Структура страхового тарифа осаго

Оглавление:

Пресс-служба

Центральный банк Российской Федерации (Банк России)
Пресс-служба

107016, Москва, ул. Неглинная, 12
www.cbr.ru

О предельных размерах базовых ставок и коэффициентах страховых тарифов по ОСАГО

Указание устанавливает минимальные и максимальные значения базовой ставки страхового тарифа («тарифный коридор»), коэффициенты страховых тарифов, в том числе коэффициент, предусматривающий возможность управления транспортным средством с прицепом к нему.

Документ определяет требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по ОСАГО.

Максимальное увеличение размера базовых ставок составит 30% от действующих уровней, а размер «тарифного коридора» оценен в 5,2 процентных пункта в сторону снижения от максимального значения.

Страховые организации будут определять размер базового страхового тарифа в пределах «тарифного коридора» самостоятельно по каждой категории транспортного средства в зависимости от территории его преимущественного использования. Документ, устанавливающий размеры базового страхового тарифа, должен быть размещен на сайте страховщика в сети Интернет.

Указание вступит в действие со дня признания утратившим силу постановления правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».

В соответствии с законодательством, с 1 октября 2014 года максимальный размер страховой выплаты по ОСАГО в части причинения вреда имуществу одного потерпевшего увеличивается со 120 до 400 тысяч рублей. Уровень максимально допустимого износа на комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты), подлежащие замене при восстановительном ремонте, снижается с 80% до 50%.

1 октября 2014 года

При использовании материала ссылка на Пресс-службу Банка России обязательна.

Указание Банка России от 19 декабря 2016 г. N 4234-У «О страховых тарифах, структуре страховых тарифов, включая предельный размер отчислений для финансирования компенсационных выплат, порядке применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (утратило силу)

Указание Банка России от 19 декабря 2016 г. N 4234-У
«О страховых тарифах, структуре страховых тарифов, включая предельный размер отчислений для финансирования компенсационных выплат, порядке применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»

Указанием Банка России от 9 января 2020 г. N 5052-У настоящий документ признан утратившим силу с 26 марта 2020 г.

Настоящее Указание на основании статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4194; 2011, N 43, ст. 5971; 2013, N 9, ст. 874; N 30, ст. 4084; N 52, ст. 7010; 2014, N 45, ст. 6154; 2016, N 11, ст. 1483; N 22, ст. 3094) (далее — Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 225-ФЗ) устанавливает страховые тарифы, структуру страховых тарифов, включая предельный размер отчислений для финансирования компенсационных выплат, порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

1. В целях расчета страховой премии в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 225-ФЗ страховщик определяет размер страхового тарифа по договору обязательного страхования по следующей формуле:

,

Т — страховой тариф;

ТБ — базовая ставка страхового тарифа (приложение 1 к настоящему Указанию);

КБМ — коэффициент к базовым ставкам страховых тарифов, устанавливаемый в зависимости от отсутствия или наличия страховых случаев, произошедших в период действия предшествующего договора обязательного страхования;

КУБ — коэффициент к базовым ставкам страховых тарифов, устанавливаемый исходя из уровня безопасности опасного объекта.

2. Коэффициент к базовым ставкам страховых тарифов, отражающий отсутствие или наличие страховых случаев, устанавливается равным единице на период по 31 декабря 2020 года включительно.

3. Структура страховых тарифов, включая предельный размер отчислений для финансирования компенсационных выплат, приведена в приложении 2 к настоящему Указанию.

4. Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования*.

5. Со дня вступления в силу настоящего Указания признать утратившим силу Указание Банка России от 23 июля 2015 года N 3739-У «О страховых тарифах, структуре страховых тарифов и порядке их применения страховщиками при расчете страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 10 августа 2015 года N 38441 («Вестник Банка России» от 19 августа 2015 года N 68).

Председатель
Центрального банка
Российской Федерации

* Официально опубликовано на сайте Банка России 28.02.2017.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 февраля 2017 г.

Структура страхового тарифа по ОСАГО. Компенсационные выплаты

В утвержденной структуре страхового тарифа ОСАГО доля нетто-ставки, предназначенной для выполнения страховщиком непосредственно своих обязательств по страховым выплатам, составляет 77%. Выполнение обязательств со стороны РСА финансируется за счет резервов компенсационных выплат, доля которых в структуре тарифа утверждена в размере 3%.

Структура страхового тарифа по ОСАГО имеет следующий вид:

Брутто-ставка (ставка страховой премии с единицы страховой суммы),%

Нетто-ставка (часть брутто-ставки, предназначенная для обеспечения текущих страховых выплат по договорам ОСАГО), %

Резервы компенсационных выплат- всего, %

Расходы на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, %

Резервы компенсационных выплат служат для осуществления выплат в счет возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевшего, в тех случаях, когда не может быть произведена страховая выплата по обязательному страхованию (табл. 8.25).

Таблица 8.25. Структура компенсационных выплат в системе ОСАГО

Резерв текущих компенсационных выплат

Если страховая выплата по обязательному страхованию не может быть осуществлена вследствие

  • — применения к страховщику процедуры банкротства, предусмотренной федеральным законом;
  • — отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности
    • — неизвестности лица, ответственного за причиненный потерпевшему вред;
    • — отсутствия договора обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность причинившего вред лица, из-за неисполнения им установленной законом обязанности по страхованию
    • — в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего;
    • — в счет возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего
    • — в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего

      Выплата из резерва гарантий производится пострадавшему в ДТП в случае, если страховая компания виновника признана банкротом или у нее отозвана лицензия. Выплата из резерва текущих компенсационных выплат производятся в случае неизвестности лица, ответственного за причиненный потерпевшему вред и отсутствия у виновника ДТП полиса ОСАГО. После осуществления выплаты по данному основанию РСА вправе взыскать выплаченную сумму с лица, ответственного за причиненный потерпевшему вред. Резервы гарантий и текущих компенсационных выплат формируются путем отчислений в установленных процентах от сумм страховых премий по всем заключенным договорам ОСАГО. Компенсационные выплаты устанавливаются в пределах лимитов, равных величине страховой суммы по ОСАГО.

      По требованиям потерпевших компенсационные выплаты осуществляются профессиональным объединением страховщиков. Рассмотрение требований потерпевших о компенсационных выплатах, их осуществление и реализацию прав требования на компенсационные выплаты проводят страховщики, действующие за счет РСА на основании заключенных с ним договоров.

      Производя компенсационные выплаты по фаюу банкротств и отзыва лицензий, РСА реализует взаимную ответственность страховщиков по ОСАГО за действия своих коллег. За ушедших с рынка страховщиков ответственность несут компании, на рынке оставшиеся.

