Административная отчетность

Кто привлекается к административной ответственности за нарушение порядка представления бюджетной отчетности?

В практике финансово-контрольных органов часто возникает вопрос о возможности привлечения к ответственности по ст. 15.15.6 КоАП в случае искажения консолидированной отчетности. В данной ситуации важно четко понимать на кого законодательство возлагает обязанность формировать сводную отчетность и на основе каких документов она консолидируется.

Ответственность за достоверность данных бюджетной отчетности, представляемой получателями бюджетных средств для формирования сводной бюджетной отчетности главного распорядителя, несут получатели бюджетных средств, сформировавшие указанную отчетность. В свою очередь, главный распорядитель бюджетных средств несет ответственность за правильность осуществления свода (обобщения и консолидацию) представленных ему данных. При этом важно понимать, что главный распорядитель средств бюджета формирует сводную (консолидированную) бюджетную отчетность, исходя из презумпции достоверности представленной ему получателями бюджетных средств бюджетной отчетности.

Следовательно, ответственность за недостоверное формирование отчета получателя бюджетных средств, которое повлекло включение в свод искаженной информации, должна быть возложена на руководителя получателя бюджетных средств, ответственного за организацию бюджетного учета и формирование бюджетной отчетности.

Если должностное лицо, ответственное за формирование и представление сводной и консолидированной отчетности главного распорядителя бюджетных средств, не нарушило положений Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н (далее – Инструкция № 191н) по формированию обобщенных показателей в сводной отчетности, то оно не может нести административную ответственность за недостоверность данных, входящей в состав консолидированной отчетности и перенесенных в нее из бюджетной отчетности подведомственного учреждения. Данный вывод подтверждают положения Инструкции № 191н, предоставляющие главному распорядителю возможность внести уточнения в ранее составленную сводную отчетность в том случае, если в процессе осуществления мероприятий последующего финансового контроля (после составления сводной отчетности) были выявлены факты недостоверного представления данных в бюджетной отчетности получателями бюджетных средств и эти данные были включены в консолидированный документ. Внесение изменений в ранее представленную бюджетную отчетность (представление уточненной бюджетной отчетности) главным распорядителем бюджетных средств ввиду изменения бюджетной отчетности получателя бюджетных средств по результатам контрольных мероприятий не может образовывать состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Другим, не менее актуальным, является вопрос о правомерности привлечения к ответственности по рассматриваемой статье КоАП РФ руководителя субъекта бюджетного (бухгалтерского) учета, в том случае если ведение учета и составление на его основе отчетности передано другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии).

Согласно ст. 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухучете), организация ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета находится в компетенции руководителя экономического субъекта (субъекта учета – государственного (муниципального) органа, учреждения). Положения Закона о бухучете применяются и при ведении бюджетного учета активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности.

Используемым Законом о бухучете термин «организация учета» не подразумевает личное ведение бухгалтерской (бюджетной) документации лично руководителем организации. Иное противоречило бы положениям Гражданского кодекса о правоспособности юридического лица. Тем самым руководитель субъекта учета вправе ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности передать в соответствии с законодательством РФ по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии).

Однако руководитель субъекта учета не снимает с себя обязанности принимать решения в пределах своей компетенции, которая определена учредительными документами и контрактом. Поэтому в соглашении о передаче ведения бюджетного (бухгалтерского) учета централизованной бухгалтерии должны быть установлены: регламент взаимодействия руководителя учреждения с централизованной бухгалтерией, содержащий обязательные гарантии по предоставлению своевременной, качественной, достоверной и оперативной информации в соответствии с законодательством РФ, в том числе по требованию руководителя учреждения, порядок информационного взаимодействия между руководителем (ответственными лицами) учреждения и централизованной бухгалтерией, порядок обмена электронными документами и сведениями, порядок оформления и принятия к учету первичных учетных документов, регламентация организации взаимодействия централизованной бухгалтерии и руководителя (ответственных лиц) учреждения по иным вопросам, необходимым для принятия экономических и хозяйственных решений субъектом учета.

Кроме того, в соглашении должна быть прописана ответственность централизованной бухгалтерии по своевременному и качественному исполнению обязательств по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, хранению документов, осуществлению внутреннего контроля за правильностью совершения хозяйственных операций и (или) по оформлению первичных учетных документов, по своевременности сроков формирования бюджетной (бухгалтерской) и налоговой отчетности, по подготовке платежных документов и иных функций, предусмотренных переданными полномочиями.

