Судебные приставы зачем нужны

Нужны ли частные судебные приставы в России?

Этот вопрос вновь стал обсуждаемым. На этот раз предложение о создании института «частных судебных приставов» выдвинул Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) на своем заседании в марте 2020 года. Один из членов указанной организации заявил о том, что вскоре подготовит об этом законопроект.

Как и зачем нужно создать институт частных судебных приставов

Члены РСПП предполагают, что основной идеей создания такого института должно быть установление разграничения компетенции между государственными и частными судебными приставами, но при этом необходим равный объем прав и обязанностей. Кроме того, для обоих форм осуществления деятельности, по мнению участников РСПП, обязательно наличие строгих требований к их квалификации. Другими основополагающими моментами для образования и существования института частных приставов союз называет членство в СРО и государственный надзор за их деятельностью.

Таким образом, исходя из имеющихся пояснений, следует ожидать, что РСПП предложит закрепить за частными судебными приставами право на исполнение отдельных исполнительных документов, не относящихся к бюджетной сфере (налоги, сборы, штрафы, госпошлины). Кроме того, ожидается, что в своем законопроекте союз предложит создать палату или иную ассоциацию частных судебных приставов в России, сформирует нормы о квалификационном экзамене для кандидатов на такую должность.

Необходимость внедрения института, с точки зрения членов РСПП, обусловлена тем, что в настоящее время судебные приставы не заинтересованы в исполнении требований исполнительных документов о взыскании крупных долгов, недостаточно эффективно их взыскивают, не уделяют нужного внимания каждому должнику. Поэтому решить проблему смогут частные приставы, у которых будет личный предпринимательский интерес к качественному исполнению судебных постановлений. А субъекты предпринимательских отношений готовы щедро платить за такие услуги.

Глава ФССП Дмитрий Аристов считает, что инициатива хорошая, но применяться должна с осторожностью и частных приставов стоит наделить только полномочиями по исполнению решений третейских судов либо только в области споров из экономических отношений в сфере предпринимательства в общем.

Частные судебные приставы в мировой практике

Практика внедрения института частных судебных приставов в других странах показала, что эта мера благоприятно повлияла на количество исполняемых судебными приставами исполнительных документов. Процент взыскания и доля исполненных судебных постановлений значительно повысились благодаря работе частных судебных приставов в таких странах, как Болгария, Эстония, Молдова, Сербия, Казахстан, Швейцария, Германия, Англия, Грузия, Армения, Турция.

Во Франции, Италии, Польше, Бельгии, Голландии исполнением постановлений суда и вовсе занимаются только частные приставы.

Таким образом, в данном случае перенимать опыт зарубежных стран для Российской Федерации имеет смысл.

Об ошибках при толковании полномочий судебных приставов

14 октября 2009 года в 11-00 часов в Информационном агентстве «ГАРАНТ» состоялось интернет-интервью с первым заместителем директора Федеральной службы судебных приставов — первым заместителем Главного судебного пристава Российской Федерации Сергеем Владимировичем Сазановым.

Тема: «Об ошибках при толковании полномочий судебных приставов»

Интернет-интервью организовано ИА «ГАРАНТ». Информационное агентство «ГАРАНТ» — свидетельство: ИА № 77-14642. При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона «О СМИ»).

Ведущая интернет-интервью — Нифталиева Татьяна (ИА ГАРАНТ).

Доброе утро, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя – Сергея Владимировича Сазанова, первого заместителя директора Федеральной службы судебных приставов — первого заместителя главного судебного пристава Российской Федерации.

Уважаемый Сергей Владимирович, позвольте поблагодарить вас за то, что нашли время прийти сегодня на наше интернет-интервью.

С момента принятия Федерального закона от 19.07.2009 года № 194-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» прошло более двух месяцев, однако, дискуссии по вопросам реализации его на практике продолжаются.

Указанным законом была значительно расширена компетенция судебных приставов, в связи чем их некоторые новые полномочия зачастую гражданами интерпретируются неверно. Возникают многочисленные вопросы, связанные с расширением в 2008 году списка статей Уголовного кодекса Российской Федерации, относящихся к подследственности Федеральной службы судебных приставов.

Какие проблемы и сложности возникли в связи с реализацией на практике Федерального закона от 19.07.2009 года № 194-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах»? Какие ошибки наиболее часто возникают при толкований полномочий судебных приставов? Каковы преимущества новых функций, которыми их наделило действующее российское законодательство?

На эти и другие актуальные вопросы аудитории в ходе интернет-интервью ответит первый заместитель директора Федеральной службы судебных приставов — первый заместитель главного судебного пристава Российской Федерации Сергей Владимирович Сазанов.

Сазанов С.В.: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хотел бы начать интервью с небольшой вступительной речи. Расширение полномочий Федеральной службы судебных приставов в настоящее время вызывает многочисленные дискуссии. Зачастую эксперты задают вопрос, зачем нужны судебные приставы? В России же есть мировые судьи, а их решения могут исполнять, например, представители МВД.

Поясню, что на сегодняшний день дает ФССП с точки зрения экономической составляющей и приведу точные цифры. В 2007 году Службой было взыскано и перечислено в федеральный бюджет 113 миллиардов рублей. Общая сумма, взысканная судебными приставами, составила 175 миллиардов. В 2008 году общая сумма взыскания составила 203 миллиарда. Консолидированный бюджет в 2008 году пополнился на 85 миллиардов. За 8 месяцев текущего года взыскано 152 миллиарда.

В прошлом году было издано распоряжение Президента РФ о выработке комплекса мер по повышению эффективности работы ФССП. В рамках выполнения поручения Президента РФ в Министерстве юстиции была создана межведомственная рабочая группа, в состав которой входят представители Минэкономразвития, Министерства финансов, Министерства внутренних дел и т.д., т.е. всех наиболее заинтересованных министерств и ведомств. На данной комиссии и будут решаться вопросы эффективности деятельности ФССП.

Многие эксперты полагают, что судебные приставы ограничивают выезд за пределы РФ, нарушая при этом права граждан. Что касается выезда, то часть 3 статьи 55 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Т.е. права и законные интересы всех лиц стоят в одном ряду с обеспечением безопасности государства, обороны страны. Для того чтобы защитить права и законные интересы других лиц, Конституция РФ предусматривает возможность их ограничения в случаях, предусмотренных федеральным законодательством. Федеральный закон о порядке въезда и выезда за пределы РФ 1996 года устанавливает, что временно может быть ограничен выезд за пределы РФ в случае наличия неисполненного судебного решения. Следует учитывать, что Закон «О судебных приставах» вступил в силу намного позже, а именно в 2007 году. При чем здесь приставы, ограничивающие и нарушающие конституционные права граждан, всячески попирающие свободы, не пускающие за границу?
У граждан возникают многочисленные вопросы, касающиеся неконституционности проникновения в жилые помещения. Статья 25 Конституции РФ устанавливает, что жилище неприкосновенно, никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц не иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» устанавливает, что в случае, если должник препятствует исполнению судебного решения, не выполняет законные требования судебного пристава, то судебный пристав может принудительно проникать в помещение, в том числе и в жилое. Судебные приставы действуют на основании судебного решения.

Следующая распространенная ошибка заключается в том, что многие эксперты считают, что исполнительский сбор целиком идет судебному приставу. Начиная с октября 2004 года в законодательство были внесены соответствующие изменения, согласно которым 100% исполнительского сбора идет в федеральный бюджет. К ФССП он не имеет абсолютно никакого отношения. Поскольку сбор идет в федеральный бюджет, Министерство финансов регулярно устанавливает планку по увеличению взыскания этого исполнительского сбора.

Ведущая: Сергей Владимирович, позвольте поблагодарить вас за такое интересное вступительное слово. Хотелось бы отметить, что от интернет-аудитории поступило значительное количество вопросов, причем большинство из них связаны именно со вступившим в силу Федеральным законом от 19.07.2009 года № 194-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах». Некоторые его положения до сих пор вызывают многочисленные дискуссии и проблемные вопросы у жителей России. Позвольте, задам вам первый вопрос. Как часто вы обращаетесь к опыту других стран при формировании полномочий судебных приставов, и если да, то в каких странах система «по выбиванию долгов» наиболее совершенна? Как вы полагаете, стоит ли исполнительному производству и самой структуре ФССП стремиться к так называемым мировым или хотя бы европейским стандартам?

