполняет судебные решения от имени государства, прибегая в том числе к помощи государственного принуждения. Принудительный исполнитель также вправе составлять проекты документов, составлять протоколы, имеющие значение доказательств, давать юридические консультации и совершать иные правовые действия. Акты и деятельность судебного исполнителя имеют публично-правовой характер, поэтому на него возлагается обязанность оказывать услуги столько раз, сколько в том возникнет потребность. Поэтому принудительный исполнитель не вправе выбирать себе клиентов (поскольку он не относится к числу частных юристов). Важной частью профессии является обязанность хранить профессиональную тайну о содержании вручаемых им процессуальных документов и начатых исполнительных процедур под угрозой привлечения к уголовной ответственности.

Принудительные исполнители практически не работают по одному, а объединяются в бюро, состоящее из нескольких исполнителей, а также сотрудников, обеспечивающих их работу. Принудительные исполнители обязаны работать и в выходные дни, в связи с чем один исполнитель из бюро должен работать в выходной для того, чтобы, например, исполнить приказ суда об аресте тиража газеты. Интересно, что основной объем исполнения приходится на должников-безработных, мелких предпринимателей, которые брали кредиты и теперь не могут по ним расплатиться.

Принудительные исполнители в каждом департаменте организованы в департаментские палаты, которым поручено представлять профессию в органах суда и управления, а также обеспечивать соблюдение дисциплины и профессиональной этики. Поэтому такие департаментские палаты наделены дисциплинарными полномочиями, которые они осуществляют в отношении принудительных исполнителей своего департамента. Принудительных исполнителей в департаментской палате представляют избранные ими члены палаты, которые, в свою очередь, избирают председателя указанной палаты.

На уровне каждого апелляционного суда, в юрисдикции которых находится несколько департаментов, принудительные исполнители объединены в региональные палаты, которые представляют и защищают их интересы перед апелляционными судами. В частности, региональные палаты представляют принудительных исполнителей перед высшими магистратами апелляционных судов. Региональные палаты не являются вышестоящими по отношению к палатам департаментов, а дополняют деятельность последних. Состав региональной палаты избирается принудительными исполнителями каждого из департаментов, входящих в округ данного апелляционного суда, пропорционально численности исполнителей в данном департаменте. Среди полномочий региональных палат можно отметить организацию контроля и ревизий бухгалтерского учета в конторах принудительных исполнителей.

На общегосударственном уровне принудительные исполнители представлены Национальной палатой, состоящей из 32 членов, избранных департаментскими и региональными объединениями. Все члены Национальной палаты избираются на срок 6 лет коллегией выборщиков, состоящей из выборных членов региональных и департаментских палат. В Национальной палате принудительных исполнителей образуется бюро, включающее президента, вице-президента и казначея. Основные функции Национальной палаты принудительных исполнителей сводятся к обеспечению представительства данной профессии при органах государственной власти и управления, других либеральных профессиий (например, нотариусов, адвокатов), организация профессиональной подготовки, управление организациями, ведающими социальными и пенсионными вопросами, организация ежегодного конгресса принудительных исполнителей и другие.

Число должностей принудительных исполнителей ограничено и регулируется Министерством юстиции Франции. Принудительный исполнитель относится вместе с тем к числу лиц свободных профессий и осуществляет свою деятельность либо индивидуально в качестве физического лица, либо коллективно, вступив в объединение лиц свободных профессий, наделенное правами юридического лица.

Принудительные исполнители не получают заработной платы от государства, а взимают плату за осуществление полномочий, делегированных им государством, по установленным государством тарифам. Например, вручение документов в рамках процедуры принудительного исполнения тарифицировано государством и оплачивается за счет должника. В случае, если принудительный исполнитель оказывает юридические услуги, которые могут быть в равной степени предоставлены другими представителями юридических профессий, т.е. не носят монопольного характера (например, консультации, которые могут также дать адвокаты, нотариусы), его вознаграждение носит договорный характер и оплачивается обратившимся.

Осуществляя свои профессиональные обязанности от имени государства, принудительный исполнитель несет вместе с тем личную ответственность за юридические последствия своих действий. Так, принудительный исполнитель может быть привлечен к гражданской ответственности за халатность при вручении процессуальных документов позднее установленного срока, к уголовной ответственности — в случае хищения денежных средств клиентов и других случаях нарушения своих обязанностей. Имущественные риски профессии покрываются страховкой. Кроме гражданской и уголовной ответственности, возможно также привлечение к профессиональной (в армянском понимании — дисциплинарной) ответственности за несоблюдение правил профессиональной ответственности и этики. Инициатива в этом может исходить как от дисциплинарной комиссии при департаментской палате принудительных исполнителей, так и от Министерства юстиции Франции и его органов.

Интересной особенностью современной системы исполнительного производства Франции является также наличие других, особым образом организованных (либеральных по характеру своей деятельности) профессий, представители которых участвуют в исполнительных процедурах. Так, к их числу относятся комиссары-призеры как должностные лица, наделенные монополией на проведение публичных аукционов по продаже движимого имущества. Комиссары-призеры получают полномочия от имени государства, они организованы в сообщества на всех уровнях (от местного до национального), а их вознаграждение тарифицировано государством.

Следует отметить и общую особенность компетенции принудительных исполнителей Франции. Французская правовая система построена на разделении права на частное и публичное, соответственно, судебная организация отличается выделением судов по гражданским и уголовным делам, а также судей администра-

тивной юстиции, которые объединены в различные судебные системы. Соответственно, принудительный исполнитель не исполняет решений в пользу государства и вообще актов, принимаемых административными судами. Для этих целей существует особая система судебных исполнителей государственного казначейства, которые является государственными служащими.

