Федеральный закон о закупке у единого поставщика

Закупка у единственного поставщика увеличена до 300 тыс. рублей

Закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» претерпел множество изменений. Значительная часть из них вступит в силу с 01.07.2020. В частности, изменится следующее.

Лимит закупки у единственного поставщика утроен

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае приобретения товаров, работ или услуг на сумму, не превышающую 300 тыс. рублей (ранее – 100 тыс. рублей).

При этом ограничение годового объема таких закупок остается без изменений:

  • не более 2 млн рублей;
  • или не больше 5 процентов совокупного годового объема закупок заказчика, но до 50 млн рублей.
  • Лимит закупки для культуры, образования и науки увеличен

    Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком – государственным или муниципальным учреждением культуры (зоопарком, планетарием, парком культуры и отдыха, заповедником, ботаническим садом, национальным, природным, ландшафтным парками, театром, концертной площадкой, телерадиовещательным учреждением, цирком, музеем, домом культуры, дворцом культуры, центром народного творчества, домом ремесел, клубом, библиотекой, архивом), образования или науки на сумму до 600 тыс. рублей (ранее – 400 тыс. рублей).

    При этом годовой объем таких закупок не должен превышать:

  • 5 млн рублей (ранее такой критерий отсутствовал);
  • или не более 50 процентов совокупного годового объема закупок, но не более 30 млн рублей (ранее – 20 млн рублей).
  • Обоснование закупки у единственного поставщика отменят

    Сейчас в законе прописано, что в случае осуществления закупки у единственного поставщика для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика, а также цену контракта и иные его существенные условия.

    Данную норму исключат. Вместо нее будет прописано с 31.07.2020, что извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя не требуется.

    Новые основания пересмотреть условия контракта с единственным поставщиком

    По соглашению сторон будет позволено изменить существенные условия контракта, если закупаются, например:

  • услуги по содержанию, ремонту, охране помещений, переданных заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление;
  • коммунальные услуги, услуги по газоснабжению, подключению к сетям;
  • услуги естественных монополий;
  • услуги по управлению многоквартирным домом;
  • электроэнергия или услуги по энергоснабжению;
  • аренда нежилых зданий и помещений.
  • Планы закупок отменят

    В настоящее время ст. 17 закона № 44-ФЗ посвящена планам закупок, которые должны составляться наряду с планами-графиками. С 01.10.2020 эту статью целиком отменят.

    При этом правительство должно установить единые требования:

  • к форме планов-графиков;
  • к правилам их формирования, утверждения и изменения;
  • к порядку размещения планов-графиков в единой информационной системе.
  • Сроки и суммы аукционов изменяются

    Заказчик должен разместить в ЕИС извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в нем, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 300 млн рублей (ранее – 3 млн рублей), в случае с контрактом на строительство, реконструкцию, капремонт, снос объектов капстроительства – до 2 млрд рублей.

    Максимальный срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе – 3 рабочих дня (сейчас – 7 календарных дней).

    Цена этапа должна быть пропорциональна снижению НМЦК

    При заключении контракта, проектом которого предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа должна устанавливаться в размере, сниженном пропорционально уменьшению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.

    В настоящее время подобное правило отсутствует.

    Контракт с неизвестным объемом должен содержать правила его определения

    Если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом требований к предельной цене товара и нормативных затрат на свое обеспечение должен определить начальную цену единицы товара и максимальное значение цены контракта.

    Контракт в таком случае должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

    В настоящее время подобные правила отсутствуют.

    Можно поменять вид строительных работ по контракту

    Изменить существенные условий контракта будет допустимо при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (ранее можно было менять только объем). При этом по-прежнему допускается изменить цену контракта не более чем на 10 процентов.

    Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»

    Закупка у единственного поставщика по 44?ФЗ: что нужно учитывать

    Закупка у единственного поставщика — один из способов определения поставщика, который позволяет приобрести товары у известного заказчику продавца без конкурентных торгов в максимально короткие сроки. В статье рассмотрим особенности проведения закупки у единственного поставщика и разберем актуальные примеры.

    Необходимо повысить квалификацию? Зарегистрируйтесь на онлайн-курс для руководителей организаций «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ». Вы получите необходимые знания и удостоверение о повышении квалификации 40 ак. часов.

    Что такое закупка у единственного поставщика

    Закупка у единственного поставщика — это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).

    Обратите внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ).

    В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

    Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

    Указанный перечень содержит более 50 различных оснований, среди которых наиболее популярные у заказчиков:

  • осуществление закупки товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
  • осуществление закупки на сумму, не превышающую 300 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93);
  • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
  • закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной или в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93);
  • случаи, когда открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, повторный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений признаны несостоявшимися (п. 25-25.3 ч. 1 ст. 93).
  • Остановимся на некоторых типах закупок у единственного поставщика.

    Малые закупки

    Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги на сумму не более 300 тыс. рублей. Закон № 44-ФЗ устанавливает условие: годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 2 млн рублей или 5% совокупного годового объема закупок заказчика (если 5% более 2 млн руб.) и не должен составлять более 50 млн рублей. Указанные ограничения не применяются в отношении закупок для муниципальных нужд сельских поселений.

    Важно: закупки на сумму до 300 тыс. рублей не ограничены правилом об одноименных товарах.