Сазанов С.В.: Я очень внимательно в свое время прорабатывал этот вопрос. Он явился темой многих моих статей из научно-популярных журналов. Могу сказать, что на сегодняшний день самое продвинутое законодательство в плане исполнительного производства — российское. Если брать европейские стандарты, то там нет единообразия. Должность государственных приставов имеется в ряде стран, например, в Германии, Финляндии, Швеции и др. Во Франции предусмотрена частная система исполнительного производства. Смешанная система характерна для Италии. Судебные приставы в названных странах решают узко-специфические задачи. Например, частные судебные приставы во Франции, Англии в основном работают только с физическими лицами. Их основная задача — попытаться уговорить должника добровольно исполнить судебное решение. Для этих приставов предусмотрены различные ограничения. Так, судебный исполнитель в Англии не может приходить к должнику более трех раз.

Что касается немецкой модели, то у них имеется альтернатива. Либо должник подает заявление, равное присяге, о том, что он является банкротом и не может рассчитаться с долгами и его оставляют в покое. В данном случае пристав не разыскивает его имущество. Либо должник отказывается от дачи такого заявления и садится на полгода в тюрьму.

Если сравнивать с этими системами, Служба судебных приставов в России выполняет функции нескольких органов. Мы работаем с долгами как физических, так и юридических лиц, взыскиваем по постановлениям налоговых органов. В зарубежных же странах имеются специальные службы, которые занимаются взысканием налоговых платежей. Мы обеспечиваем безопасность судей в судебных заседаниях, осуществляем привод в судебное заседание.

МВД вышло с предложением возложить на службу судебных приставов ряд дополнительных функций, например, функции по обеспечению защиты свидетелей. Федеральная миграционная служба вышла с инициативой, чтобы ФССП занималась контролем за мигрантами. Однако, при существующей штатной численности нашей Службы, мы физически не можем решать эти задачи. Отмечу, что на сегодняшний день в России имеется 25 000 судебных приставов-исполнителей и порядка 35 000 судебных приставов по ОУПДС. Поэтому для качественного обеспечения безопасности судов нам необходимо добавить где-то 120 000-150 000 человек. Тогда бы мы могли обеспечивать безопасность судов в круглосуточном режиме. На сегодняшний день мы это делаем только в дневное время. В новом законе имеется норма, что по решению директора возможен перевод на режим круглосуточной охраны, который у нас сегодня осуществляется только в тех судах, где ведутся крупные судебные процессы, особенно связанные с террористической деятельностью. Например, всем известный процесс в Нальчике, где здание суда охраняется круглосуточно прикомандированными сотрудниками.

Ведущая: Благодарю за столь подробный ответ. И следующий вопрос, который наиболее часто задают граждане: как у вас в ведомстве обстоят дела с коррупцией? Какие Вы предпринимаете меры в целях профилактики и искоренения коррупции в вашем ведомстве? Расскажите о тех программах профилактики коррупции, которые действуют в ФССП? Каковы их результаты?

Сазанов С.В.: Интересный вопрос. Если отвечу, что дела с коррупцией в Службе обстоят хорошо, не так поймут. Если скажу, что обстоят плохо — тоже не понравится.

Приведу в пример статистику. За восемь месяцев было возбуждено 523 уголовных дела в отношении 310 работников Службы, в том числе 470 из 523 уголовных дел по должностным преступлениям. За получение взяток возбуждено из 470 уголовных дел 34 дела. При этом 470 уголовных дел в 90% случаях были инициированы непосредственно нашими собственными службами безопасности. Расскажу вам о живых мероприятиях, которые проводятся в ФССП, и какой хороший результат достаточно оперативно и быстро приносят эти мероприятия. В 2007 году по указанию бывшего директора Николая Александровича Винниченко была введена дисциплинарная ответственность в отношении тех руководителей, тех сотрудников, в отношении которых должно быть возбуждено уголовное дело, в том случае, если оно будет возбуждено без участия наших собственных подразделений безопасности.

В отношении каждого руководителя, где возбуждается уголовное дело, о котором мы не знаем и не были осведомлены, всегда проводится служебная проверка. В большинстве случаев они привлекаются к дисциплинарной ответственности. Кроме того, сегодня мы подводим итоги на основании рейтинговой таблицы баллов, которая формируется определенным образом. При формировании этой таблицы мы решили добавить дополнительные бонусные баллы тем руководителям, по инициативе которых задерживается взяткодатель. И дела пошли очень хорошо. Т.е. судебному приставу предлагают взятку, он сообщает об этом в службу безопасности, а служба безопасности готовит определенное мероприятие и осуществляет задержание, потому что статья по получению взятки равным образом работает как на получателя, так и на взяткодателя. За один день в трех регионах России: в Татарстане, Ростове-на-Дону и в Москве были зафиксированы взяткодатели, причем в качестве взяток судебным приставам были предложены достаточно серьезные суммы. Насколько помню, от 5 тысяч до 150 тысяч рублей.

Раз в месяц так или иначе мы проводим эти мероприятия. Мы стараемся их широко разрекламировать для того, чтобы вызвать определенный испуг у граждан, которые пытаются предложить взятку судебному приставу за совершение каких-либо незаконных действий. Безусловно, это не означает, что я считаю всех приставов «белыми ангелами». Многие приставы-нарушители просто не выявлены. Тем не менее, мы планомерно работаем. Я считаю, что залог успеха — это системная плановая работа, это тяжелый ежедневный труд. Это соответствующая ориентация сотрудников служб собственной безопасности. Это новые идеи, которые мы пытаемся реализовать в виде каких-то бонусных баллов. Это освещение и доведение в СМИ каких-то профилактических мероприятий. В ФССП имеется телефон доверия: 620-62-97. Информация о тех или иных преступлениях и нарушениях со стороны судебных приставов, поступающая на телефон доверия, каждое утро докладывается директору Службы.

Завершая ответ на заданный вопрос, назову статьи Уголовного кодекса РФ, которые в ряде случаев нарушаются судебными приставами-исполнителями: 159 (мошенничество), 160 (присвоение или растрата), 285 (злоупотребление должностными полномочиями), 286 (превышение должностных полномочий), 290 (получение взятки), служебный подлог, халатность, подделка, или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей и бланков.

Ведущая: Спасибо, Сергей Владимирович. Следующий вопрос поступил от Булатовой Галины Валерьевны из города Мытищи. На пресс-конференции директор ФССП А.О. Парфенчиков сообщил, что судебные приставы тратят 5 миллиардов рублей в год на взыскание копеечных долгов. Вы считаете, что это целесообразно, особенно сейчас, когда страна пытается преодолевать экономический кризис?

Сазанов С.В.: Очень интересный вопрос. Конечно, мы считаем, что это нецелесообразно, не зря директор ФССП поднял этот вопрос на своей пресс-конференции. Вопрос заключается в том, что нас особо активно никто не поддерживает: ни Министерство финансов, ни Пенсионный фонд, ни прочие государственные органы. В настоящее время государственные органы и ведомства работают в России на программу обеспечения. Например, что касается федеральной налоговой службы, то предусмотрены определенные сроки для уплаты налогов. Если налог вовремя не платится, появляется задолженность. Порой задолженность составляет 5, 7, 10 копеек, бывает даже 0 копеек.

Исполнение судебного решения является завершающей стадией судебного разбирательства, и судебный пристав его заканчивает. Мы возбуждаем исполнительное производство, рассылаем во все заинтересованные ведомства исполнительные листы. Наши деньги тратятся на конверты, расходные материалы, бумагу, заправку картриджей для принтеров и т.д. Увидев всего лишь три копейки, многие граждане не спешат тратить время и бежать оплачивать долг в Сбербанк. Поэтому и появляются задолженности, составляющие несколько миллиардов. Отмечу, что порядка 3000 рублей тратится самим государством на исполнение документа по взысканию 3 копеек.

В среднем в год на судебного пристава-исполнителя приходится 1400 производств. Примерно в день на исполнение судебного пристава приходится по 5-6 исполнительных производств. То есть необходимо проанализировать исполнительный документ, вынести постановление о возбуждении производства, разослать постановления, вызвать должника или осуществить выезд по месту совершения исполнительных действий. Найдя имущество, необходимо составить опись имущества и т.д. Вот такая на сегодняшний день обстановка.

Ведущая: ФССП было предложено ввести уголовное наказание в отношении к тем должникам, которые уклоняются от исполнения решений суда. Будут ли эти люди, на ваш взгляд, более серьезно относиться к решению суда и как это может изменить сложившуюся тенденцию?