В случае возникновения вопроса о привлечении к ответственности за представление недостоверной отчетности, вопрос о лице, виновном в совершении данного правонарушения, должен решаться на основе распределения полномочий, закрепленных в вышеназванном договоре (соглашении). Следовательно, таким лицом может быть как руководитель субъекта учета, так и должностное лицо централизованной бухгалтерии.

Таким образом, квалифицируя формирование и представление с нарушением установленных требований сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов, исполнения бюджетов в качестве противоправного деяния, следует устанавливать факты искажения бухгалтерской (бюджетной) документации, а также определять виновное лицо, исходя из распределения должностных полномочий.

Проблемы применения административной ответственности за нарушение порядка представления бюджетной отчетности

Юлия Крохина,
заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ имени М.В. Ломоносова, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Плеханова, доктор юридических наук

18 июня 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 7 июня 2017 г. № 118-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Закон № 118-ФЗ), которым усилена административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Названным законом в новой редакции изложены ряд статей КоАП, устанавливающих ответственность за нарушения бюджетного законодательства, в том числе ст. 15.15.6 («Нарушение порядка представления бюджетной отчетности»).

До вступления в силу Закона № 118-ФЗ административную ответственность за нарушение порядка представления бюджетной отчетности несли должностные лица финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований в том случае, если по их вине происходила задержка сдачи или фальсификация бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов, исполнения бюджетов.

Новая редакция ст. 15.15.6 КоАП РФ дополняет перечень противоправных деяний, устанавливая ответственность также и за формирование и представление с нарушением установленных требований сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов, исполнения бюджетов.

Обязанность получателей бюджетных средств формировать (обеспечивать формирование) и представлять бюджетную отчетность соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств установлена ст. 162 Бюджетного кодекса. Состав бюджетной отчетности закреплен п. 3 ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ и включает следующий комплекс документов: отчет об исполнении бюджета, баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительная записка.

В настоящее время объективная сторона рассматриваемого правонарушения образуется в том случае, если бюджетная отчетность не соответствует нормативно установленным требованиям либо содержит недостоверные сведения. Несмотря на то, что административная ответственность за нарушение порядка представления бюджетной отчетности была введена Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ, до сих пор не существует правового акта, устанавливающего понятие или хотя бы критерии допустимого отклонения от правил составления бюджетной отчетности, а также признаки ее недостоверности (искажения), наличие которых позволяет квалифицировать деяние в качестве противоправного.

Пункт 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н), устанавливает, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период. Важным положением названного пункта является правило о том, что в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее как на правдивую.

Правила ведения бухгалтерского учета не содержат определения существенной информации, оставляя решение этого вопроса на усмотрение внешних пользователей. Критерием значимости финансовых сведений в рассматриваемых целях признается информация, пропуск или искажение которой может повлиять на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принятое на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета.

Не проясняют ситуации с критериями недостоверности бюджетной отчетности и дополнения, внесенные в Инструкцию № 157н приказом Минфина России от 27 сентября 2017 г. № 148н. Поскольку искажение отчетности поставлено в зависимость от ее способности оказывать влияние на принятие дальнейших экономических решений учредителей. Неточности в отчетности теперь допустимы и в тех случаях, если они не имеют значения при оценке того, как соблюдаются условия получения субсидий, бюджетных кредитов, межбюджетных трансфертов. Следовательно, по новым правилам бюджетная отчетность считается достоверной даже при наличии отдельных ошибок или искажений по показателям.

Также дополнениями в Инструкцию № 157н установлено, что бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет в учете и отчетности следует отражать обособленно; при ведении бухучета приоритетно признание расходов и обязательств, а не возможных доходов и активов.

Правила составления и представления бюджетной отчетности изложены в Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н. Согласно общепринятому толкованию и сложившейся правоприменительной практике под искажением бухгалтерской отчетности понимаются неверные отражение и представление данных в бухгалтерской отчетности в связи с нарушением со стороны персонала экономического субъекта предусмотренных нормативными документами РФ правил ведения и организации бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности.

В письме Минфина России от 7 сентября 2017 г. № 02-06-10/57741 «О привлечении к административной ответственности за представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности» приведен пример несущественной ошибки. По мнению главного финансового органа наличие ошибок в определении аналитического учета объектов имущества (машины, оборудование, прочие основные средства), которые не повлекли неправильное исчисление амортизации (налога на имущество организаций), не формирует отклонения по величине активов субъекта учета и не влияет на принятие финансовых решений пользователем отчетности, и, соответственно, наличие такого искажения в аналитических показателях отчетности не влияет на достоверность отчетности.