    Пример. В марте текущего года заказчик заключает контракт на поставку оргтехники в офис на сумму 90 тыс. рублей. В апреле этого же года он вправе закупить необходимый товар у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 300 тыс. рублей.

    При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не имеет значения при условии, что такие закупки не будут иметь признаки « дробления » и годовой объем закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не превысит 2 млн рублей или 5% от совокупного годового объема закупок и составит при этом не более 50 млн руб.

    Закупки малого объема очень популярны среди заказчиков из-за своей простоты:

  • Во-первых, их не нужно отражать в плане-графике в полном объеме. Информация о таких закупках отражается одной общей суммой за год, без указания сведений по каждой закупке.
  • Во-вторых, извещение о проведении такой закупки не размещается в единой информационной системе.
  • В-третьих, по таким закупкам не нужно вносить сведения в реестр контрактов.
  • Неконкурентная процедура

    В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?

    Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся по причине подачи всего одной заявки или признания только одной заявки соответствующей требованиям, заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24–25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

    Важно: когда закупка у единственного поставщика невозможна (например, при превышении установленных лимитов совокупного годового объема закупок), заказчик может провести открытый конкурс или электронный аукцион (ст. 54.1, 59), а также запрос котировок или запрос предложений в электронной форме (ст. 87.1, ст. 83.1).

    Согласовывать закупку у единственного поставщика с контрольным органом по итогам несостоявшихся процедур, как правило, не нужно. Исключение — несостоявшийся запрос предложений в электронной форме (п. 25 ч. 1 ст. 93).

    При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.

    Преимущества закупки у единственного поставщика

  • Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
  • Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
  • Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при конкурентных процедурах.
  • Заказчику не нужно выделять большие ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.
  • Недостатки закупки у единственного поставщика

  • Заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе.
  • Заказчику сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, в открытом конкурсе в электронной форме, из-за отсутствия конкуренции.
  • ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона. Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.
  • Форс-мажор

    Нередки случаи, когда заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Но далеко не все обстоятельства попадают под определение форс-мажоров.

    Как узнать, что является форс-мажором, а что нет? Обратиться к ГК РФ (ст. 401), определяющему, какие обстоятельства являются чрезвычайными и непредотвратимыми. Другие случаи, например некачественное выполнение обязанностей или плохие погодные условия (если они не являются аномальными), к ним не относятся.

    Далее — несколько примеров.

    Пример 1. Конец финансового года

    Заказчику выделили бюджетные средства в конце финансового года, и времени для проведения конкурентных процедур недостаточно. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на Закон № ФЗ-44 (п. 9 ч. 1 с. 93)?

    Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ, при закупке ТРУ, необходимых для ликвидации последствий аварии, чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком. Но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

    В свою очередь, недостаток времени сам по себе не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости. Поэтому такие действия заказчика будут неправомерными.

    На практике Минэкономразвития России, ФАС России и арбитражные суды не признают поступление денежных средств в конце финансового года обстоятельством непреодолимой силы.

    Пример 2. Профилактика

    Заказчик узнал о чрезвычайной (аварийной) ситуации на подведомственном ему объекте. Вправе ли они заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?

    Если обстоятельства непреодолимой силы на момент заключения отсутствуют, то заказчик не может заключить контракт с единственным поставщиком, так как сама по себе возможность возникновения чрезвычайной ситуации не свидетельствует об объективном наличии такого обстоятельства.

    На практике арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, имелись ли обстоятельства непреодолимой силы (аварийная ситуация) на момент заключения контракта.

    В данном случае заказчику целесообразнее провести конкурентную закупку.

    Пример 3. Контракт после аварии

    Авария на подведомственном объекте уже произошла. И заказчик спустя длительное время после аварии, заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Правомерны ли в этом случае его действия?

    Читайте так же:  Подать заявление в суд сколько стоит

    Если для проведения конкурентных процедур времени было достаточно, то контролирующие органы могут расценить действия заказчика как неправомерные. Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком при закупке работ, необходимых для ликвидации последствий аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно. Поэтому если заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации, возникшей задолго до этого, то он нарушает требования законодательства о контрактной системе.

    Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, было ли у заказчика время осуществить закупку конкурентным способом.

    Процедура проверки контролирующим органом

    При осуществлении закупки у единственного поставщика (п. 6 9, 34, 50 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ) заказчик обязан уведомить контрольный орган в срок не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта. Уведомление о такой закупке направляется в ФАС, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К уведомлению нужно приложить копию заключенного контракта с обоснованием его заключения.

    Регламента проведения проверки заключения контракта не предусмотрено. Как правило:

    1. Сотрудник контролирующего органа рассматривает поступившее уведомление и оценивает действия заказчика по заключению контракта на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ.
    2. По итогам проверки подготавливает докладную записку.
    3. В случае отсутствия нарушений Закона № 44-ФЗ в действиях заказчика информирование последнего процедурой не предусмотрено.
    4. Если обнаружены нарушения — контролирующий орган организует внеплановую проверку, о которой заказчик обязательно будет уведомлен.

    Расчет и обоснование цены в закупке у единственного поставщика

    В некоторых случаях при осуществлении закупки у единственного поставщика (по п. 3, 6, 9, 11, 12,18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) заказчик обязан определить и обосновать цену контракта (ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

    При осуществлении такой закупки обоснование цены включается в текст контракта.