Сазанов С. В.: Да, мы предлагаем ввести уголовную ответственность, но не по всем судебным решениям. По судебным решениям имущественного характера нет смысла вводить уголовную ответственность, так как там отсутствует фактор злостности. Если у гражданина нет денег и имущества, его нельзя признать злостным не исполнителем судебного решения. Мы предлагаем ввести уголовную ответственность в первую очередь по не имущественным исполнительным производствам, когда речь идет о незначительных штрафах.

Читайте так же:  Досрочное увольнение работника по сокращению штата

У наших граждан на сегодняшний день, к сожалению, наплевательское отношение к судебному решению. Если обратиться к опыту западных стран, то там очень жесткие условия в этом плане. Если судья постановил, например, не приближаться менее чем на 10 метров к ребенку, то при нарушении этого решения в первый раз гражданину сделают предупреждение и оштрафуют на 200 долларов, а если такое повторится второй раз — посадят на 10 лет. Считается, что люди на Западе более законопослушные. На мой взгляд, все люди одинаковые. Просто на западе гражданин понимает всю неотвратимость наказания и осознает серьезную ответственность.

Ведущая: В одном из своих интервью директор ФССП Артур Олегович Парфенчиков заявил, что Служба в будущем планирует расширить сферу компетенции судебных приставов еще за счет 13 статей Уголовного кодекса. Сергей Владимирович, расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.

Сазанов С. В.: Есть такая идея. На сегодняшний день 7 статей Уголовного кодекса РФ находятся в нашей подведомственности. Из них 2 мы получили в 2007 г., это статьи 157 и 177 УК РФ. Мы планируем расширить сферу компетенции судебных приставов еще на несколько статей Уголовного кодекса РФ, но предлагаем ввести альтернативную подследственность. То есть, какой орган установил, тот орган и будет рассматривать это дело. Например, судебный пристав при совершении исполнительных действий сталкивается с различными преступными проявлениями вне рамок этого исполнительного производства. Допустим, мошенничество, подделка документов и пр.

Мы проанализировали на сегодняшний день Уголовный кодекс и пришли к мнению, что 13 статей на наш взгляд могли бы иметь альтернативную подследственность. Это статья 156 «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего», часть 1 статьи 159 «Мошенничество», часть 1 статьи 160 «Присвоение и растрата», статья 165 «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребление доверием», статья 170 «Регистрация незаконных сделок с землей», статья 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица», статья 198 «Уклонение от уплаты налогов и сборов с физического лица», статья 199 «Уклонение от уплаты налогов и сборов с организаций», статья 203 «Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб», статья 207 «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма», части 1 и 3 статьи 327 «Подделка, изготовление и сбыт поддельных документов, государственных штампов, печатей и бланков» и статья 330 «Самоуправство». То есть так или иначе, все они затрагивают деятельность судебных приставов.

Ведущая: Следующий вопрос поступил от Чирковой Валерии. Значительное число должников скрывают свой реальный доход и уклоняются таким образом от уплаты алиментов, хотя в действительности ездят на иномарках, отдыхают за границей и не испытывают особых материальных затруднений.

Сергей Владимирович, посоветуйте, пожалуйста, каким образом я могу доказать, что у бывшего супруга-должника по алиментам имеется больший доход, чем тот, о котором он заявляет и указывает в справке о доходах (он владелец фирмы, занимается бизнесом, но фирма зарегистрирована на его родственника)? За ним числится долг по алиментам, и сумма составляет уже более пятидесяти тысяч рублей. В месяц он мне на ребенка перечисляет 1000 рублей, а порой вообще не перечисляет. Как мне поступать в данной ситуации? Можно ли взыскать алименты в том случае, если человек не работает. Если да, то каким образом?

Сазанов С. В.: Я думаю, что доказывать здесь ничего не следует. Доказать это будет очень сложно. На сегодняшний день есть отработанный механизм. Вы можете обратиться в суд и потребовать установления выплаты алиментов в твердой денежной сумме. И суды охотно на это идут. Если вы докажете, что ребенок привык к определенным условиям, находится на обеспечении определенных медицинских учреждений, детский сад, школа – на 90% уверен, что судья примет вашу сторону и установит выплату алиментов в твердой денежной сумме. Единственное, эта сумма должна быть соотносима со здравым смыслом.

Если алименты установлены в твердой денежной сумме, а бывший супруг что-то не платит, то, соответственно, накапливается задолженность по алиментам. Как только задолженность накопилась, вы обращаетесь к приставу. И пристав может обратить взыскание на дом, машину и иную собственность, которая есть у неплательщика. Вот в двух словах то, что необходимо сделать. В США, например, отказались от уголовной ответственности, но ввели у себя ряд ограничений не материальных прав. Дополнительные ограничения: охота, рыбалка, лицензии на профессиональную деятельность, выезд заграницу, водительские удостоверения. И действует эта мера прекрасно. Более 90% по алиментных обязательствам исполняется. Оставшиеся 5% — это абсолютно деклассированные элементы. Для американских налогоплательщиков таких должников в тюрьме держать дороже.

Ведущая: Недавно директор Федеральной службы судебных приставов А.О. Парфенчиков выступил с предложением отправлять на скамью подсудимых матерей и отцов, мешающих ребенку видеться со вторым родителем. По его мнению, на большинство людей, не исполняющих неимущественные решения суда, наложение несущественного штрафа повлиять никак не может, а боязнь уголовного наказания заставит их задуматься. Сергей Владимирович, каким образом ФССП планирует осуществить эту идею? Каков будет правовой механизм?

Сазанов С.В.: Ввести уголовное наказание по отношению к тем должникам, которые не исполняют судебное решение, очень важно, иначе мы просто никогда не наведем порядок. Самым сложным на сегодняшний день является исполнительное производство, когда второй родитель увозит куда-то ребенка, потом начинается охота за этим ребенком, его где-то прячут, к поиску привлекаются органы опеки и попечительства. Детская психика достаточно гибкая, мобильная. И если сегодня ребенок хочет жить с мамой, то потом, пожив какое-то время у папы, хочет уже жить с ним. Если родитель уклоняется от исполнения судебного решения, значит, он должен быть подвергнут наказанию вплоть до уголовного.

Ведущая: Сергей Владимирович, благодарю вас за ответ. Житель Республики Карелия прислал следующий вопрос: «Восемь лет назад я развелся. Материально всегда помогал ребенку, но делал это неофициально, деньги передавал бывшей супруге. Она мне не предъявляла никаких претензий к алиментам, но с недавнего времени сказала, чтобы я выплатил ей все причитающиеся алименты за все прошедшие 8 лет, угрожала судом. Может ли суд обязать меня выплатить алименты за 8 лет? Как доказать в судебном порядке, что я регулярно привозил деньги жене на содержание ребенка, сам покупал ему одежду, игрушки, продукты и т.д.»?

Сазанов С.В.: Здесь очень сложный случай. Регулярную оплату алиментов можно доказать только в суде, если у гражданина имеются какие-то чеки, подтверждающие приобретение одежды или игрушек, свидетельские показания. А дальше уже суд будет решать. Хотя такие дела достаточно сложные. И если нет каких-то документальных подтверждений тому, что гражданин регулярно выплачивал средства на содержание ребенка, то, скорее всего, я думаю, суд примет сторону супруги и обязует гражданина оплатить задолженность за 8 лет.

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос поступил от Саблина Олега Николаевича из Ивановской области. «После развода по решению суда ребенок остался с матерью, а я выплачиваю алименты. У меня есть веские причины полагать, что деньги, которые перечисляются на лицевой счет бывшей жены, она тратит на себя. Сергей Владимирович, подскажите, пожалуйста, могу ли я всю сумму алиментов перечислять на лицевой счет ребенка? Какие бумаги мне надо оформить для того, чтобы переводить все алименты или хотя бы их часть на лицевой счет ребенка?».

Сазанов С.В.: Не может. Здесь вопрос вполне понятный и конкретный. Основным лицом, обеспечивающим ребенка по вопросам образования, проживания и т.д., является мать. А как она тратит эти деньги, ее дело.

Ведущая: Спасибо, Сергей Владимирович. Скажите, пожалуйста, имеет ли право судебный пристав-исполнитель составлять опись имущества в отсутствие хозяина квартиры, а, следовательно, без его согласия, но в присутствии понятых и родственника хозяина квартиры, который никакого отношения к имуществу не имеет?

Сазанов С.В.: Судебный пристав-исполнитель имеет право принудительно проникать в помещение. Безусловно, он имеет право и обязан составить опись имущества в присутствии понятых. В любом случае проникновение судебного пристава в квартиру должно быть согласовано с руководителем управления, должен быть утвержден соответствующий акт, в соответствие с которым пристав будет вскрывать жилое помещение. А кто присутствует из родственников и имеет ли он отношение к имуществу, к делу абсолютно никакого отношения не имеет.

