Входят ли командировки в льготный стаж

Стаж работы по-новому

В бухгалтерии сообщили, что по новому закону время командировок не входит в стаж. Так ли это?

вопрос с сайта www.eg-online.ru

Вопрос о гарантиях лицу, направляемому в командировку, в части, касающейся непрерывного трудового стажа, регламентируется Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом от 17.12.2001 № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон о трудовых пенсиях), а также постановлениями Правительства РФ от 24.07.2002 № 555 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» и от 13.10.2008 № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки».

В статье 166 ТК РФ приводится определение трудовой командировки. Это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Из определения следует, что с работником сохраняются трудовые отношения, он попрежнему является сотрудником командирующей организации. Время командирования — это время работы.

В статье 66 ТК РФ и постановлении Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках» не предусмотрено внесение каких­либо записей в трудовую книжку при направлении лица в командировку. Поскольку в соответствии со ст. 66 ТК РФ трудовая книжка — это основной документ о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, стаж сотрудника во время командировки продолжается.

Более того, законодательством предусмотрен ряд гарантий по защите интересов такого сотрудника. При его направлении в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должность) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (ст. 167 ТК РФ). Работникусовместителю при командировании сохраняется средний заработок у того работодателя, который направил его в командировку. В случае направления такого работника в командировку одновременно по основной работе и работе, выполняемой на условиях совместительства, средний заработок сохраняется у обоих работодателей, а возмещаемые расходы по командировке распределяются командирующими работодателями по соглашению между ними.

Бухгалтерия, ссылаясь на новый закон, видимо, имела в виду законопроекты с поправками в трудовое и социальное законодательство, которые в данный момент подготовлены и находятся на рассмотрении в Госдуме. Один из проектов касается положений ст. 10 Закона о трудовых пенсиях, определяющих периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в трудовой стаж.

Дело в том, что в действующей редакции п. 1 ст. 10 Закона о трудовых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ гражданами РФ, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», только если за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Конституционный Суд РФ в постановлении от 10.07.2007 № 9П признал положения п. 1 данной статьи противоречащими Конституции РФ, ведь они позволяют не включать в стаж периоды работы, за которые не были уплачены полностью или частично страховые взносы.

Изменениям также может подвергнуться п. 2 ст. 10 Закона о трудовых пенсиях. В настоящее время в нем говорится, что непрерывным стажем гражданина РФ, выполнявшего работу за пределами территории РФ, застрахованного в соответствии с Законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», считаются периоды, за которые уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Недобросовестные работодатели могут истолковать неуплату страховых взносов как повод прервать стаж. Изменение данной статьи поможет избежать проблем гражданам, например, занятым по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил РФ в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств.

Таким образом, по действующему законодательству и даже по готовящимся поправкам командировки ни в коем случае не прерывают трудового стажа.

Входят ли командировки в льготный стаж

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Апелляционное определение СК по гражданским делам Оренбургского областного суда от 20 июня 2013 г. по делу N 33-3809/2013 (ключевые темы: досрочная трудовая пенсия по старости — трудовой стаж — курсы повышения квалификации — служебная командировка — специальный стаж)

Апелляционное определение СК по гражданским делам Оренбургского областного суда от 20 июня 2013 г. по делу N 33-3809/2013

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Ившиной Т.В.,

судей Судак О.Н., Федотовой Л.Б.

при секретаре Рассейно Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Оренбурге на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 19 февраля 2013 года по делу по иску Собко И.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г.Оренбурге о признании права на досрочную пенсию.

Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В., пояснения представителя Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Оренбурге Дегтеву А.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, истца Собко И.А., просившего решение суда оставить без изменений, судебная коллегия

Собко И.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г.Оренбурге о признании права на досрочную пенсию, указав, что решением начальника Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Оренбурге от (дата) г. ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной работы и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Просил суд признать решение начальника Управления Пенсионного фонда РФ в г.Оренбурге от (дата) об отказе ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, обязать ответчика назначить и выплачивать ему досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения — с 20 сентября 2012 г., включив в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев периоды работы: с (дата) г. — курсы повышения квалификации, с (дата) г. — командировки, а также в календарном исчислении период службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР с (дата) г. Взыскать с ответчика в его пользу расходы по оплате государственной пошлины.