Кроме того, в рамках общих судов особо выделен судья по исполнению, который вправе единолично разрешать споры, возникающие в результате выражения несогласия или создания помех к исполнению судебного решения, разрешать ходатайства об отсрочке исполнения и решать ряд других вопросов. При этом данный судья по исполнению не может вмешиваться в собственно исполнительные действия.

В Италии принудительное исполнение регламентируется в основном в ГПК.

Существенные вопросы в стадии исполнения разрешаются исполнительным судьей, судебным исполнителем, мировыми судьями. Интересно, что к числу исполнительных документов относятся также векселя и прочие ценные бумаги, обладающие равной с ними юридической силой. В соответствующем разделе ГПК Италии вопросы исполнительного производства регламентируются гораздо подробнее и детальнее, чем это имело место в ГПК РСФСР, а затем — в Законе РФ «Об исполнительном производстве» 1997 г. Так, в третьем томе ГПК Италии содержатся: понятие и характеристика исполнительных документов; процедуры принудительного отчуждения; отчуждения движимого и недвижимого имущества должника; отчуждения имущества должника, находящегося у третьих лиц; особенностей отчуждения неделимого имущества и т.д. Подробно раскрыт порядок проведения аукционов и решения ряда других вопросов принудительного исполнения.

В числе мер исполнения, представляющих интерес, можно отметить и судебное управление отчужденным имуществом. Такое имущество передается в управление одному или нескольким кредиторам, или уполномоченной организации, или самому должнику при наличии на то согласия со стороны всех кредиторов. Управляющий ежеквартально обязан предоставлять финансовые отчеты по результатам управления имуществом, а также вносить суммы, полученные в результате такого управления в порядке, определенном судьей. Доходы от управления имуществом распределяются между кредиторами по решению исполнительного судьи. В то же время любой из кредиторов вправе потребовать назначения нового аукциона для продажи описанного имущества.

В США процедура исполнения судебных актов осуществляется в соответствии с законодательством отдельных штатов. Согласно ст. 69 «а» Федеральных правил гражданского судопроизводства исполнение осуществляется в соответствии с практикой и процедурой того штата, в котором действует федеральный районный суд.

Поскольку регулирование исполнительного производства осуществляется на уровне штатов, то решения суда, вынесенные в одном штате, необходимо легализовать в другом штате, для чего установлены необходимые правовые процедуры. В одних штатах такая легализация происходит через предъявление иска на решение, а в других — прохождением регистрационной процедуры. Основанием для совершения исполнительных действий является исполнительный лист, который выдается клерком в суде либо в ряде штатов атторнеем, уполномоченным шерифом.

Таким образом, в отличие от стран континентальной системы, где в основном образована единая система исполнения, в США таковая отсутствует. Так, исполнением решений о конфискации в пользу правительства США занимается Маршальская служба США. Решения по частным искам исполняются шерифами либо иными должностными лицами в соответствии с законодательством того либо иного штата.

Значительная роль в исполнении решения принадлежит адвокату взыскателя, который должен заниматься практической работой по сбору необходимой информации об имуществе должника. Кроме того, допускается сбор долгов без использования судебной процедуры.

В США действия сборщиков долгов регулируются Законом о честных методах сбора долгов от 1978 г. Сборщики долгов получают от 30 до 50 % комиссионных, что является для них достаточным стимулом. Взыскание долгов осуществляется самыми различными способами, принуждая должника заплатить без обращения к суду. Вместе с тем сборщик долгов поставлен в определенные рамки, и на его деятельность установлены довольно существенные ограничения. Сборщик долгов не имеет права: беспокоить должника в неурочное время (с 21 часа до 8 утра) без его согласия; посещать должника по месту его службы, если начальство или наниматель возражают против этого; рассказывать кому-либо о задолженности и обращаться по проблеме долга к третьим лицам, за исключением адвоката должника.

Таким образом, исполнительное производство в различных странах (на примере рассмотренных) характеризуется достаточно подробной регламентацией совершаемых исполнительных действий, что, в общем-то, оправданно в силу процедурной составляющей указанного законодательства. Тем самым обеспечивается единство подходов и правового регламента, снижение возможности появления коллизий и противоречий между собственно исполнительным и иным законодательствами.

1. Аристотель. Политика. — М., 2002. — С. 230.

2. ЧайкаЮ.Я. За единое правовое пространство // Российская юстиция. — 2004. № 2. — С. 5.

3. Винниченко Н.А. Об актуальных вопросах деятельности судебных приставов на этапе реформирования федеральных органов исполнительной власти // Юстиция. — 2005. № 1.

4. Обращение взыскания на имущество коммерческих организаций / Под ред. В.В. Яркова.

— СПб., 2006. — С. 62-85.

5. Информация о пресс-конференции директора ФССПН. А. Винниченко // Российская газета. 2007. 10 августа. — С. 1-2.

ПРОБЛЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ И ПРАВОВЫХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ В РОССИЙСКОМ ТЕХНОЦЕНОЗЕ

Современное развитие общества представляет собой процесс комплексного взаимодействия различных факторов внутреннего и внешнего характера. Основными из них являются конкуренция и порождаемая ею конкурентная среда, которые порождают и поддерживают постоянное напряжение в обществе и между отдельными странами, их блоками и союзами. Складывается противоречивая картина глобализации, которая, с одной стороны, демонстрирует стремление людей к мирному сотрудничеству, а с другой, — порождает дезинтегративные процессы, ведущие к появлению новых вызовов и угроз в социо-культурном пространстве глобализирующегося мира.

Конкуренция, которая является движущей силой рыночной экономики, имеет и другие стороны, связанные с ростом напряженности экономических и нацио-