Дисциплинарное взыскание к нотариусу применяется

Глава 10. Дисциплинарные проступки и меры дисциплинарной ответственности

Глава 10. Дисциплинарные проступки и меры дисциплинарной ответственности

10.1. Дисциплинарная ответственность устанавливается за виновное совершение дисциплинарного проступка, предусмотренного настоящим Кодексом.

10.2. Дисциплинарными проступками являются:

10.2.1. нарушение правил совершения нотариальных действий, предусмотренных Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, и Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающего объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий и способ ее фиксирования;

10.2.2. организация работы с нарушением требований законодательства, нормативных правовых актов Министерства юстиции Российской Федерации, актов Федеральной нотариальной палаты, принятие которых предусмотрено законодательством;

10.2.3. нарушения Правил нотариального делопроизводства:

— которые носят систематический характер;

— которые повлекли нарушения прав граждан или юридических лиц;

— которые повлекли утрату номенклатурных дел или их части;

— неоднократная регистрация нотариальных действий в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата не в день их совершения без объективных причин;

10.2.4. неисполнение решений органов нотариальной палаты, принятых в пределах их компетенции;

10.2.5. нарушение тайны совершения нотариального действия;

10.2.6. утрата личной печати с изображением Государственного герба Российской Федерации, реестров для регистрации нотариальных действий, архива нотариуса, в том числе архивов, переданных нотариусу на временное хранение, бланков и других служебных документов и материалов, специальных данных, которые позволяют использовать электронную подпись нотариуса;

10.2.7. неинформирование лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, о размере нотариального тарифа, стоимости услуг правового и технического характера, а также о льготах, предусмотренных действующим законодательством или решениями нотариальных палат;

10.2.8. занятие предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности;

10.2.9. оказание посреднических услуг при заключении договоров;

10.2.10. совершение нотариального действия вне установленных границ нотариального округа, кроме определенных законом случаев;

10.2.11. совершение нотариального действия на свое имя и от своего имени, на имя или от имени своего супруга или супруги, их и своих родственников (родителей, детей, внуков);

10.2.12. осуществление нотариальной деятельности без страхования риска профессиональной ответственности;

10.2.13. произвольное изменение размера нотариального тарифа, установленного законом, несоблюдение решений нотариальной палаты о размере платы за оказание услуг правового и технического характера, выразившееся в его произвольном изменении в сторону уменьшения (вплоть до нулевого значения) либо увеличения;

10.2.14. использование денежных средств, ценностей и иного имущества, переданного нотариусу, в целях, отличных от тех, для которых они передавались;

10.2.15. совершение нотариальных действий нотариусом одновременно с лицом, его замещающим;

10.2.16. отказ в предоставлении льгот по уплате нотариального тарифа, предусмотренных действующим законодательством, и льгот при взимании платы за оказание услуг правового и технического характера;

10.2.17. привлечение к выполнению технических работ, в том числе по подготовке проектов документов, изготовлению оригиналов и копий, сканированию документов, а также по регистрации, учету, архивированию документов, иных лиц, кроме работников нотариуса, стажеров нотариуса;

10.2.18. использование сведений, ставших известными в связи с совершением нотариального действия, в ущерб интересам обратившегося лица или в целях получения прямой или косвенной выгоды для нотариуса или другого лица;

10.2.19. несоблюдение культуры поведения при осуществлении профессиональной деятельности, в том числе исполнение профессиональных обязанностей в состоянии алкогольного или иного токсического опьянения, под воздействием психотропных препаратов;

10.2.20. совершение поступков, в том числе во внеслужебное время, которые нарушают требования главы 4 настоящего Кодекса и наносят ущерб профессиональной деятельности нотариуса или подрывают доверие и престиж профессии в обществе;

10.2.21. отсутствие без уважительных причин постоянного места для совершения нотариальных действий более двух месяцев подряд или более шести месяцев в течение календарного года;

10.2.22. неисполнение своих обязанностей и/или передача своих полномочий без уважительных причин или с нарушением порядка, утвержденного Министерством юстиции Российской Федерации и Федеральной нотариальной палатой в соответствии с законодательством о нотариате;

10.2.23. отказ и/или необоснованная задержка предоставления документов при проведении в соответствии с законодательством проверки его деятельности и/или рассмотрении дела о дисциплинарной ответственности;

10.2.24. совершение действий, препятствующих реализации права лица на обращение к другому нотариусу;

10.2.25. умаление профессионального достоинства и авторитета других нотариусов, а также нотариальной палаты и ее органов;

10.2.26. непредставление или несвоевременное представление в установленные законодательством сроки сведений (документов), запрашиваемых уполномоченными государственными органами, а также неявка в государственные органы для участия в рассмотрении дел в случаях, предусмотренных законом;

10.2.27. размещение информации о своей нотариальной деятельности с нарушением правил, установленных настоящим Кодексом;

10.2.28. нарушение ограничений, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, связанных с информированием общественности о своей деятельности;

10.2.29. неявка без уважительных причин на общее собрание членов нотариальной палаты, а также по приглашению органов и комиссий нотариальной палаты для рассмотрения вопросов по исполнению профессиональных обязанностей нотариуса;

10.2.30. неуплата в установленный срок членских взносов в нотариальную палату без уважительных причин, а также занижение размеров уплачиваемых взносов или иных обязательных платежей;

10.2.31. непредставление или несвоевременное представление по запросу органов нотариальной палаты или комиссий, осуществляющих контрольные функции, документов, письменных и устных разъяснений по вопросам, относящимся к компетенции этих органов или комиссий;

10.2.32. непредставление или несвоевременное представление достоверной статистической отчетности, а также сведений финансового и иного характера в соответствии с законодательством Российской Федерации, уставами и решениями органов нотариальных палат;

10.2.33. несоблюдение обязанностей, предусмотренных уставом нотариальной палаты, помимо указанных в пунктах 10.2.29 — 10.2.32 настоящего Кодекса.

10.3. За совершение нотариусом дисциплинарного проступка может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание, которое является мерой дисциплинарной ответственности.

10.4. Мерами дисциплинарной ответственности нотариуса являются замечание, выговор, строгий выговор.

10.5. Наложенное дисциплинарное взыскание считается снятым, если нотариус не совершит нового дисциплинарного проступка в течение:

одного года со дня объявления замечания;

двух лет со дня объявления выговора;

пяти лет со дня объявления строгого выговора.

10.6. При добросовестном исполнении нотариусом профессиональных обязанностей, активном участии в деятельности профессионального сообщества, отсутствии повторного совершения проступков, а также безупречном поведении Правление нотариальной палаты может до истечения сроков, установленных пунктом 10.5 настоящего Кодекса, снять дисциплинарное взыскание по собственной инициативе или по заявлению нотариуса, но не ранее чем через три месяца после его наложения.

Заявление о снятии дисциплинарного взыскания рассматривается Правлением нотариальной палаты не позднее двух месяцев со дня его поступления.