В суде Собко И.А. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика Осокина А.Н. иск не признала.

Ленинский районный суд г. Оренбурга 19 февраля 2013 года вынес решение об удовлетворении исковых требований Собко И.А. Признал решение начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Оренбурге об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости от (дата) незаконным в части отказа во включении в стаж, дающий право на досрочное назначении пенсии, в том числе в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев периодов: с (дата) г. — нахождения в командировках, с (дата) г. — нахождения на курсах повышения квалификации, а также отказа в зачёте в стаж в календарном исчислении периода службы в рядах Вооруженных сил СССР по призыву с (дата) г.; обязал ответчика включить Собко И.А. в трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды: с (дата) г. — нахождения в командировках, с (дата) г. — нахождения на курсах повышения квалификации — в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев, период службы в рядах Вооруженных сил СССР по призыву с (дата) г. — в календарном исчислении, назначить и выплачивать Собко И.А. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за ней — с 22 сентября 2012 г.; взыскал с ответчика в пользу Собко И.А. расходы по оплате государственной пошлины в сумме *** рублей.

В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии с пп. 20 п. 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Стаж работы для назначения пенсии по указанному основанию определяется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781. Этим же Постановлением утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В части, не урегулированной указанными Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11июля 2002 г. N 516.

Согласно п. 4 указанных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подлежат включению периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными актами при условии уплаты за эти периоды страховых взносов.

На основании статей 112, 116 КЗоТ РСФСР, при направлении работников в служебную командировку и для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы ( должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.

В силу ст. 167 , ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника в служебную командировку и для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Собко И.А. в периоды с (дата) г. — направлялся на курсы повышения квалификации, с (дата) г. — находился в служебных командировках. Данные обстоятельства подтверждаются справкой МБУЗ «Городская клиническая больница N 2 г.Оренбурга» N г., уточняющей условия труда истца., выписками из приказов, копиями свидетельств. В течение этих периодов за Собко И.А. сохранялась среднемесячная заработная плата, из которой начислялись и перечислялись страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии, что не оспаривалось ответчиком. Периоды работы, во время которых Собко И.А. находился на курсах повышения квалификации и в командировках включены ответчиком в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев.

Учитывая, что время нахождения в служебных командировках и на курсах повышения квалификации пришлось на период работы истца в должности врача анестезиолога-реаниматолога анестезиолого-реанимационного отделения МСЧ ПО «Оренбурггазпром», засчитанного ответчиком в льготный стаж, а также то, что данные периоды являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель обязан производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, и для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, вывод суда о том, что спорные периоды подлежат включению в стаж, дающий истцу право на досрочное пенсионное обеспечение, является правильным.

Доводы жалобы о том, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в командировках не входят в перечень периодов, определенных Правилами утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11июля 2002 г. N 516, а также Разъяснением Минтруда РФ от 22 мая 1996 N 5, включаемых в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости основаны на неправильном понимании норм пенсионного права и не влекут отмены решения суда.

Довод жалобы о том, что в данные периоды не осуществлялась работа, дающая право на досрочное пенсионное обеспечение не опровергает правильных выводов суда.

Как следует из материалов дела, в период с (дата) г. истец проходил военную службу по призыву.

В спорный период службы истца в армии действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, период службы в составе Вооруженных Сил РФ. В силу п. 4 Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам право на льготную пенсию.

Читайте так же:  Заявление участников общества об увеличении уставного капитала образец

Принимая во внимание, что на момент обращения истца в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в должности и в учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию, суд первой инстанции обоснованно обязал Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Оренбурге включить период службы в армии периода с (дата) г. в специальный стаж Собко И.А., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по основаниям пп. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ».

Судебная коллегия не может согласиться с доводом жалобы о том, что данный спорный период не подлежит включению в специальный стаж Собко И.А. в связи с тем, что на дату отмены Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 истец не выработал необходимый общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда N 2-п от 29 января 2004 года при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.