Ведущая: В завершении хотелось бы спросить у коллег, присутствующих в зале. Может быть, у них имеются какие-то вопросы к Сергею Владимировичу?

Вопрос из зала: Расскажите, пожалуйста, о внедрении новых электронных способов оплаты долгов.

Сазанов С.В.: В одном субъекте РФ Сбербанк внедрил через свои банкоматы систему оплаты долгов, благодаря которой можно наряду с внесением коммунальных, телефонных и прочих платежей, ввести еще и графу оплаты долгов. И человек, зайдя в эту рубрику по каким-то своим индивидуальным признакам, допустим, по номеру и серии паспорта, сможет оплатить долг. База данных покажет, являетесь ли вы должником. И если являетесь, то вы можете незамедлительно через банкомат погасить сумму задолженности и получить квитанцию об оплате.

Ведущая: А квитанцию нужно будет потом предоставлять судебным приставам-исполнителям?

Сазанов С.В.: Данный вопрос мы сейчас прорабатываем. В настоящее время предоставить следует, поскольку российское исполнительное производство документарное, а не электронное. Например, в Финляндии пристав в ряде случаев не видит ни должника, ни взыскателя. Там все автоматизировано, все сведено в единую электронную базу данных. Мы сейчас к этому подходим.

Почему нам интересен Сбербанк? Потому что Сбербанки есть практически везде.
Что касается sms-сообщений. Мы будем продолжать практику направления должникам сообщений: «Здравствуйте, вы являетесь должником исполнительного производства. Просим Вас прийти, разобраться в такое-то подразделение судебных приставов».

Нас пытались обвинить в том, что это неправильно, но это альтернативные методы уведомления. В обязательном порядке далее извещение будет направлено и на бумажных носителях.

Я вам расскажу о путанице, которая сложилась с пороговой суммой предъявления исполнительных документов на исполнение и 500 рублями исполнительского сбора, который взыскивается в качестве минимальной суммы с физических лиц и 5 тысяч рублей с юридических лиц. Пороговой суммой исполнительного документа административного органа, который направляется на исполнение, должна, на наш взгляд, явиться сумма, составляющая 500 рублей. Т.е. все, что менее 500 рублей в службу судебных приставов для принудительного исполнения не направляется.

Для чего это сделано? Орган выписывает штраф, например, на 100 рублей. Этот сторублевый штраф ждет в течение 30 дней, пока должник добровольно его оплатит. Если в 30-дневный срок платеж не произошел, пристав составляет протокол и направляет его мировому судье. Мы хотим вторую часть «в службу судебных приставов менее 500 рублей» убрать. Протокол не идет в службу судебных приставов, а сразу направляется мировому судье. Мировой судья, рассмотрев дело, обязан принять решение. У него есть альтернатива: либо удваивается сумма штрафа, либо он применяет меры административного ареста до 15 суток. Он может посадить на час, на два, на три.

В свое время в Советском Союзе была очень эффективная форма воспитания нарушителей дорожно-транспортного движения, пешеходов. Их задерживали, штрафовали, на 2, 3, 4 часа приводили в отделение ГАИ, читали им лекцию, показывали кинофильм о безопасности дорожного движения.

Для того чтобы государство не работало в убыток, административный орган на сегодняшний день может сам послать по месту работы постановление о наложении штрафа при соответствующем внесении изменения в Закон «Об исполнительном производстве». По поручению Совета Федерации мы комплексно подготовили пакет поправок. Он сейчас проходит заключение.
Еще раз повторюсь, у нас возникает путаница с 500 рублями исполнительского сбора. Исполнительский сбор — это несколько другое.

Как определил Конституционный суд РФ, — это штрафная санкция, которая заключается в том, что если в 5-дневный срок, определенный судебным приставом для добровольного исполнения, деньги не выплачены, судебный пристав выносит постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 7%. А поскольку речь идет о 500 рублях, то началась путаница. Т.е. если документ приходит на 1 рубль, и судебный пристав взыскивает исполнительский сбор 500 рублей, то уже получается 501 рубль. При этом исполнительный документ менее 500 рублей в службу судебных приставов не пройдет.

Ведущая: Сергей Владимирович! Позвольте вас поблагодарить за такие интересные и исчерпывающие ответы. Позвольте пожелать вам удачи в Вашей дальнейшей сложной профессиональной деятельности.

«Судебный пристав — гарант исполнения закона»

7 апреля в 11-00 часов в Информационном агентстве «ГАРАНТ» состоялось интернет-интервью с Первым заместителем директора Федеральной службы судебных приставов — Первым заместителем главного судебного пристава Российской Федерации Сазановым Сергеем Владимировичем.

Тема интернет-интервью: «Судебный пристав — гарант исполнения закона».

Ведущая интернет-интервью — Нифталиева Татьяна (ИА «ГАРАНТ»).

Ведущая: Доброе утро, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя — Сергея Владимировича Сазанова, первого заместителя директора Федеральной службы судебных приставов — первого заместителя Главного судебного пристава Российской Федерации.

Уважаемый Сергей Владимирович, позвольте поблагодарить вас за то, что вы нашли время прийти сегодня на наше интернет-интервью.

Тема интернет-интервью: «Судебный пристав — гарант исполнения закона».

Судебные приставы — должностные лица, состоящие на государственной службе. В зависимости от характера исполняемых обязанностей они делятся на тех, кто обеспечивает установленный порядок деятельности судов, и исполнителей (исполняющих судебные акты и акты других органов). Первые обеспечивают в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, выполняют распоряжения председателя суда, а также председательствующего в судебном заседании судьи, связанные с соблюдением порядка в суде. Они же исполняют решения суда и судьи о применении к подсудимому и иным лицам мер процессуального принуждения, обеспечивают охрану здания суда и судебных помещений в рабочее время, проверяют подготовку судебных помещений к заседанию, а также обеспечивают присутствие лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю, и др.
Полномочия судебных приставов весьма разнообразны. Но зачастую у граждан складывается не всегда правильное представление о них — люди боятся судебных приставов, считая, что они значительно превышают свои полномочия.

Почему не стоит бояться судебного пристава, а также на многие другие актуальные вопросы интернет-аудитории в ходе интернет-интервью ответит первый заместитель директора Федеральной службы судебных приставов — первый заместитель главного судебного пристава Российской Федерации Сергей Владимирович Сазанов.

Сейчас очень много говорят о судебных приставах. Что же это за профессия, как стать судебным приставом, какие у него права и обязанности?

Сазанов С.В.: Благодарю за возможность выступить. Мы всячески стараемся объяснить и правильно охарактеризовать функциональные задачи, которые стоят перед Федеральной службой судебных приставов.
Кто такой судебный пристав? Прежде чем ответить на это вопрос, хочу отметить, что законодательно предусмотрено несколько категорий судебных приставов и всех у них разные права и обязанности. Но независимо от того о какой категории судебного пристава идет речь, судебный пристав – это прежде всего должностное лицо, которое является сотрудником Федеральной службы судебных приставов. Он имеет служебное удостоверение, действует в порядке, установленном законом, а при исполнении своих служебных обязанностей носит форменную одежду, которая имеет знаки различия и эмблему.

Судебные приставы с учетом обязанностей делятся на судебных приставов-исполнителей, которые занимаются принудительным исполнением судебных решений и постановлений административных органов, и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Это те, которые обеспечивают безопасность зданий судов, принудительные приводы в случае неявки свидетелей по вызову в суд и пр. Есть еще старший судебный пристав — это руководитель районного подразделения, который непосредственно организует и контролирует работу судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Кроме того, есть еще главный судебный пристав субъекта и главный судебный пристав РФ. Это руководители более высокого ранга, чем старший судебный пристав. Они контролируют, организуют работу подчиненных сотрудников, соответственно, в субъекте, в Российской Федерации в целом.

Каждый из перечисленных категорий судебных приставов обладает определенными процессуальными полномочиями, которые изложены в базовых законах. Это ФЗ «О судебных приставах» и ФЗ «Об исполнительном производстве».

Как стать судебным приставом? Давай сначала ответим на вопрос, кто может им быть. Закон «О судебных приставах» устанавливает следующие требования к кандидату на эту должность: возраст 20 лет, отсутствие судимости, гражданство РФ. Для назначения на должность старшего пристава и главного пристава субъекта, тем более главного судебного пристава РФ, в обязательном порядке должно быть наличие высшего юридического образования.