      Добровольное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ДСАГО)

      ДСАГО служит дополнением к ОСАГО. Этот вид страхования по своей экономической сути практически не отличается от ОСАГО: тот же объект страхования, те же риски, тот же страховой случай. Разница заключается в том, что ОСАГО — обязательный вид страхования, а ДСАГО — добровольный. Приобретать или нет полис ДСАГО — решает сам автовладелец. Главная цель ДСАГО — защитить имущественные интересы автовладельца на тот случай, если размер страхового покрытия по полису ОСАГО окажется недостаточным для возмещения всего причиненного потерпевшему ущерба.

      Предположим, что произошел страховой случай — ДТП, при котором причинен ущерб только имуществу одного потерпевшего. Сумма ущерба составила 250 тыс. руб. В соответствии с правилами ОСАГО страховая сумма на случай причинения ущерба имуществу составляет 160 000 руб., но не более 120 000 руб. при причинении вреда имуществу одного потерпевшего. В данной ситуации страховщик виновника ДТП произведет выплату в размере 120 000 руб., а обязанность по возмещению потерпевшему оставшихся 130 000 руб. ляжет на самого виновника ДТП, который должен будет выплатить эту сумму за счет собственных средств. Если бы виновник ДТП имел полис ДСАГО со страховой суммой не ниже 250 000 руб., то оставшиеся 130 000 руб. были бы выплачены за него страховщиком по полису ДСАГО.

      Приведенный пример наглядно демонстрирует неразрывность и взаимосвязь полисов ДСАГО и ОСАГО. Страховщики заключают договор ДСАГО только при условии наличия у страхователя полиса ОСАГО. Часто эти полисы продаются одновременно. Если у автовладельца есть действующий полис ОСАГО, он может заключить договор ДСАГО на остаток срока действия полиса ОСАГО. При этом допускается, что полисы ОСАГО и каско на одно и то же ТС могут быть заключены с разными автовладельцами.

      Для того чтобы страховая выплата по ДСАГО производилась исключительно сверх возмещения ущерба по ОСАГО, в договоре ДСАГО устанавливаются безусловные франшизы по каждому страховому случаю в размере страховых сумм по ОСАГО. Принцип действия этих франшиз можно увидеть, рассмотрев порядок определения размера ущерба по вышеприведенному примеру.

      Пример

      Расчет страховой выплаты по полису ДСАГО будет производиться следующим образом.

      Сумма ущерба — 250 000 руб.

      Безусловная франшиза при причинении ущерба имуществу одного потерпевшего — 120 000 руб.

      Страховая выплата = Ущерб — Франшиза.

      Страховая выплата = 250 000 — 120 000 = 130 000 руб.

      При всей схожести ДСАГО и ОСАГО имеют отличия, обусловленные добровольным характером ДСАГО.

      • 1. Отсутствуют единые тарифы: каждая страховая компания устанавливает свои, индивидуальные тарифы.
      • 2. Каждый страховщик вправе сам определять фиксированные значения страховых сумм. Одни страховщики утвердили для себя стандартные страховые суммы в определенном размере (например, 400 000 руб., 600 000 руб., 1 млн руб., 1,5 млн руб., 3 млн руб.), другие предлагают страхователю самостоятельно принять решение о величине страховой суммы, после чего рассчитывают соответствующий тариф.
      • 3. Условия страхования в части принимаемых на страхование ТС, исключений из страхового покрытия, сроков выплаты страхового возмещения, порядка заключения и досрочного прекращения договора, прав и обязанностей сторон и другие условия индивидуальны у каждого страховщика.
      • 4. Договор ДСАГО публичным не является, и страховщик вправе отказать в заключении договора обратившемуся к нему клиенту.
      • Важным является то обстоятельство, что полис ДСАГО не может заменить полис ОСАГО. Иными словами, заключая договор ДСАГО, автовладелец не снимает с себя обязанности приобретения полиса ОСАГО.

        Структура страхового тарифа

        Как уже отмечалось выше, специфическим товаром страхового рынка является страховая защита – услуга, предоставляемая страховыми организациями. Как и всякий товар, страховая услуга имеет потребительскую стоимость и стоимость. Потребительская стоимость страховой услуги состоит в обеспечении страховой защиты, т.е. в случае наступления страхового события эта страховая защита реализуется в форме выплаты страхового возмещения. Стоимость страховой услуги выражается в страховом взносе, который страхователь уплачивает при заключении договора страхования. Страховой взнос устанавливается при подписании договора страхования и размер его остается неизменным в течение срока его действия, если иное не предусмотрено условиями договора.

        Величина страхового взноса должна быть достаточной, для того чтобы страховщик мог:

      • • создать страховые резервы;
      • • покрыть в случае необходимости претензии страхователя в течение страхового периода;
      • • покрыть свои издержки на ведение дел;
      • • обеспечить получение определенного размера прибыли.
      • Размер страхового взноса, вносимого страхователем страховой компании, формируется на основе страхового тарифа. Страховой тариф – это денежная плата страхователя с единицы страховой суммы или объекта страхования либо процентная ставка от совокупной страховой суммы. Из страховых взносов страховщиком формируется страховой фонд, идущий на покрытие ущерба в результате наступления страховых случаев. Соответственно основное назначение страховых тарифов – определение и покрытие вероятной суммы ущерба, приходящейся на каждого страхователя или на единицу страховой суммы.

        Для эффективного функционирования страховой компании необходимо, чтобы доходы страховщика превышали его расходы, т.е. по каждому виду страхования должно соблюдаться условие эквивалентности, которое можно записать следующим образом:

        Страховые премии + Доход от инвестиционной деятельности ?

        Это значит, что сумма собранных по данному виду страхования премий должна быть больше или равна сумме выплат по страховым случаям и расходов страховой компании за минусом доходов, полученных от инвестирования временно свободных денежных средств:

        Страховые премии ? (Выплаты – Доход от инвестирования) +

        Данное соотношение показывает, что страховая премия включает две составляющие. Первая – это нетто-ставка, предназначенная для создания страхового фонда, из которого будут производиться выплаты страхователям. Вторая часть, называемая нагрузкой, служит для покрытия расходов и формирования плановой прибыли страховой компании.

        Соответственно, страховой тариф как цена страховой услуги имеет определенную структуру, отдельные элементы которой должны обеспечивать финансирование всех функций, выполняемых страховой компанией. Основными составляющими страховой премии являются нетто-ставка (нетто-премия), надбавка на покрытие расходов страховой компании и надбавка на прибыль. В целом совокупность этих элементов, показанная на рис. 4.4, составляет брутто- ставку (брутто-премию).

        Назначение нетто-ставки – покрытие ущербов. Именно с этим связана специфика обоснования размера иетто-пре- мии, так как в момент калькуляции цены величина будущего ущерба неизвестна. Поэтому средняя величина ущерба определяется на основе данных об ущербах за прошлый период. В соответствии с принципом эквивалентности в качестве минимальной премии за риск выступает ожидаемая величина ущерба, которая называется чистой нетто-премией.

