Урок биологии. Сцепленное наследование

Краткий конспект «Сцепленное наследование. Кроссинговер. Хромосомная теория наследственности»

Краткий конспект «Сцепленное наследование. Кроссинговер. Хромосомная теория наследственности» включает проблемные ситуации

Просмотр содержимого документа
«Краткий конспект «Сцепленное наследование. Кроссинговер. Хромосомная теория наследственности»»

Сцепленное наследование. Кроссинговер.

Хромосомная теория наследственности

Создание проблемных ситуаций через проблемные вопросы в течение всего занятия

Американский генетик, лауреат Нобелевской премии (1933 г.) «за открытия, связанные с ролью хромосом в наследственности», однажды повторил опыты Г. Менделя (на кроликах) и получил результат, отличный от результатов закона независимого наследования признаков, на этом основании он решил опровергнуть законы Менделя. Но в результате своих исследований он не только не опроверг, а ещё раз подтвердил правильность законов и дополнил их. Какие же дополнения сделал Т. Морган? Это вопрос, на который нам предстоит найти ответ на нашем занятии.

Попечители Колумбийского университета, где работал Т. Морган, отказали ему в финансировании опытов с кроликами, т.к. сочли их дорогостоящими. Т. Морган выбрал для опытов муху дрозофилу, которая впоследствии стала классическим объектом генетических исследований. Как вы думаете за какие качества был выбран названный объект?

Правильный ответ обобщается преподавателем, после предложенных ответов обучающихся:

Муха дрозофила получила распространение как классического объекта генетических исследований за ряд положительных качеств:

— Короткий период развития (каждые 10-12 суток при температуре 24 – 25 градусов С).

— Высокая плодовитость (самка откладывает до 100 яиц).

— Компактность культуры (до 500 особей в 1 пробирке).

— Малое число хромосом; 2n=8.

Т. Морган и его соратники – студенты университета в 1911 г. создали хромосомную теорию. Когда началась работа, эти сотрудники были очень молоды: К. Бриджесу было 20 лет, Г. Дж. Мёллеру – 19 лет, а А. Стёртеванту – 18.

Представим себя на их месте и попытаемся сделать выводы из результатов, которые они получили при скрещивании мух дрозофил. Объяснение нового материала (на доске преподаватель делает схему скрещивания, выписывая только фенотипы без указания генотипов): для скрещивания были выбраны мухи: серое тело – длинные крылья и черное тело – короткие крылья.

Р: + серое тело, длинные крылья х > черное тело, короткие крылья

F1 серое тело, длинные крылья (единообразие)

Все потомки от этого скрещивания оказались с сером телом и длинными крыльями.

Используя знания ранее изученных тем, объясните полученный результат, так же как это сделали Т Морган и его студенты.

Единообразие в потомстве свидетельствует о дигомозиготности родителей: ААBB x aabb (правило единообразия первого поколения).

При скрещивании двух организмов с альтернативными (контрастными)
признаками в первом поколении проявляют себя доминантные признаки (закон доминирования признаков), следовательно, серый цвет тела и длинные крылья – доминантные признаки, а черное тело и короткие крылья – рецессивные.

Потомки (F1) от этого скрещивания являются дигетерозиготами – АаBb.

Вопрос: Какое скрещивание надо провести, чтобы убедиться в правильности выводов и определить генотип организма, обладающего доминантными признаками?

Правильный ответ: с этой целью проводят анализирующее скрещивание, при котором исследуемая особь (самец) с доминантными признаками (генотип которой неизвестен) скрещивается с рецессивной гомозиготной самкой (ааbb) – генотип которой известен, т. к. рецессивные признаки проявляют себя фенотипически только в гомозиготном состоянии (ааbb).

Вопрос: Какой результат должен получиться при дигибридном анализирующем скрещивании? Сделайте схему скрещивания.

G: AB, Ab, аB, ab; ab

F1 AaBb, Aabb, aaBb, aabb

Ответ: в потомстве наблюдается расщепление 1:1:1:1

Вопрос: Сколько типов гамет образуется у дигетерозиготной особи при анализирующем скрещивании и сколько фенотипических классов образуется в потомстве?

Ответ: типов гамет – 4, число фенотипических классов 4, т.е. при анализирующем скрещивании число фенотипических классов равно количеству типов гамет дигетерозиготной особи.

Решение проблемы с обсуждением: далее, для выявления генетической структуры гибридов F1 проводили анализирующее скрещивание, взяв гетерозиготного самца из F1 и скрестили его с гомозиготной по рецессивным признакам самкой (черное тело и короткие крылья).

Р: > серое тело, длинные крылья х + черное тело, короткие крылья

F1 серое тело, длинные крылья; черное тело, короткие крылья
1 (50%) 1 (50%)

Среди потомков оказалось не четыре фенотипа в соотношении 1:1:1:1, согласно дигибридному анализирующему скрещиванию, а два, таких как родительские особи в отношении 1:1, как при моногибридном скрещивании. Чем можно объяснить это расщепление?

Ответ: исходя из правила: при анализирующем скрещивании число фенотипических классов равно количеству типов гамет дигетерозиготной особи, можно сделать предположение, что дигетерозиготный самец образовал два типа гамет, а не четыре, что возможно только в том случае, если исследуемые гены (цвет тела и длина крыльев) расположены в одной хромосоме и наследуются вместе, сцеплено, как одна альтернативная пара, не обнаружившая независимого наследования.

Такой характер наследования получил название закона сцепления: гены, находящиеся в одной хромосоме, образуют группу сцепления и наследуются вместе, по схеме моногибридного скрещивания. Групп сцепления у каждого вида столько, каков у него гаплоидный набор хромосом.

Понимая наследование генов, находящихся в одной хромосоме, сделаем генотипическую запись в хромосомном выражении, в ранее рассмотренных схемах скрещивания:

Р: серое тело, длинные крылья х черное тело, короткие крылья

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.
план-конспект урока по биологии на тему

1. Образовательные: сформировать понятия: аутосомы, гетерохромосомы, гомогаметный, гетерогаметный пол, сформировать представление о детерминации развития пола, признаках, сцепленных с полом, признаках наследуемых через Y-хромосому и Х-хромосому; познакомить учащихся с особенностями наследования половых хромосом, некоторыми патологическими состояниями человека, наследуемыми сцепленно с полом.