Читайте так же:  Как оформить безденежный электронный билет на поезд

В соответствии с Законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в каждом субъекте проводятся конкурсы на замещение должностей судебных приставов.

На нашем сайте fssprus.ru содержится вся информация, раскрывающая данную процедуру. Этот сайт имеет ссылки с возможностью перейти на сайты территориальных органов. На каждом сайте территориального органа есть соответствующая графа «конкурс», где можно узнать, как и куда подать необходимые документы.

Ведущая: В прессе очень часто пишут о том, что судебные приставы — чуть ли не гроза граждан. Скажите, почему все-таки не стоит бояться судебных приставов?

Сазанов С.В.: Бояться, наверное, стоит. Определенная категория граждан неплатеж долгов возводит в ранг доблести. Некоторые, на мой взгляд, не совсем умные люди, на заднем стекле автомобиля пишут, что тормоза придумал трус. Есть слоган «Долги платят только трусы». Служба судебных приставов призвана решать задачи принудительного взыскания задолженностей. Что значит принудительное взыскание? Это значит, что судебный пристав имеет право помимо воли должника: путем направления запроса получить информацию о наличии у должника денежных средств, иного имущества, в том числе автотранспортного, недвижимого; наложить арест на это имущество и организовать его принудительную реализацию для того, чтобы потом вырученные от этого денежные средства, которые в добровольном порядке должник платить отказался, были перечислены на соответствующий счет. Основные права — это розыск имущества, принятие мер по его аресту, передача на реализацию и перечисление денежных средств.

Вместе с тем, следует понимать, что судебный пристав совершает необходимые действия в установленном порядке, заблаговременно уведомляет о них должника, взыскателя. При этом должнику обеспечен неприкосновенный минимум имущества, который ему необходим для нормальной жизнедеятельности, т.е. есть перечень имущества должника, который судебный пристав не вправе изъять и реализовать. И на любой стадии исполнительного производства действия судебного пристава могут быть обжалованы. Таким образом, не смотря на то, процедура взыскания задолженности является принудительной, в ней, прежде всего, учитываются права гражданина и человека, в том числе и должника.

Ведущая: Спасибо! Сергей Владимирович, как вы полагаете, становятся ли люди внимательнее к своим задолженностям? Пытаются ли заранее узнать, что должны сделать, чтобы не быть остановленным на границе или в пути на машине, когда судебные приставы вместе с ГИБДД проводят рейды? Или рост задолженностей все-таки имеется?

Сазанов С.В.: Здесь ситуация двойственная. С одной стороны, безусловно, растет количество людей, которые стараются погасить добровольно долг, интересуются наличием задолженностей. Мы достаточно активно работаем в этом направлении.

С другой стороны, проведенный нами анализ показал, что рост задолженностей по исполнительным производствам на сегодняшний день имеет место. Задолженность должников по исполнительным производствам за 2 месяца текущего года составляет полтора триллиона рублей. К сравнению за аналогичный период прошлого года – 750 миллиардов, т.е. увеличилась практически в 2 раза. И если за 2 месяца текущего года было возбуждено 5,9 миллионов исполнительных производств, то за аналогичный период прошлого года — 5 миллионов, т.е. почти на миллион больше. Здесь нельзя сказать однозначно, что это связано только с тем, что граждане не хотят рассчитываться с долгами или невнимательно относятся к своим задолженностям, хотя это одна из наиболее весомых причин. Безусловно, играет роль кризис, который на сегодняшний день все-таки еще продолжается и негативно отражается на возможности людей погасить кредиторские задолженности. В определенной степени виной этому проблемные вопросы роста тарифов, коммунальных платежей.

Мы надеемся, что в будущем ситуации стабилизируется, мы провели работу в этом направлении. В прошлом году были внесены изменение в Закон «Об исполнительном производстве», определившее минимальную сумму исполнительского сбора, составляющего 500 рублей для граждан и 5000 рублей для должностных лиц, будет стимулировать желание должников самостоятельно рассчитаться с задолженностью.

Ранее очень многие жители Москвы и других регионов России не рассчитывались даже с небольшими долгами на сумму 100, 200, 300, 400, 500 рублей, потому что сумма исполнительского сбора, которую судебный пристав взыскивал как штрафную санкцию за несвоевременную оплату, составляла 7%. Не трудно посчитать, что со 100 рублей 7% составит 7 рублей, с 300 рублей — 21 рубль. Зачем ему идти на почту, если, по сути, они считали плату исполнительского сбора платой за услуги судебного пристава, который мог прийти к должнику и по квитанционной книжке принять оплату задолженности непосредственно от него. Сейчас в связи изменения законодательства механизм изменился, если должник не оплатил добровольно штраф в 100 рублей, то соответственно с учетом суммы исполнительного сбора, он будет должен уже не 107 рублей, как было это раньше, а 600 рублей.

Кроме того, есть и другие положительные моменты. С увеличением суммы исполнительного сбора деятельности судебных приставов стала экономически целесообразной. Посудите сами. Вот, например, ваша задолженность составляет 100 рублей, 7 рублей исполнительского сбора, итого вам необходимо было уплатить 107 рублей, в то время как реальные минимальные расходы государства на одно исполнительское производство составляют 396 рублей. Необходимы бланк постановления, почтовые конверты, расходы на оргтехнику и т.д. Получается, что взыскиваемая с должника сумма, в разы ниже тех средств, которые затрачиваются на взыскание. На лицо неоправданные расходы, убыточность.

В этой связи сейчас мы еще решаем и другой для нас актуальный вопрос – это исключение из принудительного механизма взыскания незначительных сумм – менее 500 рублей, в первую очередь, которые установлены актами административных органов. Представляется, что в результате этого деятельности судебных приставов станет более экономически целесообразной, расходы затраченные службой станут оправданными.

Ведущая: 1 апреля 2010 года Главный судебный пристав РФ А.О. Парфенчиков сообщил, что считает целесообразным предоставить судебным приставам прямой доступ во все государственные и банковские ресурсы, как, например, это имеет место в Финляндии. Для финских приставов не существует банковской тайны. В настоящее время российские судебные приставы вправе запрашивать банки, накладывать аресты, но прямого доступа у них нет. Сергей Владимирович, как вы относитесь к такому предложению? Насколько, по вашему мнению, это правомерно?

Сазанов С.В.: Думаю, что здесь никаких нарушений не будет. К предложению я, безусловно, отношусь положительно.

Сегодня мы имеем юридическую возможность получения информации в банках. Пристав выносит постановление, которое направляется по почте или отвозится нарочно в банк. И даже при четко слаженной работе всех специалистов работа с этим постановлением занимает достаточно длительное время, минимум неделю. А если учесть, что, например, в Москве, я думаю около сотни банков, если не больше, и практически в любом из этих банков у должника может быть открыт счет, то соответственно работа с этим постановлением увеличивается еще в разы.
Та же самая ситуация у нас по системе баз данных ГИБДД и по системе Федеральной налоговой службы. Но в ряде регионов, где у нас имеются сервера, защищенные от проникновения стороннего доступа, есть возможность обмениваться информацией в режиме он-лайн, и это очень положительно сказывается на оперативности действий судебных приставов.

Но, к сожалению, в ближайшее время это предложение не осуществимо по техническим причинам.

Ведущая: Сергей Владимирович! Имеет ли право судебный пристав-исполнитель налагать арест на денежные средства должника, которые могут поступить на его счет, открытый в банке? Можно ли потом будет обжаловать такие действия?

Сазанов С.В.: Всем лицам, интересующимся процессом принудительного исполнения, рекомендую купить или прочитать в справочной правовой системе «ГАРАНТ» Федеральный закон «Об исполнительном производстве». Для ответа на первый вопрос процитирую пункт 9 статьи 70 данного Федерального закона. «Если имеющихся на счетах должника денежных средств недостаточно для исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, то банк или иная кредитная организация перечисляет имеющиеся средства и продолжает дальнейшее исполнение по мере поступления денежных средств на счет или счета должника до исполнения содержащихся в исполнительном документе требований в полном объеме. О произведенных перечислениях банк или иная кредитная организация незамедлительно сообщает судебному приставу-исполнителю или взыскателю, если исполнительный документ поступил от взыскателя».
Отмечу, что исполнительный документ должен предъявляться не обязательно только в службу судебных приставов, а может быть предъявлен непосредственно в банк или иную кредитную организацию, если у вас есть данные о том, что должником в этой организации открыт счет. В этом случае вы пишете заявление, отдаете его в банк, который обязан наложить арест в пределах суммы, определенной в исполнительном документе и перечислить деньги по тем реквизитам, которые вы указали в своем заявлении. Если такие действия в силу каких-то причин не привели к взысканию с должника денежной суммы, то тогда можно обратиться с исполнительным документом и в службу судебных приставов.