    Выводы

    1. Заказчик не всегда может сделать выбор в пользу неконкурентной процедуры.
    2. Заказчикам необходимо помнить об ограничениях и соблюдать все законодательные регламенты, внимательно изучая формулировки и вникая в их тонкости.
    3. Поставщикам до заключения контракта нужно внимательно вычитать его текст, проанализировать информацию, обратить внимание на детали.
    4. И для заказчика, и для поставщика важно, чтобы контракт был заключен с соблюдением всех установленных условий и ограничений, иначе заключение контракта будет признано неправомерным.
    5. Регистрируйтесь на онлайн-курс « Управление государственными и муниципальными закупками » . Программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

      Закупки у единственного поставщика

      Закупки у единственного поставщика – один из самых распространенных способов закупок как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ. При всем удобстве этой формы закупок, у нее есть серьезный минус: риск привлечь внимание контролирующих органов к закупке.

    6. возможность для заказчика заключить контракт с известным поставщиком
    7. минимальные издержки на процедуру, простота по сравнению с конкурентными способами выбора поставщика
    8. недостаточная экономия средств (отсутствие конкуренции)
    9. риск претензий со стороны контрольных органов
    10. Закупки у единственного поставщика — неконкурентный способ определения поставщика, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика.

      Закупки у единственного поставщика являются правом, а не обязанностью заказчика (исключение составляют только закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ). Такие закупки имеют преимущество в простоте и скорости, а также используются в случаях, когда сумма контракта незначительна. Как провести заказчику закупки у единственного поставщика, ничего нет нарушив? Закупки у единственного поставщика в рамках Федерального закона 44-ФЗ от 05.04.2013 г. “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” регламентированы статьей 93. Закупать товары (работы, услуги) у единственного поставщика нельзя, если такая закупка не указана в перечне случаев, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ.

      Закупку у единственного поставщика в рамках 223-ФЗ также порой называют прямой закупкой. Как провести закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика? В зависимости от того, кто проявляет инициативу по сделке, закупка может осуществляться путем направления предложения о заключении договора конкретному поставщику, или принятия предложения о заключении договора от одного поставщика без рассмотрения конкурирующих предложений.

      Случаи осуществления прямой закупки, порядок проведения и согласования закупок у единственного поставщика, а также порядок заключения и исполнения договора устанавливает сам заказчик в своем Положении о закупке (ч.2 ст.2 223-ФЗ). Положение о закупке — документ, который регламентирует всю закупочную деятельность заказчика. Внимательно изучите Положение о закупке заказчика, прежде чем предпринимать какие-нибудь действия.

      Согласно ч. 15 ст. 4 223-ФЗ заказчик вправе не размещать в единой информационной системе (ЕИС) сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. рублей. Если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. рублей, заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. рублей.

      Если закупка у единственного поставщика превышает 100 (или 500) тыс. рублей, заказчик должен разместить информацию об этой закупке в ЕИС.

      Самые распространенные варианты закупок у единственного поставщика по 223-ФЗ:

      1. Малая стоимость продукции (работ, услуг), когда применение конкурентных способов закупки невыгодно; 2. Наличие необходимой продукции только у одного поставщика (Федеральный закон от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»); 3. Поставщик является обладателем исключительных прав в отношении данной продукции; 4. Ранее проведенная закупка, осуществленная конкурентным способом, не состоялась; 5. Срочная потребность в продукции (чрезвычайные ситуации, аварии и т.д.).

      Закупка у единственного поставщика по 44 ФЗ

      Действующим законодательством в области осуществления госзакупок предусматривается целый ряд процедур конкурентного определения поставщиков. Однако в определенных случаях допускается применение и неконкурентных способов.

      Подробно о закупке у Единственного поставщика по 44 Федеральному закону

      ^ Перед прочтением обязательно посмотрите видео ^

      Закон № 44-ФЗ раскрывает такое понятие как Закупка у единственного поставщика, под которой понимается заключение контракта путем направления заказчиком предложения конкретному исполнителю. Данная процедура сводится не к выбору наиболее предпочтительного предложения, полученного от нескольких поставщиков, а о праве заказчика заключить госконтракт, минуя торги.

      Когда проводится Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ

      Случаи применения данной процедуры строго регламентированы статьей 93 Закона № 44-ФЗ и допускаются в отношении определенных видов закупок, так как при таком способе определения поставщика возможно возникновение целого ряда коррупционных составляющих.

      Сумма закупки

      Одним из наиболее распространенных случаев закупки у единственного поставщика является заключение контракта в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, позволяющим совершить разовую закупку на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей. При этом Закон № 44-ФЗ не содержит каких-либо разъяснений относительно предмета закупки и количестве контрактов, заключаемых с одним и тем же исполнителем. Общий объем закупок, осуществляемый таким способом, не должен превышать двух миллионов рублей или пяти процентов от общего объема закупок заказчика и в совокупности не более 50 миллионов рублей в год.

      ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее.

      Применение Закупки у единственного поставщика в рамках 44-ФЗ

      Возможность осуществления закупки у единственного поставщика предусмотрена законом в первую очередь для того, чтобы дать право заказчикам заключить прямой договор там, где проведение конкурентных процедур невозможно или по каким-либо причинам является нецелесообразным.

      Например, данный способ закупок допускается в следующих случаях.