2. Воспитательные: формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровью потомков; формирование убеждения учащихся в теоретической и практической значимости биологических знаний; формирование уважение к своей истории своей семьи, рода, страны.

3. Развивающие: продолжить формирование умений и навыков решения генетических задач на сцепленное наследование генов, на наследование, сцепленное с полом, развивать мыслительные операции; терминологический аппарат. способствовать развитию умения учащихся высказываться по поставленным проблемам, анализировать, логически мыслить, делать самостоятельные выводы; формирование информационной компетентности

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka.docx 28.01 КБ

Предварительный просмотр:

Название работы: урок биологии с использованием презентации.

Автор: Евтеева Елена Алексеевна ( [email protected] )

Место работы: МОУ Речицкая СОШ.

Предмет: биология, урок изучения нового материала.

Тема: Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Продолжительность: 45 минут

Технологии: , презентация в Power Point.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация в Power Point, опорный конспект, лист заданий

Особенность: изучение темы урока осуществляется на основе просмотра презентации “Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом”.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Цель: сформировать у учащихся представление о генетике пола, наследовании признаков, сцепленных с полом.

  • Организационный момент. Приветствие. Инструкция о порядке работы на уроке.
  • Домашнее задание: §39, учить опорный конспект. Решить на выбор две задачи.

    В кабинет врача вошли двое. Он и Она. В нерешительности остановились на пороге. На вопрос о цели визита молодые люди начали рассказывать. Знакомы они со школьной скамьи и любят друг друга, хотят пожениться. Молодые люди считают себя здоровыми. Но у родственников девушки сын болен гемофилией . И их волнует вопрос: «Если они вступят в брак, не родится ли у них такой ребенок?»

    Учитель. Какой ответ они получили от врача?

    Ответ на поставленный вопрос вы дадите в конце урока. После изучения материала урока.

    Прежде чем приступить к новой теме, давайте проверим имеющиеся уже у вас знания. Они помогут нам при изучении новой темы.

    Выполнить задание №1 (Приложение 1),( слайд №2).

    Проверка выполнения (слайд №2)

    Изучение нового материала.

    Рассказ учителя с элементами беседы.

    Каждому виду, имеющему чёткое деление на мужские и женские особи, свойственно определённое соотношение полов, близкое 1 : 1. Как объяснить это явление?

    С таким соотношением мы сталкивались при анализирующем скрещивании (слайд № 3)

    Чтобы получить такое расщепление один пол должен быть гомозиготным, а другой гетерозиготным.

    Такое предположение высказал Г. Мендаль и оно было подтверждено Т. Морганом вначале 20 в. Ему удалось установить, чем самцы отличаются от самок. Чем?

    Чтобы это выяснить рассмотрите кариотип человека ( рис 98 стр.189 учебника) (слайд № 4)

    Кариотип это — хромосомный набор вида.

    Ответьте на вопросы задания 2 (Приложение 1)

  • Сколько пар хромосом у человека?
  • Сколько всего хромосом у человека?
  • Сколько пар одинаковых хромосом у обоих полов?
  • Сколько пар хромосом , по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга?
  • (слайд № 4) Кариотип человека.

    Рассказ учителя с использованием презентации. (слайд № 5)

    Механизм хромосомного определения пола.

    У человека женский пол гомогаметный (ХХ) и образует один вид гамет (Х), а мужской пол гетерогаметный и образует два вида гамет Х и У.

    Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Х- хромосому, развивается женский организм, а если У – хромосому — мужской организм. Соотношение полов 1:1.

    (Презентации слайд №6 )

    Вывод. Пол определяется в момент оплодотворения.

    Пол, содержащий в своих клетках две Х-хромосомы, называется гомогаметным, так как он дает все гаметы одинаковые, а содержащий и Х– и Y-хромосомы, образующий два типа гамет –гетерогаметным.

    Слайд №7 У человека, дрозофилы, млекопитающих — гомогаметный пол женский, а у птиц, бабочек, пресмыкающихся — мужской.

    Слайд №8 От какого пола — гомогаметного или гетерогаметного зависит пол будущего ребёнка.?

    Рассказ учителя о строении половых хромосом. (Слайд №9)

    У-хромосома меньше по размерам и содержит меньше генов.

    Х – хромосома , содержит не только признаки , отвечающие за половые

    различия, но и много других признаков. Гены расположенные в половых хромосомах являются сцепленными с полом. (Слайд №9)

    Заполнение опорного конспекта. ( Приложение 2)

    Наследование сцепленное с полом это – наследование признаков , которые определяются генами, лежащими в половых хромосомах (Х или У) . (Слайд №10)

    Самые известные заболевания , сцепленные с х- хромосомой – дальтонизм и гемофилия.

    Дальтонизм, частичная цветовая слепота. (Слайд №11)

    Зарядка для глаз.

    Гемофилия — сцепленное с полом рецессивное заболевание, при котором нарушается свёртывание крови. (Слайд №12)

    Рассказ учителя о гемофилии. . (Слайд № 13 -14)

    Болезнь вызывает продолжительные кровотечения при ушибах порезах и даже самопроизвольно.

    Гемофилию в 19 веке называли « болезнью королей», т.к. она часто встречалась в царских семьях Европы. От нее умерли три испанских короля. её страдал и царевич Алексей – наследник престола последнего русского царя Николая II,

    Эта страшная неизлечимая болезнь стала трагедией царской семьи. Обычно с такой болезнью редко доживают до зрелого возраста, т.к. любой порез или ушиб может стать причиной смерти. Болезнь царевича была объявлена государственной тайной. Царица Александра Фёдоровна тяжело переживала за сына. История царской семьи трагична . Все они погибли в подвале Ипатьевского дома.

    Откуда взялась гемофилия у Романовых, стало ясно, когда была составлена родословная этой семьи. ( Слайд №15) Начало ей положила Английская королева Виктория. Она была носительницей гена гемофилии.

    1.Кто болеет гемофилией?

    2. Кто являются носителями этого гена?

    3. Сколько детей, внуков, правнуков королевы Виктории болели гемофилией.