        Рис. 4.4. Структура страхового тарифа

        Однако данной суммы недостаточно для того, чтобы полностью обеспечить страховые покрытия в необходимых размерах. Как правило, реальный ущерб превосходит ожидаемую величину в 50% страховых случаев. В результате страховые компании в среднем каждые два года несут потери, обусловленные так называемой техникой страхования. Поэтому для того чтобы страховщики могли гарантировать страхователям страховую защиту, в состав нетто-ставки помимо чистой нетто-ставки включается страховая надбавка.

        Страховая надбавка предназначается для финансирования случайных отклонений реального ущерба над его ожидаемой величиной. Кроме этого, страховая надбавка имеет большое значение для сокращения страхового риска, связанного с информационными ошибками, так как неправильная оценка случайного распределения ущерба может значительно снизить гарантированность страховой защиты. Таким образом, введение страховой надбавки снижает все эти риски до приемлемого уровня.

        Надбавка на затраты страховой компании представляет собой элемент страховой премии, предназначенный для покрытия издержек страховой компании. Расходы страховщика включают следующие основные статьи:

      • • расходы на ведение дел, административно-хозяйственные расходы: оплата аренды помещения; зарплата штатным сотрудникам; канцелярские расходы; плата за электроэнергию и пр.;
      • • аквизиционные расходы – связанные с заключением новых договоров страхования. Основную часть этих расходов составляет комиссионное вознаграждение страховым посредникам.

      Последняя составляющая в составе брутто-премии – это нагрузка на прибыль, т.е. прибыль от страховой деятельности, на которую рассчитывает страховая компания.

      При расчете страховой премии в качестве скидки может учитываться часть прибыли, получаемой от инвестиционной деятельности страховой компании. Но это используется страховщиками не всегда. Доход от вложений капитала может рассматриваться как источник покрытия затрат всех видов, а также как самостоятельный источник прибыли. В табл. 4.1 приведены основные элементы страхового тарифа и перечислены направления их использования.

      Основной вес в структуре страховой премии занимает нетто-ставка. На нагрузку приходится лишь незначительная часть премии – в зависимости от вида страхования в среднем 10–20%. При расчете брутто-ставки расчет нагрузки не представляет труда, так как производится на основе имеющихся данных бухгалтерского учета страховой компании. В связи с этим основное внимание уделяется именно расчету нетто-ставки.

      Назначение элементов страхового взноса

      Финансирование платежей при наступлении страховых случаев

      Формирование страховых резервов

      Надбавка на покрытие расходов страховой компании

      Оплата расходов, включая зарплату персонала, издержки по содержанию офиса, рекламу, комиссионные страховым агентам

      Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. N 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)

      Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. N 739
      «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии»

      С изменениями и дополнениями от:

      21 июня 2007 г., 29 февраля 2008 г., 10 марта 2009 г., 13 июля 2011 г., 1 декабря 2012 г.

      Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1008 настоящие постановление признано утратившим силу

      В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» Правительство Российской Федерации постановляет:

      1. Утвердить прилагаемые страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуру и порядок применения страховщиками при определении страховой премии.

      2. Признать утратившими силу:

      постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 264 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 20, ст. 1898);

      постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2004 г. N 216 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 264» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 18, ст. 1760);

      постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 509 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 264» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3964);

      постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 823 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 264» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5492).

      3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2006 г.

      Председатель Правительства
      Российской Федерации

      8 декабря 2005 г.

      Страховые тарифы
      по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии
      (утв. постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. N 739)

      См. предельные размеры базовых ставок страховых тарифов, коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденные Указанием Банка России от 19 сентября 2014 г. N 3384-У

      С 1 сентября 2013 г. полномочия по установлению страховых тарифов (минимальных и максимальных значений), их структуры и порядка применения страховщиками принадлежат Банку России. До принятия Банком России соответствующего нормативного акта продолжают применяться настоящие страховые тарифы

      Раздел I. Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств

      Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2009 г. N 225 в пункт 1 раздела I настоящих страховых тарифов внесены изменения

      1. Базовые страховые тарифы (ТБ)

      Базовый страховой тариф (рублей)

      Мотоциклы и мотороллеры (транспортные средства категории «А»)

      Легковые автомобили (транспортные средства категории «В»):

      физических лиц, предпринимателей без образования юридического лица

      Легковые автомобили (транспортные средства категории «В»),

      используемые в качестве такси

      Прицепы к легковым автомобилям, принадлежащим юридическим лицам, к мотоциклам и мотороллерам

      Грузовые автомобили (транспортные средства категории «С»):

      с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее

      с разрешенной максимальной массой более 16 тонн

      Прицепы к грузовым автомобилям, полуприцепы, прицепы-роспуски

      Автобусы (транспортные средства категории «D»):

      с числом пассажирских мест до 20 включительно

      с числом пассажирских мест более 20

      Автобусы (транспортные средства категории «D»),

      Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины

      Прицепы к тракторам, самоходным дорожно-строительным и иным машинам

      1. Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины — машины, имеющие паспорт самоходной машины и проходящие государственную регистрацию в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

      2. Категория транспортного средства определяется согласно сведениям, указанным в паспорте транспортного средства или в свидетельстве о регистрации транспортного средства. В случае если в документе, на основании которого определяются сведения о транспортном средстве, имеются расхождения между категорией и типом транспортного средства, при определении базового страхового тарифа следует руководствоваться данными о категории транспортного средства.

      Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2011 г. N 574 пункт 2 раздела I настоящих страховых тарифов изложен в новой редакции

      2. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (КТ)

      Территория преимущественного использования транспортного средства:

      для юридических лиц — место регистрации транспортного средства;

      для физических лиц — место жительства собственника транспортного средства

      Коэффициент для транспортных средств, за исключением тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним

      Коэффициент для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним

      Ишимбай, Кумертау, Салават

      Республики Саха (Якутия)

      Альметьевск, Зеленодольск, Нижнекамск

      Бугульма, Лениногорск, Чистополь

      Заринск, Новоалтайск, Рубцовск

      Армавир, Сочи, Туапсе

      Буденновск, Георгиевск, Ессентуки, Минеральные воды, Невинномысск, Пятигорск

      Кисловодск, Михайловск, Ставрополь

      Братск, Тулун, Усть-Илимск, Усть-Кут, Черемхово

      Прочие города и населенные пункты

      Анжеро-Судженск, Киселевск, Юрга

      Белово, Березовский, Междуреченск,

      Бугуруслан, Бузулук, Новотроицк

      Балаково, Балашов, Вольск

      Березовский, Верхняя Пышма, Новоуральск, Первоуральск

      Еврейская автономная область

      Ненецкий автономный округ

      Чукотский автономный округ

      Ямало-Ненецкий автономный округ

      Примечания: 1. Для населенных пунктов, подчиненных администрации города (администрации района города), применяется коэффициент КТ, установленный для города (района), администрации которого они подчиняются.

