Договор с абхазией текст

Договор между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и стратегическом партнерстве

Российская Федерация и Республика Абхазия, именуемые в дальнейшем Договаривающимися Сторонами,

основываясь на Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Абхазия, подписанном 17 сентября 2008 года в г. Москве,

исходя из традиционных отношений дружбы и добрососедства, тесных исторических связей между своими народами, основанных на уважении, доверии и стремлении к взаимному сближению,

принимая во внимание новые глобальные и региональные вызовы и угрозы,

убежденные в том, что дальнейшее укрепление дружественных отношений, развитие многопланового взаимодействия, союзничества и стратегического партнерства между Российской Федерацией и Республикой Абхазия отвечают национальным интересам народов обеих стран, служат делу мира, безопасности и стабильности в Кавказском регионе,

подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций,

действуя в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права,

уважая демократические принципы, в том числе права человека и основные свободы,

выражая стремление жить в мире и добрососедстве с другими государствами,

совершая переход к качественно новому уровню межгосударственных отношений,

в целях укрепления государственного суверенитета Российской Федерации и Республики Абхазия, надежного обеспечения их территориальной целостности,

Договаривающиеся Стороны продолжат развитие двусторонних равноправных конструктивных отношений в целях достижения качественно нового уровня региональной безопасности, союзничества и стратегического партнерства, основанных на принципах взаимного уважения государственного суверенитета и территориальной целостности.

1. Конкретные этапы реализации настоящего Договора, порядок и источники их финансового обеспечения, мероприятия и сроки их выполнения устанавливаются:

отдельными соглашениями, которые Договаривающиеся Стороны заключают по предусмотренным статьей 3 настоящего Договора направлениям развития союзничества и стратегического партнерства;

отдельными протоколами, которые являются неотъемлемой частью настоящего Договора;

совместными решениями уполномоченных органов Договаривающихся Сторон.

2. Для реализации настоящего Договора Договаривающиеся Стороны не позднее одного месяца со дня его вступления в силу определяют уполномоченные органы.

Основными направлениями развития союзничества и стратегического партнерства являются:

проведение скоординированной внешней политики;

создание общего пространства обороны и безопасности;

формирование общего социального и экономического пространства;

содействие социально-экономическому развитию Республики Абхазия;

создание условий для полноценного участия Республики Абхазия в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, реализуемых по инициативе и (или) при содействии Российской Федерации;

сохранение общего культурного, духовного и гуманитарного пространства.

1. Договаривающиеся Стороны проводят скоординированную внешнюю политику, которая предполагает взаимный учет интересов Договаривающихся Сторон в различных сферах сотрудничества, информирование друг друга о совершаемых в этой связи действиях, а также тесно взаимодействуют в деле укрепления мира, повышения стабильности и безопасности в Кавказском регионе.

2. Российская Федерация будет всемерно способствовать укреплению международных связей Республики Абхазия, включая расширение круга официально признавших ее государств, и созданию условий для вступления Республики Абхазия в международные организации и объединения, в том числе в созданные по инициативе и (или) при содействии Российской Федерации.

Формирование общего пространства обороны и безопасности предполагает:

проведение консультаций по всем важным вопросам, затрагивающим интересы безопасности Договаривающихся Сторон, и согласование по ним общей позиции;

создание Объединенной группировки войск (сил) Вооруженных Сил Российской Федерации и Вооруженных Сил Республики Абхазия (далее – Объединенная группировка войск (сил) для отражения агрессии (вооруженного нападения) в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций и формирование органов управления Объединенной группировкой войск (сил);

совместные действия по охране государственной границы Республики Абхазия с Грузией, а также границ морских пространств, на которые распространяется суверенитет, суверенные права и юрисдикция Республики Абхазия.

1. Если одна из Договаривающихся Сторон подвергнется агрессии (вооруженному нападению) со стороны какого?либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия (вооруженное нападение) также против другой Договаривающейся Стороны.

2. В случае совершения акта агрессии (вооруженного нападения) против одной из Договаривающихся Сторон другая Договаривающаяся Сторона предоставляет ей необходимую помощь, включая военную, а также оказывает поддержку находящимися в ее распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций.

3. О мерах, принятых на основании настоящей статьи, Договаривающиеся Стороны незамедлительно извещают Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. При осуществлении этих мер Договаривающиеся Стороны придерживаются соответствующих положений Устава Организации Объединенных Наций.

1. Для отражения агрессии (вооруженного нападения) против любой из Договаривающихся Сторон не позднее одного года со дня вступления в силу настоящего Договора Договаривающиеся Стороны создают Объединенную группировку войск (сил), выделенных из состава Вооруженных Сил Российской Федерации и Вооруженных Сил Республики Абхазия.

2. В период непосредственной угрозы агрессии и в военное время командующий Объединенной группировкой войск (сил) назначается уполномоченным органом Российской Федерации, его заместитель – уполномоченным органом Республики Абхазия.

Наличие непосредственной угрозы агрессии, являющееся основанием для применения Объединенной группировки войск (сил), определяется согласованным решением уполномоченных органов Договаривающихся Сторон.

Решение о применении Объединенной группировки войск (сил) на территории Республики Абхазия согласовывается с Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Абхазия.

3. В мирное время организацию взаимодействия подразделений, выделенных в состав Объединенной группировки войск (сил), осуществляет оперативная группа из числа представителей, согласованных уполномоченными органами Договаривающихся Сторон.

4. Состав Объединенной группировки войск (сил), порядок ее формирования, функционирования, применения и обеспечения, а также порядок управления ею определяются отдельным соглашением, которое Договаривающиеся Стороны обязуются заключить не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

1. Для достижения оперативной (тактической) совместимости Вооруженных Сил Республики Абхазия с Вооруженными Силами Российской Федерации Договаривающиеся Стороны обязуются провести не позднее 3 лет со дня вступления в силу настоящего Договора модернизацию Вооруженных Сил Республики Абхазия, в том числе поэтапную унификацию стандартов военного управления, материально-технического обеспечения, денежного довольствия и социальных гарантий военнослужащих, а также совместно организовать подготовку Вооруженных Сил Республики Абхазия и оснащение Вооруженных Сил Республики Абхазия современными видами вооружения.

2. Финансирование расходов, связанных с реализацией мероприятий, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется Российской Федерацией в порядке, определяемом отдельным соглашением, которое Договаривающиеся Стороны обязуются заключить не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

1. Договаривающиеся Стороны подтверждают свои обязательства по Соглашению между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о совместных усилиях в охране государственной границы Республики Абхазия от 30 апреля 2009 года.

2. Договаривающиеся Стороны обязуются не позднее 2 лет со дня вступления в силу настоящего Договора реализовать согласованный комплекс мер, который позволит обеспечить совместные защиту и охрану государственной границы Республики Абхазия с Грузией, границы морских пространств, на которые распространяются суверенитет, суверенные права и юрисдикция Республики Абхазия, а также полную свободу пересечения абхазско-российской государственной границы с учетом ограничений, устанавливаемых по соображениям безопасности.

3. Договаривающиеся Стороны в течение 2 лет со дня вступления в силу настоящего Договора осуществляют инженерно-техническое оснащение государственной границы Республики Абхазия с Грузией.

4. Комплекс мер, указанный в частях 2 и 3 настоящей статьи, и план его реализации уполномоченные органы Договаривающихся Сторон обязуются согласовать не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

1. В целях координации деятельности по противодействию организованной преступности и иным опасным видам преступлений Договаривающиеся Стороны не позднее одного года со дня вступления в силу настоящего Договора создают Совместный информационно-координационный центр органов внутренних дел.

2. Совместный информационно-координационный центр органов внутренних дел осуществляет задачи:

по организации обмена оперативно-значимой информацией с правоохранительными органами Российской Федерации и Республики Абхазия, а также ведению необходимых оперативных и криминалистических учетов;

по формированию и ведению специализированного банка данных об организованных преступных сообществах, противоправная деятельность которых затрагивает интересы Договаривающихся Сторон;

по сбору, обобщению и анализу информации в области борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений;

по содействию в осуществлении межгосударственного розыска и выдачи лиц, скрывшихся от уголовного преследования или исполнения приговора;

по содействию в реализации необходимых согласованных действий по борьбе с опасными видами преступлений, представляющих угрозу безопасности Договаривающихся Сторон;

по выработке и представлению Договаривающимся Сторонам предложений по повышению эффективности сотрудничества.

3. Порядок формирования и деятельности Совместного информационно-координационного центра органов внутренних дел и его полномочия определяются отдельным соглашением, которое Договаривающиеся Стороны обязуются заключить не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

4. Договаривающиеся Стороны проводят поэтапное повышение материально-технического обеспечения органов внутренних дел Республики Абхазия, денежного довольствия и социальных гарантий работников органов внутренних дел Республики Абхазия.