    Поскольку у Виктории было большое потомство и её дочери вышли замуж за разных европейских правителей, гемофилия появилась сразу в нескольких царствующих домах: в прусском, испанском и русском.

    Рассмотрим, какова вероятность рождения больных детей, решив задачу №1.

    Проверка ( Слайд №16)

    Учитель. Каков ответ врача молодой паре?

    Вероятность рождения больного сына 25%. Все родившееся девочки – фенотипические здоровы. 25% девочек носители гена гемофилии.

    Беседа об ответственности родителей за здоровье детей.

    «Быть хорошо рожденным — право каждого человека».

    Каждый человек имеет право родиться здоровым. И обеспечить это право должны в первую очередь родители. Но многие ли из них задумываются об этом? Очевидно, нет, если так много рождается детей с физическими и психическими дефектами, отклонениями, уродствами. Причины, конечно, могут быть разные, зависящие и не зависящие от воли родителей. Однако, потребление матерью токсических веществ (случаи наркомании, токсикомании, злоупотребление алкоголем и никотином) замедляет и нарушает внутриутробное развитие плода. Родившиеся дети часто отстают в росте и развитии, обладают уменьшенными размерами головы и мозга, слабоумием, характерным лицом с коротким вздернутым носом, маленьким подбородком, узкой красной каймой губ, узкими раскосыми глазами, не заращенной верхней губой и небом и другими пороками в развитии.

    Под действием алкоголя в органах и тканях плода формируются постепенно изменения, называемые «алкогольным синдроном плода». В настоящее время алкогольная болезнь плода встречается 1 раз на 600 родов. По выражению Плутарха «пьяницы рождают пьяниц». Сейчас выяснено, что у потомства «пьяного зачатия» имеется физиологическая готовность к злоупотреблению алкоголем.

    В медицинской практике встречается и такое понятие, как «наркотический плод». Наркотики нарушают формирование сперматозоидов, процесс мейоза в яйцеклетке. Зачатие ребенка патологически измененными клетками предопределяет развитие дефектов, уродств, мертворождение. В организме девочки уже при рождении содержатся все яйцеклетки, которые она способна образовать, но мейоз в них не завершен до тех пор, пока при оплодотворении в яйцеклетку не проникнет сперматозоид. Не расхождение хромосом, в процессе мейоза, приводит к возникновению различный аномалий (синдром Дауна, синдром Клайнфельтера, синдром Тернера-Шерешевского).

    Причинами подобных уродств и дефектов может быть и загрязнение окружающей среды, радиация.

    1. Учебник Биология. Общие закономерности 9 класс. – М.;Дрофа.2006
    2. Пепеляева О,А, Сунцова. Поурочные разработки по общей биологии 9 класс. – М.; «ВАКО» 2006.- 464с. – ( В помощь учителю химии)
    3. Балязин В. Н. Тайны дома Романовых. – М.: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС, 2006. -447 с.
    4. Кулев А. В. Общая биология. 11 класс: Метод. пособие. – СПб.: “Паритет”, 2002.- 192.
    5. Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ре6д. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица.- 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2004.- 304 с.: ил.
    6. Карпова Л. Г. Сборник задач по общей биологии. Улан-Удэ, 2006. – 26 с.
    7. По теме: методические разработки, презентации и конспекты

      Данный урок является текущим в разделе «Основы генетики и селекции» в 10 классе (учебник В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. Дрофа. 2006г). Изучаемый материал опирается на знания учащихс.

      Методическая разработка содержит конспект урока, презентацию и тексты задач на наследование признаков сцепленных с полом.материал можно использовать для проведения урока по общей биологии в 9 классе.

      Данная презентация является ЭОР при объяснении темы»»Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом» для лучшего усвоения темы.

      Урок проводится с использованием слайдовой презентации, которая используется в течение всего урока в качестве дополнительной информации и наглядности.Цель урока: Создать условия для .

      Конспект урока биологии в 9 классе на тему «Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом» по технологии проблемного обучения.

      Презентация к уроку биологии в 9 классе на тему «Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом» по технологии проблемного обучения.

      План урока «Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом&quot.

      Конспект урока из цикла уроков по генетике «Явление сцепленного наследования. Закон Томаса Моргана».

      Явление сцепленного наследования. Закон Томаса Моргана

    8. раскрыть сущность сцепленного наследования;
    9. сформировать знания о группах сцепления и генетических картах;
    10. объяснить причину фенотипического расщепления 3:1;
    11. выявить причину появления рекомбинантных фенотипов;
    12. освоить решение задач по кроссинговеру.
    13. динамическое пособие «Модель кроссинговера».
    14. Форма урока – лекция.

      I. Повторение.

      1.Индивидуальный опрос (работа у доски):

      • решить задачи с комментариями № 6,7 с. 105 учебника.
      • беседа по вопросам 1, 3 параграфа 25.
      • Домашнее задание: §26, задача №2 с. 107.

        деление терминов по выбору учителя).

        Домашнее задание: §24, задачи 5, 6 с. 101 учебника.

        Просмотр содержимого документа
        «Конспект урока из цикла уроков по генетике «Явление сцепленного наследования. Закон Томаса Моргана».»

        УРОК 7-8 РАЗДЕЛ «ГЕНЕТИКА»

        Явление сцепленного наследования. Закон Томаса Моргана

        раскрыть сущность сцепленного наследования;

        сформировать знания о группах сцепления и генетических картах;

        объяснить причину фенотипического расщепления 3:1;

        выявить причину появления рекомбинантных фенотипов;

        освоить решение задач по кроссинговеру.

        динамическое пособие «Модель кроссинговера».

        Понятия урока: сцепленное наследование, группы сцепления, генетические карты хромосом, рекомбинация генов.

        Индивидуальный опрос (работа у доски):

        решить задачи с комментариями № 6,7 с. 105 учебника.

        2. Фронтальный опрос

        беседа по вопросам 1, 3 параграфа 25.

        II. Изучение нового материала

        Работа Томаса Моргана.

        1. Группы сцепления

        Все примеры, которые мы рассматривали на предыдущих уроках, относились к наследованию генов, находящихся в разных хромосомах. Однако любой организм имеет тысячи признаков, а количество хромосом (в которых находятся гены, определяющие эти признаки), ограничено. Таким образом, в каждой хромосоме должно находиться большое количество генов.