      2. Для территории комплекса «Байконур» в период ее аренды применяется коэффициент КТ — 1.

      Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2007 г. N 390 в пункт 3 раздела I настоящих страховых тарифов внесены изменения, вступающие в силу по истечении 30 дней со дня официального опубликования названного постановления

      3. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — договор обязательного страхования) (КБМ)

      Класс на начало годового срока страхования

      Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования

      0 страховых выплат

      1 страховая выплата

      2 страховые выплаты

      3 страховые выплаты

      4 и более страховых выплат

      Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 июля 2011 г. N ВАС-4255/11 пункт 1 Примечаний к пункту 3 раздела I настоящего постановления признан не противоречащим действующему законодательству

      1. Коэффициент КБМ применяется при заключении, изменении или продлении договора обязательного страхования со сроком действия 1 год.

      2. Для определения коэффициента КБМ произведенные страховщиком страховые выплаты по одному страховому случаю рассматриваются как одна страховая выплата.

      3. Информация о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимая для определения класса собственника транспортного средства (водителя), может быть получена из представленных страхователем сведений о страховании и (или) на основании имеющихся у страховщика данных о наличии (отсутствии) страховых выплат (далее — информация).

      4. По договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании информации в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования.

      При отсутствии информации (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3.

      5. По договору обязательного страхования, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и управление этим транспортным средством только указанными страхователем водителями, класс определяется на основании информации в отношении каждого водителя. Класс присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством.

      При отсутствии информации указанным водителям присваивается класс 3.

      Если водителем представлена информация, согласно которой предыдущий договор обязательного страхования был заключен на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, то представленная информация учитывается только в том случае, если водитель являлся собственником транспортного средства.

      6. При представлении информации в отношении водителя по нескольким договорам обязательного страхования класс определяется на основании суммирования количества страховых выплат, содержащихся в информации о предыдущих договорах обязательного страхования, закончившихся не более чем за 1 год до даты заключения договора обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего закончившегося договора обязательного страхования.

      7. Для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством.

      8. Если представлена информация по договору обязательного страхования, который был досрочно прекращен, то сведения о страховых выплатах, произведенных в течение срока действия досрочно прекращенного договора обязательного страхования, учитываются при заключении договора обязательного страхования на новый срок.

      9. В случае отсутствия страховых выплат в течение срока действия досрочно прекращенного договора при заключении договора обязательного страхования на новый срок присваивается класс, который был присвоен собственнику (если договор обязательного страхования не предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством) или водителю (если договор обязательного страхования предусматривает ограничение лиц, допущенных к управлению транспортным средством) при заключении досрочно прекращенного договора обязательного страхования.

      Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 июля 2011 г. N ВАС-4255/11 пункт 10 Примечаний к пункту 3 раздела I настоящего постановления признан не противоречащим действующему законодательству

      10. Для определения класса учитывается информация по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за 1 год до даты заключения договора обязательного страхования.

      Информация об изменениях:

      Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2011 г. N 574 в пункт 4 раздела I настоящих страховых тарифов внесены изменения

      ГАРАНТ:

      Решением Верховного Суда РФ от 30 мая 2011 г. N ГКПИ11-403, оставленным без изменения определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 13 сентября 2011 г. N КАС11-469, пункт 4 раздела I настоящих страховых тарифов в части коэффициента 1,7, который применяется в случае неограниченного числа водителей, допущенных к управлению транспортным средством, признан не противоречащим действующему законодательству

      4. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (КО)

      Сведения о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством

      Договор обязательного страхования предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством

      Договор обязательного страхования не

      предусматривает ограничения количества лиц,

      допущенных к управлению транспортным

      Примечание. В случае ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, в договоре обязательного страхования указываются все лица, допущенные к управлению транспортным средством, независимо от их числа.

      Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2011 г. N 574 в пункт 5 раздела I настоящих страховых тарифов внесены изменения

      5. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (КВС)

      Возраст и стаж водителя транспортного средства

      До 22 лет включительно со стажем вождения до 3 лет включительно

      Более 22 лет со стажем вождения до 3 лет включительно

      До 22 лет включительно со стажем вождения свыше 3 лет

      Более 22 лет со стажем вождения свыше 3 лет

      Примечания: 1. Если в страховом полисе указано более одного допущенного к управлению транспортным средством лица, к расчету страховой премии принимается максимальный коэффициент КВС, определенный в отношении лиц, допущенных к управлению транспортным средством.

      2. Если договором обязательного страхования не предусмотрено ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством (коэффициент КО — 1,8), то принимается коэффициент КВС — 1.

      Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2011 г. N 574 в пункт 6 раздела I настоящих страховых тарифов внесены изменения

      6. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории «B») (КМ)

      Мощность двигателя (лошадиных сил)

      До 50 включительно

      Свыше 100 до 120 включительно

      Примечание. При определении мощности двигателя транспортного средства используются данные паспорта транспортного средства или свидетельства о регистрации транспортного средства. Если в указанных документах отсутствуют данные о мощности двигателя транспортного средства, используются соответствующие сведения из каталогов заводов-изготовителей и других официальных источников. В случае если в паспорте транспортного средства мощность двигателя указана только в киловаттах, то при пересчете в лошадиные силы используется соотношение 1 кВт = 1,35962 л.с.

      Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2011 г. N 574 в пункт 7 раздела I настоящих страховых тарифов внесены изменения

      7. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства (КС)

      Указание ЦБ о тарифах ОСАГО

      Зарегистрировано в Минюсте России 29 декабря 2020 г. N 53241

      ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      от 4 декабря 2020 г. N 5000-У

      О ПРЕДЕЛЬНЫХ РАЗМЕРАХ

      БАЗОВЫХ СТАВОК СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ

      (ИХ МИНИМАЛЬНЫХ И МАКСИМАЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЙ, ВЫРАЖЕННЫХ

      В РУБЛЯХ), КОЭФФИЦИЕНТАХ СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ, ТРЕБОВАНИЯХ

      К СТРУКТУРЕ СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ, А ТАКЖЕ ПОРЯДКЕ ИХ

      ПРИМЕНЕНИЯ СТРАХОВЩИКАМИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СТРАХОВОЙ

      ПРЕМИИ ПО ДОГОВОРУ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ

      ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

      1. Настоящее Указание на основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2003, N 26, ст. 2566; 2005, N 1, ст. 25; N 30, ст. 3114; 2006, N 48, ст. 4942; 2007, N 1, ст. 29; N 49, ст. 6067; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 9, ст. 1045; N 52, ст. 6420, ст. 6438; 2010, N 6, ст. 565; N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7040; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4319, ст. 4320; 2013, N 19, ст. 2331; N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224; N 45, ст. 6154; 2015, N 48, ст. 6715; 2016, N 22, ст. 3094; N 26, ст. 3883; N 27, ст. 4293; 2017, N 14, ст. 2008; N 31, ст. 4746; 2020, N 1, ст. 32) (далее — Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств») устанавливает предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях) ( приложение 1 к настоящему Указанию), коэффициенты страховых тарифов ( приложение 2 к настоящему Указанию), требования к структуре страховых тарифов ( приложение 3 к настоящему Указанию), а также порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование) ( приложение 4 к настоящему Указанию).