При отказе в снятии дисциплинарного взыскания повторное заявление о снятии дисциплинарного взыскания может быть подано нотариусом не ранее чем через три месяца после рассмотрения предыдущего заявления.

10.7. Нотариус может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка не позднее чем через девять месяцев со дня поступления в нотариальную палату документов, послуживших основанием для возбуждения дисциплинарного производства.

Течение указанного срока приостанавливается, если в нотариальную палату поступила информация о наличии судебного спора в отношении фактов, изложенных в обращении, послужившем основанием для дисциплинарного производства.

10.8. Нотариус не подлежит привлечению к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, если:

— основанием для начала дисциплинарного производства является информация, поступившая от лиц, указанных в пунктах 12.7.1 — 12.7.6 настоящего Кодекса, и с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права или о совершении дисциплинарного проступка, прошло более трех лет;

— основаниями для начала дисциплинарного производства являются сообщения, указанные в пунктах 12.7.7 — 12.7.8 настоящего Кодекса, и с момента совершения дисциплинарного проступка прошло более пяти лет.

10.9. Истечение сроков, установленных пунктом 10.8, влечет прекращение уже начатой процедуры рассмотрения дела о дисциплинарной ответственности и является основанием для принятия комиссией или Правлением решения о прекращении дисциплинарного производства вследствие истечения сроков применения мер дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарная ответственность нотариусов, занимающихся частной практикой

(Алексеев Р. П.) («Нотариус», 2012, N 2)

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НОТАРИУСОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЧАСТНОЙ ПРАКТИКОЙ

——————————— Alekseev R. P. Disciplinary liability of notaries working in private practice.

Алексеев Руслан Павлович, аспирант Орловского государственного университета, стажер нотариуса Орловского нотариального округа.

Автором данной статьи проводится анализ пробелов законодательства, связанного с ответственностью нотариусов, занимающихся частной практикой, проводится исследование возможных последствий, связанных с данным упущением в законодательстве.

Ключевые слова: законодательство, частная практика, нотариат, дисциплинарная ответственность.

The author gives the analysis of gaps in the legislation connected with liability of notaries working in private practice, examines the possible consequences associated with such omissions in the legislation.

Key words: legislation, private practice, notary, disciplinary liability.