Вместе с тем отражение на балансовых счетах учета основных средств информации об объекте недвижимого имущества, созданном субъектом учета и фактически находящемся в его пользовании (содержании), но не закрепленном за ним на праве оперативного управления (государственная регистрация права оперативного управления, предусмотренная законодательством Российской Федерации, отсутствует), не соответствует действующим правилам бюджетного учета и создает некорректное увеличение объема основных средств, а также расходов субъекта учета по уплате налога на имущество организаций и, соответственно, влияет на объем финансового обеспечения субъекта учета и финансовый результат его деятельности.

Следует отметить, что употребляемые в КоАП РФ термины «недостоверная отчетность», «существенная ошибка (искажение), влияющая на достоверность отчетности», как любое оценочное понятие, наполняются содержанием в зависимости от фактических обстоятельств дела и с учетом толкования указанных терминов в правоприменительной практике. В качестве примера рассмотрим Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 16 марта 2017 г. № Ф02-7880/2016. В 2015 году в деятельности Федерального казенного учреждения установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ по обстоятельствам, связанным с представлением недостоверной бюджетной отчетности за 2014 год, выразившемся в:

  • завышении дебиторской задолженности по состоянию на 1 января 2014 г. по счету 303.05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»;
  • в занижении показателей строки 310 Баланса получателя бюджетных средств и Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности в результате неполного отражения принятых авансовых отчетов по данным бухгалтерского учета по счетам: 1.208.12 «Расчеты с подотчетными лицами по прочим выплатам»;
  • в занижении показателей по строке 080 Баланса получателя бюджетных средств (форма 0503130) по строке 190 Сведений о движении нефинансовых активов (форма 0503168) в результате неверного списания материальных ценностей (спецодежда).
  • Читайте так же:  Агентство по страхованию вкладов банк западный ликвидация

    Суды подтвердили правильность квалификации названных деяний как правонарушения в виде представления заведомо недостоверной бюджетной отчетности.

    Совокупность норм Инструкций № 157н и № 191н, а также положения Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», устанавливающего основные цели формирования и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (бюджетной отчетности) как документа, призванного обеспечить для внешних пользователей раскрытие информации, необходимой им для принятия экономических решений, позволяет обосновать следующий вывод. На достоверность отчетности оказывают влияние не все ошибки (искажения), а только существенные ошибки (искажения), которые повлекли изъятие и (или) искажение тех показателей отчетности, которые необходимы для принятия решений внешними пользователями, в частности решения об объеме ожидаемых доходных (финансовых) поступлений, ожидаемых выплат средств ввиду наличия требований кредиторов, объема расходов, необходимых для осуществления деятельности субъекта учета (объема его финансового обеспечения).

    Таким образом, на наш взгляд, заведомо недостоверной является бюджетная (бухгалтерская) отчетность в случаях:

    • если в нее включены показатели, не подтвержденные соответствующими регистрами бухгалтерского учета;
    • если в показатели бюджетной (бухгалтерской) отчетности включена информация, основанная на регистрации не имевших места фактов хозяйственной жизни (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств), мнимого или притворного объекта бюджетного (бухгалтерского) учета в регистрах бухгалтерского учета;
    • при отражении в бюджетной (бухгалтерской) отчетности не соответствующих действительности сведений и (или) неотражении истинных фактов, которые привели к невозможности достоверно оценить соблюдение требований бюджетного законодательства РФ и преследовали цель получения средств из бюджетов, в том числе бюджетных кредитов, межбюджетных трансфертов.

    Бремя доказывания фактов недостоверности отчетности лежит на финансово-контрольном органе, который осуществляет проверку и привлекает к ответственности. Для квалификации деяния по рассматриваемой статье КоАП РФ также важно доказать, что недостоверные факты были заранее известны владельцу бюджетной (бухгалтерской) отчетности и он осознавал что эта информация не соответствует действительности (является недостоверной).

    Вопрос 4. Понятие, основное содержание и стадии административных процедур учета и отчетности.

    На современном этапе государственная статистика функционирует в условиях осуществления в государстве значительных социальноэкономических перемен, административной реформы, реформирования бюджетного процесса, перехода на международные стандарты финансовой отчетности, что определяет задачи поиска и реализации принципиально новых подходов к официальной статистической деятельности, формированию гибкой, быстро реагирующей на изменения жизни государства системы информационно-статистического обеспечения.

    В соответствии с основным законом нашей страны, официальный статистический учет находится в исключительном ведении РФ .

    Задачей государственной статистики является обеспечение информационных потребностей общества в достоверной, научно обоснованной, своевременной и полной информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении государства.

    Действующие законодательство не содержит нормативного определения понятия «статистика», вместо него используется понятие «официальный статистический учет».