      2. Настоящее Указание подлежит официальному опубликованию и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 30 ноября 2020 года N 36) вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящим пунктом установлены иные сроки вступления их в силу.

      Официально опубликовано на сайте Банка России 29.12.2020.

      Пункт 2 приложения 2 к настоящему Указанию, пункты 5 — 8 приложения 4 к настоящему Указанию вступают в силу с 1 апреля 2020 года.

      3. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования, на период до 1 апреля 2020 года применяется страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования в соответствии с приложением 5 к настоящему Указанию.

      4. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования, на период с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2020 года применяется страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования в соответствии с приложением 6 к настоящему Указанию.

      5. Со дня вступления в силу настоящего Указания признать утратившими силу:

      Указание Банка России от 19 сентября 2014 года N 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств», зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября 2014 года N 34187;

      Указание Банка России от 20 марта 2015 года N 3604-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 19 сентября 2014 года N 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств», зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 24 марта 2015 года N 36541.

      Председатель Центрального банка

      к Указанию Банка России

      их применения страховщиками

      БАЗОВЫХ СТАВОК СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ (ИХ МИНИМАЛЬНЫЕ

      И МАКСИМАЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ, ВЫРАЖЕННЫЕ В РУБЛЯХ) (ДАЛЕЕ — ТБ)

      Тип (категория) и назначение транспортного средства

      Базовая ставка страхового тарифа (рублей)

      Минимальное значение ТБ

      Максимальное значение ТБ

      Мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы (транспортные средства категории «A», «M»)

      Транспортные средства категории «B», «BE»

      Транспортные средства категорий «C» и «CE»

      Транспортные средства категорий «D» и «DE»

      с числом пассажирских мест до 16 включительно

      с числом пассажирских мест более 16

      используемые на регулярных перевозках с посадкой и высадкой пассажиров как в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, так и в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок

      Троллейбусы (транспортные средства категории «Tb»)

      Трамваи (транспортные средства категории «Tm»)

      Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины , за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей

      Категории транспортных средств, установленные в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 1999, N 10, ст. 1158; 2002, N 18, ст. 1721; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 46, ст. 5553; N 49, ст. 6070; 2009, N 1, ст. 21; N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4000; N 31, ст. 4196; 2011, N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4590, ст. 4596; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4320; 2013, N 17, ст. 2032; N 19, ст. 2319; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4029; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 7002; 2014, N 42, ст. 5615; 2015, N 24, ст. 3370; N 29, ст. 4359; N 48, ст. 6706, ст. 6723; 2016, N 15, ст. 2066; N 18, ст. 2502; N 27, ст. 4192; 2016, N 27, ст. 4229; 2017, N 31, ст. 4753; N 52, ст. 7921; 2020, N 1, ст. 27; N 45, ст. 6841) (далее — Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»).

      Машины, на которые выдается паспорт самоходной машины и проходящие государственную регистрацию в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

      Категория транспортного средства определяется согласно сведениям, указанным в документе о регистрации транспортного средства, выданном органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы), с учетом информации, указанной страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования, об использовании транспортного средства с прицепом или без прицепа. В случае если в документе, на основании которого определяются сведения о транспортном средстве, имеются расхождения между категорией и типом транспортного средства, при определении базовой ставки страхового тарифа следует руководствоваться данными о категории транспортного средства.

      коэффициентах страховых тарифов,

      КОЭФФИЦИЕНТЫ СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ

      1. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (далее — коэффициент КТ).

      Территория преимущественного использования транспортного средства

      Коэффициент КТ для транспортных средств, за исключением тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин

      Коэффициент КТ для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин , за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей

      Буйнакск, Дербент, Каспийск, Махачкала, Хасавюрт

      Республика Марий Эл

      Республика Саха (Якутия)

      Республика Северная Осетия — Алания

      Абакан, Саяногорск, Черногорск

      Белореченск, Ейск, Кропоткин, Крымск, Курганинск, Лабинск, Славянск-на-Кубани, Тимашевск, Тихорецк

      Канск, Лесосибирск, Минусинск, Назарово

      Арсеньев, Артем, Находка, Спасск-Дальний, Уссурийск

      Буденновск, Георгиевск, Ессентуки, Минеральные Воды, Невинномысск, Пятигорск

      Губкин, Старый Оскол

      Борисоглебск, Лиски, Россошь

      Белово, Березовский, Междуреченск, Осинники, Прокопьевск

      Арзамас, Выкса, Саров

      Балахна, Бор, Дзержинск

      Волгодонск, Гуково, Каменск-Шахтинский, Новочеркасск, Новошахтинск, Сальск, Таганрог

      Верхняя Салда, Полевской

      Вязьма, Рославль, Сафоново, Ярцево

      Вышний Волочек, Кимры, Ржев

      Алексин, Ефремов, Новомосковск

      Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

      Машины, имеющие паспорт самоходной машины и проходящие государственную регистрацию в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

      1. Территория преимущественного использования транспортного средства определяется в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 9 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц, их филиалов или представительств — по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица.

      2. При обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации, применяется коэффициент КТ в размере 1,7.

      П. 2 приложения 2 вступает в силу с 01.04.2020.

      2. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующий период, с 1 апреля предыдущего года до 31 марта включительно следующего за ним года при осуществлении обязательного страхования (далее — период КБМ, коэффициент КБМ соответственно).

      Коэффициент КБМ на период КБМ

      0 страховых возмещений за период КБМ

      1 страховое возмещение за период КБМ

      2 страховых возмещения за период КБМ

      3 страховых возмещения за период КБМ

      Более 3 страховых возмещений за период КБМ

      3. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (далее — коэффициент КО).

      Сведения о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое лицо

      Договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством

      Коэффициент КО для юридического лица устанавливается в размере 1,8.

      4. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и водительского стажа лица, допущенного к управлению транспортным средством (далее — коэффициент КВС).