Статья 17 главы III Основ законодательства Российской Федерации о нотариате предусматривает некоторые виды ответственности: имущественную ответственность за вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия, противоречащего законодательству Российской Федерации, или неправомерного отказа в совершении нотариального действия, а также разглашения сведений о совершенных нотариальных действиях; ответственность в виде прекращения деятельности в случае совершения нотариусом, занимающимся частной практикой, действий, противоречащих законодательству Российской Федерации; ответственность в случае непредставления либо несвоевременного представления в налоговый орган необходимых сведений; дисциплинарная ответственность нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, в случае совершения действий, противоречащих законодательству РФ. Весьма серьезным упущением законодателя является пробел, связанный с дисциплинарной ответственностью нотариусов, занимающихся частной практикой. Государственные нотариусы, которых на сегодняшний день в России единицы, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Трудовым кодексом РФ, о чем прямо указано в статье 17 Основ. О дисциплинарной ответственности частнопрактикующих нотариусов вовсе не сказано ни слова, что превращает даже удачно выстроенный механизм контроля за нотариальной деятельностью в «ветряную мельницу». Между тем именно необходимость применения к нотариусам дисциплинарной ответственности зачастую является единственно верным средством воздействия. Поводами для рассмотрения дел о дисциплинарных поступках служат обращения граждан и юридических лиц, представления органов прокуратуры и следствия, частные определения судов, результаты проведения проверок профессиональной деятельности нотариуса, неисполнение нотариусами решений органов управления нотариальных палат. Необходимость применения мер дисциплинарного воздействия обусловлена их особым положением в общем ряду мер ответственности, применяемых к нотариусу. Так, к примеру, ответственность в виде прекращения деятельности нотариуса за его систематические опоздания на работу вряд ли является адекватной мерой воздействия. Так же как и несвоевременная уплата членских взносов в нотариальную палату не является весомым основанием для лишения провинившегося нотариуса лицензии. В подобных ситуациях меры дисциплинарного воздействия представляют собой необходимый комплекс мер адекватного реагирования. В связи с этим неурегулированность вопроса дисциплинарной ответственности нотариуса на уровне федерального законодательства представляется весьма существенным пробелом. Устранить данное упущение был призван Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации, принятый 18 апреля 2001 г. Собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации. Кодекс весьма подробно в VIII, IX и X главах урегулировал вопросы дисциплинарной ответственности, определив дисциплинарные проступки, меры дисциплинарного воздействия, порядок наложения и снятия дисциплинарных взысканий. За последние три года около 300 нотариусов по всей стране получили дисциплинарные взыскания, предусмотренные Профессиональным кодексом: замечания, выговоры или строгие выговоры [1]. Однако для полноценной реализации положений Кодекса существует ряд вполне объяснимых препятствий. Профессиональный кодекс нотариусов не является нормативно-правовым актом, не является законом. Он был разработан и принят самим нотариальным сообществом еще десять лет назад, но в федеральном законе по-прежнему нет указания на его обязательность для всех нотариусов, занимающихся частной практикой в РФ. В тринадцати случаях принятые нотариальными палатами меры дисциплинарного воздействия обжаловались нотариусами в судебном порядке [2]. В семи случаях принятые нотариальными палатами меры дисциплинарного воздействия были отменены. Анализируя судебную практику по данному вопросу, следует отметить, что одним из оснований, которым наиболее часто руководствовались суды при вынесении решений об удовлетворении требований нотариусов, является «непринятие Профессионального кодекса нотариусов РФ в качестве нормативного правового акта» [3]. Так, в одном из кассационных определений судебная коллегия указала, что в силу части 3 статьи 55 Конституции РФ федеральным законом могут быть ограничены права и свободы человека и гражданина. Регу
лируется нотариальная деятельность Основами законодательства Российской Федерации о нотариате. Принимая во внимание тот факт, что к законодательным актам Российской Федерации Профессиональный кодекс не относится, а правом вводить и регулировать дисциплинарную ответственность органы профессионального сообщества не наделены, «вывод суда о правомерности применения к нотариусу, занимающемуся частной практикой, мер дисциплинарного воздействия является ошибочным, поскольку не основан на законе» [2]. При этом следует отметить, что суд сослался на аналогичную позицию Верховного Суда [4]. Осенью того же года решением Советского районного суда города Орла от 29 октября 2009 г. (дело N 2-3469/09) было признано незаконным решение правления Орловской областной нотариальной палаты от 2 июля 2009 г. о применении к нотариусу Орловского нотариального округа дисциплинарного взыскания в виде выговора за нарушение главы VII Профессионального кодекса членов ООНП и Профессионального кодекса нотариусов РФ, выразившееся в нарушении морально-этических норм поведения нотариуса во внеслужебное время [5]. Судом было установлено, что в адрес Орловской областной нотариальной палаты поступило обращение главного врача одной из клиник с просьбой разобраться в неадекватном поведении нотариуса, устроившего скандал в кабинете главного врача. Нотариус представила объяснение по данному факту президенту Орловской областной нотариальной палаты, а также обратилась в Правление Орловской областной нотариальной палаты с объяснениями по жалобе главного врача, указав, что находилась в поликлинике как частное лицо по вопросу, не связанному с работой и осуществляемыми ею нотариальными действиями, личного удостоверения нотариуса не представляла, нотариусом не называлась, вела себя корректно, скандала не устраивала. Нотариус считала, что письмо главного врача не может служить предметом обсуждения ее профессиональной деятельности и не должно рассматриваться на заседании Правления. Полагала, что главный врач может решить все вопросы в судебном порядке, в порядке частного обвинения. Согласно Профессиональному кодексу членов Орловской областной нотариальной палаты, утвержденному решением Общего собрания членов Орловской областной нотариальной палаты от 27 декабря 2000 г., данный вопрос рассматриваться на Правлении не может. Однако, несмотря на возражения нотариуса, вопрос был рассмотрен на заседании Правления Орловской областной нотариальной палаты 2 июля 2009 г. По результатам рассмотрения было вынесено решение об объявлении выговора нотариусу за нарушение пп. 1.1 гл. VII Профессионального кодекса членов ООНП и Профессионального кодекса нотариусов РФ, выразившееся в поступлении обращения клиники, и за нарушение пп. 3.4 п. 3 гл. II Профессионального кодекса членов ООНП и Профессионального кодекса нотариусов РФ, выразившееся в некорректном поведении на заседании Правления ООНП. В результате нотариус вынуждена была обратиться в суд с иском к Орловской областной нотариальной палате о признании незаконным решения Правления ООНП от 2 июля 2009 г. Рассмотрев и проанализировав фактические обстоятельства данного дела в открытом судебном заседании в здании районного суда города Орла, суд счел требования истицы обоснованными в связи с тем, что Основы законодательства о нотариате не раскрывают понятие дисциплинарных проступков нотариуса как основание дисциплинарной ответственности, не регламентируют виды и порядок привлечения нотариуса к такому виду ответственности, не предоставляют права органам нотариального самоуправления налагать дисциплинарные взыскания. По своему правовому статусу нотариус не является должностным лицом и не находится в трудовых отношениях ни с нотариальной палатой, ни с территориальным органом юстиции. Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации как и нотариусов Орловской области к законодательным актам Российской Федерации не относится, органы профессионального сообщества не наделены правом вводить и регулировать дисциплинарную ответственность, в связи с чем применение к нотариусу, занимающемуся частной практикой, мер дисциплинарного воздействия является неправомерным, поскольку не основано на законе. В связи с изложенным и руководствуясь статьями 194 — 199 ГПК РФ, суд решил иск удовлетворить и признать незаконным решение Правления Орловской областной нотариальной палаты от 2 июля 2009 г. в части применения мер дисциплинарного воздействия к нотариусу в виде объявления выговора и в этой части реше
ние отменить. В то же время при рассмотрении споров нотариусов с нотариальными палатами о правомерности применения меры дисциплинарного воздействия некоторые суды наряду с Основами законодательства РФ о нотариате также руководствовались и положениями Профессионального кодекса, указывая его в качестве нормативного правового акта, непосредственно регулирующего порядок наложения дисциплинарного взыскания, меры профессиональной ответственности, а также характеризующего виды дисциплинарных проступков [2]. Также в решении Щекинского городского суда Тульской области от 2 марта 2009 г. указано, что Профессиональный кодекс является документом прямого действия и распространяется на всех частнопрактикующих нотариусов [2]. Следует отметить, что решения суда об отмене дисциплинарных взысканий на том основании, что Профессиональный кодекс не является законодательным актом, регулярно встречались до весны 2010 г. Данное основание для отмены дисциплинарных взысканий отпало, после того как Верховный Суд Российской Федерации в своем Определении от 26 марта 2010 г. изложил правовую позицию, в соответствии с которой Профессиональный кодекс нотариусов РФ является локально-правовым актом, принятым уполномоченным органом в пределах своих полномочий по осуществлению контроля за деятельностью нотариуса. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 марта 2010 г. N 50-В09-9 решение суда первой инстанции об отказе в признании недействительным решения Правления нотариальной палаты о вынесении выговора оставлено без изменений, поскольку нотариальная палата субъекта РФ вправе применять меры дисциплинарного взыскания в виде выговора по отношению к нотариусу, допустившему дисциплинарный проступок [6]. Это решение, безусловно, изменило позицию ряда нотариусов относительно права нотариальных палат привлекать нотариусов к дисциплинарной ответственности. Тем не менее многие нотариусы по-прежнему убеждены, что к ним может быть применена лишь одна мера воздействия, предусмотренная статьей 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, — лишение права нотариальной деятельности. Стоит отметить, что попытки закрыть образовавшуюся брешь в вопросе дисциплинарной ответственности предпринимались и на региональном уровне. Многими нотариальными палатами субъектов Российской Федерации были приняты соответствующие профессиональные кодексы нотариусов. Существуют, к примеру, Профессиональный кодекс нотариусов Орловской областной нотариальной палаты, Профессиональный кодекс нотариусов Тульской областной нотариальной палаты, Профессиональный кодекс нотариусов Московской области и т. д. Подобные кодексы, впрочем, незначительно отличаются от Профессионального кодекса нотариусов Российской Федерации и практически полностью дублируют последний. Дублируется при этом не только содержание, но и описанные трудности применения на практике региональных аналогов Кодекса. Встречаются и иные подходы к решению проблемы. В соответствии со статьей 72 Конституции РФ нотариат отнесен к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В связи с этим правовое регулирование нотариальной деятельности могут осуществлять и субъекты РФ. Данное положение позволяет выстроить законодательство о нотариате в двух уровнях — федеральном и уровне субъектов РФ. Ряд статей Основ законодательства Российской Федерации о нотариате содержат отсылки к региональному законодательству, в котором допускается детализация правового регулирования. Несмотря на то что на уровне субъектов Российской Федерации принято весьма мало нормативно-правовых актов, регулирующих нотариальную деятельность, попытки ряда субъектов РФ решить вопрос дисциплинарной ответственности «на местах» все же предпринимались. Примерами могут служить Смоленская область, Нижегородская область и др. Подобные законы, как правило, содержат ряд положений, дополняющих или уточняющих аналогичные положения Основ. Например, статья 6 Закона Нижегородской области «О нотариате» в свое время предусматривала за совершение дисциплинарного проступка применение дисциплинарных взысканий в виде замечания, выговора или отстранения от должности на срок до шести месяцев. Положения о дисциплинарной ответственности нотариуса содержала и статья 18 Закона Смоленской области «О нотариате». Однако на сегодняшний день соответствующие положения, содержащиеся в региональном законодательстве, в большинстве своем утратили силу. Данный факт, а
также обобщение судебной практики ясно свидетельствуют о том, что существует немало трудностей и противоречий, связанных с применением дисциплинарной ответственности к нотариусам в целом и положений о дисциплинарной ответственности, содержащихся в Профессиональном кодексе нотариусов Российской Федерации, в частности. В связи с этим, а также в свете грядущей реформы российского законодательства о нотариате представляется необходимым подробно урегулировать вопрос дисциплинарной ответственности нотариусов и процедуру дисциплинарного производства на уровне федерального законодательства. Так, предлагается прямо предусмотреть в законодательстве федерального уровня меры дисциплинарной ответственности нотариусов, определив дисциплинарные проступки, меры дисциплинарного воздействия и порядок наложения и снятия дисциплинарных взысканий. Соответствующие положения, на данный момент содержащиеся в Профессиональном кодексе нотариусов Российской Федерации, представляется необходимым изъять и ввести отсылочную норму к соответствующим положениям федерального закона. Также на законодательном уровне необходимо закрепить за нотариальной палатой и территориальным органом Министерства юстиции право осуществлять дисциплинарное производство по собственной инициативе. Кроме того, при совершенствовании системы ответственности нотариуса немало полезного с теоретической и практической точки зрения можно почерпнуть из весьма богатого опыта зарубежного нотариата [7].