5. Софинансирование расходов, связанных с реализацией мероприятий, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, осуществляется Российской Федерацией в порядке, определяемом отдельным соглашением, которое Договаривающиеся Стороны обязуются заключить не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

1. Республика Абхазия не позднее 3 лет со дня вступления в силу настоящего Договора реализует комплекс мероприятий по гармонизации своего законодательства в области таможенного дела с актами в сфере таможенного регулирования, составляющими право Евразийского экономического союза, а в части, не урегулированной таким правом, – с законодательством Российской Федерации, а также по выработке единых подходов к вопросам деятельности таможенных органов Российской Федерации и таможенных органов Республики Абхазия.

2. Российская Федерация оказывает необходимую организационную и методическую помощь Республике Абхазия по реализации комплекса мероприятий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.

3. Комплекс мероприятий, указанный в части 1 настоящей статьи, и план его реализации уполномоченные органы Договаривающихся Сторон обязуются согласовать не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

4. Республика Абхазия не позднее 3 лет со дня вступления в силу настоящего Договора реализует комплекс мероприятий по сближению своего бюджетного законодательства с законодательством Российской Федерации, направленный на установление сходного нормативного правового регулирования.

5. Российская Федерация оказывает необходимую организационную и методическую помощь Республике Абхазия по реализации комплекса мероприятий, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.

6. Комплекс мероприятий, указанный в части 4 настоящей статьи, и план его реализации уполномоченные органы Договаривающихся Сторон обязуются согласовать не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

1. Специализированный таможенный орган одной Договаривающейся Стороны, создаваемый на территории другой Договаривающейся Стороны для осуществления функций таможенного оформления и таможенного контроля товаров и (или) транспортных средств, перемещаемых с (через) территории (территорию) одной Договаривающейся Стороны на (через) территорию другой Договаривающейся Стороны, на основании Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 16 октября 2010 года по согласованию с уполномоченным органом страны пребывания:

создает зоны таможенного контроля;

учреждает склады временного хранения;

использует национальные средства таможенной идентификации (пломбы, оттиски печати, штампы).

2. Таможенные органы Российской Федерации и таможенные органы Республики Абхазия признают результаты таможенного контроля, проводимого таможенными органами Договаривающихся Сторон, если такой таможенный контроль, в том числе таможенный досмотр, проводится в объеме и формах, которые необходимы таможенным органам Договаривающихся Сторон.

Российская Федерация примет дополнительные меры, направленные на упрощение процедур приобретения гражданами Республики Абхазия гражданства Российской Федерации.

1. Республика Абхазия поэтапно осуществляет повышение средней заработной платы основных категорий работников государственных учреждений в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры, спорта и социального обслуживания граждан до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда соответствующих категорий работников в Южном федеральном округе Российской Федерации.

2. Порядок, условия софинансирования за счет средств Российской Федерации и сроки (этапы) повышения заработной платы основных категорий работников, указанных в части 1 настоящей статьи, учреждений определяются отдельным соглашением, которое Договаривающиеся Стороны обязуются заключить не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

1. Российская Федерация в течение 3 лет, начиная с 1 января 2015 года, обеспечивает повышение уровня пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Абхазия и получающих пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, до уровня, сопоставимого со средним уровнем пенсионного обеспечения в Южном федеральном округе Российской Федерации.

2. Порядок, условия и сроки (этапы) повышения уровня пенсионного обеспечения граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, а также порядок финансового обеспечения соответствующих расходов за счет средств Российской Федерации определяются отдельным соглашением, которое Договаривающиеся Стороны обязуются заключить не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

1. Республика Абхазия создает необходимые условия для осуществления медицинского страхования граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Абхазия, в системе обязательного медицинского страхования Российской Федерации и получения ими медицинской помощи в медицинских организациях Российской Федерации.

2. Российская Федерация при содействии Республики Абхазия не позднее одного года со дня вступления в силу настоящего Договора реализует комплекс мер, обеспечивающий:

страхование граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Абхазия, в системе обязательного медицинского страхования Российской Федерации;

организацию оказания медицинской помощи в медицинских учреждениях Российской Федерации гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Республики Абхазия, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях обеспечения дальнейшего развития системы здравоохранения Республики Абхазия при содействии Российской Федерации Республика Абхазия примет:

нормативные правовые акты в сфере здравоохранения, корреспондирующие с основами охраны здоровья граждан в Российской Федерации, – не позднее 3 лет со дня вступления в силу настоящего Договора. Перечень таких нормативных правовых актов и сроки их принятия Договаривающиеся Стороны обязуются согласовать не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора;

государственную программу развития здравоохранения Республики Абхазия на среднесрочную и долгосрочную перспективы – не позднее одного года со дня вступления в силу настоящего Договора.

1. Республика Абхазия при содействии Российской Федерации не позднее 3 лет со дня вступления в силу настоящего Договора обязуется реализовать комплекс мер, направленных на установление аналогичных российским требований, предъявляемых к лицам и организациям, намеревающимся осуществлять медицинскую и фармацевтическую деятельность.

2. План реализации комплекса мер, указанных в части 1 настоящей статьи, Договаривающиеся Стороны обязуются согласовать не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

1. Российская Федерация на основании сведений, предоставляемых Республикой Абхазия, обеспечивает лекарственными препаратами и медицинскими изделиями граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Абхазия и имеющих право на их предоставление на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Республика Абхазия предоставляет Российской Федерации право на проверку реализации указанных в части 1 настоящей статьи мер, которая проводится уполномоченными органами Российской Федерации.

3. План мероприятий по осуществлению задач, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, и порядок его реализации определяются отдельным соглашением, которое Договаривающиеся Стороны обязуются заключить не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

1. В целях повышения качества образования в Республике Абхазия при содействии Российской Федерации Республика Абхазия не позднее 3 лет со дня вступления в силу настоящего Договора:

принимает направленные на развитие системы образования Республики Абхазия и обеспечение деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность в Республике Абхазия, нормативные правовые акты, корреспондирующие с законодательством Российской Федерации об образовании;

организует разработку образовательных программ, подготовку и повышение квалификации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

осуществляет согласованные меры, направленные на подготовку специалистов по приоритетным направлениям науки и техники, а также на обеспечение взаимного признания образования и квалификаций.

2. План мероприятий по реализации задач, указанных в части 1 настоящей статьи, уполномоченные органы Договаривающихся Сторон обязуются согласовать не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.

1. Российская Федерация оказывает помощь Республике Абхазия в реализации программы развития абхазского языка.

Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу с даты обмена ратификационными грамотами.

Настоящий Договор заключается на 10 лет и автоматически продлевается на последующие пятилетние периоды, если ни одна из Договаривающихся Сторон не заявит путем письменного уведомления о своем желании прекратить его действие не позднее, чем за 6 месяцев до истечения очередного периода.

В настоящий Договор могут быть внесены изменения, являющиеся его неотъемлемой частью, которые оформляются отдельными протоколами. Изменения могут быть предложены любой из Договаривающихся Сторон путем направления соответствующего обращения к другой Договаривающейся Стороне.

Совершено в г. Сочи 24 ноября 2014 года в двух экземплярах, каждый на русском и абхазском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Абхазия

Подписан Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым и Президентом Республики Абхазия Сергеем Багапшем 17 сентября 2008 года

опираясь на исторически сложившиеся прочные связи, традиции дружбы и доброго общения своих народов,

Читайте так же:  Заявление на возврат дверей

считая, что укрепление дружественных отношений, добрососедства и взаимопомощи между Российской Федерацией и Республикой Абхазия отвечает коренным национальным интересам народов обоих государств, служит делу мира, безопасности и стабильности в Закавказском регионе,

подтверждая свою приверженность общепризнанным принципам и нормам международного права, прежде всего целям и принципам Устава ООН,

желая поднять свои отношения на качественно новый уровень,

подтверждая свою приверженность соблюдению общепризнанных норм в области прав человека,

стремясь к упрочению всеобщего мира и международного сотрудничества,

договорились о нижеследующем:

Договаривающиеся Стороны будут строить свои отношения как дружественные государства, последовательно руководствуясь принципами взаимного уважения государственного суверенитета и территориальной целостности, мирного урегулирования споров и неприменения силы или угрозы силой, включая экономические и иные способы давления, равноправия и невмешательства во внутренние дела, соблюдения и защиты прав человека и основных свобод, добросовестного выполнения международных обязательств, а также другими общепризнанными принципами и нормами международного права.