Положения части 2 статьи 6 , части 4 статьи 15 , части 1 статьи 17 , статей 18 , 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Поскольку период службы Собко И.А. в Вооруженных Силах СССР имел место до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, то он подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него этого права.

Таким образом, доводы жалобы не опровергают выводов суда и не влекут отмены судебного решения.

На дату обращения за назначением пенсии, то есть на (дата) 2012 г., у Собко И.А. имелся необходимый специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

В этой связи, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда в части, обязав ответчика назначить и выплачивать Собко И.А. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за ней — с (дата) г., а не с (дата) г., как то указано в решении суда первой инстанции.

Руководствуясь ст. ст. 328 , 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

решение Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 19 февраля 2013 года изменить в части, обязав Управление Пенсионного фонда РФ в г. Оренбурге Оренбургской области назначить и выплачивать Собко И.А. досрочную трудовую пенсию по старости с момента его обращения за ней — с 20 сентября 2012 г.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Оренбурге — без удовлетворения.

Входит ли педагогический стаж для назначении пенсии командировки (ЕГЭ)

Входит ли педагогический стаж для назначении пенсии командировки:

1) направление педагогических работников для обучения- как кандидаты в члены предметных комиссий по учебным предметам в рамках подготовки к проведению ЕГЭ,

2) Командировка по проверке ЕГЭ

3) Вебинар экспертов предметных комиссий по согласованию подходов к оцениванию ответов учасников ЕГЭ

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г.

В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения в командировке является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из изложенного следует, что период нахождения в командировке подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Входит ли в стаж по выслуге лет период нахождения педагога в командировке?

Добрый день!
Когда Вы задаёте вопрос, не забывайте, пожалуйста, о правилах форума. Напомню: мы стремимся создать на нашем форуме доброжелательную атмосферу. Поэтому у нас принято здороваться, а также говорить «спасибо» и «пожалуйста». Уважительное отношение к форумчанам, экспертам и модераторам — требование правил форума.

Пожалуйста, не создавайте новую тему с таким же вопросом. На Ваш вопрос Вам ответят здесь, в этой теме.

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
(утв. постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516)

Цитата: Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
(утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781)

4. Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. — при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Таким образом, можно сделать вывод, что если у Вас вырабатывалась норма рабочего времени согласно Постановлению №781, а в командировке Вы также занимались педагогической деятельностью на условиях полного рабочего дня, то командировка входит в спецстаж для начисления льготной пенсии.

Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г. (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 г.)

«Подлежит ли включению в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую, медицинскую и иную работу (ст.ст. 27, 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период нахождения на курсах повышения квалификации?

Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.

Согласно ст.ст. 27, 28 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение».

Командировка тоже относится к периодам, за который сохраняется средний заработок.

Суды: период командировки с Севера «на юг» включается в стаж для досрочной пенсии

Компания, расположенная в районах Крайнего Севера, направляла работников в служебные командировки за пределы районов Крайнего Севера. В эти периоды работникам начислялась зарплата, исчислялись и уплачивались страховые взносы.

По результатам выездной проверки ПФ привлек компанию к ответственности в виде штрафа, указав на представление недостоверных сведений персучета о трудовом стаже, а именно: указаны периоды нахождения работников в командировках в районах, не приравненных к Северу, с наличием кода «МКС». Управление считает, что одним из условий при установлении права на досрочную пенсию является работа, выполняемая непосредственно в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Период командировки, протекавшей за пределами районов Крайнего Севера и мест, к ним приравненных, не может быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Суд первой инспекции (дело № А58-917/2016) согласился с выводами управления. Апелляция отменила его решение, разъяснив, что на работников, находящихся в командировке, распространяется режим рабочего времени и отдыха. Статьей 167 ТК им гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных с командировкой. То есть периоды командировок должны включаться в льготный стаж, поскольку за работником на этот период сохраняется средняя заработная плата, а, следовательно, уплачиваются страховые взносы.

Кассация (Ф02-6080/2016 от 08.11.2016) согласилась с выводами апелляции, указав: «положениями действующего законодательства в области социального обеспечения не предусмотрено исключение из специального стажа периодов нахождения работников в командировках за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Засчитывается ли командировка в стаж для льготной пенсии?