Читайте так же:  Возражения на исковое заявление по наследству

1. Утоли мои печати // Российская газета — Федеральный выпуск. N 5562(186). 2. Марсакова Т. М. Совершенствование Профессионального кодекса нотариусов Российской Федерации в свете проекта Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности» // Нотариальный вестникъ. 2011. N 11. 3. Кассационное Определение Судебной коллегии по гражданским делам ХМАО — Югры от 4 августа 2009 г. // СПС «КонсультантПлюс». 4. Определение ВС РФ от 15 февраля 2008 г. N 10-В07-24 // СПС «КонсультантПлюс». 5. Дело N 2-3469/2009 // Архив Советского районного суда г. Орла. 6. Дело N 50-В09-9/2010 // Архив Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ. 7. Циммерман С. Гражданско-правовая ответственность нотариуса за профессиональные действия // Нотариальный вестник. 1998. N 1; Зацепина С. А. Сравнительно-правовой анализ проблем правовой ответственности российского и итальянского нотариуса // Нотариус. 1999. N 6. С. 92; Фриоле Р. Ответственность нотариуса за удостоверение и свидетельствование. М., 2000. С. 238.

Вопрос: Правомерны ли действия руководителя, уволившего работника по сокращению штата, но не сократившего штатную единицу (должность), которую занимал работник? («Прокурор», 2012, N 2)

Вопрос: Правомерны ли действия руководителя, уволившего работника по сокращению штата, но не сократившего штатную единицу (должность), которую занимал работник?

Ответ: Нет, неправомерны. Возможность расторжения трудового договора по инициативе работодателя в связи с сокращением численности или штата работников предусмотрена п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Под сокращением численности или штата работников понимается упразднение одной или нескольких штатных единиц, как правило, связанное с уменьшением объема работ. Как следует из ч. 3 ст. 81 ТК РФ, до увольнения по рассматриваемому основанию работнику должна быть предложена в письменной форме другая имеющаяся у работодателя работа, которую работник может выполнять с учетом состояния здоровья и квалификации. На практике доказательством фактического сокращения штата работников организации является утвержденное работодателем новое штатное расписание, в котором количество штатных единиц в организации сокращено по сравнению с ранее действовавшим штатным расписанием. Таким образом, увольнение по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ без сокращения штатной единицы не признается правомерным, поскольку в действительности сокращения штата работников не произведено.

Вопрос: Я являюсь руководителем фирмы. Слышал, что в каждой организации должна быть проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. Что это такое? («Прокурор», 2012, N 2)

Вопрос: Я являюсь руководителем фирмы. Слышал, что в каждой организации должна быть проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. Что это такое?

Ответ: Статьями 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) установлена обязанность работодателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда. Согласно ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда — это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. С 1 сентября 2011 г. вступил в силу новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. N 342н. Им определены, в частности, особенности проведения аттестации отдельных видов рабочих мест, порядок оформления результатов аттестации, порядок проведения внеплановой аттестации рабочих мест по условиям труда. Результаты аттестации используются в том числе для разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда; установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными или опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда. В соответствии с действующим законодательством ответственность за нарушения законодательства об охране труда предусмотрена ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

I. Общее положение

Статья 1. Настоящее Положение устанавливает порядок привлечения к дисциплинарной ответственности нотариусов, занимающихся частной практикой (далее — нотариусы), за совершение дисциплинарных проступков и также за проступки, не совместимые с достоинством и назначением нотариуса ввиду особого характера выполняемых им функций.

II. Дисциплинарные взыскания

Статья 2. Дисциплинарное взыскание к нотариусу применяется:

1. За нарушение обязанностей нотариуса.

2. За превышение полномочий.

3. За совершение порочащего поступка.

4. За нарушение правил Кодекса профессиональной этики нотариуса.

Статья 3. Дисциплинарными взысканиями являются:

3. Строгий выговор.

4. Освобождение от полномочий нотариуса в порядке, предусмотренном действующим законодательством о нотариате.

III. Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий

Статья 4. Дисциплинарное взыскание налагается правлением нотариальной палаты по собственной инициативе либо по предложению президента или собрания нотариальной палаты, а также должностных лиц и органов, которым согласно действующему законодательству предоставлено право ставить вопрос о наложении дисциплинарного взыскания (суд, прокуратура, органы следствия, налоговые органы, другие органы и должностные лица).

Статья 5. До применения дисциплинарного взыскания от нотариуса должно быть затребовано письменное объяснение. В случае необходимости может назначаться служебная проверка.

Статья 6. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно за обнаружение проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни нотариуса или пребывания его в отпуске.

Взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам проверки работы нотариуса — не позднее двух лет со дня ее совершения.

Читайте так же:  Не приходит по почте штраф гибдд

За каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Статья 7. Вопрос о применении дисциплинарного взыскания рассматривается правлением нотариальной палаты в присутствии нотариуса. Рассмотрение вопроса о применении дисциплинарного взыскания в отсутствие нотариуса допускается лишь по его письменному заявлению.

В случае неявки нотариуса на заседание правления нотариальной палаты рассмотрение вопроса о применении дисциплинарного взыскания откладывается. В случае вторичной неявки нотариуса без уважительных причин вопрос о применении дисциплинарного взыскания может быть рассмотрен в отсутствие нотариуса.