Договаривающиеся Стороны будут тесно сотрудничать в области внешней политики, взаимодействовать в деле укрепления мира, повышения стабильности и безопасности в Закавказском регионе и регулярно проводить в этих целях консультации по международным и региональным проблемам, представляющим взаимный интерес. Они обязуются прилагать скоординированные усилия для содействия урегулированию региональных конфликтов и иных ситуаций, затрагивающих интересы Договаривающихся Сторон.

Договаривающиеся Стороны будут тесно взаимодействовать друг с другом в деле защиты суверенитета, территориальной целостности и обеспечения безопасности Российской Федерации и Республики Абхазия. Они будут безотлагательно консультироваться между собой каждый раз, когда, по мнению одной из Договаривающихся Сторон, возникнет угроза нападения на нее, в целях обеспечения совместной обороны, поддержания мира и взаимной безопасности. В ходе этих консультаций будут определяться необходимость, виды и размеры помощи, которую одна Договаривающаяся Сторона окажет другой Договаривающейся Стороне в целях содействия устранению возникшей угрозы.

Договаривающиеся Стороны будут совместно принимать все доступные им меры для устранения угрозы миру, нарушения мира, а также для противодействия актам агрессии против них со стороны любого государства или группы государств и оказывать друг другу необходимую помощь, включая военную, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН.

В целях обеспечения безопасности Договаривающихся Сторон, а также мира и стабильности в Закавказском регионе каждая из Договаривающихся Сторон будет предоставлять другой Договаривающейся Стороне право строительства, использования и совершенствования ее вооруженными силами военной инфраструктуры и военных баз (объектов) на своей территории.

Условия и порядок реализации такого права в каждом конкретном случае будут определяться отдельными соглашениями.

Договаривающиеся Стороны заключат отдельные соглашения о военном сотрудничестве.

Договаривающиеся Стороны не будут участвовать в каких?либо блоках или союзах, направленных против любой из них.

Каждая из Договаривающихся Сторон будет воздерживаться от участия в любых действиях или мероприятиях, направленных прямо или косвенно против другой Договаривающейся Стороны, или от их поддержки и не допустит, чтобы ее территория каким?либо образом была использована в целях подготовки или осуществления агрессии или иных насильственных действий против другой Договаривающейся Стороны, а также не будет оказывать помощь третьим государствам при возникновении вооруженных конфликтов между этими государствами и другой Договаривающейся Стороной.

Договаривающиеся Стороны подтверждают и уважают территориальную целостность и нерушимость существующих границ Российской Федерации и Республики Абхазия. Стороны заключат отдельное соглашение о прохождении государственной границы между Российской Федерацией и Республикой Абхазия.

Охрана государственной границы Республики Абхазия будет осуществляться совместными усилиями Договаривающихся Сторон исходя из интересов их собственной безопасности, а также мира и стабильности в Закавказском регионе.

Договаривающиеся Стороны заключат по этому вопросу отдельное соглашение.

Граждане одной Договаривающейся Стороны могут иметь гражданство другой Договаривающейся Стороны на условиях и в порядке, установленных законодательством Договаривающейся Стороны, гражданство которой приобретается.

В целях урегулирования вопросов двойного гражданства Договаривающиеся Стороны заключат отдельное соглашение.

На территории каждой из Договаривающихся Сторон признаются документы, выданные государственными органами и органами местного самоуправления другой Договаривающейся Стороны.

Каждая из Договаривающихся Сторон обязуется гарантировать лицам, проживающим на ее территории, независимо от их расы, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного или иного положения, гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права и свободы.

Каждая из Договаривающихся Сторон будет защищать права своих граждан, проживающих на территории другой Договаривающейся Стороны, оказывать им покровительство и поддержку в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Каждый гражданин Республики Абхазия имеет право на защиту на территории третьего государства, где не имеется представительства Республики Абхазия, со стороны дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Договаривающиеся Стороны будут принимать необходимые меры для обеспечения свободного въезда граждан своих государств на территории Договаривающихся Сторон, их выезда с этих территорий и передвижения по ним.

Договаривающиеся Стороны обязуются обеспечивать общий режим для въезда их граждан в третьи государства и выезда из них. Договаривающиеся Стороны будут разрабатывать и осуществлять согласованный комплекс мер по регулированию режима въезда граждан третьих государств на их территории и выезда этих граждан с их территорий.

Договаривающиеся Стороны будут осуществлять на своих территориях эффективные меры, включая принятие соответствующих законодательных актов, для предотвращения и пресечения любых действий, которые представляют собой подстрекательство к насилию против лиц или групп населения, основанное на национальной, расовой, этнической или религиозной нетерпимости, враждебности или ненависти.

Договаривающиеся Стороны будут принимать на своих территориях эффективные меры по защите лиц или групп населения, которые подвергаются или могут подвергнуться угрозам или актам насилия, дискриминации или враждебности по причинам их этнической, языковой, культурной или религиозной самобытности, а также по защите их собственности.

Договаривающиеся Стороны будут обеспечивать защиту этнической, языковой, культурной и религиозной самобытности национальных меньшинств на своих территориях и создавать условия для сохранения и развития этой самобытности.

Каждая из Договаривающихся Сторон обязуется гарантировать право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, индивидуально или совместно с другими лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, свободно выражать, сохранять и развивать свою культуру во всех ее аспектах, не подвергаясь каким?либо попыткам ассимиляции вопреки своей воле.

Договаривающиеся Стороны обязуются обеспечивать защиту прав и свобод лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и гарантируют этим лицам право на равенство перед законом и равную защиту со стороны закона без какой?либо дискриминации.

Договаривающиеся Стороны будут создавать необходимые условия для эффективного участия лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, в культурной, социальной и экономической жизни, а также в ведении государственных дел, в частности в вопросах, их касающихся.

Правовой режим государственного имущества, имущества юридических лиц и граждан одной Договаривающейся Стороны, находящегося на территории другой Договаривающейся Стороны, регулируется законодательством Договаривающейся Стороны места нахождения имущества, если в дальнейшем иное не будет предусмотрено соответствующими двусторонними соглашениями между Договаривающимися Сторонами.

Если одна из Договаривающихся Сторон заявляет о принадлежности ей находящегося на территории другой Договаривающейся Стороны имущества, на которое предъявляют претензии третьи лица или государства, то другая Договаривающаяся Сторона обязана принять все необходимые меры по охране и сохранению такого имущества до окончательного решения вопроса о его принадлежности.

Договаривающиеся Стороны стремятся к достижению высокой степени экономической интеграции и в этих целях будут развивать торгово-экономическое сотрудничество, принимать меры для объединения энергетических и транспортных систем, взаимоувязывания систем связи и телекоммуникаций.

Договаривающиеся Стороны в торгово-экономических отношениях предоставляют друг другу режим не менее благоприятный, чем предоставляется любому третьему государству.

Договаривающиеся Стороны обеспечат развитие экономических, торговых, научно-технических отношений на уровне:

органов государственной власти;

банков и финансовой системы;

органов территориального и местного (муниципального) управления;

предприятий, объединений, организаций и учреждений;

совместных предприятий и организаций;

Договаривающиеся Стороны будут осуществлять широкий обмен экономической информацией и обеспечивать доступ к ней предприятий, предпринимателей и ученых обеих Договаривающихся Сторон.

Договаривающиеся Стороны заключат соглашения о развитии торгово-экономического, научно-технического и других направлений сотрудничества.

Российская Федерация будет принимать эффективные меры для поддержания и функционирования финансовой и банковской систем Республики Абхазия, исходя из того, что платежным средством на территории Республики Абхазия является российский рубль.

Договаривающиеся Стороны обязуются обеспечивать благоприятные экономические, финансовые и правовые условия для предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, включая стимулирование и взаимную защиту инвестиций, всемерно поощрять различные формы кооперации и прямых связей между гражданами, предприятиями, фирмами и другими субъектами экономического сотрудничества обеих Договаривающихся Сторон.

Договаривающиеся Стороны будут оказывать друг другу содействие в ликвидации последствий крупных экологических катастроф на их территориях, а также взаимную помощь при возникновении чрезвычайных ситуаций, вызванных природными и техногенными факторами и создающих угрозу для жизнедеятельности населения.

Договаривающиеся Стороны будут всемерно способствовать сотрудничеству и контактам в областях культуры, искусства, образования, туризма и спорта, содействовать свободному информационному обмену. Договаривающиеся Стороны заключат отдельные соглашения по этим вопросам.

Республика Абхазия будет поощрять изучение русского языка в ее дошкольных учреждениях и учебных заведениях.