      Стаж, лет\Возраст, лет

      При обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации, коэффициент КВС устанавливается в следующем размере:

      1,7 — в отношении транспортного средства, владельцем которого является физическое лицо;

      1 — в отношении транспортного средства, владельцем которого является юридическое лицо.

      5. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории «B», «BE») (далее — коэффициент КМ).

      Свыше 50 до 70 включительно

      Свыше 70 до 100 включительно

      Свыше 120 до 150 включительно

      При определении мощности двигателя транспортного средства используются данные паспорта транспортного средства или свидетельства о регистрации транспортного средства. В случае если в указанных документах отсутствуют данные о мощности двигателя транспортного средства, используются соответствующие сведения из каталогов заводов-изготовителей и других официальных источников. В случае если в паспорте транспортного средства мощность двигателя указана только в киловаттах, при пересчете в лошадиные силы используется соотношение 1 киловатт-час = 1,35962 лошадиной силы.

      6. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему (далее — коэффициент КПр).

      Прицеп в зависимости от типа и назначения транспортного средства

      Прицепы к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее, полуприцепы, прицепы-роспуски

      Прицепы к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 16 тонн, полуприцепы, прицепы-роспуски

      Нумерация номеров по порядку дана в соответствии с официальным текстом документа.

      Прицепы к тракторам, самоходным дорожно-строительным и иным машинам, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей

      Прицепы к другим типам (категориям) и назначению транспортных средств

      7. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от сезонного использования транспортного средства (далее — коэффициент КС).

      Период использования транспортного средства

      10 месяцев и более

      8. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от срока страхования (далее — коэффициент КП).

      Срок страхования при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации

      От 5 до 15 дней

      От 16 дней до 1 месяца

      9. Коэффициент, применяемый при наличии действий (бездействии) владельцев транспортных средств, предусмотренных пунктом 3 статьи 9 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — коэффициент КН).

      Коэффициент КН равен 1,5.

      «О предельных размерах базовых

      ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ

      Брутто-ставка (ставка страховой премии с единицы страховой суммы)

      Нетто-ставка (часть брутто-ставки, предназначенная для обеспечения текущих страховых возмещений по договорам обязательного страхования)

      Резервы компенсационных выплат — всего

      резерв текущих компенсационных выплат

      Расходы на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

      требованиях к структуре страховых

      при определении страховой премии

      ПРИМЕНЕНИЯ СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ СТРАХОВЩИКАМИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ

      СТРАХОВОЙ ПРЕМИИ ПО ДОГОВОРУ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

      1. Размер базовой ставки страхового тарифа определяется страховщиком самостоятельно по каждой категории транспортного средства в пределах значений, установленных приложением 1 к настоящему Указанию, и по каждой территории преимущественного использования транспортного средства, установленной пунктом 1 приложения 2 к настоящему Указанию, и утверждается страховщиком.

      Об утвержденных размерах базовой ставки страхового тарифа страховщик в течение 3 рабочих дней со дня их утверждения должен уведомить в письменном виде Банк России с приложением документа об утверждении их размера и разместить информацию на официальном сайте страховщика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

      2. В случае наличия нескольких владельцев транспортного средства применяются базовая ставка страхового тарифа, коэффициенты КО, КН и КБМ для договоров обязательного страхования, не предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, установленные в отношении владельца — собственника транспортного средства.

      3. Для городов и населенных пунктов, находящихся в административном подчинении города (района), применяется коэффициент КТ, установленный для города (района), в административном подчинении которого они находятся.

      4. При определении размера коэффициента КБМ используются сведения, содержащиеся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — АИС ОСАГО).

      При определении размера коэффициента КБМ учитывается каждое осуществленное страховое возмещение и компенсационная выплата, сведения о которых были зарегистрированы в течение периода КБМ в АИС ОСАГО.

      Для определения коэффициента КБМ осуществленные страховщиком страховые возмещения или компенсационные выплаты по одному страховому случаю рассматриваются как одно страховое возмещение.

      В случае установления несоответствия размера коэффициента КБМ сведениям, содержащимся в АИС ОСАГО, страховщик применяет скорректированный размер коэффициента КБМ за весь период действия договора обязательного страхования, в котором применялся несоответствующий размер КБМ.

      П. 5 приложения 4 вступает в силу с 01.04.2020.

      5. Для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое лицо, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством.

      П. 6 приложения 4 вступает в силу с 01.04.2020.

      6. Коэффициент КБМ водителя, являющегося владельцем транспортного средства — физическим лицом или лицом, допущенным к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое или юридическое лицо, включая случаи, когда договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством (далее — КБМ водителя), в отношении которого в АИС ОСАГО содержатся сведения о договорах обязательного страхования, определяется на основании значения коэффициента КБМ, который был определен водителю на период КБМ, и количества страховых возмещений по всем договорам обязательного страхования, осуществленных страховщиками в отношении данного водителя и зарегистрированных в АИС ОСАГО в течение периода КБМ.

      Коэффициент КБМ водителя определяется ежегодно на период с 1 апреля по 31 марта года, следующего за годом определения КБМ, включительно, является неизменным в течение указанного периода времени и применяется по всем договорам обязательного страхования, предусматривающим возможность управления транспортным средством данным водителем и заключенным в указанном периоде времени.

      П. 7 приложения 4 вступает в силу с 01.04.2020.

      7. Для договоров обязательного страхования, не предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое лицо, страховой тариф рассчитывается с применением коэффициента КБМ, равного 1.

      П. 8 приложения 4 вступает в силу с 01.04.2020.

      8. Коэффициент КБМ владельца транспортного средства — юридического лица (далее — КБМ юридического лица) определяется на основании размеров коэффициента КБМ, определенных для каждого транспортного средства, владельцем которого является данное юридическое лицо.

      Коэффициент КБМ юридического лица определяется как среднее арифметическое значение с округлением до второго знака после запятой коэффициента КБМ юридического лица по данному транспортному средству по всем действующим договорам обязательного страхования в отношении транспортных средств, владельцем которых является указанное юридическое лицо, и коэффициента КБМ юридического лица по данному транспортному средству на конец действия договоров обязательного страхования по всем договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие (в том числе досрочно прекращенным) в период КБМ в отношении транспортных средств, владельцем которых являлось указанное юридическое лицо, и по которым отсутствуют действующие на следующий после периода КБМ день договоры обязательного страхования.

      Коэффициент КБМ юридического лица по данному транспортному средству определяется на основании значения коэффициента КБМ юридического лица по данному транспортному средству, который был определен на период КБМ, и количества страховых возмещений по указанному транспортному средству, зарегистрированных в АИС ОСАГО в течение периода КБМ.