Статья 8. При рассмотрении вопроса о применении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка; обстоятельства, при которых он совершен; предшествующее поведение нотариуса; отношение к выполнению обязанностей нотариуса.

Статья 9. Решение о применении дисциплинарного взыскания принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов правления нотариальной палаты.

Статья 10. Приказ или постановление о применении дисциплинарного взыскания (выписка из них) с указанием мотивов его применения объявляется нотариусу, подвергнутому взысканию, под расписку в трехдневных срок со дня принятия решения.

Статья 11. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано нотариусом, на которого взыскание наложено.

Жалоба подается общему собранию нотариальной палаты в трехмесячный срок со дня объявления (сообщения) нотариусу приказа или постановления (выписки из них) о применении дисциплинарного взыскания.

В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока общее собрание нотариальной палаты может его восстановить и разрешить спор по существу.

Общее собрание нотариальной палаты принимает решение большинством голосов присутствующих на собрании ее членов.

Копия решения (выписка из решения) общего собрания вручается нотариусу в трехдневный срок со дня принятия решения.

Решение общего собрания нотариальной палаты может быть обжаловано заинтересованным нотариусом в районный (городской) народный суд.

IV. Снятие дисциплинарного взыскания

Статья 12. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания нотариус не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергшимся дисциплинарному взысканию.

Статья 13. Если нотариус, подвергнутый дисциплинарному взысканию, не совершил нового проступка, добросовестным отношением к своим обязанностям и безупречным поведением доказал свое исправление, дисциплинарное взыскание может быть снято до истечения года по инициативе правления палаты или ходатайству президента, либо общего собрания нотариальной палаты.

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: баланс березовый по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

«Ответы на вопросы о применении Кодекса профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации» (утв. решением Правления ФНП, протокол от 15.02.2016 N 02/16)

Федеральной нотариальной палаты

(протокол от 15.02.2016 N 02/16)

НА ВОПРОСЫ О ПРИМЕНЕНИИ КОДЕКСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ

НОТАРИУСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Согласно статье 6.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее — Основы) Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации (далее — Кодекс) устанавливает требования к профессиональной этике нотариуса и лица, его замещающего, а также основания возникновения дисциплинарной ответственности нотариуса, порядок привлечения его к дисциплинарной ответственности и меры дисциплинарной ответственности нотариуса, занимающегося частной практикой, и лица, его замещающего.

Дисциплинарная ответственность нотариуса устанавливается только за виновные действия, приведшие к нарушению требований, установленных Кодексом.

Решение о привлечении нотариуса, занимающегося частной практикой, и лица, его замещающего, к дисциплинарной ответственности принимается нотариальной палатой субъекта Российской Федерации и может быть обжаловано в суд.

Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации принят Собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации 16.11.2015 (протокол N 33) и утвержден Министерством юстиции Российской Федерации 19.01.2016. Таким образом, Кодекс является правовым актом, действующим с 19 января 2016 года.

Вопрос 1. Действия нотариуса, подпадающие под признаки дисциплинарного проступка в рамках Кодекса, совершены в 2015 году. Обращение, полностью соответствующее требованиям пунктов 11.7 и 11.8 Кодекса и являющееся основанием для начала дисциплинарного производства, поступило в палату в 2016 году. Возможно ли применение к нотариусу мер дисциплинарной ответственности в соответствии с Кодексом?

Ответ. В данном случае необходимо руководствоваться общими принципами действия правовых актов во времени и пространстве, согласно которым правовой акт, смягчающий ответственность за совершенное правонарушение (дисциплинарный проступок) или иным образом улучшающий положение лица, его совершившего, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие правонарушения до вступления такого закона в силу. Правовой акт, усиливающий ответственность или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

В связи с этим рассмотрение дела о дисциплинарной ответственности с 19 января 2016 года осуществляется в соответствии с порядком, установленным главой 11 Кодекса.

Если обращение, являющееся основанием для начала дисциплинарного производства, поступило в палату в 2016 году, а дисциплинарный проступок совершен нотариусом до начала действия Кодекса, положения Кодекса о дисциплинарных проступках применяются, если установленная им мера ответственности мягче ранее предусмотренной меры ответственности за указанный проступок. Если же ответственность за дисциплинарный проступок Кодексом усилена или действия нотариуса, совершенные в 2015 году, по правилам ранее действовавшего Профессионального кодекса нотариусов формально не являлись дисциплинарным проступком, правила Кодекса не применяются.

Если обнаружение дисциплинарного проступка произошло до вступления в действие Кодекса, срок для применения дисциплинарного взыскания следует исчислять по правилам ранее действовавшего Профессионального кодекса нотариусов.

Вопрос 2. Каким образом может быть рассмотрено обращение Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов, если не соблюдены требования, указанные в пунктах 11.8.6 и 11.8.7 Кодекса?

Ответ. В соответствии с пунктом 11.8 Кодекса обращение, представление, частное определение, сообщение признается допустимым поводом к возбуждению дисциплинарного производства, если оно подано в письменной форме и в нем указаны, в частности: конкретное действие (бездействие) нотариуса, дающее основание полагать, что оно относится к перечню дисциплинарных проступков, указанных в пункте 9.2 настоящего Кодекса (п. 11.8.6 Кодекса); обстоятельства и/или доказательства, на которых лицо, направившее (внесшее) обращение, основывает свои требования (п. 11.8.7 Кодекса).

При этом пункт 11.9 Кодекса устанавливает, что обращения Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов, органов прокуратуры и иных государственных органов подлежат рассмотрению также в случае, если не соблюдено какое-либо из требований, указанных в пунктах 11.8.1 — 11.8.4, 11.8.6, 11.8.7 Кодекса.

В этой связи представляется, что в случае поступления в нотариальную палату подобного обращения нотариальной палате необходимо вступить в переписку с Министерством юстиции Российской Федерации или его территориальными органами с целью выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для разрешения вопроса о возбуждении дисциплинарного производства, предложить заявителю представить мотивированное обращение с указанием конкретного действия (бездействия) нотариуса, которое может быть квалифицировано в качестве дисциплинарного проступка, а также предложить представить доказательства в обоснование обращения.

Вопрос 3. Возможно ли применение положений Кодекса в случаях нарушения нотариусами норм материального права при совершении нотариальных действий?

Ответ. Нарушение норм материального права, допущенное нотариусом при совершении нотариального действия, не является основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности в соответствии с пунктами 9.2.1 и 9.2.2 Кодекса. Согласно указанным пунктам дисциплинарными проступками являются нарушение нотариусом правил и порядка совершения нотариальных действий, установленных законодательством; организация работы с нарушением требований законодательства, нормативных правовых актов Министерства юстиции Российской Федерации, актов Федеральной нотариальной палаты, принятие которых предусмотрено законодательством. Данные нарушения носят процессуальный характер и не относятся к нарушениям норм материального права.