Договаривающиеся Стороны будут развивать сотрудничество в области здравоохранения, в социальной и гуманитарной сферах, признавая необходимость совместных действий по охране здоровья населения, развитию медицинской науки и практики, соответствующей материально-технической базы, обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинской техники и продуктами детского питания.

Договаривающиеся Стороны урегулируют вопросы в сфере здравоохранения и социального обеспечения граждан одной Договаривающейся Стороны на территории другой Договаривающейся Стороны специальными соглашениями.

Договаривающиеся Стороны будут развивать сотрудничество в области науки и техники, поощряя прямые связи между учебными заведениями, научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими учреждениями, осуществление совместных программ и разработок, в особенности в приоритетных направлениях и в области передовых технологий.

Договаривающиеся Стороны обязуются взаимодействовать и создавать благоприятные условия в области подготовки кадров, обмена учеными, специалистами, аспирантами и студентами, взаимно признавать дипломы об образовании, ученые звания и степени.

Договаривающиеся Стороны заключат отдельное соглашение по вопросам науки и образования.

Договаривающиеся Стороны будут принимать меры по унификации законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность, включая гражданское и налоговое законодательство, а также законодательство в области социальной защиты населения и пенсионного обеспечения.

Договаривающиеся Стороны в соответствии с нормами международного права и своим национальным законодательством будут осуществлять сотрудничество в борьбе с преступностью, терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, незаконным оборотом наркотиков, незаконной миграцией, а также с противоправными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, морского судоходства и других видов транспорта, с контрабандой и хищением культурных ценностей.

Договаривающиеся Стороны будут осуществлять регулярный обмен информацией о разработке, принятии и применении правовых актов и международно-правовых документов.

Договаривающиеся Стороны обязуются уделять особое внимание развитию контактов и сотрудничества между парламентами и парламентариями обоих государств.

Споры между Договаривающимися Сторонами относительно толкования и применения настоящего Договора подлежат разрешению путем переговоров.

Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами.

Настоящий Договор заключается сроком на 10 лет.

Его действие будет автоматически продлеваться на последующие пятилетние периоды, если ни одна из Договаривающихся Сторон не заявит путем письменного уведомления о своем желании прекратить его действие не позднее чем за шесть месяцев до истечения очередного периода.

К моменту выхода соответствующая Договаривающаяся Сторона должна выполнить все обязательства, возникшие за время ее участия в настоящем Договоре.

В настоящий Договор могут быть внесены изменения и дополнения, являющиеся его неотъемлемой частью, которые оформляются отдельными протоколами. Изменения и дополнения могут быть предложены любой из Договаривающихся Сторон путем направления соответствующего уведомления другой Договаривающейся Стороне.

В целях реализации настоящего Договора Договаривающиеся Стороны при необходимости заключат между собой другие договоры и соглашения и создадут соответствующие координирующие органы.

Со дня подписания Договора о союзничестве и партнерстве прошел год

СУХУМ, 24 ноя – Sputnik. Президенты Республики Абхазия и Российской Федерации Рауль Хаджимба и Владимир Путин подписали договор «О союзничестве и стратегическом партнерстве» в сочинской резиденции Путина «Бочаров ручей» 24 ноября 2014 года.

Предварительно проект договора, подготовленный российской стороной, поступил в Абхазию 13 октября. 19 ноября Кабинет Министров Республики Абхазия одобрил доработанный текст документа и представил его на подписание президенту.

Договор предусматривает формирование общего пространства обороны и безопасности, в том числе с помощью создания объединенной группировки войск двух государств, а также создание координационного центра органов внутренних дел. Межгосударственный договор призван гарантировать Абхазии повышение социальных стандартов и поэтапное доведение уровня зарплат в здравоохранении, образовании и науке до российского уровня.

Документ действует в течение десяти лет с момента даты подписания с возможностью автоматического продления срока действия на последующие пятилетние периоды, в случае если ни одна из сторон не изъявит желания выйти из договора.

В ходе встречи с Раулем Хаджимба в Сочи президент Российской Федерации Владимир Путин заявил, что Россия в 2015 году выделит Абхазии 5 миллиардов рублей на реализацию подписанного договора. Он отметил, что российская помощь Абхазии вырастит вдвое по сравнению с предыдущим годом.

«Поставлены новые задачи и долгосрочные ориентиры. Они подкреплены серьезным финансированием — в 2015 году на цели реализации договора предусмотрено выделение Абхазии 5 миллиардов рублей», — сказал журналистам Путин.

В 2009-2013 годах российские бюджетные инвестиции на помощь Абхазии составили 11 миллиардов рублей. С 2010 года за счет российской помощи в Абхазии были восстановлены более 160 объектов.

Подписанный договор отражает высокий уровень межгосударственных отношений двух стран, заявил российский президент. По его словам, в документе определены основные направления наращивания российского-абхазского сотрудничества в экономической, социальной, гуманитарных сферах, а также в вопросах обороны и безопасности.

В этот же день тысячи человек вышли на улицы Абхазии в поддержку подписания договора «О союзничестве и стратегическом партнерстве» между Абхазией и Россией. Выступающие на митинге заявили, что договор позволит укрепить национальную экономику, усилить обороноспособность страны.

Вице-президент Абхазии Виталий Габния, выступая перед собравшимися на площади у драмтеатра в Сухуме, заявил, что договор направлен на укрепление государственности Абхазии.

Депутат Народного Собрания Абхазии Даур Аршба отметил в своей речи, что в Тбилиси проходят митинги, направленные на недопущение подписания договора между Абхазией и Россией. По словам депутата, это связано с опасениями Грузии лишиться возможности решать политические вопросы с Абхазией силовыми методами.

Аршба напомнил, что отдельным пунктом нового соглашения предусматривается создание коллективных вооруженных сил. В случае нападения на одну из стран автоматически будет считаться, что агрессия совершена в отношении обоих государств. Грузия в таких условиях не сможет военным путем решить проблему с Абхазией, сказал Даур Аршба.

В тот же день 24 ноября 2014 года оппозиционная политическая партия «Амцахара» приняла резолюцию, в которой осудила методы и процедуру работы исполнительной власти над разработкой проекта договора. «Амцахара» предложила президенту привлечь к последующей работе над отраслевыми договорами представителей оппозиционных партий и общественных организаций.

Ранее между Абхазией и Россией было подписано более 80 межгосударственных соглашений, охватывающих практически все сферы сотрудничества. В рамках реализации положений Договора между Абхазией и Россией о союзничестве и стратегическом партнерстве были подготовлены к подписанию еще порядка 30 договоров, соглашений и секторальных документов, где нашли отражение новые аспекты взаимодействия, касающиеся обороны и безопасности, социальной, гуманитарной и других сфер взаимодействия.

15 мая 2015 года в Сочи на очередной встрече президентов Абхазии и России Рауль Хаджимба отметил, что с момента подписания между Россией и Абхазией договора «О союзничестве и стратегическом партнерстве» уже реализован ряд положений и подписаны соглашения о пенсионном обеспечении и о повышении заработной платы отдельным категориям бюджетников.

Также глава Абхазии добавил, что ведется активная работа по материалам, связанным с вопросами обороны, пограничной тематикой и работой органов внутренних дел Абхазии и России.

Россия и Абхазия стали союзниками

Путин и Хаджимба подписали договор о союзничестве и стратегическом партнерстве

Несмотря на протест Тбилиси, президент России Владимир Путин и глава Абхазии Рауль Хаджимба 24-го ноября в Сочи подписали новый договор о союзничестве и стратегическом партнерстве между РФ и Абхазией, В договоре предусматривается формирование общей оборонной инфраструктуры, а также создание объединенной группировки российских и абхазских войск с объединенным командованием.

Ранее абхазская сторона отвергла предложенный Россией вариант соглашения, так как согласно абхазским политикам, он ущемлял суверенитет Абхазии. В результате, Сухуми подготовил свой вариант, многие из положений которого вошли в финальный текст договора – увеличилось участие абхазской стороны в принятии решений в ряде сфер, в том числе военной, таможенной и пограничного контроля. Одновременно, также как и в проекте договора предложенного ранее Сухуми, из конечного текста соглашения удалено обязательство абхазской стороны упростить процедуры предоставления абхазского гражданства гражданам РФ, при этом в тексте присуствует положение, согласно которому, это должна в одностороннем порядке сделать Россия.

Читайте так же:  Как ип уплачивает налог по усн

Примечательно, что по абхазским законам, двойное гражданство для жителей Абхазии возможно лишь с РФ и подовляющее большинство местного населения имеет российские паспорта. Сухуми противится упрощению выдачи абхазских паспортов гражданам России, опасаясь, что проживающие в РФ этнические грузины, которые в 1990-е годы были вынуждены покинуть свои дома в Абхазии, потребуют возвращения своего имущества.