        Соматические клетки человека содержат 46 хромосом, таким образом мы имеем ситуацию, когда относительно небольшое количество хромосом содержат большое разнообразие признаков, определяемых генами. Т.е. определенные признаки (гены) группируются в определенных хромосомах вместе. В генетике такие группы генов, лежащие в одной хромосоме, называют сцепленными.

        Все гены какой-либо одной хромосомы образуют группу сцепления; они обычно наследуются вместе, т.к. попадают в одну гамету. Гены, образующие группу сцепления, не подчиняются закону Г. Менделя о независимом распределении. Тогда как же Г. Мендель мог сделать свои открытия? На лицо случай научного везения – он случайно выбрал признаки, которые определяются генами разных хромосом.

        Цвет семян (хромосома) Форма семян (хромосома)

        А мы сегодня рассматриваем другой случай:

        2. Работа Томаса Моргана

        Большую работу по изучению наследования сцепленных генов провел американский генетик Томас Морган.

        Как ни странно, Моргану помогли трудности. Ученый обычно работал с кроликами, мышами и крысами, но в то время бюджет университетской лаборатории был весьма скромен, денег на сооружение большого вивария ему не давали. Пришлось искать новый экспериментальный объект, и Морган выбрал животное, название которого в переводе означает «любительница росы с черным брюшком». Что же это за животное? Крошечная плодовая мушка – дрозофила. Она стала для Моргана величайшей удачей (редкий случай, когда скупость снабженцев оказала науке неоценимую услугу). Что сделало мушку такой популярной? (Можно отдельно поразмышлять, почему для генетиков дрозофила является ценнейшим лабораторным объектом.)

        Итак, у мухи гены представлены следующими парами аллелей:

        В F2, при скрещивании гомозиготы с серым телом и длинными крыльями с гомозиготой с черным телом и зачаточными крыльями, какое должно быть соотношение по фенотипу? (предложить ученикам обратиться к предыдущей лекции, к теме «Дигибридное скрещивание», где они найдут расщепление по фенотипу в соотношении 9 : 3 : 3 : 1; выслушать ответы учеников, сделать вывод – это указывало бы на менделевское наследование при дигибридном скрещивании).

        Однако Томас Морган получил другое соотношение фенотипов – 3 : 1. Почему это произошло?

        Генетическое объяснение отношения фенотипов 3 : 1

        G – серое тело L – длинные крылья

        g – черное тело l – зачаточные крылья

        Фенотип родителей P: серое тело х черное тело

        длинные крылья зачаточные крылья

        Генотипы (2n): P: х

        Гаметы в результате мейоза: х

        Генотип F1: ( 2n )

        Фенотип F1: гетерозиготы серые с длинными крыльями

        Скрещивание потолков F1

        Фенотип F1: серое тело х серое тело

        длинные крылья длинные крылья

        Генотип F1 ( 2n ): x

        Гаметы ( n ): х

        Генотип F2 ( 2n ): ; ; ;

        Фенотип F2: 3 серые длинными крыльями : 1 черная с зачаточными

        Очень уместно произвести анализирующее скрещивание:

        Конспект урока биологии для 9 класса «Сцепленное наследование. Генетика пола»

        Урок «Сцепленное наследование. Генетика пола». 9-й класс, биология

        Василинчук Ирина Сергеевна , учитель биологии

        Сформировать знания о сцепленном наследовании, группах сцепления, генетическом картировании;

        Познакомить учащихся с причинами сцепленного наследования генов и механизмом его нарушения;

        Сформировать систему знаний о генетическом определении пола и наследовании признаков, сцепленном с полом;

        Закрепить навык решения генетических задач.

        Оборудование: мультимедийная презентация по теме урока ( Приложение 1 ), карточки письменного опроса, схемы сцепленного наследования, схема генеалогического древа королевы Виктории и заболеваемости потомков гемофилией.

        I. Организационный момент

        II. Проверка знаний

        Назовите три закона Г. Менделя?
        I закон – закон единообразия, II закон – закон расщепления, III закон – закон независимого наследования.

        Каких правил придерживался Г. Мендель при проведении своих опытов?

        использовал для скрещивания растения разных самоопыляющихся сортов – чистыми линиями

        чтобы получить больше материала для анализа, использовал несколько родительских пар гороха

        намеренно упростил задачу, наблюдая наследование только одного признака; остальные не учитывал

        Сформулируйте закон чистоты гамет. Кому принадлежит открытие этого закона?
        При образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух аллельных генов.

        Всегда ли признаки можно чётко разделить на доминантные и рецессивные?
        В некоторых случаях доминантный ген не до конца подавляет рецессивный ген из аллельной пары. При этом возникают промежуточные признаки.

        Какое название получило это явление?
        Это явление получило название неполного доминирования.

        Всегда ли по фенотипу можно определить, какие гены содержит данная особь? Приведите пример.
        Не всегда. Рецессивный признак всегда проявляется только в гомозиготном состоянии, т.е. аа . А доминантный признак может проявляться у особей с гомозиготным или гетерозиготным генотипом, т.е. АА или Аа.

        Можно ли установить генотип особей, которые не различаются по фенотипу? Какой метод используют для этого?
        Да, можно установить. Для этого используют скрещивание исследуемой особи с рецессивной гомозиготой аа по исследуемому признаку, называемое анализирующим скрещиванием.

        Какими особенностями характеризуется дигибридное скрещивание?
        Рассматривается наследование и производится точный количественный учёт потомства по двум парам альтернативных признаков.

        Всегда ли справедлив закон независимого наследования, т.е. III закон Г. Менделя?
        Закон справедлив только в тех случаях, когда гены рассматриваемых признаков располагаются в разных негомологичных хромосомах.

        III. Основная часть

        Слайд: «Сцепленное наследование. Генетика пола.»

        Генов, кодирующих различные признаки у любого организма очень много. Например, у человека приблизительно около 100 000 генов, а видов хромосом только 23. Следовательно, все они умещаются в этих хромосомах. Как же наследуются гены, находящиеся в одной хромосоме?