      Коэффициент КБМ юридического лица по данному транспортному средству на конец действия договора обязательного страхования определяется на основании значения коэффициента КБМ юридического лица по данному транспортному средству, который был определен на период КБМ, и количества страховых возмещений по указанному транспортному средству, зарегистрированных в АИС ОСАГО в течение периода КБМ.

      При отсутствии в АИС ОСАГО сведений о договорах обязательного страхования, заключенных владельцем транспортного средства — юридическим лицом, коэффициент КБМ юридического лица по данному транспортному средству устанавливается равным 1 по всем транспортным средствам, владельцем которых является данное юридическое лицо.

      При заключении договора обязательного страхования в отношении транспортного средства, владельцем которого является юридическое лицо и в отношении которого в АИС ОСАГО отсутствуют сведения о договорах обязательного страхования данного юридического лица, коэффициент КБМ юридического лица по данному транспортному средству устанавливается в размере коэффициента КБМ юридического лица с округлением до ближайшего значения коэффициента КБМ.

      Коэффициент КБМ юридического лица определяется ежегодно на период с 1 апреля по 31 марта года, следующего за годом определения КБМ, включительно, является неизменным в течение указанного периода времени и применяется по всем договорам обязательного страхования, заключенным в указанный период времени в отношении транспортных средств, владельцем которых является указанное юридическое лицо.

      9. Коэффициент КВС применяется для расчета страховой премии при заключении или внесении изменений в договор обязательного страхования, предусматривающий ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и управление этим транспортным средством только указанными страхователем водителями.

      10. Если в договоре обязательного страхования указано более 1 допущенного к управлению транспортным средством водителя, к расчету страховой премии принимается максимальный коэффициент КВС, определенный в отношении водителей, допущенных к управлению транспортным средством.

      11. При определении водительского стажа используются данные водительского удостоверения о дате получения права управления транспортным средством соответствующей категории.

      12. Определение размера страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования (далее — Т).

      Категория транспортного средства

      Определение размера страховой премии в отношении транспортного средства, владельцем которого является физическое лицо или индивидуальный предприниматель

      Определение размера страховой премии в отношении транспортного средства, владельцем которого является юридическое лицо

      При обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в Российской Федерации (за исключением случаев следования к месту регистрации транспортного средства, а также к месту проведения технического осмотра транспортного средства, повторного технического осмотра транспортного средства)

      Т = ТБ x КТ x КБМ водителя x КВС x КО x КМ x КС x КН

      Т = ТБ x КТ x КБМ юридического лица x КО x КМ x КС x КН x КПр

      Т = ТБ x КТ x КБМ водителя x КВС x КО x КС x КН x КПр

      Т = ТБ x КТ x КБМ юридического лица x КО x КС x КН x КПр

      При обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств в случае следования к месту регистрации транспортного средства, а также к месту проведения технического осмотра транспортного средства, повторного технического осмотра транспортного средства

      Транспортные средства категории «B», «BE» (в том числе такси)

      Т = ТБ x КБМ водителя x КВС x КО x КМ x КП

      Т = ТБ x КБМ юридического лица x КО x КМ x КП x КПр

      Т = ТБ x КБМ водителя x КВС x КО x КП x КПр

      Т = ТБ x КБМ юридического лица x КО x КП x КПр

      При обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации

      Т = ТБ x КТ x КБМ водителя x КВС x КО x КМ x КП x КН

      Т = ТБ x КТ x КБМ юридического лица x КО x КМ x КП x КН x КПр

      Транспортные средства категорий «A», «M», «C», «CE», «D», «DE», «Tb», «Tm», тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей

      Т = ТБ x КТ x КБМ водителя x КВС x КО x КП x КН x КПр

      Т = ТБ x КТ x КБМ юридического лица x КО x КП x КН x КПр

      Категории транспортных средств, установленные в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

      До 1 апреля 2020 года коэффициент КБМ в соответствии с приложением 5 к настоящему Указанию.

      13. Срок страхования при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, следующих к месту регистрации транспортного средства, а также к месту проведения технического осмотра транспортного средства и повторного технического осмотра транспортного средства, составляет до 20 дней включительно, и в этом случае применяется коэффициент КП — 0,2.

      14. При определении размера страховой премии, дополнительно уплачиваемой либо подлежащей возврату в соответствии с пунктом 2.1 приложения 1 к Положению Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», зарегистрированному Министерством юстиции Российской Федерации 1 октября 2014 года N 34204, 17 июня 2015 года N 37679, 29 декабря 2016 года N 45036, 28 апреля 2017 года N 46531, 15 ноября 2017 года N 48901, 5 марта 2020 года N 50253, 11 мая 2020 года N 51058, ее величина рассчитывается как разность страховой премии, рассчитанной по действующим на дату ее дополнительной уплаты (возврата) страховым тарифам и первоначально уплаченной страховой премии по договору. Полученная разность корректируется в размере ее доли, приходящейся на неистекший срок действия договора обязательного страхования, в течение которого действуют условия договора обязательного страхования, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, действующим на дату уплаты дополнительной страховой премии (возврата части страховой премии).

      15. Базовые ставки страхового тарифа и коэффициенты страховых тарифов, определенные в настоящем порядке, применяются страховщиками при определении размера страховой премии по договору обязательного страхования.

      от 4 декабря 2020 года N 5000-У

      (их минимальных и максимальных

      тарифов, а также порядке

      владельцев транспортных средств»

      СТРАХОВОГО ВОЗМЕЩЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЕННОГО СТРАХОВЩИКАМИ

      В ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ПЕРИОДЫ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО

      СТРАХОВАНИЯ (КОЭФФИЦИЕНТ КБМ), И ПОРЯДОК ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ

      СТРАХОВЩИКАМИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СТРАХОВОЙ ПРЕМИИ ПО ДОГОВОРУ

      ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ НА ПЕРИОД ПО 31 МАРТА 2020 ГОДА

      Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования

      1 страховое возмещение

      3 страховых возмещения

      Более 3 страховых возмещений

      1. Коэффициент КБМ применяется при заключении или изменении договора обязательного страхования со сроком действия 1 год.

      2. Для определения класса владельца транспортного средства (водителя) (далее — класс) используются сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), содержащиеся в АИС ОСАГО.

      3. По договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании сведений в отношении владельца транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается владельцу транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования. При отсутствии сведений (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении владельца транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, владельцу данного транспортного средства присваивается класс 3.

      4. По договору обязательного страхования, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и управление этим транспортным средством только указанными страхователем водителями, класс определяется на основании сведений в отношении каждого водителя. Класс присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством. При отсутствии сведений данным водителям присваивается класс 3. В случае если предыдущий договор обязательного страхования был заключен на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, представленные сведения учитываются только в том случае, если водитель являлся владельцем транспортного средства.