Напомним, что, по данным переписи населения 1989 года, в Абхазии проживало 48% грузин и 17% абхазов. Сегодня, согласно абхазским официальным данным, число грузин, проживающих в Абхазии, сократилось до 19.26%, доля этнических абхазов выросла до 50.71% населения.

«Новые задачи» и «серьезное финансирование»

На встрече с Раулем Хаджимбой, Владимир Путин заявил, что предоставляемая Абхазии помощь России увеличится вдвое.

«Поставлены новые задачи и долгосрочные ориентиры. Они подкреплены серьезным финансированием – в 2015 году на цели реализации договора предусмотрено выделение Абхазии 5 миллиардов рублей», – сказал президент РФ.

В 2009-2013 годы Россия выделила Абхазии в общей сложности 11 млрд рублей.

В свою очередь, Хаджимба высказал надежду на то, что абхазско-российские отношения будут развиваться, и заверил Путина в том, что помощь, которая будет предоставлена Россией, «будет реально полезна для абхазского государства». В частности, по его словам, Абхазия сможет начать развивать свой экономический потенциал.

«Если в ранние годы мы все-таки были нацелены на социальные проекты, то сегодня как раз стоит задача поднять уровень экономических возможностей нашей страны», – заявил абхазский лидер.

«Крайне вредно»

Не все в Абхазии оказались довольными текстом нового российско-абхазского соглашения. Оппозиционная партия «Амцахара» 24 ноября провела в Сухуми акцию протеста против «неодобряемого народом Абхазии договора». Сторонники Рауля Хаджибма также провели в Сухуми митинг, уже в поддержку оформленного российско-абхазского соглашения.

Ранее Хаджимба попытался объяснить недовольному сегменту абхазской общественности, что подписание договора с Россией «правильно с исторической точки зрения» и что он «полностью соответствует абхазской конституции».

«Организовывать митинг против подписания этого договора, на мой взгляд, не только безответственно и недальновидно, но и неправильно с моральной точки зрения. Я понимаю, когда звучит критика в адрес власти Абхазии, пусть даже необоснованная, но считаю крайне вредным оскорбительные выпады в адрес России и ее официальных представителей», – заявил Хаджимба 23 ноября в телевизионном интервью.

«Хочу подчеркнуть – подписание Договора происходит на фоне серьезных внешнеполитических проблем, с которыми столкнулась Россия. На нее оказывается серьезное внешнее давление, вводятся санкции, ведется настоящая информационная война. Когда нам было трудно, только Россия поддерживала нас. А сейчас мы проходим проверку как надежный исторический союзник России», – заявил абхазский лидер.

Реакция Тбилиси

В Тбилиси все политические силы высказали возмущение в связи с подписанием нового договора между РФ и Абхазией. Президент Грузии Георгий Маргвелашвили назвал это «абсурдным и нелогичным шагом», который по его словам, угрожает и сохранению самобытности абхазского этноса.

«Реальность и будущее как Абхазии, так и Осетии возможны только в границах единой Грузии. Понимание этого шаг за шагом становится все активней среди абхазов и осетин. Поскольку реальная защита, защита собственной идентичности возможна только в рамках нашей культуры и государства», – заявил президент Грузии.

В связи с «началом аннексии» Абхазии Россией, оппозиционная партия экс-президента Грузии Михаила Саакашвили «Единое Национальное Движение» (ЕНД) призвала все политические силы объединится и совместно разработать стратегию дальнейших действий. Согласно видению ЕНД, политика Тбилиси должна включить в себя три компонента. Первое, «незамедлительное» присоединение Грузии к международным санкциям против России и достижение того, чтоб в числе причин этих санкций вместе с Украиной оказалась и аннексия Грузии. Второе, это созыв Совета безопасности ООН. И третье, это приостановление инициированного 2012 году новыми грузинскими властями формата двусторонних переговоров между представителями России и Грузии.

Лидер непарламентской оппозиционной партии «Демократическое движение – Единая Грузия» Нино Бурджанадзе в свою очередь, назвала причиной происходящего риторику грузинского правительства в пользу НАТО, что по её словам, раздражает Россию и мешает урегулированию территориальной проблемы Грузии.

Напомним, в результате российско-грузинской пятидневной войны Россия в 2008 году признала независимость двух грузинских регионов – Абхазии и Южной Осетии – и перебросила дополнительные войска и вооружения на свои военные базы на данных территориях. Все государства мира – за исключением Венесуэлы, Никарагуа и Науру – признают эти регионы территорией Грузии, оккупированной Россией

Президент Республики Абхазия

Международные договоры

Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Абхазия и Сирийской Арабской Республикой

Соглашение о сотрудничестве между Правительством Республикой Абхазия и Правительством Сирийской Арабской Республикой

Закон о ратификации Соглашения между Республикой Абхазия и Российской Федерацией о сотрудничестве в военной области

Закон о ратификации Соглашения между Республикой Абхазия и Российской Федерацией о порядке пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел

Закон о ратификации Соглашения между Правительством Республики Абхазия и Правительством Российской Федерации об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров

Закон о ратификации Соглашения между Правительством Республики Абхазия и Правительством Российской Федерации об условиях организации прямого международного железнодорожного сообщения

Закон о ратификации Соглашения между Правительством Республики Абхазия и Правительством Российской Федерации об оказании помощи Республике Абхазия в социально-экономическом развитии

Закон о ратификации Соглашения между Правительством Республики Абхазия и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Закон о ратификации Соглашения между Правительством Республики Абхазия и Правительством Российской Федерации о режиме торговли товарами

Закон о ратификации Соглашения между Правительством Республики Абхазия и Правительством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве

Закон о ратификации Соглашения между Правительством Республики Абхазия и Правительством Российской Федерации о взаимных безвизовых поездках граждан Республики

Закон о ратификации Договора между Республикой Абхазия и Российской Федерацией о союзничестве и стратегическом партнерстве

Закон о ратификации Соглашения между Правительством Республики Абхазия и Правительством Российской Федерации о поощрении и взаимной защите инвестиций

Закон о ратификации Договора «О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Абхазия и Российской Федерацией»

Закон о ратификации Договора «О дружбе и сотрудничестве между Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия»

Закон между Правительством Республики Абхазия и Правительством Республики Никарагуа о взаимных безвизовых поездках граждан Республики Абхазия и граждан Республики Никарагуа

Меморандум о намерениях по развитию торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества между Правительством Республики Абхазия и Правительством Удмуртской Республики Российской Федерации.

Закон о ратификации Соглашения между Республикой Абхазия и Российской Федерацией об объединенной российской военной базе на территории Республики Абхазия

Закон о ратификации Соглашения между Республикой Абхазия и Российской Федерацией о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах

Новости 1 — 20 из 21
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец

Почему Абхазия боится нового договора с Россией

В дипломатии принято черновик договора, отражающий мнение лишь одной из договаривающихся сторон, не публиковать. Но местным элитам настолько не нравится текст, полученный из Москвы, что они готовы пойти на риск отказа. Однако для этого хотят заручиться поддержкой народа

Президент России Владимир Путин и президент Абхазии Рауль Хаджимба. Фото: ТАСС / Михаил Климентьев

В Абхазии бушуют страсти по поводу нового договора «между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и интеграции». В Сухуми пишут, что договор не только опубликован, но внесен для рассмотрения в законодательный орган.

Интересно, не правда ли? Документ (по сути черновик, то есть рабочий вариант договора), разработанный в Москве и присланный из аппарата господина Суркова по дипломатическим каналам для рассмотрения в правительстве Абхазии и последующего согласования по тем же каналам, еще не только не подписан, но даже не завизирован профильными ведомствами, а уже опубликован в официальном СМИ Абхазии, вынесен на всенародное обсуждение и рассматривается в парламенте.

Вообще-то в дипломатии принято черновик договора, отражающий мнение лишь одной из договаривающихся сторон, не публиковать в прессе и не выносить на общественное обсуждение, а дорабатывать в тиши кабинетов. Затем, если удастся «доработать» до взаимоприемлемого варианта, подписать на уровне президентов или премьеров и внести для ратификации в законодательный орган либо не подписывать вообще.

Но российско-абхазские отношения, в силу несоразмерности «высоких договаривающихся сторон», а также естественной нервозности по этому поводу абхазских элит, настолько специфичны, что «дипломатическая креативность» правящего класса Абхазии кажется вполне естественной: местным элитам просто очень не нравится «черновик», полученный из Москвы. Не нравится настолько, что они готовы пойти на риск открытого отказа, прямого клинча со стратегическим союзником.