Теперь отвечу на вопрос, каким образом можно обжаловать действия судебных приставов. Стоит отметить, что законодательством предусмотрена возможность обжаловать в суде действия судебного пристава-исполнителя, совершенные на любой стадии исполнительного производства, а не только те, которые выражаются в наложении ареста на банковские счета должника. В том числе может быть обжаловано и бездействие судебного пристава. Если на Ваш взгляд, он не принимает необходимые меры.

Любое процессуальное решение судебного пристава оформляется постановлением. Если вы не согласны с ним или с чем другим в деятельности судебного пристава, то вы можете обратиться в суд.
Кроме того, с момента вступления в силу новой редакции Федерального закона «Об исполнительном производстве» появилась возможность административного обжалования действий, бездействия, постановления судебного пристава. В главе 18 подробно рассмотрены сроки и порядок обжалования постановлений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов. Обращаю внимание наших слушателей на то, что там очень четко прописана необходимость указать фамилию, имя, отчество, а также наименование должности должностного лица службы приставов, действия которого обжалуются в административном порядке. Иначе, в рассмотрении жалобы вам могут отказать по формальным основаниям. По результатам рассмотрения вашей административной жалобы руководство службы судебных приставов отменит постановление, вынесенное судебным приставом, если оно придет к выводу, что вынесено незаконно. И вас об этом обязаны уведомить. Таков процессуальный порядок рассмотрения административных жалоб.

Ведущая: Расскажите, пожалуйста, о процедуре реализации арестованного имущества, относятся ли данные вопросы к компетенции службы судебных приставов, либо это прерогатива других органов государственной власти? Каким образом в настоящее время решена проблема внедрения системы электронных торгов по продаже арестованного имущества?

Сазанов С.В.: Реализацией имущества занимается специальный орган государственной власти – это Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, сокращенно ФАУГИ.

После того, как определяется стоимость арестованного имущества, в ФАУГИ направляются документы для его реализации. Порядок осуществления продажи арестованного имущества четко зависит от категории имущества. Например, если речь идет о продаже арестованного недвижимого имущества, то она осуществляется исключительно путем проведения торгов в форме аукциона.

ФАУГИ может заниматься реализацией самостоятельно или через своих представителей, как правило, это различные коммерческие организации, которые имеются практически во всех субъектах Российской Федерации. Но, в любом случае, служба судебных приставов не занимается и не собирается заниматься реализацией арестованного имущества.
Что касается электронных торгов, то насколько я знаю, сейчас этот вопрос прорабатывается. Все дорогостоящее имущество в перспективе планируется реализовывать посредством электронных торгов. Это серьезно снимет коррупционную составляющую. В 2008 году в Татарстане, где достаточно развита система электронного правительства, электронных торгов, проводился эксперимент, связанный с реализацией имущества путем проведения электронных торгов. Примерно на 25% увеличились доходы от реализации имущества. Электронные торги позволяют реализовать арестованное имущество по реальной рыночной стоимости. Но они предусматривают определенную процедуру и определенные требования к этой процедуре: наличие подтверждающей электронно-цифровой подписи, необходимость обязательного внесения авансового платежа, оплата услуг электронной площадки и т.д. Поэтому проводить электронные торги для реализации арестованного имущества на всей территории Российской Федерации пока не представляется возможным. Но это в перспективе, эти вопросы прорабатываются.

Вместе с тем необходимо отметить, что большую часть имущества, находящегося на реализации составляет малоценное имущество. Например, б/у телевизор, который вряд ли можно продать дороже 500 рублей. Конечно, если выставить его на электронные торги, кто-то, может быть, его и купит, скорее всего, появится несколько организаций, которые монополизируют рынок малоценного имущества, по сути, займутся спекуляцией, перепродажей этого имущества. В этом случае будет причинен вред и должнику, и взыскателю, потому что, если имущество не будет реализовано за его реальную цену, взыскатель не дополучит денег, а должнику придется лишиться еще одного имущества. Поэтому на наш взгляд нецелесообразно малоценное имущество реализовывать на электронных торгах, надо искать другие формы и порядок реализации.

К тому же я сомневаюсь, что ФАУГИ очень интересно заниматься данной категорией имущества. Об этом свидетельствует результаты работы. Наибольшая часть переданного на реализацию, но не реализованного имущества составляет именно малоценное имущество.

Кроме того, исходя из способов работы данной организации это очень затратная и трудоемкая деятельность. На сегодняшний день количество организаций, осуществляющих реализацию арестованного имущества, определяется ФАУГИ. Они считают, например, что достаточно иметь две организации реализатора в Красноярском крае, а на самом деле их необходимо 10, потому что в противном случае накладные расходы превышают зачастую стоимость самого имущества. Если это телевизор, о котором я абстрактно сказал, то его придется везти на реализацию за 1000-1500 км. Расход средств на проезд, горючее, оплату труда водителей и т.д. позволяет сделать вывод о практической нецелесообразности всех понесенных затрат.

В настоящее время мы предлагаем наделить ФССП России правом организации реализации арестованного имущества, стоимость которого не превышает 30 000 рублей. Но это не значит, что именно судебный пристав выйдет на улицу и будет реализовывать арестованное имущество. Этим займутся специализированные коммерческие организации, которые будут отбираться ФССП России на конкурсной основе.

Зачем это надо? Во-первых, тогда мы сможем спрашивать с этих организаций, потому что сегодня сложилась несколько парадоксальная ситуация. Я обозначил в начале нашей конференции этапы деятельности судебного пристава. Самый важный этап — это реализация арестованного имущества. Он выпадает из сферы нашей юрисдикции. Мы никак не можем влиять на ФАУГИ. В результате специализированными организациями систематически нарушаются сроки проведения реализации имущества. Это негативно отражается на показателях деятельности. Сегодня мы вынуждаем увеличивать количество арестованного имущества палочной, командно-административной системой. У нас по прошлому году не выполнены два основных показателя: по реализации имущества и степени влияния реализации на эффективность исполнительного производства. Они не выполнены, потому что мы сегодня не имеем достаточных рычагов для влияния на организации реализаторов. Как руководитель может требовать от сотрудников накладывать как можно больше арестов, если понимает, что имущество, на которое наложен арест, вряд ли будет реализовано. Получив право отбирать на конкурсной основе специализированные организации по реализации арестованного имущества, у ФССП России будет право расторгать договор с той организаций, которая ненадлежащим образом выполняет свои обязанности, применять к ней штрафные санкции. Мы просто не будем с ней работать.

Во-вторых, передача ФССП России функций по организации реализации арестованного имущества позволит сделать процедуру реализации экономически целесообразной. Об этом я говорил на примере все того же телевизора. ФССП России, имея структурные подразделения во всех административных центрах субъектов Российской Федерации, как никто другой обладает информацией о том, сколько в каждый конкретный субъект нужно специализированных организаций для продажи арестованного имущества исходя из количества арестованного имущества и его структуры. Это позволит привлекать специализированные организации в таком количестве и отвечающим таким требованиям. Которые необходимы для эффективной и экономически целесообразной организации работы по данному направлению.

Решение проблем реализации автоматически повлечет за собой увеличение количества арестов. Это объективный взаимосвязанный процесс. Сложно говорить о прогнозных показателях, но здесь есть еще и обратная связь. Эффективность правосудия, на мой взгляд, определяется не строгостью закона, а неукоснительным исполнением, неотвратимостью наказания. Поэтому, как только должник начинает понимать, что если не заплатит, с ним шутить не будут, поэтому лучше с долгами рассчитаться. Поэтому здесь все очень взаимосвязано и сбалансировано.

Совершенствование процедуры реализации требует внесения изменений в законодательные акты, к сожалению, в соответствии с Положением ФССП России не обладает правом инициативы этой работы. Поэтому работу в данном направлении ведется Министерством юстиции РФ, но она далека до завершения.

Ведущая: Благодарю за подробный ответ. Позвольте задать вам следующий вопрос. Наблюдается ли на сегодняшний день увеличение судебных исков по невозвращению ипотечных кредитов? Каковы особенности реализации недвижимого имущества, являющегося залогом по ипотечному договору?

Сазанов С.В.: По состоянию на начало 2010 года на исполнении в структурных подразделениях находилось 47 659 исполнительных производств о взыскании ипотечных кредитов с физических лиц. Фактическим исполнением окончено 19 869 исполнительных производств данной категории. Взыскано 12 миллиардов рублей. Много это или мало — не знаю. Судите сами.