    Официальный статистический учет — деятельность, направленная на проведение в соответствии с официальной статистической методологией федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в [26] результате этих наблюдений, и осуществляемая в целях формирования официальной статистической информации[27].

    Вместе с тем, исходя из нормативно закрепленных признаков и принципов учета и отчетности можно сформулировать следующее определение системы государственной статистики — это государственная федеральная информационная статистическая система, представляющая собой совокупность позволяющих осуществлять официальный статистический учет первичных статистических данных и административных данных, формируемой на их основе в соответствии с официальной статистической методологией официальной статистической информации и обеспечивающих формирование такой информации, информационных технологий и технических средств.

    Таким образом, в целом административные процедуры учета и отчетности направлены на достижение доступности открытых статистических данных и прозрачности методологии их формирования для всех заинтересованных пользователей, а также снижение нагрузки на респондентов путем расширения практики использования в статистических целях административных данных, представляющих собой документированную информацию, полученную федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными организациями в связи с осуществлением ими своих полномочий. При этом очень важным является тот факт, что полученная информация должна быть достоверной или официальной, чтобы граждане могли в полной мере ей доверять.

    Правовое регулирование официального статистического учета и системы государственной статистики основывается на Конституции РФ, международных договорах Российской Федерации, федеральном законе от 29 ноября 2007 года №282 «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», других федеральных законах, а также на принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативных правовых актах федеральных органов государственной власти.

    Государство ставит задачу в результате реализации федерального закона №282, а также подзаконных нормативных актов, принятых в соответствии с ним, создания на основе интеграции информационно-статистических ресурсов в масштабах государства единой межведомственной информационностатистической системы, способствующей своевременному обеспечению органов государственной власти достоверными и полными показателями макроэкономической статистики для их эффективного использования при принятии управленческих решений и прогнозировании во всех сферах, включая анализ состояния и динамики развития национальной экономики, демографической и социальной ситуации.

    В системе государственной статистики используются следующие виды документированной информации:

    — официальная статистическая информация,

    — первичные статистические данные,

    Официальная статистическая информация — сводная агрегированная документированная информация о количественной стороне социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессов в РФ, формируемая субъектами официального статистического учета в соответствии с официальной статистической методологией.

    Первичные статистические данные — документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения.

    Административные данные — используемая при формировании официальной статистической информации документированная информация, получаемая федеральными органами государственной власти, иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, иными государственными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными организациями в связи с осуществлением ими разрешительных, регистрационных, контрольнонадзорных и других административных функций, а также иными организациями, на которые осуществление указанных функций возложено

    Административные процедуры официального статистического учета и государственной отчетности строятся на следующих принципах:

    1) полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами);

    2) применение научно обоснованной официальной статистической методологии, соответствующей международным стандартам и принципам [28] официальной статистики, а также законодательству Российской Федерации, открытость и доступность такой методологии;

    3) рациональный выбор источников в целях формирования официальной статистической информации для обеспечения ее полноты, достоверности и своевременности предоставления, а также в целях снижения нагрузки на респондентов;

    4) обеспечение возможности формирования официальной статистической

    информации по РФ в целом, по субъектам РФ, по муниципальным

    5) обеспечение конфиденциальности первичных статистических данных при осуществлении официального статистического учета и их использование в целях формирования официальной статистической информации;

    6) согласованность действий субъектов официального статистического

    7) применение единых стандартов при использовании информационных

    технологий и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации для создания и эксплуатации системы

    государственной статистики в целях ее совместимости с другими

    государственными информационными системами;

    8) обеспечение сохранности и безопасности официальной статистической информации, первичных статистических данных и административных данных.

    Субъекты административных процедур учета и отчетности подразделяются на три видовые группы:

    1) субъекты официального статистического учета — федеральные органы

    государственной власти, иные федеральные государственные органы,

    осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    2) респонденты — это лица, от которых получаются сведения в ходе опроса. Иными словами, именно от респондентов исходят первичные статистические данные в ходе статистического наблюдения;

    3) пользователи официальной статистической информацией — государственные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, обращающиеся к системе государственной статистики или субъектам официального статистического учета за получением необходимой им статистической информации и (или) пользующиеся такой информацией.

    Законодатель, определяя субъекты официального статистического учета, прибегает к их перечислению, в частности относит:

    — федеральные органы государственной власти;

    — иные федеральные государственные органы;

    — Центральный банк Российской Федерации .

    Распоряжением Правительства РФ от 06.05.2008 N 671-р установлен перечень субъектов официального статистического учета. Он достаточно объемен (свыше 60 федеральных структур), например, в него включены различные федеральные органы исполнительной и судебной власти Российской Федерации, в частности Росстат России, МВД России, ФМС России, МЧС России, МИД России, Минобороны России, Минюст России и другие.

    Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 420 установлено, что Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является головным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, функции по контролю в сфере государственной статистической деятельности. Федеральная служба государственной статистики разрабатывает совместно с субъектами официального статистического учета федеральный план статистических работ и подготавливает предложения по его актуализации.

    Приказом Минэкономразвития РФ от 16.11.2010 N 553 был утвержден Административный регламент Федеральной службы государственной статистики по исполнению государственной функции «Разработка совместно с субъектами официального статистического учета федерального плана статистических работ, подготовка предложений по его актуализации и координация деятельности в сфере официального статистического учета при разработке федерального плана статистических работ и подготовке предложений по его актуализации».

    Административный регламент определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Росстата при осуществлении полномочий по разработке федерального плана статистических работ, подготовке предложений по его актуализации и координации деятельности в сфере официального статистического учета по этим вопросам.

    Что касается такого вида субъектов как респонденты, то в их число законодатель включает:

    — индивидуальных предпринимателей, крестьянские (фермерские) хозяйства.

    — предприятия малого предпринимательства.

    — органы местного самоуправления.

    При прохождении административных процедур статистического учета и отчетности можно выделить следующие стадии:

    1) . Возбуждение процедуры учета и отчетности;

    2) . Сбор и обработка статистической информации;

    3) . Предоставление статистической информации пользователям.

    Рассмотрим, какой процессуальный порядок действий на каждой стадии.

    Возбуждение административной процедуры учета и отчетности.

    Основанием для начала административной процедуры является

    поступление в Росстат поручения Правительства РФ о подготовке совместно с субъектами официального статистического учета проекта федерального плана статистических работ и проекта акта Правительства РФ о его утверждении или решение, принятое руководителем Росстата (в виде приказа Росстата, поручения).

    План статистических работ Росстата определяет основные направления статистического наблюдения за важнейшими процессами, происходящими в экономике и социальной сфере страны на определенный период времени. Обычно он создается на три очередных года.

    Главной целью разработки плана является обеспечение реализации в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной статистики, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 420, полномочий Росстата по представлению в установленном порядке официальной статистической информации Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ, иным органам государственной власти, органам местного самоуправления, средствам массовой информации, организациям и гражданам, а также международным организациям.

    Планом предусмотрено информационное статистическое обеспечение хода выполнения послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и плана действий Правительства РФ по ее реализации, федеральных законов, указов Президента РФ, основных направлений деятельности Правительства РФ, федеральных целевых программ, постановлений и распоряжений Правительства РФ по социальным, экономическим, демографическим и экологическим вопросам, а также выполнение международных информационных обязательств Российской Федерации в области государственной статистики.

    Федеральный план статистических работ содержит перечни субъектов официального статистического учета и выполняемых ими работ по формированию официальной статистической информации с указанием периодичности выполнения каждой работы, уровня агрегирования официальной статистической информации (по РФ в целом, по субъектам РФ, по муниципальным образованиям), группировки этой информации согласно классификационным признакам и сроков ее предоставления пользователям официальной статистической информацией или распространения.

    Сбор и обработка статистической информации.

    Особенностью российской государственной статистики является то, что основные результаты деятельности Федеральной службы государственной статистики базируются на ежегодном сборе и обработке более 12 млрд. статистических показателей. Для этих целей готовится и доводится до отчитывающихся хозяйствующих субъектов порядка 100 млн. листов статистического инструментария, включающего в себя более 250 форм федерального государственного статистического наблюдения и порядков их заполнения.

    Читайте так же:  Оформить группу в вк

    На Министерство внутренних дел России как один из субъектов официального статистического учета федеральный закон «О полиции» возлагает обязанности по формированию статистических данных о состоянии преступности в стране, регистрации и учету совершаемых на обслуживаемой территории преступлений, административных правонарушений и

    Формирование статистики о преступности и других правонарушений начинается с приема и регистрации обращений о правонарушениях и происшествиях. Порядок приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, а также порядок ведомственного контроля за его соблюдением регламентирован Приказом МВД России от 1 марта 2012 года №140 «Об утверждении Административного регламента МВД РФ предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях».

    Порядок включает в себя:

    1. Прием сообщений о происшествиях — действия должностного лица органов внутренних дел, наделенного соответствующими полномочиями по получению сообщения о происшествии.

    2. Регистрацию сообщений о происшествиях — присвоение каждому поступившему сообщению о происшествии порядкового номера и фиксация в учетной документации кратких сведений о нем.