        Слайд: Томас Хант Морган

        Основным объектом, с которым работали Т. Морган и его ученики, была плодовая мушка Дрозофила . Проводилось дигибридное анализирующее скрещивание по двум признакам: длине крыльев и цвету тела. Данные опытов показали, что получается расщепление признаков 1:1 вместо ожидаемого — 1:1:1:1.

        Слайд: Эксперимент Т. Моргана

        Слайд: Закон Т. Моргана

        В ходе этих исследований было также доказано, что каждый ген имеет в хромосоме своё строго определённое место — локус. В последствии эта особенность расположения генов будет практически использована для составления генетических карт.

        Слайд: Нарушение сцепленного наследования

        Оказалось, что во время профазы первого деления мейоза гомологичные хромосомы могут разрываться в месте контакта и обмениваться аллельными генами. Это явление получило название – перекреста или кроссинговера .

        Слайд: Классификация хромосом организма

        В начале ХХ века Т. Морган установил, что самцы и самки отличаются друг от друга всего одной парой хромосом – половых хромосомы . Хромосомы в этой паре отличны друг от друга. Остальные пары хромосом одинаковы и получили название – аутосом . При формировании гамет у самки будет образовываться один вид гамет: 3 аутосомы + Х хромосома, а у самцов два вида гамет: 3 аутосомы + Х хромосома или 3 аутосомы + У хромосома. Если при оплодотворении с яйцеклеткой сольётся сперматозоид с Х-хромосомой, то разовьётся самка, если с У-хромосомой, то – самец.

        Слайд: От какого пола – гомозиготного или гетерозиготного зависит пол будущей особи?

        – От гетерозиготного, т.е. содержащего половые хромосомы разного вида

        Этот факт доказывает следующая схема.

        Слайд: Схема расщепления по признаку пола у дрозофилы

        У некоторых видов живых организмов хромосомное определение пола совсем другое. Рассмотрим такие случаи.

        Слайд: Хромосомное определение пола

        Слайд: Все ли гены, находящиеся в половых хромосомах определяют признаки, имеющие отношение к полу?

        Если гены, определяющие какой либо признак расположены в аутосомах, то наследование признака происходи независимо от того, кто его носитель – мужчина или женщина. Если гены признака расположены в половых хромосомах, то его наследование будет определяться его расположением в Х или У хромосоме, а значит и принадлежностью к определённому полу.

        Слайд: Наследование сцепленное с полом

        Примером такого наследования служит наследование таких заболеваний у человека как гемофилия и дальтонизм. Гены, определяющие здоровый и больной признак расположены в Х-хромосоме половой пары. В этом случае болезнь проявляется у мужчин, даже несмотря на то, что больной ген в рецессивной форме.

        Сообщения учащихся о гемофилии и дальтонизме

        Информация: Гемофилия — наследственная болезнь, передаваемая по рецессивному сцепленному с Х-хромосомой, типу, проявляющаяся повышенной кровоточивостью.
        Передается по наследству через потомство сестер и дочерей больного. Женщины-носительницы передают гемофилию не только своим детям, а через дочерей-носительниц — внукам и правнукам, иногда и более позднему потомству. Болеют мальчики (гемофилия С встречается и у девочек).

        Слайд: Дальтониз м

        Информация: Дальтони?зм , цветовая слепота — наследственная, реже приобретённая особенность зрения, выражающаяся в неспособности различать один или несколько цветов. Названа в честь Джона Дальтона, который впервые описал один из видов цветовой слепоты, на основании собственных ощущений, в 1794 году. Дальтон не различал красный цвет, но не знал о своей цветовой слепоте до 26 лет. У него были три брата и сестра, и двое из братьев страдали цветослепотой на красный цвет. Дальтон подробно описал свой семейный дефект зрения в небольшой книге. Благодаря её публикации и появилось слово «дальтонизм», которое на долгие годы стало синонимом не только описанной им аномалии зрения в красной области спектра, но и любого нарушения цветового зрения.

        V. Закрепление Решение задач

        Законы Г. Менделя имеют ограничения

        Гены, находящиеся в одной хромосоме наследуются совместно, т.е. сцеплено

        Явление нарушения сцепленного наследования называется кроссинговером

        Принадлежность к полу определяется парой половых хромосом

        Гены, находящиеся в половой паре хромосом наследуются сцеплено с полом

        VII. Домашнее задание

        Слайд: Выучить §24; Уметь отвечать на вопросы после параграфов.

        Урок «Сцепленное наследование. Генетика пола». 9-й класс, биология

        Разделы: Биология

        Класс: 9

        Задачи:

      • Сформировать знания о сцепленном наследовании, группах сцепления, генетическом картировании;
      • Познакомить учащихся с причинами сцепленного наследования генов и механизмом его нарушения;
      • Сформировать систему знаний о генетическом определении пола и наследовании признаков, сцепленном с полом;
      • Закрепить навык решения генетических задач.
      • Оборудование: компьютер, программные диски: «1С: Репетитор. Биология + Варианты ЕГЭ.2006», «Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия», репетитор по биологии», мультимедийная презентация по теме урока (Приложение 1), карточки письменного опроса, схемы сцепленного наследования, схема генеалогического древа королевы Виктории и заболеваемости потомков гемофилией.

        Ход урока

        I. Организационный момент

        II. Проверка знаний

        На предыдущих уроках мы с вами изучили основополагающие законы генетики – это три закона Г. Менделя и познакомились с цитологическими основами их действия. Давайте вспомним всё, что мы изучили по данной теме.