Читайте так же:  Налог на недвижимость ялта

У нас по всем исполнительным производствам взысканию подлежало 2 триллиона 221 миллиард 863 миллиона рублей. Но при этом надо учитывать, по которым из них не ведутся исполнительные действия, так как производства приостановлены, отложены, отсрочены, возбужден процесс банкротства и т.д. Поэтому суммы по этой категории мы не учитываем. Мы ввели специальный показатель: «Общая сумма, подлежащая фактическому взысканию по исполнительным документам», т.е. это то, над чем мы работаем. Она составила 723 миллиарда, из них по исполнительным производствам судебными приставами взыскано 283 миллиарда и перечислено в консолидированный бюджет 108 миллиардов.

У Федеральной службы судебных приставов есть очень важная функция, которая вписывается в принудительное исполнение постановлений административных органов, это пополнение бюджетной системы РФ. В кризисный 2009 год мы взыскали 108 миллиардов рублей в государственный бюджет. Поэтому в этом году, я надеюсь, что сумма будет еще больше. Были внесены изменения в закон о минимальной сумме исполнительного сбора: 500 рублей для физических лиц и 5000 рублей для юридических лиц. Обычно первый квартал является провальным для всех или для большинства организаций, потому что февраль — короткий месяц, практически половину января не работаем. После внесения изменений в законодательство за первый квартал мы вышли на цифру в 125% исполнения планового задания по исполнительскому сбору.

Наверное, чтобы было более ясно, следует рассказать несколько слов о показателях, потому что это очень волнующая общество тема, особенно в свете реорганизации МВД и ссылок на «палочную» систему. Объясню, как у нас появились эти показатели, зачем они нужны и как они влияют на ситуацию в целом. Показатели по исполнению постановлений налоговых органов впервые были введены в 2003 году в Департаменте судебных приставов. Мы отслеживали процент фактического исполнения, но каких-то конкретных задач не ставили. Взыскание налоговых платежей рассматривается в качестве одной из важнейших государственных задач Службы. Введение показателей и мониторинг за ними привели к тому, что где-то на 50 процентов сразу увеличилась общая сумма взыскания.

В ФССП России существуют плановые показатели, утвержденные Министерством юстиции, и есть рабочие показатели, которые мы ведем для себя. Количество показателей вынужденно увеличивается для того, чтобы видеть реальную картину, которая происходит в Федеральной службе судебных приставов. Фактическое исполнение судебных решений — базовый показатель. Но как считать фактическое исполнение? Закон говорит о том, чтобы пристав исполнил требования исполнительного документа и окончил исполнительное производство. Мы берем в сравнение 2 цифры: общее количество исполнительных производств, находящихся на исполнении, и количество оконченных и прекращенных исполнительных производств. Из общего количества оконченных и прекращенных производств смотрим, сколько из них окончено фактическим исполнением требований исполнительных документов. Если у нас на исполнении находилось 100 производств, из них окончили 10, и из 10-ти 9 окончили фактическим исполнением, значит, получается 90 процентов. Но, на самом деле, это игра статистики, потому что будет не 90, по отношению к общему количеству исполнительных производств будет только 9%. И здесь никуда не денешься. Поэтому, чтобы получать объективную информацию о работе судебных приставов, мы вводим дополнительный показатель. Не случайно, когда я приводил в пример цифры, сказал, что всего по исполнительным производствам взысканию подлежало 2 триллиона рублей, а по тем, над которыми мы работаем (за вычетом приостановленных, отложенных и т.д.) — 700 миллиардов.

Таким образом, сегодня по сумме взысканий процент исполнения у нас составляет около 40.

Приведу другой пример. Скажем, из этих 100 исполнительных производств 10 исполнительных производств на сумму миллион рублей, а 90 исполнительных производств на сумму в три рубля. И если пристав взыщет 270 рублей и окончит 90 исполнительных производств, какой у нас будет процент? Реально 90% исполнения. А то, что 10 миллионов у нас где-то «подвисло», это уже другой вопрос. И чтобы этих ошибок избежать, у нас все показатели очень четко разделены по категориям, вплоть до того, что мы вводим понятие «остаток», чтобы контролировать первую ситуацию. Мы установили максимальный плановый показатель по остатку — 33%, с учетом всех приостановленных, отложенных производств.

Кроме того, с введением в действие новой редакции Федерального закона «Об исполнительном производстве» пристав не может оканчивать исполнительное производство при направлении исполнительного документа по месту работы должника, если это не периодические платежи. Поясню, вы должны 9 тысячи рублей, судебный пристав установил отсутствие у вас имущества, на которое можно обратить взыскание. Вы работаете, он направил исполнительный документ по месту работы, определил 25% взыскания. Эти 3 тысячи рублей вы погасите в течение полугода. И эти полгода исполнительное производство будет находиться у судебного пристава. Он не может его окончить. Раньше мог, но теперь оно висит в остатке. С учетом всех этих сложностей 33% — это нормальный рабочий остаток. Там, где он выше, мы проводим проверки и заставляем руководителей организовывать работу соответствующим образом.

Чтобы избежать ситуации, когда у нас фактическим исполнением окончено 90% исполнительных производств по три рубля, у нас есть такой показатель как процент взысканных сумм. Суммы по постановлениям, штрафам административных органов значительно ниже, чем по судебным решениям. Поэтому мы вводим еще одну дополнительную разбивку: процент взыскания сумм по судебным решениям и процент взыскания сумм по постановлениям административных органов. По исполнительным документам прогнозное значение у нас было 31%, а реально мы сделали 36,6%. Треть — это много или мало? Можно сказать, что мало, с одной стороны.

С другой стороны, вы понимаете, что когда идет спор между сторонами, и одна сторона обращается в суд, значит, у другой стороны возникают проблемы, начиная от нежелания платить долг. Зачастую это сопровождается действиями по сокрытию имущества, на которое можно обратить взыскание, до предбанкротного состояния организации. Таким образом, 36% — это достаточно хорошее значение. А общий процент взысканий сумм по оконченным и прекращенным исполнительным производствам мы установили 50%, а реально вышли на 62,8%. У нас есть районы, где доходит до 90%. Это, в первую очередь, сельские районы. В крупных городах это более проблематично. Там, где четко работает судебный пристав, где его знают, досконально соблюдаются требования законодательства, имеет место достаточно высокий процент исполнения.

Вот другой пример. Прогнозное значение процента исполнительных производств, оконченных фактическим исполнением, было установлено 74%, реально значение составило76,8%.

Т.е. практически все прогнозные показатели у нас перевыполнены, кроме одного — это процент исполнения судебных актов. Чуть-чуть не дотянули, по России получился за год 71,6%, а нужно было 72. Видите, даже здесь не лукавим, могли бы округлить, но не округлили. Мы откровенно говорим, что недовыполнили этот процент, не дотянули, есть над чем работать. Я вам рассказал, для чего вводились плановые показатели, нужны ли они и можно ли их отнести к палочной системе. Думаю, что нельзя, потому что они позволяют видеть реальную, объективную картину деятельности судебных приставов.

Вопрос из зала: Здравствуйте. Информационное агентство «РБК». Что вы можете сказать об ипотечных кредитах?

Сазанов С.В.: Сегодня порядка 60 миллионов человек так или иначе связано с получением кредитов. Надо учитывать, что не все банки инициировали обращения в суд, не все исполнительные документы нам предъявили. Но, тем не менее, общее количество исполнительных документов, в том числе и по взысканию ипотечных кредитов, растет, причем растет угрожающими темпами. Если у нас в 2005-2008 гг. прирост составлял примерно 3-4 миллиона исполнительных производств в год, то за 2009 г. — 8 миллионов, то есть вырос почти в 3 раза.

При этом сегодня у нас почти 20 миллионов исполнительных производств на сумму менее 500 рублей. Незначительные платежи условно можно разделить на две категории.

Во-первых, фискальные платежи, т.е. те, которые направлены на пополнение бюджета. Штраф в 3 рубля, вынесенный каким-то органом, направляется в суд, а Судебный департамент сегодня оценивает судебное заседание в 25 000 рублей за один судодень. Посчитайте, какие это расходы. Сегодня ситуация такова, что реальные расходы на одно исполнительное производство составляют 396 рублей только для ФССП России. Добавьте сюда расходы ФНС и общая сумма затрат составит не менее 1,5 тысяч рублей. Федеральная налоговая служба тоже шлет уведомления, и не по одному разу, ведет базу, обращается в суд. У них не один сотрудник этим занимается. Потом дело рассматривает судья, выносится соответствующее постановление, далее постановление направляется в службу судебных приставов, потом судебный пристав возбуждает исполнительное производство. А если этот долг составляет 40 рублей? Получается, чтобы взыскать 40 рублей, мы тратим 1500 рублей.