    3. Учет — это отражение количества и характера поступивших и зарегистрированных в органе внутренних дел заявлений и сообщений о преступлениях и результатов их разрешения.

    Министерство внутренних дел и его территориальные органы собирают совместно с другими правоохранительными органами огромное количество первичных сведений о совершенных преступлениях, правонарушителях, движении уголовных дел и деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. По данным отдельных исследователей общий объем информации составляет около 3500 единиц.

    В Министерстве внутренних дел обобщением статистических данных занимается Главный информационно-аналитический центр МВД РФ (ГИАЦ МВД РФ) и его территориальные структурные подразделения.

    Основными задачами ГИАЦ МВД России являются:

    обеспечение руководства Министерства, подразделений системы МВД России, органов государственной власти Российской Федерации, правоохранительных органов иных государств статистической информацией о состоянии преступности и результатах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, а также оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, архивной, научно-технической и иной информацией;

    формирование в органах внутренних дел единой системы статистических, оперативно-справочных, розыскных, криминалистических учетов, автоматизированных банков данных централизованных учетов, общероссийских и отраслевых классификаторов технико-экономической и социальной информации;

    создание, внедрение и развитие в системе МВД России современных информационных технологий в целях повышения эффективности использования учетов органами внутренних дел и некоторые другие.

    В целях обеспечения функционирования государственной системы учета преступлений, единообразия и полноты отражения в формах государственного статистического наблюдения сведений о состоянии преступности, а также реализации единых принципов государственной регистрации и учета преступлений 29 декабря 2005 года совместным приказом Генеральной прокуратуры, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста, ФСБ, Минэкономразвития и ФСНК РФ №39/1070/1021/253/780/353/399 утверждены и введены в действие с 1 января 2006 года:

    Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях;

    Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений;

    Инструкцию о порядке заполнения и представления учетных документов.

    В соответствии с этим нормативным документом введены статистические карточки о возбуждении уголовных дел и их дальнейшем движении. Карточки заполняются прокурором, следователем или органом дознания немедленно после принятия по делу одного из следующих решений: возбуждения уголовного дела, соединения уголовных дел, утверждения обвинительного заключения, передачи по подследственности, прекращении дела, возобновление производством ранее прекращенного дела, возвращения дела на дополнительное расследование и др. объем признаков, отражаемых в карточке, составляет около 60.

    Общее число сведений о выявленном и раскрытом преступлении, которые отражаются в статистических карточках, составляет около 1500 признаков, текстуальных и закодированных для работы как вручную, так и на электронновычислительных машинах. В этих карточках мы можем найти краткое описание преступления, его квалификацию и категорию, место, способ, орудия и средства совершения деяния, объект и предмет посягательства, характеристику лица (группы), совершившего деяние, мотивы преступления, материальный ущерб, кем выявлено и расследовано деяние, движение дела и т.д. и т.п.

    На основании этих первичных статистических сведений формируется целая система отчетности. Так, в соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 26 февраля 2009 года №34 «Об утверждении статистического инструментария для организации наблюдения за

    деятельностью следственных органов и органов дознания, рассмотрением заявлений и сообщений о преступлении» 22 формы статистических отчетов об основных показателях следственной работы и дознания всех

    правоохранительных органов. Эти формы дополняются системой статистической отчетности судов, разрабатываемой Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, которые утверждаются приказом Росстата России.

    Кроме того, ведомственными нормативно-правовыми актами МВД РФ предусмотрено значительное число форм статистических отчетов по основным направлениям деятельности МВД.

    За непредставление (несвоевременное представление) статистической информации, а равно представление недостоверной статистической информации предусмотрена административная ответственность статьей 13.19 КоАП РФ — административный штраф в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

    Окончательной стадией административных процедур учета и отчетности является предоставление статистической информации пользователям.

    Итогом работы является ежегодно создаваемый государственный статистический информационный ресурс, который используется для выпуска публикаций и организации доступа пользователей к статистической информации. Перечень информационных ресурсов, формируемых Федеральной службой государственной статистики, включает более 400 наименований .

    По результатам обработки статистических отчетов Росстат выполняет следующие государственные функции:

    — направление официальной статистической информации органам государственной власти, международным организациям посредством рассылки;

    — размещение свободно распространяемой официальной статистической информации на официальных интернет-сайтах Росстата и территориальных органов Росстата в открытом бесплатном доступе;

    — предоставление официальной статистической информации по письменному запросу;

    — отказ в предоставлении официальной статистической информации по письменному запросу;

    — заключение соглашения об информационном взаимодействии по

    организациями с другой стороны;

    — отказ заключения соглашения об информационном взаимодействии по

    предоставлению официальной статистической информации между Росстатом, территориальными органами Росстата с одной стороны и федеральными органами государственной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, профсоюзными объединениями и объединениями работодателей, международными

    организациями с другой стороны.