Статьей 17 Основ предусмотрена имущественная ответственность за вред, причиненный по вине нотариуса имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия с нарушением закона.

Статьей 33 Основ за совершением нотариальных действий установлен судебный контроль.

В силу статьи 49 Основ заинтересованное лицо, считающее неправомерным совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе обжаловать это действие или отказ в его совершении в районный суд по месту нахождения нотариуса, занимающегося частной практикой. Рассмотрение таких заявлений производится в порядке, предусмотренном главой 37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Кроме того, согласно пункту 3 части 5 статьи 12 Основ за нарушение законодательства нотариус может быть освобожден от полномочий по ходатайству нотариальной палаты на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности.

Вопрос 4. Неинформирование лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, о размере нотариального тарифа, стоимости услуг правового и технического характера, а также о льготах, предусмотренных действующим законодательством или решениями нотариальных палат, согласно пункту 9.2.7 Кодекса является дисциплинарным проступком. Каким нормативно-правовым актом установлено право нотариальной палаты установить льготы?

Ответ. Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» высшим органом управления некоммерческой организации является общее собрание ее членов.

Статьей 26 Основ предусмотрено, что компетенция органов нотариальной палаты регламентируется гражданским законодательством, настоящими Основами и уставом нотариальной палаты.

Нотариусы согласно статье 23 Основ имеют право взимать плату за оказание ими услуг правового и технического характера.

Размер стоимости оказываемых нотариусом услуг правового и технического характера, а также перечень льгот по оплате стоимости услуг правового и технического характера, о предоставлении которых нотариальная палата субъекта вправе принимать решение, какими-либо нормативно-правовыми актами не установлены.

Однако запрета на возможность принятия компетентным органом нотариальной палаты (общим собранием членов нотариальной палаты, правлением нотариальной палаты) решения по указанным вопросам законодательством не установлено.

В этой связи представляется, что компетентный орган региональных нотариальных палат вправе принимать решения об утверждении рекомендаций по вопросам взимания платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера, в том числе по вопросам предоставления льгот при взимании платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера.

Все нотариусы являются членами нотариальной палаты определенного субъекта Российской Федерации, соответственно, решения органов управления нотариальной палаты обязательны для нотариусов и обязанности, вытекающие из указанных решений, должны строго и неукоснительно ими выполняться.

Вопрос 5. Каждое ли обращение, содержащее, по мнению заявителя, сведения о совершении нотариусом дисциплинарного проступка (п. 9.2 Кодекса), является основанием для возбуждения дисциплинарного производства? Каким документом оформляется решение Президента нотариальной палаты субъекта Российской Федерации по вопросу о возбуждении (об отказе в возбуждении) дисциплинарного производства?

Ответ. Согласно пункту 11.13 Кодекса не позднее десяти календарных дней со дня поступления документов, являющихся основанием для возбуждения дисциплинарного производства, Президент нотариальной палаты решает вопрос о наличии допустимых оснований для возбуждения дисциплинарного производства.

Разрешая вопрос о том, являются ли обстоятельства, указанные в обращении, основанием для возбуждения дисциплинарного производства, Президент нотариальной палаты руководствуется своим внутренним убеждением, основываясь на всестороннем и непосредственном изучении представленных заявителем документов и материалов их проверки.

В соответствии с пунктом 11.8.6 Кодекса дисциплинарное производство может быть возбуждено при условии указания в поступившем обращении конкретного действия (бездействия) нотариуса, дающего основание полагать, что оно относится к перечню дисциплинарных проступков, указанных в пункте 9.2 настоящего Кодекса.

При этом Президент нотариальной палаты согласно пункту 11.14.2 Кодекса проверяет обращение на предмет соответствия требованиям, указанным в пунктах 11.8 — 11.9 Кодекса.

После возбуждения дисциплинарного производства все материалы дисциплинарного производства незамедлительно направляются Президентом нотариальной палаты для разбирательства в Комиссию по профессиональной этике нотариусов. В случае отсутствия в нотариальной палате такой комиссии (в нотариальной палате с количеством членов до 50 нотариусов) — в Правление нотариальной палаты.

Согласно пункту 11.15 Кодекса при наличии обстоятельств, исключающих возможность возбуждения дисциплинарного производства, указанных в пунктах 11.14.1 — 11.14.5 Кодекса, Президент нотариальной палаты своим решением отказывает в его возбуждении и возвращает документы заявителю. В решении обязательно должны быть указаны основания принятого решения со ссылкой на конкретные нормы Кодекса, в том числе на пункты 11.8.6, 11.14.2, 11.15.

Решение Президента нотариальной палаты об отказе в возбуждении дисциплинарного производства может быть оформлено любым способом, в том числе в виде письменного ответа на обращение заявителя.

Поскольку Президент нотариальной палаты в соответствии со статьей 26 Основ является органом нотариальной палаты, компетенция которого регламентируется не только гражданским законодательством и Основами, но и уставом нотариальной палаты, вопрос о документе, в котором фиксируется решение Президента нотариальной палаты о наличии допустимых оснований для возбуждения дисциплинарного производства (об отказе в возбуждении), может быть решен нотариальной палатой самостоятельно исходя из положений ее устава.

Вопрос 6. В силу пункта 3.2.8 и пункта 9.2.21 Кодекса нотариус не вправе без уважительных причин не иметь постоянного места для совершения нотариальных действий более двух месяцев подряд или более шести месяцев в течение календарного года. Какие причины будут являться уважительными?

Ответ. Такие причины в каждом случае могут быть признаны уважительными нотариальной палатой субъекта Российской Федерации исходя из конкретных обстоятельств. Например, нахождение нотариуса в ежегодном отпуске продолжительностью 60 дней и одновременное с этим истечение срока аренды помещения нотариальной конторы.

Вопрос 7. Обязательно ли указание на вывеске нотариальной конторы информации о графике ее работы, исходя из содержания пункта 8.1 Кодекса, в соответствии с которым нотариус обязан информировать граждан и организации о своем месте нахождения и режиме работы, в том числе посредством установления вывесок нотариальной конторы, указателей и размещения иной информации; вывеска должна иметь наименование «нотариус» или «нотариальная контора», а также может содержать информацию о режиме работы и контактных телефонах.

Читайте так же:  Выходное пособие совмещение

Ответ. Информация о графике работы нотариальной конторы может быть указана разными способами — например, на табличке, размещенной на входной двери нотариальной конторы. Вместе с тем следует учитывать, что информация о графике работы нотариальной конторы должна быть размещена в общедоступном месте.

Вопрос 8. Достаточно ли наличия в уставе нотариальной палаты положения о том, что комиссии создаются на основании решения правления, или необходимо отдельно установить порядок формирования именно Комиссии по профессиональной этике?