Если работник из района Крайнего Севера по заданию руководства направляется в командировку в другой, «несеверный» регион страны, будет ли такая командировка засчитываться в стаж работы, дающей право на льготную пенсию?

Ответ

Условия назначения досрочной страховой пенсии по старости гражданам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определены в подп. 6 п. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, которые применяются до настоящего времени, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд России.

В определении ВАС РФ от 28.11.2013 № ВАС-16609/13 по делу № А75-6614/2012 отмечалось, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды нахождения работника в дополнительном оплачиваемом отпуске и командировке за пределами районов Крайнего Севера и мест, приравненных к районам Крайнего Севера, так как эти периоды являются периодами работы с сохранением заработной платы, с которых производится отчисление страховых взносов.

Прочитайте полезные статьи по теме:

Такую точку зрения ВАС РФ высказывал и ранее в определении от 17.01.2013 № 17972/12 по делу № А75-365/2012.

Кроме того, в законе прямо не сказано, что периоды нахождения работника в командировках за пределами северных районов не включаются в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

Читайте так же:  Кем устанавливается пошлина

Засчитываются ли командировки в специальный стаж медиков?

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Возник вопрос с ПФР, засчитываются ли командировки в специальный стаж медицинским работникам. При проверке ПФР исключил командировки из специального стажа мед.работников законно ли это?

Статьей 166 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что служебная командировка — это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Статья о командировках 2016 поможет вам не допускать ошибок в работе.

В соответствии со ст. 167 Трудового кодекса РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка.

Исходя из указанных правовых норм, периоды нахождения в учебных отпусках и служебных командировках являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель обязан производить отчисления по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.

Данный факт также подтверждают материалы судебной практики. См., например, Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 19.06.2014 по делу N 33-5857; Апелляционное определение Орловского областного суда от 27.08.2015 по делу N 33-2055/2015.

Полагаем, что для того, чтобы восстановить свои пенсионные права сотруднику придется обращаться в суд.

К сожалению, вопросы пенсионного обеспечения работников не относятся к кадровой тематике и компетенции работодателей, в рамках которых предоставляют ответы эксперты КСС «Система Кадры». Мы с удовольствием проконсультируем Вас по вопросам оформления документов по текущему месту работы сотрудника для выхода на пенсию. С общими же вопросами пенсионного обеспечения работнику следует обращаться в территориальное отделение пенсионного Фонда, где специалист Фонда на основе всей имеющейся информации о трудовом стаже работника, сможет дать корректную консультацию.

Нет, это незаконно.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Правовая база:

ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

от 27 августа 2015 г. по делу N 33-2055/2015

Судья: Окорокова Э.Н.

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Склярука С.А.,

судей Сафроновой Л.И., Сорокина С.В.,

при секретаре М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Орле гражданское дело по иску С. к Государственному учреждению — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ливны и Ливенском районе Орловской области об обязании засчитать периоды работы в льготный стаж для назначения пенсии по старости

по апелляционной жалобе ГУ — Управление Пенсионного фонда РФ в городе Ливны и Ливенском районе Орловской области на решение Ливенского районного суда Орловской области от 3 июня 2015 года, которым постановлено:

«Исковые требования С. к Государственному учреждению — Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области засчитать С. периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 25.03.2002 года по 24.04.2002 года, с 02.06.2006 года по 30.06.2006 года, в командировке 03.12.2014 года в стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области засчитать период работы С. с 01.09.1987 года по 13.10.1997 в должности воспитателя в деском саду N и с 14.10.1997 года по 13.11.1997 года в должности старшей медсестры в детском саду N в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью».

Заслушав доклад судьи областного суда Сафроновой Л.И., объяснения представителя Государственного учреждения — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области по доверенности ФИО6, поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя истца адвоката ФИО7, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ливны и Ливенском районе Орловской области (далее — ГУ-УПФ РФ в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.