      5. При представлении сведений в отношении водителя по нескольким договорам обязательного страхования класс определяется на основании суммирования количества страховых возмещений, содержащихся в сведениях о предыдущих договорах обязательного страхования, закончившихся не более чем за 1 год до даты заключения договора обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего закончившегося договора обязательного страхования.

      6. Для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством.

      7. В случае если представлены сведения по договору обязательного страхования, который был досрочно прекращен, сведения о страховых возмещениях, осуществленных в течение срока действия досрочно прекращенного договора обязательного страхования, учитываются при заключении договора обязательного страхования на новый срок.

      8. В случае отсутствия страховых возмещений в течение срока действия досрочно прекращенного договора при заключении договора обязательного страхования на новый срок присваивается класс, который был присвоен владельцу (если договор обязательного страхования не предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством) или водителю (если договор обязательного страхования предусматривает ограничение лиц, допущенных к управлению транспортным средством) при заключении досрочно прекращенного договора обязательного страхования.

      9. Для определения класса учитываются сведения по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за 1 год до даты начала срока страхования по договору обязательного страхования.

      ставок страховых тарифов

      значений, выраженных в рублях),

      по договору обязательного страхования

      С 01.04.2020 применяется коэффициент, указанный в п. 2 приложения 2 .

      СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ НАЛИЧИЯ ИЛИ ОТСУТСТВИЯ

      ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ НА ПЕРИОД С 1 АПРЕЛЯ 2020 ГОДА

      ПО 31 МАРТА 2020 ГОДА

      Минимальный коэффициент КБМ по договорам обязательного страхования, действующим на 1 апреля 2020 года или прекратившим свое действие в период с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2020 года

      Коэффициент КБМ на период с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2020 года в зависимости от количества страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования

      0 страховых возмещений

      2 страховых возмещения

      3 страховых возмещений

      1. Для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое лицо, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством.

      2. Коэффициент КБМ водителя, являющегося владельцем транспортного средства — физическим лицом или лицом, допущенным к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое или юридическое лицо, включая случаи, когда договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством (далее — КБМ водителя), в отношении которого в АИС ОСАГО содержатся сведения о договорах обязательного страхования, действующих на 1 апреля 2020 года или прекративших свое действие в период с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2020 года, определяется на основании минимального значения коэффициента КБМ из тех, которые были определены такому водителю по таким договорам обязательного страхования, и количества страховых возмещений по всем договорам обязательного страхования, осуществленных страховщиками в отношении данного водителя и зарегистрированных в АИС ОСАГО в период с 1 апреля 2017 года по 31 марта 2020 года, при условии, что эти страховые возмещения ранее не были учтены при определении данного минимального коэффициента КБМ указанного водителя.

      Коэффициент КБМ водителя, сведения в отношении которого содержатся в АИС ОСАГО, но при этом сведения о котором отсутствуют в отношении договоров обязательного страхования, действующих на 1 апреля 2020 года или прекративших свое действие в период с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2020 года, устанавливается равным 1.

      Коэффициент КБМ водителя, сведения в отношении которого отсутствуют в АИС ОСАГО, устанавливается равным 1.

      Коэффициент КБМ водителя определяется на период с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2020 года, является неизменным в течение всего указанного периода времени и применяется по всем договорам обязательного страхования, предусматривающим возможность управления транспортным средством данным водителем и заключенным в указанный период времени.

      3. Определение на период с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2020 года коэффициента КБМ не является основанием для пересчета страховой премии по договорам обязательного страхования, заключенным до 1 апреля 2020 года.

      4. Для договоров обязательного страхования, не предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое лицо, страховой тариф рассчитывается с применением коэффициента КБМ, равного 1.

      5. Коэффициент КБМ владельца транспортного средства — юридического лица (далее — КБМ юридического лица) на период с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2020 года определяется на основании размеров коэффициента КБМ, определенных на указанный период времени для каждого транспортного средства, владельцем которого является данное юридическое лицо.

      Коэффициент КБМ юридического лица на период с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2020 года определяется как среднее арифметическое значение с округлением до второго знака после запятой коэффициента КБМ юридического лица по данному транспортному средству на 1 апреля 2020 года по всем действующим на 1 апреля 2020 года договорам обязательного страхования в отношении транспортных средств, владельцем которых является указанное юридическое лицо, и коэффициента КБМ юридического лица по данному транспортному средству на конец действия договоров обязательного страхования по всем договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие (в том числе досрочно прекращенным) в период с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2020 года в отношении транспортных средств, владельцем которых являлось указанное юридическое лицо, и по которым отсутствуют действующие на 1 апреля 2020 года договоры обязательного страхования.

      Коэффициент КБМ юридического лица по данному транспортному средству, в отношении которого содержатся сведения о договоре обязательного страхования, действующего на 1 апреля 2020 года, определяется на основании значения коэффициента КБМ юридического лица по данному транспортному средству, который был определен на начало действия этого договора обязательного страхования, и количества страховых возмещений по указанному транспортному средству, зарегистрированных в АИС ОСАГО в период с 1 апреля 2017 года по 31 марта 2020 года, при условии, что эти страховые возмещения ранее не были учтены при определении коэффициента КБМ юридического лица по данному транспортному средству.

      Коэффициент КБМ юридического лица по данному транспортному средству на конец действия договора обязательного страхования, прекратившего свое действие (в том числе досрочно прекращенного) в период с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2020 года, определяется на основании значения коэффициента КБМ юридического лица по данному транспортному средству, который был определен на дату заключения указанного договора обязательного страхования, и количества страховых возмещений по указанному транспортному средству, зарегистрированных в АИС ОСАГО в период с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2020 года, при условии, что эти страховые возмещения ранее не были учтены при определении коэффициента КБМ юридического лица по данному транспортному средству.

      При отсутствии в АИС ОСАГО сведений о договорах обязательного страхования, заключенных владельцем транспортного средства — юридическим лицом, коэффициент КБМ юридического лица по данному транспортному средству на 1 апреля 2020 года устанавливается равным 1 по всем транспортным средствам, владельцем которых является данное юридическое лицо.

      При заключении договора обязательного страхования в отношении транспортного средства, владельцем которого является юридическое лицо, и в отношении которого в АИС ОСАГО отсутствуют сведения о договорах обязательного страхования данного юридического лица, коэффициент КБМ юридического лица по данному транспортному средству на 1 апреля 2020 года устанавливается в размере коэффициента КБМ юридического лица с округлением до ближайшего значения коэффициента КБМ.

      Коэффициент КБМ юридического лица определяется на период с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2020 года, является неизменным в течение всего указанного периода времени и применяется по всем договорам обязательного страхования, заключенным в указанный период времени в отношении транспортных средств, владельцем которых является указанное юридическое лицо.

      Читайте так же:  Заявление отца о том что он не возражает против регистрации ребенка