    В перечень обязательной рассылки официальной статистической информации, разрабатываемой в соответствии с федеральным планом статистических работ, входят следующие органы:

    1) органы государственной власти (Совет Федерации, Государственная Дума, аппарат Президента РФ, Органы и организации при Правительстве РФ);

    2) судебные органы и прокуратура;

    3) федеральные банки; [29]

    4) академии народного хозяйства;

    5) Центр экономической конъюнктуры;

    6) Рабочий центр экономических реформ;

    7) полномочные представители Президента РФ в федеральных округах;

    8) высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации;

    10) национальные статистические службы стран СНГ;

    11) международные организации;

    12) иностранные национальные статистические организации.

    Основным видом обращений для предоставления официальной

    статистической информации является письменный запрос, в котором должна указываться информация, позволяющая однозначно определить состав требуемых сведений (наименования статистических показателей) с указанием периода и динамики запрашиваемых статистических показателей, а также наиболее предпочтительный способ предоставления информации по запросу (по почте, электронной почте, факсу и т.п.). Запрос о предоставлении официальной статистической информации подписывается ответственным должностным лицом с указанием фамилии, имени, отчества, телефона и адреса электронной почты исполнителя.

    Завершая рассмотрение заявленной темы, полагаем необходимым остановиться еще раз на основных выводах:

    1. Регистрационное производство охватывает широкий круг общественных отношений, участниками которых, с одной стороны, являются органы исполнительной власти, прежде всего в лице органов юстиции, специально на то уполномоченные должностные лица, а с другой — граждане, общественные объединения, и разнообразные юридические лица.

    2. Под регистрационным производством следует понимать урегулированный административно-процессуальными нормами порядок контрольной деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по официальному признанию и подтверждению законности определенных фактов, закреплению правового статуса субъекта.

    3. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001года № 129-ФЗ.

    4. Административные процедуры учета и отчетности направлены на достижение доступности открытых статистических данных и прозрачности методологии их формирования для всех заинтересованных пользователей.

    Статья 15.11 КоАП РФ. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности

    Новая редакция Ст. 15.11 КоАП РФ

    1. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.15.6 настоящего Кодекса), —

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

    2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

    Примечания:

    1. Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.15.6 настоящего Кодекса), понимается:

    занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;

    искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов;

    регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета;

    ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

    составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;

    отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

    1.1. Предусмотренная настоящей статьей административная ответственность за искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности не применяется к лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в случае, если такое искажение допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

    2. Должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, в следующих случаях:

    представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченной суммы налога (сбора) вследствие искажения данных бухгалтерского учета, а также уплата соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации;

    исправление ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности) до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

    Комментарий к Статье 15.11 КоАП РФ

    Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемую на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. К основным задачам бухгалтерского учета относятся:

    — формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

    — обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

    Читайте так же:  Развод исламский сонник

    — предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

    По смыслу диспозиции данной статьи административным правонарушением является грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, выразившееся в искажении сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов, либо в искажении любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

    Согласно ст. 120 Налогового кодекса РФ под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается:

    а) отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета;

    б) систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

    Вместе с тем в соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», налоговая декларация в перечень элементов состава бухгалтерской отчетности не входит, а представляет собой самостоятельный документ — письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога (ч. 1 ст. 80 НК).

    Таким образом, искажение сумм начисленного налога, указанных в налоговой декларации, должно рассматриваться в качестве деяния, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП «Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля», санкция которой является более мягкой (от трехсот до пятисот рублей) по отношению к санкции ст. 15.11 КоАП (от двух тысяч до трех тысяч рублей).

    В данном случае судьей может быть решен вопрос о переквалификации действий должностного лица со ст. 15.11 КоАП на ч. 1 ст. 15.6 КоАП, так как составы данных статей имеют единый родовой объект посягательства, а также учитывая соотношения санкций данных статей, можно сделать вывод, что такая переквалификация не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Также учитывая положения ч. 1 ст. 23.1 КоАП, данная переквалификация не повлечет за собой изменение подведомственности рассмотрения данного дела.