В обоснование заявленных требований указывала, что в феврале 2015 года она обратилась с заявлением к ответчику о назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях. Однако в назначении пенсии ей было отказано по причине отсутствия необходимой продолжительности льготного стажа работы.

Период ее работы с 01.09.1987 по 13.10.1997 в должности воспитателя и с 14.10.1997 по 13.11.1997 в должности старшей медсестры в детском саду N, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 25.03.2002 по 24.04.2002, с 02.06.2006 по 30.06.2006, в командировке 03.12.2014 не были включены ответчиком в стаж работы по специальности.

Считала отказ неправомерным, так как в спорные периоды она, работая с детьми, осуществляла лечебную деятельность, а действующее на тот период законодательство, а именно Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 предусматривало возможность включения в стаж, дающий право на льготную пенсию, работы в должности медицинской сестры детского сада. Во время нахождения на курсах повышения квалификации, являвшихся для нее обязательными, за ней сохранялось место работы, начислялась заработная плата, уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.

По изложенным основаниям, просила суд обязать ГУ-УПФ РФ в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области включить периоды ее работы с 01.09.1987 по 13.10.1997 в должности воспитателя в детском саду N, с 14.10.1997 по 13.11.1997 в должности старшей медсестры в детском саду N, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 25.03.2002 по 24.04.2002, с 02.06.2006 по 30.06.2006 и в командировке 03.12.2014 в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО8 исковые требования не признала.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе ГУ — УПФ РФ в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права.

Полагает, что у суда не имелось законных оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку пенсионным законодательством, действующим как в период работы истца, так и в настоящее время, не предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, трудовой деятельности в качестве воспитателя и старшей медсестры в детском саду.

Считает, что суд необоснованно положил в основу решения показания свидетелей, так как в силу действующего законодательства характер работы не может подтверждаться свидетельскими показаниями.

Обращает внимание, что согласно п. 9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» работа в должностях педагога, педагога-воспитателя, медсестры ясельной группы засчитывается в «педагогический» стаж работы за период до 1 января 1992 г., а не в «медицинский».

Кроме того, указывает, что Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, не предусмотрено включение периодов обучения на курсах повышения квалификации в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.

Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда ввиду следующего.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).

В силу ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01.01.2015, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400- ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:

лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно ч. 3, 4 ст. 30 вышеназванного Закона, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

При исчислении стажа, дающего право на назначение пенсии в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 и Правила от 29.10.2002 N 781, вступившие в силу 12.11.2002.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утвержден Перечень структурных подразделений и учреждений здравоохранения и должностей врачей, среднего медицинского персонала, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья.

Согласно Данному перечню к таким должностям относится средний медицинский персонал, в том числе медицинские сестры. В разделе «наименование учреждений» дошкольные детские сады и школы не указаны.

Действующими ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правилами исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», а также Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 6 сентября 1991 года N 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа за выслугу лет» также не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работающим медицинскими сестрами либо старшими медицинскими сестрами в детских садах, детских яслях и детских комбинатах.

Медицинские сестры, старшие медицинские сестры таких учреждений как детские сады, детские ясли, детские комбинаты в Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены. В номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли, детские сады и детские комбинаты не включены.

Однако на дату поступления истца на работу в детский сад и в последующие годы работы до изменения законодательства в 1993 году действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», а также Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, которыми предусматривалось, что все медицинские сестры, независимо от наименования должности, работающие в детских садах и детских яслях, имели право на получение пенсии за выслугу лет как работники здравоохранения.

В соответствии с Временным положением о дошкольном детском учреждении яслях — саде, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 08 марта 1960 года N 327, на должности медицинских сестер первой и второй ясельных групп назначались лица, окончившие медицинские школы.

Приказом Министерства просвещения СССР от 30 мая 1979 года N 103 «О переименовании должностей руководящих, инженерно — технических работников и других специалистов, служащих и младшего обслуживающего персонала в учреждениях просвещения» должность «медсестра ясельной группы» была переименована в должность «воспитателя» и в соответствии с Приказом Министерства просвещения СССР от 15 июня 1984 года в ясельных группах стали предусматриваться только должности воспитателей. Вместе с тем, согласно Постановлению Госкомтруда СССР от 07.01.1977 N 3 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников детских дошкольных и внешкольных учреждений» медицинские работники, работающие в детских дошкольных учреждениях, не относились к лицам, занимающимся педагогической деятельностью.