        Слайд: Вопросы:

      • Назовите три закона Г. Менделя?
        I закон – закон единообразия,II закон – закон расщепления,III закон – закон независимого наследования.
      • Каких правил придерживался Г. Мендель при проведении своих опытов?
        1. использовал для скрещивания растения разных самоопыляющихся сортов – чистыми линиями
        2. чтобы получить больше материала для анализа, использовал несколько родительских пар гороха
        3. намеренно упростил задачу, наблюдая наследование только одного признака; остальные не учитывал
      • Сформулируйте закон чистоты гамет. Кому принадлежит открытие этого закона?
        При образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух аллельных генов.
      • Всегда ли признаки можно чётко разделить на доминантные и рецессивные?
        В некоторых случаях доминантный ген не до конца подавляет рецессивный ген из аллельной пары. При этом возникают промежуточные признаки.
      • Какое название получило это явление?
        Это явление получило название неполного доминирования.
      • Всегда ли по фенотипу можно определить, какие гены содержит данная особь? Приведите пример.
        Не всегда. Рецессивный признак всегда проявляется только в гомозиготном состоянии, т.е. аа. А доминантный признак может проявляться у особей с гомозиготным или гетерозиготным генотипом, т.е. АА или Аа.
      • Можно ли установить генотип особей, которые не различаются по фенотипу? Какой метод используют для этого?
        Да, можно установить. Для этого используют скрещивание исследуемой особи с рецессивной гомозиготой аа по исследуемому признаку, называемое анализирующим скрещиванием.
      • Какими особенностями характеризуется дигибридное скрещивание?
        Рассматривается наследование и производится точный количественный учёт потомства по двум парам альтернативных признаков.
      • Всегда ли справедлив закон независимого наследования, т.е. III закон Г. Менделя?
        Закон справедлив только в тех случаях, когда гены рассматриваемых признаков располагаются в разных негомологичных хромосомах.
      • III. Основная часть

        Приветствие класса

        Итак, законы Г. Менделя имеют свои ограничения. После их открытия в науке постепенно стали накапливаться факты о том, что в некоторых случаях расщепление признаков происходит не по правилам Г. Менделя. При анализе этого явления оказалось, что гены исследуемых признаков были в одной хромосоме и наследовались вместе. Сегодня мы будем говорить об особенностях такого наследования, выясним существуют ли случаи его нарушения. Так же мы разберём особенности определения пола различных живых организмов и механизм наследования признаков, сцепленных с полом.

        Тема сегодняшнего занятия: «Сцепленное наследование. Генетика пола.»

        Слайд: «Сцепленное наследование. Генетика пола.»

        На этот вопрос даёт ответ Современная хромосомная теория наследственности созданная Т. Морганом.

        Слайд: Томас Хант Морган

        Основным объектом, с которым работали Т. Морган и его ученики, была плодовая мушка Дрозофила. Проводилось дигибридное анализирующее скрещивание по двум признакам: длине крыльев и цвету тела. Данные опытов показали, что получается расщепление признаков 1:1 вместо ожидаемого — 1:1:1:1.

        Слайд: Эксперимент Т. Моргана

        Слайд: Закон Т. Моргана

        В ходе этих исследований было также доказано, что каждый ген имеет в хромосоме своё строго определённое место — локус. В последствии эта особенность расположения генов будет практически использована для составления генетических карт.

        Однако в экспериментах Моргана выяснилось, что среди гибридов первого поколения при проводимых скрещиваниях, появлялся небольшой процент мушек с перекомбинацией признаков, находящихся в одной хромосоме, т.е. нарушение сцепленного наследования.

        Слайд: Нарушение сцепленного наследования

        Оказалось, что во время профазы первого деления мейоза гомологичные хромосомы могут разрываться в месте контакта и обмениваться аллельными генами. Это явление получило название – перекреста или кроссинговера.

        Слайд: Кроссинговер

        Большинство живых организмов представлено особями двух видов – мужского и женского. Как же генетически определяется принадлежность организма к тому или иному полу?

        Слайд: Классификация хромосом организма

        В начале ХХ века Т. Морган установил, что самцы и самки отличаются друг от друга всего одной парой хромосом – половых хромосомы. Хромосомы в этой паре отличны друг от друга. Остальные пары хромосом одинаковы и получили название – аутосом. При формировании гамет у самки будет образовываться один вид гамет: 3 аутосомы + Х хромосома, а у самцов два вида гамет: 3 аутосомы + Х хромосома или 3 аутосомы + У хромосома. Если при оплодотворении с яйцеклеткой сольётся сперматозоид с Х-хромосомой, то разовьётся самка, если с У-хромосомой, то – самец.

        Слайд: От какого пола – гомозиготного или гетерозиготного зависит пол будущей особи?

        Слайд: Схема расщепления по признаку пола у дрозофилы

        Слайд: Хромосомное определение пола

        Слайд: Все ли гены, находящиеся в половых хромосомах определяют признаки, имеющие отношение к полу?

        Слайд: Наследование сцепленное с полом

        Сообщения учащихся о гемофилии и дальтонизме

        Слайд: Гемофилия

        Информация: Гемофилия — наследственная болезнь, передаваемая по рецессивному сцепленному с Х-хромосомой, типу, проявляющаяся повышенной кровоточивостью.
        Передается по наследству через потомство сестер и дочерей больного. Женщины-носительницы передают гемофилию не только своим детям, а через дочерей-носительниц — внукам и правнукам, иногда и более позднему потомству. Болеют мальчики (гемофилия С встречается и у девочек).

        Выделяют три формы гемофилии — А, В и С. При гемофилии А отсутствует фактор VIII, при гемофилии В — фактор IX и при гемофилии С — фактор XI свертывания крови.

        Слайд: Дальтонизм

        Информация: Дальтони?зм, цветовая слепота — наследственная, реже приобретённая особенность зрения, выражающаяся в неспособности различать один или несколько цветов. Названа в честь Джона Дальтона, который впервые описал один из видов цветовой слепоты, на основании собственных ощущений, в 1794 году. Дальтон не различал красный цвет, но не знал о своей цветовой слепоте до 26 лет. У него были три брата и сестра, и двое из братьев страдали цветослепотой на красный цвет. Дальтон подробно описал свой семейный дефект зрения в небольшой книге. Благодаря её публикации и появилось слово «дальтонизм», которое на долгие годы стало синонимом не только описанной им аномалии зрения в красной области спектра, но и любого нарушения цветового зрения.

        V. Закрепление

        А теперь, давайте посмотрим, на сколько вы поняли то, о чём шла речь на уроке, и выполним приготовленные задания.

        Диск: тестовые вопросы по изученной теме. («Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия», репетитор по биологии», «Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия», репетитор по биологии») вопросы №238, 226, 217, 222, 254, 256.