Для того чтобы их принудительное взыскание было экономически целесообразным, нам необходимо получить возможность избавиться от экономически неэффективных исполнительных производств. Сейчас по этому вопросу готовится концепция. Мы считаем, что здесь надо дать возможность Федеральной налоговой службе, Пенсионному фонду производить накопление платежей. Федеральная налоговая служба нас поддержала в рабочем порядке, и мы прорабатываем эти инициативы.

Во-вторых — это административные штрафы. Сегодня статьи Кодекса об административных правонарушениях РФ предписывают следующий порядок. Вас оштрафовали, вам дается 30-дневный срок на добровольный платеж этого штрафа. Если в течение 30 дней вы не платите, орган должен проконтролировать и составить протокол о том, что вы не заплатили штраф и направить постановление в адрес службы судебных приставов, а протокол в суд. Но последний этап в этой процедуре, как правило, не работает и все постановления о взыскании административных штрафов сразу по истечении 30 дней направляются для принудительного исполнения в службу судебных приставов. Фактически получается, что нет рычагов, способных заставить должника добровольно заплатить еще до момента возбуждения исполнительного производства, и практически не один должник не дорожит этой возможностью.

Что можно сделать тут. В соответствии со ст. 20.25 КоАП суд может увеличить вдвое сумму штрафа, либо применить меры административного ареста в зависимости от тяжести правонарушения. Мы предлагаем установить минимальную пороговую сумму, допустим, 1000 рублей, за неисполнение постановления административного органа.

Мелкие штрафы привели к тому, что пристав стал выполнять функции почтальона. Даже Президент РФ по инициативе Председателя Высшего Арбитражного Суда обратил внимание на проблему, что у нас суды на сегодняшний день перегружены мелочевкой. Особенно это касается мировых судей.

Вопрос из зала: Здравствуйте, Артем Токарев, Информационное агентство «РИА-Новости». Вчера Министр юстиции Александр Коновалов говорил о необходимости формирования единого банка данных. В связи с этим, как вы считаете, когда это было бы возможно технически?

Сазанов С.В.: Спасибо за вопрос. В соответствии с Положением «О Федеральной службе судебных приставов» мы обязаны иметь единый банк данных исполнительных производств. Эта работа проводится уже несколько лет. Она состояла из нескольких этапов. Первый – это разработка программного обеспечения. Программное обеспечение было разработано, в позапрошлом году успешно внедрено во всех районных отделах. Этот программный комплекс называется «Судебный пристав». Следующим этапом было создание локальных сетей на базе районных подразделений. Сейчас у нас идет завершающий этап, мы создаем единую базу данных в целом по РФ. У нас 19 субъектов участвуют в этой программе из 80-ти. Что касается сроков, то здесь не все зависит от нас. В прошлом году мы были почти на 70% секвестированы, с учетом кризисных явлений. Сумма, выделяемая на развитие информационных технологий, была серьезно уменьшена. Развитие этого вопроса полностью зависит от дальнейшего финансирования. Что касается базы данных, то я бы разделил вопрос на несколько частей. Что такое база данных? Это просто перечень исполнительных производств? Важно то, как этой базой пользоваться. Сейчас мы работаем над созданием единой информационной системы, позволяющей руководителю из одного города, например, Москвы, видеть любое производство в самом дальнем районе России. Идет завершающий этап этой программы. Что касается перечня исполнительных производств, то все эти базы данных есть. Используя их, мы регулярно собираем статистическую отчетность. Раньше она заполнялась на бумажных носителях, сейчас все делается через программный модуль «Судебный пристав».

Вопрос из зала: А единая база данных по имуществу должников будет создана?

Сазанов С.В.: Да, будет создана. Как раз сейчас создается.

Вопрос из зала: По имуществу?

Сазанов С.В.: Да, по арестованному имуществу. В будущем любой человек сможет зайти на сайт и проверить, не значится ли его имя в «черном списке» должников на выезд. Мы могли бы это сделать еще вчера, но, к сожалению, не можем сделать, потому что это вступает в противоречие с требованием Закона «О персональных данных».

В некоторых органах государственной власти аналогичная практика уже существует. Например, на сайте ФНС России есть услуга «личный кабинет налогоплательщика»: при введении своего ИНН вы получаете доступ к вашей налоговой истории, можете сформировать и распечатать квитанцию, пойти и оплатить задолженность. Мы бы тоже хотели создать аналогичный сервис, но здесь необходимо выбрать реквизиты, по которым будет персонифицироваться человек. В качестве них можно было использоваться паспортные данные. Но, к сожалению, на момент возбуждения исполнительного производства у судебного пристава-исполнителя не всегда имеется о них информация, чтобы ее ввести в общую базу данных для персонификации человека. Для этого судебному приставу потребуется обратиться с запросом в Федеральную миграционную службу, получить данные паспорта и только потом ввести их в единую базу данных, в силу чего информация в базе данных будет пополняться не одновременно с возбуждением исполнительного производства. Было предложение, на мой взгляд, не до конца продуманное, в качестве реквизитов, позволяющих идентифицировать человека, вводит номер исполнительного производства. Если я знаю номер исполнительного производства, значит, я был в подразделении, знаю свою историю, знаю, являюсь я должником или нет.
На мой взгляд, здесь все должно делаться для удобства людей, чтобы они, не выходя из дома и используя интернет, введя данные о себе, могли получить всю необходимую информацию, например, перед отпуском или командировкой. В Тюмени, например, до конца года планируется введение магнитных пластиковых карт, это в определенной степени аналог социальных карт. Эта карта будет иметь определенный код, позволит индивидуализировать конкретного плательщика, будет являться электронным ключом. Такая карта для нас явилась бы решением проблемы. Это часть федеральной программы и Правительство РФ в ближайшей перспективе планирует обеспечить всех жителей России этими карточками. Карточку вставил, пароль ввел, все данные получил. Пока, к сожалению, есть определенные трудности с персонификацией.

Ведущая: Спасибо, Сергей Владимирович. И последний вопрос от пользователя. Для поиска должников судебные приставы стали даже имитировать дорожные аварии. Это уже ни в какие рамки не идет. Уже не знаю, что от приставов можно и ожидать. Скажите, пожалуйста, судебные приставы территориальных органов перед тем, как придумать что-то «новенькое» для поиска должников, спрашивают ли одобрения у руководства Федеральной службы судебных приставов. Или же вы об этом узнаете постфактум?

Сазанов С.В.: Нет, не спрашивают. Пристав – процессуально независимое лицо. Если у вас есть долги, ничего хорошего не ждите, потому что сегодня у судебного пристава достаточно много полномочий. Что касается этой истории, то проблема здесь не совсем однозначная. Знаете, не нужно верить всему тому, что печатается в средствах массовой информации в отношении судебных приставов. В Петербурге была история, когда один известный деятель во всеуслышание заявил представителям СМИ, что за долги по квартплате приставы лишают его родительских прав. Это абсолютно не соответствовало действительности, но, тем не менее, пресса активно подхватила эту новость, растиражировала. В Приморье, в авторитетном издании, выходила статья о том, что судебные приставы выкинули из квартиры женщину, а это было ее единственное жилье. Суд отменил это решение. Стали разбираться, подняли всю историю по исполнительному производству, оказалось, что у женщины имелось две квартиры: одна двухкомнатная, вторая — однокомнатная. Пристав накладывает арест на однокомнатную, потому что имелась большая задолженность, и пока идет оценка и реализация этой квартиры, женщина продает двухкомнатную. Ситуация, о которой спрашивает читательница, по-моему, имела место в Новокузнецке. Приставы никак не могли разыскать должника, который всячески скрывался. Видел пристава, прятался, к своей машине не подходил. Тогда приставы поставили одну из машин прямо в упор к машине должника, должник это увидел и подумал, что произошло ДТП, и прибежал разбираться. У него спрашивают: «Вы хозяин?» — «Да, я хозяин. Вот мои документы». – «Отлично, тогда давайте оформим арест Вашей машины за долги». То есть, здесь со стороны судебного пристава был осуществлен творческий подход. Вот такая история.

Ведущая: Спасибо, Сергей Владимирович, за то, что ответили на вопросы наших пользователей и гостей. Позвольте пожелать вам успехов в вашей дальнейшей деятельности.