Но для этого необходима общественная поддержка. То есть не столько «всенародное обсуждение», сколько «всенародный отказ», когда новому президенту Раулю Хаджимбе и членам его команды останется лишь пожать плечами, сославшись на мнение «его величества народа». Тем более что некоторые ветеранские организации, закаленные в войне против Грузии, уже грозят созвать «всенародный сход» (аналогичный тому, в результате которого был свергнут президент Анкваб и пришел к власти Рауль Хаджимба), если договор в нынешнем виде все-таки будет подписан.

Тут возникает второй вопрос: зачем абхазским властям «ломать стулья», устраивать скандал, публиковать непубликуемое, прежде чем испробовать все дипломатические приемы для убеждения союзника в неприемлемости положений договора? Ведь сами же говорят о необходимости «доработки», «улучшения», «внесения изменений» и так далее. Так садились бы с карандашом в руках и вносили изменения вместе с российскими коллегами.

Но дело как раз в том, что в Сухуми почему-то не верят в возможность «улучшения» договора в ходе тихих дипломатических посиделок – без вселенского скандала и громких вопросов типа: «Вам это нужно на фоне Украины? Учтите, враги бдят: в Тбилиси «договор» тоже главная тема».

Опасные связи

Чем же так плох новый российско-абхазский договор? В целом он лишь оформляет реальное положение вещей: создается «объединенная группировка войск» миллионной российской армии с двухтысячной абхазской под командованием генерала, назначаемого из Москвы; абхазская молодежь отныне призывается либо в эту самую «объединенную группировку», либо в российские ВС; то же самое по пограничным войскам: по сути, российско-абхазская граница упраздняется, а российские пограничники «передислоцируются» на реку Ингури, то есть абхазско-грузинскую границу; на территории Абхазии в полной мере осуществляется таможенный контроль РФ с российскими печатями, штампами и сопроводительными документами, как и на любых других территориях России; МВД Абхазии подчиняется «совместному координирующему органу»; Сухуми обязуется в течение нескольких лет привести свое законодательство в экономической, социальной и гуманитарной сфере в соответствие с законами, принятыми Государственной думой, и так далее, вплоть до «совместной разработки» образовательных программ и школьных учебников.

В ответ (но только в ответ!) Россия повышает пенсии абхазским пенсионерам, распространяя на своих граждан, живущих в Абхазии, социальные гарантии, в том числе медицинскую страховку, которой пользуются другие российские граждане (обратим внимание: до сих пор этого нет, хотя, казалось бы, все граждане равны), и поощряет российские инвестиции в абхазскую экономику.

В проекте договора нет упоминания о свободной купле-продаже недвижимости (квартир и домов) россиянами в Абхазии, чего так боялись в Сухуми, чтобы вновь не превратиться в этническое меньшинство двадцать лет спустя после того, как сумели исправить эту «историческую несправедливость» путем изгнания из Абхазии грузинского этнического большинства. Но если вчитаться в текст, дело обстоит еще хуже: договор предусматривает упрощенное получение абхазского гражданства всеми желающими россиянами. То есть не просто свободную покупку ими квартир и домов наравне с другими абхазскими гражданами, но и обретение права голоса в ходе абхазских выборов.

Согласиться с таким договором абхазские власти, конечно, не могут. Именно поэтому идут на скандал, готовясь к затяжному противостоянию с Москвой. В том числе, возможно, к новой блокаде, закрытию рынка, обнаружению Роспотребнадзором в абхазских мандаринах чего-то отдаленно похожего на вирус Эбола и так далее.

Вариант с игрой на грузинском направлении и некими компромиссами с Тбилиси абсолютно исключен, как бы на это ни рассчитывали, судя по последним заявлениям, грузинские власти: любые грузино-абхазские переговоры и поиск компромиссов обязательно упрутся в неразрешимую проблему беженцев, и в Сухуми не могут этого не понимать. Но подпись под таким «договором» с Москвой, превращающим Абхазию в «продолжение Большого Сочи», означает гражданскую войну в самой Абхазии. Ни один абхазский лидер на это не пойдет ни при каких обстоятельствах.

Лишние статьи

Думается, в Сухуми все-таки переоценивают решимость Москвы отстаивать именно этот вариант договора и не в полной мере осознают, зачем вообще России понадобился новый договор с Абхазией вместо сохранения вполне комфортного статус-кво.

На самом деле причина в развитии «евроинтеграционных процессов» на постсоветском пространстве и приближении ЕС к границам «исторической России», уже приведших к войне на Украине. Грузия тоже подписала и уже ратифицировала евроассоциацию, зафиксировав свой геополитический выбор. В этих условиях Москва требует от партнеров «символа геополитической лояльности»: от одних – вступления в Евразийский союз, даже если это бессмысленно из-за отсутствия сухопутной границы (как в случае с Арменией), а от Абхазии – в виде нового договора, с подтверждением верности идеалам вечной дружбы, единства и геополитического выбора в пользу России.

Для любой державы (не хочу употреблять термин «империя», поскольку еще с советских времен он носит негативную коннотацию) публичные символы очень важны: именно поэтому, например, турецкий султан и иранский шах требовали от грузинских царей принять ислам и выслать лишнюю плоть в качестве доказательства лояльности, хотя знали, что, несмотря на болезненную операцию, эти цари по-прежнему молились на Евангелие и тайно носили крест на сердце под восточной одеждой.

Таким же «символом верности» является и договор, подготовленный господином Сурковым. Он, разумеется, отражает российское видение того, какой в Москве хотели бы видеть Абхазию: по сути, обычным регионом РФ. Но если Сухуми так уж приспичило сохранять формальную независимость и ничего не менять в уже существующем «устаревшем договоре» (подписанном после пятидневной войны), то Москва не пойдет на клинч: новый договор будет «доработан», до конца года из него удалят все, что так не нравится абхазам, останется одна преамбула о «вечной дружбе», Абхазия по-прежнему будет прозябать без российских инвестиций и перспектив развития, но документ обязательно подпишут как символ абхазской верности державе.

Основы правового статуса бипатридов в Республике Абхазия Текст научной статьи по специальности « Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Бутба Саида Рушниевна

Представленная статья посвящена определению основ правово го статуса бипатридов лиц с двойным гражданством в Республике Абхазия . Автором отмечается, что на сегодняшний день подавляющее большинство граждан Республики Абхазия является би-патридами, что обосновывает актуальность обращения к вопросу об их правовом статусе . Объектом исследования стали нормативно-правовые акты Республики Абхазия , а также международные договоры Республики Абхазия , определяющие основы правового статуса бипатридов на территории Республики Абхазия . Особое внимание автора посвящено отграничению правового статуса граждан Республики Абхазия , не имеющих иного гражданства , с правовым статусом бипатридов . В основу методологии представленного исследования легли такие общенаучные методы, как анализ, синтез, сравнение и моделирование. Основными выводами исследования является определение основных категорий бипатридов , существующих на территории Республики Абхазия , и, соответственно, выделение различий в их правовом статусе . Определяются категории лиц, относящиеся к бипатридам де-юре и бипатридам де-факто. Автором предлагаются изменения в действующее законодательство в целях точного определения правового статуса бипатридов в Республике Абхазия .

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Бутба Саида Рушниевна,

Текст научной работы на тему «Основы правового статуса бипатридов в Республике Абхазия»

ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА БИПАТРИДОВ В РЕСПУБЛИКЕ АБХАЗИЯ

Бутба Саида Рушниевна, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры «Государство и право» Абхазского государственного университета, e-mail: [email protected]

Аннотация. Представленная статья посвящена определению основ правово-

го статуса бипатридов — лиц с двойным гражданством в Республике Абхазия. Автором отмечается, что на сегодняшний день подавляющее большинство граждан Республики Абхазия является би-патридами, что обосновывает актуальность обращения к вопросу об их правовом статусе. Объектом исследования стали нормативно-правовые акты Республики Абхазия, а также международные договоры Республики Абхазия, определяющие основы правового статуса бипатридов на территории Республики Абхазия. Особое внимание автора посвящено отграничению правового статуса граждан Республики Абхазия, не имеющих иного гражданства, с правовым статусом бипатридов. В основу методологии представленного исследования легли такие общенаучные методы, как анализ, синтез, сравнение и моделирование. Основными выводами исследования является определение основных категорий бипатридов, существующих на территории Республики Абхазия, и, соответственно, выделение различий в их правовом статусе. Определяются категории лиц, относящиеся к бипатридам де-юре и бипатридам де-факто. Автором предлагаются изменения в действующее законодательство в целях точного определения правового статуса бипатридов в Республике Абхазия. Ключевые слова: Республика Абхазия, гражданство, гражданин, двойное гражданство, бипатриды, бипатриды де-юре, бипатриды де-факто, правовой статус, законодательство Республики Абхазия, международный договор.

Читайте так же:  Госпошлина моральный вред нк рф

Представленная статья посвящена определению основ правового статуса бипатридов — лиц с двойным гражданством в Республике Абхазия. В настоящее время подавляющее большинство граждан Республики Абхазия является бипатридами — имеет наряду с гражданством Республики Абхазия также гражданство другого государства. Таким вторым граждан-

ством в большинстве случаев является российское гражданство. Данная правовая ситуация актуализирует вопрос о правовом статусе бипатридов, его отличии от правового статуса граждан Республики Абхазия. Особую актуальность представленной статье придаёт подписание Договора между Республикой Абхазия и Российской Федерацией о союзничестве и стратегическом партнерстве, в соответствии со ст. 13 которой Российская Федерация должна принять дополнительные меры, направленные на упрощение процедур приобретения гражданами Республики Абхазия гражданства Российской Федерации. Полагаем, что в случае принятия подобных мер, количество бипатридов — граждан Республики Абхазия с российским гражданством, на территории Республики Абхазия значительно возрастёт, и, соответственно, возрастёт внимание российских учёных, исследующих порядок приёма в российское гражданство, к вопросу приобретения российского гражданства отдельными категориями лиц — в данном случае — гражданами отдельно взятого государства. О новизне исследования свидетельствует тот факт, что несмотря на актуальность данной темы, в Республике Абхазия отсутствуют научные исследования, касающиеся правового статуса бипатридов в Республике Абхазия, имеющиеся статьи носят выраженный политологический, исторический либо публицистический характер. Хотелось бы также отметить, что в представленной статье мы попытались определить общие принципы, основы правового статуса бипатридов в Республике Абхазия. Вопросы, касающиеся исполнения бипатридами воинской обязанности, избирательных прав, дипломатической и консульской защиты бипатридов и вопросов их экстрадиции, должны, по нашему мнению, являться предметом отдельных, обстоятельных исследований.

Нормативной основой регулирования правового статуса бипатридов в Республике Абхазия по состоянию на 01.07.2017 являются:

1. Конституция Республики Абхазия от 26.11.19941;

2. Договор между Российской Федерацией и Республикой Абхазия от 17.09.2008 «О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Абхазия»2;

3. Договор между Республикой Абхазия и Российской Федерацией о союзничестве и стратегическом партнерстве3;

1 Конституция Республики Абхазия от 26.11.1994 № 187-с (принята на сессии Верховного Совета Республики Абхазия 12-го созыва 26.11.1994, одобрена всенародным голосованием 03.10.1999, с изменением, принятым на всенародном голосовании (референдуме) 03.10.1999); в ред. Конституционных законов Республики Абхазия от 30.04.2014 № 3494-с^, от 03.02.2016 № 4028-с-Ч от 29.03.2016 № 4067-с-^ // СПС «Консультант плюс».

2 Договор между Российской Федерацией и Республикой Абхазия от 17.09.2008 «О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Абхазия» // Бюллетень международных договоров. 2009. № 5. С. 59-65.

3 Договор между Российской Федерацией и Республикой Абхазия «О союзничестве и стратегическом партнерстве» (подписан в г. Сочи 24.11.2014) // Бюллетень международных договоров. 2015. № 7. С. 23-31.

4. Закон Республики Абхазия от 08.11.2005 № 1168-с-ХМ (ред. от 18.09.2013) «О гражданстве Республики Абхазия»1 (далее -Закон).

5. Указ Президента Республики Абхазия от 06.07.2009 № УП-160 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Республики Абхазия»2.

Проанализируем представленные нормативные акты и определим основы правового статуса бипатридов в Республике Абхазия.

В соответствии с четвёртым абзацем ст. 3 Закона Республики Абхазия «О гражданстве» двойное гражданство — наличие у гражданина Республики Абхазия гражданства (подданства) иностранного государства. При определении правового статуса лица с двойным гражданством необходимо определить, в каком качестве его рассматривает Республика Абхазия: как гражданина Республики Абхазия либо как иностранного гражданина. Общим принципом определения правового статуса бипатридов в Республике Абхазия является норма второго абзаца ст. 6 Закона Республики Абхазия «О гражданстве», в соответствии с которой «гражданин Республики Абхазия, имеющий также гражданство иностранного государства, рассматривается Республикой Абхазия только как гражданин Республики Абхазия».

Исходя из буквального толкования этой нормы вытекает заключение, что любой бипатрид рассматривается Республикой Абхазия как гражданин Республики Абхазия, и соответственно на него распространяются все права и обязанности гражданина Республики Абхазия. Однако, полагаем, что в случае, когда лицо приобретает второе гражданство и соответственно статус бипатрида в соответствии с законодательством Республики Абхазия либо международным договором Республики Абхазия (является бипатридом (де-юре)), нельзя говорить о том, что Республика Абхазия рассматривает его только как гражданина Республики Абхазия. Само наличие международного договора либо нормы закона говорит о том, что государство признаёт существование бипатризма с определённым государством и признаёт в бипа-тридах лиц, имеющих одновременно два гражданства. В связи с этим, для точного определения правового статуса бипатридов, необходимо внести изменения во второй абзац ст. 6 Закона Республики Абхазия «О гражданстве», дополнив его словами «за исключением случаев, предусмотренных международным договором Республики Абхазия или законом Республики Абхазия.

На наш взгляд, при определении правового статуса бипатридов де-юре необходимо различать случаи:

1) когда бипатризм возник на основании международного договора;

2) когда бипатризм возник на основании внутреннего законодательства.

1 Закон Республики Абхазия от 08.11.2005 № 1168-с-Х!У (в ред. Закона Республики Абхазия от 18.09.2013 № 3392-с-У) «О гражданстве Республики Абхазия» // Сборник законодательных актов Республики Абхазия. 2006. Выпуск 25; Республика Абхазия. 2013. № 106. 21-22 сентября.

2 Указ Президента Республики Абхазия от 06.07.2009 № УП-160 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Республики Абхазия» // СПС «Консультант плюс».

Полагаем, что, если бипатризм де-юре возник в соответствии с законодательством отдельного государства, правовой статус этого бипатри-да урегулирован лишь частично — в рамках его статуса бипатрида на территории данной страны. В отсутствии международного договора, правовой статус бипатрида не урегулирован на территории государства его второго гражданства, и, следовательно, никак не урегулированы сложные вопросы его правового статуса, например, военная служба, избирательные права, вопросы экстрадиции, дипломатической и консульской защиты.

Совершенно другая ситуация складывается, когда бипатризм де-юре возникает на основе международного договора. В этом случае его статус урегулирован на территории обоих государств, гражданствами которых обладает бипатрид.

Что касается бипатризма де-юре, возникшего на основании международного договора, то единственным договором Республики Абхазия, устанавливающим возможность двойного гражданства, является Договор между Российской Федерацией и Республикой Абхазия от 17.09.2008 «О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Абхазия». В соответствии со ст. 8 данного Договора, каждая из Договаривающихся Сторон (Российская Федерация и Республика Абхазия) признаёт за своими гражданами право приобрести, не утрачивая её гражданства, гражданство другой Договаривающейся Стороны. Приобретение гражданином одной Договаривающейся Стороны гражданства другой Договаривающейся Стороны осуществляется на основании свободного волеизъявления гражданина на условиях и в порядке, установленных законодательством Договаривающейся Стороны, гражданство которой приобретается. В целях урегулирования вопросов двойного гражданства Договаривающиеся Стороны заключат отдельное соглашение.

Однако, по состоянию на июнь 2017 г такое соглашение не подписано. Однако, само наличие нормы ст. 8 Договора говорит о том, что бипатризм, возникающий в отношениях между Республикой Абхазия и Российской Федерацией, когда граждане Республики Абхазия имеют гражданство Российской Федерации и наоборот — является случаем бипатризма де-юре. К сожалению, в отсутствии договора об урегулировании вопросов двойного гражданства, особенности правового статуса таких бипатридов де-юре не определены международным соглашением. Однако, само наличие нормы ст. 8 указанного Договора в настоящее время, даже при отсутствии соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства, позволяет гражданам Республики Абхазия приобретать российское гражданство в соответствии с российским законодательством, не отказываясь от абхазского гражданства.

В свою очередь законодательство Республики Абхазия также определяет случаи возникновения бипатризма де-юре. В соответствии со ст. 5 и 6 Закона Республики Абхазия «О гражданстве» к бипатридам де-юре относятся следующие категории лиц с двойным гражданством:

1) граждане Республики Абхазия абхазской национальности (абаза), имеющие также гражданство любого другого иностранного государства, в том числе Российской Федерации;

2) граждане Республики Абхазия неабхазской национальности, имеющие гражданство Российской Федерации.