        VI. Итоги урока

        1. Законы Г. Менделя имеют ограничения
        2. Гены, находящиеся в одной хромосоме наследуются совместно, т.е. сцеплено
        3. Явление нарушения сцепленного наследования называется кроссинговером
        4. Принадлежность к полу определяется парой половых хромосом
        5. Гены, находящиеся в половой паре хромосом наследуются сцеплено с полом
        6. VII. Домашнее задание

          Слайд: Выучить §3.8,3.10; Уметь отвечать на вопросы после параграфов.

          Выполнить письменно задание на карточках.

          Подготовить сообщения о видах взаимодействия генов.

          Биология. 10 класс

          Конспект урока

          Биология, 10 класс

          Урок 15. «Сцепленное наследование генов.»

          3. Перечень вопросов, рассматриваемых в теме;

          Урок раскрывает механизмами сцепленного наследования генов, расположенных в одной хромосоме сцеплено, а также знакомству с современной теорией наследования пола.

          4. Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке);

          Наследственность, Изменчивость, Локус, Аллельные гены, Генотип, Фенотип, Хромосомный набор, Сцепленное наследование, Полное сцепление, Неполное сцепление, Кроссинговер, Некроссоверные гаметы, Кроссоверные гаметы, Аутосомы, Гетеросомы, Гомогаметный, Гетерогаметный пол, Наследование сцепленное с полом, Генетическая карта хромосомы

          Наследственность – свойство организмов передавать свои признаки в ряду следующих поколений.

          Изменчивость – свойство организмов изменяться в пределах вида.

          Локус – местоположение гена в хромосоме.

          Аллельные гены – гены в гомологических хромосомах отвечающие за формирование одного признака.

          Генотип – совокупность генов одного организма.

          Фенотип – совокупность всех признаков организма.

          Хромосомный набор – набор хромосом данного вида.

          Сцепленное наследование — наследование признаков, гены которых локализованы в одной хромосоме. Сила сцепления между генами зависит от расстояния между ними: чем дальше гены располагаются друг от друга, тем выше частота кроссинговера и наоборот.

          Полное сцепление — разновидность сцепленного наследования, при которой гены анализируемых признаков располагаются так близко друг к другу, что кроссинговер между ними становится невозможным.

          Неполное сцепление — разновидность сцепленного наследования, при которой гены анализируемых признаков располагаются на некотором расстоянии друг от друга, что делает возможным кроссинговер между ними.

          Кроссинговер – перекрест хромосом в профазе первого мейотического деления.

          Некроссоверные гаметы — гаметы, в процессе образования которых кроссинговер не произошел.

          Кроссоверные гаметы — гаметы, в процессе образования которых произошел кроссинговер. Как правило, кроссоверные гаметы составляют небольшую часть от всего количества гамет.

          Аутосомы (от греч. Аutos- сам, сома- тело)- неполовые хромосомы, одинаковые у самца и самки.

          Гетеросомы (от греч. «хетерос» — другой, иной, «сома» — тело) — половые хромосомы, по которым самец отличается от самки, или мужской организм от женского.

          Гомогаметный пол – (от греч. «хомос» — одинаковый, «гаметес» — супруг) – пол, который продуцирует один сорт гамет – ХХ.

          Гетерогаметный пол – (от греч. «гетерос» — другой, иной, «гаметес» — супруг) — пол, который продуцирует два разных сорта гамет – ХУ.

          Наследование, сцепленное с полом,- наследование признаков, обуславливмых генами, расположенными в половых (Х или У) хромосомах (локализация генов в половых хромосомах — сцепление с полом).

          Генетическая карта хромосомы схематическое изображение относительного положения генов, входящих в одну группу сцепления

          5. Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц);

          Учебник «Биология.10-11класс», созданный под редакцией академика Д.К.Беляева и профессора Г.М.Дымшица / авт.-сост. Г.М. Дымшиц и О.В.Саблина.- М.: Просвещение, 2020г., с.106-112

          1.Общая биология 10-11, дидактические материалы/ авт.-сост С.С. Красновидова, С. А. Павлов, А. Б. Павлов, — М. Просвещение, 2000г., стр.6-42

          2. Общая биология 10-11 классы: подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г. И. Лернер. – М.: Эксмо, 2007.стр 97-105

          3. Биология: общая биология. 10-11 классы: учебник/ А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2020. Стр.152-162

          4.А.Ю. Ионцева, А. В. Торгалов «Биология в схемах и таблицах». .

          5.Е.Н. Демьянков, А.Н. Соболев «Сборник задач и упражнений. Биология 10-11», учебное пособие для общеобразовательных организаций 6. Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

        7. Образовательный портал для подготовки к экзаменам https://bio-ege.sdamgia.ru/?redir=1
        8. Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru
        9. 7. Теоретический материал для самостоятельного изучения;

          Сцепление генов — это совместное наследование генов, расположенных в одной и той же хромосоме. Количество групп сцепления соответствует гаплоидному числу хромосом, то есть у дрозофилы 4. Природу сцепленного наследования объяснил. Морган с сотрудниками. В качестве объекта исследования они избрали плодовую муху дрозофилу, которая оказалась очень удобной моделью для изучения данного феномена, так в клетках ее тела, находится только 4 пары хромосом и имеет место высокая скорость плодовитости (в течение года можно исследовать более 20-ти поколений). Итак, сцепленными признаками называются признаки, которые контролируются генами, расположенными в одной хромосоме. Естественно, что они передаются вместе в случаях полного сцепления (закон Моргана).

          Полное сцепление встречается редко, обычно – неполное, из-за влияния кроссинговера (перекрещивания и обмена участками гомологичных хромосом в процессе мейоза). То есть, гены одной хромосомы переходят в другую, гомологичную ей.

          Частота кроссинговера зависит от расстояния между генами. Чем ближе друг к другу расположены гены в хромосоме, тем сильнее между ними сцепление и тем реже происходит их расхождение при кроссинговере, и, наоборот, чем дальше друг от друга отстоят гены, тем слабее сцепление между ними и тем чаще возможно его нарушение.

          Слева: расстояние между генами А и В маленькое, вероятность разрыва хроматиды именно между А и В невелика, поэтому сцепление полное, хромосомы в гаметах идентичны родительским (два типа), других вариантов не появляется.