Читайте так же:  Договор права аренды кафе

Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 применялось до 1 октября 1993 года. С 1 октября 1993 года было введено в действие Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953, нормы которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с этой даты Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.

Из материалов дела усматривается, что С., рождения, имеет среднее специальное образование, профессия — медсестра, 03.06.1985 была принята на работу в медсестрой в детсад-ясли N и 01.09.1987 переведена воспитателем, согласно приказу Министерства просвещения СССР N 94 от 16.05.1985, 13.10.1997 уволена в связи с переводом в ГОРОНО, 14.10.1997 принята на работу старшей медсестрой в детский сад N переводом, 13.11.1997 уволена по собственному желанию.

Указанные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки истца (л.д. 8-10), а также справкой МБОУ «Детский сад N » N от 24.04.2015 (л.д. 23).

Из справки филиала N от 05.03.2015 следует, что в период с 03.06.1985 по 31.08.1987 работала в детском саду N в качестве медсестры, а с 01.09.1987 была переведена в этом учреждении воспитателем в соответствии с Приказом Министерства просвещения СССР, с 14 октября 1997 года в связи с переходом детского сада N в ведение муниципального органа власти была принята в это же детское дошкольное учреждение в качестве старшей медсестры детского сада, уволена с должности по собственному желанию с 13 ноября 1997 года (л.д. 25).

Факт осуществления С. в спорный период медицинской деятельности стороной ответчика не оспаривался.

При разрешении спора судом установлено, что решением ГУ — УПФ РФ в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области от 19.02.2015 С. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения по основаниям отсутствия требуемого специального стажа.

При этом периоды работы в детском саду N с 01.09.1987 по 13.10.1997 в должности воспитателя и с 14.10.1997 по 13.11.1997 в должности старшей медсестры не были включены в стаж истца на соответствующих видах работ, так как учреждение «детский сад» не предусмотрено разделом «наименование учреждений» Списка N 781 и Правилами N 781, а также ранее действующим законодательством. Кроме того, из стажа работы были исключены периоды нахождения С. на курсах повышения квалификации с 25.03.2002 по 24.04.2002, с 02.06.2006 по 30.06.2006 и в командировке 03.12.2014, поскольку действующим законодательством, в частности Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, не предусмотрено включение указанных периодов в льготный трудовой стаж. По подсчетам ответчика льготный стаж истца составил 19 лет 3 месяца 17 дней вместо требуемых 30 лет (л.д. 6-7).

Обращаясь в суд с настоящими требованиями, С. ссылалась на то, что в спорные периоды работы в детском саду N занималась лечебной деятельностью и иной работой по охране здоровья детей, поскольку детям ясельной группы был необходим медицинский уход. При этом исполняла те же обязанности, что и медсестра в муниципальном или государственном учреждении здравоохранения. Переименование ее должности медицинской сестры в должность воспитателя не повлекло за собой изменения ее должностных обязанностей.

Разрешая спор, суд установил, что в спорный период работы С. действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, которым было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, указанные нормативные акты предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периодов работы в должности медицинской сестры (старшей медицинской сестры) в детских садах. Данный Перечень относил детские сады в список лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. При этом дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав гражданина в области пенсионного обеспечения.

Таким образом, права, приобретенные гражданином в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемые им в конкретных правоотношениях, не могут быть ограничены более поздним Законом, ухудшающим положение лица по сравнению с ранее действующим, поскольку, выполняя определенную работу, по конкретной должности, в учреждении гражданин вправе был рассчитывать в последующем на защиту его пенсионных прав государством, исходя из действующего на тот период законодательства.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Работа С. в детском саду N началась в период до 1 октября 1993 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам.