      • закупка работ и услуг в области капитального строительства и ремонта объектов недвижимости (в том числе авторский контроль на стадиях разработки проектной документации и строительства);
      • контракты на покупку уникальных культурных ценностей, произведений искусства, музыкальных произведений;
      • закупка коммунальных услуг, услуг электро- и теплоснабжения;
      • закупка товаров и услуг у компаний, относящихся в соответствии с действующим законодательством к субъектам естественных монополий;
      • контракты на покупку земельных участков и объектов недвижимого имущества;
      • заключение договоров аренды недвижимости для обеспечения государственных нужд;
      • закупки в области военной сферы и сферы обеспечения обороноспособности страны (в связи с необходимостью соблюдения режима сохранения государственной тайны и отсутствия конкурентной среды в данном сегменте);
      • закупки в области обеспечение визитов иностранных делегаций и представительств;
      • некоторые виды закупок в области культуры и спорта;
      • закупки лекарственных препаратов? предназначенных для назначения пациенту при наличии медицинских показаний.
      • Особые случаи

      • Особым случаем Закупки у единственного поставщика является заключение госконтрактов в отношении поставок для обеспечения мероприятий по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, когда применение аукционов невозможно в связи с длительностью процедуры (пункт 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ).
      • Также такой способ госзакупок проводится в случае признания проведенных процедур конкурентного открытого или закрытого отбора поставщиков несостоявшимися и публикации их результатов на портале госзакупок. В данном случае госконтракт заключается напрямую с участником конкурса, удовлетворяющим требованиям извещения, на условиях, предусмотренных документацией о закупке (пункты 24 и 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ).
      • В отдельных случаях закупки в данной форме проводятся в соответствии с постановлениями и решениями правительства РФ, определяющих конкретного поставщика и перечень приобретаемых товаров и услуг (пункт 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ).
      • Краткие выводы о неконкурентной закупке

        Таким образом, Закупка у единственного поставщика по 44 ФЗ позволяет существенно облегчить поиск исполнителей и сокращает время на заключение госконтракта. Однако применение такой процедуры возможно строго в оговоренных законодательством случаях и не способствует заключению контрактов на наиболее выгодных для государства условиях, так как возможности влияния на цену существенно ограничены.

        Закупка у единственного поставщика: отвечаем на злободневные вопросы наших читателей. Часть 15

        Татьяна Вихрова,
        старший специалист учебно-методического отдела Учебного центра Ассоциации электронных торговых площадок

        Закупки у единственного поставщика привлекательны для заказчиков относительной простотой своей процедуры, однако нередко в ходе их организации и осуществления возникают затруднения. Татьяна Вихрова, старший специалист учебно-методического отдела Учебного центра Ассоциации электронных торговых площадок, ответит на самые злободневные вопросы наших читателей.

        В 2013 году мы заключили контракт на текущий год по правилам ранее действовавшего Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Предметом этого контракта была закупка хозяйственных товаров. В настоящее время возникла необходимость приобретения дополнительной партии хозяйственных товаров. Можем ли мы заключить договор с единственным поставщиком на сумму до 100 тыс руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), или это будет признано искусственным дроблением закупки и нам необходимо проводить торги с использованием конкурентных способов определения поставщика?

        КГБУЗ Бирилюсская РБ

        Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд:

        Да, можете. Заказчики имеют право заключать договоры с единственным поставщиком на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее – Закон № 44-ФЗ). При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта, не должен превышать 2 млн руб. или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб. В то же время, при заключении таких договоров не требуется составление отчета о невозможности и нецелесообразности использования другого вида закупки (ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

        Норма о закупке товара на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., не устанавливает конкретных случаев ее применения. Иными словами, данное правило применимо и к закупке хозяйственных товаров, как в Вашем случае.

        Таким образом, можно сделать вывод, что нормы об осуществлении закупки у единственного поставщика могут применяться Вами в отношении любых объектов закупок, независимо от того, какие контракты и по правилам какого закона Вы заключали ранее.

        На участие в электронном аукционе было подано две заявки, и по результатам рассмотрения их первых частей обе заявки были допущены к участию в аукционе. По результатам изучения вторых частей заявок было установлено, что только одна из них соответствует требованиям аукционной документации (ч. 13 ст. 69 Закона № 44-ФЗ). В связи с этим электронный аукцион признан несостоявшимся, и нам необходимо заключить контракт с единственным поставщиком. Должны ли мы согласовывать заключение этого контракта с контрольным органом?

        Да, в соответствии с ч. 3.1 ст. 71 Закона № 44-ФЗ Вам потребуется согласовать заключение контракта с контрольным органом. Напомню, в качестве такого органа при закупках для федеральных нужд выступает ФАС России, при закупках в рамках государственного оборонного заказа – Рособоронзаказ, при закупках для муниципальных нужд или нужд субъекта федерации – уполномоченный контрольный орган муниципального образования или субъекта федерации соответственно.

        МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

        Узнать, какая административная ответственность ожидает заказчика в случае превышения годового объема закупок у единственного поставщика, а также получить разъяснения по другим интересующим вопросам можно из ответов экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ.

        Обращение заказчика о согласовании заключения контракта должно быть направлено в контрольный орган в 10-дневный срок с даты размещения в единой информационной системе (а до ее создания – на Едином портале госзакупок) протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика несостоявшимся.