          Справа: расстояние между генами А и В большое, повышается вероятность разрыва хроматиды и последующего воссоединения крест-накрест именно между А и В, поэтому сцепление не
          полное, хромосомы в гаметах образуются четырех типов — 2 идентичные родительским (некроссоверные) + 2 кроссоверных варианта.

          Рис. 1

          Количество разных типов гамет будет зависеть от частоты кроссинговера или расстояния между анализируемыми генами. Расстояние между генами исчисляется в морганидах: единице расстояния между генами, находящимися в одной хромосоме, соответствует 1% кроссинговера. Такая зависимость между расстояниями и частотой кроссинговера прослеживается только до 50 морганид. Частота кроссинговера между определенной парой генов – довольно постоянная величина (хотя радиация, химические вещества, гормоны, лекарства влияют на нее; например, высокая температура стимулирует кроссинговер).

          Пример, основанный на опытах Моргана

          Рисунок 2
          Фенотипы
          А-серое тело, нормальные крылья (повторяет материнскую форму) Б-тёмное тело, короткие крылья (повторяет отцовскую форму) В-серое тело, короткие крылья (отличается от родителей)
          Г-тёмное тело, нормальные крылья (отличается от родителей)

          В и Г получены в результате кроссинговера в мейозе.

          «Гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются совместно».

          Если скрестить мушку дрозофилу, имеющую серое тело и нормальные крылья (на рисунке самка), с мушкой, обладающей тёмной окраской и зачаточными (короткими) крыльями (на рисунке самец), то в первом поколении гибридов все мухи будут серыми с нормальными крыльями (А). Это гетерозиготы по двум парам аллельных генов, причём ген, определяющий серую окраску брюшка, доминирует над тёмной окраской, а ген, обусловливающий развитие нормальных крыльев, — доминирует над геном недоразвитых крыльев.

          При анализирующем скрещивании гибрида F1 с гомозиготной рецессивной дрозофилой (Б) подавляющее большинство потомков F2 будет сходно с родительскими формами.

          Это происходит потому, что гены, отвечающие за серое тело и нормальные крылья — Сцепленные гены, также как и гены, отвечающие за тёмное тело и короткие крылья, т.е. они находятся в одной хромосоме. наследование сцепленных генов называют — сцепленное наследование.

          Сцепление может нарушаться. Это доказывают особи В и Г на рисунке, т. е. если бы сцепление не нарушалось, то этих особей бы не существовало, однако они есть. Это происходит в результате кроссинговера, который и нарушает сцепленность этих генов.

          На рисунке 3 опыт Моргана отображен подробно.

          Несцепленное наследование: два гена находятся в разных хромосомах, гетерозигота с равной вероятностью дает четыре типа гамет:

          Сцепленное наследование: два гена находятся в одной хромосоме.

          а) При полном сцеплении гетерозигота дает только два типа гамет

          б) При неполном сцеплении гетрозигота дает четыре типа гамет, но не с равной вероятностью.

          На вышесказанном строится

          хромосомная теория наследственности Моргана:

          1. Гены находятся в хромосомах и расположены в линейной последовательности на определенных расстояниях друг от друга.

          2. Гены, расположенные в одной хромосоме, составляют группу сцепления. Число групп сцепления = гаплоидному числу хромосом. Признаки, гены которых находятся в одной хромосоме, наследуются сцепленно (т.е. в тех же сочетаниях, в которых они были в хромосомах исходных родительских форм)

          3. Новые сочетания генов, расположенных в одной паре хромосом, могут возникать в результате кроссинговера в процессе мейоза. Частота кроссинговера зависит от расстояния между генами. Кроссинговер бывает одинарным (самый частый), двойным, множественным.

          4. Учитывая линейное расположение генов в хромосоме и частоту кроссинговера как показателя расстояния между генами, можно построить карты хромосом. За единицу расстояния между генами принята частота кроссинговера = 1% (морганида, сантиморган, сМ).

          Сцепленными с полом называются признаки, гены которых расположены не в аутосоме (неполовой хромосоме), а в гетеросоме (половой хромосоме).

          Схема решения задач на наследование признаков, сцепленных с полом, иная, чем на аутосомное моногибридное скрещивание. В случае, если ген сцеплен с Х-хромосомой, он может передаваться от отца только дочерям, а от матери в равной степени и дочерям, и сыновьям. Если ген сцеплен с Х-хромосомой и является рецессивным, то у самки он проявляется только в гомозиготном состоянии. У самцов второй Х-хромосомы нет, поэтому такой ген проявляется всегда.

          При решении задач этого типа используются не символы генов (А, а, В, b), как при аутосомном наследовании, а символы половых хромосом X, Y с указанием локализованных в них генов (X А , X а ).

          Аномалии, сцепленные с полом, чаще контролируются рецессивными генами, локализованы в Х-хромосоме и проявляются при генотипе ХY (т.е. у самцов млекопитающих и самок птиц).

          Выше были рассмотрены примеры, где ген, сцепленный с полом, располагался на Х-хромосоме, но есть гены, локализованные на Y-хромосоме. У видов, у которых мужской пол гетерогаметен, этот ген может предаваться только самцам. У человека ген одного из видов синдактилии, выражающейся в образовании перепонки между 2 и 3 пальцами на ноге, локализован на Y-хромосоме, поэтому возникает только у мужчин. Известна еще одна аномалия — гипертрихоз края ушной раковины (ряды волос на ухе), передающиеся по такому же механизму. В изучаемой семье с этой аномалией она передавалась в пяти поколениях по мужской линии. Другим примером наследования, сцепленного с Y-хромосомой, является наследование перепонки между пальцами ног

          8. примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий).

          Определите признаки, характеризующий организм.

          Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные).

          2) генотип Х В Х В

          4) генотип Х В Х ь

          5) генотип Х В У

          6) генотип Х ь У

          Подсказка: решите задачу. Какое потомство ожидается от рыжего кота (X b У) и черной кошки (X B X B )?

          Используя конспект урока, найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали в филвордеосновные понятия «теории сцепленного наследования генов».

          Тип вариантов ответов: (Текстовые,Графические, Комбинированные):

          Правильный вариант:Морган, кроссинговер, морганида, локус, дрозофила.

          Подсказка: Все понятия связаны со сцепленным наследованием генов.

          Читайте так же:  Нотариус в москве в марьино