Ответ. Глава 10 Кодекса, определяющая компетенцию по рассмотрению дел о дисциплинарной ответственности, предусматривает создание отдельной комиссии — Комиссии по профессиональной этике нотариусов. Согласно пункту 10.1 Кодекса Комиссией по профессиональной этике, созданной в нотариальной палате субъекта Российской Федерации, рассматривается дело о дисциплинарной ответственности нотариуса.

Таким образом, для реализации положений Кодекса в нотариальных палатах субъектов Российской Федерации должны быть созданы такие Комиссии, а порядок формирования и организации их деятельности должен быть установлен уставом региональной нотариальной палаты.

Соответственно, существующая в нотариальной палате комиссия, занимающаяся рассмотрением жалоб, участвующая в проверках нотариусов и рассмотрении справок по результатам проверок, сообщения которой о нарушениях, установленных в ходе проверок нотариусов, согласно пункту 11.7.8 Кодекса являются основаниями для начала дисциплинарного производства, не должна функционировать одновременно и как Комиссия по профессиональной этике нотариусов.

Вместе с тем до внесения изменений в устав нотариальной палаты, касающихся порядка формирования и организации деятельности Комиссии по профессиональной этике, допускается временное возложение полномочий этой Комиссии на иную действующую в нотариальной палате комиссию.

Комиссия может не создаваться только в нотариальной палате субъекта Российской Федерации с количеством членов до 50 нотариусов; в этом случае полномочия Комиссии исполняет Правление соответствующей нотариальной палаты. Вопрос создания Комиссии в нотариальной палате субъекта Российской Федерации с количеством членов до 50 нотариусов, по мнению Федеральной нотариальной палаты, может быть решен самостоятельно данной нотариальной палатой. В случае возложения полномочий Комиссии на Правление у такой нотариальной палаты отсутствует необходимость принимать отдельный правовой акт, регулирующий порядок рассмотрения дисциплинарного дела, достаточно руководствоваться главой 11 Кодекса.

Вопрос 9. Пунктом 11.34 Кодекса предусмотрено, что документы, послужившие основанием для возбуждения дисциплинарного производства, документы, поступившие в Комиссию, протокол заседания и заключение Комиссии формируются в дисциплинарное дело. Каковы порядок учета и срок хранения дисциплинарных дел?

Ответ. В соответствии с пунктом 3.4.7 Основных правил работы архивов организаций (одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002) при составлении номенклатуры дел следует руководствоваться уставом или положением об организации, положениями о ее структурных подразделениях, штатным расписанием, номенклатурой дел организации за прошлый год, описями дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения, регистрационными формами, ведомственными и типовыми перечнями документов с указанием сроков их хранения, типовыми и примерными номенклатурами дел.

В рамках требований пункта 3.4.9 Основных правил работы архивов организаций в графе 4 номенклатуры дел организации указываются срок хранения дела, номера статей по перечню (типовому, ведомственному), а при его отсутствии — по типовой или примерной номенклатуре дел. При включении в номенклатуру заголовков, документов, срок хранения которых не предусмотрен типовым или ведомственным перечнем документов, срок их хранения устанавливается ЭПК соответствующего архивного учреждения по представлению архива и ЦЭК (ЭК) организации.

Таким образом, порядок учета дисциплинарных дел в номенклатуре нотариальной палаты и срок их хранения устанавливаются уполномоченным органом нотариальной палаты исходя из Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558. Целесообразно применение статьи 188 Перечня (документы (постановления, определения, акты, решения, протоколы, заключения, запросы, заявления, переписка) о соблюдении норм законодательства, конфликтах, спорах, иных вопросах правового характера) со сроком хранения 5 лет после снятия дисциплинарного взыскания (о серьезных нарушениях, связанных с возбуждением уголовных дел и судебных разбирательств, — постоянно).

Вопрос 10. В силу пунктов 11.7, 11.7.6 Кодекса основаниями для начала дисциплинарного производства являются сообщения, изложенные в средствах массовой информации. В каком случае такое сообщение признается допустимым поводом для возбуждения дисциплинарного производства?

Ответ. Сообщение, изложенное в средствах массовой информации, может быть признано допустимым поводом к возбуждению дисциплинарного производства, если оно соответствует требованиям, установленным пунктами 11.8 — 11.8.7 Кодекса. Решение о возбуждении дисциплинарного производства в этом случае также принимается Президентом.

При отсутствии какой-либо информации, требуемой в соответствии с пунктами 11.8 — 11.8.7 Кодекса, нотариальная палата вправе запросить недостающие сведения у средств массовой информации, опубликовавших данное сообщение.

Вопрос 11. Является ли основанием для возбуждения дисциплинарного производства обращение, поступившее в электронном виде на сайт нотариальной палаты?

Ответ. Является при условии его соответствия требованиям, установленным пунктами 11.8 — 11.8.7 Кодекса.

Вопрос 12. Может ли работник нотариальной палаты быть секретарем Комиссии по профессиональной этике, если такая норма будет предусмотрена в Положении о Комиссии, утвержденном Правлением нотариальной палаты?

Ответ. Может. Вместе с тем, учитывая требования пункта 10.1 Кодекса, предусматривающие, что порядок формирования Комиссии и организации ее деятельности устанавливаются уставом нотариальной палаты, данная норма должна быть отражена либо напрямую в уставе, либо в Положении о Комиссии, утвержденном в соответствии с нормами устава нотариальной палаты. При этом следует учитывать положения пункта 11.29 Кодекса, согласно которым разбирательство дела о дисциплинарной ответственности во всех случаях осуществляется в закрытом заседании Комиссии, в котором вправе принимать участие только члены Комиссии и участники дисциплинарного производства, указанные в пункте 11.3 настоящего Кодекса. В связи с этим назначенный секретарем Комиссии по профессиональной этике работник нотариальной палаты должен сохранять в тайне сведения, ставшие известными ему в ходе заседания Комиссии.

Вопрос 13. Могут ли являться членами Комиссии по профессиональной этике или ее председателем члены Правления, члены других комиссий (в том числе Комиссии по проверкам)?

Ответ. Такое совмещение Кодексом не запрещено, но в случае возникновения конфликта интересов в силу участия члена Комиссии по профессиональной этике в заседании других органов управления и комиссий нотариальной палаты такое лицо должно взять самоотвод на соответствующем заседании Комиссии.

Вопрос 14. Согласно пункту 11.28 Кодекса по результатам разбирательства дела о дисциплинарной ответственности Комиссия по профессиональной этике выносит заключение. В какие сроки выносится и направляется участникам дисциплинарного производства заключение Комиссии?

Ответ. В соответствии с пунктом 11.34 Кодекса документы, послужившие основанием для возбуждения дисциплинарного производства, документы, поступившие в Комиссию, протокол заседания и заключение Комиссии формируются в дисциплинарное дело, которое направляется в Правление нотариальной палаты в течение пяти рабочих дней со дня вынесения заключения.

Днем вынесения заключения считается день заседания Комиссии, на котором оно оглашено.

Пункт 11.32 Кодекса предусматривает, что заверенная копия заключения Комиссии вручается (направляется) участникам дисциплинарного производства по их просьбе в течение десяти рабочих дней.

Исходя из этого, мотивированное заключение в письменном виде может быть подготовлено Комиссией в течение пяти рабочих дней со дня его оглашения в заседании.

Вопрос 15. Всегда ли заявитель как участник дисциплинарного производства должен приглашаться на заседание Комиссии по профессиональной этике?

Ответ. Всегда. В соответствии с пунктом 11.13 Кодекса участники дисциплинарного производства извещаются о месте и времени его рассмотрения Комиссией не позднее чем за десять календарных дней до даты рассмотрения. Участникам дисциплинарного производства предоставляется возможность ознакомиться со всеми материалами дисциплинарного производства с соблюдением требований о сохранении тайны совершения нотариальных действий.

Однако неявка кого-либо из участников дисциплинарного производства в силу пункта 11.25 Кодекса не является препятствием для рассмотрения дела о дисциплинарном взыскании; в этом случае Комиссия рассматривает вопрос по существу исходя из имеющихся материалов и выслушивает тех участников производства, которые присутствуют на заседании Комиссии. Комиссия вправе отложить разбирательство на срок до одного месяца, если кто-либо из участников дисциплинарного производства не явился по уважительной причине.

Кроме того, согласно пункту 11.27 Кодекса Комиссия вправе отложить разбирательство дела на срок до двух месяцев для получения дополнительных сведений и документов, в том числе по просьбе участников дисциплинарного производства.

Вопрос 16. В соответствии с пунктом 9.2.12 Кодекса к дисциплинарному проступку относится осуществление нотариальной деятельности без страхования риска профессиональной ответственности.

Согласно статье 14.1 Основ отсутствие у нотариуса договора страхования гражданской ответственности или несоответствие заключенного договора требованиям Основ является основанием для приостановления его полномочий до дня заключения такого договора.

Как соотносятся данные нормы? Предполагается ли вначале провести процедуру приостановления полномочий нотариуса, а потом возбудить дисциплинарное производство и рассмотреть вопрос о применении к нотариусу мер дисциплинарной ответственности?

Ответ. Приостановление полномочий нотариуса возможно одновременно с возбуждением в отношении него дисциплинарного производства.

Обстоятельства заключения нотариусом договора страхования гражданской ответственности и возобновления в связи с этим его полномочий не влияют на рассмотрение возбужденного в отношении нотариуса дисциплинарного производства и не являются препятствием для привлечения его к дисциплинарной ответственности впоследствии.

Вопрос 17. В силу пункта 3.2.11 Кодекса нотариусы не вправе передавать свои полномочия без уважительных причин.

Согласно пункту 9.2.29 Кодекса дисциплинарным проступком является неявка нотариуса без уважительных причин на общее собрание членов нотариальной палаты, а также по приглашению органов и комиссий нотариальной палаты для рассмотрения вопросов по исполнению его профессиональных обязанностей.

Следует ли подтверждать уважительность причин, и если да, то какими документами?

Ответ. Следует. В обоснование отсутствия по уважительной причине нотариусами могут быть представлены листки временной нетрудоспособности, копии приглашений для участия в мероприятиях, различные справки или другие документы, свидетельствующие об уважительности причин. Если отсутствие нотариуса вызвано форс-мажорными обстоятельствами или у нотариуса не имеется возможности заранее представить необходимые документы, он может уведомить о своем отсутствии по телефону, путем направления сообщения по электронной почте или посредством факсимильной связи, а документы, подтверждающие уважительность причины своего отсутствия, представить позже.

Вопрос 18. Обязана ли нотариальная палата проверять уважительность отсутствия нотариусов в каждом случае извещения палаты нотариусом (в том числе в случае отсутствия нотариуса менее пяти рабочих дней)?

Кем осуществляется контроль за соответствием причины (причин) временного отсутствия нотариуса перечню уважительных причин и соблюдением порядка передачи полномочий нотариуса по совершению нотариальных действий лицу, его замещающему?

Ответ. В рамках требований пункта 1.3 Порядка замещения временно отсутствующего нотариуса, утвержденного решением Правления ФНП от 18.05.2015, приказом Минюста России от 29.06.2015 N 148, нотариальная палата осуществляет контроль за соответствием причины (причин) замещения временно отсутствующего нотариуса перечню уважительных причин и соблюдением порядка передачи полномочий нотариуса по совершению нотариальных действий лицу, его замещающему.

Исходя из положений статьи 34 Основ, проверка организации работы нотариуса проводится один раз в четыре года соответствующей комиссией, осуществляющей проверку деятельности нотариуса, а также при проведении внеплановых проверок (при наличии сведений об отсутствии уважительной причины временного отсутствия нотариуса в перечне уважительных причин нотариальная палата вправе инициировать внеплановую проверку организации работы нотариуса), а также в случае поступления соответствующей жалобы на деятельность нотариуса.

Вопрос 19. Согласно пункту 9.2.20 Кодекса к дисциплинарным проступкам отнесено совершение действий, в том числе во внеслужебное время, которые наносят ущерб профессиональной деятельности нотариуса или подрывают доверие и престиж профессии в обществе. Считается ли внеслужебным период времени после установленного нотариусом режима работы нотариальной конторы — например, в случае, если совершение нотариального действия затянулось?

Ответ. Внеслужебным временем считается период времени, в течение которого нотариус не ведет прием посетителей и не совершает нотариальных действий, независимо от установленного нотариусом графика работы нотариальной конторы.

Вопрос 20. Дисциплинарным проступком, предусмотренным пунктом 9.2.19 Кодекса, является несоблюдение культуры поведения при осуществлении профессиональной деятельности. Одним из видов несоблюдения культуры поведения является грубое отношение нотариуса к заявителю. Заявитель в жалобе указывает, что нотариус ему нагрубил (оскорбил), нотариус же в объяснении данное обстоятельство отрицает. В рамках процедуры рассмотрения дела о дисциплинарной ответственности приглашаются заявитель и нотариус, которые дадут аналогичные пояснения по делу. Как в этих случаях принимать решение о наличии или отсутствии в действиях нотариуса дисциплинарного проступка, какие доказательства помимо объяснений сторон можно использовать?

Ответ. Комиссия по профессиональной этике вправе по собственной инициативе или по просьбе участников дисциплинарного производства запрашивать дополнительные сведения и документы, необходимые для объективного рассмотрения дисциплинарного производства (п. 11.27 Кодекса). В рассматриваемом случае возможно использовать свидетельские показания или материалы видеозаписи, если таковая производилась.

Согласно пункту 11.13 Кодекса объяснения нотариуса, а также иные документы, связанные с жалобой на нотариуса, вправе истребовать Президент нотариальной палаты при разрешении вопроса о возбуждении дисциплинарного производства.