    Привлекая к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.11, конкретное должностное лицо, необходимо учитывать субъективную сторону правонарушения. С субъективной стороны данное нарушение характеризуется виной в форме умысла, то есть должностное лицо должно знать и осознавать, что нарушает основные требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского учета и предоставлению бухгалтерской отчетности, желает этого или безразлично относится к установленным требованиям по ведению бухгалтерского учета. Очень часто суды не придают значения характеристике субъективной стороны административного правонарушения, что приводит к вынесению постановлений не соответствующих положениям КоАП. Необходимо учитывать положения статьи 1.5 КоАП, из которых следует, что обязанность доказывания вины правонарушителя лежит на субъекте, ведущем производство по делу об административном правонарушении, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. И при установлении вины должностного лица в грубом нарушении правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности суду необходимо детально проанализировать обязанности конкретных должностных лиц, отраженные в приказах и инструкциях организации, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых повлекло за собой совершение данного административного правонарушения.

    При привлечении к административной ответственности по статье 15.11 КоАП в постановлениях о назначении административного наказания судам необходимо указывать, какие именно правила ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности были нарушены, и должны содержаться ссылки на конкретные нормы законодательства о бухгалтерском учете.

    Суды при рассмотрении дел данной категории нередко совершают ошибки в определении надлежащего субъекта административной ответственности. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при решении вопроса о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статье 15.11 КоАП необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) — за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Необходимо также принимать во внимание пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», согласно которому в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

    В случае если ведение бухгалтерского учета в организации производится на основании гражданско-правового договора третьими лицами, которые не представляли сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, либо представляли их с нарушением установленного законодательством срока или грубо нарушали правила ведения бухгалтерского учета и представления отчетности, то это обстоятельство не освобождает руководителя организации от административной ответственности, предусмотренной статьями 15.6 и 15.11 КоАП, поскольку в соответствии со статьями 6 и 18 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» именно он несет ответственность за организацию бухгалтерского учета.

    Другой комментарий к Ст. 15.11 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

    1. Объектом указанного нарушения являются правила единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; порядок составления и представления сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности, установленные Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете», Налоговым кодексом РФ, иными нормативными актами.

    2. Объективная сторона характеризуется деянием (действием или бездействием) и выражается: в грубом нарушении правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, порядка и сроков хранения учетных документов.

    3. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

    4. Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимаются: искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%; искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

    Под искажением в значении данной статьи следует понимать неприменение правил бухгалтерского учета, отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности заведомо неправильных, недостоверных данных.

    5. Под учетными документами понимаются бухгалтерская отчетность, регистры бухгалтерского учета, регистры налогового учета, план счетов бухгалтерского учета, первичные учетные документы, другие документы учетной политики.

    6. Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

    Бухгалтерская отчетность организаций состоит из: бухгалтерского баланса; учета о прибылях и убытках; приложений к ним, в частности отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и иных отчетов, предусмотренных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета; пояснительной записки; аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

    7. Регистры бухгалтерского учета представляют собой документы, в которых содержатся систематизация и накопление информации на основе принятых к учету первичных документов для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дискетах и иных машинных носителях.

    Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления.

    8. План счетов бухгалтерского учета — систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета.

    9. Синтетический учет — учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета.

    10. Аналитический учет — учет, который ведется в лицевых, материальных и иных счетах бухгалтерского учета, группирующего детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.

    11. Под аналитическими регистрами налогового учета понимаются сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый период), сгруппированных в соответствии с требованиями гл.23 НК, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

    12. В качестве первичного учетного документа признается оправдательный документ, составленный по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а также документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, но они содержат их обязательные реквизиты. К обязательным реквизитам относятся: наименование документа; дата составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за нарушение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.

    13. Под своевременным и правильным отражением на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика понимается составление первичного учетного документа в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, — непосредственно после ее окончания; передача их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных.

    14. Достоверность данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обеспечивается проведением инвентаризации имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

    Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передача их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

    Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

    Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.

    Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации.

    15. К грубому нарушению правил ведения бухгалтерского учета приравниваются нарушения порядка и сроков хранения учетных документов.

    Порядок хранения предусматривает соблюдение требований, установленных с целью сохранности учетных документов. Так, при хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

    Срок хранения — временной отрезок, в течение которого организация обязана хранить учетные документы. Указанный срок составляет не менее пяти лет (см. приказ Минфина России от 29 июля 1998 г.).

    16. Субъектом нарушения может выступать исключительно должностное лицо организации: ее руководитель, на которого возложена ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций (ст.6 Федерального закона о бухгалтерском учете).

    17. С субъективной стороны данное нарушение характеризуется виной в форме умысла. Так, например, совершение правонарушения в форме умысла означает: лицо знает и осознает, что нарушает основные требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского учета и представлению бухгалтерской отчетности, желает этого либо безразлично относится к установленным требованиям по ведению бухгалтерского учета.