        Условия заключения контракта должны быть предусмотрены документацией о закупке, а цена предложена участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта; цену контракта, указанную соответствующим участником в заявке или предложенную им в ходе проведения электронного аукциона.

        Муниципальным договором осуществления строительных работ предусмотрены обязанность заказчика по проведению строительного контроля и обязанность подрядчика компенсировать затраты заказчика на строительный контроль. Возможно ли заключение трехстороннего договора по Закону № 44-ФЗ на сумму до 100 тыс. руб., по которому муниципальный заказчик по договору осуществления строительных работ заключает с контролирующей организацией договор на строительный контроль, а оплачивает услуги по контролю подрядчик?

        Да, Вы вправе заключить трехсторонний договор на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Государственный и муниципальный контракт – это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных или муниципальных нужд (п. 8 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 ГК РФ (ч. 2 ст. 420 ГК РФ).

        Поскольку государственный (муниципальный) контракт является разновидностью договора, полагаю, что он может носить трехсторонний характер.

        Включаются ли закупки на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, в совокупный годовой объем закупок?

        Государственное бюджетное учреждение «Автобаза Президента, Парламента и Правительства Республики Саха (Якутия)»

        Все зависит от того, как организована командировка. Если при направлении работника в служебную командировку Вы заключили контракт с единственным поставщиком (п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), то такая закупка включается в расчет совокупного годового объема закупок. Речь идет об обеспечении работнику проезда к месту служебной командировки и обратно, найме жилого помещения, транспортном обслуживании, обеспечении питанием. Сведения о закупке, произведенной в соответствии с этой нормой, указываются в плане закупок, плане-графике, а также в реестре контрактов.

        Если же работник занимается организацией командировки самостоятельно, а работодатель впоследствии компенсирует ему расходы на проезд, проживание и питание, применяется другое правило. Возмещение работнику по правилам трудового законодательства командировочных расходов в денежной форме не является закупкой и, соответственно, не подлежит включению в план закупок и в совокупный годовой объем закупок. Данная позиция подтверждена письмом Минэкономразвития России и Минфина России от 5 августа 2014 года № 18505-ЕЕ/Д28и № 02-02-04/39043.

        Водители автотранспортного предприятия часто выезжают в командировки на машинах, находящихся на балансе у предприятия. Если в пути машина сломалась, и водитель вынужден оплатить расходы за наличные средства в ближайшем автосервисе, можно ли в дальнейшем оформить эти расходы как закупку у единственного поставщика?

        Государственное бюджетное учреждение «Автобаза Президента, Парламента и Правительства Республики Саха (Якутия)»

        Нет, Вы не можете оформить расходы водителя на покупку запчастей для служебной машины, которая сломалась в пути, как закупку у единственного поставщика. Такая покупка не может служить основанием для заключения контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку (п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

        Осуществить закупку запчастей для служебной машины заказчик может, заключив договор на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. Общая стоимость таких договоров не должна превышать 2 млн руб. в год или не должна превышать 5% от совокупного годового объема закупок и составлять более чем 50 млн руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

        Годовой объем закупок составляет 1,5 млн руб., при этом мы хотим осуществить все закупки у единственного поставщика (то есть годовой объем закупок не превысит в таком случае 2 млн руб.).Ограничена ли такая возможность максимальной долей закупок у единственного поставщика в годовом объеме закупок какими-либо специальными требованиями?

        Фатюшин Александр Анатольевич

        Нет, каких-либо специальных ограничений, в том числе содержащихся в подзаконных актах, нет. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик самостоятельно принимает решение о том, какой показатель будет использоваться при определении совокупного годового объема закупок, осуществляемых у единственного поставщика (5% от совокупного годового объема закупок или 2 млн руб.).

        Таким образом, если весь Ваш совокупный годовой объем закупок не превышает 2 млн руб., Вы вправе осуществить все Ваши закупки у единственного поставщика на основании данного пункта. При этом стоимость каждого контракта не должна превышать 100 тыс. руб.

        Включается ли сумма договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком, заключаемого в соответствии с п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в совокупный годовой объем закупок?

        читатель под ником «topaz-tn»

        Все зависит от того, для каких целей заказчик производит совокупный годовой объем закупок. К сожалению, формулировка вопроса не позволяет это определить, поэтому рассмотрим общее правило и исключение, применяемое для расчета совокупного годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

        Под совокупным годовым объемом закупок понимается утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году (п. 16 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Совокупный годовой объем закупок рассчитывается для решения вопроса о необходимости создания контрактной службы, определения поставщика и других целей. Таким образом, по общему правилу все закупки заказчика включаются в совокупный годовой объем закупок, независимо от основания, на котором заключается контракт.

        Однако если Вы производите расчет для определения объема закупок, которые заказчик обязан осуществить, предоставив преимущества для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со ст. 30 Закона № 44-ФЗ (исключение), применяется другой порядок расчета совокупного годового объема закупок.

        Напомню, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, путем проведения конкурентных процедур (аукционов в электронной форме, конкурсов, запросов котировок и запросов предложений). При этом в расчет совокупного годового объема закупок не включаются следующие закупки:

      • для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
      • услуг по предоставлению кредитов;
      • у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;
      • работ в области использования атомной энергии;
      • при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей (ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).
      • Таким образом, если Вы определяете совокупный годовой объем закупок у субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, то в такой расчет не включаются закупки, осуществляемые у единственного поставщика (в том числе закупки электрической энергии у гарантирующего поставщика). В иных случаях в расчет совокупного годового объема закупок включаются все закупки независимо от основания, на котором заключается контракт.

        В 2013 году мы провели торги по действовавшему на тот момент Федеральному закону от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на приобретение автомобильных запчастей. Победителем был признан поставщик из другого города, с которым мы и заключили контракт. Однако работать с ним оказалось не совсем удобно из-за большого расстояния между нашими городами. В настоящее время у нас появилась возможность заключить договор на приобретение запчастей на сумму до 100 тыс. руб. с местным поставщиком. Имеем ли мы право это сделать, не расторгая контракт с первым поставщиком?

        Да, Вы можете это сделать. Заказчик вправе осуществить закупку товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. ( п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 2 млн руб. или 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб. Стоит отметить, что номенклатура товаров, работ или услуг, которые заказчик имеет право приобретать на основании данного пункта, не установлена. Также не ограничено право на заключение контракта с единственным поставщиком при наличии более ранних контрактов с аналогичным предметом, исполнение которых не завершено.

        Таким образом, Вы можете приобрести запчасти на сумму до 100 тыс. руб., если установленный данным пунктом Закона № 44-ФЗ годовой лимит на осуществление закупок у единственного поставщика не превышен.

        Нашей организации были выделены денежные средства на покупку мебели в размере 150 тыс. руб. Необходимо закупить разную мебель, но ни у одного из продавцов всех необходимых предметов мебели в ассортименте нет. Можем ли мы закупить мебель у разных поставщиков договорами до 100 тыс. руб. (то есть разбить общую сумму выделенных денег) или необходимо проводить конкурсные процедуры?

        Да, Вы имеете право заключить несколько контрактов независимо от объекта закупки (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Напомню, согласно данному пункту на заключение прямых договоров с единственным поставщиком стоимостью до 100 тыс. руб. Вы можете потратить не более 2 млн. рублей или не более 5% от совокупного годового объема закупок и не более 50 млн руб.

        Наш детский дом для умственно отсталых детей является учреждением социальной защиты населения, но имеет лицензию на предоставление образовательных услуг. В штате детского дома состоят воспитатели и педагоги, с детьми проводятся учебные занятия. Имеем ли мы право заключать контракты с единственным поставщиком до 400 тыс. руб. как образовательная организация, ссылаясь на п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ?

        Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – закон об образовании) разделяет понятия «образовательная организация» и «организация, осуществляющая обучение». Образовательная организация – это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (п. 18 ст. 2 закона об образовании). Организация, осуществляющая обучение, – это юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную в качестве дополнительного вида деятельности (п. 19 ст. 2 закона об образовании).

        Государственные или муниципальные образовательные организации имеют право заключить договор с единственным поставщиком на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

        Исходя из указанного, детский дом, для которого образовательная деятельность не является основной, не может быть признан образовательной организацией, и следовательно, не имеет права осуществлять закупки на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

        Однако для такой организации доступно заключение договоров с единственным поставщиком на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.

        Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: [email protected]

        Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем форуме.

        Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ и 223-ФЗ

        Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Сегодня речь пойдет о закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Это один из излюбленных способов закупки среди заказчиков, работающих, как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ. Об этом также свидетельствуют и статистические данные с официального сайта www.zakupki.gov.ru . За 2015 год по 44-ФЗ доля закупок у единственного поставщика составила 21,44% (2-е место среди всех закупок), а по 223-ФЗ — 46,90% (1 место среди всех закупок). Как вы видите цифры эти весьма внушительные. Поэтому нам, как поставщикам, необходимо детально разобраться в этом вопросе и понять, как стать для заказчика тем самым единственным поставщиком, с которым впоследствии и будет заключен контракт. Тема это достаточно большая, поэтому в этой статье мы рассмотрим лишь ключевые моменты. И так, давайте приступим…

        Содержание:

        1. Что значит закупка у единственного поставщика?

        Прежде чем детально разбираться в теме нашей сегодняшней статьи, предлагаю начать с определения.

        Закупка у единственного поставщика — неконкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика.

        Стоит отметить, что закупка у ЕП является правом, а не обязанностью заказчика (исключение составляют лишь закупки у ЕП при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ). Закупки у ЕП привлекают заказчиков своей относительной простотой и небольшими временными затратами. Закупка у ЕП используется во всех случаях, когда сумма контракта является незначительной и не установлены какие-либо дополнительные ограничения.

        2. Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ

        Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” регламентированы статьей 93.

        За время существования 44-ФЗ эта статья неоднократно подвергалась различным изменениям и дополнениям. Уверен, что она и дальше будет подвергаться правкам и корректировкам со стороны наших законотворцев. В связи с этим я буду периодически обновлять эту статью, чтобы она не теряла своей актуальности и несла пользу посетителям моего сайта.

        Случаи закупки у единственного поставщика

        Закупать товары (работы, услуги) у единственного поставщика нельзя, если такая закупка не указана в перечне случаев, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ. Перечень случаев, в которых закупка может осуществляться у ЕП, установлен в ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. В этом перечне в настоящий момент предусмотрено 45 случаев закупки у единственного поставщика. Перечислять их все в данной статье нет абсолютно никакого смысла, можете перейти по этой ссылке и самостоятельно с ними ознакомиться.

        Скажу лишь, что условно все эти случаи можно разделить на следующие группы:

      • Закупки в случае признания конкурентных процедур несостоявшимися;
      • Закупки, связанные со строительством (приобретением, арендой), а также ремонтом и содержанием имущества;
      • Закупки в сфере культуры, спорта, науки и образования;
      • Закупки в сфере медицины и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
      • Закупки коммунальных услуг, услуг электро- и теплоснабжения;
      • Закупки у субъектов естественных монополий;
      • Закупки в сфере государственного управления и обороны;
      • и иные случаи, в которых закупка может осуществляться у единственного поставщика.
      • Отдельно можно выделить разовые закупки товаров (работ, услуг) у единственного поставщика по выбору заказчика на сумму не более 100 тыс. руб. Годовой объем таких закупок (за исключением закупок для нужд сельских поселений) не должен превышать 2 млн. рублей или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

        Случаи согласования и уведомления контрольного органа о заключении контракта с единственным поставщиком

        В большинстве установленных 44-ФЗ случаев решение о заключении контракта с единственным поставщиком заказчик принимает самостоятельно без каких-либо согласований и уведомлений контрольного органа. Но в некоторых случаях такие согласования и уведомления необходимы. Ниже на схеме представлена информация о том, в каких случаях требуются согласования и уведомления, а в каких нет.

        Пошаговая инструкция закупки у единственного поставщика

        Ниже я привел пошаговую инструкцию для заказчиков по осуществлению закупки у ЕП. Поставщикам она, скорее всего, будет не нужна, но для полного представления о данной процедуре рекомендую все-таки с ней ознакомиться.

        Этап 1. Подготовка к проведению закупки у ЕП

        Шаг №1. Подготовка Приказа (или иного документа) об осуществлении закупки у единственного поставщика.

        Шаг №2. Подготовка обоснования соответствия ЕП требованиям закона и документации о закупке.

        Шаг №3. Подготовка обращения о согласовании заключения (возможности заключения) контракта с ЕП.

        Этап 2. Подготовка документов для проведения закупки у ЕП

        Шаг №4. Разработка и утверждение проекта контракта.

        Шаг №5. Выполнение расчета и обоснования цены контракта.

        Примечание: Согласно ч. 4 ст. 93 44-ФЗ при осуществлении закупки у ЕП (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта, за исключением случаев осуществления закупки у ЕП (подрядчика, исполнителя), при которых документальное оформление отчета, предусмотренного ч.3 ст. 93 44-ФЗ, не требуется.

        Шаг №6. Подготовка отчета с обоснованием заключения контракта с ЕП и нецелесообразностью проведения конкурентных способов закупки (до размещения извещения и заключения контракта).

        Примечание: Согласно ч. 3 ст. 93 44-ФЗ в случае осуществления закупки у ЕП (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Положения ч. 3 ст.93 44-ФЗ не распространяются на случаи осуществления закупки у ЕП (подрядчика, исполнителя), предусмотренные пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 — 21, 24 — 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45 ч.1 ст.93 44-ФЗ.

        Шаг №7. Подготовка и размещение в ЕИС извещения об осуществлении закупки у ЕП (размещается не позднее, чем за 5 дней до даты заключения контракта).

        Примечание: Извещение размещается при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 3, 6 — 8, 11 — 14, 16 — 19 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

        Этап 3. Заключение контракта с ЕП

        Шаг №8. Обращение в контрольный орган о согласовании заключения контракта с ЕП (до заключения контракта, в случаях осуществления закупки, предусмотренных п.п. 24 и 25 ч. 1 ст. 93).

        Т.е., когда не состоится процедура конкурентных способов закупки, поскольку только один участник подал заявку или подано несколько заявок, но соответствует всем требованиям извещения и документации только один участник.

        Примечание: Порядок согласования возможности заключения контракта с ЕП утвержден Приказом Министерства экономического развития РФ от 31 марта 2015 г. № 189 «Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)». В данном Приказе определено, что должно содержать обращение о согласовании и куда оно должно быть направлено. Установлен срок рассмотрения обращения (не более 10 рабочих дней) и причины отказа в согласовании.

        Шаг №9. Подписание контракта после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа по обеспечению исполнения контракта.

        Примечание: Согласно ч. 2 ст. 96 44-ФЗ заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в случаях осуществления закупки у ЕП, предусмотренных пунктами 4 — 11, 13 — 15, 17, 20 — 23, 26, 28 — 34, 40, 41, 44, 45 ч. 1 ст. 93.

        Этап 4. Уведомление контролирующего органа о заключении контракта с ЕП

        Шаг №10. Направление уведомления (с копией заключенного контракта и обоснованием его заключения) в контрольный орган (в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта).

        Примечание: В качестве контрольного органа при закупках для федеральных нужд выступает ФАС России, при закупках в рамках государственного оборонного заказа – Рособоронзаказ, при закупках для муниципальных нужд или нужд субъекта федерации – уполномоченный контрольный орган муниципального образования или субъекта федерации соответственно.

        Этап 5. Приемка товаров (работ, услуг)

        Шаг №11. Привлечение независимых экспертов (при приемке товаров, работ, услуг).

        Примечание: Согласно ч.4 ст. 94 44-ФЗ заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае, если закупка осуществляется у ЕП (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 — 9, 14, 15, 17 — 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 — 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

        Плюсы и минусы закупки у единственного поставщика

        Давайте для начала рассмотрим плюсы закупки у ЕП:

        1) возможность заключить контракт с известным заказчику поставщиком;

        2) минимальный риск нарушения процедуры заключения контракта (например, из-за возникновения технических сбоев);

        3) минимальные трудовые издержки на проведение процедуры;

        4) меньшая длительность и простота процедуры по сравнению с конкурентными способами определения поставщика.

        Минусы закупки у ЕП:

        1) недостаточная экономия бюджетных средств и не всегда высокое качество исполнения контракта;

        2) высокий риск возникновения претензий со стороны контрольных органов в связи с тем, что данный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств (риск сговора с поставщиком).

        Для того чтобы лучше закрепить выше изложенный материал, предлагаю вам посмотреть небольшое видео от “Что делать ТВ”. Хороший и понятный видеоролик за исключением прямой рекламы правовой системы “Консультант Плюс”. Но эта реклама абсолютно не влияет на ценность излагаемой информации.

        3. Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ

        Закупку у единственного поставщика в рамках 223-ФЗ также иногда называют прямой закупкой.

        В зависимости от инициативной стороны закупка у ЕП может осуществляться путем направления предложения о заключении договора конкретному поставщику, либо принятия предложения о заключении договора от одного поставщика без рассмотрения конкурирующих предложений.

        Случаи осуществления прямой закупки (закупки у ЕП), порядок проведения такой закупки, а также порядок заключения и исполнения договора устанавливает сам заказчик в своем Положении о закупке (ч.2 ст.2 223-ФЗ). Положение о закупке — документ, который регламентирует всю закупочную деятельность заказчика.

        Согласно ч. 15 ст. 4 223-ФЗ заказчик вправе не размещать в единой информационной системе (ЕИС) сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. рублей. В случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. рублей , заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. рублей. Из вышесказанного следует, что большая часть закупок, проводимых заказчиками и не превышающих 100 (500) тыс. рублей, является именно закупками у единственного поставщика. В таких случаях заказчики также имеют право не размещать в ЕИС сведения о закупке, в том числе извещение, документацию и протоколы закупки, что значительно облегчает жизнь заказчикам.

        В том случае, если закупка у ЕП превышает 100 (500) тыс. рублей, заказчик обязан разместить информацию о такой закупке в ЕИС (а до ввода ЕИС в эксплуатацию на официальном сайте www.zakupki.gov.ru ). Перечень необходимых сведений, размещаемых заказчиком в ЕИС (на официальном сайте) установлен в ст. 3 и 4 223-ФЗ. Порядок публикации документации о проводимой закупке на официальном сайте содержится в «Положении о размещении на официальном сайте информации о закупке», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. № 908.

        Самые распространенные случаи осуществления закупки у ЕП в рамках 223-ФЗ:

      • Незначительная стоимость приобретаемой продукции (работ, услуг), когда применение конкурентных способов закупки нецелесообразно;
      • Наличие необходимой продукции только у одного поставщика (Федеральный закон от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»);
      • Поставщик является обладателем исключительных прав в отношении данной продукции;
      • Ранее проведенная закупка, осуществленная конкурентным способом, не состоялась;
      • Срочная потребность в продукции (чрезвычайные ситуации, аварии и т.д.).
      • Информация для заказчиков: При проведении прямой закупки до 100 (500) тыс. рублей информация о такой закупке может не включаться в план закупок, однако такая информация должна быть включена в ежемесячный отчет и отчет Росстата. Закупка может быть проведена на основании распоряжения или приказа.

        Отчетность по закупкам у ЕП выделяется в отдельный раздел в составе общей ежемесячной отчетности, размещаемой на официальном сайте согласно ч.19 ст.4 223-ФЗ.

        ЕП фигурирует в форме 1 — закупки Росстата. Отчет сдается одни раз в полгода, сроком не позднее 25 июля и 25 января.

        4. Выводы и рекомендации

        В завершении сегодняшней статьи хочется заострить ваше внимание на нескольких моментах.

        Во-первых, закупки у единственного поставщика являются для заказчиков весьма привлекательной формой закупок, хотя и подвержены более пристальному вниманию со стороны контролирующих органов.

        Во-вторых, вам, как поставщику, необходимо внимательно ознакомиться со статьями 93-96 44-ФЗ, чтобы понять, закупаются ли ваши товары (работы, услуги) данным способом или нет. Дополнительно можно сделать небольшой мониторинг закупок на сайте www.zakupki.gov.ru .

        В-третьих, если вы планируете принимать участие в закупках в рамках 223-ФЗ, то вам необходимо внимательно изучить Положение о закупке того заказчика, в процедуре которого вы будете участвовать. Поскольку случаи закупки у ЕП каждый заказчик, работающий по 223-ФЗ, устанавливает для себя сам.

        В-четвертых, выполняйте свои обязательства перед заказчиками по заключенным контрактам в полном объеме и в установленный срок и тогда вероятность того, что в следующий раз заказчик обратится с прямым предложением о заключении контракта именно к вам, будет очень и очень высока.

        На этом все. Удачи вам и до встречи в новых статьях!

        Читайте так же:  Штраф по бдд