Сопоставив случаи бипатризма де-юре, возникающие на основании международного договора Республики Абхазия с Российской Федерацией и на основании внутреннего законодательства Республики Абхазия, можно сделать вывод, что бипатризмом де-юре на основании международного договора является случай, когда у лица есть одновременно гражданство Республики Абхазия и гражданство Российской Федерации. Бипатризмом де-юре на основании внутреннего законодательства Республики Абхазия является случай, когда гражданин абхазской национальности имеет также гражданство любого другого иностранного государства (за исключением гражданства Российской Федерации).

Наличие у гражданина Республики Абхазия иного гражданства имеет на территории Республики Абхазия определённое юридическое значение. В соответствии с п. «в» ст. 19 Закона Республики Абхазия «О гражданстве», не допускается выход из абхазского гражданства, если гражданин Республики Абхазия не имеет иного гражданства и гарантии его приобретения.

Полагаем, что правовой статус бипатридов де-юре не идентичен правовому статусу граждан Республики Абхазия. Подтверждением тому являются нормы законодательства Республики Абхазия о государственной тайне. В соответствии со ст. 21 Закона Республики Абхазия «О государственной тайне»1 допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Абхазия. Постановление Кабинета Министров Республики Абхазия от 04.11.2011 № 160 «Об утверждении «Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне»2 определяет, что лица, имеющие двойное гражданство, полученное в соответствии с Законом Республики Абхазия «О гражданстве Республики Абхазия» (то есть являющиеся бипатрида-ми де-юре — прим. авт.), допускаются к государственной тайне в порядке, определённом для должностных лиц и граждан Республики Абхазия. Указанные лица допускаются к сведениям, составляющим государственную

1 Закон Республики Абхазия от 23.02.1998 № 408-с-ХШ (в ред. Закона Республики Абхазия от 15.06.2015 № 3814-с-^ «О государственной тайне» // Сборник законодательных актов Республики Абхазия.1998. Выпуск 8; Республика Абхазия. 2015. № 111. 05 октября.

2 Постановление Кабинета Министров Республики Абхазия от 04.11.2011 № 160 «Об утверждении «Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне»» // СПС «Консультант плюс».

тайну, с грифом «секретно» только после проведения проверочных мероприятий органами Службы государственной безопасности Республики Абхазия. В свою очередь, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Абхазия от 04.11.2011 № 159 «Об утверждении «Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Республики Абхазия к государственной тайне»1 допуск граждан к государственной тайне по третьей форме оформляется по общему правилу без проведения органами безопасности проверочных мероприятий. Кроме того, согласно ст. 22 Закона «О государственной тайне» основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне являются (могут являться): а) постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и б) выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Республики Абхазия. Безусловно, по этим основаниям ни одно лицо, имеющее двойное гражданство, юридически не может и не должно быть уравнено в правах с лицами, имеющими только гражданство Республики Абхазия.

Что касается бипатридов де-факто, то необходимо обратить внимание, что в соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона Республики Абхазия «О гражданстве», наличие у гражданина Республики Абхазия гражданства иностранного государства, приобретённого с нарушением положений настоящего Закона, влечёт за собой прекращение гражданства Республики Абхазия. Следовательно, в случае, если у бипатрида, имеющего наряду с гражданством Республики Абхазия, есть гражданство иностранного государства, и эти случаи бипатризма возникли не в соответствии с законодательством Республики Абхазия, — это является основанием для прекращения гражданства Республики Абхазия. Поэтому полагаем, что такая категория как «бипатриды де-факто» юридически не могут существовать на территории Республики Абхазия. В настоящее время законодатель также не поощряет наличие бипатридов де-факто, поскольку ст. 13 Закона определяет в качестве условия для приема в гражданство Республики Абхазия в общем порядке то, что иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Республики Абхазия в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица предоставили заявление об отказе от своего прежнего гражданства и получили разрешение государства прежнего гражданства на экспатриацию, если таковое предусмотрено законами этого государства либо документ, подтверждающий утрату прежнего гражданства. Данной нормой законодатель не позволяет распространяться указанной форме бипатризма — бипартизма де-факто. В аналогичном порядке решается вопрос при восстановлении в гражданство Республики Абхазия.

1 Постановление Кабинета Министров Республики Абхазия от 04.11.2011 № 159 «Об утверждении «Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Республики Абхазия к государственной тайне» // СПС «Консультант плюс».

Особо хотелось бы остановиться на правовом статусе бипатридов, являющихся лицами абхазской национальности, имеющими наряду с гражданством Республики Абхазия гражданство иностранного государства. В этом случае является интересной ситуация, складывающаяся с лицами абхазской национальности (абаза), которые в соответствии с п. «а» ст. 5 Закона Республики Абхазия «О гражданстве» являются гражданами Республики Абхазия независимо от их места проживания и наличия у них гражданства иностранного государства, за исключением лиц, которые антиконституционными методами выступают за изменение суверенного статуса Республики Абхазия, либо за насильственное изменение основ конституционного строя Республики Абхазия, либо антиконституционными методами боролись против существующего государственного строя или связаны с террористической деятельностью. Данные лица, имея гражданство любого другого государства, могут приобрести гражданство Республики Абхазия. Однако, если эти лица (бипатриды) захотят приобрести гражданство Российской Федерации в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Абхазия от 17.09.2008 «О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Абхазия», им необходимо будет отказаться от гражданства иностранного государства — в соответствии с законодательством Российской Федерации и в отсутствии международного договора Российской Федерации с соответствующим государством.

Таким образом, в ходе исследования сделаны следующие выводы:

1) определены характерные черты правового статуса бипатридов в Республике Абхазия, охарактеризованы законодательные основы правового статуса бипатридов;

2) выделены недостатки действующего законодательного регулирования правового статуса бипатридов, предложены соответствующие изменения в законодательство Республики Абхазия;

3) осуществлена классификация лиц, относящихся к бипатридам в Республике Абхазия — бипатриды де-юре и бипатриды де-факто. Установлено, что бипатриды де-факто как категория не могут существовать на территории Республики Абхазия в соответствии с законодательством о гражданстве;

4) установлена разница в правовом статусе бипатридов де-юре и граждан Республики Абхазия, не имеющих второго гражданства, в первую очередь, в соответствии с законодательством о государственной тайне;

5) определена разница в правовом статусе бипатридов де-юре, возникших в соответствии с законодательством Республики Абхазия о гражданстве и правовом статусе бипатридов де-юре, возникших на основании международного договора Республики Абхазия с Российской Федерацией.

1. Конституция Республики Абхазия от 26.11.1994 № 187-с (принята на сессии Верховного Совета Республики Абхазия 12-го созыва 26.11.1994 г., одобрена всенародным голосованием 03.10.1999, с изменением, принятым на всенародном голосовании (референдуме) 03.10.1999; в ред. Конституционных законов Республики Абхазия от 30.04.2014 № 3494-с-V, от 03.02.2016 № 4028-с-У, от 29.03.2016 № 4067-с-У) // СПС «Консультант плюс».

2. Договор между Российской Федерацией и Республикой Абхазия от 17.09.2008 «О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Абхазия» // Бюллетень международных договоров. 2009. № 5. С. 59-65.

3. Договор между Российской Федерацией и Республикой Абхазия «О союзничестве и стратегическом партнерстве» (подписан в г. Сочи 24.11.2014) // Бюллетень международных договоров. 2015. № 7. С. 23-31.

4. Закон Республики Абхазия от 08.11.2005 № 1168-с-ХМ (в ред. Закона Республики Абхазия от 18.09.2013 № 3392-с^) «О гражданстве Республики Абхазия» // Сборник законодательных актов Республики Абхазия. 2006. Выпуск 25; Республика Абхазия. 2013. № 106, 21-22 сентября.

5. Закон Республики Абхазия от 23.02.1998 № 408-с-Х111 (в ред. Закона Республики Абхазия от 15.06.2015 № 3814-с^) «О государственной тайне» // Сборник законодательных актов Республики Абхазия. 1998. Выпуск 8; Республика Абхазия. 2015. № 111. 05 октября.

6. Указ Президента Республики Абхазия от 06.07.2009 № УП-160 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Республики Абхазия» // СПС «Консультант плюс».

7. Постановление Кабинета Министров Республики Абхазия от 04.11.2011 № 160 «Об утверждении «Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне»» // СПС «Консультант плюс».

8. Постановление Кабинета Министров Республики Абхазия от 04.11.2011 № 159 «Об утверждении «Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Республики Абхазия к государственной тайне» // СПС «Консультант плюс».