Деятельность истца в спорные периоды протекала именно в ясельных группах, перевод с должности медсестры на должность воспитателя обусловлен переименованием ее должности, работа после перевода на должность воспитателя протекала в том же детском учреждении в ясельных группах, что с достоверностью подтверждают материалы дела, в том числе показания свидетелей ФИО9, ФИО10, ФИО11, работавших вместе с истцом в одно и то же время в детском саду N и допрошенных при рассмотрении дела в суде первой инстанции.

Оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имелось, поскольку они логичны, последовательны, указывают на одни и те же факты и объективно согласуются с письменными доказательствами.

Установив обстоятельства, свидетельствующие о том, что периоды работы С. в детском саду N имели место в период действия Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, предусматривающего возможность зачета такой деятельности в льготный стаж, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанные периоды подлежат включению в стаж работы по специальности, дающий истцу право на досрочную пенсию независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

Как верно указал суд, несмотря на переименование должности, фактически в спорные периоды истец осуществляла функции медицинской сестры, поскольку в ее трудовые обязанности входило проведение мероприятий по лечению детей и профилактике заболеваний по назначению фельдшера и врачей, оказание доврачебной помощи в случае острого заболевания или травмы, ежедневные осмотры и термометрия детей и т.п.

Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, являются несостоятельными, поскольку при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» вопрос о включении того или иного периода работы в указанный стаж должен разрешаться на основании законодательства, действовавшего на время выполнения указанной работы. Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.

Также не может являться основанием для отказа в назначении досрочной трудовой пенсии довод жалобы ответчика о недопустимости подтверждения характера работ свидетельскими показаниями, так как характер и условия выполняемой истцом работы в спорный период подтверждаются совокупностью исследованных в суде первой инстанции доказательств, отказ же ущемляет конституционное право истца на социальное обеспечение по возрасту.

Кроме того, в Определении Верховного Суда РФ от 04.06.2004 указано, что каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные ГПК РФ, в том числе и показания свидетелей.

Правильным является и вывод суда первой инстанции об обязании ответчика включить в льготный стаж С. периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации и в командировке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно п. 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

На основании п. 5 приведенных Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

При этом каких-либо ограничений в части включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации указанные Правила не содержат.

В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (п. 4 ст. 196 ТК РФ).

Для допуска к осуществлению лечебной деятельности медицинский работник обязан проходить специализацию 1 раз в 5 лет, что предусмотрено в Перечне циклов специализации и усовершенствования в системе дополнительного образования среднего медицинского и фармацевтического персонала, утвержденном приказом Министерства здравоохранения РФ от 05 июня 1998 года N 186.

Таким образом, в соответствии со специальными нормативными актами для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения ими работы и приравнивается к служебной командировке.

Из копии трудовой книжки, а также уточняющей справки N от 11.02.2015, выданной БУЗ Орловской области » ЦРБ», видно, что С. была принята на работу 26.01.1998 в качестве медицинской сестры в наркологический диспансер, с 01.04.2002 переведена в качестве медицинской сестры процедурного кабинета ЦРБ, с 01.05.2002 переведена в качестве медицинской сестры наркологического отделения ЦРБ, где и работает по настоящее время (л.д. 10-13).

Кроме того, в период с 25.03.2002 по 24.04.2002, с 02.06.2006 по 30.06.2006 С. находилась на курсах повышения квалификации, и 03.12.2014 года — в командировке (л.д. 20-21).

В данные периоды за истцом сохранялись рабочее место, заработная плата, из которой начислялись и перечислялись страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии по установленным тарифам, что не оспаривалось ответчиком.

Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что в соответствии со специальными нормативными актами для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием для дальнейшего выполнения своих профессиональных должностных обязанностей и приравнивается к служебной командировке, суд правомерно признал отказ ответчика во включении периодов нахождения курсах повышения квалификации и в командировке в льготный стаж незаконным, нарушающим право истца на своевременное получение пенсии с учетом специального стажа.

По указанным основаниям не влекут отмену решения суда доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно включил в специальный трудовой стаж истца вышеназванные периоды, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела, приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела, подтверждены доказательствами, мотивированы, соответствуют требованиям материального закона.

Каких-либо процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

решение Ливенского районного суда Орловской области от 3 июня 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ — УПФ РФ в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области — без удовлетворения.

С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева,